Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-трудовая адаптация лиц с нарушениями слуха: На примере создания службы «Карьера» в специальной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Значительных достижений в решении вопросов социальной адаптации достигли зарубежные сурдопедагоги. Мощная научная и государственная поддержка обеспечила создание подразделений в специальных школах, которые выполняли функцию координаторов по вопросам планирования карьеры, продолжения образования, трудоустройства, обеспечивая тем самым психологическую подготовку к началу самостоятельной трудовой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1.
  • ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ В ОБЩЕЙ И
  • СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Эволюция понятий «адаптация», «социальная адаптация» «социально-трудовая адаптация»
    • 1. 2. Изучение вопросов социально-трудовой адаптации в сурдопедагогике
    • 1. 3. Проблема социально-трудовой адаптации лиц с нарушениями слуха за рубежом
  • ГЛАВА 2.
  • ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
    • 2. 1. Методика исследования
    • 2. 2. Характеристика контингента испытуемых
    • 2. 3. Анализ результатов констатирующего эксперимента
  • ГЛАВА 3.
  • ОПТИМИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА (НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ СЛУЖБЫ КАРЬЕРА" В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ)
    • 3. 1. Основные направления деятельности службы «Карьера»
    • 3. 2. Программа подготовки учащихся с нарушениями слуха к самостоятельной трудовой деятельности
    • 3. 3. Анализ эффективности работы по программе подготовки лиц с нарушениями слуха в рамках службы «Карьера»

Социально-трудовая адаптация лиц с нарушениями слуха: На примере создания службы «Карьера» в специальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В настоящее время вопросы профессиональной реабилитации лиц с нарушениями слуха, обеспечение им возможностей для выбора профессий, соответствующих их профессиональным интересам и возможностям, являются одними из приоритетных. Решение такого рода задач может быть осуществлено только в рамках комплексных программ, которым придается большое значение как в нашей стране, так и за рубежом. Реализация принципа социально-адаптирующей направленности специального образования в школах для детей с нарушениями слуха определяет необходимость организации целенаправленной и систематической работы по включению их в активную трудовую деятельность (Т.А. Власова, А. П. Гозова, А. И. Дьячков, Г. Л. Зайцева, С. А. Зыков, Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин).

В связи с реализацией данного принципа усиливается значение образования, имеющего своей целью обеспечить формирование у данной категории учащихся как важнейших общетрудовых умений, так и различных аспектов социальной компетентности, позволяющих вести независимый социально и материально-достаточный для человека образ жизни.

Современный рынок труда предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке и социальной адекватности молодежи, начинающей трудовую жизнь. Молодые люди, в том числе с нарушениями слуха, не всегда могут адаптироваться к новым экономическим условиям. Разнообразие и сложность процессов, возникающих в современном обществе, приводят к необходимости формирования у лиц с нарушениями слуха активной позиции, способствующей решению проблем, связанных с приобретением профессии, подготовкой к трудовой деятельности и трудоустройству, а следовательно, приводящей к повышению уровня социально-трудовой адаптации.

Выявление путей преодоления трудностей, возникающих у лиц с нарушениями слуха при трудоустройстве и на начальном этапе трудовой жизни, призвано способствовать оптимизации протекания социально-трудовой адаптации.

В сурдопедагогике исследование вопросов трудового и профессионального обучения ведется в нескольких направлениях: организация профориентационной работы в специальной школе для детей с нарушениями слуха (А.П.Гозова, О.Г.Гонца) — изучение влияния общеобразовательной и профессиональной подготовки на процессы социально-трудовой адаптации (Г.Н.Пенин) — анализ роли трудового коллектива в процессах адаптации (Н.И.Букун) — определение основных путей профессиональной подготовки лиц с нарушениями слуха (И.В.Цукерман, В.З.Базоев) — создание профессиональных учебных заведений нового типа для лиц с нарушениями слуха (Коровякова Л.П., Васина Л.Г.) — адаптация лиц с нарушениями слуха к обучению в вузе (Речицкая Е.Г., Богданова Т.Г.).

В США, Великобритании, Германии, Польше разрабатываются новые модели организации трудовой подготовки лиц с нарушениями слуха, сочетающие в себе общеобразовательные и профориентирующие структуры. Создаются подразделения, в компетенцию которых входят подготовка к самостоятельной трудовой деятельности, планирование карьеры и трудоустройства юношей и девушек с нарушениями слуха.

Актуальность данного исследования обуславливается необходимостью перестройки существующей системы подготовки лиц с нарушениями слуха к трудовой деятельности и приведения ее в соответствие с запросами современного рынка труда, требованиями общества.

Проблемой настоящего исследования является оптимизация условий социально-трудовой адаптации лиц с нарушениями слуха.

Решение данной проблемы является целью настоящего исследования.

Объект исследования — особенности социально-трудовой адаптации лиц с нарушениями слуха.

Предмет исследования — пути и способы оптимизации подготовки к трудовой деятельности, социально-трудовой адаптации лиц с нарушениями слуха.

