Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономическая демократия и развитие демократических институтов в корпоративном управлении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обоснован вывод о нецелесообразности ориентации корпоративного управления в России на определенную зарубежную модель, поскольку в российском корпоративном управлении присутствуют элементы различных моделей и формируются собственные подходы, учитывающие реалии современного экономического развития страны и становления корпоративного сектора. Так, элементы аутсайдерской модели проявляются в связи… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел I. Современная система корпоративного управления
  • Глава I. Корпорация как объект управления
  • Глава 2. Организационно-экономические модели корпоративного управления
  • Раздел П. Теоретико-методологические основы демократизации корпоративного управления
  • Глава 3. Экономическая демократия как целостное системное явление
  • Глава 4. Экономическая демократия в системе управления корпорацией: субъекты, принципы, методы, институты
  • Раздел Ш. Зарубежный опыт развития и демократизации 101 корпоративного управления
  • Глава 5. Развитие демократических процессов в корпоративном управлении
  • Глава 6. Формирование транснациональных подходов и 120 принципов корпоративного управления
  • Раздел IV. Становление и развитие экономической демократии в Российских корпоративных структурах
  • Глава 7. Демократизация корпоративного контроля
  • Глава 8. Использование демократических методов в механизме принятия корпоративных решений
  • Глава 9. Участие заинтересованных лиц в корпоративном управлении
  • Глава 10. Производственная демократия и участие персонала в корпоративном управлении
  • Глава 11. Информационная политика в системе демократизации корпоративного управления
  • Заключение

Экономическая демократия и развитие демократических институтов в корпоративном управлении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется, во-первых, ведущей ролью корпоративного сектора в экономике Российской Федерации: сегодня основной объем промышленной продукции производится на крупных и средних предприятиях, применяющих корпоративные принципы и формы управления1. Во-вторых, зарубежный и отечественный опыт показывает, что развитие структур и механизмов корпоративного управления объективно обусловлено потребностями современного производства и всего комплекса связанных с ним экономических, организационных, социально-трудовых и других отношений. В России основная масса акционерных компаний появилась в результате приватизации государственных предприятий, поэтому главной задачей постприватизационного периода является реструктуризация этих предприятий и создание эффективного механизма корпоративного управления. В-третьих, в мировой практике развития и совершенствования системы корпоративного управления за последние два десятилетия четко просматриваются шаги в сторону его демократизации, учета интересов различных групп акционеров и заинтересованных лиц, что оказывает существенное влияние на повышение уровня корпоративного управления и корпоративной культуры. Задача России — создать систему корпоративного управления, соответствующую мировым критериям и обеспечить тем самым инвестиционную привлекательность российских компаний. В-четвертых, в условиях современной России при низком уровне исполнения законодательства, неразвитой судебной системе имеется настоятельная необходимость в развитии экономической демократии и добровольном внедрении демократических институтов в.

1 По официальным данным — свыше 80% объема промышленного производства РФ приходится на крупные и средние предприятия. практику корпоративного управления, что должно стать важным фактором повышения уровня корпоративного управления, роста имиджа и инвестиционной привлекательности российских компаний. По данным Национального совета по корпоративному управлению, примерно 78% компаний планируют улучшить корпоративное управление по собственной инициативе.1 Все это делает актуальным поиск перспективных направлений и новых форм эффективного корпоративного управления.

В этой связи целью диссертационного исследования является разработка учитывающей зарубежный и первый отечественный опыт концепции развития экономической демократии и ее институтов в системе корпоративного управления. Объектом стала система корпоративного управления, а предметом — экономическая демократия, становление ее институтов как одно из основных направлений совершенствования системы корпоративного управления.

Методологической основой диссертации послужили: 1) системный подход к исследуемому предмету- 2) ключевые положения трудов отечественных и зарубежных авторов по вопросам демократизации экономических отношений в обществе, общей теории управления, а также корпоративного строительства и корпоративного управления2- 3) концептуальные подходы, реализованные в законодательных и нормативных актах Российской Федерации, методических документах органов государственного управления, а также в программных документах политических партий и профсоюзов.

1 Корпоративное управление и экономический рост в России. Национальный совет по корпоративному управлению. М.: 2004, с. 29.

2 К числу отечественных авторов, на работы которых опирался диссертант, относятся следующие ученые: Л. Абалкин, А. Анисимов, С. Батчиков, В. Белов, И. Беликов, Ю. Винслав, А. Виссарионов,.

B.Дементьев, Т. Долгопятова, Л. Евенко, В. Ивантер, А. Исаев, В. Кириенко, А. Карлик, В. Кабаков, Г. Клейнер, В. Куликов, Р. Капелюшников, Б. Мильнер, А. Некипелов, Ю. Петров, Х. Мингазов, Ю. Якутин, Ю. Яременко, И. Хабарова, Э. Рудык, В. Митрохин, А. Поршнев, А. Радыгин, А. Пономарев, А. Шулус, Р. Энтов, ВЛисов. В. Гончаров, В. Мау, Ю. Одегов, В. Михайлов, А.Мовсесян. Н. Анникова, И. Костиков,.

