Применение электронных средств обучения на коррекционных занятиях
Создание технологической инфраструктуры, учитывающей потребности конечного пользователя и цели обучения, крайне необходимо для эффективной организации коррекционно-образовательного процесса. Полноценная интеграция учащихся с особыми потребностями в образовательный процесс невозможна без вспомогательных технологий и специального оборудования. При этом, для некоторых учащихся технологические… Читать ещё >
Применение электронных средств обучения на коррекционных занятиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Интерактивные презентации и их сущность
Современные информационные технологии (ИТ) как для школьников, так и дошкольников с нарушениями зрения имеют особое значение, так как позволяют самостоятельно получать, обрабатывать и передавать информацию практически любого характера. Современные ИТ обладают огромным реабилитирующим потенциалом и должны занимать одно из важнейших мест в образовании детей с нарушением зрения.
Технологии, применяемые для обучения учащихся с особенностями психофизического развития, можно условно разделить на две категории: вспомогательные и коррекционные. Вспомогательные технологии обеспечивают возможность физического доступа к информации (например, экранные лупы, программное обеспечение с речевым вводом, специально разработанные мышки и клавиатуры), тогда как коррекционные технологии способствуют исправлению имеющихся нарушений и активизируют развитие учебных умений и навыков [7].
Создание технологической инфраструктуры, учитывающей потребности конечного пользователя и цели обучения, крайне необходимо для эффективной организации коррекционно-образовательного процесса. Полноценная интеграция учащихся с особыми потребностями в образовательный процесс невозможна без вспомогательных технологий и специального оборудования. При этом, для некоторых учащихся технологические решения могут являться единственным способом продемонстрировать окружающим свои потребности, суждения и взгляды. В условиях интегрированного обучения преодоление целого ряда трудностей, возникающих в процессе обучения, может быть успешно осуществлено на основе использования информационно-коммуникативных технологий. Применение ИКТ в образовании позволяет оптимизировать учебную среду, обеспечивая альтернативный и, что особенно важно, доступный пользователю формат образовательных ресурсов. Благодаря использованию программных средств автоматизированной разработки учебных курсов содержание учебной программы может быть представлено различными способами: в качестве текста на сайте Интернет, анимированного изображения, виртуальной реальности, мультимедийного продукта, включая цифровую звукозапись и видео, интерактивных презентаций. Кроме того, использование ИКТ предоставляет педагогам возможность профессионального взаимодействия с коллегами, способствуя тем самым повышению их квалификации и обмену опытом.
В настоящее время не каждый педагог имеет возможности, опыт в создании электронных программ и пособий, способствующих обучению и воспитанию детей с нарушениями зрения. Но так же, нужно сказать, что не каждое электронное пособие можно использовать в работе с определенным ребенком в силу его особенностей. Для того чтобы реализовать дифференцированный подход в обучении детей с нарушениями зрения предлагается экономичный, практичный вариант электронного средства обучения — интерактивные презентации.
Интерактивная презентация — это средство передачи информации в виде аудио, видео, текстового материала, позволяющее участвовать или влиять пользователем на процесс презентации. Данное средство, как было сказано, экономично, тем что:
- · педагог не вынужден проходить специализированные курсы программирования, достаточно знаний и умений работы в программе Power Point;
- · создание интерактивной презентации не занимает много времени, зависит от степени приложенных усилий педагога;
- · создание презентации не влечет денежных затрат, требуется только наличие персонального компьютера, программного обеспечения Microsoft Office;
- · в использовании интерактивной презентации может быть осуществлен дифференцированный подход в обучении и воспитании ребенка, учитывая психофизические особенности развития.
Создание интерактивных презентаций должно соответствовать не только возрастным и психофизическим особенностям дошкольников с нарушениями зрения, но и общему ряду требований:
- · соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам;
- · доступность и понятность заданий, упражнений для самостоятельного использования ребенка;
- · расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста);
- · качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);
- · качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов, слабо эмоциональное озвучивание);
- · читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);
- · различные вариации анимации не должны травмировать психическое состояние ребенка (мелькающие картинки — ранний детский аутизм);
- · соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации.