Стратегия повышения финансового потенциала российских регионов
Также важны исторические модели формирования федераций, в рамках которых раскрывается не только логика федерализма, но и динамика которой подчинено его развитие. Первую модель можно определить как классическую. Сущность её в том, что исторически федеративное государство образуется в результате объединения нескольких суверенных государств. Объединение представляет собой центростремительный… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В СИСТЕМЕ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
- 1. 1. Этнополитическая и экономическая необходимость региональных финансов как самостоятельной единицы системы федеративных отношений
- 1. 2. Бюджетный федерализм как основа формирования приоритетов финансового потенциала регионов
- Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
- 2. 1. Анализ региональных финансов в системе экономического районирования
- 2. 2. Формирование финансового потенциала регионов и структура финансовых ресурсов
- Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ
- 3. 1. Основные элементы стратегии повышения финансового
- 3. 2. Инновационные подходы к формированию собственных доходов потенциала региональных бюджетов
Стратегия повышения финансового потенциала российских регионов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. На современном историческом этапе, важнейшее значение для России играет региональный аспект, он выступает определяющим фактором перспектив государственного развития и устойчивости государства к дестабилизирующим факторам и событиям.
Региональное развитие напрямую зависит от состояния региональных финансов, от того насколько самостоятелен регион в формировании достаточного материального обеспечения, необходимого для реализации им своих государственных функций. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка проблем повышения финансового потенциала регионов.
Государственные реформы, реализованные в последнее десятилетие, запустили процессы централизации во многих сферах федеративных отношений. Перераспределение полномочий и финансовых ресурсов от регионального уровня власти к федеративному уровню, обусловили концентрацию полномочий и ресурсов преимущественно в руках федеральных органов. Вкупе это привело к снижению финансового потенциала российских регионов, к неустойчивости региональных финансов, росту дефицитов региональных бюджетов, и к сокращению инструментов качественного развития регионов.
В то же время экономические и социальные реалии, указывают на то, что за несколько последних лет, необходимость активного управления региональными процессами только усилилась. Перед региональной властью образовался целый ряд не только текущих проблем, но и вопросов долгосрочного стратегического развития регионов. Это определяет важность и неотложность поиска научных решений всех проблем связанных с формированием и укреплением финансового потенциала российских регионов, и соответственно, характеризует высокий уровень актуальности темы диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Как в отечественной, так и в зарубежной науке, сущности и особенностям региональных финансов уделяется значительно меньше внимания, нежели проблемам общегосударственных финансов.
Вопросы региональных финансов, проблемы формирования и укрепления финансового потенциала регионов, а также разработка вопросов совершенствования федеративных отношений, непосредственно связанных с финансовым потенциалом регионов, явились предметом исследования для немалого числа отечественных деятелей науки. Среди них нужно выделить Бабаян H.A., Барулина C.B., Врублевскую О. В., Галицкую C.B., Година A.M., Горегляда В. П., Ермакову Е. А., Золотареву B.C., Казака А. Ю., Карлова A.M., Корчагина Ю. А., Крохину Ю. А., Куцури Г. Н., Лаврова A.M., Лексина В. Н., Мнацаканяна А. Г., Морозову Е. А., Наливайского В. Ю., Невскую H.H., Подпорину И. В., Родионову В. М., Романовского М. В., Сабанти Б. М., Ходорович М. И., Христенко В. Б., Чабанову Э. В., Швецова А. Н., Яхъяева М. А. и других.
Среди зарубежных представителей науки, также имеется определенное количество работ посвященных разработке обозначенных проблем. В частности, основная масса исследований выполнена следующими деятелями науки: Бретон А., Вэингэст Б., Ли Д., Масгрэйв Р., Монтинола Г., Отс У., Райкер У., Санли И., Стоцкий Дж., Танци В., Томсон Т., Хен-Фу Ц., Цань Ю., Шах А. и ряд других.
Тем не менее, в исследуемой сфере финансовой науки большое количество проблемных вопросов, все же осталось без внимания, в то время как многие проблемы региональных финансов, не нашедшие пока своего решения, обострились. Более того, основу научных интересов некоторых авторов, составляют скорее отдельные вопросы региональных финансов, нежели всестороннее рассмотрение их проблематики. В связи, с чем ощущается острая потребность комплексной разработки и исследования теоретических и практических проблем формирования финансового потенциала регионов.
