Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Воспитательная функция трудового коллектива (на примере промышленных предприятий Южного Урала)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассматривая роль научной организации труда как форлу трудового и нравственного воспитания, можно выделить три группы направлений НОТ: организационно-технические, социально-экономические, социально-вовпитательные и идеологические. Такой подход позволяет раскрыть механизм влияния НОТ на совершенствование названных групп направлений деятельности трудового коллектива, обосновать вывод о том, что НОТ… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОНДИРОВАНИЯ: НОВОГО ЧЕЛОВЕКА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
    • I. Возрастание воспитательной роли трудовых коллективов
    • 2. Специфика идейно-политической работы в трудовом коллективе
  • ГЛАВА II. ФОШЫ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЙ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
    • I. Роль экономического воспитания в формировании нового человека
    • 2. Научная организация труда и социалистическое соревнование как формы трудового и нравствен. ного воспитания
    • 3. " Формирование общественного мнения — важное средство. воспитания членов трудового коллектива

Воспитательная функция трудового коллектива (на примере промышленных предприятий Южного Урала) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Коммунистическая партия Советского Союза разработала теорию комплексного подхода к постановке дела коммунистического воспитания трудящихся, то есть обеспечения тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп трудящихся^.

Требования комплексного подхода к постановке вдеино-по-литической работы могут и должны быть наиболее полно реализованы через трудовой коллектив. Общественная среда влияет на формирование личности не абстрактно, а конкретно, через ту микросреду, в которой живет и трудится человек'^ Этим объясняется внимание, которое уделяет КПСС повышению в коммунистическом воспитании трудящихся роли трудового коллектива как первичной ячейки общества, оказывающей решающее воздействие на сознание и психологию лвдей.

Трудовой коллектив наряду с производственными задачами решает не менее важную — задачу воспитания нового человека, формируя коммунистическое мировоззрение, воспитывая коммунистическое отношение к труду, вырабатывая нравственные идеалы своих членов. Задачу всестороннего развития всех членов трудовой коллектив решает также с помощью деятельности, направленной на повышение их общеобразовательного и культурного уровня. И чем дальше продвигается советское общество по пути к ком мунизму, тем большее значение приобретает трудовой коллек.

I. См.: Материалы ХХУ съезда КПСС. — М., 1976, с. 74. тив в удовлетворении не только материальных, но и духовных потребностей трудящихся.

Эта сторона деятельности трудового коллектива нашла принципиальное закрепление в ст. 8 Конституции СССР, устанавливающей, что трудовые коллективы способствуют «укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации» *.

Трудовой коллектив играет решающую роль в нравственном воспитании личности, в формировании нового отношения к трудуоснове сознательной дисциплины. Слаженный, организованный дисциплинированный коллектив — необходимое условие, при котором труд становится воспитателем труженика-хозяина, человека-творца, личности активной жизненной позиции. Только такой коллектив может стать, школой коллективизма, взаимопомощи, товарищеского сотрудничества, школой сознательной дисциплины:^ Поэтому очень важно в каждом коллективе осуществлять целенаправленную, планомерную систематическую воспитательную работу.

В условиях развитого социалистического общества воспитательная роль трудового коллектива с каждым годом возрастает, р что объясняется колоссальным ростом общественного производства?

1. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. — М., 1978, с. 8.

2. В печати были опубликованы такие данные: если в 1970 г. за одну минуту календарного времени в стране вырабатывалось 1410 тысяч киловатт-часов электроэнергии, то в 1981 уже 2523 тысячи, нефти с газовым конденсатом добывалось соответственно 672 тонны и 1158 тонн, газа естественного — 367 тысяч кубометров и 885 тысяч кубометров, стали шшгавлялось 221 и 283 тонны. минеральных удобрений производилось 105,6 и 207,6 тонны, автомобилей выпускалось — 1,74 штуки и 4,18 штуки. — /См.: Агитатор, 1983, J6 4, с. 2/.

Возрастание воспитательной роли трудового коллектива является важным проявлением исторических завоеваний социализма. Здесь наглядно и очевидно выражены преимущества социалистического строя, его коллективистская и гуманистическая природа. Подчеркнув, что глубокие качественные изменения в производительных силах общества и в производственных отношениях должны привести к изменению в сознании лвдей во всей надстройке общества, июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС выдвинул требование поднять воспитательную работу в трудовых коллективах на «уровень тех больших задач, которые решает партия в процессе совершенствования развитого социализма» «» *.

В этой связи особое значений приобретает исследование воспитательной функции трудового коллективатак как он выступает субъектом формирования нового человека^ Трудовой коллектив призван добиваться того, чтобы каждый его член находился на уровне требований которые, выдвигаются объективным ходом развития социализма. Задача состоит в том, чтобы каждый советский труженик был идейно убежденным членом общества', обладал коммунистическим мировоззрением, укреплял социалистическую дисциплину труда, участвовал в движении за коммунистическое отношение к труду. Важно также, чтобы член трудового коллектива не только знал и понимал коммунистические идеалы рабочего класса, но и умел их осуществлять в повседневной деятельности, вырабатывал у себя активную жизненную позицию.

Актуальность исследования воспитательной функции трудового коллектива обусловлена также тем, что в структуре воспита.

I. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии, Постановление Дленума ЦК КПСС. — Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июня 1983 г. — М., 1983, с. 67−69.

— 6 тельных субъектов он занимает особое место:

— достижение успехов в создании материально-технического и научного потенциала, эффективность использования научно-технической революции зависят от целенаправленной деятельности трудовых коллективов;

— являясь основной ячейкой социалистического общества, трудовой коллектив включает труженика в общественно-необходимый трудовой процесс создания материальных и духовных ценностей, дает оценку участия в этих процессах каждому своему члену;

— здесь происходит формирование нравственных ценностей нового общества, социалистического образа жизни;

трудовой коллектив как субъект коммунистического воспитания под руководством Коммунистической партии вовлекает социалистических тружеников в решение вопросов производственной и общественной жизни страны.

Успехи трудовых коллективов в коммунистическом воспитании безусловны, однако, как отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, удовлетворяться достигнутым нельзя, «ибо по мере продвижения вперед постоянно возрастают не только возможности для всестороннего развития личности, но и требования к ней со стороны общества» *.

Актуальность исследования воспитательной функции трудового коллектива возрастает также по мере усиления идеологической борьбы между двумя противоположными общественными системами.

I. Черненко К. У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. — Материалы Членума Центрального Комитета КПСС.14−15 июня 1983 г., с. 35.

Степень разработанности проблемы. Комплексная оценка воспитательной роли трудовых коллективов дана в документах и материалах съездов, Постановлениях ЦК КПСС и Советского правительства, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, Конституции СССР, Законе о трудовых коллективах*.

Сложность и многоплановость содержания воспитательной функции трудового коллектива, фо]м, средств и методов ее реализации определили различные направления ее изучения. В процессе работы над темой автор опирался на результаты многих научных исследований, затрагивающих различные аспекты рассматриваемой проблемы.'.

В последние годы появился ряд работ, посвященных коллективу как первичной ячейке общества, его роли в формировании и развитии личности, социально-паихологическому климату в колр лективе, проблеме «руководитель и коллектив» .

1. См.: Материалы ХХ1У съезда КПСС. — М., 197^, с. 80- Материалы ХХУ съезда КПСС. — М., 1976, с. 45, 74, 85- Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М., 1981, с. 127, 200- Материалы ноябрьских (1977, 1979, 1982 гг), майского (1982 г-), июньского (1983 г.) Цленумов ЦК КПССКонституция (Основной Закон) СССР. — М., 1977, с. 7−8- Закон СССР о повышении роли трудовых коллективов в управлении предприятиями, организациями, учреждениями. — Правда, 1983, 19 июняМатериалы ХУЛ съезда профессиональных союзов СССР. — М., 1982 и др.