C.Дзарасов, В. Радаев, А. Яковлев, Е. Ясин и др. К числу зарубежных: Р. Акофф, Х. Ансофф, Х. Окумура, Т. Питерс, Л. Мизес, К. Поппер, Р. Коуз, М. Аоки, Х. К. Ким, Т. Келлер, П. Друкер, Дж. Стиглиц, М. Портер, Л. Клейн, Й. Шумпетер, Д. Норт, Дж. Найт, О. Харт, Л. Дэвис и др.

Фактологической и статистической базой исследования стали: официальные материалы Госкомстата России, министерств и ведомств, материалы научных центров, а также исследовательских подразделений ряда российских корпоративных структур, документы профсоюзных центров и организаций.

Научная новизна диссертации, связанная с реализацией ее цели, состоит в выявлении сущности, содержания и форм проявления экономической демократии применительно к корпоративному сектору рыночной экономики, а также обосновании комплекса предложений по дальнейшему развитию механизмов обеспечения баланса интересов всех участников корпоративных отношений и заинтересованных лиц в российских условиях.

Практическая значимость диссертации состоит в возможности применения ее выводов и рекомендаций при дальнейшем совершенствовании законодательного и нормативно-методического обеспечения корпоративного управления и его демократизации. Представляется целесообразным использование материалов диссертации в плане развития социального партнерства и социально-трудовых отношений профсоюзами, объединениями работодателей и другими общественными организациями. Наработки диссертанта могут быть задействованы в высшей школе, а также в системе повышения квалификации при чтении дисциплин, связанных с экономикой труда, менеджментом, корпоративным управлением.

Апробация. Выводы и рекомендации автора использовались при совершенствовании системы корпоративного управления в ОАО «Электропривод», ОАО «Волгатанкер», ОАО «Михайловский ГОК», ОАО «Междуречье», ЗАО «Лесинвест», а также в работе профсоюзных организаций этих корпоративных структур по развитию системы участия наемного персонала в управлении предприятием. Соискатель выступил на ряде конференций и семинаров, в том числе: «Развитие корпоративных форм управления в России» (Москва, 1999), Межрегиональной научной конференции «Экономика и управление в поиске нового» (Владимир, 2001), Научно-практической конференции «Глобализация и профсоюзное движение России в XXI веке» (Москва, 2002), Международной конференции ученых стран СНГ «Дифференциация и консолидация общества в ходе рыночной трансформации» (Москва, РАН, 2002), Международной конференции «Предпринимательство в реформируемой экономике» (Москва, 2001), Семинаре «Проблемы регионального и муниципального управления» (Москва, 1999), Семинаре «Проблемы совершенствования повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов» (Москва, 2002), Научно-практической конференции «Социальное государство: проблемы, тенденции и перспективы» (Москва, 2004), Научно-практической конференции «Современные технологии управления промышленным предприятием» (Москва, октябрь 2001).

По теме диссертации опубликована 21 работа (включая монографию) общим объемом 19,2 печатных листа, в том числе в изданиях из перечня ВАК — 3 публикации общим объемом 1,5 печатных листа.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка литературы.

Основные результаты диссертационного исследования состоят в следующем:

1. На основе комплексного анализа отечественного и зарубежного опыта корпоративного строительства сформулирован авторский методологический подход, в соответствии с которым современное корпоративное управление в широком понимании трактуется как совокупность государственных, общественных и частных институтов, включая законы, положения, рекомендации, практику экономических, деловых отношений участников и заинтересованных лиц, основанных на демократических принципах и этических нормах. В узком смысле корпоративное управление — это организованно-правовая модель, обеспечивающая деятельность компании в интересах ее акционеров-собственников. Широкая трактовка корпоративного управления предполагает его совершенствование и развитие в направлении использования разнообразных институтов экономической демократии в интересах различных участников корпоративных отношений и общества в целом.

2. Обоснована трактовка экономической демократии как целостного, системного явления, элементы которого могут структурироваться с использованием различных принципов, критериев, признаков и т. п. В связи с этим предложен уровневый подход к феномену экономической демократии с выделением макро-, мезои микро-уровней. При этом первый включает демократические отношения в экономике на уровне государства, общества, второй — в масштабах отрасли, региона, отдельных социальных слоев и групп, третий — экономическую демократию на уровне хозяйствующего субъекта (корпорации).

В данном контексте экономическая демократия в масштабах общества представляет собой механизм достижения баланса между интересами различных участников социально-экономических процессов.

Экономическая демократия на уровне корпорации имеет целью нахождение баланса интересов различных субъектов корпоративных отношений: акционеров, менеджеров, наемного персонала, кредиторов, поставщиков, потребителей, государственных органов, региональной и местной власти и других заинтересованных лиц. При этом диссертант формулирует вывод о возможных границах экономической демократии, определяемых принципом социально-экономической эффективности ее институтов в системе управления корпорацией. Вместе с тем, отчуждение различных заинтересованных лиц от участия в делах компании, выработки и принятия решений, а часто и возможности получать достаточную информацию, приводит к безразличному отношению к делам корпорации, а во многих случаях и противодействию. В этой связи, экономическая демократия понимается автором не как власть большинства, а как определенный порядок принятия взвешенных, компромиссных решений, учитывающих экономические интересы всех участников корпоративных отношений и заинтересованных лиц. Поэтому концепция развития экономической демократии в корпоративном управлении кратко формулируется диссертантом следующим образом: институционализация участия (соучастия) различных заинтересованных лиц в корпоративном управлении с целью эффективного решения организационных и социально-экономических вопросов деятельности и развития корпорации, путем использования различных методов, механизмов и процедур, закрепленных в корпоративных документах или представляющих собой правила и традиции, соблюдаемые корпоративным сообществом.

