Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инновационное развитие системы управления безопасностью полетов государственной авиации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложены основные направления развития инноваций в области информационных технологий в системе обеспечения безопасности полетов воздушных судов государственной авиации РФ, разработаны рекомендации по использованию инновационных технологий в разрабатываемой авиационной системе. К ним следует отнести: создание Комплекса средств информационной поддержки управления безопасностью полетов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ
    • 1. 1. Теоретические основы формирования инновационной системы управления безопасностью полетов государственной авиации
    • 1. 2. Исследование проблемы обеспечения безопасности полетов государственной авиации
  • Глава 2. РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ
    • 2. 1. Системный подход к обеспечению безопасности полетов государственной авиации Российской Федерации как объекту инновационного развития
    • 2. 2. Анализ современных решений по управлению рисками в области безопасности полетов
    • 2. 3. Текущее состояние автоматизированных систем в области обеспечения безопасности полетов государственной авиации
  • Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ
    • 3. 1. Снижение риска как основной фактор формирования инновационной системы управления безопасностью полетов воздушных судов
    • 3. 2. Инновационное развитие информационных технологий в системе обеспечения безопасности полетов воздушных судов государственной авиации
    • 3. 3. Концептуальная архитектура инновационных решений по созданию системы управления безопасностью полетов государственной авиации

Инновационное развитие системы управления безопасностью полетов государственной авиации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. В условиях реализации стратегии индустриально-инновационного развития страны модернизация государственной авиации Российской Федерации (РФ) приобрела характер социально-экономического процесса, определяющего судьбу отечественной авиации. Изменения факторов производства в данной сфере стали выражаться в возрастании их информационной, интеллектуальной и инновационной составляющих.

Одной из важных составляющих комплекса проблем инновационного развития Российской Федерации является развитие инновационных технологий в системе обеспечения безопасности полетов государственной авиации, построенной на основе мировых стандартов и, прежде всего, практики и рекомендаций Международной организации ИКАО, являющихся гарантией безаварийности полетов воздушных судов.

Актуальность проблемы инновационного развития системы управления безопасностью полетов государственной авиации детерминирована следующими факторами.

Во-первых, высокий уровень аварийности в государственной авиации РФ является одним из основных факторов, влияющих на ее готовность к выполнению поставленных перед ней задач. С 1995 года по 2012 год общие потери государственной авиации составили более 420 воздушных судов, при этом погибло более тысячи человек. В таких обстоятельствах относительный показатель (число авиационных происшествий на 100 тыс. часов налета), характеризующий уровень аварийности, в течение 30 лет находится на уровне 4−5 авиационных происшествий на 100 тыс. часов налета, в то время как в ведущих авиационных державах этот показатель в 2 и более раза ниже1.

1 См.: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rusys.ru/index.phtml-100 050 667.htm.

Во-вторых, степень зависимости развития безопасности полетов государственной авиации от деятельности государства требует дополнительного исследования и научного обоснования. Отсутствие теоретических и методических разработок по различным аспектам государственного регулирования безопасности полетов государственной авиации не позволяют сегодня проводить единую политику в данной области. Кроме того, вопросы, связанные с влиянием законодательной и исполнительной власти на эффективность системы управления безопасностью полетов также в недостаточной степени освещены в научных трудах.

В-третьих, пристальное изучение проблемы безопасности полетов показывает, что существующие информационные технологии по обеспечению безопасности полетов устарели. Если вместо них будут разработаны и внедрены в практику новые технологии, отвечающие современным условиям, то это можно будет считать одним из величайших достижений авиации за все время, прошедшее с тех пор, как поднялся в воздух первый самолет. Повышение безопасности полетов посредством внедрения информационно-аналитических систем безопасности полетовпрямая обязанность авиационных руководителей и летного состава, которые должны объединить свои усилия для достижения максимальных успехов в этой области.

В связи с этим в целях более правильного принятия управленческих решений и сокращения времени на принятие этих решений в условиях увеличения авиационного парка современных воздушных судов и увеличения интенсивности самих полетов важнейшей задачей инновационного развития государственной авиации является в первую очередь создание информационно-аналитических систем безопасности полетов и систем контроля полетных данных, содержащих элементы искусственного интеллекта.

Степень разработанности проблемы. В научной литературе проблемы развития инновационных технологий в системе обеспечения безопасности полетов государственной авиации практически не рассматривались. Ранее изучались лишь отдельные стороны функционирования авиации Вооруженных Сил Российской Федерации, включая устоявшуюся систему безопасности полетов. Это не позволяло выявить общесистемные организационные и экономические закономерности развития инновационных технологий в интересах обеспечения безопасности полетов отечественной авиации.

Общие вопросы развития проблемы обеспечения безопасности полетов авиации рассматривались такими авторами как Байнетов С. Д., Гузий А. Г., Гойденко A.C., Ерусалимский М. А., Лебедев A.M., Лесных Ю. И., Новожилов Г. В., Неймарк М. С., Цесарский Л. Г., Федосов Е.А.1 и др.

Совершенствованию организационно-экономического механизма обеспечения безопасности полетов в гражданской авиации была посвящена диссертационная работа Уварова Р. В., а в Вооруженных Силах Российской Федерации — диссертационная работа Ковнерева М.А.

