Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности управления малым бизнесом

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Еще одна льгота состоит в предоставлении малым предприятиям налогового кредита в размере 10% годовой выручки путем отсрочки налогового платежа в бюджет субъекта РФ, но не более чем на 50%. Налоговый кредит предоставляется для: приобретения и введения в эксплуатацию отечественного оборудования, заменяющего импортное; проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; защиты… Читать ещё >

Особенности управления малым бизнесом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Эволюция управления Глава 2. Специфика малого бизнеса

2.1 Понятие малого предпринимательства и критерии отнесения предприятий к малому бизнесу

2.2 Налогообложение субъектов малого предпринимательства

2.3 Элементы финансового механизма развития малого бизнеса в России

2.4 Анализ специфики управления в реальном секторе на примере стоматологической клиники

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию управления стоматологической клиникой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Введение

Малый бизнес придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад он вносит в формирование конкурентной среды, что для экономики России имеет первостепенное значение. Именно в среде малого предпринимательства создаются условия максимально приближенные к условиям совершенной конкуренции.

По количественным показателям развития малого бизнеса российская экономика отстает от ведущих стран мира. Стоит отметить, что проблемы и недостатки в развитии малого бизнеса определяются не только внешними условиями их функционирования, но и внутренними причинами, среди которых важнейшее место занимает неэффективное управление.

Итак, значимость малого бизнеса в экономике страны велика. Однако больше половины малых предприятий не доживают до двух лет. Встает вопрос о правильном управлении предприятием, которое обеспечит ему устойчивое развитие.

Актуальность настоящей работы подчеркивается и тем, что отсутствие собственного крупного финансового потенциала малых предприятий России (а это определяющий фактор развития в современных условиях) заставляет срочно искать пути альтернативного финансирования, и, как следствие, повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей управления малым бизнесом, а так же подробное рассмотрение специфики деятельности предприятия реального сектора на примере стоматологической клиники.

Задачи курсовой работы:

— проследить историю развития термина «управление» во времени;

— рассмотреть теоретические аспекты деятельности малого предпринимательства;

— сформулировать элементы финансового механизма развития малого бизнеса в РФ;

— разработать рекомендации по совершенствованию управления малым предприятием.

Объект работы является деятельность стоматологической клиники, как представителя реального сектора в малом бизнесе.

Предмет исследования работы управленческая деятельность на малом предприятии (на примере стоматологической клиники).

Глава 1. Эволюция управления Управление — вид человеческой деятельности, представляющий собой целенаправленное воздействие на людей, активизирующее их совместную деятельность.

Попытаемся проследить путь эволюции управления. Начнем с анализа этого явления в человеческом социуме, ибо первые теории управления создавались для человечества.

Теорией управления занимаются такие специалисты как политологи, социологи, менеджеры, кибернетики. Их интересуют главным образом высшие формы управления. Но для совершенствования и поиска новых форм социального управления необходимо увидеть корни этого сложного явления. Как всякое сложное явление управление не может быть описано одной моделью. Нужно использовать множество разных моделей. Попытаемся выделить наиболее существенные признаки управления.

К управлению обычно относят в первую очередь процессы организации человеческих социумов. По мнению одних [4], управление начинается тогда, «когда в каких-либо взаимосвязях, отношениях, явлениях, процессах присутствует сознательное начало». Такой узкий взгляд на управление не всегда оправдывает себя. Известно, что социальное поведение человека корнями уходит в прошлое биосферы. Зачатки этики, морали, власти и управления можно увидеть даже в стаях макак и павианов.

Целесообразно создать для начала наиболее общее представление о социальном управлении, а затем отслеживать его генезис в более древних структурах. Начнем с наиболее известных формулировок.

1. Управление — это вид деятельности, с помощью которой субъект управления оказывает воздействие на управляемый объект .

В этом определении слово воздействие следует заменить словом «взаимодействие», т. к. в природе каждому действию соответствует противодействие (И.Ньютон). Итак, выделим ключевое слово «взаимодействие».

2. Особый вид постадийного, целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе производства.

Определение сужено до производства. Постадийность означает каскад действий, то есть цепь взаимодействий растянутую во времени. Ключевые слова: цепь, постадийность, последовательность действий.

3. Виды властных, целесообразных и регулирующих воздействий государства на общественные процессы. Власть подразумевает возможность вызывать определенные действия со стороны исполнителя. Регулирование — это процесс обеспеченный обратными связями. Ключевые слова: власть, регулирование, обратные связи.

4.Функции управления: прогнозирование, организация, распорядительство, координация, контроль.

Распорядительство опирается на власть. Координация, контроль сводятся к регулированию. Ключевые слова: прогнозирование, власть, регулирование.

5.Функции управления: планирование, организация, исполнение. Новых ключевых слов нет.

6. Управление — динамически изменяющиеся в пространстве и времени, связанные между собой, управленческие функции, целью которых является решение проблем и задач организации.

Динамичность есть последовательность действий. Новых ключевых слов нет.

7. Управление — это упорядоченное взаимодействие определенного множества элементов общества.

Из определения вытекает, что управление возможно только в системах, т.к. упорядоченное, целенаправленное взаимодействие множества элементов и есть система (Л. Берталанфи). Ключевое слово — система.

8. Управление — это определенный тип взаимодействия. Ключевое слово — взаимодействие.

Попытаемся синтезировать из ключевых слов (понятий) обобщенную формулировку управления: 1.Система. 2. Взаимодействие. 3. Цель. 4. Постадийность. 5. Власть. 6. Регулирование. 7. Обратные связи.

Каждое из этих понятий имеет множество трактовок и смыслов. Сгруппируем их по смыслам. Постадийность можно исключить из рассмотрения, т. к. в природе любое взаимодействие можно разложить во времени на составляющие. Понятия 1, 2, 3 попадают под определение систем: «Система есть совокупность элементов, взаимодействующих между собой и организованных единой целью «.

Рассмотрим эволюцию управления по этапам развития.

История возникновения управления насчитывает несколько тысячелетий. Управление развивалось под влиянием смены технологических укладов, резких изменений в трудовой деятельности. Выделяют лять управленческих революций, радикально менявших роль и значение рассматриваемого феномена в жизни общества. За начало отсчета в литературе принимают зарождение письменности в древнем Шумере, относимое к пятому тысячелетию до нашей эры. Считается, что это революционное достижение в жизни человечества привело к образованию особого слоя жрецов-бизнесменов, связанных с торговыми операциями, ведших деловую переписку и коммерческие расчеты. Поэтому в литературе по истории менеджмента эта первая управленческая революция характеризуется как религиозно-коммерческая.

Вторая управленческая революция связывается с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.), издавшего свод законов управления государством для регулирования общественных отношений между различными социальными группами населения. Этими законами вводился светский стиль управления, усиливались контроль и ответственность за выполнение работ.

Третья управленческая революция известна как производственно-строительная, так как она была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Произошла она во времена правления Навуходоносора II (605—562 гг. до н.э.).

Зарождение капитализма и начало индустриального прогресса европейской цивилизации — главные факторы четвертой управленческой революции (XVII—XVIII вв.). Ее результат — отделение менеджмента от собственности (капитала) и зарождение профессионального управления.

Пятая управленческая революция (конец IX — начало XX в.) известна под названием бюрократической: ее теоретической платформой послужила концепция «рациональной бюрократии». Ее основные результаты: формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности управленцев.

В результате сформировались следующие подходы к управлению:

Управление — наука — система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления;

Управление — искусство — способность эффективно применять данные науки управления в конкретных ситуациях;

Управление — функция — целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью активизировать их действия и получить желаемые результаты;

Управление — процесс — совокупность управленческих действий; которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразований ресурсов на «входе» в продукт на «выходе»;

Управление — аппарат — совокупность структур и людей, обеспечивающая использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.

Новая система взглядов на управление известна в литературе как шестая —"тихая управленческая революция", и это не случайно, так как ее основные положения могут применяться, не приводя к немедленной ломке и разрушению сложившихся структур, систем и методов управления, а как бы дополняя их, постепенно приспосабливая к новым условиям. Так, все большее использование получают системы управления на основе предвидения изменений и гибких, экстренных решений. Они характеризуются как предпринимательские, так как учитывают вероятностный характер будущего развития.

Организации все чаще обращаются к методам стратегического планирования и управления, рассматривая внезапные и резкие изменения вр внешней среде, в технологиях, в конкуренции и рынках как реальность современной экономической жизни, требующей новых приемов управления. Меняются и структуры управления, в которых предпочтение отдается децентрализации. Организационные механизмы больше приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений, чем к контролю уже принятых. Маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании.

Несмотря на огромное значение революционных Преобразований, развитие управления — это в основном эволюционный процесс. Он характеризуется непрерывностью изменений, происходящих в экономике, во всей системе социально-экономических отношений.

Рассматривая пути становления и этапы развития теории и практики управления, многие исследователи выделяют в этом эволюционном процессе несколько наиболее важных исторических периодов.

Первый период — древний, или исторический, — был наиболее длительным в развитии управления. Продолжался он с 9—7 тысячелетия до н.э. примерно до второй половины XVIII в. нашей эры.

В это время произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т. п.) к принципиально новой форме получения продуктов — их производству (производящей экономике). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении управления, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

Второй, или индустриальный, период — это период промышленного капитализма (1776—1890 гг.). Именно на этом этапе возникновение и совершенствование рыночной экономики вызвало к жизни потребность в творческих управляющих, знающих, как надо управлять организациями. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней федой, управляющие развивали систему знаний о том, какЩчш координировать совместный труд людей и рациональнее использовать ограниченные ресурсы.

Третий период в развитии управления называется периодом его, систематизации (1856—1960 гг.). Наука об управлении, которая начала оформляться в этот период, постоянно развивается. Формируются ее новые направления, школы, концепции, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат. С течением времени руководители изменяют свои ориентиры: от изучения потребностей конкретной организации переходят к изучению способов управления, действующих в их окружении. Одни из них решали управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие искали более систематизированные подходы к управлению.

В период систематизации управления становление и развитие его основных научных школ, концепций и направлений происходило под влиянием вначале промышленного капитализма (1776−1890 гг.), а затем пришедших ему на смену финансового (1890−1933 гг.) и национального капитализма (1933;1950 гг.). Если в эпоху промышленного капитализма основное внимание исследователи уделяли оптимизации управления промышленным производством, а при финансовом капитализме главный акцент делался на управлении финансовыми ресурсами и расширении банковской системы, то в эпоху национального капитализма управленческая парадигма сместилась в сторону изучения государственного регулирования экономики и обоснования путей установления баланса интересов в обществе. Кроме того, именно в этот период произошла институализация управления, результатом которой стало превращение управления в самостоятельный вид профессиональной деятельности, в самостоятельную учебную дисциплину и область научных знаний.

