Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Устав муниципального образования в системе нормативных правовых актов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Федеральным законом 2003 года предусматривается, что Устав муниципального образования принимается представительным органом, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек — непосредственно населением. По мнению диссертанта, устав каждого муниципального образования независимо от численности его жителей, должен приниматься непосредственно населением… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Правовое регулирование местного самоуправления как формы публичной власти
    • 1. 1. История становления правовой базы местного самоуправления в России
    • 1. 2. Правовое регулирование муниципальной власти в зарубежных странах
    • 1. 3. Система нормативно-правовых актов, регулирующих местное самоуправление в Российской Федерации
  • Глава II. Правовая природа устава муниципального образования
    • 2. 1. Общая характеристика и юридические свойства устава муниципального образования
    • 2. 2. Структура и содержание устава муниципального образования
    • 2. 3. Порядок разработки, принятия и изменения устава муниципального образования

Устав муниципального образования в системе нормативных правовых актов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. В современной России возрастают требования к качеству правовых актов, регулирующих те или иные общественные процессы. Ярким примером могут служить последние годы активного развития нормативной базы местного самоуправления, общее направление которого характеризуется стремлением создать систему четкого и полного правового регулирования общественных отношений, связанных с местным самоуправлением. Выстраивается определенная иерархия правовых актов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Особого внимания заслуживает местное нормотворчество, предполагающее разработку целого комплекса нормативно-правовых актов, касающихся самых различных сторон организации и функционирования власти на местах, порядка решения конкретных вопросов местного значения и форм участия самих граждан в этих процессах. Особая роль, в данном нормотворчестве, безусловно, принадлежит Уставу муниципального образования, который для Российской Федерации является относительно новым правовым актом.

Согласно нормам Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"1 (далее Федеральный закон 1995 года) посвященных уставу муниципального образования, можно сделать определенный вывод о конституирующем значении устава для организации и функционирования местного самоуправления.

Актуальность темы

исследования значительно возрастает в связи с принятием нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"2 (далее.

1 Собрание Законодательства Российской Федерации. 1995. № 35, Ст. 3506- 1996. № 17, Ст. 1917; 1996. № 49, Ст. 5500- 1997. № 12, Ст. 1378- 2000. № 32, Ст. 3330- 2002. № 12, Ст. 1093- 2003. № 28, Ст. 2892.

2 Собрание Законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.

Федеральный закон 2003 года), с вступлением в силу которого будет необходимо привести в соответствие с ним уставы муниципальных образований.

Значимость исследования обусловлена и тем, что зачастую правовая теория не содержит четких ответов на проблемные вопросы создания и реализации норм, содержащихся в уставе муниципального образования, которые каждый день ставит практика.

В этих условиях особую важность приобретают научные исследования, направленные на выявление принципов и методов осуществления нормативного правового регулирования местного самоуправления, разработку общих процедур, в соответствии с которыми должны создаваться, толковаться и применяться Уставы муниципальных образований.

Уровень научной разработанности темы исследования. Изучению теоретических основ институционализации местного самоуправления посвящены труды многих видных отечественных и зарубежных исследователей. В дореволюционной России можно выделить изыскания таких ученых как В. Д. Гольцова, Б. Б. Веселовского, Е. А. Звягинцева, Н. М. Коркунова, Г. С Михайлова и ряда других, которые заложили основы отечественной научной концепции местного самоуправления.

Исследовательские работы А. И. Васильчикова, JI.A. Велихова, И. В. Выдрина, А. Д. Градовского, Г. Еллинека, Н. И. Лазаревского и других, положили начало теоретическому обоснованию природы и сущности местного самоуправления, в конце XIX начале XX века.

С началом демократических преобразований в Российской Федерации, местное самоуправление активно стало исследоваться современными российскими учеными: С. А. Авакьяном, С. С. Алексеевым, Г. В. Атаманчуком, Г. В. Барабашевым, В. И. Васильевым, Р. Ф. Васильевым, В. А. Виноградовым, Ю. А. Дмитриевым, Н. А Емельяновым, В. Н. Ивановым, О. Е Кутафиным, Б. М. Лазаревым, Е. А. Незнамовой, B.C.

Нерсесянцем, И. И. Овчинниковым, В. И. Патрушевым, В. А. Прокошиным, Н. В. Постовым, O.JI. Савранской, В. И Спасенко, В. В. Таболиным, Ю. А. Тихомировым, В. Е. Чиркиным, К. Ф. Шереметом, Е. С. Шугриной и другими авторами, которые заложили научный фундамент институционализации местного самоуправления.

В рамках исследования особый интерес представляют работы Г. В. Барабашева, одного из первых авторов, акцентировавшего внимание на проблеме привнесения в российскую правовую систему актов новой правовой формы — уставов муниципальных образований. По его предложению норма об уставе (положении) муниципального образования впервые была закреплена в Федеральном законе «О местном самоуправлении в Российской Федерации"3.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с разработкой, принятием, вступлением в силу и реализацией положений устава муниципального образования.

