Интернациональное и патриотическое воспитание рабочей молодежи в условиях строительства развитого социализма в ЧССР
![Диссертация: Интернациональное и патриотическое воспитание рабочей молодежи в условиях строительства развитого социализма в ЧССР](https://niscu.ru/work/3243727/cover.png)
См.: Бурмистрова Т. Ю. Интернациональное единство советского народа. — Л., Лениздат, 1982; Глезерман Г. Е. Исторический материализм и развитие социалистического общества. — М., Политиздат, 1973; Горовский Ф. Я. Советский народ как интернациональная общность* — Киев: Вища школа, 1982; Диалектика интернационального и национального в социалистич еском обществе. — М., Наука, 1981: Штернационализашя… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава I. ЕДИНСТВО СОПЩШСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ И ПАТРИОТИЗМА КАК ФАКТОР КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ
- I. Марксистско-ленинская концепция социалистического патриотизма и интернационализма
- 2. Патриотическое и интернациональное воспитание в системе формирования социалистического типа личности
- Глава II. ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕШАЦИОНАЛБНОГО «И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ В ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА В ЧССР
- I. Формирование у молодежи марксистско-ленинского мировоззрения — основа интернационального и патриотического воспитания
- 2. Роль и место патриотического и интернационального воспитания в преодолении влияния буржуазной пропаганды, националистических пережитков
- 3. Пути дальнейшего совершенствования патриотического и интернационального воспитания рабочей молодежи в условиях строительства развитого социализма в ЧССР
Интернациональное и патриотическое воспитание рабочей молодежи в условиях строительства развитого социализма в ЧССР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования" Формирование нового человека классики марксизма-^iеншизма рассматривали как одну из главных задач строительства нового общества. На современном этапе коммунистические и рабочие партии в формировании личности нового коммунистического типа видят важнейшую задачу строительства социалистического и коммунистического общества. Как отмечал Генеральный се1фетарь ЦК КПСС товарищ К. У. Черненко, «.без большой работы по духовному развитию лвдей, их социалистическому воспитанию с задачами совершенствования зрелого социализма не спра-. виться**1. Важной составной частью формирования нового человека является интернациональное и патриотическое воспитание.
Исторический опыт Коммунистической партии Советского Союза, Коммунистической партии Чехословакии и других братских марксистско-ленинских партий убедительно показал, что подлинно интернациональное воспитание трудящихся может быть успешно осуществлено только на основе социализма, который базируется на общественной собственности на средства производства, который ликвидировал национальный гнет и установил равноправие всех народов. Социализм осуществляет политику преодоления политического, правового и фактического неравенства наций. Так обеспечивается простор для последовательного разрешения этого вопроса, создается привлекательный образец для народов, которые стремятся вступить на путь социалистической ориентации, и для других пролетариев мира.
В условиях строительства развитого социалистического общества значительно возрастает роль рабочего класса как главной производительной силы общества. Постоянное воспроизводство ра.
I. Черненко К .У. Народ и партия едины: Речь на встрече с изби-ателями Куйбышевского избирательного округа г. москвы марта 1984 г. — М., Политиздат, 1984, с. 13. бочего класса обусловливает необходимость идейной, классовой закалки и основательной профессиональной подготовки его молодого поколения. Поэтому усиление внимания партии к совершенствованию, повышению эффективности интернационального и патриотического воспитания рабочей молодежи, ее идейно-политической закалки приобретает первостепенное значение.
Партия делает все для того, чтобы молодежь в полной мере использовала результаты исторических завоеваний социализма, упрочивала их и развивала* Естественно, что велика в этом деле и роль рабочей молодежи*.
Социалистический союз молодежи ЧССР является активным помощником партии в деле интернационального и патриотического воспитания* Если цели и задачи воспитания едины, то формы и методы воспитательной работы в большинстве своем различны, они сложны и многообразны* Многие из них показали свою высокую эффективность, другие требуют своего пересмотра и совершенствования*.
Мы должны, — отмечалось на ХУ1 съезде КПЧ, — неуклонно заботиться о том, чтобы молодежь сознавала свою ответственность перед будущим, чтобы свою любовь к отчизне она выражала полезным трудом на благо социализма, сочетала глубокие чувства социалистического патриотизма с пролетарским интернационализмом, чтобы она была готова к строительству и защите социалистической родины" 1*.
Актуальность исследования проблем патриотического и интернационального воспитания объясняется и той напряженной международной обстановкой, обострившейся в связи с агрессивными действиями реакционных империалистических сил, которые, взвинчивая гонку вооружений, все больше подталкивают мир к ядерной.
I* ХУ1 съезд Коммунистической партии Чехословакии* - М., Политиздат, 1981, с. 45* войне. Мы живем в тот период, который «отмечен небывалым за весь послевоенный период по своей интенсивности и остроте противоборством двух полярно противоположных мировоззрений, двух политических курсов — социализма и империализма» 1.
Однако не все группы молодежи в полной мере осознают эту опасность и свои обязанности в подготовке к выполнению своего интернационального и патриотического долга — защите социалистической Родины, великих завоеваний социализма.
В наше время пока еще существует различие в уровне интернационалистской сознательности. Наряду с подавляющим большинством чехословацких граждан, для которых интернационализм стал незыблемой нормой межнационального общения, имеются отдельные люди, для которых интернационализм еще не превратился в привычку. Отклонения от интернационализма как принципа социалистического образа жизни чаще всего наблюдаются вне трудового коллектива, в кругу личного общения, в семье, т. е. в той среде, где ослаблено общественное влияние, мнение и авторитет., общественных суждений и общепринятых ценностных ориентации. Кроме того, следует учесть, что пережитки шовинизма и национализма проявляются в преимущественно однонациональной среде, со спецификой, обусловленной историческим развитием той или иной национальности.
Состояние исследования проблеш. в последние годы в советской и чехословацкой научной литературе появилось значительное число исследований, посвященных творческой разработке проблем пролетарского, социалистического интернационализма и интернационального воспитания трудящихся. Они представляют несомненный научный интерес, вводят в обращение чрезвычайно богатый фак.
I. Андропов Ю. В. Речь на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 года.
— Избранные речи и статьи. — М., Политиздат, 1983, с. 285. тический материал, отражающий динамичную жизнь многонациональной страны*.
Эту литературу можно условно разделить на несколько групп: а) исследования, посвященные рассмотрению практической реализации ленинских положений и принципов национальной политики, интернационально^ и патриотическому воспитанию в СССР1— б) научные труды, в которых рассматриваются методологические вопросы интернационального и патриотического воспитания, их органическая взаимосвязь и единство^;
Т. iuawi? i| Xt/w | jjwuiaaa vuua до j. w^/ncu ^riv/дс.uiijnvx у" «.
Деятельность КПСС по дальнейшее укреплению интет ного единства и развитию сотрудничества народов СССР. — Киев, Политиздат Украины, 1979; Гришкявичюс П. В едином строю народов СССР. — Вильнюс, Минтис, 1980; Калтахчян С. Т. Ленинизм о сущности наций и пути образования интернациональной общности людей. — М., Изд. МГУ, 1976; Ларьков A.M. Нации и национальные отношения развитого социалистического общества.
— М., Изд. МГУ, 1980; Лебедев Н. И", Лазаренко Т. М. Торжество ленинской национальной политики. — Минск, Беларусь, 1981; На путях дружбы и сотрудничества: Сборник научных трудов.
— Киев, Наукова думка, X98IНациональные отношения и государство в современный период. — М., Наука, 1972; Нестеро-вич Я. Ю. За союз нерушимый республик. свободных: Объединительэтапе развитого социализма: Осуществление ленинской национальной политики. — Львов, Вища школа, 1981, и др.
2. См.: Бурмистрова Т. Ю. Интернациональное единство советского народа. — Л., Лениздат, 1982; Глезерман Г. Е. Исторический материализм и развитие социалистического общества. — М., Политиздат, 1973; Горовский Ф. Я. Советский народ как интернациональная общность* - Киев: Вища школа, 1982; Диалектика интернационального и национального в социалистич еском обществе. — М., Наука, 1981: Штернационализашя: сущность, тенденции, перспективы. — Минск, Беларусь, 1977; Ковалев A.M. Социализм и закономерности общественного развития. — М., Изд-во МГУ, 1982; Куличенко М. И. Расцвет и сближение наций в СССР! Проблемы теории и методологии. — М., Мысль, 1981; Дарьков A.M. Нации и национальное отношение развитого социалистического общества. — М., Изд-во МГУ, 1980; Паутов В. Н. Развитой ооциализм: процессы интернационализации. — М., Изд-во МГУ, 1981; Серцова А. П. Развитие теории и практики юлетарского интернационализма и современность. — М. Изд-во У, 1982, и др. в) литература, посвященная принципам, формам и методам интернационального и патриотического воспитания трудящихся?— г) специальные исследования, посвященные критике буржуазных и ревизионистских извращений национальной политики КПСС, оущности социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма, борьбе с националистическими пережитками в сознании отдельной части людей?.
Советские ученые в своих трудах раскрывают утверждение новых, социалистических взаимоотношений между нациями и народностями СССР. Диссертант опирается на эти уже полученные результат ты. Однако анализ литературы позволяет в то же время отметить, что, несмотря на достигнутые уопехи, далеко не все аспекты темы разработаны основательно и полно. Об этом свидетельствуют.