Нельзя не отметить и то, что в большинстве случаев работы имеют скорее теоретическое значение, что обусловлено ограниченным охватом, не учитывающим многогранную и неповторимую специфику российских регионов, а, следовательно, они и не имеют широкого научно-практического применения.
Предмет диссертационного исследования. Предметом исследования выступает совокупность комплексных экономических и финансово-правовых отношений складывающихся в процессе формирования финансового потенциала российских регионов.
Объект диссертационного исследования. Объектом исследования являются финансовые ресурсы, формирующие доходную часть региональных бюджетов.
Цель диссертационного исследования. Цель исследования заключается в разработке комплексного научно-теоретического подхода (стратегии) и практических рекомендаций по повышению и укреплению финансового потенциала российских регионов.
Задачи диссертационного исследования. Необходимость достижения поставленной цели обусловила потребность в решении следующих задач:
— исследовать этнополитические и экономические основы региональных финансов в системе федеративных отношений;
— раскрыть сущность бюджетного федерализма, определить его роль и значение в процессе построения финансовых отношений;
— определить сущность и содержание финансового потенциала региона, выявить субъективные и объективные факторы, влияющие на процесс его формирования и итоговую величину;
— провести анализ практики формирования финансового потенциала широкого перечня регионов, рассмотреть структуру их финансовых ресурсов и выявить присущие им особенности и общие тенденции;
— определить основные элементы стратегии повышения финансового потенциала и предложить инновационные подходы повышения и укрепления финансового потенциала российских регионов.
Теоретическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составили фундаментальные научные труды, а также концепции, теории и гипотезы, представленные и обоснованные в работах российских и зарубежных деятелей науки, специализирующихся на разработке проблем финансов, финансового потенциала, бюджета, налоговых и неналоговых доходов, федерализма и региональной политики.
Методологическая основа исследования. При исследовании, методологической основой послужил диалектический метод познания, предполагающий изучение экономических категорий и процессов в их постоянном развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. Помимо этого, в процессе исследования использованы и другие методы, в том числе дедуктивный метод, метод анализа и синтеза, метод сравнения, графический метод, программный метод, а также метод экономико-статистического анализа.
Информационная база исследования. В процессе исследования информационной базой выступили официальные материалы Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы Российской Федерациифедеральные и региональные нормативно-правовые акты по вопросам бюджета, налогов и финансов, данные, опубликованные в отечественных монографиях, периодических изданиях, аналитические материалы информационных и экспертных агентств, исследования международных организаций, информационные и справочные базы данных, а также другая информация, собранная автором в ходе подготовки и написания исследования.
Научная новизна диссертационного исследования. Элемент научной новизны диссертационного исследования, состоит в следующих научных положениях и результатах, достигнутых автором:
— разработан и обоснован расширительный подход к пониманию бюджетного федерализма как проявления государственного федерализма в финансово-бюджетной сфере и доказано его определяющее значение в построении и реализации национальной системы финансовых отношений;
— раскрыто содержание исторических моделей формирования федераций, обобщена логика и динамика развития бюджетного федерализма, определены его целевые приоритеты на разных исторического развития;
— уточнено содержание и выявлены отличительные признаки финансового потенциала региона как экономической категории: целевая обусловленность ресурсовсовокупность финансовых ресурсов мобилизуемых в рамках публичных, финансовых правоотношенийконцентрация ресурсов в руках региональной власти;
— выявлены субъективные и объективные факторы определяющие процесс формирования и величину финансового потенциала региона: качество работы региональных органов государственной власти, потенциал региональной экономики, наличие и состав природных ресурсов, стабильность социальной обстановки и демографии;
— предложен и аргументирован методологический подход к разработке проблем и реформированию региональных финансов в системе экономического районированиявыявлены и обобщены основные тенденции и явления, характерные для современной сферы региональных финансов: высокая доля безвозмездных поступлений, низкая доля неналоговых доходов и низкая доля региональных налогов в структуре доходной части, планомерная реструктуризация доходной части региональных бюджетов;
— разработана трактовка понятия «бюджетный риск» как отклонения фактических поступлений бюджетных доходов от запланированных, исходя из которой установлены и обобщены связанные с этим риском рисковые события и определен фактический уровень бюджетного риска различных регионов России;
— обоснована и детально описана необходимая в современных условиях стратегия повышения финансового потенциала регионов по трем стратегическим направлениям: реформирование системы федерализмаиспользование инновационных подходов к системе разграничения доходных полномочийпересмотр отдельных финансовых процессов протекающих на региональном уровне;
— в рамках предложенных стратегических направлений систематизированы, обобщены и уточнены меры-, направленные на повышение финансового потенциала российских регионов путем реформирования их доходной базы в части налоговых и неналоговых доходов, включая такие как: разграничение доходных источников на основе вертикального выравнивания и оптимального соотношения объемов доходной части и территориальной налоговой нагрузкиперегруппировка федеральных и региональных налогов и наличие одного стабилизирующего источника, представленного федеральным налогомсоздание системы администрирования поступлений по региональным налогам.
Практическая значимость результатов работы. Практическая значимость определяется возможностью использования содержащихся в исследовании положении и разработок, выводов и рекомендаций для совершенствования системы федеративных отношений в бюджетно-налоговой сфере, в разработке региональной финансовой политики и политики регионального развития. Помимо этого основные положения работы, также могут быть применимы в научно-исследовательской деятельности.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования были опубликованы в научных рецензируемых журналах, а также были широко освещены в рамках международных и всероссийских конференций широкой географической выборки.
Наиболее существенные положения и результаты исследования нашли свое отражение в публикациях автора общим объемом 11,8 п.л., в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК — 4 статьи объемом 2,6 п.л.
В практической деятельности результаты исследования были использованы в работе региональных органов государственной власти, а также в подготовке специалистов экономического профиля высших учебных заведений.
Структура и содержание работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В рамках выполненной диссертационной работы были исследованы три группы взаимосвязанных между собой проблем. Первая группа связана с исследованием теоретико-методологических аспектов формирования финансовых отношений. Вторая группа связана с анализом состояния региональных финансов и определением перспектив формирования финансового потенциала регионов. Третья группа связана с разработкой стратегии повышения финансового потенциала регионов.
В ходе изучения классических теорий о государстве было установлено, что финансы являются неотъемлемым элементом государственности. Это обуславливается тем, что отрасль государственных финансов является материальной первоосновой всего государства, поскольку консолидирует и перераспределяет ресурсы необходимые для его существования, для реализации государственной деятельности.
Рассмотрение отечественной практики формирования финансовых отношений, проведенное в разрезе широкой исторической динамики выявило, что процесс становления этой отрасли был сложным. При этом наиболее проблематичным и неоднозначным было становление сектора региональных финансов. В то же время в ходе исследования было определено, что на современном историческом этапе, в отрасли финансов и в целом в сфере экономики, наиважнейшее значение приобретает именно региональный аспект. Поэтому, а также учитывая то, что финансы являются одной из форм федеративных отношений, прежде всего, потребовалось обратиться к анализу базового элемента российской государственности — к категории «федерализм» и его отраслевой классификации — «бюджетный федерализм». В результате данного анализа был выработан и обоснован авторский подход к пониманию бюджетного федерализма как фундаментальной экономической категории определяющей построение и реализацию национальной системы финансовых отношений.
Прежде всего, необходимо отметить, что современной финансовой наукой, бюджетный федерализм отнесен к разряду важнейших элементов составляющих экономический базис системы федеративных отношений. Вместе с тем в научной среде нет единого подхода ни к пониманию бюджетного федерализма как явления, ни единого определения его как категории.
Авторский подход основывается на том, что бюджетный федерализм есть ни что иное как структурный элемент государственного федерализма вообще. Иными словами федерализм в целом, соотносится с бюджетным (отраслевым) федерализмом, как общее с частным. Поэтому бюджетный федерализм надлежит рассматривать через призму государственного федерализма.
