Право граждан на равный доступ к государственной и муниципальной службе
Нами было подчеркнуто, что непосредственность действия конституционной нормы о праве граждан на доступ к службе — еще не состоявшийся факт. Для того, чтобы достигнуть действительной реализации этого принципа, необходимы усилия по: дифференциации оснований для ограничений права граждан на доступ к службе в зависимости от рода занятий служащегоразработке пакета нормативных документов, гарантирующих… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Служебные правоотношения как объект конституционно-правового регулирования
- 1. 1. Место служебного законодательства в правовой системе Российской Федерации
- 1. 2. Конституционное регулирование государственной и муниципальной службы в Российской Федерации и зарубежных странах
- 1. 3. К вопросу о разграничении конституционно-правового и административно-правового регулирования служебной деятельности в Российской Федерации
- Глава 2. Конституционная концепция права граждан на доступ к службе
- 2. 1. Основные принципы правового статуса граждан и их соотношение с принципами табличной службы
- 2. 2. Непосредственность действия конституционной нормы о праве граждан на равный доступ к службе .'
- 2. 3. Механизм ограничений и нарушения права граждан на доступ к службе
- Глава 3. Право на доступ к службе в системе прав и свобод человека и гражданина
- 3. 1. Равный доступ к публичной службе как условие участия граждан в государственной и муниципальной деятельности
- 3. 2. Юридические основания для ограничения права осуществлять служебную деятельность
- 3. 3. Формы защиты права граждан на доступ к государственной и муниципальной службе
Право граждан на равный доступ к государственной и муниципальной службе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Одной из важнейших тенденций развития правовой системы Российской Федерации становится особое внимание общества и государства к проблемам прав и свобод человека и гражданина. Наблюдается процесс их всесторонней актуализации. Закрепленные в Конституции Российской Федерации права и свободы приобретают характер системообразующей основы российского права, без гарантирования и защиты которой может подвергаться сомнению демократичность российской государственности и другие основы конституционного строя нашей страны.
В системе прав и свобод человека и гражданина особая роль отводится праву граждан участвовать в управлении делами государства, в том числе праву на равный доступ к государственной службе. Несмотря на отсутствие соответствующего предписания в статье 32 Конституции Российской Федерации, не меньшую значимость имеет право граждан на равный доступ к службе в органах местного самоуправления.
Следует отметить, что процесс реализации права граждан на равный доступ к государственной и муниципальной службе еще далек от своего завершения. В сжатой форме это можно выразить следующим образом: отсутствуют четкие гарантии доступа граждан к государственной и муниципальной деятельности, не выработаны механизмы его защиты, слабо функционирует конституционно-правовой институт законных ограничений данного права по смыслу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, проблемы государственной и муниципальной службы рассматривались в юридической науке в основном с административно-правовой точки зрения. Этот подход не позволял учитывать всесторонние связи конституционного права на равный доступ к публичной службе с другими правами и свободами, которые вытекают из содержания Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права. И только в последние годы, с принятием демократической Конституции Российской Федерации 1993 года, вопросы реализации права граждан на равный доступ к государственной и муниципальной службе приобрели должную актуальность.
Короткий срок действия Конституции Российской Федерации 1993 года не позволил с достаточной степенью оперативности устранить противоречия в текущем законодательстве и правоприменительной практике. Дальнейшее развитие федеративных начал и местного самоуправления вызвало появление весьма дифференцированного по содержанию законодательства субъектов Федерации, а также нормативных правовых актов муниципальных образований, в которых нашли отражение вопросы регулирования и защиты права граждан на доступ к публичной службе.
Все эти обстоятельства неуклонно свидетельствуют об актуальности исследования в науке конституционного права проблем содержания и реализации права граждан на замещение должностей в органах государственной власти и местного самоуправления.
Степень научной разработанности темы исследования. Изучению государственной и отчасти муниципальной службы посвятили свои работы такие ученые, как: Е. А. Аксенова, В. М. Анисимов, Г. В. Атаманчук, Т. Ю. Базаров, Д. Н. Бахрах, Х. А. Беков, В. К. Белолипецкий, К. С. Бельский, А. И. Горбачев, В. Д. Граждан, А. А. Гришковец, В. Г. Игнатов, В. А. Козбаненко, В. С. Комаровский, А. Н. Лещинский, В. И. Лукьяненко, Н. Ф. Лукьянова, В. А. Мальцев, В. М. Манохин, Ю. И. Мигачев, В. С. Ничипоренко, А Ф. Ноздрачев, Д. М. Овсянко, Е. В. Охотский, И. Н. Панин, А. В. Понеделков, В. С. Пронина, Ю. А. Розенбаум, Н. В. Романовский,.
