Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие институциональной формы экономических отношений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс институционализации экономических отношений состоит из нескольких последовательных этапов: возникновение потребности, удовлетворение которой* требует совместных организованных действий двух или более субъектов экономической системыформирование общих целей, при этом каждый субъект в процессе взаимодействия преследует собственные субъективные целипоявление норм, и правил в ходе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы исследования экономических отношений субъектов хозяйствования экономической системы
    • 1. 1. Системно-институциональный подход к исследованию «экономических отношений субъектов хозяйствования экономической системы
    • 1. 2. Институционализация экономических отношений: причины, сущность и формы проявления
    • 1. 3. Институциональные противоречия развития экономических отношений
  • Глава II. Институциональные формы развития системы экономических отношений в России
    • 2. 1. Институциональные аспекты формирования и реализации экономических интересов в России
    • 2. 2. Развитие института частно-государственного партнерства в
  • России и особенности его реализации в экономических отношениях
    • 2. 3. Институциональное регулирование устойчивого развития экономических отношений

Развитие институциональной формы экономических отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие институциональной формы экономических отношений во многом определяется тем, что в современных условиях экономическая система России все еще продолжает претерпевать существенные изменения, которые определяются рядом обстоятельств.

Во-первых, построение в России постиндустриального, информационного общества невозможно без институциональных основ, взаимодействия экономических интересов хозяйствующих субъектов.

Во-вторых, усложнение структуры экономической системы, возникновение новых условий хозяйствования приводят к появлению новых экономических субъектов со своими специфическими интересами, что определяет необходимость формирования и развития новой системы экономических отношений, носящей институциональный характер: Одной из главных проблем в современной экономике становится институциональное обеспечение устойчивого развития системы экономических отношений.

В-третьих, интеграция нашей страны в мировое хозяйство, влияет на реализацию экономических отношений на мегаэкономическом уровне. Открытость экономики предполагает возникновение новых условий хозяйствования и создание новых форм взаимодействия хозяйствующих субъектов экономической системы России.

И, наконец, в условиях рыночной экономики в системе хозяйственных отношений особое значение приобретают институты, которые воздействуют на систему экономических отношений хозяйствующих субъектов, предопределяют стратегические направления трансформации, задают возможные варианты реализации экономических интересов, а, следовательно, определяют их формальные и неформальные институциональные границы. При этом все субъекты рыночной экономики заинтересованы в общем институциональном порядке и поэтому являются носителями общего институционального интереса.

Таким образом, взаимодействие хозяйствующих субъектов сегодня осуществляется в совершенно новых условиях — условиях формирования и развития институциональной модели государственного устройства в Российской Федерации. Рыночная экономика, оказывая огромное воздействие на систему экономических отношений субъектов хозяйствования всех уровней, приводит как к появлению совершенно новых форм их реализации, так и к более глубокому осознанию уже существующих. Система отношений субъектов, хозяйствования находится в постоянном противоречивом единстве. Необходимость разрешения этих противоречий требует исследования как самих интересов субъектов хозяйствования всех уровней экономической системы, так и нахождения оптимальных форм согласования этих интересов.

Степень научной разработанности. Исследование экономических отношений началось вместе с зарождением экономической мысли. Первоначальные взгляды на сущность и формы экономических отношений нашли отражение в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэя, И. Бентама, К. Маркса, В. Ленина.

В произведениях английских классиков политической экономии А. Смита и Д. Рикардо создана концепция «экономического человека», поведение которого определяет личный интерес, эгоизм, постоянное стремление улучшить свое положение. Таким образом, классическая экономическая теория в системе интересов отдавала предпочтение индивидуальному интересу, что вытекало из той модели хозяйствования, которая господствовала на Западе.

Представители немецкой исторической школы выступили против индивидуализма классической школы и считали, что объектом анализа для" экономиста может быть только народ. Человека как часть народа интересует не только стремление к богатству, но и увеличение свободного времени, соблюдение традиций. Лишенные индивидуализма хозяйствующие субъекты образуют коллективы с групповыми интересами.

Большой вклад в развитие современной теории экономических отношений внесли отечественные экономисты: Абалкин Л. И., Брагинский О. Б., Радаев В. В., Бляхман Л. С., Бунич П. Г., Волгин Н., Железовская Н. М., Шамхалов Ф. И., Жуков А. Л., Каманкин В. П., Обломская И. Я., Федченко А. и другие: В трудах этих ученых заложены теоретические и методологические предпосылки изучения основ взаимодействия субъектов хозяйствования< на различных уровнях экономической системы.

Экономические интересы отдельного предприятия (на микроуровне) исследуются в работах Булгаковой С. А., Любимовой Т. Г., Юрьева В. М., Бочаровой И. Ю., Авдашевой С., Дементьева В., Калашниковой Н. И., Сарсенбаевой Д., Розановой Н., Хана Е., Якутина Ю., Юданова А. и других ученых. В данных работах исследуются интересы предприятий в период рыночных преобразований, отражены проблемы интегрированных корпоративных структур, финансово-промышленных групп, а также показаны противоречия интересов на уровне государства и предприятий.

Интересы региональных хозяйств (на мезоуровне) анализируются Адамеску А., Богачевой О., Гранбергом А., Маршаловой А., Новоселовым А., Соколовой О. Ю., Кузнецовой О., Швецовым А., и другими. В трудах этих ученых отражены не только интересы субъектов РФ, но и проблемы, связанные с их реализацией.

Исследованию национальных, государственных интересов (на макроуровне) посвящены монографии Аникеев С. В., Осипова Ю., Ольсевича Ю., Рязанова В., Григорьев С. В. В этих работах особого внимания заслуживает изучение специфики государственного интереса в условиях становления постиндустриального, информационного общества.

