Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Конституционно-правовые аспекты территориальной целостности Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сохранение и обеспечение территориальной целостности Российской Федерации является не только внутренней проблемой нашего государства. Внутренне стабильное и сильное государство является сильным субъектом международного права, кроме того, все мировое сообщество заинтересованно в стабильности мирового порядка и существующих границ государств, именно поэтому многочисленные нормы и принципы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основные характеристики территории Российской Федерации
    • 1. 1. Понятие территории. Состав и статус государственной территории Российской Федерации
    • 1. 2. Территориальное устройство Российской Федерации
    • 1. 3. Принцип территориальной целостности Российской Федерации
  • Глава 2. Конституционные основы суверенитета Российской Федерации
    • 2. 1. Понятие и юридические признаки государственного суверенитета. Государственный, народный и национальный суверенитет в Российской Федерации
    • 2. 2. Распространение суверенитета на территорию Российской Федерации
    • 2. 3. Обеспечение и охрана государственного суверенитета Российской Федерации
  • Глава 3. Национальное самоопределение и государственная целостность Российской Федерации
    • 3. 1. Право наций (народов) на самоопределение как фундаментальный и демократический принцип государства: понятие и история становления в России и на международном уровне

    3.2.Соотношение принципов права наций (народов) на самоопределение и территориальной целостности государства. Баланс приоритетов в обеспечении права наций (народов) на самоопределение, суверенитета и территориальной целостности государства.

    3.3.Закрепление и возможность реализации права наций (народов) на самоопределение в Российской Федерации.

Конституционно-правовые аспекты территориальной целостности Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена необходимостью обеспечения территориальной целостности Российской Федерации на современном этапе ее развития. Императив сохранения России как единого и неделимого государства, обеспечение мирного сосуществования различных этносов на единой территории, а также некоторые нерешенные споры с иностранными государствами, требуют глубокой научно-исследовательной проработки проблемы.

Наше государство — Россия в настоящее время проходит достаточно сложный этап своего развития. Происходят глубокие изменения в структуре самого государства, в конструкции государственного управления. Данные изменения связаны с преобразованием федеративной структуры Российского государства, с нейтрализацией противоречий между субъектами Федерации, с сохранением его территориальной целостности.

Актуальность исследования связанна и с тем, что сложное внутреннее положение страны, стремление некоторых субъектов Федерации добиться большей самостоятельности и даже независимости, привело к усилению посягательств на территорию России извне. Помимо проблемы обеспечения территориальной целостности в связи с Чеченской республикой, проблемы Курильских островов и Калининградской области в последнее время обострили отношения и с некоторыми другими государствами.

Территориальные вопросы как вчера, так и сегодня, относятся к числу наиболее острых проблем международных отношений, которые вызывают споры и конфликты между государствами. Они непосредственно связаны с установлением суверенной власти государств в определенной части земного шара и сохранением независимости определенного народа.

Проблема территориальной целостности государства относится к числу непростых, требует всестороннего анализа, в том числе и исторического, многостороннего подхода к ее изучению.

Непрерывное на протяжении всей истории развитие и обогащение научных представлений о государстве, о его сущности, особенностях функционирования вызывает необходимость уточнения ряда фундаментальных понятий государствоведения, в том числе таких, как «государственная территория», «территориальная целостность государства» и «территориальная неприкосновенность государства», которые в конечном итоге приобретают основополагающее значение для дальнейшего развития нашей страны.

Исторически сложилось так, что территория Российского государства включала в себя территории государственных образований, пользовавшихся и пользующихся той или иной формой автономии, а в состав населения Российского государства входили на протяжении различных этапов истории различные этносы, которые сегодня в явной или неявной формах тяготеют к независимости: тем не менее, следует признать, что на всю государственную территорию распространяется единый суверенитет Российской Федерации.

Проблема обеспечения суверенитета Российской Федерации, её территориальной целостности и единства правового пространства привлекает внимание не только специалистов, но и граждан России. Напряженность, территориальные конфликты, стратегическое значение некоторых регионов и войны между государствами в той или иной части мира, а также пути их преодоления также вызывают интерес к исследованию данной темы.

Сегодня российские юристы стоят перед необходимостью создать юридически стройную конструкцию, в которой необходимо подтвердить единство и неделимость суверенитета Российской Федерации, с одной стороны, и с другой — не отвергнуть и не прийти в открытое противоречие с государственным характером субъектов Федерации. Сложный период внутренней трансформации нашего государства, глубокие изменения в форме и методах государственного управления в их территориальном разрезе также привлекают пристальное внимание правоведов.

Вышеназванное свидетельствует, по мнению автора, об актуальности избранной темы и предопределило его интерес к исследованию проблемы территориальной целостности Российской Федерации.

Степень научной разработанности проблемы. На сегодняшний день в отечественной и зарубежной литературе можно констатировать наличие большого числа научных публикаций, монографий, диссертационных исследований, журнальных статей и интервью политических деятелей, посвященных проблемам территориальной целостности государства, как в целом, так и по отдельным ее составляющим.

Диссертационная работа носит комплексный, многоплановый характер. Ее специфика заключается в изучении широкого спектра вопросов по проблеме территориальной целостности государства, в состав которой включаются определение статуса территории, территориальное устройство государства, суверенитет государства, территориальная целостность и неприкосновенность государственной территории, самоопределение наций (народов) и в целом права человека.

Рассматриваемые вопросы являются вопросами конституционной науки, но избранная проблематика в некотором объеме предполагает обращение к иным наукам: философии, теории государства и права, истории государства и права, международному праву. Поэтому работы, относящиеся к этим наукам, также занимают определенное место в настоящем диссертационном исследовании.

Юридическую, философскую, политологическую, историческую и другую литературу по данной теме можно условно разделить на несколько блоков:

Теоретической основой исследования явились труды советских и российских ученых, в плеяду которых входят Р. Г Абдулатипов, С. А. Авакьян, К. А. Аджаров, С. Н. Бабурин, М. В. Баглай, Ю. Г. Барсегов, А. И. Бараташвили, И. Н. Барциц, Л. Ф. Болтенкова, Л. И. Волова, A.M. Дергачев, М. С. Джунусов, В. Н. Дурденевский, Р. В. Енгибарян, Г. В. Игнатенко, Б. Б. Задарновский, Д. Л. Златопольский, М. В. Золотарева, Л. М. Карапетян, В. А. Карташкин,.

Б.М. Клименко, К. Д. Коркмасова, Ф. И. Кожевников, Ю. М. Колосов, Б. С. Крылов, О. Е. Кутафин, Г. И. Курдюков, И. Д. Левин, И. И. Лукашук, Т. А. Мансуров, М. Н. Марченко, Н. А. Михалева, B.C. Молодцов, А. Л. Мовчан, В. А. Незабитовский, Н. И. Палиенко, Т. М. Пряхина, Г. Б. Старушенко, Г. А. Стрельников, Э. В. Тадевосян, Б. Н. Топорнин, И. П. Трайнин, Г. И. Тункин, И. А. Умнова, Н. А. Ушаков, С. В. Черниченко, В. Е. Чиркин, А. А. Чобан, Т. М. Шамба, Л. Шалланд, B.C. Шевцов, Б. С. Эбзеев, С. С. Юрьев, М. В. Яновский, А. С. Ященко.

Заметное место при этом уделяется трудам таких зарубежных авторов, как Ж. Боден, А. Бьюкенан, Ватель Э. де, К. Л. Галлер, М. М. Кампельман, А. Кассезе, Г. Киссинджер, Л. Оппенгейм, М. Ориу, Ф. Паркинсон, А. Токвиль, К. Фрикер, А. Этциони, идеи которых рассматриваются в сравнительно-правовом аспекте по отношению к проблемам территориальной целостности Российской Федерации.

Наряду с этим в диссертации в известной мере уделяется внимание трудам В. И. Ленина, И. В. Сталина, К. Маркса, Ф. Энгельса, которые посвящены проблемам суверенитета государства и вопросам национального самоопределения в прошлые годы развития нашего государства, предопределявшие политику российского государства в этих вопросах на протяжении многих лет.

Философская база диссертационного исследования представлена трудами Н. Маккиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Г. В. Гегеля, Ж. Ж. Руссо, которые отражали сущность такого признака государства как суверенитет в аспекте взаимоотношения с народом и послужили одной из основ анализа народного суверенитета. При анализе теоретических аспектов рассматриваемой проблематики, диссертант также опирался на труды правоведов девятнадцатого — двадцатого веков, среди которых необходимо выделить Б. Н. Чичерина, Н. М. Коркунова, а также известную работу Г. Еллинека «Общее учение о государстве» 1908 г.

Помимо монографических источников, исследуемых по данной проблеме, в диссертационной работы значительное место уделяется нормативно-правовой базе, состоящей из Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законодательства субъектов Российской Федерации, постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации, международных документов, и других правовых актов.

Изучение и анализ указанной литературы, нормативно-правовой базы и практики разрешения вопросов, связанных с исследуемой темой, позволило диссертанту достаточно полно раскрыть проблемы территориальной целостности Российской Федерации и предложить свои решения некоторых проблем.

Объектом диссертационного исследования являются конституционно-правовые отношения, связанные с обеспечением и защитой территориальной целостности Российской Федерации.

Предметом диссертационного анализа являются современные научные исследования по проблемам территориальной целостности государства, конституционно-правовое законодательство Российской Федерации в области обеспечения суверенитета, территориальной целостности и прав наций (народов) на самоопределение, а также общепризнанные нормы и принципы международного права, касающиеся рассматриваемой проблемы.

Целью диссертационного исследования является: комплексное изучение и теоретическая разработка проблем обеспечения территориальной целостности Российской Федерации.

Основные задачи исследования предопределены указанной целью и выражаются в следующем: исследовать и обобщить имеющиеся научные знания по проблемам статуса государственной территории, суверенитета и территориальной целостности государства, а также права наций (народов) на самоопределение в Российской Федерациирассмотреть соотношение территориальных принципов с другими общепризнанными принципами международного права, а именно с принципом права наций (народов) на самоопределениепроанализировать теоретические предпосылки наличия или отсутствия законного права на самоопределение вне территории Российской Федерациирассмотреть вопросы территориального устройства Российской Федерации с целью выявления его несовершенства в области обеспечения целостности государства и предложить пути совершенствования территориального устройства современной Российской Федерации;

Методологической основой диссертационного исследования явились общенаучные положения не только юридической литературы, но и философии, истории, а также политологии.

В ходе диссертационного исследования были применены следующие методы — формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой, системный, а также метод логического анализа нормативных актов международного и национального права. Методологической базой исследования послужил также диалектический метод познания международно-правовых явлений. При этом использовались теоретические выводы ученых России и зарубежных стран.

Комплексное применение методов дало возможность автору отразить условия, в которых находится наше современное государство, быть логически последовательным в своей работе и суждениях, выявлять найденные противоречия в нормативно-правовых актах и предлагать пути их совершенствования, позволило всесторонне раскрыть предмет исследования, решить обозначенные задачи, достигнуть поставленной цели.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что проведенное комплексное исследование теоретических и практических проблем избранной темы, призвано способствовать обеспечению территориальной целостности Российской Федерации в современных условиях.

В работе проведен анализ действующих международных и внутригосударственных нормативно-правовых актов по исследуемой проблеме, в частности, проанализированы постановления Конституционного Суда Российской Федерации, по вопросам соотношения территориальной целостности государства и права наций (народов) на самоопределение в Российской Федерации.

Основные положения и выводы, выносимые на защиту, в которых нашли отражение научная новизна и практическая значимость работы:

1. Территория Российской Федерации не является суммой территорий ее субъектов. Такое понимание территории Российской Федерации сложилось из-за отсутствия в Конституции Российской Федерации положения о том, что территории субъектов Федерации, «включаемые», согласно 4.1 ст. 67 Конституции РФ в состав территории Российской Федерации, образуют территорию единого государства, а не объединяются в федерацию. Нельзя сводить территорию Российской Федерации к сумме территорий ее субъектов и потому, что при определении территории федерации через сумму территорий ее субъектов возникает проблема государственной границы, так как федеральная государственная граница не может быть суммой государственных границ ее субъектов.

2. Конституция Российской Федерации, закрепляя равноправие субъектов федерации, в то же время устанавливает положения, свидетельствующие об асимметрии федерации, что порождает недовольство со стороны многих субъектов федерации. В качестве обеспечения равноправия субъектов предлагается перейти к одной структуре федерализматерриториальной. Более того, в этом усматривается гарантия укрепления Российского государства и предотвращении его дезинтеграции.

3. Уточнено понятие субъекта, обладающего правом на самоопределение. Таковым следует считать и народ, и нацию в составе Российской Федерации. В п. 2 ст.1 Устава ООН, где речь идет о самоопределении, упоминаются не только «народы», но и «нации» — цель ООН «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов». Нация действительно может быть субъектом этого права, но только в том случае, когда она одна проживает на самоопределяющейся территории. Если же на этой территории проживают и другие этносы, то правом на самоопределение наряду с ней обладают и они, а субъектом этого права является все население данной территории, «демос», а не «этнос» .

4. Национальное самоопределение предлагается осуществлять исключительно в рамках национально-культурной автономии, без предоставления государственности. В условиях Российской Федерации право на самоопределение должно быть «отделено» от национального его носителя и переориентировано на равноправие и самоопределение народов в составе России, что равносильно отказу от национальной государственности как основы федеративного устройства. Ввиду закрепления в Конституции РФ приоритета прав человека перед правами любой общности такой основой становится именно принцип безусловного соблюдения прав человека безотносительно к его национальной принадлежности, но в связи с проживанием на соответствующей территории.

5. Предложено новое содержание понятия «территориальная целостность государства», под которым следует понимать не только недопустимость посягательства на территорию со стороны других государств, (территориальная неприкосновенность), но и невозможность отторжения какой-либо части государственной территории изнутри (территориальная неотчуждаемость). Таким образом, существенным признаком территориального верховенства государства является принцип неотчуждаемости государственной территории. Он предполагает, что никакая часть государственной территории не может быть отчуждена в какой-либо форме другому государству, кроме как в силу собственного свободного решения передающего ее государства.

6. Доказывается отсутствие противоречия между принципом территориальной целостности государства и принципом самоопределения наций (народов). Право наций, народов на самоопределение реализуется в различных формах, а не обязательно путем отделенияотделение — только одно из возможных средств самоопределения, и применение его эффективно лишь в конкретной обстановке и только при наличии обоснованных причин. Указывается, что право на самоопределение в том виде, в каком оно закреплялось международных актах, а именно, вплоть до отделения, имело целью дать независимость колониальным нациям и народам и на сегодняшний день не сводится к сецессии.

7. Сделан вывод о необходимости создания механизма прогнозирования напряженности в межнациональных отношениях, предотвращения в отдельных регионах и в стране в целом конфликтной ситуации, а также эффективного разрешения уже возникших межэтнических конфликтов.

8. Обозначены и обосновываются другие предложения, позволяющие успешнее решать вопросы сохранения и укрепления единства Российской Федерации, ее территориальной целостности.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования.

Предпринятый в диссертационном исследовании анализ позволил достаточно глубоко проникнуть в сущность тех процессов, которые происходят в современной России, что призвано способствовать пониманию ситуации, сложившейся по поводу реализации права наций (народов) на самоопределение и проблемы территориальных споров в Российской Федерации. Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается также в том, что в работе выдвигаются разные подходы укрепления государственности и защиты прав народов, а выдвигаемые формы реализации принципа самоопределения наций (народов) могут быть использованы в качестве решения национального вопроса в Российской Федерации. Сделанные выводы могут иметь немаловажное значение в разрешении конкретных споров и конфликтов.

В практическом плане результаты исследования могут служить основанием разработки программы национальной политики в области укрепления территориальной целостности Российской Федерации.

Отдельные положения диссертационного исследования могут быть включены в опорные материалы для чтения лекций и проведения семинарских занятий по конституционному праву Российской Федерации в юридических вузах страны.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались на научно-практических межвузовских и общероссийских конференциях, проводимых в Московском Государственном Университете им. М. В. Ломоносова в свете 10-летия принятия Конституции Российской Федерации в 2003 г., в Южно-Российском Гуманитарном Институте г. Ростова — на — Дону в 2003 г., в Астраханском филиале Южно-Российского Гуманитарного Института в 2004 г.

Результаты исследования использовались в процессе проведения лекционных и семинарских занятий, а также в составлении методического пособия и тестов по конституционному праву РФ в Южно-Российском Гуманитарном Институте г. Ростова — на — Дону.

Основное содержание диссертационного исследования опубликовано в 4-х работах, общим объемом 1,2 п.л.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования, а также избранной автором логикой изложения материала и состоит из введения, трех глав, включающих в себя по три параграфа, заключения и библиографического списка использованных источников.

Заключение

.

Как следует из вступительной части работы, большинство затронутых в ней вопросов являются дискуссионными, оттого сложно найти один, общий для всех ответ. Так же, на мой взгляд, много вопросов, которые не урегулированы или урегулированы, но на практике не соблюдаются, из-за чего можно сказать, что у России имеются как внутренние, так и внешние нерешенные территориальные проблемы.