Развитие управленческой мысли вращалось в основном вокруг трех постулатов — задача, человек и управленческая деятельность. В зависимости от того/как была разработана теория (концепция) -применительно к одному из них или рассматривала их как единое целое, выделяют одномерные и синтетические учения.

Ко второй группе относятся эмпирическая школа управления, количественная школа, концепция управления по целям, теории «7-S» (системный подход компании «Маккинзи» представлен на рис. 1.1), «Z» (холистический подход В. Оучи, основанный на совместных этических ценностях работников организации), «организационной культуры», а также различные ситуационные теории управления. Наиболее плодотворными в развитии отечественной управленческой мысли этого периода были 20-е годы XX в., когда в период новой экономической политики (нэпа) допускалась определенная свобода не только в сфере предпринимательства, но и в научной мысли в ряде областей, не связанных непосредственно с проблемами политики или идеологии.

Как считают современные исследователи, в это время четко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-техническая и социальная. К первой можно отнести концепции организационного управления А. А. Богданова (Малиновского); физиологического оптимума О. А. Ерманского; узкой базы А. К. Гастева; производственную трактовку Е. Ф. Розмировича. Ко второй группе относят концепцию организационной деятельности П. М. Керженцева; социально-трудовую концепцию управления производством Н. А. Витке и теорию административной емкости Ф. Р. Дунаевского.

Рис 1.1. Системный подход «Маккинзи»

Однако, несмотря на определенные успехи, теоретическая разработка управленческих проблем была свернута в конце 30-х годов XX в. и длительное время практически не осуществлялась. Это не могло не привести к большим просчетам и ошибкам в социально-экономической деятельности, которых можно было избежать только в процессе поступательного развития теории и практики управления, выработки на этой основе рациональных управленческих решений во всех сферах общественной деятельности и, прежде всего в экономике.

В последующие годы в отечественных управленческих исследованиях стал преобладать отраслевой, или народнохозяйственный, подход. На уровне отдельных организаций они были сосредоточены в основном на решении технических проблем. И лишь с начала 60-х годов начал постепенно возрождаться интерес к организации как первичному хозяйственному звену. Толчком к этому послужили два обстоятельства. Во-первых, повсеместное внедрение автоматизированных систем управления организациями (АСУП) и, во-вторых, развертывание «косыгинских реформ». В их ходе организациям была предоставлена определенная самостоятельность в рамках централизованного плана, основанная на внедрении хозяйственного расчета и экономических методов управления.

В результате научных исследований 60—80-х годов XX в. сформировались идея комплексного подхода к управлению и концепция хозяйственного механизма как единства организационной, экономической и социальной систем управления. Важнейшей разработкой этого периода является обоснование принципов управления, учитывающих такие особенности социалистической системы хозяйствования, как централизация и прямое управление производственно-хозяйственной деятельностью организаций государственными органами.

С учетом этих принципов разрабатывались подходы к формированию организационных структур и процессов управления в организациях и в государственных органах, а также элементы системы методов управления и управленческой деятельности.

Однако большинство интересных научных разработок отечественных исследователей в сфере управления, в том числе и принципы управления социалистическим производством, так и не были до конца реализованы на практике. Научно обоснованное управление организациями (да и всей экономикой страны) было подменено партийным руководством и отождествлялось в основном с исполнительской деятельностью. Это, естественно, не могло не сказаться на темпах социально-экономического развития организаций, регионов и страны в целом. Четвертый, или информационный, период (с 1960 г. по настоящее время) характеризуется интенсивным развитием теории и практики управления. Этот период развития менеджмента, находящийся под влиянием управленческого (1950—1990 гг.) и предпринимательского (90-е годы прошлого века) капитализма, совпал со вступлением развитого общества в информационную стадию. На смену традиционному направлению в менеджменте, основанному на американской модели управления, и относительно новому (поведенческому) направлению, воплощенному в японской модели, пришло новое (неформальное) научное направление. Его, по мнению исследователей, принято характеризовать как обновленческое (индивидуалистское или информационное), построенное на новой философии управления, которую Д. Мерсер назвал теорией «I».

Основная задача новой философии менеджмента начала XXI в. заключается в том, чтобы «делать знания» производительными. Ее основные положения характеризуют следующие моменты:

· ставка делается на человека профессионального и корпоративного. Эволюция представлений человека в организации как объекта управления приведена в табл. 1.1;

· организация рассматривается как живой организм, состоящий из работников, объединяемых совместными ценностями;

· организации должно быть присуще постоянное обновление, питающееся внутренним стремлением и нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель.

Таблица 1.1

Видение человека в организации как объекта управления

Человек в организации

Содержание модели

Человек экономический

Характеризуется предположением, что основным стимулом для любого работника является высокий заработок

Человек потребляющий

Характеризуется предположением, что основными мотивами к труду являются стремление к статусу и власти как источнику дополнительных возможностей

Человек иерархический

Характеризуется предположением, что для работников важными являются свобода индивидуального выбора и самоопределение в социуме, продвижение по ступеням организационной иерархии

Человек профессиональный

Характеризуется предположением, что основными стимулами являются причастность к делам организации, признание достижений работника, участие в принятии решений,

Человек корпоративный

Характеризуется предположением, что работники должны влиться в организационный механизм организации, нормы которой формируют поведение работника

Ведущие исследователи в сфере управления считают, что новая философия управления требует существенных изменений систем управления в сторону придания им простоты, гибкости, эффективности и конкурентоспособности. Современные системы управления должны иметь:

· небольшие подразделения, укомплектованные квалифицированными работниками;

· небольшое количество уровней управления;

· адаптивные структуры, сформированные по типу групп (или команд) специалистов;

· максимально ориентированные на потребителя характер и качество продукции и услуг, процедуры и графики работы организаций.

