Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль системы высшего профессионального образования в формировании человеческого капитала и его значение в развитии рынка труда

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Важнейшие положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на международной конференции «Исследования мира и миротворческий дискурс в системе образования» (Томск, 19 сентября 2006 г.), IX Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (Томск, 25−29 апреля 2005 г.), X Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых… Читать ещё >

Содержание

  • 1998 99,
  • 1999 104,
  • 2000 88,
  • 2001 97,
  • 2002 91,3 +
  • 2003 104,1 +
  • 2004 101,8 +
  • 2005 98,7 +
  • Спрогнозированные величины
  • 2006 [76.74−115.82]
  • 2007 [76.06−115.14]
  • 2008 [75.36−114.44]
  • 2009 [74.66−113.74]
  • 2010 [74.06- 113.14]
  • 2011 [73.36- 112.44]
  • 2012 [72.66- 111.74]
  • По исходным данным с 1997гг. составим уравнение регрессии
  • Yt = а + bt. Занеся эти данные в программу Microsoft Excel, получим: Регрессионная статистика
  • -0,68 99,
  • 0,902 762 2,
  • 0,74 977 6,
  • 27,744 342,
  • Yt = 99.68−0.68t
  • Используя формулу интервальных оценок для прогнозирования: у е [yt-ta*Syt- yt+ta* Syt], ta = 2,3646, Syt = V (Z (yi — yti) A2/n-2) Syt = V (342.79/7−2) =
  • У прогнозное e [yt-2.3646* 19.55- yt+2.3646* 19.55],
  • Yt (5) = 99.68−0.68*5 =
  • Yt (6) = 99.68−0.68*6 =
  • Yt (7) = 99.68−0.68*7 =
  • Yt (8) = 99.68−0.68*8 =
  • Yt (9) = 99.68−0.68*9 =
  • Yt (10) = 99.68−0.68* 10 =
  • Yt (11) = 99.68−0.68* 11=
  • Y2oo6 e [96.28−19.54- 96.28+19.54], [76.74- 115.82]
  • Y2007 ≤ [95.6−19.54- 95.6+19.54], [76.06- 115.14]
  • Y2oo8 e [94.9−19.54- 94.9+19.54], [75.36- 114.44]
  • Y2009 e [94.2−19.54- 94.2+19.54], [74.66- 113.74]
  • Y2oio e [93.6−19.54- 93.6+19.54], [74.06- 113.14]
  • Y2011 e [92.9−19.54- 92.9+19.54], [73.36- 112.44]
  • Y2012 e [92.2−19.54- 92.2+19.54], [72.66- 111.74]
  • Федеральное агентство по образованию
  • ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Экономический факультет Кафедра политэкономии

МОНИТОРИНГ ПОТРЕБНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА Г. ТОМСКА В СПЕЦИАЛИСТАХ С ВЫСШИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ Анализ результатов статистического обследования инновационного сектора на примере г. Томска в рамках темы «Сведения об инновационной деятельности организации за 2005 год»

Выполнила: А.А. Татарникова

Научный руководитель д-р экон. наук, профессор В.И. Канов

Томск

Раздел 1. Программа мониторинга: методологические основания, актуальность исследования

1.1. Общая характеристика системы образования Томской области

1.2. Инновационные аспекты развития системы образования

Томской области

1.3. Постановка проблемы. Объект, предмет, цели и задачи исследования

1.4. Теоретическая интерпретация основных понятий

Раздел 2. Методический раздел

2.1. Методы исследования. План проведения мониторинга

2.2. Общая характеристика выборки предприятий

2.3. Описание процедуры составления вопросника и отбор критериев для анализа

Раздел 3. Анализ результатов исследования

3.1. Показатели инновационной активности малых и крупных предприятий

3.2. Активность и формы сотрудничества предприятий с высшими учебными заведениями г. Томска

3.3. Подбор кадров томскими организациями

3.4. Профессиональная подготовка и повышение квалификации

3.5. Параметры спроса и области компетенции требуемых специалистов

3.6. Корреляционный анализ

Раздел 4. Краткие

выводы и рекомендации для научно-образовательного комплекса по сотрудничеству с предприятиями

Роль системы высшего профессионального образования в формировании человеческого капитала и его значение в развитии рынка труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Система развитого сектора образования является основополагающим фактором роста конкурентоспособности страны. В настоящее время в стране наблюдается устойчивый рост спроса на образовательные услуги, что свидетельствует о I повышении престижа и ценности образования, особенно, высшего. Несмотря на развитый сектор высшего профессионального образования в России, на рынке труда и рынке образовательных услуг существуют определенные противоречия, снижающие эффективность использования человеческого капитала как на уровне общества, так и на индивидуальном уровне: невостребованность данного накопленного человеческого капитала на рынке трудаморальный износ человеческого капиталаасимметрия интересов рынка труда и рынка образовательных услугдисбаланс в масштабах выпуска специалистов, получивших высшее профессионально образование, который проявляется в наличии дефицита или избытка численности работников вследствие отсутствия согласованного механизма с динамикой спроса экономики на специалистов и функционирования системы профессионального образования.

В связи с бурным развитием и непрерывными изменениями, происходящими в экономике, в частности, переходом экономики на инновационный путь развития меняются потребности предприятий в профессионально-кадровой структуре, требования к уровню подготовки профессиональной подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования. В этих условиях к стратегическим задачам вузов относятся: определение направлений институциональных и структурных преобразований вуза в современных условияхобеспечение конкурентоспособности вуза как на всероссийском, так и на международном уровнеуправление качеством предоставляемых образовательных услугэффективное использование бюджетных средств, выделяемых государством на подготовку специалистовудовлетворение потребности реального сектора экономики в кадрах по номенклатуре и уровню подготовки. Исходя из этого, динамичной модели социально-экономического развития должна соответствовать адаптивная система образования, быстро реагирующая на запросы рынка труда, стимулирующая экономический рост и воспроизводящая специалистов, востребованных экономикой. Определение потребности в специалистах на среднесрочную перспективу представляется чрезвычайно актуальным, если.

I I объемы, структура и качество подготовки будут ориентированы на реальный сектор экономики.

Решение данной проблемы требует новых методологических подходов к взаимодействию системы образования и рынка труда, направленных на разработку комплекса программ и траектории подготовки кадров, изучение и прогнозирование потребности в специалистах на перспективу. Это позволит снизить затраты на подготовку и переподготовку кадров, ликвидировать возможный дисбаланс спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг и повысить качество образовательных услуг.

Степень разработанности проблемы. Вопросы, связанные с оценкой роли образования в формировании человеческого капитала, проблемами оценки человеческого капитала на рынке труда и концепцией непрерывного образования освещаются в трудах Г. Беккера, JI. Туроу, Дж. Минцера, С. Г. Струмилина, В. И. Марцинкевича, А. П. Владиславлева, Д. В. Волкова, А. И. Галагана, A.B. Даринского, Т. А. Демченко, А. И. Добрынина, С. А. Дятлова, Н. Р. Кельчевской, С. А. Курганского, В. Г. Онушкина, Н. Я. Синицкой, С. А. Филатова, Ломакиной Т. Ю., Левина Дж. С., Ленгранда П.

Разработка и внедрение системы менеджмента качества высшего образования, инновационные подходы в профессиональном образовании активно обсуждаются в работах таких российских и зарубежных ученых как О. Г. Берестневой, А. И. Вроейнстийна, A.A. Давыдовой. В. П. Дрямова, С. П. Иванова, Е. А. Мамбетказиева, Л. А. Свирщевской, Н. В. Фадейкиной, М. В. Черепановой, П. Е. Щеглова, П. Ленгранда, А. Грубера, Дж. Ральфа.

Характеристике и анализу взаимосвязи динамики рынка труда и системы образования, механизму их функционирования посвящены работы таких отечественных ученых как А. Г. Андреева, Т. В. Бельчик, М. А. Винокурова, С. Е. Дырина, А. Г. Коровкина, И. Б. Королева, А. О. Котляра, Т. В. Кузьминовой, И. А. Майбурова, Е. А. Свистуновой.

В настоящее время появился ряд работ, направленных на изучение 1 проблем определения потребности экономики в специалистах и квалифицированных рабочих в рыночных условиях. Обсуждаются вопросы практического применения методов прогнозирования потребности в специалистах и мониторинга системы образования. Среди них отметим работы A.A. Денисовой, И. Б. Кашириной, Е. Д. Кравченко, A.A. Попова.

Несмотря на существование некоторых исследований в области взаимодействия системы образования и рынка труда, многие аспекты еще нуждаются в уточнении и более подробном изучении. К ним относятся. вопросы обеспечения реального сектора экономики квалифицированной рабочей силой, согласование возможностей высшей школы с потребностями рынка труда в профессионально-квалификационном аспекте, вопросы международных и национальных аспектов в области качества образования, и, наконец, вопросы, касающиеся перспективной потребности в специалистах в динамично развивающейся экономической системе.

Цель диссертационной работы состоит в разработке методологических основ взаимодействия системы образования и рынка труда.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи, определившие логику и структуру данного исследования:

1) исследовать эффективность профессионального образования в формировании человеческого капитала и обосновать необходимость непрерывного профессионального образования;

2) выявить подходы к оценке качества российского образования на уровне отдельного вуза и в контексте международных тенденций в области образованияоценить основные проблемы и перспективы;

3) предложить способ решения вопроса обеспечения кадрами организаций, обучающихся за счет бюджетных средств;

4) исследовать структуру рынка труда и рынка образовательных услуг Томской области в специалистах с высшим профессиональным образованием;

5) определить наиболее оптимальный метод прогнозирования потребности экономики в специалистах и рассчитать прогнозные оценки общей потребности в специалистах с высшим образованием для экономики Томской области;

6) предложить метод определения потребности в специалистах на примере мониторинга потребности инновационного бизнеса г. Томска в специалистах с высшим профессиональным образованием, на основе которого построить вероятностную модель корпуса специалистов с высшим образованием на перспективу;

7) представить модель построения взаимоотношений системы образования и рынка труда. ^.

Объектом исследования выступает рынок образовательных услуг в системе высшего профессионального образования и рынок труда как на уровне страны, так и на уровне отдельного региона (Томской области).

Предмет исследования — взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг как способ роста мобильности индивида и определение потребности в специалистах с высшим профессиональным образованием на рынке труда.

Теоретико-методологические основы и информационная база исследования. Теоретико-методологической основой послужили концепции и идеи, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам социально-экономической специфики образования, аспектам формирования человеческого капитала, поведению российских вузов в условиях рыночных отношений, функционированию рынка труда и образовательных услуг, а также взаимодействию рынка труда и высшей школы.

Эмпирическую базу исследования составили данные российской статистики, Томского областного комитета статистики, первичные статистические материалы Управления федеральной государственной службы занятости населения по Томской области. В работе использована социологическая информация, полученная автором в результате проведенного мониторинга. Необходимая глубина анализа, достоверность и обоснованность полученных в диссертации результатов базируется на использовании методов системного подхода, анализа, синтеза, экспертной оценки, анкетирования, моделирования экономической и статистической информации, логического анализа статистической обработки данных социологических исследований. Научная новизна работы заключается в следующем:

— предложен механизм применения целевых образовательных субсидий в рамках бюджетного финансирования лиц, обучающихся по целевому приему в целях рационального использования бюджетных средств;

— подтверждена гипотеза о зависимости спроса на специалистов от тенденций изменения экономических показателей (динамики ВРП, динамики роста производительности труда, динамики основных производственных фондов) и на основании этих показателей построена многофакторная эконометрическая модель прогнозирования потребности в специалистах с высшим профессиональным образованием (ВПО) на примере экономики Томской области;

— разработаны количественные и качественные индикаторы мониторинга потребности в специалистах с ВПО (показатели инновационной активности предприятий, активность и формы сотрудничества предприятий с высшими учебными заведениямиоптимальные способы подбора кадров организациямиобласти компетенции требуемых специалистов и др.), проведен корреляционный анализ факторов, оказывающих наибольшее влияние на эту потребность и представлена вероятностная модель потребности в специалистах с ВПО для инновационно-активных предприятий на примере г. Томска;

— определены критерии определения качества образовательных услуг с позиции потребителей образовательных услуг (студентовпреподавателейработодателей, родителей и государства);

— разведены понятия: непрерывное образование и непрерывное профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование.

Практическая значимость работы заключается в разработке предложений по оценке функционирования системы профессионального образования потребностей рынка труда. Теоретические положения, методический инструментарий и практические результаты исследования позволят: оценивать и прогнозировать развитие кадрового потенциала регионапланировать деятельность системы образованияпринимать научно-обоснованные управленческие решения федеральными и региональными органами управления образованиемпроводить мониторинговые обследования предприятий и организаций среднесрочных прогнозных оценок потребности в кадрах различных квалификаций.

