Социологический анализ состояния кадрового обеспечения государственной таможенной службы Российской Федерации
Подводя общий итог работы, сделаем вывод, что совершенствование государственной таможенной службы является важной задачей, необходимым условием и действенным фактором формирования качественно новых внутригосударственных й внешнеэкономических общественных отношений. Однако многогранность и многофункциональность таможенной политики, её масштабность воздействия на экономику страны не исчерпывается… Читать ещё >
Содержание
- Раздел I. Теоретико-методологические основы становления государственной таможенной службы
- Раздел II. Система методов оценки кадров: ее социальные основы и практическое применение в диагностике кадрового корпуса таможенной службы России
- Раздел III. Социальные технологии в кадровом обеспечении таможенной службы как инструмент повышения эффективности её функционирования
Социологический анализ состояния кадрового обеспечения государственной таможенной службы Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Итак, в условиях кардинальных перемен, происходящих сегодня в России, важную роль во всей системе государственного управления играет таможенное дело, являющееся одной из основных составных частей внутренней и внешней политики государства и превратившееся в современных условиях в важный фактор нового экономического уклада, в динамичный инструмент регулирования рыночных отношений.
Одной из приоритетных задач, стоящих сегодня перед Россией, является равноправная интеграция страны в систему международных экономических отношений в целях эффективного использования преимуществ международного разделения труда. Россия занимает 20-е место среди крупнейших мировых экспортёров товаров и 24-е место среди импортёров. Эти данные приведены в опубликованном в Женеве секретариатом ВТО в докладе об итогах 1997 г. и перспективах на 1998 г.
Важно отметить, что интеграция стран мирового сообщества невозможна без развития сотрудничества между их таможенными службами, основу которой составляет разработка единой таможенной политики с целью создания благоприятных условий для внешнеэкономического взаимодействия и развития национальных отношений. Вместе с тем, продолжающиеся процессы экстенсивного роста таможенных органов России за последние пять лет, обусловленные жёсткой парадигмой обвальной либерализации внешнеэкономической деятельности, не смогли не породить проблемы качества развития таможенной службы Российской Федерации, основные из которых мы попытались раскрыть в настоящей работе.
Исходя из того, что государственная таможенная служба представляет собой достаточно сложное профессионально-структурное образование в системе органов государственной власти, особое внимание мы уделили знаниям о происходящих внутри её организации процессах, имеющих большое научное и практическое значение. Значительную помощь в этом нам оказало использование социологических методов исследования, позволяющих выявить наиболее существенные социальные составляющие этих процессов.
Особое внимание, которое мы уделили проблеме оценки персонала таможенных органов и их кадровому обеспечению обусловлено тем, что — изменение политической и экономической ситуации, динамичность социальных процессов, постоянно растущий информационный поток предъявляют современному таможенному служащему качественно новые требования, особенно в условиях возрастания значимости таможенных органов в системе государственной внешнеэкономической и внешнеполитической политики.
При этом важное значение имеет информация о состоянии социальной среды организации, параметры, которой определяют степень функциональности таможенной службы. В общем виде социальная среда таможенной службы — это её кадровый потенциал, обладающий определенными социально-профессиональными, социально-психологическими, социально-нравственными и прочими качествами. От их сбалансированности и соответствия функциональным требованиям зависит работоспособность отдельных подразделений и всей системы таможенной службы в целом.
В проведении анализа системы методов оценки кадров таможенных органов (как уже работающих, так и претендующих на должность), мы рассматривали эту оценку как один из элементов таможенной кадровой политики.
На основании приведенных аналитических материалов социологического исследования по вопросам функционирования и перспективам развития государственной таможенной службы Российской Федерации можно сделать обобщающий вывод о том, что таможенная служба обладает достаточным кадровым потенциалом для решения стоящих перед ней задач.
Однако при этом необходимо учитывать и то, что дальнейшее его развитие зависит не только от создания благоприятных условий функционирования таможенной службы в системе государственных органов Российской Федерации, но и от полного учёта выявленных в ходе исследования факторов внутриорганизационного характера, активизации внутренних возможностей саморазвития.
