Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия развития социально-педагогической компетентности инженерно-педагогических работников в учреждениях начального профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу исследования составили важнейшие положения философии о деятельности и развитии личности, взаимосвязи общества и образования, системного и личностно ориентированного подходов к изучению социально-педагогических явлений в их практическом единстве (Е. В. Бондаревская, В. В. Краевский, Е. А. Крюкова, В. М. Монахов, А. М. Саранов, В. В. Сериков, Н. К. Сергеев и др… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и практические аспекты развития социально-педагогической компетентности инженерно-педагогических работников в современной системе начального профессионального образования
    • 1. 1. Сущностная характеристика социально-педагогической компетентности инженерно-педагогических работников учреждения начального профессионального образования
    • 1. 2. Предпосылки развития потребности в социально-педагогической направленности деятельности учреждений начального профессионального образования
    • 1. 3. Содействие профессиональному росту и компетенции инженернопедагогических работников учреждения начального профессионального образования
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию социально-педагогической компетентности инженерно-педагогических работников в учреждениях начального профессионального образования
    • 2. 1. Деятельностное обучение в системе повышения квалификации как перспективная технология развития социально-педагогической компетентности инженерно-педагогических работников
    • 2. 2. Критерии и оценка качества опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по 2 главе

Педагогические условия развития социально-педагогической компетентности инженерно-педагогических работников в учреждениях начального профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Существенной особенностью современной социально-экономической и культурно-национальной ситуации России является, с одной стороны, обострение социальных проблем молодежи (рост преступности, алкоголизма, наркомании, конфликтности, озлобленности), а, с другой стороны, происходит активизация внутренних ресурсов личности в условиях творения собственной жизни.

Потребности сегодняшнего дня, связанные с модернизацией образования, заставляют по-новому взглянуть на систему начального профессионального образования, выполняющую в современных условиях не только привычные обучающие и воспитательные функции, но и социальные, настоятельно требующие подготовки личности к динамично изменяющимся условиям существования. В связи с этим возрастает значимость подготовки выпускников системы начального профессионального образования к вхождению в сложные, зачастую неблагоприятные жизненные ситуации, необходимость развития у них способности противостоять неблагоприятным факторам. От современных выпускников профессиональной школы ожидаются знания не только в области общеобразовательных и профессиональных дисциплин, но еще и «подготовка их к жизни., обретение им себя, своего человеческого образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала». (Е.В.Бондаревская, 2000).

Усиление социальной ориентации учреждений начального профессионального образования находится в прямой зависимости от кадровой подготовки педагогов к осуществлению социально-педагогической деятельности. Одним из перспективных вариантов решения этой проблемы является поиск новых форм и методов непрерывного повышения квалификации инженерно-педагогических кадров, интенсифицирующих процессы роста их социально-педагогической компетентности.

К настоящему времени сложились определенные предпосылки для научного обоснования путей решения социально-педагогических проблем как в ^ общеобразовательных школах, так и в учреждениях начального профессионального образования. Разработаны общие подходы к организации социально-педагогической деятельности в системе образования. Они получили освещение в работах Н. Ф. Басовой, Е. П. Белозерцева, В. Г. Бочаровой, Б. 3. Вульфова, М. А. Галагузовой, В. Н. Гурова, С. Б. Думова, А. В. Мудрика, JI. М. Митиной, А. Я. Найн, А. М. Новикова, С. Д. Полякова, М. И. Рожкова, В. А. Сластенина, И. П. Смирнова, Е. Н. Степанова, В. И. Слободчикова, П. И. Третьякова, Д. И. Фельдштейна, Г. Н. Филонова, В. Д. Шадрикова, P. X. Шакурова, С. Уиддет, С. Холидорд и других. В них раскрыты закономерности и факторы повышения значимости социально-педагогической работы в современной российской действительности.

Проблематика организации отдельных аспектов социально-педагогической деятельности педагогов с учащимися в условиях учреждения начального профессионального образования рассматривается в диссертационных исследованиях Е. Т. Бурцевой, JI. В. Вахидовой, А. Н. Власенко,.

A. В. Зарывахина, Е. Ю. Захаровой, А. К. Кидалинской, JI. В. Коптяевой,.

B. В. Куренного, В. В. Макашева, М. Е. Масловой, Е. Г. Мартынова,.

A. В. Моложавенко, Н. А. Омбоевой, С. М. Пипман, В. Н. Рязановой, Т. Б. Сафаровой, Ю. И. Семичастнова, Т. А. Степановой, Н. И. Тихоненко,.

B. А. Фокина, Н. Н. Хридиной, М. В. Шаповалова и других, в научных публикациях Н. В. Бабушкиной, Т. В. Баладинцевой, М. Г. Беленького, А. П. Беляевой, А. Я. Варламовой, О. В. Вербицкой, С. Н. Горькой, В. С. Гринева, Н. В. Дундуковой, В. И. Егорова, Е. И. Ермаковой, А. Н. Колесова, Ю. 3. Кушнер, t А. А. Литвиненко, И. П. Попова, В. С. Суворова, Н. Г. Худолий, Д. Ф. Ушакова, Л. Г. Федоровой и других.

Вышеперечисленные работы и исследования, несомненно, представляют большую ценность и имеют общетеоретическое значение, однако в научных исследованиях недостаточно внимания уделяется проблемам формирования социально-педагогической компетентности инженерно-педагогических кадров системы начального профессионального образования. Существование этих и других проблем подтверждают научные данные.

Опрос 120 руководителей, педагогов профессиональной школы показал их неготовность и недостаточную компетентность к реализации социальной функции учреждений начального профессионального образования, осуществлению целенаправленной социально-педагогической деятельности с учащимися. В связи с этим особую остроту приобретает проблема формирования социально-педагогической компетентности преподавателей, мастеров производственного обучения учреждений начального профессионального образования, в которых обучается далеко не лучший контингент молодых людей.

Анализ научной литературы показал, что изменившиеся социальные и экономические условия жизнеобеспечения и функционирования учреждений начального профессионального образования осложняют традиционные организационно-педагогические формы их работы и позволяют выявить противоречия:

— между востребованностью практикой теоретического обоснования и организационно-педагогического обеспечения социально-педагогической деятельности инженерно-педагогических работников и недостаточной теоретической и эмпирической базой для реализации этого направления в системе начального профессионального образования;

— между возросшими требованиями современного общества к социально-педагогической компетентности работников образования и неготовностью основной массы специалистов удовлетворять запросы общества;

— между имеющимся комплексом методик, технологий организации социально-педагогической деятельности в учреждениях системы НПО и недостаточной совокупностью условий для качественного осуществления этой работы.

С учетом выделенных противоречий определена проблема исследования, которая заключается в выявлении сущности, содержания и путей развития социально-педагогической компетентности инженерно-педагогических работников как компонента их профессионально-педагогической культуры.

Объектом исследования является процесс развития социально-педагогической компетентности инженерно-педагогических работников в учреждениях начального профессионального образования.

Предметом исследования является процесс создания условий для развития социально-педагогической компетентности инженерно-педагогических работников учреждений начального профессионального образования.

Цель исследования состоит в научном обосновании подходов к разработке содержания понятия социально-педагогическая компетентность инженерно-педагогических работников и в определении условий реализации эффективной модели подготовки их к осуществлению этой деятельности в учреждениях начального профессионального образования.