См.: Байнетов С. Д. Безопасностью полетов необходимо управлять // Авиапанорама, 2008. — № 4. — Режим доступа: http://www.arms-expo.ru/site.xp.- Гузий А. Г. Методическое обеспечение мониторинга безопасности полетов, его количественного оценивания, анализа и практического прогнозирования // Материалы доклада на 5-ой Международной конференции «Безопасность авиатранспортного комплекса» 20 февраля 2012 г. //http://www.aex.ru/docs/4/2012/4/27/1559/- Ерусалимский М. Безопасность полетов с позиций авиационной промышленности / Федеральное государственное унитарное предприятие «АВИАПРОМСЕРВИС». — URL: http://www.aviapromservice.ru/bpap.html (дата обращения: 03.09.2012) — Лебедев A.M. Оценка мероприятий по повышению уровня безопасности полетов величиной предотвращенного ущерба от авиационных происшествий // Научный вестник Ульяновского ВАУ ГА (И), 2008. — № 1. — С. 36−42- Лесных Ю. И. Влияние неблагоприятных условий на безопасность полетов воздушных судов // Безопасность жизнедеятельности, 2005. — № 5. — С. 45−49- Новожилов Г. В., Неймарк М. С., Цесарский Л. Г. Безопасность полета самолета. Концепция и технология. -М.: Машиностроение, 2003; Авиация ВВС России и научно-технический прогресс: Боевые комплексы и системы вчера, сегодня, завтра // Под ред. Е. А. Федосова Е. А. — М.: Дрофа, 2005 и др.

2 См.: Уваров Р. В. Совершенствование организационно-экономического механизма обеспечения безопасности полетов: Дисс. канд. экон. наук. — М., 2005. 3 См.: Ковнерев М. А. Совершенствование организационно-экономического механизма обеспечения безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации: Дисс. канд. экон. наук. — М.: Военный университет, 2011.

Созданию автоматизированной системы прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий в авиапредприятии посвящена работа Бутова A.A., Орлова А. И., Шарова В. Д., Макарова В.П.1.

Вопросам создания инновационных комплексов посвящена работа, написанная коллективом ведущих специалистов научно-исследовательских институтов (НИИ) и опытно-конструкторских бюро (ОКБ) России под редакцией Федосова Е.А.2.

В части проектирования инновационных продуктов и методологического обеспечения предотвращения авиационных происшествий весомый вклад внесли Байнетов С. Д., Иванов Д. В., 5.

Казанкин Е.А., Невмянов И. А., Шамшин В. Г. и др.

Отдельным вопросам совершенствования организационно-экономического механизма обеспечения безопасности полетов были посвящены диссертационные работы таких авторов как Гойденко A.C., Кренева Г. В., Быкова В. А., Борисенко Д. В., Шарипова Р.Н.4 и др.

См.: Бутов A.A., Орлов А. И., Шаров В. Д., Макаров В. П. Разработка автоматизированной системы прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий в авиапредприятии // Идеи К. Э. Циолковского: прошлое, настоящее, будущее: Материалы XLVII Научных чтений памяти К. Э. Циолковского — Калуга: Издательство «Эйдос», 2012.

2 См.: Авиация ВВС России и научно-технический прогресс. Боевые комплексы и системы вчера, сегодня завтра / под ред. Е. А. Федосова. — М Дрофа, 2005.

3 См.: Иванов Д. В., Казанкин Е. А., Невмянов И. А. Технология автоматизации проектирования программного обеспечения встроенных систем // http://www.rusys.ru/index.phtml-aid= 100 050 649. htmБайнетов С.Д., Шамшин С. С. Методика оценки эффективности мероприятий по предотвращению авиационных происшествий // Военная мысль, 2007. — № 10- Байнетов С. Д., Кодола В. Г. Преодоление воздействия стрессовых ситуаций в экстремальных и боевых условиях авиационной деятельности путем повышения компетентности персонала авиационной системы // Вестник Академии военных наук, 2008. — № 24.

4 См.: Гойденко A.C. Совершенствование системы управления наземным обслуживанием воздушных судов в аэропорту: Дисс. канд. экон. наук. — М., 2004; Кренева Г. В. Управление ресурсами авиапредприятия с целью обеспечения и поддержания заданного уровня безопасности полетов воздушных судов: Дисс. канд. экон. наук. — М., 1999; Быков В. А. Механизм контроллинга в системе управления экономической безопасностью федеральных государственных унитарных предприятий Министерства обороны РФ на примере ремонтных предприятий Военно-Воздушных Сил: Дисс. канд. экон. наук. -Ярославль, 2006; Борисенко Д. В. Оптимизация издержек на техническое обслуживание и ремонт магистральных воздушных судов иностранного производства: Дисс. канд. экон. наук. — М., 2007; Шарипова Р. Н. Организационно-методическое обеспечение социально.

Основные подходы к решению проблемы инновационного развития безопасности полетов государственной авиации рассмотрены в Федеральной целевой программе «Обеспечение безопасности полетов воздушных судов государственной авиации Российской Федерации в 2011 — 2015 годах1».

Однако в настоящее время в России общий уровень разработанности проблемы развития инновационных технологий в системе обеспечения безопасности полетов государственной авиации находится на относительно низком уровне. На наш взгляд, это связано с тем, что различные авторы рассматривают только отдельные локальные вопросы инновационного развития системы обеспечения безопасности полетов государственной авиации, без учета потребностей в создании единой Системы управления безопасностью полетов государственной авиации, направленной на выявление факторов риска, их всестороннего анализа и разработки ресурсно-обоснованных предложений по их локализации авиационным структурам, органам военного управления и предприятиям промышленности.

Наличие недоработок в сфере создания инновационных технологий в системе управления безопасностью полетов государственной авиации, обеспечивающих предупреждение авиационных происшествий подтверждает актуальность темы диссертационного исследования, определяют цель и задачи его выполнения.

В связи с этим можно сделать вывод о том, что многие аспекты проблемы создания инновационных технологий в системе обеспечения безопасности полетов государственной авиации Российской Федерации не получили необходимого развития. Эти соображения определили выбор темы, объект, предмет, цели и постановку конкретных задач данного диссертационного исследования. экономических показателей системы подготовки воздушных судов к рейсу: Дисс. канд. экон. наук. — Уфа, 2004.

