Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль прокуратуры в обеспечении конституционной законности в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из главных приоритетов в надзорной практике прокуратуры долженстать" надзор за исполнением Федерального закона" «О внесении! изменений^ и дополненийв Федеральный закон» «Об общих принципахорганизации} законодательных (представительных)! и исполнительных: органов: государственной! власти» субъектов: Российской! Федерации", который" по существу концептуально? меняет… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской
  • Федерации
    • 2. Прокуратура в системе органов государственной власти?
  • ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ! В ОБЕСПЕЧЕНИИ! КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ.54!
    • 1. Конституционная? законность! как. основа обеспечения единого правового пространствам
    • 2. Принципы обеспечения* конституционной? законности! в правотворческой деятельности прокуратуры
    • 3. Реализация функции" надзора за соблюдением- Конституции"
  • Российской Федерации органами прокуратуры
  • ГЛАВА 3. РОЛЬ ПРОКУРАТУР СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ* ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ! ЗАКОННОСТИ ПРАВОВЫХ АКТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. Деятельность^ прокуроров- по обеспечению законности правовых: актов законодательных органов субъектов Российской Федерации?
    • 2. Перспективы совершенствования деятельности прокуратур по соответствию конституции (устава) г субъекта- Российской Федерации
  • Конституции Российской Федерации

Роль прокуратуры в обеспечении конституционной законности в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

? исследования. Современнаяроссийская* прокуратура является государственно-правовым институтом, порожденным объективными потребностями реформируемого? российского? общества-. Роль, прокуратуры? в становлении! демократического правовогофедеративного государства! в Россииопределяется! тем, что она представляет собой? необходимый и достаточно надежно работающий механизм формирующейся-системы разделения! и взаимодействия властей. Она устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили (законодательной, исполнительной, судебной властей) — в то же времяi организационно не входя ни в одну изi ветвей государственною власти и ни в коей мере не: превращаясь в некуюконтрольную или какую-либо иную власть. Все ветви власти взаимодействуют ю как единая государственная" власть заинтересованыв сохранении и укреплении законности, обеспечить которую и призвана прокуратура. Без соблюдения законности не может быть сильной, эффективно выполняющей I свои задачи государственнойвласти.

Законность представляет собой политико-правовое явление, характеризующееся t процессом совершенствования! государственно-правовойформы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства. Согласно ч.2 ст. 15 Конституции РФ «органы государственной* власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и? законы». Эта краткая формулировка не раскрывает всего содержания принципа законности, но устанавливает всеобщую обязанность соблюдать, законы. Принцип законности — это всеобщий принцип, но для прокуратуры онимеет особое значение. Законность составляет предмет прокурорского надзора. На обеспечение верховенства! закона,. единства! и укрепления законности • направлена вся деятельность органов прокуратуры., Прокуратура? РоссийскойФедерации! является единственной системой органовстраны, для? которых: надзорза исполнением законов? федеральными" органами? исполнительной? властипредставительными! (законодательными) — и исполнительнымиорганами субъектов Российской! Федерации-, всеми правоохранительными и контролирующими органамиорганами > военного управлениядолжностными лицамиорганами местного самоуправленияорганами «управления! и руководителями коммерческих и с некоммерческих: организаций? выступает в качестве: основной-, главной задачиЗаконность действийiи актов органов, организаций и лицнадзор за: исполнением законов! которыми? осуществляет прокуратураявляется: единственным? критерием, применяемым: прокуратурой для оценки их деятельности.

Актуальность темы

исследования обусловлена тем, что Конституция РФ 1993 года в самых общих чертах определила статус прокуратуры, отметив, что она составляет централизованную систему, организация и порядок деятельности которой определяется федеральным законом (ст. 129). Этого явно недостаточно для уяснения роли прокуратуры в государственном механизме. К тому же помещение статьи: о прокуратуре вi разделе «Судебная власть» вызывает неоднозначную характеристику их взаимоотношений. Прокуратура, как известно, не является элементом механизма судебной власти, ибо не осуществляет правосудия.,.

Кроме того, Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской.

Федерации"" актуализировал вопрос о четкомопределении? статуса прокуратуры. И проблема заключается в первую очередь в конституционномзакреплении положения о прокурорскомнадзоре. Согласно обновленною редакции? п. 1 ст., II ЗаконаРФ? «О прокуратуре-Российской Федерации»" прокуратура «осуществляет надзор за соблюдением? Конституции? РФ’и исполнением? законовдействующих на территории Российской Федерации». Такимобразом, органы прокуратуры сталиорганами конституционного" надзора:. Это вносит принципиальные изменения в определение роли и места прокуратуры в системе органов государствачто требует соответствующего изменения в ее статусе, а также коренных изменений в российском законодательстве.