I. См.: Вопросы идейно-воспитательной работы комсомола. — Киев, Молодь, 1981; Джунусов М. С. Вопросы теории интернационального воспитания. — Ташкент, Узбекистан, 1980; Жапаров Д. Интернациональное воспитание и формирование социалистической личности. — Фрунзе, Кыргызстан, 1978; Ленинские принципы интернационального воспитания трудящихся. — Таллин, Ээсти раамат, «Метелица Л. В. Единство интернационального и патриотиотнство интернационального и патри ческого воспитания. -М., Мысль, 1982; Молодежь: проблемы формирования и воспитания. — М., Молодая гвардия, 1978; Овчинников B.C. Мировоззрение как явление духовной жизни общества. -Л., Изд-во ЛГУ, 1978; Патриотизм и интернационализм — неотъемлемые черты социалистического образа жизни. — Киев, Наукова думка, 1981; Патриотическое и интернациональное воспитание молодежи в условиях развитого социализма: Материалы республиканской научно-теоретической конференции. — Одесса, Изд-во ОГУ, 1976; Рахманов Р. Интернационализм социалистического типа личности. — Ташкент, Фан, 1981; Терентий М. А» Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. — Кишинев, Штиинца, 1978, и др.
2. См.: Актуальные вопросы современной идеологической борьбы. — М., Политиздат, 1980; Баграмов Э. А. Национальный вопрос в борьбе идей. -М., Политиздат, 1982; Борьба ленинской партии против национализма за интернационализм. — М., Политиздат, 1982; Королев Б. И. Реальный социализм и идеологическая борьба. — М., Политиздат, 1983; Национальное и интернациональное в современном мире. — Кишинев, Штиинца, 1981; Каше Я# Актуальные вопросы борьбы против современного антикоммунизма и ревизионизма. — Комьунист, 1982, № 5- Чижов Ю. А. Пропаганда идей интернационализма и преодоление пережитков национализма в современных условиях. — Вопросы истории КПСС, 1978, № 5, и др. ведущиеся дискуссии по ряду теоретических вопросов.
Коммунистическая партия Чехословакии ведет принципиальную марксистско-ленинскую политику в реализации национального вопроса* G преодолением кризисного периода 1968;1969 гг., с достижением реального политического равенства народов многонациональной Чехословакии на основе социалистической федерации начался новый этап разработки теории интернациональных отношений. Это нашло отражение в решениях Х1У, ХУ, ХУ1 съездов КПЧ и текущих пленумов ЦК КПЧ, в выступлениях руководителей партии. Свой вклад в разработку этой проблемы вносят и общественные организации, особенно Социалистический союз молодежи. Однако нужно отметить, что комплексно вопросы патриотического и интернационального воспитания молодежи были рассмотрены на Пленуме ЦК ССМ Чехословацкой Социалистической Республики лишь в 1979 г.
Целенаправленная деятельность КПЧ и государства обусловила размах исследований вопросов патриотического и интернационального воспитания на современном этапе. Вышел ряд монографий и статей, в которых рассмотрены вопросы взаимоотношений между нациями в ЧССР, исторической и социальной обусловленности их единства.
В целом имеющиеся исследования по вопросам интересующей темы позволяют представить общее положение дел'-. Имеется часть.
I" Bajcura I. Cesta lc internacion? lnej jednote, Bratislava, Pravda, 1983* Deaa^ rokov Seskoslovonskej feder? cie, Bratislava, Pravda, 1981; Hutira J., S? kod5Sek J. Nacionalizmusantisovietske diverzie proti Seskoslovenskej socialistickej republike, Bratislava, Smena, 1980; MltfdeS pl6noch anti-komunizmu, Bratislava, Pravda, 1975; N5rodnostn? ot? zka a ma6de2 v politike KS6, KoSice, Vtfchodosl.vyd., 1933;P?ikryl P. N^rodostn? vz^ahy v podmienkach socialisticke-j federacie, Bratislava, Pravda, 1980jP^ikryl P. IT6rodostn? ot? zka v na-Sich dejin^ch, Bratislava, Pravda, 1980; Pecho M. Problemy a perspektfvy intogr^cie, Pravda, Bratislava, 1979;Plevza V. lj? rodostn? politika KsS a Eeskoslovensk6 vz-tfsfay.PrefcQ, Brati.
Продолжение сноски см. на след. стр.) литературы, в которой в той иди иной степени затрагиваются вопросы патриотического и интернационального воспитания молодежи^. Однако, несмотря на большую плодотворную работу ученых, ряд важнейших вопросов патриотического и интернационального воспитания рабочей молодежи оовещен недостаточно.
На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС отмечалось, что всю нашу вдеологическую, воспитательную, щэопагаздистскую работу необходимо решительно поднять на уровень новых, больших и сложных задач, решаемых в ходе социалистического строительстве?.
Особую актуальность сегодня приобретает проведение научных исследований и обобщений марксистско-ленинского щцейно-теорети-ческого наследия по национальной политике и национальным отношениям, бескомпромиссной борьбы В. ИЛенина против всякого рода националистических отношений, анализ современных процессов и тенденций для критики концепций буржуазных идеологов. slava, 1979;Plevza V, Hist<5ria tfesko-slovenskej sdSasnosti, SPU, Bratislava, 1978;Pomaizl K. Marxizmus a n? rodnostn? ot? zka, Praha, Horizont, 1978;?indelka J. N^rodnostnf politika v EsSR, Orbis, Praha, 1978;UpevlIovanie internacion&Lnej jednoty Seskoslovenskej spolo-$nosti, SklSsenosti KS? J, Bratislava, Pravda, 1981 -Zvara J. RobotnjCcka trieda a n? rod, Pravda, Bratislava, 1976;Zvara J. u? rod a n? rod-n? vedomie, Bratislava, Pravda, 1982 a dalSf.
1.tfmolfk n. Varholfk J. Pokolenf. Socialistic!^ vlastenectvf a proletarsky internacionalismus, Praha, Mlada fronta, 1974;
К ot5zk? m komunistick? vfchovy. p?fsp5vek k teorii a praxi via-stenectva a internacion^lnej vfchovy v socialistick^ch zemfch, Praha, SPN, 1979; Koto? J., KaS5ni V. Vlasteneck? a internacio-n?lna v^chova, Bratislava, SPN, 1973; MatulS^k M. V^chova osobno-sti budovatela rozvinutej socialistickej spolo? nosti, Bratislava, SPN, 1979;Heubauer J. Jak v? st a organizovat Sinnost krouftcu revolucnfch tradic, Praha, Miad? fronta, 1980;Kaubauer J. Budujeme sfne a koutky revolu&afch tradic, Praha, Mlafl^ fronta, 1982;Pravd?k R# Socialistick6 vlastenectvo a proletarsky interna cionalizmus — jeden z hlavn^fch cieXov komunistickej vychovy, SPH, 1979; RevoluSne tradfcie a ich vyuSitie v masovopolitickej pr? ci, Bratislava, Pravda, 1982; Sfkod?? ek J. Vlastenectvo, inter-nacionalizmus a spoloEensk^ pokrok, Smena, 1983, Vlasteneck5 a internaсion^lna vychova, Socialistick? akademia SSR, Bratislava, 1974, a dalSie.
2. См.: Андропов Ю. В. Речь на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 г.
— Избранные речи и статьи. — М., Политиздат, 1983, о. 284.
— 10.
Цель и задачи исследования
* Цель данной работы заключается в том, чтобы с позиций марксистско-ленинской методологии исследовать следующие проблемы:
— уровень знания молодыми людьми сущности принципов социалистического интернационализма и патриотизма;
— характер проявления у различных групп рабочей молодежи патриотизма и интернационализма на деле;
— объективные и субъективные факторы, помогающие развитию процесса воспитания молодых людей в духе патриотизма и пролетарского интернационализма;
— значение и роль различных форм и направлений идейно-воспитательной работы, проводимой в трудовом коллективе по формированию у рабочей молодежи патриотизма и интернационализма;
— роль средств массовой информации в формировании устойчивых черт патриотизма и интернационализма;
— разработку практических рекомендаций по дальнейшему повышению идейного уровня, методической оснащенности и активности всего дела патриотического и интернационального воспитания рабочей молодежи.
Очевидная актуальность этих проблем и определила выбор автором настоящей темы диссертации".
Теоретической и методологической основой диссертации явились произведения классиков марксизма-ленинизма, документы и материалы международного рабочего и коммунистического движения, положения Программы КПСС, документы и решения съездов и пленумов КПСС и КПЧ, указания, вытекающие из выступлений и трудов руководящих деятелей КПСС и КПЧ, в которых получила дальнейшее развитие марксистско-ленинская теория пролетарского интернационализма и национальных отношений*.
Работая над диссертацией, автор использовал материалы государственных и общественных организаций, особенно материалы ВЛКСМ и Социалистического союза молодежи ЧССР".
Автор проводил специальное социологическое исследование по изучению уровня интернационального и патриотического воспитания рабочей молодежи в ЧССР. Он пользовался также исследованиями Центрального статистического управления Словакии.
Были изучены работы видных советских и чехословацких уче-ных^обществоведов.
