Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оценка социально направленных расходов промышленных предприятий: на примере черной металлургии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертации предложено несколько аддитивно-мультипликативных моделей, характеризующих определенные виды социально направленных расходов промышленных предприятий. Кроме того, предложены относительные показатели, отражающие величину социально направленных расходов промышленного предприятия, приходящихся на 1 работающего, на 1 ед. или 1 руб. реализованной продукции, а также на 1 руб. чистой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО НАПРАВЛЕННЫЕ РАСХОДЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ — ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Роль и участие социально направленных расходов промышленных предприятий в общественной экономической системе
    • 1. 2. Характеристика социально направленных расходов промышленных предприятий
    • 1. 3. Обзор существующих методик определения уровня социальной ответственности хозяйствующего субъекта
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО НАПРАВЛЕННЫХ РАСХОДОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
    • 2. 1. Факторы, определяющие величину социально направленных расходов промышленных предприятий
    • 2. 2. Методика определения уровня социально направленных расходов промышленного предприятия
    • 2. 3. Методика комплексной оценки социально направленных расходов промышленных предприятий
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО НАПРАВЛЕННЫХ РАСХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ
    • 3. 1. Социально направленные расходы металлургических предприятий России
    • 3. 2. Характеристика социальной деятельности ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»
    • 3. 3. Комплексный анализ социально направленных расходов
  • ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»
  • Выводы

Оценка социально направленных расходов промышленных предприятий: на примере черной металлургии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях хозяйствования назрела необходимость в пересмотре подходов российских предприятий к взаимоотношению с обществом и оптимизации своей социальной деятельности.

По оценке западных аналитиков, продуманная социальная политика, прозрачность результатов деятельности компании в отношении с персоналом и окружающим сообществом положительно влияют на финансовые показатели хозяйствующего субъекта и приносят предприятию определенные «дивиденды». Это — известностьулучшение имиджа компании на местном и национальном уровняхдополнительная реклама товара или услугосвещение деятельности в средствах массовой информацииулучшение внутрифирменных взаимоотношений с любыми партнерскими группами (инвесторами, персоналом, собственниками и др.) — предоставление доступа к новым рынкампривлечение новых работников, возможность получения налоговых льгот.

Особое отношение к социально ориентированному бизнесу имеют крупные промышленные предприятия, деятельность которых затрагивает интересы значительной части населения города (региона) их месторасположения, а налоговые поступления в подавляющем большинстве формируют бюджет муниципального образования для финансирования социальных программ.

К настоящему времени сформировалось достаточное количество противоречивых концепций, определяющих целесообразность осуществления промышленными предприятиями социально направленных расходов. За рубежом в течение более 100 лет создавались разнообразные концепции социальной ответственности бизнеса, авторами которых являлись Р. Оуэн, О. Тид, Х. Р. Боуэн и др. В России эти идеи активно обсуждаются последние 10 лет. Однако методические вопросы комплексной оценки социальной деятельности экономического субъекта, затрагивающей все ее направления, в настоящее не разработаны.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования является создание методики комплексной оценки социально направленных расходов промышленных предприятий, являющейся необходимым элементом методологии, которая позволила бы определять уровень социальной ответственности бизнеса.

Для достижения поставленной цели в диссертационной работе решаются следующие задачи:

— определение места и роли социально направленных расходов в финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов;

— систематизация факторов, определяющих величину социально направленных расходов промышленных предприятий;

— формализация методики оценки и анализа величины социально направленных расходов промышленных предприятий;

— проведение сравнительного анализа величины социально направленных расходов промышленных предприятий на примере черной металлургии.

Объект исследования. Социально направленные расходы промышленных предприятий (на примере черной металлургии).

Предмет исследования. Взаимоотношения промышленных предприятий с заинтересованными сторонами (государство, собственники, персонал, окружающее сообщество) в рамках определения величины социально направленных расходов.

Теоретические и методологические основы исследования. Исследование базируется на трудах российских (Айвазяна С.А., Бородкина Ф. М., Волгина Н. А., Генкина Б. М., Протасова В. Ф., Слепцова Н. С., Слезингера Г. Э., Тощенко Ж. Т. и др.), а также зарубежных ученых (Ван Хорна Дж., Дафта Р. Л., Кейнса Дж.М., Левита Т., Сио К. К., Томпсона А. А., Фридмана М. и др.). В работе использованы публикации в периодической печати по социальным вопросам развития общества, а также законодательные и нормативные акты, регламентирующие социально направленные расходы промышленных предприятий.

