Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности регулирования потребительского поведения на рынках продовольственных товаров в регионах России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди направлений государственного регулирования локального рынка продовольственных товаров выделяют: создания оптимальной структуры и рациональной инфраструктуры розничной торговлиразвертывания сетевых магазинов «делового дня» с современной технологией продаж и компьютерным обеспечением, «удобных магазинов» в зонах пешеходной доступностиактивизация роли торговых структур в реализации социальной… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ РЫНКОВ В РЕГИОНАХ РОССИИ
  • 1. Л. Формирование современных воззрений на функционирование региональных рынков: отечественный и зарубежный опыт
    • 1. 2. Региональные локальные рынки и их особенности
    • 1. 3. Государственное регулирование локальных рынков в регионах России
  • 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОНЫХ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ЛОКАЛЬНОМ РЫНКЕ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
    • 2. 1. Маркетинговое исследование потребительского поведения на рынке продовольственных товаров
    • 2. 2. Мотивационные механизмы регулирования потребительского поведения
    • 2. 3. Сегментирование потребителей рынка продовольственных товаров
  • 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕГИОНЕ
    • 3. 1. Потребительское поведение в системе социально-экономических отношений: особенности проявления и регулирования на рынке продовольствия
    • 3. 2. Исследование факторов, регулирующих потребительское поведение
    • 3. 3. Совершенствование практики регулирования потребительского Ф поведения на рынке продовольственных товаров: государственное регулирование и рыночная саморегуляция

Особенности регулирования потребительского поведения на рынках продовольственных товаров в регионах России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях возрастает роль комплексного управления социально-экономическим развитием регионов. Это вызвано диспропорциями в региональном развитии, которые особенно остро проявляются в период развития рыночных отношений.

Такая тенденция обусловлена объективными факторамидецентрализацией управления, повышением роли местного самоуправления в решении социально-экономических задач. Развитие рыночных отношений накладывает отпечаток на формы территориальной организацииобразуются региональные хозяйственные комплексы как самостоятельные субъекты экономики, которые обладают определенной целостностью, самостоятельностью и финансовой обеспеченностью.

Особую роль в развитии регионального хозяйства оказывают рынки продовольственных товаров. Это обусловлено, прежде всего, местом, особой ролью такого рынка в системе воспроизводства, в обеспечении связи производства и потребления, сбалансированности спроса и предложения. Продовольственный рынок является самым чувствительным и объективным барометром оценки состояния экономики и всего общества. В силу такой своей базисной роли и природной функции рынок продовольствия выступает как важнейший фактор обратного активного воздействия на экономику и социально-политическую ситуацию в общества.

За последние годы произошли существенные изменения, как в самой сфере продовольственного рынка, так и в формах и методах его регулирования.

Поэтому всесторонний научный анализ теоретических основ формирования продовольственного рынка России, как в целом, так и в разрезе регионов, выявление причин сложившегося состояния и решения конкретных практических проблем, связанных с функционированием, дальнейшим развитием и совершенствованием механизма регулирования данного сектора экономики представляется актуальным.

В связи с этим особую значимость приобретают исследования проблем регулирования потребительского поведения на рынке, которые, с одной стороны, помогают изучить потребности, мотивы, ожидания и мнения людей, а также выявить механизмы формирования сознания и поведения людей в ® ситуации осуществления покупки. С другой стороны, результаты исследований процесса регулирования потребительского поведения открывают возможности для установления отношений между действующими на рынке субъектами. И поскольку эффективное двустороннее сотрудничество между продавцами и потребителями товаров и услуг всех видов является в настоящий момент необходимым условием нормального функционирования российского общества, то вопросы регулирования покупательского поведения затрагивают интересы уже не только каждого отдельного бизнесмена, но и всего общества в целом.

Именно эти аспекты определяют актуальность исследования Степень научной разработанности проблемы. Количество # исследований, посвященных проблемам регулирования региональных рынков довольно велико, и постоянно увеличивается. В первую очередь, это работы в области теории рынков Л. И. Абалкина, А. Н. Романова, Ф. Котлера, Г. Армстронга, К. Макконнелла, С. Брю, В. Г. Игнатова, С. Г. Божука, JI.H. Ковалика, региональных рынков А. Г. Гранберга, И. В. Арженовского, Р. А. Шнипера, А. С Новоселова.

Среди концепций региональных рынков использовались работы сторонников теории размещения производства и сферы обращения Д. Риккардо, А. Вебера, О. Энглендера, А, Леша, У. Изарда, А. Шеффле, У. Рейли, Д. Рэя, теории центральных мест В. Кристаллера, Б. Берриконцепции пространственного распределения товарных потоков А. Шоу, институциональной концепции О. Уилъямсона и Г. Элиассона, российских ^ экономистов-географов Н. Н. Баранского, Н. Н. Колосовского.

Вопросы государственного регулирования региональных и локальных рынков нашли свое отражение в работах Г. Ф. Столбова, В. М. Ходачека, В. Г. Садкова, О. П. Овчинниковой, А. А. Сапожникова, И. Н. Шапкина, А.О.

Блинова, Я. М. Кестера.

Экономический подход к поведению потребителей на локальных рынках рассматривается в теории предельной полезности (У.Джеванс, Л. Вальрас, К. Менгер, Э. Бем-Беварк и др.), в которой поведение потребителя — поиск наибольшей полезности в приобретении тех или иных материальных благ и теория эластичности потребности и спроса (А.Маршалл и П. Самуэльсон), и теории рационального потребления (С.Струмилин, В. Немчинов, В. Майер и др.), в которой, в рамках разработки «рационального потребительского бюджета» учитывается возможность определения целевых ориентиров потребления. Маркетинговый ПОДХОД к потребительскому поведению на локальных рынках используется в работах Дж. Энджела, Д. Коллата, Р. Блэкуэла, Д. Мовена, Д. Хоккинса, Р. Беста, Ф. Котлера, К. Кони и др,.

Мотивационный механизм поведения довольно подробно рассмотрен в теориях мотивации: теории А. Маслоу, теории «X»,"Y","Z" Ф. Тейлора-Д. МакГрегора-В. Оучи, «теории существования, связи и роста» Альдерфера, «приобретенных потребностей» МакКлеланда, «двух факторов» Герцберга, «ожиданий» Врума, психоаналитической теории З. Фрейда и др.

Важность регулирования поведение потребителей на различных стадиях процесса принятия решения признается в работах И. В. Алешиной, Р, Блэкуэла, Ф. Вебстера, И. Винда, Д. Горварда, В. Зайтамла, П. Миниарди, Д. Энджела, Д. Шета и др.

Отдавая должное вышеперечисленным авторам, нельзя не отметить, что в большинстве научных работ непроработанным остается вопросы регулирования локальных рынков продовольственных товаров и поведения субъектов рыночных отношений.

Недостаточная разработанность указанных проблем, фрагментарный характер исследований, не затрагивающий многих важных теоретических и практических аспектов формирования и регулирования локальных рынков продовольственных товаров, делает данное направление одним из перспективных объектов научных разработок, обусловливает необходимость дальнейшего изучения, определяет цель и задачи диссертационной работы.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей регулирования потребительского поведения на рынках продовольственных товаров в регионах России и разработке методов и механизмов * совершенствовании этих процессов.

Цель исследовании определяет необходимость решения следующих задач:

— рассмотрения основных отечественных и зарубежных теорий формирования региональных рынков;

— обоснования основных подходов к понятию «локальные рынки», выявления особенностей локальных рынков продовольственных товаров, методов и направлений их государственного и рыночного регулирования;

— маркетингового исследования факторов, обуславливающих поведение потребителей на рынке продовольствия региона (на примере Орловской области);

— изучения воздействия мотивационных механизмов регулирования Ф потребительского поведения на конечных потребителей и выявление возможных типов потребительского поведения на рынке продовольственных товаров;

— выявления направлений совершенствования регулирования потребительского поведения на рынках продовольственных товаров в регионе.

Область исследования соответствует п. 5.6. «Локальные рынки, их формирование, функционирование и взаимодействие, межрегиональная торговля» специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством» (региональная экономика) Паспорта специальностей ВАК России и п. 3.7. «Технология проведения маркетинговых исследований рынков товаров и услуг», п. 3.12. «Факторы потребительского поведения и их использование при формировании управленческих решений» специальности ® 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством» (маркетинг).

Паспорта специальностей ВАК России.

Объектом исследования являются локальные рынки продовольственных товаров и потребительское поведение субъектов рыночных отношений в регионах России.

Предметом исследования являются механизмы государственного регулирования локальных продовольственных рынков и рыночного саморегулирования поведения потребителя на этих рынках.

Теоретической и методологической базой исследования являются основные положения и разработки по проблемам регулирования локальных рынков продовольственных товаров, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных авторов, официальных изданиях, материалах научно-практических конференций.

В процессе исследования использовались ретроспективный анализ теорий региональных и локальных рынков, теорий потребительского поведения в ракурсе различных экономических школ и течений, монографический метод, позволяющий описать потребительское поведение на локальных продовольственных рынках, общелогические методы (индукции, дедукции, синтеза). Были применены такие эмпирические методы.

0 как опрос (формализованное интервью), вторичный анализ данных, анализ официальных документов, методы описательной статистики, кластерный анализ. При анализе данных использован пакет статистической обработки системы SPSS версии 11.5.

Информационной базой являются официальные данные статистической отчетности по РФ, материалы маркетинговых исследований, проведенных с участием автора в 2003 году (объем выборки 1780 человек), в 2005 году (объем выборки 706 человек), в 2006 году (объем выборки609 человек).

Научная новизна заключается в обосновании методов и механизмов регулирования локальных рынков в регионах России на основе сочетания государственно-регионального и ассоциативно-саморегулирующего подходов, что позволяет в отличие от известных предложений сформировать действенную систему повышения качества удовлетворения интересов потребителей.

Научная новизна исследования подтверждается следующими научными результатами, выносимыми на защиту: по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика):

— на основе проведенного анализа теорий формирования и * функционирования региональных рынков уточнено понятие регионального рынка в системе экономических отношений, дополнена классификация региональных рынков РФ по критериям взаимосвязи в воспроизводственном процессе, сложившимся экономическим отношениям (п. 5.6 Паспорта специальности 08.00.05);

— предложено расширенное определение локального рынка продовольственных товаров на основе выделения в качестве определяющего критерия фактора специализации на конкретном виде товаров, уточнена классификация локальных рынков в регионах (п. 5.6. Паспорта специальности 08.00.05);

— на основе обобщения опыта государственного регулирования рынка t продовольственных товаров в регионе определена необходимость государственно-регионального и ассоциативно-рыночного механизма регулирования локального рынка продовольственных товаров (п. 5.6. Паспорта специальности 08.00.05) — по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг):

— предложена авторская классификация факторов, обусловливающих потребительское поведение, основанная на изучении потребностей потребителя и стимулов, их актуализирующих, представленная в виде мотивационных механизмов, с помощью которых можно регулировать потребительское поведение на рынке продовольственных товаров (п. 3.12. Паспорта специальности 08.00.05);

— разработаны методические рекомендации по изучению и регулированию поведения потребителей на основе проведения маркетинговых исследований рынков товаров и услуг региона (3.7. Паспорта специальности 08.00.05).

Научная новизна подтверждается следующими положениями, выносимыми на защиту:

— уточнено определение регионального рынка как территориальной организация сферы обращения, где происходит согласование интересов производителей и потребителей, не только зарегистрированных, но и реально обменивающихся товарами и услугами в пределах конкретного региона, дополнена классификация региональных рынков по критериям взаимосвязи в воспроизводственном процессе, сложившимся экономическим отношениям (п. 5.6. Паспорта специальности 08.00.05 (региональная экономика));

— предложено расширенное определение локального рынка продовольственных товаров как системы экономических отношений, складывающейся внутри региона, развивающейся под влиянием механизмов конкуренции, ценообразования, маркетинга и государственного регулирования, связывающих сферу производства со сферой потребления, формирующих спрос и предложение в процессе купли-продажи конкретной группы товаров, обеспечивающих их сбалансированность путем удовлетворения потребностей населения и интересов производителей на основе рационально организованной инфраструктуры, уточнена классификация локальных рынков в регионах (п. 5.6. Паспорта специальности 08.00.05 (региональная экономика));

— разработаны основные элементы механизма регулирования локальных рынков продовольственных товаров, сочетающего государственное регулирование с рыночными механизмами конкуренции, ценообразования и маркетинга, включающего меры по регулированию товарного предложения и покупательского спроса на основе изучения поведения потребителей (п. 5.18. Паспорта специальности 08.00.05 региональная экономика));

— предложена авторская классификация факторов потребительского поведения, основанная на изучении потребностей потребителя и стимулов, их актуализирующих, представленная в виде мотивационных механизмов, с помощью которых можно регулировать потребительское поведение на рынке продовольственных товаров (п. 3.12 Паспорта специальности 08.00.05 (маркетинг));

— разработаны методические рекомендации изучения мотивационных механизмов регулирования потребительского поведения, апробация которых проведена на примере рынка продовольственных товаров, что позволило определить особенности поведения потребителей (п. 3.7. Паспорта специальностей 08.00.05 (маркетинг)).

Теоретическая значимость работы состоит в том, что выполненное исследование позволило разработать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию регулирования потребительского поведения на рынках продовольственных товаров, сочетающие, с одной стороны, механизмы государственного регулирования, с другой — ассоциативно-рыночные механизмы на основе изучения потребительских мотиваций.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его результаты, доведенные до уровня практических рекомендаций, могут быть использованы в деятельности как региональных и муниципальных органов власти, так и органов управления и маркетинговых служб отдельных хозяйствующих субъектов на локальных рынках продовольственных товаров с целью регулирования поведения потребителей.

Отдельные положения могут быть применены в учебном процессе в рамках преподавания дисциплин «Региональная экономика», «Государственное регулирование экономики», «Маркетинг», «Региональный маркетинг».

Результаты исследования были апробированы, положительно оценены и нашли практическое применение в ЗАО «Паллада-торг» (г. Орел).

Апробация результатов работы. Основные результаты и диссертационного исследования докладывались и обсуждались на конференциях различного уровня, в частности: на региональной конференции «Центральная Россия в политологических и социально-философских оценках молодых ученых (Левыкинские чтения)» (2000 г., г.

