Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Условия сближения умственного и физического труда (на примере Грузинской ССР)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимым условием сближения умственного и физического труда является развитие и дальнейшее совершенствование социалистических общественных отношении, при которых в корне изменится характер общественного труда, постепенно сотрется существенное различие между умственным и физическим трудом. Для периода развитого социализма характерно взаимное сближение всех классов и общественных групп нашей… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. Роль общественного строя в изменении характера труда. Труд при капитализме и социализме
  • Глава 2. Производственно-технические основы преодоления существенных различий между умственным и физическим трудом
    • 2. 1. Создание материально-технической базы коммунизма — важнейшее условие преодоления существенных различий между умственным и физическим трудом
    • 2. 2. Внедрение научно-технических достижений в социалистическое производство
    • 2. 3. Научно-технический прогресс и изменение характера сельскохозяйственного труда
  • ГлаЕа 3. Социально-экономические основы сближения физического и умственного труда
  • Глава 4. Совершенствование общеобразовательных и профессионально-технических училищ — важное условие сближения физического и умственного труда
    • 4. 1. Связь школы и обучения с жизнью — важнейшее-условие сближения физического и умственного труда
    • 4. 2. Значение профессионально-технических училищ в деле сближения умственного и физического труда
  • ВЫВОДЫ

Условия сближения умственного и физического труда (на примере Грузинской ССР) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблемы соотношения умственного и физического труда, конечно, касались и раньше, однако до марксизма никому не удавалось научно изучить и решить её. Классики марксизма-ленинизма теоретически доказали, а практикаительства развитого социалистического общества подтвердила, что преодоление, существующего между этими двумя видами труда существенного различия, можно только при общественноме, основанном на социальном равенстве и свободном труде.

При капитализме, так же, как и в любом докапиталистическом антагонистическом обществе, существующий способ производства обусловливает существование угнетения человека человеком, противопоставления меяэду работниками умственного и физического труда.

Это противопоставление может быть ликвидировано лишь путем ликвидации классово-антогонистического общественного строя. Благодаря победе социализма окончательно были уничтожены экономические основы, на которые опиралось противопоставление между этиш двумя видами труда. В. И. Ленин указывал, что при сощализме". сближение работников физического и умственного труда пойдет вперед шгантскиш шагами. м/30, 222/. Одной из основных задач социалистического строительства он нашчал то, чтобы «. способствовать взаимному пониманию и сближению разделенных капитализмом работников физического и умственного труда.» /28, 120/.

Социалистическое общество создало для умственного и физического труда человека качественно новую экономическую и моральную атмосферу и освободило его от того противопоставления, которое г.

5было характерно для него в антагонистически разделенном обществе. Оно развило в человеке оба необходимых начала производственной деятельности — физическое и умственное. Современный производительный труд является показателем дальнейшего сближения физической и умственной деятельности, что явственно проявляется в процессе социалистического производства.

Процесс физического производительного труда все больше усваивает элементы умственного труда. Физический труд основывается на научной организащи, процесс его осуществляется совершенными орудиями и механизмами. Деятельность представителей умственного труда направлена на то, чтобы сделать физический труд легче и эффективнее. Даже те отрасли умственного труда, которые непосредственно не связаны с производством, не стоят в стороне от труда и жизни рабочих, крестьян. Наоборот, они играют огромную роль в повышении их культурного уровня.

В условиях развитого социализма, когда под руководством Коммунистической партии осуществляется гигантская программа по повышению материального и культурного уровня трудящихся, что должен обеспечить постепенный переход от социализма к коммунизму, выяснению условий стирания существенного различия между умственным и физическим трудом придается большое теоретическое и практическое значение. Настала необходимость окончательного решения этой проблемы. Однако это не означает, что с этих пор следует обращать внимание только на практическую сторону этого вопроса и игнорировать значение его теоретической стороны.

Теоретическое освещение еопросое, касающихся задачи преодоления существенного различия между умственным и физическим трудом, весьма важно для практического решения этого вопроса. Марксистсколенинская теория всесторонне освещает задачу преодоления существенного различия мелщу умственным и физическим трудом, показывает пути ее практического разрешения.

ХХУ1 съезд КПСС наметил конкретные мероприятия по ускорению преодоления существенного различия между умственным и физическим трудом в процессе строительства материально-технической базы коммунизма и формирования коммунистических общественных отношений. Б результате осуществления этих мероприятий произойдут огромные сдвиги в деле сближения двух видов труда.

Научно-техническая революция вызывает коренные преобразования в промышленности и сельском хозяйствен развитии производительных сил. Эти преобразования выражаются не только в изменении вещном элементе производительных сил, но и в коренном изшнении в личностном элементе производительных сил. Это естественно, поскольку быстрые изменения в системе труда изменяет и работника производства.

Июньский пленум КПСС 1983 года уделил большое внимание развитию производительных сил в нашей стране. На пленуме было отмечено, что «Мы в своем общественном развитии подошли сейчас к такому историческому рубежу, когда не только назрели, но и стали неизбежными глубокие качественные изменения в производительных силах и, соответствующее этому, совершенствование производственных отношений» ./44,9/.

В соответствии с всеобщей индустриализацией процесса труда, внедрения все более сложных машин, автоматизации производства происходит высвобождение человека из процесса непосредственного производства и перемещение его сначала в сферу управления и контроля производства, а в перспективе главным образом в сферу творческой деятельности. Такая радикальная смена роли и места человека в производстве является результатом происшедших в процессе труда коренных изменений и показателем приближения физического труда к умственному.

Интеллектуализация физического труда требует коренного изменения в система обучения. Для этого стало необходимо, с одной стороны, расширение сети среднего и высшего образования^ другой,-внедрение новых форм массового обучения, в-третьих, — решительное улучшение качества обучения, вцдвижение на передний план в системе обучения производственных элементов.

Изучение условий сближения умственного и физического труда продиктовано требованиями времени, теш большими, которые намечены решениями ХХУ1 съезда КПСС, решениями последующих пленумов, а также в выступлении Генерального секретаря 1 $С КПСС К. У. Черненко на февральском (1984 г.) внеочередном пленуме Щ КПСС и на апрельском пленуме (1984 г,).Указанной проблеме посвящено множество трудов и исследований, из которых мы рассмотрим только некоторые.

В работе «Об умственном и физическом труде в СССР» (1954) М. Бубль доказывает, что технический прогресс в Советском Союзе, содружество науки и производства, социалистическое образование, политехническое обучение создают основу для слияния теоретической и практической деятельности и представляют собой важное средство ликвидации существенного различия между умственным и физическим трудом.

М.Шмельков в работе «Неуклонное сближение физического и умственного труда в период развернутого строительства коммунизма» (I960) доказывает, что механизащя и автоматизация являются материальной базой слияния и единства физического и умственного труда, а социалистическое соревнование — движущая сила сближения физического труда с умственным, В книге доказан процесс расчленения труда на физический и умственный, выяснены причины социальных различий меаду умственным и физическим трудом в социалистическом обществе, проанализирован характер этих различий и пути их преодоления в условиях строительства коммунизма. Исходя из опыта отраслей промышленности, строительства и сельского хозяйства, проанализированы процессы смены характера труда и формирования работника нового типа, повышения культурно-технического уровня трудящихся, которые приводят к преодолению существенных различий меаду умственным и физическим трудом.

В работе А. Курилова «Преодоление существенных различий между умственным и физическим трудом» (1963) показаны противоречия меаду умственным и физическим трудом и пути их преодоления при социализме. Рассмотрены также проблемы преодоления различия между меаду культурно-техническим и социально-классовым уровнями работников умственного и физического труда. По мнению автора, создание материально-технической базы коммунизма является рещаю-щим предварительным условием ликвидации существенных различий меаду умственным и <|изическим трудом.

В работе «Умственный и физический труд» (1964) Д. Парфенов, опираясь на фактический материал, обосновывает роль технического прогресса в изменении характера труда. Необходимым условием сближения умственного и физического труда автор считает развитие-личности, внедрение в обучение политехнизации, воспитание у людей трудовых навыков и специализацию труда.

Э.Капелян в работе «Преодоление существенных различий между умственным и физическим трудом» (1966) рассматривает условия деления труда на умственный и физический, показывает различия меаду умственным и физическим трудом цри социализме, изменение характера труда, роль социальных условий в ликвидации существенных различий между умственным и физическим трудом.

В.Самишкин в работе «Физический и умственный труд в условиях развитого социализма» (1979) рассматривает сущность социально-экономических различий меаду умственным и физическим трудом в социалистическом обществе. В работе показаны изменения социального положения производственного труда под влиянием научно-технического прогресса, освещены некоторые пути преодоления существенных различий меаду умственным и физическим трудом.

Этой теме свои труды посвятили также Д. И. Мариненко, Н. В. Марков, Е, И, Лутидзе, Н. С. Новоселов, А. Н. Маслин, А. Н. Попов, В.П.Же-желенко, С. П. Мечев, Д. С. Каццегиров, В. Г. Смолков, Е. А. Маневич, В. П. Зайцев, В. Й. Елмеев, В. Р. Полозов и другие.

