Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Микроэкономический анализ функционирования и организация современного информационного рынка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Идет сложный процесс становления информационного рынка в России. Развитие информационного рынка в России можно разделить на три периода. Период с 1987 по 1991 год — это период благоприятных макроэкономических условий для его развития. Возникли первые кооперативы, независимые агентства, различные информационные коммерческие структуры. При этом информационное «сырье» было бесплатным. Были взяты… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. МЕХАНИЗМ СТАНОВЛЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА
    • 1. 1. условия становления современного информационного рынка
    • 1. 2. Механизм функционирования рынка информационных продуктов и услуг
  • ГЛАВА II. МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА В РОССИИ
    • 2. 1. Анализ структуры и проблем формирования и развития отечественного информационного рынка
    • 2. 2. Факторы и направления развития информационного рынка в России

Микроэкономический анализ функционирования и организация современного информационного рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Технологическая революция конца XX века обусловила переход от «материального» к «информационному обществу», которое основано на производстве, распространении и потреблении информации и превращении её в приоритетный фактор производства. Это находит свое отражение в росте численности занятых в сфере услуг вообще и в информационном секторе, в частности, в соответствующих изменениях стоимостной и натурально-вещественной структуры произведенного валового внутреннего продукта, в модификации профессионально-квалификационной структуры занятых в национальной экономике, а также в социально-экономических преобразованиях: изменение отраслевой структуры производства, появление новых профессий, развитие современной информационной инфраструктуры, в частности, глобальных сетей передачи данных. В развитых странах в последние десятилетия активно исследуются проблемы и тенденции развития нового информационного способа производства и основанного на нем типа экономики.

В России также происходит становление нового типа экономики. Этот процесс совпал по времени с процессами внутреннего социально-экономического переустройства нашей страны, что породило присущие только России особенности становления информационного типа производства. Стремительный рост и дифференциация спроса хозяйственных субъектов на все виды информации, повышение требований к содержанию, достоверности и формам представления информации явилось стимулом к развитию рынка информационных продуктов в нашей стране, объем которого постоянно увеличивается. Становление и функционирование этого рынка имеет также свои специфические особенности.

Современные преобразования в хозяйственной системе России, развитие предпринимательской деятельности и рыночных структур, необходимость быстрого и компетентного принятия решений сопровождаются ростом спроса на качественную, достоверную, оперативную информацию, удовлетворение которого возможно только на основе широкомасштабной информатизации как всего общества в целом, так и отдельных субъектов различных уровней.

Информатизация позволяет отечественным компаниям выходить на международные рынки, расширять каналы сбыта, объединять поставщиков и покупателей в единую систему. Доходы от реализации электронного бизнеса составляют такие значительные суммы, которые сопоставимы с ВВП таких стран, как Франция, Италия, Великобритания.

Перечисленные обстоятельства приводят к необходимости комплексного исследования закономерностей, условий и перспектив эффективной организации и функционирования информационного рынка и преимуществ, которые он дает отдельным предприятиям и национальной экономике в целом. Особое значение приобретает анализ эффективности использования информационных ресурсов как способа обеспечения стабильного функционирования предприятия. Все это обусловливает актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы.

Несмотря на свою новизну, осмысление феномена информации в экономике уже имеет свою историю. Зарубежные и отечественные ученые в течение последних пятидесяти лет изучают проблемы формирования информационной экономики по самому широкому спектру вопросов от построения глобальных концепций будущего общества до определения конкретных форм информационных взаимосвязей на уровне предприятия. Общетеоретические вопросы информационной экономики исследованы в научных трудах отечественных и зарубежных ученых Р. Айриса, Т. В. Андриановой, А. И. Анчишкина, Д. Белла, Г. В. Вишняковой, В. Л. Иноземцева, М. Кастельса, Т. Куна, Ф. Махлупа, А. И. Ракитова, О. Тоффлера, Дж. Стиглера, Т. Стоуньера, А. Турена, М. Хайдеггера, К. Эрроу, К. Ясперса.

Анализ информации как фактора производства и процесса превращения её в приоритетный фактор современного производства представлен в работах О. В. Иншакова, М. Кастельса. Кибернетическо-математические аспекты исследования информации рассмотрены в работах Н. Винера, К. Шеннона. Общенаучные аспекты проблемы познания «информации» затрагиваются в работах Р. Ф. Абдеева, Д. И. Блюменау, М. И. Сетрова, А. Д. Урсула. Социально-экономические проблемы информатизации отражены в работах Ю. Д. Денисова, Г. Р. Громова, Ю. М. Каныгина, Г. И. Калитича. Теоретическим основам управления информационными ресурсами посвящены работы Д. И. Блюменау, В. М. Глушкова, Г. Р. Громова, М. Ф. Мизинцевой.