2. См.: Иванов В. Г. Коллектив и личность. — Л., 1971; Сироткин С. П. Развитие производственных коллективов. — М., 1973; Столяр И. Т., Калмакан Н. А. Производственная бригада — основа трудового коллектива. — М., 1973; Кузьмин Е. С. и др. Руководитель и коллектив. — Л., 1974; Ковалев А. Т. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. — М., 1975; Иванов В.И.', Фриш А. С. Основная ячейка социалистического общества. — М., 1975; Коллектив и личность. — М., 1975; Социалистический рабо.

В вышедших после ХХУТ съезда КПСС работах исследуются методологические вопросы воспитания нового человека в трудовом коллективе, уточняются также существенные характеристики всесторонне развитой личности*.

Достаточно глубоко и плодотворно исследованы формы, средства и методы преодоления пережитков в сознании и поведении трудящихся в работах таких ученых как В. Г. Афанасьев, Э. Л. Васина, С. М. Ковалев, С. М. Косолапов, С. И. Бикишов, I.И.финский, Е. Ф. Сулимов, А. Т. Харчев и др.

Для характеристики образа жизни рабочего класса, форд, средств и методов работы общественных организаций в трудовых коллективах автором использован ряд работ, раскрывающих метор дологические проблемы социалистического образа жизни. чий коллектив. — М., 1978; Активность личности в социалистическом обществе. — М., 1976; Иванов В. И. Трудовой коллективпервичная ячейка экономической, политической и духовной жизни нашего общества. — М., 1979 и др'.

1. См.: Мутагиров Д. З. Социалистический рабочий класс. — Л., 1982; Сулимов Е. Ф. Методологические проблемы коммунистического воспитания. — Вестник МГУ. Серия 12. Теория научного коммунизма, 1982, В 2, с. 14−22- Колобкой В. В. ХОТ съезд КПСС о формировании нового человека. — Научный коммунизм, 1981, }? 4, с. 18−24- Красин А. Н. Социально-философские проблемы становления коммунистического типа личности. — М., 1981 и др.

2. См.: Ануфриев Е. А. Социалистический образ жизни. Методологические и методические вопросы. — М., 1980; Коммунистическое воспитание трудящихся. — М., 1980; Ковалев С. М. Формирование социалистической личности. — М., 1980; Социальные показатели образа жизни советского общества^ Методологические проблемы. -М., 1980; Киселев В. П. Азбука нравственности. — М., 1981 и.

ДР.

Как объект социального планирования воспитательная функция трудового коллектива исследуется в связи с разработкой.

Широко изучается процесс взаимоде йствия дисциплины труда и коммунистической морали, ее роль в утверждении социалистиче.

Анализ воспитательной функции трудового коллектива ведется по отдельным направлениям коммунистического воспитания трудящихся. К сожалению, пока еще практически не получили достаточной разработки такие вопросы, связанные с воспитательной лектива, общественное мнение трудового коллектива и роль научной организации труда. Мало изучены наиболее полно отвечающие современным социально-экономическим требованиям вопросы экономического воспитания трудящихся, реализации воспитательных возможностей социалистического соревнования. Недостаточно исследованы и некоторые существенные методологические принципы обеспечения единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания членов трудовых коллективов в свете последних решений партии.

1. См-: Аитов Н. А. Советский рабочий. — М., 1981; Социология социалистического производственного коллективам — М., 1982; Социальное познание и управление. — М., 1983; Социалистический производственный коллектив. — М., 1979 и др.

2. См.: Ответственность, дисциплина и инициатива в трудовых коллективах. — М-, 1980; Юнак И. Х. воспитание социалистической дисциплины труда. — М., 1977; Боряева Л. Д. Сущность и пути формирования дисциплины труда. — Рига, 1980; Носач В. И., Ко-тельянец Е.А. В. И. Ленин о становлении социалистической дисциплины труда. — М., 1982 и др. штанов социального р ского образа в рамках трудового коллектива функцией коллектива, как морально-психологическийклимат кол.

— 10.

Цель и задачи исследования

Главная цель работы — с позиции научного коммунизма исследовать воспитательную функцию трудового коллектива, его роль в коммунистическом воспитании всесторонне и гармонически развитой личности. Б связи с этим ставятся следующие задачи:

— выявить возрастание роли трудовых коллективов как субъектов формирования нового человека;

— обосновать необходимость комплексного подхода к формированию личности, раскрыть его специфику в трудовом коллективе;

— проанализировать накопленный опыт идейно-политической работы в трудовом коллективе;

— исследовать основные пути влияния социалистического соревнования и научной организации труда на трудовое и нравственное воспитание трудящихся;

— проследить воздействие экономического воспитания и образования в трудовом коллективе на формирование нового человека;

— раскрыть роль общественного мнения как комплексного регулятора поведения членов трудового коллектива;

— на основании обобщения практики работы промышленных предприятий Южного Урала подготовить рекомендации по повышению эффективности воспитательной функции трудового коллектива;

Методологической и теоретической основной диссертации являются произведения классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС, Закон СССР о трудовых коллективах, материалы съездов партии и Пленумов ЦК КПСС, Конституция СССР, труды Генерального секретаря ЦК КПСС товарища К. У. Черненко, других руководителей КПСС и Советского государства.- Вместе с тем в работе широко использована специальная научная литература по данному во.

— II просу, а также о&щесоюзная периодическая печать, данные конкретно-социологических исследований, опубликованные в печати и полученные автором при разработке планов социального развития трудовых коллективов Ккного Урала.

В качестве источников использованы также государственные архивные материалы Челябинской области и текущие архивы партийных комитетов.

Научная новизна исследования состоит в том, что последовательный анализ с позиций научного коммунизма воспитательной функции трудового коллектива, которая проявляется в единстве и взаимосвязи деятельности субъекта воспитания — трудового коллектива, и объекта воспитания — трудящихся, является результатом обобщения опыта промышленных предприятий Южного Урала.

В диссертации анализируется и обобщается практика идейно-политической работы по поддержанию передовых починов, распространению патриотических инициатив лучших трудовых коллективов региона.

Автор уточняет и конкретизирует воспитательное воздействие направлений и функций НОТ и социалистического соревнования как форм трудового и нравственного воспитания, показывает наиболее эффективные формы и средства, методы воспитательной деятельности в трудовом коллективе, дает конкретные рекомендации по совершенствованию воспитательной функции трудового коллектива.

Практическая значимость диссертации. Проанализированная диссертантом применительно к данному моменту воспитательная функция трудового коллектива восполняет определенные пробелы в теоретической разработке проблем коммунистического воспитания. Выводы и положения могут быть практически использованы с учетом специфики особенностей в каждом трудовом коллективе •.

Кроме того, материалы диссертации могут стать отправной точкой для дальнейшего исследования данной проблемы, явиться основой для разработки планов социального развития трудовых коллективов.

Определенные положения исследования могут быть использованы при составлении нормативных документов, инструкций, правил поведения.

Фактический материал и выводы диссертации применимы при чтении лекционных куроов по научному коммунизму, а также в курсах народных университетов, в системе партийной и комсомольской учебы, в лекционной пропаганде.

Положения, выносимые на зашитт.

— Главная цель коммунистического воспитания — формирование всесторонне гармонической личности может быть достигнуто только через полную реализацию воспитательной функции трудового коллектива,.

— Возрастание роли трудовго коллектива как субъекта формирования нового человека расширяет его возможности в обеспечении комплексного подхода к процессу воспитания.

— Наиболее важные, социально значимые качества личностикоммунистическая убежденность, идейно-политическая зрелость, активная жизненная позиция, глубокие экономические и профессиональные знания, любовь к труду, сознательная дисциплина, патриотизм и интернационализм — формируются в единстве трудовой и общественно-политической деятельности членов трудовых коллективов. о.

— Воспитательная функция трудовго коллектива на этапе совершенствования зрелого социализма осуществляется через всестороннее развитие всех ее компонентов, использование объективных и субъективных факторов,.

— Основные слагаемые успеха воспитательной функции трудового коллектива — постоянный поиск новых и совершенствование существующих форм, средств и методов воспитательной работы на основе учета реального уровня развития коллектива, освоения передового опыта, постоянный контакт и сотрудничество со всеми субъектами воспитательного процесса, знание и осмысление общественных запросов и требований народного хозяйства,.

