Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическое руководство профессиональным самоопределением учащихся сельскохозяйственных классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения и обоснованные социально-педагогические условия позволяют организовать учебно-воспитательный процесс в сельхозклассах, направленный на активизацию профессионального самоопределения учащихсясоздана комплексная методика формирования личных профессиональных перспектив учащихсяметодика исследования особенностей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ САМООПРЕДЕЛЕНИЕМ ШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
    • 1. 1. Профессиональное самоопределение личности как предмет теоретического исследования
    • 1. 2. Основы педагогического руководства профессиональным самоопределением учащихся
  • ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РУКОВОДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ САМООПРЕДЕЛЕНИЕМ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КЛАСОВ
    • 2. 1. Социально-экономические предпосылки профессионального самоопределения сельских школьников
    • 2. 2. Сельскохозяйственные классы как базовый компонент довузовской системы непрерывного сельскохозяйственного образования
  • ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
    • 3. 1. Критериальные основы исследования
    • 3. 2. Организация, выборка, методика исследования
    • 3. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Педагогическое руководство профессиональным самоопределением учащихся сельскохозяйственных классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. С реализацией современной системой образования гуманистических целей воспитания, связанных с возрастанием значения личностно ориентированного подхода в образовании, проблемы самоопределения личности выделяются в число приоритетных.

Выбор профессии — важное звено в цепи последовательных самостоятельных и осознанных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным, личностным развитием.

Исследователи профессионального самоопределения личности отмечают многомерность и многоступенчатость этого процесса, в котором можно выделить педагогический, психологический, социологический аспекты. В отечественной педагогике и психологии накоплен большой опыт в исследовании психологических закономерностей личностного и профессионального самоопределения (Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, И. С. Кон, П. А Шавир и др.)? в теории профессиональной ориентации (А. Е. Голомшток, Н. Н. Захаров, И. Н. Назимов, А. Д. Сазонов, В. Ф. Сахаров, С. Н. Чистякова и др.), в конструировании профориен-тационных методов работы (М. С. Валитов, Н. Ф. Гейжан, Н. С. Пряжни-ков, Н. В. Самоукина и др.), в исследовании профессиональных перспектив и планов (Е. И. Головаха, Ю. Б. Зайденберг, Н. Н. Толстых, В. Н. Шубкин И др.).

Процесс профессионального самоопределения на этапе формирования профессиональных намерений характеризуется рядом противоречий: между недостаточной сформированностью представлений о мире профессий и необходимостью осознанного и самостоятельного выбора профессии, между профессиональными планами и личными качествами, между профессиональными планами школьника и планами родителей и др.

У сельских школьников наряду с отмеченными существует и специфическое противоречие: между потребностью старших школьников в самооценке способностей, склонностей, соответствия требованиям выбранной профессии, с одной стороны, и отсутствием компетентной профориен-тационной, профконсультационной помощи в большинстве сельских школ — с другой.

Разрешить данное противоречие возможно путем организации осознанного выбора профессии в рамках управляемого процесса самоопределения школьников в профессиональной сфере.

Данный подход обусловил актуальность проблемы целенаправленного педагогического руководства профессиональным самоопределением сельских школьников.

В обновляющейся социальной ситуации, для которой характерен поворот к личности человека и поиску оптимальных условий ее развития, вопросы руководства, помощи школьникам при осмыслении перспектив жизненного и профессионального пути, самоопределения приобретают особую значимость.

Гуманистическая парадигма образования выражается в признании активности учащегося как полноправного субъекта обучения и воспитания, что отражается в разработках способов и методов педагогического руководства как педагогического взаимодействия учащихся и педагогов, воспитанников и воспитателей (Ш. А. Амонашвили, А. С. Белкин, Д. А. Белухин, С. Д. Поляков, В. Д. Семенов, В. А. Сухомлинский и др.).

В педагогической литературе проблемы руководства профессиональным самоопределением сельской молодежи традиционно рассматриваются как вопросы организации трудовой подготовки и ориентации на профессии сельскохозяйственного производства (А. М. Низамов, В. Д. Симонен-ко, С. Б. Хмыров и др.).