Апробация работы. Важнейшие положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на международной конференции «Исследования мира и миротворческий дискурс в системе образования» (Томск, 19 сентября 2006 г.), IX Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (Томск, 25−29 апреля 2005 г.), X Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (Томск, 15−19 мая 2006 г.), Всероссийской научно-методической конференции «Современные технологии образования и их использование в вузе и профильной школе» (Томск, 21−23 апреля 2005 г.), VIII ежегодной научно-методической конференции «Качество образования: технологии, экономика, законодательство» (Томск, 18−19 ноября 2005 г.) и др. По теме диссертации опубликовано 14 научных работ, в том числе в двух журналах, рекомендованных ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии (193 ед., в том числе 11 на английском языке) и 4 приложений. Основной текст диссертации содержит 147 страниц.

Раздел 4. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ С.

ПРЕДПРИЯТИЯМИ.

В 2005 году на крупных и малых инновационно-активных предприятиях было создано 929 новых рабочих мест, 883 из которых — это специалисты с высшим профессиональным образованием, а 839 — выпускники томских вузов. Это свидетельствует о весьма положительных результатах.

Одной из целей исследования было выяснение готовности малых и крупных предприятий сотрудничать с университетами в вопросах подготовки необходимых специалистов, удовлетворяющих структуре спроса данных предприятий, а также способов взаимодействия данных предприятий с вузами.

Предприятия инновационного бизнеса больше используют в качестве партнеров совместных проектов университеты и научные организации г. Томска. В области разработки новых технологий и продуктов можно констатировать высокую заинтересованность малых и крупных предприятий в разработках научно-образовательного комплекса (НОК). Однако предприятия мало информированы информацией о новых разработках НОК, а также выражают неудовлетворенность НОК в недостаточном умении работать в рыночных условиях взаимовыгодным образом. Тем не менее, можно предполагать дальнейший рост обращаемости предприятий к организациям НОК по различным направлениям сотрудничества, так и роста вложений предприятий в приобретение новых разработок. Увеличить объем официальных отношений между НОК и предприятиями инновационного комплекса, на наш взгляд, возможно за счет роста активности самих организаций НОК, так как предложение со стороны организаций НОК и продвижение их услуг на рынок должно носит направленный характер.

Сотрудничая с вузами г. Томска, предприятия заинтересованы в том, чтобы студенты проходили практику на производстве и готовы предоставить такую возможность. Наибольшее число контрактов предприятий в плане сотрудничества с НОК Томска приходится на три вуза: ТПУ, ТГУ, ТУСУР. Среди штатных сотрудников предприятий немалое число кандидатов и докторов наук, что также представляет серьезную базу для формирования устойчивых связей между бизнесом и наукой. По результатам корреляционного анализа, на количество принимаемых специалистов с высшим образованием значительное влияние оказывают: заключение договоров с учебными заведениями о подготовке необходимых специалистов, процесс создания новых рабочих мест и увеличение объема производимой инновационной продукции.

При планировании подбора кадров, предприятия предпочитают персонально подбирать необходимых специалистов. Потребность в обучении и повышении квалификации персонала осуществляется на всех предприятиях. Практически половина обследованных предприятий организует повышение квалификации своих работников на базе профессиональных образовательных учреждений или использует отраслевые институты повышения квалификации.

По результатам исследования был выделен некоторый круг проблем, которые в дальнейшем могли бы стать предметом организации деятельности, направленной на улучшение взаимодействия между предприятиями и НОК г. Томска.

Первая группа проблем связана с нежеланием некоторых организаций отвечать на поставленные вопросы в формализованной анкете, что затрудняет анализ и прогноз текущих тенденций.

Вторая группа проблем связана с ограниченностью включения первоначально планируемого перечня вопросов в анкету. Особенно, это касается вопросов кадрового обеспечения. Это обусловлено слишком широким спектром вопросов, касающихся исследования инновационной активности малых и крупных предприятий. Непосредственной целью проводимого статнаблюдения было выявление инновационной деятельности организаций, а изучение кадровых потребностей не было основной задачей органов статнаблюдения. В связи с этим в данное обследование вошло только пять вопросов из предполагаемых десяти.

Третья группа проблем связана с неспособностью многих предприятий указывать количественный состав требуемых специалистов, так как большая часть работодателей не имеют среднесрочных или долгосрочных стратегий развития бизнеса. Подходы в управлении персоналом у разных компаний также различны. Большая часть предпринимателей по-прежнему считают, что подготовка кадров — функция только государства, а бизнесу достаточно своевременно и в полном объеме платить налоги. И если в обществе говорится о существенном снижении налоговой нагрузки на бизнес, следовательно, часть государственных функций по подготовке специалистов должна же быть кем-то замещена.

Главная сложность предприятий заключается в оформлении и формулировании заказа на специалистов. Поэтому программы подготовки кадрового состава должны разрабатываться совместно с университетами, в которых формируются квалификационные признаки и квалификационные качества, желаемые видеть предприятиями в специалистах определенного уровня подготовки.

В связи с этим, необходима хорошо формализованная анкета с продуманными индикаторами, что позволило бы заложить основы формирования требований профессионального стандарта, а затем заложить эти требования в региональный (вузовский) компонент образовательного стандарта в рамках специализации. При определении перспективной потребности инновационных предприятий в специалистах, необходимо разрабатывать перечень из 15−20 специальностей, которые непосредственно участвуют в инновационных проектах: менеджеры разного профиля, маркетологи, специалисты, занимающиеся НИОКР, сертификацией, коммерциализацией разработок и т. п. Впоследствии при поддержке Администрации Томской области с данной методикой выходить на директоров предприятий по персоналу.

Только совместное участие высших образовательных учреждений и предприятий в разработке программ подготовки кадров позволит организовать эффективную систему мониторинга регионального регистра востребованных специалистов. Для этого необходима хорошо формализованнная анкета с продуманными индикаторами, что позволит заложить основы формирования требований профессионального стандарта, а затем заложить эти требования в региональный (вузовский) компонент образовательного стандарта в рамках специализации.

Траектория подготовки кадров должна основываться на вертикальном сотрудничестве сферы образования с реальным сектором экономики. На таких условиях должна быть сформирована многоуровневая система подготовки кадров для инновационной сферы, которая будет реализована по следующей предлагаемой схеме (рисунок 10).

Рисунок 10 — Траектория подготовки кадров.

Таким образом, вертикально-интегрированная структура позволит сформировать систему подготовки кадров для наукоемкого бизнеса. А органы государственной власти и местного самоуправления должны координировать, организовывать ресурсы НОК и стимулировать предприятия, так как на инновационный бизнес невозможно полностью возложить задачу создания национальной инновационной инфраструктуры. Поэтому без целенаправленной поддержки государства, сделавшему ставку инновационного развития на университеты, трудно обеспечить развитие инновационного механизма. Без системы мониторинга качества образовательных программ, мониторинга определения потребности предприятий в специалистах, включая оценку структуры спроса и областей компетенции требуемых специалистов, невозможно оценить эффективность создания предлагаемой системы, ее реализацию.

