Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Содержание и организация профессиональной подготовки специалистов для предприятия сферы гостеприимства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Средством решения проблемы разрыва теории и практики обучения гостеприимству нами предложена интеграция обучения с практикой через внедрение учебно-производственных модулей в учебный процесс. Для студентов специализации «Менеджмент гостеприимства» введён курс по приобретению профессий «Бармен» и «Официант» с последующим прохождением практики, и, при необходимости, трудоустройством. Обучение… Читать ещё >

Содержание

  • Специальность 13.00.08 — теория ц методика профессионального образования
  • Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
  • Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Квартальное В. А
  • МОСКВА, 2001 г
  • Глава 1. Профессиональная подготовка кадров для отечественной индустрии гостеприимства как педагогическая проблема
    • 1. 1. Анализ современного состояния подготовки кадров в сфере гостеприимства
    • 1. 2. Зарубежный опыт подготовки специалистов в сфере гостеприимства
    • 1. 3. Критерии оценки подготовки специалистов для сферы гостеприимства
  • Глава 2. Содержание, методы и формы профессиональной подготовки специалистов для предприятий сферы гостеприимства
    • 2. 1. Модель подготовки специалистов для предприятий гостинично-ресторанного бизнеса
    • 2. 2. Содержание обучения студентов технологии гостеприимства
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная работа и её итоги

Содержание и организация профессиональной подготовки специалистов для предприятия сферы гостеприимства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Туризм в целом и индустрия гостеприимства, в частности, занимает особое место в мировой экономике. К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8% общего объёма мирового экспорта и 30−35% мировой торговли услугами. Доходы от гостиничного и ресторанного бизнеса занимают значительную долю в доходах мирового экспорта и в абсолютном выражении уступают только доходам в целом от туризма и от экспорта нефти.

Согласно данным Госкомстата РФ, в России к концу XX века рынок гостиничных услуг был представлен 5294 средствами размещения, в том числе 4150 гостиницами с единовременной вместимостью 410 592 мест. Доля средств размещения России составляла приблизительно 2,0% от общемировых показателей и 4,0% от общеевропейских.

Услуги питания в России в настоящее время реализуют более 160 тыс. предприятий питания, из них 50% общей численности — это высококлассные рестораны и бары. Оборот общественного питания в 2000 г. составил 80,4 млрд. рублей.

Новые экономические отношения повлияли на процессы, протекающие в сфере гостеприимства, обострили проблемы подготовки специалистов, потребовали коренных изменений в деятельности предприятий гостиничного и ресторанного бизнеса.

По имеющимся расчётам в индустрии гостиничного и ресторанного бизнеса в России занято на 30,3% меньше работающих, чем в среднем в мире. Эти обстоятельства неблагоприятно влияют на экономику страны, качество обслуживания, не позволяют использовать огромные потенциальные возможности туризма как наиболее рентабельной отрасли хозяйства.

В условиях становления российского туристского рынка проблемы подбора и профессиональной подготовки кадров являются первостепенными для гостинично-ресторанного бизнеса. В сфере гостеприимства человек и человеческий фактор должен играть большую роль, однако, в России проблемы туризма и гостеприимства, его кадрового обеспечения долгое время находились вне поля зрения законодательных и исполнительных органов государственной власти, что нанесло индустрии гостеприимства значительный урон. Поэтому актуальная задача совершенствования подготовки специалистов сферы гостеприимства, формирования их профессиональных и деловых качеств выдвинулась на передний план в общей программе дальнейшего развития туризма и реформирования образовательной системы в России.

В представленной работе исследовательский материал посвящен анализу актуального состояния подготовки кадров в сфере гостеприимства и перспектив развития этого процесса. Главное внимание уделено исследованию педагогической проблемы формирования высококвалифицированных специалистов гостеприимства на уровне колледжа, вуза и послевузовского обучения. В ходе определения профессиональных качеств и характеристик специалистов гостеприимства автор учитывал государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в Российской Федерации и, в частности, требования, предъявляемые к программам подготовки бакалавра, дипломированного специалиста и магистра.

Как известно, теория и методика профессиональной подготовки кадров разработана в научных трудах С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, Н. И. Думченко, В. А. Ермоленко, В. А. Кальней, Г. В. Мухаметзяновой, A.M. Новикова.

Исследованию проблемы содержания образования посвящены работы В. В. Краевского, B.C. Леднёва, С. Я. Лернера, М. Н. Скаткина.

Основы теории и методики профессионального образования в сфере туристской деятельности разработаны В. А. Квартальновым. Вопросы кадрового обеспечения туризма в целом и его различных звеньев и структур высококвалифицированными специалистами освещены в трудах учёных и практических работников: И. В. Зорина, И. А. Рябовой, М. О. Немоляевой, С. Е. Чижовой, В. Д. Чепика,.

А.А. Колмакова, М. М. Маринина, М. А. Морозова и других. В их работах раскрыты особенности образовательного процесса и сформулированы критерии, которые необходимо учитывать при организации профессионального образования и подготовки специалистов для индустрии гостеприимства.

Ряд аспектов исследуемой темы нашли отражение в кандидатских диссертациях В. В. Васильева, Е. Н. Гараниной, Е. Н. Ильиной, Е. В. Мошняги.

Однако, нам не удалось найти исследований, в которых бы рассматривалась проблема профессиональной подготовки специалистов для предприятий сферы гостеприимства в высших учебных заведениях туристского профиля, а тем более в многоуровневой вариативности.

Как уже было сказано выше, актуальность этой проблемы высока и связана с потребностью предприятий индустрии гостеприимства в высококвалифицированных специалистах и повышенными требованиями к их практическим знаниям и умениям. Это и определило проблему нашего исследования: какими должны быть содержание, формы и методы организации обучения гостеприимству в туристском образовательном учреждении.

Проблема определила цель исследования.

Цель исследования — разработка содержания, методов и форм организации профессиональной подготовки специалистов для предприятий гостеприимства, обладающих высоким уровнем знаний и умений и повышающих свою конкурентоспособность на рынке труда профессий.

Объект исследования — профессиональная подготовка специалистов для сферы гостеприимства.

Предмет исследования — содержание и организация профессиональной подготовки специалистов для сферы гостеприимства.

Задачи исследования:

— проанализировать современное состояние системы подготовки специалистов сферы гостеприимства и на этой основе выявить тенденции ее развития;

— разработать модель подготовки специалиста для гостинично-ресторанного бизнеса;

— выявить критерии подготовки специалистов для гостеприимства;

— выявить и экспериментально проверить эффективные методы и организационные формы обучения специалистов сферы гостеприимства.

Гипотеза исследования. Эффективность профессиональной подготовки студентов для сферы гостеприимства будет повышаться, если мы сможем:

— проанализировать современное состояние системы подготовки кадров в сфере гостеприимства и на этой основе определить перспективы ее развития;

— выявить критерии знаний и умений специалистов, а также их индивидуально-личностные качества, необходимые для успешной трудовой деятельности в рамках профессиональной квалификации;

— разработать структуру и содержание учебно-производственной практики в системе «вуз — производство» ;

— экспериментально проверить эффективные методы и организационные формы обучения специалистов исследуемого профиля.

Общую методологию исследования составляют важнейшие теоретико-педагогические положения о взаимосвязи теории и практики, профессиональности образования, объективных и субъективных факторах развития и формирования профессиональной личности.

Теоретические основы исследования представлены основополагающими работами отечественных и зарубежных ученых, педагогов, психологов по вопросам управления процессами формирования и развития личности. Разрабатывая теоретические основы моделирования управленческой деятельностью в образовательных учреждениях, нами использованы труды по методологии, логике и методике образования С. И. Архангельского, Ю. К. Бабанского, Н. Д. Никандрова, М. Н. Скаткина и др., работы в области управления учебно-воспитательным процессом Т. М. Давыденко, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой, С. Е. Шишова и др.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической, социологической и практической литературыопрос (анкетирование, беседа) — моделированиенаблюдениеметоды изучения и обобщения педагогического опытаметоды статистической обработки результатов.

Исследование осуществлялось в три этапа:

Первый этап (1993;1995 гг.) — накопление и осмысление личного педагогического опытаизучение и теоретический анализ научно-методической литературыопыта работы отечественных и зарубежных учебных заведений по подготовке специалистов сферы гостеприимстваразработка учебно-тематических планов и программ для обучения в лицейских классах и колледже.

Второй этап (1996;1998 гг.) — разработка авторских учебно-тематических планов и учебных программ по специальным дисциплинам (по уровню подготовки — бакалавр и специалист) — подготовка учебно-методической литературыобобщение опыта подготовки кадров гостеприимства в зарубежных странахпроведение формирующего эксперимента.

Третий этап (1999;2000 гг.): подведение итогов эксперимента, уточнение структуры специальных курсов по уровням подготовки (бакалавр и специалист) — внедрение результатов исследования в практику работы РМАТзаключительный период был посвящен оформлению результатов исследования и подготовке кандидатской диссертации.

Научная новизна. На основании анализа современного состояния подготовки кадров в сфере гостеприимства выявлены основные тенденции её развития (например, такие, как: освоение современных технологий управления, внедрение новых педагогических технологий в обучении, в том числе с использованием информационных и производственных технологических системсочетание теоретических знаний, прагматизма квалификаций с процессом формирования практических умений и др.).

Разработана модель подготовки специалистов для предприятий гостинич-но-ресторанного бизнеса, раскрывающая цель, содержание и организацию учебного процесса.

Выявлены критерии профессиональной подготовки специалистов для сферы гостеприимства: такие, как критерий усвоения знанийкритерий сформированное&tradeпрофессиональных умений и навыковкритерий раскрытия творческого потенциала личностикритерий профессиональной и социальной компетенции, критерий производственной адаптации.

Определено содержание обучения студентов технологии гостеприимства, представленное пакетом учебно-тематических планов и учебных программ спецкурсов например, таких, как прогрессивные технологии производства продукции предприятий питанияоборудование предприятий питаниятовароведение пищевых продуктовсанитарный менеджментдиетикаоперативный контроль качества блюд и напитковгостинично-ресторанное обслуживаниеменеджмент гостеприимстваменеджмент технологии питаниямаркетинг в гостиницах и предприятиях питанияэкономика гостиничного и ресторанного бизнесаосновы рационального питания.

Практическая значимость исследования заключается: в разработке проекта образовательного стандарта и учебных программ для подготовки специалистов по гостеприимствуразработке методических рекомендаций по организации профессиональной подготовки специалистов по гостеприимству.

Достоверность, обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается: логикой исходных методологических позиций автораиспользованием системного подходаопорой на данные современной педагогической наукиразнообразными источниками психолого-педагогической и туристской информациисравнительным анализом данных, полученных с помощью различных методов педагогического и психологического исследованияцеленаправленным анализом реальной педагогической практики и положительного опытарезультативностью экспериментальных данных, подтверждающих правильность выдвинутых положений гипотезы.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на кафедре менеджмента гостеприимства и технологии обслуживания, в которой участвовали 200 студентов 2−4 курсов.

Апробация исследования осуществлялась в ходе обсуждения основных положений и результатов исследования на заседаниях кафедры менеджмента гостеприимства и технологии обслуживания и кафедры теории и методики профессионального образования в туризме, заседаниях научно-методического совета. Основные положения исследования и результаты докладывались на научно-практических конференциях, организуемых РМАТ в 1998;1999 гг. и учебно-методических семинарах для преподавателей РМАТ в 2000 г.

На защиту выносятся:

— модель подготовки специалистов для предприятий гостинично-ресто-ранного бизнеса, раскрывающая цель, содержание и организацию учебного процесса;

— содержание обучения технологии гостеприимства, включающая предметы спецкурса: «Экономика гостиничного и ресторанного бизнеса», «Менеджмент гостеприимства», «Маркетинг предприятий индустрии гостеприимства», «Товароведение продовольственных товаров», «Технология приготовления продукции предприятий питания», «Оборудование гостиничных и ресторанных предприятий», «Менеджмент предприятий питания», «Информационные технологии управления», «Инновационный менеджмент», «Основы рационального питания», «Организация обслуживания в гостиницах и в ресторанах» ;

— структура и содержание учебно-производственной практики в системе «колледж — вуз — производство», раскрывающее её организацию, педагогическое руководство и результативность;

— совокупность эффективных методов и форм обучения студентов туристских учреждений образования, например, ролевые игры, тесты, практические работы, тренинги, кейсы, решение ситуационных задач, индивидуальные консультации и др.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографии и приложений.