Государственный федерализм основывается на нескольких базовых положениях, где центральным естественно является федеративная форма государственного устройства, характеризующим свойством которой является распределение государственных функций между единым государством и его субфедеративными образованиями. Данное свойство образует второе базовых положение федерализма — вертикальное распределение государственных функций, следствием которого является межуровневое разграничение функциональных властных полномочий, которые и позволят государственной власти соответствующего уровня реализовать этот функционал.
Также важны исторические модели формирования федераций, в рамках которых раскрывается не только логика федерализма, но и динамика которой подчинено его развитие. Первую модель можно определить как классическую. Сущность её в том, что исторически федеративное государство образуется в результате объединения нескольких суверенных государств. Объединение представляет собой центростремительный процесс, в рамках которого происходит движение от субъекта к федерации. В результате этого движения некогда суверенный субъект передает федерации часть своих функций, своего статуса и суверенитета. Сущность второй модели — децентрализованной в том, что федеративное государство образуется в результате деления унитарного. Трансформация унитарного государства представляет собой процесс децентрализации, в рамках которого происходит обратное движение — от федерации к субъекту. В результате некогда неделимое государство передает субъекту часть своих функций, определяет его статус, наделяет его ограниченным суверенитетом.
Непосредственно, федерализм представляется принципиальным типом внутреннего устройства федеративного государства, который составляет его теоретико-методологическую основу. Федерация выступает внешней формой государства, а федерализм его содержанием. Если же квалифицировать данную категорию в рамках финансовой отрасли, то соответственно бюджетный федерализм представляется принципиальным типом внутригосударственного устройства, который в целом определяет построение системы публичных финансовых институтов, бюджетной и налоговой систем, характер и возникновение межуровневых и межсубъектных связей. При этом бюджетный федерализм не только определяет построение и реализацию национальной системы финансов, но и воплощается в рамках федеративных отношений, не только финансовых отношений, но и отношений по поводу финансов. Более того, одной из форм такого воплощения является разграничение источников бюджетных доходов между уровнями государственной власти, поэтому формирование финансового потенциала регионов и непосредственная мобилизация финансовых ресурсов находятся в прямой зависимости от системы бюджетного федерализма.
В ходе рассмотрения экономической категории «финансовый потенциал региона» было уточнено её содержание и признаки, определены субъективные и объективные факторы, влияющие на процесс его формирования и его величину.
Авторская позиция основывается на том, что финансовый потенциал региона представляется совокупностью финансовых ресурсов, которые регион может и должен использовать для выполнения своих функциональных полномочий. Данная категория обладает тремя сущностными признаками:
1) финансовый потенциал характеризуется целевой обусловленностью ресурсов, а именно необходимостью выполнения регионом своих функций;
2) финансовый потенциал региона характеризуется совокупность финансовых ресурсов мобилизуемых в рамках публичных, финансовых правоотношений;
3) финансовый потенциал региона характеризуется концентрацией ресурсов в руках региональной власти.
Вместе с тем финансовый потенциал включает в себя два составляющих элемента: «используемый» и «неиспользуемый» потенциал. Используемый потенциал представлен теми финансовыми ресурсами, которые уже мобилизованы и непосредственно сконцентрированы в распоряжении региональной власти. Неиспользуемый потенциал, предполагает возможные доходы, которые регион может мобилизовать в перспективе.
На процесс формирования и величину финансового потенциала влияют субъективные и объективные факторы. Закрепление за регионами источников финансовых ресурсов, производится на основе принципа, гарантирующего равенство бюджетных прав субъектов РФ, закрепленного в ст. 31.1 БК РФ. Иными словами, по своему финансово-правовому статусу все субъекты (регионы) России равны, следовательно, эффективность региона в сфере формирования финансового потенциала напрямую зависит от субъективных факторов — качества работы органов государственной власти конкретного субъекта. С другой стороны, он зависит и от потенциала региональной экономики, наличия элементов, способствующих или ограничивающих экономический рост, в т. ч. от наличия природных ресурсов, стабильности социальной обстановки и демографии. В целом получается, что финансовый потенциал региона обусловлен государственным сектором и опосредован частным, т. е. зависим от синтеза благоприятных субъективных и объективных факторов, что требует управления не только финансовым потенциалом, но и процессом экономического развития региона.