В самой ближайшей перспективе, оценка потребности в специалистах с высшим профессиональным образованием региональным рынком труда, должна войти в ежегодную форму отчетности малых и крупных предприятий не только инновационной направленности, но и других сфер. Такого рода исследования проводятся в США, Великобритании, Франции, Германии, Японии и других странах. Данное мероприятие должно проводиться в целях своевременного реагирование системы высшего профессионального образования на запросы рынка труда и его динамики, чтобы откорректировать образовательные программы в рамках регионального или вузовского компонентов, или ввести новые курсы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.А. Теория организации / Т. А. Акимова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-367 с.
  2. В.В. Определение потребности в инженерно-технических кадрах (по данным отечественной и зарубежной печати за 1964−1985 гг.) / В. В. Алексеев. М.: ИНИИ «Электроника», 1987 — 48 с.
  3. Г. П. Национальные модели занятости и рынок рабочих мест / Г. П. Алехина. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2003. — 474 с.
  4. М.В. Вуз как самостоятельный субъект образовательной политики на рынке труда // Экономика образования. 2007. -№ 4.-С. 37−56.
  5. B.C. Непрерывное образование в условиях трансформации экономических систем / B.C. Баженова. М.: Изд-во Российской экономической академии, 2000. — 222 с.
  6. В.Б. Использование экономико-математических методов при планировании труда / В. Б. Безруков. М.: Экономика, 1976. — 190 с.
  7. Г. Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал // Кадры 1994. — № 6. — С. 29−31.
  8. Т. Системная оценка функционирования вуза как фактор гармонизации спроса на молодых специалистов и их предложения / Т. Бельчик, И. Поварич // Человек и труд. 2004. — № 2. С. 49−51.
  9. Т.Б. Экономическое обоснование взаимодействия вузовской подготовки и рынка труда / Т. Б. Беляева, С. И. Голоухова // Экономика образования. 2006. — № 4. — С. 63−73.
  10. И. Интеллектуальный капитал // Эксперт. 2002. — № 25. — С. 70−75.
  11. О.Г. Критерии качества обучения в высшей школе / О. Г. Берестнева, О. В. Марухина // Стандарты и качество. 2004. — № 8. — С. 8487.
  12. Н.В. Рынок труда и профессиональное образование — каков механизм сотрудничества. Мониторинг экономики образования, информационный бюллетень / Н. В. Бондаренко, М. Д. Красильникова. М.: ГУ -ВШЭ, 2007.- 104 с.
  13. Н.В. Спрос на рабочую силу — мнение работодателей. Мониторинг экономики образования, информационный бюллетень / Н. В. Бондаренко, М. Д. Красильникова. М.: ГУ — ВШЭ, 2007. — 76 с.
  14. Н.В. Спрос на рабочую силу мнение работодателей. Мониторинг экономики образования, информационный бюллетень / Н. В. Бондаренко, М. Д. Красильникова, К. А. Харламов. — М.: ГУ — ВШЭ, 2006. — 64 с.
  15. . Расходы семей на образование: тратить мало, чтобы получать много // Экономика образования. 2007. — № 4 (41). — С. 57−64.
  16. И.В. Трудовые ресурсы в экономике России и Запада / И. В. Бушмарин. -М.: Эпицентр, 1998. 190 с.
  17. А. Б. Человеческий фактор и ускорение социально-экономического развития / А. Б. Венгеров, H.H. Гвоздев, Е.С. Жариков- под ред. Ю. А. Тихомерова. М.: Экономика, 1988. — 271 с.
  18. М.А. Процессы самоорганизации рынка труда специалистов в условиях социально-экономический трансформаций / М. А. Винокуров. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. — 156 с.
  19. А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы / А. П. Владиславлев. М.: Молодая гвардия, 1979. — 175 с.
  20. Д. В. Роль образования в формировании человеческого капитала Электронный ресурс.: Дис. канд. эконом, наук: 08.00.01. М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки). — Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/05/0189/30 189 028.pdf.
  21. Ю.Г. Дополнительное профессиональное образование — новый социальный институт в России // Социально-гуманитарные знания. -2004.-№ 3.-С. 197−207.
  22. А.И. Оценка качества высшего образования. Рекомендации по внешней оценке качества в вузах / А. И. Вроейнстийн. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. — 180 с.
  23. .А. Мировое образовательное пространство на рубеже XX и XXI вв. // Педагогика. 2002. — № 10. — С. 3−4.
  24. Высшее образование в России: правила и реальность / A.C. Заборовская и др. М.: Независимый институт социальной политики, 2004 -408 с.
  25. А.И. Подготовка научных кадров в наиболее развитых зарубежных странах // Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 5. — С. 157 171.
  26. В.И. Анализ формирование европейской зоны высшего образования в соответствии с принципами и целями Болонской декларации от19 июля 1999 г. / В. И. Галаган, О.Д. Пряшников- под ред. С. И. Плаксия. М.: НИБ, 2004.- 174 с.
  27. .М. Экономика и социология труда: учебник для вузов / Б. М. Генкин. М.: НОРМА-ИНФРА, 2001. — 431 с.
  28. .С. Образовательно-педагогическая прогностика: Теория, методология, практика: учебное пособие / Б. С. Гершунский. М.: Флинта: Наука, 2003. -768 с.
  29. .С. Педагогические аспекты непрерывного образования // Вестник высшей школы. 1987. — № 4. — С. 21−28.
  30. В.Е. Спрос на труд и квалификацию в промышленности: между дефицитом и избытком / В. Е. Гимпельсон, Р. И. Капелюшников, A.JI. Лукьянова // Экономический журнал ВШЭ. 2007. — № 2. -С. 163−199.
  31. Н.И. Болонский процесс и отечественное высшее образование / Н. И. Гордиенок, В. А. Москинов // Экономика образования. — 2006.- № 6. -С. 16−20.
  32. ГОСТ Р ИСО 9000−2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь М.: ИНК Издательство стандартов, 2001, — 26 с.
  33. ГОСТ Р ИСО 9001−2001. Системы менеджмента качества. Требования. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001, — 27 с.
  34. Г. В. Выбор образовательной стратегии детей: ценности и ресурсы. Мониторинг экономики системы образования, информационный бюллетень / Г. В. Градосельская, Н. С. Киселева, К. В. Петренко. М.: ГУ — ВШЭ, 2002. — С. 13−28
  35. JI. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. — 2004.-№ 1.-С. 36−42.
