Социологический анализ системы маркетинговых коммуникаций в современном российском обществе: на примере предприятия ООО «С-Текстиль»
В настоящий момент «С-Текстиль» находится на стадии роста и ее приоритетные цели (успешное позиционирование на рынке и удовлетворительные финансовые результаты) абсолютно соответствуют этой стадии жизненного цикла организации. Цели следующего уровня включают в себя: дальнейшее расширение поля деятельности и рынков, достижение стабильности и прибыльности, в том числе за счет новых сфер… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретические проблемы управления маркетинговыми коммуникациями на современных российских предприятиях
- 1. 1. Теоретико-методологические основания анализа социальных коммуникаций в социальных организациях
- 1. 2. Особенности применения комплекса маркетинговых коммуникаций в российских организациях
- 2. Анализ внутреннего потенциала и внешней среды компании «С-Текстиль»
- 2. 1. Характеристика компании «С-Текстиль». как социальной организации"
- 2. 2. Анализ положения компании «С-Текстиль» на рынке
- 3. Разработка комплекса маркетинговых коммуникаций компании «С-Текстиль»
- 3. 1. Выбор и обоснование стратегии маркетинговых коммуникаций
- 3. 2. Разработка комплекса маркетинговых коммуникаций
Социологический анализ системы маркетинговых коммуникаций в современном российском обществе: на примере предприятия ООО «С-Текстиль» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Практически ни одна компания не может сегодня успешно вести дела без маркетинговых коммуникаций в том или ином виде. Многие отрасли экономики испытывают настоящую потребность в эффективном контакте с целевыми аудиториями. И эту потребность удовлетворяет целая сеть разных по структуре и возможностям организаций, занимающихся коммуникациями.
Чтобы быть в состоянии выполнять серьезные рыночные задачи, коммуникации должны опираться на серьезные рыночные дисциплины, понятия и категории. В противном случае маркетинговые коммуникации будут выполнять только рекламные, конкурсные или прочие задачи, не имеющие никакого отношения к их основному назначению.
Отсюда следует, что нельзя быть хорошим специалистом по коммуникациям, не владея комплексными технологиями маркетинга. Более того, и грамотным заказчиком соответствующих услуг быть нельзя, не имея хотя бы некоторого представления о маркетинге, теории продаж, рекламе и стимулировании.
Очевидно, что коммуникации являются мощнейшим средством наращивания объемов реализации товаров и услуг. Необходимо чтобы на рынке знали марку компании, и не только эксперты, пользующиеся специальными каталогами и закрытой информацией, а самые широкие круги покупателей, а сделать это можно только при помощи коммуникаций. Практика маркетинговых коммуникаций включает выбор и предварительные испытания средств и способов коммуникаций, а также изучение эффективности их воздействия на целевую аудиторию.
Одним из главных вопросов, которые возникают перед современной организацией — как собрать воедино и эффективно использовать все существующие каналы массовой и личной маркетинговой коммуникации для достижения поставленных корпоративных целей.
Ответ находится в двух плоскостях. Во-первых, организация профессионального управления маркетинговыми коммуникациями. Во-вторых, создание такой модели коммуникаций, которая в наибольшей степени учитывает произошедшие на рынках изменения.
Но коммуникация не может рассматриваться как односторонний процесс. Коммуникация всегда предусматривает обратную связь, то есть получение отклика от потенциального потребителя1. Нельзя сказать, что в традиционных коммуникационных концепциях отсутствует понимание важности обратной связи с потребителем. При этом традиционно к потребителю обращались только в тех случаях, когда уже существовал некий план действий по продвижению товара, а в процессе коммуникации о требовалось его подкорректировать или подтвердить эмпирически. То есть потребитель преимущественно рассматривался в качестве пассивного участника процесса коммуникации. Сегодня такой подход не способствует росту эффективности мероприятий PR и маркетинга. Таким образом, важной проблемой является необходимость вовлечения потребителя в активную двухстороннюю маркетинговую коммуникацию.
Следующей важной проблемой современной фирмы становится налаживание четкого организационного контроля над потоками информации, идущими по всем каналам коммуникации. Наиболее значимой частью это проблемы является координирование бюджета и содержания рекламных и PR-мероприятий, проводимых по разным коммуникационным каналам4.
Таким образом, изменяющаяся информационная среда бросает компаниям как минимум три вызова:5.
1 Жих Е. М., Панкрухин А. П. Формула успеха: Маркетинг, М.: «Россия молодая», 2002. с. 238.
2 Имшинецкая И. Программа сотрудничества с клиентом или Как привлечь новых и удержать постоянных клиентов / И. Имшинецкая. — М.: РИП-холдинг, 2003. с. 29.
3 Герчикова И. Н. Маркетинг: организация, технология. М.: Высшая школа, 2008. с. 211.
4 Жих Е. М., Панкрухин А. П. Формула успеха: Маркетинг, М.: «Россия молодая», 2002. с. 173.
5 Кеворков В. В., Леонтьев С. В. Политика и практика маркетинга на предприятии. М.: ДиС, 2002. с. 277.
Первый заключается в активизации использования всех видов коммуникационных каналов для налаживания эффективного продвижения компании или товара.
Второй заставляет менять принципы взаимодействия с потребителем, налаживая двухстороннюю коммуникацию и превращая потребителя в партнера в течение всего процесса коммуникации.
Третий свидетельствует о необходимости поиска адекватной реакции на рост неуправляемости общественных и бизнес-коммуникаций, которые осуществляются с помощью разных источников.
Изложенные выше факты свидетельствуют об актуальности настоящего диссертационного исследования.
Цель работы — провести социологический анализ особенностей осуществления маркетинговых коммуникаций в оптовой торговле, и предложить пути повышения эффективности маркетинговой деятельности российских торговых компаний (на примере ООО «С-Текстиль»).
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
— Выделение основных подходов к анализу социальной коммуникации в современной социологии.
— Исследование перцептивных оснований потребительского выбора, т. е. особенностей и механизмов восприятия потребителем рекламных коммуникаций.
— Рассмотрение теоретических и методологических основ формирования комплекса маркетинговых коммуникаций.
— Анализ влияния внешней и внутренней маркетинговой и социальной среды на коммуникационную активность организации (на примере компании «С-Текстиль»).
— Оценка конкурентоспособности компании «С-Текстиль» для осуществления рационального позиционирования в процессе коммуникационной деятельности.
— Разработка комплекса маркетинговых коммуникаций компании «С-Текстиль».
Объектом данного исследования является процесс осуществления маркетинговых коммуникаций в социальной организации (на примере компании «С-Текстиль», занимающейся оптовой реализацией текстильной продукции).
Предмет исследования — факторы, влияющие на коммуникационную деятельность в компании «С-Текстиль», данные, характеризующие состояние и тенденции изменения внешней маркетинговой и социальной среды компанииа также нормы и процедуры управленческого воздействия, применяемые внутри компании и относящиеся к сферам маркетинга, торговли, управления финансовыми, человеческими и прочими ресурсами.
Методологическую основу исследования составляет системный подход к изучению объекта и предмета исследования. В работе применялись общенаучные методы — анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, эксперимент и моделирование. В процессе подготовки диссертационного исследования использовались экономико-статистические методы, методы абстрактно-логических суждений и экспертных оценок.
Теоретическую базу исследования составили научные труды и публикации ведущих отечественных и зарубежных экономистов по проблемам рыночной экономики, стратегического управления, планирования и маркетинга: И. Акулича, И. Ансоффа, Г. Багиева, А. Вайсмана, Е. Голубкова, П. Друкера, В. Кеворкова, К. Робинсона, М. Хаммер, Дж. Эванса и др. Анализ литературных источников позволил сформировать единый методологический подход к исследовательской деятельности, направленной на налаживание эффективных коммуникаций компаний с целевыми аудиториями. Этот подход основан на концепции ИМК (интегрированных маркетинговых коммуникаций). Концепция ИМК — это не просто новая система организации маркетинга — это может быть в большей степени философия и стратегия бизнес-коммуникаций, следуя которой можно вывести на новый качественный уровень все виды взаимодействия с потребителем. Стратегия ИМК позволяет превратить набор мероприятий по продвижению, рекламе и PR в эффективную маркетинговую стратегическую политику с привлечением всего арсенала исследовательских и рекламных средств.
Эмпирической базой исследования явились официальные статистические данные о развитии рынка текстиля, материалы маркетинговых исследований, материалы конференций и семинаров, внутренние регламентирующие и отчетные документы компании «С-Текстиль».
Практическая новизна и значимость работы определяется тем, что она относится к одному из первых монографических исследований, специально посвященных вопросам осуществления маркетинговых коммуникаций в компаниях, работающих на российском рынке текстиля, а также комплексным подходом к изучению указанной проблемы. Результаты исследования послужили базой для повышения эффективности хозяйственной деятельности реальной компании — ООО «С-Текстиль» — во многом благодаря повышению роли маркетинговых коммуникаций в компании. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при написании учебных и практических пособий и чтении лекционных курсов в высших специальных учебных заведениях профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов, занятых в области экономики и управления торговлей.
Признаками научной новизны обладают полученные результаты исследования. В частности, к новым результатам исследования следует отнести следующее:
1. Анализ коммуникаций в современной российской социальной организации с точки зрения экоантропоцентрической социологии.
2. Рассмотрение маркетинговых коммуникаций как двустороннего процесса, в который активно вовлечен потребитель, т. е. не только коммуникатор, но и реципиент.
3. Использование комплексного подхода в процессе изучения специфики маркетинговых коммуникаций в оптовой торговле.
4. Исследование принципов маркетингового управления в компаниях, работающих на российском рынке текстиля.
5. Анализ потенциала компании «С-Текстиль» для осуществления маркетинговой (в частности, коммуникационной) деятельности.
6. Определение перспективных направлений осуществления маркетинговых коммуникаций.
7. Корректировка процесса управления бизнесом компании «С-Текстиль» на основе результатов исследования.
Основные выводы и положения, выносимые на защиту:
— экоантропоцентрическая парадигма социального познания, рассматривающая коммуникацию как обменные процессы между человеком и средой его обитания посредством социальных институтов, позволяет наиболее полно и подробно проанализировать специфику социальной коммуникации в современной российской организации;
— предложенная стратегия маркетинговых коммуникаций компании, основанная на модели В2 В, является наиболее рациональной, исходя из специфики бизнеса компании;
— разработанная система организационного обеспечения маркетинговой деятельности оптимально соответствует организационной структуре и стратегии развития компании «С-Текстиль»;
— использование предложенного набора инструментов директ-маркетинга позволит достичь максимальной эффективности маркетинговых коммуникаций;
— разработанные рекомендации по совершенствованию системы управления торговым персоналом компании внесут весомый вклад в повышение результативности коммуникационной деятельности компании.
Достоверность результатов исследования обеспечивается его методологией и методикой, а также эмпирическим материалом, на котором основываются научные положения, предложения и выводы исследования.
Апробация работы и использование результатов.
Основные результаты диссертации обсуждены на заседании кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и нашли отражение в публикациях автора.
Основные положения работы обсуждались на совещаниях руководства компании «С-Текстиль». Результаты диссертационного исследования, ряд выводов и рекомендаций внедрены в деятельность компании и использованы для корректировки процесса управления бизнесом.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, 3-х глав, в которых последовательно решаются поставленные задачи, заключения, библиографии и приложений.
Заключение
.
Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать следующие основополагающие выводы и рекомендации.
В рамках первой главы работы рассматривались теоретические основы построения систем маркетинговых коммуникаций. В частности, проанализированы особенности разработки и реализации следующих составляющих комплекса маркетинговых коммуникаций: рекламы, прямого маркетинга, мероприятий по стимулированию сбыта и организации связи с общественностью, используемых предприятием для достижения маркетинговых целей. Выделены следующие этапы разработки коммуникационной стратегии: анализ внешней и внутренней маркетинговой среды, определение целевой аудитории, установление целей и выбор каналов коммуникаций, разработка бюджета, анализ результатов.
Формирование стратегии маркетинговых коммуникаций компании «С-Текстиль» должно предусматривать, прежде всего, учет специфики рынка тканей и особенностей бизнеса компании. Должна быть выбрана стратегия, которой компания будет придерживаться и, которая будет служить маяком для достижения заданной цели.
Для корректной разработки комплекса маркетинговых коммуникаций компании «С-Текстиль» необходимо было предварительно: исследовать маркетинговую среду и внутренний потенциал фирмы, оценить конкурентоспособность компании, разработать стратегию маркетинговых коммуникаций фирмы. Решение этих задач осуществлено во второй главе работы.
В частности, анализ рынка дал возможность сделать ряд выводов и прогнозов. Так, можно утверждать, что объем рынка тканей в 2009;2010 гг. вырастет незначительно — не более чем на 2−3% - и составит 460−500 млн. кв.м. Постепенно будут увеличиваться продажи отечественного товара. Доля же импортной продукции вряд ли уменьшится. Активно будет развиваться сегмент стоковых тканей. В ближайшее время возможно появление на рынке новых игроков.
Анализ внутренней маркетинговой среды компании «Текстиль» показал следующее.
В настоящий момент «С-Текстиль» находится на стадии роста и ее приоритетные цели (успешное позиционирование на рынке и удовлетворительные финансовые результаты) абсолютно соответствуют этой стадии жизненного цикла организации. Цели следующего уровня включают в себя: дальнейшее расширение поля деятельности и рынков, достижение стабильности и прибыльности, в том числе за счет новых сфер бизнесасовершенствование структуры управления, дополнительное привлечение квалифицированных профессионалов по маркетингу, финансам и т. д. (компания ведет дополнительный набор сотрудников) — поиск новых финансовых источников для поддержания роста.
Анализ технико-экономических показателей ООО «С-Текстиль» показал, что наблюдается тенденция ухудшения основных показателей деятельности компании. Основной задачей компании «С-Текстиль» на текущем этапе является повышение объемов продаж, то есть более полное и качественное удовлетворение спроса.
В рамках второй главы также была проведена оценка конкурентоспособности компании «С-Текстиль» и ее основных конкурентов (компаний «Альянс» и «Моготекс»). Самый высокий Интегральный коэффициент конкурентоспособности, полученный по результатам анализа совокупности факторов конкурентоспособности — у компании «С-Текстиль», самый низший у компании «Альянс».
Полученный результат по компании «С-Текстиль» позволяет сделать вывод об устойчивой конкурентной позиции компании. Тем не менее, особое внимание менеджменту необходимо обратить на дальнейшее развитие каналов маркетинговых коммуникаций.
Итак, во второй главе работы автор исследовал внешнюю и внутреннюю маркетинговую среду компании «С-Текстиль». Проведенный анализ позволил более обоснованно подходить к разработке комплекса маркетинговых коммуникаций компании.
Третья глава работы была посвящена разработке рекомендаций по совершенствованию системы маркетинговых коммуникаций компании «С-Текстиль».
В частности, необходимо выделить следующие ключевые рекомендации и проектные разработки.
1. Стратегия маркетинговых коммуникаций ООО «С-Текстиль» должна быть основана на наиболее выгодной для нее бизнес-модели. Речь идет о модели В2 В (business-to-business, «бизнес-бизнес») и использовании соответствующей стратегии маркетинговых коммуникаций. Автором диссертационного исследования была предложена оптимальная, на его взгляд, программа маркетинговых коммуникаций продукции компании «С-Текстиль», основанная на концепции директ маркетинга в сфере В2 В.
2. В работе был обоснован выбор адекватных инструментов директ маркетинга, а также выработаны рекомендации относительно эффективного применения этих инструментов в рамках реализации комплекса маркетинговых коммуникаций компании «С-Текстиль». Компании следует использовать следующие инструменты директ маркетинга: Direct mail (прямая почтовая рассылка), телефонный маркетинг (телемаркетинг), Интернет маркетинг.
3. Формирование базы данных для использования в ДМ-акциях.
В настоящее время в компании «С-Текстиль» имеется несколько разрозненных баз данных по клиентам. Эта информация нуждается в корректировке, грамотном структурировании и интеграции в единую базу.
Источники информации пополнения базы данных.
— ДМ-агентства.
— Компании, специализирующиеся на создании и поддержке баз данных и изначально ориентированные на продажу таких баз пользователям.
— Бесплатные бизнес-каталоги, размещенные в сети Интернет.
Следующей стадией ДМ кампании является разработка материалов для дальнейшей рассылки по компаниям выбранного сегмента рынка. В качестве материалов в нашем случае выступают письма с коммерческим предложением, адресованные сотрудникам крупных компаний, специализирующихся на розничной торговле тканями. Под сотрудниками подразумеваются лица, принимающие решения в области закупок. Автором разработаны рекомендации по составлению текстов писем для прямой рассылки компании «С-Текстиль».
Предлагается осуществлять как электронную, так и почтовую рассылку.
4. Организация телефонного маркетинга.
Грамотно организованная система телефонного маркетинга (ТМ) поможет компании «С-Текстиль» решить две очень важные задачи: налаживание контактов с новыми клиентами и поддержание отношений с прежними. С использованием этого инструмента директ маркетинга данная задача может быть решена быстро, эффективно и без лишних затрат.
5. Основные направления маркетинговых коммуникаций посредством Интернет:
— Поисковая оптимизация.
— Регистрация в поисковых системах.
— Регистрация в каталогах и обмен ссылками.
— Баннерная реклама.
— Реклама в группах новостей.
Проведенный с помощью методов экономико-математического моделирования прогнозный анализ влияния предложенного комплекса маркетинговых коммуникаций, на агрегированные финансовые потоки компании «С-Текстиль» указывает нам на перспективы значительного улучшения результатов хозяйственной деятельности компании.
Список литературы
- Федеральный закон от 13.03.2006 п 38-Ф3 (ред. от 27.10.2008) «О рекламе» (принят гд фс рф 22.02.2006)
- Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 п 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»
- Письмо ФНС РФ от 20.11.2006 № 02−1-07/92 «О включении для целей налогообложения прибыли сумм начисленного НДС в связи с безвозмездной раздачей сувениров в рекламных целях»
- Письмо ФАС РФ от 19.05.2006 № АК7654 «Об особенностях отдельных способов распространения рекламы»
- Письмо ФАС РФ от 16.03.2006 N АК/3512 «О разграничении рекламы и иной информации»
- Письмо ФНС РФ от 11.02.2005 п 02−1-08/24@ «О расходах на рекламу»
- Письмо Минфина РФ от 27.12.2004 № 03−06−05−04/97 «О налогообложении деятельности по распространению и размещению наружной рекламы"1. Книги и монографии
- PR, бизнес, СМИ: партнерство ради эффективности: материалы Первой межвуз. науч.-практ. конф. 13 апр. 2004 г. / отв. ред. С. Ю. Чимаров. -СПб.: СПбГИЭУ, 2004. 84 с.
- Ю.Авраамова Е., Гурков И., Липсиц И. и др. Российские предприятия: в поисках выживания // Экономика и организация промышленного предприятия. 2002. № 6. С.44−67
- Академия рынка: Маркетинг /Пер. с фр. М.: Экономика, 2008.
- Акулич И.Л. Маркетинг философия предпринимательства, ориентированного на рынок. Рига, 2003. с. 144.
- Акша Р. Создание эффективной рекламы: практ. руководство по креатив, деятельности / Р. Акша. М.: Вершина, 2003. — 272 с.
- Али М. Практический маркетинг и паблик рилейшнз для малого бизнеса: пер. с англ. / М. Али — под ред. А. Н. Андреевой. — СПб.: Нева, 2004.-416 с.
- Алтынова О.В. Управление рекламной деятельностью на промышленных предприятиях: автореф. дис.. канд. экон. наук / О. В. Алтынова — Морд. гос. ун-т. Саранск, 2003. — 18 с.
- Анохин А.Н. Методы экспертных оценок. Обнинск: издательство обнинского института атомной энергетики, 1996 г.
- Ансофф И. Стратегическое управление/ Под ред. Л. И. Евенко-Пер.с англ. М.: Экономика, 2002.
- Аренков И. А. Маркетинговые исследования: основы теории и методики СПб.: СПбУЭФ, 2002.
- Арман Дайан, Фернан Букерель, Робер Ланкар и др. Академия рынка «Маркетинг», М.: Экономика, 2008.
- Артемьева О.А. Рекламная коммуникация как аффективно-когнитивное единство: автореф. дис.. канд. экон. наук / О. А. Артемьева. — Ярославль, 2003. 22 с.
- Архангельский Н.Е., Валуев С. А., Половников В. А., Черногорский A.M. Экспертные оценки и методология их использования. — М: Высшая школа, 1974 г.
- Багиев Г. Л., Аренков И. А. Основы маркетинговых исследований -СПб: СПбУЭФ, 2007.
- Багиев Г. Л., Аренков И. А. Основы современного маркетинга— СПб.: СПбУЭФ, 2007.
- Багиев Г. Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации СПб.: СПбУЭФ, 2007.
- Блэк К. Конкретный и конкурентный PR: прямое и эффективное руководство для специалистов по PR, имиджу и рекламе: пер. с англ. / К. Блэк. М.: Эксмо, 2004. — 270 с
- Бобылева М.П. Рекламный менеджмент: основы профессиональной деятельности / М. П. Бобылева. М.: Журнал «Управление персоналом», 2004. — 240 с.
- Богданов Н. Психологические основы и «Паблик рилейшнз» / Н. Богданов, В. Зазыкин. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 204 с.
- Болдырев Д.А. PR как индикатор культуры управления современной промышленной корпорацией: автореф. дис.. канд. социол. наук. / Д. А. Болдырев — МГУ. М., 2004. — 25 с.
- Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. М.: Интерэксперт, Экономика, 2007.
- Вайссман Д. Мастерство презентации: пер. с англ. / Д. Вайссман. М.: Вершина, 2004. — 228 с.
- Васильцов С.И. Планирование и управление избирательной компанией: метод, рекомендации / С. И. Васильцов и др. — Комиссия ЦК КПРФ по проведению выбор, кампаний. -М., 2003. — 60 с.
- Васильцов С.И. Типовая инструкция по организации работы с активистами и сторонниками КПРФ / С. И. Васильцов, С. П. Обухов — Комиссия ЦК КПРФ по проведению выбор, кампаний. М., 2003. — 48 с.
- Вертячих А. Судьба рекламиста вести к победе! / А. Вертячих. — М.: б.и., 2004.- 127 с.
- Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations. Программы-консультанты: 400 примеров, 200 учеб. задач и 20 практ. прил. / И.Л.
- Викентьев — Система проф. разработчиков, консультантов и преподавателей «ТРИЗ-Шанс». 7-е изд., доп. — СПб.: Бизнес-пресса, 2004.-378 с. ил.
- Герчикова И.Н. Маркетинг: организация, технология. М.: Высшая школа, 2008.
- Головлева E.JI. Основы рекламы / E.JI. Головлева М.: Моск. гуманитар, ин-т.- Ростов н/Д.: Феникс, 2004. — 320 с. — (Высшее образование).
- Голубков Е. П. Маркетинг: стратегия, планы, структуры. М.: Дело, 2007.
- Голубков Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика, 2008.
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика, методология. М:.: Финпресс, 2003.
- Голубков Е.П., Маркетинговые исследования // Маркетинг в России и за рубежом № 1 / 1998. с. 31.
- Гольдштейн Г. Я., Катаев А. В. Маркетинг. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.
- Горкина М.Б. PR на 100%: как стать хорошим менеджером по PR / М. Б. Горкина, А. А. Мамонтов, И. Б. Манн. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 236 е.: ил.
- Грин Э. Креативность в паблик рилейшнз: пер. с англ. / Э. Грин — под ред. А. Н. Андреевой. 2-е изд. — СПб.: Нева, 2004. — 256 с.
- Дейан А. Реклама: пер. с франц. / А. Дейан — под ред. С. Г. Божук. -СПб.: Нева, 2004.- 128 с.
- Джефкинс Ф. Паблик рилейшнз: пер. с англ. / Ф. Джефкинс, Д. Ядин. — М.: Юнити, 2003. 400 с.
- Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг /Пер. с нем. М.: Высшая школа, 2007.
- Добров Г. М., Ершов Ю. В. и др. Экспертные оценки в научно-техническом прогнозировании. Киев: Наукова думка, 1974 г.
- Друкер П., Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы, М.: -Book chamber international, 2004.
- Дэвис Дж. Дж. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика: пер. с англ. / Дж. Дж. Дэвис. — М.: Вильяме, 2003. — 864 е.: ил. Тит. л. парал. англ.
- Егоров А. Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности М., 2008.
- Елекоев С., Зондхоф Г., Кролл X. Реструктуризация предприятий.// Вопросы экономики. 2003. № 9. С. 13 22
- Еферин В. П., Мотин В. В. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях М., 2008.
- Желтухина М.Р. Тропологическая суггетивность масс-медиального дискурса: О проблемах речевого воздействия тропов в языке СМИ: моногр. / М. Р. Желтухина. М.: Ин-т языкознания РАН — Волгоград: Изд-во ВФМУПК, 2003. — 656 с.
- Жих Е.М., Панкрухин А. П. Формула успеха: Маркетинг, М.: «Россия молодая», 2002.
- Жомова С.Н. Политическая коммуникация: социокультурные тенденции и механизмы: монография / С. Н. Жомова. М.: Изд-во ИНИОН РАН, 2004. — 246 с.
- Жомова С.Н. Политические шахматы: паблик рилейшнз как интелектуальная игра. / С. Н. Жомова. М.: РИП-холдинг, 2003. — 213 с. — (Академия рекламы).57.3азыкина Е. В. Политический PR: символы / Е. В. Зазыкина. М.: ЮрИнфоР-Пресс, 2003. — 123 с.
- Захарова А.Н. Психология рекламы: конспект лекций / А. Н. Захарова. — Чебоксары: Чуваш, ун-т, 2003. -44 с.
- Зимен С. Бархатная революция в рекламе / С. Зимен, А. Бротт. М.: Эксмо, 2003.-288 е.: ил.
- Иванов Ю.В. Деловая соционика / Ю. В. Иванов. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Журнал «Управление персоналом», 2004. 200 с.
- Иванова К.А. Англо-русский и русско-английский словарь по рекламе и PR (с толкованиями) / К. А. Иванова. СПб.: Питер, 2004. — 320 с.
- Игнатенко А.А. Повышение эффективности рекламной компании в печатных СМИ: автореф. дис. / А. А. Игнатенко. СПб., 2003. — 16 с.
- Игнатьев Д.И. Настольная энциклопедия Public Relations. / Д. И. Игнатьев, А. В. Бектов, В. Ф. Сарокваша. М.: Альпина Паблишер, 2003.-227 е.: ил.
- Илларионов С.И. Власть информации / С. И. Илларионов. М.: РИЦ «Профэко», 2003. — 320 с.
- Имшинецкая И. Программа сотрудничества с клиентом или Как привлечь новых и удержать постоянных клиентов / И. Имшинецкая. -М.: РИП-холдинг, 2003. 128 е.: ил. — (Академия рекламы).
- Кабалина М.И. Социальное мифотворчество в современной российской рекламе: автореф. дис. .канд. социол. наук / М. И. Кабалина. М., 2003.-23 с.
- Кара-Мурза С. Г. Краткий курс манипуляции сознанием / С.Г. Кара-Мурза. М.: Эксмо, 2003. — 444 с. — (Все на выборы).
- Каратаева J1.B. Сопоставительный анализ рекламной лексики в текстах русской и немецкой прессы: (функционально-семантический и словообразовательный аспект): автореф. дис.. канд. филол. наук / JI.B. Каратаева — Адыгейск. гос. ун-т. Майкоп, 2003. — 25 с.
- Кармин А.С. Психология рекламы / А. С. Кармин. СПб.: Изд-во ДНК, 2004. — 512 с. — (Психология и культура).
- Качалов ИВ. Что можно узнать за 300 часов телефонных переговоров? Российский оптовый рынок сквозь призму региональноготелемаркетинга// Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2003. № 1.
- Кашлев Ю. Информация и PR в международных отношениях / Ю. Кашлев, Э. Галумов. М.: Известия, 2003. — 432 е.: ил.
- Кевин X. Эффективная коммуникация: 10 золотых правил делового и лич. успеха / X. Кевин. М.: Рипол классик, 2004. — 320 с. — (Бизнес и успех).
- Кеворков В.В., Леонтьев С. В. Политика и практика маркетинга на предприятии. М.: ДиС, 2002. с. 119.
- Керашев М.А. Бюджет маркетинга и рекламы / М. А. Керашев, Н. С. Лобачева. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 2002. — 148 с.
- Кислов Д.В. Реклама: правовые основы, учет, налогообложение / Д. В. Кислов. М.: Главбух, 2003. — 144 с.
- Кисляк М. Методы сбора информации и инструменты анализа // Маркетинг в России и за рубежом, № 3, 2002. с. 23.
- Ковальков Ю. А., Дмитриев О. Н. Эффективные технологии маркетинга М.: Машиностроение, 2008.
- Комаров В.М. Совершенствование Интернет-рекламы в системе маркетинговых коммуникаций: автореф. дис.. канд. социол. наук / В. М. Комаров. М., 2003. — 18 с.
- Коновченко С.В. Власть, общество и печать в России / С. В. Коновченко. Ростов н/Д.: СКНЦ ВШ, 2003. — 400 с.
- Короченский А.П. «Пятая власть»?: медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 2003. — 280 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 2003.
- Котлер.Ф. Маркетинг Менеджмент. СПб.: Питер, 2008.
- Коханенко А.И. Имидж рекламных персонажей / А. И. Коханенко. М. — Ростов н/ Д: МарТ, 2004. — 144 с.
- Кохтев Н.Н. Реклама: искусство слова: рекомендации для составителей рекламных текстов / Н. Н. Кохтев М.: Изд-во МГУ, 2004. — 94 с.
- Краева О.В. Паблик рилейшнз и модернизация общественной жизни: теоретико-методологический анализ / О. В. Краева. Казань: Каз. гос. ун-т, 2004. — 148 с.
- Куликова Ю.С. Ненадежная реклама как форма недобросовестной конкуренции: автореф. дис. канд. экон. наук / Ю. С. Куликова. М., 2003.-24 с.
- Маркетинг/Под ред. И.К. Беляевского/М.: МЭСИ, 2003.
- Медведева Е. Основы рекламоведения / Е. Медведева. М.: РИП-холдинг, 2003. — 262 с. — (Академия рекламы).
- Миллер А. Реклама: энциклопедия для всех / А. Миллер. М.: Вершина, 2003. — 256 с.
- Мингалеев Р.Н. Конструирование имиджа региона российскими СМИ: (на примере Республики Татарстан): автореф. дис.. канд. полит, наук / Р. Н. Мингалеев. Казань, 2004. -21 с.
- Мотышина М. С. Методы и модели маркетинговых исследований -СПб.:СПбУЭФ, 2007.
- Назайкин А.Н. Иллюстрирование рекламы / А. Н. Назайкин. — М.: ЭКСМО, 2004. 320 с.
- Насонова Е.А. Устная реклама в России XVIII—XX вв.еков: автореф. дис.. канд. ист. наук / Е. А. Насонова. М., 2003 .-21 с.
- Науменко Т.В. Массовая коммуникация: теоретико-методологический анализ. М.: Перспектива, 2003. — 253 с.
- Наумова Е.В. Конфликтогенный механизм мотивации социального субъекта в рекламе: автореф. дис.. канд. социол. наук / Е. В. Наумова — Том. гос. ун-т. Новосибирск, 2004. — 26 с.
- Олейник И. «Плюс / минус» Репутация / И. Алейник, А. Лапшов. -М.: Новости, 2003. 160 с.
- Ольшевский А.С. Негативные PR-технологии / А. С. Ольшевский, А. С. Ольшевская. М.: ИНФРА-М, 2004. — 329 с.
- Орлова В.В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке / В. В. Орлова. -М.: РИП-холдинг, 2003. 168 с. — (Практическая журналистика).
- Песоцкий Е.А. Современная реклама: теория и практика. / Е. А. Песоцкий. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 352 е.: ил. — (Психология бизнеса).
- Поломских Е.Г. Соотношение эмоционального и рационального в восприятии рекламного текста: автореф. дис.. канд. психол. наук. / Е. Г. Поломских. — Пермь, 2003. 20 с.
- Пономарева A.M. Рекламная деятельность: организация, планирование, оценка эффективности. — М. — Ростов н/Д.: МарТ, 2004. — 240 с.
- Пономарева С.В. Реклама / С. В. Пономарева. СПб.: ИЛ Изд. Дом «Нева», 2004. — 190 с. — (Серия «Шпаргалка»).
- Попова И.В. PR-технологии в избирательных кампаниях / И. В. Попова. — М.: Изд-во Моск. открытого социал. ун-та, 2003. 134 с.
- Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением / Г. Г. Почепцов. М.: Центр, 2004. — 336 с.
- Почепцов Г. Г. Пропаганда и контрпропаганда / Г. Г. Почепцов. — М.: Центр, 2004. 252 с. — (PR).
- Проблемы планирования и управления: Опыт системных исследований/ Под ред. Е. П. Голубкова, A.M. Жандарова. — М.: Экономика, 1987.
- Профессиональная этика в PR и рекламе: материалы Второй всерос. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 28−29 июня 2002 г. — СПб.: РГПУ, 2003.- 115 с.
- Разумов И.В. Бизнес в области политического маркетинга. Ч. 2: обработка и оценка данных в политическом маркетинге / Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2003. — 154 с.
- Робинсон К. Конкурентоспособность и маркетинг // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2007. — 1.
- Романовский И.И. Масс медиа: словарь терминов и понятий. — М.: Изд. Союза журналистов России, 2004. 480 с.
- Ромат Е.В. Реклама. СПб.: Питер, 2004. — 176 с.
- Российское лицо PR: материалы науч.-практ. конф., 28 февр. — 1 марта 2003 г. Н. Новгород: Гос. техн. ун-т, 2003. — 350 с.
- Рубин Ю. Обыкновенный маркетинг. СПб.: «Литера плюс», 2002.
- Самое главное в PR / У. Аги и и др. — пер. с англ. В. Елизаров, Н. Качанов. СПб.: Питер, 2004. — 558 е.: ил. — (Маркетинг для профессионалов).
- Санаев А. Русский PR в бизнесе и политике. М.: Ось-89, 2003. -240 с.
- Серов А.Г. Страшные тайны PR: записки PR консультанта / А. Г. Серов. СПб.: Питер, 2004. — 168 е.: ил.
- Смирнов В.В. Реклама на радио / В. В. Смирнов. М.: РИП-холдинг, 2003. — 152 с. — (Академия рекламы).
- Современный маркетинг /Под ред. Хруцкого В. Е. М.: Изд-во Республика, 2002.
- Таранов П.С. Приемы влияния на людей / П. С. Таранов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 608 с.
- Творчество молодых: дизайн, реклама, полиграфия: материалы 2 междунар. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов / Ом. гос. техн. ун-т. Омск, 2004. — 322 с.
- Теория экономического анализа хозяйственной деятельности / Под ред. А. Д. Шеремета. М.: Прогресс, 2007.
- Тихонов А.Н. Реклама?: нет ничего проще / А. Н. Тихонов, Ю. Л. Морозов. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. — 192 с. — (Психология бизнеса).
- Тулупов В.В. Реклама в коммуникационном процессе: курс лекций / В. В. Тулупов. Воронеж: Кварта, 2003. — 144 с.
- Уилкокс Д.Л. Как создать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ / Д. Л Уилкокс — пер. с англ. И. В. Карцевой и др. 4-е изд. — М.: ИМДЖ-Контакт: ИНФРА-М, 2004. — 759 е.: ил. — (Современные консалтинговые технологии).
- Усачева С.Н. Семантическая организация рекламных текстов в коммуникативном и культурологическом аспектах: автореф. дис. / С. Н. Усачева. Челябинск, 2004. — 19 с.
- Фарби Э.Д. Как создать успешную рекламу: пер. с англ. / Э. Д. Фарби 3-е изд. — СПб.: Нева, 2004. — 256 с.
- Фатхутдинов Р. А. Менеджмент конкурентоспособности -М., 2007.
- Феоктистова Е. М. Краснюк И.Н. Маркетинг: теория и практика, М.: Высшая школа, 2008.
- Филатова О.А. Гражданско-правовые особенности рекламы в Интернете: автореф. дис .канд. юрид. наук / О. А. Филатова — Рос. гос. ин-т интеллект, собственности. М., 2003. — 27 с.
- Фридман Г. И. Директ-маркетинг в деятельности предприятий// Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2003. N З.с. 45
- Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. СПб.: СПбГУ, 2002.
- Хилтон С. Бизнес во благо: делаем деньги, делаем мир лучше / С. Хилтон, Д. Гиббоне. М.: Добрая кн., 2003. — 384 с.
- Ценев В. Психология рекламы: (реклама, НЛП и 25-й кадр) / В. Ценев. М.: Бератор, 2003. — 200 с.
- Чубаков Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия М., 2007.
- Шабанова Т.В. Как правильно рекламировать свою продукцию? / Т. В. Шабанова, В. Б. Гуккаев. М.: Вершина, 2003. — 160 с. — (Бухгалтерская панорама).
- Шейнов В.П. Эффективная реклама: секреты успеха / В. П. Шейнов. М.: Ось-89, 2003. — 448 с.
- Шишканов Д. Проблемы и методы директ-маркетинга// Практика рекламы, № 2−4, с. 42
- Шнейдеров B.C. Фотография, реклама, дизайн на компьютере: самоучитель / B.C. Шнейдеров. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 331 с. — (+ CD).
- Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг /Пер. с английского. М.: Экономика, 2002.
- Эркенова Ф.С. Саморегулирование в рекламе / Ф. С. Эркенова. -М.: РИП-холдинг, 2003. — 156 с. (Академия рекламы).
- Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика М., 2007.
- Юрченко В.В. Инновационная стратегия развития предприятия в переходном периоде. Изд-во ННГАСУ, 2003.
- Brigham Е. Fundamentals of Financial Management. The Dryden Press, 2002.
- Brigham E., Lapenski D. Financial Management: Theory and Practice. The Dryden Press, 2007.
- Garrison E. Managerial Accounting. IRWIN, 2008.
- Kohn M. Financial Institutions and Markets. McGraw-Hill, 2007.
- Levy H., Sarnat M. Principles of Financial Management. Prentice Hall, Englewood Cliffs, 1988.
- Meigs R.R., Meigs W.B., Financial Accounting, McGraw-Hill Publishing Company, 1994.
- Reilly K. Investment Analysis and Portfolio Management. The Dryden Press, 1991.
- Samuelson P.A. Foundations of Economic Analysis. Cambridge, 1997.
- Schumpeter J. A History of Economic Analysis. New York: Oxford University Press, 1954.
- Weston I., Brigham E. Managerial Finance. The Dryden Press, 1999.1. Статьи
- Арланцев A.B., Попов E.B. «Синергизм коммуникационного инструментария», журнал «Маркетинг в России и за рубежом», № 1, 2001.
- Качалов Игорь «Семь причин падения эффективности рекламы, или Как рекламироваться в современных условиях», журнал «Рекламные идеи YES!», № 1, 2000.
- Колесник Филипп «Слоган не воробей», журнал «Секрет фирмы», № 8 (24), май, 2003.
- Сазонова Н. Характеристики культуры и планирование рекламных кампаний // «Маркетинг в России и за рубежом», № 1, 2000.
- Скороделов К.В. Планирование рекламной кампании рекламным агентством // журнал «Маркетинг в России и за рубежом», № 3, 2000.
- Фуколова Ю. «Розыгрыш потребителя», журнал «Секрет фирмы», № 2 4 (20), март, 2003.
- Фуколова Ю. «Удар мимо цели», журнал «Секрет фирмы», № 5 (21), март, 2003.
- Фуколова Ю., Платова Ю., «Прямо промо», журнал «Секрет фирмы», № 1 (17), январь, 2003.
- Фуколова Ю., Платова Ю., «Реклама на грани фола», журнал «Секрет фирмы», № 3 (12), октябрь, 2002.
- Ailawadi, Kusum, Farris, Paul (1999), «Trade Promotion: Essential To Selling Through Resellers», Sloan Management Review, Fall, Vol. 41, Issue 1.
- Cartellieri Caroline, Parsons Andrew J., Rao Varsha, Zeisser Michael P. (1997), «The real impact of Internet advertising», The McKinsey Quarterly, № 3.
- DeVincentis John R., Rackham Neil (1998), «Breadth Of A Salesman», The McKinsey Quarterly, № 4.
- Farris, Paul W. (1987), «In Defense of Price Promotion», Sloan Management Review, Fall, Vol. 29, Issue 1.
- Jones David B. (1994), «Setting Promotional Goals: A Communications' Relationship Model», Journal of Consumer Marketing, Vol. 11, No. l, pp. 38−49.