Конституция Российской Федерации среди основ построения федеративного устройства закрепляет целостность государства, указывая, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Эта норма является гарантией того, что территория государства не может быть объектом притязаний со стороны других государств и не может быть расчленена изнутри. Это конституционное положение строго соответствует общепризнанным нормам международного права, признающего недопустимость нарушения территориальной целостности государства, государственного единства во всех случаях, когда государство соблюдает права и свободы человека и гражданина.

Территория Российской Федерации — это территория всего многонационального народа, ее населяющего, его достояние.

Многонациональный характер России — это непременное своеобразие, ее особенность, но это играет отрицательную роль в сохранении территориальной целостности государства. Именно поэтому сохранение и обеспечение целостности государственной территории является прерогативой Российской Федерации, а не ее субъектов.

Государственная целостность современной федерации предполагает единый государственный суверенитет. Конституция Российской Федерации отказалась от подхода советских конституций о двойном суверенитете и о праве выхода из состава федерации. Государственным суверенитетом обладает лишь Федерация и пространственным пределом его распространения является вся территория Российской Федерации, а единственным источником суверенитета — воля всего многонационального народа Российской Федерации, проживающего во всех субъектах Федерации.

Необходимым условием территориальной целостности выступает и единство правового пространства, которое находит свое выражение, прежде всего в том, что на всей территории Российской Федерации, в каждом ее субъекте действуют Конституция и законы Российской Федерации, применяется принцип верховенства федерального законодательства по отношению к законодательству субъектов федерации, однако, как это показывается в работе, это правило нарушается некоторыми субъектами федерации. Принцип целостности Российской Федерации не может быть поставлен под сомнения в связи с федеративным устройством нашей страны.

Стабильность государства — непременное условие нормального развития населяющего его народа, а целостность и неприкосновенность государственной территории является необходимым факторов существования самого государства.

Хотя разные теории определяют сущность и состав территории, все же территориальных споров не избежать многим государствам. Причиной этому служит желание некоторых государств «вернуть» территорию, которая ранее принадлежала им, а теперь является составной частью территории другого государства, а также сепаратистки настроенные тенденции со стороны национальных субъектов Российской Федерации стать независимыми государствами.

Под территориальной целостностью России понимается такой юридический статус центральных органов власти, административно-территориальных и национально-государственных регионов страны, который обеспечивает политическое, экономическое, информационное единство всех территорий в рамках страны.

Государственная целостность основывается на территориальной и представляет собой необходимое для функционирования основных институтов общества единство и иерархию органов государственной власти, чьи властные полномочия распространяются и являются обязательными для исполнения (в пределах конституционных полномочий) для всех субъектов Федерации и ее территориальных регионов.

Механизм реализации данного единства обеспечивается федеральным центром в лице высших органов государственной власти Российской Федерации.

Проблема обеспечения суверенитета Российской Федерации, территориальной целостности и единства правового пространства не ограничивается вопросами распределения предметов ведения между субъектами Федерации, урегулирования взаимоотношений федеральных властей. и властей субъектов Федерации.

Укреплению России будет способствовать политическая стабилизация, усиление институтов федеральной государственной власти.

Обеспечение территориальной целостности Российской Федерации — одна из самых сложно решаемых проблем современности, потому что необходимо учитывать не только интересы государства в целом, но и интересы всего многонационального народа. Обеспечение территориальной целостности государства входит в комплекс национальных интересов государства и обеспечивается всей системой национальной безопасности.

Укрепление территориальной целостности России необходимо осуществлять сразу по нескольким направлениям. К приоритетным задачам следует отнести изменение, дополнение российского законодательства, в том числе и Конституции Российской Федерации, приведение законодательства субъектов федерации в соответствие с федеральным законодательством.

Совершенствование Конституции Российской Федерации в части основ конституционного строя, которые затрагивают положения о территориальной целостности России, а также положения о федеративном устройстве государства, должно отражать реалии современных процессов, происходящих на единой, но огромной территории нашей страны.

Кроме того, нестабильность целостности заложена и в самой форме национально — территориального устройства России. Доктрина, составляющая основу этого устройства, исходила из представления о том, что определенные этнические общности являются субъектами власти. Однако закрепление на конституционном уровне конкретного статуса тех или иных этнических групп (республики, автономные округа, автономная область) заложило мину замедленного действия под единство и целостность Российской Федерации. Именно поэтому назрела необходимость реформирование территориального устройства государства. Коренное решение проблемы возможно только при постепенном отказе от национального принципа образования части субъектов федерации, при предоставлении гражданам возможности для реализации ими права на образование национально-культурной автономии.

Сохранение и обеспечение территориальной целостности Российской Федерации является не только внутренней проблемой нашего государства. Внутренне стабильное и сильное государство является сильным субъектом международного права, кроме того, все мировое сообщество заинтересованно в стабильности мирового порядка и существующих границ государств, именно поэтому многочисленные нормы и принципы международного права принципы призваны обеспечивать территориальную целостность и неприкосновенность территории государств. Активизация деятельности России в области международного сотрудничества и партнерства, важные шаги в пользу мира и безопасности свидетельствуют о новых приоритетах Российской Федерации. Однако, до тех пор, пока остается угроза нарушения территориальной целостности и неприкосновенности, Россия будет обеспечивать ее всеми необходимыми средствами и методами. Безопасность Российской Федерации, включающая обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории, достигается единой государственной политикой в этой области, системой мер политического, экономического и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам народа и государства.

Думается, что научная разработка сложных концептуальных понятий, рассмотренных в данной диссертационной работе, позволит успешнее решать вопросы сохранения и укрепления единства Российского государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ» от 17 декабря 2001 г.// Собрание Законодательства Российской Федерации. 2001. № 52. Ст. 4916.
  2. Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30 января 2002 г.// Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002. № 5. Ст. 375.
  3. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г.// Собрание Законодательства Российской Федерации. 2001. № 23. Ст. 2277.
  4. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. (в ред. от 10 ноября 2003г).// Собрание Законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 3356.
  5. Федеральный закон «О недрах» в редакции ФЗ от 06 июня 2003 г. № 65-ФЗ. КонсультантПлюс. www/consultant.ru.
  6. Федеральный закон «О континентальном шельфе» от 30 ноября 1995 г.// Собрание Законодательства Российской Федерации. 1995. № 49. Ст. 4694.
  7. Федеральный закон от 31 мая 1996 года «Об обороне».// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2750.
  8. Федеративный Договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и ее субъектов» от 31 марта 1992 г.// Российская газета. 16 мая 1992 .
  9. Устав Организации Объединенных Наций.// Действующее международное право. В 3 т. Составители: Ю. М. Колосов и Э. С. Кривчикова. М.: Московский независимый институт международного права. 1996.
  10. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.// Международное право в документах. М.: НОРМА. 1982.
  11. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г.//Международное право в документах. М.: НОРМА. 1982.
  12. Совместная декларация Японии и СССР 19 октября 1956 г. //Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, вып. XVII-XVIII, М. 1960.
  13. Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.// Международное право в документах. М.: НОРМА. 1982.
  14. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 2.
  15. Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств участников СНГ от 15 апреля 1994 г.// Бюллетень международных договоров. 1994. № 7.
  16. Декларация прав и свобод человека и гражданина.// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
  17. Закон Российской Федерации «Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в Российской Федерации».// Российская газета. 8 сентября 1992.
  18. Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. (в редакции от 1 июля 2003 г. № 86-ФЗ).// Собрание Законодательства Российской Федерации. 2003. № 16. Ст. 1861.
  19. Указ Президента Российской Федерации № 1625 «Об обеспечении внешнеэкономических условий для развития Калининградской области».// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 52. Ст. 3142.
  20. Указ Президента Российской Федерации № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» от 24 декабря 1993 г.// Конституционное совещание. 1994. № 4.
  21. Указ Президента РСФСР «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» от 20 августа 1991 г.// Российская газета. 23 августа 1991.
  22. Устав Ростовской области от 29.05.96 г. в ред. Обл. закона от 18.10.2001 г. № 180-ЗС. Справочная система КОНСТУЛЬТАНТ+: Регион.
  23. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Об укреплении Российского государства» (Основные направления внутренней и внешней политики). М., 1994.
  24. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. М. ИНФРА-М. 2000.
  25. Решение Конституционного Суда Российской Федерации № 2137 «По проверке конституционности указов президента» от 31 июля 1995 г.// Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 6.
  26. Решение Конституционного Суда Российской Федерации «О восстановлении конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики» от 31 июля 1995 г.// Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 6.
  27. Положение о Государственном Совете Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г.// Собрание Законодательства Российской Федерации. 2000. № 36. Ст. 3633.
  28. Послание Президента Республики Татарстан Государственному Совету. Казань. 2002.
  29. Рекомендации парламентских слушаний на тему «Калининградская область: международный и геополитический аспекты национальной безопасности России».// АНО Международный центр за справедливую политику. 2002.
  30. Конституция (Основной закон) СССР.// Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. № 41. Ст. 617.
  31. Конституция (Основной закон) РСФСР. M.-JI. 1937.
  32. Конституция (Основной закон) СССР. М.1936.
  33. Конституция СССР. М., 1924.
  34. Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР».// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 22. Ст. 260.
  35. Конституция Российской Федерации: научно-практический комментарий. Под ред. Б. Н. Топорнина. М.: ЮРИСТЪ. 1997.
  36. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. Отв. ред. Б. С. Эбзеев: В 2 т. Т. 1: Государственная власть. Местное самоуправление. М.: Спарк. 2000.1. Книги, монографии.
  37. А.Х. Защита прав меньшинств по международному и внутригосударственному праву. М. 1996.
  38. Р.Г. и др. Федерализм в истории России. М.: Республика. 1992.
  39. Р. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: Славянский диалог. 2000.
  40. С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М. Изд-во Моск. ун-та,. 2000.
  41. Американские федералисты: Гамильтон, Мэдисон, Джей: Избр.ст.: С прилож. документов: Декларация независимости. Статьи Конфедерации. Конституция США / Пер., примеч. и вступ. заметка Г.Фрейдин- Ред. Валерий и ЛизаЧалидзе. М. 1990.
  42. К.В. Государственное право зарубежных стран. Учебник для вузов. М.: Изд. группа ФОРУМ ИНТРА-М. 1998.
  43. Аристотель. Сочинения в 4-х т.- М.: Мысль. 1983.
  44. А.Н. К новой стратегии развития России. Федерализм и гражданское общество. М.: ООО «Северо-Принт». 2000.
  45. С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1997.
  46. М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: НОРМА-ИНФРА-М. 2003.
  47. Д.И. Принцип суверенного равенства государств в международном праве.- М.: Наука. 1978.
  48. Ю.Г. Территория в международном праве. М.: Госюриздат. 1958.
  49. Ю.Г. Самоопределение и территориальная целостность. Е.: Айастан. 1989.
  50. Л.Ф. Российская Федерация и статус ее субъектов.// Российская государственность: состояние и перспективы развития. М.: Республика. 1995.
  51. Я. Международное право (в двух книгах). М.: Прогресс. 1977.
  52. А. Суверенитет.// 50/50: Опыт словаря нового мышления. Под ред. Ю. Афанасьева и М.Ферро. М.: Прогресс, 1989.
  53. Н.В. Современный российский федерализм: конституционная модель и политико-правовая динамика. М.: Институт права и публичной политики. 2001.
  54. Э. де. Право народов или принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов. М.: Гос. изд-во юрид. лит. 1960.
  55. Л.И. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности в современном международном праве. Ростов-на-Дону.: РГУ. 1981.
  56. Гегель Г. В. Ф. Философия права.- М.: Мысль. 1990.
  57. В.М. Основы конституционного права. Изд.2-е. М.: Право. 1918.
  58. Т. Избранные, произведения В 2 т. М.: Мысль. 1965.
  59. Г. О праве войны и мира. М.: Ладомир. 1994.
  60. Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к Романо-германскому. СПб.: Глаголь. 1871.
  61. М. С. Суверенитет как социальный феномен. М.: РАН, Институт социологии. 1994.
  62. М.С., Мансуров Т. А. Лики суверенитета. Суверенитет в призме социальной истории. М.: Машнир. 1994.
  63. Д.Е. Конституционные гарантии целостности федерации в зарубежных странах. М.: ИНИОН РАН. 1996.
  64. Л. Конституционное право: общая теория государства.- М. 1908.
  65. Г. Общее учение о государстве. С-Пб: БГС-ПРЕСС. 1908.
  66. . Б. Национальная политика в РФ. М.: 1993.
  67. Д.Л. Государственное устройство СССР. М.: Юриздат. 1960.
  68. Д.Л. СССР федеративное государство. М.: Изд-во МГУ. 1967.
  69. В.В. Россия не Русь, но союз народов, объединившихся вокруг Руси. Институт социально-политических исследований Российской академии наук. 2000.
  70. JI. М. Федеративное государство и правовой статус народов. М.: Манускрипт. 1996.
  71. JI.M. Федеративное устройство Российского государства. М.: НОРМА. 2001.
  72. Г. Дипломатия. М.: Ладомир. 1997.
  73. .М. Государственная территория. Вопросы теории и практики международного права. М.: Международные отношения. 1974.
  74. .М. Мирное решение территориальных споров. М.: Международные отношения. 1982.
  75. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: ЮРИСТЪ.2001.
  76. К.Д. Национальная государственность в СССР. Ростов-н/Д.: Рост. Гос. ун-та. 1970.
  77. Н.М. Русское государственное право. Т. 1. / Под ред. и с доп. З. Д. Авалова и М. В. Горенберга. СПб.: Издательство Н. И. Солдатенкова. 1909.
  78. .С. Суверенитет, его понятия и основные виды. Общая теория государства и права. Т.1. 1990.
  79. В.В. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Спарк. 2001.
  80. И.Д. Суверенитет. М.: Госюриздат. 1948.
  81. И.И. Международное право. Общая часть. М.: Спарк. 2001.
  82. К.А. Принцип равноправия государств в международном праве. Ереван.: Изд. Ереван, ун-та. 1975.
  83. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1.
  84. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. II.
  85. М.Н. Федерализм: теория и история развития (сравнительно-правовой анализ). М. ЮРИСТЪ. 2000.
  86. Международное право: Учебник /Отв.ред.Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. М.: Международные отношения. 1994.
  87. Ш. Избранные произведения. М.: Госполитиздат. 1955.
  88. .И. Основы государства и права. Р-н-Д.: Феникс/ 2003.
  89. Л. Международное право, т.1. полутом 1.М.: МИР. 1948.
  90. В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество /Предисл. А.Оболенского. М.: Арена. 1993.
  91. Н.И. Суверенитет: историческое развитие идеи суверенитета и ее правовое значение. Ярославль. 1903.
  92. Платон. Государство. Сочинения в 3 томах. Т. 3. Ч. 1. М.: Мысль. 1971.
  93. Г. Х. Что делать? // Союз в оппозиции. М., 1994.
  94. Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М.: Республика. 1994.
  95. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. М.: Соцэкгиз.1938.
  96. И.В. Против федерализма. Соч. Т.З. М.: Политиздат. 1951.
  97. Г. Б. Мировой революционный процесс и современное международное право. М. 1978.
  98. Г. А. Федеративные отношения: становление, развитие, тенденции. М.: Эдиториал УРСС. 2001.
  99. Э. В. Советская национальная государственность М.: МГУ. 1972.
  100. Ю.А. Теория компетенции. М.: Наука. 1982.
  101. В. А. Этнический конфликт в контексте обществоведческих теорий (социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения). М. 1992.
  102. А. Демократия в Америке. М.: Прогресс. 1992.
  103. .Н. Федерализм. Теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование). М.: ЮРИСТЪ.2001.
  104. Р.А. Права народов. Международно-правовой толковый словарь Уфа. 1996.
  105. Г. И. Вопросы теории международного права. М.: Госюриздат. 1962.
  106. Д. Концептуальные основы федерализма. СПб.: Юридический Центр Пресс. 2002.
  107. JI. Непокоренная Чечня. Изд. Парус. 1997.
  108. Н.А. Суверенитет в современном международном праве. М.: ИГП РАН. 1963.
  109. Н.А. Международное право: основные термины и понятия. Учебное пособие. М.: ИГП РАН. 1996.
  110. В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами (монография). М. МЗ ПРЕСС. 2003.
  111. С.В. Международное право: современные теоретические проблемы. М.: Международные отношения. 1993.
  112. А.Г. Общероссийская национальная идеология и развитие федерализма в России. СПб.: 1999.
  113. В. Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. М.: ИНИОНРАН. 1995.
  114. Чиркин В. Е. Конституция: Российская модель. М.: ЮРИСТЪ. 2002.
  115. О.И. Становление Российской Федерации. М.: МГУ. 1966.
  116. .Н. Курс государственной науки. 4.1. М.: Московское научное издательство. 1894.
  117. А. А. Государственный суверенитет (теоретико-правовые аспекты). М., 1993.
  118. Шалланд J1. Юридическая природа территориального верховенства. Спб., 1903.
  119. Т.М., Непрошин А. Ю. Абхазия. Правовые основы государственности и суверенитета. М.: Ин-Октаво. 2005. 2003.
  120. Г. Ф. Общая теория права. М.: Изд-во Башмаковых. 1910.
  121. . С. Конституция, демократия, права человека. М.: АО Пул. 1992.
  122. . С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М.: Закон и право. ЮНИТИ. 1997.
  123. С.С. Правовой статус национальных меньшинств (теоретико-правовые аспекты). 2-е изд. М.: Эдиториал УРСС. 2000.
  124. А. Международный федерализм. Киев.: Алетейя. 1908.
  125. А.С. Теория федерализма. Юрьев.: Алетейя. 1912.1. Статьи.
  126. Р. Национальная политика России должна быть честной и демократичной.//Независимая газета. 14.03.1995.
  127. С.А. Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран. Материалы науч. конф. (Москва, 27−28 апреля 2000 г.) / Под ред. С. А. Авакьяна. М.: Изд-во Моск. ун-та. 2001.
  128. А.В., Маюров В. Г. Право наций на самоопределение следует конкретизировать.//Московский журнал международного права. 1999. № 3.
  129. К.В. Суверенитет в системе федеративных отношений.// Право и политика. 2000. № 1.
  130. Г. В. Суверенитет: чей и для чего? // Союз. 1991. № 8 (60).
  131. С.Н. Об угрозе территориальной целостности Российской Федерации в связи с событиями в Чечне.// Выступление на совещании государственно-патриотических сил. Зсентября 1996 г. Российский путь: утраты и обретения. М. «Новатор». 1997.
  132. И.Н. Правовое пространство России. Вопросы конституционной теории и практики. М.: Изд-во Моск. ун-та. 2000.
  133. И.Н. Проблемы становления в России системы разрешения противоречий в федеративных отношениях.// Северокавказский юридический вестник. 2000. № 1.
  134. В.К. Методологические аспекты административно территориального устройства Российской Федерации.// Известия РГО. 1995. № 3.
  135. А.И. Национальная политика 30-х годов: (Об исторических корнях кризиса межнациональных отношений в СССР).// Вестник МГУ. Серия 8. 1992. № 4.
  136. Н. В. Федерализм, автономия и права национальных меньшинств: современная ситуация в России.// Право и жизнь. 1997. № 11.
  137. В.Г. К вопросу о понятиях «территория», «территориальная целостность», «самоопределение народов» в Конституции Российской Федерации.// Юридический корпус. 2000. № 3.
  138. А.Н. Национальный вопрос в Российской Федерации.// Журнал российского права. 1997. № 6.
  139. А.А. Национальное государство и самоопределение наций.// Свободная мысль. 2003. № 9.
  140. Д.В. Право народов на самоопределение: история развития и воплощение идеи.// htpp: www.memo.ru/hr/referats/selfdet/Chapter2.htm.
  141. М.И. Разработка понятия суверенитета Ж.Боденом.// Полис. 2000. № 3.
  142. А. Не надо перекраивать федеральное платье России.// Независимая газета. 11.04.2000.
  143. Ю., Хышиктуев О. К вопросу о делимости государственного суверенитета.//Право и жизнь. 1996. № 10.
  144. Ф.В. Право наций на самоопределение. Истоки национально-государственного строительства.// IX Международная конференция «ЛОМОНОСОВ -2002». Вестник МГУ. Серия 11. Право.2003.№ 6.
  145. В.В. Новое устройство России. М: Издание ЛДПР. 1996.
  146. А., Комарова В. Суверенитет в федеративном государстве.// Право и Жизнь. 2000. № 29.
  147. Г. Е. Из золотого фонда марксизма-ленинизма (О книге И. Сталина «Марксизм и национально-колониальный вопрос»).// Большевик. 1934. № 7.
  148. Д.Л. Российская Федерация: особенности современногоразвития.// Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1997. № 5.
  149. Д.Л. Государственное единство Российской Федерации: некоторые аспекты проблемы: Субъекты Российской Федерации и проблема ее государственного единства.// Вестн. МГУ. Сер. 11. Право. 1994. № 4.
  150. М.В. Национальный суверенитет: на стыке права и политики.//Федерализм. 1999. № 3.
  151. М. Модернизация федерализма: необходимость и возможность.// Федерализм. 2000. № 3.Л
  152. В.В. Российский федерализм: что дальше?// Социально-политический журнал. 1997. № 6.
  153. А. На Юге России будет три губернии.// Газета СевероКавказского отделения РАЮН. Мир права. 2004. № 1−3 (39−41).
  154. Л. М. Грани суверенитета и самоопределения народов.// Государство и право. 1993. № 1.
  155. Л. М. К вопросу о «моделях» федерализма (Критич. обзор некоторых публ.).// Государство и право. 1996. № 12.
  156. Л. М., Хачатрян Г. М. Суверенитет народов в многонациональном государстве.// Государство и право. 1990. № 12.
  157. П. Классификация федераций.// Полис. 2000. № 5.
  158. Р. Суверенитет: Эволюция понятия.// Национализм — суверенитет: история и современность: Реферативный сборник. Мн. 1993.
  159. И.А., Баранов В. Суверенитет республики: реальность и закон. Российская газета.1998−2003. www.rg.ru.
  160. В.Г. Государственный суверенитет и территориальная целостность — главные принципы современной российской государственности.// Государство и право. 2004. № 4.
  161. М. Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания.// Правоведение. 2003. № 1.
  162. Н. А. Конституционные реформы в республиках субъектах Российской Федерации.// Государство и право. 1995. № 4.
  163. JI.А. Межнациональные отношения и будущее России: конфликты и потенциал гражданского согласия.// Государство и право. 1992. № 5.
  164. Ф.Х. Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа.// Государство и право. 1994. № 3.
  165. Н. К социализму, минуя капитализм.// Национальное строительство в РСФСР к XV годовщине Октября. М.1933.
  166. Р. Национальное самоопределение и целостность государства.// Общественные науки и современность. 1995. № 3.
  167. С.А. Владимир Путин решил национальный вопрос в отдельно взятой Республике Башкортостан.// Сегодня. 2000.№ 35.
  168. В. Япония хочет получит все четыре острова Курильской гряды. Информация с сайта http://pics.rbc.ru/img/top/2004/l l/16/kurilb.jpg.
  169. О. Парламентские слушания по проблемам Курил. MAX.RU./дайджест средств массовой информации, http://top.rbc.ru. 15.11.2004.
  170. В.В. К вопросу о новых принципах государственно-правового подхода в проведении национальной политики на Северном Кавказе.// Московский журнал международного права. 1997. № 2.
  171. Т.М. Реализация принципа разделения властей в субъектах РФ. Сборник научных статей. Саратов. СГУ. 1997.
  172. В.В. Горячие точки в СНГ и международное право.// Московский журнал международного права. 1994. № 1.
  173. Ю. А. Право на самоопределение и отделение.// Московский журнал международного права. 1994. № 1.
  174. В. К вопросу о национальном самоопределении.// Неприкосновенный запас. 1999. № 34.
  175. Э. Из выступления на Российском экономическом форуме в Екатеринбурге.//Российская газета. 19.05.2001.
  176. М.С. Типология самоопределения народов как инструмент его научного исследования.// Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1.
  177. В.Н. О форме федерации в России.// Государство и право. 1993. № 5.
  178. И.В. Речь на совещании передовых колхозников и колхозниц Таджикистана и Туркменистана // Правда. 6.12.1935.
  179. Г. Б. Самоопределение как правовая основа предотвращения конфликтов и защиты прав человека.// Московский журнал международного права. 1997. № 1.
  180. Ю. Скандал на фоне Шенгена.// Труд. 3.10.2002. № 177.
  181. В. Самоопределение народов: традиции, действующее право.// Общественные науки и современность. 1994. № 2.
  182. В. П. Нации и свободы, мнимые и подлинные.// Сегодня. 20.08. 1995.
  183. Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм.//Государство и право. 1996. № 10.
  184. А. Право народов на самоопределение как фундаментальный демократический принцип. Народы и их самоопределение.// Неприкосновенный запас. 2000. № 28.
  185. Ю.А. Государственность: крах или воскрешение?// Советское государство и право. 1992. 3 9.
  186. В. Тупики национальной государственности.// Правда. 2.03.1990.
  187. В. Феномен сепаратизма.// Федерализм. 1999. № 3.
  188. . Н. Конституционная реформа путь к правовому государству.// Советское государство и право. 1990. № 4.
  189. И.П. К вопросу о суверенитете.// Советское государство. 1938. № 2.
  190. И.П. Вопросы территории в государственном праве.// Известия Академии Наук СССР. 1947. № 4.
  191. А. Национальный вопрос. Как он решается в законодательном процессе.// Российская Федерация сегодня. 2002. № 5.
  192. Р. А. Права народов в современном международном праве // Московский журнал международного права. 1995. № 1.
  193. И. А. Фундаментальные аспекты федерализма и природа Российского государства.// Федерализм. 1998. № 3.
  194. И.А. Эволюция правового статуса края, области как субъекта Российской Федерации.// Государство и право. 1994. № 8−9.
  195. И. А. Конституционные основы современного российского федерализма.//Государство и право. 2000. № 9.
  196. Н.А. Сотрудничество как международно-правовой принцип взаимоотношений государств.// Международное сотрудничество и международное право. 1977. № 1.
  197. Н.А. Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном и международном праве: Аналит. обзор междунар.-правовых документов.// Московский журнал международного права. 1994. № 2.
  198. И.В. Территория как категория конституционного права.// Конституционное и муниципальное право. 2004. № 3.
  199. С.В. «Принцип самоопределения народ».// Московский журнал международного права. 1994. № 1.
  200. О. И. О национально-государственном размежевании в период становления Российской Федерации.// Советское государство и право. 1991. № 11.
  201. В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ.// Советское государство и право. 1994. № 8−9.
  202. Э.А. Речь на сессии Генеральной Ассамблеи ООН.// Независимая газета. 6.10.1992.
  203. Д. «Идентичность эксклава». Новая политика. 16 июля 2004 г. www.polit.ru.:http://www.novopol.ru/material238.html
  204. Цымбульский. Идея суверенитета в посттоталитарном контексте.// ПОЛИС (Политические исследования). 1993. № 1.
  205. .С., Карапетян Л. М. Российский федерализм: равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов.// Государство и право. 1995. № 3.
  206. А. От национального кризиса к национальному соразвитию: в поисках адекватной модели.// Общественные науки и современность. 1994. № 5.
  207. Диссертации и авторефераты диссертаций.
  208. В.М. Конституционно-правовое регулирование взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2000.- 27с.
  209. Лемма Хома Коче. Международно-правовые основания и способы определения принадлежности и статуса территории. Автореф. дис. к-та юрид. наук- КГУ. 2000 г.- с.24
  210. П.Я. Процессы чеченского этнонационального самоопределения. Автореф. дис.. к-та юрид. наук-Ростов- на- Дону.2002г. -26с.
  211. А.А. Целостность государства: вопросы теории. Автореф. дис.. д-ра юрид. наук- М., 1995.- 34 с.
  212. Buchanan Allen. «The International Institutional Dimension of Secession» (Theories of Secession, Percy B. Lehning, ed. New York: Routledge. 1998)
  213. Cassese A. Self-determination of People: Legal Reappraisal. Cambridge. 1995.
  214. Etzioni A. The Evils of Self-determination.// Forein Policy № 89.
  215. Kampelman M.M. Secession and the Right of Self-Determination: An Urgent Need to Harmonize Principle with Pragmatism.// The Washington Quarterly. -Summer. 1993.
  216. Parkinson F. Ethnicity and Independent Statehood. — «States in a Changing World». Oxford. 1993.
Заполнить форму текущей работой