Несмотря на это, условия сближения умственного и физического труда при развитом социализме до сих пор еще недостаточно освещены. В первую очередь это касается изучения тех условий и процессов, которые обеспечивают преодоление существенного различия меаду умственным и физическим трудом.

Объектом исследования предлагаемой работы являются различные отрасли народного хозяйства республикипромышленность (легкая и тяжелая), транспорт, сельское хозяйство, а также средние и профтехнические училища. В частности, исследование проводилось в Тбилисском станкостроительном заводе, электровозостроительном заводе, метрополитене, Руставском металлургическом заводе, в колхозах Горийского, Зестафонского, Телавского районов.

Пель исследования — изучение методологии и методики изучения условий сближения умственного и физического труда в области народного хозяйства, просвещения и культуры, апробация полученных теоретических результатов на практике с целью создания условий, благоприятствующих деятельности отраслей народного хозяйства и училищ.

Теоретическую и методологическую основу исследования представляет марксистско-ленинское учение. В процессе работы над темой были использованы труды классиков марксизма-ленинизма, решения съездов Щ КПСС и КП Грузии и пленумов, постановления Партии и Правительства, опубликованные в союзной и республиканской периодической прессе статьи, материалы Государственного планового комитета Грузинской ССР, труды советских авторов по исследуемой проблеме.

В качестве исходного информационного материала при разработке проблемы быж использованы социологические исследования, проведенные в предприятиях г. г.Тбилиси, Рустави и колхозах республики.

Научная новизна работы заключается в том, что автор первым в Грузии в социологическом аспекте изучил условия сближения умственного и физического труда. Диссертация дает пробный анализ роли создания материально-технической базы, внедрения технического прогресса во все отрасли народного хозяйства в деле сближения умственного и физического труда.

Автор выясняет связь обучения с жизнью в общеобразовательных и профессионально-технических училищах республики, её организацию как одно из важных условий сближения умственного и физического труда.

Практическое значение исследования состоит в том, что данные в работе положения и рекомендации дают возможность предприятиям, колхозам, совхозам и училищам изучить условия сближения умственного и физического труда в своих коллективах и на основе этого разработать практические мероприятия для коренного улучшения положения.

Сформулированные диссертантом теоретические положения и выводы могут быть использованы во многих коллективах для изучения условий сближения умственного и физического труда.

Результаты исследования были использованы как исходная база при планировании социального развития указанных трудовых коллективов.

Посредством разработанной наш методике были изучены условия сближения умственного и физического труда. Результаты изучения нашли свое отражение в планах экономического развития ряда городов и районов.

Выводы.

1. Объективные и субъективные условия преодоления существенного различия между умственным и физическим трудом подготовлены всем ходом развития производительных сил социалистического общества и утверждением социалистических принципов труда, В период перехода от социализма к коммунизму условия сближения умственного и физического труда еще более усилятся и станут совершеннее.

2. Решающим условием сближения умственного и физического труда является создание материально-технической базы коммунизма, на осноье которой культурно-технический уровень народа, интенсивно возрастет объем производства, произойдут глубокие изменения в самом общественном разделении труда, причем эти изменения повлекут за собой ликвидацию неквалифицированного физического труда и односторонней специализации. Все граждане будут обладать средним и высшим образованием, общество окончательно уничтожит социальные различия в труде, и произойдет органическое воссоединение умственного и физического труда.

3. Важнейшим условием преодоления существенных различит! между умственным и физическим трудом является внедрение достижений научно-технической революции в Еедущие отрасли народного хозяйства, высокий общеобразовательный и технический, уровень работников производства. Жизнь предприятий республики показывает, что современные достижения механизации и автоматизации изменяют условия и характер производственной деятельности человека, способствуют соединению функций умственного и физического труда. Механизация освобождает человека от тяжелого физического труда и сводит его рабочие функции к управлению механизмами. В услоьиях слияния социального и научно-технического прогресса изменяются также и содержание, структура и социальные функции умственного труда. Растет число работников, осуществляющих высококвалифицированный умственный труд.

4. Сельское хозяйство является огромной отраслью народного хозяйства, в которую включена значительная часть населения. Поэтому важнейшим условием преодоления существенного различия между умственным и физическим трудом является превращение сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального труда-следовательно, техническое оснащение сельскохозяйственного производства должно приблизиться к уровню промышленности, для того чтобы широко были внедрены автоматизация и механизация производственных процессов на полях и фермах, а уровень культурно-технических знаний колхозников должен повыситься в соответствии с требованиями технического оснащения сельского хозяйства.

5. Связь школы и обучения с жизнью является важнейшим условием сближения умственного и физического труда, что находит ясное выражение в действительности республики. Смана труда и обучения способствует выявлению и развитию творческих сил трудящихсяв процессе труда достигнуто взаимообогащение теории и практики, у учащихся формируется осмысленный, творческий подход ко есякому делу, что способствует органическому соединению умственного и физического труда. Соединение обучения и производственной деятельности в высших и средних специальных учебных заведениях дает нам возможность последовательно сочетать теоретическое обучение и практическим’урЕоенкем технологических’процессов.В. то же Еремя это подготавливает первоначальные формы соединения умственного и физического труда в единый трудовой процесс.

6. Большую роль в деле сближения умственного и физического труда играет профессионально-техническое образование молодежи.

Б профтехнических училищах юноши и девушки изучают специальные, общетехнические и общеобразовательные дисциплины, знакомятся с основами экономики и организации произЕОдстЕа. Эти училища готовят квалифицированных рабочих для всех отраслей народного хозяйства, которые свободно соЕмещают умственный и физический труд. Примером этого является практическая деятельность воспитанников профессионально-технических училищ республики.

7. Необходимым условием сближения умственного и физического труда является развитие и дальнейшее совершенствование социалистических общественных отношении, при которых в корне изменится характер общественного труда, постепенно сотрется существенное различие между умственным и физическим трудом. Для периода развитого социализма характерно взаимное сближение всех классов и общественных групп нашей страны, постепенное исчезновение классовых различий, усиление тенденции преодоления существенных различий между" умственным и физическим трудом. Выражением этого является сближение города и деревни и, соответственно, рост рож общей народной собственности. Социальные результаты научно-технической революции способствуют приближению культурно-технического и образовательного уровней рабочих и крестьян, росту роли рабочего класса как ведущей силы общественного развития. Неуклонно возрастает роль советской интеллигенции в подготовке условий для научно-технического прогресса, преодоления существенных различий между умственным и физическим трудом.

В сложном и продолжительном процессе сближения города и деревни решается проблема сближения умственного и физического труда. Нельзя, чтобы в уравненных производственных и бытовых условиях всего населения эти деэ вида труда не были слиты между собой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. К критике политической экономии. Марко К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.13, с.5−167.г
  2. К. Машины и крупная промышленность. Маркс К., Энгельс ф. Соч.2-е изд., т.23, с.382−516.
  3. К. Процесс труда и процесс увеличения стоимости.$
  4. К., Энгельс ф. Соч. 2-е изд., т.23, с.188−210.
  5. Маркс К. Капитал: Критика политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.23, с.182−662.
  6. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов (Первоначальный вариант «Капитала»): Критика политической экономии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.46, ч. П, с.3−394.
  7. К. Экономические рукописи I86I-I863 годов: Превращение денег в капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.47, с.3−189.I
  8. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология: Критика новейшей немецкой философаи в лице её представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера. Соч.2-е изд., т. З, с.15−78.
  9. К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. -Соч.2-е изд., т.4, с.419−459.
  10. Ф. Положение рабочего класса в Англии: Выводы.
  11. К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.2, с.329−364.*
  12. Ю. Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2.е изд., т.4, с.322−339. II. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.20, с.5−338.
  13. ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, Маркс К., Энгельс ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.486−499.
  14. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства в связи с исследованиями Льшса Г.Моргана. Маркс К., Энгельс ф. Соч. 2-е изд., т.21, с.25−178.
  15. В.И. По поводу так называемого вопроса о рынках. -Полн. собр.соч., т.1, с.67−123.
  16. В.И. Проект и объяснение программы социал-демократической партии. Полн.собр.соч. т.2, с.83−110.
  17. В.И. Объяснение закона о штрафах, взимаемых с рабочих на фабриках и заводах. Полн.собр.соч., т.2, с.19−60.
  18. В.И. Перлы народнического прожектерства. Полн.собр.соч., т.2, с.473−504.-.
  19. В.И. Развитие капитализма в России. Полн.собр.соч., т. З, с.183−246.
  20. В.И. Аграрный вопрос и «критика Маркса». Полн.собр.соч., т.5, с.95−268.
  21. В.И. Вульгарный социализм и народничество, воскрешаемые социалистами-революпдонерами. Полн.собр.соч., т.7, с.43−50.
  22. В.И. Экономическая и политическая стачки. Полн, собр.соч., т.21, с.317−324,* .
  23. В.И. Одна из великих побед техники. Полн.собр.соч., т.23, с.93г95.
  24. В.И. Система Тейлора порабощение человека машиной. — Полн.собр.соч., т.24, с*369−371.г1лщ Р
  25. В.И. Как организовать соцсоревнование? Полн.собр.соч., т.35, с.195−205.
  26. Ленин В*И. Очередные задачи Советской власти. Поли.собр. соч., т.36, с.165−208.
  27. В.И. Всероссийский съезд Советов. Поли.собр.соч., т.36, с.487−513.9. , *
  28. В.И. Проект программы НСП(б). Полн.собр.соч., т.38, с.83−124.
  29. В.И. УШ съезд ИШ(б). Полн.собр.соч., т.38, с.125−215.
  30. В.И. Ответ на открытое письмо специалиста. Полн.собр.соч., т.38, с.218−222.f
  31. В.И. Речи, записанные на гращофонных пластинках. -Полн.собр.соч., т.38, с.227−243.
  32. Ленин В.И. I Всероссийский съезд по внешкольному образованию.9
  33. Полн.собр.соч., т.38, с.329−372.0 0 0
  34. Великий почин. Полн.собр.соч., т.39, с.1−29.
  35. В.И. Речь на Ш Всероссийском съезде рабочих водноготранспорта. Полн.собр.соч., т.40, с.2X3−220.935* Ленин В. И. IX съезд РКП (б). Полн. собр. соч., т.40, с.235−267.
  36. В.И. Речь на Ш Всероссийском съезде профессинальныхtсоюзов. Полн.собр.соч., т.40, с.299−313.
  37. В.И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.41,с.298−318.• 1 «' '
  38. В.И. Речь на Всероссийском совещании политпросветов. Полн.собр.соч., т.41, с.398−408.
  39. В.И. 0 продовольственном налоге. Полн.собр.соч., т.43,• л .» /с.203−245.- 160
  40. В.И. Ш конгресс Коммунистического интернационала. -Пола.собр.соч., т.44, с.1−61.
  41. Юд.В. Шестьдесят лет СССР. -4/1., Политиздат, 1982, с. 28.
  42. Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. -М., Политиздат, 1983, 31 с.
  43. Андропов Ю. В. Речь на пленуме Щ КПСС 22 ноября 1982 года. Материалы пленума ЦС КПСС. Политиздат, 1982, 29 с.
  44. Андропов Ю. В. Речь на пленуме Щ КПСС 15 июня 1983 года. Материалы пленума Щ КПСС.Политиздат.1983, 80 с.