Научная новизна работы состоит в том, что процесс интернационального и патриотического воспитания молодого поколения рабочего класса ЧССР впервые рассматривается как аспект одной из проблем научного коммунизма. Подчеркнув ведущую роль рабочего класса как подлинно интернационалистской и патриотической силы социалистического общества в Чехословакии, диссертант сделал попытку раскрыть специфические условия формирования этих качеств у молодого поколения Чехословакии на современном этапе.
Автором введены в научный оборот результаты проведенных им социологических исследований, статистических данных, обобщений проведенных им наблюдений.
В исследовании на основе анализа социологического опроса, осуществленного диссертантом, обобщен опыт патриотического и интернационального воспитания рабочей молодежи не только в обществе в целом, но и в трудовом коллективе.
Определенную научную новизну представляет исследование процесса усиления боевитости первичных организаций Социалистического союза молодежи ЧССР на базе улучшения их массово-политической, организационной работы в условиях строительства развитого социализма, повышения сознательности и организованности молодежи, занятой в промышленности ЧССР.
— 12.
Практическое значение диссертации. Теоретический анализ и выводы, рекомендации, фактические материалы диссертации имеют непосредственный выход на практику по интернациональному и патриотическое воспитанию рабочей молодежи. Анализируя содержание, формы и методы патриотического и интернационального воспитания молодого поколения рабочего класса ЧССР, диссертант разработал ряд рекомендаций и предложений, направленных на улучшение и совершенствование процесса воспитания чехословацкой молодежи. Проведенное исследование позволило сформулировать ряд предложений, учет и реализация которых, по мнению соискателя, могут способствовать совершенствованию работы ССМ Чехословацкий по интернациональному и патриотическому воспитанию:
— в определении путей дальнейшего углубления исследования проблем патриотизма на этапе строительства развитого социалистического общества в ЧССР;
— результаты исследования могут быть использованы для разработки и чтения лекций по темам «Интернациональное и патриотическое воспитание рабочей молодежи ЧССР1, «Формы и методы патриотического и интернационального воспитания» и в партийной пропаганде;
— в деятельности партийных, государственных и обществен ных организаций по совершенствованию системы интернационального и патриотического воспитания трудящихся.
Апробация работы. Результаты исследования были рассмотрены на заседании кафедры научного коммунизма АОН при ЦК КПСС,. а также на кафедре научного коммунизма ВШ1 КПЧ в Братиславе.
Материалы диссертации использовались в пропагандистской работе, в составлении методических разработок для идеологического отдела ЦК ССМ ЧССР.
— 13.
По теме диссертации автором прочитан ряд лекций в первичных организациях КПЧ и ССМ ЧССР в районе Приевццза.
Основные положения диссертации наши свое отражение в ряде статей, опубликованных в чехословацкой и советской печати".
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка использованных источников и литературы.
Результаты исследования дают основания сделать вывод о том, что космополитические настроения, примиренческое и даже одобрительное отношение к рассуждениям подобного толка определенным образом связаны с уровнем профессиональной подготовки молодых рабочих и удовлетворенностью своей работой: в большей степени они распространены среди неквалифицированных и средне-квалифицированных молодых рабочих и неудовлетворенных своей работой.
Анализ данных, характеризующих влияние тех или иных общественных организаций и добровольных самодеятельных объединений на формирование патриотического и интернационалистского сознания, непримиримости к суждениям космополитического характера, показывает, что выборный актив анализируемых общественных организаций и объединений в большей степени, чем рядовые члены, проявляет беспринципность к явлениям космополитического характера.
Как мы уже отмечали, диалектика соотношения национального и интернационального состоит в том, что здесь нет подмены, вытеснения одного другим, а есть взаимопереходы, взаимопроникновение, обусловленное степенью их зрелости и потребностями социального прогресса народов, объединенных в одно социалистическое государство с федеративным устройством. Усиление интернационального начала является непременным условием дальнейшего развития национального, а растущее сближение, сотрудничество, взаимообогащение нации ведет к новым высотам экономического, политического, духовного расцвета каздого народа. Исходя из всего изложенного, можно сделать следующие выводы:
1. Молодые труженики в своем подавляющем большинстве правильно определяют и воспринимают сущность патриотизма и интернационализма.
2. Понимание этих категорий в определенной степени зависит от социально-демографических характеристик молодежи (возраст, образование, квалификация).
3. В ходе анализа результатов социологического исследования установлено, что некоторая часть выборного актива Социалистического союза молодежи и других организаций в той или иной степени подвержена влиянию идей космополитического характера, проявляет повышенный интерес к передачам радио и телевидения капиталистических стран, индифферентное отношение к проблемам внутриполитического и внешнеполитического характера.
4. В процессе исследования обнаружилось определенное несоответствие между пониманием известной частью молодежи сущности патриотизма и интернационализма и умением с классовых позиций оценивать суждения националистического, в особенно космополитического, характера.
§ 2. Роль и место патриотического и интернационального воспитания в преодолении влияния буржуазной пропаганды, националистических пережитков.
На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС отмечалось: «Во всей воспитательной и пропагандистской работе следует постоянно учитывать особенность переживаемого человечеством исторического периода. А он отмечен небывалым за весь послевоенный период по своей интенсивности и остроте противоборством двух полярно противоположных мировоззрений, двух политических курсов — социализма и империализма. Идет борьба за умы и сердца миллиардов лвдей на планете. И будущее человечества зависит в немалой степени от исхода этой идеологической борьбы» '1'.
Одним из существенных каналов и катализаторов идеологического воздействия на СССР, другие социалистические страны.
I. Андропов Ю. В. Речь 'Да Пленуме ЦК КПСС, 15 июня 1983 года. — Избранные речи и статьи, 2-е изд. — М., Политиздат, 1983, с .285. в современных условиях выступает «психологическая война», развязанная империализмом, прежде всего американским. Она включена в арсенал очередного «крестового похода», объявленного президентом США Рейганом, с целью уничтожения социализма как системы. В психологической войне против СССР, социалистических стран делается упор на сферу вдеологии, на попытки «размягчения социализма изнутри». В арсенале психологической борьбы, которую активно проводили в Чехословакии в 70-е годы западные службы, средства массовой информации и пропаганды, важное место занимало распространение идей национализма, космополитизма, антисоветизма, шовинизма и др. Подобная идеологическая направленность передач средств массовой информации капиталистических стран наблюдается и в современных условиях. И это, разумеется, не проходит бесследно, оказывает то или иноё воздействие на некоторые слои населения чехословацкого общества со всеми вытекающими отсюда последствиями. По данным социологического исследования, 28,1% рабочей молодежи приходилось в своей жизни сталкиваться с проявлениями национализма, неправильного отношения к представителям другой нации- 32,8% - с антисоветизмом, 13,0% - шовинизмом, 8,0% - сионизмом. Только около 40% рабочей молодежи не доводилось сталкиваться с вышеуказанными проявлениями буржуазной вдеологии и психологии.
Данные исследования свидетельствуют и о том, что стабилизация экономического, политического положения в стране после событий 1968;1969 годов не в полной мере отразилась на идеологическом процессе, протекающем среди молодежи. Это подтверждает известное марксистско-ленинское положение о том, что изменения в сфере сознания могут отставать" и отстают от изменений в базисе. Вместе с тем, здесь сказываются и недостатки в воспи.
— 109 тательной работе. Поэтому для повышения эффективности интернационального и патриотического воспитания молодежи важно знать: каким группам молодежи чаще всего приходится сталкиваться с пережитками национализма, космополитизма, с проявлениями антисоветизма, шовинизма, сионизма и антисемитизма, как они, эти группы, реагируют на проявления таких пережитков.
Исследования показывают, что чаще с проявлениями национализма встречаются рабочие более старшего возраста, жители города, жители села. Стаж работы на данном предприятии и специфика профессии не оказывают существенного влияния на частоту встречи юношей и девушек с националистическими пережитками, взглядами и настроениями.
Идейный противник стремится любыми средствами и методами подорвать интернационалистское настроение, осквернить патриотические чувства рабочей молодежи, которая олицетворяет собой будущее каждой страны, судьбы социализма. Одним из изощренных приемов буржуазной пропаганды является распространение среди чехословацких юношей и девушек идей антисоветизма.
Исследования свидетельствуют, что 1/3 опрошенной рабочей молодежи сталкивается в своей жизни с проявлениями антисоветизма. Причем, чаще всего с этими проявлениями встречаютсялица старшего возраста (26−30 лет) — 47,3 $, по сравнению с 19−21-летними юношами и девушками (34,8 $) — юноши и девушки, проживающие в городской местности (36,2 $), чем в сельской местности (26,5 $) — рабочие и труженики, имеющие высокий профессиональный и образовательный уровень (45−46 $) — молодые рабочие, имеющие высокую заработную плату — более 3000 крон — 62,9 $, Это, очевидно, говорит о том, что представители указанных первых групп имеют больше возможностей для общения.
— но.
Отсюда следует, что местным партийным и молодежным организациям необходимо усилить пропагандистскую работу, направленную на раскрытие преимуществ дружбы и сотрудничества с СССР, широкого показа реальных успехов социалистического образа жизни, достижений СССР, вести наступательную и активную контрпропагандистскую деятельность, давать решительный отпор всем попыткам идеологической диверсии, вымыслам и слухам.