См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 г. «О федеральной целевой программе «Обеспечение безопасности полетов воздушных судов государственной авиации Российской Федерации в 2011 — 2015 годах» № 307 // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/review/1 027 777.html.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является развитие теоретико-методических основ создания инновационных технологий в системе управления безопасности полетов государственной авиации.

Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи диссертационного исследования:

— раскрыть содержание инноваций и исследования проблем структуры инновационной системы управления безопасностью полетов государственной авиации;

— провести анализ текущего состояния аварийности воздушных судов в качестве объекта приложения современных инновационных технологий в авиационной системе;

— рассмотреть возможность применения комплексного подхода в процессе формирования и функционирования системы обеспечения безопасности полетов государственной авиации, имеющего инновационный характер;

— исследовать зарубежный опыт оценки степени риска прогнозируемых событий, предотвращение которых является основной задачей существующих систем безопасности полетов;

— провести сравнительный анализ текущего состояния инновационных технологий в информационных системах, направленных на обеспечение безопасности полетов воздушных судовопределить основные направления совершенствования инновационных процессов выявления факторов риска безопасности полетовконцептуально сформулировать архитектуру инновационных решений построения общей системы управления безопасностью полетов государственной авиации, направленную на создание единого информационного пространства безопасности полетов.

Поставленные задачи определили логику и структуру диссертационного исследования.

Объектом исследования является процесс организации и функционирования системы безопасности полетов государственной авиации Российской Федерации.

Предмет исследования — организационно-экономические отношения, возникающие в процессе инновационного развития системы управления безопасностью полетов государственной авиации Российской Федерации.

Методологическая, теоретическая и эмпирическая база исследования. Методологической и теоретической базой исследования являются фундаментальные труды и результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики обеспечения безопасности полетов воздушных судов, инновационной деятельности в этой сфере, а также международные, федеральные и региональные нормативные правовые акты по исследуемой проблеме, публикации в периодических и отраслевых изданиях, материалы научно-практических конференций и семинаров.

Информационной базой исследования послужили нормативные правовые акты, регулирующие инновационную деятельность, информация Росстата, организационно-распорядительные документы профильных министерств и ведомств, экспертные оценки и результаты консультаций с руководителями органов безопасности полетов государственной авиации Российской Федерации.

Для решения поставленных задач использовались методы системного, функционального, статистического и сравнительного анализа.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании авторского комплексного подхода к пониманию инновационного развития системы управления безопасностью полетов государственной авиации Российской Федерации, который позволяет разработать концепцию построения единой информационно-аналитической системы в сфере обеспечения безопасности полетов. Реализация данной концепции обеспечит адекватное современным условиям использование результатов инноваций в различных областях авиационной деятельности, непосредственно влияющих на сферу безопасности полетов воздушных судов.

Предметно положения научной новизны диссертации состоят в следующем.

1. Уточнены концептуальные, базовые особенности инновации, инновационного процесса, инновационных технологий управления, их место в общей системе управления безопасностью полетов. Введена в научный оборот авторская трактовка понятия «инновационная система управления безопасностью полетов государственной авиации». Предложена авторская концепция формирования инновационной системы управления безопасностью полетов государственной авиации, основу которой составляет ряд концептуальных положений организации инновационных систем в области обеспечения безопасности полетов воздушных судов.

2. На основе анализа текущего состояния аварийности воздушных судов зарубежной и отечественной авиации, а также опыта оценки степени риска обоснована возможность реализации комплексного подхода по формированию системы обеспечения безопасности полетов государственной авиации, представляющего собой комплекс правил и мер инновационного характера, направленных на повышение уровня безопасности полетов, обеспечивающих полный цикл мероприятий, начиная от выявления опасных факторов до принятия эффективных управленческих решений. Основными компонентами системы должны являться: научно-обоснованный набор инновационных мероприятий по выявлению факторов, влекущих за собой угрозы безопасности полетов и устранению (снижению) их негативного воздействия в ходе авиационной деятельностиотлаженная система взаимодействия и взаимоотношения между элементами авиационной структурыдеятельность специальных организационно-штатных элементов, обеспечивающих постоянное внимание руководства и авиационного персонала к проблемам безопасности полетов.

3. Разработана Схема функционирования системы управления безопасности полетов государственной авиации. Автор полагает, что развитие системы управления безопасностью полетов государственной авиации в части совершенствования процесса выявления факторов риска должно проходить по трем основным направлениям: 1) подготовка авиационного персонала, включая его профессиональную и психофизиологическую подготовку- 2) создание, изготовление, эксплуатация и ремонт авиационной техники- 3) организация, подготовка и выполнение полетов.

4. Предложены основные направления развития инноваций в области информационных технологий в системе обеспечения безопасности полетов воздушных судов государственной авиации РФ, разработаны рекомендации по использованию инновационных технологий в разрабатываемой авиационной системе. К ним следует отнести: создание Комплекса средств информационной поддержки управления безопасностью полетов государственной авиациисоздание программных средств ведения баз данных и знаний по выявленным опасным факторам и авиационным происшествиямразработка и внедрение программно-аппаратных средств обеспечения обработки, анализа и документирования параметрической, аудиои видеоинформации в интересах расследований авиационных происшествийсоздание Систем зависимого наблюденияразработка и внедрение программно-аппаратных комплексов ситуационного анализа и моделированияразработка и внедрение автоматизированных средств контроля, оценки, прогнозирования и документирования психофизиологического состояния авиационного персоналаразработка и поставка обучающих систем для подготовки летного состава.

