Правовые основы процессуальной деятельности представительных органов местного самоуправления: По материалам Республики Татарстан
В связи с этим представляется наиболее актуальным выделение трёх основных направлений деятельности представительных органов местного самоуправления, формальная и содержательная стороны которых должны быть в максимальной степени ограждены от произвольного вмешательства и контроля извне. Такими направлениями являются 1 муниципального нормотворчество, формирование местных органов власти, финансовая… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Общая характеристика правовых основ процессуальной деятельности представительных органов местного самоуправления
- 1. 1. Понятие процессуальной деятельности в общей теории права
- 1. 2. Законодательные основы процессуальной деятельности представительных органов местного самоуправления
- 1. 3. Роль муниципальных актов в регулировании процессуальной деятельности представительных органов местного самоуправления
- Глава 2. Отдельные виды процессуальной деятельности представительных органов местного самоуправления
- 9. 2.1. Порядок образования органов и должностных лиц местного самоуправления
- 2. 2. Правотворческая процессуальная деятельность представительных органов местного самоуправления
- 2. 3. Процессуальная деятельность представительных органов местного самоуправления в сфере финансовой деятельности
- 9. 2.1. Порядок образования органов и должностных лиц местного самоуправления
Правовые основы процессуальной деятельности представительных органов местного самоуправления: По материалам Республики Татарстан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Современные тенденции общественного развития в Российском государстве приводят к необходимости основательно и глубоко пересмотреть отношения между обществом и государством. Построение демократического правового государства предполагает наличие эффективно функционирующей системы местного самоуправления. Местное самоуправление в Российской Федерации, как одна из конституционных форм осуществления народом принадлежащей ему суверенной власти, одновременно рассматривается и в качестве самостоятельного способа управления обществом. '.
Становление местного самоуправления в ходе реформ последних лет, очевидно, невозможно без создания политических, социально-экономических и правовых основ развития самоуправления. При этом необходимо учитывать исторический опыт, традиции местного сообщества граждан, правовую и политическую культуру населения, а также реализацию принципов местного самоуправления за рубежом. При этом особо следует подчеркнуть, что вопросы местного самоуправления актуальны в настоящее время, поскольку именно в наши дни результаты муниципального строительства в Российской Федерации обретают все более отчётливые очертания. Следовательно, проблемы формирования органов местного самоуправления требуют к себе пристального внимания и серьёзного изучения, системного подхода, теоретического обоснования в целях наиболее эффективного практического применения.
Специфической особенностью рассматриваемого института публичной власти является самостоятельность и автономное функционирование общественного самоуправления, независимого от системы государственных органов. Такое функционирование предполагает самоорганизованную деятельность при решении вопросов местного значения в особой форме, закреплённой на уровне государственного и муниципального правотворчества, то есть деятельность не произвольную, а процессуально опосредованную.
Во многих субъектах Российской Федерации, в том числе и в Республике Татарстан особое место среди органов местного самоуправления занимают представительные органы. Они осуществляют основные функции по реализации полномочий в сфере местного самоуправления, формируют и контролируют деятельность муниципальных исполнительных органов. От их решений зависит структура, кадровый состав и функционирование других органов местного самоуправления, финансовое состояние муниципалитета, разрешение местных социальных задач. В данном контексте весьма актуальной представляется проблема надлежащего осуществления данной деятельности не только по её содержанию, но и по форме. Надлежащим образом урегулированная формальная (процессуально-процедурная) сторона деятельности представительных органов местного самоуправления позволяет более эффективно принимать и реализовывать решения по вопросам местного значения, делает прозрачной для населения и подконтрольной ему и компетентным органам государства (например, прокуратуре, уполномоченным по правам человека) правотворческую и правореализационную практику в сфере муниципальной компетенции, минимизирует постороннее вмешательство в систему функционирования органов местного самоуправления, то есть служит целям истинной демократизации самоуправления. «.
Основы процессуальной деятельности представительных органов местного самоуправления закреплены в действующем законодательстве Российской Федерации и её субъектов. Однако её более детальная регламентация осуществляется на уровне муниципального правотворчества. Вследствие данного обстоятельства особое значение приобретают положения уставов, регламентов и иных нормативных правовых актов местного самоуправления. Прикладной характер исследуемой темы состоит в том, чтобы выработать и предложить разработки наиболее оптимального процессуально-правового содержания для включения их в содержание правовых актов местного самоуправления и достижения с их помощью вышеуказанных целей.
Таким образом, исследование проблем, связанных с нормативно-правовым регулированием процессуальной деятельности представительных органов местного самоуправления имеет характер объективной необходимости в условиях муниципальных реформ. В настоящем исследовании рассматривается опыт реформирования в Республике Татарстан, особенности становления муниципалитетов, процессуальная сторона системно-организационной, правотворческой и финансовой деятельности в данной сфере публичной власти.
Объектом настоящего исследования являются правовые и иные общественные отношения, складывающиеся в ходе юридической деятельности представительных органов местного самоуправления по реализации процессуально-правовых норм.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие порядок осуществления представительными органами местного самоуправления правотворческой и правореализационной деятельности, а также практические аспекты указанных видов деятельности.
Цели и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе новых достижений правовой науки, а также законодательной и судебной практики осмыслить и проанализировать возможность новых подходов к проблеме процессуальной деятельности представительных органов местного самоуправления.
Указанная цель обусловила необходимость разрешения следующих задач:
— изучить и обобщить имеющиеся научные материалы, определить степень и уровень разработанности исследуемой темы в целом и по отдельным направлениям;
— рассмотреть основные тенденции развития российского муниципального права в современных условиях;
— определить место и значение норм процессуального права в комплексной отрасли муниципального права;
— исследовать вопросы правового регулирования процессуальной деятельности представительных органов местного самоуправления на федеральном, региональном «и муниципальном уровнях;
— определить полномочия представительных органов местного самоуправления в сфере установления порядка осуществления правотворческой и правореализационной деятельности;
— раскрыть сущность и эффективность правореализационной деятельности представительных органов местного самоуправления по осуществлению процессуально-правовых норм;
— обосновать предложения по совершенствованию основ правового регулирования процессуальной деятельности органов местного самоуправления;
Степень научной разработанности проблемы необходимо оценивать с учётом комплексного характера исследуемой проблемы. Рассматриваемые в работе вопросы предполагают необходимость их анализа с позиций общей теории права, конституционного, административного и муниципального права, философии, общей теории управления, истории, политической науки, социологии и других отраслей знаний.
Многоаспектный, комплексный характер темы обусловливает необходимость привлечения внимания к исследованию различных отраслевых знаний с использованием работ в области теории права, процессуального, частного, публичного права и т. д.
Теоретическую основу настоящего диссертационного исследования составили работы видных отечественных правоведов (в том числе дореволюционных), посвящённых общей теории права, таких как, С. С. Алексеев, В. К. Бабаев, М. И. Байтин, Д. Н. Бахрах, В. М. Горшенев, И. Я. Дюрягин, В. Н. Карташов, С. А. Комаров, В. Н. Кудрявцев, В. В. Лазарев, Е. Г. Лукьянова, А. В. Малько, М. Н. Марченко, Н. И. Матузов, Ю. И. Мельников, П. Е. Недбайло, В. С. Нерсесянц, А. С. Пиголкин, С. В. Поленина, В. Н. Протасов, Ю. С. Решетов, М. С. Строговича, Ю. А. Тихомиров, М. Х Фарукшин, Ф. Н. Фаткуллин, Р. О. Халфина, А. Ф. Черданцев, Р. В. Шагиева, Г. Ф. Шершеневич, Л. С. Явич и др.
Специфика диссертационной работы определила обращение к научным работам известных специалистов в области конституционного, административного и муниципального права: С. А. Авакъяна, А. С. Автономова, В. И. Васильева, В. И. Выдрина, З. И. Гадыльшиной, А. А. Дёмина,.
A.Р. Ерёмина, Б. В. Дрейшева, А. Н. Кокотова, А. Н. Костюкова, М. М. Курманова, О. Е. Кутафина, B.C. Мокрого, С. Г. Соловьёва, А. С. Сорокина,.
B.И. Фадеева, Н. К. Филиппова, А. Н. Цуканова, А. В. Юсупова, В. А. Ясюнаса.
Однако до сих пор проблема процессуальной деятельности представительных органов местного самоуправления представляет собой одно из малоисследованных направлений в отечественной правовой науке, многие её аспекты не нашли практического разрешения. Это и обусловливает актуальность и выбор темы диссертационного исследования.
Методологическую основу исследования составляет комплекс разнообразных методов научного исследования. В работе были использованы такие общенаучные (философские) методы познания, как диалектический (применялись такие методологические приёмы, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, индукция и дедукция и другие), системно-структурный, формально-логический, синергетический. Исследование ряда конкретных вопросов проводилось при помощи исторического метода. Направленность диссертационного исследования определила использование формально-юридического, сравнительно-правового метода и методов интерпретации (толкования).
Эмпирическую базу диссертации составили действующие нормативные акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, уставы, регламенты и иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления, судебная практика, служебные документы представительных и исполнительных органов местного самоуправления, практика их реализации.
Научная новизна диссертации определяется поставленными целями и задачами и заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка комплексного исследования проблемы процессуально-правовой деятельности представительных органов местного самоуправления, лежащей на стыке муниципального, конституционного, административного и процессуального права, с учётом изменений, произошедших в законодательстве о местном самоуправлении. Новыми являются подходы к исследованию отдельных конструктивных элементов данного предмета исследования.
Построение исследования на основе связанности правореализационных процессов в комплексной отрасли муниципального права применительно к материальным и процессуальным правовым нормам ранее в отечественной юридической науке не применялось.
В работе впервые ставится вопрос о выявлении общих черт и закономерностей действия процессуально-правовых норм в отраслях процессуального, так и материального публичного права.
Положения, выносимые на защиту:
1. Категория «процессуальная деятельность представительных органов местного самоуправления» рассматривается в качестве единой правовой конструкции при осуществлении процессуальных норм, находящихся в структуре муниципального права в той части, которая относится к правовому регулированию деятельности указанных органов.
2. Обосновывается необходимое включение норм процессуального права в отрасль муниципального права как результат объективного интеграционного процесса, происходящего в системе права.
3. Эффективное функционирование муниципальной власти представляется затруднительным без надлежащей регламентации на уровне федерального, регионального и местного правотворчества процессуальной деятельности органов местного самоуправления. «.
4. Правотворческий процесс в муниципальных образованиях в целом предшествует правоприменительной деятельности и иным видам реализации права, но, по сути, он сам является правоприменительным процессом, поскольку составляет важную часть деятельности представительных органов местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия.
5. Правотворческая инициатива, имеющая целью возбуждение правотворческого процесса по конкретному правовому акту путём его разработки и внесения в орган местного самоуправления в установленном порядке, отличается от права законодательной инициативы b законодательном (представительном) органе субъекта Федерации, как самой процедурой, так и по целям, объекта и перечню субъектов.
6. Уставы муниципальных образования, вводя право главы местной администрации отклонять акты представительного органа муниципального образования, по сути, воспроизводят на уровне местного самоуправления элементы системы «сдержек и противовесов», характерные для федерального уровня и уровня субъектов Федерации, где действует принцип разделения властей.
7. Важным требованием не только правоприменительного, но и правотворческого процесса на всех уровнях его реализации является общеобязательность решений Конституционного Суда. В то же время, говоря о значении правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации для муниципального правотворчества, необходимо отметить, что сами по себе акты местного самоуправления не являются предметом рассмотрения Конституционного Суда. Они могут быть предметом оценки в ходе производства конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, а также судов общей юрисдикции (в отношении нормативных актов местного самоуправления) или арбитражных судов (некоторые индивидуальные правовые акты муниципальных органов).
Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что оно является определённым вкладом в углубление научных знаний t об особенностях правового регулирования деятельности органов местного самоуправления, нацелено на идеи формирования эффективного функционирования норм муниципального права.
Сформулированные в работе выводы и предложения развивают и дополняют разделы науки муниципального праваих можно использовать также в науке теории права и государства, а также в отраслевых юридических науках — конституционном, административном праве, в учебно-преподавательской деятельности.
Содержащиеся в диссертации выводы и рекомендации по совершенствованию основ законодательства могут найти практическое применение в правотворческой деятельности институтов государственной и муниципальной власти, в правоприменительной практике.
Апробация результатов работы. Диссертация подготовлена, обсуждена и одобрена на кафедре теории и истории государства и права Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
Основные положения и идеи, изложенные в данной работе, докладывались и обсуждались в итоговых научных конференциях Института экономики, управления и права (г.Казань), Казанского1 государственного университета (Казань, 2002;2005 г. г.) и опубликованы в научных статьях.
Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования, а также избранной логикой их раскрытия и включает в себя введение, две главы, включающие в себя шесть параграфов, заключение и библиографический список.
Заключение
.
О становлении местного самоуправления в России свидетельствует систематическое обращение законодателя к необходимости его реформирования. Необходимость реформы местного самоуправления очевидна, поскольку слишком явный характер носят проблемы, возникающие на данном уровне публичной власти, которые порой приводят к ступору в функционировании муниципалитетов. Однако, законодательно закрепляя складывающиеся в данной сфере общественные отношения, нельзя не учитывать то обстоятельство, что демократическая сущность организации местного самоуправления должна получить возможность собственного правотворчества в отведённом сегменте общественных отношений, а также финансовую поддержку, без которых невозможно говорить о реальности местного самоуправления.
Местное самоуправление как способ организации жизни населения на определённой территории является логическим продолжением самоорганизации в пределах государства. Но в силу особых отношений с самим государством, его относительной самостоятельности, местное самоуправление выполняет ряд функций, которые предопределяют содержание общественных отношений в системе публичного властвования на местном уровне. Власть в данном случае должна быть непосредственно направлена на решение насущных социальных задач локального характера. Принятие данной функции органами местного самоуправления способствует, прежде всего, децентрализации управления, исключению концентрации власти в раках одной системы, вертикали.
Децентрализация немыслима без установления целесообразных границ самостоятельности муниципальных образований, распределения компетенции между органами местного самоуправления.
В наибольшей степени принципы демократизации и децентрализации представляются выраженными в структуре и деятельности представительных органов местного самоуправления. При этом недопустимо всякое вмешательство государственной власти, как в осуществление функций данных органов, так и в процесс их формирования. Действующее федеральное и региональное законодательство отражает данное требование, однако в полной мере оно может быть реализовано в условиях финансовой независимости муниципалитетов от государственного аппарата.
В связи с этим представляется наиболее актуальным выделение трёх основных направлений деятельности представительных органов местного самоуправления, формальная и содержательная стороны которых должны быть в максимальной степени ограждены от произвольного вмешательства и контроля извне. Такими направлениями являются 1 муниципального нормотворчество, формирование местных органов власти, финансовая деятельность органов местного самоуправления. Содержательная (материальная) сторона данных отношений, даже будучи последовательно регламентированной, может не сыграть особой роли в обеспечении истинной самостоятельности органов муниципальной власти, если одновременно не будет обеспечено надлежащее процедурно-процессуальное (формальное) сопровождение указанных видов деятельности. Пренебрежение нормативными положениями о форме приведёт к появлению нежелательных каналов вмешательства, установлению беспорядочности в ходе осуществления данной деятельности, исключает прозрачность для населения и иных субъектов, наделённых полномочиями по отношению к органам местного самоуправления. Строгая (в пределах критериев целесообразности) процессуальная регламентация необходима в качестве условия правовой регламентации регулируемых общественных отношений. В этом случае никакие необоснованные попытки «уточнить» или «подправить» ход осуществления деятельности невозможны без нарушения действующих правовых норм.
Совершенствование процессуально-процедурной регламентации деятельности представительных органов местного самоуправления должно привести к повышению эффективности их работы, исключить возможность злоупотреблений, нерационального использования ресурсов, а также уменьшить вероятность принятия и реализации ошибочных или неправомерных решений. При этом очевидно, что известная правовая процедура позволяет усилить влияние и контроль за данной деятельностью со стороны населения.
Надлежащее упорядочивание деятельности по формированию органов муниципальной власти, правотворческой деятельности, а также управления местными финансами способствует оптимизации и эффективности публичного представительства как формы управления общественными процессами в сфере властвования. Это, в свою очередь, позволяет в большей степени проявляться гражданской активности местного населения, которое наряду с его представителями, также является резервом в деле организации местного самоуправления.
Придание местному самоуправлению особого статуса, перенесения части полномочий и ответственности за их осуществление на муниципальный уровень объективно влечёт необходимость самостоятельного определения процессуальных сторон деятельности. В этом отношении необходимо выделить роль и значение муниципальных актов, в которых регламентируются основы и конкретика формальной стороны осуществления властных полномочий. С точки зрения законодателя необходимо выделить и закрепить тот «отрезок» правового пространства, в котором и будет осуществляться данная правовая деятельность, и в котором она будет находить воплощение в виде муниципальных нормативных правовых актов. Без данного уровня системы права невозможно реализовать цели по созданию наиболее оптимальных условий (организационных, правовых, материально-финансовых) функционирования органов местного самоуправления.
Реализация самоуправленческих начал с использованием различных форм представительной демократии является одним из важнейших направлений в государственной политике. Однако, несмотря на демократический характер организации и деятельности представительных органов местного самоуправления в прошедшее время практика не выработала эффективных способов их деятельности (за исключением, пожалуй, выборов). Вместе с тем, потенциальные возможности данных органов, как показывает зарубежный опыт, весьма высоки.
Надлежащее оформление процессуальной стороны деятельности представительных органов местного самоуправления — одно из условий, при осуществлении которого данный уровень публичной власти должен обрести своё истинное назначение. Поэтому при реформировании системы местного самоуправление не должны игнорироваться вопросы процессуально-правовой регламентации, прежде всего, в области правотворчества, формирования органов местного самоуправления и финансовой деятельности. Изменения не должны ограничиваться общей корректировкой, а должны затронуть всю систему формирования, организации и функционирования представительных органов местного самоуправления в целях полного и планомерного осуществления гражданами своих прав по осуществлению народовластия.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // «Российская газета». 25 декабря 1993 года. — № 237.
- Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (в ред. от 31.12.2001 г. № 194-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. — № 31. — Ст. 3823.
- Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ//СЗ РФ от 3 августа 1998. № 31. — Ст. 3824- Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 20Q0 г. № 117-ФЗ//СЗ РФ от 7 августа 2000. — № 32. — Ст. 3340.
- Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. — № 30 (часть I). — Ст. 3108.
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. — № 40. — Ст. 3822.
- Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — № 48. — Ст. 4746.
- Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2002. -№ 24.-Ст. 2253.
- Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998 г. — № 2. — Ст. 224.
- Федеральный закон от 15 ноября 1997 года № 143-Ф3 «Об актах гражданского состояния» с изменениями и дополнениями//СЗ РФ. 1997. -№ 47.- Ст. 5340.
- Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 39. — Ст. 4464.
- Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 13 8-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления^ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 49. — Ст. 5497.
- Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. — Ст. 3506.
- Закон РФ от 6 июля 1991 г. № 1550−1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991 г. — 18 июля. — № 29.
- Конституция Республики Татарстан (принята на всенародном голосовании 6 ноября 1992 г.) // «Советская Татария». 1992. — 12 декабря. -№ 246−247.
- Бюджетный Кодекс Республики Татарстан от 29 мая 2004 года № 35−3PT // «Республика Татарстан». 2004. — 4 июня. — № 112.
- Закон РТ от 8 апреля 2005 г. № 68-ЗРТ «О формировании органов местного самоуправления во вновь образованных1 муниципальных образованиях в Республике Татарстан» // «Республика Татарстан». 2005. — 15 апреля. — № 76.
- Закон РТ от 6 апреля 2005 г. № 64-ЗРТ «Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан» // «Республика Татарстан». -2005. 7 апреля. — № 69−70.
- Закон РТ от 15 сентября 2004 г. № 46-ЗРТ «О границах территории и статусе муниципального образования города Казани» // «Республика Татарстан». 2004. — 21 сентября. — № 191.
- Закон РТ от 28 июля 2004 г. № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан» // «Республика Татарстан» 2004. — 3 июля. — № 158.
- Закон РТ от 29 мая 2004 г. № 34−3PT «О наделении органов местного самоуправления в Республике Татарстан полномочиями на государственнуюрегистрацию актов гражданского состояния» // «Республика Татарстан». 2004. -4 июня. № 112.
- Закон РТ от 24 марта 2004 г. № 24-ЗРТ «О муниципальных выборах в Республике Татарстан» // «Республика Татарстан» 2004. — 1 апреля. — № 98.
- Закон РТ от 18 января 2003 г. № 4-ЗРТ «О Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан и территориальных избирательныхкомиссиях Республики Татарстан» // «Республика Татарстан». 2004. — 25 января. — № 20.
- Закон РТ от 30 ноября 1994 года № 2247- XII «О местных органах государственной власти и управления» // «Республика Татарстан». 1994. — 3 декабря. — № 241.
- Закон РТ от 30 ноября 1994 г. № 2250-XII «О местном самоуправлении» // «Республика Татарстан». 1994. — 3 декабря. — № 241.
- Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» /Л Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. — № 52. — Ст. 5071.
- Указ Президента РФ от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. — 1 ноября. — № 44. — Ст. 4188.
- Постановление Правительства РФ от 1 июня 2005 г. № 350 «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. — 13 июня. — № 24. — Ст. 2370.
- Постановление Верховного Совета Республики от 25 января 1995 г. № 2315-XII «Об утверждении Временного примерного устава местного самоуправления в Республике Татарстан» // «Республика Татарстан». 1995. -3 февраля. — № 28.
- Решение Казанского совета народных депутатов от 27 января 2005 г. № 2−22 «Об Уставе г. Казани» // Казанские Ведомости. № 2005. — 29 января. -№. 18.
- Устав Джалильского местного самоуправления Сармановского района Республики Татарстан, принятый Джалильским Советом местного самоуправления и утвержденный Решением № 47 от 28 марта 2002 г. (Текст решения официально опубликован не был).
- Устав самоуправления жилого комплекса «Поселок Дружба» Ново
- Савиновского района города Казани, зарегистрированный Казанским Советом1народных депутатов распоряжением № 104 рс от 30 апреля 1998 г. (Текст официально опубликован не был).
- Решение Спасского Совета местного самоуправления РТ от 31 декабря2004 г. «О бюджете Спасского Совета местного самоуправления на 2005 год» (Текст решения официально опубликован не был).
- Решение Кукморского районного Совета народных депутатов РТ от 24 декабря 2004 г. № 20 «О бюджете Кукморского района на 2005 год» (Текст решения официально опубликован не был).
- Решение Набережночелнинского городского Совета народных депутатов1
- РТ от 15 декабря 2004 г. № 29/5 «О бюджете города Набережные Челны на2005 год» (Текст решения официально опубликован не был)
- Решение Казанского Совета народных депутатов от 10 декабря 2004 г. N 21−21 «О бюджете муниципального образования г. Казань на 2005 год» // «Казанские Ведомости». — 2004. — 22 декабря. — № 292.
- Постановление Главы администрации г. Набережные Челны РТ от 31 декабря 2004 г. № 4799 «О городской (муниципальной) казне города» (Текст постановления официально опубликован не был).
- Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства / Р. Г. Абдулатипов. М.: Славянский диалог, 1996. -255 с.
- Абрамов В.Ф. Местное самоуправление: идея и опыт / В. Ф. Абрамов // Социс. 1997. — № 1. — С. 120−126.
- Авакъян С.А. Местное самоуправление Российской Федерации: концепции и решения нового закона / С. А. Авакьян // Вестник Московского университета. Серия «Право». 1996. — № 2. — С. 3−34.
- Авакьян С.А. Правовое регулирование деятельности местных Советов / С. А. Авакьян. М.: Юрид. лит., 1974. — 232 с.
- Автономов А.С. У истоков гражданского общества и местного самоуправления / А. С. Автономов. -М.: Проспект, 1998.- 22& с.
- Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации («Круглый стол» в Институте государства и права РАН) / В. П. Антонова, Е. В. Мирошниченко, JI.A. Ревенко // Государство и право. 1997. — № 5. — С. 24−25.
- Акмалова А.А. Модели местного самоуправления / А. А. Акмалова. М.: Прометей, 2001.- 168 с.
- Акмалова А.А. Особенности самоуправления в Российской Федерации:теория и опыт регулирования / А. А. Акмалова. М.: Прометей, 2002. — 336 с.1
- Алебастрова И. Конституционные аспекты муниципального права в постсоциалистически странах / И. Алебастрова // Право и жизнь. 1995. — № 7. — С.169−183.
- Алексеев И.А. Муниципально-правовая ответственность депутатов представительных органов местного самоуправления (на примере субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа) /
- И.А. Алексеев // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. -№ 1. — С.28−32.
- Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе / С. С. Алексеев. М.: Юрид. лит-ра, 1971.-224 с.
- Алексеев С.С. Структура советского права / С. С. Алексеев. М.: Юрид. лит., 1975.-С.237.
- Алёхин А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное1право Российской Федерации / А. П. Алёхин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. М.: Зерцало, Теис, 1996. — 640 с.
- Андеева Е.М. Становление права муниципальной собственности в Российской Федерации / Е. М. Андеева // Государство и право. 2001. — № 3. — с.31−37.
- Астафичев П. А. Социально-правовая природа народного представительства / П. А. Астафичев // Государство и право. 2001. — № 11. -С.29−37.
- Атаманчук Г. В. Сущность и истоки местного самоуправления / Г. В. Атаманчук // Муниципальный мир. 1999. — № 1. — С. 10−14.
- Бабун Р.В., Муллагаева 3.3. Что такое муниципальная экономика и кому она служит: Пособие для населения и общественных организаций / Р. В. Бабун, 3.3. Муллагаева. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2000. — С.22−29.
- Бажинов М.А. Местное самоуправление как фактор становления гражданского общества в современной России: Дисс.канд. полит, наук / М.А. Бажинов- Московский гос. ун-т. М., 2004. — 166 с.
- Байрамов В.Д. Местное самоуправление и государственная власть в России: проблемы взаимоотношений: Дисс.канд. полит, наук / В.Д. Байрамов- Московская гос. юрид. акад. М., 2003. — 176 с.
- Байтин М.И., Яковенко О. В. Теоретические вопросы правовой процедуры / М. И. Байтин, О. В. Яковенко //Журнал российского права. 2000. — № 8. — С.93−102.
- Барский А. Путсые хлопоты местных бюджетов / А. Барский // // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. 1994. — № 8. -С.102−108.
- Барский А. Финансовая база местного самоуправления / А. Барский, А. Данков, М. Микулин // Вопросы экономики. 1999. — № 3. — С.33−41.
- Бахрах Д.Н. Юридический процесс и административное судопроизводство / Д. Н. Бахрах //Журнал российского права. 2000. — № 9. -С.6−17.
- Белов А.В. Реформа «бюджетного социализма»: вертикальный аспект / А. В. Белов. С.-Пб.: Изд-во С.-ПбУ, 2002. — 189 с.
- Бессарабов В. Прокуратура и органы местного самоуправления // Законность. 2001. № 5. — С.31−34.
- Берг О.В. Разграничение государственной власти и местного самоуправления: организационные и территориальны аспекты / О. В. Берг // Журнал российского права. -2001. № 4. -С.21−25.
- Бондарь Н.С. Права человека и местное самоуправление в российской Федерации: Автореф. дисс. д-ра юрид. наук / Н.С. Бондарь- Саратовская гос. акад. Права, 1997. -48 с.
- Брызгалин А. Комментарий основных положений налогового кодекса российской Федерации / А. Брызгалин, В. Зарипов // Хозяйство и право. -1999. № 1. — С.3−19.
- Вагина Н.М. Принципы публичного права / Н. М. Вагина. Самара: ООО «Офорт», 2004. — 321 с.
- Варламова Н.В. Политико-правовое сознание и развитие самоуправления: Дисс.канд. юрид. наук / Н.В. Варламова- Московский гос. ун-т.-М., 1991.- 172 с.
- Васильев В.И. Государственная власть и местное самоуправление: продолжение спора / В. И. Васильев / Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации. М.: ИД «Юриспруденция», 2004. — С. 5−12.
- Васильев В.И. Местное самоуправление: закон и практика / В. И. Васильев // Журнал российского права. 2001. — № 8. -С.7−16.
- Васильев В.И. Местное самоуправление: закон четвёртый / В. И. Васильев // Журнал российского права. 2004. — № 1. — с.5−14.
- Васильев В.И. Местное самоуправление и государственная власть / В. И. Васильев // Вестник государственной службы. 1993. — № 11. — С. 14−19.
- Васильев В.И. Местное самоуправление сегодня и завтра / В. И. Васильев //Журнал российского права. 1997. — № 8. — С. 10−23.
- Васильев В.И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие / В. И. Васильев. М.: Изд. М. Ю. Тихомирова, 1999. -453 с.
- Васильев В.И. Уставы муниципальных образований. Новое в местном самоуправлении/ В. И. Васильев //Журнал российского права. 1999. — № 2. -С.12−18.
- Выдрин И.В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов / И. В. Выдрин, А. Н. Кокотов. М.: Норма-Инфра-М, 1999. — 368 с.
- Герасименко Н.В. Некоторые правовые проблемы местного налогообложения / Н. В. Герасименко // Журнал российского права. 2000. -№ 5. — С.138−144.
- Гильченко JI. Новый этап реформы местного самоуправления / JI. Гильченко // Власть. 1997. — № 3. — С. 19−22.
- Гладышев А.Г. Правовые основы местного самоуправления / А. Г. Гладышев. М.: Славянский диалог, 1996. — 224 с.
- Горшенев В.М. О разновидностях юридического процесса / В. М. Горшенев /Актуальные проблемы юридического процесса в общенародном государстве. Сборник научных трудов / Под ред. В. М. Горшенева. Выпуск I. -Ярославль: ЯрГУ, 1979. — С.3−10.
- Горшенев В.М. Природа юридического процесса как комплексной системы / В. М. Горшенев /Актуальные проблемы юридического процесса в общенародном государстве. Сборник научных трудов / Под ред. Э. А. Пушмина. Ярославль: ЯрГУ, 1980. — С.3−15.
- Гришин В. Каких поправок требуют законопроекты о реформе региональной и местной власти? / В. Гришин // Российская Федерация сегодня. 2003. — № 6. — С.33−35.
- Дёмин А. Судебный контроль за законностью актов органов местного самоуправления / В. Дёмин // Российская юстиция. 2001. — № 6. — С.25−27.
- Демко А.А. Проблемы правового регулирования деятельности органов местного самоуправления в сфере социального обслужйвания населения: Автореф. дисс.канд. юрид. наук / А.А. Демко- Тюменский гос. ун-т. -Тюмень, 2003. 22 с.
- Диденко А.А. Организационно-правовые формы местного самоуправления в России (1785−1917 гг.): Автореф. дисс.канд. юрид. наук / А.А. Диденко- Белгородский гос. ун-т. Белгород, 2002. — 23 с.
- Дрейшев Б.В. Правотворческие отношения в советском государственном управлении / Б. В. Дрейшев. Д.: Изд. ЛГУ, 1978. — 234 с.
- Емельянов Н.А. Местное самоуправление в России: теория и практика / Н. А. Емельянов. М.: Юрайт, 1999. — 246 с.
- Ерёмин А.Р. Право граждан на местное самоуправление / А. Р. Ерёмин // Известия ВУЗов. Правоведение. 1998. — № 3. — С.40−44.
- Ерёмин А.Р. Право граждан на реализацию функций местного самоуправления / А. Р. Ерёмин // Конституционное и муниципальное право. -2003. № 3. — С.12−15.
- Ершов А.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы становления / А. Н. Ершов. Париж: Международный институт государственной службы, 2000. — 15с.
- Жуков Ж., Куценко В. Местное самоуправление: что есть что? / Ж. Жуков, В. Куценко//Диалог. 1995. — № 3. — С.11−16.
- Зайцев И.М., Рассахатская Н. А. Гражданская процессуальная форма: понятие, содержание, значение / И. М. Зайцев, Н. А. Рассахатская // Государство и право. 1995. — № 2. — с.42−50.
- Замотаев А. Местное самоуправление в городском районе / А. Замотаев // Российская юстиция. 1996. — № 8. — С.9−12.
- Замотаев А. Местное самоуправление как элемент государственного устройства / А. Замотаев // Российская юстиция. 1996. — 6. — С. 16−18.
- Замотаев А. Правовое обеспечение местного самоуправления / А. Замотаев // Российская юстиция. 1996. — № 9. — С.19−21.
- Зуева Ю.А. Самоуправление как форма осуществления публичной власти в условиях государства переходного периода: Автореф. дисс.канд. юрид. наук / Ю. А. Зуева- Ростовский гос. ун-т. Ростов-на-Дону, 2003. — 27 с.
- Иванченко А.В. Местное самоуправление: день сегодняшний и завтрашний / А. В. Иванченко // Российская газета. 1997. — 26 ноября.
- Игнатюк Н.А. Система органов местного самоуправления / Н. А. Игнатюк // Журнал российского права. 1998. — № 6. — С.17−22.
- Казанчеев Ю.Д., Писарев А. Н. Муниципальное право. Учебник / Ю. Д. Казначеев, А. Н. Писарев. М.: Новый Юрист, 1998. — 288с.
- Карташов В.Н. Профессиональная юридическая деятёльность (вопросы теории и практики) / В. Н. Карташов. Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 1992. — 192 с.
- Карташов В.Н. Юридическая деятельность в социалистическом обществе: Учебное пособие / В. Н. Карташов. Ярославль: Изд. Ярославский гос. ун-т, 1987.-84 с.
- Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность / В. Н. Карташов. Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1982. — 218 с.
- Кирюхина М.Н. Проблемы взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления в России:историко-теоретический аспект: Дисс.канд. юрид. наук / М.Н. Кирюхина- Ставропольский гос. ун-т. Ставрополь, 2000. — 183 с.
- Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия / Е. М. Ковешников. М.: Норма-Инфра-М, 2002. — 326 с.
- Козлова Т.А. Укрепление вертикали власти и местного самоуправления / Т. А. Козлова // Журнал российского права. 2001. — № 7. — С.32−35.
- Кокотов А.Н. Муниципальное право в российском праве: понятие, назначение и структура / А. Н. Кокотов // Известия ВУЗов «Правоведение». -2004. -№ 3. С.60−62.
- Колесников А.В. Административно-правовой статус исполнительных органов местного самоуправления: Автореф. дисс.канд. юрид. наук / А.В. Колесников- Саратовская гос. прав. акад. Саратов, 2003. — 23 с.
- Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. / С. А. Комаров. С.-Пб.: Питер, 2004.-418 с.
- Комментарий к федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Фрдерации» / В. И. Васильев, Г. В. Петров, H.JI. Пешин и др. / Отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М.: Норма-Инфра-М, 1997. — 460 с.
- Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль российского права (предмет, принципы, режимы, конструкции, система): Автореф. дисс. д-ра юрид. наук / А.Н. Костюков- Уральская гос. юрид. акад. Екатеринбург, 2003. -41с.
- Костюков А.Н. Субъекты муниципально-правовых отношений / А. Н. Костюков // Конституционное и муниципальное право. 2003. — № 1. — С.28−35.
- Костюков А.Н. Юридические факты в муниципальном праве / А. Н. Костюков // Журнал российского права. 2003. — № 4. — С.53−60.
- Кочубей З.К. К вопросу о единстве органов государственной и муниципальной власти / З. К. Кочубей // Журнал российского права. 2000. -№ 12. — С.49−51.
- Краснов М.А. Введение в муниципальное право / М. А. Краснов. М.: ИГП РАН, 1993.- 16 с.
- Краснов М.А. Местное самоуправление: государственное или общественное? / М. А. Краснов // Советское государство и право. 1990. -№ 10. — С.81−89.
- Кряжков В.А. Местное самоуправление: правовое регулирование и структура / В. А. Кряжков // Советское государство и право. 1992. — № 1 С.16−24.
- Кулиева С.И. Местное самоуправление: конституционно-правовой статус и механизм функционирования / С. И. Кулиева. М.: Луч, 1994. — 151 с.
- Куликов В.В. Реформа местного самоуправления в России: теория и реальность / В. В. Куликов // Государство и право. 2000. — № 11. — С.13−22.
- Курманов М.М. Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования / М. М. Курманов // Журнал российского права. 2004. -№ 11.- С.22−29.
- Курманов М.М. Конституция Республики Татарстан: взгляд Генеральной прокуратуры Российской Федерации / М. М. Курманов // Научный Татарстан: Теоретический, научно-популярный и информационный журнал. 2004. — №½. — С.89−94.
- Курманов М.М. Может ли республика принять свою конституцию, не затрагивая предметы ведения Российской Федерации? / М. М. Курманов // Закон и право. 2004. — № 3. — С. 10−13.
- Курманов М.М. Представительные органы государственной власти субъектов РФ в законодательном процессе / М. М. Курманов // Федерализм. -2004.-№ 1.-С.143−160.
- Курманов М.М. Приняты изменения в Федеральный закон. Что «приобрели» законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации / М. М. Курманов // Юрист. 2002. -№ 11.- С.2−7.
- Кутафин О.Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. Изд. 2-е, переработ, и доп / О. Е. Кутафин, Е?.И. Фадеев. — М.: Юристь, 2002.-552 с.
- Кутафин О.Е., Шеремет К. Ф. Компетенция местных Советов / О. Е. Кутафин, К. Ф. Шеремет. М.: Юрид. лит., 1982. — 232 с.
- Лагуткин А.В. Местное самоуправление как форма народовластия в Российской Федерации / А. В. Лагуткин. М.: Манускрипт, f995. — 95 с.
- Лагуткин А.В. Право граждан на участие в местном самоуправлении в условиях становления в России демократического федеративного государства: Автореф. дисс.канд. юрид. наук / А.В. Лагуткин- Московский гос. ун-т. М., 1995.-22 с.
- Ланге К.П. Становление современной системы региональных органов государственной власти в 1993—1999 годах: Автореф. дисс.канд. ист. наук / К.П. Ланге- Самарская гос. экон. акад. Самара, 2000. — 20 с.
- Леонтенков А.В. Муниципальные правовые акты в системе источников российского права: Автореф. дисс.канд. юрид. наук / А.В. Леонтенков- Нижегородская акад. МВД РФ. Нижний Новгород, 2005. — 35с.
- Лисица В.Н. Федеральный центр и регионы сибири: новый этап в развитии федеративных отношений / В. Н. Лисица // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. — № 2. — С.6−8.
- Лопатина С.Н. Правовой акт органа или должностного лица местного самоуправления как источник права: общетеоретический аспект / С. Н. Лопатина // Известия вузов. Правоведение. 2001. — № 2. — С.41−51.
- Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права / Е. Г. Лукьянова. М.: Норма, 2003.-231 с.
- Лучин В.О. Процессуальные нормы в советском государственном праве / В. О. Лучин. М., 1976. — 354 с.
- Макушин А.А. Организационные и правовые основы деятельности местного самоуправления по охране общественного порядка: Автореф.дисс.канд. юрид. наук / А.А. Макушин- Челябинский гос. ун-т. Челябинск, 2000.- 19 с.
- Малараева Ю.М. Местное самоуправление в системе российского федерализма: политико-правовые аспекты: Дисс.канд. юрид. наук / Ю.М. Малараева- Московская госуд. юрид. акад. М., 2004. — 166 с.
- Маркс К. Дебаты по поводу закона о краже леса / К. Маркс, Ф. Энгельс Сочинения. 2-е изд. — М.: Госполитиздат, 1955. — Т.1. — 586 с.
- Мартынов М. Ю. Местное самоуправление в политической системе России: теоретико-прикладной аспект: Автореф. дисс. д-ра полит, наук / М.Ю. Мартынов- Московский гос. ун-т. М., 2003. — 48 с.
- Малый А.Ф. Устав муниципального образования и обеспечение прав граждан / А. Ф. Малый // Право и общество. Сборник научных трудов. -Архангельск: Архангельский гос. техн. ун-т, 2002. С.92−99.
- Местное самоуправление в зарубежных странах (информационный обзор) / Под общ. ред. Н. П. Медведева, А. И. Ракитова, А. Ю. Федорова, В. В. Бенкевича, С. И. Жупанова. М.: Юрид. лит., 1994. — 80 с.
- Местное самоуправление в современной России: политика, практика, право: Материалы семинаров / Под ред. С. Рыженкова. М.: Московский общественный научный фонд, ИГГТИ, 1998. — 160 с.
- Местное самоуправление в современной России: Реализация законодательства Российской Федерации по вопросам местного самоуправления в современной России / Под ред. А. Г. Воронина, JI.B. Гильченко. М.: МНФ, 1998. — 240 с.
- Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции 25 января 1994 г. Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 167 с.
- Местное самоуправление в Российской Федерации: Сборник нормативных актов. М.: Белые альвы, 1998. — 512 с.
- Миронцева С.А. Реформа местного самоуправления в контексте демократизации постсоциалистических систем (на примере Венгрии, Польши, и России): Дисс.канд. полит, наук / С.А. Миронцева- Кубанский гос. ун-т. -Краснодар, 2003. 161 с.
- Мирошниченко Е.В. Местное самоуправление в России. Теория и практика / Е. В. Мирошниченко // Государство и право. 1993. — № 6. — С. 141 147.
- Михайлов Е. Система местного налогообложения / Е. Михайлов // США. Экономика, политика, идеология. 1994. — № 8−9. — С.43−54.
- Модельный регламент представительных органов местного самоуправления (думы) муниципального образования // Журнал российского права. -2000. -№ 10.- С.72−93.
- Модин Н. Ответственность органов местного самоуправления за неправомерные действия / Н. Модин // Российская юстиция. 2000. — № 1. -С.22−23.
- Мокрый B.C. Межбюджетные отношения и финансовые основы местного самоуправления / B.C. Мокрый // Финансы. 2001. — № 6. — С. 141 147.
- Мокрый B.C. Местное самоуправление в РФ как институт публичной власти и гражданского общества: Автореф. дисс. д-ра юрид. наук / B.C. Мокрый- Московский гос. ун-т. М., 2003. — 53 с.
- Мокрый B.C. Местное самоуправление в Российской Федерации как институт публичной власти в гражданском обществе / B.C. Мокрый. Самара: Изд. Самарского НЦ РАН, 2003. — 356 с.
- Мокрый B.C. Местное самоуправление: пути становления и развития / B.C. Мокрый // Журнал российского права. 2002. — № 10. — С.3−10.
- Муниципальное право Российской Федерации. Учебник для вузов. 2-е изд. перераб. И доп. / Под ред Н. С. Бондаря. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 559 с.
- Муниципальный менеджмент в Российской Федерации: Учебное пособие дл вузов / Т. Г. Морозова, М. П. Победина, Г. Б. Поляк и др.- Под ред. проф. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 263 с.
- Незнамова Е.А. Местное самоуправление. Органы власти / Е. А. Незнамова. -М.: ПРИОР, 2001.- 96 с.
- Некрасов С.И. Федеральные и региональные средства и способы преодоления юридических коллизий публично-правового характера / С. И. Некрасов // Государство и право. 2001. — № 4. — С.5−11.
- Нудненко JI.A. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления (проблемы теории и практики): Автореф. дисс. д-ра юрид. наук / JI.A. Нудненко- Московская гос. юрид. акад. М., 2001. — 52 с.
- Овсянников J1.H. Игра без правил / J1.H. Овсянников // Финансы. 2001.- № 3.
- Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия / И. И. Овчинников. М.: ИГПАН РФ, 1999. — 328 с.
- Основы Европейской хартии местного самоуправления: Методическое пособие для вузов / Под. Ред. В. А. Черникова. М.: СРГ, 2000. — 108 с.
- Пансков В. Налоговые проблемы местных финансов / Пансков В. // Финансы. 1994. — № 9. — С. 15−18.
- Пащенко К.А. Правовое регулирование муниципальной финансовой деятельности в Российской Федерации: Автореф. дисс.канд. юрид. наук / К.А. Пащенко- С.-Пб. гос. ун-т. С.-Пб., 2004. — 24 с.
- Пискотин М.И. Советское бюджетное право / М. И. Пискотин. М., 1971.- 475 с.
- Поляк Г. Региональные финансы и рыночная экономика / Г. Поляк // Финансы// 1993. № 1. -С.3−8.
- Постовой Н.В. Муниципальное право России / Н. В. Постовой. М.: Новый Юрист, 1998. — 350 с.
- Правовое регулирование основ территориального общественного самоуправления федеральным законодательством // Думский вестник. 1996.- № 9. С.91−115.
- Проблемы государственного и муниципального управления в современной России. Материалы региональной научно-практической конференции 15 марта 1995 г. Н. Новгород: Нижегородский гос. ун-т, 1995. -99 с.
- Проскурина JI.B. Позитивный опыт деятельности Совета представительных органов муниципальных образований Ленинградской области / Л. В. Проскурина // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. — № 1. — С.24−27.
- Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы / В. Н. Протасов. М.: Новый Юрист, 1999. -240 с.
- Путин В.В. Местное самоуправление основа гражданственности и народовластия / В. В. Путин // Журнал российского права. — 2003. — № 12. — С. З-8.
- Путин В.В. Не будет ни революций, ни контрреволюций. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 3 апреля 2001 / В. В. Путин // Российская газета. 2001. — 4 апреля.
- Пылин В.В. Проблемы наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления / В. В. Пылин // Государство и право. — 1999.-№ 9.-С.13−20.
- Пылин В.В. Проблемы теории и практики народовластия в процессе становления местного самоуправления России: Автореф. дисс. д-ра юрид. наук / В.В. Пылин- Московский гос. ун-т. М., 1999. — 44 с.
- Радачинский Ю.Н. Обжалование действий и решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц как вид юридической деятельности: Автореф. дисс.канд. юрид. наук / Ю.Н. Радачинский- Ростовский гос. ун-т. Ростов-на-Дону, 2002. — 23 с. 1
- Рововая С. Местное самоуправление: правовое обеспечение / С. Рововая // Человек и труд. 1997. — № 4. — С.69−71.
- Романов О. К вопросу о законности сбора за право торговли / О. Романов // Хозяйство и право. 1999. — № 11. — С.49−53.
- Савельев А.И. Местное самоуправление в России и его особенности в республиках Среднего Поволжья: Автореф. дисс.канд. полит, наук / А.И. Савельев- Чувашский гос. ун-т. Чебоксары, 2005. — 26 с.
- Савранская O. J1. Правовые основы местаог7о самоуправления / O. J1. Савранская // Социологические исследования. 1997. — № 1. — С. 111−119.
- Сахарнова В.Н. Проблемы определения территориального уровня местного самоуправления / В. Н. Сахарнова // Журнал российского права. -2001. № 10. — С.49−54.
- Свешников М.И. Основы и пределы самоуправления. Опыт критического разбора основных вопросов местного самоуправления в законодательстве важнейших европейских государств / М. И. Свешников. С.-Пб., 1892. -XXIV, 296, XXIV с.
- Селютина Е.Н. Взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: правовой и политический аспекты: Дисс.канд. юрид. наук / Е.Н. Селютина- Орловский гос. ун-т. Орёл, 2004. — 183 с.
- Сенякин И.Н. Понятие и структурные элементы системы права / И. Н. Сенякин / Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Изд. 3-е, переработанное и дополненное / Отв. ред М. Н. Марченко. -Т.2. М.: ИКД «Зерцало», 2001. — 512 с.
- Сергеев А.А. О Порядке формирования представительных органов муниципальных районов / А. А. Сергеев // Конституционное и муниципальное право. 2004. — № 2. — С.27−30.
- Сивицкий В.А. О проектах федеральных законов об организации публичной власти в Российской Федерации / В. А. Сицицкий // Журнал российского права. 2002. — № 12. — С.3−9.
- Соболева Л.Б. К вопросу об особенностях статуса исполнительного самоуправления / Л. Б. Соболева // Конституционное и муниципальное право. -2003. № 6. — С.15−19.
- Соловьёв С.Г. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации / С. Г. Соловьёв. — С.-Пб.: Питер, 2003. -314с.
- Соловьёв С.Г. Муниципально-правовая ответственность местного представительного органа / С. Г. Соловьёв // Право и образование. 2004. -№ 3. — С.146−153.
- Соловьёв С.Г. Проблемы функционального разграничения компетенции главы муниципального образования и местного представительного органа в системе муниципальной власти / С. Г. Соловьёв // Государство и право. 2004. — № 3. — С.32−35.
- Сорокин С.П. Конституционно-правовые основы функционирования органов местного самоуправления в Российской Федерации: Автреф. дисс.канд. юрид. наук / С.П. Сорокин- Московский гос. ун-т. М., 2004. -23 с.
- Сорокин А.С. Основные тенденции развития и правового регулирования деятельности органов муниципального управления в США: Автореф. дисс.канд. юрид. наук / А.С. Сорокин- Московская гос. юрид. акад. М., 1994.-26 с.
- Становление государственности и местного самоуправления в регионах России. Сборник научных статей / Под. Ред. Н. И. Матузова. — Саратов: СВШ МВД РФ, 1997.- 138 с.
- Строгович М.С. Судебное право: предмет, система, наука // Советское государство и право / М. С. Строгович. 1979. — № 12.- С.3−11.
- Судебное право / Под ред. В. М. Савицкого, А. М. Ларина. М.: Юрид. лит., 1981.-465 с.
- Теория юридического процесса: Учебное пособие / В. М. Горшенев, В. Г. Крупин, Ю. И. Мельников и др. / Под общ. ред. В. М. Горшенева. Харьков: Вища школа, 1985. — 192 с.
- Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского И В. Д. Перевалова. -М.: Норма-Инфра-М, 1997. 559 с.
- Теория государства и права: Курс лекций. Изд. 2-е / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: Юристь, 2000. — 771 с.
- Тихомиров Ю.А. Диалектика управления и самоуправления / Ю. А. Тихомиров // Вопросы философии. 1983. — № 8. — С.21−34.
- Тихомиров Ю.А. Публичное право / Ю. А. Тихомиров. М.: БЕК, 1995. -570 с.
- Уваров А.А. О разграничении и оптимизации компетенции муниципальных органов власти / А. А. Уваров // Журнал российского права. -2002.-№ 1.-С.43−52.
- Усманова P.M. Системность в местном самоуправлении: Автореф. дисс.канд. юрид. наук / P.M. Усманова- Московская гос. юрид. акад. -Москва, 2002.-C.il.
- Фадеев В. Краткий очерк истории муниципального права / В. Фадеев // Право и жизнь. 1994. — № 5. — С. 146−151.
- Фадеев В.И. Муниципальное право России. Учебник / В. И. Фадеев. М.: Юристь, 1994.- 168 с.
- Фадеев В.И. Территориальная организация местного самоуправления в Российской Федерации / В. И. Фадеев. -М.: ИНИОН РАН, 1996. 58 с.
- Фарукшин М.Х. Федерализм: теоретические и прикладные аспекты / М. Х. Фарукшин. М.: Юристь, 2004. — 527 с.
- Филиппов Н.К. Конституция Чувашской Республики: Комментарий /Н.К. Филиппов. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 2003. — 308 с.
- Филиппов Н.К. Эволюция государства: от национального до мирового / Н. К. Филиппов. Чебоксары: Руссика, 2002. — 307 с.
- Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. — С.160. — 815 с.
- Фомина Г. Г. Становление местного самоуправления в России (Заочный круглый стол): Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления / Г. Г. Фомина // Полис. 1998. — № 4. — С.163−165.
- Хачатурян Б.Г. Дискуссионные вопросы российского местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2003. — № 3. -С.31−34.
- Ходасевич С.Г. Бюджетная реформа: последствия для местных бюджетов / С. Г. Ходасевич // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. 2004. — № 12. — С.93−98.
- Химичева Н.И. Налоговое право / Н. И. Химичева. М.: БЕК, 1997. — 486 с.
- Холодная Е.В. Территориальное общественное самоуправление в Российской Федерации: правовые основы организации и деятельности: Автореф. дисс.канд. юрид. Наук / Е.В. Холодная- Саратовская гос. прав, акад. Саратов, 2003. — 26 с. 1
- Хорев А.А. О субъектах права муниципальной собственности / А. А. Хорев // Юридический мир. 2003. — № 6. — С.4−10.
- Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы / В. Б. Христенко. — М.: Дело, 2002.-228 с.
- Черник И.Д. Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие / И. Д. Черник / Отв. ред. Фадеев. М.: ИНИОН РАН, 1996.-56 с.
- Чиркин В.Е. Современные модели местного самоуправления / В. Е. Чиркин // Российский юридический журнал. 1995. — № 3 (7). — С. 109−115.
- Шагиева Р.В. Процессуально-правовые нормы и их реализация в социалистическом обществе / Р. В. Шагиева. Казань: Изд. КГУ, 1986 — 104 с.
- Швецов А.Н. Потребности муниципальных образований в финансовых средствах и бюджетно-налоговые возможности их удовлетворения / А. Н. Швецов // Российский экономический журнал. 2001. — № 7. — С. 17−39.
- Шеремет К.Ф. Компетенция местных Советов / К. Ф. Шеремет. М.: Изд. Московского ун-та, 1968. — 168 с. I
- Шепенко Р.А. Правовые основы бюджетного устройства и бюджетного процесса Великобритании / Р. А. Шепенко // Известия вузов. Правоведение. -1999. № 2. — С.107−123.
- Широков А.Н. Местное самоуправление в политической системе современной России: особенности и проблемы становления: Дисс.канд. полит, наук / А.Н. Широков- Московская госуд. юрид. акад. М., 1998. — 165 с.
- Шугрина Е.С. Муниципальное право. Учебник / Е. С. Шугрина. М.: Дело, 1999.-496 с.
- Элькинд П.С. Категории «содержание» и «форма» в сфере уголовно-процессуального регулирования / Развитие и совершенствование уголовного? процессуальной формы / П. С. Элькинд. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 1979. — С.42−48.
- Юридическая процессуальная форма. Теория и практика / Под общ. ред. П. Е. Недбайло, В. М. Горшенева. М.: Юрид. лит-ра, 1976. — 216 с.
- Юсупов А.В. Нормотворческие отношения в системе местного самоуправления / А. В. Юсупов. Волгоград: Изд. Волгоградского института экономики, управления, 2004. — 80 с.
- Юсупов А.В. Правотворческие отношения в системе местного самоуправления / А. В. Юсупов / Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 4. — Том 1. — М.: ИГ «Юрист», 2004. — С.645−646.
- Ясюнас В.А. Местное самоуправление. Комментарии. Разъяснения / В. А. Ясюнас. М.: Издательство «Ось-89», 1997. — 176 с.