Новый аспект изучения системы отношений появился с выделением институциональной теории. Эволюция экономических институтов, механизмов их взаимодействия исследована в трудах Т. Веблена, М. Вебера, Дж. Коммонса, У. Митчелла, Г. Мюрдаля, Дж. М. Ходжсона. Предметом изучения институционализма стала широкая гамма интересов, мотивов, стимулов поведения и деятельности субъектов, ограниченных институциональными рамками. Коммонс Д., развивая теорию интересов, основное внимание уделял социально-правовым институтам и предложил так называемую теорию сделок, где в качестве субъектов выступают не индивидуумы, а. их объединения, институты.

Исследованием данной проблемы, в рамках неоинституционального направления занимались российские исследователи G.G. Алексеева, Н. Дроздова, В. МаевскийМ.И. Брагинского, Д. Никологородский, А. Олейник, В. Радаев, В.-Тамбовцев-С.А.Хохлова, А. Шаститко и др.

Современный неоинституционализм ставит в центр внимания не столько поведение отдельного индивида, сколько институциональные у структуры. Экономические отношения субъектов, их поведение и интересы формируются под воздействием институциональной среды.Институт выступает как продукт общественного развития и форма, в рамках и при участии которой протекает хозяйственная деятельность. Будучи «правилами игры», институты задают систему стимулов, направляя" деятельность субъектов по определенному руслу, что снижает неопределенность и делает социально-экономическую среду более предсказуемой.

Поэтому возникает необходимость изучения, наряду с экономическими интересами — интересов институциональных, форм их реализации в системе экономических отношений, противоречий, возникающих в процессе их развития, и, наконец, институциональных аспектов реализации и развития системы экономических отношений субъектов хозяйствованияОдной из актуальнейших проблем являетсяне просто выявление сущности экономических отношений субъектов хозяйствования различных уровней, но и нахождение институциональных форм: обеспеченияих устойчивого развития на основе процесса институционализации.

Недостаточная разработанность этой проблемы, ее актуальность, а также появление новых предпосылок для дальнейшей ее разработки определили выбор темы, цели и задачи диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Цель работы — научное обоснование процессов институционализации экономических отношений и практических рекомендаций по формированию институциональной формы развития системы экономических отношений субъектов хозяйствования различных уровней.

Для достижения указанной цели в диссертации поставлены следующие задачи: рассмотреть теоретико-методологические основы исследования^ институциональной формы экономических отношенийраскрыть сущность процесса институционализации экономических отношений субъектоввыявить современные тенденции и основные противоречия в системе экономических отношений субъектов хозяйствования различных уровнейопределить и исследовать содержание и структуру экономических и институциональных отношений субъектов хозяйствования экономической системы Россииобосновать с точки зрения институциональной теории основные аспекты формирования и реализации экономических интересов субъектов хозяйствования на всех уровнях экономической системы Россиивыявить место и обосновать роль государства в процессе институционализации экономических отношений субъектов хозяйствования экономической системы России.

Предметом исследования является институциональная форма развития системы экономических отношений.

Объектом исследования являются процессы институционализации системы экономических отношений субъектов хозяйствования экономической системы России.

Методологические и теоретические основы исследования. Теоретической и методологической базой диссертационного исследования послужили труды отечественныхи зарубежных ученых, внесших вклад в научную разработку проблем взаимодействия субъектов хозяйствования экономической системы, выявления институциональных интересов на различных уровнях экономической системы. Большое значение в теоретическом аспекте также имели концепции государственного регулирования деятельности экономических субъектов.

В качестве основных методов исследования институциональной формы экономических отношений субъектов хозяйствования выступают: системныйинституциональныйдиалектическиймоделированияединство конкретного и абстрактного, исторического и логическогоанализ и синтез.

Суть авторского подхода заключается в исследовании институциональной формы экономических отношений субъектов различных уровней хозяйствования экономической системы с точки зрения целостного междисциплинарного системно-институционального и многоуровневого подходов, что позволило выявить более существенные и латентные особенности взаимодействия экономических и институциональных интересов хозяйствующих субъектов, раскрыть сущность институционализации экономических отношений, дополнить традиционные аспекты развития системы отношений с позиции институциональной теории, а также выявить, новые институциональные формы обеспечения их устойчивого развития.

Информационной базой исследования послужили монографии, статьи, диссертации, периодические издания, ведомственные аналитические материалы, государственная статистическая, отчетность, нормативные акты, материалы научных конференций, симпозиумов, информация по-данной теме1 из Интернета.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что: • раскрыто содержание институциональной формы экономических отношений, под которой понимаются действия хозяйствующих субъектов по поводу возникновения, развития, сохранения, ликвидации, наследования, заимствования институтов, назначением которых является создание институциональных правил, регламентирующих поведение хозяйствующих субъектов;

• выявлена специфика процесса институционализации-экономических отношений, выражающаяся переходом от спонтанного поведения субъектов к упорядоченному, регулируемому, нормативному, путем определения и закрепления социально-экономических статусов и ролей, ценностей и норм, организации контроля в системе экономических отношений. В результате экономический интерес становится институциональным, то есть интересом в сохранении института, определяющим институциональное поле хозяйственных взаимодействий субъектов;

• выявлены этапы институционализации системы экономических отношений:

— возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий двух или более субъектов экономической системы;

— появление формальных и неформальных норм и правил в ходе экономического взаимодействия;

— институционализация норм и правил, процедур, т. е. их практическое применение;

— установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их примененияобособление институциональных отношений из системы экономических отношений субъектов хозяйствования;

• осуществлена научная разработка институционального механизма реализации экономических отношений субъектов хозяйствования, который представляет собой процесс трансформации взаимоотношений в направлении их иерархического упорядочения на основе общепринятых норм и правил хозяйственной организации и в соответствии с требованиями традиционно существующего или легитимно установленного обществом института;

• сформулированы принципы обеспечения устойчивого развития институциональных отношений субъектов хозяйствования:

— «многогранность» институциональных отношений — в их состав входят институты-нормы (формальные и неформальные), институциональная экономическая среда, институциональный механизм реализации экономических отношений субъектов, открытость" институциональных отношений — постоянное взаимодействие с внешней средой, в ходе которого происходит адаптация, приспособление всех элементов к изменяющимся условиям,.

