Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальный статус адыгской женщины в обществе: Социокультурный аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С. 19. отношений как понятия «класс», «раса» и «нация». И это не случайно. Концепция тендерных исследований является первой социологической концепцией, рассматривающей женщину не в ее «природном» качестве, не как биологическое существо, судьба которого предопределена его физиологическими особенностями, но как человека, то есть существо социальное со своим особым статусом, особыми социальными… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы изучения социального статуса женщины
    • 1. Статус женщины в истории социально-философской мысли
    • 2. Статус женщины в период социальных преобразований в России: теория и методология
    • 3. Современные направления исследования социального статуса женщины
  • ГЛАВА II. Динамика социального статуса адыгской женщины
    • 1. Статус женщины в традиционном адыгском обществе
    • 2. Трансформация социального статуса адыгских женщин в советский период
    • 3. Социальный статус адыгских женщин в условиях перехода к рыночным отношениям в оценках их общественного мнения

Социальный статус адыгской женщины в обществе: Социокультурный аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В третьем тысячелетии в обществе, помимо, углубляющегося политического и экономического кризиса, растет волна насилия, национализма и экстремизма.

Преодоление в обществе трудностей, связанных с широкой демократизацией, вступлением в рыночную экономику, политическими преобразованиями невозможно без широких и объективных тендерных исследований.

Социальное самочувствие женщин, составляющих более 50% населения — это серьезный фактор, от которого зависят все происходящие в обществе процессы. От того, как реализует себя женщина в семье, в обществе, насколько гармонична ее деятельность, как удается сочетать ей свои многообразные функции зависит здоровье будущих поколений, их физическое и психологическое состояние, а, следовательно, и социальное здоровье нации в целом.

Статус женщины — это своего рода интегральный показатель, в котором сфокусированы многие проблемы общества (занятость, стабильность брака, уровень рождаемости, здоровье населения, воспитание детей, степень развития демократизации, уровень культуры и общего самосознания). Не случайно, еще много лет назад, французский утопист Ш. Фурье писал: «общественный прогресс может быть точно измерен по общественному положению прекрасного пола» другими словами, по социальному статусу женщины.

В западной социологической науке исследование статусных позиций является давней традицией. Термин «социальный статус» в социологическом смысле был впервые употреблен английским историком Г. Мейном в.

1 Цит. По кн. Кайдаш С. Н. Сила слабых. Женщины в истории России (XX X вв.) — М., 1989. — С.5.

2 Meine Н. Ancient Law. N. У., 1885. последней четверти XIX века.

Согласно наиболее распространенной в социологии классификации, существует четыре важнейших основания, от которых зависит социальный статус: 1) доход- 2) профессиональный престиж- 3) образование- 4) этническая принадлежность индивида.1.

Согласно М. Веберу, «социальный статус» обозначает реальные притязания на позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа, если он основывается на одном или большем количестве социальных критериев: а) образ жизни, б) формальное образование, заключающееся в практическом и теоретическом обучении, в) престиж рождения или профессии2.

В развитых индустриальных обществах понятие «социальный статус» отражает прежде всего личные усилия, так как современное общество предъявляет непрерывные и все более жесткие требования к развитию знаний и профессионализма. На этой основе социальный статус в стратификационной системе выступает не как предписанный определенным социальным происхождением, «но достигаемым, то есть определенным всеобщим объективным критерием активных действий, социально3 признанных» .

Однако общепринятое понимание этнического статуса в современной социологической науке отсутствует. «В современной науке обычной является ситуация, когда этот термин употребляется без объяснения его 4 значения, как некая данность».

В отечественной научной литературе до настоящего времени употребление понятия этнический (национальный) статус было крайне.

1 См. об этом: Социология / Под ред. В. И. Курбатова. Ростовна Дону. 1998. — С.1 0.

2 Вебер М. Основные понятия стратификации. //Социс — № 5. — 1994. Деккер П. Эстер П. Отношение к неравенству доходов па Западе.//Социс. — № 8−9. — 1994. — С. 195.

4 Савва М. В. К вопросу об этническом статусе индивида как факторе конфликта. //Философия и социология в республике Адыгея. — Майкоп. — 1996. — № 4. — С.63. редким явлением.

Этнический статус указывает место индивида или группы в системе межэтнических отношений на личностном или групповом уровне и в определенной степени определяет структуру социальных связей личности. Если социальный статус достигается, «завоевывается» -личностью формируется объективными социально-историческими, экономическими, политическими факторами), то этнический статус является наследуемым.

Очевидно, что этнический статус тесно связан с социальным статусом. Социальный же статус личности (группы) раскрывает ее основные социальные ориентации, деятельность, оценку этой деятельности, а также самооценку, которая может совпадать или не совпадать с «внешней оценкой».1.

Именно из такого понимания содержания понятий «социальный статус» и «этнический статус» исходит автор данного исследования.

Для нас представляет интерес зависимость социального статуса от этнической принадлежности такой социальнодемографической группы, как женщины, через призму исторических событий.

Положение женщины в общественной жизни, закрепленное в социальном статусе — это конкретно-историческая, изменчивая реальность, зависящая от политических, социально-экономических условий, этнических, религиозных, культурных особенностей, сложившихся в данной стране, данном обществе. То есть оно обусловлено фактом рождения женщины в конкретной стране, регионе, с присущими только данному обществу традициями, обычаями и т. д.

В периодическом докладе «О выполнении Российской Федерацией Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» подчеркивается, что «статус женщины аккумулирует в себе не.

1 См. Ануфриев Е. А. Социальный статус и активность личности. — М. 1984. — С. 178. только особенности социально-политического устройства государства, уровень его экономики, но и чутко реагирует на происходящие изменения в любой из этих сфер, в общественном сознании, ценностных ориентирах".1.

Принципиальные изменения социально-экономических и политических условий в обществе вызывают неизбежные изменения в социальном статусе женщины, ее равноправии или дискриминации, положении в обществе.

Исследование социального статуса женщин приобретает особую значимость, на наш взгляд, в периоды, характеризующиеся попыткой сменить модель цивилизационного развития, перейти от общества традиционного к либерально-демократическому. Такие исследования способствуют выработке более взвешенной государственной политики, содействуют поиску оптимальных решений выхода из современного сложного состояния общества.

Именно такой период переживает сейчас Россия.

Изучение социального статуса женщины приобретает особое политическое и научное значение в периоды коренных общественных преобразований, которые обычно характеризуются социально-политической напряженностью.

Социологами при исследовании факторов социально-политической напряженности в качестве фоновых факторов рассматривается в первую 2 очередь социальный статус индивидов и социальных групп.

Для прогноза и разработки моделей этнополитической стабильности регионов и государств необходимо изучение состояния статусных позиций, с учетом этнического компонента социальной группы.

1 Tesis. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. — М., 1993. — С. 176.

2 См. напр. Хаджсбиеков Р. Г., Ханаху Р. А., Пятакова Л. Т., Цветков О. М. О социально-политической ситуации в республике Адыгея./Философия и социология в республике Адыгея. — Майкоп. 1995. № 3. -С.61.

Это особенно актуально, так как в настоящее время женщины заявили о себе, как политическая сила, о чем свидетельствует наличие различных женских общественных организаций, работа фракции парламента «Женщины России» и многое другое.

Для понимания и реальной оценки статуса женщины в адыгском обществе важен как российский и советский контексты, так и тысячелетняя традиция становления адыгской культуры, духовности. Поэтому автор считает целесообразным обозначить и исследовать именно эволюцию социального статуса женщин в адыгском обществе. В русской культуре связь этих двух традиций в культурологическом аспекте рассмотрена целым рядом авторов, к примеру, Н. Бердяевым в размышлениях «об истоках и смысле» русского коммунизма" и другими.

Социальные революции, другие глобальные потрясения значительно изменили экономический, политический и духовный облик общества. Но цивилизационный процесс прошел как бы мимо женского пола, лишь слегка его коснувшись. К такому выводу пришли американские ученые, доказавшие в ходе научных исследований, что современный мир отмечен ярко выраженной мужской доминантой. Степень доминирования варьируется от тотальной до минимальной, но неизменно присутствует во всех обществах. Было указано лишь на некоторые эгалитарные зоны, где женщина имеет приблизительно равные права с мужчиной: воспитание детей, похоронные 1 церемонии и т. д.

Парадоксально, но декларируемая сегодня смена политического устройства нашего государства — от тоталитарного к демократическому — не привела к переосмыслению всей проблемы положения женщин и их статуса в обществе, несмотря на то, что неуклонный рост вовлеченности женщин в сферу общественного производства убедительно свидетельствует о том, что.

1 White М. Jhe status of women in predustrial societiesPrinceton. (N.Y.). 1978. XI. S. 168 пересмотр социального статуса женщина становится объективной необходимостью. Темпы и безболезненность реализации указанной закономерности зависят, однако, не только от материального развития, но и от факторов идеологического порядка. К числу таковых, в частности, относятся стереотипы, поддержание которых в сознании людей в огромной степени зависит от национальных обычаев и традиций, духовной культуры этноса. Что касается исследований, посвященных положению женщин у Кавказских народов, то обычно они имеют общую тенденцию придерживаться критической точки зрения, более зависящей от временных идеологических допущений, чем от взгляда на всю долгую историю адыгов, и разделяют стереотипный взгляд на кавказскую женщину как на угнетенное существо, лишенное юридических прав, предназначенное лишь для служения мужу и семье. Допуская, что этот стереотип, как и большинство других, включает в себя долю правды, все же следует подчеркнуть, что он вызывает ряд вопросов. Какие факторы формировали статус женщины в адыгском обществе? Как сами адыгские женщины оценивают свое положение? Существовали ли сферы, в которых женщины могли выходить за рамки предписанных им ролей? Почему в Адыгее мы сталкиваемся с незначительным проявлением феминистской деятельности? Насколько обосновано наше обычное восприятие отношения адыгов-мужчин к своим женщинам? И, наконец, насколько свободной, насколько независимой, насколько реализовавшейся как личность способна быть адыгейка? Ведь стало уже общеизвестным, что «разделение труда между обоими полами обусловливается не положением женщины в обществе, а совсем другими причинами. Народы, у которых женщины должны работать гораздо больше, чем им полагается по нашим представлениям, часто питают к женщинам гораздо больше подлинного уважения, чем наши l европейцы».

Сегодня многие ученые признают, что наука уделяет очень мало внимания проблеме полов в социуме. Так, например, академик JI.T. Шинелева обращает внимание на то, что «в процессе освоения новых идей, связанных с обновлением общества, любое умалчивание по животрепещущей женской проблематике, затрагивающей больше половины населения, мягко говоря, вызывает удивление. Интеллектуальная пассивность, граничащая с духовной апатией, невнимание к теоретическим поискам прогрессивных подходов к решению данной проблемы, затрудняют борьбу со старыми и отжившими идеями. И поэтому никак не могут быть оправданы"2.

Озабоченность по этому поводу была высказана гораздо раньше, еще на заре XX века, прогрессивной исследовательницей женского вопроса Л. Браун, которая отмечала: «история женского развития занимает чрезвычайно немного места в общечеловеческой истории».3 Известный философ Н. Бердяев также отмечал, что половой вопрос — это вопрос жизни, не менее важный, чем так называемый, вопрос социальный. Многие годы он незаслуженно замалчивался и в этом главный недостаток всех социальных теорий.4.

Данная работа представляют собой попытку проанализировать эту проблематику на специфическом региональном материале с помощью широко используемой в современной западной социологии концепции «гендера». Эта концепция стала активно разрабатываться с начала 80-х годов и очень быстро получила признание в научном мире.

Гендер" или «социальный пол» (в отличие от биологического) считается таким же ключевым понятием для анализа общественных.

1 Маркс К&bdquoЭнгельс Ф. Поли. Собр. Соч. T.2I. — 1961. — С. 53.

2 Шинелева Л. Т. Женщина и общество. Декларации и реальность. М., 1990. — С.62. ' Браун Л. Женский вопрос и его историческое значение. — СП-б., 1907. — С.7.

1 Бердяев Н. А. Метафизика пола и любви. //Эрос и личность. Философия пола и любви. — М., 1989.

С. 19. отношений как понятия «класс», «раса» и «нация». И это не случайно. Концепция тендерных исследований является первой социологической концепцией, рассматривающей женщину не в ее «природном» качестве, не как биологическое существо, судьба которого предопределена его физиологическими особенностями, но как человека, то есть существо социальное со своим особым статусом, особыми социальными интересами, стратегией социального поведения. «Гендерный подход предполагает макро-и микроуровни анализа, что позволяет, с одной стороны, охватить всю систему отношений власти сверху до низу от государства до семьи, до отношений между конкретными людьми и их взаимодействии в повседневной жизни, а с другой, — точнее оценить принципиальную способность этих структур к обновлению, благодаря возможному перераспределению властных отношений на микроуровне».1.

Тендер, как, социальный аспект отношений полов, конструируется и выражается во всех сферах общественной жизни, включая культуру, идеологию, организацию общества. Тендерные отношения — это и один из значимых аспектов повседневных отношений между мужчиной и женщиной в семье, и определенный срез классовых и любых других отношений. Тендерные исследования изучают общественные институты, которые формируют «традиционные» роли и культурные нормы: государство, семью, систему образования, механизм общественного разделения труда, СМИ.

Исследование тендерной теории и методологии открывает перед учеными разных социальных и гуманитарных дисциплин новые аналитические возможности для исследования общества и культуры. Они позволяют раскрыть социальные и культурные механизмы, с помощью которых в традиционном обществе формируется неравенство людей на.

1 Дисс. канд. полит, наук. Айвазова С. Г. Женщины в российском обществе: тендерное измерение политического процесса. — М., 1996. — С.8 основе их биологического пола.

Эти исследования самым непосредственным образом связаны с реализацией прав человека. Поэтому их проведение и развитие тендерного образования сегодня крайне необходимы для нашей страны, как предпосылка формирования гражданского общества.

Анализ политического и социально-экономического развития адыгского общества под углом зрения социальных отношений между полами является частью подобных исследований и должен позволить подойти к определению места и роли женщин в истории данного народа и приоткрыть ее перспективы.

Сложность и противоречивость эволюции социального статуса женщин в адыгском обществе является отражением сложности и противоречивости исторического, социально-экономического и политического развития страны.

В целом актуальность темы определяется эволюцией современного общества, которая в свою очередь включает в себя и национальные особенности, присущие конкретному этносу.

Не претендуя на исчерпывающее решение проблемы, автор диссертации предпринял попытку изучить эволюцию социального статуса женщины в адыгском обществе на протяжении длительного периода (середина XIX в. — конец XX в.) истории на этапах, характеризующихся принципиальным разрывом с традиционным подходом к оценке места и роли женщины в обществе. Выбранный отрезок истории можно разделить на три периода: 1) 1861 — 1917 гг. — пореформенная Россия, где медленно вызревают предпосылки для либерально-демократической модернизации, которая едва начавшись, была оборвана социалистической революцией- 2) 1917 — 1985 гг. — период социалистического строительства и развитого социализма, когда лозунги женской эмансипации широко использовались для утверждения советского государства- 3)1985 — 2000 гг. — период так называемого перехода к рыночной экономике и демократическому государству, для которого характерно возрождение женского движения как политической силы, претендующей на особую роль в обществе.

Особенностью диссертации является то, что, она написана на стыке нескольких дисциплин — истории, социологии, философии и культурологии. В работе приводится новая статистическая и социологическая информация, в определенной мере восполняющая отдельные пробелы в исследовании социального статуса женщин в российском обществе вообще, и адыгском — в частности. Необходимо отметить, что обращение к данной теме именно с учетом специфики российских регионов определяет и актуальность, и научную новизну данного исследования, так как подобное исследование, насколько нам известно, предпринимается впервые.

Степень разработанности проблемы.

В отечественной научной литературе нет специальных работ, посвященных анализу темы, заявленной в диссертации.

Социальный статус женщин исследовался преимущественно не как самостоятельное, целостное направление научной мысли, а главным образом в рамках социально-экономического анализа положения населения. Такой подход можно назвать традиционным. Он сложился в литературе на протяжении длительного периода времени. В связи с этим использовались работы различных научных дисциплин: исторические, социологические, этнографические, философские и другие.

Для анализа традиций важное значение имели работы Бгажнокова Б. X. «Адыгский этикет», Ханаху P. X. «Традиционная культура Северного Кавказа: вызоваы времени», Казанова X. М. «Национальный характер» и другие. При характеристике социализма и его влияния на социальный статус адыгских женщин принципиальное значение имело изучение работ теоретиков марксизма, особенно таких трудов, как «Женщина и социализм».

А. Бебеля, «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса, «Социальные основы женского вопроса» А. Коллонтай.

Большой конкретный материал о положении женщин в советском обществе изложен в работах В. Бильшай, Е. Груздевой, JI. Новиковой, JL Шинелевой, 3. Янковой, П. Чиркова и др.

Следует подчеркнуть, что в 80-е гг. вышло значительное количество работ по данной проблематике в связи с тем, что было объявлено десятилетие женщины ООН (1976 — 1985), но, написанные в основном по плану «было — стало» они не дают достаточно объективной картины состояния дел, не рассматривает причинно-следственных связей эволюции положения женщин. Отличительной особенностью работ этого периода является то, что в основном они представляют собой сборник статей, представляющих исследование отдельных сторон данной проблемы на примере социалистических, капиталистических и развивающихся стран, при этом речь идет в основном о достижениях в. области решения женского вопроса в социалистическом обществе по сравнению с капиталистическим.

При анализе социального статуса женщин в современный период так называемого перехода к рыночной экономике автор опирался на работы О. Ворониной, Т. Клименковой, О. Вовченко, С. Айвазовой, Т. Демиденко и др.

Изучение темы диссертации было бы также невозможно без анализа творчества крупнейших отечественных мыслителей прошлого, таких как Н. Бердяев, В. Соловьев, Ф. Достоевский и других, которые ввели проблематику пола в контекст российской культуры, истории, философии.

Цель работы: социологический анализ содержания и особенностей социального статуса адыгской женщины в обществе, а также его изменений в период со 2-ой половины XIX по XX век.

В соответствии с целью, диссертант ставит следующие задачи:

1. Выявить исторический контекст и его влияние на трансформацию социального статуса женщин в адыгском обществе.

2. Проанализировать социальные отношения между полами как одно из проявлений модернизации российского общества.

3. Дать характеристики и выявить факторы формирования социального статуса адыгской женщины в традиционном адыгском обществе.

4.Провести компаративный анализ социального статуса адыгской женщины.

5. Изучить социальный статус адыгских женщин в современный период в оценках их общественного мнения. Для этого решить сопутствующие задачи, такие как: 1) обобщение оценок женского общественного мнения по вопросу влияния демократизации на социально-экономическое положение женщин в условиях перехода Адыгеи к рыночным отношениям, оценка участия адыгских женщин в политической жизни как одного из главных факторов укрепления их социального статуса, исследование социально-психологических настроений в женской среде и их влияние на ценностные ориентации адыгеек- 2) выявить степень сохранности этнической культуры в адыгской женской среде в современный период по результатам социологического опроса.

Объект исследования: женщины как социально-демографическая группа и их социальный статус в период со 2-ой половины XIX по XX век.

Предмет исследования: обычаи, традиции адыгского этноса, касающиеся положения женщин, социальные процессы, повлиявшие на изменение положения женщин, а также общественное мнение адыгских женщин на этапе демократизации общества, как отражение их социального статуса.

В исследовании использованы следующие методы исследования: теоретический анализ социологической, философской, этнографической литературы по изучаемой проблеме, метод историзма, системный и компаративный методы анализа, а также традиционные для социологической науки методы — анкетный опрос, наблюдение, интервьюирование, контентанализ документов, математико-статистическая обработка материалов и др.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в ней впервые в отечественной социологической науке исследован социальный статус женщин адыгского этноса на фоне политической истории России на протяжении длительного периода времени, то есть изучена эволюция этого института. В работе:

1) проанализированы идеология адыгского народа, феномен «адыгэ хабзэ» в той его части, которая касается женщин;

2) выявлены отличительные черты, особенности, механизм формирования, динамика социального статуса женщин у адыгов;

3) подтверждена зависимость трансформации социального статуса женщин от социально-экономического и политического развития государства;

4) описаны мотивации социальной активности адыгских женщин в годы реформ, изучен социальный статус адыгских женщин в оценках их общественного мнения;

5) проведен, сравнительный анализ социального статуса женщин в традиционном адыгском обществе и его современного состояния, то есть, выявлена степень сохранности этнической культуры в женской среде адыгского общества.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования национального механизма обеспечения равноправия женщинпри подготовке федеральных и региональных программ, призванных способствовать улучшению положения женщин и повышению их социального статуса. Исследование социального статуса женщин, сделанное на материале Республики Адыгея, региона Российской Федерации в различные исторические периоды, в том числе на современном этапе социально-экономического развития России, позволяет.

16 более строго определить сложившуюся социальную структуру российского общества и положение в нем женщин.

Материалы диссертационного исследования могут служить основой для подготовки соответствующих разделов учебных курсов по тендерным проблемам, по социологии, истории Адыгеи, а также в просветительской деятельности, в частности, по преодолению патриархальных стереотипов общественного сознания, способствовать обновлению культуры общества, его устойчивому развитию.

Апробация работы: По теме диссертации опубликовано 6 статей. Материалы исследования обсуждались и докладывались на ежегодных научно-практических конференциях «Неделя науки» в Адыгейском государственном университете и Майкопском государственном технологическом институте. Результаты исследования были учтены в работе над грантом Российского фонда фундаментальных исследований «Динамика ценностных ориентаций населения в ходе радикальных реформ» -руководители: доктор социологических наук, профессор, Афасижев Т. И., кандидат философских наук, профессор Казанов X. М. По теме диссертации разработан спецкурс «Гендерные исследования: теория и практика».

Структура работы: диссертация состоит из введения, 2-х глав по 3 параграфа каждая, заключения и списка использованных источников.

Заключение

.

Исследование проблем, связанных с изменением социального статуса женщин имеет большое теоретическое и практическое значение, так как без всестороннего научного анализа роли и места женщин во всех сферах жизнедеятельности общества невозможно правильное понимание происходящих в обществе изменений, связанных с социально-экономическими и политическими переменами.

Под воздействием социально-политических преобразований изменяется социальная структура и образ жизни, общественное мнение и поведение женского населения, формируются ценностные ориентации и новый облик современной женщины.

Переходные периоды, подобные сегодняшнему состоянию российского общества характеризуются не только изменениями в экономической и политической системах, но и ломкой существовавших ранее социальных связей.

Именно поэтому действия по демократическому обновлению политических институтов, восстановлению экономики на рыночных принципах следовало бы самым непосредственным образом координировать с развитием отношений в социальной области. Однако до сих пор эта необходимость недостаточно осознавалась. Усилия реформаторов направлены на экономику, политику, но социальные последствия предпринимаемых шагов, похоже, игнорируются. Определенным доказательством этого служит, в частности, мизерное количество систематических исследований социальной структуры. Практически только сейчас начинаются поиски ответов на вопросы: из каких основных социальных групп, слоев состоит российское общество сегодня? Каковы основные характеристики межгрупповых отношений и каковы особенности внутренней структурной организации социальных отношений?

Между тем протекающие в обществе процессы во многом генерируются ситуацией социального неравновесия.

Обладание статусом — неотъемлемое свойство личности, социальной группы. Каждый из нас, обладая определенным возрастом, полом, национальностью занимает ту или иную ступеньку на социальной лестнице. Социальный статус личности зависит от статуса той группы, частицей которой она является.

Социальный статус женщины относится к активному фактору общественной жизни и является интегральным показателем, в котором фокусируется все многообразие общественных связей и отношений. Специфика социального статуса и общественного мнения женской социально-демографической группы определяется уровнем экономического, социально-политического, культурного развития общества.

Конкретно-исторические, социальные условия, определяющие положение женщин в различные периоды развития общества, рождают соответствующие идеи о роли женщин в жизни общества.

В свою очередь, идеологические установки, моральные нормы и этнокультурные обычаи и традиции оказывают значительное влияние на социальные ориентации женщин и их социальное поведение.

На эволюцию этого института существенное влияние оказывает уровень социально-экономического, политического, культурного развития общества.

Социальный статус адыгских женщин претерпел существенную трансформацию, вызванную этими факторами.

В традиционном адыгском обществе женщина занимала почетное, но все же подчиненное положение, что было обусловлено, прежде всего, культурой жизнеобеспечения адыгов, которая предусматривала для женщины в основном социальные роли жены, матери, хозяйки, поскольку мужчины занимались в основном производственными и военными функциями. Женщины принимали активное участие в основном в таких институтах адыгского традиционного общества, как гостеприимство, аталычество, хотя и были предусмотрены возможности выхода за рамки своих социальных ролей, о чем свидетельствует роль женщин в миротворческих процессах у адыгов.

Народная философия адыгов зафиксировала пиететное отношение к женщине, о чем свидетельствуют пословицы, поговорки, нормы адыгского этикета. Это также подтверждается многочисленными сведениями европейских авторов.

После октябрьской революции социальный статус адыгских женщин значительно трансформировался. Это было вызвано коренными переменами во всех сферах жизни общества.

Адыгские женщины вынуждены были «значительно расширить» круг своих социальных ролей, включившись в общественное производство, помимо своей воли и принимая активное участие в коллективизации, индустриализации советского общества. Это обернулось для них, прежде всего, принципиальным разрывом с традиционными ценностями, неимоверными физическими и моральными нагрузками, поскольку символами статуса советского человека были трудовые успехи и достижения, участие в партийной и общественной работе. Но период социалистического строительства, как уже отмечалось выше, имел и позитивные последствия для социального развития адыгских женщин. Они получили возможность культурного и научного просвещения, что, безусловно, положительно отразилось на уровне их культурного и интеллектуального развития, осознании себя более полноценными членами общества.

То есть, принципиальные изменения социально-экономических и политических условий общества вызывают неизбежное изменение в социальном статусе женщин, ее равноправности и положении в обществе.

В сегодняшней России идеи равноправия связаны с одновременно протекающими процессами: с одной стороны, разрушением старых устойчивых стереотипов, а с другой — зарождением новых, формирующихся под влиянием новых идей, предполагающих общественный консенсус с учетом интересов всех членов общества — мужчин и женщин.

В условиях демократического общества эта задача универсальная и международным сообществом рассматривается в контексте прав человека.

В конце 80-х и начале 90-х годов начался процесс реформирования в России новых экономических отношений.

Необходимо подчеркнуть, что Российская Федерация взяла на себя обязательства по осуществлению международных правовых документов, в том числе Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин».

В связи с этим приходится констатировать, что существующая система по соблюдению принципа равноправия мужчин и женщин, провозглашенная Конституцией Российской Федерации 1993 года (гл. II. Ст. 19. п.З.) все еще остается малоэффективной и носит в основном декларативный характер. Более того, социальная дискриминация в России не только не ликвидирована, но и усилилась, особенно в последние годы, в различных сферах жизни общества.

Вместе с расширением процесса демократизации жизни общества, женщины получают новые возможности самоорганизации активной деятельности, участвуя в общественно-политической жизни страны. Однако, быстрое расслоение общества на богатых и бедных, несущее с собой структурную безработицу, погоню за прибылью любой ценой, сокращение и аннулирование прежних бесплатных услуг в сфере социального обслуживания, и другие негативные явления рыночной экономики, усложняют жизнь и деятельность женщин в силу их пока еще слабой конкурентоспособности. Поэтому они сталкиваются со сложностями и трудностями иного характера, чем раньше.

Сложность и противоречивость, происходящих в регионе, как и в целом в стране, процессов демократизации неоднозначно отразилась на социальном самочувствии женщин, вызвав к жизни новые проблемы во всех сферах деятельности данной социально-демографической группы.

К основным факторам, отражающим нестабильность жизни общества, относятся общественное мнение, настроения и поведение женщин.

На материалах социологических исследований автор установил, что социальный статус адыгских женщин в условиях демократизации общества нестабилен.

Анализ общественного мнения адыгских женщин показал, что процесс демократизации глубоко затронул социально-экономическое положение женщин, оказал воздействие на участие женщин в политической жизни, отразившейся на их социально-психологическом настрое и ценностных ориентациях.

Переход экономики на рыночные отношения поставил перед женщиной вопрос о ее физическом выживании. Ухудшение социально-экономической ситуации привело к ухудшению социального статуса адыгских женщин.

Престиж политики среди женщин слаб. В оценках общественного мнения адыгских женщин отражаются сложные взаимоотношения между властвующими структурами и женщинами, между их морально-психологическими ожиданиями и фактическим состоянием общества.

Социальное напряжение в обществе оказывает существенное влияние на социально-психологические настроения и ценностные ориентации адыгских женщин.

Уровень социального оптимизма невысок. В критической ситуации можно ожидать расширения участия женщин в различных формах социального протеста. В массовом сознании женщин наметилась тенденция роста апатии женщин к политике.

В сложившейся ситуации приоритетными в женском сознании сохраняются неизменные женские ценности: дети, семья, дом. Их значение четко выражено, что свидетельствует о высокой степени сохранности этнической культуры адыгов, которая ориентирует женщин именно на семейную сферу.

Является бесспорным утверждение, что именно в семье закладываются основы этнической самоидентификации личности, семья является хранителем и аккумулирующей ячейкой культурных традиций, национальных хозяйственных навыков и разговорного языка этноса.

В семье происходит формирование ряда элементов национального сознания. Участие в совершении различных обрядов, соблюдение национальных традиций в семье, сам образ семейной жизни — общение, поведение взрослых (родителей, родственников) — все это влияет на формирование национального характера, выработку установок поведения, чувства национальной принадлежности. И именно женщины — матери, бабушки являются тем основным звеном, через которые этническая культура передается подрастающему поколению.

Стремительно идет ассимиляция адыгов крупными соседними нациями — русскими и др. В результате этнического смешения утрачивается богатая адыгская культура, язык, традиции. Этот процесс, вероятно, необратим, оградить адыгов от этнических контактов невозможно, да и не нужно. Но необходимо сохранять и возрождать культурные традиции, многие из которых оказались на грани исчезновения, благодаря социалистической практике. А, для того, чтобы этническая культура и язык не привносились в сознание извне, а были действительно родными, их основы должны быть заложены в семье. Женщины являются хранительницами домашнего очага, передающими детям этнокультурные традиции. И мы, абсолютно согласны с мнением, что эти традиции «выступают в качестве духовного регулятива в воспроизводстве этноса как целостного организма"'.

Чтобы эмансипация личности стала благотворным процессом, необходимо этой личности обогатить свое сознание той культурой поведения, которую выработала история, и только тогда, творчески преодолевая ее, идти к раскрепощению. Эмансипация культурно опустошенной личности ведет к ее деградации2.

Поэтому сегодня важно изучать положение в прошлом и настоящем как один из аспектов сложной темы — национального возрождения адыгов.

Таким образом, повышение социального статуса адыгских женщин в обществе тесно связано с этническим возрождением адыгов. Хотелось бы вспомнить слова немецкого философа Ф. Ницше, хотя он имел в виду не советских, и, конечно же, не адыгских женщин: «Ведь если женщины имели свою величайшую силу в традиции, — то, на что они будут опираться, чтобы приобрести такую же полноту силы, после того, как они отказались от традиций?"3.

Повышения социального статуса женщин можно добиться только при условии создания в обществе условий полноценной реализации социальной справедливости как высшей правовой и нравственной категории.

1 Мархнин В. В., Удадова И. В. Этнос в ситуации выбора будущего. — Новосибирск. — 1993. — С.8.

2 Налоев 3. Указ. соч.

3 Ницше Ф. Соч. в 2-х it. — Т.2. — М&bdquo- 1990. — С.426.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Архивные фонды:
  2. Г АРФ Ф.5451, ОП. 6, д. 66, л. 18. РЦХДНИ — Ф.17, ОП.4, ед.хр. 19, лл.2, 10.
  3. ЦХДНИРО Ф.7, ОП.1, ед.хр. 18, л.42, ед.хр. 171, л.9, ед.хр. 177, л.З. ХДНИГУНАРА — Ф. Р-293, ОП.1, ед.хр. 111, лл.195, 270.
  4. Ф.Р-1, ОП.1, св.11, д. 529, л.62, д. 746, л. 13. Ф. Р-7, ОП.1, ед.хр. 1163, л. 18. ГУНАРА Ф.327, ОП.1, ед.хр.5, л.1.
  5. Ф.1, ОП.1, св.1, д. 2, л.4, д. 7, л. 18.
  6. Ф.1, ОП.1, св.21, д. 530, л.31, св.2, д. 18, л.79, св.1, д. 2, л.26. ГАКК-Ф.365, ОП.1, д. 198, лл.1−3. Газеты и журналы:
  7. Женский вестник 1909, № 2. 1908, № 1,9.
  8. Коммунистка орган ЦК РКП (б) 1920−1930 гг.
  9. Советский Юг орган Юго-восточного бюро ЦК и Донкома РКП (б), Донисполкома. 1921−1924 гг.
  10. Адыгейская Правда орган облисполкома и оргбюро РКП (б) АЧАО 1922 г.
  11. Красное Знамя орган Кубано-Черноморского обкома РКП (б) и облисполкома. 1922−1933 гг.6. Красная Новь 1924 г. № 2
  12. Труженица Северного Кавказа орган отдела работниц и крестьянок Северо-Кавказского крайкома ВКП (б). Ростов — на — Дону. 1925−1926 гг.
  13. Адыгейская жизнь орган оргбюро РКП (б) и Адыгейского облисполкома. 1926−1928 гг.
  14. Революция и горец. орган Северо-Кавказского краевого комитета
  15. ВКП (б) и крайисполкома. Ростов на — Дону. 1928−1933.
  16. Ю.Колхозное Знамя орган Адыгейского обкома ВКП (б) и облисполкома. 1933−1935 гг.
  17. Большевик орган Краснодарского крайкома, крайисполкома, горкома ВКП (б). 1938−1939 гг.
  18. Вопросы философии. № 3. — 1991.
  19. Свободная мысль. 1991. — № 8.
  20. Отечественная история. 1993. — № 5
  21. Социально-политический журнал. 1994., № 1−3.
  22. Социологические исследования 1994−1999 гг.
  23. Аристотель. Политика. /Соч. в 4-х тт. Т.4. — М., 1983.
  24. С. Двадцать писем к другу. М., 1989.
  25. И. Ф. Статьи, речи, письма. М.: Политиздат. — 1975. — 287 с.
  26. Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
  27. Ф. Сочинения. Т.2. -М, 1978.
  28. В. Г. Из писем В. П. Боткину, 1841 г.//Утопический социализм. -М., 1982.
  29. А. Женщина и социализм. М.: Госполитиздат. — 1959.-592 с.
  30. Воспоминания о В. И. Ленине. В 5-и тт. Т.5. — М., 1979.
  31. Великий октябрь и раскрепощение женщин Северного Кавказа и Закавказья. М., 1979.
  32. М. Основные социологические понятия. //Избранные произведения. -М., 1999.
  33. П.Гегель Г. Философия права. М.: Мысль. — 1990. — 524 с.
  34. А. И. Капризы и раздумье. /Сочинения. В 9-и тт. Т.2. — М., 1955.
  35. З.Герцен А. И. Собрание сочинений в 30-и тт. Т.2. — М., 1965. — 189 с.
  36. Ф. М. Несомненный демократизм женщины. //Полн. Собр. Соч. в 30-и тт. Л.: Наука. — 1981. — Т.23.
  37. Э. О разделении общественного труда. Одесса. — 1900.
  38. Декреты Советской власти. Т. 1−9. -М., 1957−1964.
  39. И. Путь к очевидности. -М., 1993.
  40. Н. К. Заветы Ленина и раскрепощение женщины. М.: Партиздат. — 1933. — 886 с.
  41. Н. К. Педагогические сочинения в 10 тт. Т.9. — М., 1960.
  42. П. А. Записки революционера. М., 1990.
  43. П. А. Хлеб и воля. М., 1919.
  44. Т. Город солнца. М., 1947.
  45. . А. Эскиз исторической картины процесса человеческого разума. -М, 1936.
  46. И. Сочинения. В 6-и тт. Т.4. — М., 1965.
  47. И. Сочинения. В 8-и тт. Т.2. — М., 1990.
  48. Конституция Российской Федерации. М.: Норма. — 1996. — 79 с.
  49. В. И. Советская власть и положение женщины. М.: Политиздат. -1981.-13 с.
  50. В.И. Полн. Собр. Соч. Т.З.
  51. К., Энгельс Ф., Ленин В. И. О женском вопросе. М., 1971. — 224с.
  52. К., Энгельс Ф. Полн. Собр. Соч. Т.4, 21, 33, 36, 38.
  53. Материалы и указания к программной и практической работе делегатского собрания работниц. М-Л., 1927. — 242 с.
  54. Материалы XIX Всесоюзной партийной конференции Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат. — 1988. — 160 с.
  55. О. Гуманизм и современность. Избранное. Т.2. — М., 1991.34.Мор Т. Утопия. М., 1978.
  56. Ф. Сочинения в 2-х тт. Т.2. — М., 1990.
  57. Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990.
  58. В. Перевод смыслов Корана.
  59. К. Открытое общество и его враги. Т.1. — Чары Платона. — М., 1992.
  60. Платон. Государство. /Соч. в 3-х тт. Т.З. — М., 1970.
  61. Плутарх. Сочинения. М., 1983.
  62. В. В. В темных религиозных тучах. М., 1994.
  63. .Ж. Эмиль или о воспитании. Избранные сочинения. М., 1961.
  64. . Ж. Педагогические сочинения. В 2-х тт. Т. 1 — М., 1981.
  65. А. Н. Полное собрание сочинений. Т.1. — M-JL, 1938.
  66. В. В. Сочинения. В 2-х тт. Т. 1−2. — М., 1990.
  67. Ш. Избранные сочинения. В 2-х тт. Т.2. — М., 1967.
  68. Ш. Теория четырех движений и всеобщих судеб проспект и анонс открытия. — М.: Соцэкгиз. — 1938.
  69. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.
  70. А. С. О старом и новом. М., 1988.
  71. К. Женщина и ее экономическое положение. СПб.: Молот. -1905.-42 с.
  72. К. Заветы Ленина женщинам всего мира. М.: Политиздат. -1975.-71 с.
  73. К. Кавказ в огне. М — Л.: Московский рабочий. — 1926. — 319 с.
  74. Г. Г. Введение в этническую психологию. //Сочинения. М., 1989.
  75. С. Г. Женщины и общество. Тендерное изучение политического процесса. М., 1996.-205 с.
  76. Е. Г. Проблемы равноправия женщины и мужчины в социальном обеспечении СССР. -М: Наука. 1989. — 165 с.
  77. Г. Историческое развитие женского буржуазного движения.
  78. М.: Академия. 1987.-231 с.
  79. А. Женщины в общественных движениях России. СПб.: Живое слово. — 1907. — 82 с.
  80. Е. А. Социальный статус и активность личности. М., 1984.
  81. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. СПб., 1998.-372 с.
  82. Л. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. -М., 1996.
  83. И., Кондратьева О. Женская безработица. Новые аспекты. //Человек и труд. № 4. — 1995.
  84. В. С. Подлинное равноправие. М., 1965. — 78 с.
  85. Ю.Борисов А. Февральская и октябрьская революция и работница. М — Л.: Госиздат. — 1926. — 27 с.
  86. П.Билыпай В. Решение женского вопроса в СССР. М.: Госполитиздат. -1959.-264 с.
  87. В. X., Суншев 3. Н. Этнопсихологические теории в России. -Нальчик.- 1997.- 177 с.
  88. А. Ш. Адыгская цивилизация. Нальчик. — 1997.
  89. Бесстужева Лада И. В. Ступени к семейному счастью. — М.: Мысль. -1988.-301 с.
  90. . X. Адыгский этикет. Нальчик. — 1978. — 159 с.
  91. А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета. Этнографические очерки.-Л., 1990.
  92. Л. Женский вопрос и его историческое значение. СПб., 1907. -388 с.
  93. Л. Женщина и политика. СПб.: Молот. — 1905. — 64 с.
  94. М. Е. Равные возможности и тендерные стереотипы на рынке труда.-М., 1998.-61 с.
  95. В. В. Семья и женщина в зеркале общественного мнения.
  96. Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития (материалы международного семинара). М.: Институт молодежи. — 1992. -136 с.
  97. JI. Ф. IV периодический доклад «О выполнении в РФ Конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». //Бюллетень № 1. М.: НИИ семьи. — 1995. — 127 с.
  98. Л. Ф. Государственная политика в отношении женщин. //Интеграция женщин в процесс общественного развития в 2-х ч. М.: Луч. — 1994.-434 с.
  99. А. И. Документы о работе женотделов. Обзор документов в ЦК РКП (б) за 1919 1925 гг. //Вопросы истории КПСС. — 1961. — № 2.
  100. Э. Л. Семейно-бытовые отношения при социализме и коммунизме. -М, 1968.- 126 с.
  101. О. Общественное равенство женщин: (взгляд сквозь время и пространство). М., 1995.
  102. С. Я. Социология брака и семьи. М., 1929.
  103. О. Введение в тендерные исследования. Материалы первой Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям. -Валдай -96. М.: МТЦИ. — 1997.
  104. О. Пол и характер. Мужчина и женщина в мире страстей и эротики. М., 1991. — 192 с.
  105. А. Память нации. Генезис эпоса «Нарты». Майкоп. — 1997. -399 с.
  106. Гендерные исследования: проблемы и сравнительные перспективы. М., 1991.- 133 с.
  107. Е. Делегатка опора партии. -М., 1930. — 13 с.
  108. Н. Ф. Очерк суда и уголовных преступлений в Кабардинском округе. Сборник сведений о кавказских горцах. — Тифлис. — 1870. -Выпуск IV.
  109. М. К. Женщины горной республики. Душанбе: Донши. — 1986. -20 с.
  110. Г. М. Советские женщины в управлении государством. М.: Знание. — 1958.-39 с.
  111. Е. В., Чертихина Е. С. Труд и быт советских женщин. М., 1983.
  112. Е. 3. Социальные проблемы труда женщины работницы. — М., 1968.- 126 с.
  113. Н. И. Правовая охрана труда женщин в СССР. Киев. — 1985. -159 с.
  114. Н. М. Избранные труды. Революционное движение в России в XIX в. -М., 1985.
  115. Демография и социология. Женщины и социальная политика. (Гендерный аспект)./Отв. Ред. З. А. Хоткина. М., 1992. — 204 с.
  116. Демография и социология. Выпуск 15. Тендерные аспекты социальной трансформации. Отв.ред. М. М. Малышева. -М., 1996. -309 с.
  117. А. Женщина. Раса. Класс. /Пер с англ. Общ. ред. Д. А. Лисоволина. М.: Прогресс. 1987. — 277 с.
  118. Е. Д. Революция, партия, женщина. /Октябрь 1917 1925 гг./. — Смоленск. — 1974. — 236 с.
  119. Женщины России вчера, сегодня, завтра. М.: Россия молодая-1994−222с.
  120. Женщина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен. /Материалы международной конференции. 1993. — М.: Наука. — 1994. — 448 с.
  121. Женщины в революции. М.: Госполитиздат. — 1959. — 369 с.
  122. Женские клубы на Востоке. Сборник материалов Всесоюзного совещания работников женских клубов. М.: Госиздат. — 1927. — 305 с.
  123. Женщины-террористки в России. Ростов на Дону: Феникс. — 1996.-640 с.
  124. Женщины в современном мире. -М.: Наука. 1986. — 358 с.
  125. Женщина страны советов. /Сб. статей. 1917−1937 гг. М: Партиздат. -1938.-240 с.
  126. Женщины и демократизация: общественное мнение женщин по актуальным социально-политическим вопросам. (Результаты социологического исследования). -М., 1991. 106 с.
  127. Женщины и развитие: права, реальность, перспективы. М., 1999. — 127 с.
  128. Женщина в социалистическом обществе. М., 1985. — 82 с.
  129. Женщины в обществе: реалии, проблемы, прогнозы. М.: Наука. — 1991. -128 с.
  130. Женщина в метающемся мире. -М.: Наука. 1992. — 144 с.
  131. Е. М., Кулагина В. И. Женщина в обществе и семье. Н. Новгород. — 1991.
  132. Е. М. Женщина в развитом социалистическом обществе. М., 1985.-200 с.
  133. Изменение положения женщины и семья. Сб. научных трудов. /Ред А. Г. Харчев. М.: Наука. — 1977. — 214 с.
  134. Инал-Ипа Ш. Д. Очерки об абхазском этикете. Сухуми. — 1984.
  135. Н. Р. Роль женщины в социально-экономической, политической и культурной жизни Турции. //Женщины зарубежного Востока и современность. Ташкент. — 1988.
  136. Итс. Р. Ф. Женский лик земли: историко-этнографические новеллы. Д., Лениздат. — 1988. -223 с.
  137. Итоги всесоюзной переписи населения в 1859 году. М., 1962.
  138. История и этнография. Краснодарское книжное издательство. — 1965.
  139. А. С. Задачи партии в работе среди крестьянок. М., 1925.-18 с.
  140. Л. Е. Женщина в колхозах большая сила. — М., 1949. — 84 с.
  141. П. Работница и промышленность. М — Л.: Госиздат. — 1928. -33 с.
  142. Т. Е., Иванчук Н. В. Женщины: ресурсы политического поведения. //Социс. 1995. — № 7.
  143. Н. И. Реформы в обществе и кадровый потенциал женщин.
  144. Вести государственной службы. 1993. — № 6.
  145. Корбут J1. В. и Поленина С. В. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей. Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1997. — 264 с.
  146. А. М. Труд женщины в эволюции хозяйства. М., 1923 — 199 с.
  147. А. М. Социальные основы женского вопроса. СПб., 1909.
  148. А. М. Семья и коммунистическое государство. М., 1918.
  149. А. М. Положение женщины в эволюции хозяйства. М., 1921.
  150. А. М. Как борются работницы за свои права. М.: Изд-во ВЦИК.- 1919.-28 с.
  151. X. М. Культура и быт адыгов. Нальчик. — 1993. — 220 с.
  152. X. М. Нация и национальный характер. Майкоп. — 2000. — 147 с.
  153. X. М. Источник расцвета братство. — Нальчик. — 1984. — 148 с.
  154. Т. М., Кошелева И. Я. Мы женщины. — М.: Политиздат. -1989.-255 с.
  155. Культурная жизнь в СССР. 1917−1927. Хроника. М: Наука. — 1975.
  156. Г. Н. Женщины обновляющейся России. Опыт реализации тендерного подхода. М., 1997. — 72 с.
  157. И. Социальный пол и проблемы населения. М.: Менеджер.1995.- 149 с.
  158. Н. JI. Русские женщины в Африке. Проблемы адаптации. М.: Росспэн. — 1996.-364 с.
  159. JI. Женщина на работе и дома. М.: Политиздат. 1980. — 231 с.
  160. Т. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. М., 1996.- 154 с.
  161. В. Г. Стратегические цели и задачи интеграции женщин в процесс общественного развития. //Интеграция женщин в процесс общественного развития М.: Луч. — 1994. — 434 с.
  162. С. Н. Сила слабых. Женщины в истории России (Х-ХХ вв). М., 1989.
  163. Н. В. Женщина: самореализация в семье и обществе. (Тендерный аспект.). Киев. — 1999. — 171 с.
  164. Е. Ф. Перспективы паритетной демократии в России (задачи женского движения). М., 1997.
  165. Е. Ф. Женщины не будут «ручными». //Российские вести. 1994. -10 января.
  166. О. Феминизм слово не бранное. //Правда. — 1990. — 5 января.
  167. О. Женщина в свете политики. //Правда. 1990. — 25 июня.
  168. М. И. Женщины и приватизация. М.: РИК Дом Русанова. -1999.- 111 с.
  169. П. Женщина, ее физическая и духовная природа и культурная роль. Минск. — 1998. — 78 с.
  170. А. М. Обычное семейное право черкес. //Бюллетень северокавказского краевого горского научно исследовательского института. -1927. -№ 2−4.
  171. Р. Женщина христианка во всеоружии божьем. — М.: Духовное возрождение. — 1995. — 54 с.
  172. Ф. А. Адаты кавказских горцев. Одесса. — 1882.
  173. Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. -М.: Ключ. С. — 1999. — 224 с.
  174. В. В., Удалова И. В. Этнос в ситуации выбора будущего. -Новосибирск. 1993.
  175. Т. А. Занятость женщин и материнство. М.: Мысль. — 1989. -285 с.
  176. М. А. Адыгейская советская семья. Ученые записки АНИИ. -Т.4.
  177. Т. А. Женское движение России в политических процессах современного общества. М., 1999. 187 с.
  178. М. JI. Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе. Пг.: Современник. — 1903.
  179. Дж. Ст. Об эмансипации женщин. Пг.: Современник. — 1906.
  180. . Н. Социальная история России периода империи (13 -начало 20 в). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. Т.1. — СПб., 1999. — 548 с.
  181. . Н. Социальная история России периода империи (13 -начало 20 в). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. Т.2. — СПб., 2000. — 566 с.
  182. А. И. Традиционное гостеприимство у кабардинцев и балкарцев. Нальчик. — 1990. — 111 с.
  183. Г. X. Материальная культура сельского населения Кабардино Балкарии. — Нальчик. — 1971.
  184. Р. Очерки об адыгском этикете. Нальчик. — 1978.
  185. Налоев 3. Культ женщины в адыгской традиции. /Советская молодежь. 8 марта. — 1990.
  186. Наша современница. М., 1989. — 192 с.
  187. Е. Н. Женщина в развитом социалистическом обществе. -М.: Мысль.- 1985.- 158 с.
  188. Наши женщины. М., 1984. — 123 с.
  189. А. Бытовая работа потребительской кооперации в национальных районах. М., 1930.
  190. А. Черкешенка. Майкоп. — 1928.
  191. Очерки истории Адыгеи. Т. 1. — Майкоп. — 1957.
  192. М. Г. Сельская женщина в СССР. М.: Мысль. — 1990. -190 с.
  193. Пол. Тендер. Культура. /Под ред. Э. Шоре и К. Хайдер. М., 1999. -172 с.
  194. В. Н., Ладанов И. Д. Японцы. 1983.
  195. Пять лет работы среди женщин на Северном Кавказе (1920−1925). -Ростов на — Дону. — 1926.
  196. Е. Женщина президент или игра, которая стоит свеч. //Правда. — 1990. — 12 декабря.
  197. П. Гражданская война и работница. М — Л., 1926. — 26 с.
  198. Э. А. Женщины в русском освободительном движении: от Марии Волконской до Веры Фигнер. М.: Мысль. — 1988. — 272 с.
  199. Л. С. Политика в области женской занятости. //Вопросы экономики. № 5. — 1995.
  200. Л. С., Сергеева Т. П. Женщина на российском рынке труда. //Социс. 1994. — № 3.
  201. Г. Г. Демократия без женщин не демократия. — М., 1991. -268 с.
  202. Г. Г. Тендерные исследования. //Социс. 1992. — № 6.
  203. Г. Г. Женщина и политика. //Известия. 1990. — 7 августа.
  204. Г. Г. Куда движется женское движение? //Известия. 1990. -30 октября.
  205. Г. Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России. //Социс. 1994. — № 3.
  206. Г. Г. Эволюция социальных позиций женщин в меняющемся российском обществе. //Социс. 1995. — № 4.
  207. Г. Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации. //Социс. 1995. — № 10.
  208. Социология. /Под ред. В. И. Курбатова. Ростов на Дону. — 1998.
  209. Социально-правовой статус женщины в исторической перспективе. Материалы международной конференции (22−24 апреля 1997 г.). -Иваново. 1997.- 107 с.
  210. X. X., Сукунова Н. X. Черкешенка. Майкоп. — 1992.
  211. P. X. Мудрость адыгского этикета. Пособие для учащихся иучителей адыгского этикета. Майкоп. — 1995. — 140 с.
  212. Р. С. Черкесы-адыге. Выпуск 7. «Известия общества любителей изучения Кубанской области». Краснодар. — 1922.
  213. Т. И. Труд и современная женщина. М.: Профиздат. — 1982.- 141 с.
  214. Ю. М. М. А. Бакунин. Его жизнь и деятельность. 1814−1876. -Т.2.-М-Л., 1927.
  215. Я. С. Семья и семейный быт народов Кавказа (II пол. XIX -XX вв.) М., 1983.
  216. Е. Феминизм в России: между прошлым и будущим. //Преображение. № 3. — 1995.
  217. К. Этнографический очерк черкесского народа. «Кавказский сборник». — Т.21.
  218. Современный философский словарь. /Под ред. В. Е. Кемерова. -Лондон, 1998.- 1064 с.
  219. Н. Социология. М., 1988. — 688 с.
  220. Социология в России. /Под ред. В. Я. Ядова. Изд-е 2-е, перераб. и дополн.
  221. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. -М, 1993.
  222. М. А. Проблемы воспроизводства традиционной культуры в современных условиях тендерный аспект. //Проблемы культурно-цивилизационного развития. — Ростов на Дону. — 2000.
  223. Н. Н. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб.- 1850.-254 с.
  224. Н. Н. Мусульманское право. СПб., 1866. — 262 с.
  225. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Институт социологии РАН. — 1998. — 695 с.
  226. Ученые записки. Т. VIII. Этнография. — Майкоп. — 1968. — 399 с.
  227. В. Г. Советские женщины в борьбе за социализм: исторический опыт и современность. «71.: Знание. — 1989. — 17 с.
  228. . Загадка женственности. М., 1988.
  229. Феминизм. Восток. Запад. Россия. -М.: Наука. 1993.-243 с.
  230. Феминизм: перспективы социального знания. М.: РАН ИНИОН ИФ. -1992.-242 с.
  231. Феминизм: проза, мемуары, письма. /Пер. с англ. Под ред М. Шнеир. -М.: Прогресс. 1992. — 474 с.
  232. Фонг Моника С. Роль женщины в перестройке российской экономики.- Вашингтон, Всемирный банк. 1997. — 54 с.
  233. О. А. Опыт и традиции женского движения в России (1860- 1917 гг.). Иваново. — 1994. — 135 с.
  234. А. Г. Голод С. И. Профессиональная работа женщин и семья. (Социологическое исследование). Л.: Наука. — 1972. — 176 с.
  235. Художественный язык фольклора кабардинцев и балкарцев. Нальчик.- 1990.
  236. Хан-Гирей. Записки о Черкессии. Нальчик. — 1978.
  237. Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). Майкоп. — 1997. — 194 с.
  238. К. В. Народные традиции и фольклор. Л., 1936.
  239. П. М. Решение женского вопроса в СССР (1917−1937). М.: Мысль. — 1978.-255 с.
  240. М. Женщины большая сила. — М.: Партиздат. -1935- 196 с.
  241. Л. Т. Женщина и общество. Декларации и реальность. М.: Политиздат. 1990. — 176 с.
  242. Л. Т. Диалог о женщине. М.: Знание. — 1989. — 45 с.
  243. Энциклопедический социологический словарь. /Отв. ред. В. Г. Осипов.- М.: РАН ИСПИ.- 1995, — 939 с.
  244. С. Рожденная для Свободы: история американских женщин.
  245. М.: Прогресс. 1993. — 319 с.
  246. Эрос и личность. Философия пола и любви. М.: Прометей. — 1989. -157 с.
  247. Янкова 3. А. Советская женщина. (Социальный портрет). М.: Политиздат. — 1978. — 150 с.
  248. Янкова 3. А., Ачильдова Е. Ф. Мужчина и женщина в семье. М.: Финансы и статистика. — 1983. — 80 с.
  249. Р., Перминова А., Мельникова Т. Женщина и общество в России. //Вопросы философии. № 4. — 1994.
  250. Диссертации и авторефераты:
  251. Бондаренко J1. Ю. Изменение социально-профессиональных ролей работающих женщин России и США в 70 90 — е годы (на материалах сравнительного социологического исследования).: Автореф. дисс. канд. соц. наук. — Барнаул. — 1997. — 27 с.
  252. Т. М. Приоритетные социальные ценностные ориентации женщин в условиях трансформации российского общества. (На примере Республики Мордовия).: Автореф. дисс. канд. соц. наук. Саранск. -1998, — 16 с.
  253. Т. В. Социальная активность женщин в условиях реформирования российского общества. (На материалах современного Вьетнама).: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Москва. — 2000. — 23 с.
  254. К. X. Традиционная культура адыгов.: Автореф. дисс. д. филос. наук. Ростов — на — Дону. — 1998. — 46 с.
  255. Е. А. Раскрепощение женщин Адыгеи и их участие в социалистическом строительстве (1920 1937).: Дисс. канд. истор. наук.- Махачкала. 1970. — 265 с.
  256. С. В. Эволюция социально-философских взглядов на социальный статус женщин.: Дисс. канд. филос. наук. Москва. — 1992.- 135 с.
  257. JI. Н. Проблема эмансипации женщин в социальном учении А. И. Герцена.: Дисс. канд. филос. наук. Горький. — 1989. — 220 с.
  258. White М. Jhe status of women in predustrial societies Princeton. — N.Y. -1978. -XI. — p. 168.
  259. Simmel G. Philosophie de lamodernite. p., 1989. — p. 159−161.
  260. Posadskaya A. Changes in gender discourses and poliaes in the former Soviet Union. /In.: Demokratic reform and the position of transitional economics. -Ed. by Val. M. Moghadam. Oxford: Clarendon Press. — 1993. — p.15−17, 157 162.
  261. Lindsey Linda L. Gender roles: a sociologial perspective. 1994. — Englewood Clidds. -N.Y.: Prentice Hall, -p.4, 10, 15.
  262. Hofstede G. Kulture s consequences: international ollifferences in work -related Values Beverly Hills. 1984.
  263. Dodge N. Women in the Soviet Economy. Baltimor. — 1968. — p. 12.
  264. Goldman W. Z. Women the state and revolution: Soviet family policy and social life, 1917−1938. Cambridge: univ. press. 1993. — p. 311.
Заполнить форму текущей работой