3. В результате проведенного анализа современных моделей корпоративного управления определены цель, принципы и методы экономической демократии в системе корпоративных отношений. При этом в качестве цели провозглашается достижение синергического эффекта на основе учета долгосрочных интересов всех субъектов корпоративных отношений (участников и заинтересованных лиц), создания эффективных механизмов их взаимодействия в рамках корпоративного управления, основанного на демократических принципах.

В числе принципов названы: а) экономическая свобода, т. е. свобода акционеров в осуществлении инвестиционных прав (купля-продажа акций), а также в выборе действий по участию в управлении и контроле за деятельностью корпорации: получение информации, непосредственное участие в собрании акционеров или через доверенность, выбор формы голосования и т. п.- б) равноправие, т. е. все владельцы соответствующих акций обладают равными правами, а также обеспечение равного отношения со стороны корпорации ко всем акционерам: крупным, мелким, иностранным, физическим и юридическим лицам и т. п.- в) верховенство закона, т. е. соблюдение Федерального закона «Об акционерных обществах» и других нормативных актов, в том числе при создании внутренних документов корпорации, которые могут значительно демократизировать корпоративное управлениег) разделение властей, т. е. разграничение полномочий между собранием акционеров, советом директоров и исполнительным органом (менеджментом) — д) выборность основных органов власти — совета директоров, исполнительного органа, ревизионной комиссии, а также использование этого принципа в объединениях акционеров, участников, заинтересованных лиц и т. п.

Среди методов экономической демократии выделены: обсуждение, голосование, выборы представителей, различные формы соучастия, предоставление информации, отчеты о деятельности и др.

4. Обоснован вывод о нецелесообразности ориентации корпоративного управления в России на определенную зарубежную модель, поскольку в российском корпоративном управлении присутствуют элементы различных моделей и формируются собственные подходы, учитывающие реалии современного экономического развития страны и становления корпоративного сектора. Так, элементы аутсайдерской модели проявляются в связи с наличием значительного количества мелких акционеров, в том числе слоя акционеров-работников, сформировавшегося в ходе приватизации. Признаки инсайдерской модели видятся в значительной роли, которую играет в российском корпоративном управлении менеджмент, владеющий существенным пакетом корпоративных акций. Имеют место элементы использования японского опыта, особенно в финансово-промышленных группах и других интегрированных структурах, где ведущую роль в корпоративном управлении играют коммерческие банки и другие финансовые структуры. Кроме того, аргументом против ориентации российского корпоративного управления на какую-либо одну модель является то, что сегодня в мире наблюдается развитие транснациональных подходов, о чем свидетельствует принятие «Кодекса корпоративного управления странучастников Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)», кодексов корпоративного управления (поведения) в большинстве развитых стран, которые содержат нормы «надлежащего корпоративного управления», отвечающие принятым в мировой практики корпоративных отношений.

5. В контексте трактовки экономической демократии как комплекса отношений в диссертации развернуто охарактеризованы связи корпорации с различными заинтересованными лицами по совокупности параметров: их характера, тесноты связей, взаимовлияния, взаимозависимости, устойчивости, долговременности. Выявлены основные факторы, влияющие на развитие этих отношений, а именно: финансовые, экономические, хозяйственные отношения, технологические и производственные связи, территориальная близость, социо-культурные связи и отношения и др. Показаны социально-экономические интересы участников корпоративных отношений и заинтересованных лиц в краткосрочном и долгосрочном периодах, а также выявлены противоречия между субъектами корпоративных отношений. К числу основных, по мнению диссертанта, относятся противоречия: между собственниками (акционерами) — между собственниками (акционерами) и наемным менеджментоммежду корпорацией и хозяйственными партнерами, различными заинтересованными лицамимежду корпорацией и государством, местной властью.

Для разрешения противоречий в диссертации предлагаются демократические механизмы выявления специфических интересов отдельных групп участников и заинтересованных лиц и их учета в процессе принятия решений. В их числе: механизм обратной связиформирование объединений различных заинтересованных лиц и их представительство в органах управления корпорациейпрямое и опосредованное участие заинтересованных лиц в формировании корпоративной политикиразработка комплексной системы взаимоотношений с внешней средой корпорации.

Обоснован важный вывод: в части развития производственной демократии, где в качестве заинтересованного лица выступает трудовой коллектив, российский путь связан с необходимостью институционализации соучастия наемных работников (персонала) в управлении корпорацией (производством), что особенно актуально в условиях слабых профсоюзов и низкой организованности наемных работников.

6. Предложены классификационные признаки институтов экономической демократии в корпоративном управлении по ряду критериев, а именно: а) по критерию инициирования — установленные законодательством, государственными органами власти или формируемые по инициативе корпорацииб) по критерию направленности (регулирования) — регулирующие отношения внутри корпорации или с внешней средой, заинтересованными лицамив) по критерию степени формализации — оформленные договором, соглашением сторон или другим документом либо основанные на традициях, общественных нормах, вербальных договоренностях и т. п.- г) по критерию экономических интересов — демократические институты, регулирующие отношения акционеров-собственников, акционеров-собственников и менеджмента, корпорации как хозяйствующего субъекта и различных заинтересованных лицд) по критерию времени действия — создаваемые по поводу определенного события, на определенный срок, постоянно действующие институтые) по критерию сферы отношений — финансовые, организационно-управленческие, социально-экономические, социально-трудовые, территориальные (с властью и населением).