Научная новизна. Выполненное исследование позволяет решать задачи комплексной оценки социально направленных расходов промышленных предприятий.

Для этого в диссертации:

— классифицированы социально направленные расходы промышленных предприятий;

— систематизированы факторы, определяющие величину социально направленных расходов промышленных предприятий;

— предложена методика комплексного анализа социально направленных расходов промышленных предприятий.

Практическая значимость исследования. Разработанная методика оценки социально направленных расходов промышленных предприятий позволяет определить масштабы и структуру исследуемых расходов по их видам, а также позиционировать исследуемый экономический субъект в рамках социально-экономической системы.

Апробация работы. Основные положения работы докладывались и обсуждались на 63-й и 64-й научно-технических конференциях Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова (далее МГТУ им. Г.И. Носова) — ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (далее ОАО «ММК») по итогам научно-исследовательских работ за 2003 — 2004 и 2004 — 2005 годы (г.Магнитогорск), на 1 Международной научной конференции «Металлургия: вопросы экономики и менеджмента» (Московский институт стали и сплавов (технологический университет) (далее МИСиС), г. Москва, 2005 год), на научно-практических семинарах кафедры экономики и финансов предприятий МГТУ им. Г. И. Носова (г. Магнитогорск, 2006 год) и кафедры экономики и менеджмента МИСиС (г. Москва, 2006 год).

Публикации. По результатам исследований опубликовано 3 печатные работы на 2,06 п. л., в т. ч. вклад диссертанта 0,6 п. л.

Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения. Работа изложена на 131 стр. и содержит 17 таблиц, 6 рисунков, 2 приложения.

Список использованных источников

включает 101 наименование.

выводы.

1) Интерес к социальной ответственности металлургических предприятий подтверждается проведением ежегодных отраслевых конкурсов, оценивающих «уровень социальной эффективности» участвующих в них компаний.

2) В течение 2004;2005 годов металлургические предприятия России принимали на себя определенную ответственность за выплату достойной заработной платы, формирование «социального пакета», финансирование социальной инфраструктуры, необходимой для создания нормальных условий существования своих работников, а также членов их семей, составляющих значительную долю в процентном отношении от общего количества проживающих в населенном пункте.

3) Структура социально направленных расходов металлургических предприятий предопределена особенностями хозяйствования экономического субъекта. Как правило, платежи в бюджет и внебюджетные фонды занимают более 60,0% от общей суммы исследуемых расходов.

4) ОАО «ММК» — один из лидеров отрасли — уделяет серьезное внимание осуществлению социально направленных расходов: своевременно перечисляет налоги и сборы в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды, выплачивает стабильную заработную плату (одну из самых высоких по отрасли), финансирует «экологические» программы, а также осуществляет различные социальные программы, связанные с развитием персонала и местного сообщества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Зарождение концепции социальной ответственности бизнеса относится к началу XIX столетия, как инициатива среднего класса. В начале XX века широкую известность получили идеи Г. Гантта, Э. Карнеги, Д. Рокфеллера, О. Тида, Х. Р. Боуэна, которые теоретически доказали необходимость осуществления компаниями социально направленных расходов. При этом аргументами в поддержку социальной ответственности бизнеса являются:

— появление благоприятных для него долгосрочных перспектив;

— изменение потребностей и ожиданий населения;

— наличие ресурсов для оказания помощи государству в решении социальных проблем;

— моральное обязательство вести себя социально ответственно.

Необходимо отметить, что концепции социальной ответственности бизнеса подвергались жёсткой критике. Т. Левит, М. Фридман, экономисты чикагской и австрийской школ считали концепции социальной ответственности и устойчивого развития «искусственными выдумками», противопоставляя им естественную «невидимую руку рынка», которая, по их мнению, способна справиться с социальными проблемами общества. Кроме того, вызывает сомнения право менеджеров, которые, как правило, не являются собственниками предприятия, тратить деньги акционеров на социальные программы.