В соответствии с объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи исследования:

1. изучить состояние исследуемой проблемы, раскрыть сущность и компоненты социально-педагогической компетентности инженерно-педагогических работников;

2. определить педагогические условия развития социально-педагогической компетентности инженерно-педагогических работников;

3. экспериментально обосновать модель подготовки специалистов системы НПО к качественному осуществлению профессиональной деятельности в исследуемом направлении;

4. опытно-экспериментальным путем проверить выдвинутую гипотезу исследования о развитии социально-педагогической компетентности инженерно-педагогических работников в условиях учреждений начального профессионального образования.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс развития социально-педагогической компетентности инженерно-педагогических работников будет протекать более эффективно, если:

— рассматривать развитие социально-педагогической компетентности инженерно-педагогических работников в качестве значимой цели деятельности учреждений начального профессионального образования, нуждающейся в специальном содержательно-процессуальном обеспечении;

— обеспечить специальную подготовку преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального профессионального образования к реализации социально-педагогической компетенции;

— экспериментально апробировать новую модель обучения кадров, соответствующую изменившимся функциям и задачам системы начального профессионального образования;

— определить педагогические условия реализации социально-педагогической компетентности инженерно-педагогических работников в целостном образовательном процессе учреждений системы НПО.

Методологическую основу исследования составили важнейшие положения философии о деятельности и развитии личности, взаимосвязи общества и образования, системного и личностно ориентированного подходов к изучению социально-педагогических явлений в их практическом единстве (Е. В. Бондаревская, В. В. Краевский, Е. А. Крюкова, В. М. Монахов, А. М. Саранов, В. В. Сериков, Н. К. Сергеев и др.). Социально-философскую основу исследования составляют теоретические положения современных авторов по вопросам повышения квалификации на разных этапах деятельности педагога как объективной потребности личности и времени (Ю. К. Бабанский, Е. П. Белозерцев, Б. С. Гершунский, А. М. Новиков, И. П. Смирнов и др.). Определяя психолого-педагогические подходы к формированию социально-педагогической компетентности инженерно-педагогических кадров системы начального профессионального образования, мы опирались на труды по теории социально-педагогической деятельности (В. Г. Бочарова, Н. Ф. Басова, Б. 3. Вульфов, М. А. Галагузова, В. П. Кащенко, А. В. Мудрик, Е. Н. Степанов, Н. Е. Щуркова, Г. Н. Филонов и др.), на методологическое обоснование процедур проектирования модели осуществления социально-педагогической деятельности педагога в системе начального профессионального образования (А. В. Батаршев, А. П. Беляева, М. П. Горчакова-Сибирская, В. В. Краевский, Е. А. Крюкова, А. А. Литвиненко, В. М. Монахов, В. Ю. Питюков, А. М. Саранов, Н. О. Яковлева и др.).

Методы исследования:

Теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической, социально-педагогической, социологической литературы по проблеме исследованияанализ, сравнение, обобщение, моделирование. Эмпирические: ретроспективный анализ имеющегося опыта, опытно-экспериментальной работынаблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, статистический и качественный анализ результатов эксперимента.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась адекватными целям исследования методологическими, психолого-педагогическими и социально-педагогическими основаниями, использованием комплекса взаимозаменяющих диагностических методик, применением совокупности разнообразных методов получения и обработки данныхкорректной организацией опытно-экспериментальной работырепрезентативностью и достаточным объемом выборкисочетанием количественного и качественного анализасопоставлением полученных результатов до начала эксперимента и на завершающем этапе, длительным характером опытно-экспериментальной работы по апробации модели социально-педагогической деятельности педагогов с учащимися.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что определено место социально-педагогической компетентности в структуре профессиональной подготовки инженерно-педагогических работников системы НПО на послевузовском этаперазработана программа, модель обучения на рабочем месте, содействующая профессиональному росту в сфере социально-педагогической деятельностипредставлена логика осуществления инженерно-педагогическими кадрами социально-педагогической деятельности в условиях учреждения начального профессионального образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в результате исследовательского поиска была выявлена потребность в развитии социально-педагогической компетентности инженерно-педагогических работников в системе начального профессионального образованияопределены компоненты социально-педагогической компетентности, критерии и уровни их сформированностина основе полученных данных экспериментально апробирована программа обучения на послевузовском этапе.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают реальные ориентиры и возможности для создания педагогических условий эффективного осуществления социально-педагогической деятельности в условиях учреждения системы начального профессионального образования. Они эвристичны, могут служить определенным основанием для разработки других технологических моделей дополнительного профессионального образования, использоваться педагогами, повышающими дидактико-методический уровень в различных образовательных структурах и в процессе самообразования.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы результатов исследования обсуждались на заседаниях кафедры социализации и развития личности СГПИ, методологическом семинаре педагогов-исследователей, на педагогических советах профессионального политехнического колледжа г. Ставрополя, курсах повышения квалификации по научному менеджменту руководителей учреждений начального профессионального образования Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования, научной лаборатории «Антропология детства» Ставропольского государственного педагогического института. Промежуточный и итоговый результаты исследования обсуждались на Всероссийских научно-практических конференциях: «Теоретико-методологические проблемы современного воспитания» (Волгоград, 2004), «Педагогическая наука и практика — региону» (Ставрополь, 2005), «Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека» (Волгоград, 2005), на региональных конференциях: «Эвристическое образование» (Ставрополь, 2003, 2004), «Формирование социально-педагогической активности студентов педагогических колледжей и вузов для работы в социально-образовательной сфере: проблемы и опыт» (Махачкала, 2005).

Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в Ставропольском государственном политехническом колледже (2000;2005 гг.), через систему повышения квалификации и переподготовки инженерно-педагогических кадров системы НПО в Ставропольском краевом институте повышения квалификации работников образования, разработку научно-методических рекомендаций, научных статей.

Положения, выносимые на защиту:

1. социально-педагогическая компетентность инженерно-педагогических работников системы начального профессионального образования — это важная часть общей профессиональной компетентности, которую в современных социокультурных условиях необходимо развивать;

2. комплекс педагогических условий как системообразующий фактор, необходимый для развития социально-педагогической компетентности инженерно-педагогических работников учреждений НПО;

3. деятельностная модель дополнительного образования инженерно-педагогических работников по осуществлению социально-педагогической компетентности как система технологических и дидактических конструкций;

4. структура готовности к осуществлению социально-педагогической компетентности основана на следующих критериях: познавательный, характеризующийся наличием социально-педагогических знаниймотивационно-ценностный, характеризующийся пониманием роли и значимости социальной функции учреждения начального профессионального образованиядеятельностно-творческий, характеризующийся применением полученных знаний в образовательном процессе учреждения начального профессионального образования.

Базой исследования является Ставропольский государственный политехнический колледж, где диссертант проводил опытно-экспериментальную работу. Автор принимал участие в разработке и реализации программы опытно-экспериментальной работы, проектировании служб социально-психологического и психолого-педагогического профиля, методического обеспечения, организации и проведении курсов повышения квалификации педагогов.

Организация и этапы исследования.

Исследование проводилось с 2000 по 2006 год и включало четыре этапа:

Опытно-эмпирический и теоретико-аналитический этап (2000;2002 гг.) включал сбор, обобщение и систематизацию эмпирического материала, изучение подходов к решению проблемы создания системы социально-педагогической деятельности педагогов с учащимися в учреждениях системы начального профессионального образования.

Теоретико-поисковый этап (2001;2002 гг.) включал изучение и анализ психолого-педагогической, социально-педагогической, психолого-социальной, и научно-методической литературы, отбор диагностических методик, обоснование программы обучения инженерно-педагогических кадров системы НПОуточнение содержания проблемыформулирование исходных положений гипотезы исследования.

