Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Единство национального и интернационального в развитии культуры социалистических наций (на примере Грузинской ССР)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опираясь на вышесказанное понимание сущности национального и интернационального, автор проделал комплексный анализ грузинской советской социалистической культуры в условиях развитого социализма. Подводя итоги исследования, диссертант приходит к следующим заключениям: в специфических средствах художественной выразительности, характерных для разных областей духовной культуры грузинского народа… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СООТНОШЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
  • I, Понимание национального и интернационального в культуре
    • 2. Некоторые вопросы национальной формы культуры
  • ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ И РАСЦВЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ЕДИНОЙ СОВЕТСКОЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ГРУЗИИ В УСЛОВИЯХ ЗРЕЛОГО СОЦИАЛИЗМА
    • I. Единство национального и интернационального в грузинской советской литературе и искусстве
    • 2. Роль и значение взаимовлияния и взаимообогащения в деле дальнейшего развития единства национального и интернационального в культуре социалистических наций
  • ЗАКЛГОЧЕНИ Е

Единство национального и интернационального в развитии культуры социалистических наций (на примере Грузинской ССР) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Расцвет национальных культур и дальнейшее развитие единой советской культуры являются предметом особого внимания КПСС и советского государства, В решении этих задач партия руководствуется диалектической концепцией единства национального и интернационального в культуре. Эта диалектика нашла ярчайшее выражение в развитии нашего общества. Как подчеркивает К. У. Черненко, «. советская культура предстает сегодня как органический сплав духовных ценностей, создаваемых всеми нациями и народностями страны. И потому вполне понятно стремление писателя и художника, музыканта и архитектора опереться на многовековые культурные традиции своего народа, глубже и ярче отобразить жизнь своей республики. Вместе с тем художественная практика убеждает: чем теснее национальная культура связана с другими, чем интенсивнее вбирает она в себя те черты духовного и художественного опыта братских народов, которые приобрели интернациональное значение, тем быстрее и плодотворнее она развивается. Тем больший вклад она вносит в обогащение духовной жизни всего советского народа, всего нашего общества» .

Советская культура" представляющая собой качественно новое явление в истории мировой культуры, характеризуется, таким образом, некоторыми особенностями. Специфика её, во-пер-вых,-состоит в том, что она объединяет в себе несколько десятков различных национальных культур, самобытность которых.

Черненко К. У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма. — Литературная газета, 1984, 26 сентября, с. 2. в эпоху социализма не только не утрачивается, а наоборот, развивается на основании как своих собственных, так и общих закономерностейво-вторых, своеобразие её состоит в том, что интернационализм стал общим свойством и движущей силой культуры народов Советского Союза,. .

Советское общество, — пишет К. У. Черненко, — вступило в исторически длительный этап развитого социализмаего всестороннее совершенствование — наша стратегическая задача" .1* В условиях развитого социализма происходит дальнейшее развитие социалистической по содержанию и национальной по форме советской культуры. Вопросы единства и разнообразия многонациональной советской культуры, её дальнейшего развития приобретают огромное теоретическое и практическое значение. Можно сказать, что сегодня они в своей совокупности составляют важнейшую часть марксистско-ленинской теории культуры.

Актуальность дальнейшей разработки проблем единства национального и интернационального в развитии культуры социалистических наций обусловлена следующими факторами: во-первых, необходимо дальнейшее теоретическое осмысление процессов расцвета и сближения культур советских народов, ставших особенно ощутимыми в условиях развитого социализма, выявление их особенностей, закономерностей и перспектив дальнейшего развитияво-вторых, интернационализм, ставший общим свойством экономической, общественной и культурной жизни советских народов, их ведущей силой, характеризуется также целым рядом специфических черт, без учета которых невозможно разобраться.

1 В Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. — М.: Политиздат, 1983, с. 30. в исключительно сложной структуре того многообразного комплекса, каким является советская культура в наши днив-третьих, актуальность указанной проблемы определяется её огромным международным значением для стран социалистического содружества и бывших колониальных стран, избравших социалистическую ориентациюв-четвертых, актуальность указанной проблемы и необходимость её дальнейшей разработки обусловлены также потребностями критики буржуазных концепций, пытающихся фальсифицировать ленинскую национальную политику, изображающих интернационализм лишенным всякого национального содержания, абстрактным понятием, которое, якобы, призвано нивелировать национальные культуры.

Исследование проблемы единства национального и интернационального в развитии культуры социалистических наций занимает особое место в советской науке, будь то философия или история, литературоведение и искусствоведение.

Указанная проблема в совокупности своей составляет органическую часть теории социалистической культуры. Поэтому дальнейшее её исследование непосредственно связано с разработкой целого ряда теоретических вопросов этой культуры.

Советские ученые, а также ученые братских социалистических стран сделали много важного в исследовании таких актуальных проблем, как социально-идейная сущность социалистической культуры и закономерности её развития, исторический опыт культурного строительства в СССР и других братских социалистических странах и т. п.1.

Основы марксистско-ленинской теории культуры. — М.: Высшая школа, 1976; Духовная культура развитого социалистического общества. — М.- Прогресс, 1979: Ион Э. Проблемы культуры и культурная деятельность. — м.: Прогресс, 1969;

За последнее время одним из наиболее плодотворных и перспективных направлений в советской философской и исторической науке стало исследование проблем советской многонациональной культуры в связи с органическим единством совершенствования национальных отношений в Советском Союзе и возникновением качественно новой исторической общности людей — советского народа.

Важных успехов достигли советские ученые в исследовании целого ряда теоретических вопросов социалистической национальной культуры, её специфических особенностей и интернаци.

• 2 онального характера.

Арнольдов А. И. Культура развитого социализма. — М.: Политиздат, 1975; Арнольдов А. И. Социализм и культура. Культурная революция в европейских странах народной демократии. — М.: Изд-во Акад. Наук СССРБалл ер Э. А. Преемственность в развитии культуры. — М.: Наука, 1969; Маркарян Э. С. Очерки теории культуры. — ЕреванИзд-во АН Арм. ССР, 1969; Культура в свете философии. — Тбилиси: Хеловнеба, 1979; Нхиквишвили Д. И. Народ и культура. -Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1974; Бабунашвили З. П. Культура развитого социалистического общества. — ТбилисиСабчота Сакартвело, 1979 (на груз. языке) — Чавчавадзе Н. З. Культура и ценности. — Тбилиси: Мецниереба, 1984. т.

