Условия сближения умственного и физического труда (на примере Грузинской ССР)
Необходимым условием сближения умственного и физического труда является развитие и дальнейшее совершенствование социалистических общественных отношении, при которых в корне изменится характер общественного труда, постепенно сотрется существенное различие между умственным и физическим трудом. Для периода развитого социализма характерно взаимное сближение всех классов и общественных групп нашей… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава I. Роль общественного строя в изменении характера труда. Труд при капитализме и социализме
- Глава 2. Производственно-технические основы преодоления существенных различий между умственным и физическим трудом
- 2. 1. Создание материально-технической базы коммунизма — важнейшее условие преодоления существенных различий между умственным и физическим трудом
- 2. 2. Внедрение научно-технических достижений в социалистическое производство
- 2. 3. Научно-технический прогресс и изменение характера сельскохозяйственного труда
- ГлаЕа 3. Социально-экономические основы сближения физического и умственного труда
- Глава 4. Совершенствование общеобразовательных и профессионально-технических училищ — важное условие сближения физического и умственного труда
- 4. 1. Связь школы и обучения с жизнью — важнейшее-условие сближения физического и умственного труда
- 4. 2. Значение профессионально-технических училищ в деле сближения умственного и физического труда
- ВЫВОДЫ
Условия сближения умственного и физического труда (на примере Грузинской ССР) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблемы соотношения умственного и физического труда, конечно, касались и раньше, однако до марксизма никому не удавалось научно изучить и решить её. Классики марксизма-ленинизма теоретически доказали, а практикаительства развитого социалистического общества подтвердила, что преодоление, существующего между этими двумя видами труда существенного различия, можно только при общественноме, основанном на социальном равенстве и свободном труде.
При капитализме, так же, как и в любом докапиталистическом антагонистическом обществе, существующий способ производства обусловливает существование угнетения человека человеком, противопоставления меяэду работниками умственного и физического труда.
Это противопоставление может быть ликвидировано лишь путем ликвидации классово-антогонистического общественного строя. Благодаря победе социализма окончательно были уничтожены экономические основы, на которые опиралось противопоставление между этиш двумя видами труда. В. И. Ленин указывал, что при сощализме". сближение работников физического и умственного труда пойдет вперед шгантскиш шагами. м/30, 222/. Одной из основных задач социалистического строительства он нашчал то, чтобы «. способствовать взаимному пониманию и сближению разделенных капитализмом работников физического и умственного труда.» /28, 120/.
Социалистическое общество создало для умственного и физического труда человека качественно новую экономическую и моральную атмосферу и освободило его от того противопоставления, которое г.
5было характерно для него в антагонистически разделенном обществе. Оно развило в человеке оба необходимых начала производственной деятельности — физическое и умственное. Современный производительный труд является показателем дальнейшего сближения физической и умственной деятельности, что явственно проявляется в процессе социалистического производства.
Процесс физического производительного труда все больше усваивает элементы умственного труда. Физический труд основывается на научной организащи, процесс его осуществляется совершенными орудиями и механизмами. Деятельность представителей умственного труда направлена на то, чтобы сделать физический труд легче и эффективнее. Даже те отрасли умственного труда, которые непосредственно не связаны с производством, не стоят в стороне от труда и жизни рабочих, крестьян. Наоборот, они играют огромную роль в повышении их культурного уровня.
В условиях развитого социализма, когда под руководством Коммунистической партии осуществляется гигантская программа по повышению материального и культурного уровня трудящихся, что должен обеспечить постепенный переход от социализма к коммунизму, выяснению условий стирания существенного различия между умственным и физическим трудом придается большое теоретическое и практическое значение. Настала необходимость окончательного решения этой проблемы. Однако это не означает, что с этих пор следует обращать внимание только на практическую сторону этого вопроса и игнорировать значение его теоретической стороны.
Теоретическое освещение еопросое, касающихся задачи преодоления существенного различия между умственным и физическим трудом, весьма важно для практического решения этого вопроса. Марксистсколенинская теория всесторонне освещает задачу преодоления существенного различия мелщу умственным и физическим трудом, показывает пути ее практического разрешения.
ХХУ1 съезд КПСС наметил конкретные мероприятия по ускорению преодоления существенного различия между умственным и физическим трудом в процессе строительства материально-технической базы коммунизма и формирования коммунистических общественных отношений. Б результате осуществления этих мероприятий произойдут огромные сдвиги в деле сближения двух видов труда.
Научно-техническая революция вызывает коренные преобразования в промышленности и сельском хозяйствен развитии производительных сил. Эти преобразования выражаются не только в изменении вещном элементе производительных сил, но и в коренном изшнении в личностном элементе производительных сил. Это естественно, поскольку быстрые изменения в системе труда изменяет и работника производства.
