Содержание и организация профессиональной подготовки специалистов для предприятия сферы гостеприимства
Средством решения проблемы разрыва теории и практики обучения гостеприимству нами предложена интеграция обучения с практикой через внедрение учебно-производственных модулей в учебный процесс. Для студентов специализации «Менеджмент гостеприимства» введён курс по приобретению профессий «Бармен» и «Официант» с последующим прохождением практики, и, при необходимости, трудоустройством. Обучение… Читать ещё >
Содержание
- Специальность 13.00.08 — теория ц методика профессионального образования
- Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
- Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Квартальное В. А
- МОСКВА, 2001 г
- Глава 1. Профессиональная подготовка кадров для отечественной индустрии гостеприимства как педагогическая проблема
- 1. 1. Анализ современного состояния подготовки кадров в сфере гостеприимства
- 1. 2. Зарубежный опыт подготовки специалистов в сфере гостеприимства
- 1. 3. Критерии оценки подготовки специалистов для сферы гостеприимства
- Глава 2. Содержание, методы и формы профессиональной подготовки специалистов для предприятий сферы гостеприимства
- 2. 1. Модель подготовки специалистов для предприятий гостинично-ресторанного бизнеса
- 2. 2. Содержание обучения студентов технологии гостеприимства
- 2. 3. Опытно-экспериментальная работа и её итоги
Содержание и организация профессиональной подготовки специалистов для предприятия сферы гостеприимства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Туризм в целом и индустрия гостеприимства, в частности, занимает особое место в мировой экономике. К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8% общего объёма мирового экспорта и 30−35% мировой торговли услугами. Доходы от гостиничного и ресторанного бизнеса занимают значительную долю в доходах мирового экспорта и в абсолютном выражении уступают только доходам в целом от туризма и от экспорта нефти.
Согласно данным Госкомстата РФ, в России к концу XX века рынок гостиничных услуг был представлен 5294 средствами размещения, в том числе 4150 гостиницами с единовременной вместимостью 410 592 мест. Доля средств размещения России составляла приблизительно 2,0% от общемировых показателей и 4,0% от общеевропейских.
Услуги питания в России в настоящее время реализуют более 160 тыс. предприятий питания, из них 50% общей численности — это высококлассные рестораны и бары. Оборот общественного питания в 2000 г. составил 80,4 млрд. рублей.
Новые экономические отношения повлияли на процессы, протекающие в сфере гостеприимства, обострили проблемы подготовки специалистов, потребовали коренных изменений в деятельности предприятий гостиничного и ресторанного бизнеса.
По имеющимся расчётам в индустрии гостиничного и ресторанного бизнеса в России занято на 30,3% меньше работающих, чем в среднем в мире. Эти обстоятельства неблагоприятно влияют на экономику страны, качество обслуживания, не позволяют использовать огромные потенциальные возможности туризма как наиболее рентабельной отрасли хозяйства.
В условиях становления российского туристского рынка проблемы подбора и профессиональной подготовки кадров являются первостепенными для гостинично-ресторанного бизнеса. В сфере гостеприимства человек и человеческий фактор должен играть большую роль, однако, в России проблемы туризма и гостеприимства, его кадрового обеспечения долгое время находились вне поля зрения законодательных и исполнительных органов государственной власти, что нанесло индустрии гостеприимства значительный урон. Поэтому актуальная задача совершенствования подготовки специалистов сферы гостеприимства, формирования их профессиональных и деловых качеств выдвинулась на передний план в общей программе дальнейшего развития туризма и реформирования образовательной системы в России.
В представленной работе исследовательский материал посвящен анализу актуального состояния подготовки кадров в сфере гостеприимства и перспектив развития этого процесса. Главное внимание уделено исследованию педагогической проблемы формирования высококвалифицированных специалистов гостеприимства на уровне колледжа, вуза и послевузовского обучения. В ходе определения профессиональных качеств и характеристик специалистов гостеприимства автор учитывал государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в Российской Федерации и, в частности, требования, предъявляемые к программам подготовки бакалавра, дипломированного специалиста и магистра.
Как известно, теория и методика профессиональной подготовки кадров разработана в научных трудах С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, Н. И. Думченко, В. А. Ермоленко, В. А. Кальней, Г. В. Мухаметзяновой, A.M. Новикова.
Исследованию проблемы содержания образования посвящены работы В. В. Краевского, B.C. Леднёва, С. Я. Лернера, М. Н. Скаткина.
Основы теории и методики профессионального образования в сфере туристской деятельности разработаны В. А. Квартальновым. Вопросы кадрового обеспечения туризма в целом и его различных звеньев и структур высококвалифицированными специалистами освещены в трудах учёных и практических работников: И. В. Зорина, И. А. Рябовой, М. О. Немоляевой, С. Е. Чижовой, В. Д. Чепика,.
А.А. Колмакова, М. М. Маринина, М. А. Морозова и других. В их работах раскрыты особенности образовательного процесса и сформулированы критерии, которые необходимо учитывать при организации профессионального образования и подготовки специалистов для индустрии гостеприимства.
Ряд аспектов исследуемой темы нашли отражение в кандидатских диссертациях В. В. Васильева, Е. Н. Гараниной, Е. Н. Ильиной, Е. В. Мошняги.
Однако, нам не удалось найти исследований, в которых бы рассматривалась проблема профессиональной подготовки специалистов для предприятий сферы гостеприимства в высших учебных заведениях туристского профиля, а тем более в многоуровневой вариативности.
Как уже было сказано выше, актуальность этой проблемы высока и связана с потребностью предприятий индустрии гостеприимства в высококвалифицированных специалистах и повышенными требованиями к их практическим знаниям и умениям. Это и определило проблему нашего исследования: какими должны быть содержание, формы и методы организации обучения гостеприимству в туристском образовательном учреждении.
Проблема определила цель исследования.
Цель исследования — разработка содержания, методов и форм организации профессиональной подготовки специалистов для предприятий гостеприимства, обладающих высоким уровнем знаний и умений и повышающих свою конкурентоспособность на рынке труда профессий.