— «самоорганизация» институциональных отношений — процесс установления в экономической системе порядка, происходящий' за счет согласованного взаимодействия хозяйствующих субъектов, приводящий к изменению ее пространственной, временной и функциональной структуры,.

— «санкционирование» институциональных отношений — соблюдение контрактов, обеспечивающее устойчивость системы экономических отношений;

• обосновано развитие института частно-государственного партнерства как системы институтов, механизмов и процедур, призванных обеспечивать баланс интересов государственных структур и предпринимательства, способствовать развитию формальных институтов, а также выбору взаимоприемлемых институциональных форм сотрудничества;

• доказана определяющая институциональная роль государства в обеспечении устойчивого развития системы экономических отношений субъектов" хозяйствования, котораяпроявляется в регулировании сфер производства, обмена, распределения и потребления, отношений взаимодействия между субъектами и уровнями хозяйствования, сглаживании конфликтных ситуаций, принуждении экономических субъектов к исполнению обязательств, пресечении процессов реализации интересов.

I) хозяйствующих субъектов, ущемляющих интересы других участников экономической системы.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что выводы и результаты данного исследования могут быть использованы в дальнейшей научной разработке экономических отношений субъектов хозяйствованияинституциональных форм согласованности системы интересов, а также при разработке и обосновании направлений, моделей и стратегий социально-экономического развития различных субъектов и уровней хозяйствования.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования отражены в 7 публикациях, общим объемом 7,1 п.л. Положения и выводы, содержащиеся в диссертации получили апробацию на региональных и вузовских конференциях и семинарах Саратовского государственного социально-экономического университета, на заседаниях кафедры институциональной экономики, прошедших в 2007;08 гг., на которых автор выступал с докладами и сообщениями.

Структура и объем работы были определены в соответствии с предметом, целями и задачами исследования. Они же определили логику работы, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Содержание диссертационной работы раскрыто на 183 страницах машинописного текста, включающих 3 таблицы и 3 схемы. Список используемой литературы содержит 139 источников.

Заключение

В настоящее время существенно вырастает роль и значение анализа и поиска специфических. форм развития экономических отношений ¦ субъектов хозяйствованияна всех уровнях экономической системы. Анализ существующих научных трудов по вопросам взаимодействия хозяйствующих субъектов и исследование современных условийих функционирования позволили обобщить различные подходы к данной проблеме, а также сделать ряд соответствующихвыводовпоэтому в заключении хотелось* бы еще разотметить следующие положения-.

Законы, формированияфункционирования и развития1 экономических систем всегда реализуютсячерездеятельность хозяйствующих субъектов-, стимуломкоторойявляются их интересы. Экономическая деятельность хозяйствующих, субъектов связана с необходимостью удовлетворения потребностей: в условиях ограниченностиресурсов- - Интересыопределяют направленность действий субъектов в процессе этойдеятельности, то есть содержание интересов' представляет собой способы,.путиприемы,.которыми достигается цель — удовлетворение: потребностей, поэтому экономические интересы — это форма проявления экономических отношенийв’деятельности, их субъектов:

Каждый" субъект рыночнойэкономики имеет не только экономические интересы, реализующиеся через доходы, но и заинтересован в функционированииинститутов, делающих это в принципе возможным, то? есть институциональныйинтерес — это и есть, направленность, действий хозяйствующих: субъектовна формирование институтов, — назначением которыхявляется создание экономической среды и условийдля реализацииэкономических интересов, этих, субъектов путем наложенияна!- их: действия^ определенных рамок (институтов), позволяющих регламентировать, не столько поведение субъекта, сколько набор альтернативизкоторых он делает свой индивидуальный выбор.

Для описания этого процесса необходимо использовать целостный междисциплинарный системно-институциональный подход, который позволяет выявить наиболее существенные особенности взаимодействия интересов хозяйствующих субъектов всех уровней экономической системы.

С позиции системного подхода, все субъекты в экономике взаимодействуют между собой, а их экономические отношения неизбежно составляют систему. Взаимодействие представляет собой всеобщую форму связей явлений, осуществляющуюся во взаимном-изменении этих явлений, поэтому интересы всех хозяйствующих субъектов экономической системы. в ходе их взаимодействия претерпевают изменения.

С позиции институционального подхода благосостояние хозяйствующих субъектов зависит не столько от тех ресурсов, которыми они обладают, сколько от тех институциональных границ («правил»), по которым они могут использовать имеющиеся ресурсы. С институциональной точки* зрения, хозяйствующему субъекту выгодно подчиняться нормам, если они облегчают его взаимодействие с другими экономическими субъектами и способствуют реализации интересов.

Поэтому в системе хозяйственных отношений, наряду с экономическими, существуют отношения по поводу институтов — институциональные. Так же как и экономические институциональные отношения складываются в результате деятельности субъектов. Институциональные отношения в системе хозяйственных отношений заключаются в действиях по выработке правил, порядка, рамок, ограничивающих экономическуюдеятельность субъектов в целях повышения эффективности результатов этой, деятельности, которая в условиях рыночной экономики состоит в, максимизации доходов. Институциональные отношения"1 — избирательное отношение субъектов экономической системы к институциональным формам общественного устройства, ко всему, что связано с функционированием институтов. Обеспечивающих устойчивое развитие системы экономических отношений.

Это внутренний осознанный источник экономической активности хозяйствующих субъектов, который побуждает их к образованию или сохранению существующего институционального порядка.

Специфической формой развития системы экономических отношений является институционализация^ экономических отношений как объективный процесс, вызываемый, мощным институционально-экономическим механизмом, включающим множество факторов, и является элементом формирующейся’в России модели социально-ориентированного государства. Иначе говоря, она является! системным результатом, повышающим эффективность работы всей системы в целом. Поэтому ее развитие затрагивает различные составляющие социально-экономической и политической системы, не ограничиваясь только правовыми или экономическими мерами.

Исходяиз этого институционализация экономических отношений представляет собой процесс определения и закрепления норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов. По сути дела это замена спонтанного и экспериментального' поведения субъектов на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.