Аттробятш^ ряботи.

Результаты исследования автор докладывал на научно-практической конференции «Рост культурного и образовательного уровня тружеников села — один из факторов развития сельскохозяйственного производства» в г. Буздяк в январе 1983 годана научно-практической конференции молодых ученых «Марксизм-ленинизм и проблемы подготовки и воспитания молодого поколения в условиях развитого социализма» в ВШ при ЦК BJIKCM в апреле 1983 года, на занятиях методического семинара пропагандистов в Пролетарском РК КПСС города Москвы.

Основные положения диг^врт^т^ отражены в следующих публикациях;

Экономическое воспитание и социологические исследования.

Вестник МГУ. Серия 12, Теория научного коммунизма, 1982, Ш 5.

I п.л.) в соавторстве.

Взаимодействие города и деревни в условиях АПК. — В кн.: Рост культурного и образовательного уровня тружеников селаодин из факторов развития сельскохозяйственного производства.

— 14.

Буздяк, 1983, в соавторстве /0,3 п.л./.

Нот и воспитание молодых рабочих кадров. — Б кн.: Марксизм-ленинизм и проблемы подготовки и воспитания молодого поколения в условиях развитого социализма. — М.: ВКШ, 1983 /0,3 п.л./.

Реализация воспитательной функции социалистического соревнования в трудовых коллективах. — В кн.: Республиканская научно-техническая конференция молодых ученых, посвященная 165-летию рождения Карла Маркса и 65-летию образования ВЛКСМ. -Рига, 1983 /0,3 п.л./.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Формирование нового человека, всесторонне и гармонически развитой личности, является главной целью коммунистического воспитания. Необходимым условием ее достижения выступает комплексный подход к проблеме воспитания*, учет в практической деятельности политических, нравственных и профессиональных качеств личности в их гармоническом сочетании.

Коммунистическое воспитание как процесс целенаправленного формирования мировоззрения, убаждений, активной жизненной позиции, разумных потребностей, дисциплины, готовности, воли и умения строить коммунизм осуществляется множеством субъектов социалистического общества-1.

Объективный процесс усиления роли трудовых коллективов во всех сферах жизни общества и прежде всего в коммунистическом воспитании трудящихся связан с расширением и углублением руководящей и направляющей деятельности партии, вместе с ними и через них Коммунистическая партия проводит в жизнь свои программные установки. Успех этой деятельности зависит от того, насколько главные направления и наиболее актуальные задачи коммунистического воспитания, которые партия выдвигает сегод-нф на передний план, будут приближены к специфике и глубоко осознаны каждым трудовым коллективом и всеми его членами.

Трудовой коллектив — первичная ячейка всего нашего хозяйственного и политического организма — создает не только материальные, но и духовные ценности, здесь возникают предпосылки.

I. См.: Материалы ХХУ съезда КПСС, с. 76- Материалы ХХУ1 съезда КПСС, с. 74.

— 148 для проявления человеком активности в различных сферах трудовой и общественной жизни и во многом формируется его характер.

Социализм обеспечивает объективные условия для формирования новых, коллективистских взаимоотношений между личностью и обществом-: Только в социалистическом коллективе свободных и равноправных тружеников личность получает возможность для своего совершенствования и расцвета, только в постоянно исодруже-стве с другими лвдьми она утверждает себя, вырабатывает чувство уверенности в своих силах и ответственности за результаты как личноготак и коллективного труда.

В условиях постоянно возрастающей роли человеческого фактора на производствен формирование качеств всесторонне развитой личности становится исторически необходимым, оно обусловлено объективными экономическими и социальными потребностями общества и таким образом повышает значение воспитательной функции трудового коллектива;

Воспитательная функция трудового коллектива на современном этапе совершенствования развитого социализма выступает как выражение зрелости коллектива. Она сознательно осуществляется партийными организациями, профсоюзами, комсомолом, общественным активом, (наставниками, ветеранами, пропагандистами, лекторами и др.). воспитательное влияние реализуется через хозяйственную, управленческую и организаторскую деятельность, идеологическую, политическую и культурно-массовую работу, непосредственные личные контакты руководителя и подчиненного.

Развивая марксистско-ленинскую теорию коммунистического воспитания, КПСС возглавляет и направляет усилия трудовых коллективов на дальнейшее совершенствование идейно-политического, трудового и нравственного воспитания его членов, на поиск и внедрение эффективных форм, средств и методов формирования нового человека.

Одной из таких задач является совершенствование идеологической, политико-воспитательной работы в трудовых коллективах, перестройка многих ее сфер и участков*. «Надо добиться,-чтобы ее содержание стало более актуальным, а формы отвечали современным запросам и потребностям советских лодей» — отмечалось в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУТ съезду партии. В процессе реализации комплексного подхода к проблемам коммунистического воспитания с особой силой звучит требование партии добиться на деле единства идейно-теоретической, политико-воср питательной, организаторской и хозяйственной работы." .

Специфика идейно-теоретической работы в трудовом коллективе сейчас определяется двумя проблемами: формированием коммунистического мировоззрения и воспитанием сознательной дисциплины в широком смысле этого словаВ решении этих вопросов должны. участвовать не только идеологические кадри, но и партийныепрофсоюзные-, советские и хозяйственные руководителиОсобая роль в идейно-политическом воспитании принадлежит организаторам производства среднего и младшего звена, прежде всего мастерам и бригадирам, наиболее активно участвующим в решении проблемы соединения научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйствования. Трудовым коллективам нужна система идеологического, политического и нравственного воспитания, система мер вовлечения человека.

IСм.: Материалы ХХУ1 съезда КПСС, с. 75. 2. Там же, с. 77.

— 150 через непосредственно личное к пониманию общественного;

Перспективные и комплексные планы социально-экономического развития трудовых коллективов должны являться основой для составления текущих планов идеологической работы с разбивкой на кварталы и месяцы. Такая детализация перспективных планов с учетом комплексного подхода позволяет координировать силы активистов идеологического фронта. Важным элементом перспективных планов должны являться единые политдни, в проведении которых должны участвовать руководители местных партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и хозяйственных органов.^ Должно стать традицией изучение докладчиками накануне политдня положения дел в трудовых коллективах, причин успехов и недостатков каждого работника, нравственно-психологической атмосферы. Подобные встречи не должны проходить бесследно и для руководителей, а помогать повышать им компетентность, квалификацию, лучше подготавливать в социально-психологическом отношении.

Неотъемлемой частью идеологической работы по формированию коммунистического мировоззрения трудящихся должно рассматривать экономическое образование и воспитание. Экономическое воспитание должно учитывать требования местных условий, профессиональных и общеобразовательных характеристик членов трудовых коллективовв нем должна учитываться тесная связь с конкретной экономикой, организацией материального и морального стимулирования, хозяйственного расчета с экономическим анализом. Связать в органическое целое трудовой и политический рост человека, раскрыть социально-классовые горизонты его труда — вот в чем должен проявляться сейчас политический аспект экономического образования и воспитания. Во многих коллективах эту важнейшую социально-воспитательную задачу считают саму собой разумеющейся и не придают ей должного значенияМежду тем, на предприятия приходит молодежь, не имеющая достаточной политической закалки, не осмыслившая, по крайней мере до конца, социально-классовый аспект своего труда, порой рассматривающая его исключительно с технико-технологической и экономической точек зрения,.

Вржно помнить, что в условиях, социализма объективно существующая связь мезду уровнем развитияя производительных сил и производственных отношений, с одной стороны, и уровнем благосостояния и всестороннего развития каждого члена обществас другой, а также единство интересов общества и личности на поверхности экономических отношений отчетливо не проявляется, Для их усвоения всеми без. исключения трудящимися требуется постоянное и целенаправленное воспитание.

Рассматривая роль научной организации труда как форлу трудового и нравственного воспитания, можно выделить три группы направлений НОТ: организационно-технические, социально-экономические, социально-вовпитательные и идеологические. Такой подход позволяет раскрыть механизм влияния НОТ на совершенствование названных групп направлений деятельности трудового коллектива, обосновать вывод о том, что НОТ нельзя рассматривать с чисто экономических позиций. При социализме НОТ выступает не только как средство увеличения производства и роста производительности труда, но и как эффективная форма трудового и. нравственного воспитания каждого члена трудового коллектива. НОТ — это сфера проявления и развития политического и гражданского самосознания социалистических тружеников, все более полного раскрытия их способностей и дарований, средство обеспечения наилучших условий ттруда и отдыха.

Обобщив опыт организации социалистического соревнования на промышленных предприятиях Южного Урала, надо особо подчеркнуть необходимость. органического сочетания НОТ и социалистического соревнования.

При рассмотрении воспитательного значения экономической, социальной и воспитательной функций социалистического соревнования более подробно проанализирована последняя из них. Для наиболее полной реализации воспитательной функции требуется высокая организация движения за коммунистическое отношение к труду, коллективные формы организации и стимулирования труда, встречное планирование, наставничество, обобщение и распространение ценных инициатив и починов и пр.

Большое воспитательное воздействие заключено в системе подведения итогов соревнования как по результатам труда, так и по четким практически-нравственным критериям, характеризующим количество и качество труда, с одной стороны, соблюдение морально-нравственных принципов в их самом широком пониманииис другой. Опыт предприятий Южного Урала показывает, что значительно повышает воспитательное воздействие социалистического соревнования ежедневное главное подведение его итогов, учет общественного мнения.

Широки возможности социалистического соревнования в деле совершенствования системы материального и морального стимулирования как резерва неукоснительного проведения в жизнь принципа социалистического распределения — объективного фактора формирования нового человека. «Если он нарушается, приходится иметь дело и нетрудовыми доходами, и с так называемыми летунами, прогульщиками, лодырями, бракоделами, которые становятся, по сути дела, нахлебниками общества» .

Социалистическое соревнование, заинтересо. нвая каждого в результатах коллективного труда, дает наиболее высокий эффект в условиях бригадного подряда, который ставит рабочих в ответственное, взаимозависимое положение, создает сплоченный коллектив, способный повысить чувство ответственности отдельной личности, развивает воспитательную функцию трудового коллектива.

Возрастание воспитательной функции трудовых коллективов обусловливается усилением такого фактора социального прогресса как общественное мнение. От состояния общественного мнения завис *.г как наши экономические, так и воспитательные успехи, о чем свидетельствуют положения Закона СССР о трудовых коллективах, Конституция СССР.

Возрастание роли общественного мнения обусловлено необходимостью активизации борьбы с буржуазной идеологией и моралью, ибо общественное мнение не может сущеатвовать и развиваться вне системы экономических, социально-политических и идеологических отношенийнеуклонным повышением социальной активности трудящихся, их участия в управлении производством и обществом в целом, развитием чувства собственного достоинства каждого труженикаростом значения общественного самоуправления через развитие работы советов бригад и бригадиров, постоянно действующих производственных совещаний, рабочих.

I. Андропов Ю. В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. — Избранные речи и статьи. — М., 1983, с. 239.

— 154 собраний и конференцийнастоятельной потребностью более полного использования общественного мнения в борьбе с антиподами коммунистической морали, с завуалированными фордами нерадивого отношения к труду и пр.

Анализ деятельности трудовых коллективов Южного Урала приводит к выводу, что они должны исполнзовать как можно шире все имеющиеся у них воспитательные средства и силы, во-первых, для формирования компетентного в вопросах морали общественного мненияво-вторых, вырабатывать у лодей подлинное уважение к общественному мнениюв-третьих, чтобы нравственно ценные поступки, единодушно поддерживаемые общественным мнением, стали нормой поведения абсолютного большинства, а пассивное невмешательство осуждалось бы не столько теоретически, сколько практически.

Воспитательная функция трудового коллектива неуклонно возрастает так как теория и практика марксизма-ленинизма убедительно доказали-, что человек формируется под воздействием того опыта, который усваивается им из социальной среды, перерабатывается в сознании и находит применение в его деятельности и поведении.