Экспериментальный этап (2001;2004 гг.) был связан с проведением формирующего и констатирующего экспериментов, концептуальным обоснованием учебного плана, модели обучения инженерно-педагогических кадров на курсах повышения квалификации в условиях учреждения начального профессионального образования, технологией обеспечения её реализациипоиском способов интеграции общеобразовательного и профессионального обучения, созданием организационно-педагогических условий реализации модели.

Обобщающий этап (2005;2006 гг.). Осуществлялась заключительная оценка всех полученных данных о ходе экспериментальной работы, их систематизация и обобщениевелось оформление результатов исследования, завершение научного обоснования положений исследования, оформление диссертации.

Объем и структура диссертации. Объем диссертации — 186 с. Она состоит из: введения (12 е.), двух глав (1-ая — 65 е., 2-ая — 78 е.), заключения (6 е.), списка литературы, насчитывающего 281 наименование. Текст диссертации содержит 14 рисунков, 20 таблиц и 3 диаграммы.

Выводы по главе 2.

Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию социально-педагогической компетентности инженерно-педагогических работников системы начального профессионального образования на послевузовском этапе позволили сделать следующие выводы.

1. Социально-педагогическая компетентность предполагает владение преподавателем, мастером производственного обучения теоретическими знаниями, умениями и методами в сфере социально-педагогической деятельности с учащимися учреждений начального профессионального образования.

2. Социально-педагогическая компетентность представляет собой гибкий, динамичный, корректируемый в связи с изменениями условий и педагогических задач (для разных регионов) комплекса компетенций, обеспечивающих высокую эффективность педагогической деятельности. Эти компетенции соотносятся следующим образом: знания и умения выступают регулятором действий инженерно-педагогических работников, закрепляясь в профессиональном мастерстве, такте, личностных качествах, динамичном взаимодействии с личностью учащегося, окружающей средой.

3. В условиях учреждения начального профессионального образования апробировалась деятельностная модель построения процесса повышения квалификации инженерно-педагогических работников, обеспечивающая их компетентное участие в преобразовании социально-педагогической деятельности в контексте задач современного образования, профессионально-личностный рост.

4. Процесс курсового обучения преподавателей, мастеров производственного обучения в условиях учреждения начального профессионального образования отличался определенной направленностью и логикой (траектория обучения), предусматривающей переход на новые уровни социально-педагогической компетенции. Были выделены следующие стадии процесса деятельностного обучения на компетентностной основе: актуализация новой компетенции, осознание дефицита социально-педагогической компетентности для работы по-новому, создание положительной мотивации обучения на курсахреализация системы действий по освоению обучающимися новой компетенции, обработка приемов деятельности обучающихсязакрепление актуализированных параметров социально-педагогической компетентности в форме групповых и индивидуальных практик.

5. Обоснованная и апробированная в исследовании модель социально-педагогической деятельности инженерно-педагогических работников с учащимися учреждения начального профессионального образования позволяет создать систему деятельности, включающую учебный и воспитательный процесс. Результатом этой деятельности стало сформированное позитивное отношение у большинства учащихся, проявившееся в таких жизненно важных сферах:

— трудовой деятельности (учеба как труд);

— общественных отношений (участие в самообразовании, деятельности клубов, секций);

— психологической (разум, рациональное регулирование поведенияпроявление заложенных природой сил, дарований, способностей).

Заключение

.

Сложившаяся в обществе экономическая и социально-политическая ситуация поставила преподавателей и мастеров производственного обучения перед необходимостью пересмотра педагогических позиций, критической переоценки устоявшихся научно-теоретических и практических систем обучения и воспитания учащихся в учреждениях начального профессионального образования.

Все явственнее обнаруживаются тенденции, позволяющие говорить о переходе этой системы в новое качественное состояние. К таким тенденциям следует отнести особое внимание инженерно-педагогических работников к проблемам социального развития личности, включающего две сферы. С одной стороны, изменения Я — концепции, эмоций и чувствс другой, формирование социальных навыков и моделей поведения. При всеобщей тенденции перехода к личностно ориентированному образовательному процессу особенно острой видится проблема становления подростка, его личности в современном учреждении начального профессионального образования, поскольку образование невозможно без обращения к личности, без опоры на личностный рост учащейся молодежи. Социально-педагогическая деятельность преподавателей, мастеров производственного обучения с учащимися учреждения начального профессионального образования понимается нами как обретение конкретного смысла жизни данной личности в данный момент и рассматривается в исследовании на трех уровнях (макро, мезо и микро). Важным компонентом социально-педагогической работы становится направленность на учение как труд, формирование готовности учащегося к удовлетворению своей потребности быть субъектом во всех сферах взаимодействия с миром (в сфере социальных контактов со сверстниками, преподавателями, мастерами производственного обучения, родителями, с будущими коллегами по работе и т. д.).

Обозначенные тенденции усиления социально-педагогической направленности деятельности учреждений начального профессионального р образования актуализируют новые требования к подготовке инженерно-1 педагогических работников в системе непрерывного образования.

Социально-педагогическая компетентность рассматривается в исследовании в единстве личностной, теоретической и практической подготовки инженерно-педагогических работников на основе современных психолого-педагогических знаний и продуктивных технологий обучения, способов саморазвития и саморегуляции профессиональной деятельности в едином образовательном пространстве колледжа.

Социально-педагогическая компетентность — это динамично развивающееся качество профессионализации современного преподавателя, мастера производственного обучения, которая по своему социальному предназначению должна постоянно генерировать педагогические инновации на основе жизненно и профессионально значимой информации.

В основу опытно-экспериментальной работы легла разработанная нами совместно с краевым институтом повышения квалификации работников образования программа совершенствования социально-педагогической компетенции преподавателей, мастеров производственного обучения в процессе курсовой подготовки на послевузовском этапе обучения. Смоделированная в ходе эксперимента траектория представлена в виде спирали, включающей три модуля «Теория», «Технология», «Практика» и предполагающая возможность их интеграции. Опираясь на методологическую основу построения траектории формирования и развития социально-педагогической компетенции педагогов обоснован вывод об обязательном овладении обучающимся каждым модулем учебного плана. 1 Одной из особенностей разработанного нами варианта технологии обучения на курсах повышения квалификации непосредственно на рабочем месте стала деятельностная модель (Р. Реванса), развивающая у личности обучающегося умение учиться и управлять обучением. Результатом такого обучения стало изменение практики организации инженерно-педагогическими работниками социально-педагогической деятельности в учреждении начального профессионального образования.

Полученные данные позволяют проследить положительную динамику развития социально-педагогической компетентности у педагогов и их готовность к осуществлению компетентной деятельности в условиях колледжа. Разработанные в ходе исследования спецкурсы «Основы правоведения», «Основы социальной защищенности», «Психология успеха», «Психология делового общения», «Профессиональная карьера» и другие создали условия для системного подхода к выработке осознанного отношения у учащихся к системе ценностей общества, и социальной значимости своей будущей профессии, осознанием необходимости профессиональной подготовки в течение всей жизни, стимулировали познавательный интерес учащихся к самопознанию. В ходе исследования определены приоритетные направления воспитательной работы в учреждении. Это: развитие познавательной активности учащихсяформирование гуманистического отношения к окружающему миру, самому себеразвитие и совершенствование нравственных основ личности, его внутренней потребности к самосовершенствованию и самоизменению. В основу воспитательной деятельности в эксперименте была положена технология построения личностно утверждающей ситуации в системе жизнедеятельности человека (В. В. Сериков). Материалы исследования показали, что адаптационная устойчивость учащихся в процессе обучения усиливается.