Предметом диссертационного исследования является Устав — как основной нормативно-правовой акт муниципального образования, состояние и динамика уставного регулирования основ местного самоуправления, в современный период.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении правовой природы устава муниципального образования, определении его места в системе нормативных правовых актов, регулирующих местное самоуправление, разработке методических рекомендаций по его совершенствованию.

Исходя из указанной цели, были определены, задачи: — исследовать правовую природу устава муниципального образования посредством раскрытия совокупности его юридических свойств;

3 Ведомости Съезда нар. Депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 29, Ст. 1010.

— определить место и роль устава в системе нормативно-правовых актов Российской Федерации;

— проанализировать практику разработки, принятия и изменения устава муниципального образования;

— обосновать основные теоретические положения, определяющие смысл, содержание и форму уставапровести анализ перечня вопросов местного значения, составляющих предмет уставного регулирования;

— выработать рекомендации по совершенствованию процедур разработки и принятия уставов муниципальных образований.

Методологическая основа исследования. Для достижения поставленной цели, диссертантом применялись современные способы познания, позволившие провести комплексный анализ изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости.

В процессе работы над диссертацией были использованы как и общенаучные, так и частно-научные, специально-правовые методы, в том числе сравнительного правоведения, функциональный, формально-юридический, социально-юридический, психологический методы, а также метод аналитического толкования и другие.

Источниковедческую базу диссертации составили: Конституция Российской Федерациимеждународные правовые актыфедеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерацииакты Президента и Правительства Российской ФедерацииПостановления Конституционного Суда Российской Федерацииуставы муниципальных образований и иные нормативные правовые акты местного самоуправления. Изучено и использовано законодательство дореволюционной России, материалы нормативного характера СССР, РСФСР.

Теоретическую основу составили положения и выводы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных исследователей в области конституционного и муниципального права, а так же истории, политологии, юридической психологии, философии.

Эмпирическая база исследования основана на анализе уставного регулирования основ местного самоуправления в Российской Федерации.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что на основе отечественного и зарубежного опыта, с позиций конституционного и муниципального права, проводится комплексное исследование, направленное на раскрытие правовой природы устава муниципального образования, выявлении его места в системе нормативных правовых актов, а так же исследования особенностей нормотворческого процесса разработки, принятия и изменения устава муниципального образования.

На защиту выносятся следующие положения и выводы, обладающие элементами новизны:

— Устав муниципального образования — это основополагающий правовой акт, определяющий в соответствии с действующим законодательством принципы и структуру организации местного самоуправления на территории муниципального образования, обладающий высшей юридической силой в системе муниципальных правовых актов, закрепляющий и конкретизирующий правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления, необходимые для эффективного развития муниципального образования;

— Правовая природа устава муниципального образования и его место в правовой системе определяются характерными только для этого правового акта юридическими признаками и свойствами, позволяющими дать оценку уставу как «основному» правовому акту конкретного муниципального образования, обладающему правоустанавливающим характером;

— Устав включает в себя положения обязательного характера, предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и дополнительные, которые обеспечивают широкий и точный круг вопросов местного значения, что укрепляет авторитет и влияние устава;

— Комплексный анализ особенностей нормотворческих процедур разработки, принятия и вступления в силу устава муниципального образования позволил сделать вывод, что при их применении должны учитываться мнения жителей муниципального образования, воля которых проявляется, например, в виде правотворческой инициативы, рассмотрения и обсуждение проектов устава, а в ряде случаев и его принятие непосредственно населением;

— Федеральным законом 2003 года предусматривается, что Устав муниципального образования принимается представительным органом, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек — непосредственно населением. По мнению диссертанта, устав каждого муниципального образования независимо от численности его жителей, должен приниматься непосредственно населением, поскольку прямое волеизъявление граждан является наиболее демократичным источником местного правотворчества, тем более, что устав принимается на длительный период действия;

— В результате проведенного исследования автор полагает, что необходима определенная структурная унификация уставов муниципальных образований, в связи, с чем предлагается разработать общенациональную модель устава (типовой устав);

— Устав муниципального образования, как важнейший правовой социально-управленческий акт, позволяет адекватно отражать динамику общественных отношений в определенный период развития государства и права, и тем самым выполняет функцию акта правотворчества;

Совершенствование нормативно-правовой базы местного самоуправления в соответствии с обновляемым законодательством способствует укреплению демократической, правовой сущности.

Российской Федерации, развитию гражданского общества и обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

Научная и практическая значимость состоит в том, что результаты диссертационного исследования расширяют теоретико-методологическую основу для дальнейшего проведения исследований по правовому обеспечению местного самоуправления, могут быть использованы в процессе преподавания муниципального права, а также в практической деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы, практические рекомендации были обсуждены и одобрены на заседании кафедры государственного управления и правового обеспечения государственной службы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и изложены на научно-практических конференциях, а также отражены в публикациях автора.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Заключение

.

Особо выделяя необходимость определения места и правового статуса Устава муниципального образования в системе нормативно-правовых актов Российской Федерации, автор осознает, что несмотря на тщательное проведенное исследование, в работе все же не были затронуты в полном объеме все аспекты обозначенной проблематики.

Выбранный диссертантом предмет исследования в принципе и не может быть рассмотрен только в одной научной работе, так как правовая природа данного нормативного акта обязана быть изучена и исследована в тесной взаимосвязи с различными отраслями научных дисциплин (и зачастую не только юридических).

Подвергнутая анализу в работе форма народовластия — местное самоуправление, является, по своей сути, ярким выражением реального демократического устройства государства.

Возлагая большие надежды на местное самоуправление, как на эффективную форму народовластия, необходимо определить и повысить функциональную значимость его основного правового акта — устава муниципального образования, что невозможно осуществить, не определив место устава в правовом массиве нормативных актов.

Изучив основные моменты исторического опыта организации местного самоуправления в зарубежных странах и в России, автор обратил особое внимание на такие положения, как правовое регулирование местного самоуправления, взаимосвязь и взаимодействие местных актов между собой и с правовыми актами органов государственной власти и др.

Изучение практики правового регулирования в государствах, использующих различные модели местного самоуправления, позволило выявить разнообразные механизмы осуществления местного самоуправления.

К примеру, в Соединенных Штатах Америки правовое регулирование местного самоуправления осуществляется субъектами Федерации штатами). Именно в этом государстве широко используется интересующий автора правовой акт — хартия (устав) муниципалитета.

Муниципальная система Италии, принадлежащая к французскому (континентальному) типу, предполагает определенное ограничение местного самоуправления и обеспечивает большую подконтрольность и системы управления, поэтому в каждую административно-территориальную единицу направляется представитель государства.

Изучение вопроса определения модели местного самоуправления, действующей в России, позволяет сделать вывод, что нашему государству свойственны элементы как континентальной, так и англосаксонской модели. Здесь в пользу континентальной модели говорит довольно жесткая централизованная программа процесса становления местного самоуправления в России, имеется в виду, так называемый процесс «навязывания сверху». Примером же присутствия элементов, свойственных англосаксонской модели, является наличие в муниципальных образованиях определенной самостоятельности муниципальных органов от органов государственной власти.

В настоящее время реформирования всего государственного устройства в Российской Федерации активно используется опыт государств, как с континентальной моделью местного самоуправления, так и англосаксонской. Но в тоже время наблюдается и особый интерес к отечественному историческому опыту правового регулирования местного самоуправления. Например, скрупулезно изучается опыт земства и такого феномена народовластия, как казачье самоуправление.

Однако, к большому сожалению, результаты исследования показывают, что в нашем государстве еще рано говорить даже о предпосылках становления местного самоуправления на национальной, исторической основе. Чаще в отечественной практике используется зарубежный опыт, зачастую неприменимый в наших условиях.

На основе исследованного материала мы видим, что в зарубежных странах сложился довольно стройный механизм правового регулирования местного самоуправления, что в свою очередь, несомненно, может помочь в поиске необходимых правовых актов, регламентирующих местное самоуправление.

Признавая местное самоуправление, законодательство России закрепляет основополагающие принципы этого института на всех подуровнях правовой системы: федеральном, региональном и местном.

Например, Конституция Российской Федерации в своих нормах содержит ряд принципиальных положений. К ним можно отнести, например, гарантированность и признание местного самоуправления в России (статья 12), закрепление форм осуществление местного самоуправления (статья 130) и целый ряд других положений.

Ныне действующий Федеральный закон 1995 года является своего рода фундаментом, базовым законом, устанавливающим направление развития местного самоуправления.

На региональном подуровне — это законы в сфере местного самоуправления, которые не только регламентируют организацию местного самоуправления, но и развивают федеральное законодательство.

На местном подуровне — акты органов местного самоуправления и решения, принятые на местном референдуме, ярким примером которых является Устав муниципального образования — основной правовой акт в системе нормативно — правовых актов местного значения.

При всем несовершенстве правовой основы местного самоуправления в настоящее время делаются попытки улучшения этого законодательства. Примером тому может служить принятие более безупречного, чем Федеральный закон 1995 года, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года, который в полном объеме должен вступить в силу с 1 января 2006 года.

Проведенное исследование показало, что новая редакция Федерального закона уже в полной мере закрепляет, например, не только обязательное содержание устава муниципального образования, но и иные вопросы, регулируемые им. Данный Федеральный закон 2003 года указывает на высшую юридическую силу устава муниципального образования в системе муниципальных правовых актов, что ранее не было законодательно установлено.

С принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года появляется необходимость приведения в соответствие с ним подзаконного правового акта — Устава муниципального образования.

В настоящей работе исследована не только правовая база местного самоуправления, но и сделана попытка выявления правовой природы Устава муниципального образования с последующим определением его места в системе нормативных правовых актов Российской Федерации.