Июньский пленум КПСС 1983 года уделил большое внимание развитию производительных сил в нашей стране. На пленуме было отмечено, что «Мы в своем общественном развитии подошли сейчас к такому историческому рубежу, когда не только назрели, но и стали неизбежными глубокие качественные изменения в производительных силах и, соответствующее этому, совершенствование производственных отношений» ./44,9/.
В соответствии с всеобщей индустриализацией процесса труда, внедрения все более сложных машин, автоматизации производства происходит высвобождение человека из процесса непосредственного производства и перемещение его сначала в сферу управления и контроля производства, а в перспективе главным образом в сферу творческой деятельности. Такая радикальная смена роли и места человека в производстве является результатом происшедших в процессе труда коренных изменений и показателем приближения физического труда к умственному.
Интеллектуализация физического труда требует коренного изменения в система обучения. Для этого стало необходимо, с одной стороны, расширение сети среднего и высшего образования^ другой,-внедрение новых форм массового обучения, в-третьих, — решительное улучшение качества обучения, вцдвижение на передний план в системе обучения производственных элементов.
Изучение условий сближения умственного и физического труда продиктовано требованиями времени, теш большими, которые намечены решениями ХХУ1 съезда КПСС, решениями последующих пленумов, а также в выступлении Генерального секретаря 1 $С КПСС К. У. Черненко на февральском (1984 г.) внеочередном пленуме Щ КПСС и на апрельском пленуме (1984 г,).Указанной проблеме посвящено множество трудов и исследований, из которых мы рассмотрим только некоторые.
В работе «Об умственном и физическом труде в СССР» (1954) М. Бубль доказывает, что технический прогресс в Советском Союзе, содружество науки и производства, социалистическое образование, политехническое обучение создают основу для слияния теоретической и практической деятельности и представляют собой важное средство ликвидации существенного различия между умственным и физическим трудом.
М.Шмельков в работе «Неуклонное сближение физического и умственного труда в период развернутого строительства коммунизма» (I960) доказывает, что механизащя и автоматизация являются материальной базой слияния и единства физического и умственного труда, а социалистическое соревнование — движущая сила сближения физического труда с умственным, В книге доказан процесс расчленения труда на физический и умственный, выяснены причины социальных различий меаду умственным и физическим трудом в социалистическом обществе, проанализирован характер этих различий и пути их преодоления в условиях строительства коммунизма. Исходя из опыта отраслей промышленности, строительства и сельского хозяйства, проанализированы процессы смены характера труда и формирования работника нового типа, повышения культурно-технического уровня трудящихся, которые приводят к преодолению существенных различий меаду умственным и физическим трудом.
В работе А. Курилова «Преодоление существенных различий между умственным и физическим трудом» (1963) показаны противоречия меаду умственным и физическим трудом и пути их преодоления при социализме. Рассмотрены также проблемы преодоления различия между меаду культурно-техническим и социально-классовым уровнями работников умственного и физического труда. По мнению автора, создание материально-технической базы коммунизма является рещаю-щим предварительным условием ликвидации существенных различий меаду умственным и <|изическим трудом.
В работе «Умственный и физический труд» (1964) Д. Парфенов, опираясь на фактический материал, обосновывает роль технического прогресса в изменении характера труда. Необходимым условием сближения умственного и физического труда автор считает развитие-личности, внедрение в обучение политехнизации, воспитание у людей трудовых навыков и специализацию труда.
Э.Капелян в работе «Преодоление существенных различий между умственным и физическим трудом» (1966) рассматривает условия деления труда на умственный и физический, показывает различия меаду умственным и физическим трудом цри социализме, изменение характера труда, роль социальных условий в ликвидации существенных различий между умственным и физическим трудом.
В.Самишкин в работе «Физический и умственный труд в условиях развитого социализма» (1979) рассматривает сущность социально-экономических различий меаду умственным и физическим трудом в социалистическом обществе. В работе показаны изменения социального положения производственного труда под влиянием научно-технического прогресса, освещены некоторые пути преодоления существенных различий меаду умственным и физическим трудом.
Этой теме свои труды посвятили также Д. И. Мариненко, Н. В. Марков, Е, И, Лутидзе, Н. С. Новоселов, А. Н. Маслин, А. Н. Попов, В.П.Же-желенко, С. П. Мечев, Д. С. Каццегиров, В. Г. Смолков, Е. А. Маневич, В. П. Зайцев, В. Й. Елмеев, В. Р. Полозов и другие.