Орел) — межрегиональной конференции «Социальное согласие, политическая стабильность, экономическое созидание в оценках молодых» (2002 г., г. Орел) — международной конференции молодых учёных «Российская государственность: истоки, становление, проблемы» (2003 г., г. Орёл) — межрегиональной конференции молодых учёных «Институты государственного и муниципального управления как ресурс общественного развития современной России» (2004 г, г. Орёл) — международной научно-практической конференции «Экономический рост в России: перспективы и проблемы» (2004 г., г. Орёл) — межрегиональной конференция молодых ученых «Формирование российской модели государственного и муниципального управления в условиях административной реформы: противоречия и перспективы» (2005 г., г. Орёл) — 1-й всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Управление и общество» (2006 г., г. Тамбов), 1-й всероссийской научно-практической конференции «Финансово-экономические и социально-правовые аспекты развития региона: проблемы, тенденции, механизмы решения» (2006 г., г. Липецк), международной конференции «Новейшие изменения и актуальные проблемы территориального развития современной России и стран СНГ» (2006 г., г. Орел), международной научно-практической конференции «Устойчивое социально-экономическое развитие: проблемы, инновационные подходы, механизмы реализации» (2006 г., г. Орел).

Публикации. Основные положения диссертационного исследования изложены в 13 научных статьях, общим объемом 4,0 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, 3 приложений. Диссертация содержит 170 страниц основного текста, в том числе 24 таблицы, 23 рисунка.

Выводы по 3 главе.

Поведение потребителей на локальных рынках характеризуется как экономическими (осуществление выбора наиболее выгодных альтернативрациональность действующего субъекта, наличие в его действиях обдумывания результатов поведения с точки зрения ее эффективностиобусловленность экономическими мотивами максимизации материальной выгодыинформированность о возможных путях удовлетворения своих потребностей), так и социальными (обусловленность поведения социокультурными условиямине только экономическими мотивами (в качестве мотивов могут выступать власть, общение, соперничество) — невозможность выработки рациональной схемы поведения человека: единичные действия человека могут отличаться спонтанностью и непредсказуемостью) оставляющими.

Потребительское поведение — это комплекс действий и реакций социального субъекта в сфере потребления, включающий экономический интерес и социальное взаимодействие.

Регулирование потребительского поведения на рынке продовольственных товаров — это создание условий активной среды, точки воздействия на потребительское поведение. Эти условия будут являться внешними силами мотивации потребителей прихода в магазин.

Торговое предприятие оказывает определенное влияние на потребительское поведение покупателя, побуждая его к приходу в магазин или осуществлению покупки. Это воздействие осуществляется посредством создания особой среды, внешних стимулов влияющих на актуализацию мотива — приход в магазин, что есть ни что иное как мотивационный механизм действие которого проходит по схеме: потребность — мотивация — действие.

Нам представляется приемлемым выделить следующие типы мотивации. Речь идет о внешних мотивационных силах, лежащих вне сознания индивида. Кроме того, эти стимулы будут являются направлениями регулирования потребительского поведения на рынке продовольственных товаров.

Инструментальный механизм мотивации — ориентация на покупку как средство достижения определенных материальных благ, актуализируется посредством внешних стимулов широты ассортимента и качество продукции Для реализации этого механизма необходима товарная политика и контроль качества.

Изменение в ценах на продукты питания приводит в действие экономический мотивационный механизм — ориентация на покупку как возможность экономии вследствие низких цен.

Комфортно-ориентированный мотивационный механизм направлен на относительно комфортные условия покупки (внешний вид, расположение магазина, режим работы) удовлетворяет потребности в «комфорте», «красоте», «безопасности». Для запуска этого механизма торговое предприятие должно принять решение о местоположении, режиме работы магазина, внешнем виде и размере торговой точки.

Социальный мотивационный механизм приводится в действие благодаря внешним стимулам уровню обслуживания, рекомендациям друзей и знакомыхориентация на положительный эффект общения с персоналом магазина (удовлетворяются потребности в «социальном опыте вне дома», «сопричастности», «самоутверждении»).

ФОССТИС-механизм, куда входит реклама, мероприятия по стимулированию продаж, послепродажное обслуживание, то есть мероприятия по формированию спроса и стимулированию сбыта (ФОССТИС). Этот механизм основывается на рекламе, формировании позитивного имиджа компании, фирменного стиля, моды, специальных маркетинговых мероприятиях, использовании методов службы «паблик рилейшнз», почтовых рассылок «директ мейл» .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Жизнь потребителя в последние годы видоизменилась и значительно усложнилась. Людям пришлось пересмотреть взгляды на главные движущие экономические силы общества: отношения личности и государства, социальную ответственность, активность индивида и мотив прибыли, между общественной и индивидуальной мотивацией, преимущества кооперации и конкуренции. Экономика вдруг стала зависеть от ожиданий индивидуумов (рациональных или иррациональных), их способности справляться с экономическими проблемами, принимать решения о накоплениях и расходах и т. д.

Поведение потребителя изучается в рамках регионального рынкатерриториальной организации сферы обращения, где происходит согласование интересов производителей и потребителей, не только зарегистрированных, но и реально обменивающихся товарами и услугами в пределах существующего региона.

Эволюция концепций регионального развития прошла путь от теорий размещения производства периода развертывания индустриализации до описания пространственного экономического равновесия, международной специализации и торговли, инновационных процессов. Глубокий анализ теорий регионального развития выполнен в известных работах Шнипера Р. А. Гранберга А.Г., Новоселова А. С., Кузнецовой О. В. Регионы конкурируют за ограниченные ресурсы, что сближает цены на мобильные факторы производства и обеспечивает эффективное распределение ресурсов между регионами. Региональные различия в ценностях, культуре, структуре экономики, существующих институтах способствуют повышению конкурентоспособности и приводят к созданию кластеров отраслей. Эти подходы органично сочетаются с концепцией территориального маркетинга, в основе которой лежит гипотеза о зависимости рыночного поведения покупателей, а также других субъектов рынка от региональных факторов. В институциональной концепции региональных рынков акцент перемещается на нематериальные факторы регионального развития, которые в последние десятилетия стали оказывать все большее воздействие на его результаты.

В пределах регионального рынка мы выделили рынок локальный, в котором осуществляется реализация конкретного товара или товаров одной товарной группы, характеризующийся особым геополитическое положением, хозяйственной специализацией, максимальной приближенностью производителя к потребителю. В изучаемом нами случае этой товарной группой являются продовольственные товары. Локальный рынок продовольственных товаров характеризуется обусловленностью характера потребления товаров продовольственного рынка климатическо-географическими условиями региона и национальными традициями населениякратковременностью пользования товарамиограниченностью объема потребления, связью качества товаров продовольственного рынка с условиями, сроками хранения и реализации, максимальной приближенностью к потребителюполитическим характером рынка и т. д.

Локальный рынок продовольственных товаров как часть потребительского рынка, являясь предметом нашего изучения, рассматривается нами с точки зрения теории поведения потребителей. Согласно этой теории мы будем рассматривать рынок с точки зрения формированию спроса под влиянием социальных, экономических, психологических факторов, потребительских предпочтений и мотиваций на основе изучения механизмов принятия покупателями решений о покупках товаров. При этом акцентируются влияние локальных факторов и особенности поведения потребителей локального рынка.