В конце XX века в связи с кардинальными изменениями в мировом экономическом процессе (глобализация экономики, расширение экологических проблем, развитие институтов гражданского общества) концепции социальной ответственности бизнеса существенно переосмыслены, однако, до сих пор среди ученых продолжается полемика в части фундаментальных основ социальной ответственности бизнеса.

В настоящее время существует две точки зрения на то, как следует вести себя организациям по отношению к общественной среде, чтобы считаться социально ответственными. В первую очередь, социальная ответственность бизнеса проявляется как производство товаров и услуг по самой низкой цене для общества (исходя из теории о необходимости максимизации прибыли). Во вторую, менеджмент, как социальный институт, должен принимать во внимание воздействие своих решений на более крупную социальную систему, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем в целом.

При рассмотрении зарубежного опыта социального развития предприятий можно выделить два блока действий: внутренний и внешний. Во внутреннем блоке сосредоточены все корпоративные программы, которые используются для мотивации собственных кадров (различные социальные пособия, льготы, пенсии, система ссуд для сотрудников, компенсации и другие аналогичные выплаты). Внешний блок программ отвечает современным представлениям о социальной ответственности бизнеса, и направлен на финансирование деятельности некоммерческих организаций, поддержку определенных социальных групп (гранты, стипендии), охрану природных ресурсов, благотворительность и т. д.

Следует отметить, что одним из основополагающих факторов развития социально ответственного поведения бизнеса являются структура и состояние национальной экономики в целом, а также политические, национальные и культурные традиции страны.

В целом, опыт, накопленный крупнейшими зарубежными компаниями в области социального развития предприятий, свидетельствует о том, что, несмотря на определенные трудности, имеющие место на практике реальные социальные программы охватывают различные области и направленияи на их реализацию выделяются значительные ресурсы.

В России социальная ответственность бизнеса связана, прежде всего, с именами крупнейших меценатов конца XIX — начала XX века (А. Третьякова, С. Морозова и др). В современной России, вновь вступившей в конце XX века на путь рыночных отношений, социальная ответственность бизнеса первоначально проявлялась в виде индивидуальных социальных программ на отдельных предприятиях и только впоследствии начала перерастать в общенациональную проблему.

По мнению многих исследователей, по мере развития предпринимательского сектора в России будет все больше применяться зарубежный опыт социальной ответственности бизнеса, что не исключает, однако, необходимости теоретического осмысления концепции социально ответственного поведения бизнеса, исходя из реалий российской экономики.

Подавляющее большинство российских экспертов подчёркивает, что социально-ответственное предприятие, при стратегическом подходе ведения бизнеса, имеет существенные конкурентные преимущества по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. При этом стандарты социально ответственного поведения, по которым оценивается деятельность предприятий в России, должны быть разработаны либо вновь, либо с использованием положений существующих западных стандартов в данной области с адаптацией их к национальным условиям.

В целом, проявление социальной ответственности бизнеса характеризуется осуществлением социально направленных расходов. На основании обобщения международного и российского опыта социально ответственного поведения хозяйствующих субъектов, в диссертации предложена классификация социально направленных расходов промышленного предприятия, которая учитывает виды и характер расходов, степень государственного регулирования и основные заинтересованные стороны, источник финансирования и регулярность осуществления. Указанная классификация может быть использована в целях планирования и управления деятельностью хозяйствующего субъекта, имеющей социальную направленность, а также при оценке экономической эффективности социально ответственного поведения хозяйствующих субъектов.

Выполненный диссертантом анализ существующих методов оценки социальной ответственности бизнеса свидетельствует о том, что в основном это социальные рейтинги, основанные на принципе учета влияния компании на положение групп заинтересованных сторон, а также на экологическую ситуацию в населенном пункте.

Учитывая, что рейтинговые методы оценки социально ответственного поведения хозяйствующих субъектов в России не получили достаточно широкого распространения, а потребность в количественной экономической оценке уровня социально направленных расходов хозяйствующих субъектов неуклонно возрастает, в диссертации предложена методика анализа и оценки социально направленных расходов промышленного предприятия.