Несмотря на это, условия сближения умственного и физического труда при развитом социализме до сих пор еще недостаточно освещены. В первую очередь это касается изучения тех условий и процессов, которые обеспечивают преодоление существенного различия меаду умственным и физическим трудом.
Объектом исследования предлагаемой работы являются различные отрасли народного хозяйства республикипромышленность (легкая и тяжелая), транспорт, сельское хозяйство, а также средние и профтехнические училища. В частности, исследование проводилось в Тбилисском станкостроительном заводе, электровозостроительном заводе, метрополитене, Руставском металлургическом заводе, в колхозах Горийского, Зестафонского, Телавского районов.
Пель исследования — изучение методологии и методики изучения условий сближения умственного и физического труда в области народного хозяйства, просвещения и культуры, апробация полученных теоретических результатов на практике с целью создания условий, благоприятствующих деятельности отраслей народного хозяйства и училищ.
Теоретическую и методологическую основу исследования представляет марксистско-ленинское учение. В процессе работы над темой были использованы труды классиков марксизма-ленинизма, решения съездов Щ КПСС и КП Грузии и пленумов, постановления Партии и Правительства, опубликованные в союзной и республиканской периодической прессе статьи, материалы Государственного планового комитета Грузинской ССР, труды советских авторов по исследуемой проблеме.
В качестве исходного информационного материала при разработке проблемы быж использованы социологические исследования, проведенные в предприятиях г. г.Тбилиси, Рустави и колхозах республики.
Научная новизна работы заключается в том, что автор первым в Грузии в социологическом аспекте изучил условия сближения умственного и физического труда. Диссертация дает пробный анализ роли создания материально-технической базы, внедрения технического прогресса во все отрасли народного хозяйства в деле сближения умственного и физического труда.
Автор выясняет связь обучения с жизнью в общеобразовательных и профессионально-технических училищах республики, её организацию как одно из важных условий сближения умственного и физического труда.
Практическое значение исследования состоит в том, что данные в работе положения и рекомендации дают возможность предприятиям, колхозам, совхозам и училищам изучить условия сближения умственного и физического труда в своих коллективах и на основе этого разработать практические мероприятия для коренного улучшения положения.
Сформулированные диссертантом теоретические положения и выводы могут быть использованы во многих коллективах для изучения условий сближения умственного и физического труда.
Результаты исследования были использованы как исходная база при планировании социального развития указанных трудовых коллективов.
Посредством разработанной наш методике были изучены условия сближения умственного и физического труда. Результаты изучения нашли свое отражение в планах экономического развития ряда городов и районов.
Выводы.
1. Объективные и субъективные условия преодоления существенного различия между умственным и физическим трудом подготовлены всем ходом развития производительных сил социалистического общества и утверждением социалистических принципов труда, В период перехода от социализма к коммунизму условия сближения умственного и физического труда еще более усилятся и станут совершеннее.
2. Решающим условием сближения умственного и физического труда является создание материально-технической базы коммунизма, на осноье которой культурно-технический уровень народа, интенсивно возрастет объем производства, произойдут глубокие изменения в самом общественном разделении труда, причем эти изменения повлекут за собой ликвидацию неквалифицированного физического труда и односторонней специализации. Все граждане будут обладать средним и высшим образованием, общество окончательно уничтожит социальные различия в труде, и произойдет органическое воссоединение умственного и физического труда.
3. Важнейшим условием преодоления существенных различит! между умственным и физическим трудом является внедрение достижений научно-технической революции в Еедущие отрасли народного хозяйства, высокий общеобразовательный и технический, уровень работников производства. Жизнь предприятий республики показывает, что современные достижения механизации и автоматизации изменяют условия и характер производственной деятельности человека, способствуют соединению функций умственного и физического труда. Механизация освобождает человека от тяжелого физического труда и сводит его рабочие функции к управлению механизмами. В услоьиях слияния социального и научно-технического прогресса изменяются также и содержание, структура и социальные функции умственного труда. Растет число работников, осуществляющих высококвалифицированный умственный труд.
4. Сельское хозяйство является огромной отраслью народного хозяйства, в которую включена значительная часть населения. Поэтому важнейшим условием преодоления существенного различия между умственным и физическим трудом является превращение сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального труда-следовательно, техническое оснащение сельскохозяйственного производства должно приблизиться к уровню промышленности, для того чтобы широко были внедрены автоматизация и механизация производственных процессов на полях и фермах, а уровень культурно-технических знаний колхозников должен повыситься в соответствии с требованиями технического оснащения сельского хозяйства.
5. Связь школы и обучения с жизнью является важнейшим условием сближения умственного и физического труда, что находит ясное выражение в действительности республики. Смана труда и обучения способствует выявлению и развитию творческих сил трудящихсяв процессе труда достигнуто взаимообогащение теории и практики, у учащихся формируется осмысленный, творческий подход ко есякому делу, что способствует органическому соединению умственного и физического труда. Соединение обучения и производственной деятельности в высших и средних специальных учебных заведениях дает нам возможность последовательно сочетать теоретическое обучение и практическим’урЕоенкем технологических’процессов.В. то же Еремя это подготавливает первоначальные формы соединения умственного и физического труда в единый трудовой процесс.
6. Большую роль в деле сближения умственного и физического труда играет профессионально-техническое образование молодежи.
Б профтехнических училищах юноши и девушки изучают специальные, общетехнические и общеобразовательные дисциплины, знакомятся с основами экономики и организации произЕОдстЕа. Эти училища готовят квалифицированных рабочих для всех отраслей народного хозяйства, которые свободно соЕмещают умственный и физический труд. Примером этого является практическая деятельность воспитанников профессионально-технических училищ республики.
7. Необходимым условием сближения умственного и физического труда является развитие и дальнейшее совершенствование социалистических общественных отношении, при которых в корне изменится характер общественного труда, постепенно сотрется существенное различие между умственным и физическим трудом. Для периода развитого социализма характерно взаимное сближение всех классов и общественных групп нашей страны, постепенное исчезновение классовых различий, усиление тенденции преодоления существенных различий между" умственным и физическим трудом. Выражением этого является сближение города и деревни и, соответственно, рост рож общей народной собственности. Социальные результаты научно-технической революции способствуют приближению культурно-технического и образовательного уровней рабочих и крестьян, росту роли рабочего класса как ведущей силы общественного развития. Неуклонно возрастает роль советской интеллигенции в подготовке условий для научно-технического прогресса, преодоления существенных различий между умственным и физическим трудом.
В сложном и продолжительном процессе сближения города и деревни решается проблема сближения умственного и физического труда. Нельзя, чтобы в уравненных производственных и бытовых условиях всего населения эти деэ вида труда не были слиты между собой.
Список литературы
- Маркс К. К критике политической экономии. Марко К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.13, с.5−167.г
- Маркс К. Машины и крупная промышленность. Маркс К., Энгельс ф. Соч.2-е изд., т.23, с.382−516.
- Маркс К. Процесс труда и процесс увеличения стоимости.$
- Маркс К., Энгельс ф. Соч. 2-е изд., т.23, с.188−210.
- Маркс К. Капитал: Критика политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.23, с.182−662.
- Маркс К. Экономические рукописи 1857−1859 годов (Первоначальный вариант «Капитала»): Критика политической экономии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.46, ч. П, с.3−394.
- Маркс К. Экономические рукописи I86I-I863 годов: Превращение денег в капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.47, с.3−189.I
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология: Критика новейшей немецкой философаи в лице её представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера. Соч.2-е изд., т. З, с.15−78.
- Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. -Соч.2-е изд., т.4, с.419−459.
- Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии: Выводы.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.2, с.329−364.*
- Ю. Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2.е изд., т.4, с.322−339. II. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.20, с.5−338.
- Энгельс ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, Маркс К., Энгельс ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.486−499.
- Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства в связи с исследованиями Льшса Г.Моргана. Маркс К., Энгельс ф. Соч. 2-е изд., т.21, с.25−178.
- Ленин В.И. По поводу так называемого вопроса о рынках. -Полн. собр.соч., т.1, с.67−123.
- Ленин В.И. Проект и объяснение программы социал-демократической партии. Полн.собр.соч. т.2, с.83−110.
- Ленин В.И. Объяснение закона о штрафах, взимаемых с рабочих на фабриках и заводах. Полн.собр.соч., т.2, с.19−60.
- Ленин В.И. Перлы народнического прожектерства. Полн.собр.соч., т.2, с.473−504.-.
- Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Полн.собр.соч., т. З, с.183−246.
- Ленин В.И. Аграрный вопрос и «критика Маркса». Полн.собр.соч., т.5, с.95−268.
- Ленин В.И. Вульгарный социализм и народничество, воскрешаемые социалистами-революпдонерами. Полн.собр.соч., т.7, с.43−50.
- Ленин В.И. Экономическая и политическая стачки. Полн, собр.соч., т.21, с.317−324,* .
- Ленин В.И. Одна из великих побед техники. Полн.собр.соч., т.23, с.93г95.
- Ленин В.И. Система Тейлора порабощение человека машиной. — Полн.собр.соч., т.24, с*369−371.г1лщ Р
- Ленин В.И. Как организовать соцсоревнование? Полн.собр.соч., т.35, с.195−205.