  36. В. Качество образования в негосударственных вузах // Высшее образование в России. 2004. — № 6. — С. 148−152.
  37. В.М. Статистика: учебное пособие для вузов / В. М. Гусаров. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 — 463 с.
  38. A.A. О показателях качества образования // Высшее образование в России. 2004. — № 11. — С. 92−97.
  39. A.B. Непрерывное образование // Советская педагогика.- 1975.-№ 1.-С. 16−25.
  40. Н.В. Воспроизводство будущей рабочей силы на ранней стадии ее формирования: автореф. дис.. канд. экон. наук / Н. В. Дедушкина. — Чебоксары, 1999.-23 с.
  41. Т.А. Проблемы оценки человеческого капитала на рынке труда / Т. А. Демченко. М.: МАКС — пресс, 2003. — С. 6−9.
  42. А. Производительные силы человека: структура и формы проявления / А. Добрынин, С. Дятлов, В. Конов. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993 -163 с.
  43. А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования / А. И. Добрынин, С. А. Дятлов, Е. Д. Цыренова. СПб: Наука, 1999. — 309 с.
  44. В.П. Роль образования и профессиональной подготовки в повышении качества рабочей силы // Уровень жизни населения регионов России. 2006 (сентябрь). — № 9. — С. 50−55.
  45. С.Г. Особенности народно-хозяйственного спроса на специалистов с высшим образованием // Регионология. — 4/2005. № 53. — С. 140−146.
  46. С.А. Основы теории человеческого капитала / С. А. Дятлов.- СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994. 160 с.
  47. С.А. Теория человеческого капитала: учебное пособие / С. А. Дятлов. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996 — 141 с.
  48. Т.П. Доступность высшего образования в условиях формирования рынка образовательных услуг // Экономика образования. — 2007. № 3. — С. 114−132.
  49. В.В. Прогнозирование национальной экономики / В. В. Егоров, Г. А. Парсаданов. — М.: Высшая школа, 2002. — 304 с.
  50. Единые требования к разработке ведомственных (отраслевых) методический указаний по определению потребности в специалистах. — М.: НИИВШ, 1979.-32 с.
  51. И.И. Практикум по эконометрике / И. И. Елисеева, С. В Курышева, Н.М. Горденко- под ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2003. — 192 с.
  52. И.И. Эконометрика: Учебное пособие для вузов / И. И. Елисеева. -М.: Финансы и статистика, 2003. 344 с.
  53. Ю. Из опыта целевой контрактной подготовки / Ю. Елисеев, А. Петров // Высшее образование в России. — 2004. № 2. — С. 56−58.
  54. А.П. Макроэкономическое прогнозирование в США / А. П. Ермилов. Новосибирск: Наука, 1987. — 272 с.
  55. П.В. Мировой опыт в управлении персоналом: Обзор зарубежных источников Российской академии им. Г. В. Плеханова / П. В. Журавлев. -М.: Изд-во Российской академии им. Г. В. Плеханова, 1998. 233 с.
  56. П.В., Одегов Ю. Г., Волгин H.A. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально-развитых стран / П. В. Журавлев, Ю. Г. Одегов, H.A. Волгин. М.: Экзамен, 2002. — 448 с.
  57. В. Целевая подготовка специалистов / В. Жураковский, В. Мануйлов, А. Петров // Высшее образование в России. 2004. -№ 2. -С. 41−45.
  58. В. Инженер на рынке труда / В. Жураковский, В. Приходько, И. Федоров // Высшее образование в России. — 1999. -№ 2. С. 3−6.
  59. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 48 с.
  60. Э. Компетентностный поход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сымонюк // Высшее образование в России. 2005. № 4. — С. 23−29.
  61. М.А. Формирование рынка образовательных услуг // Экономика образования. 2007. — № 4 (41). — С. 135−148.
  62. Е. Трудоустройство и занятость выпускников вузов: система содействия // Высшее образование в России. — 2005. № 7. — С. 3−13.
  63. О.И., Салихов Б. В. Сущность и объективная структура человеческого капитала // Финансы и кредит. 2006. — № 17 (221). — С. 2−10.
  64. Р.И. Человеческий капитал России: проблемы реабилитации / Р. И. Капелюшников, И. М. Албегова, Т. Г. Леонова // Общество и экономика. 1993. — № 9−10. — С. 3−14.
  65. Р. И. Российская модель рынка труда // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. — № 3 (71) май-июнь. — С. 26−34.
  66. В.Б. Болонский процесс: в вопросах и ответах / В. Б. Касевич, Р. В. Светлов, А. В. Петров. Спб.: Изд-во С. — Петерб. ун-та, 2004. — 108 с.
  67. Качество образования: технологии, экономика, законодательство / Материалы IX межрегиональной научно-методической конференции, 17−18 ноября 2006 г.- под ред. В. В. Тирского. Томск: Томский гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2007. — 400 с.
  68. Н.Р. Интеграция высшей школы и промышленности как основа формирования человеческого капитала // Университетское управление: практика и анализ. 2004. — № 3(32). — С.59−62.
  69. С.М. Неформальное образование взрослых: проблемы экономики и управления / С. М. Климов. СПБ: Изд-во СПБГУЭФ, 1998 — 195 с.
  70. О.В. Повышение качества трудовых ресурсов -стратегическое направление развития Томской области // Уровень жизни населения регионов России. 2005 (январь). — № 1. — С. 39−43.
  71. Ю. От базового образования к непрерывному обучению // Человек и труд. 2004. — № 3. — С. 70−75.
  72. A.B. Оценка влияния человеческого капитала на величину доходов населения регионов России // Регион: экономика и социология. 2007. — № 4. — С. 109−125.
  73. .В. Человеческий капитал во временном измерении / Б. В. Корнейчук. СПб.- Изд-во СПбГПУ, 2003. — 92 с.
  74. А.Г. Движение трудовых ресурсов: анализ и прогнозирование / А.Г. Коровкин- под ред. Ю. П. Соловьева. М.: Наука, 1990. — 208 с.
  75. А.Г. Дефицит рабочей силы в экономике России: макроэкономическая оценка / А. Г. Коровкин, И. Н. Долгова, И. Б. Королев // Проблемы прогнозирования. 2006. — № 4. — С. 34−52.
  76. А.Г. Занятость и рынок труда в России: проблемы и ограничения / А. Г. Коровкин, И. Н. Долгова, И. Б. Королев // Проблемы прогнозирования. 2005. — № 5. — С. 119−138.
  77. А.Г. Макроэкономический анализ взаимосвязи динамики отраслевых рынков труда и системы образования / А. Г. Коровкин, И. Б. Королев // Проблемы прогнозирования. — 2005. № 4. — С. 28−49.
  78. А.Г. Структурные изменения и взаимоотношения региональных рынков труда: методы и анализ / А. Г. Коровкин, A.B. Полежаев // Проблемы прогнозирования. 2002. — № 4. — С. 134−148.
