Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Качество трудовой жизни молодежи России — концептуальные основы формирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на международных, всероссийских и региональных, научных, научно-практических конференциях. Основными из них являются: «Социально-экономические приоритеты развития стран СНГ» (Алмата, 2003), «Управление персоналом: теория и практика» (Санкт-Петербург, 2004), «Торгово-экономические проблемы регионального… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы изучения качества трудовой жизни
    • 1. 1. Генезис и развитие концепции качества трудовой жизни
    • 1. 2. Особенности трактовок проблем качества трудовой жизни в разных странах
    • 1. 3. Влияние процессов глобализации на качество трудовой жизни различных групп населения
  • Глава 2. Трудовые ресурсы молодежи в системе воспроизводства рабочей силы
    • 2. 1. Особенности воспроизводства рабочей силы молодежи
    • 2. 2. Сегментация рынка труда молодежи
    • 2. 3. Качество трудовой жизни в отдельных сегментах молодежного рынка труда
  • Глава 3. Концепция качества трудовой жизни молодежи — методология построения
    • 3. 1. Факторы формирования качества трудовой жизни молодежи
    • 3. 2. Оценка качества трудовой жизни молодежи в регионе
    • 3. 3. Методика оценки качества трудовой жизни молодежи на предприятиях
    • 3. 4. Концептуальные основы формирования качества трудовой жизни молодежи в России
  • Глава 4. Нестандартные формы занятости как направление повышения качества трудовой жизни молодежи
    • 4. 1. Гибкие формы занятости и режимы рабочего времени
    • 4. 2. Счета рабочего времени
    • 4. 3. Телетруд как одна из форм нестандартной занятости
    • 4. 4. Гибкие модели неполного рабочего времени и посменной работы, аморфное рабочее время, рабочее время по доверию
  • Глава 5. Основные направления регулирования качества трудовой жизни молодежи
    • 5. 1. Формы регулирования качества трудовой жизни
    • 5. 2. Регулирование качества трудовой жизни молодежи на региональном уровне и на предприятиях

Качество трудовой жизни молодежи России — концептуальные основы формирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется необходимостью создания условий для расширенного воспроизводства рабочей силы молодежи в современной России на основе роста качества трудовой жизни. Поиск решений в данной сфере обусловлен следующими обстоятельствами.

В результате трансформации экономической системы России произошли принципиальные изменения в социально-трудовых отношениях, повлекшие за собой возникновение новых проблем, связанных с формированием рынка труда, спросом и предложением рабочей силы, новыми формами регулирования заработной платы, доходами и уровнем жизни населения, условиями и охраной труда, формированием системы социального обеспечения с учетом новых условий. Это оказало влияние на положение работников, в особенности молодежи как одной из социально уязвимых групп населения.

Молодежь, составляя значительную часть трудовых ресурсов, представляет собой прообраз российского будущего. Низкий уровень доходов, проблемы безработицы, неудовлетворенность условиями и содержанием труда и как следствие, низкий уровень качества трудовой жизни могут привести к снижению потребности в труде, формированию нежелания трудиться, асоциальным формам поведения в обществе. Ценностные ориентации и экономические убеждения, полученные в молодом возрасте, сохраняются в основном на протяжении всей жизни. Стабильность российского общества, уровень развития экономики в ближайшие десятилетия во многом зависят от качества трудовой жизни молодежи в настоящее время.

Общепринятая в странах Западной Европы и США концепция качества трудовой жизни (КТЖ), ориентированная на социальные аспекты трудовой деятельности, во многом не применима для российских условий, что связано I с национальными и культурными особенностями России, а также сложившейся в последние годы социально-экономической ситуацией, явившейся результатом перехода от планово-централизованных методов управления к рыночным. В этой связи необходимо теоретическое и методологическое обос3 нование концепции формирования качества трудовой жизни молодежи, приемлемой в современной России.

Основным фактором экономического и социального развития страны является состояние трудового потенциала, эффективности его формирования и использования, что в значительной степени определяется уровнем КТЖ молодых людей. Это обуславливает необходимость разработки основных направлений регулирования КТЖ молодежи на различных уровнях экономики.

Актуальность темы

исследования усиливается тем, что она имеет практическую направленность. Наряду с разработкой теоретических и методологических положений исследование содержит практические рекомендации и выводы, использование которых может внести определенный вклад в разработку и реализацию политики повышения качества трудовой жизни молодежи в стране на различных уровнях управления экономикой.

Таким образом, недостаточная научная разработка и существенные недостатки в практическом решении ряда вопросов, связанных с качеством трудовой жизни молодежи, послужили основанием для выбора темы диссертационного исследования и определили структуру работы.

Степень разработанности проблемы. Концепция качества трудовой жизни сформировалась в 70-е гг. XX в. на основе теорий, касающихся трудовой деятельности: Э. Мэйо, Ф. Герцберга, А. Маслоу, Д. Макгрегора, Р. Уол-тона, позднее Э. Лоулера, Ж. Роде и получила развитие в странах Западной Европы и США. Теоретические аспекты проблемы повышения КТЖ в 80−90-х гг. XX в. исследовались зарубежными авторами P. Allan, A. Bunz, R. Cremer, R. U. Cunningam, R. Jochimsen H. Knepel, M. Kolbach, D. Meyer, D. Olshfski, W. Weber. Взаимосвязь отдельных сфер трудовой жизни и КТЖ работников изучалась R. Jansen, С. Eick, R. Hueting. Вопросам оценки уровня КТЖ и разработке индикаторов посвящены работы Н. Strohauer, H.-J. Gartner, W. Eisner, A. Roth, K. Schacht. В последние годы многие западноевропейские экономисты изучают проблемы качества трудовой жизни молодежи в тесной взаимосвязи с применением нестандартных, главным образом гибких форм занятости и режимов рабочего времени. Такой подход значительно расширяет возможности трудоустройства учащейся молодежи, молодых людей, имеющих малолетних детей и т. д., т. е. тех групп, которые являются более социально уязвимыми и менее конкурентоспособными на рынке труда. Вопросы нестандартной занятости и нестандартных режимов рабочего времени исследовали отечественные и зарубежные ученые Б. А. Аникин, Ю. Н. Болдырев, Н. Т. Вишневская, В. Е. Гимпельсон, С. А. Ефимова, Т. Измайлова, Т. С. Карабчук, А. А. Никифорова, G. Bosch, D. Bornecke, A. Bussing, P. Dorsam, С. Fluter-Hoffman, К. Hegendorfer, С. Hermann, J. Kutscher, K. Linnenkohl и др. Но в настоящее время многие аспекты нестандартной занятости, в особенности гибкие формы работы, остаются недостаточно исследованными.

Несмотря на неоднозначное восприятие концепции КТЖ в нашей стране в советское время, отдельные аспекты КТЖ разрабатывались в рамках вопросов, касающихся научной организации труда, гуманизации труда, качества труда Е. Г. Антосенковым, JI.C. Бляхманом, Н. А. Волгиным, А. С. Егоровым, В. П. Зинченко, А. Ф. Зубковой, Е. И. Капустиным, Е. Д. Катульским, С.А. Ко-силовым, Н. К. Кульбовской, В. Г. Макушиным, В. М. Муниповым, А. А. Никифоровой, И. М. Разумовым, В. А. Сидоровым, Г. Э. Слезингером, Г. В. Слуцким, Е. Л. Смирновым, А. П. Степановым, А. В. Филипповым, И. И. Шапиро. Социологические аспекты проблемы нашли отражение в работах А.Г. Здра-вомыслова и В. А. Ядова.