Объект исследования — профессиональная подготовка специалистов для сферы гостеприимства.
Предмет исследования — содержание и организация профессиональной подготовки специалистов для сферы гостеприимства.
Задачи исследования:
— проанализировать современное состояние системы подготовки специалистов сферы гостеприимства и на этой основе выявить тенденции ее развития;
— разработать модель подготовки специалиста для гостинично-ресторанного бизнеса;
— выявить критерии подготовки специалистов для гостеприимства;
— выявить и экспериментально проверить эффективные методы и организационные формы обучения специалистов сферы гостеприимства.
Гипотеза исследования. Эффективность профессиональной подготовки студентов для сферы гостеприимства будет повышаться, если мы сможем:
— проанализировать современное состояние системы подготовки кадров в сфере гостеприимства и на этой основе определить перспективы ее развития;
— выявить критерии знаний и умений специалистов, а также их индивидуально-личностные качества, необходимые для успешной трудовой деятельности в рамках профессиональной квалификации;
— разработать структуру и содержание учебно-производственной практики в системе «вуз — производство» ;
— экспериментально проверить эффективные методы и организационные формы обучения специалистов исследуемого профиля.
Общую методологию исследования составляют важнейшие теоретико-педагогические положения о взаимосвязи теории и практики, профессиональности образования, объективных и субъективных факторах развития и формирования профессиональной личности.
Теоретические основы исследования представлены основополагающими работами отечественных и зарубежных ученых, педагогов, психологов по вопросам управления процессами формирования и развития личности. Разрабатывая теоретические основы моделирования управленческой деятельностью в образовательных учреждениях, нами использованы труды по методологии, логике и методике образования С. И. Архангельского, Ю. К. Бабанского, Н. Д. Никандрова, М. Н. Скаткина и др., работы в области управления учебно-воспитательным процессом Т. М. Давыденко, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой, С. Е. Шишова и др.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической, социологической и практической литературыопрос (анкетирование, беседа) — моделированиенаблюдениеметоды изучения и обобщения педагогического опытаметоды статистической обработки результатов.
Исследование осуществлялось в три этапа:
Первый этап (1993;1995 гг.) — накопление и осмысление личного педагогического опытаизучение и теоретический анализ научно-методической литературыопыта работы отечественных и зарубежных учебных заведений по подготовке специалистов сферы гостеприимстваразработка учебно-тематических планов и программ для обучения в лицейских классах и колледже.
Второй этап (1996;1998 гг.) — разработка авторских учебно-тематических планов и учебных программ по специальным дисциплинам (по уровню подготовки — бакалавр и специалист) — подготовка учебно-методической литературыобобщение опыта подготовки кадров гостеприимства в зарубежных странахпроведение формирующего эксперимента.
Третий этап (1999;2000 гг.): подведение итогов эксперимента, уточнение структуры специальных курсов по уровням подготовки (бакалавр и специалист) — внедрение результатов исследования в практику работы РМАТзаключительный период был посвящен оформлению результатов исследования и подготовке кандидатской диссертации.
Научная новизна. На основании анализа современного состояния подготовки кадров в сфере гостеприимства выявлены основные тенденции её развития (например, такие, как: освоение современных технологий управления, внедрение новых педагогических технологий в обучении, в том числе с использованием информационных и производственных технологических системсочетание теоретических знаний, прагматизма квалификаций с процессом формирования практических умений и др.).
Разработана модель подготовки специалистов для предприятий гостинич-но-ресторанного бизнеса, раскрывающая цель, содержание и организацию учебного процесса.
Выявлены критерии профессиональной подготовки специалистов для сферы гостеприимства: такие, как критерий усвоения знанийкритерий сформированное&tradeпрофессиональных умений и навыковкритерий раскрытия творческого потенциала личностикритерий профессиональной и социальной компетенции, критерий производственной адаптации.
Определено содержание обучения студентов технологии гостеприимства, представленное пакетом учебно-тематических планов и учебных программ спецкурсов например, таких, как прогрессивные технологии производства продукции предприятий питанияоборудование предприятий питаниятовароведение пищевых продуктовсанитарный менеджментдиетикаоперативный контроль качества блюд и напитковгостинично-ресторанное обслуживаниеменеджмент гостеприимстваменеджмент технологии питаниямаркетинг в гостиницах и предприятиях питанияэкономика гостиничного и ресторанного бизнесаосновы рационального питания.
Практическая значимость исследования заключается: в разработке проекта образовательного стандарта и учебных программ для подготовки специалистов по гостеприимствуразработке методических рекомендаций по организации профессиональной подготовки специалистов по гостеприимству.
Достоверность, обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается: логикой исходных методологических позиций автораиспользованием системного подходаопорой на данные современной педагогической наукиразнообразными источниками психолого-педагогической и туристской информациисравнительным анализом данных, полученных с помощью различных методов педагогического и психологического исследованияцеленаправленным анализом реальной педагогической практики и положительного опытарезультативностью экспериментальных данных, подтверждающих правильность выдвинутых положений гипотезы.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на кафедре менеджмента гостеприимства и технологии обслуживания, в которой участвовали 200 студентов 2−4 курсов.
Апробация исследования осуществлялась в ходе обсуждения основных положений и результатов исследования на заседаниях кафедры менеджмента гостеприимства и технологии обслуживания и кафедры теории и методики профессионального образования в туризме, заседаниях научно-методического совета. Основные положения исследования и результаты докладывались на научно-практических конференциях, организуемых РМАТ в 1998;1999 гг. и учебно-методических семинарах для преподавателей РМАТ в 2000 г.