Заключение

.

Результаты проведенного исследования подтверждают основные положения гипотезы, правильность сформулированных концептуальных положений и позволяют сделать следующие выводы:

1. В процессе исследования установлено, что повышение качества образования возводится в ранг неотъемлемой части стратегии текущего развития в области образования как международная тенденция (ЮНЕСКО). Это обусловило возникновение новых идей, решений, инновационных процессов, систем к обоснованию результата образовательной деятельности на государственном уровне и на уровне конкретных образовательных достижений личности, что потребовало изменения методологических подходов к разработке концепций непрерывного профессионального образования в направлении обоснования стратегических позиций развития образовательных систем и обеспечения целостности педагогического процесса.

2. Недостаток внимания к специфике гостинично-ресторанного бизнеса в России отрицательно влияет на развитие гостинично-туристского комплекса в его индустриальном понимании как сектора национальной экономики в целом, и на подготовку квалифицированных специалистов с вузовскими дипломами, в частности. Синтез зарубежного и отечественного опыта должен положительно сказаться на развитии системы профессионального туристского образования, с одной стороны, и на подготовку квалифицированных дипломированных специалистов сферы гостеприимства, с другой.

3. Сравнительный анализ подготовки менеджеров гостеприимства в экономически развитых странах, где существуют давние традиции гостеприимства, позволил выделить следующие особенности организации обучения, применимые в российских условиях:

— глубокое сегментирование рынка потребителей образовательных услуг;

— многоуровневое, сертификационное образование (невозможность в ряде случаев «перескочить» через ступень);

— гибкость системы обучения (учебные программы разрабатываются с учётом потребностей предприятия-заказчика);

— связь обучения с производственной практикой, обучение на рабочем месте, взаимосвязь теоретических курсов с практическими предметами, длительная оплачиваемая практика на рабочем месте во время курса обучения.

4. На основании системного подхода научно обоснована, создана и реализуется система критериев качества профессиональной подготовки специалистов сферы гостеприимства, включающая совокупность качественных и количественных показателей. Реализация данной системы в практике осуществления непрерывного профессионального образования в сфере гостеприимства обусловлена мотивацией личностно-ориентированного и развивающегося обучения, ориентацией обучаемых на достижение конечного результата деятельности — качественного продукта труда, на реализацию творческого потенциала и способностей личности, осознание ценности образования и собственной необходимости как специалиста-профессионала.

5. Рассматривая качество образования как совокупность потребительских свойств, как степень полезности образования для него, количественная мера качества образования задана нами на уровне моделирования подготовки специалистов для предприятий гостинично-ресторанного бизнеса. Разработанная нами модель включает в себя следующие компоненты: цель, содержание, методы и формы, профессионально-квалификационные требования к специалисту. Она не является универсальной и по мере дальнейшего исследования объекта другими специалистами может видоизменяться, а некоторые её элементы могут быть удалены или, наоборот, добавлены. Однако, при этом, важно устранить противоречия в требованиях к персоналу предприятий индустрии гостеприимства и образовательными стандартами ТАСИС и предотвратить их механический перенос в некоторые вузы без учёта адаптационных моментов.

6. На основе системно-структурного подхода научно обоснована структура и содержание обучения студентов технологии гостеприимства.

При определении критериев отбора содержания профессионально-квалификационной составляющей подготовки специалиста мы руководствовались тем, что оно вызвано специализацией будущего менеджера гостеприимства, т. е. направлением профессиональной деятельности, а, следовательно, включает в себя профессионально-технологические знания, умения и навыки, отличающие профессиональную деятельность от деятельности специалистов других туристских специализаций.

Особенность нашего подхода к формированию содержания состоит в том, что мы не только учитывали формирование специальных знаний в учебных дисциплинах, но и придавали особое значение общей культуре специалиста, разностороннему развитию личности, формированию корпоративности как основы % профессиональной поведенческой модели менеджера гостеприимства и т. д. В нашем исследовании мы рассматриваем межпредметные связи как дидактическое условие и средство осуществления всех, без исключения, дидактических принципов, принципа системности содержания образования, синтезирующего в себе принцип научности и принцип систематичности. В таком понимании мы использовали межпредметные связи для интеграции учебного материала по гостеприимству и технологии обслуживания в процессе разработки учебных программ профессиональной подготовки специалистов по менеджменту гостеприимства.

На основании анализа содержания профессиональной подготовки специалистов-менеджеров гостеприимства выявлены приоритетные приёмы и методы, которые делают учебный процесс активным, деятельным, контактным.

7. Средством решения проблемы разрыва теории и практики обучения гостеприимству нами предложена интеграция обучения с практикой через внедрение учебно-производственных модулей в учебный процесс. Для студентов специализации «Менеджмент гостеприимства» введён курс по приобретению профессий «Бармен» и «Официант» с последующим прохождением практики, и, при необходимости, трудоустройством. Обучение осуществляется по программе (модульный вариант), разработанной Комитетом по развитию обучения I.B.A. (International Bartenders Association) на базе класс-бара (учебный бар). Студенты получают совместный диплом РМАТI.B.A., который признаётся всеми ассоциированными членами I.B.A. (45 стран, в т. ч. Германия, Франция, Италия, Великобритания, Люксембург, Бразилия, Испания, Аргентина, Австралия, Сингапур, Канада, Россия, Дания, Ирландия, Исландия, Япония, Греция, Финляндия, Австрия, Швеция, Швейцария, США и др.), обеспечивает конкурентоспособность выпускников и предоставляет им дополнительную возможность интеграции в среду международного туристского бизнеса.