7. Определены основные направления развития экономической демократии в российских корпоративных структурах, в числе которых: а) применение демократических процедур в обеспечении прав различных акционеров при организации и проведении общих собраний, принятии решений, предоставлении информации, контроле за деятельностью совета директоров и исполнительного органаб) использование демократических механизмов принятия корпоративных решений, учитывающих интересы различных заинтересованных лицв) демократизация отношений с государственными органами управления, региональной и муниципальной властью, в целях согласования и учета их интересов в деятельности корпорацийг) развитие социального партнерства и демократизация социально-трудовых отношений в корпорациях и интегрированных корпоративных структурахд) обеспечение информационной открытости и прозрачности деятельности корпорации.

8. Сформулированы предложения по законодательному закреплению демократических институтов, внесению дополнений в российский «Кодекс корпоративного поведения», а также по регламентации демократических механизмов и процедур в уставах, кодексах, положениях, правилах и других документах, действующих в конкретных корпорациях. В этой связи предлагается: а) законодательно закрепить участие представителя (лей) трудового коллектива в работе общего собрания акционеров с правом выступления (изложения позиции) от имени персоналаб) предоставить право персоналу предприятия (через своего представителя) вносить предложения по вопросам, включаемым в повестку дня общего собрания акционеровв) ввести в Закон РФ «Об акционерных обществах» норму обязательного представительства персонала, сотрудников в совете директоров (наблюдательном совете) — г) ввести норму, по которой кандидатуру держателя реестра акционеров общества (регистратора) должно утверждать общее собрание акционеровд) дополнить «Кодекс корпоративного поведения» разделом, посвященным заинтересованным лицам, и включить рекомендации по организации с ними совместной работые) привлекать миноритарных акционеров и служащих корпорации для работы в комитетах и комиссиях совета директоров в качестве экспертов и советниковж) разрабатывать и использовать внутренние документы, способствующие демократизации и повышению эффективности корпоративного управления, а именно: «Кодекс корпоративного поведения (управления) корпорации», «Положение об общем собрании акционеров», «О работе комитетов и комиссий при совете директоров», «Об участии персонала в управлении корпорацией», «О работе с заинтересованными лицами», «Об информационной политике», «О связи с потребителями и обеспечении их прав» и другие.

9. Определены условия, обеспечивающие эффективность внедрения демократических механизмов в корпоративное управление, в числе которых: а) стабилизация прав и упорядочение отношений собственности в акционерных обществахб) формирование достаточно ясной и понятной модели корпоративного управления и основ корпоративной культурыв) институционализация различных отношений внутри корпорации и с внешними субъектами и заинтересованными лицамиг) применение демократических принципов в корпоративном управлениид) информационная открытость корпорациие) формулирование объединяющей цели, достижение которой принесет успех корпорации, всем участникам и заинтересованным лицам.