Острие пропагандистских враждебных акций нашего противника из буржуазного лагеря направлено не только на молодое поколение, вступающее в сферу материального производства, но и на наиболее квалифицированную часть рабочего класса, побуждая их покинуть Чехословакиюпрежде всего антисоветисты стремятся посеять сомнения в умах молодых людей в достоверности и реальности тех успехов, которые достиг Советский Союз в социалистическом строительстве, в решении национального вопроса, других социальных проблем. Подбрасывают империалистические цдеологи и такую «идею»: 'коммунисты, мол, живут одними обещаниями, а реально трудящимся массам ничего не дают для удовлетворения материальных и духовных потребностей, свободного развития индивидуальности.
Широкое распространение получает и другая «идея»: дружба и сотрудничество Чехословакии с Советским Союзом ведут якобы к потере независимости и самостоятельности, к безропотному подчинению политике Советского Союза. Эти и подобные им лживые утверждения находят еще, к сожалению, достаточное хождение среди отдельных слоев населения Чехословакии, подрывая у некоторой части молодого поколения веру в социалистические ценности, коммунистические цдеалы, необходимость укрепления дружбы и сотрудничества между Чехословакией и Советским Союзом, другими социалистическими странами.
Исследования убеждают, что молодым рабочим еще довольно часто в реальной жизни приходится сталкиваться с явлениями националистического, космополитического и антисоветского характера. Объясняется это рядом обстоятельств. С одной стороны, чехословацкое общество находится только на этапе строительства развитого социализма. С другой стороны, одной из главных причин сохранения националистических и космополитических пережитков остается влияние средств массовой информации западных стран. Среди сильнейших средств эмоционального воздействия на молодежь, средством знакомства с образом жизни той или иной страны, ее культурой находится, как известно, кино. Результаты исследования показывают, что 66,3 $ опрошенных предпочитают смотреть кинофильмы капиталистических стран.
Нечто подобное выявилось и при анализе ответов на вопрос: каким телепередачам отдается предпочтение — социалистических или капиталистических стран? Так, предпочитают смотреть телепередачи капиталистических стран 47,1 $, а чехословацкого телевидения — 32,2 $, стран социалистического содружества — 15,6 $. Несколько иная картина сложилась с передачами радио. Уровень передач чехословацкого радио достаточно высок, этим определяется и соответствующая степень интереса к ним. Так, предпочитают слушать передачи чехословацкого радио уже 58,3 $ опрошенной молодежи, в то же время только 34,1 $ - передачи радио капиталистических стран, 23,2 $ - радио социалистических стран, 7,6 $ яроявляют известный интерес к передачам развивающихся стран.
Если проследить интерес опрошенной части к тематической направленности культурных ценностей, то юноши и девушки предпочитают смотреть прежде всего детективные фильмы (84,2 $), приключенческие (81,9 $), комедии (80,8 $), исторические (80,4 $), муль.
— 112 типликационные (55,1%) — о нравственных проблемах, волнующих молодежь (любовь, дружба) — 51,4%- но ведь именно кинофильмы детективные и приключенческие, как правило, поступают из капиталистических стран" Показ таких кинофильмов практикуется и по телевидению.
В то же время фильмы на революционную, военную тематику не пользуются особым интересом у чехословацких юношей и девушек, что, безусловно, является определенным препятствием в патриотическом и интернациональном воспитании молодежи.
Следует отметить, что передачи радио и телевидения на внешнеполитические и внутриполитические темы также не занимают ведущего положения. Достаточно отметить, что такие передачи, например, по телевидению смотрит всего, соответственно 20,5% и 8,2%. Ориентация части молодежи на передачи западного радио и телевидения, ослабление интереса к внешнеполитическим и внутриполитическим проблемам, повышенный интерес к кинофильмам зарубежных стран становятся в современных условиях одним из ощутимых препятствий на пути интернационального и патриотического воспитания чехословацкой молодежи.
С проявлением антисоветизма опрошенные в основной своей массе сталкивались в форме разных видов клеветы на СССР, его политику, используя события 1968 года, цель которой, по мнению молодых, посеять вражду к СССР, в форме измышлений о стремлении СССР держать Чехословакию в экономической зависимости, в форме критики советской культуры и советского образа жизни.
Необходимо отметить, что под воздействием идейно-воспитательной работы трудовых коллективов, проводимой под руководством партийных организаций, за последнее десятилетие произошли серьезные изменения в понимании сущности отношений между Чехословакией и СССР. Подавляющее число чехословацких граждан соз.
— из нагат, что Советский Союз является гарантом независимости и социалистического развития Чехословакии* «Советский народ по праву гордится своими достижениями, той революционной исторической миссией, которую с честью выполняет наша Родина, идущая в первых рядах борцов за мир, независимость, свободу и счастье народов» *.
В связи с этим хотелось бы отметить, что обнаружились известные изменения в интернациональном сознании опрошенной молодежи ЧССР. Так, молодые люди, попавшие в свое время на прицел буржуазной клеветнической кампании и извращенно понимавшие интернациональный долг, выполненный Советским Союзом в 1968 году, под влиянием проведенной разъяснительной и воспитательной работы изменили свои представления и суждения. Многие из них стали по-иному оценивать происшедшие события, по-иному относиться к СССР. Эта тенденция заметно прослеживается по данным следующей таблицы.
— 170 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, мы рассмотрели состояние интернационального и патриотического воспитания рабочей молодежи в рамках обозначенной теш диссертации. При этом использовался опыт КПСС, КПЧ и молодежных общественных организаций обеих стран. Теперь предстоит подвести основные итоги проведенного нами исследования.
В известном высказывании К. Маркса о роли рабочей молодежи в истории подчеркнута мысль о сознательном отношении опытных пролетарских борцов к формированию духовного облика юной смены рабочих, и наиболее передовые рабочие вполне сознают, что будущее их класса и, следовательно, человечества, всецело зависит от воспитания подрастающего рабочего поколения.
Коммунистическая партия Чехословакии развивает у трудящихся глубокое марксистско-ленинское понимание процессов исторического развития, понимание факторов и явлений действительности, вырабатывает классовый подход к их оценке, воспитывает у каждого коммуниста, члена Социалистического союза молодежи высокие качества интернационалиста-патриота, знающего, способного принимать эффективное участие в процессе интернационального и патриотического воспитания трудящихся.
Усиление такого подхода обусловлено потребностью современного общественного развития. Очевидные положительные результаты, достигнутые партией в этом отношении, не означают, однако, что эта сложная, многогранная проблема решена полностью. Интересы нашего общественного развития требуют большой чуткости и внимания к тем вопросам, актуальность которых сегодня вполне очевидна.
Как показано в диссертации, дальнейшее совершенствование системы патриотического и интернационального воспитания рабо.
— 171 чей молодежи должно осуществляться по ряду важнейших направлений, учитывая все ее структурные элементы.
По мнению автора, необходимо усилить внимание к воспитанию молодежи на революционных, боевых традициях чехословацкого народа, учитывая при этом уроки прошлого.
Современному поколению молодежи важно глубоко и продуманно раскрыть исторические преимущества социалистического образа жизни, успехи реального социализма, формируя у нее чувство гордости за социалистическую Чехословакию.
Всеми средствами агитации и пропаганды необходимо формировать у молодежи правильные представления об отношениях между Чехословакией и СССР, раскрывать их взаимовыгодный, равноправный характеро месте и роли Советского Союза в создании благоприятных условий для строительства развитого социализма и защиты свободы и независимости Чехословакии и других стран социализма от происков империализма, разоблачать происки буржуазной пропаганды, клевещущей на Советский Союз.
В ходе патриотического и интернационального воспитания, как показано в диссертации, необходимо усилить работу по преодолению националистических пережитков в сознании и поведении отдельных групп молодежи, формируя у нее непримиримость к любым проявлениям национализма, космополитизма, антисоветизма.
Внимание всех идеологических организаций и учреждений должно быть привлечено к проблемам внешнеполитического и внутреннего развития Чехословакии, что будет способствовать формированию правильных представлений о роли и месте Чехословакии в решении международных проблем, содействовать воспитанию ответственности молодого поколения за судьбы социализма в нашей стране.
— 172.
С целью преодоления космополитических настроений у части рабочей молодежи следует более серьезное внимание уделять проблеме труда и удовлетворенности им, справедливой его оплате, т. е. стремиться реально воплотить в жизнь социалистический принцип «от каждого по способностям, каждому по труду». С другой стороны, необходимо преодолевать разрыв между уровнем образования и характером выполняемой работы.
Следует шире использовать в практике воспитания материалы по итогам соревнования комсомольско-молодежных бригад ЧССР и СССР, которые, в частности, создают условия для осуществления принципов коллективизма наделе. Вместе с тем. важно, чтобы молодые рабочие были включены в различные формы социалистического соревнования.
Большое значение, по мнению автора, имеет формирование у молодежи классового подхода к анализу и оценке общественных явлений. Целесообразно создать систему регулярной учебы выборного актива Социалистического союза молодежи в каждом трудовом коллективе. При этом целесообразно также, чтобы выборный актив выполнял и пропагандистские функции, осуществляя руководство одним из молодежных кружковим потребуется помощь со стороны партийных и молодежных комитетов.
Средства массовой информации должны усилить контрпропагандистскую работу, строя ее дифференцированно, с учетом возросших потребностей, запросов и интересов молодежи. Главное не только то, что эти интересы, запросы надо удовлетворять, но нужно и формировать интерес к таким проблемам и направлениям работы средств массовой информации и пропаганды, которые играют важную роль в выработке стойких патриотических и интернациональных убеждений, готовности отстаивать марксистские взгляды — когда угодно и перед кем угодно.
Важно направить усилия Социалистического союза молодежи на преодоление существующего разрыва между знанием сущности патриотизма и интернационализма и реальным вкладом в их утверждение, на борьбу с национализмом, шовинизмом, космополитизмом, антисоветизмом" В связи с этим перед учеными-обществоведами стоит задача более глубокого изучения действительности и выработки более смелого подхода к нерешенным вопросам, четких критериев для оценки такой работы.
Воспитание молодежи на революционных, боевых, трудовых традициях необходимо сочетать с традициями, которые рождаются богатой современной практикой социалистического строительства, привлекая для этого не только ветеранов труда, но и передовиков производства, победителей социалистического соревнования среди молодежи на получение звания бригады имени чехословацко-советской дружбы или движения «От станка — к станку» • Дело патриотического и интернационального воспитания рабочей молодежи требует коренного улучшения его планирования в трудовом коллективе, усиления координационной работы Социалистического Союза молодежи и других общественных организаций.
Важно отметить и тот факт, что значительная часть молодежи, настроенная: на активное претворениев жизнь кшмунистиче-ских идеалов, не просто фиксирует в сознании имеющиеся в проводимой работе по интернациональному и патриотическому воспитав нию недостатки, но и предлагает меры по их устранению. Данные предложения, на наш взгляд, заслуживают пристального внимания, изучения и учета в повседневной работе, ибо они базируются на опыте трудовых коллективов, помогут выявлению тех участков, форм и направлений, которые сегодня не удовлетворяют в полной мере интересы молодежи, не отвечают потребностям социального развития. Как подчеркивается в диссертации, задача партийных.
— 174 организаций и других общественных организаций состоит в том, чтобы воспитать из молодых людей высокоморальных и политически зрелых граждан. История знает много примеров того, как новые поколения умножали наследство предыдущих поколений. Когда мы научим нашу молодежь уважать и ценить прогрессивные традиции, когда ее выучим соединять любовь к отечеству с большой перспективой, которую имеет наша страна в социалистическом содружестве, соединять социалистический патриотизм с пролетарским интернационализмом, тогда мы может быть уверены в будущем нашей молодежи, в будущем нашей Родины. Вести к этому нашу молодежь, ставить перед ней задачи — есть долг, для исполнения которого мы не должны жалеть ни времени, ни сил-*-. Этому должна быть подчинена вся политическая, идеологическая, воспитательная работа.
I. Zasadmitie tfstredn? ho v^boru Komunistickej strany tfeskoslo-venska v dKoch 25. a 26. marca 1980, Pravda, Bratislava, 1980, s.16−17.
Список литературы
- Произведения основоположников марксизма-ленинизма
- Марко К. Дебаты по поводу закона о краже леса. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с. II9-I60.
- Маркс К. Учредительный Манифест международного товарищества рабочих. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.16, с. 3-II.
- Маркс К. Четвертый годовой отчет Генерального Совета международного товарищества рабочих. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.16, с. 331−336.
- Маркс К. О Гаагском конгрессе. Маркс К., Энгельс Ф.
- Соч., 2-е изд., т.18, с. 153−155.
- Маркс К. j Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс ф. Соч., 2-е изд., т. З, с. 1−4.
- Маркс К., Энгельс Ф. О Польше. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с. 371−373.
- Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с. 419-^59.
- Энгельс Ф. Движение Бовио в Трани. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 33, с. 373−374.
- Ленин В.И. Национальный вопрос в нашей программе. Полн. собр.соч., т.7, с. 233−242.
- Ленин В.И. О смешении политики с педагогикой. Полн. собр.соч., т.10, с. 355−358.
- Ленин В.И. К оценке русской революции. Полн.собр.соч., т.17, с. 37−51. Р
- Ленин В.И. Рабочий класс и национальный вопрос. Полн. собр.соч., т.23, с. 149−150.
- Ленин В.И. Тезисы по национальному вопросу. Полн.собр. соч., т.23, с. 314−322.
- Ленин В.И. Резолюции летнего 1913 года совещания ЦК РСДРП с партийными работниками. Резолюция по национальному вопросу. -Полн.собр.соч., т.24, с. 57−59.
- Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу.- Полн.собр.соч., т.24, с. II3-I50.
- Ленин В.И. Еще раз о разделении школьного дела понациональностям. Полн.собр.соч., т.24, с. 236−238.
- Ленин В.И. Нужен ли обязательный государственный язык? Полн.собр.соч., т.24, с. 293−295.
- Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. Полн.собр. соч., т. 25, с. 255−320.
- Ленин В.И. Примеры борьбы буржуазной интеллигенции против рабочих. Полн.собр.соч., т.25, с. 321−352.
- Ленин В.И. Положение и задачи социалистического интернационала. Полн.собр.соч., т.26, с. 36−42.
- Ленин В.И. Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма). Полн.собр.соч., т.26, с. 43−93.
- Ленин В.И. О национальной гордости великороссов. Полн. собр.соч., т.26, с. I06-II0.
- Ленин В.И. Социалистическая революция и право наций на самоопределение. Тезисы. Полн.coop.соч., т.27, с.252−266.
- Ленин В.И. Итоги дискуссии о самоопределении. Полн. собр.соч., т. 30, с. 17−58.
- Ленин В.И. Черновой проект тезисов. Обращение к интернациональной социалистической комиссии и ко всем социалистическим партиям. Полн.собр.соч., т.30, с. 273−285.
- Ленин В.И. Кризис назрел. Полн.собр.соч., т. 34, с. 272 283.
- Ленин В.И. Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи Советской власти». Полн.собр.соч., т. 36, с. 165 208.
- Ленин В.И. Доклад о внешней политике на объединенном заседании ВЦИК и Московского Совета, 14 мая 1918 г. -Полн.собр.соч., т.36, с. 327−345.
- Ленин В.И. Речь на П Всероссийском съезде комиссаров труда, 22 мая 1918 г. Полн.собр.соч., т. 36, с. 365−370.
- Ленин В.И. Речь на митинге в Политехническом музее.
- Полн.собр.соч., т.37, с. 65−70>
- Ленин В.И. Ценные признания Питирима Сорокина. Полн. собр.соч., т.37, с. II8-I97.
- Ленин В.И.^Речь на Ш съезде рабочей^кооперации, 9 декабря3.351.1918 г. Полн.собр.соч., т.37, с. 3421.34. Ленин В. И. Доклад на П Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока, 22 ноября 1919 г. — Полн.собр.соч., т.39, с. 318−331.
- Ленин В.И. Резолюция ЦК ШП(б) о Советской власти на Украине. Полн.собр.соч., т.39, с. 334−337.
- Ленин В.И. Письмо к рабочим и крестьянству Украины по поводу победы над Деникиным. Полн.собр.соч., т.40, с.41−47.
- Ленин В.И. Доклад о работе ВЦИК и Совнаркома на первой сессии ВЦИК УП созыва. 2 февраля 1920 г. Полн.собр. соч., т. 40, с. 87−110.
- Ленин В.И. Тезисы ко П конгрессу Коммунистического Интернационала. -Полн.собр.соч., т.41, с. I6I-I68.
- Ленин В.И. Детская болезнь «левизны» в комь-унизме. -- Полн.собр.соч., т.41, с. I-I04.
- Ленин В.И. Доклад комиссии по национальному и колониальному вопросам, 26 июля: П конгресс Коммунистического Интернационала, 19 июля 7 августа 1920 г. — Полн.собр. соч., т.41, с. 241−247.
- Ленин В.И. Товарищам коммунистам Азербайджана, Грузии, Армении, Дагестана, Горской республики. Полн.собр.соч., т.43, с. 198−200.
- Ленин В.И. Интервью корреспонденту «Обсервер» и «Манче-стц^Гардиан» М.Дарбману. Полн.собр.соч., т. 45, с.237
- Ленин В.И. К вопросу о национальностях или об «автономи-зацш». Полн.собр.соч., т.45, с. 356−362.
- П. Документы КПСС и Советского государства
- Декларация прав народов России, 2(15) ноября 1917 г. -В кн.: Советское содружество народов: / Объединительное движение и образование СССР/: Сб. документов, I9I7-I922. М.: Политиздат, 1972, е. 12−14.
- Декреты Советской власти, т.1. (25 октября 1917 16 марта1918). М.: Госполитиздат, 1957. — 606 с.
- Конституция (Основной Закон) Союза ССР. Конституции (Основные Законы) союзных советских республик. М.: Юрид. лит-ра, 1978. — 573 с.
- Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1978. — 144 с.
- Материалы ХПУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1974. -320 с.
- Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. -256 с.
- Материалы ШТ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -223 с.
- О ПО-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина: Постановление ЦК КПСС от 13 декабря 1979 г. М.: Политиздат, 1980. — 16 с.