5. Сформулирована концептуальная архитектура инновационных решений построения общей системы управления безопасностью полетов государственной авиации в рамках развивающейся авиационной системы страны. Создается единое информационное пространство безопасности полетов государственной авиации Российской Федерации.

Положения, выдвигаемые для публичной защиты. Основные научные результаты, полученные лично автором в результате диссертационного исследования и выносимые на защиту:

— авторское уточнение концептуальных, базовых особенностей инноваций, инновационного процесса, инновационных технологий управления, их места в общей системе управления безопасностью полетов государственной авиации;

— обоснование возможности реализации комплексного подхода по формированию системы обеспечения безопасности полетов государственной авиации Россииавторская схема функционирования системы управления безопасности полетов государственной авиации;

— авторская аргументация основных направлений развития инноваций в области информационных технологий в системе обеспечения безопасности полетов воздушных судов государственной авиации РФконцептуальная архитектура единого информационного пространства безопасности полетов государственной авиации Российской Федерации.

Научно-методическая и практическая значимость работы заключается в том, что она может найти применение в качестве: методологической базы для дальнейшего повышения научной обоснованности процессов совершенствования инновационных механизмов повышения научно-технического потенциала авиационной системы страны, как важнейшего фактора повышения эффективности управления безопасностью полетов государственной авиации РФрекомендаций прикладного характера по применению современных инструментов анализа и оценки опасных факторов в процессе инновационного развития системы безопасности полетов воздушных судов. Заложены теоретические основы для создания и эффективного использования алгоритмов внедрения единой информационноаналитической системы (ЕИАС) и автоматизированной системы контроля полетных данных (АСКПД).

Кроме того, практическая значимость работы состоит в том, что теоретические выводы и рекомендации могут способствовать увеличению эффективности информационной и консультационной деятельности, повышению качества и надежности оценки внедрения инноваций в интересах обеспечения безопасности полетов воздушных судов всех видов авиации в стране, обоснованности управленческих решений государственных органов в области повышения инновационного потенциала страны. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при составлении внутренних нормативных, методологических и иных документов при инициировании инновационного процесса в государственных структурах.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные выводы и результаты диссертационного исследования обсуждались на научно-практическом семинаре «Информационно-аналитическое обеспечение системы управления безопасностью полетов», организованном консорциумом компаний: «БДО Юникон Консалтинг», «Эвола» и «SAP» (декабрь 2012 г.).

Основные методики, разработанные в диссертационном исследовании, были применены в ОАО «Внештехснаб» при участии автора в реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Обеспечение безопасности полетов воздушных судов государственной авиации Российской Федерации в 2011;2015 годах». Также введенные классификации, разработанные методические рекомендации и информационная составляющая анализа опыта реализации ведущих зарубежных и отечественных программ в области обеспечения безопасности полетов стали основой для создания автором стратегии развития инновационных технологий в ряде структур гражданской авиации РФ.

Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в семи печатных работах общим объемом 4,0 п.л., в том числе — авторских — 3,8 пл., в том числе три работы общим объемом 2,0 п.л. — в изданиях, входящих в перечень научных изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Структура диссертации. Диссертационная работа изложена на 187 страницах, иллюстрировано рисунками и таблицами, имеет 9 приложений. Список использованной литературы включает 147 наименований.

Основные результаты диссертационной работы, определяющие ее научную и практическую значимость, состоят в следующем.

1. Не смотря на всеобъемлющие мероприятия организационно-экономического и научно-технического характера, развитие авиации сопровождается обострением противоречий в сфере обеспечения безопасности полетов. Проводимые исследования показывают, что назрела необходимость глубокого переосмысления некоторых взглядов на степень обоснованности проводимых мероприятий по предотвращению авиационных происшествий.

На основе проведенного автором анализа делается вывод о наличии тенденции постоянного появления различных нововведений в системе обеспечения безопасности полетов государственной авиации на основе мировых стандартов и, прежде всего, практики и рекомендаций Международной организации ИКАО, являющихся гарантией безаварийности полетов воздушных судов, с одной стороны. Иначе говоря, формируется своего рода комплекс инноваций, активно внедряемых не только в мировой, но и в отечественной практике государственной авиации. С другой стороны, существующий методический и методологический аппарат разработан и применяется только для технических и технологических инноваций отдельных экономических систем, что не отвечает современным потребностям российской авиации, упорно стремящейся к закреплению своих пока еще весьма скромных показателей экономического роста. Недостаток соответствующих теоретических наработок, их инструментарно-методическая неполнота, с одной стороны, а с другой стороны — назревшая необходимость использования принципиально новых подходов и способов для эффективного управления комплексной инновационной деятельностью в государственной авиации приводит к глубокому и растущему противоречию между сложившейся управленческой практикой в инновационной деятельности и методологическими подходами к организации и обеспечению условий реализации организационно-управленческих инноваций. Данное противоречие обозначает проблему объективной необходимости разработки понятийного аппарата и методических основ в сфере осуществления организационно-управленческих инноваций.

На основе анализа содержания понятий «инновация», а также на основе статистической и практической информации об инновациях в организационно-управленческой сфере автором сформулированы определения инновационных технологий в системе обеспечения безопасности полетов государственной авиации Российской Федерации, а также самой инновационной системы управления безопасностью полетов государственной авиации Российской Федерации.