На защиту выносятся:
— модель подготовки специалистов для предприятий гостинично-ресто-ранного бизнеса, раскрывающая цель, содержание и организацию учебного процесса;
— содержание обучения технологии гостеприимства, включающая предметы спецкурса: «Экономика гостиничного и ресторанного бизнеса», «Менеджмент гостеприимства», «Маркетинг предприятий индустрии гостеприимства», «Товароведение продовольственных товаров», «Технология приготовления продукции предприятий питания», «Оборудование гостиничных и ресторанных предприятий», «Менеджмент предприятий питания», «Информационные технологии управления», «Инновационный менеджмент», «Основы рационального питания», «Организация обслуживания в гостиницах и в ресторанах» ;
— структура и содержание учебно-производственной практики в системе «колледж — вуз — производство», раскрывающее её организацию, педагогическое руководство и результативность;
— совокупность эффективных методов и форм обучения студентов туристских учреждений образования, например, ролевые игры, тесты, практические работы, тренинги, кейсы, решение ситуационных задач, индивидуальные консультации и др.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Заключение
.
Результаты проведенного исследования подтверждают основные положения гипотезы, правильность сформулированных концептуальных положений и позволяют сделать следующие выводы:
1. В процессе исследования установлено, что повышение качества образования возводится в ранг неотъемлемой части стратегии текущего развития в области образования как международная тенденция (ЮНЕСКО). Это обусловило возникновение новых идей, решений, инновационных процессов, систем к обоснованию результата образовательной деятельности на государственном уровне и на уровне конкретных образовательных достижений личности, что потребовало изменения методологических подходов к разработке концепций непрерывного профессионального образования в направлении обоснования стратегических позиций развития образовательных систем и обеспечения целостности педагогического процесса.
2. Недостаток внимания к специфике гостинично-ресторанного бизнеса в России отрицательно влияет на развитие гостинично-туристского комплекса в его индустриальном понимании как сектора национальной экономики в целом, и на подготовку квалифицированных специалистов с вузовскими дипломами, в частности. Синтез зарубежного и отечественного опыта должен положительно сказаться на развитии системы профессионального туристского образования, с одной стороны, и на подготовку квалифицированных дипломированных специалистов сферы гостеприимства, с другой.
3. Сравнительный анализ подготовки менеджеров гостеприимства в экономически развитых странах, где существуют давние традиции гостеприимства, позволил выделить следующие особенности организации обучения, применимые в российских условиях:
— глубокое сегментирование рынка потребителей образовательных услуг;
— многоуровневое, сертификационное образование (невозможность в ряде случаев «перескочить» через ступень);
— гибкость системы обучения (учебные программы разрабатываются с учётом потребностей предприятия-заказчика);
— связь обучения с производственной практикой, обучение на рабочем месте, взаимосвязь теоретических курсов с практическими предметами, длительная оплачиваемая практика на рабочем месте во время курса обучения.
4. На основании системного подхода научно обоснована, создана и реализуется система критериев качества профессиональной подготовки специалистов сферы гостеприимства, включающая совокупность качественных и количественных показателей. Реализация данной системы в практике осуществления непрерывного профессионального образования в сфере гостеприимства обусловлена мотивацией личностно-ориентированного и развивающегося обучения, ориентацией обучаемых на достижение конечного результата деятельности — качественного продукта труда, на реализацию творческого потенциала и способностей личности, осознание ценности образования и собственной необходимости как специалиста-профессионала.
5. Рассматривая качество образования как совокупность потребительских свойств, как степень полезности образования для него, количественная мера качества образования задана нами на уровне моделирования подготовки специалистов для предприятий гостинично-ресторанного бизнеса. Разработанная нами модель включает в себя следующие компоненты: цель, содержание, методы и формы, профессионально-квалификационные требования к специалисту. Она не является универсальной и по мере дальнейшего исследования объекта другими специалистами может видоизменяться, а некоторые её элементы могут быть удалены или, наоборот, добавлены. Однако, при этом, важно устранить противоречия в требованиях к персоналу предприятий индустрии гостеприимства и образовательными стандартами ТАСИС и предотвратить их механический перенос в некоторые вузы без учёта адаптационных моментов.
6. На основе системно-структурного подхода научно обоснована структура и содержание обучения студентов технологии гостеприимства.
При определении критериев отбора содержания профессионально-квалификационной составляющей подготовки специалиста мы руководствовались тем, что оно вызвано специализацией будущего менеджера гостеприимства, т. е. направлением профессиональной деятельности, а, следовательно, включает в себя профессионально-технологические знания, умения и навыки, отличающие профессиональную деятельность от деятельности специалистов других туристских специализаций.
Особенность нашего подхода к формированию содержания состоит в том, что мы не только учитывали формирование специальных знаний в учебных дисциплинах, но и придавали особое значение общей культуре специалиста, разностороннему развитию личности, формированию корпоративности как основы % профессиональной поведенческой модели менеджера гостеприимства и т. д. В нашем исследовании мы рассматриваем межпредметные связи как дидактическое условие и средство осуществления всех, без исключения, дидактических принципов, принципа системности содержания образования, синтезирующего в себе принцип научности и принцип систематичности. В таком понимании мы использовали межпредметные связи для интеграции учебного материала по гостеприимству и технологии обслуживания в процессе разработки учебных программ профессиональной подготовки специалистов по менеджменту гостеприимства.
На основании анализа содержания профессиональной подготовки специалистов-менеджеров гостеприимства выявлены приоритетные приёмы и методы, которые делают учебный процесс активным, деятельным, контактным.
7. Средством решения проблемы разрыва теории и практики обучения гостеприимству нами предложена интеграция обучения с практикой через внедрение учебно-производственных модулей в учебный процесс. Для студентов специализации «Менеджмент гостеприимства» введён курс по приобретению профессий «Бармен» и «Официант» с последующим прохождением практики, и, при необходимости, трудоустройством. Обучение осуществляется по программе (модульный вариант), разработанной Комитетом по развитию обучения I.B.A. (International Bartenders Association) на базе класс-бара (учебный бар). Студенты получают совместный диплом РМАТI.B.A., который признаётся всеми ассоциированными членами I.B.A. (45 стран, в т. ч. Германия, Франция, Италия, Великобритания, Люксембург, Бразилия, Испания, Аргентина, Австралия, Сингапур, Канада, Россия, Дания, Ирландия, Исландия, Япония, Греция, Финляндия, Австрия, Швеция, Швейцария, США и др.), обеспечивает конкурентоспособность выпускников и предоставляет им дополнительную возможность интеграции в среду международного туристского бизнеса.