Степень научной разработанности проблемы. Тема1 обеспечения конституционной законности органами, прокуратуры Российской Федерации является актуальной для практики государственного строительства в Российской Федерации и для науки российского конституционного права.

Большое значение для осмысления и познания роли прокуратуры в обеспечении конституционной законности имеют труды ведущих конституционалистовпосвященные г актуальным проблемам состояния-, совершенствования иiразвития? Конституции?Российской Федерации, науки* и отрасли конституционного права (С.А. Авакьян, М. В. Баглай, А. Д. Бойков, Н. В. Витрук, В. В. Комарова, А. В. Кряжков, О.Е. КутафинС.В. Поленина, В. Е. Чиркин, Б. С. Эбзеев и другие).

Особый! интерес многих отечественных: конституционалистов и специалистов в области теории права и государства вызывают вопросы правового положения прокуратуры, определение ее конституционного статуса,. роли в системе органов государственной власти, основных направлений деятельности и" функций- (В.И.Басков, А. Д. Бойков, В. Г. Бессарабов, ВБожьев, — К. Ю. Винокуров, В. Г. Даев, В. С. Джатиев, Н. И. Костенко, В. В. Клочков, Л. М. Ковалев, A.M. Муртазалиев, Ш. Б. Магомедов, В. Г. Розенфельд, В. И. Рохлин, В. П. Рябцев, В. Симученков, Ю. И. Скуратов, А. Я. Сухарев, В. И. Туйков, Г. В. Хашимов, Ю. Л. Шульженко и другие).

При этом многие актуальные вопросы деятельности органов, прокуратурыв обеспечении конституционной законности s не получили еще должного теоретического осмысления. В исследуемой теме немало дискуссионных моментов, которые не только вызывают интерес специалистов, но и имеют большое :• прикладное значение для реализации проводимой конституционно-правовой реформы (проблемы определения конституционного! статуса прокуратуры, правотворческая! компетенция! прокуроров, соответствие законов РФ и субъектов РФ и другие).

Цель и задачи исследовании. Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению ряда существенных проблем науки конституционного права, связанных с выяснением роли прокуратуры в обеспечении конституционной законности в Российской Федерации. Основная цель исследования состоит в выявлении и уточнении места прокуратуры в системе органов государственной власти и анализе приоритетной функции прокуратуры — надзора за исполнением Конституции РФ и законов, действующих на территории Российской Федерации.

Эта цель достигается в работе путем рассмотрения и решения следующих задач: исследование конституционно-правового статуса i прокуратуры?

РФ-: анализ роли и значения? деятельности прокуратуры в системе органов государственной властиизучение конституционно-правовых принципов обеспечения! конституционнойзаконностив правотворческой' деятельности прокуратуры-: рассмотрение опыта осуществления функции! надзора за соблюдением Конституции РФ органами прокуратуры-: выявление: общего и особенного в обеспечении законности прокуратурой РФ и прокуратурами субъектов РФразработка мер по совершенствованию конституционно-правовых: норм, направленных на повышение статуса прокуратуры t и более эффективное обеспечение ею конституционной законности в РФ.

Объектом! диссертационного исследования является? деятельность, прокуратуры в обеспечении конституционной законности в РФ.1.

Предмет диссертационного? исследованиясоставляют^ правоотношения, возникающие в связи с осуществлением прокуратурой РФ ¦ ее надзорных функций, а также функций, связанных с ее участием в реализации конституционнойзаконностиi и правотворчестве иными субъектами*.

Методологическая основа диссертации. При работе над диссертацией для достижения ее цели и решения поставленных задач использовался комплексный метод исследования. Применялись как общенаучные методы познания (анализ, синтез, индукция и дедукция, сравнение), так и методыюридической! науки (формально-логическийкомпаративистский, историко-правовой и другие).

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, региональные и местные акты по вопросам роли прокуратуры в обеспечении конституционной законности.

Эмпирическую" базу исследования составилиопубликованные материалы — деятельности! органов? государственнойвласти! Российской Федерации и материалы деятельности! органовгосударственной? власти отдельных субъектов России, отражающие* проблемыобеспечения конституционной? законности! на современном! этапе. При? работе над диссертациейиспользованы, также материалыпрактикиобобщенные с участием автора на кафедре: конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета в ходе подготовки к республиканским и межвузовским научно-практическим конференциям 2004 и 2005 гг.

В процессе исследования использовалась правоприменительная практика федеральных судов, законопроекты, материалы, палат Федерального Собрания, а также результаты опроса, проведенного автором среди сотрудников правоохранительных органов. В ходе исследования использовалась также практика нормативно-правового разрешения рассматри ваем ых вопросов как на федеральном, так и на уровне субъектов s РФ.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном исследовании роли прокуратуры в обеспечении конституционной законности в РФ. В связи с осуществлением прокуратурой-надзора за соблюдением Конституции и? законодательства на территории Российской Федерации важным аспектом является определение конституционно-правового статуса прокуратуры и ее места в системе органов государственной власти, а также формулирование предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Осуществление эффективного" надзора, за обеспечением1 верховенства Конституции, федеральных законов, принципов федерализма, единства и укрепления законности в деятельности органов государственной: власти и местного" самоуправления, защиты прав граждан и их конституционных гарантий требует от прокуратуры выработки* новой структурной! и функциональной политикив организации! деятельности прокуратуры и прокурорского надзора. Часть, первая" ст. 11 Конституции должна быть f дополнена указанием Hat то, что прокуратура РФ1 является одним из носителей государственной власти.

2. Прокуратуре в Конституции РФ должна быть посвящена самостоятельная глава. Вней в общей формедолжнобыть определено назначение прокуратуры, ее место в механизме государственной власти, закреплены функции прокуратуры, причем они могут быть изложены примерно в том виде, как это сделано в действующем Законе о прокуратуре. Вместе с тем целесообразно, чтобы предмет общего надзора определялся как «исполнение Конституции и законодательства», а не «законов». Конституция должна четко определять, что понятие «законодательство» подразумевает также законодательство' субъектов Федерации.

3. В Конституцииiнеобходимо предусмотреть право законодательной? инициативы Генерального прокурора РФ (к 4.1 ст. 104), а также аналогичные полномочия Генерального прокурора применительно к законодательным органам субъектов Российской Федерации.

4. В Конституции нужно установить, что о прокуратуре принимается не федеральный, «а федеральный i конституционный закон, что? важно для престижа прокуратуры как органа надзора за законностью m стране и? стабильности законодательства о ней.

5. Необходимо изменить установленный ст. 129 Конституции порядок, назначения на должность прокуроров субъектов < Российской! Федерации * по" согласованию" с администрациями: субъектов! для того, чтобы: не ставить, прокуроров в прямуюзависимость от органов представительной! и исполнительной власти субъектов Федерации, что противоречит одному из основополагающих принципов прокурорского: надзора: — независимости? прокуроров от каких-либо органов власти и негативно сказывается на: их деятельности. Нужно? также: внести изменения? в Закон4 «О прокуратуре Российской: Федерации» и законодательно? закрепить, право органов: прокуратуры: вборьбе с преступностью, координировать деятельность не только правоохранительных, но и специализированныхорганов-, а также служб государственного контроля.

6. Деятельность" российскойпрокуратуры по обеспечению? верховенства Конституции! Российской Федерацииединства! правового пространства, укреплению законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а такжеохраняемыхзаконом интересовобщества: и государства" в последнее время: заметно: активизировалась. В этойсвязи представляется недостаточно? обоснованным высказываемое предложение об устранениитак: называемой: «общенадзорной» функции прокуратуры. Например, по состоянию на: начало 2005 года: в соответствие с Конституцией Российской Федерациии федеральными законами? были приведены положения 68 конституций и: уставов, 4893- иных правовых актов? органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации, причем две трети из них — благодаря мерам прокурорского реагирования;

7. Одним из главных приоритетов в надзорной практике прокуратуры долженстать" надзор за исполнением Федерального закона" «О внесении! изменений^ и дополненийв Федеральный закон» «Об общих принципахорганизации} законодательных (представительных)! и исполнительных: органов: государственной! власти» субъектов: Российской! Федерации", который" по существу концептуально? меняет направлениеразвития-федеративных отношений-, вводя: их в: правовое: русло: развития федерализма в> России, упорядочивает деформированную вертикаль власти, предусматривает ответственность глав t администраций" и законодательных органов субъектов Федерации запринятие законов и иных: нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ ифедеральным законам вплоть до роспуска законодательного органа и отрешения от должности, главы администрации Президентом РФ.

8. Обосновывается необходимость внесения в порядке законодательной инициативы в Государственную думу проекта новойредакции ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на предмет расширения права обращения Генерального прокурора РФ в Конституционный суд о разрешении дел о соответствии Конституции Российской Федерации по !- всем вопросам, предусмотренным г пунктами- «а», «б», «в"* ш. «г» ч:. 2 ст. 125 ^ Конституции! Российской: Федерации.

Теоретическая5 и практическая значимость работы. В диссертациипредлагаются конкретные практические меры, направленные на устранение имеющихся пробелов и противоречий вопределении статуса прокуратурыи ее функциональной деятельности. В осуществлении приоритетных направлений деятельности прокуратуры в обеспечении конституционной законности в Российской Федерациидолжны быть заложеныследующие требования:

— в надзорной деятельности руководствоваться положением о высшей юридическойсиле Конституции Российской? Федерации, прямомее действии и неукоснительном применении на всей территории1 России;

— управлениям! Генеральной? прокуратуры! в федеральных округах сосредоточить" свои! усилия? наг координации деятельности" прокуратур в федеральных округах в? вопросах, касающихся! соблюдения! Конституции) РФ, федерального законодательства: в сферах государственного) строительства и федерализма, защиты прав и свобод граждан;

— во взаимодействии: с' полномочнымпредставителем с Президента РФ опротестовывать противоречащие Конституции РФ и федеральным законам t положения? конституцийуставовзаконови иных нормативных актовсубъектов;

— в случае отклоненияорганами? власти" субъекта Российской^ Федерации протеста на противоречащий Конституции РФ правовой акт все: материалы — с необходимымобоснованием незамедлительно направлять в Генеральную прокуратуру-:

— Генеральной: прокуратуре Российской Федерации проанализировать f практику и обоснованность, отклонения протестов на несоответствие: положений? конституций и уставов* субъектов. Федерации? Конституции! Российской* Федерации, и: материалы с необходимымобоснованиемцелесообразнопредставить Президенту РФ для запроса в Конституционный суд РФ о проверке их конституционности;

— в порядке надзора продолжить проверки договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной властиРоссийской Федерации и ее субъектов, заключенных в период 1994;1998 гг.,.

При выявлении противоречий положений договора Конституции РФ иг федеральным законам направить материалы с необходимым обоснованием в Генеральную г прокуратуру РФ для представления" Президенту РФ для запроса в Конституционный суд РФ о проверке1 конституционности положений договора;

— активизировать надзор за законодательством! о? местном? самоуправлении, о государственной и муниципальной службах.

Кроме тогоположения! диссертации? могут быть использованы в процессе подготовки* студентов! по курсу конституционного права: Российской-Федерации, при чтении соответствующих спецкурсов, а также представлять интерес для научных и практических работников.

Апробация^ результатов? исследования. Диссертация? подготовлена) на кафедре конституционного^ и муниципального, праваДагестанского государственного университета.

Основные положения и практические выводы диссертации изложены автором вдесяти опубликованных работах, также нашли отражение в выступлениях автора на республиканских научно-практических и межвузовских конференциях, а также ежегодных конференциях профессорско-преподавательского состава ДГУ.

Структура и объемг диссертации! обусловлены предметом и задачами исследования. Диссертация? состоит из введениятрех глав, включающих семь параграфов, заключения и библиографического списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Деятельность российской прокуратуры по обеспечениюверховенства: Конституции Российской • Федерации, единстваправового пространства, по? укреплению законности-, защите8 прав и свободчеловека и гражданинаа также охраняемых законом интересов: общества< и1 государствав s последнее: время? заметно активизировалась. В этой? связи представляетсянедостаточно обоснованнымвысказываемое предложениеоб: устранении* так называемой: «общенадзорной» функции прокуратуры. Напримерпо состоянию на начало 2005 года в соответствие с Конституцией Российской Федерации" и федеральными законами были приведены положения 68 конституций и уставов, 4893 иных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, причем две трети из них — благодаря мерам прокурорского реагирования.

Лишение органов прокуратуры «общенадзорной» функции приведет к тому, что: исполнение законовв- РоссийскойФедерациистанет фактически? бесконтрольным, по меньшей мере, вплоть, до создания новых надзорных органов, для чего необходимы значительное время и материальные затраты. Все это, с нашей точки зрения, негативно скажется на принимаемых государством мерах по обеспечению единства правового пространства и вертикали власти ^ в стране:

Теоретико-правовой и эмпирический анализ состояния конституционнойзаконности в сферах охраны Конституции Российской Федерации, государственного строительства и федерализма, связанный с ролью прокуратурыпозволяет сделать некоторые выводы ивысказать ряд j предложений:

1. Несмотря на заметное сокращение разрыва между конституционными установлениями и? реальностью, единство конституционного^ поля* и правового^ пространства^ Федерацию в полной? мере еще не обеспечено.

В конституциях ряда республик и уставах некоторых регионов, двусторонних: договорах: и: соглашениях: все еще сохраняются: существенные-противоречия:Конституции: РФ и федеральным" законам? поключевым: вопросам федерализмаи- государственно-правовогостроительства Российской Федерации.

2. Укрепление: и: обеспечение: конституционной: законности" потребовали: радикального усиления контрольной: и? охранительной: функций? государственнойвласти, повышения? уровня работыправоохранительных органов и, в частности, органов прокуратуры.

В настоящее время? ГенеральнаяпрокуратураРФ в русле реформпроводимых Президентом РФ В. В. Путиным, осуществляет мероприятия по $ совершенствованию" своейдеятельности. Организацияфедеральных прокурорских структур в федеральных округах — нужное и своевременное дело-, ономожет существенно повлиять на укрепление? законностиорганизацию эффективного и независимого от местных властей надзора за соблюдениемКонституции РФ, исполнениемфедеральных законови указовПрезидента Российской Федерации. Одним t из главных приоритетов? в надзорной: практике прокуратуры-долженстать надзорза исполнением Федерального закона «О внесении измененийи дополнений в Федеральныйзакон „Об общих принципах организации законодательных- (представительных) — иисполнительных органов государственной? власти субъектов Российской Федерации“, который, по существу, концептуально? меняет направление развития: федеративных отношений, вводя их в? нормальное русло развития» федерализма в России, упорядочивает деформированную вертикаль власти, предусматривает ответственность глав администраций и законодательных органов субъектов Федерации за принятие: законов5 и: иных нормативных правовых: актов, противоречащих: Конституции"и федеральным законам вплоть до роспуска законодательного < органа и отрешения от должности главы Администрации Президентом РФ.

3. Как многофункциональный? централизованный: органосуществляющий от именигосударства: надзор за: соблюдением Конституциии исполнением законов: на территории? всей: Федерации, прокуратура: взаимодействует: со всеми ветвями власти. В этомпланеГенеральная" прокуратура: РФ в руслереформпроводимых: ПрезидентомРФ, должнаосуществлять, комплекс: серьезных действенных мероприятий? во > всех сферах прокурорской деятельности и, в частности, в: организации: надзораза соблюдением Конституции РФ" и исполнением: федеральных законовуказовПрезидента: РФ и обеспечением: единства: конституционногои: законодательного поляв странеВ Положении: об управлениях Генеральнойпрокуратуры в федеральных: округах, утвержденном: Генеральным i прокурором"РФ 25 июля: 2000 г., говорится: о & задачах и: основныхнаправлениях: деятельности: управлений,, определенаприоритетность «исполнения на территории: федеральногоокруга положенийКонституции РФ идругих федеральных: законовв сферегосударственногостроительстваи: федерализма». Для эффективного исполненияэтой задачи прокуратуре необходимо выработать и определить конкретные наиболее приоритетные направления надзора.

Представляетсячто * для осуществленияприоритетных направлений надзора необходимо выполнить следующие требования:

— в надзорной деятельности руководствоваться положением о высшей юридической! силе: Конституции: Российской? Федерации, прямом? ее действии и f неукоснительном применении на всей территории России-:

— обеспечить, эффективный? надзор за соответствием! Конституции? Российской Федерации? конституцийуставов, законов, нормативных актов? субъектов? Российской Федерации, а также? уставов? муниципальных образований-?

— управлениям? Генеральной? прокуратуры? вфедеральных? округах сосредоточить свои? усилия! на координации? деятельности прокуратур в? федеральных-округах в вопросах, касающихся: соблюдения-Конституции, федерального законодательства в сферахгосударственного строительства и федерализма, защиты прав и свобод граждан-:

— во взаимодействии? с полномочным? представителем? Президента1 РФ1 опротестовывать противоречащие Конституции РФ и федеральным законам i положенияконституций-, уставовзаконов? и? иных: нормативных актов? субъектов;

— в случае отклонения органами властисубъекта? Российской Федерации протеста на противоречащий Конституции РФ правовой акт, всематериалыс: необходимым? обоснованиемнезамедлительно? направлять вГенеральную прокуратуру—.

— Генеральной прокуратуре Российской Федерации проанализировать практику и обоснованность отклонения! протестовна несоответствие положений конституцийи уставовсубъектов? ФедерацииКонституции Российской Федерации, и материалы: с необходимым: обоснованием представить Президенту РФ для запросав? Конституционный судРФ о проверке их конституционности;

— в порядке надзора продолжить проверки договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной>властиРоссийской Федерации и ее субъектов, заключенных в период 1994;1998 гг. При выявлении противоречия: положений договора Конституции? РФ и: федеральным? законампредставить материалы с необходимым: обоснованиемв- Генеральную прокуратуру РФ для: представления Президенту РФ для? запросав Конституционный суд РФ о проверке конституционности положений договора;

— активизировать надзор за законодательством о местном самоуправлении, о государственной и муниципальной службах—.

— сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законов контролирующими! органами. Обеспечение законности и полноты мер, принимаемых ими для: устранения правонарушений, позволит меньшими силами добиться большего эффекта за надзорной деятельностью.

4. Представляетсяобоснованным ходатайствовать передПрезидентом РФ о внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную думу проекта новой редакции ст. 3 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на предмет: а) расширения права, обращения Генерального прокурора РФ в Конституционный суд о разрешении дел о соответствии Конституции Российской Федерации по всем вопросам, предусмотренным пунктами «а», «б», «в» и «г» ч. 2 ст. 125-Конституции Российской Федерации— б) предусмотрения порядка приостановления действия опротестованного актаисполнение: которого может нарушить права или законные интересы участников общественных отношений, до его рассмотрения.

5. Определить и реализовать меры по эффективному взаимодействию управления? Генеральной! прокуратуры в федеральном? округе? с полномочнымпредставителем: Президента РФ в федеральном округев? направлениипроводимых Президентом РФ мер по реформированиюзаконодательных основ организации: государственной-власти, обеспечениюверховенства! Конституциии федеральных законови: развитиюконституционных принципов федерализма;

6. Активизировать меры по эффективному взаимодействию Генеральнойпрокуратуры РФ с Администрацией Президента РФ, Правительством РФ, полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по осуществлению проводимых реформ в сферах единства и укрепления законности в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечения верховенства Конституцииf РФ и федеральных законов, развития конституционных принципов федерализма.

Применительно к перспективам развития Российской прокуратуры факторами, определяющими: принятие крупных государственно-правовых: решенийявляются:

— состояние правопорядка и правозащитных механизмов в российском государстве в рассматриваемом историческом периоде;

— характер взаимодействия прокуратуры с ветвями государственной власти в РФ;

— перспективы развития российского федерализма;

— отечественные традиции обеспечения реализации правовых норм, сформировавшиесяна почве российского: национального менталитета: (мировоззрения, психологии, правовой культуры);

— общепризнанные принципы и нормы международного праварекомендации Совета Европы, ориентированные на западноевропейские правовые стандарты.

Осуществление эффективного надзора за обеспечением верховенства Конституции, федеральных законов, принципов федерализма, единства и укрепления, законности в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, защитыправ граждан и их конституционных гарантий потребует от прокуратуры выработки новой структурной и функциональной политики в организации деятельностипрокуратуры и прокурорского надзора.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 ноября? 1995- г. с измен, и? доп. от 10 февраля 1999 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 7. Ст. 878.
  2. О порядке принятия- и вступления: в силу поправок: к Конституции- Российской Федерации: Федеральный- закон? от 4 марта? 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 10. Ст. 1146.
  3. По делу о проверке конституционности- ряда положений- Устава (Основного-закона)• Алтайского края: Постановление Конституционного суда РФ от 18 января 1996 г. // Вестник Конституционного суда РФ. 1996. № 1.
  4. По делу о проверке конституционности ряда положений Устава -Основного закона Читинской области: Постановление Конституционного суда РФ от 1 февраля 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 7. Ст. 700.
  5. По: делу о проверке конституционности ряда положений и Устава (Основного закона) Тамбовской области: Постановление Конституционного суда РФ от 10 декабря 1997 г. II Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5877.
  6. А.И., Ястребов В. Б. Профессия прокурор. (Введение в юридическую специальность). М., 1998:
  7. В. И. Прокурорский надзор. М., 1996.3: Бельсон Я. М- Суд, прокуратура и тюрьмы в современном буржуазном государстве. М., 1972.
  8. В.Г. Законодатель это профессия. Барнаул, 1995.
  9. С.В. Правосудие во Франции. М., 1994.
  10. Витрук Н. В. Законность: понятие, защита и обеспечение // Общая теория права: Курс лекций! / Под? общ. ред. В. К. Бабаева. Нижний- Новгород,. 1993-
  11. А.А., Гребеников C.G. Организация суда и прокуратуры современных буржуазных государств (США, Англия, Франция). М., 19 791
  12. Н.В. Прокурорский надзор: Учеб. пособие. М., 2003-
  13. В. Г., Маршунов М. Н. Основы теории прокурорского надзора. JL, 1990-
  14. Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: Научно-практическое пособие. М., 2000-
  15. В.В. Формы непосредственной демократии в России. М, 1998.
  16. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской? Федерации». М., 1996.
  17. Конституция Российской? Федерации- Комментарий!/ Под общ- ред. Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. М-, 1994.
  18. М. Н. Прокурорско-надзорное право. JL, 1991.
  19. Р.К. Правовое обеспечение законопроектной деятельности Государственной думы. М., 1997.
  20. Настольная книга прокурора. М., 2002.
  21. С.В., Качество?закона- и эффективность законодательства. М., 1993.
  22. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. М., 2000.
  23. Проблемы правотворчества субъекта РФ: Научно-методическое пособие / Под ред. А. С Пиголкина. М-, 1998.
  24. Прокуратура в правовом государстве: Материалы многосторонней- встречи, организованной- Советом Европы совместно с Генеральной прокуратурой РФ: М., 1997.
  25. Прокуратура Российской Федерации (Концепция- развития- на переходный период). М., 1994.
  26. Российский федерализм: конституционные предпосылки ¦ и политическая реальность. М., 2000.
  27. Сергевнин-C.JI. Региональное законодательство: правовые и социально-политические аспекты. СПб., 1998.
  28. Г. И. Участие прокурора в следственных действиях. Mi, 1987.
  29. Советская прокуратура: Очерки- истории / Под ред. И .И. Карпеца. М., 1993-
  30. В.И. История прокуратуры Российской империи- // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1997. № 2.
  31. В.И. Отечественная прокуратура в 1922—1996 гг.. // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1998. № 1-
  32. В.Г. Динамика- становления! и развития- российской прокуратуры // Право и политика. 2001. № 3.
  33. В.Г. Законотворчество в Российской- Федерации и- прокуратура // Прокурорская и следственная практика. 1999. № 3−4.
  34. В.Г. Место- прокуратуры в- государственном механизме- современной России // Законность. 1999- № 10.
  35. В.Г. Новое в- законодательстве о прокуратуре // Законодательство. 1999! № 6.
  36. В.Г. Парламентский контроль в Российской Федерации и- прокуратура // Право и политика. 20 011 № 5.
  37. В.Г. Судебный контроль. Прокурорский) надзор (состояние и перспективы) // Право и политика- 2001. № 8.
  38. В.Г., Винокурова Е. А., Жидких А. А. Участие- прокуратур субъектов РФ и отделов Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах в правотворческой, деятельности законодательных органов- субъектов Федерации // Право и политика. 2002. № 12.
  39. В.Г., Хуторецкая ЕЛО. Цели, задачи и принципы правотворческой деятельности прокуратуры Российской Федерации // Право и политика- 2003- № 111
  40. Божьев В: Прокуратура России: какой- ей быть? // Российская юстиция. 1995. № 9.
  41. А. Прокурорский- надзор и социально-психологическая атмосфера // Уголовное право. 2002. № 4.
  42. А.И., Фридинский С. Н. Прокуратура: «государево око» или правозащитная организация? // Право и политика. 2004- № 7.43 .Бойков 1 А. Перспективы развития российской прокуратуры // Уголовное право. 1998- № 2.
  43. А. Проблемы развития российской: прокуратуры (в условиях переходного периода) // Законность. 1998!№ 7.
  44. А., Скворцов К., Рябцев В: Проблемы развития- правового статуса российской прокуратуры- (в условиях переходного? периода): // Уголовное право- 1999: № 2.
  45. Е.П., Правотворчество субъектов- Российской Федерации // Право и политика. 2003! № 1.
  46. В.И. О некоторых проблемах: прокурорского? надзора в условиях- правовой- реформы: // Вестник- Волгоградского государственного университета:. Серия 31, Экономика. Право. 1996. Вып. 1.
  47. Ватанабэ Ф: Как работает прокуратура в Японии // Российская юстиция. 1994. № 8.
  48. Вестник Конституционного суда Российской Федерации. 2000. № 3
  49. Ю.Е. Обзор законодательства о прокуратуре Соединенных Штатов Америки // Проблемы обеспечения экологической безопасности: Науч. труды. М., 1999. Вып. 4.
  50. В.А. Генеральный? атторней и Генеральный- солиситор в государственном механизме США // Сов- государство и право. М., 1979: № 5.
  51. В. Неполная?занятость: защита прав работников?// Законность. 1996. № 4.
  52. Выступление Президента РФ В. В. Путина на Всероссийском совещании: прокуроров // Российская газета. 2001. 13 января.
  53. В.М. Законность как достояние правового государства // Проблемы обеспечения? законности? в- механизме правоприменения. Волгоград, 2002.
  54. B.C. О некоторых современных тенденциях развития российской прокуратуры II Северо-Кавказский юридический вестник. 1998. № 4.
  55. Ю.А., Черемных Г. Г. Разделение властей и правовая природа органов прокуратуры // Юрист. 1997.61 .Дмитриев Ю. А., Шапкин- М. А. Проблемы? централизации * в руководстве? органами прокуратуры // Государство и право. 1995. № 7.
  56. А.Ф. О проблемах соблюдения единства и законности // Право и политика. 2002. № 21 631Клочков В .В. Деятельность прокуратуры: типология, классификация // Прокуратура- Законность. Государственный контроль. М., 1995.
  57. B.C. Мораль и ее влияние Hat современное российское право // Юрист. 19 981 № 101
  58. Н.И. Место" прокуратуры в государственном механизме- // Государство и право. 1995. № 11.
  59. А.В. Прокуратура* как конституционный? орган II 5: лет Конституции-Российской Федерации: по пути-к федерализму и-местному самоуправлению: Материалы-«круглого стола»: Mi, 1999:
  60. В.Н. Законность: содержание- и современное состояние: // Журнал российского права: 1998. № 1.
  61. О.Е. Прокуратура и российская демократия // Прокурорская и следственная практика. 1997. № 2.
  62. Н. Международное право в деятельности органов прокуратуры // Российский юридический журнал. 1999. № 2.
  63. А.Ю., Елагин Р. И. Характеристика конституционной: законности организации органов законодательной власти субъектов РФ II Конституционное и муниципальное право. 2003. № 4.
  64. Н.С. О законности в условиях переходного периода// Теория права: новые идеи. М.: ИГЛ РАН, 1995. Вып.4.
  65. Н.П. К вопросу о месте и роли прокуратуры в системе органов: государственной власти Российской Федерации: Ученые записки. Ростов н/Д, 1998.
  66. Миронов- В.Л., Виноградов А. Ф. Некоторые аспекты регионального законодательства // Журнал российского права. 2001. № 5.
  67. Е.А. Конституции субъектов! Федерации и проблемы централизации- управления- в прокуратуре // Прокуратура. Законность. Государственный- контроль. М., 1995:
  68. Ф.Р. Законодательство субъекта Федерации реальность, требующая осмысления //Журнал российского права. 1999. № 9.
  69. А.Г. Прямое правотворчество. Особенности принятия актов прямого народовластия // Государство и право. 2001. № 2.
  70. А. Прокуратура. Проблемы развития // Законность. 2000. № 1.
  71. Полиция, прокуратура и судебная система Норвегии II Советская юстиция. 1993. № 2.
  72. Прокуратура Республики Польша// Соц. законность. 1991. № 10.
  73. Ричард П. Натан, Эрик П.Хоффманн. Современный федерализм. М.: Международная жизнь, 1991. № 4.
  74. В.И. О конституционном? статусе1 российской? прокуратуры. II Труды Санкт-Петербургского юридического? института Генеральной? прокуратуры Российской Федерации:.СПб., 1999- № 1.
  75. В.И. Проблемы развития прокуратуры: взгляд науки // Законность. 2000. № 6.
  76. В.И., Стуканов А. П. Прокурорский надзор? в? Российской Федерации // Правоведение: 2000.№ 5.
  77. С.В. Правовые основы, деятельности органов: прокуратуры // Правовые основы деятельности прокуратуры: Чебоксары- 1996.
  78. В.П. Прокуратура приобретает новые полномочия: (Комментарии законодательства) // Российская юстиция. 1999. № 41
  79. И.Н. Система законодательства Российской Федерации II Законотворческая деятельность субъектов РФ: Материалы научно-практической конференции 26−27 ноября 1997 г. Саратов, 1998.
  80. В. Роль и функции прокуратуры // Законность. 2000. № 8.
  81. Ю.И. Концептуальные вопросы развития прокуратуры в период правовой реформы в Российской Федерации // Законность. 1997. № 3.
  82. Ю.И. Полномочия прокуратуры во взаимоотношениях с судебной властью // Российская юстиция. 1999. № 3-
  83. Скуратов Ю. И: Роль прокуратуры в укреплении законности" и правопорядка // Законность. 1996. № 12.
  84. Становление правового государства в Российской Федерации и функции прокуратуры. (Круглый стол- журнала «Государство и право») // Государство и право. 1994. № 5.
  85. ЮО.Туйков В. И. Российская- прокуратура- в условиях становления- правового государства- // Известия- высших учебных заведений. Правоведение. 1998. № 2.101 .Туйков В. И., Ковалев. JI.M. Закон о прокуратуре // Российский юридический журнал. 1996. № 2.
  86. В. Законность^ победит коррупцию иного не1 дано // Парламентская газета. 2002. 16 мая.
  87. ЮЗ.Хашимов Г. В. О месте прокуратуры в системе органов государственной- власти II Вопросы совершенствования законодательства- и правоприменительной деятельности. Челябинск, 19 981
  88. Ю4.Чуньков А. Надзор за исполнением решений Конституционного суда РФ дело прокурора // Законность.2004. № 4.
  89. М. Прокуратура в правовой- системе государства II Законность. 1993. № 7.
  90. Об.Шелютто Н. В. Вопросы прокуратуры в уставах субъектов Российской Федерации // Законодательство и экономика. 1997. № 15.
  91. IO.JT. Прокуратура- и конституционный надзор в Российской Федерации 7/ Российский конституционализм: проблемы и решения. М., 1999.
  92. К.Ю. Надзорная функция прокуратуры: история и проблемы развития // Государство и право. 1999. № 11.1. Диссертации, авторефераты
  93. А.В. Конституционные основы деятельности прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина в РФ: Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2002.
  94. Е.А. Законность и ее гарантии в системе обеспечения прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (теоретико-правовой аспект): Дис.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2003:
Заполнить форму текущей работой