При появлении институциональной формы системы экономических отношений начинается формирование в определенных условиях правил и норм, поведения хозяйствующегосубъекта, разделяемых большинством его последователей. Назначаются социальные гарантии, определяется законодательные основы поведениякаждый, субъект экономических отношений знает своеобразные «инструкции поведения», в соответствии с которыми определяютсяшормы поведения субъекта в той или иной ситуации. Эти нормы и правила постепенно принимаются и становятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться система социально-экономических статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому порядку. Кроме того, каждый хозяйствующий субъект обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль в определенных условиях: он может быть лидером в одних отношениях, донором или реципиентом в других, находиться в составе групп поддержки лидера, быть абсолютно независимым в решении других вопросов и т. д. Активность и недовольство отдельно взятых субъектов постепенно ослабляется под воздействием определенных норм, и поведение каждого субъекта становится стандартизованным и предсказуемым. Появляются предпосылки для организованных совместных действий. В итоге экономические отношения в большей или меньшей степени институционализируются.

Процесс институционализации экономических отношений состоит из нескольких последовательных этапов: возникновение потребности, удовлетворение которой* требует совместных организованных действий двух или более субъектов экономической системыформирование общих целей, при этом каждый субъект в процессе взаимодействия преследует собственные субъективные целипоявление норм, и правил в ходе экономического^ взаимодействия (осуществляемого зачастую путем метода проб и ошибок) — появление процедур, связанных с нормами и правиламиинституционализация норм и правил, процедур, т. е. их принятие, практическое применениеустановление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаяхобособление институциональных отношений из системы экономических отношений субъектов хозяйствования.

Необходимость институционализации экономических отношений обусловлена стремлением экономических субъектов реализовывать свои интересы сообща, для чего они ищут различные способы взаимодействия. Экономические взаимодействия отображаются в экономических институтах, основное назначение которых не в том, чтобы быть просто правилами игры, а в функциональной организации взаимодействий субъектов и уровней хозяйствования.

Таким, образом, институционализация экономических отношений означает, с одной стороны качественное развитие самих хозяйствующих субъектов, а также отношений, которые возникают между ними, а, с другой, их упорядочение на основе общепризнанных норм и правил. Действие любого хозяйствующего субъекта невозможно до конца понять до тех пор, пока все его взаимосвязи и отношения не будут объяснены с позиций общих установок, действующих в данной социально-экономической системе.

Система хозяйствования как совокупность микро-, мезо-, макрои мегаэкономического уровней является активной, работающей системой, имеющей цели" и интересы, ради которых и в соответствии с которыми они действуют. В результате проведенного исследования, на каждом уровне хозяйствования была выделена своя система институционально-экономических интересов.

Так на микроуровне главными интересами являются: получение прибыли, формирование ресурсного потенциала, определение количественных масштабов и качественных параметров работы предприятий, установление равновесия спроса и предложения через оптимальные цены, формирование общественно необходимых затрат труда, удовлетворение платежеспособного спроса покупателей и так далее. В связи с этим все интересы предприятия (фирмы, организации) можно разделить на две части: с одной стороны, это реализация экономических интересов самих участников фирмы (индивидов), а с другой, это поддержание функционирования предприятия как способа организации факторов производства, как целостной экономической единицы.

На региональном уровне: стабилизация* социально-экономического положения' и усиление конкурентоспособности хозяйств регионов на базе рационального использования имеющихся ресурсов, создания полюсов роста и формирования собственной дееспособности экономической базы. В свою очередь региональные интересы реализуются на различных уровнях (микро-, мезо-, макрои мега-) экономической системы через взаимодействие с интересами других субъектов хозяйствования: на микроуровне через взаимодействие с интересами предприятий, организацийфирм в области эффективного использования земли и природных ресурсовв повышении конкурентоспособности продукции-: местных тооваропроизводителейповышении интеллектуального и профессионального уровня экономически активного населенияросте производительности труда вотраслях специализациирегионав. развитии конкуренции в регионе и повышении конкурентоспособности предприятийна общероссийском уровнечерез взаимодействие с. государственно-национальным. интересом^. в области бюджетно-налоговых взаимоотношений!, государственной региональной политики,, в формированиизаконодательной базы, социальной политики и так далее.: ' '.

На макроэкономическом уровне: сохранение единого экономического пространства и политической целостности страны на основе формированияразвития и управления: конкурентными преимуществами, нивелирование диспропорций и противоречий между основными субъектами экономической системы России: между государством, регионами и предприятиями. Поэтому главная, функциягосударства заключаетсяв выражении и согласовании интересов всех этих субъектов: хозяйствования различных уровней, в обеспечении защиты основных свобод и институтов.

Экономические интересы, государства, региона и предприятия: — взаимосвязаны, взаимообусловлены и находятся в постоянномпротиворечивомвзаимодействии, экономический' интерес каждойиз сторон может быть реализован? толькочерез реализацию системы интересов другой стороны. Разрешение противоречия: обеспечиваетсяпутем согласованного взаимодействия всех этих субъектов.

Институциональные отношения должны постоянно адаптироваться к изменяющимся условиямв экономической системе. Изменения в одном институте, как правило, приводят к изменениям в других, что ведет к созданию новой системы экономического обеспечения таких трансформаций с участием многих институтов. В современной экономике под воздействием процессов институционализации складываются взаимодействия в рамках институциональных структур, усложняются и возникают новые формы хозяйствования, а также модели интеграции. Это ведет к формированию качественно новой структуры экономических отношений, основанной не только на уже существующих, но и на новых правилах и принципах поведения субъектов. Складывается иная иерархия связей, новая институциональная форма системы экономических отношений, интегрируемая на условиях функциональной совместимости — взаимодополняемости и взаимозамещаемости, которая, с одной стороны, становится более управляемой и прогнозируемой, а с другой, более сложной, не лишенной проблем и противоречий.