Б.В.Россинский, А. С. Семакин, Ю. Н. Старилов, М. В. Талан, Л. Н. Тимофеева, Ю. А. Тихомиров, А. И. Турчинов, Б. Б. Хангельдыев, Л. А. Чиканова, В. И. Шкатулла.
Проблемы прав и свобод человека и гражданина весьма подробно исследованы следующими авторами: Р. Г. Абдулатипов, Н. В. Акчурина, Л. М. Алексеева, Д. Ф. Аяцков, А. М. Бабицкий, С. Н. Бабурин, М. В. Баглай, М. И. Байтин, В. М. Берекет, В. В. Борисов, С. Н. Братусь, Л. Д. Воеводин, В. В. Володин, А. А. Воротников, А. И. Демидов, Н. Н. Демкина, В. Н. Демьяненко, О. Н. Доронина, В. В. Ершов, Л. Б. Ескина, Т. Д. Зражевская, В. Б. Исаков,.
B.Т.Кабышев, В. А. Карташкин, В. В. Козлов, Е. И. Козлова, Е. В. Колесников,.
C.А.Комаров, Г. Н. Комкова, А. Н. Красиков, О. Е. Кутафин, В. В. Лазарев,.
A.С.Ландо, А. Б. Лисюткин, Е. А. Лукашева, В. О, Лучин, А. В. Малько, Н. И. Матузов, О. О. Миронов, М. А. Митюков, А. С. Мордовец, И. Д. Невважай,.
B.С.Нерсесянц, В. И. Новоселов, Л. Ю. Поинткевич, Н. Т. Разгельдеев, Р. А. Ромашов, М. С. Рыбак, В. И. Савин, В. П. Сальников, И. Н. Сенякин,.
C.Л.Сергевнин, Н. Н. Слонов, Е. С. Строев, И. А. Умнова, В. В. Федоров, Т. П. Фокина, З. В. Фомина, Т. Я. Хабриева, О. В. Ханова, О. И. Цыбулевская, В. Е. Чиркин, О. В. Шудра, Б. С. Эбзеев, В. Н. Южаков.
Однако в этих трудах уделялось недостаточное внимание проблеме конституционного права граждан на равный доступ к государственной и муниципальной службе в русле действующей Конституции Российской Федерации, новейшего законодательства и правоприменительной практики. Общественно-познавательный опыт ставит перед юридической наукой новые исследовательские задачи, требующие глубокого осмысления идеи участия граждан в публичных делах, практики ее воплощения. Особенно ценными могут оказаться предложения и рекомендации, направленные на действительную реализацию конституционного права на доступ к государственной и муниципальной службе.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, связанных с признанием, соблюдением и защитой прав и свобод человека и гражданина.
Предметом исследования являются отношения между субъектами права, которые непосредственно определяются действием конституционной нормы о праве граждан на доступ к службе.
Цель и задачи исследования
Недостаточная разработанность вопросов теории и практики реализации права на доступ к государственной и муниципальной службе как самостоятельного и перспективного направления в науке конституционного права определила цель исследования: изучить содержание данного права граждан и выработать рекомендации по совершенствованию его юридических гарантий.
В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи исследования: выявить место служебного законодательства в правовой системе Российской Федерациираскрыть формы конституционного регулирования государственной и муниципальной службы на основе комплексного изучения такого рода практики в Российской Федерации и зарубежных государствахобратиться к вопросу о разграничении конституционно-правового и административно-правового регулирования служебной деятельности в Российской Федерацииобобщить основные принципы правового статуса граждан применительно к проблеме их доступа к служебной деятельностин раскрыть сущность конституционного принципа непосредственности действия нормы о праве граждан на равный доступ к службеизучить механизм ограничений права граждан на доступ к службе и сравнить его с нарушениями данного праванаучно обосновать место конституционного права граждан на доступ к службе в системе прав и свобод человека и гражданина.
Нормативную основу диссертации составляют Конституция Российской Федерации, конституции зарубежных государств, конституции и уставы субъектов Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, законы субъектов Федерации, подзаконные нормативные правовые акты. Кроме нормативных актов, проводился анализ ряда правоприменительных актов государственных органов, особенно Конституционного Суда Российской Федерации.