  79. А. О понятии рынка труда // Вопросы экономики. 1998. -№ 1. — С. 33−41.
  80. А.Э. Трудовой потенциал социалистического общества // Трудовые ресурсы России: сборник научных трудов. — М.: ЦНИИЛТР, 1987 -159 с.
  81. Е. Мониторинг как практический инструмент управления вузом // Стандарты и качество. 2004. — № 8. — С. 88−91.
  82. М.М. Человеческий капитал / М. М. Критский. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.- 120 с.
  83. А. Потенциал рабочей силы и рынок образовательных услуг// Вопросы экономики. 2007. — № 1. — С. 144−146.
  84. Т.В. О взаимодействии рынка труда и рынка образовательных услуг // Уровень жизни населения регионов России. 2006 (август). -№ 8. -С. 31−37.
  85. С.А. Теория формирования и использования человеческого капитала: учебное пособие / С. А. Курганский. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004 164 с.
  86. С.А. Человеческий капитал: сущность структура, оценка / С. А. Курганский. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. — 288 с.
  87. Л. Россия и Болонский процесс // Человек и труд. — 2007. -№ 7.-С. 72−75.
  88. А. Конкурентоспособность образовательных услуг негосударственных вузов: к разработке категориального аппарата // РЭЖ. -2004.-№ 9−10.-С. 106−117.
  89. Т.Ю. Современные принципы развития непрерывного образования / Т. Ю. Ломакина. М.: Наука, 2006. — 721с.
  90. С.Д. Целевое планирование трудовых ресурсов / С. Д. Малинин. -М.: Изд-во мысль, 1987. 174 с.
  91. В.И. Экономика человека / В. И Марцинкевич, И.В. Соболева-М.: Аспект пресс, 1995. 285 с.
  92. В.И. США: Человеческий фактор и эффективность экономики / В. И. Марцинкевич. М.: Наука, 1991. — 240 с.
  93. И.А. Механизм согласования возможностей высшей школы с потребностями региона // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 5−6 (28). — С. 38−46.
  94. И.А. Экономическое обоснование накопления человеческого капитала // Общество и экономика. 2006. — № 7−8. — С. 245−263.
  95. H.A. Сотрудничество высшей школы и промышленности в условиях глобализации // Экономика образования. — 2003. № 3. — С. 27−35.
  96. Методические рекомендации по применению стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000−2001 в высших учебных заведениях / Д. В. Пузанков и др. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2003. — 220 с.
  97. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / С. А. Беляков и др. М.: МАКС Пресс, 2006. — 410 с.
  98. Мониторинг регистрируемого рынка труда Томской области. — Томск: Департамент государственной службы занятости населения Томской области, 2008. 15 с.
  99. Мониторинг спроса и предложения на рынке труда рабочей силы среди профессионально-квалификационных групп. Томск: Управление федеральной государственной службы занятости населения по Томской области, 2005 г. — 26 с.
  100. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. — М.: Изд-во Проспект. 2006. — 704 с.
  101. Народнохозяйственное социально-экономическое планирование и прогнозирование / К. А. Багриновского и др. М.: Наука, 1989. — 240 с.
  102. Наука в Томской области: Стат. сб. / Томскстат. Томск, 2005. — 54
  103. Непрерывное профессиональное образование и потребность в нем / Г. А. Ключарев и др. М.: Наука, 2005. — 173 с.
  104. Непрерывное профессиональное образование (Опыт и проблемы): сб. науч. трудов / отв. ред. П. С. Хейфец. СПб.: Культ — информ — пресс, 2001. -154 с.
  105. Непрерывное экономическое образование в системе «школа — колледж вуз»: сб. науч. трудов по материалам областной и методической конференции / общ. ред. С. Г. Кибицкий. — Новосибирск, 2002. — 162 с.
  106. П.М. Опережающее профессиональное образование: научно-практическое пособие / П. М. Новиков, В. М. Зуев. М.: РГАиЗ, 2000 -266 с.
  107. Образование в Российской Федерации: статистический сборник- под ред. JI.M. Гохберга, И. И. Забатуриной, Н. В. Ковалевой. М.: ГУ — Высшая школа экономики, ЦИСН, 2003 — 256 с.
  108. Общая теория статистики: статистическая методология в изучении коммерческой деятельности / О. Э. Башин и др. — М.: Финансы и статистика, 2001.- 440 с.
  109. О.Н. Международные исследования в области сравнительного образования: монография / О. Н. Олейникова. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 223 с.
  110. В.Г. Непрерывное образование приоритетное становление науки / В. Г. Онушкин, Ю. И. Кулюткин // Педагогика. — 1989. — № 2.-С. 86−90.
  111. B.C. Воспроизводство региональной рабочей силы / B.C. Осанкин. — Челябинск: Челяб. гос. академия культуры и искусств, 2004. — 235 с.
  112. Ю.М. Экономика труда / Ю. М. Остапенко. М.: ИНФРА, 2003.-266 с.
  113. Педагогика профессиональной деятельности / E.JI. Белозерцев и др. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
  114. Подготовка специалистов с высшим и средним специальным образованием в Томской области: Стат. сб. / Томскстат. — Томск, 2004. — 58 с.
  115. Подготовка специалистов с высшим и средним специальным образованием в Томской области: Стат. сб. / Томскстат. — Томск, 2006 48 с.
  116. Е.А. Социальный капитал и его роль в экономическом развитии // Вестник Санкт-Петербургского университета. — Сер. 5. — Вып. 1. — 2005. С. 10−16.
  117. А. Потребность экономики в специалистах и квалифицированных рабочих: методические основы прогнозирования // Человек и труд. 2004. — № 6. — С. 30−35.
  118. А.О. О структуре управления и принятия решений в российских вузах // Вопросы экономики. 2007. — № 6. — С. 94−105.
  119. Проблемы модернизации и повышения качества профессиональной подготовки специалистов в вузе: Монография / Т. Ф. Кряклина и др. — Барнаул: Изд-во ААЭП, 2004. 164 с.
  120. Прогнозирование национальной экономики: учебник / Под ред. Г. А. Парсаданова, В. В. Егорова. М.: Высшая школа, 2002. — 304 с.
  121. Прогнозирование региональной потребности в специалистах / C.B. Жак и др. РнД: Ростовский гос. Ун-т, 1986. — 122 с.
  122. Производительные силы человека / А. Добрынин и др. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.- 163 с.
  123. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: Стат. сб. / Росстат. М., 2007. — 268 с.