8. В рамках разработанной модели подготовки специалистов для предприятий гостинично-ресторанного бизнеса и содержания обучения студентов технологии гостеприимства создана методическая база обучения, включающая в себя учебно-тематические планы и программы по специальным дисциплинам: «Прогрессивные технологии производства продукции предприятий питания» — «Оборудование предприятий питания» — «Товароведение пищевых продуктов» — «Диетика» — «Санитарный менеджмент» — «Оперативный контроль качества блюд и напитков» — «Гостиничное и ресторанное обслуживание» — «Сертификация и лицензирование туристских предприятий и услуг» — «Менеджмент технологии питания» — «Маркетинг в гостиницах и предприятиях питания» — «Экономика предприятий питания» — «Планирование карьеры и профессиональный рост» — «Товароведение и экспертиза пищевых продуктов» — «Технология приготовления продукции общественного питания» — «Оборудование гостиничных и ресторанных предприятий» — «Основы рационального питания» — «Экономика гостиничного и ресторанного бизнеса» — «Управление гостиницей», а также программы учебно-производственной и преддипломной практики.
9. Достигнуты позитивные результаты экспериментальной проверки в реальной профессиональной подготовке в РМАТ на основе показателей социально-профессиональной подготовленности студентов, трудовой востребованности выпускников Академии, обучавшихся по специализации «Менеджмент гостеприимства», экономической и личностно-деятельной мотивации участников образовательного процесса.
Основными направлениями дальнейших исследований являются:
— анализ закономерностей и особенностей развития содержания профессионального туристского образования;
— формирование условий для подготовки преподавательского состава в части туристского образования;
— систематическое обновление и расширение критериального аппарата в связи с реформированием профессионального образования;
— конвергенция международного опыта разработки систем качества с отечественными системами;
— анализ опыта подготовки кадров индустрии гостеприимства в ряде зарубежных стран для сферы туристского образования.
Список литературы
- Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-334 с.
- Аванесов B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. -М.: МИСиС, 1989. 168 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980,-T.I. -230 с.
- Ананьин С.А. Интерес по учению современной психологии и педагогики. -Киев, 1915. 500 с.
- Андреева Г. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996. -375 с.
- Анискин Ю.П. Общий менеджмент. -М.: РМАТ. 1997. 110 с.
- Антология мировой философии. В 4-х т. М., 1969. — T. I, 4.1. — 576 с.
- Антонов Н.С. Слагаемые знаний (О межпредметных связях в учебном процессе). Архангельск: Сев.-Зап. кн. Изд-во, 1969. — 152 с.
- Арманд А.Д. Информационные модели. ПК совместимые. — М.: Наука, 1975. — 126 с.
- Ю.Арнольдов А. И. Введение в культурологию. М., 1993. — 350 с.
- П.Аристов Н. И., Загузов Н. И. Процедура подготовки и защиты диссертаций.1. М.: 1996. 50 с.
- Асеев В.Г. Мотивации поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. — 160 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ. 1990. — 367 с. Н. Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. — М.: Политиздат, 1997. -382 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. -558 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: 1972. — 347 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
- Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. -478 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Бабий Г. И. Роль коммуникативной культуры в организации работы менеджера. // Сбоник докладов и тезисов сообщений II всероссийской научно-практической конференции. «Актуальные проблемы туризма' 98». С. 121−124.
- Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. -М.: Исслед. Центр проблем качества подгот. специалистов, 1998. 249 с.
- Барабанщиков А.В. Проблемное обучение: итоги подведены -проблемы остаются // Вестник высшей школы. 1985. — № 11. — С. 16−23.
- Баринов А.Я. Обучение топ менеджеров: опыт российско-шведской программы «Развивай свою фирму» // Бизнес-образование. 1998. № 1. С. 17−20.
- Батышев С.Я. Задачи системы профессионально-технического образования в условиях перехода к рыночной экономике. М.: Ассоциация профессионального образования, 1993. -191 с.
- Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы: Опыт, поиск, задачи, пути реализации. М.: Высшая школа, 1987. — 340 с.
- Беляев М.Ф. К вопросу о динамике интереса //Советская педагогика. -1940.-№ 11/12.-С.152−158.
- Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: ИМА-пресс, 1990. -285с.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977.-123 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: ИР-ПОМО РФ, 1995. — 304 с.
- Беспалько В.П. Проблема образовательных стандартов в США и России // Педагогика. М., 1995. — № 1. — С. 89−94.
- Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш. школа, 1989. — 144 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. — 191 с.
- Блаумберг И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход: Предпосылки, проблемы, трудности. М.: Знание, 1969. — 48 с.
- Блейк Р., Моутон Д. Научные методы управления / Перевод с английского. -М., Прогресс, 1989.
- Бобылев А.А., Володаманова Н. Ю., Георгиев К. В. и др. Организация и управление гостиничным бизнесом. Учебник. / Под ред. Лесника А. Л., Мацицкого И. П., Чернышева А. В., М.: «Интел универсал», 2000. -280 с.
- Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985. -143 с.
- Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия. // Сов. педагогика. — 1991. -№ 9. С. 123−128.
- Борисенко Н.Ф. Об основах межпредметных связей // Советская педагогика. -1971. -№ 11. -С.24−31.
- Борисова Е.Н., Гуревич К. М. Психодиагностика интеллекта. М.: Наука, 1998. -120 с.
- Бояринцева А.В. Психологические проблемы экономической социализации // Педагогика. М., 1995. — № 4. — С. 1.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216 с.
- Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах. Т.2. М.: Наука, 1993. — 750с.
- Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1978. — 400 с.
- Вайсман А. Стратегия маркетинга. М.: Интерэкспорт. 1995. -344 с.
- Васильев В.В. Учебно-производственная зарубежная практика менеджеров туризма в системе высшего профессионального образования. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Сходня, РМАТ, 2000. — 24 с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: комплексный подход.