- Ленин В*И. Очередные задачи Советской власти. Поли.собр. соч., т.36, с.165−208.
- Ленин В.И. Всероссийский съезд Советов. Поли.собр.соч., т.36, с.487−513.9. , *
- Ленин В.И. Проект программы НСП(б). Полн.собр.соч., т.38, с.83−124.
- Ленин В.И. УШ съезд ИШ(б). Полн.собр.соч., т.38, с.125−215.
- Ленин В.И. Ответ на открытое письмо специалиста. Полн.собр.соч., т.38, с.218−222.f
- Ленин В.И. Речи, записанные на гращофонных пластинках. -Полн.собр.соч., т.38, с.227−243.
- Ленин В.И. I Всероссийский съезд по внешкольному образованию.9
- Полн.собр.соч., т.38, с.329−372.0 0 0
- Великий почин. Полн.собр.соч., т.39, с.1−29.
- Ленин В.И. Речь на Ш Всероссийском съезде рабочих водноготранспорта. Полн.собр.соч., т.40, с.2X3−220.935* Ленин В. И. IX съезд РКП (б). Полн. собр. соч., т.40, с.235−267.
- Ленин В.И. Речь на Ш Всероссийском съезде профессинальныхtсоюзов. Полн.собр.соч., т.40, с.299−313.
- Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.41,с.298−318.• 1 «' '
- Ленин В.И. Речь на Всероссийском совещании политпросветов. Полн.собр.соч., т.41, с.398−408.
- Ленин В.И. 0 продовольственном налоге. Полн.собр.соч., т.43,• л .» /с.203−245.- 160
- Ленин В.И. Ш конгресс Коммунистического интернационала. -Пола.собр.соч., т.44, с.1−61.
- Андропов Юд.В. Шестьдесят лет СССР. -4/1., Политиздат, 1982, с. 28.
- Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. -М., Политиздат, 1983, 31 с.
- Андропов Ю. В. Речь на пленуме Щ КПСС 22 ноября 1982 года. Материалы пленума ЦС КПСС. Политиздат, 1982, 29 с.
- Андропов Ю. В. Речь на пленуме Щ КПСС 15 июня 1983 года. Материалы пленума Щ КПСС.Политиздат.1983, 80 с.
- Черненко К. У. Речь на пленуме Щ КПСС 13 февраля 1984 года. Материалы внеочередного пленума 1ДЕС КПСС. Политиздат, 1984, с. З-27.
- Черненко К. У. Народ и Партия едины. Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г. Москвы 2 марта 1984 г. Политиздат, 1984, 30 с.
- Черненко К. У. Речь на пленуме Щ КПСС 10 апреля 1984 года. Материалы Йленума ЦС КПСС. Политиздат, 1984, с.3−31.
- Аитов Н.А. Научно-техническая револющя и социальное планирование. -М., Профиздат, 1978, 152 с.
- Акопов Р.Я. К.Мгаркс и Ф. Энгельс об экономике коммунистическогообщества. -Саратов, Изд-во Сарат. ун-та, 1979, 240 с.
- Активность личности в социалистическом обществе, (под ред.
- Т.Ярошевского и др.). М., Наука, 1976, 278 с.
- Алферов Л.В. Механизация и автоматизация управленческого труда.- М., Знание, 1976, 256 с.
- Антоневич П.Б. Труд и технический прогресс:Социалистическаярационализация производства. -М., Профиздат, 1976, 63 с.
- Белкин В.Б. Профессиональное разделение труда и подготовкарабочих кадров. -М., Высшая школа, 1974, 306 с.
- Белов Л.М. Характер и содержание труда в условиях развитого социализма. Л. Знание, Ленинградское отд., 1978, 36 с.
- Бляхман Л.С., Шкаратан О. И. Научно-техническая революция, рабочий класс, интеллигенция. М., Политиздат, 1973, 320 с.
- Бублий М.И. О труде умственном и физическом в СССР. М., Росполитиздат, 1954, 80 с.
- Буева Л.П. Изменение^характера труда и проблема всестороннего и гармонического развития личности. В кн.: Труд и коммунизм, — М., 1974, с.24−32.
- Варшавский К.М. О некоторых тенденциях развития совмещения профессий. -Изв.АН СССР. Сер.экон., 1972, № I, c. III-124.
- Васильев Б. С. Научно-техническая революция и труд человека. В кн.:Вопросы логики методологии наук. — Фрунзе, 1975, вып.2, с.73−80.
- Васильев В.Г. Проблемы повышения производительности труда на предприятиях промышленности и транспорта. М., Наука, 1974, 424 с.