  124. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб. / Росстат. -М., 2006.-819 с.
  125. Я.М. Преподаватель на рынке образовательных услуг. Мониторинг экономики образования, информационный бюллетень / Я. М. Рощина, Т. М. Филиппова. М.: ГУ — ВШЭ, 2006. — 32 с.
  126. Г. Л. Социальное и экономическое прогнозирование: конспект лекций / Г. Л. Русин. Новоисбирск: НГАЭиУ, 1998. — 68 с.
  127. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации / В. Н. Васильев и др. М.: Техносфера, 2007. — 680 с.
  128. E.H. Теоретические основы формирования трудового потенциала и рынка образовательных услуг в регионе / E.H. Сагиндинов. -СПб.: СПб ГУЭФ, 1999. 76 с.
  129. О.В. Формирование экономики знаний и задачи образования // Экономика образования. 2007. — № 4. — С. 5−13.
  130. Е.А. Взаимодействие образования и рынка труда в вопросах формирования спроса на выпускников вузов / Е. А. Свистунова. -Саратов: Изд-во Поволжского межрегион, учеб. центра, 1999. 16 с.
  131. В. Высшая школа и Болонский процесс // Высшее образование в России. № 6. — 2005. — С. 95−100.
  132. Система образования Российской Федерации в цифрах и фактах // Вестник образования. 1996. — № 3. — С. 45−73.
  133. Система непрерывного образования: состояние и перспективы // Коммунист. 1984. — № 2. — С. 54−64.
  134. Система трудоустройства населения в СССР и пути ее совершенствования / Э. Р. Саруханова и др. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1989. — 192 с.
  135. Система управления трудом в развитом социалистическом обществе / Б. М. Сухаревский и др. М.: Экономика, 1983. — 584 с.
  136. И.П. Состояние и проблемы подготовки рабочей силы в России // Мир образования — образование в мире. — 2003. № 2. — С. 71−78.
  137. П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. -М.: Изд-во Полит-издат, 1992, 542 с.
  138. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2005: Стат. сб. / Росстат. М., 2005 — 525 с.
  139. Способы трудоустройства выпускников. Томский политехнический университет. Электронный ресурс. — Режим доступа: http: www.tpu.ru/html/cdpt-type.htm. С. 1, свободный.
  140. Статистический ежегодник: Стат. сб. / Томскстат. Томск, 2002.286 с.
  141. Статистический ежегодник: Стат. сб. / Томскстат. — Томск, 2003. —282 с.
  142. Статистический ежегодник: Стат. сб. / Томскстат. Томск, 2005.280 с.
  143. Статистический ежегодник: Ст. сб. / Томскстат. — Томск, 2006. —288 с.
  144. Статистика по трудоустройству. Томский политехнический университет. Электронный ресурс. Режим доступа: http: www.tpu.m/html/cdpt-bie (|)e.htm. С. 1, свободный.
  145. B.B. Государственное регулирование сферы образования: монография / В. В. Степанова. Архангельск: Поморский гос. унт, 2002. — 220 с.
  146. М.Н. Инженерное образование в России: проблемы, перспективы развития и законодательная поддержка (по результатам круглогостола) / М. Н. Стриханов, И. Б. Федоров, В. Е. Шудегов // Право и образование. -2004.- № 4. С. 154−174
  147. С.Г. Проблемы экономики труда / С. Г. Струмилин. -М.: Наука, 1982−471 с.
  148. Е.В. Человеческий капитал России: тенденции макроуровня // Экономика образования. 2005. — № 4. — С. 48−63.
  149. А.А. Трудовая мобильность при социализме / А. А. Сухов. -М.: Экономика, 1981 128 с.
  150. А.В. Научно-технический потенциал высшей школы и качество подготовки специалистов // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2004. -№ 3.-С. 28−34.
  151. Томская область в цифрах за 20 лет: Стат. сб. / Томскстат. Томск, 2006. — 56 с.
  152. Труд и занятость в России 2005: Стат. сб. / Госкомстат России. — М., 2006 502 с.
  153. Труд и занятость населения в Томской области: Стат. сб. / Томскстат. Томск, 2004. — 41с.
  154. Труд и занятость населения в Томской области: Стат. сб. / Томскстат. Томск, 2008. — 43с.
  155. Трудоустройство выпускников 2002 г. вузов г. Томска. Программа социологического исследования Томск: Центр содействия трудоустройству ТГУ, 2002−30 с.
  156. Управление человеческими ресурсами. The IEMB Handbook of human resource management: энциклопедия / M. Пул и др. СПБ.: Наука, 2002.- 1197 с.
  157. Уровни образования // Официальный сайт Федерального агентства по образованию Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.ed.gov.rU/uprav/obzor/obzor.html# 19# 19, свободный
  158. С.А. Непрерывное профессиональное образование в контексте экономики, основанной на знаниях: автореф. дис.. док. экон. наук / С. А. Филатов. Новосибирск, 2005. — 38 с.
  159. В.М. Доклад на итоговой коллегии Министерства образования России 26 февраля 2003 г. Электронный ресурс. / В. М. Филлипов Режим доступа: http://www.ed.gov.ru, свободный.
  160. В.М. Доклад на итоговой коллегии Министерства образования России 25 февраля 2004 г. Электронный ресурс. / В. М. Филлипов — Режим доступа: http://www.ed.gov.ru, свободный.
  161. В.Г. Теория воспроизводства труда и трудового потенциала / В. Г. Хайрулина. Уфа: Бийский гос. ун-т, 2001. — 210 с.
  162. A.M. Четыре модели развития третичного образования // Экономика образования. 2007. — № 5 (40). — С. 95−98.
  163. Ю.В. Субсидия: воспоминания о будущем // Поиск. -2002. -№ 13 (671)29 марта-С. 4.
  164. Человеческий капитал и Россия / A.B. Полетаев и др. М.: ИМЭОРАН, 2005 — 64 с.
  165. В.П. Сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов / В. П. Черевань. М.: Экономика, 1988 — 199 с.
  166. Т.М. Непрерывное образование и развитие личности в системе инновационных учебных заведений / Т.М. Чурекова- под ред. Н. Э. Касаткиной. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. — 262 с.
  167. O.A. Оценка конкурентоспособности подготовки специалистов экономического профиля (на примере вузов Алтайского края): автореф. дис.. канд. экон. наук. / O.A. Шавандина Барнаул, 2002. -21 с.
  168. A.B. Труд в системе общественного воспроизводства / A.B. Шаркова. М.: Маркетинг, 2002. — 90 с.
  169. Н. Качество по требованию // Поиск 2006. — № 4 (870), 27 января. — С. 5−6.
  170. Ю.В. Модернизация образования стратегическая задача научно-педагогической общественности высшей школы // Качество. Инновации. Образование. — 2003. — № 1. — С. 2−13.