- М.: Высшая школа., 1991. 204 с.
- Вербицкий А.А., Федорова А. А. Повышение педагогического мастерства в контекстном обучении. М., НИИВШ, 1987. — 46 с.
- Володарская И.А., Арташкина Т. А. Использование профессиональных задач в процессе обучения // Практика создания модели специалиста в различных вузах. -М.: Знание, 1989. С.69−76.
- Володарская И.А., Арташкина Т. А. Профессиональные задачи и качество усвоения фундаментальных знаний. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1993. — 196 с.
- Володарская И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной педагогике. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 72 с.
- Воогт Йоке, Рыжаков Михаил, Пломб Тьерд. Функции и структуры стандартов: сравнительный анализ на примере трех стран // Тезисы докладов международной конференции «Образовательные стандарты: проблемы и перспективы». -М. МЦНТИ, 1995. с. 155−165.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991 .-479 с.
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. — 51 с.
- Гальперин П.Я., Решетова З. А. Талызина Н.Ф. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. — 39 с.
- Георгиева Т.С. Высшая школа США на современном. М.: Высшая школа, 1989. — 142 с.
- Гершунский Б. С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика. № 5. -1996. — С.46−54.
- Гиляровский В.А. Москва и москвичи. Минск, 1981. — С. 211−212.
- Глушков В.М., Иванов В. В., Яценко В. М. Моделирование развивающихсясистем. -М., 1983.
- Гордон JI.A. Потребности и интересы // Советская Педагогика. -1939.-№ 8/9.-С.140−154.
- Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. М.: Просвещение. 1991. — 207 с.
- Горягин В.И. и др. Аналитический обзор рынка // Горячая линия. 199. — № 6, С. 11−18.
- Гостиницы, рестораны, туризм // Бюллетень. М.: Мосинтур, 2000. — №№ 1−9
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Госкомитет РФ по высшему образованию, 1995. — 382 с.
- Грабауров В.А., Грабауров С. В., Узунов В. Д. Тенденции использования информационных технологий в подготовке менеджеров. // Сборник докладов и тезисов сообщений II всероссийской научно-практической конференции. «Актуальные проблемы туризма' 98» С. 49−56.
- Горигорьян Б.Т. Человек: Его положение и призвание в современном мире. -М.: Мысль, 1986.-222 с.
- ГОСТ 2. 105−79. Общие требования к текстовым документам. М.: Изд-во стандартов, 1982. -23 с.
- ГОСТ 7.103−84. Библиографическое описание документа. М.: Изд-во стандартов, 1987. — 72 с.
- ГОСТ Р 50 645−94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц. М.: Изд-во стандартов, 1994. — 19 с.
- ГОСТ Р 50 762−95. Общественное питание. Классификация предприятий. М.: Изд-во стандартов, 1995. — 15 с.
- ГОСТ Р 50 935−95. Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу. М.: Изд-во стандартов, 1995. — 10 с.
- Грузин Н.Е., Баштовой А. Е. Методика составления рабочих программ учебных дисциплин // Проблемы высшей школы: Респуб. науч.-метод, сб. Киев, 1976. — Вып. 25: Психолого-педагогические аспекты высшего образования. — С. 11
- Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995. — 288 с.
- Давидович В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов н/Д., 1979.-263 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986, -180с.
- Деловое образование: Технология Морозовского проекта. М.: Педагогика, 1997. -268 с.
- Деловые справочники России. М.: Синергия. 1996. — 300 с.
- Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М.: Форум — Инфра. — М, 1998. -270 с.
- Дорошенко В.Ю., Зотова Л И., Нартов Н. А. и др. Социальная психология и этика делового общения. Учеб. пособие для вузов / Под общей ред. проф. В. Н. Лавриненко. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.
- Евенко Л.И., Филонович С. Р. Новая государственная программа подготовки управленческих кадров // Бизнес-образование. 1997. № 2. — С. 26−30.
- Ермилова Д.В. Характеристика зарубежных школ индустриального туризма и гостеприимства. Учебное пособие. М., РМАТ, — 2000. — 123 с.
- Ефремов B.C. Семь граней современного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. М.: Наука, 1997. — Вып. 1. — С. 3−12.
- Ефремов B.C. Стратегия бизнеса. Учебное пособие. М.: Финпресс, 1998. -288 с.
- ЖолдакВ.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. М., 1994. — 127с.
- М.: Исслед. Центр, 1993. 114 с.
- Зайцев Г. П., Безлецкин В. В. Возможности целевой интенсивной подготовки // Вестник высш. школы. 1985. — № 8. — С.21−24.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» // Сборник нормативно-методических материалов по профессиональному обучению. -СПб.: УМЦ, 1995,24 с.
- Зорина Г. И., Лапин А. Ю. Теоретико-методические основы начального профессионального образования специалистов туризма. // Сборник докладов и тезисов сообщений II всероссийской научно-практической конференции. «Актуальные проблемы туризма' 98». С. 70−72.
- Зорин И., Квартальное В. Толковый словарь туристских терминов. М, — Афины: Infogroup, 1994. — 310 с.
- Зорин И.В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме. М.: РМАТ, 1997. — 240 с.
- Зорин И.В., Штюрмер Ю. А. Туризм и охрана окружающей среды / Учебн. пособие. М.: Центр, рекл. — инф. Бюро «Турист», 1986, — С. 101.
- Зотов А.Ф. Преемственность научного знания и принципы соответствия // Проблемы истории и методологии научного познания. М.: Наука, 1974.-С. 112 132.
- Ивлиева И.А. Методолого-теоретические основы оценочно-критериальной системы многоуровневой профессиоанльной подготовки. Автореф. дис.. докт. пед. наук. СПб.: 1998. — 35 с.
- Ильина Е.Н. Педагогические аспекты подготовки студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения туроперейтингу. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: РМАТ, 1998. — 24 с.
- Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. М. Знание, 1972. — Вып.1. -72 е.- Вып.2. — 88 е.- Вып. 3. — 78 с.