Для эффективного развития локального рынка продовольственных товаров необходимо государственное регулирование сочетающие в себе административные и экономические методы государственного регулирования и наличие рыночного механизма саморегулирования.

Среди направлений государственного регулирования локального рынка продовольственных товаров выделяют: создания оптимальной структуры и рациональной инфраструктуры розничной торговлиразвертывания сетевых магазинов «делового дня» с современной технологией продаж и компьютерным обеспечением, «удобных магазинов» в зонах пешеходной доступностиактивизация роли торговых структур в реализации социальной политики посредством формирования системы торгового обслуживания социально незащищенных слоев населениясоздание стратегических союзов (объединений, ассоциаций) потенциальных деловых партнеровформирование эффективной конкурентной среды для предотвращения монополизации кем-либо отдельных сегментов потребительского рынкасовершенствование материально-технической базы мелкооптовой торговли и т. д.

Реальность сегодняшнего дня показывает несостоятельность и неполноту моделей экономического развития общества, не учитывающих поведение субъекта рыночных — покупателя, влияние социальных, психологических, этнокультурных, религиозных и других условий и факторов на его поведение.

Как показало наше исследование, поведение потребителей на локальных рынках продовольственных товаров имеет следующие ососбенности. Экономическое положение семей среди множества внутренних детерминантов, явилось определяющим фактором потребительского поведения. Анализ факторов определивших выбор того или иного магазина свидетельствует о том, что стали появляться покупатели, стиль поведения которых значительно отличается от уже сформировавшихся предпочтений «богатых», останавливающих свой выбор на супермаркетах и «бедных», выбирающих недорогие магазины, оптовые рынки. Эти покупатели помимо цен, которые все же оказывают влияние на принятие решений о покупке, к факторам, влияющим на выбор магазина, относят широту ассортимента товаров, местоположение, уровень обслуживания, удобные часы работы, высокое качество продукции.

Каждая из этих характеристик способно прямо или косвенно повлиять на поведение потребителя. Так удаленность магазина от места проживания респондентов показала с одной стороны снижение позитивного восприятия магазина, и требований к культуре обслуживания, а с другой повышение предпочтительности низких цен.

Время суток совершения покупки также характеризуется определенным типом покупателей. Так утром — основной контингент пенсионеры, днем к ним добавляется заметно возрастающая группа школьников и студентов, и наибольший наплыв покупателей происходит вечером (работающее население). В соответствии с этим наиболее доходные групп населения приходят вечером.

Как было сказано выше, нами была предложена методика на основе выделения пяти механизмов, применительно к изучаемой нами торговой сети: инструментальный, экономический, комфортно-ориентированный, ФОССТИС, социальный.

Однако можно выделить некоторые особенности у приверженцев тех или иных мотивационных механизмов.

Так, сторонники инструментального механизма наиболее обеспеченная и мужская группа покупателей, которая скорее придет в магазин из более отдаленных мест. Из возможных рекламных акций предпочтения отдают дегустации.

Покупатели, отдающие предпочтение экономическому механизмуобладают самым низким уровнем дохода, причем цена является для них определяющей при посещении удаленного от места проживания магазина. Среди них много одиноких людей и многодетных семей. Среди разнообразных рекламных акции их можно привлечь снижением цен и подарками за покупку.

Комфортно-ориентированные покупатели в основном близко живую от магазина. Среди них также заметна группа мужчин и брачные пары с детьми ли без детей. Они в меньшей степени ориентированы на рекламу и очень любят подарки за покупку.

Сторонники ФОССТИС-механизмов — семьи с большим количеством человек, не имеющие пристрастия к определенному магазину, обращающие внимание на рекламные плакаты и рекламные акции, проходящие в магазине, в первую очередь на снижение цен и подарки за покупку.

Примечательно, что сторонники социального механизма в равной мере встречаются среди представителей групп с различным уровнем дохода среди покупателей магазинов низких цен и среди наиболее доходных покупателей супермаркетов. Среди них также заметна группа мужчин. Они читают рекламные объявления и отдают предпочтения моментальным лотереям.

Таким образом, опытный торговец может, проведя предварительное исследование, знать какую категорию покупателей он может привлечь приведя в действие разнообразные методы:

Так инструментальный механизм включает в себя товарную политику (изменение ширины глубины и полноты ассортимента), контроль качества.

Экономический — выбор той или иной стратегии ценообразования (к примеру, стратегия стабильных низких цен, стратегия изменяющихся высоких/низких цен, стратегия «снятия сливок» и т. д.

Комфортно-ориентированный — принятие решения о месторасположении, это может быть центральный деловой район, торговый центр или отдельно стоящий магазинудобные часы работыраспределение продуктов в торговом залемерчандайзинг, представляющий собой набор технологий для построения эффективных коммуникаций между покупателем и товаром на местах продаж.

Социальный мотивационный механизм приводится в действие благодаря внешним стимулам: уровню обслуживания, рекомендациям друзей и знакомых, привычке. Его цель — ориентация на положительный эффект общения с персоналом магазина (удовлетворяются потребности в «социальном опыте вне дома», «сопричастности», «самоутверждении»).

ФОССТИС-механизм располагает целым комплексом методов, куда входят методы продвижения товаров и услуг, разработка рекламной компании, специальные маркетинговые мероприятия и т. д.

К соответствующим мотивационным механизмам относятся следующие методы: для инструментального — товарная политика и контроль качества, экономического — уровень цен, комфортно-ориентированного — принятие решения о местоположении, режим работы магазина, внешний вид и размер торговой точки, ФОССТИС-механизмов — реклама, формирование позитивного имиджа компании, фирменного стиля, моды, специальные маркетинговые мероприятия, использование методов службы «паблик рилейшнз», почтовые рассылки «директ мейл», для социального — управление взаимоотношениями с покупателями — осуществление коммуникаций взаимодействия с аудиторией из одного человека.