— 155.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Нищета.философии. Ответ на философию нищеты г-на Прудона. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 4, с. 65−185. 2. Маркс. К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 8, с. II9−2I7.
  2. К. критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-вз изд., т. 19, с. 9−32.
  3. К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2325.
  4. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. Часть вторая. Критика политической экономии (черновой набросок 18 571 858 годов). (Вторая половина рукиписи). Глава о «Капитале».-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. П, с. 5−392.
  5. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 7−554.
  6. Маркс.К., Энгельс Ф. Наемный труд и капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 6, с. 428−459.
  7. Ф. Наброски к критике политической экономии.-Маркс К., Энгельс.Ф. Соч., 2-е изд., т. I, с. 544−571.
  8. Ф. Положение рабочего класса в Англии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 2, с. 231−517.
  9. . Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 4, с. 322−339.1. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. -Маркс К., Энгельс Ф. соч., 2-е изд., т. 19, с. 185−230.
  10. Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 16−338.- 156
  11. Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с. 339−626.
  12. Ф. Роль, труда в процессе превращения обезьяны в человека. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 486−499.
  13. Энгельс.Ф. Лвдвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 269 317.
  14. Ф. Послесловие к работе «О социальном вопросе в России». Маркс К., Энгельс Ф- соч., 2-е изд., т. 22, с. 438−453.
  15. Ф. Введение к английскому изданию «Развитие социализма от утопии к науке». Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2ее изд., т. 22, с. 294−320.
  16. Ф. Йозефу Блоху. В Кенигсберг, Лондон, 21(22) сентября 1880 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 37, с. 393−397.. .
  17. В.И. Экономическое содержание народничества. -Полн. собр. соч., т. I, с. 347−534.
  18. В.И. Объяснение закона, о штрафах, взимаемых, с рабочих на фабриках и заводах. Полн. собр. соч., т. 2, с. 15−60... .
  19. Ленин В. И. От.какого наследства мы отказываемся? -Полн. собр. соч., т. 2, с. 505−550.
  20. Ленин В.И. .Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения. -г Полн. собр. соч., т. 6, с. I-I92.
  21. . В.И. Замечания, на второй проект программы Плеханова. Полн. собр. соч., т. 6, с. 212−235.- 157
  22. В.И. Вельгарный социализм и народничество, воскрешаемые социалистами-революционерами. Полн. собр. соч., т. 7, с. 43−50.. .
  23. В.И. «Государство и революция. Учение марксизма о. государстве и задачи пролетариата в революции. Полн. собр. соч., т. 33,.с. I-I20.
  24. В.И. Ответ на запрос левых эсеров. Заседание ВЦИК 4)17) ноября 1917 г. Полн. собр.соч.,. т. 35, с. 53−61.30. .Ленин В. И. К населению. Полн. собр. соч., т. 35, с. 65−67.
  25. J 31. Ленин В. И. Записка Ф.Э.Дзержинскому с проектом декрета, о борьбе. с контрреволюционерами и саботажниками. Полн. собр. соч., т. 35,.с. 156−158.
  26. В.И. Как организовать соревнование? Полн. собр. воч., т. 35,.с. 195−205.
  27. В.И. Выступление на заседании совнаркома 4 марта 1918.Г. -. Полн. .собр. соч., т. 35, с. 4II-4I4.
  28. В.И. Черновой набросок проекта программы.(Седьмой экстренный. съезд РЕП (б) 6−8 марта). Полн. собр. соч., т. 36, с. 1−76.. .
  29. В.И. Первоначальный вариант статьи „Очередные задачи Советской втнсти“. Полн. собр. соч., т. 36, с. 127 164.- 158 36, Женин В. И. Очередные, задачи Советской власти. Полн. собр. соч., т. 36,.с. 165−208.
  30. В.И. Доклад об очередных задачах Советской власти. Заседание ВВДК 29 апреля 1918 г. Полн. собр. соч., т.36, с. 239−276.. .
  31. Ленин В.И., 0 голоде. (Письмо к питерским рабочим).-Полн. собр. соч., т. 36, с. 357−364.
  32. Ленин В. И- 1У конференция профессиональных союзов и фабрично-заводских комитетов Москвы 27 июня 2 июля 1918 г. Доклад о текущем моменте. Заключительное слово по докладу. -Полн. собр. соч., т. 36, с. 433−455.
  33. В.И. Доклад Совета Народных Комиссаров на У Всероссийском съезде Советов рабочих, крестьянских,.солдатских и красноармейских депутатов. Полн. собр. соч., т. 36, с. 491−513.. .
  34. В.И. Речь на объединенном заседании ВЦИК, Московского совета и Всероссийского съезда, профессиональных союзов 17 января 1919.Г. Полн. собр. соч., т. 37, с. 412−427.42. Ленин. В. И. Проект программы РКП (б). Полн. собр. соч., т. 38, с. 81−124.
  35. Ленин В.И. I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. 6−19 мая 1919 г. Полн. собр. соч., т. 38, с.327−372... .
  36. В.И. Великий почин. (0 героизме рабочих в тылу по поводу „коммунистических субботников“). Полн. собр. соч., т. 39, с. 1−29. .
  37. В.И. 0 государстве. Лекция в Свердловском университете II июля 1919 г. Полн. собр. соч., т. 39, с. 64−84.- 159
  38. В.И. От разрушения векового уклада к творчеству нового. Полн.собр. соч^, т. 40, с. 314−316.
  39. Ленин В.И. .Детская болезнь „левизны“ в коммунизме. -Полн. собр. соч., т. 41, с. I-I04.
  40. В.И. От первого субботника на Московско-Казанской железной дороге ко всероссийскому субботнику-маевке. 2 мая 1922 г. Полн. собр. соч., т. 41, с. 107−109.
  41. В.И. Задачи союзов молодежи. (Речь на Ш Всероссийском съезде Российского. Коммунистического Союза Молодежи, 2 октября 1920 г.). Полн. co6pj соч., т. 41, с. 298−318.
  42. В.И. Речь на Всероссийском совещании политпро-светов губернских и уездных, отделов народного образования 3 ноября 1920 г. -.Полн. собр. соч., т. 41, с. 398−408.
  43. В.И. Московская губернская конференция РКП(б) 20−22 ноября 1920 г. Полн. собр. соч., т. 42, с. 17−40.
  44. В.И. УШ Всероссийский съезд Советов.22−29 декабря 1920 г. Полн. собр. соч., т~. 42, с. 89−199.
  45. В.И. О профессиональных союзах, о текущем мо-. менте и. об ошибках т. Троцкого. Полн. собр. соч., т. 42, с. 202−206.. .
  46. . В.И. Международный день работниц. Полн. собр. соч., т. 42, с. 368−370.
  47. В.И. Речь об экономических органах.на местах. на Ш сессии ВВДК 30 мая 1921 г- Полн. собр- соч., т. 43, с. 344−347.
  48. В.И. Новая экономическая политика и задачи по-литпросветов. Доклад на П Всероссийском съезде политпросветов 17 октября. Полн. собр. соч., т. 44, с. 155−175.- 160
  49. Официально-документальные материалы
  50. Программа Коммунистической партии Советского Союза. Принята. на ХХП съезде КПСС. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
  51. КПСС. Съезд, 24-й. Стенографический отчет. 30 марта -9 апреля. 1971 г. в 2-х т.- М.: Политиздат, 1971.
  52. КПСС. Съезд, 25-й. Стенографический отчет. 24 февраля 5 марта 1976 г. в 3-х т. — М.: Политиздат, 1976.
  53. КПСС. Съезд, 26-й. Стенографический отчет. 23 февраля 3 марта 1981 г. в 3-х т. — М.: Политиздат, 1981.
  54. Пленум ЦК КПСС. Москва. 24 июля 1974 г. КПСС в резолюциях и. решениях, съездов, конференций и пленумов ЦК. — М.: Политиздат, 1978, т. II, с. 420−425.
  55. ЦК. КПСС. Москва. 27 ноября 1977 г. КПСС в резолюциях. — М.: Политиздат,.198I, т. 13, с. 259−277.
  56. Пленум ЦК.КПСС. Москва. 16 ноября 1979 г. КПСС в резолюциях.- М.: Политиздат,.1981, т. 13, с. 501−525.
  57. КПСС. ЦК. Пленум. 1982. Ноябрь. Материалы Пленума Центрального комитета КПСС, 22 ноября 1982 г. М.: Политиздат, 1982. —. с.
  58. КПСС. ЦК. Йленум. Июнь. Материалы Пленума Централь-, ного. Комитета КПСС 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983,80 с. .
  59. Об улучшении экономического образования трудящихся: Постановление ЦК КПСС от 31 авг* 1971 г. КПСС в резолюциях., т. 10. — М.: Политиздат, 1972, с. 498−505.
  60. О работе партийной организации Минского тракторного завода по повышению производственной и общественной активности трудового коллектива: Постановление ЦК КПСС от 21 января 1972 г., — КПСС в резолюциях., т. II, 1978, с. 34−39.