Кроме того, многие современные исследователи рассматривают управление как единственный общий для всех институт, который уже переступил границы национальных государств, так как именно он обеспечивает социально-экономическое развитие человеческого общества. Современное управление имеет ярко выраженный междисциплинарный характер и рассматривается одновременно как точная, так и гуманитарная наука, как сумма результатов, которые можно объективно проверить и подтвердить, так и система убеждений и практического опыта. Одним словом, история становления и развития управления — это история людей, планирующих, организующих, подбирающих персонал, руководящих и контролирующих свое экономическое и социальное развитие.

Общие тенденции развития науки управления, превалирующий характер тех или иных теорий управления непосредственно влияют на формирование системы управления организацией и, в частности, на формирование системы управления персоналом.

Глава 2. Специфика малого бизнеса

2.1 Понятие малого предпринимательства и критерии отнесения предприятий к малому бизнесу

Малый бизнес — бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Малый бизнес стал неотъемлемой частью российской экономической системы. Почти треть населения России задействована в малом бизнесе. В России больше миллиона малых предприятий, а это — несколько миллионов собственников, организаторов производства, менеджеров, финансистов, занятых в этом секторе.

Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям По настоящему Федеральному закону к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1. Для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права, на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого предпринимательства: до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет: установить предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

микропредприятия — 60 тыс. рублей; малые предприятия — 400 тыс. рублей., установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого предпринимательства.

К субъектам малого предпринимательства относятся также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), и крестьянские (фермерские) хозяйства.

2.2 Налогообложение субъектов малого предпринимательства Государственная поддержка малого бизнеса в сфере налогообложения осуществляется по двум направлениям: предоставление налоговых льгот в рамках традиционной действующей налоговой системы; упрощение системы учета, отчетности и налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Первое направление государственной поддержки малого бизнеса в области налогообложения заключается в предоставлении общих и специальных льгот. В настоящее время действуют следующие налоговые льготы для малых предприятий: субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов; малые предприятия, занятые в сфере производства товаров народного потребления, строительстве и некоторых других, не уплачивают налог на прибыль в первые два года работы; субъекты малого предпринимательства уплачивают налоги по итогам работы за квартал, без уплаты авансовых платежей.

Еще одна льгота состоит в предоставлении малым предприятиям налогового кредита в размере 10% годовой выручки путем отсрочки налогового платежа в бюджет субъекта РФ, но не более чем на 50%. Налоговый кредит предоставляется для: приобретения и введения в эксплуатацию отечественного оборудования, заменяющего импортное; проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; защиты окружающей среды; замены оборудования в рамках амортизационной политики при сроке службы закупленного оборудования свыше 8 лет; приобретения и ввода в эксплуатацию автоматических линий и автоматических участков, управляемых ЭВМ; оборудования, предназначенного для создания рабочих мест инвалидов. Налоговый кредит предоставляется на основании кредитного соглашения, заключаемого между налоговым органом и малым предприятием.

Второе направление — упрощение учета и налогообложения — включает как переход на упрошенную систему учета, отчетности и налогообложения, так и переход на систему уплаты единого налога на вмененный доход. Для юридических лиц упрощенная система учета, отчетности и налогообложения включает: замену большинства налогов единым налогом на доход, упрощение бухгалтерского учета и отчетности, уменьшение количества бухгалтерских форм и налоговых расчетов. Упрощенная система предполагает уплату одного налога по результатам деятельности вместо большого числа федеральных, региональных и местных налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации.

Для индивидуальных предпринимателей упрощенная система означает замену уплаты личного подоходного налога покупкой патента, ведение книги доходов и расходов. Стоимость годового патента устанавливается субъектом Российской Федерации и зависит от вида деятельности. Физические лица, использующие упрощенную систему, ведут книгу доходов и расходов.

Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие законом субъекта Федерации. Общие принципы его взимания определены федеральным законом. Налогом облагается вмененный доход организаций и индивидуальных предпринимателей от деятельности в сферах розничной торговли, бытовых услуг и общественного питания. С введением единого налога налогоплательщики, переведенные на его уплату, перестают уплачивать большинство федеральных, региональных и местных налогов (включая страховые взносы в государственные внебюджетные фонды).

Ставка налога устанавливается региональными органами власти и не может превышать 20% от вмененного дохода, рассчитанного по базовой доходности на единицу условного показателя и количество таких единиц (торговая площадь, количество оборудованных рабочих мест, численность работающих и т. д.). Сертификат на уплату единого налога выдается на каждый конкретный вид деятельности отдельно.

2.3 Элементы финансового механизма развития малого бизнеса в России Возрастающая роль малого бизнеса в становлении и развитии рыночной экономики России позволяет отнести к разряду дискуссионных вопросов, прежде всего, вопрос о составляющих элементах финансового механизма развития малого бизнеса.

Структура финансового механизма довольно сложна и с учётом множества финансовых взаимосвязей предопределяет использование большого количества элементов. Однако применительно к малому бизнесу его структура не совсем адекватна с позиции реальных процессов функционирования малого бизнеса, а также действующих в Российской Федерации законодательных и нормативных актов. Например, страховой механизм, с точки зрения создания резервных фондов, практически отсутствует у многих субъектов малого бизнеса.