8. В рамках разработанной модели подготовки специалистов для предприятий гостинично-ресторанного бизнеса и содержания обучения студентов технологии гостеприимства создана методическая база обучения, включающая в себя учебно-тематические планы и программы по специальным дисциплинам: «Прогрессивные технологии производства продукции предприятий питания» — «Оборудование предприятий питания» — «Товароведение пищевых продуктов» — «Диетика» — «Санитарный менеджмент» — «Оперативный контроль качества блюд и напитков» — «Гостиничное и ресторанное обслуживание» — «Сертификация и лицензирование туристских предприятий и услуг» — «Менеджмент технологии питания» — «Маркетинг в гостиницах и предприятиях питания» — «Экономика предприятий питания» — «Планирование карьеры и профессиональный рост» — «Товароведение и экспертиза пищевых продуктов» — «Технология приготовления продукции общественного питания» — «Оборудование гостиничных и ресторанных предприятий» — «Основы рационального питания» — «Экономика гостиничного и ресторанного бизнеса» — «Управление гостиницей», а также программы учебно-производственной и преддипломной практики.

9. Достигнуты позитивные результаты экспериментальной проверки в реальной профессиональной подготовке в РМАТ на основе показателей социально-профессиональной подготовленности студентов, трудовой востребованности выпускников Академии, обучавшихся по специализации «Менеджмент гостеприимства», экономической и личностно-деятельной мотивации участников образовательного процесса.

Основными направлениями дальнейших исследований являются:

— анализ закономерностей и особенностей развития содержания профессионального туристского образования;

— формирование условий для подготовки преподавательского состава в части туристского образования;

— систематическое обновление и расширение критериального аппарата в связи с реформированием профессионального образования;

— конвергенция международного опыта разработки систем качества с отечественными системами;