J" Советский народ — строитель коммунизма, в 2-х книгах. -Фрунзе: Кыргызстан, 1977; Развитие советского народановой исторической общности. — М.: Политиздат, 1980: Великий советский народ. — Киев: Наукова Думка, 1976; Новая историческая общность людей: сущность, формирование, развитие. — М.: Мысль, 1976; Закономерности формирования советского народа как новой исторической общности людей, в 2-х тт. — М.: Издательство Моск. университета, 1975. р

• Агаев А. П. Социалистическая национальная культура. — М.: Политиздат, 1974; Бычкова P.A. Национальная социалистическая культура и закономерности её развития (методические вопросы-. — Иркутск: Вост.-Сиб.книжное издательство, 1974; Магомедов Д. Развитие социалистических национальных художественных культур. — М.: Наука, 1979; Маркарян Э. С. Методологические проблемы исследования этнических культур. — Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1978; Керкадзе Д. Е. Нация и культура. — Тбилиси: Мецниереба, 1984 (на груз. языке) — Гаибов Н. Социализм и национальное искусство. Некоторые особенности и закономерности развития искусств в Узбекистане. — Ташкент, Узбекистан, 1974.

Дальнейшее успешное исследование проблема единства национального и интернационального в развитии культуры социалистических наций и исходя из этого — правильное решение многочисленных вопросов, во многом обусловливаются глубоко научным анализом целого ряда теоретических аспектов взаимообогащения и сближения национальных социалистических культур.^*.

Глубоко научный анализ теоретических вопросов социалистической культуры создаёт основу для успешного исследования проблемы единства национального и интернационального в развитии культуры социалистических наций. Этой проблеме в нашей литературе посвящен целый ряд интересных исследований.*'.

Однако сама вышеуказанная проблема, несмотря на то, что ей посвящен целый ряд интересных исследований, еще недостаточно разработана в советской науке. Так, например, существуют разногласия по воцросу о сущности национального и интернационального и об их соотношении.

Часть исследователей рассматривает национальное как ус.

• Взаимодействие и взаимообогащение социалистических культур. — М.: Мысль, 1980; Червонная С. М. Взаимодействие художественных культур народов СССР. — М.: Изобразительное искусство, 1982; Наджафов А. Сближение культур социалистических наций. — Баку: Азербайджанское гос. изд-во, 1970; Айтбакина М. А. Взаимообогащение национальных культур развитого социализма. — Алма-Ата: Казахистан, 1978; Взаимодействие национальных культур в условиях развитого социализма. — Пятигорск, 1980.

2 В Головнев А. И. Интернациональное и национальное в развитии социалистической культуры. -Минск: Беларусь, 1974; Акоццканян Е. С. Диалектика национального" и интернационального в искусстве. — Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1980; Сорокина В. Н., Демидова Н. Г. Соотношение национального и интернационального в духовной культуре социализма. -Л.: Знание, 1979; Турсунов Х. О. 0 взаимоотношениях национального и интернационального в культуре. — Душанбе: Ирфон, 1972; Фасеев К. Ф. Национальное и интернациональное в социалистической культуре. КазаньИздательство Каз. университета, 1970; Интернациональное и национальное в искусстве. — М.: НаукаНациональное и интернациональное в литературе и искусстве. — М.: Мысль, 19В4. тойчивую совокупность исторически сформировавшихся специфических признаков, комплекс, характерный только для какой-либо одной этнической единицы.1.

Другая часть исследователей расширяет границы национально-специфического, включая в него признаки, которые присущи целому ряду других народов. Так, например, З. Я. Козачук пишет: «В понятие национальной специфики входит не только то, что отличает художественную культуру данного народа от художественной культуры другого народа, а и то общее, что существует «2 между ними» .

Некоторые советские исследователи односторонне подходят к развитию национального в условиях развитого социализма. Так, например, А. И. Холмогоров утверждает, что в национальном, вместе с расширением его важной части — интернационального, происходит сужение второй части — национально-специфического, его выход за этнографические рамки, его обновление, сближение и постепенное слияние с интернациональным. Исходя из этого, упомянутый исследователь приходит к выводу, что «в этом проявляется закономерность постепенного преобразования нацио онального в интернациональное». •.

Как общий характер культуры советских народов в условиях развитого социализма, так и неуклонное повышение её уров.

Интернациональное и национальное в социалистическом обществе. — Киев: Наукова думка, 1976. с.8- Краткий словарь по эстетике. — М.: Политиздат, 1964,.с.230- Хоменко В. Н. О соотношении национального и интернационального в политической жизни развивающихся стран. — Автореф.дисс. канд.ист.наук. Киев, 1972, с.7−8.

Козачук.З. Я. Укрепление интернациональной основы национальных искусств. — В кн.: Советский народ — новая историческая общность людей. — Волгоград: Волгоградская правда, 1968, с. 511. о.

Холмогоров А. И. Советский народ — новая историческая общня не только не подтверждают правильность точки зрения вышеупомянутых исследователей, а скорее — наоборот, поскольку именно социализм создаёт все объективные или субъективные предпосылки для развития и обогащения национального, национально-специфического, что именно и служит предпосылкой для его перерастания в интернациональное*.

Третья часть исследователей рассматривает национальное как синтез общего и специфического, как органическую часть общечеловеческого, интернационального, которая обогащает и конкретизирует его.1. Такая точка зрения за последнее время находит всё более и более широкое признание. И это лишний раз подтверждает, что интернациональность культуры обусловливается не нивелированием, не сужением национального, национально-специфического, а наоборот, его развитием и совершенствованием.

В советской науке существуют разногласия по вопросу о понятии и сущности интернационального в социалистической культуре.

Часть исследователей рассматривает интернациональное в культуре только как внесенное из другой культуры, как чужность людей. — В кн.: Проблемы научного коммунизма.-М.: Изд-во Мое. ун-та, 1969, с.35- см. также: Зингер Е. А. Социалистический интернационализм и проблема национальной формы в современном искусстве" - М.: Искусство, 1962, с.15- Исмуков H.A. Диалектика общего и особенного в развитии социалистических национальных культур. — Автореф. дисс.канд.философ.наук. — М., 1980, сЛъ.

Кравцов И. Е. Пролетарский интернационализм, отечество и патриотизм. — Киев: Наукова Думка, 1965, с.56−57- Буранов К. Б. Диалектика развития социалистической, культуры.-ТашкентУзбекистан, 1974, с. 54. Джунусов М. С. Национальные отношения в развитом социалистическом обществе. — В кн.: Актуальные проблемы развития национальных отношений в СССР. — Махачкала: Акад. Наук СССР. Дагест. филиал, 1973, с.31- Тавакалян H.A. Некоторые вопросы понятия «нация» ,-Вопросы истории, 1967, № 2, с. 116. дай элемент в данной национальной культуре-1, другие рассматривают его как нечто диаметрально-противоположное национальному, развитие которого в культуре приводит к сужению и вы-. 2 теснению национального- * некоторые буржуазные ученые рассматривают интернациональное в культуре как некое выхолощенное, безликое, космополитическое понятие. Интернационализм они изображают, как искусственно созданное понятие, призванное нивелировать национальные культуры г* большинство же советских исследователей считает, что интернациональное существует в неразделимом единстве с национальным, являясь его движущей силой и жизненным источником.4, ;

По вопросу соотношения национального и интернационального в социалистической культуре в советской науке высказан целый ряд интересных соображений, которые вносят ясность в дальнейшую успешную разработку данной проблемы. Однако надо отметить, что отдельные положения некоторых ученых носят спо.

Холмогоров А. И. Советский народ — новая историческая общность людей. — В кн.: Проблемы научного коммунизма. — М.: Изд-во Мое. ун-та, 1969, с. 35.

2* Козлов В. И. Этнос и культура. — Советская этнография, 1979, Jfc 3, с.83−84- Грекул Л. А. Видеть не только частное. — Литературная газета, 1965, 17 июняРогачев П.М., Свердлин М. А. Нация — народ — человечество. — М.: Политиздат, 1967, с. 78.

3. E.R. Goodman. The Soviet Design for a World State. F.-Y., 1960, p.266- «The Russian Review», 1963, vol. 22, КЗ 1−4, p.17.

4* Ломидзе Г. И. Ленинизм и судьбы национальных литератур. -М.: Современник, 1972, с.37- Калтахчян С. Т. Торжество ленинских принципов образования СССР. — Вестник МГУ, 1972, № 6, с. 15- Гаибов Н. Социализм и национальное искусство. Некоторые особенности и закономерности развития искусств в Узбекистане, с.8- Суровцев Ю. Й. К проблемам интернационализации в художественной культуре. — В кн: Интернациональное и национальное в искусстве. — М.: Наука, 1974; с.43- Бикмухаметов Р. Обновление перспективы. — Вопросы литературы, 1963, № I, с. 57. рный характер и требуют дальнейшей разработки и уточнения.

Так, например, по мнению Н. П. Аниченко, отсутствие ярко выраженных национальных признаков является условием для перерастания национального в интернациональное, предпосылкой создания интернациональной культуры. «Необходим, — указывает Н. П. Аниченко, — постепенный перевод творческой деятельности народа с этих специфически национальных форм на интернациональные рельсы с тем, чтобы представители данной нации все больше и больше включались в создание единых общечеловеческих ценностей, оставляя позади узкие (для новой, высшей фазы развития) национальные рамки мышления, социальных отношений, быта, традиций, привычек и вставая на дорогу интернациональной общности людей» .1, Но разве национальный язык, характер, прогрессивные традиции препятствуют существованию и развитию интернационального? Выходит, что стоит отказаться от национального, как. интернационализм обеспечен. Народы, входящие в состав Советского Союза, имеют свои собственные национальные литературные. языки, сохранили национальный характер, прогрессивные национальные традиции, но это не дает никаких оснований говорить, что данное обстоятельство ограничивает развитие интернационализма в нашей стране. Разве многонациональная, разносторонняя советская культура лишена интернационального характера?

В социалистической культуре национальное и интернациональное воспринимаются как синтез, как две взаимообусловленные категории. Признание интернационализма одной из ведущих сил нашего общества ни в коей мере не подразумевает вытесне.

Аниченко Н. П. От нации к интернациональной общности людей. — Воцросы истории, 1967, № 3, с. 92. ния, сужения национального. Наоборот, интернационализм социалистической культуры обусловливается именно национальным характером того или иного народа, носителя этой культуры.

Ярким подтверждением органического единства национального и интернационального в социалистической культуре являются успехи грузинской советской культуры. Успехи грузинской социалистической культуры как в масштабе Советского Союза, так и за его пределами в условиях развитого социализма во многом были обусловлены неуклонным и пристальным вниманием. Компар-. тии Грузии* роль которой стала особенно ощутимой после исторического решения ЦК. КПСС от.22 февраля 1972 г. «Об органи-> заторской и политической работе Тбилисского горкома. Компар-. тии Грузиипо выполнению решений 24-го. съезда КПСС». Плодотворная направляющая деятельность Компартии Грузии, в. деле успешного, развития грузинской социалистической культуры была особо подчеркнута на торжественном заседании в Тбилиси 22 мая.1981 года в связи с 60-летием Советской власти. в Грузии, где, в частности, было сказано: «. И тут, конечно,.играет роль направляющая деятельность ЦК Компартии Грузии, который нашел верный.тон.в работе. с мастерами культуры, • помогает им, активно способствует .их &bdquo-творческому-, поиску. «Л*—-.. Большие по своемузначению. достижения грузинокой советской социалистической. культуры в условиях. развитого, социализма, её авторитет, как. в нашей стране, .так. и за. её-пределами, еще. раз подтверждают, ту несомненную, истину., что социализм создает все условия, для. расцвета и обогащения национальных куль тур, и что этот расцвет, совершенствование национальных культур

Ленинская дружба народов. — М.: — Политиздат, 1981, с.17−18. именно и создают предпосылку для взаимного сближения культур советских народов. пПри социализме, — подчеркивал Э. А. Шеварднадзе, — развиваются интернациональные основы культуры, но это не ведет ни к механической нивелировке, ни к однообразию культуры. Наоборот, только социализм открывает истинные возможности для разнообразия прогрессивных жанров" стиля, современных выразительных средств литературы и искусства. Идейно-творческое взаимовлияние и обогащение литератур и искусств — закономерность дальнейшего развития нашей многонациональной культуры, в том числе культуры малочисленных народов.

Представленная диссертация выполнена в основном на материале грузинской литературы, музыкального и театрального искусства, а также кинематографии в условиях развитого социализма.

О О А.

Грузинской литературе, музыке и балету, кинематографии.

• Шеварднадзе Э. А. Осуществление ленинской национальной политики и актуальные вопросы интернационального воспитания в свете решений ХХУ съезда КПСС. — Заря Востока, 1976, 4 декабря.

Мерквиладзе Г. И. Статьи о современных писателях. — Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1979 Тна груз. языке) — Мерквиладзе Г. И. Роман и эпоха. — Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1973 (на груз. языке) — Гвинджилия Д. Н. Традиция и современники.

— Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1982 (на груз. языке) — Гве-рдцители Г. Е. Одоленная высота. Литературно-критические статьи. — Тбилиси: Мерани, 1978; Иовашвили Д. Д. Мир, полный света. — Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1984 (на груз, языке).

Орджоникидзе Г. Ш. Проблемы восходящего пути. — Тбилиси: Хеловнеба, 1978 (на груз. языке) — Буртикашвили А. Н. Чаро.

5 ей танца. — Тбилиси: Хеловнеба, 1960 (на груз. языке) — онадзе Л. Творчество А.Мачавариани. — Сабчота хеловнеба, 1978, № II, с.25−34 (на груз. язяке) — Киладзе Н. Героические образы в грузинском балете. — Сабчота хеловнеба, 1975, № 3, с.7−15,(на груз. язьрсе).

4* Тиканадзе Р. В. Грузинское кино. проблемы, искания. -Тбилиси: Хеловнеба, 1978; Твалчрелидзе Т. Г. Правда на экране,.

— Тбилиси: Хеловнеба, 1981 (на груз. языке) — Кучухидзе И. и театральному искусству^* посвящен целый ряд исследований, в которых затронуты и освещены отдельные вопросы интересующей нас темы.

В условиях развитого социализма, в процессе расцвета и сближения социалистических наций интернационализм, победоносная идея дружбы народов стали одной из ведущих сил в культурной жизни советских людей. Отражение идеи дружбы народов в грузинской советской культуре, а в частности, в литературе, имеет давнюю традицию, и с этой точки зрения в грузинском литературоведении сделано немало. • В нашей работе интернационализм, дружба между народами рассмотрены непосредственно на фоне дружбы народов, проживающих на территории Советской Грузии (грузинского и абхазского).

Шесте с тем вопросы единства национального и интернаци.

О некоторых особенностях кинопоэтики О.Иоселиани. — Сабчо-та хеловнеба, 1982, № 2, с.66−79 (на груз. языке) — Амиред-жиби Н. Великий предок грузинского кино. — Литературули Сакартвело, 1982, 15 октября (на груз. языке).

Кикнадзе В. П. Очерки из истории грузинской режиссуры. -Тбилиси: Театральное общество Грузии, 1982 Хна груз. языке): Кикнадзе В. П. Сандро Ахметели. — Тбилиси: Хеловнеба, 1977 (на груз. языке): Кикнадзе В. П. Театр и время. — Тбилиси: Хеловнеба, 1984 (на груз. языке) — Джанелидзе Д. С. История грузинского театра. Кн.первая. — Тбилиси: Ганатле-, ба, 1983 Хна груз. языке) — Эгадзе D.H. В театре и вне театра. — Тбилиси: Хеловнеба, 1969 Э (на груз. языке).

Джинчарадзе Д. Н. Поэтическая летопись дружбы. — Тбилиси: Мецниереба, 1979; Кекелидзе С. А. Грузинско-белорусские литературные взаимосвязи. — Тбилиси: Мецниереба, 1979; Картвелишвили М. Е. У истоков литературного взаимообогащения. — Тбилиси: Мецниереба, 1975 (на груз. языке) — Взаимосвязи грузинской литературы с литературами народов СССР.-Тбилиси: Мецниереба, 1983 (на груз. языке) — Симония Т. Е. Тема дружбы народов Советского Союза в творчестве И. Ноне-швили. — В кн.: Мегоброба. — Тбилиси: Мецниереба, 1981, с.141−163 (на груз. языке) — Баканидзе O.A. Из истории русско-грузинских литературных связей (Глеб Успенский и 1ру-зия) — Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1962 (на груз. языке— Баканидзе O.A. Грузинско-украинские литературные и теат-ч ральные связи. — Тбилиси: Ганатлеба, 1982 (на груз. языке) — Асатиани Л. Литературные связи грузинского народа с братскими народами. — Тбилиси: Госиздат, 1965 (на груз. языке) — онального в грузинской социалистической культуре остаится недостаточно изученными. Мало еще пока работ, в которых бы анализировалось соотношение национального и интернационального в развитии грузинской советской социалистической культуры в условиях развитого социализма.

Соотношение.национального и интернационального может быть рассмотрено на фоне отдельных феноменов культуры т литературы, кинематографии, театрального искусства и т. д. Несомненна, однако, плодотворность комплексного подхода к анализу указанной проблемы, выявления наиболее существенных связей национального и интернационального в культурном процессе. Исходя из этого, автор данной диссертационной работы поставил целью разработку вопросов функционирования грузинской советской социалистической культуры в условиях развитого социализма в плане соотношения национального и интернационального. В связи с этим в диссертации выдвинуты следующие задачи:

— исходя из того факта, что в современной советской историографии существуют различные точки зрения по вопросу о соотношении национального и интернационального, и многие исследователи высказывают противоречивые точки зрения по данному вопросу, автор признает целесообразность анализа методологических принципов понимания сущности национального и интернационального, выдвинутых в трудах основоположников марксизма-ленинизмаучитывая неоднозначность трактовки данных понятий в современной советской науке, следует также четко.

Чургулия О. Т. Очерки из истории грузино-абхазских культурно-литературных взаимоотношений. — Сухуми: Алашара, 1983, кн. П Тна груз. языке) — Бгажба Х. С. Страницы из летописи дружбы. — Тбилиси: Мецниереба, 1983. определить то понимание национального и интернационального, на основе которого будет производиться дальнейшее исследование;

— на материалах грузинской советской социалистической культуры в условиях развитого социализма выявить некоторые особенности национального облика грузинской культуры, а также её интернациональный характер на общем фоне советской многонациональной культуры;

— проанализировать процессы взаимовлияния и взаимообогащения культур народов СССР и стран социалистического содружества, выявить факторы, определяющие это взаимовлияние, определить место грузинской культуры в этих отношениях;

— наглядно показать все возрастающую роль Компартии Грузии в деле дальнейшего развития грузинской социалистической культуры, как органической части многонациональной советской культуры.

Научная новизна исследования определяется следующими моментами:

1. В диссертационной работе изучена малоразработанная проблема функционирования грузинской. социалистической культуры в условиях развитого социализма. При этом анализ основного круга, воцросов, связанных с данной проблематикой, Проведен на основе комплексного подхода к культуре. Соотношение национального и интернационального в культуре Грузинской ССР рассмотрено в связи с анализом основных сфер культуры: литературы, кинематографии, музыкального и театрального искусства.

2. Наглядно показаны некоторые особенности национального характера грузинской культуры, социальные и национальные стремления грузинского народа в различных областях грузинской социалистической культуры.

3. Выявлены формы проникновения интернациональных элементов иной культуры, приемы творческого освоения культурного опыта в грузинской культуре.

4. Выявлены некоторые важные аспекты деятельности Компартии Грузии по укреплению единства национального и интернационального в развитии грузинской социалистической культуры.

Практическое применение выводов диссертации можно представить в следующих направлениях: некоторые положения данной работы могут быть использованы в цроцессе преподавания научного коммунизма, в спецкурсах. Рад положений, высказанных диссертантом, может быть полезным агитаторам, лекторам, пропагандистам в деле интернационального и патриотического воспитания трудящихся, в укреплении интернационального единства советского народа.

Методологической и теоретической основой данной диссертации являются труды основоположников научного коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса о духовной культуре социалистического общества, теоретическое наследие В. И. Ленина по важнейшим воцросам национальных отношений и коммунистической культуры?'.

Важнейшие теоретические выводы о развитии социалистических наций и их культур получили дальнейшую разработку в решениях и документах ЦК КПСС и Советского правительства, тру.

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. З, с.389−393- 439−441.

2 В См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч.: т.23, с.209- т.24, с.119−123- т.31, с.439−440- т.38, с.94−96- т.48,. с. 234 и др. дах руководителей Коммунистической партии и Советского правительства,.

В соответствии с задачами исследования строится структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Невиданные и поистине грандиозные достижения социалистической по содержанию и национальной по форме советской культуры в мировых масштабахеё гуманистический пафос, дух интернационализма обусловлены. в первую очередь жизнетворно-стыо социалистической системы, социалистическим образом жизни и самой революционной, прогрессивной идеологией — марксизмом-ленинизмом. В условиях развитого социализма возрастает роль культуры в деле воспитания советских народов в духе гражданственности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма. Как отмечает К. У. Черненко, «самый прочный 1фитерий успехов литературы и искусства в целом — та реальная степень воздействия, которое они оказывают на формирование идейно-нравственногооблика народа» .

Опыт КПСС и её впечатляющие успехи в области культурного строительства, в важнейшем деле взаимосближения и расцвета национальных культур, в углублении духа интернационализма советской культуры служат залогом всестороннего развития человека нового типа — строителя коммунизма, укрепления коммунистической идеологии и партийности советского общества, совершенствования и развития социалистической по содержанию и национальной по форме советской культуры. В решнии этих грандиозных задач партия опирается, как подчеркивает К. У. Черненко, «на громадный духовный, творческий потенциал, накопленный поколениями советских людей. Решения ХХУ1 съезда, Пленумов ЦК последнего времени, собственно говоря, и направлены.

1 В Черненко К. У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма. — Литературная газета, 1984, 26 сентября, с.I. на полную мобилизацию этого потенциала. Это, как мы уверены, споообно придать мощное ускорение всему нашему развитию" .*'.

Основываясь на этих положениях и подводя итоги исследования, автор приходит к следующим заключениям:

— в диссертационной работе осуществлен скрупулезный анализ содержания понятия национального и интернационального. Марксистская трактовка национального и интернационального основывается на общеметодологических принципах понимания сущности и соотношения национального и интернационального в развитии культуры, сформулированных основоположниками марксизма-ленинизма, а также на достижениях современной марксистской науки. Поэтому в решении конкретным исследовательских задач, в частности, при анализе соотношения национального и интернационального в развитии грузинской социалистической культуры, в качестве особенно важных выступают те или иные стороны марксистской концепции.

Исходя из этого, понятие пнационального" в культуре автор представляет в следующих аспектахспецифическая форма проявления интернациональной культурыкомплекс исторически сформировавшихся специфических признаков, проявляющийся преимущественно в языке, национальном характере, обычаях и традициях, в системе художественно-образного мышленияопределенная совокупность элементов культурной жизни различных народов, проникших в структуру национального в результате тесного общения между народами.

Интернациональное" в культуре рассмотрено диссертантом.

Черненко К. У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма. — Литературная газета, 1984, 26 сентября, с Л. в комплексной совкупности факторов, которые цредоцределшот сущность данного понятия. Интернациональное в культуре представляется в первую очередь как высшее проявление национального, животворность которого заложена в самом национальномво-вторых, как инородные, извне пцривнесенные элементы, но не искусственно приспособленные к национальному, а привитые на почве национальногов-третьих, интернациональное воспринимается как идейно-мировоззренческая сущность новой исторической реальности — культуры советского народа;

— особое внимание в диссертации уделено такому важному теоретическому вопросу, как национальная форма культуры, поскольку успешное исследование единства национального и интернационального во многом зависит от скрупулезного анализа и изучения данной проблемы. На материале грузинской советской социалистической культуры наглядно показано, что национальный характер данной культуры в основном предопределяется главными компонентами национальной формы культуры: языком, национальным характером, обычаями и традициями. Исходя из этого, автор подчеркивает, что актуальность дальнейшего научного изучения национальной формы культуры обусловлена прежде всего тем, что именно в этой форме реально существуют и развиваются культуры социалистических наций, и недооценка её приводит к недооценке национальной культуры в целом;

— опираясь на вышесказанное понимание сущности национального и интернационального, автор проделал комплексный анализ грузинской советской социалистической культуры в условиях развитого социализма. Подводя итоги исследования, диссертант приходит к следующим заключениям: в специфических средствах художественной выразительности, характерных для разных областей духовной культуры грузинского народа, единство национального и интернационального проявляется своеобразно, хотя сущность этого проявления не изменяетсявыявлены некоторые особенности национального характера грузинского народа, наглядно показаны социальные и национальные стремления трудящихся Грузииидея интернационализма в грузинской художественной литературе раскрыта непосредственно на фоне дружбы грузинского и абхазского народоввыявлены социальные и на-, циональные факторы, обусловливающие эту дружбу;

— в условиях развитого социализма дальнейшее развитие культур социалистических наций, их всестороннее обогащение в значительной мере обусловлены взаимовлиянием и взаимообогащением культур. На основе комплексного изучения грузинской советской социалистической культуры в условиях развитого социализма автор приходит к выводу, что среди различных форм этого взаимодействия и взаимного обогащения особое место занимают творческое усвоение культурного опыта, культурный взаимообмен и литературные переводы, поскольку именно они во многом определяют единство национального и интернационального в развитии культур социалистических наций;

— в решении целого ряда актуальных вопросов развития единства национального и интернационального в грузинской советской социалистической культуре диссертантом подчеркнута и наглядно показана ведущая и направляющая роль Компартии Грузии. Основываясь на принципах марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма, Компартия Грузии проводит в жизнь решения последних съездов и пленумов ЦК КПСС, в которых затронут целый ряд актуальных проблем теории социалистической культуры, структуры национальных культур, их будущего развития.

Развитое социалистическое общество — это такая ступень развития коммунистической формации, в условиях которой, наряду с другими достижениями, обеспечено фактическое равенство всех народов, населяющих территорию СССР, во всех сферах общественной жизни. Эти факторы способствуют дальнейшему расцвету и сближению социалистических по содержанию и национальных по форме культур советских народов, опаянных общностью коренных интересов, целей и марксистско-ленинской идеологией.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
  2. Маркс К, Дебаты шестого- рейнского ландтага (статья третья). Дебаты по поводу закона о краже леса. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.119−160.
  3. Ф. Положение Англии. Восемнадцатый век. -Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд., т.1, с.598−617.
  4. Ф. Празднество нации в Лондоне. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.2, с.587−599.
  5. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице её представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных щюроков. Соч. 2-е изд., т. З, с. 7. 544.
  6. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Соч. 2-е изд., т.4, с.419−459.
  7. К. Из экономических рукописей (1857−1858 годов). Маркс.К., Энгельс-Ф. Соч. 2-е изд., т.12, с.709−738.
  8. К. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23 -с.907.
  9. Ф. Карлу Каутскому, 7 февраля 1882 г. Ма^кс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд., т.35, с.219−224.
  10. В.И. Развитие капитализма в России. Полн.собр. соч., т. З, о.1−609.
  11. В.И. Рабочий класс и национальный воцрос. Полн. собр.соч., т.23, с.149−150.
  12. Ленин В. И. Критические заметки по национальному вопросу. Полн.собр.соч., т.24, с. ПЗ-150.
  13. В.И. Революционный пролетариат и право наций на самоопределение. Полн.собр.соч., т.27, с.61−68.
  14. В.И. Резолюция по национальному вопросуг Седьмая (Апрельская) Всеросс.конф. РСДРП (б), 24−29 ацреля (712 мая) 1917 г. Полн.собр.соч., т.31, с.439−440.
  15. В.И. УШ съезд РКП(б) 18−23 марта 1919. Полн. собр.соч., т.38, с.125−215.
  16. В.И. О цролетарской культуре. Полн.собр.соч., т.41, с.336−337.
  17. В.И. Набросок резолюции о цролетарской культуре. Полн.собр.соч., т.41, с. 462.
  18. В. И. Шаумяну С.Г., 6 декабря 1913 г. Полн.собр. соч., т.48, с.233−236.
  19. В.И. О культуре и искусстве: (Сборник). М., Искусство, 1956. — 572 с.
  20. Официально-документальные материалы
  21. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1976,144с.
  22. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик: Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва, 7 окт. 1977 г. М.: Политиздат, 1978 — 62 с.
  23. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1977. -256 с.
  24. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1982. -223 с.
  25. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983 г. — 80 с.
  26. Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета Ш1СС, 13 февраля 1984 г. М.: Политиздат, 1984.32 с.
  27. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г. М.: Политиздат, 1984 г. — 31 с.
  28. Ю.В. Шестьдесят лет СССР: Докл. на совместном торжеств. заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 21 декабря 1982 г. М.: Политиздат, 1982. — 30 с.
  29. К.У. Избранные речи и статьи. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1984 г. — 670 с.
  30. Э.А. Отчет Центрального Комитета Коммунистической партии Грузии. Доклад ШТ съезду Компартии Грузии 22 января 1981 года. Заключительное слово 24 января 1981 г. — Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1981. -155 с.
  31. Э.А. Советская Грузия. М.: Политиздат, 1982. — 120 с.
  32. Э.А. Шестидесятилетие победы Советской власти в Грузии и образования Коммунистической партии Грузии. Доклад Центрального Комитета Компартии Грузии и Верховного Совета Грузинской ССР. Заря Востока, 1982, 19 мая.
  33. Э.А. Великий праздник дружбы и братства. -Заря Востока, 1983, 28 октября.
  34. Э.А. Дальнейшее улучшение коммунистического воспитания молодежи важнейшее партийное, государственное, общенародное дело. — Заря Востока, 1984, 12 октября.
  35. Материалы съездов, конференций, симпозиумов
  36. Социализм и нации. Материалы международной конференции. /Ред.коллегия Куличенко М. И., Ханазаров К. Х., Аношкин И. Ф, и др. М.: Мысль- София: Наука и искусство- Будапешт: Кощут- Берлин: Дитц- Варшава: Ксендк-ка и ведза- Прага: Свобода, 1975. — 494 с.
  37. Ленинское учение о социалистической культуре и идеологическая борьба. Материалы Всесоюзной научной конференции. Тбилиси, 16−18 апреля 1980 г. /Редколлегия: Митин М. Б., Енукидзе Г. Н., Арнольдов А. И. и др. Тбилиси: Мецниереба, 1980. — 349 с. 4. Книги
  38. А.Г. Социалистическая национальная культура. -. М.: Политиздат, 1974. 134 о.
  39. Акопдкааян.: Е. С. Диалектика национального и интернационального в искусстве. Ереван: Изд-во АН Аре. ССР, 1980. — 103 с.
  40. М.А. Взаимообогащение национальных культур развитого социализма. Алма-Ата: Казахстан, 1968. -142 с .
  41. Е.А. Социалистический образ жизни (Методологические и методические вопросы). М.: Высшая школа, 1980. — 183 с.
  42. А.И. Культура развитого социализма. М.: Политиздат, 1975. — 128 с.
  43. С.М. Нация и её психический склад. Краснодар, Изд-во Красн.гос.пед.ин-та, 1966. — 271 с.
  44. З.П. Грузинская советская культура за полвека. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1972. — 233 с. (на грузинском языке).
  45. З.П. Культура развитого социалистического общества: Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1979. — 132 с. (на грузинском языке).
  46. М.С. Некоторые воцросы международных контактов грузинской советской культуры. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1975. — 282 с. (на груз. языке).
  47. К.Б. Диалектика развития социалистической культуры. Ташкент- Узбекистан, 1974. — 208 с.
  48. P.A. Национальная социалистическая культура и закономерности её развития. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1973. — 174 с.
  49. Взаимодействие национальных культур в условиях развитого социализма. /Редколлегия: Арутюнян С. М. и др. -Пятигорск, 1980. 188 с.
  50. Взаимодействие и взаимообогащение социалистических культур. /Редколлегия: Арнольдов А. И., Бердников Г. П., Дмитриев В. А. и др. Мысль, 1980. — 318 с.
  51. Н. Социализм и национальные искусства. Некоторые особенности в Узбекистане- Ташкент: Узбекистан, 1974. — 258 с.
  52. К. Собр.соч., в 8-и т. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1965, т.7 — 576 с. (на груз. языке).
  53. К. Т. Диалектика национального и интернационального в советском искусстве. М.: Знание, 1982. — 63 с.
  54. К. Т. Национальное и интернациональное в советском искусстве. Казань: Тат.кн.изд-во, 1982. — 271 с.
  55. Гиппократ" Избр.книги. М.: Госиздат, 1936. — 736 с.
  56. Н.В. Собр.соч. в 10-ти т. М.: Изд-во Акад. наук СССР, т.8, 1952. — 816 с.
  57. А.И. Интернациональное и национальное в развитии социалистической культуры. Минск: Беларуси, 1974. — 204 с.
  58. Грузинские романтики. I.: Советский писатель, 1978. — 335 с.
  59. Р.К. Межнациональное общение в развитом социалистическом обществе. Тбилиси: Изд-во Тбилисского Ун-та. 1980. — 271 с.
  60. Ю.Д. Закономерности развития и взаимодействияязыков в советском обществе. М.: Наука, 1966. — 402с.
  61. Н.Ю. Природа национальной психологии. -Алма-Ата: Казахистан, 1971. 304 с.
  62. Духовная культура социалистического общества. / Ред. коллегия: Арнольдов А. И. и др. М.: Наука, 1977. -337 о.
  63. А.Г. Проблемы эстетики. М.: Советский писатель, 1977. — 462 с.
  64. Е.А. Социалистический интернационализм и проблема национальной формы в современном искусстве. М.: Искусство, 1962. — 117 с.
  65. Е.А. Проблемы интернационального развития советского искусства. М.: Советский художник, 1977.269 с.
  66. Интернациональное и национальное в социалистическом обществе. /Редколлегия: Евдокименко В. Е., Головаха И. П., Лавров Л. Ф. и др. Киев: Наукова Думка. 1976. -330 о.
  67. М.Т., Коган Л. Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. -М.: Политиздат, 1979. 208 с.
  68. К. Стихотворения и поэмы. Тбилиси: Мерани, 1970. — 498 с.
  69. С.Т. Ленинизм о сущности нации и пути образования интернациональной общности людей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 462 с.
  70. В.И. Абхазская АССР в послевоенный период.
  71. Тбилиси: Мецниереба, 1966. 180 с (на груз. языке).
  72. В.й. Динамика численности народов. Методологические исследования и основные факторы. М.: Наука, 1969. — 407 с. .
  73. Коммунизм и культура. Закономерности формирования и развития новой культуры. /Редколлегия: Арнольдов А. И., Межуев В. М., Злобин Н. С. и др. М.: Наука, 1966. -427 с.
  74. Краткий словарь по эстетике. /Йод редакцией: Овсянникова М. Ф., Разумного В. А. М.: Политиздат, 1964. -с.542.
  75. М.И. Расцвет и сближение наций в СССР. М.: Мысль, 1981. — 444 с.
  76. Культура в свете философии. Тбилиси: Хеловнеба. -320 с.
  77. Культура развитого социализма. Некоторые вопросы теории и истории. /Редколлегия: Есаков В. Д. и др. М.: Наука, 1978. — 459 с.
  78. М.Б. Серго Закариадзе. М.: Искусство, 1973. -320 с.
  79. Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях. /Редколлегия: Федосеев П. Н., Куличенко М. И., Жуков Е. М. и др. М.: Политиздат, 1972. — 567 с.
  80. Г. И. Единство и многообразие. 2-е доп.изд. — М.: Советский писатель, I960. — 527 с.
  81. Д. Развитие социалистических национальных художественных культур. М.: Наука, 1979. — 138 с.
  82. Д. Культура Советской Грузии. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1965. — 458 с.
  83. Р. Лиле. Стихи разных лет. Тбилиси: Мерани, 1975. — 256 с. .
  84. Э.С. Очерки теории культуры. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1969. — 228 с.
  85. Мастерство перевода, 1962. /Редколлегия: Гачечиладзе Г. Р., Росельс В. М., Капиев Н, В. и др. М.: Советский писатель, 1963. — 624 о. .
  86. Ш. Л. Избр.произв. М.: Госполитиздат, 1955. — 800 с.
  87. Мординов-А.Е. О социалистическом содержании и национальной форме советской культуры. М.: Политиздат, 1959. .- 287 с. .
  88. А.Ю. Сближение культур социалистических наций. Баку: Азербайджанское Госиздат. — 1970. — 333с.
  89. Научный коммунизм. Изд.5-е /Редколлегия: Федосеев П. Н., Афанасьев В. Г., Красин ГО.А. и др. М.: Политиздат, 1979. — 432 с.
  90. Национальные отношения в развитом социалистическом обществе. /Редколлегия: Куличенко М. И., Калтахчян С. Т., Ханазаров К. Х. и др. М.: Мысль, 1977. — 335 с.
  91. Г. И. Год активного солнца. М.: Советский писатель, 1981. — 342 с.
  92. Проблемы научного коммунизма. Сборник статей. /Редколлегия: Фомина В. А. М.: Иэд-во Моок. ун-та, 1969. -182 с.
  93. П.М., Свердлин М. А., Нация Народ- Человечество. М.: Политиздат, 1967. — 190 с.
  94. Д. А. Национальное и. интернациональное в искусстве советских народов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970.- 71 с.
  95. Самое важное из всех искусств. Ленин о кино. Сборник документов и материалов. М.: Искусство, 1963. -198 с.
  96. Сорокина В.Н." Демидова Н. Г. Соотношение национального и интернационального в духовной культуре социализма. Л^: Знание, 1979. — 16 с.
  97. Строительство коммунизма и духовный мир человека. -/Редколлегия: Степанян Д. А. и др. М.: Наука, 1966.639 с.
  98. Г. Згва ахмаурда. Сухуми: Изд-во Абгиза, 1984. — 124 с. (на груз. языке).
  99. Т.Г. Правда на экране. Тбилиси: Хелов-неба, 1981. — 206 с. (на груз. языке).
  100. Р.В. Грузинское кино. Проблемы, искания.- Тбилиси: Хеловнеба, 1978. 351 с.
  101. X. О взаимоотношениях национального и интернационального в культуре. Душанбе: Ирфон, 1972.75 с.
  102. В. В. Интернациональное и национальное в советском искусстве. Л.: Знание, 1978. — 14 с.
  103. К.Ф. Национальное и интернациональное.в социалистической культуре. Казань: Изд-во Казан.гос.унта, 1970. — 78 с.
  104. К.Х. Решение национально-языковой проблемы в СССР. М.: Политиздат, 1977. — 151 с.
  105. И.Г. Избр.соч. Тбилиси: Заря Востока, 1952. — 420 с.
  106. И.Г. Собр.соч. в 10-ти т.- Тбилиси: Госиздат ГССР, 1953, т.Ш. 511 с. (на груз. языке).