Противоречия и проблемные ситуации, возникающие в процессе развития системы экономических отношений, неизбежны и' «должны восприниматься в обществе как естественное проявление их трансформации, оцениваться как сигналы о необходимости модернизации и совершенствования, что предполагает позитивный подход к разрешению назревающих кризисных ситуаций, обеспечение отношения к ним как к явлениям, предваряющим качественную перестройку и последующее развитие экономической системы в целом.

В основе противоречий экономических отношений лежат институциональные факторы: — формальные, главным образом, законодательные нормы и государственная политиканеформальные, отражающие обычаи, традиции, привычки и характеризующие собой типичные формы поведения хозяйствующих субъектов. Взаимодействием формальных и неформальных институтов как раз и задаются те «правила игры», которые приводят к противоречивости экономических отношений хозяйствующих субъектов.

Институт при этом выступает и в качестве «нормализатора» экономических отношений противостоящих друг другу хозяйствующих субъектов, которые заинтересованы в удовлетворении своих потребностей с помощью другого. Однако институциональные факторы нормализации экономических отношений формируются, прежде всего, государством.

Институциональные противоречия экономических отношений возникают, развиваются и разрешаются на протяжении всей экономической деятельности хозяйствующего субъекта. Четкая граница между возникновением нового противоречия и разрешением старого отсутствует. Специфику и основную суть институционального противоречия экономических отношений хозяйствующих субъектов" образует разнодействие, взаимосогласование и взаимоотрицание и, в конечном счете, образование и развитие институциональной формы системы экономических отношений.

Институциональный механизм развития системы экономических отношений выступает в качестве импульса устойчивого движения этой' сферы вверх в направлении оживления и подъема. Он основан на обеспечении сбалансированности хозяйственной деятельности субъектов, стимулировании инновационно-предпринимательской. активности, максимальном учете экономических и институциональных интересов субъектов, что обеспечивает переход к институционально-ориентированной модели развития экономической системы.

Институциональные формы образуют стержневую основу развития экономических отношений субъектов различного иерархического уровня. Институционализация обеспечивает в определенной степени слаженность взаимодействия' разнополюсных, разнородных интересов хозяйствующих субъектов как внутри самой относительно локальной системы экономических отношений, так и в рамках институциональной модели государственного устройства. Одновременно, институциональные формы составляют информационную основу обеспечения эффективного развития экономических отношений хозяйствующих субъектов.

Таким образом, система институциональных отношений выражает не только внутреннюю, но и внешнюю форму общественного устройства экономической системы, возникающую в процессе трансформации прежней, раскрывает всю глубину и сущностьвзаимоотношений хозяйствующих субъектов как. совокупности установленных связей, обеспечивающих целостность социально-экономической и институциональной1 системы, складывающихся под воздействием определенных норм, правил, ценностей, устойчивых форм поведения, границ и рамок.

В качестве одной из институциональных форм, развития экономических отношений выступает институт частно-государственного партнерства, под которым понимается* система стимулов, механизмов и процедур, призванных.

1 й обеспечивать баланс интересов государственных структури предпринимательства, способствовать становлению формальных институтов f и выбору взаимоприемлемых институциональных форм сотрудничества и взаимодействия ради реализации как локальных, так и общеэкономических s и t,' целей.

Институт частно-государственного партнерства, призванный согласовывать экономические и институциональные интересы субъектов хозяйствования и уровней управления в современных условиях, в России все еще представляет собой достаточно абстрактную норму, к которой необходимо стремиться. И1 здесь не последнюю роль должно сыграть государство. Длятого чтобы подобное партнерство развивалось должным образом, необходимо: во-первых, чтобы государственные и региональные власти постоянно сотрудничали с предприятиями, организациями и их объединениями в сфере малого, среднего и крупного бизнесаво-вторых, предприятие как источник новаций нуждается в поддержке своих начинаний, нацеленных на преодоление рутин и создание новых систем, форм и методов преобразования ресурсов в факторы и факторов в результаты производствав-третьих, необходимо усиление государственного регулирования' в сфере договорных отношений, также необходимо создать четкие нормативные механизмы для обеспечения цивилизованных взаимоотношений всех субъектов и уровней хозяйствования с целью предотвращения возникновения конфликтов и разграничения сфер ответственностив-четвертых, необходимо стимулировать, создание различного рода объединений в сфере" малого предпринимательстваи, наконец, необходимо наличие в стране благоприятной не только социально-экономическойно и институционально" среды, потому что развитие частно-государственного партнерства и, наличие определенных гарантий возможно' лишь при достаточно устойчивом положении предприятий на рынке.

Институциональная^ модель устойчивого развития системы экономических отношений* предполагает систему методов, форм, средств и инструментов регулирования экономических отношений, объединённых' общностью ориентации на максимально полный учёт интересов и потребностей хозяйствующих субъектовучастие бизнес-структур, обеспечивающих их предложения, в развитии муниципальных и региональных хозяйств, что отражает понимание ими важности социальной. миссии и ответственности бизнеса перед обществом. Институциональные отношения тесно связаны с механизмами и способами осуществления государственной, власти в обществе, так как, именно через нее1 реализуются интересы" субъектов в формальных институтах. Происходит качественное изменение роли государства в национальной. экономике:

Всвязи с этим в работе была определена1 и исследована институциональная роль, государства в регулировании развития экономических отношений,-которая проявляется на основе реализации двух основных функций:

— регулирующей, когда государство выступает системоформирующим институтом, деятельность которого направлена на достижение баланса (согласованности) экономических отношений субъектов и уровней хозяйствования. По сути дела государство, выполняя роль экономического интегратора, должно осуществлять контроль за всеми сферами-производства, обмена, распределения и потребления, регулировать отношения^ взаимодействия между субъектами и уровнями хозяйствования, сглаживать конфликтные ситуации и способствовать согласованию * их интересов на основе общепринятых норм и рамок поведения;

— и функции государственного инфорсмента, под которой понимается принуждение экономических субъектов к исполнению обязательств со стороны государства, а также пресечение государством" процессов реализации < интересов, хозяйствующих субъектовущемляющих интересы других участников! экономической системы.

Таким образом, государство, осуществляя институциональное регулирование развития" экономических отношений, выступает в качестве планомерного институтоформирующего начала! От государства требуется институционализация «сильных институтов», то есть таких правил и норм, которые соответствуют экономическим интересам хозяйствующих субъектов, способствуют более полной реализации их экономических отношений, а, следовательно, соблюдаются.

Поэтому для изменения экономической ситуации в стране необходимо изменить условия хозяйствования, а для этого важно принимать меры, направленные на преобразования отношениймежду субъектами хозяйствования всех уровней с учетом их интересов, как экономических, так и институциональных. Именно институциональные' структуры выступают стержнемсовершаемых перемен в экономической^ системе:. Развитие институциональной формы экономических отношений придает им новое качество, меняет цели и задачи их реализации. Следствием такого воздействия и становится развитие экономической системы в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Союзы предпринимателей и их взаимодействие с государством // Экономист 2001 № 10. Стр. 91.
  2. Д.В. Экономика и управление народным хозяйством //Вопросы экономических наук 2005 № 2. Стр. 28.
  3. В. Нефть России: взгляд топ-менеджера // Нефть России 2001 № 10−11. Стр. 320.
  4. А. И. Где предприятию жить хорошо //ЭКО 2006 № 1. Стр. 117.
  5. Анализ роли интегрированных структур на российских товарных рынках. М. 2000 г.
  6. Андреева JL, Миргородская Е. Взгляд на системную конкурентоспособность как доминанту устойчивого развития экономики //Малое предпринимательство 2005 № 6. Стр. 28.
  7. С.Ю. Формирование механизма согласования интересов социально-экономических систем различных таксономических уровней. СПб: 2002 г.
  8. С.В. Теория партнерских взаимоотношений государства и бизнеса. Монография. Саратов. СГСЭУ. 2003 г.
  9. К. Правительство поможет малому бизнесу //Коммерсант 2004 № 200. Стр. 9.
  10. Ю.Антология экономической классики. Т. 1. М. 1993 г. Стр. 91.
  11. П.Бажан А. Интересы в системе экономических отношений //Экономические науки. 1976 № 1. Стр. 30.
  12. Г. В. Малое предпринимательство: тенденции развития и государственной поддержки //Экономические науки 2004 № 8. Стр. 15.
  13. О.С. и др. Институциональные особенности распределения доходов в переходной экономике. Р/нД. 2000. Стр. 88.
  14. М.Болыпой энциклопедический словарь //Под ред. Прохорова. СПб, 1997 г. Стр. 845.
  15. Е.Г. План программы поддержки малого предпринимательства //Экономика мегаполисов и регионов 2008 № 2. Стр. 4.
  16. М.П. Объективная необходимость развития транснациональных корпоративных форм хозяйствования в России //Вопросы экономических наук 2005 № 3. Стр. 43.
  17. И.Ю. Внутрифирменные экономические интересы: теория и методология. Монография. Орел. 2006 г.
  18. М.П. Бурак^ П.И. Информационное обеспечение межрегиональных связей: проблемы и перспективы //Экономика мегаполисов и регионов 2007 № 3. Стр. 2.
  19. К. Дефицит и собственные интересы //Politekonom. 1997. № 1. Стр. 32.
  20. Д.Ю. Эволюция системы экономических интересов в процессе рыночных преобразований. Дис: на соиск. уч. ст. к.э.н. СГСЭУ. 2002 г.
  21. О.Н. Бюджетные противоречия в экономических отношениях по производству общественных благ //Проблемы новой политической экономии 2004 № 3. Стр. 102.
  22. .Я. Противоречия экономических интересов. Тезисы региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социально-экономического и духовного развития РФ на современном этапе». Пятигорск. 1999. Стр. 14.
  23. А.В. Государство и крупный бизнес в России: в поисках модели взаимоотношений //Проблемы новой политической экономии, 2006 № 3. Стр. 126.
  24. Государственное регулирование рыночной, экономики: Учебник для вузов / Под ред. Кушлина В. И., Волгина Н. А. М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2001.
  25. Т.В. Государственное регулирование экономики: теория и практика. М. 2005 г.
  26. А.В. Трансформация экономических интересов и их реализация в условиях рыночных преобразований: — Дис. к.э.н. Пятигорск. 1999. Стр. 60.
  27. ., Богачева-Г. Об интегративизме в экономической системе //Вестн. Моск. экономич. ун-та. 1999 № 3.
  28. ., Богачева Г. Современный взгляд на экономическую роль государства //Маркетинг 2006 № 4.29.3еркин Д.П., Игнатов В. Г. Основы теории государственного управления. Р/нД. 2002. Стр. 95.
  29. В.В. и др. Институциональные проблемы функционирования и преобразования в России //Экономическая наука современной России 1999 № 1.31 .Есипов В. М. Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов в России // ЭКО 2006 № 4. Стр. 148.
  30. П. Экономические интересы, их противоречия //Экономист 2002 № 3. Стр. 28.
  31. В. Начало нового века // Свободная мысль 2001 № Ю. Стр. 55.
  32. Институциональная экономика. Под ред. Д. С. Львова. М. 2001.
  33. Институциональные основы рыночной экономики в России /Под ред. О. С. Белокрыловой и др. М. 1996 г.
  34. О.В. Современный российский экономический институционализм. Волгоград. 2004 г.
  35. О.В., Лебедева Н. Н. Хозяйственный и институциональный механизмы: соотношение и взаимодействие в условиях социально-рыночной трансформации российской экономики //Вести Волгоградск. гос. Ун-та 2005 Вып. 5.
  36. Итоги социально-экономического развития Саратовской области в 2006 году. Госкомстат Саратовской области. 2007 г.