Подчеркнуто, что важнейшее конкурентное преимущество корпорации заключается в максимальном вовлечении в работу творческого потенциала всех заинтересованных лиц, которое предполагает использование организационных механизмов и процедур экономической демократии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах». -М.: ИНФРА-М, 2002.
  2. Федеральный закон РФ «О финансово-промышленных группах». -М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2002.
  3. Гражданский кодекс РФ, ч. 1 и ч. 2. -М.: ИНФА-М, 1996.
  4. В.В. Формирование команд. Изд. 2-е.- М.: ТЦ «Сфера», 1999.
  5. С.А., Мордвинцев А. И., Фомин П. А., Шаховская Л. С. Индикативное планирование как основа стратегического развития промышленного предприятия. -М.: 2001.
  6. Р.Л. Планирование будущего корпорации. -М.: 2002.
  7. В.Ю. Вертикально-интегрированные нефтяные компании России.-М.: АУТОПАМ, 1996.
  8. В.Ю. Стратегические направления системной реорганзиации управления нефтяной компании. На примере ОАО «ЛУКОЙЛ». Изд-во института микроэкономики, 1998.
  9. В.В. Корпоративный менеджмент в современных экономических отношениях. -М.: Экономика, 2003.
  10. Ю.Андронов В. В. Корпоративное предпринимательство: менеджмент, финансы и государственное регулирование. -М.: Экономика, 2002.
  11. И. Новая корпоративная стратегия. Спб: Питер, 1999.
  12. Антикризисное управление предприятиями и банками: Учебно-практическое пособие. -М.: Дело, 2001.
  13. З.Афанасьев М. П. Корпоративное управление на российских предприятиях. -М.: Интерэксперт, 2000.
  14. Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. -М.: ПКгосслужбы, 1996.
  15. Баффет Уоррен. Эссе об инвестициях, корпоративных финансах и управлении компаниями. -М.: Издательство «Альпина Бизнес Букс», 2005.
  16. A.A., Короткое Э. М. Системология организации. -М.: ИНФРА, 2000.
  17. И.А. Стратегия и тактика управления финансами. Киев.: МП «ИТЕМлтд» СП «АДЕФ-Украина», 1996.
  18. О. Управленческий консалтинг корпоративных организаций. -М.: ИНФРА-М, 2002.
  19. В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. -М.: Наука, 1994.
  20. Введение в институциональный анализ. Под ред. В. Л. Тамбовцева. -М.: ТЭИС, 1996.
  21. Веснин В. Р. Основы менеджмента. -М.: Экономика, 2003.
  22. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. Учебник -М.: Гардарика, 1996.
  23. И.Н. Менеджмент. Учебник. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001.
  24. С.А., Воронина Е. И. Актуальные проблемы корпоративного управления. Сборник статей. -М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2003.
  25. Д.Ю. Особенности корпоративного управления в России, -М.: Издательский Дом «Альпина», 1999.
  26. В.В. Руководство для высшего управленческого персонала: В поисках совершенствования управления. Опыт промышленных фирм США, Японии, Стран Западной Европы. -М.: МНИИПУ, 1996.
  27. Горбу нов А. Р. Дочерние компании, филиалы, холдинги. Организационные структуры. Консолидированный баланс. Налоговое планирование. -М.: Издательский центр «АНКИЛ», 1997.
  28. Дж. К. мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века/Авт. предисл. Б. З. Мильнера. -М.: Экономика, 1991.
  29. Гунияр Франсис Ж., Келли Джеймс Н. Преобразование организации. Пер. с англ. -М.: Дело, 2000.
  30. С., Лазарева О., Рачинский А., Цухло С. Корпоративное управление в российской промышленности. ИЭПП. -М.: 2004.
  31. В.Е. Интеграция предприятий и экономическое развитие. -М.: ЦЭМИ РАН, 1998.
  32. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
  33. Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. Пер. с англ. -М.: Изд. Дом «Вильяме», 2002.
  34. Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США: Теория и практика формированияю -М.: Наука, 1983.
  35. B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах. -М.: Изд-во «Финпресс», 2001.
  36. A.B., Максимов М. М. Исследование систем управления. -М.: ЮНИТИ, 2000.
  37. М.Г. Корпоративные захваты: слияния, поглощения, гринмэйл. -М.: Ось-89, 2003.
  38. . Деловая стратегия. Пер. с англ. -М.: Экономика, 1991.
  39. Т. Концепция холдинга. Пер. с нем. Обнинск. ИПК Минатомэнерго, 1997.
  40. Л.О., Келсо П. Демократия и экономическая власть. -М.: Изд-во «Феникс», 2000.
  41. Г. Б. Эволюция институциональных систем. -М.: Наука, 2004.
  42. М.И., Пучков В. В., Тютиков Ю. П. Стратегическое управление корпорациями. -Спб.: 2002.
  43. М.И. Стратегическое управление корпорациями. -СПб: Любавич, 1996.
  44. Кодекс корпоративного поведения. Корпоративное поведение в России/Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. Под общей ред. И. В. Костикова. -М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.
  45. Э.М. Исследование систем управления. М.: ДЕКА, 2000.
  46. Корпоративный менеджмент: справочник для профессионалов/ И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдергогге и др.- под общ. ред. И. И. Мазура. -М.: Высшая школа, 2003.
  47. Корпоративное управление. Под ред. Марека Хасселя. Пер. с англ. -М.: 1999.
  48. Корпоративное управление: владельцы, директора и наемные работники акционерного общества/Под ред. М.Хесселя. -М.: 1996.
  49. Корпоративное управление в переходных экономиках. Инсайдерский контроль и роль банков. Под ред. Масахино Абки и Хьюнг Ки Кима. СПб, 1997.