В диссертации систематизированы факторы, влияющие на величину социально направленных расходов промышленного предприятия. В их составе предложено рассматривать общие экономические, нормативно-правовые, отраслевые, финансовые и индивидуальные факторы, а также факторы, связанные с особенностями экономической деятельности и условиями, в которых осуществляется подготовка финансовой (бухгалтерской), социальной и экологической отчетности предприятия.

Кроме того, по мнению диссертанта, на величину социально направленных расходов промышленного предприятия влияет мнение основных заинтересованных сторон, к которым относятся государство, собственники и работники предприятия, а также окружающее сообщество.

Обобщая сложившиеся за рубежом и в России взгляды на социальную ответственность бизнеса, а также используя общетеоретический подход при определении расходов по тому или иному видам деятельности, диссертантом предложена методика оценки социально направленных расходов промышленного предприятия по следующим направлениям:

— полная и своевременная уплата всех налогов и сборов (ответственность перед государством),.

— выплата достойной заработной платы и предоставление сотрудникам «социального пакета» (ответственность перед персоналом предприятия),.

— осуществление социальных инвестиций и прочих социальных расходов (ответственность перед окружающим сообществом),.

— осуществление расходов, связанных с улучшением окружающей среды (ответственность перед государством, персоналом предприятия и окружающим сообществом).

Разработанная методика включает в себя три этапа:

— расчет абсолютной величины социально направленных расходов промышленного предприятия,.

— расчет относительных коэффициентов,.

— расчет индексных показателей, включая комплексный, отражающих степень соответствия фактического уровня социально направленных расходов промышленного предприятия базовым величинам (средним или лучшим значениям исследуемых показателей по отрасли, либо, при наличии, нормативным значениям, а также планируемым значениям).

В диссертации предложено несколько аддитивно-мультипликативных моделей, характеризующих определенные виды социально направленных расходов промышленных предприятий. Кроме того, предложены относительные показатели, отражающие величину социально направленных расходов промышленного предприятия, приходящихся на 1 работающего, на 1 ед. или 1 руб. реализованной продукции, а также на 1 руб. чистой прибыли. Данные показатели позволяют сравнивать равные по масштабам хозяйствования предприятия одной отрасли, что в дальнейшем может послужить основой для разработки методики оценки социальной ответственности бизнеса в целом.

Учитывая, что в настоящее время еще не существует открытой базы данных, характеризующей в полном объеме величину социально направленных расходов промышленных предприятий, расчет коэффициентов.

— индексов относительно средних или лучших значений по отрасли может вызвать определенные затруднения. Однако по мере расширения степени открытости информации данная проблема может быть преодолена. А все предложенные в диссертации коэффициенты могут быть использованы при проведении комплексных оценок социально направленных расходов промышленных предприятий, отличающихся по масштабам бизнеса и уровню его социальной ответственности.

В настоящее время актуальность вопросов оценки социальной ответственности промышленных предприятий России подтверждается пристальным вниманием к данной проблеме экономического сообщества: Так, в июне 2006 года Центральный Совет Горно-металлургического профсоюза России и Ассоциация металлургов России «АМРОС» подводили результаты V отраслевого конкурса «Предприятие горно-металлургического комплекса высокой социальной эффективности» (по итогам работы за 2005 год). В конкурсе принимали участие хозяйствующие субъекты черной и цветной металлургии, а также золотодобывающей и ювелирной подотраслей, выступающие по различным номинациям.

В диссертации для исследования социальной ответственности предприятий черной металлургии были использованы материалы конкурса, содержащие сведения о восьми предприятиях — победителях конкурса в различных номинациях, которые были объединены диссертантом в 3 группы зависимости от масштабов хозяйствования: крупнейшие, крупные и средние компании.

В целом, по данным материалов конкурса были проанализированы социально направленные расходы исследуемых металлургических предприятий, абсолютная величина которых существенно колеблется в зависимости от масштабов хозяйствования.

Диссертантом исследована структура вышеуказанных расходов, а также их динамика за 2004 — 2005 годы. В целом, имеет место увеличение, не менее чем на 25,0% как абсолютных, так и относительных (на 1 работающего) значений социально направленных расходов анализируемых предприятий. Следует отметить, однако, что рост относительных показателей частично обусловлен тем, что в 2005 году в ходе аутсорсинга произошло сокращение численности работающих на некоторых металлургических предприятиях.