  107. Н.З. Культура и ценности. Тбилиси: Мецни-ереба, 1984. — 171 с.
  108. С.М. Взаимодействие художественных культур народов СССР. М.: Изобразительное искуоство, 1982. -223 с.
  109. Д.И. Социализм, нация и культура. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1972. — 347 с. (на груз, языке).
  110. Н.Г. О национальном в музыке. М.: Муз-гиз, 1963.- 87 с.
  111. С. О национальной форме социалистической культуры узбекского народа. — Ташкент: изд-во Акад. Наук. Узб. ССР, 1961. — 94 с.
  112. С. Расцвет и сближение национальных культур народов СССР. М.: Мысль, 1974. — 262 с. 5. Статьи
  113. М. Для укрепления культурных связей. Литера-турули Сакартвело, 1981, 10 июля (на груз. языке).
  114. Н.П. От нации к интернациональной общности лнщей. Вопросы истории, 1967, $ 3, с.82−97.
  115. Н. Великий предок грузинского кино. Лите-. ратурули Сакартвело, 1982, 15 октября (на груз. языке).
  116. Ч. Выступление на девятом съезде писателей Грузии. Цискари, 1981, № 9, с.127−138 (на груз. языке)
  117. Г. На благо национальной культуры. Ахалга-зрда комунисти, 1982, 26 июня (на груз. языке).
  118. Т.Ю. Некоторые вопросы теории нации. -Вопросы истории, 1966, № 12, о.100−110.
  119. Гастроли театра Руставели в Москве. Сабчота хелов-неба, 1976, № 7, с.2−36 (на груз. языке).
  120. Гастроли Тбилисского Государственного академического театра им. Шота Руставели. Сабчота хеловнеба, 1980,12, с.6−12 (на груз. языке).
  121. Г. Е. Одоленная высота. Цискари, 1973, № 6, с.113−138 (на груз. языке).
  122. Г. Е. Шаг за горизонт. Цискари, 1980, № 12, с.125−138 (на груз. языке).
  123. В. Близнецы? Антиподы? Комсомольская правда, 1972, 13 августа.
  124. В. Чабукиани танцует Отелло. Театр, 1958, № 6, с.46−53.
  125. Е. Национальное и интернациональное в советском киноискусстве. В кн.: Интернациональное и национальное в искусстве. /Под ред. Кайдалова О. Н. — М.: Наука, 1974, с.86−122.
  126. М.С. Национальные отношения в развитом социалистическом обществе. В кн.: Актуальные проблемы развития национальных отношений в СССР. /Под ред.: Джунусов М. С., Алиев А. К. и др. — Махачкала: Изд-во Акад. наук СССР. Дагест. филиал, 1979, с.29−50.
  127. Л. Творчество Алекси Мачавариани. Сабчота, хеловнеба, 1978, № II, с.25−34 (на груз. языке).
  128. В.М., Сабиров К. Общность психического склада один из существенных признаков нации. — Вопросы истории, 1968, № 5, с.75−81.
  129. М.С. К воцросу о национальном своеобразии искусства. Воцросы философии, 1958, № I, с.113−125.
  130. Н. Бертольд Брехт и его грузинские интерпретаторы. Сабчота хеловнеба, 1981, № 4, с.47−55 (на груз. языке).
  131. С.Т. Торжество ленинских принципов образования СССР. Вестник МГУ. Сер.7 Философ, 1972, $ 6, с.15−26.
  132. Е. Тема дружбы народов Советского Союза в поэзии Георгия Леонидзе. В кн.: Мегоброба. Под ред. Бадурашвшш Т., Копадзе Р., Богомолов И. и др. — Тбилиси: Мецниереба, 1981, с.164−191 (на груз. языке).
  133. В. Фольклорные мотивы в творчестве Сандро Ахметели. Сабчота хеловнеба, 1976, № 8, с.59−66 (на груз. языке).
  134. Н. Героичеокие образы в грузинском балете.- Сабчота хеловнеба, 1975, № 3, с.7−15 (на груз. языке)
  135. Г. Испытание. Труд, 1971, 10. марта.
  136. Козачук 3.Я. Укрепление интернациональной основы национальных искусств. В кн.: Советский народ — новая историческая. общность лящей. /Йод ред.: Рогачев П. М., Свердлин М. А. и др. — Волгоград: Волгоградская правда, 1969, с.511−513.
  137. В.И. Этнос и культура. Советская этнография, 1979, № 3, с.71−87.
  138. В. Дни грузинской культуры в центре Европы. -Сабчота хеловнеба, 1970, № 7, с. 17−28 (на груз. языке).
  139. И. О некоторых особенностях кинопоэтики Отара Иоселиани. Сабчота хеловнеба, 1982, № 2, с.66−79(на груз. языке).
  140. Музыка, созвучная времени. Объединенный пленум правленая Союза Композиторов СССР-и правления Союза Композиторов Грузинской ССР. Заря Востока, 1982, 29 октября.
  141. Нодия 0. Выступление на девятом съезде писателей Грузии. Цискари, 1981, № II, с.103−105 (на груз. языке)
  142. О мерах по усилению борьбы о вредными традициями и обычаями. Заря Востока, 1975, 25 ноября.
  143. Г. Реваз Лагидзе и его опера пЛела". -Сабчота хеловнеба, 1978, № 4, с. П-20 (на груз. языке)
  144. Г. Грузинская музыка сегодня. Сабчота хеловнеба, 1976, № 9, с.33−51 (на груз. языке).
  145. Г. Послесловие одного фестиваля. Сабчо-та хеловнеба, 1980, № 7, с.39−48 (на груз. языке).
  146. Савинцев.П. Тепло дружбы. Сабчота хеловнеба, 1975,,. № 8, с.3−62.
  147. Г. Судьба человеческая, судьба народная. -. Правда, 1977, 5.апреля.. .
  148. Ю. К проблемам интернационализации в художественной культуре. В кн.: Интернациональное и национальное в искусстве. /Под ред. Кафцалова. О.Н. — М.: Наука, 1974, с.7−50.
  149. Л. Познание характера. Дружба народов, 1969, № 10, с.234−247.
  150. А. Я призываю молодежь. Сабчота хеловнеба, 1975, № 8, с.3−62 (на, груз. языке).
  151. Л.И. И правда, кто такой Леван Хидашели. -Цискари, 1969, $ 5, с.127−130 (на груз. языке).
  152. А.И. Советский народ новая историческая общность людей. — В кн.: Проблемы научного коммунизма. /Под ред. Фомина В. А. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969, с.21−39.
  153. Н. Реалистическое искусство: В кн.: Мастерство перевода, 1962. — /Редколлегия: Гачечиладзе Г. Р., Росельс В. М., Капиева Н. В. и др. — М.: Советский писатель, 1963, с.11−22.6. Авторефераты
  154. H.A. Диалектика общего и особенного в развитии социалистических национальных культур. Автореф. дисс.канд.философ.наук. — М.: Изд-во Моск.пед.ин-та им. В. И. Ленина, 1980, — 16 с.
  155. P.A. Диалектика национального и интернационального в духовной культуре советского народа. Ав-тореф.дисс. .канд.философ.наук. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1976. — 26 с.
  156. В.Н. О соотношении национального и интернационального в политической жизни развивающихся стран. -Автореф.дисс.канд.философ.наук. Киев: Акад. наук Украинской ССР. Инст. философии- инст. государства и права, 1972. — 28 с.
Заполнить форму текущей работой