В 90-х гг. XX в. в отечественной экономической литературе появились работы, в которых изучались основные положения зарубежных концепций КТЖ и зарубежный опыт внедрения программ качества трудовой жизни на отдельных предприятиях (О.А. Платонов, Т.Н. Матрусова).

В последние годы качество трудовой жизни исследуется большинством отечественных экономистов как один из элементов качества жизни. Проблемы качества жизни и в том числе КТЖ разрабатывались Б. М. Генкиным, Н. А. Гореловым, А. К. Зайцевым, А. П. Егоршиным, И. А. Ивановой, Р. П. Колосовой, В. В. Куликовым, О. В. Митиной, Ю. П. Кокиным, В. Д. Ройком, П. Э. Шлендером, Р. А. Яковлевым. Исследованию основных условий, обеспечивающих КТЖ в России, уделяется внимание в работах А. П. Горкина, П. В. Журавлева, Т. Б. Журавлевой, Ю. Г. Одегова, Н. Мазаевой, В.Ф. Поту5 данской, С. Третьяка, Н. И. Тучкова, Д. Г. Щипановой. Системное исследование, определяющее экономическую природу качества трудовой жизни в современной России было проведено В. А. Цыганковым.

Интерес к молодежи как социально-демографической группе трудовых ресурсов в нашей стране проявился еще в советское время с середины XX в., что нашло отражение в работах С. Н. Иконниковой, В. Н. Боряз, А. И. Вишняк, Н. Н. Чурилова, Д. А. Карпенко. В последние годы трудовым проблемам молодежи посвятили свои исследования отечественные и зарубежные экономисты S. Hansch, D. Hundt, J1.B. Вандышева, В. В. Выборнова, В. И. Герчиков, Е. А. Дунаева, И. Г. Зутова, Е. Ильясов, С. И. Макарова, А. Мусабаева, С. Д. Резник, Л. О. Ромашова, Б. А. Ручкин, А. А. Щегорцов, А. Шулус. Взаимосвязь трудовых ценностей и культурной среды, влияние экономического уклада на трудовые ценности и ориентации молодых людей изучали Е. М. Жидкова, Н. В. Кофырин, Т. Г. Озерникова, Г. Г. Силласте, Т. В. Хлопова, Е.Ю. Шехов-цова. Молодежь как особая группа трудовых ресурсов исследовалась в работах Н. М. Римашевской, Д. Н. Шайкина, JI. IO, Зайниевой. Отдельные элементы качества трудовой жизни молодежи изучались Г. М. Севостьяновым, В. И. Штифановым.

В то же время до настоящего времени не проводились комплексные исследования, посвященные вопросам формирования качества трудовой жизни молодежи, не выявлены различия КТЖ молодых людей, относящихся к различным сегментам рынка труда, не разработаны показатели оценки уровня качества трудовой жизни молодежи на различных уровнях экономики, основные направления регулирования КТЖ молодежи в современных условиях. Это определило выбор цели и задач данного исследования. Необходимым условием для позитивного изменения социально-экономических отношений является научное обоснование развития отношений между работодателями, работниками и государством на базе формирования новых концептуальных взглядов на проблему качества трудовой жизни молодежи в России. Кроме того, полученные в ходе выполнения работы результаты, могут быть использованы при разработке программ повышения качества трудовой жизни молодежи в регионе и на предприятиях.

Объектом исследования является качество трудовой жизни молодежи как значимая составляющая качества жизни и социально-трудовых отношений.

Предметом исследования являются социально-трудовые отношения в России на современном этапе.

Теоретические и методологические основы исследования. Диссертационное исследование базируется на основных положениях экономической теории, экономики и социологии труда, общей теории управления, теории мотивации, трудах отечественных и зарубежных исследователей, рассматривающих проблемы развития концепций качества трудовой жизни, социально-трудовых отношений, занятости, гуманизации труда. Для обоснования выводов в ходе исследования применялись методы классификаций, сравнительного анализа, социологические методы (анкетирование), научного наблюдения. В ходе проведения исследования использовались законодательные и нормативные акты Российской Федерации, конвенции и рекомендации МОТ, статистические данные, материалы международных и всероссийских и конференций.

Информационную базу исследования составили ежегодные издания Федеральной службы государственной статистики «Россия в цифрах», «Российский статистический ежегодник», ежегодные статистические сборники материалов Омской области (мониторинга регистрируемого рынка труда в Омской области, показателей социально-экономического развития региона), данные оперативного учета предприятий Омской области, материалы, собранные диссертантом в процессе опросов и анкетирования работников предприятий и другие официальные материалы.

Целью диссертационного исследования является разработка концепции качества трудовой жизни молодежи и обоснование основных направлений его регулирования на всех уровнях управления экономикой.

Задачи исследования:

— исследовать генезис и развитие концепции качества трудовой жизни;

— выявить национальные особенности модели качества трудовой жизни в России, а также особенности моделей, существующих в настоящее время в экономически развитых странах: США, Японии, ФРГ;

— раскрыть направления трансформации теоретических представлений о качестве трудовой жизни под воздействием процесса глобализации, проанализировать влияние глобализации на различные группы населения России;

— дать основные характеристики процесса воспроизводства рабочей силы молодежи в современных условиях в России;

— исследовать сегменты молодежного рынка труда, формирующиеся под влиянием различных групп признаков, выявить различия качества трудовой жизни молодых людей, относящихся к различным сегментам рынка труда;

— провести аналитический обзор и обобщение германского опыта по применению нестандартных (гибких) форм занятости работников как направления повышения КТЖ;

— систематизировать наиболее значимые объективные факторы, оказывающие влияние на трудовую жизнь молодежи в Российской Федерации в современных условиях;

— раскрыть основные направления регулирования качества трудовой жизни молодежи на различных уровнях экономики;

— определить систему количественно-качественных показателей оценки качества трудовой жизни молодежи на мезоуровне;

— предложить авторский методический подход к оценке качества трудовой жизни молодежи на уровне предприятий.

Научная новизна работы:

— в генезисе и развитии концепции качества трудовой жизни выделены три периода формирования: доклассический (до конца XIX в.) — когда учеными затрагивались, но фундаментально не разрабатывались отдельные вопросы, связанные с КТЖ (отношение к труду, содержательный и несодержательный труд и т. д.), классический (с 90-х гг. XIX в.) — время формирования технократического подхода к проблемам КТЖ — существующие в данный период трудовые теории и теории управления рассматривают человека как часть организации, без которой она не может функционировать, но его проблемам и потребностям в организации не уделяется должного вниманиягуманистический — (с 20−30-х гг. XX в.) — время формирования теорий и концепций, рассматривающих человека как личность, имеющую широкий диапазон потреб8 ностей и способную творчески развиваться, но методы управления при этом во многом остаются прежними, главным мотиватором трудовой деятельности является экономическое стимулирование;

— выявлены различия в подходах к решению проблем качества трудовой жизни в отдельных странах (США, Германия, Япония, Россия), определены проблемы, возникающие при реализации программ повышения качества трудовой жизни в данных странах;

— раскрыто влияние глобализационных процессов на КТЖ (в частности, имеет место синтез национальных ценностей, представлений и стандартов, которые несет с собой глобализация), что соответствующим образом формирует отношение к труду и другие характеристики КТЖ;