  50. Корпоративное управление и экономический рост в России. Национальный совет по корпоративному управлению. -М.: 2004.
  51. Л.Я., Рывкина Р. В. «Социология перехода к рынку». -М.: 1998.
  52. Ф. Основы маркетинга/Общ. ред. и вступ. Сл. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1990.
  53. Л.И., Хачатуров А. Е., Булатов И. С. Менеджмент на российском предприятии. -М.: Экономика, 2000.
  54. Г. Б., Супян В. Б. Корпорация. Американская модель. -С-Пб, Изд-во Питер, 2005.
  55. P.C. Корпоративное управление: обеспечение и защита права акционеров на информацию (российский и англо-американский опыт). -М.: Изд-во Спарк, 2002.
  56. И. Корпоративная религия. Изд-во Стокгольмская школа, 2004.
  57. Кульман Анри. Экономические механизмы: Пер. с франц. / Под общей ред. Н. И. Хрусталевой. М.: Прогресс- Универс, 1993.
  58. С.П. Управление крупной корпорацией. -М.: Экономика, 1997.
  59. С.П. Теория корпоративного управления. -М.: Экономика, 2004.
  60. И.В. Бизнес-план основы успеха. -М.: Дело, 1997.
  61. А.Ф., Медников В. А., Васильев В. П. Управление акционерной компанией. -СПб.: ОЛБИС, 1997.
  62. С .Я., Ландасман, А .Я. Корпоративное управление технических перевооружением фирм. -М.: Высшая школа, 2003.
  63. Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. 7-го изд. -М.: ИНФРА-М, 1999.
  64. Ш. Экономика для менеджеров: Десять важных инструкций для руководителей. -М.: Дело, 1996.
  65. С.А. Механизмы корпоративного управления. -М.: Финстатинформ, 2002.
  66. В.Е. Системное корпоративное управление. -М.: Сирин, 2003.
  67. К. Экономика организаций: Пер. с фр. / Под. ред. А. Г. Худокормова. М.: ИНФРА-М, 1996.
  68. Менеджмент организации/под ред. З. П. Румянцевой, Н. А. Солсматина. -М.: ИНФРА, 1997.
  69. М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: Дело, 2002.
  70. .З. Теория организации. -М.: ИНФРА-М, 2001.
  71. Мир управления проектами: Основы, методы, организации, применение/Под ред. Х. Решке, Х.Шелле. -М.: Алане, 1994.
  72. Г., Альстренд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. -СПб., Изд-во «Питер», 2000.
  73. И.В., Жуков Д. В., Туманова Е. В. Технология корпоративного менеджмента. -М.: Изд-во «Март», 2004.
  74. Д. Институты, институциональные изменение и функционирование экономики. -М.: Фонд экономической книги «НАЧАЛА», 1997.
  75. С. А. Корпоративные стандарты. От концепции до инструкции, практика разработки. -М.: Книжный мир, 2003.76.0комура X. Корпоративный капитализм в Японии: пер. с япон. -М.: Мысль, 1986.
  76. С.А. Современное корпоративное управление: проблемы теории и практики. -М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004.78.0синовский А. Акционер против акционерного общества. С-Пб, Изд-во «ДНК».
  77. О.В. Институты корпоративного управления и акционерные конфликты в России. -М.: ИКФ «ЭКМОС», 2004.
  78. Оценка бизнеса. Под ред. А. Г. Грязновой, проф. Федотов М. А. -М.: Финансы и статистика, 1999.
  79. В.Н. Корпорации в российской промышленности. Законодательство и практика. -М.: ЮНИТИ, 1999.
  80. Т. Система современных обществ. -М.: 1997.
  81. В.Н. «Корпорации в российской промышленности: законодательство и практика: Научно-практическое пособие», -М.: Городец, 1999.
  82. С.И. Управление в регионе: активизация мотивов хозяйственной деятельности. С-Пб, 1996.
  83. В.Г. Корпоративное управление в непроизводственной сфере. -М.: Олди-плюс, 2003.
  84. М. Конкуренция. Вильяме, 2000.
  85. А.Г. Менеджмент: теория и практика в России. -М.: ФБК-Пресс, 2003.
  86. Пособие по корпоративному управлению: в 6 т. -М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004.
  87. Предпринимательский климат регионов России. -М.: Дело, 1998.
  88. Производительность труда «белых воротничнов»./ Под общ. ред. В. В. Зотова. -М.: Прогресс, 1989.
  89. А.П. Русская модель управления. -М.: ЗАО «Журнал «Эксперт», 2002.
  90. А.Д. Реформа собственности в России: на пути из прошлого в будущее. -М.: Республика, 1994.
  91. А.Д., Энтов Р. Институциональные проблемы развития корпоративного сектора: собственность, контроль, рынок ценных бумаг. -М.: 1999.
  92. Рассел Л. Акофф «Планирование будущего корпорации». Пер. с англ. -М.: Сирин, 2002.
  93. Регулирование социального развития России. Сборник статей. -М.: 2000.
  94. Реструктурирование предприятия. Рациональная система бизнес-единиц. -М.: Дело, 1996.
  95. Реформа предприятия (организации). Методические рекомендации. -М.: ОСЬ-89, 1998.
  96. Реформирование предприятий. Типовая программа. Методические рекомендации. Опыт реструктуризации. Сборник документов. -М.: Издательский центр «Акционер», 1998.
  97. Д.Дж., Мескон М. Х., Боуви К. Л., Тилл Дж.В. Современный бизнес: в 2 т. -М.: Республика, 1995.
  98. Н.Б., Семенкова Е. В. Рынок корпоративного контроля: слияния, жесткие поглощения и выкупы долговым финансированием», -М.: «Финансы и статистика, 2000.
  99. Руководство для высшего управленческого персонала: в 3 томах. -М.: МНИИПУ, 2002.
  100. A.C., Сизов Ю. С. Корпоративные конфликты. Причины их возникновения и способы преодоления. -М: 2003.
  101. Т. Управленческий учет. Пер. с англ./под ред. Н. Д. Эриашвили. -М.: ЮНИТИ, 1997.
  102. Э.А. Теория организации. Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 2002.
  103. Совет директоров в системе корпоративного управления компании. -М.: Флинта: Наука, 2002.