Надо отметить, что предложенная нами в работе методика системы критериев оценок эффективности кадрового обеспечения таможенной службы настоятельно требует дальнейшего её научного исследования, разработки и апробирования. Следует на научной базе увязать в единоехарактеристики, критерии, параметры и конкретные оценочные показатели деятельности таможенных органов. Вместе с тем следует подчеркнуть, что таможенная деятельность многогранна, и поэтому оценить её одним или двумя показателями невозможно. Необходим системно-целостный подход к изучению этой проблемы.
Подчеркнём, что проблемы становления государственной таможенной службы Российской Федерации являются неотъемлемой составной частью более общей и глобальной проблемы — создания сильной российской государственности и авторитетной государственной власти. Таможенная политика России как инструмент и средство решения внутрии внешнеэкономических задач призвана сегодня, во-первых, стимулировать всестороннее развитие отечественной экономики, во-вторых, содействовать защите российского рынка, в-третьих, обеспечивать реализацию стратегического курса России на всестороннее взаимовыгодное сотрудничество со странами мира.
Рассматривая таможенную службу как действенный инструмент государственного управления, нельзя ещё раз не отметить насущную потребность в использовании системного, и в то же время стратегического подхода к развитию таможенной службы РФ, позволяющих не только рационально решать текущие задачи, но и планомерно и комплексно готовиться к достижению главных целей в будущем. Особенно это актуально в условиях нестабильности внешней среды, характеризуемого непредсказуемостью, неопределённостью и быстротой изменчивости возникающих проблем. Передовой зарубежный опыт развития государственной службы в целом и таможенной в частности в развитых странах со всей очевидностью свидетельствует о неизбежности и плодотворности такого подхода.
Кроме того, поскольку с изменением социальных потребностей происходит и изменение социального стандарта, критерием соответствия собственных целей и функций таможенной службы и ожиданий граждан может служить взаимосвязь между управленческой практикой по формированию социальных стандартов и услуг — с одной стороны, и практикой социальной организации и самоорганизации гражданского общества — с другой.
Исходя из этого, считаем целесообразным:
1) Создать систему непрерывного социологического мониторинга кадровой работы в таможенных органах.
2) Внедрить в практику деятельности таможенных органов разработанную нами методику оценки как действующего персонала, так и претендентов на вакантную должность государственной таможенной службы.
3) Продолжить работу по развитию концепции кадровой политики ГТК России и созданию системы по выработке и сопровождению комплексно-целевых программ таможенной службы.
4) Активизировать поисково-исследовательскую деятельность по всем направлениям развития таможенных органов на долгосрочную перспективу.
5) Совершенствовать нормативно-правовое обеспечение таможенной службы Российской Федерации в направлении создания прочной основы для строгого соблюдения законодательных норм и правил, а также чётко организованной и реально действующей системы ответственности за их неисполнение.
Помимо этого, успешное функционирование таможенной службы Российской Федерации предполагает её реструктуризацию, внедрение в практику деятельности современных социальных технологий, реализацию кадровой политики, направленной на обеспечение таможенной службы высококвалифицированными специалистами с глубоким знанием экономических и правовых основ таможенного дела, иностранных языков, психологии и этики взаимоотношений. Особая роль в подготовке специалистов с высшим образованием и квалификацией кандидатов наук для таможенной системы должна отводится Российской таможенной академии и её филиалам, обладающим значительным научным потенциалом.
Подводя общий итог работы, сделаем вывод, что совершенствование государственной таможенной службы является важной задачей, необходимым условием и действенным фактором формирования качественно новых внутригосударственных й внешнеэкономических общественных отношений. Однако многогранность и многофункциональность таможенной политики, её масштабность воздействия на экономику страны не исчерпывается проблемами, поднятыми в данном диссертационном исследовании. Их выбор продиктован тем, что они, на наш взгляд, занимают ключевое место в таможенной политике и их успешное решение может оказать благоприятное воздействие как на совершенствование таможенной системы, так и на развитие всей экономики Российской Федерации в ближайшее время и в перспективе.
1. И ЛИТЕРАТУРЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ.
2. Конституция Российской Федерации. Утверждена Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 июня 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 31. Ст. 1224.
3. Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 23. Ст. 821.
4. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О государственной границе Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 17. Ст. 594.
5. Таможенный кодекс Российской Федерации.
6. Федеральный Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». // Экономическая газета. 1995. № 43.
7. Федеральный Закон «О таможенной службе в таможенных органах Российской Федерации» // Российская газета. 1997. 31 июля.
8. Федеральный Закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» // Российская газета. 1998. 22 апреля.
9. Указ Президента РСФСР от 25 октября 1991 г. «О государственном таможенном комитете РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1991. «44. Ст. 1479.
10. Положение о Государственном тарифном Комитете Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 25 ок137тября 1994 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 27. Ст. 2855.
11. Указ Президента Российской Федерации «О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» // Российская газета. 1995. 25 января.
12. Указ Президента Российской Федерации «О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих» // Российская газета. 1995. 15 февраля.
13. Указ Президента Российской Федерации «О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы"//Российская газета. 1996. 3 февраля.
14. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы» от 3 сентября 1997 г. № 981.
15. ВВС РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1479.
16. ВС СССР. 1964. № 20. Ст. 242.1. МОНОГРАФИИ, СТАТЬИ, КНИГИ.
17. Аверин Ю. П. Люди управляют людьми: модель социологического анализа. М., 1996. — 247 с.
18. Аграшенков A.B. Психология в таможенном деле., — СПб.: «ПиК», 1995.
19. Аксененко Ю. Н., Шумратов Б. И. Кадры местного самоуправления: оценка, оптимизация, потенциал развития. Саратов, 1998. — 285 с.
20. Актуальные проблемы совершенствования таможенной политики России / Под научной ред. Н. М. Блинова. М., 1996.
21. Артемьев A.A., Барышникова Е. Ю, Кудрявцева И. В. Статистика таможенных платежей. М., РИО РТА, 1997. — 56 с.
22. Асеев В. Г. Мотивационные особенности личностного потенциала госслужащих // «Научные доклады 99»., М., РАГС 1999., стр. 155−164.
23. Афанасьев В. Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. -368 с.
24. Бесова Л. В., Кудрявцева И. В., Лисов А. Ф. и др. Таможенная статистика: Учеб. Пособие. Вып. 1. М.: РИО РТА, 1996.
25. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование. -М.: Наука, 1987.
26. Бизюкова И. В. Кадры управления: подбор и оценка. М., 1998. — 150 с.
27. Блинов Н. М. Таможенная политика России Х-ХХ вв. — M., 1997.
28. Блинов Н. М., Съедин С. И. Таможенный менеджмент: Учебное пособие. М., РТА, 1996.
29. Богданов A.A. Тектология (Всеобщая организационная наука) Кн. 1. -М., 1989.
30. Бойков В. Э. Государство и общество // Социология власти. Государство и общество. М., РАГС, 1998. № 4−5. — стр. 5−53.
31. Бондаренко Н. И. Методология системного подхода к решению проблем. СПб., С-Петербургский филиал РТА, 1998.
32. Борисов К. Г. Международное таможенное право. Учебное пособие. -М., 1997.
33. Бякин Т. И., Воронин Ю. Н., Кулешов А. В., Нарышкин Е. М. Перемещение товаров физическими лицами через таможенную границу РФ. -СПб, С-Петербургский филиал РТА, 1998.
34. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. — 665 с.
35. Винокуров В. Квалификационные разряды государственных служащих // Российская юстиция. 1996, № 5 — стр. 38 — 41.
36. Габричидзе Б. Н., Зобов В. Е. Таможенная служба в Российской Федерации.-М., 1994.
37. Ганзен В. А. Системное описание в психологии. Л, 1984.
38. Ганзен В. А., Толкачёв В. К. Роскошь системного мышления. СПб, 1995.
39. Государственная кадровая политика и механизм её реализации: Кад-роведение: Курс лекций. Изд. 2, доп. и перераб. Под общ. ред. Охотского Е. В. М., РАГС, 1998. — 468 с.
40. Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы развития. М., 1997.
41. Государственная служба. Кадры на рубеже веков. Зарубежный опыт. -1998. № 3.
42. Государственная служба. Административно-правовой процесс. Зарубежный опыт. 1998. № 4. — 165 с.
43. Государственная служба. Исполнительная власть и парламент. Зарубежный опыт. -1998. № 5. 161 с.
44. Граждан В. Д. Государственная служба как профессиональная деятельность. Воронеж, 1997. — 128 с.
45. Гребениченко С. Ф., Фролов Б. И., Ефанова O.A. Расчёт потребности в обучении государственных служащих исполнительных органов власти РФ // Социология власти. Кадровая политика в госслужбе (социологический аспект). М., РАГС, 1997. № 3. — стр. 35−50.
46. Григорук Н. Е. Статистика внешнеэкономических связей. М.: Финансы й статистика, 1993.
47. Данилин A.M. Внешняя торговля России со странами членами Таможенного союза//Внешнеэкономический бюллетень. № 7.1997.
48. Девятко И. Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М., РАН, 1996. — 172 с.
49. Демченко A.A. О применении програмно-целевого управления в таможенной службе: Тез. докл. междунар. научно-практич. конф. «Регулирование ВЭД и экономика таможенной политики России» от 22−23 октября 1996 г. М.: РИО РТА, 1996. — стр. 171−173.
50. Демченко A.A. Организация и управление в системе таможенных органов: Курс лекций. М., РИО РТА, 1997.
51. Деркач A.A., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. (Психолого-акмеологические основы). М., 1998. .
52. Деркач A.A. Психолого-акмеологические условия и факторы развития профессиональной деятельности и личности госслужащих / «Научные доклады 99»., М., РАГС 1999. стр. 164−172.
53. Диагностика и прогнозирование социальных процессов. Сборник научных трудов кафедры социологии. Белгород, Бел ГТАСМ, 1999. -стр.63−66.
54. Дорошенко Е. А. Оценка профессиональных, деловых и личностных качеств руководителей и специалистов. Киев, МАУП, 1996.
55. Драганов В. Г. Формы и методы повышения профессиональной подготовки оперативного состава в органах государственного таможенного контроля СССР // Социалистический таможенные контроль. 1987. № 3.
56. Дюмулен И. И. Всемирная торговая организация. М., 1997.
57. Дюмулен И. И. О защите внутреннего рынка (Проблемы использования зарубежного опыта в России) // Информационный бюллетень «Стратегические реформы в России». № 8.1998.
58. Ершов А. Д. Системное изучение развития таможенного дела / Учен, зап. С-Петербургского филиала РТА, 1996. № 1. стр. 12−21.
59. Ершов А. Д. Генезис и эволюция таможенного дела. / Учен. зап. С-Петербургского филиала РТА, 1998. № 5. стр. 8−27.
60. Ершов А. Д. Основы управления и организации в таможенном деле. -СПб, 1999.
61. Ефанова O.A., Фролов Б. И. Оценки государственными служащими эффективности работы органов государственной службы // Социология власти. Государство и общество. М., РАГС, 1998. № 4−5. — стр. 87−104.
62. Зазыкин В. Г., Чернышёв А. П. Менеджер: психологические секреты профессии. М., 1992;
63. Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» 21.05.1993. Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета. № 23, 1993, Ст. 821.
64. Захаров Н. И. Мотивация и управление. М., РАГС, 1999.
65. Зинченко Г. П., Игнатов В. Г., Лысенко В. Д. Персонал местной администрации: Социологические проблемы становления. Ростов-н/Д., 1994. -115 с.
66. Иванов В. Н. Социальные технологии в современном мире. М., 1996.-335 с.
67. Игнатов В. Г., Колесников В. А. и др. Современная государственная кадровая политикаи эффективность управления. Ростов-н/Д., 1998. 187 с.
68. Кадры управления: подбор и оценка. М., «Экономика», 1998. — 150 с.
69. Казанцев Н. М. Публично-правовое регулирование государственной службы: Институционно-функциональный анализ. М., РАГС, 1999. — 373 с.
70. Калачева Т. Г. Факторные модели в социологической диагностике. -Нижний Новгород, 1999.
71. Кисловский Ю. Г. История таможни государства Российского. М., Автор, 1995.
72. Климов Е. А. Психология профессионала. Воронеж, 1996. 400 с.
73. Книга работника кадровой службы. М.:ОАО «Изд-во «Экономика», 1998.-494 с.
74. Козырин А. Н. Государственно-правовой механизм таможенной политики зарубежных стран. М., 1994.
75. Козырин А. Н. Таможенное право России: Учебн. пособ. М.: Спарк, 1995.
76. Козырин А. Н. Таможенная пошлина. М., 1998.
77. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (Общая редакция В. А. Максимцева, Б.Н. Габричидзе). М., Издат. группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
78. Круглов A.C. Совершенствование государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. (Теория, методология и практика таможенного дела): Сб. научных трудов. М., 1996.
79. Кулишер И. М. Основные вопросы международной торговой политики. -Л., «Прибой», 1929.
80. Кунц Г., ОДоннел С. Системный подход и ситуационный анализ управленческих функций. М., 1981.
81. Литвинов И. П. Стиль управленческой деятельности: теоретические аспекты, методы диагностики и оптимизации. Йошкар-Ола, 1997.
82. Лукьяненко А. Е., Лукьяненко В. И., Новиков A.B. Управление персоналом государственных органов: система организации и функционирования. М., Наука, 1999. — 573 с.
83. Магомедов К. О. Государственная служба и проблемы совершенствования управления в условиях становления гражданского общества в России/ Ежегодник РАГС, 98: Государственная служба в России. М., 1999.
84. Магомедов К. О. Социология государственной службы, Учебное пособие. М.: «Графита АС», 2000. — 180 с!
85. Малмыгин И. А. Совершенствование экономических и организационных основ таможенного дела. Люберцы, ГТК РТА, 1997.
86. Мальцев В. А. Государственный служащий современного типа. Н. Новгород, 1995. — 185 с.
87. Мальцев В. А., Марченков П. А., Калачева Т. Г. Социологический подход к анализу профессионализма государственных служащих. М.: РАГС, 1997.-42 с.
88. Марков Л. Н. Очерки истории таможенной службы. Иркутск, 1987.
89. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с.
90. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 3.
91. Махов E.H. Управленческий потенциал таможни России. М., 2000.
92. Мовчан И. И. Таможенные вопросы в деятельности российских предпринимателей. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1995. — 164 с.
93. Наука таможне XXI века / Под общей редакцией Н. М. Блинова, В. Б. Кухаренко, В. Н. Иванова. — М.: РИО РТА, 2000.
94. Наумов В. В., Капылова О. Ф., Скучалина Л. М., Крутова T.A. Система цен и методы анализа динамики внешней торговли. М., Российская Таможенная Академия, 1996.
95. Основы таможенного дела: Учебник / Под общ. ред. В.Г. ДрагановаТамож. Акад. ГТК РФ. М., ОАО Изд-во «Экономика», 1998. — 687 с.
96. ОхотскийЕ.В. Политическая элита и российская действительность. -М., 1996.
97. Охотский Е. В., Сулемов В. А. Состояние кадров государственного управления и пути их качественного укрепления / Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации. Под. ред. С .В. Пирогова. М.: РАГС, 1996.
98. Пермяков Ю. Н. ГТД основы принятия объективных решений при таможенном контроле: Тез. докл. междунар. научно-практич. конф. «Регулирование ВЭД и эволюция таможенной политики России». 4.2. -М.: РИО РТА, 1996. -224 с.
99. Перекал В. В. Внешнеэкономическая деятельность: специфика, государственное регулирование.-М., 1998.
100. Петров Ю. М., Кудрявцева И. В. Практика таможенного регулирования. -М.: Автор, 1994.
101. Пищулин Н. П., Ковалевский В. Ф., Анисимов С. М. Кадры-персонал: Словарь-тезаурус. М., Министерство обороны РФ, 1994 — 274 с.
102. Попова И. Н. Комментарии к Таможенному кодексу. СПб, 1998.
103. Пресняков В. Ю. Современная зарубежная практика регулирования внешней торговли: таможенный аспект. Учебное пособие. М., РИО РТА, 1.996.-100 с.
104. Пресняков В. Ю. Регулирование внешнеэкономической деятельности и эволюция таможенной политики России. Тезисы докладов международной научно-практической конференции. 4.1,1996.
105. Приоритеты таможенной политики России на пороге нового тысячелетия // Таможенные ведомости. 2000. № 1.
106. Пригожин А. И. Современная социология организации. М.: Интер-пракс. 1995.
107. Пригожин А. И. Нововведение: препятствия и стимулы. М., 1997.
108. Проблемы теории и практики таможенного дела. 4.1. М., РИО РТА, 1997. — 360 с.
109. Проблемы повышения эффективности работы таможенной службы России // Таможня в условиях глобализации внешней торговли. М.: РИО РТА, 2000.
110. Программа Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997;2000 гг».
111. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. -СПб, 1991;
112. Путин В. В. Выступление в Государственной Думе 16.08.99. // Российская газета, № 161 от 18.08.99.
113. Путин В. В. Россия на рубеже тысячелетия // Российская газета. 1999. 31 декабря.
114. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., «Прогресс», 1972. — 607 с.
115. Раппопорт В. Ш. Диагностика управления. Практический опыт и рекомендации.-М., 1998.
116. Российское законодательство Х-ХХ веков. М., 1987, Т.5.
117. Сандровский К. К. Таможенное право. Киев, «Вища школа», 1974. -175 с.
118. Свод законов Российской империи. СПб., 1857, Т. 6 // Уставы таможенные. Свод учреждений и уставов таможенных.
119. Свод Законов СССР, 1929. № 1. Ст. 1.
120. Служебная карьера. Под. ред. Охотского Е. В. М., РАГС. 1998.
121. Советская юстиция. 1991. № 19.
122. Современная государственная кадровая политика и эффективность управления. Игнатов В. Г., Колесников В. А., Кузнецов С. Г., Охотский Е. В., Понеделков A.B., Старостин A.M. Ростов-н/Д., СКАГС, 1998. — 117 с.
123. Соколов В. М. Нравственные основы кадровой политики // Государственная кадровая политика и механизм её реализации. М., 1998.
124. Сорокин П. А. Система социологии. М., 1993., Т. 1 — 447 е., Т. 2, -688 с.
125. Столярова В. А. Функции и оценка результатов труда работников аппарата управления: (Социально-экономические проблемы труда служащих предприятий и органов государственного управления в условиях рынка). -М. «Экономика» 1995. 183 с.
126. Социальные технологии: толковый словарь, M., 1995.
127. Социологическое исследование: методы, методика, математика и статистика// Социология: Словарь-справочник. Т. 4. М.: Наука, 1991.
128. Статистический бюллетень. М., 1999, август, № 8 (58).
129. Столярова В. А. Функции и оценка результатов труда работников аппарата управления: (Социально-экономические проблемы труда служащих предприятий и органов государственного управления в условиях рынка). -М. «Экономика» 1995.
130. Сулемов В. А. Кадровый потенциал государственной службы: критерии оценки, состояние и пути развития. // Кадровая политика в государственной службе. Социология власти. Информационно-аналитический бюллетень. М. РАГС, 1997. № 3. — стр. 24−35.
131. Сулемов В. А. Проблема формирования региональной кадровой политики и механизм ее реализации. М., 2001.
132. Таможенное дело. Словарь-справочник / Руков. авт. колл. А.Н. Мя-чин. СПб, «Логос-СПб», 1994.
133. Таможня. Вопросы-ответы. Справочно-методическое пособие. М., Федеративная Книготорговая Компания, 1997. — 480 с.
134. Таможня. Ответы на все вопросы. М., «Триада X», 1996, Т. 1,2. -393 е., 324 с.
135. Таможня даёт добро // VIP premier (международный журнал о лидерах и для лидеров). 2000. февраль.
136. Таможенная политика: проблемы и приоритеты // Таможня. 2000. № 11.
137. Таможенная статистика // Таможенные ведомости. 1998. № 1.
138. Таможенное дело России: Сборник документов и материалов / Рук. авт. коллектива В. А. Шальхов. М.: Автор, Юпапс, 1992.
139. Толковый словарь международных таможенных терминов. Рабочий документ СТС, 1992.
140. Толстова Ю. Н. Измерение в социологии: Курс лекций. М., 1998. -224 с.
141. Толстой Д. История финансовых учреждений. СПб., 1848.
142. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Прометей, Юрайт, 1998. 511с.
143. Турчинов А. И. Профессионализация государственной службы: Текст лекции, прочитанной в РАГС. М., 1996.
144. Турчинов А. И. Профессионализация и кадровая политика. Проблемы развития теории и практики. М., Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998 — 272 с.
145. Хацман Д. Н. Современная макроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. М., Финансы и статистика, 1992.
146. Четвериков B.C. Методологические и организационно-правовые основы применения количественных методов в управленческой деятельности". (Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора юридич. наук. М., 1999.
147. Чмель Г. П. Малая таможенная энциклопедия / Под ред. В.Г. Драга-нова. М., АОЗТ «Центр экономики и маркетинга», АОЗТ «Терминал А.Г.», 1997.
148. Шадриков В. Д. Психологические аспекты расстановки кадров. М., 1974;
149. Шепель В. М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М., Народное образование, 1999. — 432 с.
150. Щербанин и др. Международные экономические отношения. Интеграция. М., ЮНЙТИ, 1997.
151. Штомпка П. Социология социальных измерений (Пер. с английского под ред. В.А. Ядова). М., Аспект-Пресс, 1996. — 416 с.
152. Щербина В. В. Средства социологической диагностики в системе управления. М., МГУ, 1993 г. 116 с.
153. Экономика таможенного дела: Учеб.-метод. пособие. М., РИО РТА, 1997.
154. Энциклопедический социологический словарь. Под общ. ред. Оси-пова Г. В. М., 1995. — 939 с.
155. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1996. — 454 с.
156. Ядов В. А. Социология в России. М., 1998. — 596 с.
157. Яковец Ю. В. Экономика России: перемены и перспективы. М., 1996.149.
158. Яковлев А. И. Эффективность государственной службы: Учебн. курс. М&bdquoИПМ УрО РАН, 1998. — 164 с.
159. Яцушко А. Н. Об обеспечении системного подхода к модернизации таможенной службы России и её деятельности // Проблемы теории и практики таможенного дела: Сб. научн. трудов. В.2 ч. Ч. 2 / Под научн. ред. Н. М. Блинова. М., РИО РТА, 1997.
160. Журнал «Эксперт». 1998. № 1.
161. Журнал «Эксперт». 1998. № 10.
162. Dugnit L. Traite du droit constitutionnel, Paris, Vol. II. Дюги JI. Конституционное право. Общая теория государства. М., 1908.
163. Human Resourse Management. N.Y., 1985.
164. Cattell R.B., Eben H.W., Tatsuoka M.M. Handbook for the sixteen Personality Factors. Questionare (16 pf). Institute for personality and Ability testing. N.V., 1970.
165. Fistinger I. Informal Social Communications / Psychological rewiew. London, 1950. Vol. 57.
166. Freman J., Hannan M. Sitting the record straight on organizational. Ecology. Redutted. To Young// American journal of Sociology. 1989. Vol. 95. № 2.
167. Mounier E. Traite du caractere. Paris. 1947.
168. M. Weber. Wirtschaft and Gesellschaft. Bd. 1, Tubing en, 1956.1. ГРАФИК.
169. Проведения конкурса при приёме на работу служащих в таможенныеорганы. пп Фамилия, инициалы Подразделение, вакантная должность, на которую претендует кандидат Дата проведения конкурса.