  45. Черненко К. У. Речь на пленуме Щ КПСС 13 февраля 1984 года. Материалы внеочередного пленума 1ДЕС КПСС. Политиздат, 1984, с. З-27.
  46. Черненко К. У. Народ и Партия едины. Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г. Москвы 2 марта 1984 г. Политиздат, 1984, 30 с.
  47. Черненко К. У. Речь на пленуме Щ КПСС 10 апреля 1984 года. Материалы Йленума ЦС КПСС. Политиздат, 1984, с.3−31.
  48. Н.А. Научно-техническая револющя и социальное планирование. -М., Профиздат, 1978, 152 с.
  49. Р.Я. К.Мгаркс и Ф. Энгельс об экономике коммунистическогообщества. -Саратов, Изд-во Сарат. ун-та, 1979, 240 с.
  50. Активность личности в социалистическом обществе, (под ред.
  51. Т.Ярошевского и др.). М., Наука, 1976, 278 с.
  52. Л.В. Механизация и автоматизация управленческого труда.- М., Знание, 1976, 256 с.
  53. П.Б. Труд и технический прогресс:Социалистическаярационализация производства. -М., Профиздат, 1976, 63 с.
  54. В.Б. Профессиональное разделение труда и подготовкарабочих кадров. -М., Высшая школа, 1974, 306 с.
  55. Л.М. Характер и содержание труда в условиях развитого социализма. Л. Знание, Ленинградское отд., 1978, 36 с.
  56. Л.С., Шкаратан О. И. Научно-техническая революция, рабочий класс, интеллигенция. М., Политиздат, 1973, 320 с.
  57. М.И. О труде умственном и физическом в СССР. М., Росполитиздат, 1954, 80 с.
  58. Л.П. Изменение^характера труда и проблема всестороннего и гармонического развития личности. В кн.: Труд и коммунизм, — М., 1974, с.24−32.
  59. К.М. О некоторых тенденциях развития совмещения профессий. -Изв.АН СССР. Сер.экон., 1972, № I, c. III-124.
  60. . С. Научно-техническая революция и труд человека. В кн.:Вопросы логики методологии наук. — Фрунзе, 1975, вып.2, с.73−80.
  61. В.Г. Проблемы повышения производительности труда на предприятиях промышленности и транспорта. М., Наука, 1974, 424 с.
  62. А.А. Сложный^труд: Методология изучения, социально-эконошческие факторы, тенденция развития. Л., Наука, Ленинградское отд., 1978, 128 с.
  63. М.С. Развитое социалистическое общество и советский образ жизни. М., Знание, 1980, 63 с.
  64. Вопросы диалектики развития экономических законов социализма.
  65. Ред.А. И. Кащенко и др. Ярорлавль, 1970, 153 с. (Уч.зап.Ярос*лавокого пед. института, вып.74).
  66. В.ф. Современная научно-техническая революция:сущность, направления развития и значение. М., Знание, 1983, 48 с^
  67. А. Научно-техническая революция и изменения втруде работников оощалистического производства. Коммунист Белоруссии, 1973, № 2, с.50−56.
  68. Г. В. Человек в мире техники и техника в мире человека"!- М., Политиздат, 1978, 112 с.
  69. Ежов В*А. Рабочий класс СССР. Л. т Лениздат, 1974, 27О с.
  70. Ю.А. Техника одиннадцатой пятилетки.-— М., Знание, 1981, 63 с.
  71. В.П. К вопросу о соединении физического и умственного труда. В кн.: Проблемы социально-классовой структуры общества развитого сощализма. — Горький, 1975, с.17−26.
  72. .Ф. Научно-техническая револшдоя, общество, человек.- М., Изд. Знание, 1980, 64 с.71″ Зиновьев М. Н. Коммунистическая партия и повышение культурно-технического уровня рабочего класса. Л., Изд-во Лениградс. ун-та, 1977, 372 с.
  73. Д.И. Качество подготовки специалистов как социальная проблема. М., Наука, 1978, 168 с.
  74. Н.П. Научно-техническая революция и проблемы структугры рабочей силы. М., Наука, 1978, 320 с.> **
  75. Р.К. Научно-техническая револющя и развитие общественного труда в СССР. М., Наука, 1976, 192 с.
  76. ЕД. Преодоление существенных различий меаду умственным и физическим трудом. Минск, Наука и техника, 1966, 138 с.
  77. Н.Н. Научно-техническая революция, социалистическийтруд, творческая личность. М., Знание, 1975, 32 с.
  78. И.А. Развитое социалистическое общество. Тбилиси,. 9
  79. Сабчота Сакартвело, на груз.яз., 1977, 66 с.- 163 '
  80. В.П. О сущности категории «содержание» и «характер"тр^ца. Вестн.ЙГУ. Сер.экон., 1972, Я 2, с.92−94.
  81. Д.А. Основные направления экономической политики КПСС. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, на груз.яз., 1977,190 с.
  82. В.П. Общественное разделение труда в период перехода к коммунизму. М., Экономиздат, 1963, 262 с.
  83. Р.И. Во главе коммунистического строительства.- М., Изд-во Знание, 1983, 63 с.^. .. ... .
  84. А.К. Преодоление существенных различий между умственным и физическим трудом проблема строительства коммунизма" — М., Изд-во Моск. ун-та, 1963, 400 с.
  85. М.В. Взаимосвязь основных сфер развитого социалистического общества. М., Знание, 1983, 64 с*(Новое в жизни, науке, технике. Сер."Философия», № I).
