Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессиональной мобильности студентов информационных специальностей в техникуме

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На втором этапе педагогического эксперимента, формирующем (2006 — 2007 гг.), был изучен и проанализирован уровень подготовки студентов информационных специальностей и выявлены причины, обуславливающие невысокий уровень профессиональной мобильности студентов информационных специальностей (отсутствие ориентации в информационном пространстве, отсутствие вариативности использования разных языков… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОЦЕССА! ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ТЕХНИКУМЕ
    • 1. 1. Особенности требований государственного образовательного стандарта по подготовке студентов информационных специальностей* в среднем профессиональном образовании
    • 1. 2. Профессиональная мобильность как качество личности специалиста
    • 1. 3. Структурно-содержательные характеристики^ профессиональной мобильности студентов информационных, специальностей в техникуме
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ТЕХНИКУМЕ
    • 2. 1. Модель формирования профессиональной мобильности у студентов информационных специальностей в техникуме
    • 2. 2. Методические подходы к формированию профессиональной мобильности у студентов информационных специальностей в техникуме
    • 2. 3. Результаты экспериментального исследования процесса формирования профессиональной мобильности студентов информационных специальностей в техникуме
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Формирование профессиональной мобильности студентов информационных специальностей в техникуме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации отмечается, что основополагающим фактором развития современных информационных и коммуникационных технологий, являются не средства вычислительной техники, а кадры, способные ставить содержательные задачи и находить новые области эффективного приложения и использования* компьютеров: Современные темпы развития науки и промышленности, появление новых технологий требуют от учебных заведений постоянного усовершенствования образовательных программ в такой быстроразвивающейся отрасли как информационные и коммуникационные технологии.

Интенсивное развитие и обновление информационных и коммуникационных технологий непрерывно изменяют качество и условия профессиональной деятельности специалистов данной, отрасли, заставляя' работника на протяжении всей его жизни неоднократно осваивать новые способы и виды деятельности в профессии, повышать, уровень квалификации и образования, оперативно обновлять свои знания, гибко ориентируясь в непрерывно изменяющейся информационной среде. Чтобы быть успешным и востребованным в своей профессии специалист в любойобласти, а особенно в области информационных и коммуникационных технологий, должен обладать определенными личностными качествами — быть подвижным, готовым к любым изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, т. е. быть мобильным.

Как показывает практика, стихийно, спонтанно, непосредственно под воздействием социальной среды или сложившихся обстоятельств такие качества формируются далеко не у всех людей. Напротив, значительная их часть испытывает большие трудности при изменении социальных или профессиональных условий, и тогда отсутствие мобильности может стать причиной серьезных психологических проблем личности.

Эта ситуация актуализирует задачу подготовки специалиста в области информационных и коммуникационных технологий к жизни в современном быстро меняющемся мире путем формирования профессиональной мобильности как особого личностного качества, и основная ответственность за решение этой важнейшей задачи ложится^ на профессиональное образование.

Базовыми для разработки проблемы формирования профессиональной мобильности являются исследования, непосредственно связанные с идеей профессионального развития личности, а также научные труды, посвященные проблеме организации процесса и достижения качества профессиональной подготовки (А.И. Архангельский, Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина и др.)

Некоторые аспекты изучения профессиональной мобильности * освещаются в. педагогических исследованиях по проблемам формирования профессиональной компетентности специалистов разного профиля, i поскольку профессиональная, мобильность рассматривается ими как одна из важнейших составляющих профессиональной компетентности (В .И. Андреев, А. А. Вербицкий, Б. С. Гершунский, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. А. Козырев, А. К. Маркова и др.)

Проведенный нами анализ источников показывает, что исследование профессиональной мобильности в научно-педагогическом аспекте только начинается, многие выявленные характеристики этого качества личности нуждаются' в более глубоком и всестороннем изучении (Э.Ф. Зеер, Д. В. Чернилевский, М. И. Дьяченко, J1.A. Кандыбович, Д. Мартене, А. Шелтон и др.). Например, нами не обнаружено исследований по формированию профессиональной мобильности у будущих специалистов в области информационных и коммуникационных технологий.

Анализ исследований, посвященных проблемам профессионального образования, позволил выделить следующие противоречия:

— между потребностями рынка труда, общества, государства в мобильных специалистах в области информационных и коммуникационных технологий и уровнем подготовки студентов информационных специальностей;

— между темпами развитияотраслиинформационных и коммуникационных технологий и отставанием учебно-методических программ и курсов в профессиональном образовании;

— между количественным: и качественным усложнением потоков информации и ограниченными возможностями индивидуумовв их переработке, усвоении и эффективном-использовании:

Указанныепротиворечия порождают проблему исследования: какимдолжен быть, процесс формирования} профессиональной мобильности: у студентов информационных специальностей в техникуме.

Учитывая: профессиональную значимость и недостаточную практическую разработанность данной проблемы, была сформулирована V темаисследования: «Формирование профессиональной мобильности студентов информационных специальностей в техникуме «.