Финансовый механизм развития малого бизнеса имеет внешние и внутренние составляющие. К основным внешним элементам финансового механизма относятся: государственная и муниципальная поддержка, оказание финансовой помощи со стороны финансовых и других посредников.

Основой внутренней части финансового механизма являются финансовые методы увеличения капитала, поскольку они формируют базу финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов.

Наиболее распространёнными в финансовой практике методами увеличения финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, включая и субъектов малого бизнеса, являются:

1. привлечение средств долевого участия,

2. оптимизация налоговых платежей;

3. франчайзинг Франчайзинг — форма ведения бизнеса при которой одна компания (франчайзер) представляет другой компании (франчайзи) проверенную и успешную бизнес-идею, поддержку, обучение, снабжение, развитие, маркетинг и рекламу. Компании-франчайзеры предлагают проверенные и испытанные «рецепты бизнеса», которые можно многократно применять в различных регионах. При этом у компании-франчайзи есть возможность начать новый бизнес, избежав большинства ошибок и сократить путь, по которому неизбежно придется следовать тому, кто решит самостоятельно начать новое дело. Франчайзинг предоставляет компаниям не только инструмент маркетинга и стратегического развития, но и один из основных путей повышения прибыльности и капитализации в целом;

4. купля-продажа ценных бумаг;

5. кредитные формы привлечения денежных ресурсов, как лизинг, ипотека.

Среди вышеперечисленных методов увеличения капитала хозяйствующего субъекта, а, следовательно, и увеличения денежной базы финансового механизма, наиболее перспективным для малого бизнеса может стать такая современная разновидность лизинга, как селенг.

Селенг — денежно-имущественная операция (разновидность лизинга), передача собственником его прав пользования и распоряжения имуществом селенг-компании за плату. Собственник остается владельцем переданного имущества, и селенг-компания должна по его первому требованию возвратить имущество. Селенговая компания может привлекать имущество физических и юридических лиц — земельные участки, предприятия, здания, сооружения, оборудование, деньги. Предприятиям этот механизм позволяет более рационально управлять своим имущественным комплексом, отдавая неиспользуемое оборудование, торговые, складские площади в распоряжение селенг-компании или, наоборот, пользоваться ее услугами при возникновении временной потребности в тех или иных объектах.

Представляется, что в условиях совершенствования финансового механизма поддержки малого бизнеса, особенно в сфере материального производства, данная форма финансирования может стать «спасительным кругом» для многих субъектов малого бизнеса. Данные выводы подтверждают то, что одним из основных элементов финансового механизма является механизм самофинансирования.

Механизм финансовой и имущественной поддержки малого бизнеса, входящий в состав подпрограммы ресурсного обеспечения поддержки малого бизнеса может осуществляться по двум основным направлениям.

Первое из них связано с осуществлением прямого финансирования в виде субсидий, дотаций, кредитов, в том числе льготных и безналоговых, а также предоставлением гарантий по кредитам коммерческих банков. Учитывая национальные особенности финансовых взаимоотношений малых предпринимательских структур с финансово-кредитными учреждениями (создание предприятий «однодневок»), более рациональным представляется поэтапное финансирование проектов. Данное направление, ввиду постоянной нехватки бюджетных средств на поддержку и развитие малого бизнеса, носит декларативный характер и не способно изменить сложившейся ситуации.

Второе направление заключается в косвенной поддержке малого бизнеса, имеющей целью стимулирование инвестиционной активности малых предприятий. К косвенной финансово-кредитной поддержке относится предоставление налоговых льгот, установление норм ускоренной амортизации оборудования, использование системы лизинга и т. д. Такое направление поддержки малого бизнеса, особенно в части налогового регулирования, представляется более реальным и эффективным.

Элементы финансового механизма развития малого предпринимательства представляют собой совокупность бюджетного, налогового, кредитного механизмов, а также механизма самофинансирования, с помощью которых под влиянием внутренних и внешних факторов обеспечивается развитие малого предпринимательства и взаимоотношение с институциональной структурой. На рисунке 1 представлена модель данного механизма.

Рис. 1. Структура финансового механизма развития малого бизнеса Финансовый механизм федерального бюджета состоит из следующих элементов:

федеральных программ развития малого бизнеса;

специальных налоговых режимов;

упрощённых правил ведения налогового учёта;

упрощённой системы ведения бухгалтерской отчётности;

упрощённого порядка составления статистической отчётности;

системы государственных заказов;

обеспечения финансовой поддержки;

обеспечения имущественной поддержки;

обеспечения информационной поддержки;

обеспечения консультационной поддержки;

обеспечения поддержки внешнеэкономической деятельности;

развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Наиболее важными для малого бизнеса являются следующие элементы финансового механизма федерального бюджета:

1. оказание финансовой поддержки субъектам малого бизнеса за счёт средств федерального бюджета [15, c.55−57], которое осуществляется в виде субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на конкурсной основе.

2. оказание имущественной поддержки субъектам малого бизнеса, осуществляемое посредством передачи во владение или в пользование государственного имущества, к которому относятся земельные участки, здания, строения, сооружения, нежилые помещения, оборудование и т. д. [14]

3. поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса, осуществляемая через сотрудничество с иностранными организациями и зарубежными странами в области развития малого бизнеса.