Что касается структуры социально направленных расходов, то в течение двух рассматриваемых лет она оказалась стабильна, а имеющие место отличия между предприятиями обусловлены экономическими возможностями и ориентирами социальной деятельности, принятыми каждым хозяйствующим субъектом в отдельности.

В диссертации для апробации предложенной методики оценки социально направленных расходов в качестве объекта исследования выбрано одно из ведущих предприятий отрасли — ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (далее ОАО «ММК»).

Результаты выполненного анализа свидетельствуют, что величина совокупных социально направленных расходов, связанных с социальной ответственностью бизнеса ОАО «ММК», не превышает 16,2% от суммы выручки-нетто от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Сопоставляя сумму указанных расходов с величиной чистой прибыли, сформированной за 2005 год, можно отметить значительный потенциал ОАО «ММК» в части расширения практики участия предприятия в реализации различных социальных и экологических программ, как на территории г. Магнитогорска, так и Челябинской области в целом.

Однако, по мнению диссертанта, для использования вышеуказанных возможностей в плане повышения уровня своего социально ответственного поведения предприятию нужны официально признанный статус градообразующего предприятия с особым порядком участия его финансов в бюджетах различных уровней.

Таким образом, разработанная диссертантом методика комплексного анализа социально направленных расходов промышленного предприятия позволяет определить масштабы и структуру исследуемых расходов, а также позиционировать компанию в рамках существующей социально-экономической системы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. Корпорация как социально-ответственный член общества // www. soc-otvet.ru
  2. О. Преимущества социально ответственной корпорации // www. soc-otvet.ru
  3. B.C. Системный анализ в управлении: Учеб. для вузов. М.: Финансы и статистика, 2005. — 368 с.
  4. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. -4-е изд., доп. и перераб. М.: Финансы и статистика, 2002. — 416 с.
  5. Д.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2000. — 528 с.
  6. Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: Инфра-М, 2005. — 212 с.
  7. Бородкин Ф, М., Айвазян С. А. Социальные индикаторы: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 607 с.
  8. Ван Хорн Дж. Основы управления финансами / Пер. с англ. под ред. И. И. Елисевой. М.: Финансы и статистика, 2002. — 750 с.
  9. А.Г. Экономика. Общий курс: Учебник. 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2004. — 600 с.
  10. Ю.Волгин Н. А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. М.: Экономика, 1998. С. 38
  11. П.Волков О. И., Скляренко В. К. Экономика предприятия: Курс лекций. М.: ИНФРА-М., 2001.-280 с.
  12. .М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М, 1998. — 384 с.
  13. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний М.: Институт экономики города, 2003. — 150 с.
  14. М.Грузинов В. П. Экономика предприятия и предпринимательства. М.: ЮНИТИ, 2003. — 795 с.
  15. Р. Л. Менеджмент. СПб.: Питер, 2000. С. 160 — 163
  16. Добровольная экологическая деятельность: неиспользуемые возможности //www.14 000.ru
  17. П. Менеджмент: стратегия и тактика / Пер с англ.- под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 1999. С. 27 — 32.
  18. Л.В. Анализ финансовой отчетности. Учеб. пособие /Л.В. Донцова, Н. А. Никифорова. 2-е изд. — М.: Дело и Сервис, 2004. — 335 с.
  19. К. Введение в эконометрику: Учебник для вузов / Пер. с англ. -2-е изд. М.: Инфра — М, 2004. — 432 с.
  20. Дж.У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ. -М.: Дело, 1996. С. 113−120.
  21. В.Г., Батурин Л. А. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. Ростов н/Д.: МарТ, 2001. — 350 с.
  22. Исследование «Социальная ответственность бизнеса: опыт России и Запада» // www. soc-otvet.ru
  23. С.В. Социальная защита населения. Учебное пособие. М.: Издательство РА ГС, 1999. — 220 с.
  24. Н. Социальный консалтинг http://www.soc-otvet.ru
  25. Л.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005.-236 с.