С изменением социально-экономических условий, переосмыслением многих ценностно-нравственных ориентаций, со сменой образовательной парадигмы профессиональная ориентация с прежними формами, средствами, методами не может обеспечить успешности профессионального самоопределения сельской молодежи. Отсюда возникает необходимость поиска новых подходов, средств педагогического руководства профессиональным самоопределением сельских школьников. В сложившихся условиях наиболее эффективной мерой по осуществлению педагогического руководства профессиональным самоопределением учащихся является, на наш взгляд, создание специализированных классов сельскохозяйственного профиля как базовых площадок для подготовки абитуриентов сельскохозяйственного вуза.

Учет вышеизложенного определил наше обращение к теме исследования: «Педагогическое руководство профессиональным самоопределением учащихся сельскохозяйственных классов» .

Объект исследования — процесс профориентации в сельскохозяйственных классах образовательных учреждений.

Предмет исследования — педагогическое руководство профессиональным самоопределением потенциальных абитуриентов сельскохозяйственного вуза.

Цель исследования — выявление содержания педагогического руководства профессиональным самоопределением учащихся сельскохозяйственных классов.

Гипотеза исследования. Педагогическое руководство профессиональным самоопределением учащихся сельскохозяйственных классов становится эффективным, если:

— сущностные, содержательные и структурные характеристики профессионального самоопределения учащихся учитываются в педагогическом руководстве этим процессом;

— созданы научно обоснованные социально-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся, которые включают в себя учет потребности агропромышленного комплекса в пролонгированной-подготовке специалистов сельского хозяйства из молодежи агропромышленных районов области и организацию сельхозклассов — базового компонента довузовской системы непрерывного сельскохозяйственного образования.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Выявить сущностные, структурные и содержательные характеристики профессионального самоопределения учащихся.

2. Определить содержание и структуру педагогического руководства профессиональным самоопределением учащихся сельскохозяйственных классов.

3. Определить и обосновать социально-педагогические условия эффективности педагогического руководства профессиональным самоопределением учащихся сельскохозяйственных классов.

4. Экспериментально проверить эффективность педагогического руководства в активизации профессионального самоопределения учащихся сельскохозяйственных классов.

Теоретико-методологической основой исследования явились труды ведущих ученых по проблеме личностного и профессионального самоопределения (М. Р. Гинзбург, А. В. Мудрик, А. К. Осницкий, Н. С. Пряжни-ков, Т. В. Снегирева, М. X. Титма, Д. И. Фельдштейн и др.), концепции профессионального становления личности (Н. С. Глуханюк, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, К.М. Левитан), концепции развития непрерывного образования (А. А. Вербицкий, Б. С. Гершунский, Г. JT. Ильин, Н. Н. Нечаев и др.), теория профессиональной ориентации и управления профориентацией (А. Е. Голомшток, В. И. Журавлев, А. А. Йовайша, Е. М. Павлютенков, Ю. В. Укке и др.), системный подход в рассмотрении социально-педагогических явлений и процессов.

Для реализации целей и задач исследования применялся комплекс методов: теоретический анализ научной литературы, моделирование, наблюдение, анкетирование, статистическая обработка результатов исследования.

Исследование выполнялось в течение 1990;1997 гг. и проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1990;1991) — участие в организации сельскохозяйственных классов при Уральской сельхозакадемииизучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблемам самоопределения и профессионального самоопределения личности, теории и практики профессиональной ориентацииопределение методологической и теоретической основы исследования, противоречий, проблемы, цели, объекта и предмета исследования, выдвижение рабочей гипотезы.

Второй этап (1991;1994) — проведение констатирующего эксперимента с целью выявления особенностей профессионального самоопределения учащихся сельскохозяйственных классов, анализ учебно-воспитательной деятельности системы сельскохозяйственных классов Свердловской области, уточнен^ гипотезы исследования.

Третий этап (1994;1997) — проведение формирующего эксперимента на основе выделения закономерностей профессионального самоопределения учащихся и анализа социально-педагогических условий педагогического руководства их профессиональным самоопределениеманализ результатов экспериментаоформление исследовательской работы.

Научная новизна исследования состоит в следующем: определены и обоснованы социально-педагогические условия руководства профессиональным самоопределением учащихся как будущих абитуриентов сельскохозяйственного вуза, в которых нашли отражение социально-экономические предпосылки формирования кадрового потенциала современного агропромышленного комплекса, а также необходимость развития системы сельскохозяйственных классов — основного элемента довузовской ступени в региональной образовательной системе сельскохозяйственного профиля.