Спроектированная в исследовании модель социально-педагогической деятельности инженерно-педагогических работников с учащимися учреждения начального профессионального образования доказала свою целесообразность. Этому, на наш взгляд, способствовала апробированная в исследовании технология реализации спроектированной модели, включающая следующие элементы: создание образовательной среды с четким отбором содержания учебной и воспитательной работы, применением продуктивных технологий обучения и воспитания, выработкой системы личностно ориентированных педагогических задачвыявление организационно-педагогических условий совершенствования социально-педагогической деятельности с учащимися, включающих: профессиональную логику организации курсов повышения квалификации инженерно-педагогических работников на основе деятельностной модели, основанной на широком использовании на занятиях новых педагогических технологий, ценного управленческого и педагогического опытацеленаправленную деятельность педагогов в учебном и воспитательном процессе колледжа на социальное и профессиональное развитие личности учащегося с учетом его индивидуального творческого потенциала, мышления, запросов, ориентация на самоуправление, формирование здорового образа жизни, осмысление места и роли в рыночных условиях.

В исследовании апробирована технология реализации модели социально-педагогической деятельности инженерно-педагогических работников с учащимися, представляющая собой упорядоченную совокупность педагогических действий, операций, процедур по отбору способов содержания и объема учебного материала, форм и методов воспитательной деятельности, разработку модели управления социально-педагогической деятельностью с учащимися.

Результатами опытно-экспериментальной работы стали следующие показатели. Педагогические наблюдения и опрос третьекурсников показал, что у учащихся изменилась мотивация к процессу обучения, возросла их оценка с позиции профессиональных и социальных ценностей, усилилась потребность самоактуализации и самоуважения в социальных связях. Выявлено повышение уровня целеустремленности, позитивное отношение к себе и окружающему миру — семье, сверстникам, инженерно-педагогическим работникамк реализации здорового образа жизни. Процесс формирования социально значимых качеств личности учащегося представляется как целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных средств и форм, активное обучающее взаимодействие инженерно-педагогических работников и учащегося.

Выполненное исследование приводит к следующим выводам:

— в условиях перемен, происходящих в нашем обществе, необходимо переориентировать основные задачи профессионально-педагогической подготовки на всех этапах непрерывного образования на развитие личностного потенциала самого преподавателя, мастера производственного обученияпридать социально-педагогическую ориентацию этому процессу, сформировать их готовность к осуществлению социально-педагогической компетенции;

— процесс курсового обучения по проблеме развития и совершенствования социально-педагогической компетентности рассматривается как единство содержательно-целевого, технологического, личностно-ценностного компонентов, строится, в контексте данного исследования, только с позиции деятельностного подхода;

— в результате экспериментальной работы мы выяснили, что традиционная система обучения на послевузовском этапе не соответствует адекватным потребностям современного учреждения начального профессионального образования и социальной ситуации.

В ходе эксперимента были созданы педагогические условия развития социально-педагогической компетентности инженерно-педагогических работников. Экспериментальная проверка подтвердила, что наиболее эффективно эти условия реализуются в практической деятельности преподавателей, мастеров производственного обучения. Деятельностная модель обучения рассматривается в исследовании как основное средство развития социально-педагогической компетентности инженерно-педагогических работников колледжа.

Апробированный в экспериментальных условиях учебный план и траектория обучения способствовали развитию социально-педагогической компетентности инженерно-педагогических работников на послевузовском этапе обучения.

Таким образом, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты и сделанные на их основе выводы, подтверждают правильность гипотезы, выдвинутой в исследовании.

