Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблемы законодательного регулирования местного самоуправления в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Законодательство о местном самоуправлении (муниципальное законодательство) по смыслу настоящего исследования понимается как система нормативных правовых актов, включающая в себя: Конституцию Российской Федерации, заключаемые или принимаемые на ее основе и в соответствии с нею международные договоры Российской Федерации, законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Законодательство о местном самоуправлении
    • 1. Местное самоуправление как объект правового регулирования
    • 2. Законодательство о местном самоуправлении: понятие и место в российском законодательстве
    • 3. Законодательство о местном самоуправлении: состав и внутрисистемные связи,
  • ГЛАВА 2. Проблемы совершенствования законодательства о местном самоуправлении
    • 1. Разграничение правотворческих полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в сфере местного самоуправления
    • 2. Конкретизация законодательной модели местного самоуправления
    • 3. Систематизация законодательства о местном самоуправлении

Проблемы законодательного регулирования местного самоуправления в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и уровень разработанности темы исследования.

Местное самоуправление составляет важный предмет законодательного регулирования, прежде всего — конституционного регулирования. В российском законодательстве объективно выделяется значительная совокупность законов, иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения местного самоуправления, закрепляющих отечественную модель местного самоуправления как основы конституционного строя страны.

Однако законодательная модель местного самоуправления далека от совершенства, требует своей дальнейшей конкретизации. А законодательство о местном самоуправлении не сложилось еще в четко отлаженную систему. До сих пор нет единства взглядов на состав законодательства о местном самоуправлении, его место в структуре российского законодательства. Все это затрудняет систематизацию данного законодательного раздела, препятствует усилению комплексности норм муниципального права, эффективности их действия.

В правоведческой литературе сложились развернутые, пусть и не всегда единые, представления о понятии, составе, структуре законодательства, его соотношении со структурой права, чего не скажешь об отдельных разделах, отраслях законодательства. Так, только на начальной стадии находятся научные исследования законодательства о местном самоуправлении. В названных исследованиях не пройден еще начальный этап, связанный, на наш взгляд, с приложением имеющихся теоретических воззрений на законодательство к местному самоуправлению как самостоятельному объекту правового регулирования.

В отечественной литературе пока отсутствуют основательные разработки вопроса о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями в сфере местного самоуправления. Этот вопрос также имеет научную актуальность.

Таким образом, в настоящее время сохраняется потребность в комплексных научных работах, посвященных совершенствованию законодательного регулирования местного самоуправления, в частности, законодательства о местном самоуправлении. На удовлетворение названной потребности и направлено наше диссертационное исследование.

Основная цель и задачи диссертационного исследования.

Основная цель настоящего диссертационного исследования заключается в комплексном анализе законодательного регулирования местного самоуправления в Российской Федерации.

Для достижения этой цели поставлены и решаются следующие задачи:

1) определение природы местного самоуправления как самостоятельного предмета правового регулирования;

2) определение таких понятий, как «законодательство», «законодательство в Российской Федерации», «законодательство Российской Федерации» или «федеральное законодательство», «законодательство субъектов Российской Федерации» или «региональное законодательство» ;

3) уяснение структуры российского законодательства и факторов, ее определяющих;

4) определение понятия законодательства о местном самоуправлении и выявление его места в структуре российского законодательства;

5) установление состава и структуры законодательства о местном самоуправлении в Российской Федерации;

6) исследование вопроса о соотношении предметов ведения и полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере местного самоуправления;

7) анализ законодательной модели российского местного самоуправления, выявление его недостатков и формулирование предложений по ее совершенствованию;

8) исследование вопроса о дальнейшей систематизации законодательства о местном самоуправлении в Российской Федерации и формулирование предложений о мерах, способствующих усилению системности законодательства о местном самоуправлении.

Теоретические, методологические и источниковедческие основы исследования.

Теоретической основой работы являются научные труды по теории права, конституционному праву С. А. Авакьяна, Н. Г. Александрова, С. С. Алексеева, А. В. Безрукова, А. А. Белкина, Н. С. Бондаря, В. И. Васильева, И. В. Выдрина, Е. В. Гриценко, С. JI. Зивса, П. Б. Евграфова, В. Б. Евдокимова, И. П. Ильинского, А. Т. Карасева, А. Н. Кокотова, В. А. Кряжкова, А. Н. Костюкова, М. А. Кулушевой, О. Е. Кутафина, А. В. Мицкевича, JI. Н. Недокушевой, С. В. Полениной, А. Е. Постникова, В. Д. Перевалова, М. С. Саликова, А. А. Саломаткина, А. С. Саломаткина, В. К. Самигуллина, Ю. И. Скуратова, Н. И. Соломки, Ю. А. Тихомирова, А. А. Торшенко, В. И. Фадеева, Е. С. Четвертаковой, А. Ф. Шебанова, Е. С. Шугриной, Б. С. Эбзеевафилософии, социологии, политологии В. Г. Афанасьева, А. К. Белых, И. В. Блауберга, А. П. Бутенко, В. П. Кузьмина, А. М. Миграняна, В. Н. Садовского, В. С. Тюхтина, Э. Г. Юдина.