  37. А.Т. Симметрия и ассиметрия сторон развивающегося диалектического противоречия //Философские науки. 2006 № 7.
  38. Л.П., Макаревич В. Л. Усиление тенденций корпоративных слияний в российской? экономике //Вопросы экономических наук 2004 № 4. Стр. 113.
  39. В. Рыночная трансформация экономики // РЭЖ 2001 № 1. Стр. 79- № 2. Стр. 68- № 3. Стр. 62- № 4. Стр. 57.
  40. Г. Б. Предприятие как фактор институциональной стабильности //Проблемы теории и практики управления. 2005№ 3:
  41. Н.В. Взаимодействие экономических интересов в рыночной-экономике. Монография. М. 2006 г. I
  42. А.В. Системный подход к исследованию экономических интересов. СГСЭУ. 2006 г.
  43. В. Институциональная структура нефтегазового '> сектора: проблемы и направления трансформации. Новосибирск. 2008 г.
  44. Д.Б. Институциональные барьеры для инвестиций в России: некоторые оценки //Экономические науки современной России 2006 № 2. Стр. 102
  45. Н., Чирикова А. Региональная власть и экономические элиты //Общество и экономика 2006 № 6. Стр. 98.
  46. Н. Н. Набиев Г. Г. Социальная ответственность предприятия: региональный"аспект //Экономический журнал 2007 № 2. Стр. 49.
  47. Н.Н. Проблемы реализации функций экономических институтов в российской экономике. Россия в актуальном-времени -пространстве. Волгоград. 2000 г.
  48. В.Н. Какое государство нужно российской экономике: сильное или слабое? //Экономическая наука современной России 2004 № 4.
  49. JI.B. Институционализация экономических интересов в России. Диссертация на соиск. уч. ст. к.э.н. Волгоград. 2004.
  50. Д.С. и др. Понятие и идеи институциональной экономики. Проблемные лекции. Вып. 1 ГУУ. М. 1999 г.
  51. Львов^ Д. С. Институциональные аспекты формирования' благоприятного инвестиционного климата. М. 2004 г.54."Лукойл": грани лидерства // Экономика-и жизнь 2007 № 20. Стр. 6:
  52. T.F. Экономические интересы и механизм их реализации. Дисс. на соиск. уч. ст. д.э.н. М. 1993 г.
  53. Майн Е.Р.' О региональных программах развития субъектов Российской. Федерации //Экономика мегаполисов и регионов 2008 № 2. Стр. 14 -16.
  54. В. и др. Бартер в России: институциональный’этап //Вопросы экономики. 1999 № 4.
  55. Малое предпринимательство в России. Стат. сборник. М. 2007 г.
  56. Малое предпринимательство: в какой поддержке оно нуждается? //Человек и труд 2007 № 1. Стр. 65.
  57. К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. Стр. 324.
  58. А.А. Развитие экономических интересов собственников акционерного общества. Монография. Саратов. СГСЭУ. 2006 г.
  59. В.Ю. Теория взаимодействия экономических субъектов. М. 1999 г. Стр. 10−23.
  60. М.В. Экономические интересы и реформа. М. 1996 г. Стр. 5.
  61. A.M. Экономические и институциональные отношения в системе хозяйственных отношений //Экономические науки. 2003. № 5
  62. A.M. Природа экономических и институциональных интересов //Экономические науки. 2004. № 8. Стр. 33−43.
  63. Ю.А. Мотивация в трансформационных процессах предприятий. Автореф. на соиск. уч. ст. к.э.н. Волгоград. 2000 г. Стр. 7.
  64. А.Н. Экономика и институциональная теория /Под ред. Л. Н. Абалкина.М. 2002 г. Стр. 344.
  65. А. Развитие рынков ключ экономического роста // Нефть России 2006 № 10−11. Стр. 72.
  66. Д. Институциональные предпосылки экономического роста в России //Вопросы экономики 2004 № 6.70.-Новости малого бизнеса//Малое предприятие 2005 № 7. Стр. 12.
  67. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М. 1997 г. Стр. 46.
  68. Д. Институциональные изменения: рамки анализа //Вопросы, экономики 1997 № 3.
  69. И. Противоречивость экономических интересов и стимулы //Экономические науки 2005 № 7. Стр. 30.74.0боленский^ В.П., Поспелов В. А. Глобализация мировой экономики: проблемы и риски предпринимательства. М.: Наука, 2001. I
  70. М. Логика коллективных действий: общественные блага и теория групп./Под ред. P.M. Нуреева. М. 1995.800 малом бизнесе //Бизнес для всех 2007 № 6. Стр. 16.
  71. Основы- функционирования экономической системы. Под. Ред. М. С. Атлас, А. Г. Грязновой и др. М. 1991 г.
  72. Погребинская- В.А. «Новое направление» как школа российского институционализма-//Экономический журнал 2001 № 1.
  73. , К.К. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов //Вопросы экономических наук 2004 № 2. Стр. 96.
  74. В. Сильные институты важнее скорости реформ //Вопросы экономики 2004 № 2.
  75. Постановление XTV съезда Российского союза промышленников и предпринимателей «О повышении- социального партнерства- социальной миссии российского, бизнеса и развитии < качественного потенциала трудовых ресурсов» от 16 ноября 2004 года.
  76. Программа социально-экономического развития Саратовской области- на среднесрочную перспективу (2008−2010 гг.) // Собрание законодательства Саратовской области. 2007.
  77. Противоречия экономики на современном, этапе //Вопросы экономикиг 2007 № 5. Стр. 16.
  78. В. О рациональности и коллективном действии- //Вопросы экономики 1996 № 10. Стр. 150.
  79. А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Р/нД. 2006: Стр.54: .¦90-Райзберг, Б А., Сосков В-Ф. Пути повышения эффективности государственного управления //Экономика мегаполисов и регионов 2004 № 3. Стр. 44−46: t
  80. Российский статистический ежегодник 2005. Стат. сб-/Госкомстат России, М. 2006.