  171. Ю. Непрерывное образование в России / Ю Шленов, И Мосичева, В Шестак // Высшее образование в России. 2005. — № 3. — С. 36−49.
  172. А.А. Государственные программы в сфере труда и занятости (опыт США) // Труд за рубежом. 2004. — № 3. — С. 45−54.
  173. П.Е. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 1(24).-С. 46−59.
  174. Экономико-статистический анализ и прогнозирование потребности народного хозяйства в специалистах / Под ред. А. В. Головача — Киев: Высшая школа. Головное изд-во, 1985. 200 с.
  175. Carlson В / Secondary and higher education policy in Latin America: what is to be done // CEPAL Review 2002. — № 77. — P. 123−126.
  176. Gruber A. Time for a Change: in the pattern of Diffusion of innovation // Datdalus. 1996. — № 1. — P. 19−42.
  177. Human capital as a factor of growth and promotion of employment at the regional level: the case of Frane and Germany, CoR Stadies E 2, 2005. — Brussels. -2005.- 112 p.
  178. International Organization for Standardization Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.iso.ch, свободный.
  179. Kane Th. Close the public private quality gap / Th. Kane, P Orszar // Higher Education. 2003. — № 4. — P. 10 — 12.
  180. Lengrand P. Lifelong education and population education / P. Lengrand. -Paris: Unesko, 1975. 25 p.
  181. Levin J. S. Organizational paradigm shift and the university colleges of British Columbia // Higher Education. 2003. — № 4. — P. 447−467.
  182. Ralf G. Lewis. Total Quality in Highe Education / G. Lewis Ralf, H. Smith Douglas. St. Lucie Press, 1994. — 330 p.
  183. Schon D.A. Generative metaphor: A perspective on problem solving in social policy // Metaphor and Taught Ed. A. Ortony. Cambridge: Univ. Press, 1993. -P. 137−163.
  184. The Bolonia Process in the context of globalization // Report in trends and development Higher Education in Europe. Prepared by UNESCO CEPES. -2003.-P. 27−30.
  185. Transnational Education // Report on «Trends and development Higher Education in Europe». Prepared by European Center for Higher Education (UNESCO CEPES)/ - 2003. — P. 25−31.
  186. A.B. Моделирование экономических процессов и систем: учебное пособие. Ч. 2. / A.B. Буров, С. Л. Минысов, В. М. Ушаков. Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2003. — 167 с.
  187. .С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: учебное пособие / Б. С. Гершунский. — М.: Флинта: Наука, 2003, 768 с.
  188. В.М. Статистика: учебное пособие для вузов / В. М. Гусаров. -М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2001. 463 с.
  189. С.П. Региональные подходы к развитию системы профессионального образования в условиях модернизации образовательной сферы // Телекоммуникации и информатизация образования. 2004. — № 4 (23) июль-август. — С. 41−44
  190. Инновационная структура Томского политехнического университета Электронный ресурс. Режим доступа: http://tpu.ru/print/today.htm/, свободный
  191. Итоги деятельности учебных заведений высшего и среднего профессионального образования Томской области в 2000—2003 гг. / Администрация Томской области, Комитет по образованию, науке и инновационной политике — Томск, 2003 г. 18 с.
  192. Е. Л. Мониторинг как практический инструментарий управления вузом // Стандарты и качество. 2004. — № 8. — С. 88−91
  193. H.A. Сотрудничество высшей школы и промышленности в условиях глобализации экономики // Экономика образования. 2003. — № 3. -С. 27−35
  194. А.Д. Прогнозирование отраслевого и регионального развития / А. Д. Настенко. М.: ИНФРА, 2002. — 201 с.
  195. Наука в Томской области: Ст. сб. / Томскстат Томск, 2005. — 54 с.
  196. Г. А. Прогнозирование национальной экономики / Г. А. Парсаданов. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999. 189 с.
  197. Подготовка специалистов с высшим и средним специальным образованием в Томской области: Ст. сб. / Томскстат. — Томск, 2004. 48 с.
  198. Подготовка специалистов с высшим и средним специальным образованием в Томской области: Ст. сб. / Томскстат. Томск, 2005. — 58 с.
  199. Показатели инновационности ТПУ Электронный ресурс. Режим доступа: http: tpu.ru/files/innov/zayavka-4.pdf, свободный
  200. Практикум оп эконометрике: учебное пособие для вузов / И. И. Елисеева и др. М.: Финансы и статистика, 2003. — 192 с.
  201. Прогнозирование и планирование в экономике / В. И. Борисевич и др. Минск: «РИСК», 2001. — 380 с.
  202. Программа социально-экономического развития Томской области на перид 2006−2010 гг.: Приложение к Закону Томской области «Об утверждении Программы социально-экономического развития Томской области на период 2006—2010 годы». Томск, 2006 — 364 с.
  203. Сборник материалов VIII Всеросийского инновационного форума (19−21 октября 2005) / отв. ред. H.A. Шамаров. Томск: Тверской ИнноЦентр, 2005.-384 с.
  204. Н. Инновационная модель развития региона на примере Томской области // Экономист. 2002. — № 11. — С. 68
  205. Социально-экономическое положение. Программа социально-экономического развития Томской области Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.tomsk.gov.ru/pls/guber/web.page?pid=62. свободный
  206. Статистический ежегодник: Стат. сб. / Томскоблстат Томск, 2005.- 260 с.
  207. Статистический ежегодник: Стат. сб. / Томскоблстат Томск, 2005.- 260 с.
  208. Стратегия развития Российской федерации Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.economy.gov.rU/prog/socpol.htmll#l, свободный
  209. A.B. Научно-технический потенциал высшей школы и качество подготовки специалистов // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2004. № 3. — С. 28−34
  210. Труд и занятость населения в Томской области: Стат. сб. / Томскоблстат. Томск, 2004. — С. 8−9
  211. Ю.В. Модернизация образования — стратегическая задача научно-педагогической общественности высшей школы // Качество. Инновации. Образование. 2003. — № 1. — С. 2−13
  212. Экономико математические методы и прикладные модели / В. В. Федосеев и др. -М.: Наука, 1999. — 391 с.
  213. РЕГИОНАЛЬНО ЕГОСУДАРСТВЕННОЕ СТАТИТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗА 2005 ГОД
  214. Представляют Сроки представления
Заполнить форму текущей работой