- Искусство менеджмента: Практическое пособие. М.: Финпресс, 1998. -288 с.
- Исмаев Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме. М.: ТОО «Луч», 1994. — 200 с.
- Информационный бюллетень Российского комитета ИКОМ. М., 1994,-№ 4.
- Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Учебное пособие. Минск, БГЭУ, 1999.-636 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного исследования. -М.: Политиздат, 1974. 328 с.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. — 416 с.
- Кальней В.А., Кузнецов В. М., Роговский Ю. М. Подготовка молодежи к труду в системе непрерывного образования. М., 1994. -160 с.
- Кантор И М. Понятийно-терминологическая система педагогики. М.: Педагогика, 1980. 157 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
- Карпов В.В. и др.. Методология подготовки преподавателей ФПК при многоступенчатой системе обучения в вузе / Карпов В. В., Катханов М. Н, Свиридова Н. Г М&bdquo- 1992. — С.20−68.
- Квартальнов В.А. Туризм, экскурсии, обмены: современная практика. М.: Наука, 1992. — 250 с.
- Квартальнов В.А. Туризм, экскурсии, обмены: современная практика. М.: Наука, 1993. — 512 с.
- Квартальнов В.А. Мировой туризм на пороге 2000 года: прогнозы и реальность. М.: Финансы и статистика, 1998. — 96 с.
- Квартальнов В.А. Становление системы образования для целей туризма: Содержание эксперимента на примере Российской международной академии туризма. М.: РМАТ, 1997. — 75 с.
- Квартальнов В. А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. М.: Финансы и статистика, 1999. — 496 с.
- Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика: Избр. тр. в 5 т. Т.2: социальный туризм. М.: Финансы и статистика., 1998. — 256 с.
- Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика: Избр. тр. в 5 т. Т. З: Новые цели и функции туризма. М.: Финансы и статистика, 1998. — 384 с.
- Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика: Избр. в 5 т. Т.5: Методика профессионального обучения и подготовки специалистов по туризму в России. -М.: Финансы и статистика, 1998. 248 с.
- Квартальнов В.А., Зорин И. В. Туристский бизнес и система обучения кадров предприятий обслуживания. (Зарубеж. опыт). М.: ИПКРТЭО, 1990.
- Квартальное В.А., Солодухин И. Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России. Из опыта образовательных учреждений социального туризма. 1987 1997 гг. — М.: РМАТ, 1997.-214 с.
- Квартальное В.А. Наши задачи в преддверии третьего тысячелетия: культура православие — образование — туризм. // Теория и практика физической культуры. — 1999.-№ 11. С. 2−6.
- Квартальнов В.А. Педагогика и туризм: Учебник. М.: Советский спорт, 2000. -360 с.
- Квартальнов В.А. Теоретические основы становления и развития системы непрерывного профессионального образования в сфере туристской деятельности. Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М.: 2000. 35 с.
- Кинелев В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М.: Республика, 1995. -328 с.
- Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. -1996. № 2. — С. 14−21.
- Классификатор направлений и специальностей подготовки специалистов в вузах РФ // Бюллетень Гос. ком. РФ по высшему образованию. 1993. — № 9. — С.2−18.
- Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. -Обнинск: Изд-во «Принтер», 1993. 56 с.
- Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993. — 160 с.
- Козлова О.В., Разу М. Л. Деловые игры и их роль в повышении квалификации кадров. М.: Знание, 1978. — 64 с.
- Комаровских М.М. Анализируя содержание курсов // Вестник высш. школы. 1969. -№ 1. -С.20−25.
- Конфедератов И.Я. Наука и учебная дисциплина // Вестник высш. школы.1971.-№ 6.-С.15−21.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. 1970. — № 9. -С.103−115.
- Косатая В.Н. Приемы познавательной деятельности как вид межпредметных связей: Дис.. канд. пед. наук. М., 1975. -178 с.
- Котлер Ф. и др.. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов. Пер. с англ / Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж.-. Под ред. Ноздревой Р. Б. М.: ЮНИТИ, 1998. — 787 с.
- Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.- 255 с.
- Кудрявцев Т В. О различных психологических уровнях управления творческой деятельностью // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.-С.62−73.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. -172 с.
- Кузьмина Н.В. Опыт экспериментального моделирования деятельности преподавателя высшей школы // Современная высш. школа. 1977.-№ 3.-С.73−87.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. школа, 1990. -119 с.
- Кулаев К.В. Эстетическое воспитание: пути преемственности. -М., Знание, 1986, 59 с.
- Культурология и экскурсоведение: Консп. лекций / Сост. К. В. Кулаев. М.: Российская международная академия туризма, 1998. — 112с.
- Культурология / Под ред. Г. В. Драга. Ростов н/Д- 1995. — 576 с.
- Ланге Н.Н. О современном состоянии педагогической психологии и задач будущего // Труды всероссийского Съезда по педагогической психологии. СПб., 1910. -С.24−30.
- Леднев B.C. Содержание образования, сущность, структура, перспективы. -М.: Высшая школа, 1962. 223 с.
- Ленинград. Путеводитель, Л.: Лениздат. 1986.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. -304 с.
- Леонтьев А.Н. Мышление // Философская энциклопедия. М.: Сов. Энциклопедия, 1964. — С. 514−519.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. -186 с.
- Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / Под ред. Лер-нераИ.Я. М.: Педагогика, 1972.-239с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
- Лихачев Б. Т. О функциях эстетического воспитания и критике буржуазных художественно-педагогических концепций. М., 1971. — 26 с.
- Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. — 159 с.
- Лихачев Д.С. Культура Русского народа X—XVII вв.. М., Л.: Изд. АН СССР, 1961.-119 с.
- Логвинов И.И. К теории построения учебного предмета // Советская педагогика. 1969. -№ 3. — С.91−100.
- Лопатин В., Лопатина Л. Русский толковый словарь. М., 1997. -832с.
- Лошкарева Н.А. О понятии и видах межпредметных связей // Советская педагогика. 1972. — № 6. — С.48−56.