— О Ф.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И. В. Культурные ценности в поведении потребителейглобальных рынков Текст. / И. В. Алешина // Актуальные проблемы управления. 1996. — Вып. 1.
  2. , Т. Практический маркетинг Текст. / Т. Амблер- Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.- 400 с.
  3. , И.В. Региональный рынок: воспроизводственный аспектТекст. / И. В. Арженовский. Н. Новгород, 1997 — С. 9.
  4. , Г. В. Маркетинг продовольственного рынка: концептуальный подход Текст./Г.В. Астратова Шадринск: Исеть, 1996 324 с.
  5. , В. Л. Потребление как феномен культуры Текст.: сб. научн. ст. / В. Л. Афанасьевский, С. В. Краснов- Философия культуры. Самара, 1995. — 178 с. — С. 23−30.
  6. , Е. И. Посткризисное изменение характеристик потребления (на примере сыров) Текст. / Е. И. Башкирова, С. А. Стройкина // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 3. — С.27−32.
  7. , Ж. А. Потребности. Вкусы. Мода Текст. / Ж. А. Безвершук- Киев, 1997. — 223 с.
  8. , Г. Экономическое поведение и человеческое поведение Текст./Г. Беккер /THESIS. Т. 1. 1993.-Вып. 1.-С. 24−32.
  9. , Г. Несколько замечаний о ресторанных ценах и другие примеры социальных воздействий на цены Текст. / Г. Беккер // Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. — С. 271−280.
  10. Бем-Баверк, Е. Капитал и прибыль. История и критика теорий процента на капитал Текст. / Е. Бем-Баверк. С. 471−517.
  11. , А.О., Захаров, В.Я. Управление региональными рынками Текст. / А. О. Блинов //Менеджмент в России и за рубежом 2003. -№ 1.-С. 19−27
  12. , М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения Текст. / М. И. Бобнева // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука. 1975. -С. 241−254.
  13. , Ж. Символический обмен или смерть Текст. / Ж. Бодрийяр- М.: Добросвет, 2000. — С. 177−182.
  14. , А. В. Домохозяйство как потребительская единица на товарном рынке Текст. / А. В. Бутов. М, 1996. — 120 с.
  15. Бутов, В. И. Основы региональной экономики Текст. / В. И. Бутов, Игнатов В. Г., Кетова Н.П. М. Ростов н/Д., 2000. — 448 с.
  16. , М. Избранные произведения Текст. / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990. — С. 626−643.
  17. , Ф. Общая модель организационного покупательского поведения Текст. / Ф. Вебстер, И. Ванд // Классика маркетинга- составители Б. М. Энис, К. Т. Кокс, М. П. Моква. СПб.: Питер, 2001. — С. 198−212.
  18. , Т. Теория праздного класса Текст. / Т. Веблен. М.: Прогресс, 1984.-С. 44−45.
  19. , Д. С. Формирование портрета среднего потребителя в результате качественных наблюдений Текст. / Д. С. Веденеев // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. — № 4. — С. 22 -29.
  20. , П. X. Предприниматель: Его экономическая функция и общественно-политическая ответственность Текст. / П. X. Верхан- пер. с нем.-Минск, 1992.
  21. , В. История экономической социологии: мир идей Текст. / В. Верховин. М.: Изд-во «ИМТ», 1998. — С. 227−261.
  22. , Ю. Г. Многомерный мир современного человека Текст. /Ю.Г. Волков, В. С. Поликарпов.-М., 1998.-С. 82−90.
  23. , JI. Т. Стратегии потребительского поведения населения на рынке продовольственных товаров Санкт-Петербурга Текст. /
  24. Л. Т. Волчкова, А. Н. Волчков, Е. Ю. Ганскау, В. Н. Минина- СПб, 2000. -320 с.
  25. , И. В. Маркетинг и типы решений о покупке Текст. / И. В. Воробьева // Вестник Санкт-Петербургского университета, Серия 5. г
  26. Экономика. 1996. — Вып. 3.
  27. , И. В. Ценовое стимулирование продаж и потребитель Текст. / И. В. Гладких, С. А. Старов // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1997. — № 4. — С.36−49.
  28. , Т. И. Как покупают продовольственные товары Текст. / Т. И. Глушакова, Н. В. Грызунова // Практический маркетинг. -1997.-№ 7.-С. 19−23.
  29. , В. Д. О механизмах функционирования новых форм экономического поведения Текст.: сб. тр. / В. Д. Голиков // Социальные регуляторы человеческой деятельности: философия, методология и
  30. А прикладные технологии. Уфа, 1995. — С. 88−94.
  31. , Н. И. Личное потребление в переходной экономике России Текст. / Н. И. Голуб- Под ред. Т. И. Трубицыной- Саратов, 1998. 327 с.
  32. , Е. П. Изучение потребителей Текст. / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. -1997. №№ 5−6- 1998. №№ 1,2, 3,4,6.
  33. , В. Д. Маркетинг продовольственных товаров в России Текст. / В. Д. Гончаров- М.: Наука, 2002. 176 с.
  34. Государственное регулирование развития регионов России. Текст. / В. Г. Садков, О. П. Овчинникова, А. А. Сапожников. -М.:Издательская группа «Прогресс», 2005. 261 с.
  35. , А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения Текст. / А. Б. Гофман- М.: Наука, 1999. 160 с.
  36. , А. Б. Социология В.Парето (Разумен ли Homo sapiens?)/HcTopM теоретической социологии. Т. 2. — М., 1998, с. 39.
  37. Государственное регулирование рыночной экономики: /Учебник. Текст. /Кушлин В.И. М.:Изд-во РАГС, 2003. -832с.
  38. , А. Н. Целевой сегмент рынка и целевая аудитория v’i Текст. / А. Н. Гребенников // Маркетинг и маркетинговые исследования в
  39. России. 1996. № 2. — С. 42−53.
  40. , Д. X. Потребительские настроения: долгая дорога в Россию Текст. / Д. X. Гребенченко, С. Ф. Гребенченко // Социс. 1998. -№ 2. -С. 31−43.
  41. , И. Проективные методики в качественных исследованиях Электронный ресурс. / И. Гурджи // Практический маркетинг. 2000. — № 1. — Заглавие с экрана- Marketingmix- http://www.marketing.ru.
  42. , С. Практическое руководство по сегментированию рынка Текст. / С. Дибб, Л. Симкин. СПб.: Питер, 2002 — 240 с.
  43. , П. Р. Управление маркетингом Текст. / П. Р. Диксон- * Пер. с англ. М.: БИНОМ, 1998. — 560 с.
  44. , П. Маркетинг, ориентированный на стоимость Текст. / П. Дойл- Пер. с англ. Спб.: Питер, 2001 — С. 53.
  45. , Т. Поведение потребителей при выборе магазина для покупки строительных и отделочных материалов Текст. / Т. Засорина, Н, Штенлиб // Практический маркетинг. 2000. — № 12. — С. 46−49.
  46. , А. В. Поведение потребителей Текст. /А. В. Зозулев- Киев, 2004. 364 с.
  47. , А. Ю., «Пульсирующий» менеджмент Текст. / А. Ю. Егоров, Н. Ф. Никулин- Изд-во Рос. экон. акад.- Екатеринбург: Деловая книга, 1998.-65с.
  48. , С. П. Психосемантическое связывание у потребителей табачных изделий Текст. /С. П. Елшанский, В. В. Максимов // Эксклюзивный маркетинг. 2001. — № 2. — С. 23−27.
  49. , А. Н. Психология корпоративного покупателя Текст. / А. Н. Емельянов // Практический маркетинг. 1998. — № 7. — С. 17−24.
  50. , А. Н. Изменение образа жизни и поведения российских потребителей в кризисное время Текст. / А. Н. Желдак // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1999. — № 3. — С.31−39.