- Вейхер А.А. Сложный^труд: Методология изучения, социально-эконошческие факторы, тенденция развития. Л., Наука, Ленинградское отд., 1978, 128 с.
- Волков М.С. Развитое социалистическое общество и советский образ жизни. М., Знание, 1980, 63 с.
- Вопросы диалектики развития экономических законов социализма.
- Ред.А. И. Кащенко и др. Ярорлавль, 1970, 153 с. (Уч.зап.Ярос*лавокого пед. института, вып.74).
- Глаголев В.ф. Современная научно-техническая революция:сущность, направления развития и значение. М., Знание, 1983, 48 с^
- Грегоржевский А. Научно-техническая революция и изменения втруде работников оощалистического производства. Коммунист Белоруссии, 1973, № 2, с.50−56.
- Длугач Г. В. Человек в мире техники и техника в мире человека"!- М., Политиздат, 1978, 112 с.
- Ежов В*А. Рабочий класс СССР. Л. т Лениздат, 1974, 27О с.
- Захаров Ю.А. Техника одиннадцатой пятилетки.-— М., Знание, 1981, 63 с.
- Зайцев В.П. К вопросу о соединении физического и умственного труда. В кн.: Проблемы социально-классовой структуры общества развитого сощализма. — Горький, 1975, с.17−26.
- Зайцев Б.Ф. Научно-техническая револшдоя, общество, человек.- М., Изд. Знание, 1980, 64 с.71″ Зиновьев М. Н. Коммунистическая партия и повышение культурно-технического уровня рабочего класса. Л., Изд-во Лениградс. ун-та, 1977, 372 с.
- Зюзин Д.И. Качество подготовки специалистов как социальная проблема. М., Наука, 1978, 168 с.
- Иванов Н.П. Научно-техническая революция и проблемы структугры рабочей силы. М., Наука, 1978, 320 с.> **
- Иванов Р.К. Научно-техническая револющя и развитие общественного труда в СССР. М., Наука, 1976, 192 с.
- Капелян ЕД. Преодоление существенных различий меаду умственным и физическим трудом. Минск, Наука и техника, 1966, 138 с.
- Кисилев Н.Н. Научно-техническая революция, социалистическийтруд, творческая личность. М., Знание, 1975, 32 с.
- Кобалия И.А. Развитое социалистическое общество. Тбилиси,. 9
- Сабчота Сакартвело, на груз.яз., 1977, 66 с.- 163 '
- Коноплева В.П. О сущности категории «содержание» и «характер"тр^ца. Вестн.ЙГУ. Сер.экон., 1972, Я 2, с.92−94.
- Коридзе Д.А. Основные направления экономической политики КПСС. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, на груз.яз., 1977,190 с.
- Корниенко В.П. Общественное разделение труда в период перехода к коммунизму. М., Экономиздат, 1963, 262 с.
- Косолапов Р.И. Во главе коммунистического строительства.- М., Изд-во Знание, 1983, 63 с.^. .. ... .
- Курылев А.К. Преодоление существенных различий между умственным и физическим трудом проблема строительства коммунизма" — М., Изд-во Моск. ун-та, 1963, 400 с.
- Лашина М.В. Взаимосвязь основных сфер развитого социалистического общества. М., Знание, 1983, 64 с*(Новое в жизни, науке, технике. Сер."Философия», № I).
- Лях В. И. Развитой сощализм: закономерности совершенствования и перерастания в коммунизм,^- М., Знание, 1983, 64 с. -(Новое в жизни, науке, технике. Серия."Научный коммунизм", № 3).
- Литовченко В.П. Интеллектуализада: труда промышленных рабочих в условиях развитого сопиализма. Автореф.дисс.кавд.^ило-соф.наук. Киев, 1974, 24 с.
- Лутидзе Б.И. Основные направления изменения характера трудаи личности в условиях научно-технической революции и развитое социалистическое общество. Тбилиси, 1977, с.79−88.
- Лутидзе Б.И. Творческий труд основа всестороннего развития личности. — Тбилиси, Сабчота Сакартвело, на груз.яз., 1964, 69 с.
- Лутидзе Б.И. Труд и человек. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, на груз.яз., 1967, 230 с.
- Лушик И.А. Научно-техническая революция и общественное производство. Львов, Изд-во Львовск. ун-та, 1977, 180 с.
- Лях В. И. Развитой социализм: закономерности совершенствования и перерастания в коммунизм. М., Знание, 1983, 63 с.
- Марков Н.В. Социалистический труд и его будущее. Некоторые проблемы развития труда в условиях научно-технической революции. М., Политиздат, 1976, 144 с.