  26. А.Н., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Центр экономики и маркетинга, 1999.-216 с.
  27. B.B. Финансовый анализ: Управление капиталом, Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2000. — 512 с.
  28. В.В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. М.: ТК Велби, издательство «Проспект», 2004. -424 с. 31 .Комментарий к Конституции РФ / Под ред. JI.A. Окуньков. М.: БЕК, 1994. С. 25,107
  29. А.И. Общая социология: Учебник для вузов. М.: Юнити, 2004.-479 с.
  30. Н.Н. Финансовое состояние предприятия: Методы оценки. М.: Финансы и статистика, 1998.-448 с.
  31. Курс социально-экономической статистики: учебник / под ред. М. Г. Назарова. 5-е изд., перераб. И доп. — М: Издательство «Омега-Л», 2006. -984 с.
  32. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б. А. Райзберга. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2003. — 672 с.
  33. М., Ивченко С. Рейтинги социальной ответственности http://www.soc-otvet.ru
  34. М., Ивченко С. Социальная отчетность? http://www.soc-otvet.ru
  35. И.В. Экономика: Учебник для вузов. М.: Омега-Л, 2004. — 400 с.
  36. Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2005.-448 с.
  37. Н. КСО для «Бритиш Американ Тобакко Россия» означает, что эти принципы внедрены на всех уровнях и во все аспектах деятельности компании http://www.batrussia.ru
  38. А.Ю. Социальное партнерство как фактор повышения конкурентоспособности предприятий горно-металлургического комплекса / автореферат диссертации. М.: Издательство «МИСиС», 2006. — 23 с.
  39. А.И. Основы экономики: Учеб. пособие для вузов. 3-е изд. — СПб.: Бизнес-пресса, 2003. — 352 с.
  40. Муниципальный менеджмент: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Муниципальный мир, 2004.-412 с.
  41. Н.Я. Формы и виды финансирования сферы культуры. // Культура: управление, экономика, право. 2004. — № 2. — с. 42 — 44.
  42. Н. Финансирование социальной сферы // Экономист. 2002.-№ 2.-сЗ -10.
  43. Д.А. и др. Право социального обеспечения России / Никонов Д. А., Стремоуков А. В., Крюков С. В. М.: НОРМА, 2003. — 208 с.
  44. P.M. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. -М.: Норма, 2005. — 560 с.
  45. Основы экономики: Учебник / Под ред. Ю. Ф. Симионова. Ростов н/Д: Феникс, 2004.-316 с.
  46. Оценка бизнеса: Учеб. для вузов / Под ред. А. Г. Грязновой и др. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 736 с.
  47. В.Ф., Протасова А. В. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг, оценка персонала. Учеб. Пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Финансы и статистика», 2005. — 522 с.
  48. Право социального обеспечения: Конспект лекций / Авт. сост. Толмачев А. П. М.: Приор-издат, 2003. — 176 с.
  49. Г. И. Математические методы в экономике: Учебно-методические пособие. М.: Изд. РДЛ, 2005. — 160 с.
  50. Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономике / Под обш. ред. Н. С. Слепцова М.: Изд-во РАГС, 1998. — 291 с.
  51. Д. Дж. и др. Современный бизнес. М.: Республика, 1995. С. 12
  52. Рид С. Ф. Искусство слияний и поглощений / С. Ф. Рид, А.Р. Лажу- пер. с англ. 2-е изд. — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2006. — 958 с.
  53. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Инфра-М, 2005.-423 с.
  54. А.И. Основы философии экономики: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2003.-271 с.
  55. Сио К. К. Управленческая экономика: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000. -671с.
  56. Г. Э. Социальная экономика: Учебник М.: Издательство «Дело и сервис», 2001.-368 с.
  57. Социальная защита населения в регионе: Уч. пособие / под общ ред. Попова В. Г. Екатеринбург: УрАГС, 1999. — с. 353.
  58. Социальная политика: Учеб. для вузов / Под общ. ред. Н. А. Волгина. М.: Издательство «Экзамен», 2002. — 734 с.
  59. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н. А. Волгина. 2-е изд. -М.: Экзамен, 2004. С. 649 650.
  60. Социальная стратегия российского бизнеса: условия успеха. М.: Ассоциация российских менеджеров, 2003. — 200 с.
  61. Социальная сфера жизни общества и политика: Учебно-методическое пособие. М.: РАГС, 1998. — 250 с.