  81. Российский статистический ежегодник 2006. Стат. сб./Госкомстат России. М. 2007.
  82. А. Заграница нам опять поможет?. //Малое предприятие, 2007 № 12. Стр.: 13. ' ,
  83. В .Т. Экономическое развитие России. Реформы- и российское хозяйство в XIX—XX вв.еке. М. 2000 г.
  84. Россия и социальное партнерство // Человек и труд 1993-№" 7. Стр. 77.
  85. В. Каким будет закон о господдержке малых предприятий //Бизнес для всех 2007 № 26. Стр. 13.
  86. В. Б. Шаповалов С.Л. Экономическое пространство региона в свете теории циклов, //Проблемы новой политической" экономии- 2004 № 2: Стр. 55. -.
  87. Сенчагов В. К, Дадалко В. А., Брагин A.M. Объединение" субъектов Федерации и национальные интересы России // ЭКО 2004 № 12. •99-Серегина С. Ф: Роль государствам экономике: Синергетический подход.1. М., 2002. Стр. 112.
  88. Сергеев^ A.JI. Системные функции- и оппортунизм института экономических агентов фирмы //Вопросы экономики 2006 № 11. Стр. 41.
  89. Свиридов О. Ю:Экономические интересы и формы их реализации в условиях перехода к рыночной экономике. Дис. на соиск. уч.степ.к.э.н. Рн/Д, 1995 г. Стр. 30-
  90. Н.Н., Бабенков JI.H. Регион в. системе экономики России // Проблемы новой политической экономии, 2007'№ 3: Стр. 95.
  91. М.И. Экономика конфликтов и компромиссов. М. 2004 г.
  92. О.А. Структура экономических интересов в процессе интеграции России в мировую экономику. Кострома. 2005 г.
  93. О.Ю. Развитие взаимодействия субъектов экономической системы России на национально-государственном и глобальном уровнях. — Дис. на соискан. уч. ст. д.э.н. Саратов, 2002.
  94. О.Ю. Основы теории- и практики конкурентного многоуровнего хозяйствования России. Саратов- 2001 г. Стр. 4−28.
  95. О.Ю. Тенденции взаимодействия субъектов хозяйствования России в XXI веке. Саратов. СГСЭУ. 2002.
  96. Социальная хартия российского бизнеса //Чёловек и труд 2005 № 1. Стр. 45.
  97. Стратегический план развития Саратовской области. «В новый век». Саратов 2000 г.
  98. А.К. Использование логических информационных центров для экономического развития региона //Проблемы новой политической экономии 2003 № 1−2. Стр. 115.
  99. М.У. Противоречие как процесс. Дис. на соиск. уч. ст. д.ф.н. Рн/Д, 1994 г.
  100. В. Теоретические вопросы институционального проектирования'//Вопросы экономики 1997 № 3.
  101. Э.К. Социальное партнерство, в современной России: условия и экономический механизм. Дис. на соиск. Уч ст.к.э.н. М., 1998. Стр. 112.
  102. Требуется экономическая доктрина //Малое предприятие 2006 № 12. Стр. 3.
  103. А.А. Развитие интересов наемных работников в системераспределительных отношений. СГСЭУ. 2006 г.
  104. Т.И. Методологические принципы исследованияIвзаимодействия экономических интересов в переходной экономике: Докл. на межд. науч. конф. «Взаимодействие экономических интересов при переходе к рыночным отношениям». Тамбов, 1995. Ь
  105. О.И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая контрактация». СПб. 1996 г.
  106. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. Стр. 66.1191 Хабаров А. И. К проблеме соотношения- экономических интересов и методологии их изучения. М. 2001 г. Стр. 27−49.
  107. И.Р. Регулирование экономических интересов в рыночной экономике. Монография. СПб. 2004 г.
  108. И.Р. Экономические интересы в рыночной экономике. Дис. на соиск. уч. ст. к.э.н. СПб. 2002 г.
  109. А.О. Интересы // Проблемы новой политической4 экономии 2004 № 2. Стр. 64.
  110. Д. Регион как новый элемент территориального развития" в Венгрии // Регион: экономика и социология. 2001 № 3. Стр. 173.
  111. М.Ю. Институциональные соглашения в инновационной деятельности// ЭКО 2005 № 3. Стр. 2.
  112. Т.В. Система экономических интересов общества. Основы функционирования экономической системы: проблемные лекции по политической экономии. М. 1991. Стр. 68.
  113. JI. Об интересах, их объективности и субъективности // Экономические науки 2001 № 7. Стр. 11.
  114. Ф.И. Государство и экономика: (власть и бизнес). М., 1999. Стр. 240.
  115. В. А. Институциональный механизм системной нестабильности экономики. О-во «Знание» СПб и Ленингр. Обл. СПб. 2005 г.
  116. К. Вертикальная интеграция в промышленных компаниях: основные преимущества и недостатки //Маркетинг 2007 № 6. Стр. 91.
  117. А., Деревянченко А. О социальном партнерстве-в сфере малого предпринимательства //Управление персоналом 2005 № 4.
  118. Д., Лясникова Ю. Фактор стабильности — партнерство. // Интернет.
  119. И. Триада успеха: дерегулирование, дебюрократизация, интеграция в мировую экономику //Человек и труд 2005 № 1'. Стр. 40.
  120. С.Н. Экономический механизм согласования интересов в условиях формирования рыночных отношений. Л. 1991 г. Стр. 30−56.
  121. Т.В. Социальная рыночная экономика. Уч-к для ВУЗов. М. 1999 г.
  122. В.А. Государство и бизнес в российской энергетике: выстраивание партнерских отношений //Экономическая наука современной России 2004 № 2. Стр. 58.
  123. Ю. Глобализация экономики, развитие интеграционных процессов в СНГ // РЭЖ 2001 № 1. Стр. 74−78.
  124. Couse R. The Problem of Social Costs //Journal of Law and Economics. 1960 № 1. P. 1.
  125. Margolis H. Selfishness, Altruism and Rationality: Theory of Sociel Choise. Cambridge. 1982.
  126. Sethi S.P. Japanese Business and Social conflict. A. comprative Analisis of Response Patterns with American Business. Cambridge (Vfss.). 1975 /Hh/ 19−20.
Заполнить форму текущей работой