Проблема развития социально-педагогической компетентности инженерно-педагогических работников в условиях учреждения начального профессионального образования этим исследованием не исчерпывается. Существуют и другие ее аспекты, нуждающиеся в разработке. Нам представляется целесообразным в дальнейшем сосредоточить внимание на исследовании вопросов использования накопленного опыта в развитии мотивации самореализации инженерно-педагогических работников в социально-педагогической деятельности учреждений начального профессионального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга -1999.-624с.
  2. К. Личность в условиях дефицита общения. //Воспитание школьника 2000. — № 10. — с.4−8.
  3. В.Н. Перспектива развития и реформирования системы НПО. //Профессиональное образование 1999. — № 5. — с. 14−16.
  4. В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975.-232с.
  5. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение- 1982, — 192с.
  6. Н.В. Поэтапное обучение в У НПО. //Профессиональное образование 2002. -№ 11.- с. 24.
  7. Л.А. Теоретические основы разработки системы педагогической подготовки и переподготовки учителей на гуманистических принципах самоопределения. //Завуч 2003. — № 1. — с.15−33.
  8. Т.В. Программа адаптации первокурсников. // Профессиональное образование 2002. — № 11. — с. 13
  9. А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. /Теоретико-методологический аспект. /Под ред. А. П. Беляевой. СПб: Ин-т профтехобразования РАО — 1996. — 80с.
  10. Г. В., Шеламова Г. М. Нужна ли нам толерантность. //Профессиональное образование 2003. — № 8. — с.26
  11. М. Г. Смирнов И.Г. Современные основы реабилитационной педагогики в профессиональном образовании. М.: Изд. центр Академии профессионального образования — 2000. — 92с.
  12. Е.П. О национально-государственном образовании в России. //Педагогика 1998. — № 3. — с.30−35.
  13. С.В. Диалог основа профессии педагога: Учебно-методическое пособие. — М.: АПК и ПРО, 2002. — 148с.
  14. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. Санкт-Петербург, 1996. — 226с.
  15. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебн.-метод. Пособие. -М.: Высшая школа, 1989. 144с.: ил.
  16. Е.В. Прикладные исследования в педагогике : Монография. М — Волгоград: Перемена, 2003 — 164с.
  17. А.А. Вершина в развитии взрослого человека, характеристика и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. — 168с.
  18. В.А. Начальное профессиональное образование: проблемы и перспективы развития.//Профессиональное образование, 2000, — № 9. с.2−4.
  19. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Изд-во педагогического университета, 2000−352с.
  20. В.Г. Профессиональное становление и развитие социальной работы в России // Социальная работа как профессия: современный опыт и тенденции развития: Материалы Всерос. науч-практ. конференции. -Ставрополь: СГУ, 1999 с. 9−19.
  21. В.Г. Педагогика социальной работы. М, 1984 — 126с.
  22. Е.Т. Педагогические условия инновационных процессов в профессиональном образовании (на примере регионального многопрофильного колледжа). Автореферат дисс. к.п.н. — М., 1999. -с.26.
  23. Н.В. Методическая работа в условиях технологизации образования. //Профессиональное образование, 2003. № 8. — с. 18.
  24. М.А. Система профессионального образования республики Адыгея. Автореферат дисс. к.п.н. Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2000. — 22с.
  25. А.Я. Система деятельности педагогического коллектива по профилактике дезадаптации и организации процесса реадаптации подростков. Дисс. к.п.н. Волгоград, 2000. — 210с.
  26. JI.B. Подготовка учащихся профессиональных училищ к творческой деятельности в процессе изучения основ наук: Автореферат дисс. к.п.н. Уфа: Башкирский государственный педагогический институт, 2001.- 18с.
  27. О.В. Социализация подростков: Опыт работы Центров социальной адаптации и реабилитации подростков в учреждениях профессионально-технического образования Красноярского края. //Профессиональное образование 1999. — № 7. — с. 18.
  28. С.М. Профессиональное образование. Словарь, ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М: НМУСПО, 1999 — 538с.
  29. Вопросы воспитания: Теория и практика (часть 3). Материалы для учителей, преподавателей вузов, студентов по изучению курса педагогики, методики воспитательной работы, основ педагогического мастерства. -Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999. 48с.
  30. П.С. Профессиональное образование осужденных. //Профессиональное образование 2002. — № 11.- с.28−29.
  31. Воспитательный процесс изучения эффективности. Методические рекомендации. /Под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 128с.
  32. .З. Анализ эффективности социальной работы: сферы, содержание, организация // Социальная работа как профессия: современный опыт и тенденции развития: Мат. Всерос. научно-практической конференции Ставрополь: СГУ, 1999 — с. 19−22.
  33. Выездная коллегия Минобразования РФ в Липецке // Профессиональное образование. 2002 — № 1 — с. 12−13.
  34. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) М.: Изд-во «Совершенство», 1998.-608с.
  35. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989.- 160с.
  36. Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическая технология: структура, подходы к проектированию. //Профессиональное образование, 2000. № 5. -с.17−18.
  37. С.Н. Педагогическая коррекция нравственных ценностей учащихся профессионального лицея. //Профессиональное образование -2001. -№ 6.-с.6−7.
  38. B.C. Попечительский совет в лицее: Опыт лицея № 125, Московской области. //Профессиональное образование 1999. — № 4. — с.30.
  39. Г. А. Десять лет становления и развития. //Профессиональное образование 2004. — № 3. — с.7−8.
  40. В.Н., Селюкова Л. Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа: учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СКИУУ, 1993. -184с.
  41. В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей. Автореферат дис. на соиск учен. степ, д.п.н. М., 1997. — 30с.
  42. В.П., Рахимов О.Х-А. Теоретические и методические основы моделирования процесса профессиональной подготовки специалиста. //Инновации в образовании 2002. — № 2. — с.63−83.
  43. Е.М., Шульга Н. Г., Калашников П. В. Концепция развития непрерывного профессионального образования в Ставропольском крае. -Ставрополь: ИРО, 1998. 50с.
  44. Ю.Л. Профессиональная карьера молодежи новая стратегия. //Профессиональное образование, 2001. — № 10. — с.24−25.
  45. Н.Н., Шаповалов М. В. Модель специалиста как основа мониторинга качества профессиональной подготовки. //Профессиональное образование 2002. — № 11. — с. З
  46. А., Усманов Б., Шелейкова Н. Социальные инновации: Сущность и практика осуществления. М.: Институт молодежи, 1992. -46с.
  47. Договор о сотрудничестве между Министерством образования Российской Федерации и Министерством труда и социального развития Российской Федерации на 2000−2005 годы. //Профессиональное образование 2000. -№ 6. — с.5−6.
  48. Н.В. Модель воспитательной работы в профессиональном лицее. //Профессиональное образование 2001. — № 11.- с.13
  49. С.Б. Введение в педагогику отклоняющееся поведения: Учеб. пособие / Науч.изд. Н. К. Сергеев. Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2004. -Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2004 — 72с.
  50. Духовный мир человека: проблемы формирования и развития: Научн.-метод. сборник. Вып. 1. /Сост. Н. Ф. Бондаренко, А. П. Калашников, В. И. Сидоров, Ф.Н.Страчкова- Научн. руков., отв. ред. В. Н. Грузков. -Ставрополь: СКИПКРО, 2002. 123с.
  51. .В. Эффективные взаимоотношения «Учащийся педагог». //Профессиональное образование — 2004. — № 2. — с.26.
  52. В.И. Социально-педагогическая адаптация учащихся профессионального лицея. //Профессиональное образование 2001. — № 6. -с.5−6.
  53. Е.И., Туруева Т. М. Специфика подготовки социальных работников. //Профессиональное образование 2003. — № 8. — c. l 1.
  54. А.А. и др. Модели обучения для профессионального роста. Рабочая книга для системы повышения квалификации учителей общеобразовательной школы. Алмаата: РИПКСО, 2004. — 60 с.
  55. А.А. Управление профессиональным ростом учителей: теория и практика // Материалы международной научно-практической конференции. Алмаата, 2003. с. 8−16.
  56. Г. Н. Мастер производственного обучения в современной системе НПО. //Профессиональное образование 2001. — № 2. — с.27−29.
  57. В. Общечеловеческое образование или суть и смысл вальдорфской педагогики. //Директор школы 2000. — № 1. — с.41−49- № 2. -с.57−66.
  58. Закон «О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке в Калужской области». //Профессиональное образование -2003. № 7. — с. 17−20.