Финансовый механизм региональных бюджетов, по сравнению с федеральным бюджетом, состоит из меньшего числа элементов, но содержит большее количество инструментов финансовой поддержки. Кроме субсидий, региональные органы власти могут предоставлять субъектам малого бизнеса бюджетные инвестиции и государственные гарантии.

Наиболее действенным финансовым инструментом поддержки государством малого бизнеса в настоящее время можно считать предоставление субсидий субъектам Федерации на конкурсной основе. Сферы оказания такого вида финансовой поддержки могут быть различными:

предоставление субсидий на возмещение части затрат на сертификацию по международным стандартам;

предоставление субсидий на развитие в малом секторе экономики инновационной сферы деятельности;

предоставление субсидий малым инновационным предприятиям для компенсации части затрат по участию в крупных российских и зарубежных конференциях и выставках;

субсидирование процентной ставки по привлечённым кредитам и займам малым предприятиям, производящим товары, предназначенные для экспорта, с целью стимулирования развития внешнеэкономической деятельности.

За исключением упрощённых правил ведения налогового учёта, упрощённого порядка составления статистической отчётности, упрощённой системы ведения бухгалтерской отчётности остальные элементы финансового механизма региональных бюджетов практически те же самые, что и у федерального бюджета.

Аналогичную региональным бюджетам структуру финансового механизма могут иметь и местные бюджеты.

Косвенные финансовые инструменты по поддержке малого бизнеса региональными и местными бюджетами могут реализовываться через:

систему налоговых льгот и гарантий, распространяющихся в первую очередь на лизинговые компании;

содействие развитию кредитных кооперативов путем предоставления бюджетных средств на пополнение их кредитных ресурсов;

предоставление муниципальных гарантий по кредитам и займам малому бизнесу, кредитным кооперативам, получаемых в коммерческих банках с целью расширения доступа субъектов малого бизнеса к кредитным ресурсам коммерческих банков и заёмным средствам кредитных кооперативов;

привлечение малого бизнеса к участию в торгах на размещение заказов для государственных и муниципальных нужд с целью обеспечения равного доступа к размещению данных заказов и повышения конкурентоспособности товаров и услуг, производимых малым бизнесом;

предоставление на условиях льготной арендной платы зданий, помещений, сооружений для организации новых производств и расширения действующих.

Налоговый механизм рассмотрен в п. 2.2

Кредитный механизм предполагает финансовую поддержку субъектов малого бизнеса как со стороны государственных и муниципальных органов власти, так и со стороны различных финансовых посредников. Наиболее эффективными формами финансовой помощи малому бизнесу являются: финансовая поддержка начинающих предпринимателей в виде субсидий, финансирование государственными и муниципальными фондами поддержки инвестиционных и инновационных проектов субъектов малого бизнеса, компенсация части процентной ставки по кредитам коммерческих банков, предоставление помощи в получении займов и гарантий муниципальными гарантийно-залоговыми фондами, финансово-имущественная поддержка субъектов малого бизнеса через лизинговый механизм.

Особое место в финансовом механизме развития малого бизнеса занимает механизм самофинансирования, который реализуется посредством получения прибыли и направления её на обеспечение устойчивого функционирования субъектов малого бизнеса в условиях рыночных отношений, а также на социальные и иные цели.

Ориентация малого бизнеса на собственные источники финансирования — наименее рисковый способ приобретения финансов. Финансированию инвестиционных программ малого бизнеса может способствовать механизм ускоренной амортизации, являющийся внутренним источником его финансовых ресурсов.

Исследование внешних и внутренних факторов, воздействующих на финансовый механизм развития малого бизнеса, показало, что данный сектор экономики может успешно развиваться только при условии поддержки со стороны государства и, одновременно, при наличии грамотного менеджмента на малом предприятии.

Всё это требует теоретической проработки механизмов координации при использовании различных источников финансирования развития малого бизнеса.

2.4 Анализ специфики управления в реальном секторе на примере стоматологической клиники.

Компания зарегистрирована 17 февраля 1997 года регистратором Инспекция МНС России по г. Заречному Свердловской области. Директор организации — Ведерников Сергей Павлович. Компания ООО «ДОКТОР ВЕДЕРНИКОВ» находится по адресу, СВЕРДЛОВСКАЯ область, г. Заречный, ул. Таховская, д. 8, к. 110, основным видом деятельности является «Стоматологическая практика». Основная отрасль компании — «Амбулаторно-поликлинические учреждения».

За это время клиника приобрела доверие более 10 000 пациентов. ООО «Доктор Ведерников» осуществляет свою деятельность на основании устава.

Стоматологическая помощь в клинике осуществляется на высоком профессиональном уровне с применением самых последних достижений и технологий в области стоматологии, и предлагаются самые последние, хорошо зарекомендовавшие себя методы лечения и ухода. Клиника оснащена самым современным оборудованием, позволяющим качественно и безболезненно проводить лечение. Все действия специалистов направлены на то, чтобы помочь клиенту преодолеть душевный дискомфорт перед посещением стоматолога. Профессионализм врачей соответствует европейскому уровню. Персонал клиник — это специалисты, квалификация которых подтверждена соответствующими сертификатами. После осмотра и диагностики предлагается программа лечения, в соответствии с пожеланиями клиента по цене и срокам лечения зубов, что позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант сотрудничества Прием посетителей ведется по предварительной записи, поэтому не бывает очередей. Время работы клиники: пн-пт 08.00−19.00 без перерыва; сб-вс выходной.