Методологическую основу исследования составляют всеобщий диалектический метод познания, общенаучные методы исследования, среди которых можно выделить исторический, формально-логический, системный. Использовались частно научные методы, среди которых сравнительно-правовой, структурно-правовой, метод правового моделирования, метод языкового толкования и др.

Источниковедческую основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Европейская хартия местного самоуправления, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, решения Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам местного самоуправления, а также ранее действовавшее российское законодательство. >

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту.

Настоящая диссертация представляет собой одну из первых попыток комплексного монографического исследования законодательства о местном самоуправлении в Российской Федерации на основе анализа особенностей местного самоуправления как самостоятельного предмета правового регулирования, теоретических представлений о природе, структуре российского законодательства, его соотношении с российским правом, анализа законодательной модели российского местного самоуправления.

На защиту вынесены следующие основные выводы и предложения, в которых нашла отражение научная новизна диссертации:

1. Местное самоуправление как предмет правового регулирования — это исторически, экономически и культурно обусловленное публично-властное управление низовыми территориальными коллективами, осуществляемое их жителями непосредственно или через формируемые ими органы муниципальной власти и под опекой и контролем государства. Местное самоуправление нацелено, исходя из интересов местного населения, на б упорядочение низовых территориальных коллективов во всех сферах их жизнедеятельности, за исключением тех вопросов организации местной жизни, которые государство оставляет за собой.

2. Законодательство о местном самоуправлении (муниципальное законодательство) включает акты, содержащие нормы муниципального права. Следовательно, поиск содержательных, формально-структурных, иных особенностей законодательства о местном самоуправлении следует вести через анализ особенностей муниципального права, особенностей муниципально-правовых норм.

3. В диссертации даются определения законодательства в Российской Федерации (российского законодательства), законодательства Российской Федерации, (федерального законодательства), законодательства субъектов Российской Федерации (регионального законодательства).

Законодательство о местном самоуправлении (муниципальное законодательство) по смыслу настоящего исследования понимается как система нормативных правовых актов, включающая в себя: Конституцию Российской Федерации, заключаемые или принимаемые на ее основе и в соответствии с нею международные договоры Российской Федерации, законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, конституции, уставы субъектов федерации, иные законы субъектов федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

4. На основе анализа иерархической (вертикальной), отраслевой (горизонтальной), федеративной, комплексной, статусной структур российского законодательства делается вывод о том, что законодательство о местном самоуправлении является частью законодательства о политико-территориальных единицах, входит непосредственно в политикотерриториальную (административно-территориальную) структуру законодательства как вариант комплексной структуры законодательства.

5. Внутреннее структурирование законодательства о местном самоуправлении может проводиться в рамках иерархической, отраслевой, федеративной структур законодательства.

Горизонтальная (отраслевая) структура муниципального законодательства содержит акты практически всех традиционно выделяемых отраслей российского законодательства. Федеративная структура муниципального законодательства включает в себя акты международного законодательства, законодательные акты Российской Федерации и законодательные акты субъектов федерации.

В политико-территориальной структуре муниципального законодательства выделяются следующие блоки: закрепляющие статус муниципальных образований в целом (населения муниципальных образований) — закрепляющие статус отдельных граждан в сфере местного самоуправлениязакрепляющие статус органов и должностных лиц местного самоуправлениязакрепляющие статус органов территориального общественного самоуправлениязакрепляющие статус муниципальных предприятий, учреждений, организаций. Каждый из названных блоков можно рассматривать и как комплексный законодательный массив.

6. В законодательстве о местном самоуправлении (муниципальном законодательстве) объединяются акты разной юридической силы, разных отраслей, которые сообща определяют правовой статус низовых территориальных сообществ жителей (муниципальных образований).

Законодательные акты, для которых регулирование вопросов местного самоуправления составляет главную задачу, составляют ядро законодательства о местном самоуправлении, являются главным управляющим центром муниципального законодательства, его общей частью.