Теоретическая значимость исследования заключается: — в определении сущности, целевых и результативных характеристик педагогического руководства профессиональным самоопределением учащихся сельскохозяйственных классов;

— в выделении профессиональной перспективы как стержневого элемента, интегрирующего в систему компоненты педагогического процесса, участвующие в формировании готовности учащихся к осознанному построению своего профессионального будущего.

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения и обоснованные социально-педагогические условия позволяют организовать учебно-воспитательный процесс в сельхозклассах, направленный на активизацию профессионального самоопределения учащихсясоздана комплексная методика формирования личных профессиональных перспектив учащихсяметодика исследования особенностей профессионального самоопределения учащихся может быть использована в профориентационной деятельности образовательных учреждений любого профиля. Эти результаты позволяют эффективно осуществлять педагогическое руководство профессиональным самоопределением учащихся.

Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения, материалы и результаты работы обсуждались на ежегодных научно-практических конференциях, проводимых в Уральской сельхозакадемии, на Всероссийской научно-практической конференции по социально-экономическим проблемам аграрной реформы (Екатеринбург, 1994), Всероссийской научно-практической конференции о роли вуза в формировании творческой активности на этапе экономических реформ (Пенза, 1995), научно-практической конференции по проблемам довузовского образования и подготовки абитуриентов (Москва, 1997).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность профессионального самоопределения личности на этапе формирования профессиональных намерений определяется в исследовании как построение ценностно-смысловой системы личности и ее профессиональных перспектив. Как специфический образ будущего профессиональные перспективы являются важнейшими внутренними регуляторами деятельности. На основании этих положений в исследование введена схема построения личной профессиональной перспективы, в которой отражены содержательные и структурные аспекты профессионального самоопределения.

2. Педагогическое руководство профессиональным самоопределением учащихся сельхозклассов осуществляется в процессе деятельности сельскохозяйственного вуза по активизации учащихся в построении личных профессиональных перспектив, что реализуется в учебно-методическом, научно-исследовательском, организационно-управленческом обеспечении развития системы сельскохозяйственных классов.

3. К социально-педагогическим условиям руководства профессиональным самоопределением учащихся сельхозклассов относятся потребности сельскохозяйственного производства в пролонгированной подготовке специалистов из молодежи агропромышленных районов области, организация сельскохозяйственных классов как базового компонента довузовской системы непрерывного сельскохозяйственного образования.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изменения в социально-экономических условиях общества, гуманизация и демократизация процессов в образовании, актуализация проблем личности ставят вопросы самоопределения личности в число важнейших. В нашем исследовании проведен теоретический анализ проблем профессионального самоопределения в психолого-педагогической литературе. Он позволил сделать вывод о том, что построение ценностно-смысловой системы личности, а также ее профессиональных перспектив выражает сущность профессионального самоопределения личности.

С развитием личностно ориентированных подходов в образовании, повышением значения самоценности личности по-иному представляются проблемы профессиональной ориентации.

В исследовании мы предлагаем схему построения процесса профориентации, которая отличается тем, что на ее основе деятельность по педагогическому руководству (уровень педагога) и процесс профессионального самоопределения (уровень учащегося) входят в систему, которая базируется на принципе педагогического взаимодействия. С этих позиций мы рассматриваем педагогическое руководство как специально организованный, целенаправленный процесс активизации профессионального самоопределения учащихся в условиях педагогического взаимодействия.

Нами обоснованы и проверены на практике социальнопедагогические условия эффективности педагогического руководства профессиональным самоопределением учащихся, которыми являются учет потребности агропромышленного комплекса в пролонгированной подготовке специалистов сельского хозяйства из молодежи агропромышленных районов области и организация сельхозклассов — базового компонента довузовской системы непрерывного сельскохозяйственного образования.

Развитие системы непрерывного образования сельскохозяйственного профиля на региональном уровне представляется эффективным средством создания такого образовательного пространства, возможности которого могут способствовать возвращению или приобщению к «земле» самостоятельных, думающих людей, осознающих ответственность и свой личностный и профессиональный потенциал в преобразовании малой родины.

Нами выявлены основные структурные компоненты педагогической системы сельскохозяйственных классов, ее целевые, содержательные, структурные характеристики.

Опытно-экспериментальная работа показала, что формирование личных профессиональных перспектив как основных результативных характеристик профессионального самоопределения происходит в результате применения комплексной методики. Психолого-педагогическая диагностика личности учащихся, профориентационные игры, ежегодные слеты учащихся сельскохозяйственных классов составляют элементы методики профориентационной деятельности сельскохозяйственного вуза с учащимися сельхозклассов.

Результаты опытно-экспериментальной работы дают основания говорить об эффективности деятельности сельскохозяйственного вуза по педагогическому руководству профессионаьным самоопределением учащихся сельхозклассов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Образование в политике и политика в образовании // Вестник высшей школы. — 1992. — № 1. — С. 3−13.
  2. Н.А. Есть ли у села будущее?: Тез. докл. науч. конф., поев. 55-летию УСХИ, ч. 1. Екатеринбург, 1995. — С. 40−42.
  3. И.Г., Басова В. М., Волк Н. В. Педагогический класс: поиски, проблемы, перспективы // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 55−58.
  4. П.Р., Климов Е. А. Проблемы психологического обеспечения подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопросы психологии. 1984.-№ 1.-С. 13−19.
  5. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 338 с.
  6. B.C. Педагогика. Учеб.пос. для студентов инж.-педагог, специальностей. Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1994. — 337 с.
  7. В.Р. Социальные аспекты аграрной реформы // Соц.исследования. 1992. — № 9. — С. 88−91.
  8. А.С. Основы возрастной педагогики. Ч. 2. Екатеринбург, 1992. -86 с.
  9. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  10. Л.И. Избранные психологические труды. М.: Межд. педагог, академия, 1995. — 209 с.
  11. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  12. Л.Ю. Воспитание профессиональной направленности старшеклассников в МУПК: Автореф. дисс.. канд.пед.наук. Екатеринбург, 1995.-21 с.
  13. А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 3−8.
  14. А.А. Методологические проблемы непрерывного образования // Непрерывное образование: методология и практика. Новые методы и средства обучения. М., 1990. — № 4 (12). — С. 3−21.
  15. П.Вербицкий А. А. Основы концепции развития непрерывного психологического образования // Педагогика. 1997. — № 6. — С. 31−36.
  16. А.А., Юрисов В. А., Нечаев Н. Н. Концептуальные основы непрерывного образования // Непрерывное образование как педагогическая система. Сб. науч. тр. М.: НИИ ВШ, 1989. — С. 5−14.
  17. Верхне-Синячихинское сельское профессионально-техническое училище: концепция развития и учебные планы. Екатеринбург, изд-во Урал, сельхоз. ин-т. — 1993. — 115 с.
  18. В., Синягина Н. Предугадать учителя // Народное образование. 1991.-№ 5. — С. 88−89.
  19. С.Г. Проблемы гуманизации школьного образования // Гуманизация образования. Теория. Практика. — СпБ., 1994. — С. 5−14.
  20. В.А., Успенский В. Б. Ориентация школьников на педагогические профессии // Непрерывное педагогическое образование. СпБ., 1994. -С. 95−107.
  21. Выпускник учебных заведений в период перехода к рынку (информационный материал) // Сов.педагогика. 1991. — № 9. — С. 11 -20.
  22. A.M., Сергеев М:И. Профориентация школьников // Соц. исследования. 1996. — № 4. — С. 66−72.
  23. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С. 19−26.
  24. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С.43−52.
  25. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. — 144 с.
  26. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. -М.: Педагогика, 1979. 160 с.
  27. С.С., Мукашева А. К. Профессиональная консультация в средней школе США // Сов. Педагогика. 1990. — № 9. — С. 145−149.
  28. Довузовское сельскохозяйственное образование. Методические рекомендации. Красноярск, 1995. — 26 с.
  29. Долговременные формы непрерывной подготовки кадров для агропромышленного комплекса: Тез.докл. науч.-практ. сем. Екатеринбург: Изд-во УрГСХА, 1995. — 152 с.
  30. П.А., Костикова Л. П. Подготовка сельских школьников в США к фермерскому труду Н Педагогика. 1994. — № 2. — С. 117−121.
  31. Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1988. — 269 с. 34.3еер Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование: Учеб.пособие.- Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.-пед.ун-та, 1998. -51 с.
  32. Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1988. — 116 с.
  33. И.А. Педагогическая психология: Учеб.пособие. Ростов н/Д., 1997.-480 с.
  34. Г. Л. Нетрадиционные формы усвоения социального опыта в контексте психологии образования // Вопросы психологии. 1992. -№ 3−4.-С. 19−23.
  35. Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. -М.: Педагогика, 1983. 129 с.
  36. В., Соловьева J1. Где родился, там и пригодился // Нар. образование. 1996. — № 5. — С. 63−65.
  37. В.Е., Ушаков Б. Г. Непрерывное образование как методологическая проблема // Непрерывное образование как педагогическая система. М.: 1989. -С.28−36.
  38. Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
  39. Е.А. Общая типология ситуации (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта // Научные труды ВНИИпрофтехобразования. Л., 1976. — вып.32. -С. 5−28.
  40. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д., 1996.-509 с.
  41. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  42. Е.А. Путь в профессию. Л., 1974. — 190 с.
  43. Е.В. Школа юного педагога // Школа и производство. -1990. -№ 8. -С. 9−10.
  44. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  45. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Политиздат, 1979. -200 с.
  46. Г. Непрерывное образование: основные принципы // Вестник высшей школы. -1991. № 6. — С. 52−61.
  47. Г. Е., Пересторонина Л. И., Тагильцева Н. Н., Трифанов А. Н. Аграрно-гуманитарные исследования на Урале: общая оценка и перспективы: Тез. докл. науч. конф, поев. 55-летию УСХИ, ч. 1. Екатеринбург: Изд-во УрГСХА, 1995. — С. 32−33.
  48. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Сов. педагогика. 1970. — № 9. — С. 103−116.
  49. И. Образование сельское, полноценное // Педагогический вестник. 1996. — № 7. — С. 10.
  50. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С. 20−30.
  51. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. -1983.-№ 2. -С. 51−59.
  52. Н.В. Педагогическая технология управления процессом самоопределения учащихся на профессию учителя (специализация физической культуры).: Дисс.. канд.пед.наук. Екатеринбург, 1994. — 180 с.
  53. Н.Н. Модернизация базовых ценностей россиян // Соц. исследования. 1996. — № 5. — С. 3−19.
  54. Логика социологического исследования / отв.ред. Г. В. Осипов. М.: Наука, 1987. — 174 с.
  55. Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.-224 с.
  56. Н. Воспитать воспитателя // Нар.образования. 1991. — № 10. -С.77−80.
  57. А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  58. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск, 1995. — 288 с.
  59. Наука выживать: из опыта работа сельхозтоваропроизводителей Среднего Урала / под ред. А. Н. Семина, А. Л. Пустуева. Москва-Екатеринбург, 1996. — 547 с.
  60. Непрерывное педагогическое образование // Довузовское педагогическое образование. СпБ., 1994. — Вып.7. — 109 с.
  61. Н.Н. и др. Концепция непрерывного образования // Специалист. 1996. -№ 4. — С. 14−20.
  62. Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации: Постановление Мин. труда и соц. развития РФ от 27 сент.1996 г. // Вестник образования. 1997. — № 5. — С. 38−48.
  63. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 320 с. 68,Омельяненко Б. Л. Профессионально-техническое образование в зарубежных странах. М.: Высшая школа, 1989. — 224 с.
  64. Опыт профессиональной подготовки кадров в области сельскохозяйственной кооперации в Нидерландах: Инф.сообщ. ВНИИТЭИагропром. -1989.-2 с.
  65. Особенности подготовки кадров в сельском хозяйстве Швейцарии // Экономика и организация сельхоз. производства. РЖ ВНИИТЭИагропром. — 1992. — № 9. — С. 28.
  66. Е.М. Управление профессиональной ориентацией в общеобразовательной школе. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1990. -171 с.
  67. .С., Гейжан Н. Ф. Профессиональное воспитание учащихся: Курс лекций. СпБ., 1994. — 87 с.
  68. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 224 с.
  69. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.: Высшая школа, 1984. 174 с.
  70. С.Д. Психодиагностика воспитания. М.: Новая школа, 1996. -159 с.
  71. Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1995. -Вып. 1. — 223 с.
  72. В.П. После школы. Опыт социологического исследования. -М.: Педагогика, 1995. 154 с.
  73. Н.Ю. Творческий стиль деятельности. Педагогический аспект. Казань, 1989. — 141 с.
  74. Пояснительная записка по организации Коневской средней специальной агрошколы в Невьянском районе Свердловской области. Свердловск, 1992.-66 с.
  75. Пояснительная записка по организации Красноуфимского сельскохозяйственного лицея в Свердловской области. Свердловск, 1992. — 93 с.
  76. Проблемы общего образования в странах социализма. М.: Педагогика, 1989.-230 с.
  77. Проблемы профессионального сельскохозяйственного образования в США // Экономика и организация сельхозпроизводства. РЖ ВНИИ-ТЭИагропром. — 1992. — № 11−12. — С. 34.
  78. Программы привлечения женщин в систему сельскохозяйственного образования в США // Экономика и организация сельхозпроизводства. РЖ ВНИИТЭИагропром. 1988. — № 2. — С. 44.
  79. Профессиональная педагогика. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.
  80. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика. 1993. -№ 5. — С. 33−37.
  81. Н.С. Оценка эффективности профессионального самоопределения // Школа и производство. 1997. — № 2. — С. 92−95.
  82. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -Москва-Воронеж, 1996. 253 с.
  83. Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: Дисс.. докт.пед.наук. Екатеринбург, 1996.-380 с.
  84. Е.Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических вузов // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С. 64−73.
  85. Психологическая коррекция умственного развития учащихся: Пособие для школьных психологов. М.: Гос. рекл.-ком. предпр. «Олимпик», 1990. — 124 с.
  86. Психология становления педагога профессиональной школы / Под ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург, 1996. — 148 с.
  87. Реформирование образования в России // Педагогика. 1997. — № 5. -С. 17−42.
  88. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика. -1976. -416 с.
  89. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Academia, 1995. — 123 с.
  90. А.Д., Симоненко В. Д., Аванесов B.C., Бухалов Б. И. Профессиональная ориентация учащихся. М.: Просвещение, 1988. — 220 с.
  91. Н.В. Психологические условия активизации школьников в профессиональном самоопределении: Дисс.. канд.психол.наук. М., 1988.-262 с.
  92. В.Ф. Психология самоопределения личности: Учеб.пособие. -Свердловск, 1986. 142 с.
  93. В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал. 1984. — т. 5. — № 4. — С. 65−73.
  94. В.Ф. Система профориентации учащихся средних школ. Киров, 1977. — 175 с.
  95. В.Ф., Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
  96. Сельскохозяйственные лицеи во Франции: Инф. сообщение ВНИИ-ТЭИагропром. 1990. — 2 с.
  97. В.Д. Педагогика среды. Екатеринбург, 1993. — 63 с.
  98. Система непрерывного образования в регионе: Межвуз. сб. науч. тр. -Саранск, 1992. 175 с.
  99. Ю4.Система непрерывного сельскохозяйственного образования и профессиональной ориентации сельской молодежи: Информ. Для руководителей высш. и сред. учеб. заведений сельскохозяйственного профиля.-Екатеринбург: Изд-во УрГСХА, 1997. 18 с.
  100. Г. Е. Социально-педагогические условия воспитания личностных перспектив старшеклассников: Дисс.. канд.пед.наук. Екатеринбург, 1994. — 135 с.
  101. Стратегия и пути реализации новых подходов в подготовке специалистов для АПК: Тез. докл.науч.-метод, конф. вузов Сибири и Дальнего Востока. Тюмень, 1991. — 228 с.
  102. Ю7.Танчян С. А. Приоритет образования сегодня требование XXI века // Сов. педагогика. — 1991. — № 6. — С. 3−13.
  103. Ю8.Титма М. Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.: Мысль, 1975.- 198 с.
  104. Ю9.Ужегова A.M. Воспроизводственный потенциал села в современных условиях // Профессиональная ориентация сельской молодежи в условиях реализации земельной реформы: Тез.докл.науч.-метод.конф. Свердловск, 1991. — С. 30−33.
  105. Д.И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса // Мир психологии и психология в мире. 1994/0. — С. 38−46.
  106. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 207 с.
  107. В.Н., Клоков В. В. Основные принципы описания сложных организационных систем // Диалектика и системный анализ. М.: Наука, 1986.-С. 121−140.
  108. В.В. Некоторые психологические вопросы подготовки школьников к труду // Вопросы психологии. 1978. — № 2. — С. 12−22.
  109. Пб.Чебышева В. В. Психологические проблемы профориентации школьников // Вопросы психологии. 1971. — № 1. — С. 14−19.
  110. С.Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление.- М.: Педагогика, 1987. 159 с.
  111. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. — 96 с.
  112. Школа и выбор профессии / Под ред. А. Е. Голомштока и др. М.: Педагогика, 1970. — 238 с.
  113. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. -1971. № 4. — С. 6−20.
  114. В.В. Школа и профессиональное самоопределение учащихся. Киев: Радяньска школа, 1983. — 113 с.
Заполнить форму текущей работой