Особое внимание в работе уделено исследованию сущности и состава доходов региональных бюджетов, за счет которых и формируется финансовый потенциал регионов. Помимо раскрытия их экономической и финансово-правовой сущности, автором предложен новый подход к содержанию категории «собственные доходы». Изначально Бюджетным кодексом РФ предусматривалось классификационное разграничение доходов на собственные и регулирующие, однако, впоследствии категория «регулирующие доходы» была исключена. Таким образом, согласно действующему законодательству к собственным доходам бюджетов относятся все виды доходов за исключением отдельных безвозмездных поступлений, представленных субвенциями, что само по себе нецелесообразно. По мнению автора, классификация бюджетных доходов должна производиться по основаниям территориального источника права собственности на доходы бюджета. Исходя из этого основания, необходимо выделить две группы доходов — «собственные» и «привлеченные». В результате, согласно предложенной классификации, к собственным доходам относятся все налоговые и неналоговые доходы бюджета. Безвозмездные же поступления, которые включают в себя не только субвенции, но и дотации, и субсидии, а также и иные межбюджетные трансферты и безвозмездные поступления, безусловно, не могут относиться к собственным доходам бюджетов.
Во взаимосвязи с бюджетными доходами, в диссертации рассматривается сущность и содержание категории «бюджетные риски». Классическое определение «риска», квалифицирует данное явление как опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств, других ресурсов в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами. Применительно к финансовой отрасли данный термин определяется как опасность недополучения средств в бюджет любого уровня. Наступление рисковых событий определяется наличием свершившегося факта несовпадения бюджетного плана и фактических показателей его исполнения.
Бюджетный риск характеризуется наличием прямой связи с вероятностью неосуществления государственных функций, с угрозой того, что какие-либо властные полномочия, какие-либо бюджетные расходы не будут профинансированы. Именно поэтому, бюджетный риск выражает не только меру измерения вероятности наступления рисковых событий, но и абсолютную величину бюджетных потерь. Необходимо отметить, что в данном случае речь идет о бюджете в целом, то есть наступление рисковых событий может выражаться в отклонении фактических показателей от плановых, как по доходам, так и по расходам. Однако, исходя из обозначенного предмета исследования, в диссертации категория бюджетных рисков рассматривается в ракурсе зафиксированного отклонения фактических поступлений бюджетных доходов от запланированных.
Вторая группа проблем связана с анализом состояния региональных финансов и определением перспектив формирования финансового потенциала регионов.
В последнее время в науке получил распространение подход, где региональные финансы рассматриваются в разрезе федеральных округов. Это позволяет производить комплексную научную разработку исследуемой проблемы, в более широком территориальном аспекте. Однако федеральные округа есть административно-управленческое деление территории, которое учитывает управленческие факторы, но не учитывает экономические. Авторская позиция основывается на том, что разработку проблем региональных финансов необходимо производить в разрезе группировки регионов основанной на экономических факторах.
В целях комплексного исследования состояния региональных финансов, а также оценки финансового потенциала регионов и перспектив его формирования, автором в диссертационной работе был предложен и обоснован концептуальный подход к исследованию и разработке проблем региональных финансов в системе экономического районирования. Предложение автора обуславливается тем, что, во-первых, «экономический район» представляет собой объединение нескольких регионов, в основе которого лежат экономические основания. Во-вторых, наиболее важным классификационным признаком в данном случае выступает относительная общность объективных условий хозяйствования в пределах территории района. Значит, объединение нескольких регионов в рамках одного экономического района свидетельствует, что с позиции объективных экономических факторов они находятся в относительно равных условиях. Вкупе это открывает более широкие возможности для исследования, поскольку позволяет: а) на основании выборки нескольких субъектов, исследовать экономический район в целом, исследовать общие процессы и тенденции, выявить общие особенности и проблемыб) на примере отдельных субъектов разработать методы и сформулировать предложения, которые могут быть внедрены на территории практически всего экономического района.