— анализ опыта подготовки кадров индустрии гостеприимства в ряде зарубежных стран для сферы туристского образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-334 с.
  2. B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. -М.: МИСиС, 1989. 168 с.
  3. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980,-T.I. -230 с.
  4. С.А. Интерес по учению современной психологии и педагогики. -Киев, 1915. 500 с.
  5. Г. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996. -375 с.
  6. Ю.П. Общий менеджмент. -М.: РМАТ. 1997. 110 с.
  7. Антология мировой философии. В 4-х т. М., 1969. — T. I, 4.1. — 576 с.
  8. Н.С. Слагаемые знаний (О межпредметных связях в учебном процессе). Архангельск: Сев.-Зап. кн. Изд-во, 1969. — 152 с.
  9. А.Д. Информационные модели. ПК совместимые. — М.: Наука, 1975. — 126 с.
  10. Ю.Арнольдов А. И. Введение в культурологию. М., 1993. — 350 с.
  11. П.Аристов Н. И., Загузов Н. И. Процедура подготовки и защиты диссертаций.1. М.: 1996. 50 с.
  12. В.Г. Мотивации поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. — 160 с.
  13. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ. 1990. — 367 с. Н. Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. — М.: Политиздат, 1997. -382 с.
  14. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. -558 с.
  15. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: 1972. — 347 с.
  16. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  17. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. -478 с.
  18. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  19. Г. И. Роль коммуникативной культуры в организации работы менеджера. // Сбоник докладов и тезисов сообщений II всероссийской научно-практической конференции. «Актуальные проблемы туризма' 98». С. 121−124.
  20. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. -М.: Исслед. Центр проблем качества подгот. специалистов, 1998. 249 с.
  21. А.В. Проблемное обучение: итоги подведены -проблемы остаются // Вестник высшей школы. 1985. — № 11. — С. 16−23.
  22. А.Я. Обучение топ менеджеров: опыт российско-шведской программы «Развивай свою фирму» // Бизнес-образование. 1998. № 1. С. 17−20.
  23. С.Я. Задачи системы профессионально-технического образования в условиях перехода к рыночной экономике. М.: Ассоциация профессионального образования, 1993. -191 с.
  24. С.Я. Реформа профессиональной школы: Опыт, поиск, задачи, пути реализации. М.: Высшая школа, 1987. — 340 с.
  25. М.Ф. К вопросу о динамике интереса //Советская педагогика. -1940.-№ 11/12.-С.152−158.
  26. Н.А. Философия неравенства. М.: ИМА-пресс, 1990. -285с.
  27. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977.-123 с.
  28. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: ИР-ПОМО РФ, 1995. — 304 с.
  29. В.П. Проблема образовательных стандартов в США и России // Педагогика. М., 1995. — № 1. — С. 89−94.
  30. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш. школа, 1989. — 144 с.
  31. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. — 191 с.
  32. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход: Предпосылки, проблемы, трудности. М.: Знание, 1969. — 48 с.
  33. Р., Моутон Д. Научные методы управления / Перевод с английского. -М., Прогресс, 1989.
  34. А.А., Володаманова Н. Ю., Георгиев К. В. и др. Организация и управление гостиничным бизнесом. Учебник. / Под ред. Лесника А. Л., Мацицкого И. П., Чернышева А. В., М.: «Интел универсал», 2000. -280 с.
  35. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985. -143 с.
  36. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия. // Сов. педагогика. — 1991. -№ 9. С. 123−128.
  37. Н.Ф. Об основах межпредметных связей // Советская педагогика. -1971. -№ 11. -С.24−31.
  38. Е.Н., Гуревич К. М. Психодиагностика интеллекта. М.: Наука, 1998. -120 с.
  39. А.В. Психологические проблемы экономической социализации // Педагогика. М., 1995. — № 4. — С. 1.
  40. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216 с.
  41. С.Н. Сочинения в двух томах. Т.2. М.: Наука, 1993. — 750с.
  42. Н.П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1978. — 400 с.
  43. А. Стратегия маркетинга. М.: Интерэкспорт. 1995. -344 с.
  44. В.В. Учебно-производственная зарубежная практика менеджеров туризма в системе высшего профессионального образования. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Сходня, РМАТ, 2000. — 24 с.
  45. А.А. Активное обучение в высшей школе: комплексный подход.
  46. М.: Высшая школа., 1991. 204 с.
  47. А.А., Федорова А. А. Повышение педагогического мастерства в контекстном обучении. М., НИИВШ, 1987. — 46 с.
  48. И.А., Арташкина Т. А. Использование профессиональных задач в процессе обучения // Практика создания модели специалиста в различных вузах. -М.: Знание, 1989. С.69−76.
  49. И.А., Арташкина Т. А. Профессиональные задачи и качество усвоения фундаментальных знаний. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1993. — 196 с.
  50. И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной педагогике. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 72 с.
  51. Воогт Йоке, Рыжаков Михаил, Пломб Тьерд. Функции и структуры стандартов: сравнительный анализ на примере трех стран // Тезисы докладов международной конференции «Образовательные стандарты: проблемы и перспективы». -М. МЦНТИ, 1995. с. 155−165.
  52. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991 .-479 с.
  53. П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. — 51 с.
  54. П.Я., Решетова З. А. Талызина Н.Ф. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. — 39 с.
  55. Т.С. Высшая школа США на современном. М.: Высшая школа, 1989. — 142 с.
  56. . С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика. № 5. -1996. — С.46−54.
  57. В.А. Москва и москвичи. Минск, 1981. — С. 211−212.
  58. В.М., Иванов В. В., Яценко В. М. Моделирование развивающихсясистем. -М., 1983.
  59. JI.A. Потребности и интересы // Советская Педагогика. -1939.-№ 8/9.-С.140−154.
  60. Д.П. и др. Краткий словарь по логике. М.: Просвещение. 1991. — 207 с.
  61. В.И. и др. Аналитический обзор рынка // Горячая линия. 199. — № 6, С. 11−18.
  62. Гостиницы, рестораны, туризм // Бюллетень. М.: Мосинтур, 2000. — №№ 1−9
  63. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Госкомитет РФ по высшему образованию, 1995. — 382 с.
  64. В.А., Грабауров С. В., Узунов В. Д. Тенденции использования информационных технологий в подготовке менеджеров. // Сборник докладов и тезисов сообщений II всероссийской научно-практической конференции. «Актуальные проблемы туризма' 98» С. 49−56.
  65. .Т. Человек: Его положение и призвание в современном мире. -М.: Мысль, 1986.-222 с.
  66. ГОСТ 2. 105−79. Общие требования к текстовым документам. М.: Изд-во стандартов, 1982. -23 с.
  67. ГОСТ 7.103−84. Библиографическое описание документа. М.: Изд-во стандартов, 1987. — 72 с.
  68. ГОСТ Р 50 645−94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц. М.: Изд-во стандартов, 1994. — 19 с.
  69. ГОСТ Р 50 762−95. Общественное питание. Классификация предприятий. М.: Изд-во стандартов, 1995. — 15 с.