  104. В.М., Исалова М. Н. Макроэкономическая политика в переходный период. -М.: Зенит, 1998.
  105. Н.В. Корпорации: творческие и прикладные проблемы. -М.:МВЯШ, 1999.
  106. Социальные проблема России. С-Пб, 1999.
  107. E.H. Риск-менеджмент на предприятии. Теория и практика.-М.: «Ось-89», 2002.
  108. М.К. Современная российская корпорация (организация, опыт, проблемы). М.: Наука, 2001.
  109. М.К., Фомин П. А. Практический инструментарий организации управления промышленным предприятием. Монография. -М.: Высшая школа, 2002.
  110. Стратегическое рыночное управление. Под ред. Д. А. Аакера. -СПб.: Питер, 2002.
  111. A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. -М.: ИНФРА-М, 2001.
  112. В.В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприяти. -М.: Дело, 2000.
  113. В.Н. и др. Реструктурирование предприятий. -М.: ПРИОР, 1998.
  114. H.H. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление. Учеб. пособие для вузов. -М.: ПРИОР, 2000.
  115. Р. Карманный справочник директора. Основы корпоративного управления: от, А до Я. -М.: Олимп-Бизнес, 2002.
  116. М.В. Социология управления: учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.
  117. К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании. -М.: Дело, 2000.
  118. Управление и корпоративный контроль в акционерном обществе: Практическое пособие/Под ред. Е. П. Губина. -М.: Юристъ, 1998.
  119. Управление организацией. Под ред. проф. А. Г. Поршнева. -М.: ИНФРА-М, 2000.
  120. Управление персоналом. Учебник для студентов вузов/под ред. Т. Ю. Базарова и Б. А. Еремина. -М.: ЮНИТИ, 1998.
  121. Управление региональной экономикой. Под ред. Г. В. Гутмана. -М.: Финансы и статистика, 2002.
  122. H.H. Организационная структура управления предприятием. -М.: ТК Велби, 2003.
  123. Финансово-промышленные группы: история создания, международный опыт, российская модель. -М.: 1997.
  124. Финансовый менеджмент: теория и практика. Под ред. Е. С. Стояновой. 5-е издание, переработанное и дополненное. -М.: Перспектива, 2000.
  125. П.А., Хохлов В. В. Оценка эффективности использования финансов предприятий в условиях рыночной экономики. Монография. -М.: Высшая школа, 2002.
  126. М. Капитализм и свобода. -М.: 1992.
  127. М., Чамп Д. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. СПб, 1997.
  128. П. Экономический образ мышления. Пер. с англ. Изд. 2-е стереотипное. -М.: Изд-во «Дело», 1992.
  129. Дж. Р. Стоимость и капитал: пер. с англ. -М.: Прогресс, 1993.
  130. В. Как делать бизнес в Европе. -М.: Прогресс, 1990.
  131. А. Курс предпринимательства: практическое пособие. Пер. с англ. -М.: Международные отношения, 1993.
  132. Дж.К. ван «Основы управления финансами». -М.: Финансы и статистика, 1997.
  133. И.А. Корпоративное управление: вопросы интеграции. -М: Издательский дом «АЛЬПИНА», 2000.
  134. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности: В 2 т./ Пер. с англ. Под ред. А. Г. Слуцкого. СПб.: Экономическая школа, 1999. Т.2.
  135. И.А. Корпоративное управление: вопросы интеграции. -М.: Изд-во «Альпина Паблишер», 2000.
  136. В.Н. Корпоративный менеджмент в условиях нестабильного рынка.-М.: Экзамен, 2003.
  137. Е.Г. Кодекс корпоративного поведения. -М.: Книга-сервис, 2003.
  138. Н. Управление корпоративными кадрами. Изд-во Питер, 2005.
  139. Чуб Б.А., Курчаков P.C., «Корпоративное управление» Казань, «ДАС», 2000.
  140. В.И. и др. Корпоративное управление: опыт России и США. -М.: ОАО «Типография Новости», 2000.
  141. А.П., Гусятников Н. В., Беликов И. В. Корпоративное управление. -М.: Изд. Центр «Акционер», 2001.
  142. А.П. Государство как субъект корпоративных отношений. М: Изд. Центр «Акционер», 2002.
  143. Г. Основы и проблемы экономики предприятия: Пер. с нем./ Под ред. проф. А. Г. Поршнева. М.: Финансы и статистика, 1996.
  144. В.В. Социальные теории организации: Словарь. -М.: ИНФРА-М, 2000.
  145. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. H.A. Сафронова. -М.: «Юристь», 1998.
  146. А.Е. Кодекс корпоративного управления о дивидендах. Право и экономика, 2001, № 7.
  147. В., Ветошникова Ю. Стратегия выживания промышленных предприятий. Вопросы экономики, № 12, 1998.
  148. В.А., Макаров J1.B. Корпоративная культура организации в России. Менеджмент в России и за рубежом, 2002, № 2.
  149. У., Казанская С. С высоты птичьего полета. Обзор результатов исследований по корпоративному управлению в России. Журнал для акционеров, 2004, № 9.
  150. И. Зарубежный опыт: стандарты и нормы. Журнал для акционеров, 2000, № 4.
  151. И., Константинов Г., Шеин В. Современные проблемы корпоративного управления. Журнал для акционеров, 2005, № 11−12.
  152. И.Ю., Эскиндаров М.А.Корпоративные формы хозяйствования в российской экономике и проблемы взаимодействия менеджмента мелких акционеров. Вопросы экономики, 2000, № 10.
  153. A.B. Роль функций связей с инвесторами в современной системе корпоративного управления. Акционерное общество, 2004, № 4.
  154. К., Фокеева А. Эффективность системы корпоративного управления. Журнал для акционеров, 2002, № 9.
  155. А., Айбиндер Г., Головнина Г. Роль корпоративного управления в повышении капитализации компании. Управление компанией, 2003, № 2.
  156. Д. Корпоративное управление в России: есть шанс для улучшения? Инвестиции в России, 2000, № 9.