В основе данной работы лежит гипотеза о том, что успешность процессов социально-трудовой адаптации лиц с нарушениями слуха определяется качеством подготовки к началу трудовой деятельности. Использование разработанной в нашем исследовании модели специального подразделения (службы «Карьера»), деятельность которого направлена на повышение уровня социально-психологической компетентности в вопросах трудоустройства, формирование навыков социальных взаимодействий и эффективную профессиональную ориентацию, позволит целенаправленно и квалифицированно способствовать социально-трудовой адаптации лиц с нарушениями слуха.

В соответствии с целью исследования и гипотезой были поставлены следующие задачи: провести анализ современных подходов к изучению социально-трудовой адаптации в общей и специальной педагогической и психологической литературе;

— разработать методику исследования особенностей социально-трудовой адаптации лиц с нарушениями слуха;

— выявить факторы, влияющие на процесс социально-трудовой адаптации лиц с нарушениями слуха;

— обосновать направления деятельности специального подразделения в школе для детей с нарушениями слуха, занимающегося подготовкой к трудовой деятельности;

— разработать и апробировать программу подготовки лиц с нарушениями слуха к трудовой деятельности;

— провести анализ эффективности работы по программе подготовки к трудоустройству, в рамках службы «Карьера», лиц с нарушениями слуха.

Методологическую основу исследования составили положения о ведущей роли деятельности в развитии и формировании человека, концепция Л. С. Выготского о социальном воспитании лиц с ограниченными возможностями, о роли трудовой деятельности в формировании личности ребенка с ограниченными возможностями, в реализации их компенсаторных возможностей.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных данных был использован комплекс исследовательских методов, включающий теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, организацию констатирующего и обучающего педагогического эксперимента, сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов, наблюдение за учащимися в группе, анкетирование.

Научная новизна. В проведенном нами исследовании получены принципиально новые данные об особенностях социально-трудовой адаптации лиц с нарушениями слуха, разработаны и научно обоснованы условия оптимизации процессов социально-трудовой адаптации, которые были реализованы в рамках подразделения специальной школы — службы «Карьера» — занимающегося целенаправленной подготовкой данного контингента учащихся к трудовой деятельностираскрыты структура подразделения, содержание его деятельностисоставлена и апробирована программа по подготовке к поиску работы и трудоустройству, предназначенная для повышения уровня социально-психологической компетентности в вопросах профессионально-трудовой деятельности.

Теоретическая значимость. В данном исследовании расширены имеющиеся теоретические представления о процессе социально-трудовой адаптациивыявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия оптимизации процесса социально-трудовой адаптации лиц с нарушениями слухаопределены педагогические технологии подготовки учащихся к самостоятельному поиску работы, трудоустройству и началу трудовой деятельности.

Практическая значимость диссертации обусловлена тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы отражены в научно-методических рекомендациях, применение которых позволяет существенно повысить уровень социально-трудовой адаптации лиц с нарушениями слуха.

Результаты исследования могут быть использованы учителями специальных школ, психологами, социальными педагогами, занимающимися трудоустройством молодежи с ограниченными возможностямив учебном процессе вузов, на курсах повышения квалификации педагогических кадров и социальных работниковв ходе подготовки методических пособий и рекомендаций.

Достоверность и обоснованность положений и выводов, сформулированных в работе, определяется ее методологической основой, обеспечивается опорой на теоретические положения сурдопедагогики и сурдопсихологиииспользованием современных достижений психолого-педагогической наукиразработкой комплекса взаимодополняющих методов, адекватных целям, задачам и логике исследованияпривлечением количественного и качественного анализа данных, полученных в результате проверки гипотезы исследованияреализацией материалов исследования в системе психолого-педагогической работы по социально-трудовой адаптации лиц с нарушениями слуха.

Организация исследования. Экспериментальной базой исследования послужила Московская специальная (коррекционная) профессиональная школа № 483 (1999;2001 г. г.), (ныне школа Центра образования № 1406).

Положения, выносимые на защиту: социально-трудовая адаптация лиц с нарушениями слуха является составной частью социальной адаптации, в процессе которой решаются задачи освоения личностью норм, правил, образцов, стандартов профессионально-трудовой деятельности и реализации социально-профессиональных ожиданийуспешность социально-трудовой адаптации юношей и девушек с нарушениями слуха обусловлена уровнем их социально-психологической компетентности в вопросах трудоустройства, качеством подготовки к самостоятельной трудовой деятельности;

— создание в специальной школе такого подразделения, как служба «Карьера», занимающегося вопросами трудоустройства и планирования карьеры, способствует оптимизации процесса социально-трудовой адаптации лиц с нарушениями слуха.

Выводы.

Повышение эффективности подготовки учащихся к самостоятельной трудовой деятельности было осуществлено путем создания в специальной школе службы «Карьера», цель которой состояла в оказании помощи выпускникам специальной школы в подготовке к поиску работы и трудоустройству. Основными направлениями деятельности службы являлись диагностика профессиональной направленности учащихся, профессиональное информирование, профессиональное консультирование, психологическое сопровождение профессионального выбора.