  61. О мерах по сокращению потерь рабочего времени и устранению нарушений законодательства о режиме труда и.отдыха. рабочих и служащих:. Постановление ЦК КПСС от 3 февр. 1972 г.-КПСС в резолюциях,., т. II, с. 42−45.
  62. О новой форме бригадного хозяйственного расчета в строительстве: .Постановление ЦК КПСС от 12 июля 1972 г. КПСС в резолюциях., т. II, с. I2I-I23.
  63. О работе по подбору и воспитанию идеологических кадров в партийной организации Белоруссии: Постановление ЦК КПСС от 28 авг. 1974 г. КПСС в резолюциях., т. II, с. 445−452.- 162
  64. О работе партийной организации Горьковского автомобильного завода в. условиях объединения:. Постановление ЦК КПСС от 16 авт. 1976 г. КПСС в резолюциях., т. 12, 1978, с.331−336.
  65. О Всесоюзном социалистическом соревновании за повышение эффективности производства и качества работы, успешное выполнение заданий десятой пятилетки: Постановление ЦК КПСС от 30 дек. 1976 г. КПСС в резолюциях., т. 12, с. 394−403.
  66. О 60-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции: .Постановление ЦК КПСС от 31 янв. 1977 г. КПСС в резолюциях., т. 12, с. 425.
  67. О мерах по повышению роли мастера производственного участка промышленных предприятий и строительных организаций: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров. СССР от 25 апреля 1977 г., — КПСС в резолюциях., т. 12, с. 478−585.
  68. Об осуществлении Орским горкомом КПСС комплексного подхода к решению, идейно-воспитательной работы: Установление ЦК КПСС. от 15 авг. 1977 г. КПСС в резолюциях., т. 12, с. 514−519.
  69. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы:. Постановление ЦК КПСС от 26 апр. 1979 г. -КПСС в резолюциях., т. 13, М.: Политиздат, 1981, с. 352 -369.
  70. О мерах по дальнейшему совершенствованию подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве: Постановле ние ЦК КПСС,.совета Министров СССР, от 21 июля 1979 г. КПСС в резолюциях., т. 13, с. 384−390.
  71. О дальнейшем совершенствовании хозяйственного механизма и задачах партийных и государственных органов: Постановление. ЦК КПСС от 12 шаля 1979 г. КПСС в резолюциях., т. 13, с. 405−407.
  72. Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы: Постановление ЦК КПСС от 12 июля 1979 г. КПСС в резолюциях., т. 13, с. 408−451.
  73. Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении, борьбы с правонарушителями: Постановление ЦК КПСС от 2 авг. 1979.г. КПСС в резолюциях., т. 13, с. 462−469.
  74. О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текущести кадров в народном хозяйстве: Постановление. ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. -КПСС в резолюциях., т. 13, с. 543−555.
  75. О работе партийного комитета треста „Липецкетрой“ по закреплению кадров и созданию стабильного трудового коллектива строителей:. Постановление ЦК КПСС от 29 мая 1980 г. КПСС в резолюциях., т. 13, с. 625−630.
  76. Об. усилении работы по укреплению социалистической дисциплины труда: Постановление ЦК КПСС, Совета Министров ВЦСЕ и ВЦСПС от 6 августа 1983 г. Правда, 1983, 7 августа.
  77. Ю.В. Встреча с московскими станкостроителями 31 января 1983 г. В кн.: Андропов Ю. В. Избранные речи и статьи,.с. 221−231. .
  78. Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР: статья. В кн.: Андропов Ю. В. Избранные речи и статьи, с. 231−250.
  79. Ю.В. Выступление на встрече в ЦК КПСС с ветеранами партии 15.августа 1983 г. Правда, 1983, 16 августа.
  80. Л.И. О проекте Конституции (Основного Закона) СССР. и итогах его всенародного обсуждения. М.: МПолитиздат, 1977, — 24 с.
  81. Л. И. О коммунистическом воспитании трудящихся: Речи и статьи. М.: Политиздат, 1975. — 551 с.
  82. О дополнительных мерах по укреплению трудовой дисциплины: Постановление Совета Министров СССР от 6 августа 1983 г.-Правда,.1983, 7 августа.
  83. О дальнейшем развитии массового движения наставников молодых рабочих, и колхозников:. Постановление Президиума вВЦСПС и. Бюро ЦК ВЛКСМ. 1975,.февраль.- Сборник постановлений ВЦСПС.-М.: Профиздат, 1976, с. 180−192.
  84. О рекомендациях научно-практической конференции „ХХУ съезд КПСС и пути повышения роли наставничества в коммунистическом воспитании молодежи1* Постановление Секретариата ВЦСПС и Секретариата ЦК ВЛКСМ от 21 ноября 1977 г. М.: Профиздат, 1977. -.10 с.
  85. Конституция (Основной Закон) Союза Советских. Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1977, — 38 с.
  86. О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, организациями, учреждениями: Закон Союза Советских Социалистических Республик. Правда, 1983, 19 июня.
  87. Материалы. ХУЛ съезда профсоюзов СССР. М.: Профиз-дат, 1982, — 192 с-
  88. Источники статистических данных
  89. Народное хозяйство в СССР в 1980 г.: Стат. ежегодник. М.: Статистика, 1981. — 583 с, 101.'. Народное хозяйство СССР. 1922−1982. Юбил. стат. ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1982. — 624 с.
  90. Народное.хозяйство РСФСР в 1979 г.: Стат. ежегодник ЦСУ РСФСР. М.: Статистика, 1980. — 391 с.
  91. Народное.хозяйство РСФСР в 1980 г.: стат. ежегодник ЦСУ РСФСР. М.: Статистика, 1981. — 406 с.
  92. Народное.хозяйство РСФСР в 1981 г.: Стат. ежегодник ЦСУ РСФСР. М.: Статистика,.1982. — 350 с.
  93. Одиннадцатая пятилетка, краткий словарь-справочник, I98I-I985. М.: Политиздат, 1982. — 272 с.
  94. СССР в. цифрах в.1980 г.: краткий стат. сб. М.: Статистика, 1981. — 220 с.
  95. СССР в. цифрах в.1981 г.: Краткий стат. сб. М.: Статистика, 1982. — 223 с.
  96. СССР в цифрах в 1982 г.: Краткий Стат. сб. М.: Статистика, 1983. — 231 с.
  97. Высокая организованность, четкий регламент плюс творческий потенциал коллектива. (По материалах“! общегородской конференции и встречи „за круглым столом“ в г. Новосибирске). -Социалистический труд, 1980, J& 12, с. 65−114.
  98. Комплексный подход к идеологической работе, Стиль и методы: По материалам всесоюзной научно-практической конференции в Ростове н/Д. 1975, август. М.: Политиздат, 1976. -384 с.
  99. Материалы к отчету правления общества „Знание“ РСФСР УП съезду общества, за период с апреля 1977 года по май 1982 года. M. s Знание, 1982. — 215 с.
  100. Роль трудовых коллективов в воспитании высокой ответственности за порученное дело и укреплении социалистической дисциплины труда. Тезисы докладов научно-технической конференции /Под общей ред- Ю. А. Дмитриева. Владимир, 1975,-185 с." — 167
  101. Созидательная сила социалистического соревнования (По материалам научно-практической конференции в Ленинграде. 12−14 алр. 1979 г.) /Под общей ред. Е. М. Тякельникова. М.: Правда, 1979. — 351 с. 1. Книги
  102. Н.А. Советский рабочий. М: Профиздат, 1982.215 с.
  103. Н.И. Диалектика труда при социализме. М.: Политиздат, 1979. — 151 с.
  104. Е.А. Социалистический образ жизни. Методологические и методические вопросы. М.: Высшая школа, 1980.182 с.
  105. А. И. Повышение научного уровня управления трудом. М.: Профиздат, 1980. — 136 с.
  106. Г. В. Социальные проблемы труда в коммунистическом строительстве. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. — с.122.' Бадеева Г. В. Коммунистическое воспитание трудящихся. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. с.
  107. Л.С. Общественное мнение как фактор идейно-политического воспитания. М.: Политиздат, 1977. — 138 с.
  108. Л.А. Экономические основы социалистического соревнования. (Вопросы теории). М.: Экономика, 1975. — 159 с-
  109. В.М. Технический прогресс и творческий труд. -М.: Политиздат, 1978. НО с.
  110. Васшг Вичев. Мораль и социальная психика. М.: Прогресс, 1978- - 291 с.
  111. Вопросы научной организации труда на промышленных предприятиях. М.: Мысль, 1967. — 128 с.
  112. С.Г., Ходаков А. И. Педагогика приходит в цех. О проблемах воспитания молодых рабочих. Л.: Лениздат, 1977. — 143 с.