  59. Закон Тульской области «О начальном профессиональном образовании». //Профессиональное образование 2004. — № 3. — с.20−21.
  60. В.П. Функционально-технологическая структура управления инновационным развитием профессионального училища. //Профессиональное образование 2001. — № 7. — с.5−6.
  61. А.В. Сельское ПТУ как фактор социализации учащихся. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ, к.п.н. Пенза: Пенз. гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского, 1999. — 20с.
  62. Е.Ю. Преемственность трудового и производственного обучения учащихся в общеобразовательных школах и профессиональных училищах. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, к.п.н. Курган: Курганский гос. ун-т, 1997.- 17с.
  63. С.И. Технологии обучения взрослых : Учебн. пособие для студ. учебн. -М: Издательский центр «Академия», 2002 128с.
  64. В.И. Центр реабилитации молодых инвалидов. //Профессионал -2001. -№ 4.-с.10−11.
  65. О.В., Терехова Л. А., Андреева Н. Г. Роль социально-психологической службы в развитии учащихся. //Профессиональное образование 2004. — № 3. — с. 16
  66. В.А. Чутко реагировать на запросы рынка. //Профессиональное образование 2002. — № 1. — с. 10−11.
  67. Л.И. Социально-ориентированная система воспитания детей-сирот с нарушениями в интеллектуальном развитии. //Профессиональное образование 2001. — № 4. — с. 14−15.
  68. Институт развития профессионального образования в Интернете. //Профессиональное образование 2000. -№ 11.- с. 32.
  69. Информационно-аналитический сборник «Образование Ставрополья в цифрах и фактах на рубеже веков». Ставрополь: ИРО, 2000. — 188с.
  70. И.А., Пурышева Н. С. Основы дифференциации общеобразовательной подготовки в профессиональной школе. //Профессиональное образование, 2000. № 1. — с.24−25.
  71. В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. 2-изд. — М.: Просвещение, 1994.-223с.
  72. В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1992. — 124с.
  73. Г. Н. Формирование педагогической компетентности преподавателя общеобразовательного учреждения. Дисс.. канд. пед. н. -М, 2000−192 с.
  74. А.К. Педагогические условия подготовки учащихся профессионального училища к трудовой жизни (На материале проф. училища с.-х. профиля): Автореферат дисс. на соиск. учен. степ, к.п.н. -Краснодар: Кубанский гос. университет, 2001. 23с.
  75. Н.М. Социально-педагогические условия адаптации студентов в педагогическом колледже. Автореферат дисс. на соиск науч. степ, к.п.н. -Оренбург, 2000.-20с.
  76. Е.А. Социальное партнерство как педагогическая проблема. //Профессиональное образование 2000. — № 2. — с. 16−17.
  77. Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. М., 2003. -256с.
  78. В.А. Научно-методический центр управляет профессиональной подготовкой учащегося. //Профессиональное образование 2000. — № 9. -0,21.
  79. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь М.: Издательский центр «Академия», 2000 — 176с.
  80. В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. -СПб.: Деан, 2000−256с.
  81. A.M. Психологическая служба как фактор повышения эффективности профессионального образования (Оренбургская область). //Профессиональное образование, 1998. — № 4. — с.8−9.
  82. Н.В. Перспективы сотрудничества в сфере сервиса. //Профессиональное образование, 2003. — № 8. — с.ЗЗ.
  83. JI. Образовательно-развивающий профориентационный комплекс. //Школа, 1995. — № 1. — с.53−56.
  84. А.Н. Трудовая карьера. М.: Институт молодежи, 1992. — 68с.
  85. Е.С., Чернявская А. Г. Практическая педагогика. Инновационное образование взрослых. М.: Российская академия менеджмента и агробизнеса, 1998.-85с.
  86. Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 1997 года с историко-правовым комментарием. М.: Издательская группа Инфра-М — Норма, 1997. — 80с.
  87. И.И. Региональный многопрофильный колледж на пороге XXI века. //Профессиональное образование, 1999. — № 3. — с.21.
  88. JI.В. Особенности процесса производства образовательных услуг как фактора социального воспитания. Автореферат дисс. на соиск науч. степ, к.п.н. — Кострома, 2000. — с.23.
  89. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во САмГПИ, 1994. — 165с.
  90. В.В. Общие основы педагогики: Учебн. Пособие для студ. и аспирантов педвузов. Москва-Волгоград: Перемена, 2002. — 163с.
  91. Креативная этика. Психология освоения подростками этических норм и понятий. М.: Московский психолого-социальный институт. — Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2000. — 190с.
  92. Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике. //Педагогика, 2003. — № 2. — с.11−22.
  93. Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование: Учебн. пособие к спецкурсу. /Научн. ред. проф. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 1998.-106с.
  94. В.В. Новая модель педагогической подготовки мастеров начального профессионального образования. //Профессиональное образование, 2000. — № 10. — с. 18−19.
  95. В.В. Педагогическое проектирование как условие развития образовательно-воспитательного процесса в профессиональном лицее. Дисс. на соиск науч. степ, к.п.н. Ставрополь: СГУ. — 167с.
  96. С.В. Единое образовательное пространство области (обоснование синергетической разработки). Воронеж, 1998. — 30с.
  97. Ю.З. Воспитательная деятельность мастера производственного обучения. Монография. — Москва-Минск: Издательский центр АПО, 2001.-163с.
  98. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. М.: Новая школа, 1993. — 48с.
  99. ЮЬЛиберман И., Нисензон Р. Совет учеников как средство воспитания демократических принципов. //Профессиональное образование 1999. -I № 5. — с.28.
  100. Личность, семья, школа (проблемы социализации учащихся). /Под ред. С. Г. Вершловского. Санкт-Петербург, 1996.- 164с.
  101. М.М. Технология профессионального педагогического образования. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272с.
  102. Д.Г. Автодидактика и практика конструирования собственных технологий обучения. М.: Издательство Московского психолого-социального института. Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2003. — 320с.
  103. В. Т. Советское студенчество: Социологический очерк: М.: Высш. шк., 1990−304 с.
  104. Ю.А., Савинова Л. Ф. и др. Образовательно-воспитательная и профориентационная система Ессентукского профессионального училища: Учебно-практическое пособие по дистанционному обучению. -Ставрополь: СКИПКРО, 2000. 101с.
  105. Л.В. Формирование профессионального самоопределения. //Профессиональное образование, 2001. № 11. — с. 10.
  106. Ломакина О. Е На пути авторской педагогической технологии. Волгоград: «Перемена, 1997.-40с.
  107. Т.Н. Андрагогика в контексте гуманистической образовательной парадигмы. Ставрополь: СГУ, 2001. — 340с.
  108. Г. И. Концепция модернизации организационно-экономического механизма региональной системы начального профессиональногоj образования. //Профессиональное образование 2001. — № 8. — с.13−15.
  109. И.Ю. Многоуровневая подготовка специалистов гостиничного сервиса. //Профессиональное образование, 2001. — № 4. — с.31.
  110. С.П., Кузина А. Ю. Новые подходы к воспитанию. //Профессиональное образование, 2001. № 5. — с. 17.
  111. В.В. Содержание, методы и формы социализации молодежи в муниципальной системе дополнительного образования: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, к.п.н. М.: Рос. Междунар. акад. туризма. — М., 2001. -27с.
  112. А.А., Анисимова Т. С. Эксперимент в образовании как средство повышения его качества (многофакторный многомерный подход). М.: Исследовательский центр качества подготовки специалистов, 2001. — 66с.
  113. М.Е. Социально-педагогическая адаптация детей группы риска. -1 Дисс. на соиск учен, степ.к.п.н. Ставрополь, 2001. — 140с.
  114. В., Ситаров В. Педагогика ненасилия. //Обруч 1997. — № 4. -с.3−5.
  115. Е.Г. Формирование системы управления процессом развития профессионального учебного заведения. Автореф. дисс. на соиск. учен, степ, к.п.н. — М.: Моск. пед. гос. ун-т, 1998. — 19с.
  116. Л.Г. Ценностно-мотивационные детерминанты профессионального роста преподавателя высшей школы. Дисс.. канд.п.н. Брянск.: БГУ, 2003- 199 с.
  117. Методология диссертационных исследований по проблемам образования в t условиях его модернизации: Сб. науч. ст. Всерос. семинара по метрологиипедагогики. Волгоград. 20−22 мая 2003 г. Волгоград: перемена, 2003 -311с.
  118. В.И., Смирнов И. П. Региональная модель профессионального образования. /Академия профессионального образования. М.: Изд. дом Ореол-Лайн, 1998. — 88с.
  119. Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: Московский психолого-социальный институт: Изд-во НПО «Модэк», 2002. -400с.
