Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дидактические условия повышения эффективности профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Современный этап развития Щ образования выдвигает требования значительного повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего подготовку людей, способных к сущностному восприятию информации, умеющих самостоятельно решать возникающие проблемы, реализовывать творческий интеллектуальный потенциал в практической деятельности. Это, в свою очередь… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
    • 1. 1. Анализ педагогической практики воспитания и обучения детей дошкольного возраста
    • 1. 2. Анализ возможности построения эффективных методик обучения на базе реализации различных дидактических подходов
    • 1. 3. Возможности системно-структурной дидактики в реализации дидактических факторов, способствующих совершенствованию профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования
  • Выводы по главе

Глава II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ СИСТЕМНО-СТРУКТУРНОЙ ДИДАКТИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ТЕМЕ «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА» ИЗ КУРСА «ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ».

II.1. Дидактические основы построения методики обучения теме: «Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности дошкольника».

II.2. Методика обучения теме: «Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности дошкольника».

II.2.1.Структура и содержание лекции по теме.

И.2.2.Структура и содержание семинарского занятия по углублению и расширению знаний при изучении темы.

II.2.3 .Структура и содержание семинарского занятия, направленного на развитие мыслительных способностей студентов при изучении темы. fr II.3. Эффективность внедрения в практику разработанной методики обучения.

Выводы по главе

Дидактические условия повышения эффективности профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап развития Щ образования выдвигает требования значительного повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего подготовку людей, способных к сущностному восприятию информации, умеющих самостоятельно решать возникающие проблемы, реализовывать творческий интеллектуальный потенциал в практической деятельности. Это, в свою очередь, ставит перед вузом, готовящим специалистов дошкольного образования, задачу усиления в учебном процессе акцента на сущности психолого-педагогического слоя управления познавательной деятельностью детей. Решению этой задачи могут способствовать результатымногих завершенных психолого-педагогических исследований. В их числе можно назвать, например, работы:

— Б. Т. Лихачева, А. И. Мищенко, В. А. Сластенина, Д. Н. Узнадзе, Е. Н. Шиянова, В. И. Щеголь, А. И. Щербакова, в которых рассмотрены особенности формирования готовности педагогических кадров к профессиональной деятельности;

— С. И. Архангельского, О. А. Абдуллиной, Е. В. Бондаревской, Н. В. Кузьминой, Л. Ф. Спирина, Т. И. Шамовой, в которых показаны подходы к организации педагогической подготовки учителя, формированию его личности, структуры психолого-педагогической деятельности.

Особое значение для решения проблемы нашего исследования имеют работы:

— В. К. Елмановой, В. И. Логиновой, Е. А. Панько, К. Е. Праховой, П.Г. ^ Саморуковой, Л. Г. Семушиной, В. И. Ядэшко и др., в которых рассмотрены различные аспекты системы подготовки специалистов дошкольного профиля к воспитательной работе в дошкольном учреждении;

— В. В. Абашиной, О. В. Горбовой, Е. Н. Ермаковой, Л. И. Зорило, У. Ш. Ибрагимова, А. В. Керимовой, H.JI. Московской, З. И. Нестеровой, Т. Н. Тарановой, Н. В. Шайдуровой, в которых показаны пути и формы работы со студентами по различным разделам воспитания и обучения дошкольников;

— М. А. Ковардаковой, В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой, Л. Г. Семушиной, Л. П. Ступниковой, в которых рассмотрены подходы к формированию ряда значимых профессиональных умений и навыков у будущих специалистов дошкольного образования.

Результаты, полученные названными исследователями, безусловно, значимы для практики подготовки педагогов дошкольного образования в вузе. Однако, следует заметить, что многие из них не имеют общедидактического звучания, так как, зачастую, являются лишь результатом обобщения педагогического опыта, проведенного или на базе частных подходов к системе подготовки специалистов, или вообще на базе стихийно-эмпирической основы. В итоге, создаваемые методики реализуют, как правило, лишь отдельные психолого-педагогические положения и оказываются нацеленными на решение только отдельно взятых частных методических задач.

Все это, наряду со слабостью теоретической проработки вопросов, связанных с выявлением психолого-педагогических условий эффективного ^ развития познавательной активности дошкольников и методов их реализации на практике, приводит к интеллектуальной пассивности детей в учебно-воспитательном процессе.

Таким образом, можно отметить имеющееся противоречие между необходимостью подготовки педагогов дошкольного образования такого ф профессионального уровня, который обеспечит возможность успешного познавательного развития детей, и неадекватностью этой задаче реализуемых в образовательной практике технологий подготовки специалистов дошкольного образования.

Наличие этого противоречия обусловливает актуальность выбранной проблемы исследования: «Выявление и обоснование педагогических условий построения и реализации эффективного учебного процесса в системе профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования».

Решение этой проблемы и составляет цель настоящего исследования.

Объект исследования — процесс обучения будущих педагогов дошкольного образования в вузе.

Предмет исследования — пути и методы повышения эффективности профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования в вузе.

Следующее положение служит гипотезой в нашей работе.

В качестве значимых путей и методов повышения эффективности профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования в вузе могут выступать дидактические условия, позволяющие усилить в учебном процессе акцент на психолого-педагогическом слое управления познавательной деятельностью детей.

Усилению такого акцента могут способствовать методики обучения, реализующие достаточно полно основные положения дидактической концепции, позволяющей: четко определять цели функционирования учебного процесса и каждого его этапаучитывать и реализовывать специфики психологических механизмов функционирования учебной познавательной деятельности и в этой связи взаимодействие деятельности обучающего и обучаемых (методов, средств и организационных форм обучения) — согласовывать специфики психологических механизмов усвоения знаний со спецификой познавательных задач различного типа, способов подачи и усвоения учебной информации в системе «преподаватель — студент», методов и организационных форм обучения.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования позволили определить круг задач, в процессе решения которых оказалось необходимо:

1. Проанализировать существующую практику обучения и воспитания детей дошкольного возраста с целью выявления недостатков, принятых методик подготовки педагогов дошкольного образования в вузе;

2. В ходе анализа различных дидактических подходов к определению сущности педагогических факторов, способствующих совершенствованию учебного процесса, выявить дидактическую концепцию, реализация основных положений которой позволяет построить эффективную методику обучения;

3. Обосновать правомерность и целесообразность построения на базе положений, выявленной дидактической концепции, методик обучения будущих педагогов дошкольного образования;

4. Разработать методики обучения будущих педагогов дошкольного образования, построенные на базе основных положений выявленной дидактической концепции и проверить их эффективность на практике.

Общеметодологической основой исследования служат фундаментальные положения, вытекающие из диалектической логики познания и положений о сущности комплексного подхода к научным проблемам.

В качестве специальной методологии выступают системный подход к анализу психолого-педагогических явлений и разработанные в отечественной дидактике такие принципы, как познание диалектики учебно-воспитательного процесса, определение логики и структуры научного поиска, категориальность структуры психолого-педагогического исследования и др.

Теоретическую основу исследования составляют современные психологические концепции усвоения знаний (37, 89, 120, 132, 149 и др.), теория отечественных педагогов об уровневом характере учебно-познавательной деятельности (10, 16, 19, 91, 125 и др.), основные положения современных дидактических концепций построения и реализации учебного процесса (14, 15, 17 и др.), традиционно принятые подходы к созданию методик подготовки в вузе будущих педагогов дошкольного образования.

Решение поставленных задач и проверка исходных предположений осуществлялась с помощью комплекса методов, включающего: теоретический анализ (изучение литературы по проблеме исследования и ее теоретическое обобщение, системный анализ и т. п.) — диагностику (тестирование, анкетирование, беседы со студентами и преподавателями и т. п.) — изучение и обобщение педагогического опытапедагогический эксперимент.

Базой исследования явились: педагогический факультет Адыгейского государственного университета и факультет дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Исследование включало несколько этапов:

1 этап (2001;2002 гг.) — изучение литературы по проблемепроведение анализа результатов завершенных психолого-педагогических исследований, опыта подготовки будущих педагогов дошкольного образованияанализ подходов к построению эффективных методик обучения.

2 этап (2002;2003 гг.) — выявление и обоснование системы педагогических условий построения эффективного учебного процесса в рамках профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образованияразработка и апробация методик проведения учебных занятий, адекватных выявленным условиям.

3 этап (2004;2005 гг.) — осуществление педагогического экспериментаобработка его результатовоформление диссертации.

Научная новизна исследования определяется тем, что выявлен, обоснован и реализован подход к построению таких методик обучения будущих педагогов дошкольного образования, которые позволяют: четко определять цели функционирования учебного процесса и каждого его этапаучитывать и реализовывать специфики психологических механизмов функционирования учебной познавательной деятельности и в этой связи взаимодействие деятельности обучающего и обучаемых (методов, средств и организационных форм обучения) — согласовывать специфики психологических механизмов усвоения знаний со спецификой познавательных задач различного типа, способов подачи и усвоения учебной информации в системе «преподаватель — студент», методов и организационных форм обучения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем с позиции системного подхода показана совокупность теоретических предпосылок, определяющих основу современного подхода к построению эффективных методик обучения, выявлена, обоснована и представлена система дидактических условий повышения эффективности профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют возможности научного объяснения круга вопросов, связанных с проблемой совершенствования подготовки будущих педагогов ¦ дошкольного образования, и позволяют выделить цели дальнейших теоретических и экспериментальных работ по этой проблеме. Кроме того, разработанные методики обучения обнаружили достаточно высокую эффективность и нашли применение в ряде учебных заведений. Результаты и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть включены в содержание курса «Дошкольной педагогики». С* Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечены исходными методологическими позициями, комплексной методикой исследования, адекватной его задачам и логике, репрезентативностью и статистической значимостью выборок, сочетанием количественного и качественного анализа результатов.

Апробация результатов исследования осуществлялись в ходе проведения опытно-экспериментальной работы на педагогическом факультете Адыгейского государственного университета и факультете дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

На материале исследования разработаны методические рекомендации, 'Ь' представленные в учебном пособии «Дидактическая модель эффективного процесса обучения в вузе и методика ее реализации», которые и внедрены в практику преподавания курса «Психолого-педагогический практикум. Эффективная организация учебного процесса» на педагогическом факультете Адыгейского государственного университета. ^ Теоретические положения, методика исследования и результаты обсуждались на межфакультетской конференции Московского гуманитарного педагогического института «Игра как средство обучения и воспитания дошкольников», заседаниях кафедр дошкольной педагогики.

Московского педагогического государственного университета, кафедр педагогики дошкольного и начального образования Адыгейского государственного университета и кафедр педагогики и методики дошкольного образования Московского гуманитарного педагогического института.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) Система дидактических условий повышения эффективности обучения будущих педагогов дошкольного образования: четкое определение целей каждого этапа обучения, адекватное увязывание с ними и между собой специфик функционирования психологических механизмов усвоения знаний, познавательных задач различного типа, способов подачи учебной информации, методов и организационных форм обучения.

2) Методики реализации этих условий на примере темы «Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности дошкольника».

3) Результаты внедрения в практику разработанных методик обучения студентов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Список литературы

насчитывает 151 наименование. Работа содержит в основном тексте таблицы, схемы, графы и матрицы. Общий объем диссертации 195 страниц.

Результаты исследования подтвердили правомерность выдвинутой нами идеи о том, что поставленную проблему целесообразно было решать путем усиления в учебном процессе будущих педагогов дошкольного образования акцента на психолого-педагогическом слое управления познавательной деятельностью детей. Было показано, что, применяя методики, реализующие основные положения системно-структурной дидактики, удается более полно учитывать специфику и условия активного функционирования известных психологических механизмов усвоения знаний, особенности реализации иерархической закономерности процесса обучения, адекватного увязывания между собой и с целями этапов процесса обучения специфики различных познавательных задач, методов и организационных форм обучения.

Можно констатировать, что разработанная в ходе исследования методика обучения, кроме того, позволяет решать и ряд еще важных в дидактическом отношении задач:

— во-первых, более полно реализуются при обучении дидактические принципы и, благодаря этому, активнее и полноценнее усваивается программный материал;

— во-вторых, деятельность студентов оказывается в большей степени обращенной на суть самого процесса познания, процесса оперирования необходимыми сведениями, а не только на накопление готовых знаний;

— в-третьих, у студентов при формировании знаний целенаправленно актуализируются и развиваются операциональные системы мышления, формируется аналитико-синтетический подход к изучению материала, появляются возможности переноса этого подхода на различные виды познавательной деятельности;

— в-четвертых, создаваемое органичное единство обучения и развития, целенаправленное формирование у студентов ценностных ориентировок и установок, самостоятельности помогают оказывать целостное и достаточно широкое воздействие на личности студентов, поддерживать у них устойчивый интерес к учению и, в конечном итоге, положительно влиять на качество усваиваемых знаний.

Существенные качественные особенности результатов обучения в экспериментальной группе дают основание рассматривать выявленную в ходе исследования систему дидактических условий в качестве средства, обеспечивающего четкое направление восприятия учебного материала студентами, активизацию процесса познания, развитие активности и самостоятельности мышления. Кроме того, эта система позволяет органически связать содержание учебного процесса с его педагогическим направлением, с мотивами и интересами студентов, с оптимальными условиями протекания познавательной деятельности.

Отмечая все вышеперечисленное, следует, тем не менее, сказать, что проведенное исследование не снимает с повестки целый ряд значимых проблем. Нужны исследования, направленные на поиск путей и методов учета индивидуальных особенностей студентов при разработке методик обучения, так как без этого невозможно успешно корректировать познавательную деятельность каждого обучаемого. Не менее важными являются и проблемы создания возможностей организации творческой деятельности студентов в учебном процессе, учета при разработке методик психологических особенностей воздействия на студентов различных методов и средств обучения, проблемы оптимального сочетания обучающей деятельности преподавателя с применением различных средств обучения, создания методик их комплексного использования на занятиях разного дидактического назначения.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для пед. спец. вузов / О. А. Абдулина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1989. — 139 с.
  2. , Г. Н. Разработка общей концептуальной модели программированного обучения: дисс. доктора пед. наук в форме научного доклада / Г. Н. Александров. — М.: РАО, Ин-т средств обучения, 1992.
  3. , Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта. «Человек и общество» / Б. Г. Ананьев. — JI. Изд-во ЛГУ, 1967. — вып. 2. 138 с.
  4. , Т.И. Методика оценки эффективности конкурирующих методов обучения / Т. И. Андреева, М. И. Жежеров // Сов. Педагогика. 1971 — № 2. — С. 73−80.
  5. , П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы / П. К. Анохин. М.: Просвещение, 1978.-С. 399.
  6. , А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: методическое пособие для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. М.: Мозаика Синтез, 2004. — 128 с.
  7. , С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1974. — 383 с. Бабанский, Ю. К. Об управлении процессом воспитательного воздействия / Ю. К. Бабанский // Советская педагогика. — 1971. -№ 8.-С. 33−41.
  8. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1977. — 252 с.
  9. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
  10. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (дидактический аспект) / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — С. 192.
  11. , E.JI. Методические указания по изучению основ организации учебного процесса / Е. Л. Белкин, В. Н. Ефимов, Т. В. Новикова. -М.: Изд. МТИПП. 1981. 144 с.
  12. , Е.Л. Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью / Е. Л. Белкин, В. В. Карпов, П. И. Харнаш. Ярославль: Изд. Ярославского пединститута, 1974. -244 с.
  13. , Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения / Е. Л. Белкин. ЯРОСЛАВЛЬ: Верхне-Волжское книжное издательство, 1982. — 106 с.
  14. , Е.Л. Педагогические основы организации самостоятельной работы учащихся / Е. Л. Белкин, Л. П. Коренев, Н. А. Теребулин. М.: Межвузовская кафедра педагогики и психологии высшей школы Минвуза РСФСР, 1989. — С. 165.
  15. , В.П. Дидактические основы программированного управления процессом обучения / В. П. Беспалько. М.: Высшая школа, 1970.-С.300.
  16. , В.П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько. Воронеж: Изд. Воронежского ун-та, 1977. — 309 с.
  17. , В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М., 1989. — 107 с.
  18. , B.C. Мышление как творчество / B.C. Библер. М.: Политиздат, 1975. — С. 399.
  19. Бим-Бад, Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования / Б.М. Бим-Бад. М.: Открытый российский университет, 1994. — 203 с.
  20. , Т.С. О многомерном подходе к анализу педагогических явлений / Т. С. Битинас // Советская педагогика. 1970. — № 6. — С. 12−16.
  21. , И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М., 1973. — 213 с.
  22. , Д.П. Формирование умственной работы учащихся как путь развития мышления и активизации учащихся / Д. П. Богоявленский // Вопросы психологии. 1962. — № 4. — С. 74−82.
  23. , Дж. Процесс обучения / Дж. Брунер. М.: АПН РСМСР, 1962.-312 с.
  24. , С.И. Условие эффективности руководства усвоением знаний на уроке / С. И. Векслер // Советская педагогика. 1982. -№ 2.-С. 40−41.
  25. JI.A. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и развитие личности дошкольника: Сб. науч. тр. -М., 1990.
  26. , В.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие / В. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман. М.: Педагогическое общество России, 2004.-192 с.
  27. , В.В. Точные методы в организации обучения / В. В. Власов // Высшее образование в России. — 1994. № 4. — С. 103.
  28. , И.Н. Школа XXI века? / И. Н. Волков // Педагогический вестник. 1994. — № 4. — С. 11−14.
  29. , Г. В. Международный симпозиум по проблеме школьной оценки и измерений в педагогике / Г. В. Воробьев // Советская педагогика. 1969. — № 1. — С. 156−158.
  30. , С.И. Об использовании метода тестов при учете успеваемости школьников / С. И. Воскерчьян // Советская педагогика. 1963. — № 10. — С. 12−15.
  31. Воспитание детей в игре / сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик.-М., 1983.- 154 с.
  32. , JI.C. Умственное развитие детей в процессе обучения / JI.C. Выготский. М.: Учпедгиз, 1953. — 135 с.
  33. , JI.C. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. М.: Изд- АПН РСФСР, 1965. — 519 с.
  34. , П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин. Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966.-С. 236−277.
  35. Н.П. Гуманистическая ценностная ориентация деятельности учителей: автореф.дисс.канд. философ. Наук / Н. П. Гапон. Львов, 1990. — 16 с.
  36. , Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста / Е. Гаспарова // Дошкольное воспитание. 1987. — № 7. — С. 45−50.
  37. , Б.С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах / Б. С. Гершунский. М.: Высшая школа, 1980. -144 с.
  38. , Б.А. Моделирование как метод научного исследования / Б. С. Грязнов, Б. С. Дынин, Е. П. Никитин. М.: Изд-во МГУ, 1965. -178 с.
  39. , Г. И. Организация учебно-воспитательного процесса в школе / Г. И. Горская, Р. Г. Чуракова. М.: Просвещение, 1986. — 207 с.
  40. , М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1997. — 134 с.
  41. , И.К. К вопросу об информации // Наука и жизнь. № 3, 1967. -С. 14−27.
  42. , Т. Познаю мир: методические рекомендации по познавательному развитию детей / Т. Гризик // Дошкольное воспитание. 1999. — № 6. — С. 26−31.
  43. , Т. Познаю мир: методические рекомендации по познавательному развитию. Старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. 2002. — № 10. — С. 26−40.
  44. , Г. Н. Любимые детские игры / Г. Н. Гришина. М., 1997.-92 с.
  45. , А.Н. Обучение и игра: методическое пособие / А. Н. Давидчук. -М.: Мозаика-Синтез, 2004. -168 с.
  46. , В.В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1972. — 243 с.
  47. , В.В. Учебная деятельность и моделирование. / В. В. Давыдов, А. У. Варданян. Ереван, 1981. — 220 с.
  48. , Н.Г. Результативность обучения. Как ее выявлять? / Н. Г. Дайри // Народное образование. 1982. — № 9. — С. 41−45.
  49. , Е.Н. Психологические основы стимулирования деятельности учащихся / Е. Н. Данилин // Среднее специальное образование. 1992. — № 3. — С. 14−16.
  50. , Б.И. Организация контроля за учебно-познавательной деятельностью на уроках / Б. И. Дегтярев // Советская педагогика. 1982.-№ 2.-С. 24−26.
  51. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, J1.M. Гурович и др. -СПб.: Детство-Пресс, 1997 -244 с.
  52. Дидактика средней школы / под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975. — 302 с.
  53. , А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистерверг. М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.
  54. , Т.Н. Занятия по изобразительной деятельности с детьми пятого года жизни / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. 1999. — № 3. — С. 10−14.
  55. , Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного пребывания / Т. Н. Доронова. СПб.: Детство-Пресс, 2003. — 96 с.
  56. , В.П. Дошкольная педагогика: технология обучения на семинарских, практических и лабораторных занятиях: учеб. пособие / В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич. Минск, 1997. — 111 с.
  57. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой: в 2 ч. Ч. 2. М., 1988. — 198 с.
  58. , М.И. Совершенствование обучения в техникуме / М. И. Ерецкий. М.: Высшая школа, 1987. — 216 с.
  59. , В.Н. Дидактические основы построения системы контроля на аудиторных занятиях в вузе: автореф. дисс. канд. пед. наук / В. Н. Ефимов. М., 1984. — 17 с.
  60. , Р.И. Воспитание дошкольника в игре / Р. И. Жуковская. Москва. — 1963. — С. 131−295.
  61. , И.К. Дидактическая концепция содержания базового образования / И. К. Журавлев, Л. Я. Зорина, И. Я. Лернер. М.: Изд-во ИТП и МИО РАО, 1993. — С. 162−209.
  62. , В.И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. — 159 с.
  63. , В.И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  64. , В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / В. И. Загвязинский // Инновационные процессы в образовании: сб. трудов ТГУ, 1990. — С. 5−15.
  65. , Л.В. О предмете и методах дидактических исследований / Л. В. Занков. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 148 с.
  66. , Л.В. Дидактика и жизнь / Л. В. Занков. М.: Просвещение, 1968. — 175 с.
  67. , Е. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры / Е. Зворыгина, Н. Комарова // Дошкольное воспитание. 1989. — № 5. — С. 31.
  68. , JI.Я. Средства обучения как система / Л. Я. Зорина // Советская педагогика. 1986. — № 9 — С. 55−58.
  69. , И.О. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников / И. О. Ивакина. — Пенза, 1995. — 154 с.
  70. , Т.А. Педагогика / Т. А. Ильина. М.: Просвещение, 1969.- 574 с.
  71. , Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике / Л. Б. Ительсон. М.: Просвещение, 1964. — 217 с.
  72. Кабанова-Меллер, Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся / Е.Н. Кабанова-Меллер. М.: Просвещение, 1968. — 228 с.
  73. , С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. М.: Издательский центр «Академия», 2001.-416 с.
  74. , О.А. Учебная информация: качество ее усвоения. Возможности совершенствования учебного процесса на основе реализации положений системно-структурной дидактики / О. А. Колесник // Учитель. М., 2004. — № 3. — С. 86−89.
  75. , О.А. Сюжетно-ролевая игра для дошкольников / О. А. Колесник // Учитель. М., 2004. — № 4. — С. 75−79.
  76. , О.А. Дидактическая модель эффективного процесса обучения в вузе и методика ее реализации: учеб. пособие / О. А. Колесник. Майкоп: Изд-во АТУ, 2004. — 86 с.
  77. , Ю.А. Системный подход к анализу воспитательного мероприятия: уч. пособие / Ю. А. Конаржевский.- Челябинск: ЧГПИ, 1980. 93 с.
  78. , М. О программе «Детство» / М. Крухлет // Дошкольное детство. 2004. — № 5. — С. 21−29.
  79. , М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе. Проблемы, методы построения и реализации его системы / М. Р. Кудаев. Майкоп, 1997. — 194 с.
  80. , М.Р. Педагогическая позиция: проблема выбора / М. Р. Кудаев // Образование города на пути к XXI веку. Проблемы исследования, опыт, перспективы: сб. науч. ст. Майкоп, 2000. -выпуск № 1. — С. 71−74.
  81. , М.Р. Дидактика и антисциентизм в науках о человеке (приглашение к дискуссии) / М. Р. Кудаев // Вестник АГУ. — Майкоп, 2001. № 1(5). — С. 95−98.
  82. , М.Р. Интерпретация «знания»: от метафор к дидактическим понятиям «уровни усвоения» и «ступени абстракции» / М. Р. Кудаев // Проблемы современной педагогики и систем образования: сб. мат. Майкоп, 2002. — С. 88−95.
  83. , Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н. В. Кузьмина. JL: Изд-во Ленинград, ун-та, 1967. — 186 с.
  84. , А.А. Условия эффективности и достоверности научного исследования / А. А. Кыверялг // Советская педагогика. 1988.-№ 5.-С. 35−39.
  85. , Л.Н. Алгоритмизация в обучении / Л. Н. Ланда. М.: Радио, 1966. — 192 с.
  86. , Л.А. Логика педагогического процесса / Л. А. Левшин. -М.: Знание, 1980.-96 с.
  87. , И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  88. , И.Я. Стратегия формирования интеллектуального потенциала учащихся / И. Я. Лернер // Проблемыдифференциации и индивидуализации обучения в советской школе. М.: АПН СССР, 1987. — С. 38−45.
  89. , Б.Т. Воспитательные аспекты обучения: учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-ов / Б. Т. Лихачев. — М.: Просвещение, 1982.-191 с.
  90. , Б.Т. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации и переподготовки науч.-пед. кадров / Б. Т. Лихачев. 4-е изд. перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2003. — 607 с.
  91. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  92. , Д.В. Воспитателю о детской игре / Д. Б. Менджерицкая. М., 1982. — 104 с.
  93. , З.К. Методология научного исследования и образования: учеб. пособие для студентов, занимающихся НИР, и аспирантов / З. К. Меретукова. Майкоп: Изд-во АГУ, 2003. — 268 с.
  94. , Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова // Дошкольное воспитание. 1989. — № 4. — С. 23−26.
  95. , Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. -2 е изд., перараб. — М: Изд-во «ГНОМ и Д», 2000. — 96 с.
  96. , Н.Я. Как играть с ребенком Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова Н.А. — М.: Изд-во Акедемический проект. -2001. — 160 с.
  97. , Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения / Н. М. Мочалова. Казань: Изд-во КГУ, 1979. — С. 158.
  98. Мы: Программа экологического образования детей / под ред. Н. Н. Кондратьевой и др. СПб.: Детство-Пресс, 2004 — 240 с.
  99. , Е.А. Логика и математика для дошкольников / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. СПб.: Детство-Пресс, 2004. — 96 с.
  100. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М., 1980. — Гл. 9.
  101. О центре педагогических инноваций. (Приказ Министерства образования РФ и РАО от 11.12.92 г., № 430/59) // Вестник образования, 1993, № 2. С. 89−93.
  102. , Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада / Е. А. Панько. Минск: Высшая школа, 1986. — 125 с.
  103. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 607 с.
  104. , А.В. К психологии активности человека / А. В. Петровский // Вопросы психологии. 1975. — № 3. — С. 26−38.
  105. , А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М., 1982. — 256 с.
  106. , Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
  107. , П.И. Педагогика: уч. пособие. М., 1995. — 637 с.
  108. , В.М. Некоторые вопросы педагогических измерений и оценки. Методы и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся при программированном обучении / В. М. Полонский. -М., 1969.-24 с.
  109. , М.М. Освоение теории и методики оптимизации педагогического процесса в школе: инновационный анализ / М. М. Поташник // Инновационные процессы в образовании: сб. научных трудов ТГУ. Тюмень, 1990. — С. 15−26.
  110. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника / под ред. Т. А. Алиевой, Т. В. Антоновой, Е. П. Арнаутовой и др. М.: Просвещение, 2003. — 335 с.
  111. Психология и педагогика игры дошкольника / под. ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. Москва. — 1956. — С.164−171.
  112. Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада / под ред. Т. Н. Дороновой, В. А. Гербовой, Т. И. Гризик и др. М.: Просвещение, 1994. — 208 с.
  113. , Б.А. Системный подход в перспективном планировании / Б. А. Райзберг, Е. П. Голубков, JI.C. Пекарский. М.: Экономика. 1975.271 с.
  114. , В.Н. Познание и мышление / В. Н. Рейтман. М.: Изд-во «Прогресс», 1968.- 193 с.
  115. , C.JI. О мышлении и путях его исследования / C.JI. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 183 с.
  116. , Ю.А. Очерки психологии ума / Ю. А. Самарин. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 504 с.
  117. , С.И. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие для студентов / С. И. Самыгин, М.В. Буланова-Топоркова, И. П. Дусева и др. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. — 544 с.
  118. Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Э. К. Сусловой, JI.B. Поздняк и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 272 с.
  119. , Л.Г. Преподавание курса дошкольной педагогики в педагогическом училище: пособие для преподавателей и студентов / Л. Г. Семушина, Б. Р. Борщанская, Н. С. Подлесская. -М.: Просвещение, 1990. 125 с.
  120. , В.А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Ситаров. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Акдемия», 2004. — 386 с.
  121. , М.Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1984. — 95 с.
  122. , Б. Наука об учении и искусстве обучения: «Программированное обучение за рубежом» / Б. Скиннер Высшая школа. М., 1968. — С. 23−35.
  123. . В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  124. , В.А. Проблемно-целевой подход к формированию социально-активной личности учителя / В. А. Сластенин Теория и практика высшего педагогического образования. М.: МТПЦ, 1984.-С. 3−15.
  125. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. -Минск: «Современное слово», 2001. 928 с.
  126. , A.M. К вопросу о логической подготовке учителя / A.M. Сохор // Советская педагогика. 1986. — № 9. — С. 82−84.
  127. , Л.Ф. Теория и технология педагогических задач / Л. Ф. Спирин.- М., 1997.- С .19−27.
  128. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М., Изд-во МГУ, 1975. — 353 с.
  129. , Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н. Ф. Талызина. М.: Знание, 1983. — 95 с.
  130. , Т. Анализ развития ролевой игры / Т. Тамаки // Дошкольное воспитание. 1993. — № 2. — С. 50−53.
  131. , O.K. Психология мышления / O.K. Тихомиров. М.: Изд-во МГУ, 1984. -270 с.
  132. , И.И. Проблемы эффективного управления процессом обучения в высшей школе: автореф. дисс. доктора пед. наук / И. И. Тихонов. М., 1968. — 32 с.
  133. , Ю.С. Метод обучения: Методологический анализ дидактической категории / Ю. С. Тюнников. Сочи: РИО СГУТиКД, 2003. — 48 с.
  134. , Д.Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. -М.: Наука, 1966.-203 с.
  135. , А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей / А. П. Усова // Дошкольное воспитание. — 1965. № 10. — С. 7983.
  136. , А.П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова. — М., 1976.-95 с.
  137. К.Д. Избранные педагогические сочинения: Т. 1. / К. Д. Ушинский. М.: Учпедгиз, 1953. — 208 с.
  138. , К.Д. Проблемы педагогики / К. Д. Ушинский. — М.: Изд-во УРАО, 2002. 592 с.
  139. , Е.А. Игра и игрушка / Е. А. Флерина. М., 1973. — 115 с.
  140. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов / Д. Б. Чернилевский. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 437 с.
  141. , Ф.П. Проектирование и реализация эффективного учебного процесса (системный подход) / Ф. П. Хакунова. М.: МГОУ, 2003. -180 с.
  142. , А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А. В. Хуторской. СПб: Питер, 2001. — 544 с.
  143. , JI.X. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / JI.X. Цеева, Н. В. Петрова. Майкоп: редакционно-издательский отдел АГУ, 2004.-232 с.
  144. Т.И. Активизация учения школьников / Т. Н. Шамова. -М.: Педагогика, 1982. 209 с.
  145. , П.А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника / П. А. Шеварев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. -114с.
  146. , Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. М., 1988. — 208 с.
  147. , Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М., 1978. — 304 с.
Заполнить форму текущей работой