Экономическая деятельность ОАО «Красный Октябрь»
Важнейшими факторами, определяющими рентабельность, являются: внедрение нововведений, отсутствие страха перед рисками, рациональное использование средств, достижение оптимальных объемов деятельности. Доказано, что в плане рентабельности крупные предприятия не всегда самые лучшие. Рентабельность растет до тех пор, пока процентная ставка по банковским кредитам будет ниже нормы рентабельности… Читать ещё >
Экономическая деятельность ОАО «Красный Октябрь» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности функционирования предприятий, практическая реализация которой позволит обеспечить их успешную деятельность в условиях рыночной экономики России.
Экономически обоснованное определение размера прибыли имеет большое значение для предприятия, позволяет правильно оценить его финансовые ресурсы, размер платежей в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и материального стимулирования работников.
Грамотное, эффективное управление формированием прибыли и рентабельности предусматривает построение в организации соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знания основных механизмов формирования прибыли и рентабельности, использования современных методов их анализа и планирования.
Прибыль служит критерием эффективности деятельности предприятия и основным внутренним источником формирования его финансовых результатов.
Категория прибыли является предметом исследования многих ученых экономистов. Большой вклад в разработку теоретических и практических аспектов прибыли внесли такие ученые, как Ковалев В. В., Бланк И. А., Яцюк Н. А., Чернов В. И., Шамхалов Ф. Р. и другие.
Однако прибыль является одной из самых сложных экономических категорий. Изучив источники получения прибыли можно разработать научный подход к решению многих проблем, например, повысить эффективность и ответственность трудового коллектива, достижение конечных результатов при наименьших затратах. При этом укрепление коммерческого расчета во всех звеньях производства каждой отдельной организации в решающей степени зависит от управления прибылью и выявления специфических резервов роста прибыли каждого отдельного хозяйствующего субъекта.
Цель данного исследования — анализ прибыльности (прибыли) и эффективности (рентабельности) на примере Московской кондитерской фабрики ОАО «Красный Октябрь».
Объектом курсовой работы является экономическая деятельность ОАО «КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ»
Данная цель исследования определила постановку следующих задач:
1. Изучить экономическую сущность прибыли и особенности ее формирования в современных условиях
2. Рассмотреть рентабельность, как показатель эффективности работы предприятия
3. Провести анализ состава и динамики прибыли ОАО «Красный Октябрь»
4. Провести анализ рентабельности продукции ОАО «Красный Октябрь»
Предметом исследования выступают показатели доходности предприятия — прибыль и рентабельность.
Объектом исследования является ОАО «Красный Октябрь». Одним из крупнейших производителей кондитерских изделий в Москве в настоящее время является кондитерская фабрика ОАО «Красный Октябрь». В настоящее время «Красный Октябрь» входит в холдинг «Объединённые кондитеры», в составе которого также ОАО «Бабаевский» и ОАО «Рот Фронт».
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Экономическая сущность прибыли и особенности ее формирования в современных условиях
Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.
За счет отчислений от прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и от их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов, приумножения общественного богатства и в конечном счете повышения жизненного уровня населения.
Прибыль представляет собой разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий. Основным показателем прибыли, используемым для оценки производственно-хозяйственной деятельности, выступает балансовая прибыль, прибыль от реализации выпускаемой продукции, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль.
Так как основную часть прибыли предприятия получают от реализации выпускаемой продукции, сумма прибыли находится под взаимодействием многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов. Кроме того, на нее оказывают влияние соблюдение договорных обязательств, состояние расчетов между поставщиками и покупателями и др. Из прибыли производятся отчисления в бюджет, уплачиваются проценты по кредитам банка.
Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования — отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.
В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками.
Работа предприятия в условиях перехода к рыночной экономике связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.
Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.
Однако прибыль не может рассматриваться в качестве единственного и универсального показателя эффективности производства. Если темпы роста стоимостных показателей превышают темпы роста производства конкретных видов продукции в натуральном выражении, имеет место снижение эффективности использования производственных ресурсов в расчете на единицу его полезного эффекта. Это находит выражение и в повышении материалоемкости, трудоемкости, зарплатоемкости, фондоемкости и, в конечном счете, себестоимости единицы конкретных видов продукции в натуральных измерениях. В величине и темпах роста прибыли недостаточно полно отражается изменение объема и эффективности использования основных фондов и оборотных средств.
Дополнительная прибыль может быть получена при увеличении объема производственных фондов и снижения эффективности их использования. Изменение экономических показателей за любой временной период происходит под влиянием множества разнообразных факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений, поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.
Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Так выделяют внешние и внутренние факторы. К внутренним относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства.
В свою очередь внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли, — это средства труда, предметы труда и сам труд.
По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов. К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов). К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).
В процессе осуществления производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости. Первичные факторы производства воздействуют на прибыль через систему обобщающих факторных показателей более высокого порядка. Эти показатели отражают, с одной стороны, объем и эффективность использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости.
Таким образом, можно сделать вывод, что одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как основные первичные факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой — как основные первичные факторы, определяющие издержки производства.
Поскольку прибыль представляет собой разность между объемом произведенной продукции и ее себестоимостью, то ее величина и темпы роста зависят от тех же трех первичных факторов производства, которые воздействуют на прибыль через систему показателей объема промышленной продукции и издержек производства.
1.2 Рентабельность, как показатель эффективности работы предприятия
Для оценки эффективности работы промышленного предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Например, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость производственных фондов, т. е. сумму основного капитала и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов меньше. Таким образом, для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность.
Рентабельность — доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности производства промышленного предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности.
Абсолютная сумма прибыли, полученная предприятием, характеризует финансовую результативность его деятельности, но не позволяет проанализировать достаточность полученного эффекта. Для его оценки используются относительные показатели прибыльности, характеризующие отдачу произведенных затрат на производство и реализацию продукции или отдачу вложенного в производство капитала, называемые рентабельностью. Рентабельность — показатель эффективности деятельности предприятия, выражающий относительную величину прибыли и характеризующий степень отдачи средств, используемых в производстве.
Исчисление рентабельности позволяет сопоставлять плановые и фактические результаты деятельности, отслеживать динамику их изменений за ряд периодов, выявлять складывающиеся тенденции, принимать обоснованные решения по корректировке управленческих действий в целях максимизации прибыли.
Показатели прибыли характеризуют абсолютный финансовый эффект хозяйственной деятельности предприятия. А рентабельность или прибыльность определяет относительный размер прибыли, используемый для объективной оценки конечных результатов деятельности предприятия.
Показатель рентабельности — поток наличности, применяется в зарубежной практике и определяется путем прибавления к чистой рентабельности амортизационных отчислений, а также отчислений в фонд выбытия. Этот показатель применяется при оценке ликвидности и общей доходности предприятия.
Как рассчитывать оценку рентабельности предприятия представлено в таблице 1.1.
Таблица 1.1 Показатели, характеризующие рентабельность предприятия
Название показателя | Способ расчета | Пояснения | |
1. Рентабельность продаж | = | Показывает сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции | |
2. Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности | = | Показывает уровень прибыли после выплаты налога | |
3. Чистая рентабельность | = | Показывает сколько чистой прибыли приходится на единицу выручки | |
4. Экономическая рентабельность | = | Показывает эффективность использования всего имущества организации | |
5. Рентабельность собственного капитала | = | Показывает эффективность использования собственного капитала | |
6. Валовая рентабельность | = | Показывает сколько валовой прибыли приходится на единицу выручки | |
7. Затратоотдача | = | Показывает сколько прибыли от продаж приходится на 1 тыс. руб. затрат | |
8. Рентабельность капитала | Показывает эффективность использования капитала вложенного в деятельность организации на длительный срок | ||
Повышению рентабельности предприятия способствует увеличение прибыли на основе роста производства и реализации продукции, снижения ее себестоимости, лучшего использования машин и оборудования, экономного расходования сырья и материалов, предупреждения неоправданных расходов, сокращения потерь и простоев, повышения производительности труда.
Уровень рентабельности предприятия является обобщающим показателем, так как он характеризует эффективность всей деятельности предприятия, включая виды деятельности, непосредственно не связанные с производством продукции (работ, услуг). Например, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы, выплаченные по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.
Важнейшими факторами, определяющими рентабельность, являются: внедрение нововведений, отсутствие страха перед рисками, рациональное использование средств, достижение оптимальных объемов деятельности. Доказано, что в плане рентабельности крупные предприятия не всегда самые лучшие. Рентабельность растет до тех пор, пока процентная ставка по банковским кредитам будет ниже нормы рентабельности на вложенный капитал; наличие задолженности, таким образом, допустимо, даже во многих случаях она способствует получению рентабельности (так называемый эффект рычага). Многие мелкие и средние предприятия боятся задолженности, что не всегда оправдано. Однако, используя стратегию добровольной задолженности, надо опасаться низкой рентабельности, ибо она заставит предприятие прибегать к дополнительным займам с целью обновления оборудования (ассортимента). А это может привести к состоянию пониженной платежеспособности и даже к банкротству.
Любые расчеты нормы прибыли несут в себе те или иные допущения и условности. В идеале следует анализировать все доступные показатели нормы прибыли. Большинство их имеет сходную направленность изменений, которая обусловлена движением прибыли — наиболее подвижного компонента в формулах расчета рентабельности.
1.3 Методика факторного анализа прибыли и рентабельности
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
Основными задачами факторного анализа являются:
1. Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели.
2. Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности.
3. Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем.
4. Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.
5. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
6. Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).
Отбор факторов для анализа того или другого показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний, приобретенных в этой отрасли. При этом обычно исходят из принципа: чем больший комплекс факторов исследуется, тем точнее будут результаты анализа.
Важным методологическим вопросом в факторном анализе является определение формы зависимости между факторами и результативными показателями.
Самый главный методологический аспект — расчет влияния факторов на величину результативных показателей, для чего в анализе используется целый арсенал способов, сущность, назначение и т. д.
Последний этап любого факторного анализа — это практическое использование факторной модели для подсчета резервов прироста результативного показателя, для планирования и прогнозирования его величины при изменении производственной ситуации.
Рассмотрим методику факторного анализа прибыли от реализации продукции.
Расчет прибыли от продаж можно представить в следующем виде:
РQ = QP — S — K — У
РQ — прибыль от реализации
QP — выручка от реализации
S — себестоимость
К — коммерческие расходы
У — управленческие расходы
Величина прибыли от реализации формируется под воздействием 5-ти факторов.
I. Влияние выручки от реализации продукции:
=
=
II. Влияние изменения структуры и ассортимента реализованной продукции:
=
=
III. Влияние изменения уровня затрат на 1 рубль реализованной продукции на прибыль:
=*(-)
IV. Влияние изменения коммерческих расходов:
=*(-)
V. Влияние изменения управленческих расходов
=*(-)
Рассмотрим методику факторного анализа рентабельности продаж.
Рентабельность продаж (RП) — это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:
RП = *100% = *100%
Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, что и на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты:
1. Влияние изменения выручки от продажи на RП:
?RП (В) = (-)*100%
Где В1 и В0 — отчетная и базисная выручка;
С1 и С0 — отчетная и базисная себестоимость;
КР1 и КР0 — отчетные и базисные коммерческие расходы;
УР1 и УР0 — управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.
2. Влияние изменения себестоимости продажи на RП:
?RП© = (-)*100%.
3. Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность продаж RП
?RП (КР) = (-)*100%
4. Влияние изменения управленческих расходов на рентабельность продаж RП:
?RП (УР) = (-)*100%.
Совокупное влияние факторов составляет:
?RП = ± ?RВ ± ?RС ± ?RКР ± ?RУР.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ»
2.1 Экономическая характеристика предприятия ОАО «КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ»
Одним из крупнейших производителей кондитерских изделий в Москве в настоящее время является кондитерская фабрика ОАО «Красный Октябрь». История предприятия насчитывает более ста лет. Основателем фабрики является Фердинанд Теодор фон Эйнем — немец, который в 1850 г. приехал в Москву в надежде начать свое дело. В 1857 году Эйнем встречает своего будущего компаньона Юлиуса Гейса, обладавшего незаурядным талантом бизнесмена. Вдвоем они действовали более уверенно и открыли на Театральной площади кондитерский магазин. Накопив достаточный капитал, предприниматели приступили к постройке фабрики на берегу Москвы-реки, на Софийской набережной.
Превосходное качество кондитерских изделий, техническая оснащенность фабрики, красочная упаковка и реклама выдвигают фабрику на одно из ведущих мест в кондитерском производстве того времени.
В 1896 году продукция фирмы «Эйнемъ» получила золотую медаль. Предприятию было дано право печатать на упаковке герб России. А с 1913 года фабрика удостоилась чести стать поставщиком двора Его Императорского Величества.
После Октябрьской революции, в 1918 году, фабрика была национализирована и стала называться Государственная кондитерская фабрика № 1, а в 1922 году была переименована в «Красный Октябрь».
Именно на этой фабрике «родились» на свет многие виды продукции, которые и сегодня составляют «золотой» фонд «Красного Октября»: «Мишка косолапый», «Южная ночь», «Стратосфера», «Суфле», «Сливочная помадка» и т. д.
В лихолетье Великой Отечественной войны выпуск кондитерских изделий был практически свернут, производство было переоснащено на выпуск военной продукции: выпускались концентраты каш. Для летчиков и подводников выпускался специальный шоколад «Кола», «Гвардейский». В годы войны за доблестный труд на благо победы «Красный Октябрь» семь раз удостаивался почетной награды — переходящего знамени Государственного комитета обороны. В 1946 году почетное знамя было передано фабрике на вечное хранение.
В послевоенные годы «Красный Октябрь» развивался вместе со всей страной. Фабрика стала своего рода полигоном, на котором испытывалось все новое, что только появлялось в кондитерской отрасли. Так, были созданы первые комплексно-механизированные поточные линии по производству карамели, ириса. В 60-е годы на фабрике была произведена существенная модернизация, включавшая увеличение этажности существовавших зданий. В результате появились новые производственные площади и фабрика приняла сегодняшние архитектурные очертания, которые так великолепно смотрятся с Крымского моста, украшая собой панораму стрелки Москвы-реки и отводного канала.
Особый подъем производства характеризует 90-е годы. В 1992 г. фабрика была преобразована в Открытое Акционерное Общество. За реконструкцией шоколадного цеха последовал целый ряд совместных разработок инженеров фабрики и всемирно известных фирм.
Была приобретена и введена в эксплуатацию поточно-механизированная линия по изготовлению конфет типа «Мишка косолапый». Было запущено три линии по производству шоколадных масс с использованием самых современных технологий и автоматизации процессов.
У открытого акционерного общества «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь» появились филиалы в Рязани, Коломне и Егорьевске. Выпуск продукции также увеличился за счет пяти дочерних предприятий.
«Золотой венок» призов и наград — яркое свидетельство того, что история «Красного Октября» получает достойное продолжение.
В настоящее время «Красный Октябрь» входит в холдинг «Объединённые кондитеры», в составе которого также ОАО «Бабаевский» и ОАО «Рот Фронт».
2.2 Факторный анализ состава и динамики прибыли ОАО «КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ»
Перед тем как рассчитать факторный анализ прибыли от реализации продукции нужно оценить формирование и распределение прибыли с помощью вертикально-горизонтального анализа (таблица 2.1).
На рассмотренном предприятии формирование и использование прибыли выглядит следующим образом:
1. Выручка от реализации продукции в 2013 году составила 8 859 706 тыс. руб., что на 179 087 тыс. руб. меньше, чем в предыдущем году.
2. Уровень затрат на производство и реализацию продукции составил 75,78%, что на 6,7% меньше, чем в 2012 году.
3. Уровень прибыли от реализации увеличился на 8,06%.
4. Балансовая прибыль отчетного года увеличилась на 776 331 тыс. руб.
Совокупный финансовый результат показывает увеличение чистой прибыли в период с 2012 г. по 2013 г. на 621 695 тыс. руб., что является положительной тенденцией.
Таблица 2.1 Оценка формирования и распределение прибыли
Наименование показателя | 2012 г. | 2013 г. | Отклонения (+;-) | Темп роста, % | Удельный вес, % | ||
2012 г. | 2013 г. | ||||||
Выручка | 9 038 793 | 8 859 706 | — 179 087 | 98,02 | |||
Себестоимость продаж | (7 455 526) | (6 713 473) | + 742 053 | 90,05 | 82,48 | 75,78 | |
Валовая прибыль (убыток) | 1 583 267 | 2 146 233 | + 562 966 | 135,56 | 17,52 | 24,22 | |
Коммерческие расходы | (287 762) | (175 742) | + 112 020 | 61,07 | 3,18 | 1,98 | |
Управленческие расходы | (497 325) | (473 850) | + 23 475 | 95,28 | 5,5 | 5,35 | |
Прибыль (убыток) от продаж | 798 180 | 1 496 641 | + 698 461 | 187,51 | 8,83 | 16,89 | |
Проценты к получению | 1 361 | 1 406 | + 45 | 103,31 | 0,015 | 0,016 | |
Проценты к уплате | (198 592) | (180 680) | + 17 912 | 90,98 | 2,2 | 2,04 | |
Прочие доходы | 805 383 | 674 069 | — 131 314 | 83,7 | 8,91 | 7,61 | |
Прочие расходы | (936 953) | (745 726) | + 191 227 | 79,59 | 10,37 | 8,42 | |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 469 379 | 1 245 710 | + 776 331 | 265,4 | 5,19 | 14,06 | |
Текущий налог на прибыль | (144 994) | (290 242) | — 145 248 | 200,18 | 1,6 | 3,28 | |
в том числе: постоянные налоговые обязательства (активы) | (23 187) | (22 541) | + 736 | 97,21 | 0,26 | 0,25 | |
Изменение отложенных налоговых обязательств | 26 429 | 21 849 | — 4580 | 82,67 | 0,29 | 0,25 | |
Изменение отложенных налоговых активов | 1 502 | (3 290) | — 1 788 | 219,04 | 0,02 | 0,04 | |
Прочее | (22) | (38) | — 16 | 172,73 | 0,0002 | 0,0004 | |
Чистая прибыль (убыток) | 352 294 | 973 989 | + 621 695 | 276,47 | 3,9 | 10,99 | |
Величина прибыли от реализации формируется под воздействием 5-ти факторов.
I. Влияние выручки от реализации продукции:
=
=
== 0,9 004 694
= 798 180*(0,9 004 694−1) = 798 180*(-0,995 306) = -79 443,334 308 тыс. руб.
II. Влияние изменения структуры и ассортимента реализованной продукции:
=
=
== 0,9 801 868
= 798 180*(0,9 801 868-(-0,9 004 694)) = 63 628,834 322 тыс. руб.
III. Влияние изменения уровня затрат на 1 рубль реализованной продукции на прибыль:
=*(-)
= 8 859 706*(-) = 8 859 706*(0,8 248 365−0,7 577 535) = 8 859 706*0,67 083 = 594 335,657 598 тыс. руб.
IV. Влияние изменения коммерческих расходов:
=*(-)
= 8 859 706*(-) = 8 859 706*(0,318 363−198 361) = 8 859 706*0,120 002 = 106 318,243 941 тыс. руб.
V. Влияние изменения управленческих расходов:
=*(-)
= 8 859 706*(-) = 8 859 706*(0,550 212−0,534 844) = 8 859 706*0,15 368 = 13 615,5 961 808 тыс. руб.
Результаты факторного анализа прибыли от продаж в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Результаты факторного анализа прибыли от продаж
Факторы изменения роста прибыли от реализации продукции | Сумма влияния в тыс.руб. | |
1. Изменения объема реализации (?Р1) | — 79 443, 334 308 | |
2. Изменения структуры и ассортимента продукции (?Р2) | 63 628,834 322 | |
3. Изменения уровня затрат на 1 руб. реализованной продукции (?Р3) | 594 335, 657 598 | |
4. Изменения коммерческих расходов (?Р4) | 106 318,243 941 | |
5. Изменения управленческих расходов (?Р5) | 13 615,5 961 808 | |
Сумма факторных отношений | 698 464,997 733 | |
Влияние 5-ти факторов на прибыль от реализации в сумме составило 698 464,997 733 тыс. руб. Разница составила 3,997 733 тыс. руб. за счет округления расчетов.
Наиболее отрицательное воздействие на прибыль от продаж оказало изменение объема реализации продукции, а наиболее положительное воздействие изменение уровня затрат на 1 рубль реализованной продукции.
Следует провести анализ валовой прибыли, снизить себестоимость продаж, повышать конкурентоспособность и совершенствовать маркетинговые мероприятия.
2.3 Факторный анализ рентабельности организации ОАО «КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ»
Перед тем как рассчитать факторный анализ рентабельности продаж нужно сделать расчет показателей рентабельности (таблица 2.3).
Таблица 2.3 Расчет показателей рентабельности продаж
Название показателя | 2012 г. | 2013 г. | Отклонения (+ -) | |
1. Рентабельность продаж () | 8,83 | 16,89 | 8,06 | |
2. Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности () | 5,19 | 14,06 | 8,87 | |
3. Чистая рентабельность () | 3,9 | 10,99 | 7,09 | |
4. Экономическая рентабельность () | 4,06 | 11,01 | 6,95 | |
5. Рентабельность собственного капитала () | 7,64 | 18,28 | 10,64 | |
6. Валовая рентабельность () | 17,52 | 24,22 | 6,7 | |
7. Затратоотдача () | 9,69 | 20,33 | 10,64 | |
8. Рентабельность капитала () | 6,1 | 15,37 | 9,27 | |
На рассмотренном предприятии расчет показателей рентабельности выглядит следующим образом:
1. Показатель прибыли, приходящийся на единицу реализованной продукции, увеличился на 8,06.
2. Показатель уровня прибыли после выплаты налога увеличился 8,87.
3. Показатель чистой прибыли, приходящийся на единицу выручки, увеличился на 7,09.
4. Показатель эффективности использования всего имущества организации увеличился на 6,95.
5. Показатель эффективности использования собственного капитала увеличился на 10,64.
6. Показатель валовой прибыли, приходящийся на единицу выручки, увеличился на 6,7.
7. Показатель прибыли от продаж, приходящийся на 1 тыс. руб., увеличился на 10,64.
8. Показатель эффективности использования капитала вложенного в деятельность организации на длительный срок увеличился на 9,27.
Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты:
1. Влияние изменения выручки от продажи на RП:
?RП (В) = (-)*100%.
?RП (В = = - 1,84 286
2. Влияние изменения себестоимости продажи на RП:
?RП© = (-)*100%.
?RП (С)= = 8,37 559
3. Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность продаж RП:
?RП (КР) = (-)*100%.
?RП (КР = (= 1,26 438
4. Влияние изменения управленческих расходов на рентабельность продаж RП:
?RП (УР) = (-)*100%.
?RП (УР)=(=0,26 496
Результаты факторного анализа рентабельности приведем в таблице 2.4.
Таблица 2.4 Результаты факторного анализа рентабельности
Фактор | Размер влияния, % | |
Выручка ?RП (В) | — 1,84 286 | |
Себестоимость ?RП (С) | 8,37 559 | |
Коммерческие расходы? RП (КР) | 1,26 438 | |
Управленческие расходы? RП (УР) | 0,26 496 | |
Сумма факторных отношений | 8,6 207 | |
Исходя из проведенного факторного анализа рентабельности продаж, сумма факторных отношений составила 8,6 207. Разница составила 0,207 за счет округления расчетов.
В результате проведенного факторного анализа можно сделать вывод о том, что наибольшее воздействие на рост рентабельности продаж оказал рост себестоимости произведенной продукции — рентабельность продаж возросла на 8, 37%.
Наименьшее влияние оказало сокращение коммерческих расходов — рентабельность продаж увеличилась на 0,26%, что, несомненно, является положительной тенденцией.
прибыль рентабельность факторный эффективность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам исследования и проведенных расчетов в процессе выполнения курсовой работы можно сделать следующие выводы.
Чтобы узнать, насколько результативно прибыль отдельно взятого предприятия выполняет свои функции и возможно ли повышение эффективности ее функционирования, используется система экономического анализа.
Анализ прибыли — процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования с целью оценки «зарабатывающей способности» предприятия и выявления резервов дальнейшего повышения эффективности его деятельности.
Но нельзя говорить о значении полученной прибыли, не соотнося его с другими показателями работы предприятия, особенно — с объемом ресурсов и капитала, вложенных для получения этой прибыли. Связь прибыли с другими характеристиками предприятия выражается в основном через показатели рентабельности.
Рентабельность — это отношение прибыли к различным экономическим показателям, дающим общее представление о предприятии и масштабах его деятельности. Выделяются три основные группы этих показателей: объем продаж, активы (имущество предприятия) и авансированный в предприятие капитал. Таким образом, рентабельность характеризует эффективность деятельности предприятия с различных позиций, что удобно для разных категорий пользователей результатов экономического анализа. Анализ рентабельности позволяет оценить в относительных показателях способность предприятия приносить доход. Кроме того, как и при анализе прибыли, выявляют факторы, влияющие на рентабельность предприятия, степень ее стабильности и резервы роста.
Основная роль в анализе прибыли и в анализе рентабельности как части анализа прибыли принадлежит финансовому анализу, поскольку главной его целью является характеристика финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия, а о них трудно что-либо сказать, умолчав о способности предприятия приносить доход. Показатели прибыли и рентабельности раскрываются в финансовой отчетности предприятия, а значит, являются открытыми для внешних пользователей и имеют важное значение в принятии ими решений относительно данного предприятия (целесообразности инвестирования, кредитования, надежности как партнера и тому подобное).
Однако для руководства предприятия анализ прибыли и рентабельности напрямую связан и с управленческим анализом, так как получение прибыли — один из главных критериев оценки любого управленческого решения в области управления затратами, объемом реализации, персоналом, а также общей оценки эффективности хозяйственной деятельности.
В данной работе сделана попытка на основании обобщения показателей, используемых в финансовом анализе, проследить, как проводится анализ прибыли и рентабельности, исходя из вышеуказанных функций и задач.
1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О бухгалтерском учете».
2. Анализ финансовой отчетности: учебник / Л. В. Донцова, НА. Никифорова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2012. — 368с.
3. Канке А. А., Кошевая И. П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012. — 288с.
4. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / А. И. Алексеева, Ю. В. Васильев, А.В., Малеева, Л. И. Ушвицкий. — М.: Финансы и статистика, 2013. — 672с.
5. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. / Л. Т. Гиляровская. — М.: ТК Велби. Изд-во «Проспект», 2012. — 360 с.
6. Савицкая Г. В. Экономический анализ. — М.: Новое издание, 2012. — 651с.
7. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С., Негашев Е. В. Методика финансового анализа: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 208 с.
8. Грачев А. В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. — М.: Фиппресс. — 2010 -267 с.
9. Ефимова О. В. Финансовый анализ. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2011. — 320 с.
10. Журавлев В. В., Савруков Н. Т. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия // Деловая информация. -2013. № 3. с. 111−123
11. Кравченко Л. И. Анализ финансового положения предприятия — Мн.: ПКФ «Экаунт», 2012. — 135 с.
12. Коваленко Е. М. Оценка рентабельности продаж и факторов, влияющих на его уровень // Экономика. Финансы. Управление.? 2010. № 2. с. 10−15
13. Маркарьян Э. А., Герасименко Г. П. Финансовый анализ — М.: «ПРИОР», 2012. — 160 с.
14. Прыкина Л. В. Экономический анализ предприятия: Учеб. для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 407 с.
15. Грищенко О. В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия/ О. В. Грищенко — М.: Финансы, 2010. — 202 с.
16. Пузанкевич О. Анализ финансового состояния предприятия: Основные подходы // Финансы. Учет. Аудит. — 2010. № 8. — с. 51−57
17. Сурин О. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Аудит и налогообложение. — 2012. № 1. — с. 17−20
18. Яцюк Н. А., Халевинская Е. Д. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия // Аудит и финансовый анализ, 2012. № 1. — с. 5−9
19. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. — М.: Финансы и статистика, 2010
20. Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / под ред. проф. Н. В. Войтоловского, проф. А. П. Калининой, проф. И. И. Мазуровой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование, 2012. — 513 с.
21. Барногльц С. Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития/ С. Б. Барногльц — М.: Логос, 2010
22. Мельник М. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / М. В. Мельник, Е. Б. Герасимова. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. — 192 с.
23. Абрютина М. С., Грачев А. В. Анализ финансово экономической деятельности предприятия. — М.: Финансы и статистика, 2010
24. Ермолович Л. Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. — М.: ИНФРА — М, 2011
25. Елизарова Н. Ю. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Н. Ю. Елизарова. — Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2011. — 191 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Бухгалтерский баланс
Пояснения | Наименование показателя | Код | На 31 декабря 2013 г. | На 31 декабря 2012 г. | На 31 декабря 2011 г. | |
АКТИВ I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы | 15 780 | 12 615 | 19 850 | |||
Результаты исследований и разработок | ; | ; | ; | |||
Нематериальные поисковые активы | ; | ; | ; | |||
Материальные поисковые активы | ; | ; | ; | |||
Основные средства | 3 558 306 | 4 164 725 | 4 678 898 | |||
Доходные вложения в материальные ценности | 50 746 | 135 322 | 224 444 | |||
Финансовые вложения | 2 125 249 | 2 099 735 | 2 101 032 | |||
Отложенные налоговые активы | 3 569 | 4 178 | ||||
Прочие внеоборотные активы | 70 152 | 59 247 | 149 765 | |||
в том числе: Незавершенные капитальные вложения | 62 675 | 49 635 | ; | |||
Расходы будущих периодов | 3 709 | 4 610 | ; | |||
Авансы выданные под строительство основных средств | 3 768 | 5 002 | ; | |||
Итого по разделу I | 5 820 511 | 6 475 213 | 7 178 167 | |||
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы | 860 454 | 786 068 | 946 403 | |||
в том числе: | ||||||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | 12 642 | 1 399 | 3 789 | |||
Дебиторская задолженность | 2 126 655 | 1 175 079 | 648 337 | |||
в том числе: Расчеты с покупателями и заказчиками | 2 003 110 | 989 309 | 433 556 | |||
Авансы выданные | 91 325 | 141 935 | 144 515 | |||
Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) | 26 500 | 26 500 | 26 500 | |||
Денежные средства и денежные эквиваленты | 304 583 | 63 553 | 20 517 | |||
Прочие оборотные активы | 3 545 | 4 339 | ; | |||
Итого по разделу II | 3 334 379 | 2 056 938 | 1 645 546 | |||
БАЛАНС | 9 154 890 | 8 532 151 | 8 823 713 | |||
ПАССИВ III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) | 11 023 | 10 692 | 10 692 | |||
Собственные акции, выкупленные у акционеров | ; | ; | ; | |||
Переоценка внеоборотных активов | ; | ; | ; | |||
Добавочный капитал (без переоценки) | 773 761 | 655 045 | 655 045 | |||
Резервный капитал | ||||||
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 5 089 376 | 4 117 576 | 3 767 318 | |||
Итого по разделу III | 5 874 695 | 4 783 848 | 4 433 590 | |||
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Заемные средства | 982 919 | 820 446 | 1 254 923 | |||
Отложенные налоговые обязательства | 95 807 | 117 656 | 146 196 | |||
Оценочные обязательства | ; | ; | ; | |||
Прочие обязательства | ; | ; | ; | |||
Итого по разделу IV | 1 078 726 | 938 102 | 1 401 119 | |||
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Заемные средства | 726 293 | 1 345 614 | 1 416 593 | |||
Кредиторская задолженность | 1 412 269 | 1 412 451 | 1 572 411 | |||
в том числе: Расчеты с поставщиками и подрядчиками | 994 246 | 852 884 | 1 329 165 | |||
Авансы полученные | 29 052 | |||||
Доходы будущих периодов | ; | ; | ; | |||
Оценочные обязательства | 62 907 | 52 136 | ; | |||
Прочие обязательства | ; | ; | ; | |||
Итого по разделу V | 2 201 469 | 2 810 201 | 2 989 004 | |||
БАЛАНС | 9 154 890 | 8 532 151 | 8 823 713 | |||
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Отчет о прибылях и убытках
Отчет о прибылях и убытках | |||||
Пояснения | Наименование показателя | Код | За Январь-Декабрь 2013 г. | За Январь-Декабрь 2012 г. | |
Выручка | 8 859 706 | 9 038 793 | |||
Себестоимость продаж | (6 713 473) | (7 455 526) | |||
Валовая прибыль (убыток) | 2 146 233 | 1 583 267 | |||
Коммерческие расходы | (175 742) | (287 762) | |||
Управленческие расходы | (473 850) | (497 325) | |||
Прибыль (убыток) от продаж | 1 496 641 | 798 180 | |||
Доходы от участия в других организациях | ; | ; | |||
Проценты к получению | 1 406 | 1 361 | |||
Проценты к уплате | (180 680) | (198 592) | |||
Прочие доходы | 674 069 | 805 383 | |||
Прочие расходы | (745 726) | (936 953) | |||
Прибыль (убыток) до налогообложения | 1 245 710 | 469 379 | |||
Текущий налог на прибыль | (290 242) | (144 994) | |||
в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы) | (22 541) | (23 187) | |||
Изменение отложенных налоговых обязательств | 21 849 | 26 429 | |||
Изменение отложенных налоговых активов | (3 290) | 1 502 | |||
Прочее | (38) | (22) | |||
Чистая прибыль (убыток) | 973 989 | 352 294 | |||
СПРАВОЧНО Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода | ; | ; | |||
Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода | ; | ; | |||
Совокупный финансовый результат периода | 973 989 | 352 294 | |||
Базовая прибыль (убыток) на акцию | ; | ; | |||
Разводненная прибыль (убыток) на акцию | ; | ; | |||
.ur