Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Конфликтогенность взаимодействия поколений в условиях социальной транзиции российского общества: Микросоциологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как видно из вышеизложенного проблема межпоколеного взаимодействия находится в настоящее время в центре внимания многих отечественных и зарубежных исследователей. Тем не менее, в изучении этой проблематики еще остаются определенные пробелы, обусловленные, прежде всего, отсутствием комплексных разработок, которые бы позволили свести воедино отдельные концептуальные достижения. Недостаточно, на наш… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОГЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОКОЛЕНИЙ
    • 1. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПОНЯТИЯ «ПОКОЛЕНИЕ» В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ
    • 1. 2. КРИТЕРИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПОКОЛЕНИЙ
    • 1. 3. КОНФЛИКТОГЕННОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОКОЛЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ТРАНЗИТИВНОСТИ
  • ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОКОЛЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ТРАНЗИЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
    • 2. 1. ФАКТОРЫ КОНФЛИКТОГЕННОСТИ МЕЖПОКОЛЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    • 2. 2. ВЛИЯНИЕ МЕЖПОКОЛЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕМЬЕ НА ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
    • 2. 3. СТРАТЕГИЯ МЕЖПОКОЛЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Конфликтогенность взаимодействия поколений в условиях социальной транзиции российского общества: Микросоциологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Исследование проблемы межпоколенного взаимодействия весьма актуально, так как генерационная структура нашего общества устроена таким образом, что мы находимся, и всегда будем находиться в тесном контакте с представителями различных поколений. В кругу семьи, на работе, в общественном транспорте, стоя в очереди и так далее, мы постоянно вступаем во взаимодействия с другими людьми, носящие разнообразный характер.

Проблема межпоколенных взаимодействий вечная, существующая со времен возникновения человеческого общества. Эта тема всегда была «обоюдоострой» для каждой из взаимодействующих сторон. Сменялись поколения, дети становились отцами, а обсуждение этой проблемы не только не смолкало, но и разгоралось с новой силой.

Межпоколенные взаимодействия являются одним из существенных факторов развития и функционирования общества. Особенно усилилась роль межпоколенных взаимодействий в условиях системного кризиса, в связи с изменением демографической ситуации в России и с изменением иерархии ценностей молодого поколения.

Современная Россия находится в состоянии формирования новой социальной системы. Социальные нормы современного российского общества на текущий период не представляют собой естественной адаптационной нормы развития для подрастающего поколения ввиду кризиса таких сфер жизнеобеспечения как образование, здравоохранение, средства связи, вследствие множественных длительных и кровопролитных межэтнических конфликтов, падения ценностных ориентаций, роста различных форм общественных девиаций.

В последнее время наблюдается рост преступности среди подростков. Дети и подростки в силу своей неопытности, незрелости, суггестивности не защищены от проявлений зла, насилия, жестокости, бескультурья, хамства, невежества. Большой «вклад» в популяризацию и распространение именно этих, отнюдь не лучших, проявлений среди молодежи вносят средства массовой информации, зачастую культивирующие акты насилия, агрессию, превосходство физической силы, героизацию преступников, вседозволенность и безнаказанность, неуважение к национальным, государственным, культурным и человеческим ценностям.

С другой стороны, рост преступности среди подростков происходит в результате ослабления контроля семьи за поведением ребенка. Это может быть обусловлено экономическими условиями существования семьи. «Погоня за рублем» стала центральной идеей существования взрослого населения, не говоря уже о молодежи, снизилась ценность семейных связей и уважения к старшим поколениям. Эти и многие другие факторы ведут к обострению взаимодействия поколений.

На фоне всевозрастающей актуальности, проблема межпоколенных отношений является наименее изученной в современной литературе. Это обусловлено тем, что в условиях социальной транзиции российского общества становится очевидным, что прошлый опыт и социокультурные ценности старшего поколения не могут быть в полной мере использованы в новых условиях, определяя возрастание межпоколенных разногласий и углубляя конфликтогенность взаимодействия поколений. Молодежь быстрее адаптируется к новым социальным условиям, накапливая соответствующий опыт. И в процессе перехода от традиционной формы межпоколенного взаимодействия, предполагающей полную преемственность традиций старшего поколения, к современной форме, предусматривающей сочетание традиций и инноваций, молодежь выступает равноправным субъектом межпоколенного взаимодействия и способна оказывать значительное обратное влияние на старшее поколение. В современной России межпоколенные взаимодействия характеризуются как субъект-субъектные, где потоки социальной информации поступают от каждого из субъектов взаимодействия и в равной мере могут быть использованы поколениями для адаптации в современных условиях.

Несмотря на достаточное количество литературы по проблеме поколений и межпоколенных взаимодействий, нет специальных работ, посвященных рассмотрению конфликтогенности межпоколенного взаимодействия, являющейся следствием ослабления межпоколенной связи в микросоциальных группах и неготовности старшего поколения воспринимать молодежь как субъекта взаимодействия поколений, что выступает предпосылкой возникновения конфликта на макроуровне. Это обстоятельство позволяет заявить тему диссертационного исследования как новационную и актуальную.

Степень разработанности проблемы. В научно-исследовательской литературе по проблеме поколений наиболее полно изучены вопросы о содержании понятия «поколение». С позиций различных теоретических подходов рассматриваются разнообразные аспекты понятия «поколение».

Поколение выступает предметом междисциплинарного анализа, где понятие рассматривается по предмету науки: в социальной психологиичерез личностные характеристики, например, характер, темперамент, обуславливающие специфику социализации (Б.Г. Ананьев) — в социальной демографии понятие поколения используется при анализе воспроизводства населения (В.Е. Егоров, В. И. Воловик, Л. Н. Коган, С. Г. Струмилин, Б.Д. Урланис) — социальная антропология рассматривает поколение как ступень происхождения от общего предка (нулевое, восходящее, нисходящее поколения) и дает представление о генеалогии (Б.В. Бочаров, В. В. Бунак, В.В. Гинзбург). Основу формирования социологического определения понятия «поколение» составляют также взгляды историков, юристов, культурологов (В. Дильтей, Ж. Дромель, М. Мид, Д.С. Миль). Содержательно понятие «поколение» было рассмотрено философамиклассиками (А. Курно, К. Маркс и Ф. Энгельс, X. Ортега-иГассет) и некоторые его аспекты — выдающимися современными философами (В.Е. Давидович и Ю.А. Жданов).