— выделены страты населения России, в различной степени вовлеченные в процесс глобализацииаргументируется, что под влиянием глобализации значительно возрастает уровень качества трудовой жизни «глобалистской элиты», улучшается КТЖ дефицитных высококвалифицированных групп работников. Сохраняется достаточно высокий уровень КТЖ дефицитных квалифицированных и низкоквалифицированных работников развивающихся отраслей, но при этом они менее мобильны и располагают меньшими возможностями реализации трудового потенциала. Снижается качество трудовой жизни у избыточных высококвалифицированных групп работников в сокращаемых и неразвивающихся сферах деятельности. Остается низким уровень качества трудовой жизни у квалифицированных и низкоквалифицированных работников неразвивающихся сфер деятельности;

— дана характеристика процесса воспроизводства рабочей силы молодежи в современных условиях в Россиипоказано, что низкий уровень оплаты труда и социальных выплат препятствует расширенному воспроизводству рабочей силывоспроизводство рабочей силы молодежи в масштабах страны в последующие годы будет страдать из-за низких показателей здоровья населенияформирование маргинальной прослойки молодых людей снижает качественные характеристики рабочей силыувеличивающаяся численность молодежи с высшим и среднеспециальным образованием улучшает качественные характеристики рабочей силы и способствует ее расширенному вос9 производству, но дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда ведет к недоиспользованию трудового потенциала;

— определены сегменты молодежного рынка труда, формирующиеся под влиянием демографической, отраслевой, географической и психографической групп признаков и выявлены различия качества трудовой жизни молодых людей, относящихся к различным сегментам рынка труда;

— систематизированы наиболее значимые объективные факторы, оказывающие влияние на качество трудовой жизни молодежи (социально-экономические — демографическая ситуация, уровень медицинского обслуживания, социальная инфраструктура, законодательные и нормативные акты, развитие персонала, личностные характеристики, оплата и стимулирование трудатехнико-организационные — организация производства, материально-техническая база производства) а также факторы, играющие ключевую роль с точки зрения субъективной оценки молодых работников (социально-экономические — уровень доходов и качества жизни, социальные гарантии, возможности самореализации и самовыражениятехнико-организационныекачество управления персоналом, технико-технологический уровень производства, организация труда и управления производством, условия и охрана труда);

— обоснована система показателей оценки качества трудовой жизни молодежи на уровне региона, отражающая состояние таких параметров, как гарантии занятостивознаграждение за трудусловия трудаудовлетворенность трудомвозможность профессионального ростагибкость использования рабочего временикачество дотрудовой жизнидемографическая ситуация в регионе;

— предложена методика оценки качества трудовой жизни молодежи на уровне предприятий, позволяющая оценить такие параметры КТЖ, как вознаграждение за труд, условия труда, гибкость использования рабочего времени, производительность труда, трудовая мобильность, удовлетворенность трудом, инвестиции в человеческий капитал, гарантии занятости, уровень механизации и автоматизации, состояние культурных и социально-бытовых условий работников, выявлены основные социально-экономические пробле.

10 мы использования труда молодежи, негативно отражающиеся на качестве трудовой жизни молодых людей, в том числе: отсутствие возможности получения желаемого образования, проблема трудоустройства, отсутствие гарантий занятости, низкий уровень оплаты труда, ограниченные возможности приобретения жилья, ограниченные возможности карьерного роста и должностного продвижения;

— разработана концепция формирования качества трудовой жизни молодежи в Российской Федерации в современных условиях, основанная на обеспечении дифференцированного подхода к повышению КТЖ молодежи в зависимости от региона и отраслисоздании системы трудовой мотивации и стимулирования молодых людей с учетом стратегии государственного развития и условий для формирования трудовой идеологии молодежииспользовании нестандартных форм занятости, в особенности гибких в рамках обеспечения занятостирегулировании качества трудовой жизни молодежи по- / средством проведения целенаправленной государственной политики, позволяющей осуществлять стратегический подход к формированию, использованию и развитию трудовых ресурсов молодежиразработке и внедрении программ повышения КТЖ молодежи на предприятиях;

— обобщен опыт применения гибких форм занятости и режимов рабочего времени, получивших распространение на немецких предприятиях. Обоснована целесообразность использования форм нестандартной занятости (счета рабочего времени, аморфное рабочее время, рабочее время по доверию, телетруд), которые еще не нашли широкого применения на отечественных предприятияхраскрыты особенности применения, достоинства и недостатки различных моделей гибкого рабочего временипредложена классификация счетов рабочего времениопределено влияние различных моделей и форм нестандартной занятости на качество трудовой жизни работников предприятий;

— предложены основные направления регулирования качества трудовой жизни молодежи на трех уровнях: федеральном, в рамках государственной молодежной политикирегиональном, в рамках региональной молодежной политики и на микроуровне, путем разработки и внедрения программ повышения качества трудовой жизни на успешно функционирующих предприяти.

11 ях. Основные направления регулирования КТЖ молодежи на федеральном уровне включают: обеспечение занятости молодых работниковформирование системы социальных выплат для молодых людей, создание социальной инфраструктуры для молодежиформирование действенной трудовой идеологии, направленной на формирование потребности служения обществу и активной гражданской позиции молодых людей. На уровне регионов основные направления регулирования предполагают: мониторинг состояния качества трудовой жизни молодежи с помощью системы показателейпроведение дифференцированного подхода к регулированию качества трудовой жизни в зависимости от социально-экономического положения регионарегулирование миграционных потоковобеспечение занятости молодежи путем координации действий профессиональных учебных заведений, работодателей и выпускников. Основные направления регулирования КТЖ молодежи на микроуровне предусматривают: применение системы индикаторов для определения состояния отдельных составляющих качества трудовой жизнисоздание системы трудовой мотивации молодежиформирование системы партисипатив-ного управления, предполагающей участие молодых работников в управлении предприятиемразвитие корпоративной культуры, способствующей становлению трудовой идеологииприменение гибких форм занятости и режимов рабочего времени, способствующих сохранению занятости молодых работников и повышению удовлетворенности трудомсоздание социальной инфраструктуры.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования состоит в разработке концептуальных и методологических основ регулирования качества трудовой жизни молодежи в системе социально-трудовых отношений современного периода, что способствует развитию данного научного направления и может служить основой для принятия целесообразных и значимых экономических решений при разработке целенаправленной государственной политики повышения качества трудовой жизни молодежи, способствующей росту трудового потенциала общества. Практическая значимость содержащихся в диссертационном исследовании положений и рекомендаций состоит в возможности использования предложенных методических рекомендаций в деятельности Министерства труда и социального развития Омской области при подготовке и реализации мероприятий, направленных на повышение качества трудовой жизни молодежи, предприятиями при формировании внутрифирменной политики, направленной на повышение КТЖ молодежи и совершенствование социально-трудовых отношений. Основные положения диссертации могут использоваться в учебном процессе при подготовке специалистов, изучающих дисциплины, затрагивающие проблемы экономики труда, социологии труда, трудовых ресурсов и рынков труда, социально-трудовых отношений.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на международных, всероссийских и региональных, научных, научно-практических конференциях. Основными из них являются: «Социально-экономические приоритеты развития стран СНГ» (Алмата, 2003), «Управление персоналом: теория и практика» (Санкт-Петербург, 2004), «Торгово-экономические проблемы регионального бизнес-пространства» (Челябинск, 2004), «Актуальные проблемы труда и социальной политики» (Омск, 2004), «Энергия молодых — экономике России» (Томск, 2004), «Социально-экономические проблемы формирования трудовых отношений» (Омск, 2006), «Проблемы управления трудовыми ресурсами на рынке труда Омской области» (Омск, 2005), «Рынок труда и качество профессионального образования» (Пенза, 2005), «Воспроизводственный потенциал региона» (Уфа, 2007), «Конкурентоспособность региональной экономики: опыт, проблемы, перспективы» (Омск, 2007). Результаты исследования использованы при разработке концепции кадровой политики на предприятиях Омской области, нашли применение в практике работы по развитию социально-трудовых отношений на ряде предприятий региона, а также в учебном процессе Омского государственного технического университета и на курсах повышения квалификации специалистов Министерства труда и социального развития Омской области.