  62. Социальное развитие предприятий: Учебное пособие / Под общ. ред. Н. А. Волгина и А. Н. Аверина. М.: КНОРУС, 2006. — 544 с.
  63. Социальные и экономические проблемы градообразующих предприятий в Уральском регионе: сборник материалов региональной заочной научно-практической конференции. Магнитогорск: МГТУ, 2003. — 135 с.
  64. Социальный портрет бизнеса. Путеводитель по социальным программам российского бизнеса. Серия путеводителей справочников «Проверено. Коммерсант». М.: Альпина Бизнеса Букс, 2004. С. 15
  65. Статистика: Учебное пособие / Под ред. М. Р. Ефимовой. М.: ИНФРА-М, 2004.-336 с.
  66. А.А. мл., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 61.
  67. .Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Юрайт-М, 2001.-527 с.
  68. С. Зачем бизнесу социальная ответственность // Управление компанией. 2004. — № 7. — с. 10 — 14.
  69. Уиллер Дэвид, Элкингтон Джон Экологическая и социальная отчетность последних лет http: // www.sustainability.com
  70. Финансовый менеджмент. Учеб. для вузов / Под ред. Н. Ф. Самсонова. -М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.-400 с.
  71. Финансы и аудит: Учеб. пособие / Под ред. A.M. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 2002. — 512 с.
  72. Е.Н. К вопросу об оценке экономической эффективности социальной деятельности предприятия // Материалы всероссийской научной конференции молодых ученых в 6-ти частях. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2004. Часть 5. — с. 150 — 152.
  73. Е.Н. Научный отчет по гранту Президента Российской Федерации на тему «Оценка экономической эффективности социальной и природоохранной деятельности градообразующих предприятий». М.: Минпромнауки РФ, 2004. — 28 с.
  74. Н.А. Управление расходами промышленного предприятия. -М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. 128 с.
  75. А.Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятия М.: Инфра-М, 2000.-450 с.
  76. С.В. Экономика социальной сферы. М.: ГУ ВШЭ, 2003. — с. 167.
  77. П.Н. Финансы предприятия. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003. — 712 с.
  78. Эконометрика: Учебник для вузов / Под ред. И. И. Елисеевой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2005. — 576 с. 84. Экономика предприятия и отрасли промышленности: учебное пособие.
  79. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 608 с. 85. Экономика предприятия: учеб. / Под ред. В. Я. Горфинкеля, В.А.
  80. Швандара. М.: ЮНИТИ-дана, 2003. — 718 с. 86. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов / Горфинкель В. Я.,
  81. Е.М., Прасолова В. П. и др. М.: НИФРА-М, 2001. — 367 с. 87. Экономика социальной сферы: Учеб. пособие для вузов / Игнатов В. Г.,
  82. JI.A., Бутов В. И. и др. Ростов н/Д.: МарТ, 2001 — 415 с. 88. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник / Под ред.
  83. Р., Макконнелла, Стэнли JI. М.: Республика, 1995. — 400 с. 89. Экономическая история мира: Европа / Под общ. ред. М. В. Копотонова.
  84. М.: Дашков и К, 2004. 636 с. 90. Элита социально ответственного бизнеса России. — М., 2004. С. 5
  85. A.M. Социальная структура общества: Учебник для вузов. М.: Экзамен, 2003.-384 с.
  86. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальная антропология: Учебник для вузов / Е.Р. Ярская-Смирнова, А. В. Романов. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. — 416 с.
  87. The Economist. Есть ли польза от отчетов о воздействии деятельности бизнеса на социальную сферу и экологию? // www.economist.com
  88. Bowen H.R. Social Responsibilities of the Businessman. New York: Harper&Row, 1953.
  89. Friedman M. The Social Responsibility of Business Is to Increase Its Profits // New York Times Magazine. 1970. Sept. P. 32 33, 122 — 126.
  90. Global Reporting Initiative // www.globalreporting.com98.1nstitute of Social and Ethical Accountability www.accountability.org.uk
  91. Keynes J.M. The End of Laissez-faire. (1926). Essays in Persuasion. London, 1931. P. 314−315.
  92. Ltvitt T. The Dangers of Social Responsibility //Harvard Business Review. 1958. № 36. P. 42−50.
  93. The Broad Market SocialSM Index (BMS Index) Methodology // www.kld.com
Заполнить форму текущей работой