Анализ особых условий, определяющих успешную социально-трудовую адаптацию лиц с нарушенным слухом, позволил нам разработать программу «Организация поиска работы и трудоустройства», которая значительно повысила эффективность работы в специальной школе лиц с недостатками слуха.

Результаты обучающего эксперимента показали, что лица с нарушениями слуха хорошо усвоили информацию теоретического и практического разделов программы, необходимую при трудоустройстве. Высокий уровень социальной адаптации был отмечен в группе студентов, которые смогли трудоустроиться после завершения обучения по программе. Успешность социально-трудовой адаптации выпускников специальной школы отражалась в увеличении количества учащихся, продолживших образование и поступивших на временную работу.

Проведенное исследование показало, что внедрение в структуру специальной школы службы «Карьера» способствовало увеличению общественной активности, улучшению психологической комфортности, увеличению количества лиц, удовлетворенных работой. Сопоставление данных констатирующего и обучающего экспериментов показало, что в результате внедрения службы «Карьера» в структуру специальной школы, уровень знаний по вопросам трудоустройства вырос во всех группах испытуемых. Объективным критерием успешности социально-трудовой адаптации может служить стабильное увеличение количества трудоустроенных выпускников специальной школы и студентов, прошедших обучение по программе спецкурса в рамках деятельности службы «Карьера».

В целях дальнейшего совершенствования деятельности службы «Карьера» в специальной школе следует придать данной службе статус официального подразделения специальной школы.

Успешность процесса социально-трудовой адаптации в значительной мере зависит от установления преемственности между специальной школой и другими общественными организациями.

Расширение возможностей специальной школы в решении проблемы социально-трудовой адаптации связано с увеличением объема знаний, умений и навыков по вопросам трудоустройства и планированию карьеры. Целенаправленная работа службы «Карьера» способна регулировать все разделы подготовки к самостоятельной трудовой деятельности и планирования карьеры.

Заключение

.

Проведенное нами исследование было посвящено изучению особенностей социально-трудовой адаптации лиц с нарушениями слуха и поиску оптимизации ее условий.

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволил прийти к заключению, что социальная адаптация является феноменом, раскрывающим закономерности отношений человека и общества, позицию личности по отношению к социальному окружению. Ее уровни определяются участвующими и взаимодействующими в них системами: природа — обществообщество — социальные группыобществочеловексоциальная группа — человек.

Человек на основе специфических биологических структур, присущих только ему, выработал социально-опосредованные механизмы адаптации, такие, как трудовая деятельность, сознание, производство средств к жизни, фиксирование и передача итогов своей деятельности в словесной форме, позволяющие ему не только адаптироваться к окружающим условиям, но и изменять их, приспосабливая внешнюю среду к своим социальным потребностям.

В психолого-педагогических исследованиях вопрос адаптации и социальной адаптации рассматривается с позиции взаимодействия личности с социальной средой, в основе которого лежит их взаимопроникновение и взаимоприспособление, а также адаптация к основным формам проявления жизнедеятельности личности. Социальная адаптация предполагает не подчинение обстоятельствам, а жизненную устойчивость в стремлении достичь цели, способность к изменению.

Социально-трудовая адаптация — процесс личностного становления, который приводит поведение и трудовую деятельность человека в соответствие с существующими в нашем обществе и трудовых коллективах нормами, правилами и традициями. Цель социально-трудовой адаптации воспитание и становление личности, способной чувствовать себя комфортно в трудовом коллективе. Этому способствует выполнение некоторых условий: обеспечение каждому учащемуся высокого образовательного уровня, достаточного для самостоятельного познания процессов, происходящих в обществеосуществление профессиональной подготовки и профориентацииобеспечение условий для реализации своих профессиональных ожиданий в общественно полезной и производственной деятельности, оказание психологической и социальной помощи учащимся в период выбора профессии и трудоустройства. Таким образом, социально-трудовая адаптация — составная часть социальной адаптации, при этом решаются задачи усвоения норм производственно-трудовой сферы и реализации социальных ожиданий.

Педагоги специальных школ решают проблему социально-трудовой адаптации через совершенствование системы профессиональной подготовки и профессиональной ориентации, создание специальных предприятий для неслышащих людей. Оптимизация и повышение эффективности подготовки учащихся с нарушенным слухом к самостоятельной жизни предусматривает обучение новым специальностям и психологическое сопровождение профессионального самоопределения.

Значительных достижений в решении вопросов социальной адаптации достигли зарубежные сурдопедагоги. Мощная научная и государственная поддержка обеспечила создание подразделений в специальных школах, которые выполняли функцию координаторов по вопросам планирования карьеры, продолжения образования, трудоустройства, обеспечивая тем самым психологическую подготовку к началу самостоятельной трудовой деятельности. Успешное решение проблемы социальной адаптации во многих школах США, Германии, Великобритании подтверждает наши предположения о необходимости целенаправленной подготовки к трудовой деятельности учащихся специальных школ, включающей в себя вопросы теоретической и практической готовности к трудоустройству.

В ходе исследования был разработан комплекс методик, позволивший выявить специфические особенности социально-трудовой адаптации учащихся с нарушенным слухом. В данный комплекс вошли: анкеты, позволяющие определить уровень социально-психологической компетентности, включающий осведомленность учащихся по правовым и организационным вопросам трудоустройства, практические задания. Использование данного комплекса методик позволило выявить такие факторы, оказывающие влияние на процесс социально-трудовой адаптации лиц с нарушениями слуха как уровень социально-психологической компетентности, развитие личности, мотивы выбора сферы профессиональной деятельности, профессиональные интересы.

Изучение процесса социально-трудовой адаптации юношей и девушек с нарушениями слуха позволило выявить у них такую специфическую особенность, характерную для большинства испытуемых, как низкий уровень социально-психологической компетентности в вопросах трудоустройства. Это обуславливало ряд трудностей в период поиска работы и влияло на качество подготовки учащихся с нарушениями слуха к самостоятельной трудовой деятельности.

Решение проблемы социально-трудовой адаптации лиц с нарушениями слуха в исследовании осуществлялось через создание в специальной школе службы «Карьера». Основные задачи службы: оптимизация путей социально-трудовой адаптации лиц с нарушенным слухомпсихологическое сопровождение профессионального выборарасширение перечня услуг в области профессионального информирования и консультированиякоординация деятельности специалистов школы по подготовки к самостоятельной трудовой деятельности учащихся.

В специальном профессиональном учебном заведении для лиц с нарушенным слухом условием успешной социально-трудовой адаптации, по нашему мнению, является скоординированная работа администрации школы, службы «Карьера» и учащихся. Служба «Карьера» выполняла ведущую функцию в процессе сопровождения профессионального выбора неслышащих учащихся и формирования навыков социально-психологической компетентности, а также организацию и осуществление профессионального самоопределения, информирование о состоянии и конъюнктуре рынка труда, определение конкурентоспособных профессий, пользующихся спросом на рынке трудаконсультирование учащихся по выбору профессии, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации в новых экономических условияхпсихологическая поддержка лиц с нарушениями слуха, содействие в раскрытии личностных ресурсов и сопровождение профессионального выбораорганизация практической деятельности выпускников специальной профессиональной школы, создание временных рабочих мест, организация молодежной практики в целях совершенствования трудовой адаптации.

Для повышения эффективности подготовки учащихся к самостоятельной трудовой деятельности была разработана и апробирована в рамках службы «Карьера» программа «Организация поиска работы и трудоустройства». Сравнительный анализ качества усвоения знаний по программе подготовки показал повышение уровня социально-психологической компетентности в вопросах трудоустройства. Объективным показателем эффективности работы явилось увеличение количества трудоустроенных или продолживших образование учащихся по сравнению с предыдущими годами.

Таким образом, получила подтверждение гипотеза исследования, что успешность процесса социально-трудовой адаптации определяется качеством подготовки к началу трудовой деятельности. Доказано, что на качество подготовки учащихся с нарушениями слуха к трудовой деятельности влияет повышение уровня социально-психологической компетентности в вопросах трудоустройства. Определена необходимость формирования теоретических знаний, повышение уровня правовой и организационной подготовки у лиц с нарушениями слуха. В условиях специально организованного обучения успешно формируются практические навыки делового общения, преодолеваются коммуникативные барьеры при взаимодействиях с другими людьми в ситуациях, связанных с поиском работы. Проведенное исследование показало, что внедрение в структуру специальной школы службы «Карьера» может способствовать решению проблем социальнотрудовой адаптации учащихся выпускных классов специальной школы для лиц с нарушениями слуха и послужить основанием для создания комплексной программы подготовки лиц с нарушениями слуха к самостоятельной трудовой деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Альманах. Выпускник, профессия, карьера. М., 2000. — № 2. — 57 с.
  2. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Москов.
  3. Университета, 1980. 116 с.
  4. П.Р. Политехническое образование школьников. Сближениеобщеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986. 175 с.
  5. В.З. Профессиональное образование глухих (состояние и перспективы). // Дефектология. 1996. — № 6. — С. 18−23.
  6. В.З. Поддержка профессионального образования глухих в Великобритании. // Дефектология. 1997. — № 3. — С. 92 94.
  7. В.З. Становление и развитие системы профессионального образования глухих. Дис.. канд. пед. наук. М., 1998. 128 с.
  8. А.Г., Егоров С. Ф. История сурдопедагогики. М.: Просвещение, 1984.-295 с.
  9. С.А. Основы превентивной психологии. М.: Изд-во «Социальное здоровье России», 1994.-231 с.
  10. Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студентов высших пед. Учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224с.
  11. И.Ю. Об опыте трудоустройства выпускников вспомогательных школ в г. Галее (ГДР). // Дефектология. 1983. — № 5. — С. 74 — 76.
  12. В.А. Сочетание наглядных и словесных методов обучения в процессе профессионально-трудовой подготовки глухих учащихся. — JI. -1984.-30 с.
  13. М. В. Совершенствование коррекционно-развивающей работы с глухими и слабослышащими детьми в условиях специализированного центра реабилитации детей с нарушенным слухом. Дис.. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1998.-С. 188.
  14. Н.И. Некоторые аспекты исследования социально трудовой адаптации выпускников спецшкол Молдавской ССР // Научнопрактические вопросы психиатрии в трудах молодых специалистов РСФСР. М., 1975. — т. 72. — С. 261−266
  15. Н.И. Значение школьного периода профессиональной подготовки глухих для адаптации на производстве. // Дефектология. 1985. — № 2. — С. 18−23.
  16. Э.Л. Особенности адаптации глухих в трудовых коллективах: Дис. .канд. пед наук. -М., 1982.- 146с.
  17. М.С. Особенности профессиональной консультации подростков. // Вопросы психологии. 1984. — № 6. С. 60−63.
  18. Е.Д., Чистякова С. Н. Трудовое воспитание и профориентация подростка. М.: Знание, 1979. — 38 с.
  19. JI.B. Детская инвалидность: социальные аспекты реабилитации. / Дис. .канд. соц. наук. М., 1992- 174 с.
  20. Ю.В. Лекции по социальной педагогике. М., 1998. — 424 с.
  21. Л.Г. Реабилитация через образование. // Дефектология. 1998. -№ 5.-С. 3−7.
  22. В.М. Трудовая и профессиональная подготовка неслышащих школьников. Екатеринбург.: Центр реабилитации, 1994. — 188 с.
  23. К.В. Проблема формирования жизненных планов старшеклассников: Автореф. дисс.. канд. пед. Наук. -М., 1971. 22 с.
  24. В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. -Владивосток, 1983.- 163с.
  25. В.Ю. Философские проблемы адаптации человека. -Владивосток 1998. 63 с.
  26. С.И. Основы профессиональной консультации в центре социально-трудовой адаптации молодежи. М.: Перспектива, 1997. — 62 с.
  27. С.И. Методические основы принятия решения профконсультантом для выдачи обоснованных рекомендаций клиенту. -М.: Перспектива, 2000. 48 с.
  28. С.И., Туснова Е. А. Технология поиска работы и самопрезентации на рынке труда Москвы. М.: Перспектива, 2000. — 60 с.
  29. С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999 — 538 с.
  30. В.А. К вопросу о профилях трудовой подготовки взрослых глухих и уровень квалификации на предприятиях машиностроительной промышленности. Методическое письмо. /НИИ дефектологии АПН РСФСР.-М., 1966- 16 с.
  31. Вол охов А. В. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных организациях. Дис.. докт. пед. наук, Ярославль, 1999. -431 с.
  32. Вопросы теории и практики сурдопедагогики. / Сост. Р. Н. Батов М., -2000.- 110 с.
  33. Вопросы трудового воспитания, профессиональной подготовки и включение аномальных детей и молодежи в жизнь общества: / Под ред. Т. А. Власовой. М., 1983. — 80 с.
  34. Вторая межрегиональная конференция, социальная и профессиональная реабилитация в системе специальных учреждений. // Дефектология. 1998 -№ 6. -С. 71−73.
  35. JI.C. Проблемы дефектологии. / Сост. ав. вступл. ст. и библиогр. Т. М. Лифанова. М.: Просвещение, 1995 — 527 с.
  36. Х.М. Профессионально-трудовая и социальная адаптация глухих в условиях Узбекистана: Дис. .канд. пед. наук. М., 1990. — 116с.
  37. Х.М. Пути повышения уровня социально-трудовой реабилитации выпускников школ для глухих (на материале Узбекской ССР)// Дефектология. 1990. — № 5. — С.47−50
  38. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 43−52.
  39. А.П. Выбор профессии. Учебно-методическое пособие. Л. -1986.-30 с.
  40. А.П. Профессионально-трудовое обучение глухих школьников. -М., 1966.-96 с.
  41. С.М. Профессионально-ориентационная работа в школе глухих. Методические разработки. M.-JL, 1973. — 21 с.
  42. А.П. Психология трудового обучения глухих. М.: Педагогика, 1979.-274 с.
  43. А.П. К проблеме развития системы обучения взрослых глухих. // Дефектология. 1991. -№ 2. — С. 53−57.
  44. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988. — 142 с.
  45. О.Г. Изучение профессиональных интересов глухих учащихся. // Дефектология. 1980. — № 2. — С. 26 — 31.
  46. О.Г. Особенности профессионально-ориентационной работы в специальных учебных заведениях для глухих (на материалах школ для глухих Молдавской ССР) Дисс.. канд. пед. наук. М., 1990. — 155 с.
  47. В.Т. Социализация взрослых инвалидов и детей со специальными потребностями. // Дефектология. 1996. — № 6 — С. 89 — 93.
  48. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. — 272 с.
  49. Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей. // Социальные исследования. 1996. — № 3 — С. 83−90.
  50. Г. А. Социальная адаптация и педагогическая реабилитация несовершеннолетних- организационно управленческий аспект. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993. — 24 с.
  51. Г. В. Кабинет профориентации в средней школе. М., 1986 — 134 с.
  52. Дети инвалиды: Правовая защита семей, воспитывающих детей инвалидов. Сборник нормативных актов. М.: изд. дом «Социальная защита», 1996.-238 с.
  53. Диагностика и коррекция социальной дезориентации подростков. / Под ред. С. А. Беличевой. М., 1999. — 181 с.
  54. В.Г. Социально-трудовые ориентации подростков в условиях перехода к рынку. Дис.. кан. соц. наук. М., 1996. — 140 с.
  55. Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. Психолого-педагогические исследования. М.: Педагогика, 1969. — 215 с.
  56. А.И. Проблема подготовки учащихся специальных школ к практической деятельности. // Специальная школа. 1958. — вып. 5- С. 3−5.
  57. О.Ю., Андреева З. В. Дневник по профориентации для индивидуальной работы ученика. М., 1987. — 92 с.
  58. Г. Л. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы. // Дефектология. -1999.-№ 5.-С. 52.
  59. В.В. Жизненные планы глухих старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1977. — 25 с.
  60. Е.Н. Основы профессиональной ориентации младших школьников: Учебное пособие по спецкурсу. М., 2001. — 27 с.
  61. С.А. Школа для глухих на путях приближения к жизни. В кн.: Обучение и воспитание глухих детей. — М., 1963. — С. 7−20.
  62. Т.С. Характеристика развития выпускников школ для глухих детей. // Дефектология. 2000. — № 6. — С. 88 — 93.
  63. А.И. Проблемы обучения и социальной адаптации глухих (на материалах школ для глухих Молдавской ССР).-Кишинев, 1975.-123 с.
  64. А.И. Некоторые аспекты социализации выпускников специальных школ Молдавской ССР // Дефектология. 1986. — № 4. — С. 14−17.
  65. И.С. Цивилизация и адаптация. М.: Прогресс, 1994. — С. 24.
  66. В.Ю. Социально трудовая адаптация выпускников спецшкол. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1987. — 35 с.
  67. Е.А. Психология профессионала. М.: Воронеж, 1996. 183 с.
  68. Е.А. Психология профессионального самообразования. Ростов-на-Дону. 1996.-492 с.
  69. Е.А. Введение в психологию труда. М., ЮНИТИ, 1998. — 349 с.
  70. Кон И. Е. Социология личности. М.: Мысль, 1997. 81 с.
  71. Кон И.Е. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание, 1988. -182 с.
  72. В.В. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ. Дис.. канд. пед. наук. М., 1990. — 182 с.
  73. Коровякова J1. П. Действительная помощь инвалидам через профессиональное образование. / в сб. Поиск новых решений. М., 2001. -С. 67.
  74. Э.М. Адаптация подростков к рыночным отношениям. // Социальная психология. 1995.-№ 2-С. 141−151.
  75. Кошелева J1.H. Социально-педагогическая адаптация детей с ограниченными возможностями. Дис.. канд. пед. наук. Сургут, 1998. -171 с.
  76. Н.М. Обучение глухонемых устной речи. Александровск, 1911.
  77. Т.Ю., Фирсова Т. А. Впервые на работу. Учебно-практическое пособие. М., 1995. — 43 с.
  78. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития. М., 1998. — 263 с.
  79. Н.Н. Актуальные проблемы специального образования. // Дефектология. 1994. — № 6. — С. 3−9.
  80. И.И. Психолого-педагогическая помощь семье. М.: Знание, 1986.-54 с.
  81. Э.С. Вопросы системного исследования общества. М., 1972. — 13 с.
  82. В.Ф. Состояние профориентационной работы в школе для глухих детей. // Дефектология. 1982. — № 4. — С. 34 — 40.
  83. И.А. Понятие и структура социальной адаптации. Дис.. канд. пед. наук. Л., 1974. — 189 с.
  84. С.Л. Трудовая подготовка учащихся и выпускников вспомогательной школы в новых экономических условиях. // Дефектология. 1994. — № 4. — С. 3 — 8.