ООО «Доктор Ведерников» сотрудничает со следующими страховыми компаниями: «Росгосстрах», «Согаз», «Югория», «Энергогарнат», что очень удобно как для работодателей, так и для пациентов.

Стоматологическая клиника оказывает следующие виды услуг:

· Детская стоматология;

· Вектор-терапия — лечение заболеваний пародонта;

· Терапевтические услуги;

· Ортопедические услуги (протезирование).

Правовая база В состав уставных документов должны входить устав, должностные инструкции врачей, должностные инструкции административного персонала клиники, штатное расписание, график документооборота, план маркетинговой деятельности, лицензии, сертификаты.

Для государственной регистрации малого предприятия, местным Советом народных депутатов следует предоставить последнему следующие документы:

— приказ учредителей;

— учредительный договор;

— устав;

— квитанцию об уплате госпошлины за регистрацию.

В учредительном договоре определяются отношения между предприятиями и его учредителем, хозяйственника, финансовые связи, уставной капитал, отчисления из прибыли в пользу учредителя.

Уставом малого предприятия устанавливаются цели его деятельности, порядок образования имущества предприятия, порядок управления, возможности выкупа, распределение прибыли, условиями реорганизации и прекращения деятельности и другие важнейшие вопросы.

Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Малые предприятия отчитываются о результатах своей хозяйственной деятельности перед учредителями в порядке, определенном учредительным договором.

Управление предприятием осуществляется в соответствии с Уставом. Руководитель (директор) назначается собственником при учреждении предприятия. Структура управления и штаты определяются трудовым коллективом самостоятельно. С руководителями, специалистами и другими работниками могут быть заключены контракты, как особой формы трудового договора.

Процедурные вопросы ликвидации предприятия разрешаются собственником имущества через назначенную им ликвидационную комиссию. Обоснованные претензии кредиторов к ликвидируемому малому предприятию удовлетворяются из его имущества.

При реорганизации предприятия его права и обязанности переходят к правопреемникам.

Особенности налогообложения при оказании стоматологических услуг.

Налог на добавленную стоимость Особенностью налогообложения НДС стоматологических услуг (в т. ч и протезирование) является освобождение от налогообложения в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

Упрощенная система налогообложения при оказании стоматологических услуг В соответствии главой 26.2 «Упрощенную систему налогообложения» (УСН) могут применять как организации, так и отдельные предприниматели (статья 346.12 НК РФ). Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями добровольно (пункт 1 статья 346.11 НК РФ).

Применение УСН предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. При этом организации обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 346.12 НК РФ, налогоплательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения.

Таким образом, в стоматологических организациях, применяющих упрощенную систему налогообложения, порядок определения доходов такой же, как и в организациях, уплачивающих налог на прибыль.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от ведения бухгалтерского учета (за исключением учета основных средств и нематериальных активов). Вместо этого они ведут учет доходов и расходов в порядке, который установлен главой 26.2 НК РФ.

Форма и порядок заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения утверждена Приказом Минфина Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 167н «Об утверждении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и порядка ее заполнения» .

Иные налоги уплачиваются организациями, оказывающими стоматологические услуги, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Ценообразование в стоматологии Основными элементами ценообразования для стоматологических услуг является: стоимость амортизации стоматологического оборудования, арендная плата за помещение, страховая сумма (необходима для того, чтобы при возникновении непредвиденных ситуаций воспользоваться резервной суммой), стоимость использованных материалов и зарплата всего персонала учитывается при определении стоимости медицинских услуг.

Для нормального функционирования малого предприятия руководителю необходимо эффективно и умело сочетать все вышеперечисленные факторы; соблюдать законодательную базу, во избежание нежелательных проблем; иметь клиентоориентированный подход, направленный на качественное и обслуживание населения по доступным ценам; быть вежливым и человечным по отношению к персоналу, который является источником прибыли для всей компании.

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию управления стоматологической клиникой В настоящее время в отрасли появились новые возможности, связанные с повышением качества оказываемых услуг здравоохранения, за счет развития форм государственно-частного партнерства, привлечения к финансированию средств добровольного медицинского страхования, личных средств граждан и др.

Если говорить о том, каким путем достигается качество лечения на базе сочетания привлекаемых финансовых средств, то следует выделить в качестве основных достижений сочетания бюджетных и внебюджетных программ.

1. Повышение эффективности использования материально-технической базы и возможность ее обновления.

2. Рост профессионального уровня кадров, в том числе административно-управленческого аппарата за счет повышения требовательности и возможности внедрения передовых систем материального стимулирования и мотивации труда стоматологов.

3. Внедрение новых медицинских технологий, отвечающих потребностям рынка и спросу потребителей стоматологических услуг.

Теоретически пути обеспечения финансового благополучия медицинских учреждений просты — это увеличение доходов и уменьшение расходов. Это касается работы при оказании платных услуг, где методы рационализации при наличии определенной специфики, можно свести, к разработке методов управления доходами и методов управления расходами.

Увеличить доходы можно двумя путями: увеличением объемов оказываемой медицинской помощи и повышением цены на услуги. В свою очередь увеличение объемов оказываемой стоматологической помощи предполагается осуществить за счет: увеличения объемов услуг на прежних мощностях; увеличения производственных мощностей; повышения интенсивности труда; повышения квалификации работников. Повышение цены на медицинскую услугу возможно при: наличии права на повышение цен — наличии спроса, дающего возможность повышение цены; адекватной оценке рыночных факторов, позволяющих повысить цены до уровня, обеспечивающего наибольшую экономическую эффективность.

Уменьшение расходов возможно путем принятия управленческих решений по следующим вопросам: четким определением видов и объемов услуг, оказываемых за счет финансирования. Все услуги, выходящие за эти рамки, оказываются за дополнительную плату; использованием стандартов (протоколов ведения больных), регламентирующих объемы медицинской помощи при конкретном заболевании (услуги, предоставляемые сверх стандартов, оказываются за дополнительную плату); нормированием расходных материалов; экономическим стимулированием персонала к экономии ресурсов.

Наряду с этим существуют медико-социальные проблемы, требующие внимания не только стоматологической службы, но и всего общества. К ним можно отнести:

1. ослабление государственной политики по профилактике заболеваний полости рта в условиях формирования рыночных отношений;

2. недостаточная ответственность жителей за состояние своего стоматологического здоровья;

3. снижение доступности стоматологической помощи для основной массы населения;

4. излишне узкая специализация врачей-стоматологов, не отвечающая потребностям населения в комплексной стоматологической помощи;

Также отрицательное воздействие оказывают снижающиеся реальные доходы, инфляция, а также низкий уровень платежеспособности. Исходя из этого, компании следует ориентировать работу на несколько ценовых сегментов с различными целевыми группами пациентов, это позволит удовлетворить потребности широких слоев населения.

Компания может предоставлять пациентам рассрочку на дорогостоящее виды стоматологических услуг, что может явиться определяющим фактором при выборе пациентом стоматологии.

Процветание теневой экономики наносит ущерб рынку стоматологических услуг. Ввиду такой проблемы серьезные стоматологические фирмы не имеют возможности привлекать пациентов из-за наличия демпинговых цен, предлагаемых врачами в государственных стоматологических учреждениях при оплате «в карман», и это ведет к деформации конкурентной среды. Одной из важнейших мер, способствующих выработке наиболее эффективных способов сокращения теневого оборота, является адекватное определение ущерба от этого явления и воздействие на проблему жесткими мерами со стороны государственных органов.

Заключение

В результате проведенной работы можно сделать вывод о том, что правление — это организация, анализ, контроль; управление — один из главных моментов предпринимательской деятельности, важнейший фактор ее успеха; управление — это тяжелая работа, но это и искусство, это и наука.

И именно поэтому в качественном управлении так нуждается малый бизнес. Малый бизнес зародился более чем 40 веков назад в восточной части средиземноморья. Хотя малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

Ситуация малых предприятий — это бег с барьерами: чиновничий произвол, бюрократия, также экономические явления, как непроизводственные издержки, «наезды» по заказу конкурентов. Главная и принципиальная проблема — это неактивно работающая система государственной поддержки малого предпринимательства.

Управление малым бизнесом на примере стоматологической клиники, говорит о том, что каждая сфера деятельности специфична и обладает определенными ограничениями, законами, различными внешними и внутренними факторами, но общий принцип и стратегия управления остаются едины для всех представителей реального сектора.

малый бизнес управление налогообложение

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями)

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ) (с последующими изменениями и дополнениями)

3. Федеральный закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 22.07.2008 N 159-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 02.08.2009 N 217-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 05.07.2010 N 153-ФЗ) Учебные пособия и монографии

4. Атманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. М.: Юридическая литература. 1997.

5. Бондаренко Н. Н., «Стоматолог и пациент: права, обязанности, ответственность», Медицинская книга, Москва, 2004 г.

6. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент М.: Гардарика. 1999.

7. Гурней Б.

Введение

в науку управления. — М., 1969.

8. Елифанов В. А. Финансовый менеджмент: понятие, направление и практика реализации. — М.: Инфра-М, 2007. — 206 с.

9. Леонтьев В. К. О состоянии стоматологии в России и перспективах ее развития // Стоматология. 2002. Т. 81. № 1. С. 75−84.

10. Мамедов С. С. Разработка организационных мероприятий по совершенствованию контроля качества и эффективности стоматологической помощи во внебюджетных учреждениях. Автореф. дисс. к.м.н. М., 1999. С. 20.

11. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1999.

12. Морозов В. Ю. Основы маркетинга: Учебное пособие. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Изд. «Дашков и К?», 2006. — 148с.

13. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов н/Д, Ростиздат, 1997.

14. Финансовое управление компанией / Под ред. КузнецовойМ.: Фонд Правовая культура, 2007. — 326 с.

15. Финансовый менеджмент: теория и практика; Учебник/ Под ред. Е. С. Стояновой. — М.: Перспектива, 2008. — 405 с.

16. Шульгина И. В. Финансирование малых инновационных предприятий (опыт США) // Науковедение. 2010. № 2. — 168 c.

17. Цыгичко А. И. Инновационное взаимодействие малого, среднего и крупного предпринимательства // Экономист. — 2009. — № 11. — 32 с.

18. Ченцов Ю. И., Максимовский Ю. М. Работа и заработная плата врачей стоматологического профиля — мнения, проблемы // Экономика и менеджмент в стоматологии. 2002. № 1 (6). С. 32−36.

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.01.96 № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» .

20. Панов А. В. «Омский рынок стоматологических услуг: не пора ли самим стоматологам установить „правила игры“ и контролировать их безусловное выполнение»? // Омская медицинская газета. 2003. № 13−14. http://medlaw.omsk.ru/rynok.html

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой