Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальные права человека и гражданина в Российской Федерации: Конституционное исследование

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В России 90-е годы XX в. — начало XXI в. характеризуются массовыми и грубыми нарушениями социальных прав со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, а также недостаточной эффективности судебной зашиты данных прав. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и Комиссия по правам человека при Президенте РФ неоднократно констатировали, что массовые нарушения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Конституционно-правовая природа социальных прав
    • 1. Понятие и сущность социальных прав человека и гражданина в
  • Российской Федерации
    • 2. Становление и развитие конституционных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации
    • 3. Виды конституционных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации
  • Глава II. Проблемы реализации и защиты основных социальных прав человека и гражданина
    • 1. Механизм реализации социальных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: проблемы становления и эффективного функционирования
    • 2. Гарантии и юридические средства защиты конституционных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации
    • 3. Совершенствование государственных механизмов защиты основных социальных прав человека и гражданина в Российской
  • Федерации

Социальные права человека и гражданина в Российской Федерации: Конституционное исследование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Конституция Российской Федерации 1993 г. (ст.ст. 1 и 7) определяет Россию как демократическое правовое социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого. Одним из обязательных его признаков, отличающим социальное государство от иных, является конституционное закрепление основных социальных прав человека и гражданина, а также проведение политики, направленной на их обеспечение и защиту.

Конституция Российской Федерации провозглашает основные направления социальной политики — охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление гарантий социальной защиты (ст. 7) — которые, по существу, являются конституционными обязанностями государства в социальной сфере. Однако, их изучению, к сожалению, уделяется недостаточно внимания в исследованиях отечественных ученых-государствоведов.

В России 90-е годы XX в. — начало XXI в. характеризуются массовыми и грубыми нарушениями социальных прав со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, а также недостаточной эффективности судебной зашиты данных прав. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и Комиссия по правам человека при Президенте РФ неоднократно констатировали, что массовые нарушения основных социальных прав граждан по-прежнему остаются главным источником социальной напряженности. На это же указывал и Президент Российской Федерации в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации. Так, в Послании Федеральному Собранию РФ за 2005 г. Президент РФ указал на обязанность государства по реализации принципов. социальной справедливости, в том числе, обеспечению равных возможностей, достойной жизни и доступности основных социальных благ для российских граждан, в том числе для социально незащищенных категорий1.

Осуществляется реформа системы социального обеспечения (в т.ч. пенсионная реформа, замена «натуральных» социальных льгот на компенсационные выплаты и др.), вступил в силу Жилищный кодекс Российской Федерации (2004 г), мы стоим на пороге принятия нового законодательства о медицинском обслуживании населения. Однако целостная непротиворечивая концепция обеспечения и защиты основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации отсутствует.

В связи с этим, приобретает актуальность изучение основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации как одного из составных элементов института конституционно-правового статуса человека и гражданина, определения их места в системе основных прав и свобод человека и гражданина. Одной из важнейших проблем, возникающих при реализации основных прав и свобод, в том числе и социальных, является вопрос о сфере их применения, а также объеме свободы в содержании каждого из прав. К сожалению, конституционные нормы, обращенные к государству, отражают, в основном, опосредованный характер его деятельности в социальной сфере. Не сформулирована четкая и прямая ответственность государства перед человеком и гражданином, а также индивида перед государством. Между тем задачи обеспечения соответствия социальных прав граждан международно-правовым и европейским стандартам, их экономико-правовой гарантированное&trade-, судебной охраны и защиты должны стать ведущими в правовом и социальном государстве.

Степень научной разработанности темы. Проблема основных социальных прав индивида как вида конституционных прав и свобод человека и гражданина представляет собой одно из недостаточно исследованных направлений в отечественной юридической науке. В научной литературе, как правило, рассматриваются понятие и сущность прав человека, правовой статус личности, структура прав человека и гражданина, система юридических механизмов их гарантий, относящиеся к общей теории прав человека. Эти проблемы оказывались предметом исследования таких видных ученых, как С. С. Алексеев, Н. В. Витрук, JT.A. Гордон, Н. В. Колотова, И. А. Ледях,.

1 См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 25 апреля 2005 г. // Российская газета. — 2005. — 26 апреля.

Е.А. Лукашева, Г. В. Мальцев, JI.C. Мамут, Н. И. Матузов, А. В. Москалев, Ф. М. Рудинский, Б. Н. Топорнин, Ю. А. Тихомиров, В. Е. Чиркин и др.

Исследованию проблем конституционного закрепления основных прав и свобод человека и гражданина, а также конституционных обязанностей индивида и государства посвящены труды С. А. Авакъяна, М. В. Баглая, Н. С. Бондаря, Л. Д. Воеводина, С. А. Глотова, Е. А. Козлова, Е. И. Козловой,.

B.Н. Кудрявцев, О. Е. Кутафина, В. О. Лучина, И. Б. Михайловской, Б.С. Эб-зеева и других.

Комплексный анализ проблем права социального обеспечения и тех прав граждан, которые тесно связаны с его предметом регулирования, проведён в работах Е. Г. Азаровой, B.C. Андреева, Е. Л. Астрахана, Р. И. Ивановой, Н. Г. Кобеца, Е. Е. Мачульской, Т. К. Мироновой, В. А. Тарасовой. Раскрытию содержания социальных прав в области трудовых отношений посвящены работы Н. Г. Александрова, П. А. Бущенко, В. В. Егорова, Ю. Л. Орловского и других специалистов трудового права Право на жилище, право на образование, право на охрану здоровья и многие другие права получили всестороннее освещение в трудах В. А. Арбузова, Л. А Дольниковой,.

C.В. Курова, М. Н. Малеиной, П. В. Крашенинникова, Ю. К. Толстого и других исследовагелей.

Проблемы теории и практики социального государства, конституционных основ социальных прав были рассмотрены в трудах таких зарубежных ученых как А. Абрамавичус, Р. Арнольд, А. Бланкенагель, Л.Л. Гар-лицкий, Дж. Недельски, О. Пферсманн, Дж. Роллз, А. Ушацка, К.Л. Шеп-пели.

Вместе с тем, существует необходимость исследования особенностей развития основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации, уточнения их сущности и содержания, определения их места в системе конституционных прав и свобод, а также условий наиболее эффективной их реализации.

Цель диссертационного исследования состоит в определении места и роли социальных прав и свобод в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина, в выявлении условий наиболее эффективной их реализации, а также в выработке практических рекомендаций по их осуществлению.

Цель исследования достигается путем решения следующих задач:

— уточнить понятие основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерациипоказать их место и роль в системе конституционных прав и свобод человека и гражданинаболее полно раскрыть с позиций государственно-правовой науки суть, содержание и специфические характеристики основных социальных прав;

— исследовать процесс становления и развития основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации;

— уточнить классификацию основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации, дать характеристику их видового состава;

— исследовать механизм реализации основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерацииосуществить теоретический и практический анализ условий, обеспечивающих эффективную реализацию указанной группы прав индивидов;

— раскрыть основные механизмы их защиты, в том числе, обосновать положение о том, что в механизме правовой защиты социальных прав человека и гражданина наравне с другими юридическими средствами охраны и защиты существуют конституционные средства охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина;

— исследовать в конституционно-правовом аспекте пути совершенствования судебной формы защиты социальных прав человека и гражданина.

Объектом диссертационного исследования являются конституционно-правовые отношения, возникающие и развивающиеся в процессе реализации социальных прав человека и гражданина в Российском государстве.

Предметом диссертационного исследования является конституционно-правовая модель социальных прав человека и гражданина, развивающая ее положения в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации о социальном обеспечении, медицинском обслуживании, образовании, развитии жилищного законодательства, а также правоприменительная практика в данной сфере.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, в том числе: конкретно-исторический, метод системного анализа, структурно-функциональный, метод комплексного подхода и другие, а также ряд частно-научных методов — сравнительного правоведения, технико-юридический, статистический и иные методы.

Особенностью диссертации является сочетание сравнительно-правового и комплексного исследования. Указанные методы применялись в сочетании с широко используемыми для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений требованиями объективности, всесторонности, историзма и принципа конкретности.

Нормативную базу исследования составляют, прежде всего, международные договоры, участником которых является Российская Федерация (в первую очередь, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.), конституционные акты (Конституция Российской Федерации 1993 г., Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации) — федеральные законы (в частности, Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения», Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. «Об образовании», Основы законодательства Российской Федерации от 22 июля 1993 г. «Об охране здоровья граждан», Федеральный закон от 12 января 1995 г. «О ветеранах», Федеральный закон от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения», Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи», Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») — указы Президента Российской Федерациипостановления Правительства Российской Федерацииежегодные Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Важное значение имел анализ информационных материалов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета.

Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в частности, заключений экспертов по отдельным законопроектам, стенограмм тематических парламентских слушаний, материалов научно-практических конференций, «круглых столов», а также Контрольного управления Президента РФ.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем определено место и роль основных социальных прав в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, охарактеризованы основные подходы к пониманию данных прав.

В диссертации исследованы критерии отграничения основных социальных прав от закрепленных в Конституции Российской Федерации экономических и культурных прав человека и гражданина, предлагается классификация рассмотренной группы прав по различным основаниям.

Проведен анализ содержания конституционных норм, устанавливающих социальные права человека и гражданина, выявлены особенности их действия, предложены критерии и условия эффективной реализации основных социальных прав, выработаны рекомендации по их обеспечению и защите.

На защиту выносятся следующие положения и выводы, содержащие элементы научной новизны:

• уточнено определение понятия «конституционные социальные права человека и гражданина», под которыми понимаются гарантированные государством возможности удовлетворения жизненных потребностей человека, его достойной жизни и свободного развития. Они касаются поддержания и нормативного закрепления социальной жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности, с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. Рассматриваемой группе конституционных прав корреспондирует обязанность государства осуществлять определенные организационно-правовые мероприятия, влекущие за собой перераспределение части его финансовых средств на прямое обеспечение материальными благами отдельных категорий граждан;

• проанализировав нормы Конституции Российской Федерации об основных правах и свободах человека и гражданина в их взаимосвязи с конституционными положениями, закрепляющими Российскую Федерацию как демократическое правовое и социальное государство, диссертант приходит к выводу о месте и роли социальных прав в системе конституционных прав человека и гражданина: с одной стороны, они основываются и вытекают из личных (гражданских) и политических прав и свободс другой — могут быть рассмотрены как своеобразная гарантия последних. Наиболее полное использование индивидом основных возможностей в социальной сфере, в конечном итоге, обеспечивает максимальную реализацию как личных, так и политических прав и свобод человека и гражданина;

• исследовав динамику конституционного закрепления основных социальных прав в России, а также правотворческую и правоприменительную практику Российского государства в данной сфере, диссертант выделяет следующие этапы развития этого элемента конституционного статуса человека и гражданина:

— советский период, характеризующийся огосударствлением большинства сторон общественной жизни, следствием чего было создание юридической конструкции «социально-экономические права граждан», обладающих приоритетом по отношению к личным и политическим правам. При этом социально-экономические права «замещали» право частной собственности и свободу экономической деятельности,.

— переходный период конца 80-х — 90-х гг. XX в., характеризующийся, с одной стороны, либерализацией общественной жизни (как экономической, так и политической ее сфер), что привело к отказу от социалистической концепции социально-экономических прав на конституционном уровне, а с другой — сохранением юридической силы за значительной частью советского социального законодательства,.

— современный период — начало XXI в. — становление социально-ориентированной свободы индивидов в социальном государстве, в рамках которой конституционно закрепленным социальным правам корреспондируют соответствующие юридические обязанности государства, установленные с целью поддержания определенного уровня социальной защищенности всех членов общества;

• исследовав содержание конституционных норм, закрепляющих основные социальные права человека и гражданина, в их взаимосвязи со ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ, диссертант приходит к выводу о существовании ч. 3) Конституции РФ, диссертант приходит к выводу о существовании пределов их ограничения со стороны государства. При проведении социальной политики государство может вносить такие изменения в систему социальной защиты, которые предусматривают сохранение разумного социального минимума. При этом государственные социальные программы, основанные на взносах граждан в государственные фонды, не могут быть сокращены;

• проанализировав практику применения Федерального закона от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») в части реализации конституционных социальных прав, диссертант полагает необходимым закрепление в федеральном законе государственных минимальных социальных стандартов, т. е. единых на всей территории России требований к объему и качеству социальных услуг, предоставляемых государством с целью обеспечения конституционных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации;

• на основании анализа практики осуществления конституционных социальных прав в Российской Федерации, делается вывод о том, что в условиях изменившейся роли государства в воплощении в жизнь основных социальных прав — перехода от предоставления безвозмездной социальной помощи из государственных фондов к осуществлению государственных социальных программ, финансируемых за счет обязательных взносов граждан в государственные фонды, и поощрению негосударственных институтов социальной поддержки граждан — должен быть реформирован и механизм их государственной защиты. Необходимо усиление роли государственного контроля и надзора за деятельностью государственных органов, государственных и негосударственных учреждений, на которые возложена обязанность по реализации конституционных социальных прав;

• изучив судебную практику, диссертант выявил причины недостаточной эффективности судебной защиты конституционных социальных прав человека и гражданина, в том числе, отсутствие четкой регламентации параметров государственных обязательств по данной группе прав на уровне Конституции Российской Федерации, особенности прямого действия конституционных норм о социальных правах человека и гражданина. Конституционный Суд Российской Федерации принимает на себя всю полноту функции правовой защиты конституционных социальных прав;

• исследование проблем судебной защиты основных социальных прав граждан позволило наметить пути повышения эффективности судебного правоприменения в данной сфере правоотношений. Диссертантом вносятся предложения по дальнейшему развитию законодательства, конкретизирующего государственные гарантии конституционных социальных прав граждан Российской Федерации и совершенствованию их судебной защиты.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется его новизной и содержащимися в нем обобщениями, выводами и предложениями, которые могут быть использованы нормо-творческими и правоприменительными органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при совершенствовании механизмов защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также действующими специализированными омбудсменами субъектов Российской Федерации. Положения, основанные на выводах диссертационного исследования, могут быть использованы в процессе преподавания курсов «Конституционное право Российской Федерации», «Права человека в международном и внутригосударственном праве» и «Социальное право».

Апробация полученных результатов. Диссертация обсуждена и одобрена на заседаниях предметно-методической комиссии и кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Основные выводы и положения диссертации нашли отражение в научных публикациях соискателя.

К концу XX — началу XXI в. в отечественной науке конституционного права сложился подход к закрепленным в Конституции Российской Федера ции 1993 г. социальным правам как к самостоятельной группе конституци онных прав человека и гражданина. К ним относятся: право на труд в усло виях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ) — право на охрану семьи, материнства и детства (ст. 38 Конституции) — право на социальное обеспече ние и социальную защиту (ст. 39 Конституции) — право на жилище (ст. 40.

Конституции) — право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41.

Конституции) — право на образование (ст. 43 Конституции).Конституционные социальные права являются составной частью сис темы прав и свобод человека и гражданина. Отличия социальных прав как ^ одного из видов «прав второго поколения» от прав «первого поколения» ' проявляется в различной степени и формах государственного участия в их реализации и защите, в специфических субъектах и объектах прав. Основа нием отграничения основных социальных прав от экономических является то обстоятельство, что последние опосредуют, в первую очередь, отношения собственности. Отличие социальных прав от прав культурных состоит в том, что они гарантируют всем возможность доступа к культурным ценностям независимо от материального и социального положения. Культурные права обеспечивают свободу духовного развития человека. Общая природа социальных прав такова, что они выступают правовой формой обеспечения достойного существования каждого члена общества в том случае, если использование других правовых возможностей не привело к ^ желаемому (и возможному для данного состояния общества) результату. Достойная жизнь может быть обеспечена в том лишь случае, если каждому человеку будут предоставлены надлежащие и равные возможности удовле творения всех первичных жизненных потребностей: в труде, питании, жи лище, охране здоровья и образовании. Объектом конституционных социальных прав не являются материальные блага, предоставляемые государством через систему социальной защиты лицам, которые не имеют достаточных средств к существованию в связи с отсутствием источника дохода или недостаточным уровнем получаемого до хода, а также в связи с отсутствием способности или возможности матери ально обеспечить себя посредством использования имущества, осуществле ния предпринимательской, трудовой и иной не запрещенной законом дея ^ тельности. Более правильным представляется характеризовать объект кон ституционных социальных прав как позитивную деятельность государства по обеспечению и защите определенных свойств, интересов и возможностей, необходимых индивиду для нормального физиологического, материального и духовного существования и развития, а также достойной жизни, В струк туру объекта конституционных социальных прав также входит предоставле ние государственными учреждениями общественно значимых услуг, а также государственный контроль за аналогичной деятельностью негосударствен ных учре>вдений и организаций. На основании анализа конституционных принципов правового статуса1 личности, а также содержания норм Конституции Российской Федерации 1993 г., закрепляющих социальные права и свободы человека и гражданина, можно сделать вывод о том, что также, как иные конституционные права и свободы, они принадлежат каждому от рождения. Однако порядок пользова ния ими определяется федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации и зависит от фактической возможности индивида самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни и свободное развитие. Следует отметить тесную взаимосвязь личных (гражданских) и поли тических прав с конституционными социальными правами человека и граж данина. Развитие и утверждение «прав первого поколения» явилось необхо димым условием для становления «прав второго поколения», в том числе, основных социальных прав. Осуществление личных (гражданских) и поли тических прав может быть обеспечено лишь в том случае, если каждому че ловеку будут предоставлены надлежащие и равные возможности удовлетво рения основных жизненных потребностей. Конституционные нормы об основных социальных правах обладают обособленностью и представляют субинститут в структуре конституционно''Ц' правового института конституционных прав и свобод человека и граждани на, и обладают своими особенностями, такими как: • регулируют общественные отношения в определенной области жиз недеятельности человека — обеспечения материальных, духовных, физиче ских и иных социально значимых потребностей и интересов личности- • допускают рекомендательные формулировки базовых положений-. • их реализация в значительной степени обусловлена состоянием эко номики и государственных ресурсов — государство обязуется реализовать социальные права в «максимальных пределах имеющихся ресурсов» (Меж дународный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.). Вместе с тем, нормы, закрепляющие социальные права человека и гражданина, также как и иные нормы Конституции Российской Федерации обладают прямым действием. Современные социальные права, закрепленные в Конституции Россий ской Федерации 1993 г., стали результатом длительного исторического раз вития советского государственного и российского конституционного зако нодательства. Следует заметить, что Конституция РСФСР 1918 г. была од ной из первых, где была предпринята попытка установить права трудящихся в социальной сфере — в ней содержалось право на образование (ст. 17). Кон ституция СССР 1936 г., а также принятая на ее основании Конституция РСФСР 1937 г. содержали уже развернутую систему «социально экономических прав», которые обладали приоритетом по отношению к ос новным личным и политическим правам. Субъектами данных прав были «трудящиеся». При этом социально-экономические права замещали собой такие общепризнанные основные права и свободы «первого поколения» как право частной собственности и свободу предпринимательства. Конституции СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г, в полной мере следовали данной традиции в закреплении основных прав и свобод граждан. Однако в конце 80-х годов XX в. в СССР начались реформы, целью которых были разгосударствление экономики и демократизация политиче ской сферы. Одним из последствий данных реформ в конституционном за конодательстве было принятие 22 ноября 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина, где отражалась новая концепция правового статуса личности. Данная Декларация практически полностью вошла в текст Кон' ^ • ституции РСФСР 1978.Г., однако содержание главы 3 Конституции Россий ской Федерации «Социальное развитие и культура» осталось неизменным с Конституция Российской Федерации 1993 г., несмотря на явное несо ответствие реальным возможностям государства, не только сохранила весь перечень социальных прав, содержащихся в Конституции РСФСР 1978 г., но и установила новые, не предусмотренные в предшествующих Конституциях, права граждан, значительно углубила их содержание, укрепила материаль ные гарантии тех прав, которые были предоставлены ранее. При этом зако нодательство, конкретизирующее конституционные нормы о социальных правах, принятое до вступления в силу Конституции Российской Федерации 1993 г., продолжало действовать. Следствием этого было противопоставле ние социальных прав личным (гражданским) правам и свободам. Новый этап развития конституционных социальных прав начался в на чале XXI в. с утверждением в российской науке конституционного права концепции социально-ориентированной свободы индивида в социальном правовом государстве, предполагающей закрепление обязанностей государ ства по поддержанию определенного уровня социальной защищенности всех членов общества, что является естественным условием достойной жизни и свободного развития каждого человека. В этом случае реализация личных.

(гражданских) прав на жизнь, неприкосновенность и достоинство выступает уже не альтернативой для социальных прав, но, напротив, социальные права рассматриваются в качестве конституционного института обеспечения дос тойной жизни человека. В процессе длительного внутригосударственного развития и междуна родного сотрудничества положения Конституции Российской Федерации 1993 г. о социальных правах были полностью приведены в соответствие с общепризнанными нормами международного права. Современный подход к классификации социальных прав в теории пра ва, международном и российском конституционном праве позволяет диссер танту выделить 3 основные группы в системе социальных прав: • права в области трудовой деятельности, направленные на обеспече ние средств существования и связанные с государственным вмешательством в сферу охраны труда (право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом ми нимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы — ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).• права, гарантирующие достаточный уровень жизни и развития (пра во на отдых — ч. 5 ст. 37 Конституции РФ, право на жилище — ст. 40 Консти туции, право на охрану здоровья и медицинскую помощь — ст. 41 Конститу ции, право на образование — ст. 43 Конституции) — • права, направленные на особую защиту отдельных групп и катего рий населения (право на охрану семьи материнства и детства — ст. 38 Кон ституции РФ, право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болез ни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случа ях, установленных законом — ст. 39 Конституции, право малоимущих на предоставление жилища бесплатно или за доступную плату из государствен ных, муниципальных и других жилищных фондов — ч. 3 ст. 40 Конституции).На основании анализа ст.ст. 37−43 Конституции Российской Федера ции во взаимосвязи с принципом социального государства как одной из ос нов конституционного строя России диссертант предлагает подразделить ос новные социальные права на следующие группы: • права, гарантирующие человеку достойную жизнь, нормальное физиологическое развитие и защиту от негативного воздействия рынка (ч.ч.3 и 5 ст. 37, ст. 39, ст. 40, ст. 41, ст. 42 и ст. 43) — • права, обеспечивающие свободное развитие личности (государст венная защита семьи, материнства и детства — ст. 38, право на образование — ст. 42 Конституции РФ).Проанализировав содержание конституционных норм, закрепляющих основные социальные права человека и гражданина, диссертант соглашается с весьма распространенным мнением о том, что для их реализации недоста точно одного лишь их установления в Основном законе Российского госу дарства. Граждане не могут самостоятельно без содействия государства или его органов осуществлять социальные права, закрепленные в нормах Кон ституции Российской Федерации, для их воплощения в жизнь требуется соз дание государственной системы перераспределения общественных благ. Ре альность социальных прав, в конечном итоге, зависит от политики, проводимой государством в экономической и социальной сферах. Однако данное положение не означает, что ст.ст. 37−43 Конституции Российской Федера ции, в отличие от иных ее норм не имеют прямого действия. Прямое дейст вие конституционных положений об основных социальных правах человека и гражданина означает, что в них выражаются основные направления реали зации государством его социальной функции. L^ На современном этапе целью социальной политики Российской Феде рации является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности ос новных социальных благ (образования, медицинского и социального обслу живания). Правительство Российской Федерации концентрирует усилия на следующих основных направлениях: • обеспечение роста денежных доходов населения и уменьшения их дифференциации, улучшения пенсионного обеспечения в ходе проведения пенсионной реформы и усиления адресности социальной поддержки населе ния (перераспределение социальных расходов в пользу малоимущих, пере 1Й^ вод льгот и компенсаций в денежные выплаты наиболее нуждающимся гра жданам): • обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого ка чества важнейших социальных благ (медицинского, социального обслужи вания и общего образования) — • осуществление максимально эффективной защиты социально уяз вимых граждан- • усиление страховых принципов социальной защиты- • создание условий для эффективной занятости населения- • осуществление мероприятий по социальному развитию села- • улучшение демографической ситуации на основе осуществления мероприятий по снижению уровня смертности населения и создания предпо '1^' сылок для стабилизации показателей рождаемости. Таким образом, Российское государство самостоятельно изменяет средства обеспечения конституционных социальных прав человека и граж данина в зависимости от сложившейся экономической, политической или социальной обстановки. Однако положение о принципе верховенства права, содержащееся в ст.ст. 1 и 15 Конституции Российской Федерации, требует, чтобы закон обеспечивал правовую безопасность в том числе и при реализа ции основных социальных прав человека и гражданина. Законы, регули рующие осуществление конституционных социальных прав, не могут изме няться так быстро, чтобы люди, чьи интересы эти изменения серьезно затра гивают, не имели возможности к ним приспособиться. Вместе с тем, госу дарство, с конституционной точки зрения, имеет право вносить изменения в социальные программы на более долгосрочной основе при том условии, что будут предусмотрены заблаговременное уведомление, определенный срок для приспособления и поэтапное осуществление изменений. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанав ливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечива ется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, ус танавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социаль ной защиты (ст. 7 Конституции РФ). Поэтому государство при ухудшении экономического положения может вносить изменения в систему социальной защиты при том условии, что они предусматривают сохранение некоего ра зумного социального минимума. Проведенный в диссертационном исследовании анализ развития российского законодательства, конкретизирующего конституционные нормы об основных социальных правах человека и гражданина, позволяет сделать вывод об изменении роли государства в реализации основных социальных прав — переходе от предоставления безвозмездной социальной помощи из государственных фондов к осуществлению государственных социальных программ, финансируемых за счет обязательных взносов граждан в государственные фонды, и поощрению негосударственных институтов социальной поддержки граждан. В этих условиях должна усилиться роль государственного контроля и надзора за деятельностью государственных органов, государственных и негосударственных учреждений, на которые возложена обязанность по реализации конституционных социальных прав. Социальные программы могут быть поделены на два типа: а) програм мы, основанные на праве требования: эти программы основаны на обяза тельных взносах в государственные фонды, гарантирующие выплаты в об мен на эти взносыб) солидарные программы, в рамках которых государство обязалось оказывать социальную поддержку отдельным группам населения без такого обязательства со стороны индивида. На основании исследования содержания конституционных норм диссертант делает вывод о том, что пер вый комплекс программ не может быть сокращен, так как он основан на ло гике договорных отношений и права собственности, в то время как второй лишь отражает обеспокоенность государства положением отдельных групп населения. В случае с выплатами из фондов социального страхования речь может идти о праве собственности потому, что в результате предоставления этих гарантий граждане имеют аналогичное праву собственности право тре бования на социальные выплаты, которые не могли быть произвольно де вальвированы. Оказание социальной поддержки из фондов, формируемых государством без участия граждан, может продолжаться или сокращаться по усмотрению правительства при том условии, что уровень жизни тех, кто подпадает под эти программы, не опустится ниже определенного минималь ного уровня. Исследование практики применения Федерального закона от 22 авгу ста 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Фе дерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесе нии изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных орга нов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера ции») в части реализации конституционных социальных прав, показало, что деятельность федеральных государственных органов и организаций, а также государственных органов субъектов Федерации во многом не соответствует нормам Конституции РФ, закрепляющих основные социальные права чело века и гражданина. В этой связи диссертант полагает необходимым закреп ление в федеральном законе государственных минимальных социальных стандартов, т. е. единых на всей территории России требований к объему и качеству социальных услуг, предоставляемых государством с целью обеспе чения конституционных социальных прав человека и гражданина в Россий ской Федерации. Практика реализации указанного выше федерального зако на показала также необходимость уточнения полномочий федеральных ор. * ганов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере обеспе чения конституционных социальных прав, их детального разграничения в соответствующих федеральных законах. В числе юридических механизмов защиты основных социальных прав можно выделить такие группы правовых гарантий, как: а) конституционные гарантии (ценность и приоритет прав человека, верховенство закона, прямое действие Конституции РФ, право на судебную защиту) — б) процессуальные гарантии (принципы отправления правосудия, неотвратимость наказания, право на обжалование, подведомственность) — в) институциональные гаран тии (суд как особый орган государственной власти, прокуратура, адвокатура. Уполномоченный по правам человека) — г) правовосстановительные гарантии (отмена нормативных актов, нарушающих права, восстановление в правах, отмена неконституционных актов и повторное их рассмотрение, а также возмещение ущерба и юридическая ответственность виновных лиц). По следние представляют наибольшую значимость, т.к. представляют собой ее Ш предметную цель. При анализе судебной практики были выявлены основные трудности в данной сфере правоприменения, которые вызваны отсутствием четкой рег ламентации параметров государственных обязательств по данной группе прав на уровне Конституции Российской Федерации, а также особенностями прямого действия конституционных норм о социальных правах человека и гражданина. Немаловажное значение имеет и пассивная роль судов общей юрисдикции по проверке соответствия Конституции Российской Федерации нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность государст венных органов в сфере обеспечения реализации конституционных социаль ных прав. Надо отметить при этом, что Конституционный Суд Российской Федерации принимает на себя всю полноту функции правовой защиты кон ституционных прав граждан. При использовании всего арсенала способов юридической защиты конституционных социальных прав правосудие сталкивается с трудностями в вопросе определения ответственности государства и его органов за нару шение социальных обязательств. Проблематично определить, на каком именно уровне распределения средств для обеспечения нуждающихся кате «горий граждан исполнительные органы власти допустили нарушения, в ре зультате чего граждане не получили причитающиеся им по праву социаль ные услуги. Отсутствие четких критериев разграничения понятий «нуждающийся» и «не нуждаюпщйся», «справедливые и благоприятные условия труда», «удовлетворительное существование», «достойный уровень жизни», «соци альное обеспечение», «прожиточный минимум», отсутствие правовой регла ментации обязанностей исполнительных органов власти по многим аспектам реализации социальных прав осложняют принятие судами объективных, справедливых решений и вместе с тем, налагают высокую ответственность на суды в вопросе решения спора о праве. По существу, судам при принятии решений помимо правовых основа ний, приходится принимать во внимание обстоятельства не только правового характера, но и экономического. Суды должны учитывать то, что к защите социальных прав прибегают граждане, для которых социальные, пенсионные выплаты составляют подчас единственный источник дохода. Это придает высокое значение судебной власти в деле социального регулирования, но не освобождает органы законодательной власти от необходимости принятия соответствующих нормативных актов, регламентирующих деятельность ис полнительной власти по обеспечению своих обязательств. Необходимо пом нить, что задача судов — решать споры о праве, а не определять критерии справедливого распределения социальных благ и разрешать гуманитарные проблемы. Задачи повышения эффективности судебной защиты конституционных социально-экономических прав граждан в целом могут быть решены путем нормативной регламентации отношений в сфере осуществления данной группы прав, что подразумевает законодательные мероприятия и в отноше нии судебной системы и в реформировании аппарата исполнительной вла сти. Совершенствование судебной системы в целом и решение проблем защиты социальных прав, в частности, для российского общества являются важной составляющей всего процесса становления прочных цивилизован ных, демократических отношений в государстве и залогом его устойчивого развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. Личность и государство: история и современность. -СПб., 1998.-С. 298.
  2. К.В. Государственное право зарубежных стран. М., 1999. 405 с.
  3. М.В., Туманов В. А. Малая энциклопедия конституционного права.-М., 1998.-679 с.
  4. А.А., Солдатов С. А. Конституционное право России. В 3-х томах. Т. 1. — М., 1999. — 651 с.
  5. Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России. -М., 2003.-264 с.
  6. А.И. Теория и практика правового и социального государства. М., 2001. — 127 с.
  7. Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов-на-Дону, 1996. — 271 с.
  8. Бюхнер-Удер В. Права человека: миф или реальность? / Пер. с немецкого Е. М. Щуко. М., 1985. — 201 с.
  9. Л.Д. Конституционные права и обязанности советскихграждан. М., 1972. — 375 с.Ю.Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. М., 1997. — 356 с.
  10. Вопросы теории государства и права. Актуальные проблемы современного Российского государства и права. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1. / Под ред. М. И. Байтина. — Саратов, 1998. — 194 е.
  11. Всемирная организация здравоохранения. Основные документы. -Женева, 1995. 713 с.
  12. Г. А., Пепеляев С. Г. Предприниматель налогоплательщик- государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации. М., 1998.-592 с.
  13. В.В. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (постатейный). М., 2005. — 195 с.
  14. В.В. Статус суда в правовом государстве. М., 1992. — 227 с.
  15. В.М. Судебная зашита прав граждан и юридических лиц. -М., 1997.- 191 с.
  16. Защита прав человека в современном мире. М., 1993. — 187 с.
  17. В. А. Иваненко B.C. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. СПб., 2003. — 404 с.
  18. Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР.-М., 1986.-231 с.
  19. Институт прав человека в России / Под ред. к.ю.н. Г. Н. Комковой. -Саратов, 1998. -216 с.
  20. В.М. Права человека и механизмы их защиты. М., 2003.288 с.
  21. А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы. М., 1990.-258 с.
  22. С.А., Ростовщиков И. В. Личность. Права и свободы. Политическая система. СПб., 2002. — 219 с.
  23. Конституционное правосудие и социальное государство. М., 2003.- 208 с.
  24. Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. проф. С. А. Авакьяна. М., 2001. — 371 с.
  25. Конституционный строй России. Вып. 3. / Отв. ред. А. Е. Козлов. -М., 1996.-205 с.
  26. Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. М., 1994. — 198 с.
  27. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий. / Отв. ред. В. А. Четвернин. М., 1997. — 445 с.
  28. Концепции развития российского законодательства. М., 1998.294 с.
  29. Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. -М., 2003. 671 с.
  30. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь.М., 1993.- 156 с.
  31. Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993.-378 с.
  32. Г. В. Социальная справедливость и право. М., 1977.257 с.
  33. Е.Е. Право социального обеспечения. М, 1998. — 356 с.
  34. Е.А. Социальная политика государства в обеспечении защиты молодой семьи и социально-трудового потенциала России (эколого-социальное и медико-биологическое обоснование). Волгоград, 1997. -127 с.
  35. Международная защита прав и свобод человека. М., 1999. — 782 с.
  36. И.Б., Кузьминский Е. Ф., Мазаев Ю. Права человека и социально-политические процессы в посткоммунистической России. -М., 1997.- 184 с.
  37. А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 1999. — 386 с.
  38. А.П. Права человека и международные отношения. М., 1982.- 191 с.
  39. А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина./Под. ред. Н. И. Матузова. Саратов, 1996. -361 с.
  40. Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.-285 с.
  41. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации 1993 г. / Под ред. В. В. Лазарева. М., 2003. — 651 с.
  42. В.В. Немецкие граждане в свете основополагающих принципов Конституции ФРГ. Барнаул, 1994. — 192 с.
  43. Общая теория прав человека / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1996. -610с.
  44. А.И., Ставцева А. И. Советское законодательство о правах женщин. М., 1962. — 194 с.
  45. Политические проблемы теории государства. М., 1993. — 211 с.
  46. Права личности в социалистическом обществе. М., 1981. — 159 с.
  47. Права человека в истории человечества и современном мире. М., 1989.-218 с.
  48. Права человека в России: прошлое и настоящее. / Сб. докладов и материалов научно-практической конференции. Пермь, 1999. — 150 с.
  49. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития. / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2000. — 180 с.
  50. Права человека накануне XXI века. Российско-американский диалог. / Отв. ред. Б. Гросс, П. Джувилер, Е. Лукашева, В. Карташкин. М., 1994.-207 с.
  51. Права человека. / Под ред. Е. А. Лукашевой. М., 2001. — 651 с.
  52. Права человека. История, теория и практика. М., 1995. — 274 с.
  53. Правовое государство, личность, законность. М., 1997. — 138 с.
  54. Реализация прав граждан в условиях развитого социализма. М., 1983.-334 с.
  55. В.А., Чепурнова Н. М. Судебная власть в Российской Федерации- конституционные основы организации и деятельности. М., 1998. -245 с.
  56. Российское гуманитарное право. М., 1998. — 358 с.
  57. Советское государство и право / Под. ред. А. Я. Вышинского. М., 1938.-719 с.
  58. Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. М., 1991.- 180 с.
  59. Социальное государство и защита прав человека М., 1989. — 318 с.
  60. Социальное обеспечение в странах Запада. США, Канада, Великобритания. Сб. обзоров. М., 1994. — 123 с.
  61. А.Е. Человек и его правовая защита. Теоретические проблемы. СПб., 1996. — 298 с.
  62. Ю. В. Права человека. М., 1997. — 128 с.
  63. К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1991. — 328 с.
  64. .С. Советское государство и права человека. Конституционные вопросы / Под ред. докт. юрид. наук проф. И. Е. Фарбера. Саратов, 1986.-251 с.
  65. Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности и социалистическом обществе. М., 1987. — 341 с. Статьи в периодических изданиях
  66. Е.А. Некоторые проблемы понимания конституционного права на судебную защиту // Право и политика. 2004. — № 7. -С. 25−34.
  67. М.С. Комментарий к Федеральному закону «О государственной социальной помощи» // Гражданин и право. 2002. — № 11/12. — С. 37−49.
  68. Е.В. Природа и сущность права граждан на жилище. // Журнал российского права. 2003. — № 4. — С. 23−29.
  69. JI.B. Конституционная юстиция, теория интерпретации и демократический процесс //Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1997. — № 2. — С. 2−6.
  70. Н. Конституционный императив социальных прав. (О практике Конституционного Суда Российской Федерации по социальной защите граждан) // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. -2002.-№ 2. -С. 216−221.
  71. Н.С. Конституционный Суд Российской Федерации гарант социальных прав граждан // Право и власть. — 2002. — С. 165−171.
  72. Н.С. Социальная защита граждан: конституционная «рихтовка» законов и правоприменительной практики // Российская юстиция. -2002.-№.6.-С. 27−31.
  73. К.Р. Членство без гражданства. Экономические и социальные права «неграждан» // Российский бюллетень по правам человека.Вып. 7.-М., 1995.-С. 77−80.
  74. Н. Введение. Социально-экономические права. // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. 2000. — № 1. — С. 144−146.
  75. В.М., Шубина Т. Б. Защита права как правовая категория // Правоведение. 1998. — № 1. — С. 15−17.П.Вишняков В. Г. Конституционные основы социального государства // Журнал российского права. 2004. — № 8. — С. 5−11.
  76. , Е.Д. Формирование права на образование в истории России //Правоведение. 2002. — № 3. — С. 249−257.
  77. Ершов В. В, Суд в системе органов государственной власти// Государство и право. 1992. — № 8. — С. 15−21.
  78. В.М. Реализация конституционного права на судебную защиту. //Журнал российского права. 1998. — № 3. — С. 14−18.
  79. З.В. Понятие и содержание права граждан на медицинскую помощь // Адвокат. 2004. — № 7. — С. 14−20.
  80. В.П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации// Государство и право.- 1998. № 2. — С. 67−71.
  81. И., Оренстейн М. Пенсионеры обращаются в суд: рост авторитета закона в России. // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. 2002. — № 1. — С. 75−79.
  82. Д.А. О критериях оценки результатов сравнения в области государственного аппарата// Государство и право. 1992. — № 10. — С. 21−25.
  83. Конституция Российской Федерации и совершенствование юридических механизмов защиты прав человека. Круглый стол// Государство и право. 1994. — № 10. — С. 3−19.
  84. В.В. Защита трудовых прав и интересов работников // Журнал российского права. 2002. — № 12. — С. 78−81.
  85. О.Ю. О конституционном принципе защиты семьи. // Правоведение. 1997. — № 3. — С. 17−22.
  86. С. Защита прав граждан на жилище // Законность. 2001.- №. 6. С. 25−28.
  87. И.А. Конституционная жалоба: традиции и новации в механизме гарантий прав и свобод личности // Журнал российского права. 2003.- № 8. С. 56−61.
  88. В.Н. Конфликт закона и правовая реформа // Государство и право. 1997. — № 12. — С. 21−25.
  89. В. Судебная в стране стала реальностью// Российская юстиция. 2001. — № 1. — С. 6−7.
  90. Ю. Цели социального государства: содержание и развитие в решениях конституционного суда // Российская юстиция. 2002. — № 8. — С. 24−25.
  91. В.О., Петрова А. В. Конституционные гарантии социальной политики. // Право и политика. 2002. -№ 10. — С. 25−28.
  92. Р.Н. Критерии отбора при приеме на работу основной фактор обеспечения прав и свобод человека и гражданина // Журнал российского права. 2002. — № 11. — С. 71−76.
  93. О.В. Соотношение права и государства // Государство и право. 1995. — № 5. — С. 20−28.
  94. Н.С. О социальной защищенности личности в правовом государстве. // Советское государство и право. 1990. — № 6. — С. 21−25.
  95. А.В., Морозова И. С. Привилегии как специфическая разновидность правовых льгот // Правоведение. 1999. — № 4. — С. 87−91.
  96. Г. В. Социально-экономические права и свободы граждан СССР и их гарантии // Советское государство и право. 1983. — № 2. -С. 114−117.
  97. Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. — № 7. — С. 5−14.
  98. Е.Е. Право на социальное обеспечение естественное и неотъемлемое право человека. // Вестник МГУ. Серия 11 «Право». — 1998. -№ 5. — С. 26−35.
  99. Е.Е. Право на социальное обеспечение естественное и неотъемлемое право человека // Вестник Московского университета. Сер. 11 «Право». — 1998. — № 5. — С. 45−48.
  100. Е.Е. Реформы социального обеспечения и необходимость кодификации законодательства. // Вестник Московского университета. Сер. 11 «Право». 1999. — № 6. — С. 45−52.
  101. Т.К. Перспективы становления отрасли социального права // Журнал российского права. 2003. — № 10. — С. 44−48.
  102. Т.К. Социальные права и их роль в обеспечении социальной защищенности человека // Закон. 2004. — № 10. — С. 119−122.
  103. Т.К. Фундаментальная основа социальных прав // Гражданин и право. 2003. — № 4. — С. 12−21.
  104. И. Генезис социально-экономических прав и их влияние на формирование посттоталитарных систем // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. 2000. — № 1. — С. 146−150.
  105. И. Права и свободы личности в массовом сознании населения России// Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1995. № 1(10). — С. 35−37.
  106. Е.А. Конституционный суд в системе государственной власти Российской Федерации // Право и политика. 2001. — № 11. — С.20−26.
  107. Е.А. Правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации: определение, юридическая природа, имплементация в правовую систему // Право и политика. 2002. — № 3. — С. 15−30.
  108. Е.А. Социальное государство как конституционный принцип и его реализация в решениях Конституционного суда Российской Федерации // Право и политика. 2003. — №. — 11. — С. 31−36.
  109. В.А. Государство и личность: конституционные принципы взаимодействия. // Советское государство и право. 1978. — № 5. — С. 4−10.
  110. С.А. Социально-экономические предпосылки реформирования системы социальных льгот // Гражданин и право. 2003. — № 1. — С. 27−31.
  111. С.А., Шибаев А. А. О социальной защите населения при реформировании жилищно-коммунального хозяйства // Гражданин и право. -2003. № 4. — С. 22−27.
  112. С.В. Права человека и их защита (опыт Канады) // Государство и право. 1996. — № 10. — С. 99−102.
  113. Постников В. Г. Становление социального государства, его конституционно-правовые и политические характеристики // Журнал российского права. 2005. — № 1.-С. 5−15.
  114. У.К. Концептуальные противоречия социально-экономических прав. // Российский бюллетень по правам человека. Вып. 9. -М., 1997.-С. 21−25.
  115. В. Компетенция суда распространяется на все дела государства// Российская юстиция. 2001. — № 1. — С. 3.
  116. JI.M. Обязательства государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан: новое в правовом регулировании // ЖРП. 2002. — № 8. — С. 56−62.
  117. JI.M. Проблемы исследования природы и содержания конституционного права граждан на жилище // Конституционное и муниципальное право. 2004. — № 2. — С. 27−32.
  118. Рекомендации Всероссийского совещания судей // Российская юстиция. 2001. — № 6. -С. 15−16.
  119. Р.Н. Общая характеристика Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Правоведение. 1999. — № 4. — С. 56−62.
  120. Ф.М. Вузовская программа «История, теория и практика прав человека» (к итогам дискуссии) // Государство и право. 1995 — № 7. -С. 25−29.
  121. К.Р. Против позитивных прав. // Российский бюллетень по правам человека. Вып. 6. — М., 1993. — С. 85−88.
  122. Ю. Мы не дали растащить судебную систему по местным квартирам// Российская юстиция. 2001. — № 1. — С. 10−11.
  123. JI. Проведение жилищной реформы: совершенствование законодательной базы // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2004. — № 2. — С. 102−109.
  124. Социальное правовое государство: вопросы теории и практики. Материалы круглого стола // Правоведение. 2004. — № 4. — С. 109−114.
  125. Становление правового государства в Российской Федерации и функции прокуратуры. Материалы круглого стола. // Государство и право. -1994.-№ 5.-С. 5−14.
  126. М.Ю. Единый социальный налог как способ финансирования социального страхования // Журнал российского права. 2002. — № 5. -С. 78−82.
  127. Т. Эффективная рыночная экономика не может не быть социально ориентированной. // Человек и труд. 1996. — № 11. — С. 8−9.
  128. О.В. О применении законодательства при переходе прав на пенсионные накопления // Журнал российского права. 2004. — № 1. — С. 5457.
  129. Н.Ю. Конституционное право граждан на подачу обращений, проблемы законодательного регулирования. //Государство и право. -1996. -№ 11. -С. 10−19.
  130. А. Свобода как высшая идея. // Российский бюллетень по правам человека. Вып. 2. — М., 1994. — С. 10−15.
  131. Г. Б. Минимальные социальные стандарты, направленные на защиту от бедности // Гражданин и право. 2003. — № 2. — С. 27−32.
  132. В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство// Государство и право. 2002. — № 2. — С. 6−12.
  133. А. Гарантии социальной защиты в посткоммунистических государствах // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. — 2001.-№ 4.-С. 2−7.
  134. А. Как верховенство права погубило реформу социальной защиты в Венгрии // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1996. — № 2. — С.2−11.
  135. Г. Экономические и социальные права. // Российский бюллетень по правам человека. Вып. 6. — М., 1995. — С. 24−27.
  136. Шевчук С. С. Правовое регулирование оказания медицинских услуг: проблемы совершенствования // Журнал российского права. 2001. — № 2. -С. 27−34.
  137. А. Социальные риски и социальная защита (К истории вопроса в России) // Вопросы экономики. 1993. — № 12. — С. 13−17.
  138. И. Влияние прав человека на экономическое развитие. // Российский бюллетень по правам человека. Вып. 4. — М., 1994. — С. 4−10.Диссертации и авторефераты
  139. Н.С. Конституционная природа социально-экономических прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации. Дисс.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1979. — 201 с.
  140. А.П. Способы зашиты гражданских прав в суде. Дисс. доктора юрид. наук в форме научного доклада. СПб., 1998. — 198 е.
  141. Т.Д. Реализация конституционного законодательства. Проблемы теории и практики. Автореф. дисс. доктора юрид, наук. Саратов, 2000. — 56 с.
  142. Г. А. Государственная система социальной защиты личности при переходе к рыночной экономике. Дисс. канд.. юрид. наук. М., 1994.-201 с.
  143. В.Ф. Конституционно-правовые основы социальной политики Российской Федерации. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2004. -24 с.
  144. Н.В. Основы правового регулирования социальных прав. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1999. — 26 с.
  145. К.В. Судебная защита конституционных социально-экономических прав граждан Российской Федерации. Дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 2002. — 184 с.
  146. Н.Д. Конституционные социальные права личности: история развития и современное состояние в Российской Федерации. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. — М., 2004. — 29 с.
  147. С.А. Конституционное право человека и гражданина на обращение. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999. — 23 с.
Заполнить форму текущей работой