Впервые социологические аспекты исследования понятия «поколение» и межпоколенного взаимодействия выявлены и проанализированы в работах А. И. Афанасьевой, И. С. Кона, Б. С. Павлова, Е. В. Сергеева, Г. Л. Смирнова, Б. В. Филиппова, В. П. Яковлева.

Большой вклад в рассмотрение проблемы поколений был осуществлен учеными-социологами нынешнего поколения — С.В.

Анохиным, А. И. Кравченко, И. П. Савченко, С. Г. Спасибенко, В. В. Павловским, Н. В. Шахматовой и др.

Анализ научно-исследовательской литературы показал, что нет единства мнений относительно критериев градации поколений. Существуют принципы выделения поколений по возрасту (Д. Бромлей, В. В. Бунак, В. В. Гинзбург, А.П. Рославский-Петровский), их социально-исторической обусловленности (К. Мангейм, С. В. Анохин, В.П. Яковлев), различной ценностной ориентации поколений (Н.В. Андреенкова, К. Бекер, Р. Инглехарт) и функционально-ролевой дифференциацией субъектов межпоколенных взаимодействий (Ш. Айзенштадт, Д. Джонсон, М. Райли, А. Фонер).

Выявление различных аспектов понятия «поколение» в социально-гуманитарном знании важно учитывать при исследовании с одной стороны процесса межпоколенной преемственности, с другой стороны, -конфликтогенности. Межпоколенная преемственность рассматривается как взаимодействие встречных потоков информации и деятельности, особенности передачи культурных ценностей от поколения к поколению (В. Дильтей, М. Мид, X. Ортега-и-Гассет, Т. Парсонс, С. Н. Паркинсон, JT. Фойер, 3. Фрейд).

Основу исследования конфликтогенности составляют классические теории социального конфликта (К. Боулдинг, Р. Даррендорф, М., Дойч, Г. Зиммель, JI. Козер), и современных конфликтологов (А.В. Дмитриев, А. Г. Здравомыслов, Л. И. Кайгородова, Г. И. Козырев, В. И. Курбатов, Е.И. Степанов), которые подчеркивали позитивные функции конфликтов в обществе.

Особо актуальными в исследовании межпоколенного взаимодействия являются теория «конфликта поколений» (Ш. Айзенштадт, Г. Маркузе, Э. Я. Мозговая, Дональд М. Михаэль, Отто Ранк, Л. Фойер, 3. Фрейд), а также идея «кризиса поколений» (Ж. Мандель) и проблемы межпоколенной коммуникации (С.В. Чернецкая).

Исследование межпоколенных взаимодействий объединяет в себе несколько направлений социологической науки: геронтологии (В.Д. Альперович, Е. Ф. Молевич, В. Д. Шапиро, Е.И. Холостова), социологии молодежи (Ю.Р. Вишневский, Ю. Г. Волков, Ю. А. Зубок, С. Н. Иконниоква, В. В. Касьянов, В. Т. Лисовский, М. Н. Руткевич, И. П. Савченко, В. И. Чупров, В.И. Шубкин), социологии зрелого возраста, и социологии поколений, подробно разрабатываемой Н. В. Шахматовой. Эти работы выступают основанием для расширения исследовательского поля, в частности, за счет изучения специфики молодежной проблематики в транзитивном обществе.

Наличие обширной исследовательской литературы и многообразия существующих подходов к рассмотрению межпоколенных взаимодействий, свидетельствует об актуальности заявленной проблематики, с одной стороны, и отсутствии завершенной методологической основы исследуемой темы, с другой.

Как видно из вышеизложенного проблема межпоколеного взаимодействия находится в настоящее время в центре внимания многих отечественных и зарубежных исследователей. Тем не менее, в изучении этой проблематики еще остаются определенные пробелы, обусловленные, прежде всего, отсутствием комплексных разработок, которые бы позволили свести воедино отдельные концептуальные достижения. Недостаточно, на наш взгляд, в отечественной научной литературе разработана проблема конфликтогенности, о чем свидетельствует отсутствие самого понятия. Интерес представляют до сих пор слабо изученные отечественными специалистами особенности межпоколенного взаимодействия в условиях социальной транзиции. Это обуславливает исследовательский интерес к данной проблеме.

Целью диссертационного исследования является изучение процесса конфликтогенности межпоколенного взаимодействия в условиях социальной транзиции российского общества с позиций микросоциологического анализа.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• проанализировать теоретические подходы к понятию «поколение» в социологическом знании;

• обосновать критерии социологического анализа дифференциации поколений, позволяющие выявить уровни межпоколенного взаимодействия;

• исследовать конфликтогенность взаимодействия поколений в условиях социальной транзитивности;

• выявить факторы конфликтогенности межпоколенного взаимодействия в современной России;

• проанализировать влияние межпоколенного взаимодействия в семье на характер социальных изменений в российском обществе;

• рассмотреть стратегию межпоколенного взаимодействия в современной России.

Объектом исследования выступает специфика межпоколенного взаимодействия в российском обществе на различных уровнях.

Предметом исследования является конфликтогенность межпоколенного взаимодействия в условиях социальной транзиции на уровне микросоциальных групп.

Методологическую основу исследования составляют структурно-функциональный и институциональный подходы, используемые при выявлении уровней и критериев социологического анализа межпоколенных взаимодействий, и конфликтологический подход — при исследовании особенностей взаимодействия поколений в транзитивных условиях конфликтогенности. В процессе исследования были использованы следующие эмпирические методики сбора социологического материала: демографическая статистика и вторичный анализ результатов социологических исследований. В теоретическую основу исследования вошли работы ведущих отечественных и зарубежных классиков и современных ученых по проблемам поколений (К. Мангейм, X. Ортега-и-Гассет, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, С. Г. Спасибенко, В. Н. Шахматова и др.).

Эмпирическая база исследования. Социологический анализ конфликтогенности межпоколенных взаимодействий в российском обществе требует опоры на данные конкретных исследований ценностных ориентаций различных возрастных слоев населения современной России. Описание процессов, происходящих в нормативно-ценностной сфере нынешнего российского общества, базируется на результатах социологических опросов, проводившихся различными научными группами и общественными фондами в последние десятилетия. Наиболее важные из них:

• Всероссийский мониторинг 1992;2002 гг. «Как живешь Россия?».

• Общероссийский социологический мониторинг «Социальное развитие молодежи», проведенный Центром социологии молодежи ИСПИ РАН в 12 регионах РФ с 1990 по 1999 гг. под руководством д.с.н., проф. В. И. Чупрова.

• Аналитический доклад «Десять лет реформ глазами россиян», выполненный рабочей группой под руководством д.ф.н., проф. М. К. Горшкова.

• Результаты исследования за 1991;1999 гг., проведенного Институтом сравнительных социальных исследований под руководством к.ф.н. В. Г. Андреенкова.

• Мониторинговые исследования «Молодежь-96» и «Молодежь-97», проведенного НИЦ при ИМ в 1996;1997 гг.

Также использовались данные государственной статистики, вторичного анализа результатов социологических исследований, содержащихся в отечественных публикациях, Доклада ООН о положении молодежи, 1999 год и Доклада ООН о положении пожилых граждан, 1999 год.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Систематизированы теоретические подходы к понятию поколения как субъекта межпоколенного взаимодействия и актора создания и трансляции социальной информации.

2. Выявлены микро-, мезои макроуровни межпоколенного взаимодействия, специфика которого анализируется посредством возрастного, ценностного, функционально-ролевого критериев.

3. Исследована конфликтогенность взаимодействия поколений в условиях социальной транзиции, обусловленная изменением характера межпоколенного взаимодействия и сложностью адаптации к этим изменениям старшего поколения.

4. Проанализированы экзогенные и эндогенные факторы конфликтогенности взаимодействия поколений в современной России, обуславливающие дискретность этого взаимодействия вследствие возникновения трудностей при восприятии молодежи как субъекта социального взаимодействия старшим поколением.

5. Изучено влияние межпоколенных взаимодействий в семье как культурного образца социализации поколений и их взаимоадаптации на характер социальных изменений в российском обществе;

6. Выработана стратегия межпоколенного взаимодействия в современной России, направленная на толерантное взаимодействие, снижающее степень конфликтогенности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Поколение понимается как организованная социальная общность, чьи внешние границы детерминированы возрастным, ценностным и функционально-ролевым критериями. При этом специфика поколения обусловлена внутренней дифференциацией общности на определенные кластеры, каждому из которых присущи особые интересы, согласно их окружению, иерархия ценностей, сложившаяся в процессе социализации под влиянием конкретных социально-исторических условий и определенная функционально-ролевая позиция с характерными нормами и правилами поведения.

2. При анализе межпоколенного взаимодействия выделены микро-, мезои макроуровни. Для каждого из уровней характерны определенные сферы межпоколенного взаимодействия между родителями и детьми, учителями и учениками, старшим и младшим поколениями, регулируемые институтами семьи, образования, культуры, которые выполняют соответственно функцию воспроизводства, социализации и интернализации. С позиций социального анализа разноуровневого межпоколенного взаимодействия необходимо введение многомерного критерия, включающего, как минимум, возрастной, ценностный и функционально-ролевой аспекты, детерминирующие специфику межпоколенного взаимодействия.

3. В условиях социальной транзиции изменяется характер межпокленного взаимодействия: из субъект-объектных они становятся субъект-субъектными. В современной России этот процесс приобретает конфликтогенный характер. Конфликтогенность рассматривается как процесс нарастания противоречий во взглядах, интересах и ценностях под влиянием экзогенных и эндогенных факторов, приводящий к столкновению сторон и обостряющий способы взаимодействия между ними.

4. Ситуация системного кризиса, создающая ценностный межпоколенный разрыв, характеризует конфликтогенность как неготовность старшего поколения рассматривать молодежь в качестве субъекта социального взаимодействия, воспринимая и используя ее социальный опыт. В условиях российской транзитивности выделяются такие макрофакторы, как социально-политические, социально-экономические, социально-демографические, юридические, социокультурные, аксеологические, обуславливающие конфликтогенность взаимодействия поколений в российском обществе.

5. Семейно-бытовая сфера, являясь первичной, сохраняет детерминирующее влияние на характер межпоколеннного взаимодействия, от благополучия которой зависит стабилизация всего общества. Анализ типов семейной организации, способов межпоколенных взаимодействий в семье, стилей воспитания и характера детско-родительских отношений в.

России показал, что они воспроизводятся на новом витке межпоколенных отношениях уже в будущих семьях, однако не являются культурным образцом социализации поколений в условиях системного кризиса российского общества, что увеличивает степень конфликтогенности.

6. Анализ межпоколенных взаимодействий в условиях социальной транзитивности позволяет разработать стратегию взаимодействия поколений в России, рассматриваемую как сотрудничество поколений, основанное на толерантном и гуманном отношении между субъектами межпоколенного взаимодействия, которые будут являться фундаментом преемственности и сохранят целостность поколений. Для реализации этой стратегии необходима как эффективная экономическая и социальная политика, так и целенаправленная гуманная воспитательная работа, в которой учитывается специфика разных уровней, интегрирующая усилия ближайшего окружения, институтов социализации и общества в целом. Высокой степени единство деятельности различных институтов позволяет снизить степень конфликтогенности межпоколенного взаимодействия и активизирует адаптационные процессы поколений.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют расширить теоретические социологические представления о межпоколенных взаимодействиях в культурно-историческом процессе и могут служить основанием для создания нового направления в социально-гуманитарном знании, наряду с социологией поколений, — межпоколенной конфликтологии.

Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в учебно-методической работе по преподаванию курсов и спецкурсов по социологии личности, социологии семьи, социальной геронтологии, социологии молодежи, социальной работы с молодежью, социальной работы с пожилыми людьми, конфликтологии и других дисциплин, а также при разработке спецкурса по «Социологии поколений».

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались на Всероссийской межвузовской научной конференции (Краснодар, 2000;2002), научно-теоретической конференции «Третьи межрегиональные чтения по актуальным вопросам социальной истории и социальной работы» (Новочеркасск, 2002), ежегодной конференции аспирантов и докторантов ИГПТК при РГУ «Путь в науку» (Ростов-на-Дону, 2000;2003). Основные положения диссертационного исследования прошли апробацию на Третьем Российском философском конгрессе (Ростов-на-Дону, 2002), Международной конференции «Успехи геронтологии: Россия и США» (Тула, 2003) и Втором Всероссийском социологическом конгрессе (Москва, 2003).

Материалы диссертационного исследования отражены в статьях и публикациях, в том числе и в учебных пособиях, общим объемом 2,5 п.л.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка литературы, включающего 223 источника (1 — на иностранном языке). Общий объем работы составляет 167 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами исследование показало, что проблема межпоколенного взаимодействия очень актуальна, так как затрагивает все возрастные группы и сферы социальной жизни. Данная исследовательская работа позволила нам выявить некоторые аспекты конфликтогенности взаимодействия поколений, что специфично для современной России в условиях социальной транзиции.

Тенденция нарастания в межпоколенном взаимодействии споров, противоречий во взглядах, интересах и ценностях, о чем говорят и молодые и старшие поколения, определена нами как конфликтогенность, при этом результаты исследований показали, что в большей степени, чем дети, эту социальную проблему ощущают люди старше 50 лет (28,3%), а более их половины подчеркивают лишь общественную актуальность (52,5%)'.

Для социологического анализа этого процесса мы выделили и проанализировали эндогенные и экзогенные факторы конфликтогенности межпоколенного взаимодействия в современной России и их влияние на развитие отношений между поколениями.

В традиционном и стабильном обществе прошлое было схемой будущего, где молодые опирались на традиции и опыт прошлых поколений, непосредственным транслятором которых являются «отцы» и «деды». Старшее поколение воплощало в себе мудрость времени, владело всем комплексом знаний, и младшие осваивали их в том же объеме, не сомневаясь в их важности и полезности. В процессе преемственности поколений воспроизводились способы общения и язык, ценности и нормы, поощрения и наказания, профессиональные занятия и ритуалы, старшее поколение обладало неоспоримым авторитетом у молодежи. Такая форма отношений.

1 Карпухин О. И. «отцы и дети»: конфликт или консолидация? / Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса. СПб., 2000. С. 172. поколений отражает суть постфигуративного типа культуры, выделенного американским социологом и антропологом Маргарет Мид.1.

В современном обществе в целом наблюдается изменение характера преемственности. Безмолвное потакание старшим развеялось как миф, однако, это не значит, что старшинство вовсе утратило свой авторитет перед молодостью. Каждый возраст имеет свои привилегии.

Молодое поколение на различных этапах развития российского общества по-разному относилось к восприятию передаваемого от старших поколений социокультурного опыта и духовных ценностей. В период стабильного развития преемственность осуществлялась в боле высокой степени, в силу того, что опыт предыдущих поколений обусловливал эффективность социализации молодежи и достаточно высокую степень интеграции общества, что особенно проявилось в годы Великой Отечественной войны.

В условиях социальной транзиции российского общества, особенно сложно процесс адаптации к новым социальным реалиям проходит в старшей возрастной группе, формирование которой приходилось на военное время и послевоенный период восстановления народного хозяйства. У этого поколения уже сложилась своя система ценностей, однако эта система идет в разрез с новым временем, в условиях которого происходит формирование молодого поколения.

Жизненная позиция молодых людей очень индивидуалистична. В сознании молодых выстраивается образ старшего поколения как малоприспособленного к современной жизни. Зато несомненен их нравственный авторитет. Большинство молодых людей признает, что нравственный, духовный и культурный базис старшего поколения не сравнено богаче, чем у нынешнего. Тем не менее, молодежь скептически относится к тому, чтобы перенять житейский и профессиональный опыт «отцов».

1 См.: М. Мид. Культура и мир детства. М., 1988. С. 322.

Семейно-бытовая сфера — наиболее значимая сфера межпоколенного взаимодействия, поэтому мы уделили внимание рассмотрению способов межпоколенного взаимодействия в семье с целью показать, как они влияют на характер социальных изменений в обществе.

Нами были рассмотрены различные виды семейного взаимодействия, краткий анализ которых дал нам возможность выявить особенности возникновения конфликтов в межличностном взаимодействии членов семьи и выявить и проанализировать основные причины нарушения преемственности поколений в семье. Однако выводом нашего исследования стало утверждение, что, несмотря на достаточно высокий уровень оценки молодежи по отношению к старшему поколению и его жизненному опыту, молодое поколение не стремится воспроизвести его в своей жизни, таким образом, отвергая его как культурный образец социализации.

В изменившихся социально-экономических условиях жизнь строится по новым правилам, лишь отдаленно напоминая старшим об их молодости. Такая ситуация требует особого внимания, взаимной терпимости к различиям, способностям сохранять связь времен, не отвергая прошлого как слишком устаревшего, но и не пренебрегая новым как недостойным. Иначе конфликт между поколениями становится неизбежным, общество резко дифференцируется по возрастным группам. И это уже не разрыв, а пропасть между поколениями, преодолеть которую все сложнее и сложнее. Чтобы избежать этого, необходима взаимная, а не односторонняя толерантность: утверждение авторитета пожилых людей, с одной стороны, и доверия, любви к растущему поколению — с другой.

Эту основную идею мы и развивали как стратегию межпоколенного взаимодействия в России, основанной на сотрудничестве во взаимоотношениях, посредством компромисса, гуманного и толерантного отношения к субъектам межпоколенного взаимодействия.

Поэтому важным представляется разработка стратегии, направленная на купирование разногласий и противоречий между поколениями, снижающими степень конфликтогенности межпоколенного взаимодействия.

Мы отметили, что основу для сотрудничества и преемственности составляет знание и желание преодолеть социальные проблемы другого поколения. Для этого необходимо подробное исследование социальных проблем, социального положения и ценностный мир каждого из субъектов межпоколенного взаимодействия. Однако на сегодняшний день важно отметить, что наряду с множеством работ, посвященных исследованию социальных проблем молодежи и всевозрастающих исследованиях по проблемам пожилых людей, практически отсутствует и методологическая, и эмпирическая базы исследования социального положения представителей зрелого возраста, к которым относится среднее поколение. Это поколение, которое родилось и проходило свою первичную социализацию в послевоенный и советский периоды. И именно этому поколению следует уделять внимание, так как оно находится в эпицентре межпоколенного взаимодействия: с одной стороны подвержено влиянию старшего поколения (взаимодействие типа «пожилые родители — взрослые дети»), а с другойсами влияют на молодое поколение («детско-родительские взаимодействия»).

Основная проблема, стоящая перед исследователем проблемы межпоколенного взаимодействия — достижение ценностного консенсуса. С этой позиции наиболее значимым является развитие консенсусологии и выработка единой поколенческой идеологии, необходимой для достижения согласия между поколениями по различным вопросам. Работа в этом направлении должна осуществляться на государственном уровне. Выражаем надежду, что государственная политика в области поддержки межпоколенных связей не доведет их до разрыва и отчуждения. И шаг за шагом мы будем двигаться по лестнице понимания.

Для успешного осуществления преемственности каждый индивид должен быть заинтересован в сохранении социальной целостности, единства.

В докладе генерального секретаря ООН, представленном на 53 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, было четко определено понятие «общность поколений"1. Суть его сводится к осознанию индивидуумом того, что он унаследовал все созданное предыдущими поколениями, и в то же время участвует в создании наследия для будущих поколений — как с точки зрения экономического и социального капитала, так и сточки зрения капитала природного. Создание культуры, пронизанной сознанием общности поколений, способствовало бы обеспечению равновесия между традициями и нововведениями, и придало бы, предпринимаем ныне усилиям историческую значимость.

Важно сейчас не допустить, чтобы «целостность была бесконечно далека от отдельных частей». Для этого, на наш взгляд, необходимо проявлять толерантность, чуткость, уважение к другому человеку, относится к нему, как к частице целого, что способствует объединению поколений. Также во взаимоотношениях поколений важен такт и дипломатия, чтоб поле совместной деятельности не стало полем битвы. И невольно напрашивается высказывание, прочитанное в одной из газет: «мы сильны, когда мы вместе». Так хочется верить, что такие смысловые элементы толерантности, как сотрудничество, дружба, равенство, согласие и другие станут основой преемственности и сохранят целостность поколений. г.

1 Проблемы пожилых людей, (выдержки из доклада генерального секретаря ООН на 53 сессии Генеральной Ассамблеи ООн). // Россия и современный мир. 2000, № 2. С. 33.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998.
  2. В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. М., 1998.
  3. В.Д. Социальная геронтология. Ростов-на-Дону, 1997.
  4. В.Д. Старость. Социально-философский анализ. Ростов -на-Дону. 1998.
  5. Аналитический доклад «Десять лет реформ глазами россиян» / Подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в РФ под рук. д.ф.н. М. К. Горшкова. М., 2002.
  6. .Г. Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. В 2-х томах. Т. 1. М., 1980.
  7. Г. М. Социальная психология. М., 1994.
  8. С.В. О концепте «поколение» // Социально-гуманитарные знания. 2003, № 2. С. 290−304.
  9. А.И. Микросоциология семьи. М., 1998.
  10. А.И., Медков В. М., Социология семьи. М., 1996.
  11. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 2000.
  12. В.А., Левикова С. И., Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность? // Общественные науки и современность. 1996, № 3. С. 56−65.
  13. П.И. Отцы и дети: согласие или разногласия / Молодежь 97: надежды и разочарования Книга 1. Серия «Молодежь России на пороге нового тысячелетия». М., 1997. С. 37−46.
  14. Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М., 1987. 225 С.
  15. П.Бауман 3. Мыслить социологически. М., 1996.
  16. А.П. Социальные институты семьи, образования и государства в общественном сознании нового поколения россиян / Автореферат на соиск. уч. степ. к. соц. наук. Ставрополь, 2002. 24 С.
  17. Л.А. Возрастные когорты в период институциональных изменений в России / Куда идет Россия?. Формальные институты и реальные практики / Под общ. ред. Т. И. Заславской. М., 2002. С. 211 218.
  18. Д., Берто-Вьям И. Наследство и род: трансляция и социальная мобильность на протяжении пяти поколений / Социология: Хрестоматия / Сост. Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. М., 2003. С. 244−248.
  19. Ч. Молодежь в современном обществе / Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М., 1972. С. 297−313.
  20. Н.К. Проблемная семья: специфика семейно-брачной и половой социализации / Диссертация на соиск. уч. степ. канд. соц. наук. Ростов-на-Дону, 2001. 171 С.
  21. В.А., Левикова С. И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? // Общественные науки и современность. 1996, № 3. С. 56−65.
  22. О.В. Ценностный мир россиян. М., 1998.
  23. В.В. Антропология возраста. СПб., 2001.
  24. З.А. Роль ценностных ориентаций в социализации пожилых и старых людей (социально-философский аспект). Автореферат на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. М., 1999.
  25. А.Я., Смехов В. А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей. // Вестник Московского Государственного Университета. Сер. 14. Психология. 1986.-№ 4.
  26. В.А. К вопросу о толерантности в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2000, № 3. С 252.
  27. Взаимоотношения поколений в семье. Сб. статей. М., 1977.
  28. Ю.Р., Шапко В. Т. Социология молодежи. Н. Тагил, 1995.
  29. И.К., Плесовских С. Н. Феномен доверия и политическая реклама // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 2000, № 1.С. 141−153.
  30. Ю.Г. В поисках новой идеологической парадигмы // Социально-гуманитарные знания. 2003, № 2. С. 80−101.
  31. Ю.Г. Личность и гуманизм (социологический аспект). Челябинск, 1995.
  32. Ю.Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А. Социология молодежи / Под ред. проф. Ю. Г. Волкова. Ростов-на-Дону, 2001. 576 С.
  33. Ю.Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология: Учебник / Под. ред. Ю. Г. Волкова. М., 2000. 474 С.
  34. Ю.Г., Мостовая И. В. Социология. М., 1998.
  35. Ю.Г., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И. Социология: история и современность. Ростов-на-Дону, 1999. 672 С.
  36. В.И. Преемственность поколений. М., 1973.
  37. В., Черничкина Е. Что нужно знать о субкультуре? // Воспитание школьников. 2001, № 4. С. 27−32.
  38. В.В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентации в период социальных трансформаций, (поколенный подход) // Социологические исследования. 2002, № 1. С.96−105.
  39. М.В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова JT.M. Возрастная психология: личность от зрелости до старости. М., 1999.
  40. Ю.А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы). СПб., 1999.
  41. Э. Социология. М., 1999.
  42. М.Г. Тендерные аспекты семейно-ролевого диссонанса // Социологические исследования. 2002, № 1. С. 135−137.
  43. М.К., Здравомыслов А. Г., Петухов В. В., Давыдова Н. М. Молодежь новой России: политические ориентации, досуг, национальные предпочтения // Вестник Российской Академии Наук. 1998. Том 68, № 7. С. 596−611.
  44. Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.
  45. Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социологические исследования. 2000, № 11. С. 90−97.
  46. Т.А. Представления женщин и мужчин различных возрастных групп в сфере родительства / Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб., 2000. С.156−157.
  47. Т.А. Трансформация института современной семьи // Социологические исследования. 1995, № 10. С. 95−99.
  48. Н.М., Глава семьи: распределение ролей и способ выживания // Общественные науки и современность. 2000, № 4. С. 51−57.
  49. Т.А. Тенденции смертности в России 90-х гг. // Социологические исследования. 2002, № 10.
  50. Г. С. Социальная субъектность этноса (концептуальный подход). Ростов-на-Дону, 1997.
  51. Десять лет российских реформ глазами россиян // Социологические исследования. 2002, № 10. С. 22−37.
  52. А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. М., 2000. 526С.
  53. А.В. Через разъединение к согласию. // Наука в современном мире. 1994, № 2.
  54. .В. Молодежь и идеология сегодня / Куда идет Россия? Общее и особенное в современном развитии / Под общ. ред. Т. Н. Заславской. М., 1997. С. 291−302.
  55. И.В. Семья и социализация ребенка // Мир психологии. 1998, № 1.С. 54−59.
  56. В.К. История есть смена поколений: Преемственность поколений в условиях социалистического строительства: проблемы теории и практики. М., 1986.
  57. Ю.А. Демоническая сила невежества // Инновационные подходы в науке: теоретические и методологические проблемы социогуманитарного познания. Сб. статей / Отв. ред. Ю. Г. Волков. Ростов-на-Дону, 1996. С. 97−105.
  58. Жизненный путь одного поколения. М., 1992. бЗ. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1996. 64.3дравомыслова О.М., Арутюнян М. Ю. Российская семья наевропейском фоне. М., 1998. 65.3еркин Д. П. Основы конфликтологии: Курс лекций. Ростов-на-Дону, 1998.
  59. Ю.А. Риск в социальном развитии молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2003, № 1. С. 147−162.
  60. С.П. Проблема социализации современной молодежи. О., 1999.
  61. Т.И. Социокультурная преемственность как фактор рзвития социальных систем. / Автореф. на соиск.уч. степ. канд. филос. наук. Волгоград, 1998.
  62. В.Г., Нифанов А. Н., Беспаленко П. Н. Региональная молодежная политика: проблемы, опыт становления.
  63. С.Н. Преемственность поколений и диалог культур / Интеллигенция и нравственность (социологические очерки). М., 1993.
  64. А. Личность и социальная структура / Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М., 1972. С. 51.
  65. О.Г. Социальный смысл материнства в современной России («Ваш ребенок нужен только Вам») // Социологические исследования.2000. № 11. С. 98−107.73 .Карпухин О., Макаревич Э. О социокультурных ценностях нового поколения. // Диалог, 1997-№ 4.
  66. О.И. «Отцы и дети»: конфликт или консолидация? / Социологическое общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб., 2000. С. 172.
  67. О.И. Сделала ли молодежь свой выбор? (к проблеме социологии молодого поколения современной России) // Социально-гуманитарные знания. 2000, № 4. С. 180−192.
  68. О.И., Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000, № 3.
  69. JI.B. Семья в условиях трансформации российского общества: теоретическая модель и эмпирическая реальность / Автореферат на соиск. уч. степ. докт. соц. наук. Ростов-на-Дону, 2002. 42 С.
  70. В.В., Слепцов Н. С., Ревенко JI.B. Социализация молодежи: сущность, особенности, тенденции / Отв. ред. Ю. Г. Волков. Краснодар, 1994.
  71. C.JI. Кто мы такие? (молодежь о себе и о старшем поколении) // Социологические исследования. 1988, № 1. С. 64−67.
  72. Г. Семья в процессе трансформации российского общества //Общество и экономика. 1999, № 10−11. С. 317−322.
  73. JI. Функции социального конфликта. М., 2000.
  74. А.А., Тамбовцева JI.P. Оценка современной молодежи по . признаку толерантности / Социологическое общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб., 2000. С. 175−176.
  75. Г. И. Конфликтология. Межличностные конфликты. // Социально-гуманитарные знания.-1999, № 3.
  76. Г. И. Конфликтология. Социальные конфликты в общественной жизни. // Социально-гуманитарные знания. 1999, № 1. С.116−121.
  77. Кон И. С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе. // Социологические исследования. 1978, № 3.
  78. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  79. Кон И. С. Возраст и возрастные категории / Психология возрастных кризисов. Минск-М., 2001.
  80. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М., 1989.
  81. Конфликтология: Хрестоматия / Составитель: Н. И. Леонов. М., 2002.
  82. А.И. Социология: учебное пособие для студ. пед. учеб. завед. М., 2002.
  83. О. В. Бабушки в семье. // Социологические исследования. 2000, № 11. С. 108−113.
  84. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М., 1988.
  85. В.И. Эволюция ценностных ориентаций российской молодежи в условиях трансформаций общества / Автореферат на соиск. уч. степ. докт. соц. наук. М., 2000. 42 С.
  86. Е.И. Семья и семейные традиции в современной глобалистике // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 2000, № 1.С. 51−66.
  87. В.И. Современная западная социология: Антологический обзор концепций. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001. 416 С.
  88. Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России // социологические исследования. 2003, № 6. С. 78−87.
  89. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996, № 5. С. 3−19.
  90. О.В. Одиночество в социально-генерационной структуре современного российского общества: геронтологический аспект / Автореферат на соиск. учен. степ. канд. соц. наук. Ростов-на-Дону, 2001.26 С.
  91. Ч. Конфликты. Семь шагов к миру. СПб., 1997.
  92. В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социологические исследования. 1998, № 8. С. 98−106.
  93. В.Т. «Отцы и дети»: за диалог в отношениях // Социологические исследования. 2002, № 7. С. 111−116.
  94. В.Т. От поколения к поколению // Диалог. 1994, № 7. С. 8389.
  95. В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования. 2002, № 10. С. 79−88.
  96. К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
  97. Юб.Мангейм К. Очерки социологии знания: Проблема поколений. -Состязательность. Экономический успех. М., 2000.
  98. Н.С. Социальная психология о причинах конфликтной личности / Седьмой международный социологический конгресс. М., 1970.
  99. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. Т.№.3.
  100. В.М. Бобма депопуляции: демографическое будущее России / Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб., 2000. С.150−151
  101. Е.Ю. Жизненный путь и биография: преемственность социологических категорий (анализ зарубежных концепций) // Социологические исследования. 2002, № 7. С. 61−67.
  102. Мид. М. Культура и мир детства. М., 1988.
  103. Ф.И. Духовная жизнь молодых россиян: что впереди (прогноз социолога) // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1999, № 3. С. 64−71.
  104. ПЗ.Митев П.-Э. Теоретические предпосылки стандартизации социологических переменных в исследовании молодежи / Проблема молодежи. Информационное приложение 10. София, 1977.
  105. М.О. О природе социальных конфликтов в современной России // Социологические исследования. 1997, № 6. С. 81−88.
  106. Е.Ф. Динамика статуса стариков в современном обществе // Социологические исследования.
  107. Пб.Молевич Е. Ф. К анализу сущности и формы социальной старости // Социологические исследования. 2001, № 4. С. 61−64.
  108. Молодежь 96. Сборник трудов по социологии молодежи. М., 1996.
  109. Молодежь 97: надежды и разочарования. Книга 1. (Серия «Молодежь России на пороге нового тысячелетия»),
  110. Молодежь России: социальное развитие. М., 1992. 205 С.
  111. Мониторинг: Семейные ориентации // Социологические исследования. 2001, № 2.
  112. B.C. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. М., 1997.
  113. Л.И. Социологические теории конфликтов и их разрешения. // Социально-политический журнал. 1994, № 1−2. С. 81−91.
  114. В. Язык нетерпимости и язык доверия // Свободная мысль. 1992, № 2. С. 74−77.
  115. В.В. Демографический анализ поколений. М., 1979. 152 С.
  116. Л.И. Ценностный вакуум как следствие отсутствия ценностного сознания // Россия в условиях трансформаций: историко-политологический семинар. Материалы. Вып. № 13. М., 2001. С. 74−77.
  117. Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1997.
  118. Опять отцы виноваты // Диалог. 1994, № 7. С. 81−82.
  119. Ортега-и-Гассет X. Вокруг Галилея (Схема кризисов). // Избр. труды. М., 1997.
  120. Ортега-и-Гассет X. Тема нашего времени.// Что такое философия? М., 1991.130.0садчая Г. И. Стили жизни молодых горожан: трансформация и региональная дифференциация // Социологические исследования. 2002, № 10.
  121. Г. В. Социальное мифотворчество и социальная практика. М., 2000.
  122. С.Н. Тенденции межпоколенной мобильности в украинском обществе // Социологические исследования. 1999, № 10. С. 63−74.
  123. Основные кодексы и законы Российской Федерации. СПб., 2002.
  124. М.М. Консенсусология новое направление в социологии / Социологическое общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб., 2000. С. 527−528.
  125. .С. Социальная преемственность и воспитание молодых рабочих. М., 1984.
  126. В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. М., 2001.
  127. Д. Конфликты ценностей в странах транзиции. // Социологические исследования. 1997, № 6. С. 24−36.
  128. Парахонская Г. А Ценностные ориентации людей пожилого возраста (гендерный аспект) / Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб., 2000. С. 238.
  129. С. Н. Законы Паркинсона. М., 1989.
  130. В.А., Полевая М. В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений. // Вопросы психологии. 2001, № 1.
  131. В. Поколение, выбравшее «пепси» // Российская федерация сегодня. 1998, № 17. с. 37−39.
  132. JI.H. Новое поколение постсоветской России: комплексное социологическое исследование (на материале Северо-Кавказского региона) / Автореферат на соиск. уч. степ. канд. соц. наук. Ставрополь, 2001. 18 С.
  133. Почему в России не рожают? // Аргументы и факты. № 30, 2002. С. 9.
  134. Преемственность поколений как социологическая проблема. М., 1973.
  135. Преемственность поколений: диалог культур. Материалы международной научно-практической конференции. СПб., 1996. Вып. 1−3.
  136. Проблемы пожилых людей. // Россия и современность. 2000.-№ 2.
  137. О.Г. Социальный механизм формирования ценностных ориентаций молодежи современной России (теоретико-методологические аспекты). Автореферат на соиск. учен, степени канд. социол. наук. Саратов, 2000.
  138. Российский статистический ежегодник: Стат. Сб. / Госкомстат России. М., 1999. 621 С.
  139. Российское общество и радикальные реформы. Мониторинг
  140. Россия в поисках стратегии: общество и власть (социальная и социально-политическая ситуация в России в 1999) ИСПИ РАН / Под ред. Г. В. Осипова, В. К. Леванова, В. В. Локосова, В. В. Суходеева. М., 2000.
  141. .А. Молодежь и становление новой России / Молодежь 97: надежды и разочарования Книга 1. Серия «Молодежь России на пороге нового тысячелетия». М., 1997. С.16−31.
  142. В.М. Конфликтность в малых референтных группах как структурный элемент социального конфликта / Автореферат на соиск. учен. степ. докт. соц. наук. Ставрополь, 2002. 37 С.
  143. И.П. Молодежная политика как социальное управление / Диссерт. на соиск. уч. степ. докт. социол. наук. Ростов-на-Дону, 2002.
  144. С.И. Все о мужчинах. Ростов-на-Дону, 1996.
  145. З.М., Балабанов С. С. Пожилой человек в Центральной России. // Социологические исследования. 1999-№ 12.
  146. В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
  147. Семья в современном мире (социология и психология семейной жизни). / Под ред. В. Д. Альперовича и В. И. Филоненко. Т. 1−2. Ростов-на-Дону, 2000.
  148. Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995.
  149. Семья: Кн. для чтения. В 2-х Т. М., 1991.
  150. Е.В. Преемственность поколений и проблема развития личности в зрелом социалистическом обществе. Диссертация на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1979.
  151. В.А., Головин Н. А., Штрихи к портрету поколения 90-х годов // Социологические исследования. 1998, № 3. С. 106−117.
  152. Г. Г. Социогендерные отношения в период социальных трансформаций в России // Социологические исследования. 1994, № 3.
  153. Т.П. Взаимодействие как основание межличностных взаимодействий.//Вопросы психологии. 1999.-№ 5.
  154. А.П. К вопросу о воспитании молодежи в условиях реформ // Социально-политический журнал. 1996, № 4. С. 144−152.
  155. Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социологические исследования. 1998, № 3.
  156. Н. Социология. Ростов-на-Дону, 1998.
  157. Г. Л. Советский человек. М., 1973.
  158. П.И. Социология личности. СПб., 2001. 381 С.
  159. Е.О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. // Вопросы психологии.-2000.-№ 3.
  160. Современная западная социология: словарь. М., 1990.
  161. А.В. Исследование причин жестокого обращения с пожилыми в современных условиях // Социологические исследования. 1999, № 10.
  162. В.Н., Юзефович Г. Я., Отцы и дети в меняющемся мире. М., 1991.
  163. Е.А. Влияние межличностного конфликта на эффективность взаимодействия педагога с коллективом старшеклассников / Диссер. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. М., 1992. 179 С.
  164. И.В. Развитие человека в зрелости как проблема гуманитарных наук // Общественные науки и современность. 2001, № 2. С. 147−157.
  165. П.А. Заметки социолога. Грядущее молодого поколения / Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994. С. 308−310.
  166. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  167. Социально-демографические тенденции // Россия: вызовы времени и пути реформирования. М., 1998.
  168. Социология молодежи / Отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1996.
  169. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева. М., 1996. 461 С.
  170. С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни. // Социально-политический журнап.-1995.-№ 3−4.
  171. С.Г. проблема социализации пожилых и старых людей // Социально-гуманитарные знания. 2003, № 2. С. 129−150.
  172. В.И. Основные виды конфликтов: проблемы классификации. // Социально-политический журнал. 1995, № 4. С. 164 175.
  173. В.И. Конфликтующие и конфликтогенные люди // Социально-политический журнал. 1996, № 4. С. 165−174.
  174. Старшее поколение в России: современная ситуация // Россия и современный мир. 2000, № 2.
  175. Е.И. Отечественная конфликтология: к вопросу о становлении и развитии // Социологические исследования. 1998, № 10. С. 50−57.
  176. О.В. Жестокое обращение с детьми в семье и его социальные последствия / Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб., 2000. С. 163.
  177. Г. А. Ценностные ориентации и мотивационная сфера подростков и молодежи, приобретающих опыт социально значимой деятельности // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 2002, № 3. С. 158−163.
  178. А.В. Возрасты жизни. М. 1988.
  179. А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. М., 1988. 128 с.
  180. .Т. Социология: общий курс. М., 1994. 384 С.
  181. .Ц. История одного поколения (социально-демографический очерк). М., 1968.
  182. . Место родственников в системе личных связей // Социологические исследования. 2000, № 6.
  183. Ф.Р. От поколения к поколению. М., 1989.
  184. Философский энциклопедический словарь. 2-ое издание. Ред. кол. С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы и др. М., 1989. С. 489.
  185. В.А., Фокин И. В. Социальная работа с пожилыми семьями в России / Социальная работа с пожилыми в США: Сб. статей / Отв. Ред. В. А. Фокин. Тула, 2002.
  186. А.А. Воспитание как ценность // Вечерняя средняя школа. 1996, № 3. С. 25−28.
  187. А.Г. Социология воспитания. М., 1994.
  188. Е.И. Пожилой человек в обществе. М., 1999.
  189. Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. М., 2003. 296 С.
  190. З.Б. Педагогическая культура в пословицах и поговорках // Педагогика. 2000, № 10. С. 48−53.
  191. Чем нам грозит разрыв поколений. Выводы, к которым пришли ученые НИЦ Института молодежи. // Вечерняя средняя школа. 1996.-№ 3.
  192. С.В. Межпоколенная коммуникация: барьеры и конфликты (социально-антропологический анализ) / Диссертация на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2003.
  193. Что кроме «пепси» выбирает новое поколение? // Смена. 1993, № 12. С. 93−99.
  194. В.И., Зубок Ю. А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. М., 2001.
  195. В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социологические исследования. 1998, № 3. С. 93−106.
  196. В.И., Зубок Ю. А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000. 116 С.
  197. А. Т. Философские аспекты геронтологии.
  198. Н.В. Поколенческая организация современного российского общества: теоретико-методологический анализ / Автореферат на соиск. учен. степ. докт. социол. наук. Саратов, 2001. 44С.
  199. В. П. Когорты в нашей жизни и их разрешение. М., 1997.
  200. Л.Б. Психология семейных отношений. М., 2000.
  201. А. О различии между возрастами.// Свобода воли и нравственность. М., 1992.
  202. П. Социология социальных изменений. М., 1996.
  203. А.А. Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. М., 2001. 240 С.
  204. Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.
  205. Эмоциональные и познавательные характеристики общения. / Отв. ред. В. А. Лабунская. Ростов-на-Дону, 1990.
  206. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г. В. Осипова. М., 1995.
  207. В. Россия как трансформирующееся общество (резюме многолетней дискуссии социологов) // Общество и экономика. 1999, № 10−11.
  208. В.П. Социальное время. Ростов-на-Дону, 1980.222. http://www.gks.ru
  209. Corsten Michael. The time of generations // Time and society. Volume 8. Number 2. September 1999. P. 249−272.
Заполнить форму текущей работой