- О 60-й годовщине образования Союза ССР: Постановление ЦК КПСС от 19 Февраля 1982 г. М.: Политиздат, 1982. — 30 с.
- Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры по ее реализации: Материалы майского Пленума
- ЦК КПСС 1982 г. М.: Политиздат, 1982. — III с.
- Материалы Пленума ЦК КПСС, 22 ноября 1982 г. М.: Политиздат, 1982. — 30 с.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
- Материалы Пленума ЦК КПСС, 16−27 декабря 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 30 с.
- Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм. Документы Совещаний коммунистических и рабочих партий, состоявшихся в Москве в ноябре 1957 г., в Духаре-ств в июне 1969 г., в Москве в I960 г. М.: Госполитиздат, 1964. — 94 с.
- Встреча коммунистических и рабочих партий Европы за мири разоружение, Париж, 28−29 апреля 1980 года. М.: Политиздат, 1980. — 159 с.
- Ш. Работы руководящих деятелей КПСС и Советского государства
- Черненко К.У. Сверяясь с Лениным, действуя по-ленински: Доклад на торжественном заседании в Москве, посвященном Ш-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина, 22 апреля 1981 г. М.: Политиздат, 1981. — 31 с.
- Черненко К.У. Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, 1984. — 670 с.
- Черненко К.У. Народ и партия едины: Речь на встрече сизбирателями Куйбышевского избирательного округа г. Москвы 2 марта 1984 г. М.: Политиздат, 1984. — 30 с.
- Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР. Доклад на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, 24 декабря 1982 года. Избранные речи и статьи. — М.: Политиздат, 1983, с. 5−19.
- Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Избранные речи и статьи. — М.: Политиздат, 1983, с. 231−249.
- Андропов Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 г.- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 года. Избранные речи и статьи. — М.: Политиздат, 1983, с. 284−299.
- Андропов Ю.В. Всегда в строю! Встреча в Щ КПСС с ветеранами партии, 15 августа 1983 года. — М.: Политиздат,
- Андропов Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС, 22 ноября 1982 года.- Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, 1983, с. 209 218.
- Алиев Г. А. Замечательные плоды ленинской дружбы народов. В кн.: ХХУ съезд КПСС: единство теории и практики. Вып. 8. — М.: Политиздат, 1981, с. 207−289.
- Брежнев Л.И. Актуальные вопросы идеологической работы КПСС. М.: Политиздат, 1979, т.т. 1−2.
- Брежнев Л.И. Ленинским курсом. Речи и статьи, т.2. -М.: Политиздат, 1973. 608 с.
- Брежнев Л.И. Ленинским курсом. Речи и статьи, т.4. М.: Политиздат, 1974. — 488 с.
- Брежнев Л.И. О коммунистическом воспитании трудящихся.- Речи и статьи. М.: Политиздат, 1975. — 639 с.
- Брежнев Л.И. О пятидесятилетии Союза ССР?- Доклад на совместном торжественном заседании ПК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета ГСФСР в Кремлевском Дворце съездов, 21 декабря 1972 года. М.: Политиздат, 1973. — 64 с.
- Гришин В.В. Великая семья советских народов: Выступление при открытии торжественного заседания МГК КПСС и Моссовета в Большом театре СССР, 15 дек. 1972 г. Избранные речи Й статьи. — М.: Политиздат, 197%, с. 255−258.
- Гришин В.В. Москва столица Советского Союза. — М.: Политиздат, 1982. — 143 с.
- Гришин В.В. Продолжа&тся дело Великого Октября: Доклад на торжественном заседании, посвященном 65-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции в Кремлевском Дворце съездов, 5 ноября 1982 года. М.: Политиздат, 1982. — 32 с.
- Громыко А. А. Во имя торжества ленинской внешней политики.- Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, 1978. -599 с.
- Загладин В.В. Историческая миссия социалистического общества. М.: Политиздат, 1981. — 158 с.
- Калинин М.И. 0 значении образования Союза ССР: Речь при закрытии I съезда Советов СССР, 30 декабря 1922 г.- Избранные статьи и речи. М.: Госполитиздат, 1957, — с. 53−54.
- Китов С.М. Речь на I съезде Советов Союза ССР, 30 декабря 1922 г. Избранные статьи и речи. — М.: Госполитиздат, 1957, с. 150−152.
- Кунаев Д.А. Ленинская национальная политика КПСС в действии. — Избранные речи и статьи. — М.: Политиздат, 1981. — 624:-с.
- Кунаев Д.А. 50 славных лет Союза ССР: Доклад на совместном торжественном заседании ЦК КП Казахстана и Верховного Совета Казахской ССР, II декабря 1972 г. Избранные речи и статьи. — М.: Политиздат, 1978, с. 224−244.
- Пельше А.Я. Могучая сила дружбы народов СССР: К 50-летию образования СССР. Избранные речи и статьи. — М.: Политиздат, 1978, с. 513−520.
- Пономарев Б.Н. Ленинская национальная политика КПСС на этапе развитого социализма и ее международное значение: Доклад на Всесоюзной научно-практической конференции, 28 июня 1982 г. М.:. Политиздат, 1982. — 46 с.
- Пономарев Б.Н. Международное значение образования и развития Союза ССР: Доклад на международной теоретической конференции в Праге, 5 июля 1972 г. Избранные речи и статьи. — М.: Политиздат, 1977, с. 457−487.
- Пономарев Б.Н. Международное значение Берлинской конференции. Коммунист, 1976, № II, с. 20−25.
- Пономарев Б.Н. Ленинская национальная политика КПССна этапе развитого социализма и ее международное значение.- Воспитывать убежденных патриотов-интернационалистов.- М.: Политиздат, 1982, с. 5−35.
- Рашидов Ш. Р. Великое шестидесятилетие и торжество интернационалистской и национальной политики. ХХУ съезд КПСС: единство теории и практики. Вып. 3. — М.: Политиздат, 1978, с. 390−414.
- Рашидов Ш. Р. Октябрьская революция и торжество пролетарского-' интернационализма в СССР. Рабочий класс и современный мир, 1977, № 5, с. 3−20.
- Рашидов Ш. Р. Язык нашего единства и сотрудничества. -М.: Политиздат, 1979. 32 с.
- Тихонов Н.А. Основные направления экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года. М.: Политиздат, 1981. — 46 с.
- Устинов Д.Ф. Под знаменем Великого Октября: Доклад на торжественном заседании, посвященном 64-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, в Кремлевском Дворце съездов, 6 ноября 1981 г. М.: Политиздат, 1981. — 32 с,
- Шеварнадзе Э.А. Интернациональное воспитание масс.- Коммунист, 1977, № 13, с. 35−49.
- Щербицкий В.В. Великая сила братского единства. В кн.: ХХУ1 съезд КПСС: единство теории и практики. Вып. 5.- М.: Политиздат, 1980, с. 318−337.
- Щербицкий В.В. Интернациональное единство и дружба народов СССР воплощение идей Великого Октября. — В кн.: ХХУ съезд КПСС: единство теории и практики. Вып. 3.- М.: Политиздат, 1978, с. 293−321.
- Щербицкий В.В. Международное значение опыта национальных отношений в СССР. Киев: Политиздат Украины, 1974.- 23 с.
- Документы Коммунистической партии Чехословакии и правительства Чехословацкой Социалистической1. Республики
- Х1У съезд Коммунистической партии Чехословакии. Прага, 25−29 мая 1971 г. М.: Политиздат, 1971. — 370 с.
- ХУ съезд Коммунистической партии Чехословакии. Прага, 12−16 апреля 1976 г. М.: Политиздат, 1977. — 289 с.
- ХУ1 съезд Коммунистической партии Чехословакии. Прага, 6−10 апреля 1981 г. М.: Политиздат, 1982. — 242 с.
- Уроки кризисного развития в Компартии Чехословакии и обществе после ХШ съезда КПЧ. М.: Политиздат, 1971.63 с.
- Xlll.zjazd Komunistickej strany Ceskoslovenska, Praha 31. mdja 4. jtfna 1966, Bratislava, Pravda, 1966, 515 s.
- Zjazd Komunistickej strany Slovenska, Bratislava, 2 $,-27. marca 1976, Pravda, 1976, 256 s.
- Zbornlk materi? lov z rokovania tfsttfedn&io v^boru Komuni-stickej strany Slovenska v dnoch 1.-2,aprlla 1980. Pravda, 6.10, 48 s.
- SouSasn? tfkoly politickovychovn? a ideologick? pr? ce, materially z celostatnlho aktlvu dne 23. dubna 1980 v Praze к a? dv?rum 15. zaseddnl tfV KStf, Praha, Svoboda, 1980, 75 s.
- XVI.zjazd KSC, Dokumenty d materialy. Pravda, Bratislava, 1981, 175 s.
- У. Работы руководящих деятелей социалистических стран
- Биляк В. По пути, указанному Лениным. Коммунист, 1981, № 6, с. 74−75.
- Гусак Г. Крепнет наше могучее содружество. Известия, 8 мая 1970 г.
- Гусак Г. Избранные статьи и речи. М.: Политиздат, 1973.- 983 е.- М.: Политиздат, 1981. 816 с.
- Гусак Г. Мир идеал социализма. — Проблемы мира и социализма, 1983, $ 6, с. 3-II.
- Гусак Г. Уроки нашего пути. Проблемы мира и социализма, 1981, № 5, с. 11−16.
- Готвальд К. Избранные статьи и речи. М.: Политиздат, 1970. — 311 с.
- Готвалвд К. Избранные произведения. М.: ГосПолитиздат, 1958, т.1. — 579 е.- т.2. — 500 с.
- Димитров Г. В борьбе за единый фронт против фашизма и войны. Статьи и речи. 1935−1939. Л., Госполитиздат, 1939.- 241 с.
- Калек А. Революция и демократия. Проблемы мира и социализма, 1983, Л 2, с. 6-II.
- Ю. Хонеккер Э. Тесное боевое содружество, братское единство, -Коммунист, 1982, }е 18, с. 40−47.
- Хонеккер Э. Бессмертное учение, преобразующее мир. -Проблемы мира и социализма, 1983, № 6, с, 12−19.
- Фойтик Я. В духе революционных традиций. Коммунист, 1981, № 7, с. 41−53.
- Фойтик Я. Актуальные задачи идеологической работы. -Проблемы мира и социализма, 1982, $ 5, с. 29−35.
- Фучик Ю. Избранные произведения, . М.: Политиздат, I9&3, ч.1. — 416 е.- ч.П. — 448 с.
- Якеш П. Революционный завет победоносного Февраля 1948 года. Коммунист, 1983, № 3, с. 70−81.
- Bejda V., Vesel^ J. Ideologick? pr? ca Komunistickej strany Ceskoslovenska a budovanie rozvinut? ho socializmu. Bratislava, Pravda, 1983. 48 s.
- Pojtlk J. Aktu^lne lSlohy ideologickej pr? ce, Pravda, 24. maja 1982.
- Kempn^ J. 6eskoslovensk? federace z tSlesn&nl jednoty naSich n^rodu a n^rodnosti. — Nov? mysl, 1983, 2.10, s.3−14.
- Obzina J. К ot? zkam v^chovy v duchu socialistick? ho vlastenectvl, Praha, Mlad? fronta, 1980, l.vyd., 16 s.
- Pezl?r L. Pormovanie nov? ho Sloveka, Nov? j31ovo dna 10. fehru? ra 1983 a 17. januar 1983.
- Документы общественных организаций
- XIX съезд Всесоюзного Ленинского Кошлунистргческого Союза Молодежи, 18−21 мая 1982 г.: Стенографический отчет. -М.: Молодая гвардия, 1982, т. I 415 е., т.П. — 415 с. 62. stenografick^ z? znam 3X. zased?nf EtfV SSM konan? ho dne 3.3?!jna 1979 v Praze.
- Stanovy Socialistick6ho zvazu ml? de?e, Praha, 1977. Smena, 1980. 43 s.
- Ml?de2 tfSSR /1981, Praha, Mlad? fronta, 1982, 161 s.
- Bilancia flspechov vtfsledky Sinnosti SZM v SSR v rokoch 1977−1982, Bratislava, Smena, 155 s.
- Zavere5n? sprSva zo sociologick6ho prieskumu faktorov posoniacich na organizovanosf robotnfeke j ml? dei?e v SZM, material predsednlctva StfV SZM zo dna 26.4.1982.
- Stenografick^ z^znam XVIII. zaseddnl ustrednlho vtfbcru Socialistick? ho svazu ml? de?e konan? dne H. kvStna 1982 v Praze.
- Dokumenty Zjazdu Socialistick? ho zvazu ml? de2e v Sloven-skej socialistickej republike, Bratislava, 11.-13.sep-tembra 1982. Bratislava: Smena, 1982, 96 s.
- Dokumenty Ill. zjazdu Socialistick? ho zvazu ml5de2e, Praha 1.-3.okt6bra 1982, vydal Slovensk^ ustredn^ vtfbor SZM v Smene, 1982. 113 s.
- Za dalSl prohloubenl tiSasti SCSP ve vlasteneck? a inter-nacion^lni v^chov? mlad? generace, Dokumenty s jedn^nl dst^ednlho vyboru Svazu ceskoslovensko-soviefcsk^ho p?? tel-stvf dne 19. kvStna 1983, Vydal tfv SCSP v lidovem nalcla-telstvl 1983, 37 s.
- УП. Материалы социологических исследованийtfstav pre vtfskum verejnej mienky pri sEflJ v Bratislave. Spravy z v^skumov.
- Ndzory na v^chovu mladej gener? cie. febru? r 1982,31 s.
- Pr5ca a ml? de2 august 1982, s. 54 s.
- My a Sovietsky zvaz oktdber, 1982, 52 s.74. &esdesiate v^roSie KSCJ ve vedoml obyvatelov SSR. -april 1981, 43 s.
- Statistic^ roSenka 6eskoslovensk6 socialistick? repub-liky 1981, Praha 1981, SNTL Nakladatelstvf technick? literatury, ALFA, Vydavatel^tvo technickej a ekonomickej literatury, Bratislava, 696 s.
- Абдулатипов Р.Г., Бурмистров Т. Ю. Ленинская политика интернационализма в СССР: История и современность. М.: Мысль, 1982, — 268 с.
- Актуальные вопросы совремзнной идеологической борьбы. М.: Политиздат, 1980. — 446 с.
- Алиев А.И. Патриотизм и интернационализм неотъемлемая часть духовного облика советских лщей. — Махачкала: Дагестанское книшюе изд-во, 1979. — 21 с.
- Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей. М.: Политиздат, 1982. — 356 с.
- Борьба ленинской партии против национализма за интернационализм. М.: Политиздат, 1982. — 256 с.
- Бурмистров Т.Ю. Интернациональное единство советского народа. Л.: Лениздат, 1982. — 143 с.
- Великая сила интернационального единства: Деятельность КПСС по дальнейшему укреплению интернационального единства и развитию сотрудничества народов СССР. Киев: Политиздат Украины, 1979. — 335 с.
- Вишняков А.С. Марксистско-ленинское учение о классах и классовой борьбе. М.: Высшая школа, 1962. — 72 с.
- Вишняков А.С. Моральный кодекс строителя коммунизма. М.: Политиздат, 1964. — 191 с.
- Вопросы идейно-воспитательной работы комсомола. Киев: Молодь, 1981. — 318 с.
- Глезерман Г. Е, Исторический материализм и развитие социалистического общества. М.: Политиздат, 1973. — 352 с.
- Горовский Ф.Я. Советский народ как интернациональная общность. -Киев: Вшца школа, 1982. 222 с.
- Гришкявичюс П. В едином строю народов СССР. Вильнюс: Минтис, 1980. — 511 с.
- Диалектика интернационального и национального в социалистическом обществе. М.: Наука, 1981. — 366 с.
- Джунусов М.С. Вопросы теории интернационального воспитания. Ташкент: Узбекистан, 1980. — 280 с.
- Долгин В.Г. В единстве сила содружества социалистических стран. — М.: Политиздат, 1977. — 199 с.
- Дудинский И.В. Социалистическое содружество: основные тенденции развития. М.: Мысль, 1976. — 327 с.
- Еремина В.М. Закономерности развития мировой системы социализма как выражение единства национального и интернационального. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 198 с.
- Жапаров Д. Интернациональное воспитание и формирование социалистической личности. Фрунзе: Кыргызстан, 1978.- 63 с.
- Златопольский Д.Л. Верховный Совет СССР выразитель воли советского народа: К 60-летию образования СССР. — М.: Юрид. лит-ра, 1982. — 280 с.
- Интернационализация: сущность, тенденции, перспективы.- Минск: Беларусь, 1977. 174 с.7^.22. Калтахчян С. Т. Ленинизм о сущности нации и пути образования интернациональной общности людей. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 408 с.
- Ковалев A.M. Социализм и закономерности общественного развития. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 352 с.
- Ковальчук А.С. Становление нового качества в развитии общества. М.: Наука, 1968. — 245 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.- М.: Учпедгиз, 1939, т.1. 310 с.
- Королев Б.И. Реальный социализм и идеологическая борьба.- м.: Политиздат, 1983. ПО с.
- Куличенко М.И. Расцвет и сближение наций в СССР: Проблемы теории и методологии. М.: Мысль, 1981. — 444 с. 828.-Ларьков A.M. Нации и национальные отношения развитого социалистического общества. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 147 с.
- Лебедев Н.И., Лазаренко Т. М. Торжество ленинской национальной политики. Минск: Беларусь, 1981. — 96 с.
- Ленинские принципы интернационального воспитания трудящихся. Таллин: Ээсти раамат, 1975. — 279 с.
- Лихолат А.В., Панибудьласка В. Ф. В единой семье народов: Дружба и сотрудничество народов СССР в условиях развитогосоциализма. М.: Мысль, 1979. — 334 с.
- Матоуш М. Фронт без перемирия: Чехословакия в борьбе против идеологической диверсии. М. :Политиздат, 1977. -263 с.
- Метелица Л.В. Единство интернационального и патриотического воспитания. М.: Мысль, 1982. — 207 с.
- Мир социализма торжество великих идей. — М.: Политиздат, 1981. — 175 с.
- Молодежь: проблемы формирования и воспитания. М.: Мол, гвардия, 1978. — 255 с.