  86. Лях В. И. Развитой сощализм: закономерности совершенствования и перерастания в коммунизм,^- М., Знание, 1983, 64 с. -(Новое в жизни, науке, технике. Серия."Научный коммунизм", № 3).
  87. В.П. Интеллектуализада: труда промышленных рабочих в условиях развитого сопиализма. Автореф.дисс.кавд.^ило-соф.наук. Киев, 1974, 24 с.
  88. .И. Основные направления изменения характера трудаи личности в условиях научно-технической революции и развитое социалистическое общество. Тбилиси, 1977, с.79−88.
  89. .И. Творческий труд основа всестороннего развития личности. — Тбилиси, Сабчота Сакартвело, на груз.яз., 1964, 69 с.
  90. .И. Труд и человек. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, на груз.яз., 1967, 230 с.
  91. И.А. Научно-техническая революция и общественное производство. Львов, Изд-во Львовск. ун-та, 1977, 180 с.
  92. Лях В. И. Развитой социализм: закономерности совершенствования и перерастания в коммунизм. М., Знание, 1983, 63 с.
  93. Н.В. Социалистический труд и его будущее. Некоторые проблемы развития труда в условиях научно-технической революции. М., Политиздат, 1976, 144 с.
  94. С.Ф. Творческий труд и научно-техническая революция в условиях развитого социализма. Баучн. доклады высшей школы. Научный коммунизм, 1975, № I, с.19−26.
  95. А.Н. Марксизм-ленинизм об уничтожении противоположности и существенного различия между умственным и физическим трудом. М., Знание, 1954, 24 с.
  96. Машины и крупное производство при социализме. Горький, (Уч.зап.Горьковского ун-та, вып.196, ч.2), 1973, 152 с.
  97. С.П. Преодоление противоположности и существенных различий между умственным и физическим трудом. Киев, Изд-во
  98. Киевского ун-та, 1967, 32 с.$
  99. В.К. Труд в развитом социалистическом обществе. М., Профиздат, 1975, 64 с.
  100. В.П., Боревик B.C. Рабочий класс и управление производством. М., Политиздат, 1975, 64 с.
  101. Научно-техническая революция и материальное производство: Проблемы исторического материализма. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1976, 120 с.
  102. Научно-техническая революция и формирование нового человека.
  103. В.А.Ляхович, В. Д. Морозов, Э. В. Шикулова. Минск, Беларусь, 1978, 238 с.
  104. А.И. Материально-производственная база социализма.- М., Изд-во АН СССР, 1954, 308 с.
  105. М.Н., Подмарков В. Г. Профсоюзы СССР: Автоматизация и рабочий класс. М., Профиздат, 1976, 125 с.
  106. В.Ф. Научно-технический прогресс и развитие творческого потенщала работника производства. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1974, 176 с.
  107. A.M. Техника и человек. М., Политиздат, 1965,272 с.
  108. Осипов^ А.П.^ Технический прогресс и изменение профессиональной структуры рабочего класса. В кн.:Социология в СССР.- М., 1965, т.2, с.10−28.
  109. Д.А. Умственный и физический труц в СССР. М., Мысль, 1964, 144 с.
  110. .Д. Научно-психологические проблемы. М, Политиздат, 1978, 238 с. f
  111. P.M. Социально-эконошческие проблемы технического творчества в развитом социалистическом обществе. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1977, 164 с.
  112. Ю.С. К.Маркс и Ф. Энгельс об особенностях развития общественного разделения труда на низшей и высшей фазах коммунистического общества. В кн.: Вопросы истории экономической мысли. — М., 1974, с.3−32.
  113. А. А. Научно-техническая революция в условиях развитого социалистического общества. Саратов, Изд-во Саратовск. ун-та, 1976, 93 с.
  114. И.В. Непосредственно-общественный труд и необходимый труд при социализме. М., Мысль, 1976, 198 с.
  115. Рабочий класс в условиях научно-технической революции (В.В.Кревневич, В. И. Усенин, В. И. Маслов и др. М., Наука, 1979, 310 с.
  116. Рабочий ibiaccиндустриальное развитие СССР (Под ред. А. В. Митрофанова и др.). М., Наука, 1975, 487 с.
  117. Рабочий класс развитого социалистического общества (Л.С.Га-поненко, И. Е. Ворожейкин, С. Л. Сенявский и др.). М., Мысль, 1974, 280 с.
  118. Рабочий класс СССР на современном этапе (ред.В. А. Ежов и В. А. Овсяшшн. Л., Изд-во Ленигр. ун^та, 1976, вып.4.
  119. Развитый социализм: Проблемы теории и практики (Р.И.Косола-пов, В. А. Печенев, В. С. Марков и др.). М., Политиздат, 1979, 400 с.
  120. А.Ф. Экономические проблемы становления труда как потребности. М., Мысль, 1977, 126 с.
  121. И.Е. Научно-технический прогресс в условиях развитого социалистического общества. М., Мысль, 1975, 245 с.
  122. М.Н. Социалистический образ жизни .(Методологические аспекты). -^М., Знание, 1983, 64 с.-(Новое в жизни, науке, техшке* Сер."Философия", № 9).