  51. , Н. А. Экономическое поведение населения России в период становления рыночных отношений Текст. / Н. А. Железняков / Автореф. дисс.. канд. социол. наук (22.00.03). -М., 1996.
  52. , Г. А. Потребительское поведение и факторы, определяющие колебания спроса на те или иные виды товаров и услуг Текст. / Г. А. Ждановская, Е. А. Васина // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1996. — № 2. — С.22−25.
  53. , П .К. Мониторинг потребления и стиля жизни потребителей Текст. / П. К. Залесский // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. — № 3. — С.427.
  54. , В. А., Теории экономического поведения потребителя и производителя Текст. / В. А. Захаров, З.И. Козенко- Волгоград, 1996. 317 с.
  55. Н.В. Изменение поведения российских потребителей как предпосылка формирования современных форматов розничной торговли Текст. / Н. В. Зимина, А. А. Балашов // Маркетинг в России и за рубежом. -2000. -№ 6,. С.36−41.
  56. , В.А. Поведение потребителей Текст. /В.А. Ильин- Сыктывкар, 1998.-323 с.
  57. , У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. Текст. /У, Изард М., 1966. — 238 с.
  58. , В. И. Социальная группа как фактор потребительского поведения Текст. / В. И. Ильин // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2000.- № 2. С.28−31.
  59. , В.И., Потребительские настроения как индикатор социально-экономических перемен Текст. / В. И. Ильин, К.А. Гулин- Вологда, 1999.-248 с.
  60. , Е. П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин- СПб.: Питер, 2004.-С. 107−110.
  61. , А. А. Мотивация потребителей Текст. / А. А. Козырев- СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2003. 384 с.
  62. Количественные методы анализа в маркетинге Текст. / Под ред. Т. П. Данько, И. И. Скоробогатых. СПб.: Питер, 2005. — 384 с.
  63. , В. Ф. Экономическое поведение субъектов рыночной экономики Текст. / В. Ф. Костюченко / Автореф. дисс.. канд. экон. наук (08.00.05). -М, 1995.
  64. , Ф. Основы маркетинга Текст. / Ф. Котлер- М., 1996. С. 141−181.
  65. , Ф. Основы маркетинга Текст. / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг: Пер. с англ. 2-е Европ. изд. — М., Спб.: Изд. дом «Вильяме», 2001. — 944 с.
  66. , Р. О. Изучение модели потребительского поведения с целью формирования комплекса продвижения товара Текст. / Р. О. Краснов, С. В. Сакуцан // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2002. -№ 3 — С. 43−49.
  67. Кулагина, Н, А. Направления маркетинговых исследований потребительского рынка Текст. / Н. А. Кулагина // Проблемы статистического анализа рыночных процессов. М., 1993.
  68. , А. П. Теория развития предпринимательства и ^ поведение потребителя Текст. / А. П. Кураков, Г. Г. Кажурникова, М. JT.
  69. , В. Т. Кожанов. М., 1997.
  70. , Р. Т. Структура доверия потребителей: сравнение Соединенных Штатов и России Текст. / Р. Т. Куртин // Мониторингобщественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. — № 5. — С.43−46.
  71. , Б.Н. Россия -2005: стратегия инновационного прорыва Текст. / Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. М.:ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.-632 с.
  72. Ламбен, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива Текст. / Ж.-Ж. Ламбен- СПб.: Наука, 1996. 433. с.
  73. , Л. Географическое сегментирование региональных рынков. Потребительские индексы регионов Текст. / Л. Лаптев, О. Митичкин // Рекламист. 1996. — № 1(9). — С. 20.
  74. , Ю. Н. Мотивация экономической деятельности в условиях российской реформы Текст. / Ю. Н. Лапыгин, Я. Л. Эйдельман- М., 1996.-С. 36.
  75. , М. Основы розничной торговли Текст. / М. Леви, Б. Берту. -СПб.: Питер, 1999.-337 с.
  76. , С. Подходы к формированию эффективной маркетинговой стратегии Текст. / С. Лакомцев // Практический маркетинг. -2000. № 7. С.41−48.
  77. Леш, А. Географическое размещение хозяйства. Текст. /А.Леш М., 1959.-268 с.
  78. , В. Н. Информационные основы потребительского поведения Текст. / В. Н. Логунов- Воронеж, 1999.
  79. , Г. К. К вопросу типологического прогнозирования * потребления Текст. / Г. К. Луке- Таллин, 1984.
  80. , В. Ф. Планирование социального развития и повышения уровня жизни народа Текст. / В. Ф. Майер- М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 34−60.
  81. , Н. В. Способы моделирования потребительского спроса (на примере медицинской техники) Текст. / Н. В. Макогон // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1999. — № 1. — С. 43−45.
  82. , А. Г. Мотивация и личность Текст. / А. Г. Маслоу- СПб.: Евразия, 1999.-С. 479.
  83. Маркетинг: новые технологии в России Текст. / М., 2004. 416 с.
  84. , А. Принципы политической экономии Текст. / А. Маршал- М.: Прогресс, 1984. С. 3−125.
  85. , В. А. Особенности формирования товарного предложения на потребительском рынке Текст. / В. А. Медведев, Н. Н. Терещенко // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. — № 2. — С. 32−37.
  86. , А. А. Потребительское поведение семей: дифференциация, динамика, классификация Текст. / А. А. Митоян- М., 1990.
  87. , О. Моделирование потребительского поведения Текст. / О. Михалев // Маркетинг. 1995. — № 3. — С. 19−24.
  88. , М. К. Все ли вы знаете о своих клиентах Текст. / М. К. Мухина // Маркетолог. 2000. — № 1. — С. 28−33.
  89. , М. К. Изучение стиля жизни потребителей и ^ сегментирование рынка на основе психографических типов Текст. / М. К.
  90. Мухина // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. -№ 3. — С. 3−21.
  91. , Л. И. Формула покупки Текст. / Л. И. Мхитарова- М., 1987.
  92. , Г. М. История социологии в Западной Европе и США Текст. / Г. М. Осипова. М., 2001. — С. 340−369.
  93. , П. Консьюмеризм буржуазная концепция «потребительского коммунизма» Текст. / П. Павлов, В. Цага // Вопросы экономики. — 1981. — № 2. — С. 33−36.
  94. , Т. Понятие общества: компоненты и их взаимосвязи Текст. / Т. Парсонс // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. М., 1994.
  95. , К. К. Как определить предпочтения потребителей, или что важнее цена или качество Текст. / К. К. Петрин // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. — 1997. — № 6. — С.29−34.
  96. , А. П. Экономическое поведение потребителей: какая теория поможет прогнозировать спрос Текст. / А. П. Пидкасистый- М., 1997.-219 с.
  97. , Дж. Путь к покупателю Текст. / Дж. Пилдич- Пер. с англ. М., 1991.
  98. Погорлецкий, А. И. Экономика зарубежных стран Текст. /. А. И. Погорлецкий Спб.:Изд-во Михайлова А. В., 2000. — 198 с.
  99. , П. Ф. Потребление и спрос населения Текст. / П. Ф. Страдзина- Рига, 1970. С. 53−64.