  157. Ю. Утверждая научные принципы управления интегрированными корпорациями. РЭЖ, 2001, № 10.
  158. Ю., Лисов А. Становление холдинговых компаний: правовое и организационное обеспечение. Российский экономический журнал, 2000, № 5, 6.
  159. Ю. Становление отечественного корпоративного управления: теория, практика, походы к решению ключевых проблем. Российский экономический журнал, 2001, № 2.
  160. Л.В. Дефекты в системе корпоративного управления как одна из основных причин несостоятельности российского производства. ЭКО, 2000, № 10.
  161. И., Козлов Р., Дубовицкая Е. Система корпоративного управления в холдингах. Журналъ для акционеровъ, 2003, № 12.
  162. М. Развитие британских стандартов корпоративного управления: доклад Хиггса. Вопросы экономики, 2004, № 1.
  163. М., Карапетян Д. Корпоративное управление: основные понятия и результаты исследования российской практики. Управление компанией, 2004, № 1.
  164. М.А. Корпоративное управление в переходной экономике. Общественные науки и современность, 2001, N 5.
  165. Т. Формирование моделей корпоративного контроля в российской промышленности. Экономический журнал Высшей школы экономики, 2000, т. 4.
  166. Е., Шульц Е. Новое в снижении рисков корпоративного управления. Акционерное общество, 2005, № 1
  167. А., Соколов А. Интегрированные бизнес-группы в российской экономике. Вопросы экономики, 2002, № 4.
  168. П. Экономические интересы, их противоречия. Экономист, 2002, № 3.
  169. А.Б. О развитии российской системы корпоративного управления предприятием. Менеджмент в России и за рубежом, 2003, № 5.
  170. А. Корпоративное управление как фактор привлечения и защиты инвестиций. Рынок ценных бумаг, 2003, № 4.
  171. Г. Эволюция и реформирование промышленных предприятий. Десять лет спустя. Вопросы экономики, № 5, 2000.
  172. Г. В. Корпоративное управление. Киев, Изд-во Либра, 2004.
  173. В. Корпоративное управление: особенности и тенденции развития. Проблемы теории и практики управления, 2002, № 1.
  174. Я. Честность и доверие в переходной экономике. Вопросы экономики, 2003, № 9.
  175. P.C. Корпоративное управление: обеспечение и защита права акционеров на информацию. М.: Изд-во Спарк, 2002.
  176. М.Д. Корпорации в современной России. ЭКО 2000, № 12.
  177. В. Достигнут ли баланс интересов работников и работодателей? Российский экономический журнал, 2002, № 1.
  178. Г. Участие государства в управлении корпоративными структурами в России. Вопросы экономики, 2000, № 9.
  179. Т., Тимофеев А. Исследование спроса на институты корпоративного управления: юридические аспекты. Вопросы экономики, 2003, № 4.
  180. Мок A.JI. Бельгия: корпоративная собственность и оперативный менеджмент. Проблемы теории и практики управления, 2000, № 4.
  181. О. Современный корпоративный конфликт (природа, границы, разновидности, способы регулирования). Вопросы экономики, 2003, № 10.
  182. Н. Проблемы корпоративного управления в России» Международная жизнь. Проблемы внешней политики, дипломатии, национальной безопасности. М., № 2, 2005
  183. Н. Корпоративное управление фактор возрождения промышленности. Проблемы теории и практики управления, 2000, № 2.
  184. Ю. Реформа корпоративных институтов. Российский экономический журнал, 2000, № № 4, 5.
  185. Ю. От качества корпоративного управления к инвестиционной привлекательности компаний. Право и экономика, 2003, № 5.
  186. А., Энтов Р. Инфорсмент прав собственности и контрактных обязательств.
  187. А. Корпоративное управление в России: ограничения и перспективы. Вопросы экономики, 2002, № 1.
  188. А. Слияния и поглощения в корпоративном секторе. Вопросы экономики, 2002, № 12.
  189. Н. Взаимоотношения работников и работодателей в современной России (1987−2001 гг.) Вопросы экономики, 2002, № 11.
  190. В.А. Механизмы получения доходов и корпоративное управление в российской экономике. М., ГУ ВШЭ, 2002, выпуск № 1.
  191. Э. Управление трудом в России: к вопросу применения японского опыта. Российский экономический журнал, 2002, № 1.
  192. К. Кодекс корпоративного поведения: проблемы разработки и внедрения. Вопросы экономики, 2002, № 4.
  193. Я. Рыночные модели развития корпоративного сектора. Вопросы экономики, 2002, № 1.
  194. П., Полиенко В. Корпоративное управление и стоимость компании: ситуация в России. Управление компанией, 2004, № 1.
  195. А.И., Романова O.A., Ткаченко И. Н. Становление и развитие внутрифирменных институтов корпоративного управления (опыт регионального исследования). Экономическая наука современной России, 2000, № 3−4.
  196. М. Конвергенция моделей корпоративного управления. Вопросы экономики, 2004, № 1.
  197. А. Корпоративное управление в Европе. Проблемы теории и практики управления, 2002, № 4.
  198. А. Корпоративное управление в России: взгляд экспертов и делового сообщества. Управление компанией, 2004, № 7.
  199. . Корпоративное управление в 20 веке: история и перспективы. Проблемы теории и практики управления, 2000, № 1.
  200. А. Корпоративное управление и реструктуризация предприятий в России: формальные институты и неформальные интересы собственников. Экономический журнал Высшей школы экономики, том IV, 2003, № 2.
  201. Ю. Региональный вектор деятельности корпоративных объединений. Российский экономический журнал, 2000, № 9.
Заполнить форму текущей работой