  113. М.И. Соревнование и народно-хозяйственное планирование. Социализм: Опыт.' Проблемы. Перспективы.- М.: Наука, 1980. — 151 с.
  114. Ю.Е., Червяков Ю. Я. Трудовой коллектив школа воспитания хозяев производства. — М.: Профиздат, 1977. -151 с.
  115. Вопросы теории и практики социалистического соревнования. Социализм: Опыт. Проблемы. Перспективы. /Ред. кол-я: Е. И. Капустин (отв-. ред.), М. И. Воейков, К.Г.1Крупнов, В.Г.Смоль-ков, Т. Ф. Макаренцева, М. И. Лепихов. М.: Наука, 1983. — 303 с.
  116. М.П. Социалистическое соревнование и дисциплина труда. Экономические проблемы развитого социализма. -M.s Мысль, 1975. 78 с.
  117. Г. Е. Ровдение нового человека: Проблемы формирование личности при социализме. М.: Политиздат, 1982.225 с.
  118. Гордость России: Рассказ о героях десятой пятилетки.-М.: Советская Россия, 1981. 224 с.
  119. Грамов М.'В., Корытов К. Г. Трудовой коллектив: проблемы развития. М.: Политиздат, 1975. — 191 с.- 169
  120. П.В. ёоревнование на этапе развитого социализма* М: Мысль, 1977. — 216 с.
  121. Григорьев В. А- Утенков А. Я. Партийное руководство социалистическим соревнованием (Вопросы теории и практики).-М.: Мысль, 1982. 277 с.
  122. Г. Л. Социально-экономическое значение научной организации труда. М.: Экономика, 1972. — 221 с.
  123. А.К., Левин А. Э., Уваровский М.А- Производственная бригада: организация, нормирование, оплата труда. -М.: Экономика, 1981. III с.
  124. А.К., Левин А. Э., Уваровский М. А. Бригадные формы организации труда рабочих в машиностроении /Библиотека передового опыта. Технология производства. Киев.: Техника, 1980. — 89 с.
  125. .А. Основа успеха организация труда. -М.: Профиздат, 1978. — 108 с.
  126. Н.П. Традиции и формирование личности. -Минск: Изд-во Белорусского гос. ун-та, 1979. 136 с.
  127. Диалектика взаимосвязи личного и социального в условиях развитого социализма. Л.: Изд-во Ленинградского гос. ун-та, 1980. — 120 с.
  128. Ю.Н. Система понятий и категорий научной организации труда. М.: Экономика, 1973, с. 69.
  129. . К. Забота о человеке и повышение производительности труда (Идеологическая работа: опыт, проблемы). М.: Политиздат, 1975. — 79 с.
  130. В.Г. Коллектив и личность. Л.: Лениздат, 1971. — 98 с.
  131. Иванов В. Й-. Трудовой коллектив первичная ячейка экономической, политической и духовной жизни нашего общества. -М., 1979. — 104 с.
  132. В.И., Фриш А. С. Основная ячейка социалистического общества. М., 1975. — 138 с.
  133. Качаловский Е. В. Партийное руководство социалистическим соревнованием (Библиотека партийного работника)». М.: Политиздат, 1978- - 128 с.
  134. С.М. Избранные речи и статьи. М., 1939. -508 с.
  135. В.Н. Социальная функция соревнования. М.: Профиздат, 1980. — 135 с. 155.' Киселев В. Н., Пешкова Н. П. воспитательная роль социалистического соревнования. М.: Профиздат, 1976. — 103 с.
  136. Н.Я., Кузнецов В. М. Экономические функции социалистического соревнования. М.: Мысль, 1980. — 232 с.
  137. Н.Я. Экономическое воспитание масс: организация и эффективность /Н.Я.йяепач, В. Д. Попов, Л. Е. Эпштейн. М.: Экономика, 1979. — 223 с.
  138. В.А. Наставник и соревнование (Библиотечка наставника). М.: Профиздат, 1980. — 112 с. 159.овалев А. Т. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., 1975, с.
  139. B.C. Возрастание роли и значения общественного мнения в жизни социалистического общества. М.: Знание, 1979. — 65 с.
  140. Н., Борзунов А. Ориентир высший конечный результат. — М.: Профиздат, 1979.- - с.
  141. Комплексный подход к идеологической работе: Сборник статей. М.: Московский рабочий, 1979. — 271 с.
  142. .Б. Труд: материальная заинтересованность и воспитание. М.: Московский рабочий, 1976. — 223 с.
  143. М.М. Молодое поколение рабочего класса СССР: процесс формирования и воспитания. I9I7-I979 гг. М.: Мысль, 1979. — 189 с.
  144. Лебединская к А. Развитие хозяйственного расчета (Совершенствование хозяйственного механизма. Работникам высшего звена управления). М.: Экономика, 1980. — 87 с.
  145. Магнитка: стиль и люди. М.: Политиздат, 1976. -94 с.
  146. А.С. 0 воспитании молодежи. Сб. избр. педагогических произв. Изд. 2-е /Под общ ред. Г. С. Макаренко. -М.: Трудрезервиздат, 1951. 394 с.
  147. А.С. 0 коммунистическом воспитании. Избр. пед. произв. Изд. 2-е /Коммент. и примеч. Н. А. Сундукова и Б. Б. Умурмана. М.: Учпедгиз, 1952. — 579 с.
  148. А.С. Боепитание гражданина /Сборник. Состав. и авт. вступит, ст. М.ЯШавлова. М.: Просвещение, 1968.373 с.17Ш. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. /Состав, и авт. вступит, ст. В. В. Кумарин. М.: Педагогика, 1972. — 334 с.
  149. А.С. Педагогическая поэма. Приложение. На Педагогических ухабах (глава «Педагогической поэмы»). -Соч. в 7 тт., т. I. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1957, с. 648−655.
  150. А.С. Дисциплина и режим. Соч. в 7 тт., т. У. — М., 1958, с. 29−38.
  151. А.С. Дисциплина, режим, наказание и поощрение. Соч. в 7 тт., т. У. — М., 1958, с. 133−162.
  152. Л.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. Соч^ в 7 тт., т. У. — М., 1958, с. 197−324.
  153. А.С. Понятие дисциплины в общей системе воспитания.' Соч. в 7 тт., т. УП. — М., 1958, с. 402−404.
  154. B.C. Дисциплина в свете понятий исторического материализма. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 175 с.
  155. Д.З. Социалистический рабочий класс. -Л., 1982. с. 178.' Меншутин А. А. НОТ и экономика. Изд. 2-е, доп. I.- Лениздат, 1968. — 148 с.
  156. Наставник активный воспитатель молодщи /Сборник. Сост. А. Т. Иванов. — М.: Политиздат, 1976. — 143 с.180- Наставник воспитатель молодежи. /Сост- А.И.Еуте-пов. — Челябинск: Kte.: -Урал, кн.' изд-во, 1978. — 272 с.
  157. Наставник в бригаде /Сборник. Сост. Я. Л. Янов. М.: Профиздат, 1982. — 112 с.
  158. Наставники рабочей молодежи.' Сб. ст. М.: Профиздат, 1974. — 80 с.
  159. Наставники рабочей молодежи: Опыт и проблемы развития наставничества./Под ред. В. Н. Ёлепова.- М.: Молодая гвардия, 1979. — 222 с.
  160. Некоторые проблемы организации и развития наставничества: Сборник научных трудов. Mi: Изд-во ВШ при ЦК ВЛКСМ, 1980, — 164 с.
  161. Опыт исследования социалистической дисциплины труда на промышленных предприятиях. Свердловск, 1975. — 112 с.
  162. В.В., степановичус А.й. Социально-политические факторы формирования коммунистической сознательности трудящихся. М.: Мысль, 1967. — 160 с.
  163. Ответственность, дисциплина и инициатива в трудовых колшвктивах: Сборник /Отв. ред. Н. И. Голубцова. АН СССР. Институт социологических исследований. М.: Изд-во АН СССР, 1980. -174 с.
  164. М.Я. Работать без потерь. М.: Московский рабочий, 1982. — 80 с.
  165. Подлинный хозяин производства /Под ред.: А. М. Еремина.
  166. М.": Профиздат, 1982. 144 с. к
  167. А. В., Шпагинский В. В- Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 1978. — 124 с. 195." Раздорожный А. А. Социальное развитие трудового коллектива: опыт, проблемы. M. s Экономика, 1979. — 144 с.
  168. Романюк В. Я- Члан, соревнование, встречный план: О встречном планировании в условиях перестройки хозяйственного механизма. М.: Политиздат, 1980. — 64 с.- 174
  169. М.Н. Интеллигенция в развитом социалистическом обществе. М.: Политиздат, 1977. — 130 с.
  170. М.Н. Становление социальной однородности (Социализм: Опыт. Проблемы. Перспективы-1 Международная серия).-М.: Политиздат, 1982. 334 с.
  171. Руководитель коллектива. М.: Политиздат, 1974.98 с.
  172. Д.Д. Социалистическое государство и воспитание нового человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 131 с.
  173. С.И. НТР и сближение двух форм собственности-' М.: Мысль, 1980.* - 168 с.
  174. В.Г. Соревнование и коммунизм.- М.: Изд-во Моск." ун-та, 1970- - 162 с.
  175. В.Г. Социалистическое соревнование в условиях развитого социализма. М--: Мысль, 1974. — 175 с'.207- Совершенствование хозяйственного механизма. Сборник документов. Подготовлен редакцией «Экономической газеты». -М.: Правда, 1982. 352 с-