В целом можно заключить, что в современной научной литературе в общих чертах сформулированы основы теории информационной экономики, определены главные тенденции развития самого явления, сделаны прогнозы относительно последствий его распространения. Вместе с тем пока еще нельзя говорить о создании комплексной, систематизированной концепции функционирования информационной экономики и информационного рынка. Поэтому необходимо дальнейшее углубленное изучение как отдельных аспектов информационной экономики, в частности, особенностей взаимодействия субъектов информационного рынка, так и общих закономерностей её развития. Это связано с тем, что, во-первых, само явление сложно и ново, находится на начальной стадии своего развития. Во-вторых, все выводы и заключения относительно становления информационной экономики сделаны в настоящее время на основе изучения опыта только нескольких стран, относящихся к категории промышленно развитых. В-третьих, в нашей стране также происходят процессы становления нового типа экономики, которые требуют дальнейшего анализа и исследования.

Целью диссертационного исследования является выявление закономерностей функционирования современного информационного рынка и специфики его формирования и развития в России.

Для достижения цели исследования в работе были поставлены и решены следующие задачи:

— выявить свойства информации как особого товара в системе рыночных отношений;

— провести микроэкономический анализ функционирования рынка информационных продуктов и услуг, выявить структуру и особенности становления этого рынка в России;

— определить проблемы информатизации российской экономики и причины отставания России в области информационных технологий;

— проанализировать изменения, происходящие в сфере организации и управления предприятием, связанные с информатизацией и выработать основные принципы построения информационной системы предприятия.

Объектом диссертационного исследования являются процессы становления и развития информационного рынка.

Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, обмена, распределения и потребления информации.

Методологической и теоретической основой исследования служат методы диалектического, дедуктивного и индуктивного анализа, элементы системного анализа, структурно-функциональный подход. Теоретической базой послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных авторов, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, связанные с информацией и информатизацией.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Информация, в зависимости от её функционального назначения, может обладать как характеристиками общественного блага, так и блага уникального, что определяет возможность продажи её на информационном рынке. Информация как товар имеет особые свойства, которые отличают её от материальных товаров: распространенность, избирательность, снижающаяся предельная полезность, неоднозначность стоимостной оценки полученного объема информации, способность снижать неопределенность ситуации, информационная емкость, количество информации. К качественным характеристикам товара «информация» относят такие свойства, как объективность, достоверность, актуальность, адекватность.

2. Информационный рынок представляет собой механизм взаимодействия собственников (производителей) информации и платежеспособных, нуждающихся в ней потребителей по поводу купли-продажи информации, информационных продуктов и услуг в приемлемой для потребителя форме. На этом рынке реализуются экономические интересы данных субъектов: покупателей — снижение неопределенности, риска, преодоление информационной асимметрии, принятие эффективных решенийпродавцов — реализация информационных продуктов и услуг с максимальной выгодой.

3. Основными особенностями информационного рынка являются следующие: величина спроса и предложения определяется двумя группами неценовых факторов: а) риск, новизна, достоверность, адекватностьб) своевременность, приемлемая форма подачи информации, конфиденциальность (наличие/отсутствие копий) — в структуре затрат производства и предложения информации существенно преобладает доля живого трудана уровень цен влияют факторы субъективного характера: отношение покупателя к риску, его оценки возможных размеров потерь и возможности их компенсироватьконкуренция среди продавцов идет по таким показателям, как скорость, достоверность, полнота, конфиденциальность, форма подачи информации;

4. В России информационный рынок имеет свои особенности, к которым следует отнести: основные центры-генераторы баз данных работают в области научно-технической информациироссийские центры обработки баз данных находятся в государственной собственности или собственности общественных организаций, что порождает монополию на владение информационными ресурсамиуслуги диалогового доступа к базам данных еще не представляют собой динамичный и ведущий вид современных информационных услугзначительная часть информационных услуг все еще попадает к непосредственным потребителям через традиционные каналы информационного обслуживания — библиотеки и информационные подразделения предприятий и организаций. Вместе с тем, с начала 90-х годов основными потребителями информационных услуг наравне с государственными учреждениями, крупными предприятиями и организациями стали мелкие организации и фирмы;

5. Основными факторами становления информационного рынка в России являются: нормативно-правовые — совершенствование правовой базы, создание практического механизма реализации прав собственности на информациютехнологические — развитие информационной инфраструктуры, устранение зависимости информационного рынка от импорта средств вычислительной техники и технологий, улучшение технической совместимости, формирование новых и улучшение существующих сетей и их подключение к международным информационным магистраляморганизационные — принятие государственной программы информатизации России, укрепление кадрового потенциала, развитие фирм, предоставляющих справочные и посреднические услугиинституциональные — формирование традиций рыночного хозяйствования, устранение монополизма государства на информационные ресурсы, развитие конкуренции на информационном рынкефакторы безопасности — совершенствование систем защиты информационных ресурсов от несанкционированного доступа, усиление борьбы с правонарушениями в информационной сфере, повышение информационной защищенности персональных данных.