  70. ГОСТ Р 50 935−95. Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу. М.: Изд-во стандартов, 1995. — 10 с.
  71. Н.Е., Баштовой А. Е. Методика составления рабочих программ учебных дисциплин // Проблемы высшей школы: Респуб. науч.-метод, сб. Киев, 1976. — Вып. 25: Психолого-педагогические аспекты высшего образования. — С. 11
  72. П.С. Философия культуры. М., 1995. — 288 с.
  73. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов н/Д., 1979.-263 с.
  74. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986, -180с.
  75. Деловое образование: Технология Морозовского проекта. М.: Педагогика, 1997. -268 с.
  76. Деловые справочники России. М.: Синергия. 1996. — 300 с.
  77. А.Н. История зарубежной педагогики. М.: Форум — Инфра. — М, 1998. -270 с.
  78. В.Ю., Зотова Л И., Нартов Н. А. и др. Социальная психология и этика делового общения. Учеб. пособие для вузов / Под общей ред. проф. В. Н. Лавриненко. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.
  79. Л.И., Филонович С. Р. Новая государственная программа подготовки управленческих кадров // Бизнес-образование. 1997. № 2. — С. 26−30.
  80. Д.В. Характеристика зарубежных школ индустриального туризма и гостеприимства. Учебное пособие. М., РМАТ, — 2000. — 123 с.
  81. B.C. Семь граней современного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. М.: Наука, 1997. — Вып. 1. — С. 3−12.
  82. B.C. Стратегия бизнеса. Учебное пособие. М.: Финпресс, 1998. -288 с.
  83. ЖолдакВ.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. М., 1994. — 127с.
  84. М.: Исслед. Центр, 1993. 114 с.
  85. Г. П., Безлецкин В. В. Возможности целевой интенсивной подготовки // Вестник высш. школы. 1985. — № 8. — С.21−24.
  86. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Сборник нормативно-методических материалов по профессиональному обучению. -СПб.: УМЦ, 1995,24 с.
  87. Г. И., Лапин А. Ю. Теоретико-методические основы начального профессионального образования специалистов туризма. // Сборник докладов и тезисов сообщений II всероссийской научно-практической конференции. «Актуальные проблемы туризма' 98». С. 70−72.
  88. И., Квартальное В. Толковый словарь туристских терминов. М, — Афины: Infogroup, 1994. — 310 с.
  89. И.В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме. М.: РМАТ, 1997. — 240 с.
  90. И.В., Штюрмер Ю. А. Туризм и охрана окружающей среды / Учебн. пособие. М.: Центр, рекл. — инф. Бюро «Турист», 1986, — С. 101.
  91. А.Ф. Преемственность научного знания и принципы соответствия // Проблемы истории и методологии научного познания. М.: Наука, 1974.-С. 112 132.
  92. И.А. Методолого-теоретические основы оценочно-критериальной системы многоуровневой профессиоанльной подготовки. Автореф. дис.. докт. пед. наук. СПб.: 1998. — 35 с.
  93. Е.Н. Педагогические аспекты подготовки студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения туроперейтингу. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: РМАТ, 1998. — 24 с.
  94. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. М. Знание, 1972. — Вып.1. -72 е.- Вып.2. — 88 е.- Вып. 3. — 78 с.
  95. Искусство менеджмента: Практическое пособие. М.: Финпресс, 1998. -288 с.
  96. Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме. М.: ТОО «Луч», 1994. — 200 с.
  97. Информационный бюллетень Российского комитета ИКОМ. М., 1994,-№ 4.
  98. Н.И. Менеджмент туризма. Учебное пособие. Минск, БГЭУ, 1999.-636 с.
  99. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного исследования. -М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  100. М.С. Философия культуры. СПб., 1996. — 416 с.
  101. В.А., Кузнецов В. М., Роговский Ю. М. Подготовка молодежи к труду в системе непрерывного образования. М., 1994. -160 с.
  102. Кантор И М. Понятийно-терминологическая система педагогики. М.: Педагогика, 1980. 157 с.
  103. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  104. В.В. и др.. Методология подготовки преподавателей ФПК при многоступенчатой системе обучения в вузе / Карпов В. В., Катханов М. Н, Свиридова Н. Г М&bdquo- 1992. — С.20−68.
  105. В.А. Туризм, экскурсии, обмены: современная практика. М.: Наука, 1992. — 250 с.
  106. В.А. Туризм, экскурсии, обмены: современная практика. М.: Наука, 1993. — 512 с.
  107. В.А. Мировой туризм на пороге 2000 года: прогнозы и реальность. М.: Финансы и статистика, 1998. — 96 с.
  108. В.А. Становление системы образования для целей туризма: Содержание эксперимента на примере Российской международной академии туризма. М.: РМАТ, 1997. — 75 с.
  109. В. А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. М.: Финансы и статистика, 1999. — 496 с.
  110. В.А. Туризм: теория и практика: Избр. тр. в 5 т. Т.2: социальный туризм. М.: Финансы и статистика., 1998. — 256 с.
  111. В.А. Туризм: теория и практика: Избр. тр. в 5 т. Т. З: Новые цели и функции туризма. М.: Финансы и статистика, 1998. — 384 с.
  112. В.А. Туризм: теория и практика: Избр. в 5 т. Т.5: Методика профессионального обучения и подготовки специалистов по туризму в России. -М.: Финансы и статистика, 1998. 248 с.
  113. В.А., Зорин И. В. Туристский бизнес и система обучения кадров предприятий обслуживания. (Зарубеж. опыт). М.: ИПКРТЭО, 1990.
  114. В.А., Солодухин И. Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России. Из опыта образовательных учреждений социального туризма. 1987 1997 гг. — М.: РМАТ, 1997.-214 с.
  115. В.А. Наши задачи в преддверии третьего тысячелетия: культура православие — образование — туризм. // Теория и практика физической культуры. — 1999.-№ 11. С. 2−6.
  116. В.А. Педагогика и туризм: Учебник. М.: Советский спорт, 2000. -360 с.
  117. В.А. Теоретические основы становления и развития системы непрерывного профессионального образования в сфере туристской деятельности. Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М.: 2000. 35 с.
  118. В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М.: Республика, 1995. -328 с.
  119. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. -1996. № 2. — С. 14−21.
  120. Классификатор направлений и специальностей подготовки специалистов в вузах РФ // Бюллетень Гос. ком. РФ по высшему образованию. 1993. — № 9. — С.2−18.
  121. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. -Обнинск: Изд-во «Принтер», 1993. 56 с.
  122. Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993. — 160 с.
  123. О.В., Разу М. Л. Деловые игры и их роль в повышении квалификации кадров. М.: Знание, 1978. — 64 с.
  124. М.М. Анализируя содержание курсов // Вестник высш. школы. 1969. -№ 1. -С.20−25.
  125. И.Я. Наука и учебная дисциплина // Вестник высш. школы.1971.-№ 6.-С.15−21.
  126. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. 1970. — № 9. -С.103−115.
  127. В.Н. Приемы познавательной деятельности как вид межпредметных связей: Дис.. канд. пед. наук. М., 1975. -178 с.
  128. Ф. и др.. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов. Пер. с англ / Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж.-. Под ред. Ноздревой Р. Б. М.: ЮНИТИ, 1998. — 787 с.
  129. В. А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.- 255 с.