  176. Соревнование коллектив — личность (Социально-психологические аспект социалистического соревнования) — - М.: Наука, 1977, — 174 с.
  177. Социализм и личность. М.: Мысль, 1979. — 357 с.
  178. Социалистическая дисциплина труда: опыт, проблемы.
  179. М.: Профиздат, 1975. 288 с-212- Социалистический рабочий коллектив (Проблемы духовной жизни)/Под ред- М. КЙовчука, Л. Н. Когана, Л.И.'Иванько, Н. Н. Киселева. М.: Мысль, 1978. — 284 с.
  180. Социалистическое соревнование в промышенности СССР.-М-: Профиздат, 1973. 367 с-
  181. Социальная активность трудящихся в развитом социалистическом обществе- Казань: Изд-во Казанского ун-та, I98b.-168 с.215- Социальная политика КПСС в условиях развитого социализма- /Отв- ред. М. П. Мчедлов. М.: Политиздат, 1979. — 432 с.
  182. Социальное познание и управление. M. J: Мысль, 1983.288 с.
  183. Социология социалистического производственного коллектива /Под ред. 3, И.'Файнбурга (отв- ред.), В.Г.Веретеннико-ва, Е. С. Шаидаровой. М.: Профиздат, 1982. — 168.с.
  184. Социальные проблемы сокращения текучести кадров и формирование стабильных производственных коллективов /Отв. ред. Б-С-Кононюк/. М.: Институт социологических исследований АН СССР, 1977. — 187 с.
  185. Справочник бригадира /Сост. Ю. Н. Тичалова, Э. А-Чежи-на. М.: Профиздат, I98Ii — 128 с.
  186. Справочник пропагандиста /С.Г.Арутюнян, И. М. Дладыченко, И. В. Ильина и др. Сост. А.М.Русакович- под общ. ред. М.А.Моро- 176 зова, М.-: Прдитиздат, 1979. — 191 с,
  187. В.А. О воспитании /Сост. и автор вступит. очерков С. Соловейчик, йзд. 2-е. М.: Политиздат, 1975.272 с.
  188. В.А. Как воспитать настоящего человека. Советы воспитателю. Ижевск: Удмуртия, 1980. — 191 с.
  189. Сухомлинский В. А- Методики воспитания коллектива.-М-: Просвещение, 1981. 192 с. 227.- Талров Е. Отношение к труду и трудовая активность масс в условиях строительства коммунизма. Ташкент: Изд-во ФАН, 1978. — 100 с.
  190. А. И. Бригада и механизм хозяйствования. -М.: Советская Россия, 1981. 136 с.
  191. Труд в условиях развитого социалиазма: социально-экономические проблемы /Под ред. Капустина Е. И. М-~: Экономика, 1977. — 173 с.
  192. .Ф. Беседы о новом хозяйственном механизме.-М.: Политиздат, 1982. 176 с.
  193. Хозрасчетные бригады в промышленности /Под ред! проф. А-Ф.?умянцвва- М.: Правда, 1981. 159.с.
  194. И.И. Труд. Социологические аспекты теории и методологии исследования. М-1: Наука1, 1973. — 532 с.237- Чангли И. И. Социалистическое соревнование- Вопросы теории и практики организации^ М-: Наука, 1978- - 280 с.
  195. Человек и общест в о. Сборник статей под ред- канд. философ, наук Ю.А.Дмитриева- JT-- Изд-во Ленинградского ун-та, 1973, № 12. — 263 с.
  196. В.А. Современные советские рабочие: Передовые черты и социальная активность (Социология и жизнь) — -М.: Мысль, 1980. 215 с."
  197. М.И. Соревнование и качество. Челябинск, 1981. 119 с.- 178 242.' Юнак И. Х. Воспитание социалистической дисциплины труда. М.: Политиздат, 1977. — 223 с. 1. Статьи
  198. Алексеев. ., Смольков.. Дальнейшее развитие КПСС ленинской т еории социалистического соревнования на современном этапе развития. Вопросы истории КПСС, 1974, № I, с. 21−35.
  199. Антитьев А.Г.: Бригадные формы организации труда и коммунистическово воспитание. Научный коммунизм, 1982, 5, с. 85−91.
  200. A.M. Что понимается под разумными потребностями. Научный коммунизм, 1980, JS I, с. 73−88.
  201. .Е. Общественная активность масс сущность и некоторые проблемы развития. — Вопросы философии, 1981, № 4, с. 39−51.
  202. А. Гвоздь всего хозяйственного строительствам Политическое самообразование, 1983, 4, с. 48−55.
  203. Т.М. Активная жизненная позиция и духовное развитие личности- Вопросы философии, 1981, № 6, с. 70−82.
  204. Дисциплина труда в динамике. Экономика и организация промышленного производства, 1981, JS 9, с. 18−46.
  205. B.C. Социально-политические факторы повышения эффективности управленческой деятельности трудящихся в сфере производства. Научный коммунизм, 1983, № I, с- 49−58.
  206. В.Г. Нравственные принципы, свобода и трудовая активность личности. Вопросы философии, Щ978, 5, с. 81−91,
  207. М.Я. Исследование общественного мнения.-Вопросы философии, I96&, № 9, с. 140−156.253- Ковалев A.M. Развитой социализм главный итог победы Великого Октября. — Научнйй коммунизм,
  208. В.В. ХХУ1 съезд КПСС о формировании нового человека'. Научный коммунизм, 1981, JS 4, с. 18−24.255.- Кузнецов К. Бригадная организация труда в промышленности: опыт применения, проблемы. Политическое самообразование, 1982, № 5, с. 61−67.
  209. Ю.О. К вопросу развития теории организациии промышленного производства в COOP. Веб.: Организация и управление (вопросы теории и практики). — М.: Наука, 1968. — 86 с.
  210. А.В. К вопросу об укреплении социалистической дисциплины труда. Социологические исследования, 1977, Jfe I, с. 93−96.258- Музыря А. Бригада: опыт, задачи, перспективы. Коммунист, 1981, JS 14, с. 26−35.
  211. С.И. ХХУ съезд КПСС о советском образе жизни как важнейшей факторе формирования нового человека. Вестник Московского университета. Серия: Теория научного коммунив-ма, 1976, J6 6, с. 2−6.
  212. Е.Я. Влияние межличностных отношений в первичном производственном коллективе на производственную актив- 180 ность работников. Б кн.: Управление $ коллектив — личность. • Горький, 1970, — 157 с.
  213. Д.Д. ХХУ съезд КПСС о единстве идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. Вестник Московского университета. Серия: Теория научного коммунизма, 1976, Я 6, с. 14−18.
  214. Р. Общественное мнение в условиях развитого социализма Коммунист, 1977, В 12, с. 24−38.
  215. Н. Коллективные Форш организации труда: практика и проблемы!, Социалистический труд, 1980, & 2, с. 36−47.*
  216. Г. ЛГ. Конституция развитого социализма и теоретические вопросы всестороннего развития личности- Научный коммунизм, 1978, 15 2, с. 6−19.
  217. Фильев В. О- 0 дальнейшем внедрении щекинского метода. Вопросы экономики, 1983, $ 2, с. 53−64.270- Хвиль М. Н. В. И. Ленин о строительстве новой социалистической дисциплины. Научный коммунизм, 1980, I, с. 1−54.
  218. Чувство хозяина страны. Коммунист, 1981, $ 8, с-3.13.- 181 1. Периодическая печать
  219. Правда орган Центрального Комитета КПСС.
  220. Экономическая газета еженедельник Центрального Комитета КПСС.
  221. Известия орган Президиума Верховного Совета СССР.
  222. Труд орган Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов.276.- Комсомольская правда орган Центрального Комитета ВЛКСМ.
  223. Челябинский рабочий е орган Челябинского областного комитета КПСС.
  224. Неопубликованные материалы
  225. Государственный архив Челябинской области (ГАЧО).283v Магнитогорский филиал Государственного архива Челябинской области (МФ ГАЧО).
  226. .А. Роль общественного мнения в нравственном развитии личности в условиях социализма? Автореф- дис.. канд. философ, наук1." Киев, 1978. — 161. с-:
  227. О.Ю. Свободное время и дисциплина труда: Автореф. дис*. кавд. философ." наук. Свердловск, 1978. -16 с.
  228. О.А. Повышение роли трудового коллектива в управлении социалистическим предприятием и развитие государственной собственности: Автореф- дис.. канд. экон. наук.1. Л., 1981, 21 с.
  229. И.И. Патриотическое движение наставничества и его роль в формировании у молодежи коммунистического отношения к труду: Автореф. дис.. канд. ист? наук. М-', 1980. -22 с.
  230. Левшенкова Н. Ю, Воспитательная роль трудовых традиций социалистического производственного коллектива: Автореф." дис.. канд. философ.' наук. М., 1979. — 21 с.
  231. Д.Д. Формирование всесторонне и гармонически развитой личности в зрелом социалистическом общества: Автореф. дис.. док. философ, наук. М., 1978.' - с.
Заполнить форму текущей работой