2. В диссертации осуществлен сравнительный анализ нормативного и методического обеспечения создания и использования информационно-аналитических систем безопасности полетов и информационных систем контроля полетных данных и анализа текущего состояния информатизации деятельности в области безопасности полетов, реализованных ведущими авиационными державами, в том числе в государственной авиации. В части нормативного и методического обеспечения для процессов создания и использования системы управления безопасностью полетов (Система) можно констатировать:

1) нормативные и методические документы содержат достаточный объем информации для проектирования Системы. Требуют дополнительной проработки вопросы нормативного и организационно-методического обеспечения процессов создания и использования Системы. В ходе проектирования Системы должны быть подготовлены проекты документов, устанавливающих Положение о Системе, регулирующих порядок формирования и использования информационных ресурсов Системы, порядок обеспечения штатных режимов эксплуатации Системы, другие регламенты. Положение о Системе должно устанавливать ее статус, состав деятельности (функции) по ее использованию и развитию, определять органы, уполномоченные на осуществление указанной деятельности, устанавливать распределение ответственности за осуществление деятельности по использованию и развитию Системы между уполномоченными органами и другие вопросы. Регламенты использования Системы должны уточнять порядок и условия выполнения функций уполномоченными органами;

2) текущее состояние информатизации деятельности в области безопасности полетов ГосА характеризуется наличием наработок, которые должны быть использованы в ходе создания Системы в качестве источников поставщиков) данных, а также в качестве компонентов, закрывающих функциональность Системы.

3. Проведенный анализ состава и назначения информационных систем, используемых в настоящий момент в решении аналитических вопросов безопасности полетов, показал:

1) наибольшей проработанностью характеризуются вопросы, связанные с анализом полетной параметрической информации. Большой интерес с точки зрения использования указанного опыта представляет программный комплекс AirFASE — представятся целесообразным рассмотреть его в качестве основы при проектировании интерфейсов пользователя работы с полетной информацией, а также при выборе видов анализа полетных данных наработки, имеющиеся в данном программном обеспечении;

2) в целях обеспечения сопоставимости данных об аварийности и ее причинах целесообразно учесть при проектировании Системы состав и структуру классификаторов и справочных данных, используемых в АСОБП и ADREP.

4. В результате комплексной оценки состава функций ЕИАС и АСКПД автором предложены:

1) укрупненная функциональная структура Системы, в состав которой включены комплексы задач по основным направлениям безопасности полетов, в том числе:

— производство полетованализ и оценка уровня подготовки и натренированности авиационного персонала;

— учет наличия, оценка и анализ состояния авиационной техники;

— расследование авиационных происшествий и инцидентов;

— предотвращение авиационных происшествий;

— государственный контроль безопасности полетов;

— выявление, классификация, учет опасных факторов;

— анализ и оценка условий выполнения полетов.

В систему включены инфраструктурные компоненты — управление нормативно-справочной информацией Системы, обеспечение информационной безопасности в Системе и управление Системой.

Каждый комплекс задач представляет собой относительно самостоятельное направление для создания, использования и развития Системы. В отношении автоматизируемых в рамках комплексов задач функций могут для внедрения рассматриваться готовые и (или) типовые компоненты;

2) для каждого комплекса задач приведены сведения о текущей реализации деятельности, показаны направления автоматизации, установлены самостоятельные функциональные блоки (семантически связанные группы выполняемых функций), каждый из которых впоследствии рассматривается как функциональная подсистема. Приведенные сведения являются источником информации для выдвижения и (или) уточнения требований к Системе.

5. При построении концептуальных алгоритмов функционирования АСКПД и ЕИАС в рамках общей концепции управления безопасностью полетов государственной авиации использованы выводы об определяющей роли оценки риска и его особенностях в процессе осуществления деятельности по направлениям обеспечения безопасности полетов. Целью построения указанных алгоритмов является определение особенностей формирования и использования информации, определение уровней иерархии в системе, основных групп пользователей. Материалы данного раздела исследования обеспечивают возможность сформировать отдельные положения концептуальной системной архитектуры Системы.

6. Цель концептуальной системной архитектуры решения, учитывающей АСКПД, ЕИАС, внешние системы и прочие информационные ресурсы (справочники, картотеки), используемые в управлении безопасностью полетов, обеспечивать не только их функционирование, но и получение обобщенной структуры программных систем (программно-технических комплексов) в составе Системы (состав и способы взаимодействия компонентов) управления безопасностью полетов государственной авиации. Концептуальная системная архитектура решения представляет собой краткий свод основных свойств создаваемой Системы.

Методические подходы и полученные в ходе их практической реализации результаты позволяют сформировать информационно-аналитическую основу для определения основных направлений создания ЕИАС и АСКПД.

7. Авиационные технологии системы управления безопасностью полетов государственной авиации должны стать одним из приоритетных направлений развития современной науки. По мнению автора, для реализации этих мер необходимо:

1) реанимировать работу отраслевых научно-исследовательских институтов (ГосНИИАС, ЛИИ им. М. М. Громова, ЦАГИ им. профессора Н. Е. Жуковского, ВИАМ, ЦИАМ им. П. И. Баранова и др.) и сохранить их в государственной собственности;

2) улучшить финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), выполняемых научно-исследовательскими учреждениями отрасли, в том числе научно-исследовательских работ в области обеспечения безопасности полетов;

3) финансирование научно-исследовательской деятельности должно осуществляться в основном из государственного бюджета, включаться в цели расходования средств бюджетов, федеральных целевых программ, направленных на обеспечение транспортной безопасности;

4) формирование инновационной системы управления безопасностью полетов государственной авиации должно идти в сотрудничестве не только с отраслевыми НИИ, но и с инновационными компаниями как малого и среднего бизнеса. При этом желательно было бы использовать:

— корпоративные венчурные фонды;

— открытые, а не закрытые конкурсы инновационных проектов;

— гранты на реализацию инновационных проектов;

— взаимодействие с фондом «Сколково» и другими государственными институтами развития.

По мнению автора, реализация положений диссертации позволит органам государственного управления, а также отечественным авиационным структурам и формированиям полнее использовать свой организационный потенциал, т. е. рекомендации и научные результаты, полученные автором, являются практически востребованными.

Вместе с тем автор отдает себе отчет в том, что работа не лишена недостатков, поэтому с уважением и вниманием будут встречены все пожелания, предложения, замечания. Научные результаты исследований будут совершенствоваться по мере получения новых практических результатов, а также в соответствии с изменением законодательства и макроэкономической ситуации в Российской Федерации и за рубежом.

ЗАКЛЮЧЕНР1Е.

В связи с высокой аварийностью воздушных судов государственной авиации повышенный интерес к проблеме развития инновационных технологий представляется закономерным явлением.

Настоящее исследование посвящено актуальной теме — переход на новый качественный уровень обеспечения безопасности полетов в государственной авиации Российской Федерации невозможен без использования полной и достоверной информации о функционировании авиационной системы и всестороннем анализе процессов, происходящих внутри нее. От уровня информированности о функционировании элементов авиационной системы и от степени наблюдаемости параметров и показателей, которые позволяют судить о ее текущем состоянии, во многом зависят полнота проведения анализа и качество прогноза функционирования системы безопасности полетов с целью принятия решений и выбора способа управления. Создать условия для получения надлежащего качества и оперативности информационного и аналитического обеспечения в рамках безопасности полетов в государственной авиации призвана Единая информационно-аналитическая система (и автоматизированные системы контроля полетных данных).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные акты и нормативно-распорядительные документы
  2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03. 1997 г. № 60-ФЗ // СЗ РФ.-1997.-№ 12.
  3. ГОСТ 19.701−90. «ЕСПД. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Обозначения условные и правила выполнения».
  4. ГОСТ Р 51 904−2002. «Программное обеспечение встроенных систем. Общие требования к разработке и документированию».
  5. ГОСТ 28 806–90. «Качество программных средств. Термины и определения».
  6. ГОСТ 34.602−89. «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы».
  7. ГОСТ Р 51 189−98. «Средства программных систем вооружения. Порядок разработки».
  8. ГОСТ РВ 20.39.304−98. «Аппаратура, приборы, устройства и оборудование военного назначения. Требования стойкости к внешним воздействующим факторам».
  9. ГОСТ РВ 51 718. «Программное изделие. Общие технические требования».
  10. ГОСТ РВ 51 719−2001. «Испытания программной продукции. Общие положения».
  11. Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности» на 2013−2025 годы // http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/fcp/10/GPtekstn asajt.pdf.
  12. Концепция Федеральной целевой программы «Обеспечение безопасности полетов воздушных судов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации в 2010 2014 годах». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 554-р.
  13. Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности до 2020 года.
  14. ОСТ 1 4 009−2000. «Авиационный стандарт. Устройства обработки информации бортовых устройств регистрации воздушных судов наземные. Общие технические требования».
  15. ОСТ 1 469−82. «Устройства обработки наземные. Общие требования к программному обеспечению автоматизированной обработки и экспресс-анализа параметрической информации, накопленной бортовыми устройствами регистрации».
  16. ОСТ 1 774−98. «Авиационный стандарт. Система сбора и обработки полетной информации самолетов (вертолетов). Общие технические требования».
  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.1998 г. «О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах» № 360 // СПС «Консультант Плюс».
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.121 999 г.
  19. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 октября 1965 г. № 836−298.
  20. Основы политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 03.02.2001 г. № Пр-241 // СПС «Консультант Плюс».
  21. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 24.09.2004 г. «Федеральные авиационные правила производства полетов авиации» № 275.
  22. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 26.03.03 г. «Об утверждении Инструкции по организации воздушных перевозок в Вооруженных Силах Российской Федерации» № 90.
  23. Руководство по организации контроля за обеспечением безопасности полетов. Doc9734, Part А. Создание системы контроля за обеспечением безопасности полетов и управление этой системой, AN/959.
  24. Положение «Об инспекции расследования авиационных происшествий и летно-технической экспертизы», утвержденное Начальником Службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил Российской Федерации.
  25. Положение о Службе безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. № 801.
  26. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1).
  27. Руководство Осло «Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям». Третье издание: Перевод с англ. Государственное учреждение «Центр исследований и статистики науки» (ЦИСН), Москва. 2006.1. Диссертации, монографии и статьи
  28. Авиация ВВС России и научно-технический прогресс. Боевые комплексы и системы вчера, сегодня завтра / Под ред. Е. А. Федосова. -М.: Дрофа, 2005.-734 с.
  29. А.Б. Инновационная деятельность по созданию информационного пространства управления предприятием на основе реинжиниринга: Автореф. дисс. канд. экон. наук. Волгоград, 2003. -24 с.
  30. В. Мифы о безопасном программном обеспечении: уроки знаменитых катастроф // Открытые системы, http://www.osp.ru/os/1998/06/179 592/.
  31. Авиация ВМФ России и научно-технический прогресс: Концепции создания, пути развития, методология исследований / Под ред. Е. А. Федосова. М.: ГосНИИАС, 2005. — 335 с.
  32. Авиационные материалы. Избранные тр. 1932−2002: Юбилейный научно-технический сб. / Под общ. ред. E.H. Каблова. М.: МИСИС. «ВИАМ», 2002.
  33. Ф.З., Карабанова О. Г., Круталевич-Леваева М.Г. Риск и неопределенность в принятии управленческих решений // Вестник ОГУ, 2002. Вып. 4.
  34. А.Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций. СПб: AHO ИПЭВ, 2008.
  35. С.А. Экономическое противостояние в войне. М.: Воениздат, 1986.
  36. С.Д. Безопасностью полетов необходимо управлять // Авиапанорама, 2008. № 4. — Режим доступа: http://www.arms-expo.ru/site.xp.
  37. С.Д. О политике в обеспечении безопасности полетов" // Авиапанорама, 2007. № 5.
  38. С.Д. Проблемы профессиональной компетентности авиационного персонала в вопросах безопасности полетов // Вестник Международной академии проблем человека в авиации и космонавтике. 2007. — № 1.-С. 6−17.
  39. С.Д., Шамшин G.C. Методика оценки эффективности мероприятий по предотвращению авиационных происшествий // Военная мысль, 2007. № 10.
  40. С. Д., Ко дола В.Г. Преодоление воздействия стрессовых ситуаций в экстремальных и боевых условиях авиационной деятельности путем повышения компетентности персонала авиационной системы // Вестник Академии военных наук, 2008. № 24.
  41. И.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов. СПб.: Питер, 2001. — 208 с.
  42. A.A., Орлов А. И., Шаров В. Д., Макаров В. П. Разработка автоматизированной системы прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий в авиапредприятии // Идеи К. Э. Циолковского: прошлое, настоящее, будущее: материалы XL VII
  43. Научных чтений памяти К. Э. Циолковского Калуга: Издательство «Эйдос», 2012. — С. 218−220.
  44. Большая Российская энциклопедия. В 30-и т. Т. 2. М.: БРЭ, 2005. -767 с.
  45. Д.В. Оптимизация издержек на техническое обслуживание и ремонт магистральных воздушных судов иностранного производства. Дисс. канд. экон. наук. М., 2007.
  46. В.П. О концептуальных основах инновационной практики // Концепции, 2002. № 1(9).
  47. Военная экономика: адаптация к новым условиям // Под ред. P.A. Фарамазяна, В. В. Борисова. -М.: Институт МЭиМО, 1994.
  48. A.C. Совершенствование системы управления наземным обслуживанием воздушных судов в аэропорту: Дисс. канд. экон. наук. -М., 2004.
  49. Г. Я. Глобальный стратегический инновационный менеджмент. Таганрог: ТРТУ, 2002.
  50. Е.В. Рынок информационных продуктов и услуг: Учебное пособие. М.: Изд-во МАИ, 2008.
  51. Н.В., Дымова Л. Г., Севастьянов П. В. Нечеткое моделирование и многокритериальная оптимизация производственных систем в условиях неопределенности: технология, экономика, экология. М.: «Издательство Машиностроение — 1», 2004.
  52. C.B. Доклад на научно-практическом семинаре «Информационно-аналитическое обеспечение системы управления безопасностьюполетов». Москва, 11 декабря 2012 года. М.: «БДО Юникон Консалтинг», «Эвола» и «SAP», 2012.
  53. C.B. США: государственная политика стабилизирования инновационной конкурентоспособности производителей // Менеджмент в России и за рубежом, 2002. № 3.
  54. М. Безопасность полетов с позиций авиационной промышленности / Федеральное государственное унитарное предприятие «АВИАПРОМСЕРВИС». URL: http://www.aviapromservice.ru/bpap.html (дата обращения: 03.09.2012 г.).
  55. Н.В. Анализ устойчивости относительно поставленной цели как один из подходов к описанию функционирования организации в условиях неопределенности: Монография. Самара, 2001.
  56. М., Колупаева С., Кочетков Г. США: управление наукой и нововведениями. М., 1990.
  57. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В. М. Аныпина, A.A. Дагаева. М.: Дело, 2009.
  58. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой. -М.: Юнити, 2007.
  59. П., Месси Д., Уилд Д. Линейная модель инноваций: за и против. Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций / Общ. ред. и состав. Н. М. Фонштейн. М.: АНХ, 1999.
  60. А.Г. Воспроизводство инноваций в рыночной экономике (Теоретико-методологический аспект) Ростов-на-Дону: Из-во РГУ, 2000.
  61. Л. Теория массового обслуживания. М.: Машиностроение, 1979.-432 с.
  62. Д. Вызов технологических инноваций на пороге новой эры общемировой конкуренции. Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций / Общ. ред. и состав. Н. М. Фонштейн. М.: АНХ, 1999.
  63. М.С. Теоретические подходы к понятию «инновационный процесс» // Креативная экономика, 2009. № 10.
  64. С.А. Развитие экономического инструментария учета риска в инвестиционном проектировании: Дисс. канд. экон. наук. Н. Новгород, 2000.
  65. Проблемы безопасности полетов // Интернет Газета «Послезавтра», 27.11.2009. Режим доступа: http://poslezavtra.com.ua/problemy-bezopasnosti-poletov/print/.
  66. Г. В. Управление ресурсами авиапредприятия с целью обеспечения и поддержания заданного уровня безопасности полетоввоздушных судов: Дисс. канд. экон. наук. М., 1999.
  67. М.А. Совершенствование организационно-экономического механизма обеспечения безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации: Дисс. канд. экон. наук. М.: Военный университет, 2011.
  68. В.Д. Военно-экономические проблемы повышения эффективности общественного производства в СССР. М.: ВПА, 1983.
  69. В.Д. Оборонно-промышленный комплекс России: вопросы регулирования // Проблемы теории и практики управления, 1999. № 4.
  70. В.Д. Безопасность полетов авиации Российской Федерации -категория конституционная // Право и безопасность, 2004. № 3(12). -Режим доступа: http://dpr.ru/pravo/pravo922.htm.
  71. A.M. Оценка мероприятий по повышению уровня безопасности полетов величиной предотвращенного ущерба от авиационных происшествий // Научный вестник УВАУ ГА (И). 2008. — № 1. — С. 3642.
  72. A.M. Метод расчета ожидаемого предотвращенного ущерба от авиационных происшествий: Монография. Ульяновск: УВАУ ГА, 2007.- 155 с.
  73. Р.Ш., Ширяев А. Н. Теория мартингалов. М.: Наука, 1986. -512 с.
  74. Ю.И. Влияние неблагоприятных условий на безопасность полетов воздушных судов // Безопасность жизнедеятельности, 2005. -№ 5. -С. 45−45.
  75. О., Талов Б. Небо без опасности // http:// www.svavia.ru/info/lib/rfl4pr.html. 15.09.02.
  76. В.Ф. Системы массового обслуживания / В. Ф. Матвеев, В. Г. Ушаков. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 242 с.
  77. .А., Григорьян О. С. Словарь инновационных терминов. -Пермь: ПГУ, 2005.-93 с.
  78. А.О. Оценка риска инвестиций по NPV произвольно-нечеткой формы. СПб., 2004.
  79. Г. В., Неймарк М. С., Цесарский Л. Г. Безопасность полета самолета. Концепция и технология. М.: Машиностроение, 2003. -143 с.
  80. Научно-практическая конференция в честь 110-летия со дня рождения П. О. Сухого. Статьи и материалы конференции. М.: Изд-во «Авиамир», 2005. — 100 с.
  81. А.И. Организационно-экономическое моделирование: теория принятия решений. — М.: КноРус, 2011. 568 с.
  82. А.И. Методология принятия управленческих решений // Экономика и жизнь, 2011. 10 июня. — № 22(9388). — С. 16−17.
  83. Проблемы безопасности полетов: Обзорная информация. М., 1998 -2006 гг.
  84. В., Шилов В., Утехин Г. Принципы управления качеством и надежностью авиационных услуг предприятий в новых экономических условиях // http://www.moris.ru /pages, /homepage /arc/282/all.htm.
  85. B.C. Информационные технологии управления: Учебное пособие. М.: Флинта: МПСИ, 2008.
  86. Процессный подход к управлению: моделирование бизнес-процессов / В .В. Репин, В. Г. Елиферов. Изд. 3-е. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. — 404 с.
  87. К.Г. Экономическая эффективность информационных систем.-М: ДМК Пресс, 2002.
  88. A.B. Доклад о результатах выполнения НИР по теме: «Разработка концепции и требований к единой информационно-аналитической системе и автоматизированным системам контроля». -М.: «БДО Юникон Консалтинг», март 2012 года.
  89. С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов в условиях риска и неопределенности (теория ожидаемого эффекта). М.: ЦЭМИ РАН, 2001.
  90. П.В. Политическая экономия и вопросы экономического обеспечения современной войны. М.: ВПА, 1986.
  91. К.И. Военно-экономические потребности и тенденции их развития. М: ВПА, 1986.
  92. О.С. Инновации в экономике и промышленности: Учебное пособие / О. С. Сухарев, С. О. Сухарев. М.: Высшая школа, 2010. -317с.
  93. А.Ф. Фатальной неизбежности авиационных происшествий нет // Вестник воздушного флота. Режим доступа: http://www. aviation.ru/afherald/3496/fatal.rhtml.
  94. . Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989.
  95. A.B. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. Таганрог: ТРТУ, 2006.
  96. К.В. Формирование комплексной оценки эффективности технологических инноваций на предприятиях: Дисс. канд. экон. наук. -Н.Новгород, 2003. 158 с.
  97. P.B. Совершенствование организационно-экономического механизма обеспечения безопасности полетов: Дисс. канд. экон. наук. -М., 2005.-167 с.
  98. Р.Н. Организационно-методическое обеспечение социально-экономических показателей системы подготовки воздушных судов к рейсу: Дисс. канд. экон. наук. Уфа, 2004.
  99. И.С. Авиационные происшествия. Причины возникновения и возможности предотвращения. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2006.-382 с.
  100. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  101. В.Г. Безопасность полетов и бортовые информационные системы. Иваново: Изд-во МИК, 2005. — 239 с.
  102. Экономика: Учебник / Под ред. А. И. Архипова и др. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Проспект, 2001. — 784 с.
  103. Эпохальные инновации XXI века / Ю.В. Яковец- Междунар. ин-т П. Сорокина Н.Кондратьева. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — 444 с.
  104. Эффективность информационных технологий // http://new.hse.ru/ sites/infospace/ podrazd/facul/faculbi/ kuirp/DocLib3/ УМК/
  105. Эффективность %20ИТКонспектЛекций.с1ос
  106. И.И. Военная экономика в структуре военной системы социалистического государства (теория и методология комплексного анализа). -М.: ВПА, 1985.
  107. Air Force Safety Strategic Plan 2008 2012- Regulatory Instruction of Military Aviation Authority MAA RI/02/11 (DG) — Air Safety: Risk Management dated 28 January 2011.
  108. Safety Management Manual Doc 9859/AN474 ИКАО, издание 2, 2009.
  109. Aviation Safety AFSP-l (A) NATO Standardization Agency, 27 March 2007.
  110. Basic Aviation Risk Standard, Flight Safety Foundation, version 3, 2010.
  111. Defence Standard 00−56 Issue 4 Part 2 Annex B.
  112. European Aviation Safety Plan 2012−2015 Final, European Aviation Safety Agency.
  113. Regulatory Instruction of Military Aviation Authority MAA RI/02/11 (DG) -Air Safety: Risk Management dated 28 January 2011.
  114. European Aviation Safety Programme Manual, European Aviation Safety Agency, 4 February 2011.
  115. Flight Operational Quality Assurance Program, Code of Federal Regulations, Title 14, Volume 1, Section 13.401, U.S. Government Printing Office via GPO Access 9, 14CFR13.401, 2003.
  116. Risk Analysis Tool, Guidance Material, Eurocontrol, 2010.
Заполнить форму текущей работой