Отправной точкой для анализа и оценки финансового потенциала, является имеющаяся степень эффективности региона в формировании бюджетных доходов. В свою очередь, обозначенная эффективность определяется объемами доходов и их структурой, а также находится в зависимости от объективных и субъективных факторов. Объективные факторы носят преимущественно экономический характер, это указывает на то, что комплексное исследование и анализ региональных аспектов финансов и финансового потенциала не может производиться без комплексного анализа экономических факторов присущих региону и оценки потенциала региональной экономики. Таким образом, на основе предложенного автором подхода, был проведен анализ финансовых показателей, характеризующих исследуемую проблему.
Непосредственно анализ проводился в рамках территориальной выборки, куда были включены показатели 34 регионов, в том числе 13 областей, 13 республик, 5 краев и 3 автономных округов.
Рассмотрение показателей осуществлялось в ракурсе их исторической динамики, для которой использовалось несколько критериев. Согласно первому критерию, в работе рассматривались накопленные показатели за последние шесть финансовых лет. Согласно второму критерию, в разряд последних финансовых лет были включены только те года, в отношении которых пройдены и завершены все стадии бюджетного процесса.
В результате проведенного анализа были выявлены, проанализированы и обобщены основные тенденции и особенности, характерные отрасли региональных финансов. Главная особенность заключается в том, что всем регионам, за малым исключением, присуща высокая доля безвозмездных поступлений. Более того, с этой особенностью связано то, что в каждом экономическом районе присутствуют один или несколько депрессивных, высоко дотационных субъектов. Следующая особенность заключается в том, что всем регионам присуща крайне низкие доли неналоговых доходов и региональных налогов в структуре доходной части. Помимо этого в региональных бюджетах наметилась планомерная реструктуризация доходной части, а также фиксируются рисковые события.
Повышение финансового потенциала регионов, а также обеспечение на этой основе их устойчивого экономического и социального развития, возможно только в рамках эффективной и научно обоснованной стратегии, включающей в себя теоретико-методологические и практические элементы. На основе данной позиции в диссертации была предложена стратегия повышения финансового потенциала регионов, которая включает в себя три основных направлениях:
1) реформирование системы федерализма;
2) использование инновационных подходов к системе разграничения доходных полномочий;
3) пересмотр отдельных финансовых процессов протекающих на региональном уровне.
Предлагаемая стратегия является отправной точкой на пути к эффективному сочетанию принципов централизации и децентрализации, и способна обеспечить общенациональную стабильность отрасли финансов, динамичное экономическое развитие и материальную основу дальнейшего государственного строительства.
В части сегмента налоговых доходов, реализация стратегии позволит регионам выйти на необходимый уровень бюджетной самостоятельности, обеспечить устойчивость региональных финансов, сформировать качественно иную материальную базу, которая позволит регионам решить не только насущные проблемы текущего характера, но и проблемы долгосрочных перспектив. Это позволит сформировать финансовый базис и инструментарий, использование которого даст регионам возможность активно влиять на динамику экономического развйтия, возможность управлять многоотраслевыми региональными процессами, и вообще эффективно реализовывать государственные функции и выполнять стратегические задачи. В части же сегмента неналоговых доходов, реализация стратегии позволит не только повысить потенциал неналоговых доходов, но и использовать этот потенциал более эффективно. Это в свою очередь создаст дополнительные возможности увеличения бюджетных расходов на цели социального и экономического развития региона, обеспечит бездефицитное исполнение бюджетов.
Список литературы
- Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик от 30 декабря 1922 года // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
- Конституция Союза Советских Социалистических Республик: Принята ВС СССР 07.10.1977 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
- Конституция Российской Федерации: Принята ВС РСФСР 12.04.1978 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
- Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
- О бюджетных взаимоотношениях между Российской Федерацией и Республикой Татарстан: Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Татарстан от 15.02.1994 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
- В области бюджетных отношений: Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Саха (Якутия) от 28.06.1995 N 11 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009)// Справочная правовая система «Консультант Плюс».
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.06.2011) // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.12.2011) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
- О формировании бюджетов в РСФСР в 1991 году: Закон РСФСР от 31.10.1990 N 295−1 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
- Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР: Закон РСФСР от 10.10.1991 N 1734−1 (ред. от 31.07.1995) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
- О мерах по либерализации цен: Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 (ред. от 28.02.1995) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
- О полномочном представителе Президента Российской Федерации в субъекте Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.02.1993 N 186// Справочная правовая система «Консультант Плюс».