6. Для нормального функционирования информационного рынка и решения проблем, сдерживающих его развитие, требуется создание соответствующей информационной инфраструктуры, решающей задачи широкомасштабной информатизации социально-экономических отношений. Информатизация на уровне предприятий вызывает существенные изменения в сфере организации управления и влияет на технологию бизнеса, способствует доступу к международным информационным ресурсам и выходу на информационные рынки. Основными направлениями развития информационных систем предприятия являются: создание интегрированных систем, систем управления ресурсами предприятия, которые позволяют контролировать весь цикл управленияподдержка внутри системы Интернет-технологий, технологий распределенной обработки информации, возможности гибкого наращивания систем.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

— уточнены и дополнены свойства, характеризующие информацию с качественной стороны, к которым относятся избирательность, снижающаяся предельная полезность, объективность, достоверность, актуальность и адекватностьобоснована классификация информации по критерию происхождения (сферам её производства);

— выявлены экономические интересы и противоречия потребителей информации, обусловленные необходимостью снижения неопределенности, риска, преодоления информационной асимметрии, принятия эффективных решенийпроизводителей, обусловленные стремлением к реализации информационных продуктов и услуг с максимальной выгодой;

— выделены специфические черты российского информационного рынка переходного периода (основные центры-генераторы баз данных работают в области научно-технической информации, не функционирует российская национальная система массового информационного обслуживания, ориентированная на широкий потребительский рынок), а также состояние и проблемы информатизации российской экономики;

— определены и классифицированы по сферам государственного воздействия факторы и основные направления развития информационного рынка в России;

— сформулированы направления совершенствования информационных систем предприятия, исходя из требований информационного рынка, которые позволяют эффективно управлять информационными ресурсами предприятия и способствуют выходу на информационные рынки.

Практическая и теоретическая значимость работы заключается в разработке ряда положений теории информационной экономики. Полученные выводы могут способствовать расширению методологической базы общей экономической теории. Отдельные теоретические положения работы могут быть использованы в качестве учебного материала при преподавании спецкурсов «Управление и экономика информатизации», «Основы информационного предпринимательства». Анализ современного состояния информатизации в России, теоретические выводы об информационном обеспечении предприятия, представленные в работе, могут быть использованы при разработке программ информатизации на различных уровнях.

Апробация работы. Основные положения исследования были представлены на научной сессии Волгоградского государственного университета (г. Волгоград, 16−23 апреля 2001 год), научной конференции «Проблемы развития и саморегулирования рыночных отношений» (г. Анапа, 812 сентября 2001 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы российской экономики» (г. Пенза, 19−20 марта 2002 г.), VII региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (12−15 ноября 2002 г.).

По теме диссертации опубликовано 7 статей общим объемом 3 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Заключение

.

Анализ современных тенденций развития общественного производства показывает, что структура общественного производства претерпела две ступени трансформации. Первая характеризуется сокращением доли материального производства и постоянным ростом сферы услуг. Вторая ступень связана с абсолютным сокращением занятости во всех отраслях промышленности и ускорением роста тех сегментов сферы услуг, которые могут быть отнесены к так называемой «информационной» составляющей общественного производства. Технологическая революция конца XX века и данное изменение структуры общественного производства приводит к изменению в соотношении факторов производства: земли, труда, капитала и информации, когда на первое место выходят информация и знания, становясь непосредственной производительной силой. Информация как товар имеют особые свойства, отличающие её от материальных продуктов, к которым относятся распространенность, избирательность, трудность однозначной фиксации потребителя, иной механизм старения по сравнению с материальным износом, другая структура себестоимости информационных товаров и услуг, невозможность однозначной стоимостной оценки полученного объема информации.

Одним из важнейших способов распространения информации в современных экономических условиях выступает рынок, информация превращается в товар. Приход её в товарооборот связан с ускоряющимся возрастанием информационной емкости материального производства, что наблюдается в реальной хозяйственной деятельности. Информационным рынком или рынком информации являются любые отношения между собственниками (производителями) информации и платежеспособными лицами, нуждающимися в ней (потребителями), по поводу купли-продажи любых возможных сведений, данных и т. п. в приемлемой для потребителя форме и в ограниченные сроки. Этот рынок в отличие от других (рынков потребительских благ, средств производства, труда, денег и ценных бумаг) имеет свои специфические особенности. Формирование спроса и предложения информации как товара определяется действием двух групп субъективных неценовых факторов: 1) риск, новизна, достоверность, полнота- 2) своевременность, приемлемая форма подачи информации, конфиденциальность. Причем, значимость отдельных факторов будет различна для одного и того же потребителя в различных ситуациях или в отдельные периоды времени. В структуре затрат на производство информации преобладает доля живого труда, в большинстве случаев информация создается в процессе интеллектуальной, эмоциональной, духовной деятельности, а материальные и энергетические ресурсы играют вспомогательную роль. Конкуренция среди продавцов информации идет по таким показателям, как скорость, достоверность, полнота, конфиденциальность и форма подачи.

Идет сложный процесс становления информационного рынка в России. Развитие информационного рынка в России можно разделить на три периода. Период с 1987 по 1991 год — это период благоприятных макроэкономических условий для его развития. Возникли первые кооперативы, независимые агентства, различные информационные коммерческие структуры. При этом информационное «сырье» было бесплатным. Были взяты государственные ресурсы, например из Госкомстата. На их основе создавались справочные базы данных. Возник реальный спрос на деловую информацию. Второй период начинается с 1992 года по 1998 год, когда ухудшение макроэкономических условий привело к тому, что многие фирмы прекратили заниматься производством информационных продуктов. Вновь образованные структуры стали ориентироваться на потребности платежеспособных групп потребителей. Характерным признаком третьего периода (с 1999 г.) является то, что новейшие информационные и телекоммуникационные технологии и технические средства появляются на российском рынке практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках. Сегодня российский рынок достаточно эффективно обеспечивает потребности страны в программном обеспечении и технических средствах информатизации и развития телекоммуникаций.

Однако российский рынок информации имеет ряд своих, характерных только для России, особенностей функционирования. Все их можно сгруппировать следующим образом. Нормативно-правовые: несовершенство правовой базы защиты информации и интеллектуальной собственностиотсутствие практического механизма реализации прав собственности на информациюсерьезные пробелы в системе документов, регламентирующих товарно-денежные отношения на рынке информации. Технологические: слаборазвитая отечественная телекоммуникационная инфраструктурабольшая зависимость информационного рынка от импорта средств вычислительной техники и технологийналичие на рынке устаревших (а следовательно, неконкурентоспособных) и несовместимых технологических решений. Отсутствие традиций рыночного хозяйствования: недостаточно развитая конкуренция на рынке информациинебольшой объем и низкое качество информационных услуг, включая сервис, требования к достоверности и оперативности информациииздержки монополизма государства на информационные ресурсы, сформированные в органах государственного управленияне сложившиеся рыночные ценовые пропорции на информационные услуги. Организационные: отсутствие государственной структуры, координирующей развитие рынка информации и информационных услугнедостаточная развитость фирм, предоставляющих справочные и посреднические услугислабая интеграция в международный информационный рынок. Проблемы безопасности: не совершенная система защиты информационных систем от несанкционированного копирования и искажения информациииспользование для передачи информации, как правило, глобальные сети типа Internet (на западе существует дифференциация распространения разной информации по различным сетям). Эти особенности говорят о том, что информационный рынок в России не достиг уровня, необходимого для полного удовлетворения потребностей общественного производства в необходимой информации. Главная роль в развитии этого рынка принадлежит государству. За ним остается главная регулирующая функция: нормативно-правовое обеспечение деятельности рынка, контроль за его соблюдением и организация разрешения наиболее важных инфраструктурных проблем функционирования. Развитый информационный рынок поможет решить часть вопросов безопасности бизнеса и снизить риски в предпринимательской деятельности.

За последние десятилетия информатизация вошла в число наиболее бурно развивающихся видов человеческой деятельности, во многом определяющих стратегический потенциал национальной экономики. Важность информатизации подтверждается тем фактом, что следующий этап развития общества назван не просто постиндустриальным, а информационным, основанным на производстве, распространении и потреблении информации. Следовательно, все процессы, связанные с созданием благоприятной информационной среды, включая состояние информационных сетей и качество информации в них, приобретают особую актуальность. Информатизация на современном этапе развития общества приобрела следующие особенности. Во-первых, произошел переход информатизации из вспомогательного вида человеческой деятельности, используемого для получения большей прибыли при производстве определенных товаров и услуг в самостоятельную высокодоходную экономическую деятельность. Во-вторых, развитие информатизации достигло уровня, обеспечивающего переход от количественных (увеличение объемов обрабатываемой информации, сокращение времени обработки данных) к качественным сдвигам в управлении экономическими процессами (принятие оптимальных решений). Отсюда следуют особые требования к функционированию информационных систем, качеству их разработки, надежности и безопасности. В-третьих, за последние десятилетия информатизация стала стратегическим фактором вхождения стран в мировое экономическое сообщество. Информатизация несет важную интеграционную нагрузку и акцент в её развитии сместился в сторону создания глобальных открытых информационных систем, подобных Internet. Недооценка важности информатизации для нашей страны влечет за собой потерю конкурентоспособности на мировом рынке. Поэтому необходимо включить задачи по развитию информатизации в России в сферу интересов органов государственного управления на всех его уровнях.

В заключение необходимо отметить, что в данном исследовании не были затронуты вопросы, связанные с ролью человеческого фактора в информационной экономике. Важнейшие потенциальные возможности для формирования в России информационного типа экономики заключены в людях — образованных, квалифицированных, способных к быстрой адаптации. Поэтому дальнейшее теоретическое рассмотрение данных проблем становится особенно актуально для России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994. 336 с.
  2. Р. Технология и экономический рост //Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 316−329.
  3. И. А. Выставки как зеркало российского информационного рынка //Информационные ресурсы России, 1999, № 3. С.34−37.
  4. Т.В. Американское предпринимательство в информационную эру. М.:ИНИОН, 1994. 58 с.
  5. Т.В., Ракитов А. И. Информатизация общества и бизнес: Научно-аналитический обзор /РАН ИНИОН, 1993. 72 с.
  6. О., Иноземцев В. Диалектика стоимости в постиндустриальном обществе. //МЭМО, 1998, № 5 С.48−59, № 6. С.48−59.
  7. А.И. Наука техника — экономика. М.: Экономика, 1989. 383 с.
  8. Ю.М. и др. Информационный рынок в России М.:ВИНИТИ, 1996. 293 с.
  9. Г. Т. Феномен информации в политической экономии //Научно-техническая информация. 1989. Сер. I. № 4. с.З.
  10. Ю.Ахметов К. Рынок информационных технологий вид с высоты. -СОМТЕХ.
  11. Компьютер пресс, 1998, № 1. С. 11−20. 11. Багриновский К., Хрусталев Е. Новые информационные технологии //ЭКО, 1996, № 7. С. 26−34.
  12. Р., Кокс Д., Браун Р. Информация и риск в маркетинге. М., 1993. 96 с.
  13. Базы данных России. Каталог: В 2 т. Вып. 5. М: НТЦ Информрегистр, 1998. 338 с.
  14. Г. Человеческий капиталл //США: экономика, политика, идеология. 1993, № п. С. 109−119- № 12. С. 86−104.
  15. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. 783с.
  16. Д. Социальные рамки информационного общества. //Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 330−342.
  17. Д. Третья технологическая революция и её возможные социоэкономические последствия. Реферат. М.: ИНИОН, 1990. 8 с.
  18. Л. Инновационная деятельность: тенденции развития и меры государственного регулирования. //Экономист, 1996, № 3. С.23−33.
  19. Д.И. Информация и информационный сервис. Л.: Наука, 1989. 190 с.
  20. М. К вопросу о цене информации. //Проблемы теории и практики управления, 1999, № 1. С. 79−83.
  21. Вальтух К. К Информационная теория стоимости. Новосибирск: Наука, 1996. 412 с.
  22. Р.П. Проблемы формирования и управления рынком информационных услуг в трансформируемой экономике: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. 20 с.
  23. Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека //МэиМО, 1997, № 9, С.74−86, № 10. С. 85- 94.
  24. Введение в информационный бизнес: Учеб. пособие /Под ред. Тихомирова В., Хорошилова A.M. M.: Финансы и статистика, 1996. 240 с.
  25. В., Переслегин А. О механизмах настройки отношений на рынке научно-технической информации //Информационные ресурсы России, 2000, № 6. С.4−14.
  26. Е., Нещадин А. и др. Пути повышения конкурентоспособности предприятий //Экономист, 1998, № 11. С. 69−71.
  27. Э. Место человека в новейшем производстве и проблема технологического трудовытеснения в развитых странах //МэиМО, 1998. № 5, С. 60−72.
  28. Н. Кибернетика и общество. М., 1958. 158 с.
  29. Н. Кибернетика, или управления и связь в животном и машине. М.: Наука, 1983. 340 с.
  30. Вишнякова Г. В Проблемы развития научно-технического прогресса в России //Актуальные проблемы Европы М., 1996. С. 103−124.
  31. ЗЬВишнякова Г. В. Информационный сектор и его место в экономике США /АН СССР. ИНИОН М.: ИНИОН, 1990. 58 с.
  32. А.И. и др. Информационные ресурсы России. Справочник. /Под ред. Л. Реймана М.: ФИОРД-ИНФО, 2000. 272 с.
  33. Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М.: ЦАГИ, 1995. 111 с.
  34. Е. Аномалии экономического роста /Собр. соч. в 2-х тт. Т.2. М., 1997. С. 278−526.
  35. С.Е. Бизнес в Интернет. М.: Центр, 1998 140 с.
  36. И.Н. Менеджмент. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.480 с.
  37. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: Изд-во «ВлаДОР», 1993. 310 с.
  38. В.М. Основы безбумажной информатики.Изд. 2-е, испр. М.: Наука, 1987. 552 с.
  39. В.В., Корнеев И. К. Управление информационными ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 17. М.: «ИНФРА-М». 432 с.
  40. И. Электронная экономика: от информационных ресурсов до электронного бизнеса //Информационные ресурсы России, 2000, № 6. С. 1518.
  41. Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. М.: Наука, 1984. 237 с.
  42. Г. Р. Очерки информационной технологии. М.:ИнфоАрт, 1992. 336 с.
  43. М. Информационная революция //Информация и бизнес, 1998, № 1 (7). С. 11−15.
  44. С. Опыт и сложности перехода к наукоемкой экономике //Экономист, 1995, № 12. С. 12−21.