- Ляпунов А.А. Система образования и систематизация наук // Вопросы философии. -1968. № 3 — С.38−50.
- Майор Ф., Тангян С. Высокий образовательный замысел. К 50-летию образования ЮНЕСКО // Педагогика. -1996. № 6. — С. 3−13.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процессаобучения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 192 с.
- Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методол. анализ). -М., 1983.-284 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.-190 с.
- Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения / Маркова А. К. Матис Т.А. Орлов А. Б. М.: Просвещение, 1990. — 190 с.
- Материалы Всемирной Конференции по туризму. Мадрид, 1981. — 160 с.
- Менчинская Н.А. Советская психология обучения // Вопросы Психологии. -1957. № 5. — С. 170−192.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.-701 с.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. — 368 с.
- Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров. М.: Высш. шк., 1995.-206 с.
- Новиков A.M. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 3−8
- Новиков A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений: Проф-педагогика. М.: Высш. Школа, 1986. — 288 с.
- Новиков A.M. Профессиональное образование в России. М.: ИЦП НПО РАО, 1997. — 254 с.
- Нормативно-правовые акты туристской деятельности. М., 1997. -С. 178 186.
- Ньюстром Д.У., Сканнел Э. Е. Деловые игры и современный бизнес. М.: Бином, 1997. — 140 с.
- Образование в туризме. // Туризм: обзор материалов. Вып.4. -М.: Он-лайн, 1996.-98с.
- Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифы разрядов (ОК 016−94) / Минтруда России. Госстандарт России.1. М., 1996. -168 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1990. — 924 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / РАН. М., 1993.-960 с.
- Осипов Г. В., Москвичев JI.H. Кабыша А. В. и др. Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие. М.: Наука, 1996. — 164 с.
- Основы туристской деятельности: Учебник для учащихся туристских лицеев и колледжей М.: Российский международный институт туризма, 1992. — 240 с.
- ОСТ 28−1-95. Общественное питание. Требования к производственному персоналу. М.: Комитет Российской Федерации по торговле. — 1995. — 17 с.
- Панорама культурной жизни зарубежных стран / РГБ. М., 1998. Вып.4.
- Педагогика: Учеб пособие для студентов пед. учеб. заведений / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогика, 1995. — 638 с.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1972. — 280 с.
- Подольский А.И. Об общетеоретических и методологических взглядах П.Я. Гальперина // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1992. — № 4.-С.3−10.
- Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.-432 с.
- Полевой Ю.Л. Применение системного подхода к построению учебного предмета: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1975. — 19 с.
- Полонский В.М. Педагогические исследования и практика // Советская Педагогика. 1984. — № 5. — С. 8−12.
- Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967. — 264 с.
- Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., 1960. — 352с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.
- Понятийно-терминологический словарь по педагогике и образованию. Н. Новгород, 1996. — 28 с.
- Пузиков П. Д. Диалектика как общая методологическая теория // Вопр. философии. 1974. — № 12. — С.61−67.
- Решетова З.А., Беляева С. А. Один из подходов к построению учебной дисциплины // Вестник высш. школы. 1985. — № 1. — С.35−39.
- Решетова З.А., Шамсутдинов И. Г. Проекция системного анализа на учебную деятельность // Вестник высш. школы. 1985. — № 6. — С.24−28.
- Рогов А.Т. Принцип научности в обучении и теория учения // К проблеме управления обучением и воспитанием. М.: МГУ, 1970. — С. 178−191.
- Розенберг Н.М. Матричная методика выявления анализа систем связей в учебном материале // Советская педагогика. 1975. — № 2. — С.70−78.
- Российская педагогическая энциклопендия. М.: Педагогика, 1993. — 187 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. — 706 с.
- Рютингер Р. Культура предпринимательства. М.: Экономика, 1992. 238 с.
- Скаткин М.Н. Основные направления исследований по проблемам дидактики // Советская педагогика. -1966. № 8. — С.21−34.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. -96 с.
- Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. -136 с.
- Соловьев Б.Л., Толстова Л. А. Менеджмент гостеприимства: Справочно-методическое пособие. М.: 1997. — 108 с.
- Сохор A.M. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974.-192 с.
- Статистика в туризме // Туризм: Обзор материалов. Вып. 8. М.: Он-Лайн, 1996. — 132с.
- Султанова М.А. Концепции контркультуры (США: 60−80-е годы): Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1993. — 21 с.
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981.- 192 с.
- Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ: Учеб. пособие М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 47 с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста // Современная высшая школа. 1986. — № 2(54). — С.75−83.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984,344 с.
- Талызина Н.Ф. и др. Пути разработки профиля специалиста / Талызина Н. Ф., Печенюк Н. Г., Хихловский Л. Б. Саратов: СГУ, 1987. — 176 с.
- Теория рекреалогии и рекреационной географии / Ред. B.C. Преображенский, И. В. Зорин. М.: ИГ РАН, 1992. — 147с.
- Туризм: обзор материалов (ТОМ) / Федеральная программа развития туризма в России. М.: ОН-Лайн. 1996, — 54 с.
- Тужилкин В., Траубенберг С. Воспитание личности будущего специалиста // Высшее образование в России. -1995. № 4. — С.21−26.
- Ульянов В.А. Малые гостиницы в индустрии гостеприимства: Методические рекомендации для проведения деловой игры в помощь менеджеру туризма. М.: РИБ «Турист», 2000. — Вып. 4. 103 с.
- Фейгенберг И.М. Задачи в школе: в вузе, в жизни // Вестник высш. школы. 1975. — № 4. — С.12−16.
- Фейгенберг И.М. Психолого-педагогические основы обучения. -М.: ЦО-ЛИУВ, 1981.-28с.
- Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.
- Филиппов Ф.В., Липинский В. К., Князев В. Н. Производственная социология, психология и педагогика: Учебн. Пособие. М.: Высшая школа, 1989. — 255 с.
- Хартия туризма // Нормативно-правовые акты туристской деятельности.
- М.: Изд. центр «Бизнес и маркетинг» АНХ при правительстве РФ, 1997. 176 с.