- На путях дружбы и сотрудничества: Сборник научных трудов.- Киев: Наукова думка, 1981. 243 с.
- Национальное и интернациональное в современном мире.- Кишинев: Штиинца, 1981. 339 с.
- Национальные отношения и государство в современный период.- М.: Наука, 1972. 231 с.
- Нестерович Я.Ю. За союз нерушимый республик свободных: Объединительное движение трудящихся Белоруссии. Минск: Изд-во БГУ, 1981. — 175 с. 841 • Овчинников B.C. Мировоззрение как явление духовной жизни общества. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. — 99 с.
- От Маркса до наших дней: Исторические традиции пролетарского интернационализма. В 2-х тт. М.: Мысль, 1982, т. I 292 е.- т.2 — 284 с.
- Патриотизм и интернационализм неотъемлемные черты социалистического образа жизни. — Киев: Наукова думка, 1981.-271 с.
- Патриотическое и интернациональное воспитание молодежи ви
- Паутов В.Н. Развитой социализм: процессы интернационализации. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 87 с.
- Петрушко М.А. Источник нашей силы: Опыт КП Белоруссии по патриотическому и интернациональному воспитанию трудящихся. Минск: Изд-во БГУ, 1981. — 183 с.
- Плевза В. Современная история Чехословакии. Братислава: Обзор, 1979. — 246 с.
- Проблемы теории и практики развитого социализма: Прага: Мир и социализм, 1977. — 341 с.
- Пролетарский интернационализм наше знамя, наша сила.- М.: АЛН, 1978. 454 с.
- Пугачев Б.М. Сближение стран социализма: Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1981. — 208 с.
- Развитие рабочего класса в социалистическом обществе.
- Интернациональные закономерности и национальные особенности. М.: Наука, 1982. — 527 с.
- Рахманов Р. Интернационализм социалистического типа личности. Ташкент: Фан, 1981. — 158 с.
- Рогачев С.В., Свердлин М. А. Вопросы интернационального воспитания студентов в преподавании диалектического и исторического материализма. М.: Высшая школа, 1982. — .' 112 с.
- Т^ткевич м.Н. Становление социальной однородности. М.: Политиздат, 1982. — 334 с.
- Семенов B.C. Интернационализм и общественный прогресс.- М.: Мысль, 1978. 428 с.
- Серова И.И. Советская общенациональная гордость. -Минск: Беларусь, 1981. 144 с.
- Серцова А.П. Развитие теории и практики пролетарского ин-^те^национализма и современность. М.: Изд-во МГУ, '
- Сульженко В.К. Интернационализм на этапе развитого социализма: Осуществление ленинской национальной политики КПСС на Украине. Львов: Вшца школа, 1981. — 191 с.
- Сухорев В.В. Авангард мирового социализма: Интернациональное взаимодействие коммунистических и рабочих партий стран социалистического содружества. Киев: Политиздат Украины, 1982. — 279 с.
- Терентий М.А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. -Кишинев: Штиинца, 1978. 276 с.
- Торжество ленинской национальной политики КПСС: Материалы межреспубликанской научно-теоретической конференции, посвященной 50-летию образования СССР, II-I3 октября 1972 г. Алма-Ата: Наука, 1973. — 531 с.
- Углубление и совершенствование патриотического воспитания масс. (Тезисы доклада Областной межвузовской научно-практической конференции, I0-II апреля 1979 г.).- Гомель, 1979. 82 с.
- Укрепление братской дружбы и сотрудничества стран социалистического содружества. Киев: Наукова’Думка. 1981.- 302 с.
- Укрепление единства социалистических стран. Вопросы теории. — М.: Наука, 1977. — 214 с.
- Умаханов М.С. Это и есть интернационализм. М.: Советская Россия, 1980. — 206 с.
- Усубалиев Т.У. Руководящая роль КПСС в укреплении един-• ства интернационального и национального в советском социалистическом образе жизни. Фрунзе: Кыргызстан, 1982. — 183 с.
- Холмогоров А.И. Национальные отношения в социалистическом обществе: Проблемы научного управления. Киев: Политиздат Украины, 1982. — 142 с.
- Хромов С.С., Калашников В. Л., Шишов Н.И.
- Интернационализм и патриотизм: история и современность. М.: Высшая школа, 1977. 280 с.
- Цамерян И.П. Нации и национальные отношения в развитом социалистическом обществе. М.: Наука, 1979. — 191 с.
- Aktu?lne ot? zky socialistickej v^chovy robotnickej ml5des? e, Zbornlk materi? lov v teoreticko-praktickej konferencie SOR, Bratislava, Pr? ca, 1981. 228 s.
- Aktu?lne ot? zky socialistickej v^chovy uSSovskej ml? de?e, Zbornlk materi^lovz. teoreticko-praktickej konferencie SOR, Bratislava, Pr5ca, 1983, 231 s.
- Aktu^lne ot5zky socialistickej v^chovy uSSovskej ml5de? e, Zbornlk materifilov z teoreticko-praktickej konferencie SOR, Bratislava, Pr5ca, 1983, 237 s.
- Bajcura I. Cesta к internacion5lnej jednote. Bratislava, Pravda, 1983. 257 s-.
- Bako& E. a kol. Te6ria vtfchovy, Bratislava, SNP, 1977.328 s.
- Bedndr A. Sklenen^ vrch, II.vyd., Bratislava, Slovensk^ spisovatel, 1969, 422 s.
- Brann5 v^chova ml? de?e. Zbornik z celoslovensk^ho seminSra о aktu^lnych tSloh^ch brannej v^chovy mladej gener^cie. Zost.:Helmut VScha, Bratislava, Smena, 1981. 192 s.
- Bro2 Ivan., Suja Stanislav, ZahraniSnd politika tfSSR, Bratislava, Pravda, 1981. 294 s.
- Budovanie rozvinutej socialistickej spololSnosti, Bratislava, Pravda, 1978. 294 a.879. 6mollk 0., Yarhollk J. Pokolenl. Socialistick6 vlastenectvl a prolet^rsky internacionalismus. Praha, Mlad? fronta, 1974. 282 s.
- DesaU rokov Ss.federacie. Bratislava, Pravda, 1981.-44 s.
- Fedorov? V. Socialistick? vlastenectvo a internacionalismus ve vychovnam syst^me P0 SZM. Bratislava, Smena, 1982.96 s.
- H?lbek 0. Preks. Internacion^lnl spoleSnosti sovietsk? ho ltdu. Svoboda, 1982. 216 s.
- Hutira J., SfkoddSek J. Nacionalizmus antikomunistick^L diverzie proti 'Seskoslovenskej socialietickej republike.-Bratislava, Pravda, 1980. — 399 s.
- Charv5t p. Soci^lni struktura socialistick? spoleSnosti a jejl v^voj v tfeskoslovensku, Akad&nia, Praha, 1980.
- Chovanec J. {Jeskoslovensk5 socialistick5 federacia. Bratislava, Pravda, 1974.
- Ideologic!^ boj a socializmus. Bratislava, Pravda, 1976.-321 s.
- Internacion?lna a vlasteneck? v^chova mladej generScie, v^chova v duchu revoluSn^ch a internation? lnych tradlcil. V.:Zuzul?k M. Komunistick? vtfchova v SZM. Bratislava, Smena, 1981, s.55−65.
- Internacion^lnl a vlasteneck? v^chova mlad? generace. Sbornlk materidlfc p? ednesen$ch na ideologickem semin?3?i z p? lle?itosti 12. setk?n? ml? de?e na SumavS, Cerven, 1978 Praha, Mlada fronta, 1978. 125 s.
- Jir^sek J. RozvinutS socialistick? spoleSnost. Praha, Svoboda, 1980. 129 s.
- К ot6zk5m komunistick? v^chovy. P?? spSvek к teorii a praxi vlastenectva a internacionalistickej v^chovy ml^deZe v socialistic!^ ch zemlch. Praha, SPN, 1979. 152 s.
- KaSanl V. V^chova vlasteneck^ch a internacionalistick^ch citov. Bratislava, SPN, 1966. 138 s.
- Komunistick5 v^chova a morSlka nov? ho Sloveka. Praha, SPN, 1971. 111 s.
- KotoS J.-KaSan? V. Vlasteneck5 a internacionalistick? vtfchova. Bratislava, SPN, 1973. 123 s.
- Koutin J. Vrfazstvo nad faSizmom nevySerpateXny zdroj socialistickej v^chovy. Bratislava, SPN, 1977. — 115 s.
- Kozel P. Teoretick? probl? my komunistick? v^chovy. -Praha, SPN, 1978. 165 s.
- Kulitfenko M. Socializmus a zbliSovanie n&rodov. Bratislava, Pravda, 1982. 448 s.
- Machn5Sek L. SZM a ml? de? v etape budovania rozvinutej socialistickej spoletfnosti, Bratislava, Smena, 1981.-93 s.
- Machyniak J. Program a stanovy z? kladn? dokumenty strany, Bratislava, Pravda, 1982. 283 s.
- М.: ШИОН, 1980, с. 181−200.8180. Куличенко М. И. В. И. Ленин, КПСС о сущности и социальной роли новой исторической общности. В кн.: Развитие советского народа — новой исторической общности.
- М.: Наука, 1981, т.1, с. 256−389.