7. Приоритет норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.95 года распространяется на все федеральные законы, за исключением федеральных конституционных законов.

К числу правовых форм осуществления местного самоуправления относятся: принципы местного самоуправления, система местного самоуправления, структура органов местного самоуправления, порядок организации и деятельности органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, порядок организации и деятельности органов территориального общественного самоуправления, формы деятельности и акты органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, органов территориального общественного самоуправления.

8. Законодательство о местном самоуправлении (муниципальное законодательство) в составе российского законодательства можно охарактеризовать как реактивную, развивающуюся, открытую систему с элементами закрытости, занимающую промежуточное положение между организованными и органичными системами.

9. Местное самоуправление как предмет правового регулирования относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако целый ряд вопросов местного самоуправления входит либо в исключительную компетенцию Российской Федерации, либо в собственную компетенцию субъектов федерации.

В сферу совместного ведения входят все вопросы местного самоуправления, кроме тех, что: во-первых, прямо отнесены к исключительному ведению Российской Федерацииво-вторых, регулируются субъектами федерации в силу их собственного права, но не обязанности, задаваемой федеральным законодательством.

11. Обосновывается положение о том, что федеральное и региональное законодательство о местном самоуправлении должно быть во многом рамочным, содержать набор возможных моделей регулирования местной жизни и оставлять право выбора той или иной модели за муниципальными образованиями, их жителями. Только в таком случае у местных властей появится вкус к самостоятельному нормотворчеству, воля к развитию собственных институтов в интересах жителей.

12. Сформулирован ряд предложений по совершенствованию законодательной модели местного самоуправления. В частности, предлагается принять Федеральный закон «Об основах организации и компетенции органов местного самоуправления». На региональном уровне требуется принятие специальных законов о статусе представительных и исполнительных органов местного самоуправления. В названных законах следует детально закрепить компетенцию органов местного самоуправления, в том числе отраслевую. Надо исходить из возможности муниципальных образований самим избирать разные модели организации органов местного самоуправления. Федеральные и региональные законы должны закрепить несколько упомянутых моделей. В рамках каждой из них следует детально показать компетенцию соответствующих органов местного самоуправления.

13. Систематизация муниципального законодательства в первую очередь должна проводиться посредством методов инкорпорации, а не кодификации. Принятие муниципальных кодексов нецелесообразно ни на федеральном, ни на региональном уровнях.

14. Классификатор правовых актов как наиболее общее отражение российского законодательства целесообразно дополнить рядом тематических приложений. Все приложения должны основываться на общеправовом классификаторе и согласовываться с ним как с корневой системой, в том числе на уровне цифровых обозначений.

Если общеправовой классификатор служит для распределения по своим разделам, рубрикам, подрубрикам правовых актов как самостоятельных элементов законодательной системы, то его приложения могли бы настраиваться на тематическое выделение наряду с такими актами и их структурных фрагментов, а может быть даже и их отдельных норм.

Если общеправовой классификатор дает целостную, ясную структуру российского права и законодательства, обеспечивает оперативный поиск любых нормативных правовых актов по своим предметно-функциональным критериям, то его приложения должны нацеливаться на связное представление актов (частей актов), закрепляющих правовой статус отдельных субъектов.

В качестве одного из приложений к общеправовому классификатору следует выделить законодательство о местном самоуправлении (муниципальное законодательство).

15. Структура приложения общеправового Классификатора о местном самоуправлении должна учитывать структуру самого общеправового Классификатора и отражать особенности статуса муниципальных образований и правового регулирования местного самоуправления в целом.

16. Муниципальное законодательство, как и муниципальное право, логично поделить на общую и особенную части. Выделение общей части может быть аналогично выделению раздела о конституционном строе в имеющемся Классификаторе правовых актов. Она отражала бы конституционно-правовой уровень регулирования местного самоуправления. Именно к ней относятся акты рубрики Классификатора «Местное самоуправление». Не случайно эта рубрика содержится в разделе о конституционном строе. Данная рубрика должна быть сохранена в общеправовом классификаторе на ее нынешнем месте.

В приложении о муниципальном законодательстве ее можно было бы повторить, сделав корневой основой указанного приложения. Однако содержание упомянутой рубрики требует своего уточнения. Так, следовало бы в этой рубрике в качестве ее дополнительных подрубрик выделить «территориальные основы местного самоуправления», «формы прямого волеизъявления граждан», «основы наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями», «конституционно-правовую ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления» (отзыв, досрочное прекращение полномочий, т. п.).

Особенная часть вмещала бы акты о статусе муниципальных образований, их органов, иных субъектов местного самоуправления в отдельных сферах правового регулирования, выделяемых по традиционной схеме отраслей права и законодательства.

Практическая значимость работы.

Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней выводы и предложения, во-первых, помогают систематизировать имеющиеся представления о законодательном регулировании местного самоуправления. Во-вторых, — расширяют и углубляют теоретические представления о местном самоуправлении как предмете законодательного регулирования, природе и структуре законодательства о местном самоуправлении в Российской Федерации. В-третьих, — закладывают теоретическую основу дальнейшей практической систематизации законодательства о местном самоуправлении.

Апробация результатов исследования.

Настоящее диссертационное исследование выполнено на кафедре конституционного и муниципального права Уральской академии государственной службы, где прошла рецензирование, обсуждение и была одобрена.

Основные положения, выводы и научно-практические рекомендации диссертации нашли отражение в опубликованных статьях и представляют практический интерес для законодательных, исполнительных, иных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Содержащиеся в диссертации положения, выводы и предложения могут быть использованы в учебном процессе по теории права, конституционному праву, муниципальному праву.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по три параграфа, заключения и списка использованной литературы и нормативного материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблемы законодательного регулирования местного самоуправления многообразны. В настоящем исследовании мы затронули лишь некоторые из них. Хотя, на наш взгляд, проанализированные нами вопросы своеобразия местного самоуправления как предмета правового регулирования, природы и структуры законодательства о местном самоуправлении, его места в российском законодательстве, разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями в сфере местного самоуправления, совершенствования законодательной модели местного самоуправления и систематизации муниципального законодательства, являются в данный период времени наиболее острыми и актуальными.

Проведенный анализ показал, что необходимости в кардинальной перестройке законодательной модели местного самоуправления и муниципального законодательства нет. Требуется точечная доработка и совершенствование сложившейся системы муниципального законодательства.

Она предполагает детализацию муниципального законодательства в части компетенции органов местного самоуправления, учета и выражения особенностей местного самоуправления на отдельных территориях (районы крайнего Севера, закрытые административно-территориальные образования, др.), ответственности органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством.

Кроме того, важно обеспечить децентрализацию правового регулирования в сфере местного самоуправления. Следовательно, федеральное и региональное законодательство о местном самоуправлении должно содержать базовые модели местного самоуправления, быть рамочным. Муниципальные образования должны иметь право выбора одной из базовых моделей местного самоуправления.

Особого внимания требует работа по дальнейшей систематизации муниципального законодательства. На наш взгляд, ее генеральное направление — инкорпорация федерального и регионального законодательства, совершенствование Классификатора правовых актов в части отражения законодательства о местном самоуправлении, выделения в актах разной отраслевой направленности муниципальной составляющей.

Проведенное нами исследование может служить базой для дальнейшей разработки вопросов законодательного регулирования местного самоуправления. Так, думается, может быть более детализирована представленная нами модель правотворческих, управленческих (исполнительных) и контрольных предметов ведения и полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Нуждается в дальнейшем осмыслении и доработке вопрос о дополнении Классификатора правовых актов специальными тематическими приложениями, прежде всего отражающими политико-территориальные срезы российского законодательства (федеральное, региональное, муниципальное законодательство). В теоретическом аспекте следует продолжить работу по выделению особенностей законодательства о местном самоуправлении в системе российского законодательства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации 1993 года. М., 2001.
  2. Конституция (Основной закон) Российской Федерации-России. М., 1992.
  3. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации: Федеральный закон от 4 марта 1988 года // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1146.
  4. Европейская хартия местного самоуправления: ратифицирована Федеральным законом от 11.04.98 года// СЗ РФ. 1998. № 15. Ст. 1695.
  5. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 10.10.95 // СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 1213.
  6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.08.95 года (с послед, измен, и доп.) // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506- 1996. № 17. Ст. 1917- № 49. Ст. 5500- 1997. № 12. Ст. 1378- 2000. № 32. Ст. 3330.
  7. О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.09.97 // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 4464- 1999. № 28. Ст. 3492.
  8. Об основах муниципальной службы в Российской Федерации: Федеральный закон от 08.01.98 (с послед, изменен, и доп.) // Росс. газ. 1998. 16 января- СЗ РФ. 1999. № 16. Ст. 1933.
  9. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 19.09.97 (в редакции Федерального закона от 12.06.02) // СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339- Росс. газ. 2002. 15 июня.
  10. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: Федеральный закон от 26.11.96 года (с последующими изменениями и дополнениями) // Росс. газ. 1996. 4 декабря- 1998. 25 июня.
  11. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.99 года (с послед, измен, и доп.) // Росс. газ. 2000.21 июня.
  12. ФЗ О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: от 30.04.99 // Росс. газ. 1999. 12 мая.
  13. Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: ФЗ от 20.07.2000 // Росс. газ. 2000. 25 июля.
  14. О национально-культурной автономии: ФЗ от 17.06.96 // Росс, газ. 1996. 25 июня.
  15. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: закон РФ от 27.04.93 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685- СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.
  16. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.94 // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301 (с послед, измен, и доп.).
  17. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 31.07.98 (с послед, измен, и доп.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824- 1999. № 14. Ст. 1649- № 28. Ст. 3487- 2000. № 2. Ст. 134.
  18. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 (с послед, измен, и доп.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823- 2000. № 32. Ст. 3339- 2001. № 31. Ст. 3429.
  19. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
  20. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.97 (с послед, измен, и доп.) // СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 610- 2001. № 53. Ст. 5030.
  21. Трудовой кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 3.
  22. Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.95 (с послед, измен, и доп.) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4471- 2001. № 53. Ст. 5030.
  23. О недрах: Закон РФ от 21.02.92 (с послед, измен, и доп.) // Ведомости СНД И ВС РФ. 1992. № 16. Ст. 834- СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 8234 1999. № 7. Ст. 879- 2000. № 2. Ст. 141- 2001. № 21. Ст. 2061- 3 31. Ст. 3429.
  24. Об охране окружающей природной среды: Закон РФ от 19.12.91 (с послед, измен, и доп. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 10. Ст. 457- 1993. № 29. Ст. Ill 1- Росс. газ. 2001. 13 июля.
  25. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22.04.96 (с послед измен, и доп.) // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918- 1998. 3 48. Ст. 5857- 1999. № 28. Ст. 3472- 2001. № 33. Ст. 3424.
  26. Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг: Федеральный закон от 29.07.98 // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3814.
  27. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 13.10.95 (с послед, измен, и доп.) // СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3923- 1997. № 28. Ст. 3305- 1999. № 7. Ст. 879.
  28. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 14.06.95 // СЗ РФ. 1995. № 25. Ст. 2343.
  29. О товариществах собственников жилья: Федеральный закон от 15.06.96 // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2963.
  30. Об образовании: Федеральный закон от 10.07.92 (с послед, измен, и допол.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1797- СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150- 2000. № зо. Ст. 3120- 2000. № 33. Ст. 3348- 2001. № 53. Ст. 5030- 2002. № 7. Ст. 631.
  31. О статусе столицы Российской Федерации: Закон РФ от 15.04.93 (с послед, измен, и доп.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 19. Ст. 638- СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2863.
  32. О закрытом административно-территориальном образовании: Закон РФ от 14.07.92 (с послед, измен, и доп.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1915- СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5503- 1998. № 31. Ст. 3822- 1999. № 14. Ст. 1665.
  33. О статусе наукограда Российской Федерации: Федеральный закон от 07.04. 99 // СЗ РФ. 1999. № 15. Ст. 1750.
  34. Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации: утверждены указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 года // Росс, газ. 1999. 21 октября.
  35. Классификатор правовых актов, утвержденный Указом Президента РФ от 15 марта 2000 года № 511 // Росс. газ. 2000. 21, 22, 23 марта.
  36. Положение о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР: утв. указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1982. № 34. Ст. 1271.
  37. О порядке передачи территорий в связи с образованием новой административно-территориальной единицы или передачей из одной административно территориальной единицы в другую: постановление СМ РСФСР от 20 января 1983 года // СП РСФСР. 1983. № 2. Ст. 12.
  38. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года по делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации // Росс. газ. 1995. 9 ноября.
  39. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // ВКС. 1997. № 1.
  40. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 1995 года по делу о проверке конституционности статей 23 и 24 Временного положения об обеспечении деятельности депутатов
  41. Калининградской областной Думы, утвержденного постановлением Калининградской областной Думы от 8 июля 1994 года // ВКС. 1995. № 6.
  42. Устав (Основной закон) Свердловской области.
  43. Устав (Основной закон) Курской области.
  44. О законодательном процессе в Костромской области: закон Костромской области от 11 марта 1999 года // (Электронная база «Консультант-плюс»).
  45. О законодательных актах Магаданской области: в редакции закона Магаданской области от 11.03.97 N 23−03 // (Электронная база «Консультант-плюс»).
  46. О правовых актах в Свердловской области: закон Свердловской области от 10.03.92 // Ведомости Законодательного собрания Свердловской области. Спецвыпуск. Екатеринбург, 1999.
  47. О порядке образования, преобразования и упразднения муниципальных образований: закон Свердловской области от 07.10.97 (с послед, измен, и доп.) // Областная газета. 1997. 18 ноября.
  48. О территориях и границах муниципальных образований в Свердловской области: закон Свердловской области от 12.02.98 (с послед, измен, и доп.) // Областная газета. 1998. 18 февраля.
  49. О территории муниципального образования город Екатеринбург: закон Свердловской области от 03.06.97 // Областная газета. 1997. 2 июля.
  50. О статусе депутата представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области: закон Свердловской области от 22.04.97 (с послед, измен, и доп.) // Областная газета. 1997. 3 июня.
  51. О статусе глав муниципальных образований и выборных глав администраций поселений, сельсоветов в Свердловской области: закон Свердловской области от 21.08.97 (с послед, измен, и доп.) // Областная газета. 1997. 20 августа.
  52. О муниципальной службе в Свердловской области: закон Свердловской области от 03.04.96 (с послед, измен, и доп.) // Областная газета. 1996. 9 апреля.
  53. Об едином реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Свердловской области: закон Свердловской области от 07.08.96 (с послед, измен, и доп.) // Областная газета. 1996. 14 августа.
  54. О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области отдельными государственными полномочиями: закон Свердловской области от 18.12.96 (с послед, измен, и доп.) // Областная газета. 1996. 31 декабря.
  55. Избирательный кодекс Свердловской области: утв. законом Свердловской области от 05.12.97 (с послед, измен, и доп.) // Областная газета. 1997. 11 декабря- 1999. 28 декабря.
  56. Об основных полномочиях краевых, областных советов народных депутатов, советов народных депутатов автономных областей и автономных округов: Закон Союза ССР от 25.06.80 года // Ведомости Верховного Совета СССР. 1980. № 27. Ст. 526.
  57. О городском, районном в городе Совете народных депутатов РСФСР: Закон РСФСР от 29.08.71 года, в ред. от 03.08.79 года // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1979. № 32. Ст. 786.
  58. О районном Совете народных депутатов РСФСР: Закон РСФСР от 03.08.79 года // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1979. № 32. Ст. 785.
  59. С. А. Проблемы местного самоуправления на современном этапе // Право. 1998. № 2−3.
  60. Н. Г. Понятие источника права // Учен. Труды ВИЮН. М., 1946. Вып. VIII.
  61. С. С. Проблемы теории права: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2. Свердловск, 1972.
  62. С. С. Право и управление в социалистическом обществе // Сов. гос-во и право. 1973. № 6.
  63. С. С. Структура советского права. М., 1975.
  64. С. С. Теория права. Изд. 2-е. М., 1995.
  65. С. В. Устав муниципального образования и основные проблемы уставного регулирования (на примере городского самоуправления). Автореферат канд. дисс. Екатеринбург, 2001.
  66. Г. В. Сущность советского государственного управления. М., 1980.
  67. В. Г. Человек и управление обществом. М., 1977.
  68. А. В. Конституционная модель разделения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации // РЮЖ. 2001. № 3.
  69. А. А. О категории «законодательство» // Ученые записки. Выпуск 7. СПб, 2001.
  70. А. К. Управление и самоуправление. JL, 1972.
  71. И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход: предпосылки, системы, трудности. М., 1969.
  72. . Я. Теория государства и права. Кемерово, 1998.
  73. Н. С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 1998.
  74. А. Самоуправление: европейская традиция и Россия // Городское управление. 1996. № 1.
  75. А. П. Власть народа посредством самого народа. М., 1988.
  76. В. Готовится важнейший закон. Не допустить бы ошибок//Росс. Федерация. 1994. № 13.
  77. И. В. Территориальный коллектив как субъект местного самоуправления (государственно-правовые аспекты). Автореферат канд дисс. Екатеринбург, 1991.
  78. И. В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике (конституционно-правовой аспект). Екатеринбург, 1998.
  79. И. В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России: Учебник для вузов. М., 1999.
  80. Т., Вобленко С. Самостоятельность — не бесконтрольность//Росс. Федерация. 1996. № 12.
  81. Е. В., Мадъярова А. В. Региональное законодательство об определении территорий муниципальных образований // Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. 1999−1: Отв. ред. И. А. Умнова. М., 1999.
  82. Е. В. Местное самоуправление и государство в условиях федерализма: сравнительно-правовое исследование на примере Германии и России. Автореферат докт. дисс. СПб, 2002.
  83. И. В. Обеспечение конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления в деятельности органовгосударственной власти в Российской Федерации: Автореферат канд. дисс. Тюмень, 2001.
  84. В. Е. Теоретические вопросы социалистического самоуправления // Сов. гос-во и право. 1986. № 2.
  85. М. Ю. Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Автореферат канд. дисс. Екатеринбург, 2001.
  86. Ю., Тарасов О. Европейская хартия местного самоуправления и российское законодательство // Право и жизнь. М., 1997. № 12. С. 162−172.
  87. Д. Г. Конституционное право на осуществление местного самоуправления и его защита судебными органами конституционного (уставного) контроля в Российской Федерации. Автореферат канд. дисс. Тюмень, 2001.
  88. А. 77. Система советского законодательства (Проблема согласованности). Киев, 1987.
  89. И. В. Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления (проблемы теории и практики). Автореферат канд. дисс. Екатеринбург, 2001.
  90. С. JI. Источники права. М., 1981.
  91. Евграфов 77. Б. Соотношение структуры советского права и структуры советского законодательства: Автореферат канд. дисс. Харьков, 1981.
  92. В. Б. О конституциях и уставах субъектов Российской Федерации И Чиновникъ. 1998. № 3.
  93. В. Б., Старцев Я. Ю. Местные органы власти зарубежных стран. Правовые аспекты. М., 2001.
  94. И. 77. Социалистическое самоуправление народа. М., 1987.
  95. М. Ф. Законодательная деятельность субъектов Российской Федерации. Проблемы становления и опыт проекта законодательного кодекса. Екатеринбург, 1998.
  96. И. Ф. Право и сельское хозяйство // Сов. гос-во и право. 1974. № 1.С. 79.
  97. С. 77. Правовое регулирование административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации. Канд. дисс. Омск, 2001.
  98. О. А. Гражданская правосубъектность муниципальных образований. Автореферат канд. дисс. Екатеринбург, 2001.
  99. Л. М. Местное самоуправление как первичная форма самоопределения социума // Проблемы реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: / Отв. ред. проф. С. А. Авакьян. М., 1996.
  100. Т. В. Социальный прогресс и управление. М., 1980.
  101. С. Д., Хрусталев Е. Н. Российское муниципальное право. Владивосток, 1997.
  102. А. Н. Местные общественные организации граждан как субъекты советского государственного права. Канд. дисс. Свердловск, 1988.
  103. А. Н. Конституционное право как отрасль российского права // Проблемы науки конституционного права / Отв. ред. проф. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. Екатеринбург, 1998.
  104. А. Н. Особенности организации государственной власти в Свердловской области // Конституционное законодательство субъектов РФ: проблемы совершенствования и использования в преподавании / Под ред. проф. С. А. Авакьяна. М., 1999. С. 160,161.
  105. А. Н. Статусная структура законодательства // Право и политика. 2002. № 5. С. 6.
  106. Комментарий к Конституции Российской Федерации.: Общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. М., 1996.
  107. Конституция Российской Федерации: проблемный комментарий. М., 1997.
  108. А. И. Социалистическое самоуправление народа и право // Правоведение. 1986. № 5.
  109. А. Н., Копысова С. Г. Муниципально-правовые отношения. Омск, 2001. ,
  110. В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М., 1986.
  111. М. А. Конституционно-правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации. Автореферат канд. дисс. Саратов, 2001.
  112. О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 1997.
  113. О. О. Конституционное (уставное) закрепление прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации. Автореферат канд. дисс. Ростов-на-Дону, 2002.
  114. С. В. Народное представительство и права граждан в Российской Федерации. М., 2001.
  115. Т. С. Нормотворческая деятельность в ' муниципальных образованиях Российской Федерации. Автореферат канд.дисс. Тюмень, 1999.
  116. Т. С. Нормотворчество органов местного самоуправления Российской Федерации. Сургут, 1999.
  117. Местное самоуправление в Свердловской области: Сост. Ю. А. Копытов, автор предисловия В. П. Примаков. Екатеринбург, 1999.
  118. А. М. Взаимоотношения индивида, общества и государства в политической теории марксизма и проблемы демократизации социалистического общества // Вопр. ф-фии. 1987. № 8.
  119. А. В. Соотношение системы советского права с системой советского законодательства // Уч. записки ВНИИСЗ. Вып. 11. М., 1967. С. 22.
  120. Муниципальное право Омской области: Сборник нормативных правовых актов и документов / Сост. и автор вступит, статьи А. Н. Костюков. Омск, 1998.
  121. Л. Н. Муниципальная власть: правовые проблемы теории и практики. Автореферат канд. дисс. Екатеринбург, 1999.
  122. Л. А. Непосредственная демократия и местное самоуправление в России. Барнаул, 2000.
  123. Общая концепция развития российского законодательства // Журнал российского права. 1999. № 1. С. 19.
  124. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Под общей ред. А. С. Пиголкина. М., 1996.
  125. . И. Понятие и сущность Конституции // СевероКавказский юридический вестник. 2000. № 1.
  126. Основы Европейской хартии местного самоуправления: Методическое пособие для высших учебных заведений / Под ред. В. А. Черникова. М., 2000.
  127. В. Д., Кокотов А. И., Хазанов С. Д., Кузнецов 77. У, Майфат А. В. Роль Екатеринбурга в развитии Свердловской области: функции, полномочия, правовое обеспечение. Екатеринбург, 2000.
  128. К. В. Социально-политическая сущность органов местного самоуправления // Проблемы становления государственной и муниципальной власти в России. Екатеринбург, 1995.
  129. С. В. Теоретические проблемы системы советского законодательства. М., 1979.
  130. С. В. Новое в системе законодательства РФ // Гос-во и право. 1994. № 12. С. 27.
  131. Политология: Учебник для вузов / Отв. ред. проф. В. Д. Перевалов. М., 1999.
  132. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации. Теория, практика, методика. Екатеринбург, 2001.
  133. Проблемы науки конституционного права: Отв. ред. проф. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. Екатеринбург, 1998.
  134. Проблемы регионального управления и законодательства // РЮЖ. 1994. № 2.
  135. В. В. Представительные органы местного самоуправления. Автореферат канд. дисс. СПб, 1996.
  136. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.
  137. В. Н. Методологические проблемы исследования объектов, представляющих собой системы // социология в СССР. Т. 1. М., 1965.
  138. В. Н. Основания общей теории систем. М., 1974.
  139. М. С. Источники конституционного права // Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. Екатеринбург, 2001. С. 48.
  140. А. А. Местное самоуправление в сельских поселениях России (Вопросы теории и практики). Автореферат канд. дисс. Челябинск, 1999.
  141. А. С. Местное самоуправление в Российской Федерации. Челябинск, 1997.
  142. В. К. Теория права. Курс лекций. Часть И.
  143. Ю. И. Система социалистического самоуправления советского народа. Проблемы конституционной теории и практики. Свердловск, 1987. С. 22.
  144. Ю. И. Система социалистического самоуправления советского народа (проблемы теории и практики конституционно-правового регулирования). Автореферат докт. дисс. Свердловск, 1987.
  145. Н. И. Взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Автореферат канд. дисс. Екатеринбург, 1999.
  146. Социалистическое самоуправление: опыт и тенденции развития: Отв. ред. Б. Н. Топорнин. М., 1986.
  147. Теория государства и права: Учебник / Под ред. проф. В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. М., 2000. С. 315.
  148. Ю. А. Диалектика управления и самоуправления // Вопр. ф-фии. 1983. № 8.
  149. Ю. А. Управление делами общества. М., 1984.
  150. Ю. А. Закон в социалистическом правовом государстве // Сов. гос-во и право. 1988. № 10.
  151. Ю. А. Публичное право: Учебник. М. 1995.
  152. А. А. Муниципальное право Российской Федерации. Курс лекций. Екатеринбург, 1999 г.
  153. В. С. Отражение, системы, кибернетика. Теория отражения в свете кибернетики и системного подхода. М., 1972.
  154. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  155. М. В. Социалистическая демократия и самоуправление // Сов. гос-во и право. 1985. № 4. С. 4−6.
  156. А. Ф. Теория государства и права: Учебник. М., 1999.
  157. Е. С. Организационно-правовые особенности местного самоуправления в малых городах Российской Федерации (на материалах уральского региона). Челябинск, 2000.
  158. ШебановА. Ф. Форма советского права. М., 1968.
  159. А., Юркова С. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления // Городское управление. 1996. № 5.
  160. ШугринаЕ. С. Муниципальное право: учебник. М., 1999.
  161. . С. Социалистическое самоуправление народа в СССР: содержание и пути углубления //Правоведение. 1987. № 5.
  162. Юридический энциклопедический словарь. М., 1984.
  163. В. Ф. Отраслевая дифференциация и межотраслевая интеграция как основа системы законодательства // Правоведение. 1975. № 2. С. 18.
Заполнить форму текущей работой