Цель исследования: разработать, научно обосновать, и экспериментально проверить процесс формирования профессиональной мобильности у студентов информационных специальностей в техникуме.

Объект исследованияпрофессиональная подготовка студентов, информационных специальностей в техникуме, направленная на формирование профессиональной мобильности.

Предмет исследования — процесс формирования^ профессиональной мобильности у студентов информационных специальностей в техникуме.

Гипотеза исследования: формирование профессиональной мобильности у студентов информационных специальностей в техникуме будет эффективнымесли: определена сущность и структурные компоненты профессиональной мобильности специалистов информационных специальностей- — спроектирована и реализована модель формирования, профессиональной мобильности у студентов информационных специальностей в техникумеразработано? и внедрено в учебный процесс методическое обеспечение формирования профессиональной мобильности у студентов информационных специальностей в техникуме.

Для проверки гипотезыв процессе исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Определить степень разработанности проблемы формирования профессиональной мобильности в! теории"и практике.

2. Раскрыть ' сущность понятия «профессиональнаямобильность специалистов, информационных специальностей"^ определить его структуру и уровневые показатели.

3. Разработать модельформирования профессиональной мобильности у студентовинформационных специальностей? в техникуме.

4. Разработать методическое обеспечение формирования профессиональною мобильности у студентов информационных специальностей в техникуме.

5. Экспериментально проверить эффективность процесса формирования^ профессиональной мобильности у студентов" информационных специальностей в техникуме:

Теоретико-методологическую основу исследования составили: философия, образования, теоретические: основы профессионального образования! и профессиональной педагогики (11.В. Кузьмина [70], В. В Андреева [4]. Ю. К. Бабанский [9,10], П. Я. Гальперин [20^, 21, 22];

B.А. Сластенин [97], В. И. Шашков [107], Ю. Н. Петров [82], С. М. Маркова [75] и др.) — теории компетентностного подхода (И.А. Зимняя [55, 56, 57], Э. Зеер [52/ 53, 54], Дж. Равен [88], Ю. Г. Татур [401, 102], А. В. Хуторской [104],

C.Е. Шишов и др.), проблемно-модульного подхода (М.А. Чошанов [106], П. А. Юцявичене [109], BiC. Идиатулин [60] и др.) личностнодеятельностного подхода (Е.В. Бондаревская [17], Дж. Дьюи [36], Е. С. Полат [83], В. В. Сериков [16], И.С. Якиманская* [110, 111] и др) к проектированию педагогических системположения обучения и воспитания., в области информационных и коммуникационных технологий (О.А. Козлов [65], В. В. Андреева [4], Д. Ю. Усенков [103], С. Д. Каракозов [63], А. А. Кузнецов [69], Е. А. Ракитина и др.) — основные идеи информатизации образования (И.В. Роберт [89, 90, 91, 92, 93], О. А. Козлов [65], Г. А. Кручинина [67], В. Н. Юрин, Е. С. Полат [83], А. В. Хуторской [104], И-.F. Захарова [50] и др.).

Методы исследования'. теоретические методы, (анализ педагогической, психологической, методической литературы) — эмпирические методы (изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование) — экспериментальные методы (констатирующий, формирующий и контролирующий этапы педагогического эксперименты) — метод количественной и качественной оценки полученных результатов (статистическая и компьютернаяобработка" данных, их оформление в виде диаграмм и таблиц).

База исследования. Базой исследования явился факультет среднего профессионального образования ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет».

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2005 по 2009 гг.

На констатирующем этапе (2005 — 2006 г. г.) педагогического эксперимента определялось общее направление исследованияанализировалось состояние проблемы на основе изучения философской, психолого-педагогической и методической литературы, а также диссертационных работ, сопряженных с проблемой данного исследованияопределялся объект, предмет, рабочая гипотеза и научный аппарат исследования.

На втором этапе педагогического эксперимента, формирующем (2006 — 2007 гг.), был изучен и проанализирован уровень подготовки студентов информационных специальностей и выявлены причины, обуславливающие невысокий уровень профессиональной мобильности студентов информационных специальностей (отсутствие ориентации в информационном пространстве, отсутствие вариативности использования разных языков, и сред программирования в зависимости от поставленной задачи, неспособность правильно подобрать технологию для решения любой производственной задачи). Также были изучены и проанализированы основные используемые в данное время методики преподавания различных методов программирования. Для определения начального уровня знаний студентов информационных специальностей по общей информатике, основам программированияи математической логике, а также по s выделенным нами компонентам профессиональной мобильности были сформированы системы тестовых заданий и контрольных работ. Результатом второго этапа педагогического эксперимента явилась разработка представленной в данном диссертационном исследовании модели формирования профессиональной мобильности студентов информационных специальностей в техникуме.

Контролирующий этап эксперимента проходил с 2007 г. по 2009 г. на базе факультета среднего профессионального образования Волжского государственного инженерно-педагогического университета в рамках подготовки студентов по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». Была проведена апробация предложенной моделиобрабатывались и обобщались результаты исследованияформулировались выводы, оформлялось диссертационное исследование.

Научная новизна исследования состоит в следующем: определена, сущность понятия «профессиональная мобильность специалистов в области информационных и коммуникационных технологий», заключающаяся в готовности к быстрой смене выполняемых заданий в рамках своей специальности на основе приобретенных знаний и умений использования различных информационных и коммуникационных технологий, а также в возможности быстрого и качественного освоения новых для субъекта деятельности информационных и коммуникационных технологий и внедрения их в его профессиональную деятельностьразработана модель формирования профессиональной мобильности у студентов информационных специальностейв техникуме, обеспечивающая непрерывное профессиональное развитие студентов, в которой определены цель, компоненты формирования профессиональной мобильности студентов информационных специальностей техникума, а также определены критерии оценки сформированности профессиональной мобильностисоздано методическое обеспечение формирования профессиональной мобильности у студентов информационных специальностей в техникуме, направленное на формирование мотивационно-ценностного отношения^ к будущей профессиональной деятельности, формирование профессиональных знаний и умений. '

Теоретическая значимость исследования: теоретически обоснована необходимость формирования профессиональной мобильности у студентов информационных специальностей в техникумеопределены сущность и структура понятия «профессиональная мобильность специалистов в области информационных и коммуникационных технологий», включающего такие компоненты как готовность, знания, умения, опыт и отношениеопределены компоненты профессиональной мобильности специалистов в области информационных и коммуникационных технологий: готовность, знания, умения, опыт, отношениевыделены компоненты формированияпрофессиональной мобильности: мотивационно-ценностный, структурно-содержательный, организационно-деятельностный, аналитико-корректировочный. ч

Практическая значимость исследования: разработанная модель формирования профессиональной мобильности студентов информационных специальностей в техникуме реализована в процессе профессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальности «Программное обеспечение вычислительной техникии автоматизированных систем» на факультете среднего профессионального образования ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет»;

— — разработан и внедрен комплект диагностических материалов, позволяющий оценить уровень сформированности профессиональной мобильности студентов информационных специальностей техникумаразработано и внедрено в учебный процесс учебное пособие «Программирование в средах семейства Pascal и в среде Delphi» для студентов специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем" — экспериментально доказана эффективность внедрения разработанной модели формирования профессиональной мобильности студентов информационных специальностей техникума.

Положения, выносимые на защиту:

1. Авторское определение понятия «профессиональная мобильность специалистов в области информационных и коммуникационных технологий», которая рассматривается как готовность к быстрой смене выполняемых заданий в рамках своей специальности на основе приобретенных знаний и умений использования различных информационных и коммуникационных технологий, возможность быстрого и качественного освоения новых длясубъекта деятельности информационных и коммуникационных технологий и внедрения их в его профессиональную деятельность. Различают горизонтальную и вертикальную мобильность специалиста в области информационных и коммуникационных технологий.

2. Разработанная модель формирования профессиональной мобильности студентов информационных специальностей, в которой определены цель, компоненты, критерии оценки сформированности профессиональной мобильности студентов информационных специальностей техникума, обеспечивает непрерывное профессиональное развитие студентов информационных специальностей техникума.

3. Разработанное методическое обеспечение процесса формирования профессиональной мобильности студентов1 информационных специальностей, включающее модульный учебный план, модульную программу, систему модулей по курсу «Основы алгоритмизациии программирования», учебно-методическое пособие, комплект диагностических материалов, способствует формированию у студентов информационных специальностей такого профессионально-личностного качеств как профессиональная мобильность.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждаются методологической обоснованностью теоретических положений, использованием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его целям и задачам, ориентацией на компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы, личным участием автора в проведении педагогического эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения обсуждались на семинарах и заседаниях кафедр математики и информатики, профессиональной педагогики, естественнонаучных дисциплин ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет» (2006;2009 гг.), Международных, Всероссийских и межвузовских научно-практических конференций преподавателей вузов, ученых и специалистов «Использование информационных технологий в процессе профессиональной подготовки специалистов» (Н. Новгород, 2006 г.), «Развитие творческого наследия С .Я. Батышева в системе непрерывного профессионального образования» (Н. Новгород, 2007 г.), «Инновации в системе непрерывного профессионального образования» (Н. Новгород, 2009 г.), «Наука и молодежь» (Н. Новгород, 2009 г.), «Математические методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании» (Пенза 2005 г.).

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

1. На основе проведенного анализа сущности и структуры понятия «профессиональная мобильность» построена модель формирования профессиональной мобильности у студентов информационных специальностей в техникуме, содержащая компоненты формирования профессиональной мобильности, методическое обеспечение процесса ее формирования и критерии оценки ее сформированности.. 2. Определены три уровня сформированности профессиональной-мобильности у студентов информационных специальностей в техникуме:

1) низкий уровень — минимальная степень сформированности профессиональной мобильности у студентов информационных специальностей;

2) средний уровень — сформированность качеств профессиональной мобильности у студентов информационных специальностей на уровне решения достаточно стандартных практических заданий;

3) высокий уровень — осуществление профессиональной деятельности. в сфере телекоммуникаций и информационных технологий на' уровне профессионального мастерства.

3. В рамках дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования» разработано методическое обеспечение, реализующее формирование компонентов профессиональной мобильности у студентов информационных специальностей в техникуме и состоящее из структуры и содержания дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования», учебно-методического пособия «Программирование в средах семейства Pascal и в среде Delphi» и системы тестовых заданий и контрольных работ. 4. В основу разработанного методического обеспечения, кроме' требований, предъявляемых государственным образовательным стандартом, также положены структурно-содержательные характеристики профессиональной мобильности студентов информационных специальностей в техникуме.

5. Для определения влияния разработанных теоретических положений и методического обеспечения .на «эффективность формирования профессиональной мобильности будущих специалистов в области информационных и коммуникационных технологий — в процессе профессиональной подготовки был проведен педагогический эксперимент.

6. Проведенное исследование показало целесообразность применения разработанного методического обеспечения для формирования профессиональной мобильности студентов информационных специальностей в техникуме.

1. Определены содержание и сущность понятия «профессиональная мобильность специалистов информационных специальностей», заключающаяся в готовности к быстрой смене. выполняемых заданий в рамках своей специальности на основе Приобретенных знаний и умений использования различных информационных и коммуникационных технологий, возможности быстрого и качественного освоения новых для субъекта деятельности информационных и коммуникационных технологий и внедрения их в его профессиональную деятельность.

Горизонтальная мобильность специалиста в области информационных и коммуникационных технологий рассматривается нами как готовность специалиста к переходу от использования одной. информационной и коммуникационной технологии: (или их группе)'к другой-таким образом, что специалист остается ¦ на том же уровне в плане профессиональной деятельности.

Вертикальная мобильность специалиста в области информационных и коммуникационных технологий рассматривается нами как готовность специалиста к переходу от использования одной информационной и коммуникационной технологии или их группе к другой таким образом, чтобы произошел переход данного субъекта деятельности из одного профессионального уровня специалистов на другой профессиональный уровень.. ."

•2. Выделены компоненты профессиональной мобильности специалистов в области информационных и коммуникационных технологий: готовность, знания, умения, опыт, отношение.

3. Разработана модель формирования профессиональной мобильности у студентов информационных специальностей в техникуме, обеспечивающая непрерывное профессиональное ¦¦ развитие студентов, в которойопределены цель, (конкурентоспособный специалист в области информационных и коммуникационных технологий)^" компоненты, (мотивационно-ценностный, структурно-содержательный, организационно-деятельностный, аналитико-коррекционный), методическое., обеспечение формирования профессиональной'- мобильности студентов информационных специальностей техникума, а также определены критерии оценки сформированное&tradeпрофессиональноймобильности;

4- Разработано методическое. обеспечение формирования: прбфессиональнЬй мобильности: у.> .<�ч. студентов информационных специальностей в техникуме, состоящее из: модульного учебного планамодульнойпрограммы, системы модулейпо курсу «Основы алгоритмизации: и программирования" — учебно-методического» пособия, включающего совокупность профессиональных задач, лабораторных работ в средах Pascalи Delphiкомплекта диагностических материаловпозволяющего оценить уровень сформированностш профессиональноймобильности у студентов информационных специш1ЬностеЙ! технивума:

5. Экспериментально5 доказана: эффективность внедрения разработанной модели? для формирования’профессиональной мобильности у студентов информационных, специальностей? техникумаЭксперимент показал, что овладение компонентамипрофессиональной Мобильностиу студентов экспериментальной группы успешней по сравнению со студентами контрольной группы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя //Педагогика.—1998/-№ 1.-С. 72−75
  2. Л.А. Профессионально-педагогическая мобильность учителя как целевая установка высшего педагогического образования //AlmaMater: вестн. высш. шк.-2004.-№ 1.-С. 55−60.
  3. Л.А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования: диссертация. доктора педагогических наук: .— Уфа, 2009
  4. В.В. Проектирование и реализация системы многоуровневой подготовки специалистов в «области информационных технологий!- дйс> дбкт. пед. наук: 13.00.08 / В. В. Андреева.-Н.Новгород: ВГИПУ, 2005.-375 с
  5. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе / С. И. Архангельский.-М.: Высшая школа, 1974.-384 с.
  6. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы—М.: Высшая школа, 1980—368 с.
  7. С.И., Мизинцев В. П. Качественно-количественные критерии оценки научно-познавательного процесса // Новые методы и средства обучения. М.: 1989.-№ 3.
  8. Л.К. (Оренбургский' государственный университет) -Универсализация и профессиональная мобильность в подготовке специалистов. // Материалы IX-ого фестиваля гумайитарных наук „0ренбург-2003″, .-Оренбург, 2003
  9. Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский.-М.: Педагогика, 1982.-192 с.
  10. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности / Ю.К. Бабанский-М.: Педагогика, 1981.-95 с. 11 .Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов — М.: Логос, 2007.
  11. Ю.К., Коваль А. Г. Мотивация и’стимулирование персонала: основы построения системы стимулирования „Маркетинг в России и за рубежом“, № 7, 2002 г.
  12. С.А. Информатика“ и . информационные технологии (гуманитарный профиль) // Информатика: еженед. прил. к газете „Первое сентября“. -1998.-№ 39. С. 19−22. .
  13. С.А. Моделирование и формализация — М.: Лаборатория Базовых знаний, 2002.-336 с.
  14. П.М. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель // Американская социологическая мысль, под ред. В .И. Добренькова.- М., 1994.
  15. В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: о, т идеи к образовательной программе //-Перемены: пед. журнал—2004—№ 2 — С. 130−139с.
  16. Е.В. Ценностные основания' личностно ориентированного воспитания // Педагогика — 1995—№ 4 — С. 11−17.
  17. П. Социология социального пространства : в 2-х т./ пер. с фр.- общ. ред. и послесл. Н. А. Шматко. Институт экспериментальной социологии (Москва) — -СПб.: Алетейя, 2005.
  18. Я.А. Новые разработки для образования // Информатика и образование-1993.-№ 2. -С. 2−7., .
  19. Гальперин П: Я. Организацияумственной деятельности и эффективность обучения / П. Я. Гальперин // Возрастная и педагогическая психология—Пермь, 1974 ' '
  20. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Кн. Исследование мышления в советской психологии.— М., 1966.
  21. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П. Я. Гальперин // Сб. Психологическая наука в СССР.- М., 1975.-Т.1
  22. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы —М.: Педагогика, 1910.-264 с
  23. .С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах —М.: Высшая"школа, 1980.-144 '
  24. .С. Философия образования для XXI века /— М.:-Совершенство, 1998.-С. 69. i
  25. JI.B. Профессиональная мобильность специалиста в контексте компетентностного подхода // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск „Педагогика“. —2006—№ 3
  26. JI.B. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: диссертация. доктора педагогических наук, Ростов-На-Дону, 2006.
  27. JI.B. Событийность как предпосылка проявления мобильности человека / JI.B. Горюнова. // Гуманитарные и-социально-экономические науки. Спецвыпуск „Педагогика“. -2006. -№ 1.
  28. JI.B. Составляющие профессиональной мобильности современного специалиста // Изв. высш. учеб. заведений. Поволжский регион. Общественные науки.—2007—№ 1.-С. 63−68.
  29. Л.В. Теоретико-методологические основания4 стратегии изучения феномена профессиональной мобильности// Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск „Педагогика“. —2006.-№.2 ' ' ' '» .
  30. Ю.Ю. Психология профессиональной мобильности личности: диссертация кандидата психологических наук —Краснодар: -2007.-е. 169. «««
  31. А.Н. Адаптация молодежи к социальным изменениям // Социальные изменения в России и молодежь.-М., 1997.
  32. Е.В. Профессиональная мобильность как один из критериев качества образования. диссертация кандидата педагогических наук:.—Иркутск, 2007
  33. Дж. Психология и педагогика мышления / пер. с англ. Н. М. Никольского- под ред. и с предисл. Н. Д. Виноградова.-М.: Мир, 1919.
  34. М.И., Кандыбович Л. А., Кандыбович С. Л. Психология -высшей школы. Серия: Библиотека практической психологии — Минкс: Харвест, 2006"/
  35. В.Н. Компетентностный подход в подготовке студентов информационных специальностей // Педагогическое мастерство- в современных условиях: сборник статей. Волгоград, 2009.—С. 61−65.
  36. , В.Н. Методики преподавания^ программирования' // Математические методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании: сборник статей- XVI Международная научно-практическая конференция—Пенза, 2005.-С. 261−263.
  37. В.Н. Методические особенности обучения студентов информационных специальностей // «Информатика и образование».— М.-2009.-№ 1.-С. 119−124.
  38. В.Н. Модель формирования профессиональной мобильности студентов информационных специальностей // Наука и. молодежь :
  39. Материалы Х-ой научно-практической, конференции—Н.Новгород:' ВГИПУ, 2009: — Т.2.-С. 96−105.
  40. В.Н. Педагогические условия- формирования профессиональной^ мобильности» студентов информационных специальностей в техникуме// Наука и молодежь. Материалы Х-ой научно-практической конференции.-Н.Новгород: ВГИПУ, 2009 — Т.2. -С. 106−111.
  41. В.Н. Применение объектно-ориентированного.подхода при проектировании системы знаний// Использование информационных- технологий в процессе профессиональной подготовки специалистов:'-» •*•
  42. Труды IV Межвузовской научно-практической конференциипреподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов вузов* /15 ноября 2006 г.).-Н.Новгород: ВГИПУ, 2006.-С. 86−89
  43. В.Н. Программирование в средах семейства Pascal и в среде Delphi: учебно-методическое пособие-Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. — С. 106 с. .
  44. Заславская Т. И Современное российское общество: проблемы и перспективы. // Общественные науки и современность—2004.—№ 5,6. -С. 5−19.
  45. Т.И. Социентальная трансформация российского1' общества: деятельностно-структурная концепция.-М.: Дело, 2003-С.68.
  46. И.Д. Информационные технологии* в образовании: учеб.• пособие -для студ. высш. пед. учеб. заведений /-2-е изд., стер.— Mi: *f ,/ ^ Л
  47. Издательский центр «Академия», 2005−192 с:
  48. Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социологические исследования—2000.-№"6.
  49. Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. № 3.
  50. Э.Ф. Психология профессий: учебное пособце для вузов.-5-ое изд., перераб. и доп. / ВУЗ.-М.: Академический проект, Фонд Мир, 2008
  51. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня-2003—№ 5
  52. И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования : межд.конф. «Образовательные программы в аспирантуре РГГУ» (Москва) 12.05.2006 / Российский государственный гуманитарный университет Электронный ресурс. —URL: www.rsuh.ru •• •
  53. .М. Профессиональная мобильность учителя: организационно-педагогический, аспект // Известия Уральского государственного университета.-2008.-№ 56.-G. 34−40.
  54. .М. Системно-интегративная подготовка профессионально-мобильных педагогов: диссертация доктора педагогических наук: — — М., 2008
  55. B.C. Когнитивная -технология обучения студентов-Ижевск: Шеп, 2002.-180 с.
  56. Каймина JI. JI: Модульная интегративная1 методическая система информационного образования в- курсе информатики педагогического вуза. Дисс. канд. пед. наук-Спб, 1996 — 119 с.
  57. Ю.И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрогога в контексте социокультурной образовательной политики региона: диссертация доктора педагогических наук:.—СПб., 2001 .^70 с
  58. С.Д., Никитин/, Н: Вг,* -Уваров А. Ю. Компьютерные системы дистанционного обучения’в региональном университетскомкомплексе // Вестник Барнаульского пед. Университета -Барнаул, 2005
  59. В.А. Гуманитарная образовательная среда: языковая культура:.-СПб.: РГПУ им. Герцена, 1999
  60. Г. А. Готовность будущего учителя к исрользованию новых информационных технологий обучения: Монография. — М.: Изд-во МПГУ «Прометей», 1996. 176 с.
  61. А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе. Автореф. докт. дисс. —Kl., 1988.
  62. , Н.В. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие /-Л.: ЛГУ, 1980 431 с.
  63. М.Б., Соколова Е. И. Методика применения учебных элементов в курсе информатики // Информатика и образование. — 1998.-№ 4.-С. 23−26.
  64. С.М. Роль политической культуры // Пределы власти—1994.— № 2−3
  65. Ю.А. Мотивация и эффективное управление персоналом — М.: Финпресс, 2007
  66. А.К. Психология профессионализма.-М.: Знание, 1996 — 308с., ' 'г '''
  67. С.М. Основные 'дидактические категории общей и профессиональной педагогики / С.М. Маркова—Н.Новгород: ВГИПА, 2002.- 60 с. .
  68. Л.П. Формирование профессиональной мобильности специалистов технического профиля средствами иностранного языка. // Меркулова Л. П.: диссертация доктора педагогических наук: 13.00.08, .-Самара, 2008.
  69. А.В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология.-Спб.: Академический проект,'2004
  70. Э.А. Развитие социально-профессиональной мобильности студентов в образовательной среде вуза: автореф. дис. канд. пед. наук Тобол, гос. пед. ин-т им. Д. И. Менделеева — Омск, 2001—19 с.
  71. Е.Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Неделько Е. Г.: .— Магнитогорск, 2007
  72. Е.А. Педагогические условия формированияпрофессиональной мобильности, будущего педагога.: диссертация-кандидата педагогических наук:.-Иркутск, 2007.-199 с.
  73. Об образовании: федер. закон Рос.Федерации от 10 июля 1992 N 3266−1 (в ред. от 17 июля.2009 № 148-ФЗ) Электронный ресурс.— Доступ из справ-правовой системы «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/popular/edu/ (дата обращения: 01.08.2009).
  74. Ю.Н. Организационно-педагогические' основы управления непрерывным многоуровневым профессиональным образованием — Н:Новгород: ВГИПИ, 1999.-172 с.
  75. Е.С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.-М.: Академия, 2007
  76. Примерная программа учебной дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования». -М.: Издательский отдел ИПР1. СПО, 2005.-22 с ' ' «
  77. Н.С. Активные • методы профессиональногосамоопределения. М.: Московский городской психолого* j>педегогический институт, АНО «Центр «Развивающее образование», 2001.-86 с.
  78. Н.С. Профориентация* в школе: игры, упражнения, опросники (8−11' классы). — М: Вако, 2005. 288-с.
  79. . E.JI. Профессиональная компетентность будущего учителя- как общие условие формирования профессионально значимых личностных качеств //Наука и школа-2003.-№ 6.-G. 5−8
  80. Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация — М., 2002.
  81. И.В. О’понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование.-2002.-№ 12.-С. 2−6.90:Роберт И. В. О понятийном аппарате информатизации, образования-// Информатика и образование-2003 № 1-С. 2−9.
  82. Роберт И: В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование-2003.-№ 2.-С. 8 -14.
  83. И.В. Современные .^информационные технологии в' образовании: дидактические проблемы-- перспективы использования. — М.: Просвещение, 1994.-205 с.
  84. И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). — М.: ИИО1. РАО, 2008.-312 с.
  85. М.Н. Социальная дифференциация и интеграция // Вестник АН СССР.-1991.-№ 7.
  86. Н.В. Роль инновационного развития высшей школы в профессиональной мобильности» молодежи: диссертация кандидата социологических наук: —Иркутск, 2006
  87. В.А. Психология и педагогика. М: Издательский центр «Академия», 2001 — 334.'
  88. Сорокин- П. А. Социальная мобильность / пер. • с англ. М. В. Соколовой. -Москва: М.: Academia: LVS, 2005
  89. Социологический словарь / Липсет С: М. и- др.-М.: Экономика, 2004.1001 Сухов А. А. Трудовая, мобильность при социализме—М., 1981
  90. Ю.Г. Компетентностныйг.подход в описании результатов и проектировании- стандартов • высшего профессионального образования—М., 2004
  91. Ю.Г. Компетентность с структуре модели качества подготовки специалиста//Высшее образование сегодня—2004 — № 3.
  92. Усенков Д.Ю. INTEL DEVELOPER FORUM 2003: делать новые вещи по новому // Информатика и образование.—2004. —№ 2 —С. 43.
  93. Д.В. Инновационные подхода организации обучения // Специалист—1997.-№ 4 -С. 26−28.
  94. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. -М., 1996. ««
  95. В.И. Педагогическая технология в учебном процессе. Учебное пособие-Н.Новгород, 1998.-С. 57 17с-
  96. И.Г. Развитие компетенции руководителей школ в вопросах управления персоналом в муниципальной системе образования, дис. канд. пед. наук / Омский гос. пед. ун-т.-Омск, 2007.
  97. П.А. Теория и практика модульного обучения — Каунас, : Швиеса, 1989.
  98. И.С. Психологические основы математического образования: учеб. пособие.-М.: Академия, 2004
  99. И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе (Библиотека журнала «Директор школы»).-М.: Сентябрь, 2000.-176 с.
  100. S.M. «Social Structure and Mobility in Economic Development» with Neil J. Smelser (1966), ISBN 829 009 108.
  101. Рег.№ 04−2203-П • 14 мая 2004 г.
  102. ТО.Ф Теоретическое обучение — дисциплины федерального компонента 5019 3892 1425 100огсэ.оо Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины 917 712 480 ргсэ.01 Основы философии. «,. -А 44» 3 •
  103. ОГСЭ.02 Основы права *: -32 4 2огсэ. оз Русский язык и культура речи 56 10 2
  104. ОГСЭ.04 Иностранный язык 228 228 2−5
  105. ОГСЭ.05 Физическая культура 228 220 2−5
  106. ОГСЭ.Об Социальная психология 64 10 2−4'
  107. ОГСЭ.07 Основы экономики «' «' * 2−4'
  108. ОГСЭ.08 Основы социологии И политологии • 2−4
  109. ДВ.ОО Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением 60 8 * «* 2−4
  110. ЕН.00 Математические и общие естественнонауч ные дисциплины 330 244 70 ¦
  111. ЕН.01 Элементы высшей математики 150 50 2
  112. ЕН.02 Экологические основы природ опо льзован * ия 32 3
  113. ЕН.ОЗ Математические основы защиты информации 62' 20 5
  114. ОПД.ОО Общепрофессион альные дисциплины 1892 1480 479 20 • /
  115. ОПД.01 Информационные технологии 50 20 2
  116. ОПД.02 Операционные системы и среды 120 50 2опд. оз Метрология, стандартизация и сертификация 40 10 3
  117. ОПД.04 Дискретная математика 90 20 201ТД.05 Основы алгоритмизации и программировали я 180 • 80 ~ 2,3
  118. ОПД.06 Архитектура ЭВМ 80 30 2
  119. ОПД.07 Технические средства информатизации* 60 20 2
  120. ОПД.08, Базы данных 90 305. 3
  121. ОПД.09 Теория вероятностей и математическая статистика. 7.0... .30 2
  122. ОПД.Ю Численные- методы 70 20 3.4: •опд.и Компьютерные: сети • г- 80 25
  123. ОГЩ.12 Правовое обеспечение профессиональной деятельности. 48 8 ' 4
  124. ОПД.13 Экономика: отрасли 80* 20 20 4
  125. ОПД.14 Менеджмент. 32 4 :
  126. ОПД.15 Безопасность жизнедеятелыгост и 80:.. 26 3 •.
  127. ОПД.16 Управление качеством 62 20: ' 5
  128. ОВД 17 Управление, персоналом 62-: 30 5 •-
  129. ОПД.18 Основы. исследовательской: деятельности .:., 62 20.. 5 «
  130. ОВД 19 • Правовое обеспечение. информационных технологий 62 10 ' ' 5 .'•
  131. Основы компьютерной стеганографии 62 10 5
  132. СД.00 Специальные дисциплины 1732- 1342 396 80
  133. СД.01 Математические методы 98 20 3.4
  134. Индекс Элементы учебного процесса, учебные дисциплины Время в недел ях Максима льная учебная нагрузка студента, часов Обязательная учебная нагрузка, часов Рекомен дуемый курс изучени явсего в том числе лаб. и • прак заня тия выпо лнен не курс овых
  135. СД.02 Технология разработки программных продуктов • 120-. 20 30
  136. СД.ОЗ Программное обеспечение компьютерных сетей 100 30 ' • / 3.4
  137. СД.04 Разработка и эксплуатация удаленных баз данных 100 40 3.4
  138. СД.05 Пакеты прикладных программ 100 40 3.4
  139. СД.06 Информационная безопасность 80 20 3.4
  140. СД.07 Основы построения автоматизированн ых инф ормационных систем. 50 б ' > / 3
  141. СД.08 Программно-аппаратные методы защиты информации 80 20 5
  142. СД.ДС Дисциплины специализации, 250 • • -80 3.4
  143. СЦВ).оо дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением. •»» .
  144. СД.УП.ОО Направление углубленной подготовки 302 100 20 5
  145. СД.РУВ.00 Резерв учебного времени 62 20 5
  146. ДВ.00 Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые 148 114 5
  147. ТО.Р Теоретическое обучение дисциплины регионального (национально- регионального) компонента • 281 212 2.5
  148. ДФ.00 Дисциплины факультативные • 456 • 2.5к Консультации (на каждую учебную группу на весь период обучения) 400 2. S
  149. ПП.00 Производственна я (профессиональн ая) практика 27/31 > 2.5
  150. ПА.00 Промежуточная аттестация 6 ~2.5
  151. ИГА.00 Итоговая государственная аттестация 11/7 ' 2.5
  152. РВ Резерв времени образовательного учреждения 7 2.5
  153. ВК Время каникулярное 34 2.51 Итого: 199
  154. Содержание разделов дисциплины «Основы алгоритмизацйи и программирования"1. Понятие алгоритмизации.
  155. Эволюция языков программирования.
  156. Типы данных INTEGER, BYTE,» REAL'- CHAR, BOOLEAN, TEXT, их назначение и использование. Задачи на стандартные типы данных. Перечисляемый тип, его применение. Интервальный тип, его применение.6. Операторы ввода-вывода.
  157. Оператор цикла с предусловием. Оператор цикла с постусловием. Оператор цикла с параметром. Задачи на операторы цикла8. Массивы.
  158. Понятие массива. Типы индекса. Тип элементов массива. Задачи на одномерные массивы. Двумерные массивы, их описание. Ввод — вывод массивов.9. Строковые переменные.
  159. Тип String. Строка как одномерный массив. Строковая переменная. Процедуры и функции для работы со 'строковой переменной. Задачи на' строковые переменные.
  160. Свойства типов данных, определяемых программистом. Понятие порядковых типов. Понятие простых типов. • Типизированныеконстанты. Задачи на типы данных, определяемых программистом.11. Функции.
  161. Структура записи. Поля записи. Оператор присоединения With.
  162. Множества и операции над ними. Элементы теории множеств. Операции над значениями множественного типа. Задачи на множественный тип. М.Файлы.
  163. Какая из перечисленных логических операций являетсяунарной?
  164. A. Логическое отрицание Б. Логическое сложение1. B. Логическое умножение1. Г. Исключающее ИЛИ2.
  165. Какая алгоритмическая конструкция изображена на блоксхеме?1. Серия1 Серия Z i|1. A. цикл1. Б. ветвление
  166. B. подпрограмма Г. линейная
  167. Растровый графический файл содержит черно-белое изображение (без градаций серого) размером 100*100 точек. Каков информационный объем этого файла?
  168. A. юооо бит ' ' Б. 10 000 байт1. B. 10 Кбайт Т. 1000 бит
  169. Значением логической переменной может являться.
  170. A. любое число Б. любой текст1. B. истина или ложь
Заполнить форму текущей работой