  123. Ю.Ф. Социальная практика развитого содаализма, М., Знание, 1980, 64 с. -(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Философия», № 9).
  124. В.Ф. физический, умственный труд в условиях развитого социализма. Ташкент. Узбекистан, 1979, 142 с.
  125. С.И. НТР и сближение двух форм собственности. М., Мысль, 1980, 168 с. 123.- Сычев Ю. В. Как формируется личность. (Методологические аспекf. ^ты). М., Знание, 1982, 64 с. (Новое в жизни, науке, технике.
  126. Сер."Научный коммунизм", № 12).
  127. Г. Л. Советский человек: формирование социалистического типа личности. М., Политиздат, 1973, 414 с. 9 .
  128. В.Г. Преодоление противоположности и существенных различий между умственным и физическим трудом. М., Изд-во Московок. ун-та, 1969, 28 с.
  129. Совершенствование образования и воспитания в условиях научно-технической революции при социализме (Под ред.К. Е. Тарасова, Н.Н.Киселева). М., 1975, 247 с.
  130. Советские рабочие и автоматизация производства (Под ред.
  131. В.И.Усекина). М., 1975, 346 с.•"
  132. Соединение достижений научно-технической революции с преимуществами социализма: Экономические проблемы (Под ред. Ф. М. Волкова и С.С.Ильина). М." Изд-во Моск. ун-та, 1977, 301 с.
  133. Социальная структура развитого социалистического обществав СССР (М.Н.Руткевич, Н. В. Колбановский, А. М. Гелюта и др.).- М., Наука, 1976, 224 с.
  134. Социальное развитие рабочего класса СССР: Историко-социоло-гические очерки (Под ред.Э. В. Клопова и др.). М., Наука, 1977, 286 с.
  135. Согдаология в СССР. М., Мысль, 1968, т.1 и 2.
  136. Социология и производство (Под ред.М. М. Дцлер и др.). Казань, Татар.кн.изд-во, 1976, 232 с.м. ^
  137. Э.В. Основные этапы становления и развития соццаглистического образа жизни. М., Знание, 1982, 48 с.
  138. С.Г. О разделении труда при коммунизме. М., Вопр.экон., 1963, № 11, C. II2-II5.
  139. И.С. Общественное разделение труда при соццализме.-Л., Знание, Ленигр.отд., I960, 56 с.
  140. Р.Б. Влияние научно-технической революции на про' *цесс становления труженика нового типа. Махачкала, Дагестан, кн. изд-во, 1976, 195 с.
  141. В.Я. Научно-техническая революция и труд. -М., Знание, 1982, с.25−35.
  142. А.В. Работы и искусственный интелект. М., Наука, 1978, 188 с.
  143. В. Разделение труда как основная форма развития *общественного производства. Мировая экономика и международные отношения, 1974, № Ю, с.32−45.
  144. Федосеев П. Н. Овчинников Ю. А^ Карл Маркс и наука развитого социалистического общества.^- М., Знание, 1983, 64 с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер""Философия", № 7).
  145. Чингли И. И, Сощолошческие аспекты теории и методологии исследования. -. M. t 1973, 587 с.
  146. Человек наука — техника: Опыт марксистского анализа научно-технической революции. -М., Политиздат, 1973, 366 о.
  147. Человек и научно-технический прогресс в современную эпоху. ВД. Комаров, А. С. Казеннов, Ю. Н. Сухарев и др. Л., Изд-во ЛГУ, 1980, 152 с.
  148. М.И. Пропаганда достижений науки f техники и передового опыта в сельском хозяйстве. Киев: общество «Знание» УССР, 1981, 24 с.
  149. А.И. Изменение содержания труда при автоматизации производства в условиях современной научно-технической револгации. В кн: Научно-техническая революция, — М., 1976, с.80−96.
  150. Э.А. Отчетный доклац Центрального Комитета КП Грузии ХХУ съезду Компартии Грузии. Тбилиси, Изд-во Щ КП Грузии, 1976, 182 с.
  151. Э.А. Шестидесятилетие победы Советской власти Грузии. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, на груз.яз., 1981, 98 с.
  152. Э.А. Отчет Центрального Комитета Коммунистической партии Грузии. Доклад Ш1 съезду Компартии Грузии 22 января 1981 года. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, на груз.яз.1981, 154 с.
  153. Э.А. Науку на службу человеку, народному хозяйству! Тбилиси, Сабчота Сакартвело, на груз.яз., 1982,105 с.
  154. Э.А. Советская Грузия. Тбилиси, Сабчота 6а-картвело, на груз.яз., 1982, 131 с.
  155. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических республик. М., Политиздат, 1977, 127 с.
  156. Программа Коммунистической партии Советского Союза. Принята ХХП съездом КПСС. М., Политиздат, 1976, 144 с.
  157. Материалы ХХУ съезда КПСС. М., Политиздат, 1976, 256 с. г
  158. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Политиздат, 1981, 222 с.
  159. Народное хозяйство Грузинской ССР за 60 лет. Юбилейный стат. ежегодник ЦСУ ГССР. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, 1980, 303 с.
Заполнить форму текущей работой