  130. Кудрявцев Т В. О различных психологических уровнях управления творческой деятельностью // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.-С.62−73.
  131. Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. -172 с.
  132. Н.В. Опыт экспериментального моделирования деятельности преподавателя высшей школы // Современная высш. школа. 1977.-№ 3.-С.73−87.
  133. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. школа, 1990. -119 с.
  134. К.В. Эстетическое воспитание: пути преемственности. -М., Знание, 1986, 59 с.
  135. Культурология и экскурсоведение: Консп. лекций / Сост. К. В. Кулаев. М.: Российская международная академия туризма, 1998. — 112с.
  136. Культурология / Под ред. Г. В. Драга. Ростов н/Д- 1995. — 576 с.
  137. Н.Н. О современном состоянии педагогической психологии и задач будущего // Труды всероссийского Съезда по педагогической психологии. СПб., 1910. -С.24−30.
  138. B.C. Содержание образования, сущность, структура, перспективы. -М.: Высшая школа, 1962. 223 с.
  139. Ленинград. Путеводитель, Л.: Лениздат. 1986.
  140. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. -304 с.
  141. А.Н. Мышление // Философская энциклопедия. М.: Сов. Энциклопедия, 1964. — С. 514−519.
  142. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. -186 с.
  143. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / Под ред. Лер-нераИ.Я. М.: Педагогика, 1972.-239с.
  144. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  145. . Т. О функциях эстетического воспитания и критике буржуазных художественно-педагогических концепций. М., 1971. — 26 с.
  146. .Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. — 159 с.
  147. Д.С. Культура Русского народа X—XVII вв.. М., Л.: Изд. АН СССР, 1961.-119 с.
  148. И.И. К теории построения учебного предмета // Советская педагогика. 1969. -№ 3. — С.91−100.
  149. В., Лопатина Л. Русский толковый словарь. М., 1997. -832с.
  150. Н.А. О понятии и видах межпредметных связей // Советская педагогика. 1972. — № 6. — С.48−56.
  151. А.А. Система образования и систематизация наук // Вопросы философии. -1968. № 3 — С.38−50.
  152. Ф., Тангян С. Высокий образовательный замысел. К 50-летию образования ЮНЕСКО // Педагогика. -1996. № 6. — С. 3−13.
  153. В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процессаобучения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 192 с.
  154. Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методол. анализ). -М., 1983.-284 с.
  155. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.-190 с.
  156. А.К. и др. Формирование мотивации учения / Маркова А. К. Матис Т.А. Орлов А. Б. М.: Просвещение, 1990. — 190 с.
  157. Материалы Всемирной Конференции по туризму. Мадрид, 1981. — 160 с.
  158. Н.А. Советская психология обучения // Вопросы Психологии. -1957. № 5. — С. 170−192.
  159. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.-701 с.
  160. А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. — 368 с.
  161. С.Д. Игровые методы подготовки кадров. М.: Высш. шк., 1995.-206 с.
  162. A.M. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 3−8
  163. A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений: Проф-педагогика. М.: Высш. Школа, 1986. — 288 с.
  164. A.M. Профессиональное образование в России. М.: ИЦП НПО РАО, 1997. — 254 с.
  165. Нормативно-правовые акты туристской деятельности. М., 1997. -С. 178 186.
  166. Д.У., Сканнел Э. Е. Деловые игры и современный бизнес. М.: Бином, 1997. — 140 с.
  167. Образование в туризме. // Туризм: обзор материалов. Вып.4. -М.: Он-лайн, 1996.-98с.
  168. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифы разрядов (ОК 016−94) / Минтруда России. Госстандарт России.1. М., 1996. -168 с.
  169. С.И. Словарь русского языка /Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1990. — 924 с.
  170. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / РАН. М., 1993.-960 с.
  171. Г. В., Москвичев JI.H. Кабыша А. В. и др. Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие. М.: Наука, 1996. — 164 с.
  172. Основы туристской деятельности: Учебник для учащихся туристских лицеев и колледжей М.: Российский международный институт туризма, 1992. — 240 с.
  173. ОСТ 28−1-95. Общественное питание. Требования к производственному персоналу. М.: Комитет Российской Федерации по торговле. — 1995. — 17 с.
  174. Панорама культурной жизни зарубежных стран / РГБ. М., 1998. Вып.4.
  175. Педагогика: Учеб пособие для студентов пед. учеб. заведений / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогика, 1995. — 638 с.
  176. К.К. Проблемы способностей. М., 1972. — 280 с.
  177. А.И. Об общетеоретических и методологических взглядах П.Я. Гальперина // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1992. — № 4.-С.3−10.
  178. И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.-432 с.
  179. Ю.Л. Применение системного подхода к построению учебного предмета: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1975. — 19 с.
  180. В.М. Педагогические исследования и практика // Советская Педагогика. 1984. — № 5. — С. 8−12.
  181. Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967. — 264 с.
  182. Я.А. Психология творческого мышления. М., 1960. — 352с.
  183. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.
  184. Понятийно-терминологический словарь по педагогике и образованию. Н. Новгород, 1996. — 28 с.
  185. П. Д. Диалектика как общая методологическая теория // Вопр. философии. 1974. — № 12. — С.61−67.
  186. З.А., Беляева С. А. Один из подходов к построению учебной дисциплины // Вестник высш. школы. 1985. — № 1. — С.35−39.
  187. З.А., Шамсутдинов И. Г. Проекция системного анализа на учебную деятельность // Вестник высш. школы. 1985. — № 6. — С.24−28.
  188. А.Т. Принцип научности в обучении и теория учения // К проблеме управления обучением и воспитанием. М.: МГУ, 1970. — С. 178−191.
  189. Н.М. Матричная методика выявления анализа систем связей в учебном материале // Советская педагогика. 1975. — № 2. — С.70−78.
  190. Российская педагогическая энциклопендия. М.: Педагогика, 1993. — 187 с.
  191. C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. — 706 с.
  192. Р. Культура предпринимательства. М.: Экономика, 1992. 238 с.
  193. М.Н. Основные направления исследований по проблемам дидактики // Советская педагогика. -1966. № 8. — С.21−34.
  194. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. -96 с.
  195. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. -136 с.
  196. .Л., Толстова Л. А. Менеджмент гостеприимства: Справочно-методическое пособие. М.: 1997. — 108 с.
  197. A.M. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974.-192 с.
  198. Статистика в туризме // Туризм: Обзор материалов. Вып. 8. М.: Он-Лайн, 1996. — 132с.
  199. М.А. Концепции контркультуры (США: 60−80-е годы): Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1993. — 21 с.
  200. В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981.- 192 с.
  201. Н.Ф. Методика составления обучающих программ: Учеб. пособие М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 47 с.