- О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации: Указ Президента РФ от 09.07.1997 N 696 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
- О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Федеральном округе: Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (ред. от 07.09.2010) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
- Послание Президента ' РФ Федеральному Собранию «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. № 93. — 2003. — 17 мая.
- Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Том
- Отделение 1. // Электронная библиотека AHO «Руниверс» http://runivers.ru/
- Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Том
- Отделение 1. // Электронная библиотека AHO «Руниверс» http://runivers.ru/
- Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Том 39. Отделение 1. // Электронная библиотека AHO «Руниверс» http://runivers.ru/
- Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Том 45. Отделение 1. // Электронная библиотека AHO «Руниверс» http://runivers.ru/
- Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства. Систематический сборник важнейших декретов 1917—1920. М. 1920.
- Декреты Советской власти. Том II. М. 1959. С. 550−564.
- Сводный сборник регионального бюджетного законодательства (ред. 17.01.2012) // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
- Об утверждении Основного закона (Конституции) СССР: Постановление II съезда Советов СССР от 31 января 1924 года // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
- Об утверждении текста Конституции (Основного Закона) РСФСР: Постановление XII Всероссийского Съезда Советов от 11.05.1925 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
- Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
- О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22−1 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
- О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств: Постановление ВС РФ от 12.12.1991 N 2014−1 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств «ПБУ 6/01»: Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н (ред. от 24.12.2010) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
- Общероссийский классификатор экономических регионов. ОК 024−95 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 27.12.1995 N 640) (ред. от 31.03.2010) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
- Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л. Ф., Яров Ю. Ф. Федерализм в истории России. В 4 кн. Книга первая. М.: «Республика», 1992. — 416 с.
- Аксенова Е.Л. Бюджет и экономическая самостоятельность регионов // Мировая экономика и международные отношения. 1992. — № 5. С.23−27.
- Алампиев П.М. Экономическое районирование СССР. М.: Экономика. 1963.-263 с.
- Александров П.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. М.: «Дашков и К°», 2007. — 486 с.
- Асмус В.Ф. Античная философия. М.: МГУ, 2005. — 378 с.
- Атаманчук Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. -М.: Славянский диалог, 1996. 224 с.
- Афанасьев М.П., Кривогов И. В. Предпосылки формирования теории государственных финансов // Вопросы государственного и муниципального управления. -2008. № 2. — С.50−72.
- Ахундов М.Д., Баженов Л. Б. У истоков идеологизированной науки // Природа. 1989. — № 2. -С.90−99.
- Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. М.: МГУ, 1997. — 394 с.
- Бакша Н.В., Гамукин В. В., Свинцова А. П. Аспекты бюджета: императивный, экономический, финансовый, налоговый, расходный, социальный. М.: ИПО Профиздат, 2001. — 416 с.
- Беляев Ю.А. Бюджетный федерализм: зарубежный опыт // Финансы.1994. № 10. — С.50−53.
- Богачева О. Российская модель бюджетного федерализма в свете мирового опыта // Международная экономика и международные отношения.1995. № 9. — С.16−21.
- Богачева О. Становление российской модели бюджетного федерализма // Вопросы экономики. 1995. — № 8. — С.30−36.
- Богданова H.A. Наука советского государственного права: Историко-теоретическое исследование. -М.: МГУ, 1989. 136 с.
- Боголепов Д. Краткий курс финансовой науки. Харьков: Издательство «Пролетарий», 1925. — 282 с.
- Боголепов М.И. Финансы, правительство и общественные интересы. -СПб.: Издательство О. Н. Поповой, 1907. 334 с.
- Боргош Ю. Фома Аквинский. М.: Мысль, 1975. -183 с.
- Боярко Г. Ю. Оценка дисконтированной стоимости минерального сырья в недрах России // Известия Томского политехнического университета. 2001. -№ 1. — С.337−343.
- Брызгании A.B., Головкин А. Н. Интересные факты о налогах и налогообложении. Журнал «Налоги и финансовое право». 2008. — № 4. -С.320−322.