  120. Модель управления воспитательным процессом в сельской школе: сборник учебно-методических материалов. Ставрополь: СКИРО, 2001. — 84с.
  121. А.В. Коммуникативная подготовка педагога к работе по профилактике к аддиктивному поведению подростка. Дисс. На соиск учен. степ, к.п.н. — Волгоград, 2000 — 125с.
  122. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса: Монография. Волгоград: Перемена, 1995.- 152с.
  123. Молодежь России. Статистический сборник. М., 1992. — 89с.
  124. Молодежь России: социальное развитие. М.: Наука, 1992. — 205с.
  125. Молодежь и социум: условия развития. //Профессиональное образование -2000. -№ 10.-с.16−17.
  126. М.А. Педагогические условия социально-эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства. Автореферат на соиск учен. степ, к.п.н. — Ставрополь: СГУ, 2002. — 26с.
  127. Налог на квалификацию. //Профессиональное образование, 2003. — № 10. -с.23−24.
  128. Нас учит история российской профшколы (по материалам ЦМПО МО РФ). //Профессиональное образование, 2001. — № 1. — с.2−6. 0 134. Нафипов Г. С. Воспитание девушек с девиантным поведением. //Профессиональное образование, — 2000. — № 4. — с. 18−19.
  129. Начальное профессиональное образование Российской Федерации в 1999 году. Статистический сборник по состоянию на 1 января 2000 года. М., 2000.-c.52.
  130. А.Я. Инновации в педагогике профессионального образования. -Челябинск: Чел. Филиал ИПО МО РФ, 1994. 61с.
  131. Ю., Сухоруков А. Сотворчество и проблемы классного руководителя. //Директор школы 2000. — № 1. — с.65−73.
  132. Г. Изучение и прогнозирование развития личности ученика. //Воспитание школьника, 2001. — № 7. — с. 13−16.
  133. JI. Технология социально-педагогической работы: краткий анализ. //Воспитание школьников, 2000. — № 9. — с. 14−15.
  134. JI. Основные направления и методы работы социально-педагогической работы. //Воспитание школьников, 2000. № 9. — с.13−15.
  135. М.В. Попечительский совет как институт демократизации профессионального образования. //Профессиональное образование, 1999. — № 10. -с.2−3.
  136. A.M. Развитие системы профессионального образования и проблемы повышения квалификации ее работников. //Организация и научно-методическое обеспечение повышения квалификации специалистов профессионального образования. СПб., 1996. — с.8−20.
  137. A.M. Базовое профессиональное образование проблемы > интеграции. //Специалист, 1996. — № 5. — с.2−5.
  138. A.M. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования. //Педагогика, 1998. — № 3. — с.11−17.
  139. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. 2-е изд. М., 1998. — 134с.
  140. A.M. Построение системы непрерывного образования. М.: Издательский центр АПО, 2000. — с.45.
  141. A.M. Народность всегда актуальна. //Директор школы, 2000. -№ 1.-с.25−28.
  142. A.M. Принципы демократизации профессионального образования. //Педагогика, 2000. — № 1. — с.20−27.
  143. A.M. О новой редакции Концепции профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения в Российской Федерации. //Профессиональное образование, 2000. — № 1. — с.13−15.
  144. A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования. //Педагогика, 2000. — № 9. — с.3−10.
  145. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении. //Воспитание школьников, 2002. -№ 7. — с.2−6.
  146. О программе «Содействие трудоустройству и адаптация к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования». //Профессиональное образование 2002. — № 1. — 19с.
  147. Об организации воспитательной работы в учреждениях начального профессионального образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации. //Профессиональное образование, 2002. № 1. -с. 19.
  148. Образование Ставрополья и России в цифрах и фактах. Ставрополь: ИРО, 1996.-34с.
  149. Образование Ставропольского края в документах. Ставрополь: СКИПКРО, 1998.-72с.
  150. С. И. Словарь русского языка. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1986 -798 с.
  151. Основные итоги работы системы образования Волгоградской области по реализации I этапа модернизации российского образования на период до 2010 года (аналитический доклад). Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2004. -60с.
  152. Основы социальной работы / Под ред. Н. Ф. Баева М.: Издательский центр «Академия», 2004 — 288с.
  153. Н.А. Педагогические условия самореализации подростков в учебной деятельности. Дисс. на соиск учен. степ, к.п.н. Волгоград: ВГПУ, 2002.- 180с.
  154. Оценка качества образовательной деятельности школ и создание программ их развития. Сборник методических материалов. Волгоград: Перемена, 2003- 152 с.
  155. Л.Г. Проектируем модель выпускника. //Профессиональное образование 2000. — № 3. — с.23.
  156. Парадоксы возраста или воспитания?: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.-80с.
  157. Перспективы создания региональной системы непрерывного профессионального образования. /Сборник статей под ред. В. В. Кузнецова. Оренбург: ООИПКРО, 1998. — 51с.
  158. Петросян К.Ц. XXI век век профессионалов. //Профессиональное образование. — 2000. — № 1. — с.20−22.
  159. П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354с.
  160. С.М. Социально-педагогические основы профессионального образования специалиста. Дисс. на соиск учен. стен, к.п.н. М., 1998. -197с.
  161. В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-практическое пособие. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». «Росагенство», 1997.- 176с.
  162. В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. М., 2000. — 368с.
  163. С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М.: Новая школа, 1996.- 160с.
  164. И.П. Социальная адаптация учащихся УНПО. //Профессиональное образование. 2003. — № 11. — с.8.
  165. Т. Опыт оценки воспитанности учащихся. //Воспитание школьников. 2001. -№ 2. -с.11−13.
  166. Е.В. Диагностика уровня воспитанности студентов. //Профессиональное образование. 2003. — № 8. — с. 10.
  167. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений. М.: Новая школа, 1996. — 320с.
  168. М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой (В вопросах и ответах). Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования. М.: Новая школа, 1997. — 352с.
  169. Приветствия участникам конференции. //Профессиональное образование. -2000. -№ 11.-с.18−19.
  170. Проблемы качества образования. Книга 2. Оценка и управление качеством в высшем образовании. //Материалы XII Всероссийского совещания. Изд. 2-е. М., Уфа. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. — 86с.
  171. Проблемы трудового воспитания молодежи в современных условиях. Тезисы докладов Российской научно-практической конференции 10−13р октября 1995. Волгоград: Перемена, 1995. — 101с.
  172. Программа развития воспитания в системе образования России на 19 992 001 годы. //Воспитание школьников. 2000. -№ 1,2- с.2−6.
  173. Профессиональное образование в России: Новые тенденции. Тезисы докладов научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 21−23 сентября 1993 г.-Санкт-Петербург, 1993.-50с.
  174. Прутченков J1. Социальное проектирование в воспитательной работе школы. //Воспитание школьников. 2001. — № 10. — с.32−36.
  175. Н.С. Планирование карьеры. //Профессиональное образование. 2003. — № 10. — с.22−23.
  176. В.П. Руководство персоналом организации: учебник М.: Аспект Пресс, 2000 — 279 с.
  177. Развитие содержания профессионального обучения в рамках концепции 1 различных форм профтехобразования. Сборник научных трудов.1. Ленинград, 1990. 80с.
  178. Развитие, социализация и воспитание личности. Материалы к научно-практической конференции: Выпуск II. Ставрополь, 1993. — 192с.
  179. Развитие, социализация и воспитание личности. Региональная концепция. -Ставрополь, 1993.-24с.
  180. Равен Джон Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализации. М, 2002 (анг).
  181. Российская социологическая энциклопедия. /Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА -ИНФРА-М, 1998.-672с.
  182. В.Н. Дидактическая система адаптации учащихся к профессиональной деятельности: Автореферат дисс. на соискание учен, степ, к.п.н.: Рос. Акад. Образования, Ин-т проф.-техн. образования. СПб., 1998.-28с.
  183. Е. Педагогическое наблюдение: метод позволяющий дойти до каждого. //Директор школы. 2000. — № 1. — с.10−15.
  184. Л.Ф. Теория и практика проектирования и функционирования современной системы профессиональной переподготовки педагога. Монография. М: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2001 — 272с.
  185. A.M. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика: Монография. -Волгоград: Перемена, 2000. 259с.