Методология и методика исследования. Автор рассматривает проблему равного доступа граждан к государственной и муниципальной службе, применяя в ее исследовании ряд общенаучных методов: перехода от общего к частному, анализа и синтеза, индукции и дедукции, диалектический метод. Наряду с этим широко используются специальные методы научного познания: системный, структурного и функционального анализа, сравнительного правоведения, исторического и логико-юридического подхода.
В процессе разработки вопросов темы учитывались выводы, характерные для других юридических наук: теории государства и права, административного права, административно-процессуального права, а в некоторых аспектахгражданского и уголовного права. Многогранность объекта исследования потребовала привлечения материалов других общественных наук: социальной философии, политологии, социологии, психологии.
Научная новизна исследования заключается в том, что обобщение опыта реализации конституционного права на доступ к службе впервые проводилось с точки зрения норм новейшего законодательства и практики, которая сложилась после вступления в силу Конституции Российской Федерации. В современных условиях многие выводы о гарантировании политических прав и свобод нуждаются в уточнении, особенно с учетом признания элементом правовой системы Российской Федерации принципов и норм международного права.
Положения, выносимые на защиту:
С вступлением Российской Федерации на путь демократических преобразований сложившаяся кадровая политика требует глубокого пересмотра. Обеспечение широкого доступа граждан к замещению государственных и муниципальных должностей способно существенным образом изменить формы, методы и содержание деятельности органов публичной власти.
Имеющиеся недостатки федеральных законов «Об основах государственной службы Российской Федерации», «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе» во многом не учитывают конституционную концепцию прав и свобод человека и гражданина. В целях приведения служебного законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации необходимо более четкое разграничение предметов компетенции государственных и муниципальных органов по кадровым вопросам, разумный баланс между их полномочиями и функциями, сближение правовых позиций Государственной Думы, Конституционного Суда и законодательных органов субъектов Федерации.
Предусмотренная в Конституции Российской Федерации норма о праве граждан на равный доступ к государственной службе нуждается в уточнении.
Более предпочтительным диссертанту виделось бы конституционное закрепление права граждан на равный доступ к государственной и муниципальной деятельности. При таком подходе гарантируется доступ граждан к замещению невыборных государственных должностей категории «А», а также возможность их поступления на службу в органы местного самоуправления. Кроме того, в тексте Конституции Российской Федерации следовало бы указать основные правомочия, вытекающие из более широкого по содержанию права на доступ к публичной деятельности.
Материалы нашего исследования позволяют утверждать, что основания для ограничения права граждан на доступ к службе должны носить более дифференцированный характер в зависимости от рода занятий государственного или муниципального служащего.
Возможности участия граждан в государственном и муниципальном управлении могли бы существенно расшириться благодаря учреждению в конституциях (уставах) субъектов Федерации и уставах муниципальных образований выборных должностей государственной и муниципальной службы. Этому в определенной мере препятствуют нормы Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», согласно которым к категории муниципальных служащих не относятся лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления.
Формирование правового государства в условиях перехода к гражданскому обществу обусловливает необходимость усиления юридической ответственности должностных лиц за воспрепятствование осуществлению гражданином его права на равный доступ к публичной службе.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Проведенный анализ особенностей реализации конституционного права граждан на равный доступ к службе позволяет глубже и во многом по-новому взглянуть на природу этого правового явления. Теоретическая значимость диссертационной работы определяется тем, что обоснован комплексный подход к проблеме участия граждан в управлении делами государства как самостоятельного феномена конституционно-правового регулирования. Тем самым внесен определенный вклад в развитие данной отраслевой юридической науки.
Практическая значимость исследования заключается в разработке предложений, направленных на совершенствование гарантий и форм защиты права граждан на доступ к государственной и муниципальной службе. Изложенные в диссертационной квалификационной работе научные конструкции и правовые идеи могут использоваться в нормотворческой деятельности Государственной Думы, представительных органов субъектов Федерации и муниципальных образований, в правоприменительной деятельности органов конституционного и уставного контроля, судов общей юрисдикции, в том числе и мировых судей. Допустимым является применение результатов нашего исследования в учебном процессе при изучении дисциплин: «Конституционное право Российской Федерации», «Административное право России» .
Апробация результатов исследования. Основные идеи, теоретические положения и выводы, практические рекомендации диссертации изложены в опубликованных автором работах. Некоторые из них обсуждались в Орловском областном Совете народных депутатов, в результате чего был принят ряд правовых актов, в разработке которых автор принимал самое непосредственное участие (Закон Орловской области «О пожарной безопасности в Орловской области», Кодекс Орловской области об административных правонарушениях).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.
Заключение
.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим обобщениям и выводам.
Публичная служба тесно взаимосвязана с системой органов государственной власти и местного самоуправления, причем об институте публичной службы уместно говорить лишь в том случае, когда возникают, изменяются и прекращаются правоотношения между физическими лицами с одной стороны и государственными (муниципальными) органами с другой стороны.
Исследованный нами опыт конституционного регулирования служебных правоотношений в зарубежных странах мог бы частично использоваться в Конституции Российской Федерации. На основании этого считаем обоснованными предложения о включении следующих норм в Конституцию Российской Федерации, конституции (уставы) субъектов Федерации: о праве служащих участвовать в политической жизни и его пределах, о подзаконном характере государственного управления, о соотношении сроков военной и альтернативной гражданской службы, об ограничении прав и свобод служащих, особенно о недопустимости занятия другой оплачиваемой деятельностью, кроме творческой работы, о возрастных пределах службы в гражданских и военных органах, об обязанности служащих беспристрастно служить интересам общества и государства, об условиях доступа к служебной деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, о замещении государственных и муниципальных должностей по конкурсу кроме случаев, установленных законом.
К конституционно-правовым принципам служебной деятельности мы отнесли такие принципы служебной деятельности, как: верховенства права, взаимной ответственности граждан и публичных служащих, единства системы государственной власти, самостоятельности органов местного самоуправления, разделения властей, дозволенности служащим только того, что прямо предписано правовыми актами, профессионализма и компетентности служащихгласности службыответственности служащих перед государством и обществом. Только во взаимосвязи с этими принципами уместен комплексный анализ конституционного права граждан на равный доступ к государственной и муниципальной службе.
Рассматривая проблему реализации права граждан на равный доступ к государственной и муниципальной службе мы попытались выделить конституционно-правовые формы гарантирования данного права: это система «сдержек и противовесов» при разграничении полномочий между государственными (муниципальными) органами одного уровня, а также гарантирование реализации права на доступ к служебной деятельности путем разграничения предметов ведения между Российской Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями. Было доказано, что ограниченная компетенция государственных органов является весьма эффективным способом гарантирования конституционного права на равный доступ к службе.
В работе наглядно продемонстрировано, что имеют место отдельные расхождения в позициях федерального законодателя, Конституционного Суда Российской Федерации и законодателей субъектов Федерации по вопросу о разграничении предметов компетенции между государственными органами субъектов Федерации в сфере осуществления кадровой политики.
Устранение возникших противоречий должно осуществляться посредством поиска компромиссных решений, согласительных процедур, результатом которых будет частичное обновление и законодательства, и правовых позиций Конституционного Суда. Однако принцип неизменности правовой позиции Конституционного Суда, примененный без учета складывающихся общественно-политических обстоятельств, может нанести определенный вред конституционной законности в целом.
Сказанное выше позволило нам также выдвинуть и обосновать следующую научную гипотезу. В статье 32 Конституции Российской Федерации (часть 1) указывается на право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. В последующих частях статьи 32 Конституции Российской Федерации регламентируются наиболее распространенные формы участия граждан в управлении делами государства, но этот перечень не носит исчерпывающего характера. Поэтому методологически правильнее говорить о праве граждан на доступ к государственной и муниципальной деятельности. В такой постановке вопроса охватываются важные проблемы доступа граждан к замещению должностей, не являющихся выборными, но и в то же время и не относящихся к системе государственной службы.
Наш анализ показал, что указанные в части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации обстоятельства не могут претендовать на точность применительно к основаниям ограничения права на равный доступ к публичной службе. Так, половой признак играет существенную роль в процессе реализации права граждан на доступ к военной службе, требование знания государственного языка государственным служащим выглядит вполне обоснованным и не может рассматриваться как дискриминирующее. Те же рассуждения применимы к фактору принадлежности гражданина к общественным объединениям в той мере, в какой государство стремиться ограничить влияние политических партий на деятельность его служащих.
В своем исследовании мы были вынуждены констатировать не очень удачную формулировку статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации о том, что «регулирование» прав и свобод человека и гражданина — предмет федерального ведения, а их «защита» — предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Думается, правильнее было бы говорить об исключительном федеральном ведении по ограничению конституционных прав и свобод.
Нами было подчеркнуто, что непосредственность действия конституционной нормы о праве граждан на доступ к службе — еще не состоявшийся факт. Для того, чтобы достигнуть действительной реализации этого принципа, необходимы усилия по: дифференциации оснований для ограничений права граждан на доступ к службе в зависимости от рода занятий служащегоразработке пакета нормативных документов, гарантирующих реализацию норм Конституции Российской Федерации путем сочетания законодательного и подзаконного регулирования общественных отношений с оставлением обоснованных дискреционных полномочий правоприменительным органамобеспечению соответствия Конституции Российской Федерации федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
В силу принципа постоянства правовых позиций Конституционного Суда есть все основания полагать, что при возможной будущей оценке допустимости ограничений права граждан на доступ к публичной службе будут учитываться следующие обстоятельства: соотношение публичных и частных интересовверховенство прав и свобод человека и гражданинапризнание носителем суверенитета и единственным источником власти многонационального народа Российской Федерацииединство системы государственной власти в Российской Федерацииразграничение предметов ведения между Российской Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиямиединство гражданства Российской Федерацииравенство прав и свобод человека и гражданина.
Проведенный нами обзор практики Конституционного Суда убедительно продемонстрировал, что обстоятельства, указанные в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, не являются исчерпывающими при оценке допустимости ограничений права граждан на доступ к государственной и муниципальной службе.
При этом имеются объективные трудности в реализации конституционного права на равный доступ к государственной и муниципальной службе, которые вызваны переходным периодом в развитии российского государства. Современное состояние российского государства и общества еще не позволяет констатировать действительную реализацию прав и свобод человека и гражданина, но в этом направлении имеются существенные прогрессивные тенденции. Особенно это касается группы политических прав и свобод человека и гражданина.
Мы пришли к выводу о том, что возрастные ограничения права на доступ к государственной и муниципальной службе содержат в себе некоторые отклонения от принципа равноправия, но эти отклонения обусловлены спецификой публичной службы и соответствуют по содержанию части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. Однако по форме всякое ограничение права граждан на равный доступ к публичной службе должно осуществляться исключительно федеральным законом. Этому требованию, к сожалению, действующее законодательство не всегда отвечает.
Обращаясь в завершении исследования к проблеме защиты права граждан на доступ к государственной и муниципальной службе, мы пришли к следующим выводам. В целях защиты конституционного права граждан на доступ к службе возможны следующие способы ответной реакции государства на допущенное правонарушение: вынесение судебного правоприменительного акта по обращению стороны, чье право нарушено, или по обращению другого субъекта, уполномоченного на то процессуальным законодательствомадминистративное реагирование на правонарушениепрокурорский надзорвнесение изменений в действующее законодательство нормотворческим органом. Все указанные средства могут существенным образом восстановить нарушенное право гражданина на доступ к государственной или муниципальной службе, что имеет важнейшее превентивное значение.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации. М., 1995.
- Федеральный конституционный закон от 12 февраля 1997 года «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 9, ст. 1011.
- Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 51, ст. 5712- 1998, № 1, ст. 1.
- Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 13, ст. 1447.
- Федеральный конституционный закон от 26 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 1,ст. 1.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая)// Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301- 1999, № 28, ст. 3471.
- Уголовный кодекс Российской Федерации// Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954- 1998, № 26, ст. 3012- 1999, № 28, ст. 3491.
- Федеральный закон от 13 апреля 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации, 1999,№ 16, ст. 1933.
- Федеральный закон от 17 декабря 1998 года «О мировых судьях в Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 51, ст. 6270.
- Федеральный закон от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях"// Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 21, ст. 1930- 1997, № 20, ст. 2231- 1998, № 30, ст. 3608.
- Федеральный закон от 20 февраля 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации"// Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 8, ст. 609.
- Федеральный закон от 21 июля 1997 года «О службе в таможенных органах Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3586.
- Федеральный закон от 22 августа 1996 года «О высшем и послевузовском профессиональном образовании"// Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4135.
- Федеральный закон от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях"// Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465.
- Федеральный закон от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе"// Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475.
- Федеральный закон от 31 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 31, ст. 2990- 1999, № 8, ст. 974.
- Федеральный закон от 4 марта 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 10, ст. 1146.
- Федеральный закон от 8 января 1998 года «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 2, ст. 224- 1999, № 16, ст. 1933.
- Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года «Об образовании"// Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150.
- Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих"// Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 36, ст. 4131.
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 1996 года «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава -Основного закона Читинской области"// Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 7, ст. 700.
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Тамбовской области"// Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 51, ст. 5877.
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 1996 года «По делу о проверке конституционности рядя положений Устава (Основного Закона) Алтайского края"// Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 4, ст. 409.
- Московского городского суда и жалобами ряда граждан"// Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 6, ст. 867.
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 1995 года «По делу о проверке конституционности статей 2 (1) и 16 Закона
- РСФСР от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» (в редакции от 3 сентября 1993 года) в связи с жалобой гражданки З.В.Алешниковой"// Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 22, ст. 2168.
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября1995 года «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 49, ст. 4868.
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 45, ст. 4408.
- Конституция (Основной Закон) Кабардино-Балкарской Республики// Конституции республик в составе Российской Федерации. Выпуск 1. М., 1995.
- Конституция (Основной Закон) Республики Карелия// Конституции республик в составе Российской Федерации. Выпуск 1. М., 1995.
- Конституция Республики Бурятия// Конституции республик в составе Российской Федерации. Выпуск 1. М., 1995.
- Конституция Республики Дагестан// Конституции республик в составе Российской Федерации. Выпуск 1. М., 1995.
- Конституция Республики Ингушетия// Конституции республик в составе Российской Федерации. Выпуск 1. М., 1995.
- Степное Уложение (Основной Закон) Республики Калмыкия// Конституции республик в составе Российской Федерации. Выпуск 1. М, 1995.
- Конституция Республики Коми// Конституции республик в составе Российской Федерации. Выпуск 1. М., 1995.
- Конституция Республики Татарстан// Конституции республик в составе Российской Федерации. Выпуск 1. М., 1995.
- Конституция Республики Северная Осетия Алания// Конституции республик в составе Российской Федерации. Выпуск 1. М., 1995.
- Конституция Удмуртской Республики// Конституции республик в составе Российской Федерации. Выпуск 1. М., 1995.
- Устав (Основной Закон) Орловской области. Орел, 1996.
- Закон Орловской области от 14 августа 1997 года «О муниципальной службе"// Ведомости Орловской областной Думы, 1998, выпуск 10−11, с. 37 -53.
- Конституция (Основной Закон) Эстонской Республики от 28 июня 1992 года// Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. М, 1998.
- Конституция Азербайджанской республики от 12 ноября 1995 года// Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. М, 1998.
- Конституция Бельгии от 7 февраля 1831 года// Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.
- Конституция Греции от 11 июня 1975 года// Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.
- Конституция Грузии от 24 августа 1995 года// Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. М, 1998.
- Конституция Ирландии// Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.
- Конституция Испании от 29 декабря 1978 года// Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.
- Конституция Итальянской Республики от 22 декабря 1947 года// Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.
- Конституция Королевства Дании от 5 июня 1953 года// Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.
- Конституция Королевства Нидерландов от 17 февраля 1983 года// Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.
- Конституция Кыргызской Республики от 5 мая 1995 года с изменениями и дополнениями от 10 февраля 1996 года// Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. М, 1998.
- Конституция Латвийской Республики от 15 февраля 1992 года// Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. М, 1998.
- Конституция Литовской Республики от 25 октября 1992 года// Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. М, 1998.
- Конституция Португальской Республики от 2 апреля 1976 года// Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.
- Конституция Республики Абхазия от 26 ноября 1994 года// Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. М, 1998.
- Конституция Республики Армения от 5 июля 1995 года// Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. М, 1998.
- Конституция Республики Беларусь от 24 ноября 1996 года// Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. М, 1998.
- Федеральный конституционный закон от 10 ноября 1920 года Австрийской республики// Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.
- Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года// Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. М, 1998.
- Конституция Республики Молдова от 29 июля 1994 года // Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. М, 1998.
- Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 года // Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. М, 1998.
- Конституция Республики Узбекистан от 8 декабря 1991 года с изменениями и дополнениями от 28 декабря 1993 года// Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. М, 1998,
- Конституция Туркменистана от 18 мая 1992 года // Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. М, 1998.
- Конституция Украины// Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. М, 1998.
- Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 года// Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.
- Основной закон государства от 21 декабря 1867 года «Об общих правах граждан королевств и земель, представленных в имперском совете» Австрийской республики// Конституции государств Европейского Союза. М&bdquo- 1997.
- Административное право и административный процесс: старые и новые проблемы (по материалам «Лазаревских чтений»)// Государство и право, 1998, № 8.
- Аксенова Е.А., Базаров Т. Ю., Беков Х. А., Лукьянова Н. Ф., Талан М. В. Управление персоналом в системе государственной службы. М., 1997.
- Алексеев С.С. Философия права. М., 1999.
- Армия и общество, права военнослужащих и их реализация в современных условиях// Государство и право, 1997, № 11.
- Атаманчук Г. В. Конституционные основы государственной и кадровой политики. М., 1997.
- Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. М., 1997.
- Аяцков Д.Ф., Комкова Г. Н., Фомин О. Н., Шудра О. В. Южаков В.Н. Конституция и политические права российских граждан: реализация в Саратовской области. Саратов, 1997.
- Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998.
- Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы// Государство и право, 1996, № 12.
- Белая книга. О нарушениях свободы совести в Российской Федерации (1994 1996). Долгопрудный, 1997.
- Вельский К.С. К вопросу о предмете административного права// Государство и право, 1997, № 11.
- Большой юридический словарь/ Под редакцией А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М&bdquo- 1998.
- Борисова Н.Е., Дмитриев Ю. А. Проблема возрастных ограничений в российском законодательстве// Государство и право, 1999, № 11.
- Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976.
- Букреев В.И., Римская И. Н. Этика права: От истоков этики и права к мировоззрению. М., 1998.
- Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
- Всемирная конференция по правам человека. Венская декларация и Программа действий. Июнь 1993 года. Нью-Йорк, 1995.
- Государственная кадровая политика и механизм ее реализации: Кадроведение. М., 1998.
- Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы. М., 1997.
- Государственная служба: теория и организация. Ростов-на-Дону, 1998.
- Государственное управление и административное право. М., 1978.
- Граждан В.Д. Государственная служба как профессиональная деятельность. Воронеж, 1997.
- Гришковец А.А. Право государственного служащего на продвижение по службе// Государство и право, 1998, № 10.
- Дмитриев Ю.А., Черемных Г Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека// Государство и право, 1997, № 8.
- Ершов В.В. Некоторые проблемы применения Конституции Российской Федерации// Комментарий российского законодательства. М., 1997.
- Идеалы Всеобщей декларации прав человека и современный мир (Международная научно-практическая конференция, посвященная 50-летию Всеобщей декларации прав человека)// Государство и право, 1999, № 11.
- Институт прав человека в России/ Под редакцией Г. Н. Комковой. Саратов, 1998.
- Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. М&bdquo- 1998.
- Кабышев В.Т. Права человека в современной России: конституционное обеспечение (реалии, тенденции, развитие)// Права человека: пути их реализации: Материалы международной научно-практической конференции (8−10 декабря 1998 года). Саратов, 1999, с. 128.
- Козбаненко В. А. Структурно-видовые особенности государственной службы Российской Федерации// Государство и право, 1998, № 12.
- Козлова Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 1995.
- Комарова В.В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации// Государство и право, 1999, № 9.
- Комаровский B.C. Реформирование государственной службы России: выбор пути и методов. М., 1997.
- Комаровский B.C., Тимофеева Л. Н. Конфликты граждан с чиновниками: почему и зачем ?// Государство и право, 1997, № 10.
- Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1994.
- Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» и законодательству о государственной службе зарубежных государств. М., 1998.
- Конституционное право зарубежных стран. М., 1999.
- Конституционное право Российской Федерации/ Сост.: М. В. Немытина, О. Н. Громова. Саратов, 1997.
- Конституционный Суд Российской Федерации: Постановления. Определения. М., 1997.
- Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб, 1898.
- Курицын В.М. История государства и права России. 1929 1940 гг. М., 1998.
- Лещинский А.Н. Свобода совести и права военнослужащих// Свобода совести и права человека в Российской Федерации. М., 1995.
- Лукашева Е.А. Социалистическое право и личность. М., 1967.
- Малько А.В. Поощрение как юридическое средство обеспечения прав человека и гражданина// Права человека: пути их реализации: Материалы международной научно-практической конференции (8−10 октября 1998 года). Саратов, 1999.
- Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Саратов, 1994.
- Мальцев В.А. Государственный служащий современного типа. М. -Н.Новгород, 1995.
- Манохин В.М. Нужны основы законодательства о службе Российской Федерации// Государство и право, 1997, № 9.
- Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 1997.
- Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Саратов, 1972.
- Матузов Н.И. Права человека: время надежд и разочарований// Права человека: пути их реализации: Материалы международной научно-практической конференции (8 10 октября 1998 года). Саратов, 1999.
- Международное право. Учебник для вузов. Ответственные редакторы проф. Г. В. Игнатенко и проф. О. И. Тиунов. М., 1999.
- Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. М., 1996.
- Межрегиональный научно-практический семинар «Достоинство человека: от философско-правовой идеи к конституционному принципу современного государства» (К 50-летию Всеобщей декларации прав человека)// Государство и право, 1999, № 10.
- Мигачев Ю.И. Оптимизация механизмов и институтов защиты прав военнослужащих в Российской Федерации с учетом опыта зарубежных стран// Государство и право, 1999, № 5.
- Мигачев Ю.И. Правовой статус военнослужащих, гарантии его реализации и защиты в Российской Федерации// Государство и право, 1997, № 10.
- Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной// Государство и право, 1998, № 4.
- Назаров Б. JI. О юридическом аспекте позитивной социальной ответственности// Советское государство и право, 1981, № 10.
- Настольная книга государственного служащего (Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации»). М., 1999.
- Нерсесянц B.C. Философия права Гегеля. М., 1998.
- Нерсесянц B.C. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М., 1999.
- Ноздрачев А.Ф., В.С.Пронина, Б. Б. Хангельдыев и др. О развитии административного законодательства// Государство и право, 1996, № 7.
- О некоторых актуальных проблемах административного права (По материалам «Лазаревских чтений»)// Государство и право, 1997, № 6.
- Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Том 1. Теория государства. М., 1998.
- Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. М., 1996.
- Петрухин И.Л. Человек как социально-правовая ценность// Государство и право, 1999, № 10.
- Права человека в условиях становления гражданского общества (международная научно-практическая конференция)// Государство и право, 1997, № 10.
- Права человека. Международный билль о правах человека. Нью-Йорк, 1995.
- Принципы, пределы и основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву// Государство и право, 1998, № 8.
- Профессионализм в системе государственной службы/ Игнатов В. Г., Белолипецкий В. К., Понеделков А. В. и др. Ростов-на-Дону, 1997.
- Путеводитель по Европейской Конвенции о Защите Прав Человека. Страсбург, 1994.
- Ракитская И.Ф. Теория государства. СПб, 1999.
- Рахматшаева В.А. Грамматика общения. М., 1995.
- Розенбаум Ю.А. Альтернативная гражданская служба (Проект Федерального закона)// Государство и право, 1997, № 9.
- Розенбаум Ю.А. Государственная служба как фактор укрепления целостности Российского Федеративного государства// Государство и право, 1999, № 4.
- Романовский Н.В. Государственная служба Российской Федерации: понятийный аппарат как отражение процессов и проблем обновления. М., 1997.
- Российская Конституция: взгляд из Италии (интервью главного редактора журнала с профессором М. Ганино)// Государство и право, 1999, № 6.
- Россинский Б.В. Административное право: Учебное пособие в схемах. М&bdquo- 1998.
- Семакин А.С. Конституционно-правовое регулирование военной службы в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1999.
- Сергевнин С Л. Региональное законодательство: правовые и социально-политические аспекты. СПб, 1998.
- Советское административное право: Учебник/ Под редакцией А. П. Коренева. М., 1986.
- Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1999.
- Старилов Ю.Н. Служебное право. М., 1996.
- Строев Е.С. От I Государственной Думы к Федеральному Собранию России и парламентам других государств СНГ// Вестник межпарламентской ассамблеи, 1996, № 2(13).
- Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. М. Н. Марченко. М., 1999.
- Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996.
- Тихомиров Ю.А. О концепции развития административного права и процесса// Государство и право, 1998, № 1.
- Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб, 1998.
- Умнова И. А. Современная конституционная модель российского федерализма: проблемы совершенствования и тенденции эволюции// Государство и право, 1999, № 11.
- Фейгин М.З. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 1999.
- Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. М., 1998.
- Чиканова JI.A. Государственные служащие/ Под редакцией профессора Б. А. Шеломонова. М., 1998.
- Чиркин В.Е. Российская Конституция и международный опыт// Государство и право, 1998, № 12.
- Шкатулла В.И., Надвикова ВВ., Сытинская М. В. Основы правовых знаний. М., 1999.
- Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. Москва -Черкесск, 1992.