  100. Потребности. Доходы. Потребление Текст. / Под. ред. Н. П. Федоренко, Н. М. Римашевской. -М., 1979.
  101. , Д. Психология потребителя Текст. / Д. Статт- СПб.: Питер, 2003. 446 с.
  102. , И. А. Атмосфера в магазине и факторы ее формирующие Текст. / И. А. Рамазанов, М. А. Николаева // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 3. — С. 35−42.
  103. , Н. М. Моделирование потребительского поведения:теория, метод, эксперимент Текст. / Н. М. Римашевская- М., 1982.
  104. , Н. М. О методах выявления устойчивых типов потребления Текст. / Н. М. Римашевская, JI. А. Левкова // Социологическиеисследования. 1978. — № 2. — С. 21−27.
  105. , Л. И. Поведение потребителей и потребительская культура Текст. / Л. И. Ростовцева- М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. 376 с.
  106. , Л. И. Потребительская культура как регулятор поведения потребителей Текст. / Л. И. Ростовцева / Автореф. дисс.. д-ра соц. наук. М., 2004. — С. 25.
  107. , С. Л. О мышлении и путях его исследования Текст. / С. Л. Рубинштейн- М., 1958.
  108. , Т. П. Московский покупатель Текст. /Т. П. Рукавишникова, А. М. Сапожников, Л. М. Хазова // Социологические исследования. 1990-№ 7 — С. 17−20.1. С'
  109. , В. М. Вопросы методологии и практики разработки эталонов потребления населения / В. М. Рутгайзер, О. Л. Саенко, А. Л. Маков, Т. Б. Петров // Статистические методы в исследовании труда, доходов и потребления. М., 1981.
  110. , Л. С. Поведение покупателей в условиях рыночной экономики Текст. / Л. С. Рябинский- М., 1995.
  111. , В. Н. Экономико-статистическое изучение потребления Текст. / В. Н. Салин- М., 1990.
  112. , П. Экономика Текст. / П. Самуэльсон- Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1964.
  113. , В. Требования потребителей и маркетинг Текст. / В.
  114. СекеринД Секерин. // Маркетинг. 1997. — № 4. — С. 34−38.
  115. , Г. Суверенитет и рациональность потребителя. Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса Текст.:
  116. Т. 1 / Г. Скитовски- Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1999.
  117. Современная зарубежная социальная психология Текст. / Под ред. Г. М. Андреевой. М., 1984. — С. 82−91.
  118. , Б. А. Изучение потребителей Текст. / Б. А. Соловьев // Маркетинг- Под ред. А. Н. Романова. М., 1995. — С. 85−100.
  119. , В. А. Потребительские интересы населения на рынке аудио, видео и печатной продукции Текст. / В. А. Соснин, М. А. Мищенко, 1. A. В. Попов- М., 1997.
  120. Социальная психология экономического поведения Текст. / Отв. ред. А. П. Журавлев, Е. В. Шорохова- М., 1999.
  121. Социология потребления Текст. / Под ред. JI. Т. Волчковой, Ю. Громова, В. Н. Митиной. СПб.: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2001. — 240 с.
  122. , Н. Д. Эффективные продажи, ориентированные на покупателя Текст. / Н. Д. Стивене, Б. Адаме- Пер. с англ. -М., 1999.
  123. , Д. Н. SPSS: Статистический анализ в маркетинговых исследованиях Текст. / Д. Н. Таганов- СПб.: Питер, 2005. 192 с.
  124. , Г. И. Содержание и развитие форм личного потребления Текст. / Г. И. Тамошина, JI В. Шульгина- Воронеж, 1999.
  125. Теория потребительского поведения и спроса Текст. / Под. ред.
  126. B. М. Гальперина- СПб., 1993. С. 67−77.
  127. Теория развития предпринимательства и поведение потребителя Текст. / Под. ред. JI. П. Куранова- М., 1997.
  128. Технология бизнеса: маркетинг Текст. / М.: Дело, 2000.
  129. , Е. В. Исследование социальных методов регулирования потребительского поведения (методические разработки) Текст. / Е. В. Тихонова, Е. В. Латышева // Социология: 4 М. 1997. — № 9.
  130. , О. Роль анализа психологического портрета потребителей в разработке рекламной стратегии Текст. / О. Тихонов // Практический маркетинг. 1998. — № 5. — С. 15−24.
  131. Управление мотивацией персонала Текст./М., 2003. С. 26−33.
  132. Управление розничным маркетингом Текст. / Под ред Д. Гилберта- М.: ИНФРА-М, 2005. С. 68−69.
  133. Установки потребителей по отношению к слабоалкогольным коктейлям (по материалам НИЦ МКГ) Текст. // Практический маркетинг. -1998.-№ 5.
  134. , Е. Ю. Дифференциация доходов, сбережений, непроизводственного потребления в переходный период Текст. / Е. Ю. Фаерман- М., 1997.
  135. , Г. Психология потребителя в маркетинге Текст. / Г. Фоксол, Р. Голдсмиг, С. Браун- Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. — С. 202−206.
  136. , К. Путь к покупателю: Теория и практика рекламного дела Текст. / К. Фридлендер- Л., 1929.
  137. , Ю. В. Маркетинговые исследования потребителей товаров на основе применения самоорганизующихся карт признаков Текст. / Ю. В. Фролов, Е. С. Пастухов // Маркетинг и маркетинговые исследования. -2000.-№ 5. -С. 24−29.
  138. , JI. Влияние доли рынка на восприятие качества товара потребителями Текст. / JI. Хеллофс, Р. Якобсон // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1999. — № 3. — С. 22−26.
  139. , М. Практический анализ психотипов потребителей в ¦V маркетинге Текст. / М. Хлюнева, В. Верхоглазенко // Практический маркетинг1998.-№ 4.-С. 41−45.
  140. , И. П. Конкурентоспособность продовольственных товаров Текст. / И. П. Чепурной- М., 2002. 120 с.
  141. Чикунова, JI А. Покупательское поведение: стратегия прогнозирования Текст. / Л. А. Чикунова // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1998. — № 2. — С. 24−29.
  142. , О.В. Выбор месторасположения для торгового предприятия Текст. / О. В. Чкалова, Е.А.: Семенычева //Маркетинг в России и за рубежом. -2002-№ 1-С. 34−40.
  143. , А. Е. Неоинституциональная экономическая теория Текст. / А. Е. Шаститко- М.: ТЕИС, 1999. С. 41.
  144. , Ю. Изучение ценностных предпочтений потребителей в целях сегментации Текст. / Ю. Ширков // Маркетинг в России и за рубежом. -1999.-№ 4.-С. 41−48.
  145. , Р.А. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект. Текст. / Р. А. Шнипер, А. С. Новоселов, — Новосибирск: Наука, 1993.-250 с.
  146. , Ю. Э. Маркетинг и управление потребительским поведением Текст. / Ю. Э. Щепочкин- М. 1998. -140 с.
  147. Экономическая политика государства в начале XXI и проблемы развития предпринимательства Текст. /Под науч. Ред. Г. Ф. Столбова, В. М. Ходачека. Спб, 2002. — 712 с.
  148. , Д. Поведение потребителей Текст. / Д. Энджел, Р. Блекуэлл, П. Миниард- Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. — 768 с.
  149. , В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности Текст. / В. А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  150. , В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности Текст. / В. А. Ядов- М.: Наука, 1979. С. 11−19.