  45. Дж. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969. 480 с.
  46. У. Наступление информационного века //Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С.343−355.
  47. А. Россия в мировой системе высоких технологий: формирование информационного общества//США: экономика, политика, идеология, 1996, № 10. С. 17−30.
  48. А. Информационная теория экономики. Макромодель. М.: Палев, 1996.346 с.
  49. Ю.Д. Информационные ресурсы в японской экономике. М.: Наука, 1991. 188 с.
  50. С. Экономическая психология и экономическая информация. //Российский экономический журнал, 1999, № 1. С.95−102.
  51. П. Посткапиталистическое общество. //Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: «Academia» -«Наука», 1999. С. 65−100.
  52. A.B. Теория систем и некоторые экономические проблемы. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1996. 120 с.
  53. С.А. Информационные аспекты анализа экономическихявлений //Проблемы новой политической экономии, 1999, № 1. С.37−50.
  54. С.А. Предмет и метод информационной экономики.
  55. Экономическая теория на пороге XXI века. Кн. 2. /Под ред. Ю. М. Осипова М.: Юность, 1998. С. 497−519.
  56. Закон РФ «О праве на информацию».
  57. Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ.
  58. Закон РФ «Об участии в международном информационном обмене» от 5 июня 1995 г. № 85-ФЗ.
  59. Н.В., Шабалиев В. А. Информатизация региона: Управленческие и экономические аспекты Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. 123 с.
  60. В. За пределами экономического общества. М.: «Academia» -«Наука», 1998. 640 с.
  61. В. История и методологические основы постиндустриальной теории. //Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: «Academia» -«Наука», 1999. С. 10−64.
  62. В. Пределы догоняющего развития. М.: Экономика, 2000. 276 с.
  63. В. Расколотая цивилизация: Научное издание. M.:"Academia" -«Наука», 1999. 724 с.
  64. Информационная революция: наука, экономика, технология: Реф. сборник /РАН ИНИОН, 1993. 240 с.
  65. Информационная технология, экономика, культура. М.:ИНИОН, 1995. 148 с.
  66. Информационные ресурсы России. М.: Научно-технический центр «Информрегистр», 1999.203 с.
  67. Информационные системы в экономике. /Под ред. В. В. Дика. М., 1996. 269 с.
  68. Информационные технологии в экономических системах: С. научныхтрудов /Москов. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. М., 1996. 127 с.
  69. О.В. Механизм социально-рыночной трансформации и устойчивого развития АПК России. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1995. 450 с.
  70. О.В. Факторы и функции человеческого бытия: обретение новой меры: Препринт#WR/2001/01. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. 80 с. ф 70. История экономических учений: (современный этап): Учебник /Под общ. ред. А. Г. Худокормова. М.: ИНФРА-М, 1999. 733 с.
  71. Каныгин Ю, Калитич Г. Социально-экономические проблемы информатизации. Киев, 1990, вып. 2. 47 с.
  72. A.M., Нестеров П. В. Информатизация бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1997. С. 88.
  73. И. Классификация компьютерных систем управления предприятием (www.pcweek.ru), 1998.
  74. Т.П. Управленческий учет. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. 346 .
  75. М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М.: ВШЭ, 2000. 608 с.
  76. М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: «Academia» -«Наука», 1999.1. С. 492−505.
  77. О.В. Золотая середина //Информационные ресурсы России, 2000, № 2. С.2−4.
  78. А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция Доклад Римского клуба. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. 340 с.
  79. К. Глобальные проблемы информатизации общества:информационное неравенство. //Aima mater (Вестник высшей школы), 2000, № 6. С. 27−30.
  80. К. Информационный подход в методологии науки и научное мировоззрение //Aima mater (Вестник высшей школы), 2000, № 2. С. 16−22.81 .Кондратьев Н. Д. Проблема экономической динамики. М.: Экономика, 1989. 523 с.
  81. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. М.: Информрегистр, 1996. 40 с.
  82. A.B. Основы информационного менеджмента: Учебное пособие М.: Финансы и статистика, 2001. 336 с.
  83. В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс М.: Магистр, 1997. 49 с.
  84. Р. Фирма, право и рынок. М.: Дело ЛТД, 1993. 192 с.
  85. H.A., Мусхелишвили, Шрейдер Ю.А. Информационное взаимодействие как объект научного исследования. //Вопросы философии, 1997, № 1. С. 77−87.
  86. H.A., Ягодин Г. А. Сколько научной информации России надо? //Информационные ресурсы России, 2000, № 2. С. 9−12.
  87. Л.Ф., Мотов В. В. Теоретические основы информационных процессов. М.: Высш. школа, 1987. 248 с.
  88. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. 300 с.
  89. Ю.П., Ойхман Е. Г. Состояние и тенденции развития экономики информатизации России //Проблемы информатизации, 1992, № 1. С. 3−5.
  90. Е. Информационное общество и парадигма экономической теории //Вопросы экономики, 1997, № 11. С.86−95 .
  91. Ф. Производство и распространение знаний в США. /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1966. 462 с.
  92. В. На переломном рубеже. //Свободная мысль, 2000, № 3. С. 6071.
  93. И. С. Информационное общество: истоки, проблемы и тенденции развития. М.: Изд-во Московского университета, 1999. 274 с.
  94. К. Экономика организаций. М.: ИНФРА-М., 1996. 159 с.
  95. Методы построения интеллектуальных информационных систем анализа хозяйственной деятельности предприятий /Пятковский О.И., Бутаков C.B., Рубцов Д. В. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1999. 168 с.
  96. М.Ф. Информационные механизмы развития региональных хозяйственных систем. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. 332 с.
  97. .З. Теория организаций. М.: ИНФРА-М, 1999. 336 с.
  98. JI. Информационная революция и перспективы развития. М., 1993. 136 с.
  99. А. Информационно-финансовый подход к экономической интеграции //Вопросы экономики, 1997, № 7. С.87−96.
  100. А. Информационные аспекты транснационализации. //МэиМО, 1998, № 2. С. 121−129.
  101. P.M. Об информационной экономике. //Российский экономический журнал, 1994, № 4. С. 118−121.
  102. Нижегородцев P.M. Становление информационной парадигмы и проблемы причинности в современной экономической науке
  103. Экономическая теория на пороге XXI века /Под ред. Ю. М. Осипова М.: Юность, 1998. С. 193−196.
  104. P.M. Экономика информационного производства. Владикавказ, 1995. 207 с.
  105. P.M. Экономика информационного производства: становление, развитие, перспективы //Вестник Моск. ун-та. Сер. 6 Экономика, 1997, № 1. С.72−85.
  106. Т.П. Информационная экономика: тенденции развития за рубежом и в России. СПб, 1999. 190 с.
  107. Обер-Крие Дж. Управление предприятием. Сирин, 1998. 256 с.
  108. Е.Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг бизнеса и информационные технологии М.: Финансы и статистика, 1997, 336 с.
  109. A.M. Россия на пути в постиндустриальныую экономическую эпоху: сдвиг власти и собственности //Социально-политический журнал, 1998, № 5. С. 29−41.
  110. .Н., Гриценко В. И. Информационная технология в организационных системах управления //Управляющие системы и машины, 1998, № 1. С. 7−13.
  111. .Н., Гриценко В. И. Информационные технология: вопросы развития и применения. -Киев: Наукова думка, 1988. 272 с.
  112. И.В. Рынок, информация, информатизация. М., 1999, 156 с.
  113. Е.Г., Боярский Д. М. Международный информационный бизнес /Под ред. проф. JI.C. Шаховской Волгоград, 2002. 92 с.
  114. Г., Голдстайн Б. Информационные технологии миллионные прибыли. М., 1990. 240 с.
  115. М. Международная конкуренция. М.: Междунар. отношения, 1993. 895 с.
  116. Постановление правительства РФ «Вопросы Российского объединенияинформационных ресурсов научно-технического развития при Правительстве Российской Федерации» от 6 января 1993 г.
  117. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 1994 г. N 1319 «Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации».
  118. Постановление Правительства РФ от 12 января 1996 г. N 11 «Об улучшении информационного обеспечения населения Российской Федерации».
  119. Программа Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997 -2000 годах», утверждена постановлением Правительства РФ от 31 марта 1997 года № 360.
  120. А.И. Будущее России: социально-техническая модель //Общественные науки и современность, 1996, № 2. С. 4−9.
  121. А.И. Наш путь к информационному обществу //Компьютерная революция и информационное общество М., 1990. 6 с.
  122. А.И. Россия в глобальном информационном процессе и региональная информационная политика //Информационная технология и информационная политика. М., 1994. С. 5−25.
  123. А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.287 с.
  124. Ресурсы Интернет. Обзоры и рейтинги сайта IDC (International Data Corporation): www.idc.com.
  125. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 1997.
  126. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2001.
  127. А. Предмет и метод «информационной экономики». //Российский экономический журнал, 1997, № 3. С. 89−94.
  128. Т. Стоимость, создаваемая знанием или история будущего. //Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: «Academia» -«Наука», 1999. С. 340−371.
  129. П. Экономика: В 2 т. М.: МГП «Алгон» ВНИИСИ, 1992. Т.1.334 с.
  130. В. Бизнес-информация из российских регионов //Информационные ресурсы России, 1999, № 4. С.28−30.
  131. А. Развитие производства нематериальных благ. //Экономист, 1998, № 8. С. 39−48.
  132. Сен-Симон А., де Катехиз промышленников /Избранные сочинения. М., 1948. Т2. С. 121−272.
  133. Сен-Симон А., де О теории общественной организации /Избранные сочинения. М., 1948. Т 1. С. 427−472.
  134. М.И. Информационные процессы в биологических системах. Методологический очерк. JL: Наука, 1975. 155 с.
  135. А.О. Информационная экономика: становление и сущность. Автореф. к.э.н. СПб, 1995. 15 с.
  136. .Я. Информационная технология. М.:Высш. шк., 1994. 368 с.
  137. М. Современная российская корпорация. Организация, опыт, проблемы. М.: Наука, 2001. 312 с.
  138. Дж. Экономическая теория информации //Экономика и математические методы, 1994, № 1, т. ЗО, вып. 1 С.36−48.
  139. Т. Информационное богатство: профиль постидустриальной экономики //Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 392−409.
  140. Т. Интеллектуальный капитал //Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: «Academia» -«Наука», 1999. С. 373−400.
  141. В.JT. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. 127 с.
  142. О. Адаптивная корпорация. //Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999. С. 448−464.
  143. О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. М.: ИНИОН, 1992. 32 с.
  144. О. Третья волна. М.: ООО «Фирма „Издательства ACT“, 1999. 781 с.
  145. Транспорт и связь России. М., 1996. С. 139.
  146. А. От обмена к коммуникации: рождение программированного общества // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 410−430.
  147. А. Способны ли мы жить вместе? Равные и различные // Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: „Academia"-"Наука“, 1999.1. С. 465−491.
  148. А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. М., 1990. 191 с.
  149. А.Д. Информация. Методологические аспекты. М.: Наука, 1971. 295 с.
  150. А.Д. Проблемы информации в современной науке. Философские очерки. М.: Наука, 1975. 287 с.
  151. С.А. Информационный труд: теория и методология, вопросы развития Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1999. 183 с.
  152. А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. М., 1992. 351 с.
  153. М. Вопрос о технике // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 45−66.
  154. М. Наука и осмысление // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 67−84.
  155. Р.И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России. М.: Наука, 1996. 205 с.
  156. А.Г. Влияние современных информационных технологий на обеспечение политических, экономических и социальных процессов.//Экономическая наука современной России. 1998, № 1. С. 97−103.
  157. А.Г. Системная организация информационных технологий и их влияние на развитие и повышение эффективности субъектов экономической деятельности: Автореф. д.э.н. М., 1998. 27 с.
  158. A.B. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы. (Развитие и реинжиниринг знаний фирмы): Пер. с англ. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1999. 429 с.
  159. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 455 с.
  160. Ф. Разнесение в клочья откладывается. //Эксперт 2002, № 16 (323). С. 106−110.
  161. Л., Мэлоун М. Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости компании. //Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: „Academia“ -„Наука“, 1999. С. 432−447.
  162. Экономика информации, неопределенности и риска. //Вопросы экономики, 1996, № 4. С.126−137.
  163. К. Дж. Информация и экономическое поведение.//Вопросы экономики. 1995, № 5. С. 98−107.
  164. Jl. Экономика общественного сектора. M., 1995. 276 с.
  165. Ю. Экономика России: перемены и перспективы. М., 1996. 280 с.
  166. К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 119−146.
  167. Cash J.I. Interorganizational system: an information society opportunity or threat? //Information society. 1985, № 3. P. 200−230.
  168. Clark C. The conditions of economic progress. L, 1957.
  169. Crawford R. In the Era of Human Capital. The Emergence of Talent, Intelligence and Knowledge as the Worldwide Economic Force and What it Means to Managers and Investors. L.-N.Y., 1991, p. 11.
  170. Feather J. The Information Society, p. 117.
  171. Goldfinger Ch. Financial Markets as Information Markets: Preminary Exploration/ Paper prepared for the ENSSIB Conference Economie de1. information». Lyon, May 20/.
  172. Information Technology: the Catalyst for Change. Mercury Books, 1992. P 26.
  173. Machlup F. The Economics of Information and Human Capital. Princeton university Press, 1984. P. 15.
  174. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton, 1962.
  175. Ohlin В. Interregional and International Trade. Revised edition. London: Oxford University Press.
  176. Perlo V. Superprofits and Crises: Modern U.S. Capitalism. N.Y., 1988, p. 290.
  177. Review: The World Economy // The Economist, 1996, Sept. 28, p. 7.
  178. Roos J., Roos G., Dragonetti N.C., Edvinsson L. Intellectual Capital. P 16.
  179. Spengler О. Der Mench und die Technik. Munchen, 1931.
Заполнить форму текущей работой