Публикации. Результаты диссертационного исследования опубликованы в монографиях, научных журнальных статьях, тематических сборниках научных трудов, материалах конференций. Всего по теме диссертации опубликовано 47 научных работ, в которых лично автору принадлежит 38,1 печатных листов, в том числе в рекомендованных ВАК изданиях — 13,0.

Структура диссертации. Содержание диссертации изложено на 309 страницах, включая 12 таблиц и 19 рисунков. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка, приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В работе обоснована необходимость создания российской концепции формирования качества трудовой жизни молодежи, приемлемой в современных условиях. На основе исследования генезиса и развития концепции качества трудовой жизни, сложившейся в Западной Европе и США, сопоставления отечественного и зарубежного опыта повышения качества трудовой жизни определены основные составляющие концепции качества трудовой жизни молодежи. Освещаются основные вопросы концепции, в основе которой лежит создание условий для самореализации человека как самостоятельной творческой личности.

Концепция качества трудовой жизни была признана Международной организацией труда основным инструментом социально-экономической политики, который должен обеспечить создание необходимых условий для достойного и производительного труда в условиях свободы, равенства, социальных гарантий и уважения человеческого достоинства.

Анализ моделей качества трудовой жизни, существующих в настоящее время в экономически развитых странах, национальных особенностей трактовок КТЖ показал, что сложившиеся исторические и национальные традиции, своеобразие экономического уклада в значительной степени определяют пути решения проблем качества трудовой жизни. Копирование западных концепций и их применение в российских условиях не способно привести к улучшению социально-трудовых отношений в стране.

Поскольку процесс глобализации оказывает значимое воздействие на экономическую систему России и на качество трудовой жизни различных групп населения, автором в работе были определены характерные черты процесса глобализации в России, выявлены особенности трансформации теоретических представлений о качестве трудовой жизни под влиянием глобализациивыделены страты населения России, в различной степени вовлеченные в процесс глобализации, показано ее влияние на качество трудовой жизни работников, относящихся к различным сегментам рынка труда. В наибольшей степени глобализация оказывает позитивное воздействие на те сегменты рынка труда, которые представлены дефицитными группами работников развивающихся сфер деятельности. Заметно улучшается качество трудовой жизни высококвалифицированных групп работников. В то же время качество трудовой жизни работников сокращаемых и неразвивающихся сфер деятельности, в особенности имеющих низкий квалификационный уровень, остается низким.

Автором аргументируется, что молодежь представляет собой особую группу трудовых ресурсов, которая имеет характерные черты, отличающие ее от других групп работников. Трудовой потенциал молодежи, формируемый в зависимости от условий воспроизводства рабочей силы молодежи, оказывает значимое влияние на развитие общества и его экономической системы. Создание условий для расширенного воспроизводства рабочей силы молодежи в современной России возможно на основе роста качества трудовой жизни.

Данная автором характеристика процесса воспроизводства рабочей силы молодежи в современных условиях в России позволила выявить его особенности и сделать выводы о том, что необходимо проведение целенаправленной государственной политики, способствующей повышению качества трудовой жизни молодых людей, в особенности тех его составляющих, ситуация по которым является наиболее неблагополучной.

Принципиальные отличия условий формирования качества трудовой жизни молодежи в России определили основные направления проведенных исследований, позволивших выявить различия КТЖ молодых людей, относящихся к различным сегментам рынка труда, определить основные факторы формирования КТЖ молодежи и оценить степень их влияния, разработать систему показателей оценки качества трудовой жизни для различных уровней экономики, предложить основные направления регулирования КТЖ молодежи.

Анализ КТЖ молодежи в различных сегментах согласно градации, предложенной автором, позволил выявить те из них, качество трудовой жизни молодых людей в которых остается низким. При проведении политики регулирования КТЖ молодежи особенности данных сегментов должны учитываться.

Как показало проведенное исследование, для работников в возрасте до 30 лет наиболее значимыми являются такие факторы, как «качество управления персоналом», «возможности самореализации и самовыражения», «организация труда и управление персоналом», «социальные гарантии» «условия и охрана труда», «уровень доходов и качество жизни». В то же время, по мнению автора, значимость некоторых факторов сложно выявить с точки зрения субъективной оценки молодых работников (объективные факторы), но при этом они имеют приоритетное значение: организация производства, материально-техническая база производства, демографическая ситуация, уровень медицинского обслуживания, законодательные и нормативные акты, развитие персонала, социальная инфраструктура, личностные характеристики, оплата и стимулирование труда.

Изучение факторов позволило определить наиболее значимые для молодежи параметры качества трудовой жизни и предложить показатели оценки данных параметров на различных уровнях экономики.

Предложенная система показателей КТЖ молодежи на региональном уровне позволила произвести оценку таких составляющих качества трудовой жизни молодежи, как гарантии занятости, вознаграждение за труд, безопасные условия труда, гибкость использования рабочего времени, качество дот-рудовой жизни, демографическая ситуация в регионе.

На основании методики, предложенной автором, была также произведена количественно-качественная оценка КТЖ молодежи на микроуровне (исследовались предприятия ОАО АК «Омскэнерго», ФГУП «Омское машиностроительное конструкторское бюро», ОАО «Омский каучук», ОАО «Транссибнефть»), что позволило выявить состояние и общие тенденции изменения качества трудовой жизни молодежи на предприятиях Омской области, а также основные социально-экономические проблемы использования труда молодежи, негативно отражающиеся на качестве трудовой жизни.

Автором формулируются основные принципы построения концепции формирования качества трудовой жизни молодежи, предлагаются пути реализации концепции с учетом сложившейся социально-экономической ситуации в России.

На основании результатов анализа динамики ряда показателей, определяющих состояние качества трудовой жизни молодежи в комплексе, были предложены основные направления регулирования КТЖ молодежи и разработан ряд рекомендаций по повышению качества трудовой жизни молодежи.

В работе аргументирована целесообразность применения таких гибких форм занятости и режимов рабочего времени, как счета рабочего времени, аморфное рабочее время, рабочее время по доверию, телетруд, гибкие модели неполного рабочего времени и посменной работы по скользящим графикам и др., для молодых работников на российских предприятиях, что способствует расширению возможностей занятости молодежи и повышению удовлетворенности трудом. Гибкие модели неполного рабочего времени и гибкие модели посменной работы по рекомендациям автора успешно применяются на предприятиях региона (ОАО «Транссибнефть», ОАО «Омское моторостроительное конструкторское бюро»).

Диссертантом обоснована необходимость регулирования качества трудовой жизни молодежи на всех уровнях экономики на основе предложенной концепции при активном участии государства.

Решение важнейших социально-экономических проблем повышения КТЖ молодежи в рамках приоритетных направлений регулирования может быть обеспечено посредством разработки и применения программ повышения КТЖ молодежи (федеральной, региональных, корпоративных). В работе предлагаются возможные пути решения проблем с учетом позитивного опыта предприятий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Анализ трудовых показателей: Учеб. пособие для вузов / А. В. Никитин, Н. А. Кольцов, И. А. Самарина и др.- Под ред. П. Ф. Петроченко.- 2-е изд., перераб. — М.: Экономика, 1989. 288 с.
  2. .А., Рудая И. Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента. М.: ИНФРА-М, 2007. — 288 с.
  3. Е.Г. Мониторинг социально-трудовой сферы РФ (1992−1994) // Социологические исследования. 1995. — № 9. — С. 50−65.
  4. Е.Г. Профессиональная подготовка рабочей молодежи // Народонаселение. 2001. — № 2. — С. 81−88.
  5. В.В. Участие работников в управлении предприятиями в ФРГ // Труд за рубежом. 2001. — № 1. — С. 20−39.
  6. . С. Стратегический ресурс страны. // Экономика и образование. — 2005. № 6. //http: // www.eed.ru/opinions/6−100.htm.
  7. Барет-Рид П. Неотъемлемые признаки достойного труда — нормальные условия работы, справедливая заработная плата, адекватная социальная защита, отсутствие дискриминации, право голоса.// Человек и труд, 2003. — № 3. -С. 3−7.
  8. В., Белкина Н. Инновационный потенциал организации. Как его реализовать? // Человек и труд. 2008. — № 9. — С. 51−53.
  9. М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. -М.: «Дело Лтд», 1994. 730 с.
  10. Ю.Бляхман Л. С., Сидоров В. А. Качество работы: роль человеческого фактора. -М.: «Экономика», 1990. 191 с.
  11. П.Болдырев Ю. Н. Аутсорсинг и аутстаффинг персонала в предпринимательской деятельности.// Деловая пресса. № 79−80 (422−423) от 1.10.2007 // http: //www.buziness.ru/newspaper/articlemld5891 aid 432 945.html.
  12. В.Н. Молодежь: методологические проблемы исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.
  13. С.В., Певзнер Я. А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути, обновления. Прибыль и эксплуатация. О категории «стоимость рабочей силы». -М.: «Мысль», 1991. 299 с.
  14. И.Вандышева JI.B. Репрезентация проблемы занятости молодежи в современных масс-медиа. // Вестник Самарского государственного университета. — 2004.-№ 1.-С. 42−54.
  15. В.Н. Организация, управление и экономика гибкого интегрированного производства в машиностроении. — М.: Машиностроение, 1986. — 308 с.
  16. М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова. -М.: Прогресс, 1990. -805 с.
  17. В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. -М.: Юристъ, 2001.-496 с.
  18. А.И., Чурилов Н. Н. Веление времени: Система подготовки молодежи к труду в условиях перестройки. — Киев: Молодь, 1987. 110 с.
  19. Н. А. Заработная плата цена труда или рабочей силы? // Человек и труд. — 1999. -№ 9. — С. 66−69.
  20. Н.М. Экономика и социология труда: Учеб. пособие. М.: ИН-ФРА-М- Новосибирск: Сиб. Соглашение, 2001. — 203 с.
  21. В.В., Дунаева Е. А. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи // Социологические исследования. 2006. — № 4.-С. 99−105.
  22. ГАП. Робототехника и гибкие автоматизированные производства. / Под ред. И. М. Макарова. М.: Высшая школа, 1986. — № 8. — 175 с.
  23. . И.Р. Нормирование труда и регламентация рабочего времени. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. — 352 с.
  24. .М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. 3-е изд., доп. — М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М), 2001.-448 с.
  25. В.И. Феномен работающего студента. // Социологические исследования. 1999. -№ 8. — С. 87−94.
  26. Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Сочинения: в 2 т. Т. 2. -М.: «Мысль», 1991.
  27. А.П. Социальная энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.-438 с.
  28. О. Место социальной поддержки населения в региональной социальной политике: методологический аспект. // Человек и труд. — 2008. — № 1.-С. 9−12.
  29. А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999. -309 с.
  30. Долбик-Воробей Т. А. Жизнь студента сегодня: учеба, семья, профессия // Народонаселение. 2003. — № 1. — С. 81−86.31 .Егоршин А. П., Зайцев А. К. Качество жизни населения региона // Народонаселение. 2005.-№ 1.-С. 14−27.
  31. А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского института менеджмента и бизнеса, 2003. 319 с.
  32. А.В. Человек и организация труда в условиях современного капитализма. -М.: МГУ, 1988. 136 с.
  33. А.Ш. Концептуальные истоки идеи глобализации// Социологические исследования. 2003. — № 6. — С. 3−13.
  34. Е.М. Ориентация на незанятость среди проблемных групп рынка труда// Социологические исследования. 2005. — № 3. — С. 52−62.
  35. П.В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера М: «Экзамен», 2000. -576 с.
  36. П.В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Персонал. Словарь понятий и определений. -М.: «Экзамен», 1999. 512 с. 38.3айниева Л. Ю. Стратегический ресурс общества. // Аналитическое обозрение. 2003. — № 6. — С. 29−31.
  37. А.К. Качество трудовой жизни. // Народонаселение. — 2001. — № 2. — С. 155−161.40.3анковский А. Н. Организационная психология. // http: //www.socioego.ru/teoriva/istoch/zank/zanteororg.5html.
  38. Здраво мыс лов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.: Политиздат, 1986.-234 с. 42.3утова И. Г. Молодежные проблемы в современном обществе. М.: «Знание», 1996. — 124 с.
  39. Т. Сотрудник за бортом: технология аутстаффинга // Современная торговля 2004. — № 4. — С. 66−67.
  40. С.Н. Молодежь: социальный и социально-психологический анализ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 166 с.
  41. Е. Трудоустройство выпускников — задача учреждений профессионального образования. // Высшее образование в России. 2004. — № 2. — С. 84−93.
  42. В. Нужны профессионалы? Подготовим! // Человек и труд. 2000. -№ 5. с. 63−66.
  43. Д.А. Труд молодежи. Киев: Политиздат Украины, 1984. — 75 с.
  44. Л.И. Причины и последствия тендерных различий в оплате труда // http.:// humanities.edu.ru/db/msg/44 503.
  45. С.А., Одегов Ю. Г. Рынок труда: проблемы формирования и управления (на примере г. Москвы). -М.: Финстатинформ, 1998. 694 с.
  46. В.Н., Журавлева Т. Б. Демографические характеристики рынка труда выпускников учебных заведений // Народонаселение. 2003. — № 2. — С. 39−46.
  47. В.Н., Щедровицкий П. Г. Промышленная политика России. Кто оплатит издержки глобализации? -М.: «Европа», 2005. 160 с.
  48. М.А. Обновление рабочих кадров. М.: Мысль, 1989. — 119 с.
  49. Р.П., Василюк Т. Н., Артамонова М. В. Экономика персонала. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. — 896 с.
  50. Конвенции и рекомендации МОТ. Международная организация труда. Субрегиональное бюро для стран восточной Европы и Центральной Азии // http:// www.ilo.ru/standardsru.htm.
  51. Конвенции и рекомендации МОТ. Т. 1-Й. Женева. Международное бюро труда, 1957−1990.
  52. Э.Б., Нинциева Г. В., Шетов В. Х. Научный менеджмент: российская история. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. — 384 с.
  53. И.Т. Качество труда: Полит.-экон. исслед. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1980. — 173 с.
  54. Н.В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи // Социологические исследования. 1991. — № 1. — С. 82−86.
  55. Краткий философский словарь. / Под ред. М. Розенталя и П. Юдина. М.: Государственное издательство политической лит-ры, 1954. — 703 с.
  56. Курс экономической теории. Учебное пособие. / Под ред. М. Н. Чепурина и Е. А. Киселева. -М.: Анкил, 1993.-472 с.
  57. Л.Ф., Емельянов С. В. Молодежь на рынке труда в начале XXI века: мировые тенденции и региональные особенности // Труд за рубежом. -2007.-№ 4.-С. 3−15.
  58. В.К. Глобализация и социальная безопасность. // Социологические исследования. 2002. — № 3. — С. 19−28.
  59. В.К. Общество и глобализация// Социологические исследования. — 2005.-№ 4.-С. 14−24.
  60. A.M., Фомина М. А. Особенности правового регулирования трудовых отношений при нестандартных формах занятости: опыт стран Запада // Труд за рубежом. 2007. — № 2. — С. 88−109.
  61. B.C. Российские трудовые ценности: идеология и массовое сознание// Мир России, 1998. -№ 4. С 113−144.
  62. B.C. Смена диапазона (современные российские трудовые ценности и протестантская этика) // Отечественные записки. — 2003. — № 3. — С. 260 275.
  63. Н. Качество трудовой жизни — важная составляющая менеджмента персонала. // Проблемы теории и практики управления. — 2004. — № 3. С. 115−121.
  64. Т. Политика на рынке труда на этапе экономического роста // Человек и труд. 2008. — № 1. — С. 18−25.
  65. Н. Москва: молодежный рынок труда // Человек и труд. 2008. -№ 9.-С. 38−40.
  66. А. Управление трудовой миграцией в московском мегаполисе. // Человек и труд. 2008. — № 2. — С. 23−25.
  67. Е.Г. Социально-трудовые отношения в условиях рынка: М.: МАКС Пресс, 2008. — 288 с.
  68. Н.Е. Ценностные установки молодежи в современной России // Народонаселение. 2003. — № 2. — С. 116- 124.
  69. К., Энгельс Ф. Процесс труда и процесс производства капитала. Соч. -2-е изд. Т. 23.-С. 47−245.
  70. Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие/ Под ред. П. В. Шеметова. М.: ИНФРА-М, 2000. — 312 с.
  71. Т.Н. Новое на рынке труда и в управлении рабочей силой в Японии // Труд за рубежом. 2007. — № 4. — С. 16−35.
  72. Т. Н. Стратегия всеобщего контроля качества и обучение персонала в японских фирмах. // Проблемы теории и практики управления. — 2002. — № 1.-С. 118−121.
  73. JI.A. Развитие человеческого потенциала в странах СНГ и Восточной Европы в 1990—2000 гг.. //Народонаселение. 2002. — № 3. — С. 116 123.
  74. М.О. Глобализация и национальное государство. 3 мифа // Социологические исследования. — 2004. -№ 5. С. 137−142.
  75. Н.А. Глобализация и «русский вопрос» // Социологические исследования. — 2003. — № 6. — С. 13−21.
  76. Нестандартная занятость в российской экономике / Под ред. В.Е. Гимпель-сона и Р.И. Капелюшникова- Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006. 400 с.
  77. А.В. Сборник задач по экономике, нормированию и организации труда в промышленности: Учеб. пособие для вузов / Под ред. П.Ф. Петро-ченко. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономика, 1990. — 271 с.
  78. А.А. Нестандартные формы занятости и режимы рабочего времени (опыт стран с рыночной экономикой). // Труд за рубежом. — 1999. — № 1.-С. 3−15.
  79. А.А. Рынок труда: занятость и безработица. М.: Международные отношения, 1991.-181 с.
  80. Е. Особенности рабочей силы, используемой в банковской деятельности. // Человек и труд. 2006. — № 5. — С. 55−58.
  81. Д., Каннингом Р. Качество трудовой жизни Словарь-справочник. СПб:"Петрополис", 2000. — 632 с.
  82. Омский областной статистический ежегодник: Стат. сб. В 2 ч. Ч. I/ Омск-стат. — Омск, 2005. 241 с.
  83. Омский областной статистический ежегодник: Стат. сб. В 2 ч. Ч. I/ Омск-стат. — Омск, 2006. — 243 с.
  84. Омский областной статистический ежегодник: Стат. сб. В 2 ч. Ч. V Омск-стат. Омск, 2007. — 244 с.
  85. . У. Экономические и статистические работы. — М.: Госполитиздат, 1940.- 154 с.
  86. Н.И. Формирование квалифицированных рабочих кадров. — М.: Экономика, 1982. 175 с.
  87. В.М. Материальное стимулирование повышения уровня качества труда. Львов: Вища шк., 1985. — 147 с.
  88. О.А. Качество трудовой жизни в развитых странах. // Экономист. -1994.-№ 2.-С. 80−85.
  89. О.А. Повышение качества трудовой жизни: опыт США. М.: Культурно-производственный центр «Рада», 1992. — 188 с.
  90. Политика доходов и заработной платы. / Под ред. П. В. Савченко, Ю.П. Ко-кина. М.: Экономист, 2004. — 525 с.
  91. Политика доходов и качество жизни населения. / Под ред. Н. А. Горелова. -СПб.: Питер, 2003. 653 с.
  92. Н., Лукьянова Т. Пензенская область: инвестирование в человеческий капитал // Человек и труд. 2008. — № 9. — С. 43−46.
  93. В.Ф., Бояркин Г. Н., Юсова Ю. С. Трудовая миграция как фактор трансформации регионального рынка труда: Монография. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2004. — 248 с.
  94. В.Ф. КТЖ как индикатор социально-экономического положения региона. // Актуальные проблемы труда и социальной политики. Материалы регион, науч-практ. конф. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. — С. 9−11.
  95. В.Ф., Копылова О. В. Мотивация трудовой деятельности: подходы к исследованию и управлению. М.: «Экономика», 2005. — 172 с.
  96. В.Ф., Цыганков В. А. История экономических учений Учебн. пособие. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1999. — 104 с.
  97. В.Ф., Цыганкова И. В. Экономика труда. Учебное пособие. -Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. 80 с.
  98. Юб.Потуданская В. Ф., Шайкин Д. Н. Трудовые ресурсы молодежи Северного Казахстана: Монография. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. — 164 с.
  99. Е.Б., Мейскин М. С., Пошерстник Н. В. Заработная плата в современных условиях. СПб.: «Герда», 2000. — 640 с.
  100. Прогнозные оценки труд. рес. Омской обл. в среднесрочной перспективе // Управление федеральной государственной службы занятости населения по Омской области. — Омск, 2005. 24 с.
  101. Программа сотрудничества между РФ и МОТ на 2002−2003 гг.// Труд за рубежом. 2002. — № 2. — С. 106−107.
  102. Прожиточный минимум в Российской Федерации.//Ьйр:// nalog.consultant.m/online/?req=doc-base=NBU-n=33 936.
  103. Н.М. Россия и вызовы глобализации// Социологические исследования. 2002. — № 4. — С. 60−66.
  104. Развитие кадрового потенциала// Социально-трудовые отношения и охрана труда. 2008. — № 7. — 50 с.
  105. С.Д., Макарова С. И. Профессиональная подготовка молодежи. Смогут ли студентки стать менеджерами?// Народонаселение. 2003. — № 1. -С. 60 -73.
  106. Н.М. Глобализация и население// Народонаселение. 2001. -№ 3. — С. 4−23.
  107. Н.М. Формирование качества трудовых ресурсов России. // Народонаселение. — 2003. № 2. — С. 6−14.
  108. О. Изменение профессионально-квалификационной структуры при переходе к рынку // Общество и экономика. 2001. — № 10. — С. 120 121.
  109. Jl.O. Особенности формирования рынка труда молодежи. // Экономика и коммерция. Сер. 9, Электр, техника. М., 1993.- Вып. 1. — С. 18−22.
  110. Россия в цифрах, 2005. Краткий статистический сборник. М.: Росстат. — 2005.-477 с.
  111. Россия в цифрах, 2006. Краткий статистический сборник. — М.: Росстат. — 2006.-462 с.
  112. Российский статистический ежегодник, 2004. М.: Госкомстат России. — 2005.-720 с.
  113. Российский статистический ежегодник, 2005. — М.: Росстат. 2006. — 819 с.
  114. Российский статистический ежегодник, 2006. М.: Росстат. — 2007. — 806 с.
  115. Российский статистический ежегодник, 2007. М.: Росстат. — 2008. -814 с.
  116. С.Ю., Разумова Т. О. Экономика труда: экономическая теория труда. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001. — 400 с.
  117. .А. Молодежь и становление новой России. // Социологические исследования. 1998. — № 5. — С.90−98.
  118. Рынок рабочей силы: становление и прогнозирование. Социология и экономика труда. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1997. — С. 526−580.
  119. Рынок труда. Учебник. Под ред. проф. B.C. Буланова и проф. Н. А. Волгина. -М.: «Экзамен», 2000. 448 с.
  120. А.К. Экономика и социология труда: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2002. — 127 с.
  121. А.А. Французская модель организации работы предприятия (фирмы, компании) // Труд за рубежом. 1999. — № 3. — С. 32−44.
  122. Г. Г. Влияние СМИ на жизненные планы и ориентации сельской учащейся молодежи // Социологические исследования. 2004. — № 12. — С. 95−102.
  123. Г. Э. Социальная экономика: Учебник. М.: Дело и сервис, 2001.-368 с.
  124. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 1996. 336 с.
  125. Г. И. Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицианов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелысин, Г. И. Соколова, О. В. Терещенко. — М.: Книжный Дом, 2003.- 1312 с.
  126. Г. М., Штифанов В. И. Охрана труда. Труд женщин. Труд молодежи. -М.: Профиздат, 1991. 79 с.
  127. Т.О. Образование и рынок: парадоксы и перспективы // Управление персоналом. 2002. — № 5. — С. 40−43.
  128. Социологический энциклопедический словарь. На рус., англ., нем., франц., чешском яз. Редактор-координатор академик РАН Г. В. Осипов. -М.: ИНФРА-М и НОРМА, 1998. — 488 с.
  129. М. Работоспособность коллектива. Как на нее влияет психологический климат. // Служба кадров. 2003. — № 8. — С. 75−78.
  130. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федера-4HH//http://internet-l.ru/l dep/doc/sgmp.htm. 31 с.
  131. A.JI. Отношение к труду рабочих России и Германии: терминальное и инструментальное// Социологические исследования. 2005. — № 9.-С. 54−63.
  132. С. Стоимость рабочей силы: попытка полемики с Марксом. // Человек и труд. 2004. — № 7. — С. 17−18.
  133. С. КТЖ: как его измерить и обеспечить в сфере услуг? // Бизнес-консалтинг. -2005. № 4. — С. 30−33.
  134. Трудовые права молодежи. /Под ред. Фурсовой В. В. — М.: Профиздат, 2003.-94 с.
  135. А.А. Регулирование доходов работников в условиях становления рынка труда: Автореферат дис. канд. экон. наук. М., 2002. — 40 с.
  136. А. В. Работа с кадрами. Психологический аспект. М.: «Экономика», 1990. — 168 с.
  137. Г. Моя жизнь, мои достижения. Екатеринбург: «УралЮрИздат», 2004. 223 с.
  138. В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг. — М.: «Финансы и статистика», 1999. 528 с.
  139. Т.В., Озерникова Т. Г. Трудовые ценности молодежи// Народонаселение. 2002. — № 4. — С. 66−73.
  140. В.А. Теория и методология исследования качества трудовой жизни / В.А. Цыганков- Федер. Агентство по образованию, Омский государственный технический университет. М.: Изд-во «Экономика», 2006. -280 с.
  141. Число пользователей Интернета в России. Сводка новостей, http// barb.ru/.
  142. Н.И. Трудовой потенциал работника: учеб. пособие для студентов вузов. -М.: ЮНИТИ, 2003. 399 с.
  143. А.А. Российская молодежь. Реалии и прогнозы.// Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 1999. -№ 6 (94). — С. 31−58.
  144. Е.Ю. Культурно-досуговая деятельность учащейся молодежи: уровни, стадии, модели. // Аналитика культурологи. 2006. — № 5 // http.://tsu. tmb.ru/culturology/jornal/5/shehovtsova.htm.
  145. А.А. Качество жизни в странах с рыночной экономикой: концепции, измерение, оценки. // Труд за рубежом. 2008. — № 1. — С. 3−22.
  146. А. Проблемы молодежного рынка труда. // Общество и экономика. -2001.-№ 10.-С. 142−154.
  147. Экономика предприятия (фирмы): практикум./ Л. П. Афанасьева и др. Под ред. О. И. Волкова, В .Я. Позднякова. М.: ИНФРА-М, 2003. — 328 с.
  148. Экономика и социология труда. Серия «Учебники, учебные пособия». Под редакцией Б. Ю. Сербиновского и В. А. Чуланова. — Ростов -на-Дону: Феникс, 1999.-512 с.
  149. Экономика труда и социально-трудовые отношения./ Под ред. Р. П. Колосовой, Г. Г. Меликьяна. -М.: Изд-во МГУ, 1996. 623 с.
  150. Экономика труда: (социально-трудовые отношения). / Под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. -М.: Экзамен, 2002. 736 с.
  151. Экономика труда: Учебник./ Под ред. проф. П. Э. Шлендера и проф. Ю. П. Кокина. М.: Юристь, 2002. — 592 с.
  152. Экономика труда: Учебно-методическое пособие / Институт труда Минтруда России (НИИ труда). М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001. — 490с.
  153. Эргономика: Учеб. пособие для вузов/ В. В. Адамчук, Т. П. Варна, В. В. Воротникова и др.- Под ред. проф. В. В. Адамчука. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-254 с.
  154. Р.Д., Смит Р. С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. Пер. с англ. — М.: Изд-во МГУ, 1996. — 800 с.
  155. В.А. Отношение к труду: концептуальная модель и реальные тенденции. // Социологические исследования. 1982. — № 3. — С. 50−62.
  156. Е.Г. Экономика труда: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 60 200 «Экономика труда». М.: ЮНИТИ, 2004.-319 с.
  157. Р. О регулировании заработной платы в Российской Федерации // Человек и труд.- 2008. -№ 1.-С. 31−33.
  158. В. Основные составляющие качества трудовой жизни. // Стандарты и качество. 2003. — № 2. — С. 46−47.
  159. P., Loseby Р. (1993), «No-layoff policies and korporate financial performance», S.A.M. Advanced ManagemenUournal, Vol 58, № 1, pp 44−80.
  160. Arbeitszeitgesetz. // http// www. gesetze-internet.de/bundesrecht/ arbzg /gesamt.pdf.
  161. Bornecke D. Telearbeit: Handlungsanleitungen fur den Personalpraktiker/ D. Bornecke, S. Klein-Jahns, M. Scheurer. BDA, Bundesvereinigung der Deutschen Arbeitgeberverbande. Koln: GDA, Ges. fur Marketing und Service der Dt. Arbeitgeber, 1999. 143 S.
  162. Bunz A., Jansen R., Schacht K. Qualitat des Arbeitslebens. Soziale Kennziffern zu Arbeitszufriedenheit und Berufschancen. Forschungsauftrag des BMAuS, er-stellt v. Infas, hrsg. V. BMAuS. Bonn, 1974.
  163. Biissing A., Drodofsky A., Hegendorfer K. Telearbeit und Qualitat des Arbeitslebens. Gottingen, Bern, Toronto, Seattle.: Hogrefe-Verlag, 2003. — 275 S.
  164. Cohen S., Chang L. and Ledford. G (1997) «A hierarchical construct of self-management leadership and its relationship to quality of work life and per-ceivedwork group effectiveness», Personnel Psychology, Vol 50 № 2, pp. 275 308.
  165. R., Knepel H. (1980). Ein Indikatorenmodell fur sozial-okonomische Problembereiche des Arbeitsmarktes, in: MittAB 1/1980, S. 125−136.
  166. Cunningam Robert U. International Encyclopedia of Publik Politic and Administration// http// www. Sseu.ru/edumat/u pers/Int Encycl/Quolityofwork. ntm.
  167. Deutsche Bevolkerung. http: // www.diia.de/cgi-bin/showcontent.asp? Thema ID=694.
  168. D6rsam P. Flexible Arbeitszeitgestaltung in mittelstandischen Unternehmen. -Stuttgart: Schaffer-Poeschel. 1997. — 187 S.
  169. Eick C. Ansatzpunkte der Wohlfahtsmessung in der Bundesrepublik Deutsch-land und im Lande Bremen. Bremen, 1975.
  170. Eisner W. Multidimensionale Bestimmung und Ermittlung von Wohlfahrt mit Hilfe von Sozialindikatoren-Systemen. Theoretische und methodologische Prob-leme, in: Jahrbuch fur Sozialwissenschaft, Nr. 3, 373−399.
  171. Fluter-Hoffman C., Solbrig J. Arbeitszeitflexibilisierung: Erfolgskonzept auch fur kleine und mittlere Unternehmen. — Koln, 2003. — 216 S.
  172. T. (2006). Was ist gute Arbeit? Anforderungen aus der Sicht von Er-werbstatigen. Konzeption & Auswertung einer representativen Untersuchung. Forschungsbericht an die Bundesanstalt fur Arbeitsschutz und Arbeitsmedizin. — Stadtbergen, 2006. 269 S.
  173. Gareis K., Kordey N. The spread of telework in 2005. In B. Stanford-Schmith, P.T. Kidd. E-Business Key issues, applications, technologies. — Amsterdam: IOS Press.-pp. 83−89.
  174. Gartner H.-J. Indikatoren in der gesellschaftsbezogenen Unternehmensberich-terstattung, in: Hoffmann-Nowotny H. Sozialbilanzierung. Soziale Indikatoren. -Frankfurt/Main, New York, 1981.
  175. Hansch S. Einige Aspekte der Arbeitslosigkeit der Jugendlichen in Deuschland // Социально-экономические проблемы формирования трудовых отношений: матер, междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. В. Ф. Потуданская. -Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. 504 с.
  176. Helmers D. Flexibility nimmt weiter та.!I Arbeitgeber, 2000. № 6.- S. 18−21.
  177. Hermann C., Promberger M., Singer S. Forcierte Arbeitszeitflexibilisierung. Die 35-Stunden-Woche in der betrieblichen und gewerkschaftlichen Praxis. -Berlin: Sigma, 1999.
  178. Hoff A. Zeitkonten: Grundlagen und Gestaltungsempfehlungen. In: Das flexible Unternehmen. Wiesbaden, 2002. — S. 1 -20.
  179. R. (1980). New Scarcity and Economic Growth. More Weifare Through Less Production? — Amsterdam, New York, Oksford.
  180. Kolbach M. Was ist Organisationsentwicklung? // http: // www. sozialnetz-hessen.de/ca/pq/lsl.
  181. Kutscher J. Praxishandbuch Flexible Arbeitszeit. Personaleinsatz, Produktivitat, Kundenorientierung. -Diisseldorf: Symposion, 2000. —420 S.
  182. Linnenkohl K. Arbeitszeitflexibilisierung. Die Unternehmen und ihre Modelle. -Heidelberg, 2001.-308 S.
  183. Ludewig O. Betriebliche Bestimmungsgrimde von Arbeitszeitkonten. Mit-teilungen aus Arbeitsmarkt- und Berufsforschung, 2001. Jg. 34. H. 3, S. 302 313.
  184. Meyer D. and Cooke W. (1993), «US labor relations intransition: emerging stratgies and company performance» British Journal of Indastrial Relations, Vol 31, № 4, pp. 531−552.
  185. Necati L., Suhre N. Arbeitszeitkonten. // http: // www. Aus-innovativ.de/media/Arbeitszeikonten.pdf.
  186. Redaktionsartikel. Bedeutung alterer Arbeitsnehmer wachst. // Arbeitgeber, 2000.-№ 8.-S.6.
  187. Rosenmayer L. Towards an overview of youth sociology. «Intern. Soc. Sci. J», vol. XX, № 2, 1968. — 441 pp.
  188. A. (1993), «Performance dimensions in services: an empirical investiga-tionof strategic performance», in Swartz et al. (Eds), Services Marketing and Management, Vol 2, JAI Press, Greenwich, CT, pp 1 47.
  189. Seifert H. Arbeitszeitkonten losen Normalarbeitszeit ab. In: Linne G. Flexible Arbeitszeit und soziale Sicherheit. Diisseldorf: Hans-Bockler-Stiftung, 2004. -90 S.
  190. Stiefermann K. Arbeitszeitpolitik in Deutschland: auf der Suche nach neuen Wegen // Der Arbeitgeber. -1998. № 50. — S. 207−210.
  191. Strohauer H. Kennziffern und gewerkschaftliche Betriebspolitik, in fhw. For-schung. Nr. 5/6 brsg. v.d. Fachhochschule fur Wirtschaft. Berlin, 1980.
  192. Walker C.R., Cuest R.H. The Man on the Assambly Line. — Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1952.
  193. W., Jochimsen R. (1965) Art. Wohlstandsokonomik, in: HdSw, Bd. 12.
  194. Worch A. Rechtliche Rahmenbedingungen. In B. Godehardt (Hrsg.), Telearbeit. Rahmenbedingungen und Potentiale. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1997. -S. 205−280.
Заполнить форму текущей работой