  85. Методика индивидуального и дифференцированного подходов к профессиональной адаптации социально незащищенных старших подростков. Методическое пособие /Под ред. С. Н. Чистякова, Е. Н. Землянской. М., 1997. — 53 с.
  86. А.В. Социализация и воспитание. М., 1997. — 96 с.
  87. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск. 1983. — 88с.
  88. JI.A. Общетехническая подготовка глухих школьников. М.: Просвещение, 1970. — 152 с.
  89. М.М. Отношение глухих школьников к профессиям. В кн.: психология глухих детей. / Под ред. И. М. Соловьевой, Ж. И. Шиф и др.- М.: Педагогика, 1971. — С. 403−407.
  90. М.М. О некоторых особенностях формирования мечты у глухих школьников. // Дефектология. 1987. — № 4. — С. 7−9.
  91. О психологическом развитии глухих и нормально слышащих детей. / Под ред. И. М. Соловьева М., Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 372 с.
  92. .И. Формирование темпа трудовой деятельности глухих. В кн.: Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспитании и трудовой подготовки детей с нарушениями умственного и физического развития: Тезисы докладов. -М., 1971.-С. 118−119.
  93. Особенности профессионального обучения глухих. / Под ред. А. П. Гозовой J1., 1975. — 63 с.
  94. Т.П. Педагогические основы социальной адаптации подростков с отклонениями в развитии. Дис.. канд. пед. наук. М., 1987. — 158 с.
  95. Г. Н. Политехническое образование глухих школьников в процессе трудовой и профессиональной подготовки. Автореф. дис. док. пед. наук. -С-П., 1998.-40 с.
  96. О.В. Пути повышения уровня профессиональной подготовки и трудовой адаптации глухих. Дис.. канд. пед. наук. М., 1991. — 116 с.
  97. Поддержка социально незащищенных подростков. / Под ред. А. Я. Журкиной. М., 1997. — 118 с.
  98. Поиск новых решений (из опыта работы школы). Сб. ст. / Под ред. Т. С. Зыковой. М., 2001. — 67 с.
  99. В.А. Психология карьеры. М., 1995. — 127 с.
  100. Ю.И. Из опыта работы по социальной и трудовой реабилитации подростков с интеллектуальной недостаточностью. // Дефектология. -1995.-№ 1.-С. 46−48.
  101. Популярная психология для родителей. / Под ред. А. А. Бодалева. М: Педагогика, 1989. — 120 с.
  102. Права глухих. / Состав. В. З. Базоев. М., 1996. — 182 с.
  103. Проблемы социальной адаптации воспитанников коррекционных школ-интернатов 8 вида для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Москва — Боровичи, 2000. — 119 с.
  104. Программа адаптационного курса для детей-сирот. «Презентационные технологии». М., 2000. — 52 с.
  105. Программа курса дополнительного образования для детей-сирот. «Технология профессионального самоопределения и трудоустройства». -М., 2000.-32 с.
  106. Профессиональная ориентация молодежи. / Под ред. К. К. Платонова. -М.: Высшая школа, 1978. 67 с.
  107. Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ. / Под ред. В. Н. Шубкина, Д. Д. Константиновского. М., 1996. — 79 с.
  108. Е.Ю. Использование тренингов в технологии трудоустройства. М., 2000. — 19 с.
  109. Е.Ю. Совершенствование умений эффективного общения. --М., 2000.- 18 с.
  110. Психологическая диагностика: учебное пособие. / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М., 1997. — 304 с.
  111. Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего возраста. // Дефектология. 1997. — № 4. — С. 67−79.
  112. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие / Авт. коллектив: JI. M Митина., И. Н. Грызлова, И.В. Вочкова-М.: Фалинга, 1998. 184 с.
  113. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. / Под ред. С. А. Беличевой. М., 1999. — 181 с.
  114. Развитие письменной деловой речи взрослых глухих учащихся в процессе профессионального обучения. / Под ред. И. А. Шестаковой. JL, 1981.-30 с.
  115. Т.А., Шляхта Н. Ф. Психологические методы изучения личности. М., 1998. — 264 с.
  116. Г. В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков, рабочая тетрадь. М., 2000 — 127 с.
  117. Т.В. Я и моя профессия. Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. М., 2000. — 79 с.
  118. М. Как найти высокооплачиваемую работы с помощью INTERNET. М., 1999. — 192 с.
  119. Е.Г., Богданова Т. Г. Высшее дефектологическое образование лиц с нарушениями слуха/ Сб. Международная конференция по аномальному развитию детей и подростков. М., 1004. — С.68
  120. Е.Г., Богданова Т.Г Особенности подготовки студентов с нарушениями слуха в педагогическом университете./ Сб. Дефектология: Современные проблемы обучения и воспитания. Санкт-Питербург, 1999. -С. 50−51.
  121. В.А. Организация профориентационной работы в развитых капиталистических странах. М.: Высшая школа, 1987. — 95 с.
  122. В.А. Профессиональная ориентация и подготовка рабочих кадров в Великобритании. М.: Высшая школа, 1991. — 137 с.
  123. А.Д. Профессиональная ориентация учащихся. М: Просвещение, 1988. — 233 с.
  124. Словарь основных понятий по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. / Под редакцией J1.H. Гусляковой. -Барнаул, 1997. 64 с.
  125. С.Р. Когда в семье ребенок-инвалид. // Социальные исследования. 1999. — № 1. — С. 83−89.
  126. B.C. Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи. М., 1997. — 94 с.
  127. Совершенствование учебно-воспитательной работы в вечерних и профессиональных школах для глухих и слабослышащих. / Под ред. Гозовой А. П. Л., 1986. — 79 с.