- Марценш С.Ф. Творческий труд и научно-техническая революция в условиях развитого социализма. Баучн. доклады высшей школы. Научный коммунизм, 1975, № I, с.19−26.
- Маслин А.Н. Марксизм-ленинизм об уничтожении противоположности и существенного различия между умственным и физическим трудом. М., Знание, 1954, 24 с.
- Машины и крупное производство при социализме. Горький, (Уч.зап.Горьковского ун-та, вып.196, ч.2), 1973, 152 с.
- Мечев С.П. Преодоление противоположности и существенных различий между умственным и физическим трудом. Киев, Изд-во
- Киевского ун-та, 1967, 32 с.$
- Москаленко В.К. Труд в развитом социалистическом обществе. М., Профиздат, 1975, 64 с.
- Мухачев В.П., Боревик B.C. Рабочий класс и управление производством. М., Политиздат, 1975, 64 с.
- Научно-техническая революция и материальное производство: Проблемы исторического материализма. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1976, 120 с.
- Научно-техническая революция и формирование нового человека.
- В.А.Ляхович, В. Д. Морозов, Э. В. Шикулова. Минск, Беларусь, 1978, 238 с.
- Ноткин А.И. Материально-производственная база социализма.- М., Изд-во АН СССР, 1954, 308 с.
- Ночевник М.Н., Подмарков В. Г. Профсоюзы СССР: Автоматизация и рабочий класс. М., Профиздат, 1976, 125 с.
- Овчинников В.Ф. Научно-технический прогресс и развитие творческого потенщала работника производства. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1974, 176 с.
- Омаров A.M. Техника и человек. М., Политиздат, 1965,272 с.
- Осипов^ А.П.^ Технический прогресс и изменение профессиональной структуры рабочего класса. В кн.:Социология в СССР.- М., 1965, т.2, с.10−28.
- Парфенов Д.А. Умственный и физический труц в СССР. М., Мысль, 1964, 144 с.
- Парыгин Б.Д. Научно-психологические проблемы. М, Политиздат, 1978, 238 с. f
- Персианов P.M. Социально-эконошческие проблемы технического творчества в развитом социалистическом обществе. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1977, 164 с.
- Петров Ю.С. К.Маркс и Ф. Энгельс об особенностях развития общественного разделения труда на низшей и высшей фазах коммунистического общества. В кн.: Вопросы истории экономической мысли. — М., 1974, с.3−32.
- Плотников А. А. Научно-техническая революция в условиях развитого социалистического общества. Саратов, Изд-во Саратовск. ун-та, 1976, 93 с.
- Пусенкова И.В. Непосредственно-общественный труд и необходимый труд при социализме. М., Мысль, 1976, 198 с.
- Рабочий класс в условиях научно-технической революции (В.В.Кревневич, В. И. Усенин, В. И. Маслов и др. М., Наука, 1979, 310 с.
- Рабочий ibiaccиндустриальное развитие СССР (Под ред. А. В. Митрофанова и др.). М., Наука, 1975, 487 с.
- Рабочий класс развитого социалистического общества (Л.С.Га-поненко, И. Е. Ворожейкин, С. Л. Сенявский и др.). М., Мысль, 1974, 280 с.
- Рабочий класс СССР на современном этапе (ред.В. А. Ежов и В. А. Овсяшшн. Л., Изд-во Ленигр. ун^та, 1976, вып.4.
- Развитый социализм: Проблемы теории и практики (Р.И.Косола-пов, В. А. Печенев, В. С. Марков и др.). М., Политиздат, 1979, 400 с.
- Разжигаев А.Ф. Экономические проблемы становления труда как потребности. М., Мысль, 1977, 126 с.
- Рубцов И.Е. Научно-технический прогресс в условиях развитого социалистического общества. М., Мысль, 1975, 245 с.
- Руткевич М.Н. Социалистический образ жизни .(Методологические аспекты). -^М., Знание, 1983, 64 с.-(Новое в жизни, науке, техшке* Сер."Философия", № 9).
- Сафонов Ю.Ф. Социальная практика развитого содаализма, М., Знание, 1980, 64 с. -(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Философия», № 9).
- Самышкин В.Ф. физический, умственный труд в условиях развитого социализма. Ташкент. Узбекистан, 1979, 142 с.
- Сдобнов С.И. НТР и сближение двух форм собственности. М., Мысль, 1980, 168 с. 123.- Сычев Ю. В. Как формируется личность. (Методологические аспекf. ^ты). М., Знание, 1982, 64 с. (Новое в жизни, науке, технике.