Научный подход к проблеме правового регулирования основ местного самоуправления приводит к логическому выводу о том, что муниципальному образованию необходим такой правовой акт, который бы создавал условия для эффективного решения его насущных проблем.

Являясь по своей природе правовым актом, непосредственно регулирующим отношения, возникающие в муниципальном образовании, устав муниципального образования, как никакой другой правовой акт, должен учитывать реальные потребности населения муниципального образования и оперативно реагировать на них. Отсюда вытекает адекватное потребностям населения во времени изменение содержательной части устава. Данное высказывание подчеркивает необходимость стабильного правового акта, каким является устав, быть довольно гибким, отвечая потребностям муниципального образования.

Несмотря на целый ряд недоработок, содержащихся в уставе, в целом значимость его значительно возрастает пропорционально реформе, проводимой в настоящее время в государстве. Поэтому современную систему нормативно-правовых актов России невозможно представить без актов местного самоуправления и Устава муниципального образования.

Использование различных методов научного познания позволяет нам определить, что устав является составной частью правовой подсистемы местного самоуправления. То есть Устав муниципального образования становится органической частью всей нормативно-правовой системы Российской Федерации и испытывает на себе ее сильное влияние.

Научное исследование показывает, что место Устава муниципального образования в данной системе напрямую зависит от ряда специфических обстоятельств.

Во-первых, несмотря на то, что Устав обладает определенной самостоятельностью, он все же находится в субординационной подчиненности по отношению к правовым актам субъектов Федерации.

Во-вторых, будучи подзаконным, Устав муниципального образования должен неуклонно соответствовать Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Принципиально важным является то, что Устав призван развиваться пропорционально развитию всей нормативно-правовой системы, здесь недопустимо какое-либо отставание. В противном случае устав уже не сможет адекватно справляться со своей функцией.

Выявление основных моментов уставного регулирования общественных отношений показывает, что такое регулирование представляет собой весьма сложный, динамично развивающийся механизм. Его нельзя понять только с позиции юридической науки. Здесь необходим комплексный подход, который позволяет в полной мере использовать, в особенности, науку управления.

Проведенное исследование уставного регулирования основных вопросов, возникающих в муниципальных образованиях, позволяет сделать ряд предложений и рекомендаций с целью повышения эффективности правового регулирования на местном уровне. Данные предложения и рекомендации по совершенствованию уставов муниципальных образований содержатся в параграфах диссертационного исследования. Среди них:

— закрепление в Уставах муниципальных образований положений, регламентирующих вопросы местного значения в соответствии с географическим положением (приграничье), национальным составом населения и т. д., которые бы позволили реально развиваться муниципальному образованию и государству в целом;

— в процессе работы над проектом устава необходимо привлекать опыт тех муниципальных образований, где процедура разработки, принятия и внесения изменений в устав установлена достаточно подробно и ясно регламентирована для населения;

— целесообразно закреплять в уставах признаки, характерные только для этого правового акта;

— в качестве обязательного компонента в Уставе должны быть предусмотрены специальные правовые средства, обеспечивающие его соблюдение (меры поощрения, контроль, порядок разрешения споров), а также способы защиты установленных прав граждан и иных лиц и др.;

— в Уставе муниципального образования необходимо закреплять те организационные и управленческие функции, которые должны осуществляться для достижения содержащихся в нем целей.

Подробный анализ Устава муниципального образования в процессе его правоприменения позволяет определить Устав как нормативно-регулятивное средство достижения общегосударственных целей. Непринятие или задержка с изданием Устава муниципальными образованиями, неточное нормативное качество устава в целом или отдельных положений отрицательно сказываются на его реализации.

Таким образом, можно говорить, что Устав муниципального образования является основой всего правового обеспечения управления общественными делами муниципального образования. В этом смысле он выступает как важнейший социально-управленческий инструмент.

Затронутые в исследовании проблемы, по мнению диссертанта, позволят в будущем развить теорию Устава муниципального образования и более подробно изучить природу этого правового акта, что должно позитивно отразится не только на развитии и становлении института местного самоуправления в России, но и помочь муниципальным образованиям иметь реально действующий правовой акт.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные акты и иные официальные материалы
  2. Европейская Хартия о местном самоуправлении // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 36. Ст. 4466.
  3. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  4. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 42. Ст. 3921.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. Часть 1, 2. 1996. № 5. Ст. 410.
  6. Закон СССР от 9 апреля 1990 года «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 6. Ст. 267.
  7. Закон Российской Федерации от 6 июля 1991 года «О местном самоуправлении в Российской Федерации». // Ведомости Съезда народных депутатов Верховного Совета РСФСР. 1991. № 29., Ст. 1010- Собрание Законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506.
  8. Федеральный закон от 11 апреля 1998 года N 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 15. Ст. 1695- 1998. № 36. Ст. 4466.
  9. Федеральный закон от 28.08.95 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35, Ст. 3506.
  10. Федеральный закон от 22.04.96 г. № 038-Ф3 «О внесении изменений в федеральный закон «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации». Российская газета.2504.96.
  11. Федеральный закон от 17.03.97 г. № 055-ФЗ «О внесении дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Российская газета.2003.97.
  12. Федеральный закон от 06.10.03 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.
  13. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 33. Ст. 3406.
  14. Федеральный закон от 23.06.99 г. «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Российская газета. 15.07.99 и 17.07.99.
  15. Указ Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации». Российская газета. 25.12.93.
  16. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу «О проверке конституционности ряда положений устава — Основного закона Читинской области» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 7. Ст. 700.
  17. Устав Иркутской области. Принят на сессии Законодательного собрания Иркутской области 19.01.95 г. Восточно Сибирская правда. 1995. 14 февраля.
  18. Устав Свердловской области. Принят Свердловской областной Думой 28.10.94 г. Областная газета. 1994. 7 декабря.
  19. Закон Амурской области «О правовых актах органов местного самоуправления Амурской области» от 1 июля 1996 г. № 98−03/Амурская правда. 10.07.1996. № 167. — Ст.1.
  20. Закон Архангельской области «О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований Архангельской области» // Энциклопедия Российского права. М., 1998.
  21. Закон Белгородской области «О правовых актах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления» от 29 июля 1996 г. № 72/Бюллетень Белгородской областной Думы. 1996. № 15.
  22. Закон Воронежской области «О местном самоуправлении в Воронежской области» // Коммуна. 1995. № 2−3.
  23. Закон Воронежской области «О порядке государственной регистрации уставов о местном самоуправлении муниципальных образований в Воронежской области» // Собрание законодательства Воронежской области. 1996. № 2.
  24. Закон Свердловской области «О местном самоуправлении в Свердловской области». Принят Свердловской областной Думой 05.04.95.
  25. Закон Московской области от 10 июля 1996 года «О государственной регистрации уставов муниципальных образований в Московской области» // Вестник Московской областной Думы. 1996. № 9.
  26. Закон Омской области «О местном самоуправлении в Омской области» от 14.12.1995 г. № 37−03 (с изм. и доп. от 26.02.1996 г. № 42−03 и от 4.06.1997г. № 104−03, п.З.сг.6) // Ведомости Законодательного Собрания Омской области. 1995. — № 6, Ст. 153.
  27. Закон Омской области «О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 22.04.1996 г. // Омский вестник. 1996. 30 апреля.
  28. Закон Рязанской области «О местном самоуправлении в Рязанской области» от 10 января 1996 г. № 1 / Приокская газета.-1996.- № 17. 24 января- № 244 — 24 октября- 1997. — № 59. — 19 марта.
  29. Закон Тюменской области от 29 ноября 1995 года «О местном самоуправлении» // Вести Тюменской областной Думы. -1995. № 10.
  30. Устав города Воронежа. Утвержден решением Воронежского городского муниципального совета от 29 декабря 1995 года (в ред. от 27 февраля 1996 года) № 189. Воронеж. 1996.
  31. Устав муниципального образования город Звенигород Московской области. Принят решением городского совета города Звенигород Московской Области от 18.05.2000. № 2/2 // Звенигородские Ведомости. 2000. — № 62 — 63.
  32. Устав города Калининграда, принят Решением Калининградской городской Думы 25.09.96 г. № 299. Калининград. — Архив Калининградской городской Думы.
  33. Устав муниципального образования «Город Калуга». Утвержден Постановлением городской Думы от 23 декабря 1997 года № 215 // Калуга Вечерняя, -1999. 18 января.
  34. Устав города Кемерово. Принят на городском референдуме 17.12.95 г. Кемерово. — Архив Кемеровского городского Совета народных депутатов.
  35. Устав города Краснодара. Принят 5 июля 1996 года // «Краснодарские известия» 1996. 23 июля.
  36. Устав города окружного значения Нижневартовск. Принят решением Думы города Нижневартовска. 13.10.2000. № 463.
  37. Устав муниципального образования города Нижнего Новгорода. Принят Постановлением городской Думы Нижнего Новгорода 31.05.95 г. № 21. Нижний Новгород. 1995.
  38. Устав города Твери. Принят решением Тверской городской Думы 20 марта 1996 года № 32, Тверь. 1996.
  39. Устав города Тулы. Одобрен собранием жителей города Тулы 17.12.96. Тула вечерняя. 1997. 16 января.
  40. Устав города Улан -Удэ, принят Решением городского Совета г. Улан -Удэ 12.03.97 г. № 16 // Бурятия. 20 марта 1997.
  41. Устав города Читы. Принят Решением Читинской городской Думы от 06.08.1996 // Читинское обозрение. 1996. — № 28 — 29. № 232.
  42. Устав муниципального образования город Якутск. Принят постановлением городского Собрания. 22.01.2003. ПГС 00−6 // Эхо самоуправления.- 2003. № 12.
  43. Высочайше утвержденное городовое Положение (1870 года) // Полное Собрание Законов Российской империи. Собрание 2. Т. XIV. № 48 498.
  44. Высочайше утвержденное Положение о губернских и уездных земских учреждениях (1890 года) // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3. Т. X. № 6927.
  45. Высочайше утвержденное городовое Положение (1892 года) // Полное собрание законов Российской империи. Собрание З.Т.ХИ. № 8708.
  46. Конституция Грузии. Тбилиси. 1995.
  47. Конституция Итальянской Республики // Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.
  48. Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.
  49. Конституция Чешской Республики // Право и жизнь. М.: 1996. № 8.
  50. Основной Закон Федеративной Республики Германия // Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.
  51. Основной Закон Монголии (Конституция) // Право и жизнь. М., 1992. № 3.
  52. Монографии, статьи, диссертации
  53. А.И., Рахманииа Т. Н. Опубликование нормативных правовых актов: информационно правовой аспект // Журнал российского права. -№ 10/11.- 1998. — с. 89−100.
  54. С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1996. № 2.
  55. С.А. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: вопросы реализации // Материалы научно-практической конференции 25 апреля 1995 года. М. — 1995. — С. 5−15.
  56. С.С. Общая теория права. Том II. М., 1960. С. 227. Алексеев С. С. Общая теория социалистического права. Курс лекций. Свердловск. 1966. — С. 7.
  57. С. С. Теория права. -М.: Изд-во БЕК, 1995. С. 78.
  58. Аналитический обзор конституции республик, входящих в состав Российской Федерации Российская Федерация. 1994. № 21.
  59. С.В. Устав муниципального образования и основные проблемы уставного регулирования на примере городского самоуправления. Диссертация кандидата юридических наук. Омск. 2001. -С. 66.
  60. Г. В. Государственное управление: организационно -функциональные вопросы: Учебное пособие. М.: Экономика, 2000.- 302с.
  61. П. Местное и центральное управление. СПб., Попова. 1910.-С. 216.
  62. М.В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. М.: ИНФРА-М — КОДЕКС, 1996. — 509 с.
  63. Г. В. Местное самоуправление. -М., Изд-во МГУ, 1996. -352 с.
  64. Г. В. Муниципальные органы современного капиталистического государства (США, Великобритания). М.: Изд-во МГУ. 1971.- 280 с.
  65. Г. В. О хартиях местного самоуправления в США // Государство и право. 1994. № 5.
  66. Г. В. Идеалы самоуправления и российская действительность // Государство и право. 1996. № 11.
  67. С. В. Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. -М., 1997.- 333 с.
  68. И.Ю. Прецедентное право/ РАН Ин-т государства и права. М.: Наука, 1993.-293 с.
  69. Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации. Ростов-на-Дону. ФЕНИКС, 1998.
  70. Н.С., Чернышев М. А. Муниципальное право и практика его реализации в городском самоуправлении. Ростов-на-Дону. 1996. -С. 56- 70.
  71. Т.М. Законодательство субъектов Российской Федерации об уставах муниципальных образований. // Журнал Российского права. 1997.№ 6.- С. 41.
  72. В.И. Местное самоуправление: Учебное и научно -практическое пособие / Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: Юринформцентр, 1999. — С. 33−92.
  73. В.И. Уставы муниципальных образований // Журнал российского права. 1999. N 2. С. 22
  74. М.А. Акты местного самоуправления: правовое положение, юридический режим и классификация. Обнинск: Институт муниципального управления, 2001. — 98с. — (Серия «Местное нормотворчество»).
  75. М. Организация нормотворческого процесса в муниципальных образованиях (анализ состояния) // Муниципальное право. 2000. N1.
  76. М. Правовая экспертиза проектов актов местного самоуправления // Муниципальное право. 2000. N 3.
  77. Р.Ф. О понятии правового акта. // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1998. № 5.-С. 6.
  78. Р.Ф. Правовые акты местных Советов (очерки о юридической природе). М.: Изд-во МГУ, 1975. — 152 с.
  79. Т.А. Реформы местного самоуправления в Италии // Реформы местного управления в странах Западной Европы / РАН ИНИОН -М., 1993.-126 с.
  80. Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. М. — Л., 1928. — С. 235.
  81. .Б. История земства за 40 лет. Т. 3−4.- СПб., Попова. 1909, 1911.-708 е.,-696 с.
  82. .Б. Земство и земская реформа. Петроград. 1918 г. -С.14.
  83. И.В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России. М.: НОРМА — ИНФРА — М, 2002. — С. 13
  84. И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике (конституционно-правовой аспект): Автореф. дисс. докт. юрид. наук. Екатеринбург. 1998.
  85. А. Г. Правовые основы местного самоуправления. М.: «Славянский диалог», 1996. — 224с.
  86. Государственное управление и самоуправление в России: Очерки истории / РАГС при Президенте РФ. Каф, истории Рос. государства- Семьянинов B.JI. (отв. Ред.), Кожурин B.C., Петров В. Т. и др.
  87. А.Д. Сочинения. СПб.: «Наука», 2001. — 512 с.
  88. Г. Общее учение о государстве, право современного государства. Изд. 2-е. СПб, 1908. — С. 191.
  89. Н.А. Местное самоуправление: международный опыт. Тула: Левша, 1997. — 111с.
  90. Н.А. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения: Монография / РАГС при Президенте Российской Федерации, Тульский институт государственной и муниципальной службы. М.- Тула: ТИГИМУС, 1997. — 813с.
  91. Н. А. Муниципальные системы зарубежных стран. Курс лекций. Москва — Тула: Гриф, 1998. — 122с.
  92. Закон: создание и толкование / Под ред. А. С. Пиголкина. М.: 1998.-С. 51.
  93. Законодательная техника: Научно-практическое пособие. М.: Городец, 2000. — 272 с.
  94. А.В. Местное самоуправление как элемент государственного устройства // Российская юстиция. 1996. № 6. С. 10.
  95. А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. Комментарий к отдельным нормам федерального законодательства. М.: Муниципальная власть, 1999. — 396 с.
  96. И. Устав муниципального образования: юридическая природа, основные теоретические и практические проблемы его разработки и принятия // Муниципальная власть. 2003. № 3. С. 22−26.
  97. Защита прав местного самоуправления органами конституционного правосудия России. Т.1 / Под ред. Т. Г. Морщаковой. -М.: ООО «Городец-издат», 2003. С. 146−151.
  98. С.Л. Источники права М.: Наука. 1981 г. С. 12.
  99. В.Н. Муниципальная кадровая политика // муниципальный мир. 2000. — № 1. — С. 36−39.
  100. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие/ И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998.-С. 56.
  101. Канада: Местное управление и самоуправление // Серия: региональное управление и местное самоуправление. М.: 1995. С. 5 — 36.
  102. Д.А. Законодательная техника: научно методическое и учебное пособие / Академия Социальных наук. — М.: НОРМА — ИНФРА -М. 1998.-С. 24−25.
  103. А.А. Местное самоуправление в России.- М., «Русская мысль». 1910. С. 146.
  104. С.А. Общая теория государства и права. М.: Манускрипт. 1996. С. 149.
  105. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М.: Издательская группа ИНФРА — М — НОРМА, 1997.-460 с.
  106. Конституция Российской Федерации: научно практический комментарий / Ред. и вступ. ст. Б. Н. Топорнина, РАН Ин-т государства и права. М.: Юристь, 2003. — 831 с.
  107. Конституционное (государственное право) зарубежных стран Т.2 // Под ред. Б .А. Страшуна. М.: БЕК, 1995. 437 с.
  108. Конституционное Совещание. Стенограммы, материалы, факты. 1995. Т. 7.-С. 201 -205.
  109. Конституции зарубежных государств: США. Великобритания. Франция. Германия. Италия. Япония. Канада. М.: БЕК, 1996. — С. 152 232.
  110. В.М., Перевалов В Д. Теория государства и права. -М.: Норма-Инфра-М. 2000. С. 297.
  111. Н.М. Русское государственное право. 6-е изд. под рук. М. Б. Горенберга. Т.2. СПб., 1909.
  112. М.А. Ответственность в системе народного представительства (методологические подходы) / РАН Ин-т государства и права. 2-е издание -М., 1995.-55с.
  113. О.Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юрист, 1997.-428 с.
  114. Н.И. Лекции по русскому государственному праву. Т.2. СПб. 1910.-276 с.
  115. Л.Е. Земские учреждения в России. М., 1993. — С. 90
  116. Л.Е. Региональное и местное управление в России (вторая половина XIX века) / Акад. Правовой ун-т при Ин-те государства и права РАН. М., 1998.- 151 с.
  117. В.Ф. Местное самоуправление в системе государственного механизма Российской Федерации / Материалы Всерос. Науч. -практ. конф,-Саранск. 1998. С. 50−52.
  118. Е.А. Закон как источник советского государственного права. М.: Изд-во МГУ. 1988. — С. 8.
  119. В.В. Реформы местного управления во Французской Пятой республике / Реформы местного управления в странах Западной Европы. М.: «Юрист». 1993. — С. 101.
  120. С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень, 1998. — С. 49 — 80.
  121. Н.И., Малько А. В. Теория государства и права. М., Юрист. 1997. — С. 344
  122. Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования / Акад. правовой ун-т при Ин-те государства и права РАН / Под ред. К. Ф. Шеремета, И. И. Овчинникова. -М., 1998.-216 с.
  123. В.И. Проблемы правового регулирования территориальной основы местного самоуправления в субъектах Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М. 2000.
  124. Муниципальные системы в странах Восточной Европы: конституционные аспекты / РАН ИНИОН Под ред. И. А. Андреева, И. А. Алебастрова. М., 1994. 30 с.
  125. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (коллектив авторов) / Под ред. В. В. Лазарева. М., Изд-во «Спарк», 1997. — С. 67.
  126. Е.А. Местное самоуправление. Органы власти. М.: ПРИОР, 2001.-96 с.
  127. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Справочное пособие по Федеральному закону. -Обнинск: Институт муниципального управления. 2003. 456 с.
  128. С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1973. — С. 641.
  129. Основы Европейской Хартии местного самоуправления. Методическое пособие // Спецвыпуск «Делового журнала для всех». М. 1999.- 128 с.
  130. Памятники русского праваМ.: Госюриздат. 1955 г.
  131. В. И. Социально технологический потенциал государственного управления // Россия — управленческие знания. — М., 2002.-С. 164−179.
  132. А.С., Кузьмин И. Ф., Рахманина Т. Н. Инициативный проект закона «О нормативно-правовых актах Российской Федерации» // Государство и право. 1992. № 7. С. 76−86.
  133. Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. -М.: Федоров, 1995. С. 32 — 46.
  134. Н.В. Муниципальное право. М.: Новый юрист, 1998. -350 с.
  135. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие / Ю. А. Тихомиров, И. В. Котелевская. М., 1999.
  136. Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации / Под ред. А. С. Пиголкина: Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: НОРМА, 1998. — 263 с.
  137. В.А. Муниципальное право России: Учебно -методическое пособие (андрогонич. модель обучения) / РАГС при Президенте РФ. Каф. гос. упр. и правового обеспечения гос. службы. М.: Изд-во РАГС, 2001.-291 с.
  138. Регистрация уставов муниципальных образований // «Законность». № 1. 2000.
  139. Реформы местного управления в странах Западной Европы: сборник статей и обзоров / Под ред. Маклакова В. В. / Серия региональное управление и местное самоуправление. М., ИНИОН. 1993. 126 с.
  140. О.Л. Устав муниципального образования: некоторые типовые ошибки // сб. «Местное самоуправление: проблемы и пути их решения» С.-Пб. 2000. С. 12.
  141. Д.А., ШугринаЕ.С., Горожанин В. А. Понятие и виды местного нормотворчества: Устав муниципального образования. -Новосибирск. 1997. — С. 2−13.
  142. Сборник документов (1361−1917). Местное самоуправление в России. М. 1993. С. 30−75.
  143. А. Д. Финансовое обеспечение местного самоуправления. Проблемы правового регулирования. М.: Национальный институт бизнеса, 2003. — 316 с.
  144. А.А. Нормативно-правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации: Проблемы теории и практики: Диссертация кандидата юридических наук. Воронеж 2000. — 190 с.
  145. Ю.И. Государственное право Российской Федерации. -С. 552−553.
  146. Современный буржуазный федерализм. М.: Наука. 1978. — С. 26.
  147. В.В. Конституционный конфликт в Пруссии в 18 621 866 годах (политическая борьба О. Бисмарка с прусским ландтагом). -Нижневартовск, 1993. С. 130.
  148. Д. Регистрация уставов муниципальных образований. «Законность», 2000. № 1.
  149. США. Конституция и законодательные акты. М.1993.
  150. В.А. Идеология пореформенного самодержавия. М.: Наука. 1978 г., С. 232.
  151. Л.В. О системном подходе к праву // Советское государство и право. 1986. № 10. С. 49.
  152. Ю.А. Аналитическая информация о порядке подготовки и реализации законов. М.: Юстицинформ. 2000. 79с.
  153. Ю. А. Действие закона. М., Известия. 1992. — 163с.
  154. Ю. А. Как готовить законы: (научно-практическое пособие) М., Известия. 1993. -59с.
  155. Ю.А., Котелевская И. В. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие. М.: 1999. — 381 с.
  156. Ю.А. Теория закона // АН СССР. М., Наука. 1982. -257 с.
  157. А. Демократия в Америке: пер. с фр. / Предисловие Г. Дж. Ласки. М.: ПРОГРЕСС, 1992. — С.86.
  158. Уставы колхозов и совершенствование общественных отношений в деревне/ под ред. Демьяненко В.И./ изд-во Саратовского университета. Саратов. 1983. — 191 с.
  159. В.И. Муниципальное право России. М.: Юрист. 1994. С. 28−35.
  160. М. Кому писать муниципальные законы? // Местное самоуправление. 1998.- № 13. — С.40.
  161. А. Сравнительное местное управление: теория и практика / Ин-т государства и права РАН. М.: Инфра — М, 1998. — С. 35.
  162. В.Е. Конституционное право зарубежных стран / Ин-т государства и права РАН. М.: Юристъ, 1997. — 567 с.
  163. В.Е. Организационные формы местного самоуправления: Россия и зарубежный опыт // Журнал российского права. 1997. N 8.
  164. К.Ф. Становление правовой базы местного самоуправления в Российской Федерации // Местное самоуправление: современный опыт законодательного регулирования. М., 1998.
  165. Е.С. Муниципальное право: Учебник. М.: Дело. 1999.
  166. Carter, С. Harold. Handbook on the local government act. 1888. London. Sydney. Butter wonth 1924. p. 199.
  167. Constitution of India. New Delhi.: 1992.
Заполнить форму текущей работой