Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Сложные эфиры и жиры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уч: Жиры — это сложные эфиры, образованные трехатомным спиртом — глицерином и высшими одноосновными карбоновыми кислотами У: Верно (слайд 15). По происхождению жиры разделяют на твердые и жидкие. Зарисуйте схему классификации себе в тетрадь, обратите внимание на слайд (слайд 16), давайте заполним схему вместе. Уч: *один выходит к доске, пишет группу*. Карбоксильная группа сочетает в себе две… Читать ещё >

Сложные эфиры и жиры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цель урока: познакомить учащихся с новым классом органических соединений — сложными эфирами и жирами.

Задачи:

Образовательные: сформировать представление учащихся о сложных эфирах и жирах, содействовать в ходе урока усвоению основных видов изомерии и номенклатуры, показать строение эфирной группы, познакомить с применением сложных эфиров, нахождении в природе, влиянием их на человека, познакомить со способами получения жиров;

Развивающие: развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли; актуализировать умения в составлении структурных формул, изомеров и гомологов; продолжить формирование навыков исследовательской деятельности; развивать эмоции учащихся, используя яркие примеры; развивать познавательный интерес, используя данные о значении изучаемых веществ и явлений в окружающей жизни;

Воспитательные: содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей (идеи материальности мира, причинно — следственных связей между явлениями, связи состава и строения), воспитание аккуратности в работе, трудолюбия.

Тип урока: комбинированный Этапы урока:

  • 1. Организация класса
  • 2. Повторение изученного материала
  • 3. Изучение нового материала
  • 4. Закрепление
  • 5. Домашнее задание

Методы и методические приемы: рассказ с демонстрацией презентации, устный индивидуальный и фронтальный опрос с места, демонстрационный опыт «Реакция этерификации».

Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, штатив с пробирками, уксусная кислота (конц), изобутиловый спирт, серная кислота (конц), пробиркодержатель, спички, спиртовка, стакан с водой. учащийся эфирный изомерия жировой Ход урока:

Учитель (У) заходит в класс. Ученики (Уч) встают в знак приветствия.

1. Организация класса:

У: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

2. Повторение изученного материала У: На прошлом уроке мы с вами изучили еще один класс кислородсодержащих соединений — карбоновые кислоты. Какие вещества мы называем карбоновыми кислотами?

Уч: Органические вещества, которые имеют в своем составе 1 или несколько карбоксильных групп У: Верно. Кто может выйти к доске и рассказать нам о строении карбоксильной группы?

Уч: *один выходит к доске, пишет группу*. Карбоксильная группа сочетает в себе две функциональные группы — карбонил и гидроксил, взаимно влияющие друг на друга. Электронная плотность смещается к карбонильному кислороду и вызывает этим дополнительную (по сравнению со спиртами) поляризацию связи О-Н.

У: Верно, присаживайся. Какие кислоты бывают в связи с количеством гидроксильных групп?

Уч: Одноосновные, двухосновные, трехосновные.

У: Молодцы. Теперь обратите внимание на слайды Теперь откройте ваши тетради и запишите тему нашего урока — «Сложные эфиры и жиры».

Сложные эфиры — это производные карбоновых кислот, в которых атом водорода карбоксильной группы замещён на углеводородный радикал.

Начнем изучение с того, что научимся правильно называть эти соединения, то есть, познакомимся с номенклатурой.

(слайд 8) Запишите, номенклатура ИЮПАК. Названия сложных эфиров производят от названия, углеводородного радикала и названия соли кислоты, например, муравьиная — формиат, уксусная — ацетат, пропионовая — пропионат, масляная — бутаноат и т. д.

Также, существует тривиальная номенклатура (слайд 9), в которой используются тривиальные названия кислот. Если используют тривиальное название исходной кислоты, то в название соединения включают слово «эфир». Давайте проверим, как вы усвоили материал.

Теперь мы с вами рассмотрим физические свойства этого класса. Для этого я покажу вам демонстрационный опыт. Кроме того, вы сможете проследить за ходом реакции получения сложных эфиров, которая называется???

Уч: Реакция этерификации.

У: *проводит опыт*. Для получения сложного эфира нам понадобится пробирка, концентрированная уксусная кислота, изобутиловый спирт, а в качестве катализатора мы возьмем концентрированную серную кислоту. В пробирку наливаем равные количества уксусной или этановой кислоты, и изобутилового спирта. Обратите внимание, как я держу склянку с реактивом — этикеткой к ладони. Приливаем серную кислоту. Что вы можете наблюдать?

Уч: Раствор разделился У: Да. Запишите уравнение реакции, чтобы понять, что мы получили Мы получили эфир и воду.

У: В какой части раствора будет эфир и почему?

Уч: В верхней, потому что он легче воды У: Запишите это в физические свойства. Продолжим. Пробирку теперь нужно нагреть. Для этого я закрепляю пробиркодержатель в верхней трети пробирки, зажигаю спиртовку, прогреваю всю пробирку полностью и теперь нагреваю реакционную смесь. Что вы можете видеть?

Уч: Раствор меняет цвет на красный У: Теперь мы выливаем то, что у нас получилось в заранее подготовленный стакан с водой и можем почувствовать запах эфира. Этот эфир имеет фруктовый запах *проносит стакан по классу*. Запишите то, что вы можете увидеть, посмотрев на этот стаканчик Уч: Эфиры имеют цвет, запах. Это маслянистые жидкости У: Так же, они легко горят. Вы уже можете догадаться о том, где применяют сложные эфиры Уч: В парфюмерии, в косметике, в лакокрасочной промышленности, в производстве напитков, кондитерских изделий, в текстильной промышленности У: Верно. Важнейшими представителями класса сложных эфиров являются жиры. Откройте учебник и прочитайте информацию, которая там дана. На это вам дано 3 минуты. После этого вы должны ответить что такое жиры.

Уч: Жиры — это сложные эфиры, образованные трехатомным спиртом — глицерином и высшими одноосновными карбоновыми кислотами У: Верно (слайд 15). По происхождению жиры разделяют на твердые и жидкие. Зарисуйте схему классификации себе в тетрадь, обратите внимание на слайд (слайд 16), давайте заполним схему вместе.

Уч: твердые жиры содержат остатки преимущественно предельных высших карбоновых кислот, имеют животное происхождение, примеры — куриный, свиной, говяжий, бараний жир. Жидкие жиры (масла) содержат остатки преимущественно непредельных высших карбоновых кислот, имеют растительное происхождение, примеры — подсолнечное, оливковое, кукурузное, льняное масло.

У: Молодцы. Теперь нам с вами нужно рассмотреть химические свойства жиров. Запишите в тетради заголовок. Жиры поддаются гидрированию и гидролизу. Чем отличаются эти 2 процесса?

Уч: Гидрирование — присоединение водорода, гидролиз — взаимодействие с водой.

У: Верно. При каком условии жиры подвергаются гидрированию?

Уч: Если в них остатки непредельных кислот, то есть если это жидкие жиры.

У: Да, при реакции гидрирования из жидких жиров образуются твердые. Гидролиз жиров. Посмотрите на слайд (слайд 19), реакция первая. Что значат символы над стрелкой?

Уч: Реакцию проводят в кислой среде У: Да. При гидролизе в кислой среде из жиров получают трехатомный спирт глицерин и высшие карбоновые кислоты. В какой среде проводят реакцию № 2?

Уч: С гидроксидом натрия, значит, в щелочной У: При такой реакции вместо карбоновых кислот получаются их соли, или «мыла», а сама реакция называется «омыление» жиров.

Давайте закрепим изученный сегодня материал.

3. Закрепление Слайды 20−24.

1. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ О. С. Габриелян, Ф. Н. Маскаев, С. Ю. Пономарев, В. И. Теренин; под ред. В. И. Теренина. — 5-е изд., стереотип.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой