Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование культуры рыночных отношений: социологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях современной России именно культура отношений выступает фактором, косвенно и напрямую могущим повлиять на всю систему жизнедеятельности, как на уровне всего общества или социальной группы, так и на межличностном уровне. Без решения проблемы развития культуры рыночных отношений невозможны никакие сдвиги в сторону улучшения ни в экономике, ни в политике, ни в социальной сфере России. Для… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел 1. Культура рыночных отношений молодежи: сущность, структура, функции, критерии, показатели и индикаторы
  • Раздел 2. Проблемы становления культуры рыночных отношений молодежи в условиях современной России
  • Раздел 3. Пути развития культуры рыночных отношений молодежи: управленческий диалог

Формирование культуры рыночных отношений: социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Внедрение в социальные отношения рыночных принципов в России вызывает серьезные трудности. Учеными, аналитиками и специалистами в области управления высказываются самые разные причины затруднений экономических реформ в нашей стране. Но при этом зачастую не учитывается один из важнейших факторов создавшейся сложной ситуациинизкий уровень культуры рыночных отношений.

Культура в качестве феномена человеческого общества имеет необходимый потенциал как прямого, так и опосредованного влияния на содержание и характер социальных отношений. На ее основе появляется реальная возможность стихийные рыночные отношения трансформировать в цивилизованные. В мировой теории и практике управления уже давно осознана значимость культуры, как совокупности норм и ценностей, оказывающих позитивное влияние на функционирование разнообразных социальных систем в направлении гуманизации социальных отношений, обеспечения социальной защищенности людей и даже содействия эффективной деятельности. Последнее правомерно отнести к корпоративной культуре.

Российскому обществу для того, чтобы окончательно выйти из кризисного состояния и перейти на устойчивое функционирование, необходимо решить проблему формирования и развития культуры рыночных отношений. Это требует всестороннего исследования и, прежде всего, теоретического осмысления, выявления всех составляющих механизма проникновения культуры в социальные отношения и специфики ее влияния на различные возрастные группы населения и, прежде всего — на молодежь, которая вступает в трудовую деятельность уже в условиях рыночных отношений. Только таким образом можно обеспечить вхождение молодежи в цивилизованный рынок.

Молодежь в силу своих возрастных особенностей имеет ограниченный доступ к значимым экономическим, социальным и культурным благам, находится в известной зависимости от родителей, педагогов, сверстников в материальном, культурном и психологическом плане. В то же время по мере своего взросления молодое поколение усваивает ценности, нормы и принципы социально значимого поведения, овладевает правами, свободами и обязанностями зрелого гражданина. В настоящее время практически невозможно предсказать, что привнесет в будущее нашего общества современная, глубоко дифференцированная по социально-экономическим, I психологическим, социокультурным и т. д. признакам, молодежь. Но то, что ей объективно необходимо вступать в общественные отношения, овладевать общей культурой и культурой рыночных отношений, в частности, становиться более самостоятельной и ответственной за свои действия, не вызывает сомнений.

В условиях современной России культура рыночных отношений выступает фактором, непосредственно и опосредованно влияющим на всю систему жизнедеятельности на общественном, групповом и личностном ^ уровнях. Без научно обоснованного управленческого подхода к ее формированию невозможно вести речь о серьезных сдвигах в сторону улучшения в экономике, политике и социальной сфере, а также о вступлении молодежи в самостоятельную жизнь в качестве полноправного субъекта рынка и о реализации ею своего трудового, интеллектуального и творческого потенциала.

Таким образом, формирование культуры рыночных отношений молодежи является актуальной и практически значимой задачей, что обусловлено существующими противоречиями между:

• уровнем разработанности проблемы культуры рыночных отношений и требованиями современной жизни;

• необходимым комплексом технологий и алгоритмов цивилизованного рынка и реально используемыми методами и приемами- • декларируемыми и реальными культурными ценностями и нормами рыночных отношений.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Проблема культуры социальных отношений, складывающихся под влиянием механизма рынка, с точки зрения социологии управления на данный момент раскрыта явно недостаточно. До настоящего времени культура не рассматривалась как многоплановый феномен с возможностью ее всестороннего влияния на социальные отношения. Социологи и культурологи редко участвовали в * изучении и анализе рассматриваемой проблемы, что не способствовало глубокому системному выявлению причин низкой культуры реальных рыночных отношений, вплоть до возникновения социальных конфликтов в России.

В научной литературе имеется множество публикаций, в разной степени связанных с рассматриваемой проблемой. Всю имеющуюся по исследуемой теме литературу можно условно разделить на пять частей. В первую группу можно включить серию книг и брошюр по социологии в к целом и по социологии управления в частности, а также по различным типам и видам социальных отношений и их взаимосвязи. Авторами этих книг являются Л .Я. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков и др.- Ю. Е. Волков, В. Г. Гречихин, Е. Я. Дугин, Т. И. Заславская, А. Г. Здравомыслов, Н. Д. Казакова, А. И. Кравченко, Ю. Д. Красовский, Р. Л. Кричевский, К. О. Магомедов, В. Г. Немировский, А. И. Пригожин, О. В. Ромашов, Ромашова Л. О., М. Н. Руткевич, Е. П. Тавокин, Ж. Т. Тощенко, С. С. Фролов, В. Ф. Халипов, В. М. Шепель, В. А. Ядов и другие (4- 15- 32- 40- 56- % 67- 71- 82- 97- 100- 101- 124- 144- 157- 162- 168- 193- 200- 206- 208- 216- 226).

Во вторую группу можно включить работы по социальным проблемам рынка. Этим проблемам посвятили свои исследования многие экономисты и социологи: Л. И. Абалкин, В. И. Бовыкин, В. Э. Бойков, СЛО. Глазьев, В.В.

Голосов, Е. Я. Дугин, М. Г. Делягин, Р. Г. Емцов, М. М. Задорнов, Т. И. Заславская, А. Г. Куликов, В.В., А. Ю. Михайлов, Р. В. Рывкина, А. И.

Холопов, Г. А. Явлинский и другие (1- 20- 21- 36- 47- 56- 68- 100- 225).

Третью группу составляют публикации по культуре и, прежде всего, по культуре социальных отношений, культуре деятельности, экономической культуре, культуре управления. Это труды С. А. Анисимова, С. Ф. Анисимова, В. Г Асеева, Э. А. Баллера, Н. Г. Веселовой, И. В. Дискина, Л. Г. Ионина, J1.H. Когана, Г. Ф. Красноженовой, Н. И. Лапина, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева, П. А. Сорокина и других (10- 11- 12- 16- 28- 52- 79- 89- 98- 99- 114- 126- 131;

185).

Четвертую группу составляют работы, в которых анализируется проблема молодежи как специфической социально-демографической группы, имеющей определенные возрастные социально-экономические, социально-психологические, социокультурные, статусные и т. д. характеристики. Это труды В. Н. Боряза, Н. Д. Вавилиной, С. Б. Винокурова, В. А. Гордилова, A.A.

A.C. Запесоцкого, Зубок Ю. А., Козлова, Е. А. Гришиной, И. М. Ильинского,.

B.Т. Лисовского, А. В. Шаронова, А. Г. Эфендиева А.Г., О. М. Дудиной О.М. и.

• других (22- 24- 38- 66- 71- 92- 119- 142- 223).

И только незначительную часть научных работ можно отнести к публикациям, в которых рассматриваются отдельные проблемы формирования культуры молодежи в условиях становления и развития рыночных отношений в России. Это труды Т. В. Дробышевой, Ю. Н. Клочко, Д. Л. Константиновского, А. Г. Кузнецова, В. П. Лобанова, В. Н. Шубкина, O.A. Раковской и других (55- 85- 95- 103- 120- 158- 187).

В условиях перехода к устойчивому экономическому развитию ^ усиливается потребность в разработке и применении адекватной современным российским реалиям плодотворной научной концепции по управлению формированием культуры рыночных отношений молодежи.

Объект исследования — культура рыночных отношений молодежи как специфической социально-демографической группы, имеющей возрастные характеристики от 18 до 30 лет.

Предмет исследования — формирование культуры рыночных отношений молодежи.

Цель исследования — выявить оптимальные пути • и средства формирования культуры рыночных отношений молодежи в современной России.

Задачи исследования:

• изучить сущность, содержание и функции культуры рыночных отношений;

• выявить критерии, показатели, индикаторы и уровни развития культуры рыночных отношений молодежи;

• раскрыть генезис культуры рыночных отношений молодежи в российском обществе;

• определить пути и средства формирования культуры рыночных отношений молодежи.

• - разработать научно-практические рекомендации по управлению формированием культуры рыночных отношений молодежи.

Теоретико-методологическая основа и методы исследования. Теоретико-методологическую основу диссертации составили работы отечественных и зарубежных ученых, в которых раскрыты основные черты диалектического и балансового метода и выявляются причинно-следственные связи формирования культуры социальных отношений в условиях реализации рыночных принципов на основе социологического подхода.

Автор опирался на методы системного и структурно-функционального анализа. Конкретными методами исследования стали: анкетный опрос, проводимый в мониторинговом режимеэкспертный опрос методом интервьюконтент-анализ научных трудов, публикаций периодической печати и статистики по проблемам развития культуры рыночных отношений и социальным проблемам молодежиметод наблюденияметод аналогии.

Эмпирическая база и источники исследования. В работе над диссертацией автор опирался на материалы государственной и ведомственной статистики, результаты социологических исследований отечественных и зарубежных социологов. Эмпирическую базу исследования составляют результаты конкретных социологических исследований, осуществленных под руководством или при непосредственном участии автора, а также материалы социологических центров страны с 1990 по 2005 г. г.

Автор осуществил вторичный анализ материалов социологического исследования (п=30 тыс. чел.), проведенного Институтом опыта Академии общественных наук при ЦК КПСС в 1990 году, что позволило изучить генезис формирования рыночных отношений молодежи.

Исследование социальных последствий перехода к рынку, отраженных в общественном мнении, проведено в 1998 году. Массовый анкетный опрос проводился независимым социологическим агентством при непосредственном участии автора в нескольких регионах страны, в том числе, в Москве, Московской, Свердловской, Костромской областях, Ставропольском крае. В выборочную совокупность было включено 2114 респондентов. Надежность выборки 95%. Выборка многоступенчатая, квотная, случайная. В выборку исследования были включены медики-стоматологи с целью определения общего и особенного в процессе вхождения в рыночные отношения молодежи данной профессиональной группы.

Экспертный опрос по изучаемой проблеме автор провел в 2001 году. Было изучено мнение 58 экспертов — социологов, экономистов, специалистов управления в области культуры рыночных отношений молодежи.

В 2002 году накануне выборов губернатора Владимирской области и президента республики Ингушетии при участии автора в названных регионах был проведен анкетный опрос (п=650 чел.).

В феврале 2004 года по всероссийской выборке (п=1500 чел.) независимым социологическим агентством с участием автора было проведено социологическое исследование социально-экономических проблем населения. Основные блоки анкеты массовых опросов были общими при проведении исследований в 1998, 2002 и 2004 году.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Оптимально вступить в рыночные отношения в качестве * полноправного субъекта этих отношений, как реальный собственник или наемный работник, молодежь может, только обладая культурой рыночных отношений, которую следует рассматривать как сложный феномен, многогранно влияющий на социальную, экономическую, правовую, нравственную, политическую, психологическую и иные стороны жизни, на социальные отношения в целом.

2. В настоящее время говорить о развитой культуре рыночных отношений не приходится, так как существующий механизм развития.

Ь рыночных отношений в России, в основном, опирается на систему психологического пропагандистского воздействия на людей, включая, молодежь, не обеспечивая при этом необходимых экономических и организационных условий для формирования культуры рыночных отношений.

3. Развитая культура рыночных отношений, сформированные в ней ценности, нормы и образцы социально ориентированного экономического поведения смогут помочь преодолеть негативные последствия стихийного рынка, снять образовавшиеся под его влиянием деформации социальных отношений, снизить остроту социальных проблем и предотвратить потенциальные социальные конфликты.

4. Культура рыночных отношений выполняет воспитательную, адаптивную, ценностно-ориентационную, гуманистическую, нормативно-регулятивную и организационную функции, которые обращены к человеку и, прежде всего, к молодежи, поэтому их реализация становится необходимым условием для оптимального формирования культуры рыночных отношений молодежи.

5. Управление формированием культуры рыночных отношений молодежи должно осуществляться с учетом специфики этой социально-демографической группы, ее внутренней дифференциации, места и роли в общественных отношениях, а также необходимости разрешения сложившегося противоречия между социальными потребностями молодежи в становлении ее в качестве субъекта рыночных отношений и возможностями их реализации.

6. При определении путей и способов развития культуры рыночных отношений молодежи основной упор должен делаться на повышении уровня ее профессиональной подготовленности и образованности в вопросах рыночных отношений, на формировании корпоративной культуры собственников и наемных работников, на согласовании интересов государства и общества с интересами молодежи на личностном и групповом уровнях.

Основные научные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна:

• обосновано, что культура рыночных отношений молодежи, являясь интегральным показателем отношений между молодежью, обществом и другими социальными группами, выступает мерой развития и реализации сущностных (производительных и творческих) сил молодежи, способом разрешения основного противоречия ее становления в качестве субъекта рыночных отношений — противоречия между социальными потребностями молодежи и возможностями их удовлетворения;

• выделены три уровня развития культуры рыночных отношений молодежи: о «начальный», находясь на котором, молодежь овладевает минимальным набором знаний о культуре рыночных отношений, имеет некоторые представления о рыночных структурах, о мотивационной сфере вступления в рыночные отношения, о «необходимый» уровень, характеризующийся сформированностью молодежи как субъекта рынка, проявлением основных функций культуры рынка в отношении к молодежи, наличием у молодежи определенного опыта рыночных отношений, о «высокий» уровень возможен при высоком уровне общей культуры в обществе, в том числе культуры рыночных отношений, при соблюдении правовых и нравственных норм и мировых стандартов рыночных отношений, что позволяет молодежи на основе положительного опыта участия в рыночных отношениях эффективно развиваться и начинать занимать лидерские позиции в рыночных отношенияхопределены основные функции культуры рыночных отношений: воспитательная, адаптивная, ценностно-ориентационная, гуманистическая, нормативно-регулятивная и организационная, которые позволяют молодежи ориентироваться в окружающем мире, способствуют адаптации к социальным условиям рынка и обеспечивают регулирование ее деятельностивыявлены оптимальные направления формирования культуры рыночных отношений молодежи, основанные на принципах, гуманизма, демократии, социальной справедливости, методах программно-целевого управления, ориентированные на достижение баланса интересов молодежи и других социальных групп, позволяющие плодотворно реализовывать имеющиеся возможности управления процессом проникновения культуры в рыночные отношения для преодоления молодежью возникающих социальных проблемвыделены возможные пути формирования культуры рыночных отношений молодежи: о пассивный путь, для которого характерно стихийное включение молодежи в рыночные отношения, становление культуры рыночных отношений без особых целевых программ ее формирования, о активный путь, который предполагает активные целенаправленные действия самой молодежи по развитию культуры рыночных отношений, о комплексный путь, который основывается на создании объективных условий формирования культуры рыночных отношений молодежи в сочетании с активной позицией молодежи и целенаправленными действиями государственных и общественных организаций по развитию культуры рыночных отношений молодежи, разработаны основы управленческого диалога с молодежью, который предполагает равноправие субъектов и объектов управления, установление прямой и обратной связи меду кадрами управления и молодежью и т. д., что будет способствовать повышению эффективности процесса формирования культуры рыночных отношений молодежипредложена модель мониторинга управления процессом формирования культуры рыночных отношений молодежи, основными компонентами которого являются определение репрезентативности обратной связи, изучение и учет общественного мнения, расчет и обоснование периодичности получения информации, что позволяет не только отслеживать ход формирования культуры рыночных отношений молодежи, но постоянно вносить необходимые коррективы в этот процесс.

Практическая значимость результатов исследования. Материалы диссертационного исследования, практические рекомендации и выводы могут быть использованы для решения проблемы формирования и развития культуры рыночных отношений молодежи, преодоления многих негативных последствий развития рыночных отношений, снижения остроты социальных проблем, предотвращения социальных конфликтов.

Основные теоретико-методологические положения диссертации могут стать основой прогнозов и практических расчетов по определению конкретных путей и средств развития культуры рыночных отношений молодежи.

В частности, полученные в диссертации выводы и рекомендации, а также собранные автором материалы могут быть использованы для:

• формирования представлений о культуре рыночных отношений молодежи;

• их практического использования в законотворческой и исполнительской деятельности всех ветвей власти и органов управления;

• дальнейшей разработки основ углубленного исследования влияния культуры на совершенствование социальных отношений молодежи с другими субъектами общественной жизни в условиях рынка;

• комплексного практического решения проблемы развития культуры рыночных отношений молодежи, для создания частных методик в этом направлении;

• подготовки учебных пособий по курсам теории социального управления, социология управления, теория культуры, теории рынка и проблем молодежи.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, результаты и выводы, содержащиеся в диссертации, нашли отражение в пяти публикациях. Выводы и результаты исследования были доложены на трех научно-практических конференциях, в том числе на Международной конференции в 2004 году в Российской академии государственной службы при Президенте РФ «Акмеология: пути развития в XXI веке».

По заказам местных и муниципальных органов власти автором подготовлено пять аналитических записок и рекомендательных материалов. Теоретические положения, выводы и материалы исследования использовались автором в лекциях, выступлениях и публикациях.

Диссертация обсуждалась на кафедре управления персоналом и новых информационных технологий в управлении Московского государственного университета приборостроения и информатики.

Структура диссертации определяется общей концепцией и логикой социологического анализа и включает введение, три раздела, заключение, список использованных источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итог проведенному исследованию формирования культуры рыночных отношений молодежи, следует отметить, что применявшиеся для анализа методы помогли выявить реальный механизм формирования рыночных отношений в России. Современные рыночные отношения, складывались скачкообразно. Рынок с частной собственностью на землю должен был явиться основой экономического реформирования общества. И, соответственно, декларированные ценности частной собственности должны были стать, но все еще не стали господствующими в общественном мнении. Более того, наблюдается значительное рассогласование декларируемых и реальных культурных ценностей.

Первый этап перехода к рыночным отношениям, который пыталось провести советское правительство, назывался переходом к регулируемой рыночной экономике. При этом сам переход, по мнению реформаторов должен был проходить нерегулируемо по принципу «шоковой терапии». Необходим регулируемый переход к саморегулируемому или свободному рынку. Это не позволило бы на первом этапе зачастую преступным путем захватывать собственность, и в дальнейшем строить рыночные отношения с присутствием теневой и криминальной экономики. Т. е., вместо преступного олигархического управления обменными отношениями можно было бы получить свободный рынок, свободную экономику как основание демократического общества, культуры рыночных отношений.

В настоящее время многие проблемы, негативные последствия становления рыночных отношений могут быть преодолены или потеряют свою остроту, если культура будет основой всех сфер рыночных отношений. Культура рыночных отношений должна рассматриваться как интегративный фактор, влияющий на социальную, экономическую, правовую, нравственную, политическую, психологическую и иные стороны жизни общества с рыночной экономикой.

Культура может помочь снять деформации социальных отношений стихийного рынка, преодолеть негативные последствия его внедрения, снизить остроту социальных проблем, предотвратить конфликты. Механизм становления и функционирования культуры рыночных отношений, в первую очередь, опирается на систему психологического воздействия на субъекты рыночных отношений. Пока психологическое давление в основном оказывается односторонне со стороны собственников. И, можно отметить, что в течение всего времени становления рыночных отношений психологическое воздействие на основную часть населения — это фактор тоталитарного и, в первую очередь, психологического давления.

Чтобы выйти из сложнейшего кризисного состояния и перейти на устойчивое функционирование, необходимо решить проблему формирования и развития культуры рыночных отношений, и, как показало проведенное исследование, это особенно важно для молодежи. Применив комплексный подход к изучению проблемы культуры рыночных отношений, изучив специфику формирования культуры рыночных отношений молодежи, была разработана концепция оптимального формирования культуры рыночных отношений молодежи, основанная на принципах, гуманизма, демократии, социальной справедливости, программно-целевого управления, ориентированная на достижение баланса интересов молодежи и других социальных групп, позволяющая плодотворно реализовывать имеющиеся возможности проникновения культуры в рыночные отношения для преодоления молодежью возникающих социальных проблем.

Можно с уверенность утверждать, что основные функции культуры рыночных отношений: воспитательная, адаптивная, ценностно-ориентационная, нормативная и регулятивная обращены, прежде всего, к молодежи. Как показало исследование, главная проблема состоит в том, чтобы функции культуры рыночных отношений «заработали» в полной мере. Это помогло бы молодым людям адаптироваться к социальным условиям рынка, комфортно в нем себя чувствовать, ориентироваться в окружающем мире.

Выявлены три уровня формирования и развития культуры рыночных отношений молодежи. «Начальный» уровень, при котором можно говорить о начале зарождения знаний молодежи о культуре рыночных отношений, представлений о рыночных структурах, о начале формирования мотивационной сферы вступления в рыночные отношения. По данным исследования, на этом уровне находится примерно треть молодых людей. «Средний» уровень, характеризующийся сформированностью молодежи как субъекта рынка, проявлением основных функций культуры рынка в отношении к молодежи. На этом уровне находится около 5% молодежи. И, наконец, «высокий» уровень, который возможен при высоком уровне общей культуры в обществе, в том числе культуры рыночных отношений, при соблюдении правовых и нравственных норм и мировых стандартов рыночных отношений, что могло бы позволить эффективно развиваться молодежи и начинать занимать лидерские позиции в рыночных отношениях. Представителей этого уровня культуры рыночных отношений инструментарием нашего исследования обнаружить не удалось.

Реальный путь формирования культуры рыночных отношений молодежи можно условно отнести в основном к пассивному пути, для которого характерно стихийное включение молодежи в рыночные отношения, становление культуры без особых целевых программ формирования культуры рыночных отношений. Активный путь, который, предполагает активные целенаправленные действия самого молодого человека по развитию культуры рыночных отношений нельзя назвать сколько-нибудь значимым.

Предложенная модель мониторинга формирования культуры рыночных отношений молодежи, основными компонентами которого являются определение репрезентативности обратной связи, изучение и учет общественного мнения, расчет и обоснование периодичности получения информации, может позволить не только отслеживать ход овладения молодежью ценностями культуры рынка, но постоянно вносить необходимые коррективы в этот процесс. Без такого мониторинга говорить о программно-целевом формировании культуры рыночных отношений молодежи практически невозможно.

Определены критерии, показатели и индикаторы культуры рыночных отношений, где важным критерием является направленность рыночных отношений на развитие каждой личности и молодежи как социальной группы. При определении путей и способов развития культуры рыночных отношений не следует опираться на надуманные и зачастую неприемлемые для основной массы населения юридические правила и моральные нормы, которые могут изменяться произвольным образом по желанию собственников. Основной упор должен быть сделан на повышение уровня образованности и профессионализма молодежи, на создание эффективных рабочих мест, но при этом необходимо создание реальных условий для формирования реальных собственников из числа молодежи.

В условиях современной России именно культура отношений выступает фактором, косвенно и напрямую могущим повлиять на всю систему жизнедеятельности, как на уровне всего общества или социальной группы, так и на межличностном уровне. Без решения проблемы развития культуры рыночных отношений невозможны никакие сдвиги в сторону улучшения ни в экономике, ни в политике, ни в социальной сфере России. Для этого нужны существенные сдвиги в лучшую сторону в сфере управления: формирование корпоративной культуры кадров управления и собственников, достижения баланса экономических интересов государства общественным интересам, интересам молодежи и всех социальных групп, и каждой личности в отдельности. При этом соблюдение баланса интересов субъектов рынка выступает важнейшим критерием культуры рыночных отношений.

При определении путей и средств развития культуры рыночных отношений молодежи основной упор был сделан на использование принципов гуманизма, демократии, социальной справедливости, программно-целевого управления, достижения баланса интересов молодежи и других социальных групп, что позволило бы плодотворно реализовывать имеющиеся возможности проникновения культуры в рыночные отношения для развития производительных и творческих сил молодежи, способствовало преодолению молодежью возникающих социальных проблем. Такой подход позволяет говорить о разработке концепции оптимального формирования культуры рыночных отношений молодежи.

Итак, в результате проведенного исследования: разработана концепция формирования культуры рыночных отношений молодежи, которая позволяет определять и реализовывать модели оптимизации и становления культуры рыночных отношений молодежиопределены функции культуры рыночных отношений, непосредственно обращенные к молодежи: воспитательная, адаптивная, ценностно-ориентационная, нормативная и регулятивнаянамечены основные пути, конкретные средства и формы контроля хода формирования культуры рыночных отношений молодежи.

В качестве направлений дальнейших исследований проблем формирования культуры рыночных отношений молодежи можно предложить следующие: изучение особенностей функционирования культуры в условиях рынка с частной собственностью в России, анализ динамики вхождения молодежи в рыночные отношения, изучение всего спектра культурных ценностей рыночных отношений, включая право, мораль, эстетику.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Курс переходной экономики: Учебник. М.: Финстатинформ, 1997. — 346 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.-299с.
  3. И.В. Ценностные ориентации молодежи и характер их изменений в современном российском обществе. Теоретико-методологический аспект социологического анализа. Дисс.. канд. социол. наук. М., 1995. — 161с.
  4. Л.Я. В поисках собственной идеи. Ч. 1,2- М., 2000,2003.
  5. И.М., Делягин. Экономика неплатежей: как и почему мы будем жить завтра. М., 1997. — 396 с.
  6. И.М., Емцов Р. Г., Холопов A.B. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общ. ред. д.э.н., проф. Сидоровича A.B. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 1998. — 320 с.
  7. Американская социологическая мысль. М., 1994. — 460 с.
  8. Американская социология. / Под ред. В. И. Добренькова. М., 1994.-340 с.
  9. A.C., Залипаев A.B. Культура рыночных отношений: теория и практика. М.: МГАПИ, 2002. — 44 с.
  10. С.А. Культура труда современного рабочего. М.: Профиздат, 1985.- 110 с.
  11. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1998. — 368 с.
  12. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М., 1996.-285 с.
  13. Г. В. Управление социальная ценность и эффективность. — М., 1995.
  14. В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981. 119 с.
  15. В.Г. Человек в управлении обществом. — М.: Политиздат, 1977. — 382 с.
  16. Э.А. Преемственность и развитие культуры. М.: Наука, 1969.-294 с.
  17. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения.1. M.: Наука, 1978.-31 le.
  18. В.И. Формирование финансового капитала в России. -М.: Наука, 1984.-274 с.
  19. В.Э. Экономическое сознание на перепутье: социологический анализ // Социально-политические науки. — 1990. — № 7.
  20. О.В. Социальные ценности в современном российском обществе: анализ системных изменений. Автореферат дисс.. докт. социол. наук. Ростов н/Д., 1998. — 46с.
  21. В.Н. Молодежь: методологические проблемы исследования. -М.: Наука, 1973. 155 с.
  22. Л.П. Социальная среда и формирование гармонической личности. М.: Знание, 1971. — 48 с.
  23. Н.Д., Винокуров С. Б. Социальный мир молодежи. -Новосибирск, 1999.
  24. Т. Европа на пути в XXI век // Экономика и жизнь. -1994.-№ 25.
  25. А.П. Влияние конформизма на формирование ценностных ориентаций в процессе соцокультурной адаптации женщин. Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- М., 2000. 24с.
  26. М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
  27. Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры: обобщение и рекомендации. — М., 2002.-- Красноженова Г. Ф. Социология культуры и социология науки. -М., 1993, 1994.
  28. О.М. Проблема ценностей в современном мире // Молодежь в условиях радикальных перемен современного общества. -М., 1990, С.85−90.
  29. Ю.Г. Личность и гуманизм. (Социологический аспект). М.: Высшая школа, 1995. — 160 с.
  30. Ю.Г., Добреньков В. И., Нечипорено В. Н., Попов A.B. Социология. М.: Гардарики, 2003. — 512 с.
  31. Ю.Е. Производственный коллектив и управление его социальным развитием. М.: Профиздат, 1972. — 220 с.
  32. Е.З. Философия: Учебное пособие. Минск: ИП
  33. Экоперспектива", 1998.-343с.
  34. Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. 1996. № 1. С.86−99.
  35. Л.И. Взаимосвязи направленности педагогов в общении и их ценностно-смысловых отношений // Психологический вестник РГУ. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1997, С.434−450.
  36. С.Ю. Геноцид. М.: ТЕРРА, 1998. — 320 с.
  37. Л.Г. Ценностная ориентация и перестройка общественного сознания // Философские науки, 1989, № 6.
  38. В.А. Идентификация и самооценка как факторы формирования ценностных ориентаций молодежи // Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. М.: Изд-во «Социум», 1994, С.78−81.
  39. В.П. «Пилотаж» комплекса методик межстранового анализа ценностных ориентаций // Российской общество: социологические перспективы. -М.: Эдиториал УРСС, 2000, С.80−98.
  40. В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.
  41. Н.В. Кризисы и конфликты в жизни человека // Психология: Учебник / Под ред. А. А. Крылова. М.: Проспект, 1998, С.356−365.
  42. В.В. Групповые нормы и ценности как факторы самоопределения личности старшеклассников. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Курск, 2000. — 22с.
  43. Е.М. Эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании. — Минск, 1984.
  44. Г. А. Формирование ценностных ориентаций государственных служащих. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М., 1999.-24с.
  45. К.Д. Социальная установка и социальная ориентация личности // Социальная психология и философия. Выпуск 3. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1975.
  46. М. Экономика неплатежей: Как и почему мы будем жить завтра. М., 1997. — 396 с.
  47. М.Г., Емцов Р. Г., Холопов A.B. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общ. Ред. д.э.н., проф. Сидоровича A.B. М., 1998.
  48. М.В. Проблема ценности и ценностного отношения //
  49. Вестник МГУ. Философия. 1974. № 2. с. 18−24.
  50. О.С. Человек в экономике // Психология: Учебник / «Под ред. А. А. Крылова. М.: Проспект, 1998, С. 547−562.
  51. Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв. ред. Н. И. Лапин, Л. А. Беляева. М.: Эдиториал УРСС, 1996. — 224с.
  52. Динамика ценностного сознания молодежи. Тюмень: Изд-воТГУ, 1995.-74с.
  53. И.В. Культура: стратегия социально-экономического развития. -М., 1990.
  54. Е.Д. Внутригрупповая ответственность при разных формах собственности // Социальная психология экономического поведения / Отв. ред. А. Л. Журавлеа, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1999, г, С. 68−82.
  55. Доходы и заработная плата: проблемы формирования, распределения, регулирования / Под ред. H.A. Волгина. М.: Изд-во РАГС, 1999.-164 с.
  56. Е.Я. Формула успеха. М., 1992.
  57. H.A. Особенности авторитаризма и его взаимосвязь с > ценностными ориентациями и локусом контроля у российских иамериканских студентов. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 2001.-24с.
  58. Т.О. Особенности нравственных ориентаций старшеклассников в условиях ломки общественного сознания: опыт психологического анализа. Новгород: Изд-во Новгор. регион, центра развития образования, 1995. — 74с.
  59. .С. Социальная культурология. Часть 1. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 1994.-384с.
  60. Е.В. Динамика ценности труда в идеалах и ценностных ориентациях учащейся молодежи в 80−90 годы. Дисс.. канд. социол.наук. Красноярск, 1996. — 175с.
  61. В. Новая экономика России. М., 1998. — 360 с.
  62. А.Л., Кочеткова Н. В. Динамика социально-психологических качеств современных российских предпринимателей // Социальная психология экономического поведения / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1999, С.130−142.
  63. А.Л., Поздняков В. П. Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1995. — 58с.
  64. Е.В. Динамика экономических представлений работников в условиях приватизации их предприятий (по материалам прессы) // Социальная психология экономического поведения / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. -М.: Наука, 1999, С.83−97.
  65. A.C. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуации и социально-культурной интеграции. Спб., 1996.
  66. Т.И. Российское общество на социальном изломе: взгляд изнутри. М., 1997. — 299с.
  67. Т.И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. Очерки теории. Новосибирск, 1991.-420 с.
  68. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-223с.
  69. А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Учебное пособие для вузов. М., 1995. — 315 с.
  70. А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. Т.2. М.: Мысль, 1996, С. 195−202.
  71. А.Г. Социология российского кризиса. М., 1995. -256 с.
  72. О.И., Бобнева М. И. Ценностные механизмы и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. — М.: Наука, 1975, С.241−254.
  73. Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. М., 1998.
  74. С.О. Ценностные ориентации как фактор профессионального самоопределения учащихся педагогического лицея. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Иркутск, 2000. — 19с.
  75. Н.В. Динамика ценностных ориентаций личности в зрелом возрасте. В сфере профессиональной деятельности педагога. Дисс. .канд. психол. наук. М., 1994. — 217с.
  76. З.Д. Культура и власть: трансформация духовных ценностей горожан российской провинции (1976−1991 гг.). Курск: Курск, гос. пед. ун-т, 1999.-211с.
  77. Интеллигенция России в конце XX века: система духовных ценностей в исторической динамике. Екатеринбург: Ин-т истории и археологии УрО РАН, 1998. — 80с.
  78. Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.
  79. Исследование сознания и ценностного мира советских людей в период перестройки общества. М.: Ин-т социологии АН СССР, 1990. -60с.
  80. М.С. Философская теория ценности. С-Пб.: Петрополис, 1997.-205с.
  81. Н.Д. Основы методологии социологического анализа эффективности общественных систем в категориях порядков. М., 2000.
  82. В.Г. Динамика взаимосвязи самосознания, профессиональной направленности и ценностных ориентаций студентов педагогического вуза. На материале факультета начальных классов. Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1998. 225с.
  83. С.Г. Изменение ценностных оснований идентификации (80−90 гг.) // Социологические исследования. 1995. № 1. С.59−71.
  84. Ю.Н. Социологические проблемы профессионального самоопределения и интеграции молодежи в социально-производственную сферу в современных условиях: коллективное социологическое исследование. -М., 1999.
  85. А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Институт молодежи, 1996. — 224 с.
  86. A.A., Гришина Е. А., Ильинский И. М. Ценностные ориентации молодежи // Молодежь России: тенденции, перспективы. -М.: Молодая гвардия, 1993, С. 167−189.
  87. Л.Н. Проблемы контент-анализа в социологии. М., 1970. -211 с.
  88. Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.
  89. Л.Н., Вишневский Ю. Р. Очерки теории социалистической культуры. Свердловск: Средн.-уральск. кн. изд., 1972. 167 с.
  90. Л.Н., Поляничко В. П. Молодой рабочий и культура. М.:
  91. Молодая гвардия, 1975. 126 с.
  92. A.A., Гришина Е. А., Ильинский И. М. Ценностные ориентации молодежи // Молодежь России: тенденции, перспективы. -М. 1993, С.167−189.
  93. A.A. США: за фасадом глобальной политики. (Внутренние факторы формирования внешней политики американского империализма на пороге 80-х годов). М.: Политиздат, 1981. — 367 с.
  94. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383с.
  95. Д.Л. Молодежь 1990-х: самоопределение в новой реальности. Профессиональные ориентации российских старшеклассников 1990-х: планы и их реализация. М., 2000.
  96. Л.Б. Динамика ценностных ориентаций: анализ результатов эмпирического исследования // Социологические исследования. 1994. № 2.
  97. А.И. Прикладная социология и менеджмент: Учебное пособие. М., 1995. — 320 с.
  98. Г. Ф. Социология культуры и социология науки. -М., 1993.
  99. Г. Ф. Социология культуры и социология науки. -М., 1994.
  100. Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы. М., 1997. — 187 с.
  101. Р.Л. Если Вы руководитель. -М., 1993.-284 с.
  102. А.Г. Динамика ценностных ориентаций российской молодежи. Дисс.. докт. социол. наук. -М., 1995. -301с.
  103. А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. -Саратов, 1993.
  104. В.И. Эволюция ценностных ориентаций российской молодежи в условиях социальной трансформации общества. Автореф. дисс.. докт. социол. наук. М., 2000. — 44с.
  105. В.В. Итоги «ваучерного» и концепция нового этапа приватизации // Российский журнал. 1994. — № 7, с.5−7.
  106. В.В. К дискуссии о вариантах экономической стратегии // Российский экономический журнал. 1995, с.4−8.
  107. В.В. К дискуссии о вариантах экономической стратегии //Российский экономический журнал. 1995 -№ 7.
  108. В.В. Социальный вектор изменения реформационной модели // Российский экономический журнал. 1996, с.9−11.
  109. Культура, творчество, человек / Сост. Э. А. Баллер, Н. С. Злобин. -М.: Молодая гвардия, 1970. 271 с.
  110. В.Н. Личность как социальный феномен // Психология: Учебник / Под ред. А. А. Крылова. -М.: Проспект, 1998, С.256−273.
  111. В.Н. Ценностные ориентации студентов в связи с их профессиональной направленностью // Research in Soviet Social Psychology / Ed. L.P.Strickland, V.P.Trusov and E.Lockwood. Canada, 1986, pp. 80−83.
  112. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. № 5. С.3−23.
  113. Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М., 2000. — 194с.
  114. Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. 1993. № 9, С. 17−28.
  115. Н.И. ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социологические исследования. 1994. № 5, С. З-11.
  116. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Изд-во «Смысл», 1992. — 17с.
  117. Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С.13−25.
  118. В.Т. Социология молодежи. М., 1996.
  119. В.П. Моральные ценности российской молодежи: социологический аспект. М., 2002.
  120. Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития. Киев: Наукова Думка, 1993. — 139с.
  121. Т.Б. Понятие ценности в буржуазной социологии //
  122. Социальные исследования. Теория и методы. Выпуск 5. М.: Наука, 1970, С.61−76.
  123. К.О. Социология современности. М.: МГАПИ, 1996. -386 с.
  124. Т.Н. Теоретические основы исследования ценностных ориентаций и интересов школьников // Ценностные ориентации и интересы школьников. М.: Изд-во АПН СССР, 1983, С.5−19.
  125. Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван: изд. А. Н. Армянской ССР, 1973. — 144 с.
  126. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.42. — С. 121.
  127. А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997.-430с.
  128. С .Я. Модернизация и глубинный конфликт ценностей в России // Социальный конфликт. 1994. № 4.
  129. Н.П. переоценка ценностей как социальный феномен. -Ставрополь: Изд-во Ставроп. ун-та «Нонпарель», 1995. 104с.
  130. В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1997. — 197 с.
  131. В.Д., Федосеенко O.A. Исследование ценностных ориентаций, определяющих содержание воспитания // Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика. Т.2 / Под ред.
  132. B.В.Козлова. Ярославль: Изд-во «ДИА-пресс», 2000, С.252−255.
  133. Р.К. Социальная теория и социальная структура // Социол. Исследования. 1992.- № 2. — с. 122−123.
  134. Методика использования анализа документов в социологическом исследовании. М., 1989.
  135. Методы акмеологического исследования / Под ред.
  136. C.А.Анисимова, Н. И. Конюхова. М.: РАГС, 2001. — 76 с.
  137. Методы сбора информации в социологических исследованиях. / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. Кн.2. М., 1990.
  138. Модернизация в России и конфликт ценностей / Отв. ред. С. Я. Матвеева. М.: ИФ РАН, 1994. — 248с.
  139. H.H. Грядущие десятилетия. Трудности и перспективы. -М., 1992,26 с.
  140. Молодежь в изменяющемся обществе: состояние, проблемы. М.: Институт молодежи, 1992. — 240 с.
  141. Молодежь в современном российском обществе. М.: Институт молодежи, 1995. — 238 с.
  142. Молодежь России: социальное развитие. М.: Наука, 1992. — 320 с.
  143. Молодежь России: тенденции и перспективы / Под ред. И. М. Ильинского, А. В. Шаронова. М.: Молодая гвардия, 1993. — 289 с.
  144. Научный коммунизм: Учебник для вузов / П. Н. Федосеев, В. Г. Афанасьев, К. Н. Брутенц и др. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1981. -С. 17.
  145. В.Г. Основы теоретической социологии: Учебное пособие. Красноярск, 1994.
  146. Э. Массовые опросы: введение в методику демоскопии. — М., 1993.
  147. Об экономическом положении страны и концепции перехода к регулируемой рыночной экономике. Правда. — 1990. — 25 мая.
  148. Э.П. Межличностные отношения в рабочем коллективе // Вопросы духовной культуры советских рабочих. -Свердловск, 1959, вып.1, с.32−44.
  149. А.Г., Плакся В. И. Становление рынка труда и минимизация безработицы (проблемы теории и региональной практики) М.: Изд-во РАГС, 1998.-210 с.
  150. Ориентиры личности в условиях изменяющейся социокультурной среды / Под ред. Н. В. Соловьевой. Воронеж, 1996. — 89с.
  151. Отечественная экономика: проблемы, пути возрождения (материалы IV Российского экономического форума, Екатеринбург, 14 мая 1999 г.) // Российский экономический журнал. 1999. — № 4.
  152. Ф.А. Психологические особенности влияния традиционных ценностных ориентаций этнической группы Акан на структуру самосознания личности. Дисс.. канд. психол. наук. М., 1994.- 151с.
  153. А.П. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остается здесь. М.: Крымский мост, 2000. — 411 с.
  154. Л.А. Исследование связи ценностных ориентаций с выбором профессии у студентов педвузов // Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах. Л., 1984. — С.349.
  155. Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999, С. 110−126.
  156. Политологический анализ общественного мнения о предстоящем переходе страны на рыночные отношения / Под ред. C.B. Рогачева. -M.: АОН, 1990.-75 с.
  157. И.В. Тенденции изменений ценностных ориентаций старшеклассников в условиях реформ 1990−1993 гг. (на примере Костром, обл.). Дисс.. канд. социол. наук. -М., 1994. 157с.
  158. А.И. Современная социология организаций. -М., 1995. -М., 1995.-356 с.
  159. O.A. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М., 1993.
  160. М.Г. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов: социально-психологический аспект. — Казань: Изд-во КГТУ, 1998.- 155с.
  161. М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования. Автореф. дисс.. докт. психол. наук. -Ярославль, 1999.-39с.
  162. Н., Бирдцелл Л. Е. Как Запад стал богатым: экономические преобразования индустриального мира. (Пер. с англ.) -Новоросийск: Экор, 1995. 351с.
  163. О.В., Ромашова Л. О. Социология и психология управления, М.: Гардарики, 2002. — 356 с.
  164. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. В. Осипова. М.: Изд. Группа «НОРМА-ИНФРА-М», 1998.
  165. Российская Федерация 1998, № 15(61).
  166. Россия в зеркале реформ: Хрестоматия по социологии современного российского общества /Под общ.ред. Горшкова М. К. и др.-М., 1995.
  167. Россия у критической черты: возрождение или катастрофа / Общ. ред. Осипова Г. В., Левашова В. К., Локосова B.B. М.: Республика, 1997.-387 с.
  168. М.Н. Макросоциология: Методологические очерки. -М., 1995.-247 с.
  169. М.Н. Социальная ориентация выпусников основной школы//Социол. Исследования. 1994. — № 10. — С.34.
  170. Л.Л. Динамика ценностных ориентаций женщин в реформируемой России. Дисс.. докт. социол. наук. Екатеринбург, 1998.-272с.
  171. Р.В. Между социализмом и рынком. Судьба > экономической культуры в России: Учебное пособие для вузов. М., 1994.-260 с.
  172. Д.В. Динамика ценностных ориентаций выпускников школ малых городов Сибири. Дисс.. канд. социол. наук. -Красноярск, 1999. 169с.
  173. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. JL: Наука, 1979. — 264с.
  174. П.В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе: Учебное пособие по курсу «Мировая экономика». -М.: Новый юрист, 1998. 176 с.
  175. Н.Г. Современная духовная ситуация инравственные ценности личности. Минск: Изд-во МГЛУ, 2000. — 16с.
  176. В.Е. Работа как ценность и морально-психологический климат общества // Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / Отв. ред. А. Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1996, С. 161−165.
  177. П.В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе: Учебное пособие по курсу «Мировая экономика». М.: Новый юрист, 1998, 176 с.
  178. И.М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления. М., 1990.
  179. Смелзер Нейл. Социология.-М., 1994.
  180. B.C. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте. Докт. дисс. в виде научн. докл. М., 1997. — 88с.
  181. О.С. Основы социальной психологии инноваций: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2000. — 152с.
  182. Современная западная социология. Справочник. М., 1990.
  183. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Кабермас: Учеб.пособие. Новосибирск, 1995.
  184. Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. — 63 с.
  185. Соотношение ценностных ориентаций и реального поведения 4 личности в сферах труда и досуга (программа генерального проектапод руководством В.А.Ядова). М.-Л., 1970. — 97с.
  186. П. А. Система социологии. Пг., 1920.
  187. П. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права иобщественных отношений. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. — 1056с.
  188. Социально-профессиональные ориентации и жизненные пути молодежи: по материалам массовых социологических исследований / Отв. ред. В. Н. Шубкин. -М., 1999.
  189. Социально-экономическое положение России. Июль 1998 г. М.: Государственный комитет Российской Федерации по статистике, 1998.
  190. Социология / Г. В. Осипов (рук. авт. кол.), Ю. Н. Коваленко, Н. И. Щипанов, Р. Г. Яновский. М.: Мысль, 1990. — 380 с.
  191. Социология: учебник для ВУЗов. -М.: Наука, 1995. 374с.
  192. Социология современности. М., 1996.
  193. Социология труда: Учебник / Под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербины. М., 1993.
  194. Е.П. Социологическая информация в управлении. М., 2006.
  195. Е.В. Ценностные ориентации как фактор формирования у старшеклассников интереса к спортивной деятельности. Дисс.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1998. — 195с.
  196. Теневая экономика. / Сост. Дружинин Б. А. М., 1991.
  197. Теоретическая и прикладная социальная психология. — М.: Мысль, 1988.-336с.
  198. Н.Е. Ценности россиян в условиях постсоветского общества // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. -М., 1996, С.229−237.
  199. JT.B. Ценностные ориентации молодежи: содержание, тенденции изменений. Автореф. дисс.. канд. социол. наук. -М., 1993. -23с.
  200. Н.Ю. Структура и динамика ценностных ориентаций студенчества в условиях преобразования современного российского общества (региональный аспект). Автореф. дисс.. канд. культуролог, наук. М., 2000. — 22с.
  201. .Т. Социология. -М.: РАГС, 1994. 378 с,
  202. И.А. Денежное обращение и кредит при капитализме. -М., 1962.
  203. В.П. Марксистская философия и проблема ценности // Проблемы ценности в философии. M.-JL, 1966.
  204. В.П. О ценностях жизни и культуры. — JL, 1960.
  205. Финансовые проблемы стабилизации российской экономики / Подред. проф. Любимцева Ю. И. М.: Общественное объединение «Гильдия финансистов», 1996. — 223 с.
  206. .М. Человеческие качества и ценности в условиях непредсказуемого будущего // Куда идет Россия? Общее и особенное в современном развитии / Под ред. Т. И. Заславской. М., 1997, С.348−352.
  207. С.С. Социология. М.: Гардарики, 2002. — 344 с.
  208. Н.В. Трансформация системы ценностных ориентаций на переломных этапах развития общества (психологический аспект). Дисс.. канд. психол. наук. Днепропетровск, 1997. — 183с.
  209. В.Ф. Кратология как система наук о власти. М.: Республика, 1999.-410 с.
  210. Е.В. Социально-исторические детерминанты агрессивного поведения: психолого-историческая реконструкция на материалах 20-х и 90-х годов XX века. Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1999.- 161с.
  211. В.А. Ценностные ориентации различных социальных групп в условиях развития разных форм собственности // Социальная психология экономического поведения / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1999, С. 56−67.
  212. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. — М.: Изд-во ИЭИА, 1994. 236с.
  213. Ценностные ориентации белорусской молодежи на рубеже XXI века. Могилев, 1998. — 239с.
  214. А.Н. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность. Дисс.. канд. филос. наук. М., 2000.- 192с.
  215. Э.С. Социально-психологические проблемы профессиональное мотивации в инженерной деятельности // Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах. Л., 1984. — С.218.
  216. М.Н. Зависимость становления ценностных ориентаций старших школьников от социальной ситуации // В. М. Бехтерев и современная психология, психотерапия. — Казань: Центр инновационных технологий, 2001, С. 115−119.
  217. В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М., 1992.-456 с,
  218. Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1994. -534с.
  219. А.Ф., Шварцман К.А. XX век и моральные ценности человечества. М.: Мысль, 1968. — 269с.
  220. В.Э. Проблемы репрезентативности социологической информации (Случайная и неслучайная выборки в социологии). М., 1976.
  221. Е.В. Социальная детерминация поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Отв. ред. Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева. М.: Наука, 1976, С.5−28.
  222. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Март-апрель 1994 г. 1994, № 2. — 64 с.
  223. А.Г., Дудина О. М. Московское студенчество в период реформирования российского общества // Социологические исследования. 1997. № 9, С.41−56.
  224. А.Х. Перестройка сознания или сознательная перестройка // Молодежь в условиях радикальных перемен современного общества. -М., 1990, С.2−8.
  225. Г. А., Михайлов А. Ю., Задорнов М. М. 400 дней доверия. М: Недра, 1990. — 62 с.
  226. В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР, т.2. М.: Мысль, 1996.
  227. В.А. Размышления о предмете социологии // Социологические исследования. 1990. — № 2.
  228. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд-во Самарский ун-т, 1995. — 330 с.
  229. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003.
  230. М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 204с.
  231. Allport G.W. Pattern and growth in personality. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1961.
  232. Allport G.W., Vernon P.E., Lindzey G. A study of values. Boston: Houghton, 1960.
  233. Bell D. Notes on the Post-Industrial Society // The Public Interest.1967. No 6. P. 30.
  234. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. N.Y., 1996. P. 344.
  235. Bremer O. Is business the source of new social values? // Harvard Business Review. November-December 1971. Vol. 49.
  236. Brzezinski Zb. Between Two Ages. P. 9.
  237. Gordon L.V. The Measurement of Interpersonal Values. Chicago, 1975.
  238. Drucker P.F. The Educational Revolution // Etzioni-Halevy E., Etzioni A. (Eds.) Social Change: Sources, Patterns, and Consequences. N.Y., 1973. P. 236.
  239. Inglehart R. The Silent Revolution. Changing Values and Political Styles Among Western Publics. Princeton: University Press, 1977.
  240. Kluckhohn C. Values and value orientation in the theory of action // Toward a General Theory of Action / Ed. T. Parsons, E.Shils. Cambridge, 1951.
  241. Lauristin M., Vihalemm P. Neomaterialism in the East, Post-materialism in the West? The comporative study of values in Estonia and in Sweden 1991−93 // A paper presented to the XIII World Congress of Sociology. Bielefeld, Germany. July 18−23, 1994.
  242. Meulemann H. Value Change in West Germany, 1950−1980: Integration the Empirical Evidence // Social Science Information. 1983. № 22. Pp. 777−800.
  243. Morris C.W. Varieties of Human Values. Chicago: University Press, 1956.
  244. Munsterberg H. Philosophic der Werte: Grundzuge einer Weltanschaunung. Leipzig, 1908.
  245. Oppenhiem A.N. Questionnarie Desing and Attitude Measurement. N.Y.: Basic Books Inc., 1966. Pp.108−112.
  246. Parsons T. Systems of value orientation // Toward a General Theory of Action / Ed. T. Parsons, E.Shils. Cambridge, 1951.
  247. Perry R.B. General Theory of Values. N.Y., 1926.
  248. Rescher N. Introduction to value theory / Englewood Cliffs, Prentice-Hall, 1982.
  249. Rim J. Values, cognitive with, external-internal control, and tendency to increase performance // Psychologia. 1970. V.13. № 4. Pp.223−226.
  250. Rokeach M. Beliefe, Attitudes and Values. A Theory of Organization and Change. L., 1972.
  251. Rokeach M. The Nature of Attitudes // International Encyclopedia of the Social Sciences. Vol.1. New York: The Macmillan Company & The Free Press, 1968. Pp.449−458.
  252. Rokeach M. The Nature of Human Values. New York: Free Press, 1973.
  253. Rokeach M. Understanding Human Values. New York, 1979.
  254. Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries // Advances in Experimental Social Psychology / Ed. By Zanna M. N.Y., 1992. Vol.25. Pp. 1−65.
  255. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a theory of universal content and structure of values: Extensions and Cross-cultural replications // Journal of Personality and Social psychology. 1990. № 58. Pp.878−891.
  256. Spranger E. Lebensformen. Halle: Niemeyer, 1922. 403p.
  257. Vinson D., Scott J., Lamont L. The Role of Personal Values in Marketing and Consumer Behavior // Journal of Marketing. 1977. Vol.41. № 2.
  258. Williams R.M. Change and Stability in Values Systems: A Sociological Perspective // Understanding Human Value: And individual and Societal.
Заполнить форму текущей работой