  151. Индексы физического объема продажи отдельных продовольственных товаров в Орловской областив процентах к итогу)1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
  152. Все товары 92,3 105,7 108,7 116,7 103,3 108,4 112,2
  153. Продовольственные 84,7 104,9 108,7 115,3 100,1 105,1 120,6товары в том числе
  154. Мясо и птица 81,0 169,3 85,0 111,8 105,1 100,8 107,6
  155. Колбасные изделия 77,7 128,9 73,8 116,0 112,2 114,4 130,1
  156. Консервы мясные — - - 126,9 130,9 124,3
  157. Продукция рыбная 98,8 87,4 92,8 98,5 100,9 112,2 108,5пищевая товарная (без рыбных консервов)
  158. Консервы и пресервы рыбные 123,4 98,2 91,5 99,1 108,8 140,3
  159. Масло животное 91,7 91,5 101,1 99,1 92,8 95,0 106,4
  160. Масло растительное 75,0 131,1 112,7 104,3 143,4 110,6 111,3
  161. Маргариновая 108,9 100,5 109,2 100,9 121,0 105,8продукция
  162. Цельномолочная 99,7 86,1 105,8 103,0 110,5 97,7 123,1продукция
  163. Сыры жирные (вкл. брынзу) 126,3 97,4 84,8 124,0 118,7 122,9
  164. Яйцо птицы 87,8 66,3 118,7 89,2 103,4 93,5 121,1
  165. Сахар 83,7 115,0 101,2 113,5 121,2 116,5 100,9
  166. Кондитерские 106,2 113,6 93,0 137,2 110,2 106,6 132,6изделия
  167. Хлеб и 122,3, 82,5 96,9 95,0 86,9 93,5 114,7хлебобулочные изделия
  168. Мука 89,1 79,9 112,0 104,3 94,6 124,7 140,6
  169. Крупа 131,5 122,4 90,1 86,4 100,4 128,1
  170. Макаронные изделия 109,6 112,8 108,1 134,6 115,7 123,6
  171. Картофель 94,2 157,7 144,0 96,1 82,1 119,2 109,4
  172. Овощи 72,2 189,2 118,1 67,7 93,2 120,0 85,9
  173. Плоды, ягоды, 124,6 97,2 100,8 105,8 104,3 91,9 104,8виноград
  174. Алкогольные напитки 93,9 97,4 114,2 109,6 106,1 102,4 117,5
  175. Непродовольственные 98,6 106,2 108,6 117,7 105,8 111,0 105,6товары
  176. Качество товаров, поступивших на потребительский рынок Орловскойобластив процентах к итогу)1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005п, эодовольственные товары
  177. Колбасные изделия 10,8 24,7 4,9 6,8 8,7 5,9 47,1
  178. Рыба и рыбопродукты 14,3 61,5 30,1 13,1 17,1 42,1 45,1
  179. Консервы рыбные 4,6 14,2 55,3 11,7 48,9 6,6 42,7
  180. Масло животное 24,2 20,6 40,4 98,5 63,2 11,1 49,5
  181. Маргарин 34,3 17,1 47,1 97,7 19,4 53,9
  182. Консервы 20,6 32,1 11,3 86,8 23,9 39,5плодовоягодные
  183. Цельномолочная 29,2 12,0 13,2 30,8 26,1 64,7 13,2продукция
  184. Сыры 47,5 20,1 32,8 75,9 60,3 39,5 53,2
  185. Яйцо птицы 72,4 100,0 93,4 93,2 99,1 30,8 59,1
  186. Сахар 9,9 91,2 — - 28,3 47,7
  187. Кондитерские 13,9 18,6 14,7 15,3 21,8 10,2 22,4изделия
  188. Хлебобулочные 20,2 40,6 24,2 25,0 13,6 8,9изделия
  189. Кофе 36,4 25,1 25,1 20,0 3,4
  190. Безалкогольные 23,9 36,1 7,2 25,0 8,8 23,6напитки
  191. Минеральная вода 29,7 42,1 1,5 28,2 9,5
  192. Крупа 62,5 29,0 33,9 55,3 6,1 40,21. Алкогольные напитки
  193. Водка и 11,6 0,02 1,7 9,1 0,3 6,9ликероводочные изделия
  194. Вино 4,1 4,1 46,7 25,6 46,2 18,3 15,7
  195. Коньяк 3,9 70,7 2,8 6,5 30,5 3,6 10,4
  196. Шампанское 5,2 1,8 — - - 6,2
  197. Пиво 23,7 17,1 15,2 15,7 15,1 11,7 29,5
  198. ПРОГРАММА МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НА РЫНКЕ ПРОДОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ ОРЛОСКОЙ ОБЛАСТИ
  199. ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  200. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: магазины низких цен «Сберегайка» ЗАО «Паллада-торг»
  201. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: покупательский спрос в зоне действия магазинов «Сберегайка»
  202. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ:
  203. Магазин низких цен розничный торговец товарами общего профиля, предлагающий широкий выбор (разнообразие) товаров, ограниченный набор услуг и низкие цены. Такой магазин старается привлечь покупателей с низкими и средними уровнями доходов.
  204. Покупательский спрос платежеспособная потребность покупателя, обеспеченная деньгами часть потребности в товарах, а также услугах, реализуемых в торговой форме.
  205. Социально-демографический портрет покупателя половозрастная структура покупателей, состав покупательских семей, а также дифференциация по уровню дохода.
  206. Стадия жизненного цикла магазина специалисты выделяют такие стадии как внедрение, рост, зрелость, спад.
  207. Стимулирование сбыта 1. Использование многообразных средств стимулирующего воздействия, призванных ускорить и (или) усилить ответную реакцию рынка. 2. Кратковременные побудительные меры поощрения покупки или продажи товара или услуги
  208. Не менее 600 опрошенных за 7 дней недели
  209. МЕТОД СБОРА ПЕРВИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
  210. В качестве основного метода сбора информации будет выступать анкетирование. Предполагаются 2 вида анкет для покупателей и жителей домов, расположенных вблизи магазинов «Сберегайка» Анкеты представлены в форме закрытых, полузакрытых и закрытых вопросов.
  211. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВОПРОСНИКАвоп роса Операциональное понятие Индикатор Тип шкалы измерения
  212. Оценка частоты посещения магазина «Сберегайка» Факт частоты Номинальная
  213. Представления о причинах, повлиявших на выбор «Сберегайки» Наименование причин Номинальная
  214. Оценка степени удовлетворения параметрами торговой точки Степень удовлетворения Ранговая
  215. Представление о торговой марке (бренде «Сберегайка») Наименование представлений Номинальная
  216. Оценка предпочтения в выборе магазинов низких цен Наименование магазинов Номинальная
  217. Оценка способов улучшения торговли Наименование способов Номинальная
  218. Представления о возможных средствах стимулирования сбыта Наименование средств Номинальная
  219. Оценка мест покупки хлебобулочных изделий Перечень мест возможной покупки Номинальная
  220. Оценка мест покупки мясных продуктов Перечень мест возможной покупки Номинальная
  221. Оценка мест покупки колбасных изделий Перечень мест возможной покупки Номинальная
  222. Оценка мест покупки бакалейных изделий Перечень мест возможной покупки Номинальная
  223. Оценка мест покупки алкогольных напитков и пива Перечень мест возможной покупки Номинальная
  224. Оценка мест покупки кондитерских изделий Перечень мест возможной покупки Номинальная14. Пол Пол Номинальная
  225. Возраст Число лет Интервальная
  226. Состав семьи Число членов Интервальная
  227. Количество детей Число детей Номинальная
  228. Стадия жизненного цикла семьи Наименование стадии Номинальная
  229. Оценка материального уровня Число рублей Номинальная
  230. Время получения основного дохода Дата Интервальная
  231. Оценка расхода семейного бюджета Наименование статей расхода Интервальная
  232. Сфера деятельности Наименование сфер деятельности Номинальная
Заполнить форму текущей работой