- Сер."Научный коммунизм", № 12).
- Смирнов Г. Л. Советский человек: формирование социалистического типа личности. М., Политиздат, 1973, 414 с. 9 .
- Смольков В.Г. Преодоление противоположности и существенных различий между умственным и физическим трудом. М., Изд-во Московок. ун-та, 1969, 28 с.
- Совершенствование образования и воспитания в условиях научно-технической революции при социализме (Под ред.К. Е. Тарасова, Н.Н.Киселева). М., 1975, 247 с.
- Советские рабочие и автоматизация производства (Под ред.
- В.И.Усекина). М., 1975, 346 с.•"
- Соединение достижений научно-технической революции с преимуществами социализма: Экономические проблемы (Под ред. Ф. М. Волкова и С.С.Ильина). М." Изд-во Моск. ун-та, 1977, 301 с.
- Социальная структура развитого социалистического обществав СССР (М.Н.Руткевич, Н. В. Колбановский, А. М. Гелюта и др.).- М., Наука, 1976, 224 с.
- Социальное развитие рабочего класса СССР: Историко-социоло-гические очерки (Под ред.Э. В. Клопова и др.). М., Наука, 1977, 286 с.
- Согдаология в СССР. М., Мысль, 1968, т.1 и 2.
- Социология и производство (Под ред.М. М. Дцлер и др.). Казань, Татар.кн.изд-во, 1976, 232 с.м. ^
- Струков Э.В. Основные этапы становления и развития соццаглистического образа жизни. М., Знание, 1982, 48 с.
- Струмилин С.Г. О разделении труда при коммунизме. М., Вопр.экон., 1963, № 11, C. II2-II5.
- Судеревский И.С. Общественное разделение труда при соццализме.-Л., Знание, Ленигр.отд., I960, 56 с.
- Сулейманов Р.Б. Влияние научно-технической революции на про' *цесс становления труженика нового типа. Махачкала, Дагестан, кн. изд-во, 1976, 195 с.
- Суслов В.Я. Научно-техническая революция и труд. -М., Знание, 1982, с.25−35.
- Тимофеев А.В. Работы и искусственный интелект. М., Наука, 1978, 188 с.
- Тягуненко В. Разделение труда как основная форма развития *общественного производства. Мировая экономика и международные отношения, 1974, № Ю, с.32−45.
- Федосеев П. Н. Овчинников Ю. А^ Карл Маркс и наука развитого социалистического общества.^- М., Знание, 1983, 64 с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер""Философия", № 7).
- Чингли И. И, Сощолошческие аспекты теории и методологии исследования. -. M. t 1973, 587 с.
- Человек наука — техника: Опыт марксистского анализа научно-технической революции. -М., Политиздат, 1973, 366 о.
- Человек и научно-технический прогресс в современную эпоху. ВД. Комаров, А. С. Казеннов, Ю. Н. Сухарев и др. Л., Изд-во ЛГУ, 1980, 152 с.
- Черпенин М.И. Пропаганда достижений науки f техники и передового опыта в сельском хозяйстве. Киев: общество «Знание» УССР, 1981, 24 с.
- Черепнев А.И. Изменение содержания труда при автоматизации производства в условиях современной научно-технической револгации. В кн: Научно-техническая революция, — М., 1976, с.80−96.
- Шеварднадзе Э.А. Отчетный доклац Центрального Комитета КП Грузии ХХУ съезду Компартии Грузии. Тбилиси, Изд-во Щ КП Грузии, 1976, 182 с.
- Шеварднадзе Э.А. Шестидесятилетие победы Советской власти Грузии. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, на груз.яз., 1981, 98 с.
- Шеварднадзе Э.А. Отчет Центрального Комитета Коммунистической партии Грузии. Доклад Ш1 съезду Компартии Грузии 22 января 1981 года. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, на груз.яз.1981, 154 с.
- Шеварднадзе Э.А. Науку на службу человеку, народному хозяйству! Тбилиси, Сабчота Сакартвело, на груз.яз., 1982,105 с.
- Шеварднадзе Э.А. Советская Грузия. Тбилиси, Сабчота 6а-картвело, на груз.яз., 1982, 131 с.
- Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических республик. М., Политиздат, 1977, 127 с.
- Программа Коммунистической партии Советского Союза. Принята ХХП съездом КПСС. М., Политиздат, 1976, 144 с.
- Материалы ХХУ съезда КПСС. М., Политиздат, 1976, 256 с. г
- Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Политиздат, 1981, 222 с.
- Народное хозяйство Грузинской ССР за 60 лет. Юбилейный стат. ежегодник ЦСУ ГССР. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, 1980, 303 с.