- Чепик В.Д., Кальней В. А., Сеселкин А. И. Подготовка научно-педагогических кадров для туризма // Актуальные проблемы туризма 98. Сборник докладов и тезисов сообщений 11-й Всероссийской научно-практической конференции. 4.1. -М.: РМАТ, 1998. — С.13−15.
- Червова А.А. Индивидуализация при фронтальном методе проведения лабораторных работ., Межвузовский научно-методический сборник МО РФ. Вып. 8. Н. Новгород: НВЗРКУ ПВО, 1995. — С.81−86.
- Чорли Р. Дж., Хаггет П. Модель в географии / Пер. с англ. М.: Прогресс. 1971.-342 с.
- Чудновский А.Д., Агеева О. А., Кормишова А. В. и др. Гостиничный и туристический бизнес. Учебник / Под ред. Чудновского А. Д. М.: Изд-во ЭКМОС, 1998.-347 с.
- Шадриков В. Д. Социальные науки и гуманизация высшего образования в России // Высшее образование в России 1992. — № 3. — С.45−49.
- Шишов С.Е. О федеральном компоненте государственных образовательных стандартов для образовательных учреждений // Тезисы докладов Всероссийской конференции «Измерения в педагогике». СПб, 1994.-С.18−22.
- Шишов С.Е. Образовательные стандарты и качество образования // Образовательные стандарты и контроль качества. Сборник научных трудов Вологда, 1996. -С.25−34.
- Шишов С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования. -2-е изд. -М.:РПО, 1998.-300 с.
- Шмит Ф.И. Искусство, его психология, его стилистика, его эволюция. -Харьков. Союз, 1919. 328 с.
- Шмит Ф.И. Искусство. Основные проблемы теории и истории. -Л., 1925 -185 с.
- Штофф В.А. Моделирование и философия. М.: Наука. 1966. — 269 с.
- Щукина Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 351 с.
- Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов -важный фактор совершенствования современного обучения // Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М., 1984. — С.42−85.
- Эванс Дж., Бергман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1990. — 270 с.
- Экономическая социология и перестройка / Общ. ред. Т. И. Заславская, Р. В. Рывкина. М.: Прогресс, 1989. — 232 с.
- Якунин В.А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью студентов: Учеб. Пособие. Л., 1986. — 44с.
- Янцов А.И. О некоторых вопросах построения учебных предметов // Советская педагогика. -1965. № 5. — С. 59−67.
- Fleming С.М. Teaching: Psychological analyses. London, 1963.
- Ai-nes С.A. Motivation: what teachers need to know // Teachers college record. -1990. Vol. 91. -№ 3. — P. 409−421.
- Anderson L.W. The classroom environment study teaching for learning // Comparative Education Review. 1987. — Vol. 31. — P. 69 — 87.
- Anderson L.W., Block J.H. Masterly learning models // The international encyclopedia of teaching and teacher education. Oxford, 1988. P. 58 — 67.
- Andrew Lockwood, BSc (Hons), CERT.ED., MHCIMA, Lecturer in Hotel and Catering Management, Uneversity of Surrey, Guildford, Peter Jones, BA (Hons), CERT.ED., MHCIMA, Lecturer in Food and Beverage Service Systems, Brighton Politechnic, CASSEL, 81 pp.
- Bell-Gredler M.E. Analyzing deep structure in games and simulations // Simulation games for learning. 1990. — Vol. 20, № 3. — P. 329 — 334.
- Blank W. E. Handbook for developing Competency-Based Training Programs.
- New Jersey. Prentice Hall, 1982. -149 p.
- Bloom B. S., Broder L. Problem solving processes of college students. Supplementary Education Monograph. Chicago. University of Chicago Press, 1950.163 p.
- Bransford J. D., Stein S. B. The IDEAL problem solver. -N-Y.: W.H. Freeman & C., 1984. 143 p.
- Brooks Adams/ Theory of Social Revolution. The McMilan Company. -New York. 1913.-205 p.
- Commerce (Postgraduate Courses), University College Dublin, National University of Ireland, Dublin, SESSION 1999/2000, 73 pp.
- Curch C. Modular courses in British higher education // A critical assessment in higher education bulletin. 1975. — Vol. 3. — P. 65−84.
- De Bono E. The direct teaching of thinking as a skill // Phi Delta Kappan. -1983.-Vol. 64. P. 703−708.
- Driver R., Bell B. Student’s thinking and me learning of science: A con-structivist view // Since in science education. Vol. 13. P. 443 455.
- Gall M.D. Discussion method // The international encyclopedia of teaching and teacher education. Oxford. 1988. P. 232 — 237.
- Goldschmidt В., Goldschmidt M. Modular Instruction in Higher Education // Higher Education. 1972. № 2, P. 15 — 32.
- International Annual on educational technology. London, 1978−1979.
- Jack D. Ninemeier, Management of Food and Beverage Operations, Second Edition, Ph.D., СНА, Educational Institute, 288pp.
- Master of Management in Hospitality Program, Application for Admission in the Fall of 2001, The Hotel School, Hospitality and Management, Cornell University.
- Paul R.W. Critical thinking. Fundamental to education in a free society // Educational Leadership. 1984. Vol. 42. P. 4 — 14.
- Suffivan E. Marketing for parks recreation and Leisure. -N.Y., 1991. -96 pp.
- Sleight S. Sponsorship: What is it and how to use it. London, 1989. — 254
- Statistical abstract of the U.S. Wash/ 1994, 183 pp.
- Tennison R.D., Park O.C. The teaching of concepts: A review of instructional design research literature // Review of educational research. 1980. Vol. 50. P. 55−70.
- Tourism, Hospitality and Business Programs, Culinary Arts Certificate Program, Vancouver Community College, 17 pp.
- Webster New International Dictionary, Hunt Publishing Company, New York, 1985.7/ /з/fff у
- Российская международная академия туризма
- ЭЛИАРОВА Татьяна Семёновна
- СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ ГОСТЕПРИИМСТВА