  128. И. В. Комфортная педагогическая среда основа успешной социальной реабилитации глухого ребенка со сложной структурой дефекта. // Тезис докладов в сб. Поиск новых решений. — М., 2000.
  129. Социальная адаптация детей с нарушением слуха на основе вибратонального метода. / Состав: В. М. Астафьева. М., 2000. — 100 с.
  130. Социальная педагогика и социальная работа: основные понятия и сущность. / Под ред. В. Н. Гуровой. Ставрополь, 1998. — 84 с.
  131. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / Под ред. Н. М. Назаровой. М: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
  132. Социальная работа в России. Прошлое и настоящие. / Под ред. В. Н. Гуровой. Москва — Ставрополь, 1998. — 341 с.
  133. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов. / Под ред. А. И. Осадчик. -М., 1997.- 182 с.
  134. Социально-профессиональное самоопределение учащихся: диагностические материалы в помощь учителям профориентации. / Состав.
  135. Е.Д. Волкова и др., изд. Брянского государственного педагогического университета, 1995. 170 с.
  136. Социально-психологический и диагностический инструментарий. / Под ред. С. А. Беличевой. М., 1997. — 198 с.
  137. Справочник по трудоустройству инвалидов по слуху г. Москвы. М., 2001.-63 с.
  138. В.В. Учащихся необходимо готовить к жизни основательно. // Дефектология. 1993. -№ 1. — С. 35 — 39.
  139. Н.А. Пути совершенствования технологии подготовки учителей -Челябинск: ЧПИ, 1991. 58с.
  140. Трудовое обучение, профессиональная адаптация лиц с недостатками слуха. (Методические рекомендации для учителей спец. школ) / Респ. совет пед. общества МССР, секция дефектологии., составитель Н. И. Букун и др., Кишинев, 1980. 36 с.
  141. О.И. Тесты. Профориентация. Выбор профессии. -Волгоград, 1998.-47 с.
  142. М.В. История социальной работы в России: учебное пособие для вузов. М., 1999. — 256 с.
  143. Целевая программа «Дети инвалиды» разработанная отделом по делам семьи, материнства и детства. (Из опыта управления социальными процессами). М., 1996. — 95 с.
  144. И.В. Организация профессиональной подготовки глухих за рубежом. // Дефектология. 1993. — № 6. — С. 52 — 54.
  145. И.В. Проблемы социализации выпускников специальных школ для детей с нарушением слуха. // Дефектология. 1998. — № 1. — С. 42 -46.
  146. И.В. Трудовая деятельность глухих и слабослышащих выпускников вузов и техникумов. // Дефектология. 1988. — № 2. — С. 7680.
  147. JI.M., Дроздов Ю. А. Социальная адаптация и трудоустройство выпускников специальных школ. // Дефектология. 1983. — № 1. — С. 27−31.
  148. И.А. Социально-педагогические основы воспитания трудолюбия в теории и практике трудовой деятельности// Дис.. .док. пед. наук. Челябинск, 1990. — 354с.
  149. В.Н. Обучение глухих учащихся пониманию чертежей: метод разработки / НИИ дефектологии АПН СССР. Л. востан. центр ВОГ. — Д., 1972.-39 с.
  150. Т.А. Взаимосвязь общего и трудового обучения в профессиональных учебных для глухих и слабослышащих. // Дефектология. 1991. -№ 2. — С. 54 — 60.
  151. Шульга Т. И, Олиференко Л. Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях спец. помощи и поддержки. М., 1997.-99с.
  152. Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Владос, 1995.-544 с.
  153. A.M. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы. // Дефектология. 1996. -№ 4.-С. 24−28.
  154. У. Профессионально-общественная адаптация людей с нарушениями слуха // Дефектология. 1991. — № 3. — С.70−72
  155. М.И. Трудоустройство выпускников вспомогательной школы. //Дефектология, 1971. — № 1. — С. 37 — 39.
  156. Н. Д. Проблемы компенсации глухоты. Киев, 1976. — 167 с.
  157. American Era-Science Comes Alive At The Seashore. West Hartford, 1999. — 16 p.
  158. California School For The Deaf. Course Catalog. California, 1997−1998. -44 p.
  159. California Scool For The Deaf. Career Center Operations Manual. California, 1997, — 18 p.
  160. Career Choice- The Royal National Institute for deaf people. London, 1997. — 20p.
  161. CSDR- High School Department. Student-Parent Orientation, 1997. 41 p.
  162. Deaf students in Postsecondary Education. National Centre for Education Statistics. U.S. Departament of Education. London and New York, 1992. -249p.
  163. Handbook. California, 1994. — 120 p.164. «High education act»,(P.L. 89−329), 1965, P.L.. 9998 p.
  164. J.Harvey. «Public Education and Handicapped.» Journal of Research and Development in Education. 12, no. 1:1−9.1979
  165. King SJ. Postsecondary education. San Diego, California, College-Hill Press, 1996. -P.231−256
  166. Lane Harlan. When the Mind Hears. The History of the Deaf. Random House. -New York, 1984, — 155 p.
  167. Moores F. Donald. Educating the Deaf. Houghton Miffin Company Boston Toronto Geneva, Illinois Palo Alto. Princeton. New Jersey, 1995. — P.62−64
  168. Rochester School For Deaf, Рочесте, 199Ш992
  169. Rochester School For Deaf. Support Services. Rochester, 1997. — 14 p.
  170. Rochester School For the Deaf. Rochester, 1997. — 8 p.
  171. Summary of Existing Legislation Affecting People with Disabilities. U.S. Departament of Education, June. 1992. 28 p.
  172. Taking it farther- The Royal National Institute for deaf people. London, 1992.-20p.
  173. Watson Douglas. Education and Job in the United States. 1997. 149 p.
Заполнить форму текущей работой