  186. Т.Б. Содержание и организация обучения как средство профессиональной адаптации студентов колледжа. Автореферат дисс. на соиск учен. степ.к.п.н. — Ставрополь, 2001. — 22с.
  187. Т.Б. Социолого-психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса (Опыт колледжа «Интеграл» г. Пятигорска). //Профессиональное образование 1998. — № 11−12. — с.22−23.
  188. Сборник материалов о состоянии образовательного комплекса в 1993/94гг. -Ставрополь: ИРО, 1994.- 185с.
  189. Северный Кавказ: образование: история и современность. Коллективная монография. Пятигорск, Пятигорский государственный университет, 2001.- 183с.
  190. Ю.И. Социально-педагогические основы совершенствования профессионального образования (на примере Московского региона). Дисс. на соиск учен. степ, к.п.н. М., 1999. — 111с.
  191. Ю.И. О направлениях деятельности профессионального образования Москвы. //Профессиональное образование. 2001. — № 4. — с.2.
  192. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. -М.: Издат. корпорация «Логос», 1999. -272с.
  193. И.Н., Новикова Л. И. Проблемы современного воспитания в философском контексте. //Педагогика. 1998. — № 7. — с.14−20.
  194. И.В. Формирование у подростков ценностной ориентации на * человека в детских общественных объединениях. Автореферат дисс. насоиск учен, степ.к.п.н. Волгоград, 2002. — 23с.
  195. М.Н. и современное образование: Материалы научно-практической конференции в двух томах. /Под ред. В. А. Мясникова, сост. Л. П. Прокофьева. Т1. М., 2000. — с.240, с. 380.
  196. В.А., Подымов Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Издательство «Магистр», 1997. — 224 с.
  197. И.П., Каткова Е. В. Социальный портрет учащегося профессионального экологического лицея. //Профессиональное образование. 2001. — № 6. — с.2.
  198. А.Г. Управление деятельностью среднего профтехучилища. М.: Высшая школа, 1983. — 167с.
  199. В.В. Проблемы развития учреждений среднего профессионального образования. //Профессиональное образование. 2000. -№ 1.-с.26−27.
  200. И.Б. Проблема профессионального самоопределения учащейся молодежи. //Профессиональное образование. 2000. — № 1. — с.27−28.
  201. И.В. Социальная идентичность и жизненный путь личности (исследовательские проекты в области социальной работы). -М.: Институт молодежи, 1993. 116с.
  202. Л.Г. Регионализация профессионального образования. М., 1999. — 157с.
  203. Социальная педагогика. / под общей редакцией М. А. Галагузовой. М: ВЛАДОС, Большая Российская энциклопедия, 2001. 416с.
  204. Социальный педагог школы. Теория и практика работы с трудновоспитуемыми учащимися. /Н.Ф.Шинкаренко, В. Д. Кудинов, Н. Г. Шинкаренко. Ставрополь: СКИПКРО, 2002. — 92с.
  205. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики. М.: ИЗд-во АСОПиР, 1994.-с. 173.
  206. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. /Авторы: В. С. Собкин, П. С. Писарский. М.: Министерство образования РФ, 1992.- 159с.
  207. Социологический словарь. /Н.Аверкомби, С. Хилл, Б.С.Тернер- пер. с англ.- под ред. С. А. Ерофеева. М.: ОАО Изд-во «Экономика», 2000. — 428с.
  208. Социоэкспресс «Проблемы деятельности педагога-психолога в обеспечении эффективности учебно-воспитательного процесса». -Ставрополь: ИРО, 1995. 11с.
  209. Социоэкспресс № 2. Занятость учащейся молодежи: какой ей быть? -Ставрополь: ИРО, 1995. -25с.
  210. Т.А. Организационно-педагогические условия социальной адаптации учащихся профессиональных училищ. Автореферат дисс. на соиск учен. степ, к.п.н. — Ярославль, 1995. — 24с.
  211. Е.Н. Воспитание в начале XXI века: тенденции развития. //Воспитание школьников. 2002. — № 2. — с.9−14.
  212. Е.Н. Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности. //Воспитание школьников. 2003. — № 2. — с.3−5.
  213. Е.Н. Создание системы воспитания: формы, методы и приемы. //Директор школы. 2000. — № 5. — с. 19−26.
  214. Дж. Тренинг традиционных изменений: Пер. с анг. СПб.: Питер, 2001 -256 с.
  215. А.А. Стратегическое управление в инновационном режиме. //Профессиональное образование. 2001. — № 5. — с.24.
  216. Н.Ф. Пути использования теории планомерного формирования умственных действий в практике образования // Вестник МГУ, Серия 14. Психология 1992 — № 4 — с. 18−26.
  217. Теория и практика социальной работы: отечественной и зарубежный опыт. В 2-х т., Т2. Москва-Тула: Изд-во АСПиСР, 1993. — Т 1. — 455с.- Т2. -389с.
  218. Типовое положение об образовательном учреждении начального профессионального образования. //Профессиональное образование. 2003. — № 1.-с.9−18.
  219. Н.И. Педагогические условия личностного роста подростков в досуговой деятельности. Дисс. на соиск учен. степ, к.п.н. — Волгоград, 2002. — 200с.
  220. П.И., Мартынов Е. Г. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по результатам: Практикапедагогического менеджмента. /Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001.-368с.
  221. JI. Наш опыт социально-педагогической работы. //Воспитание школьников 2003. — № 2. — с.24−29.
  222. Уидцет С, Холлифорд С. Руководство по компетенциям: Пер. с анг. М.: НИРРО, 2003−228 с.
  223. Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие. /Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448с.
  224. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. Учебник / Под ред. Мара и Шмидта. М.: МГУ, 1997 — 368 с.
  225. Управление образовательными системами / Под ред В. М. Монахова. М.: МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2003. — 139с.
  226. Д.Ф., Крылов В. И. Сегодня и завтра донской профтехшколы. //Профессиональное образование. 1999. — № 4. — с.8−10.
  227. К. Внедрение инноваций: сколько сил и нервов требуется от руководителя? //Директор школы. 2000. — № 2. — с.45−48.
  228. B.C. Направления развития профобразования Республики Марий Эл. //Профессиональное образование. 2003. — № 8. — с.З.
  229. B.C. Профессиональное образование региона: задачи и перспективы развития. //Профессиональное образование. 2001. — № 7. — с. 9.
  230. Л.Г. Социально-педагогическая служба лицея. //Профессиональное образование. 2003. — № 11. — с. 10.
  231. Л.Д. Направления модернизации государственных образовательных стандартов НПО. //Профессиональное образование. -2002. № 6. — с.2−3.
  232. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»». М.: Изд-во «Ось-89», 1998. -64с.
  233. Д.И. Проблемы возрастной педагогической психологии. М., 1995.-c.272.
  234. Е.А. Губернаторское профессиональное училище. //Профессиональное образование. 2004. — № 4. — с.5.
  235. Г. Н. Ценностно-целевые ориентации социально-педагогической деятельности. //Воспитание школьников. 2003. — № 6. — с. 33−36.
  236. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983 -840 с.
  237. В.А. Теория и практика социального воспитания учащихся профессионально-технической школы. Автореферат дисс. на соиск учен, степ. д.п.н.-М., 1996.-43с.
  238. Т. Трудная судьба классного воспитателя. //Директор школы. -2000. № 3. — с.50−55.
  239. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. /Под ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа, 1994. — 64с.
  240. Н.Н. Организационно-педагогические условия обеспечения эффективности образовательного процесса в профессиональных училищах. Автореферат дисс. на соиск учен. степ, к.п.н. — Екатеринбург, 1997. -20с.
  241. Н.Г. Организационно-педагогические условия функционирования профессионально-технического училища нового типа. Автореферат на соиск. учен. степ, к.п.н. — Якутск: Якут. гос. университет им. М. К. Амосова, 1998.- 19с.
  242. Н.Г. Социально-экономические аспекты непрерывного профессионального образования. //Профессиональное образование. 2004. — № 4. — с.26.
  243. А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. 2003 — № 5 — с. 55−61.
  244. P.P. Социальные проблемы гуманизации начального профессионального образования. Автореферат дисс. на соиск учен. степ, к.п.н.-Уфа, 1998.-26с.
  245. Е. Об основных направлениях развития воспитания в системе образования. //Воспитание школьников. 2000. — № 1. — с.2−5.
  246. И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Сентябрь, 1998. — 144с.
  247. М.А. Информационно-психологический минимум для подготовки работников сферы обслуживания. //Профессиональное образование. 2000. -№ 1.-с.29.
  248. В.Д. Духовные способности. М.: Магистр, 1996. — 102с.
  249. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.-320с.
  250. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. -208с.
  251. М.В. Образовательный мониторинг в управлении качеством подготовки учащихся начальной профессиональной школы. Автореферат дисс. на соиск учен. степ, к.п.н. — Ставрополь: СГУ, 2003. — 22с.
Заполнить форму текущей работой