  202. Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста // Современная высшая школа. 1986. — № 2(54). — С.75−83.
  203. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984,344 с.
  204. Н.Ф. и др. Пути разработки профиля специалиста / Талызина Н. Ф., Печенюк Н. Г., Хихловский Л. Б. Саратов: СГУ, 1987. — 176 с.
  205. Теория рекреалогии и рекреационной географии / Ред. B.C. Преображенский, И. В. Зорин. М.: ИГ РАН, 1992. — 147с.
  206. Туризм: обзор материалов (ТОМ) / Федеральная программа развития туризма в России. М.: ОН-Лайн. 1996, — 54 с.
  207. В., Траубенберг С. Воспитание личности будущего специалиста // Высшее образование в России. -1995. № 4. — С.21−26.
  208. В.А. Малые гостиницы в индустрии гостеприимства: Методические рекомендации для проведения деловой игры в помощь менеджеру туризма. М.: РИБ «Турист», 2000. — Вып. 4. 103 с.
  209. И.М. Задачи в школе: в вузе, в жизни // Вестник высш. школы. 1975. — № 4. — С.12−16.
  210. И.М. Психолого-педагогические основы обучения. -М.: ЦО-ЛИУВ, 1981.-28с.
  211. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.
  212. Ф.В., Липинский В. К., Князев В. Н. Производственная социология, психология и педагогика: Учебн. Пособие. М.: Высшая школа, 1989. — 255 с.
  213. Хартия туризма // Нормативно-правовые акты туристской деятельности.
  214. М.: Изд. центр «Бизнес и маркетинг» АНХ при правительстве РФ, 1997. 176 с.
  215. В.Д., Кальней В. А., Сеселкин А. И. Подготовка научно-педагогических кадров для туризма // Актуальные проблемы туризма 98. Сборник докладов и тезисов сообщений 11-й Всероссийской научно-практической конференции. 4.1. -М.: РМАТ, 1998. — С.13−15.
  216. А.А. Индивидуализация при фронтальном методе проведения лабораторных работ., Межвузовский научно-методический сборник МО РФ. Вып. 8. Н. Новгород: НВЗРКУ ПВО, 1995. — С.81−86.
  217. Р. Дж., Хаггет П. Модель в географии / Пер. с англ. М.: Прогресс. 1971.-342 с.
  218. А.Д., Агеева О. А., Кормишова А. В. и др. Гостиничный и туристический бизнес. Учебник / Под ред. Чудновского А. Д. М.: Изд-во ЭКМОС, 1998.-347 с.
  219. В. Д. Социальные науки и гуманизация высшего образования в России // Высшее образование в России 1992. — № 3. — С.45−49.
  220. С.Е. О федеральном компоненте государственных образовательных стандартов для образовательных учреждений // Тезисы докладов Всероссийской конференции «Измерения в педагогике». СПб, 1994.-С.18−22.
  221. С.Е. Образовательные стандарты и качество образования // Образовательные стандарты и контроль качества. Сборник научных трудов Вологда, 1996. -С.25−34.
  222. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования. -2-е изд. -М.:РПО, 1998.-300 с.
  223. Ф.И. Искусство, его психология, его стилистика, его эволюция. -Харьков. Союз, 1919. 328 с.
  224. Ф.И. Искусство. Основные проблемы теории и истории. -Л., 1925 -185 с.
  225. В.А. Моделирование и философия. М.: Наука. 1966. — 269 с.
  226. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 351 с.
  227. Г. И. Формирование познавательных интересов -важный фактор совершенствования современного обучения // Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М., 1984. — С.42−85.
  228. Дж., Бергман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1990. — 270 с.
  229. Экономическая социология и перестройка / Общ. ред. Т. И. Заславская, Р. В. Рывкина. М.: Прогресс, 1989. — 232 с.
  230. В.А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью студентов: Учеб. Пособие. Л., 1986. — 44с.
  231. А.И. О некоторых вопросах построения учебных предметов // Советская педагогика. -1965. № 5. — С. 59−67.
  232. Fleming С.М. Teaching: Psychological analyses. London, 1963.
  233. Ai-nes С.A. Motivation: what teachers need to know // Teachers college record. -1990. Vol. 91. -№ 3. — P. 409−421.
  234. Anderson L.W. The classroom environment study teaching for learning // Comparative Education Review. 1987. — Vol. 31. — P. 69 — 87.
  235. Anderson L.W., Block J.H. Masterly learning models // The international encyclopedia of teaching and teacher education. Oxford, 1988. P. 58 — 67.
  236. Andrew Lockwood, BSc (Hons), CERT.ED., MHCIMA, Lecturer in Hotel and Catering Management, Uneversity of Surrey, Guildford, Peter Jones, BA (Hons), CERT.ED., MHCIMA, Lecturer in Food and Beverage Service Systems, Brighton Politechnic, CASSEL, 81 pp.
  237. Bell-Gredler M.E. Analyzing deep structure in games and simulations // Simulation games for learning. 1990. — Vol. 20, № 3. — P. 329 — 334.
  238. Blank W. E. Handbook for developing Competency-Based Training Programs.
  239. New Jersey. Prentice Hall, 1982. -149 p.
  240. Bloom B. S., Broder L. Problem solving processes of college students. Supplementary Education Monograph. Chicago. University of Chicago Press, 1950.163 p.
  241. Bransford J. D., Stein S. B. The IDEAL problem solver. -N-Y.: W.H. Freeman & C., 1984. 143 p.
  242. Brooks Adams/ Theory of Social Revolution. The McMilan Company. -New York. 1913.-205 p.
  243. Commerce (Postgraduate Courses), University College Dublin, National University of Ireland, Dublin, SESSION 1999/2000, 73 pp.
  244. Curch C. Modular courses in British higher education // A critical assessment in higher education bulletin. 1975. — Vol. 3. — P. 65−84.
  245. De Bono E. The direct teaching of thinking as a skill // Phi Delta Kappan. -1983.-Vol. 64. P. 703−708.
  246. Driver R., Bell B. Student’s thinking and me learning of science: A con-structivist view // Since in science education. Vol. 13. P. 443 455.
  247. Gall M.D. Discussion method // The international encyclopedia of teaching and teacher education. Oxford. 1988. P. 232 — 237.
  248. Goldschmidt В., Goldschmidt M. Modular Instruction in Higher Education // Higher Education. 1972. № 2, P. 15 — 32.
  249. International Annual on educational technology. London, 1978−1979.
  250. Jack D. Ninemeier, Management of Food and Beverage Operations, Second Edition, Ph.D., СНА, Educational Institute, 288pp.
  251. Master of Management in Hospitality Program, Application for Admission in the Fall of 2001, The Hotel School, Hospitality and Management, Cornell University.
  252. Paul R.W. Critical thinking. Fundamental to education in a free society // Educational Leadership. 1984. Vol. 42. P. 4 — 14.
  253. Suffivan E. Marketing for parks recreation and Leisure. -N.Y., 1991. -96 pp.
  254. Sleight S. Sponsorship: What is it and how to use it. London, 1989. — 254
  255. Statistical abstract of the U.S. Wash/ 1994, 183 pp.
  256. Tennison R.D., Park O.C. The teaching of concepts: A review of instructional design research literature // Review of educational research. 1980. Vol. 50. P. 55−70.
  257. Tourism, Hospitality and Business Programs, Culinary Arts Certificate Program, Vancouver Community College, 17 pp.
  258. Webster New International Dictionary, Hunt Publishing Company, New York, 1985.7/ /з/fff у
  259. Российская международная академия туризма
  260. ЭЛИАРОВА Татьяна Семёновна
  261. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ ГОСТЕПРИИМСТВА
Заполнить форму текущей работой