- Бугаев В.К. Территориальная структура экономического района: Теоретико-методологические аспекты. JL: Наука, 1986. — 166 с. 56. (Бурцева A.M. Трансфертное ценообразование: международный опыт // Российский налоговый курьер. -2003. -№ 24. С.86−88.
- Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г. Б. Поляка. М.: Юнити, 2002. — 257 с.
- Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. М.: Юрайт, 1999. — 838 с.
- Васильева М.В. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии СССР. Автореф. дисс. к.э.н. М., Московский финансовый институт. -1984.
- Веретенникова О.Б., Воликовская И. О. Анализ научных концепций становления и развития федерализма в России // Финансы и кредит. 2008. — № 13. — С.42−48.
- Винокуров Е. Калининградская область: между Россией и Европой // Мировая экономика и международные отношения. 2007. — № 8. — С.28−30.
- Воликовская И. О. О разграничении налоговых доходов между уровнями бюджетной системы / И. О. Воликовская // Плехановские чтения: материалы IV междунар.науч.-практ. конф. Нижневартовск, 2005.
- Воликовская, И. О. Сравнительная характеристика различных типов бюджетного федерализма / И. О. Воликовская // Плехановские чтения: материалы V междунар. науч.-практ. конф. Нижневартовск, 2006.
- Вопросы бюджетно-налогового федерализма в России и США / Сост. Ю. И. Любимцев, Ш. Б. Мадд. М.: Издание Агентства международного развития США, 1996.-272 с.
- Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир / Под ред. Б. Е. Ланина М.: Прогресс, 1992. — 408 с.
- Видяпин В.И., Степанов М. В. Региональная экономика. М.: Инфра-М, 2007. — 665 с.
- Винокурова T.B. Финансовое управление в Московской Руси // История государства и права. 2008. — № 6. — С.23−24.
- Витте С.Ю. Из архива С.Ю. Витте: воспоминания. Т.1, к.1: Рассказы в стенографической записи / Редкол.: Б. В. Ананьич и др. СПб., 2003. — 523с.
- Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. -Ростов-на Дону: «Феникс», 1995. 800 с.
- Галицкая C.B. Теория и практика бюджетного федерализма. М.: Экзамен, 2002. — 198 с.
- Галицкая C.B. Теория и практика бюджетного федерализма: На примере ФРГ. Автореф. дисс. к.э.н. М., Московская академия предпринимательства. -2003.
- Гафаров Г. М. Бюджетный федерализм в России и перспективы его развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 т.-М., РИО ВЗФЭИ. 2004.-Т.1.
- Гафаров Г. М. Формирование и развитие межбюджетных отношений в России // Вопросы структуризации экономики. 2004. — № 2. — С.45−47.
- Глигич-Золотарева М. В. Правовые основы федерализма. М.: Юристъ, 2006.-422 с.
- Гоббс Т. Сочинения. T.I. М.: Мысль, 1991. 736 с.
- Годин A.M., Подпорина ИВ. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. М.: «Дашков и К°», 2002. — 276 с.
- Голуб A.A., Струкова Е. Б. Экономика природных ресурсов. М: Аспект-Пресс, 1998.-319 с.
- Горегляд В.П. Формирование современной модели бюджетного федерализма в России: вопросы методологии // Федерализм. 2002. — № 1. -С.72−76.
- Граник И. Дмитрий Медведев поручил правительству обеспечить базу для децентрализации полномочий // Газета «Коммерсантъ». № 117 (4658) от 30.06.2011.
- Дедков A.B. Об условиях и последствиях применения статьи 40 НК РФ // Налоговый вестник. 2004. — № 5. — С.94−99.
- Доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа «Полномочия, функции и предметы ведения в стратегической перспективе развития государственности». Н. Новгород, 2002.
- Дышекова A.C. Понятие доходов региональных бюджетов: правовые аспекты // Сборник научных трудов по материалам межвузовской конференции «Право и экономика». Выпуск 4. Московский государственный университет им. Ломоносова. М., 2005. — С.45−51.
- Евсеева Н.С. География Томской области. (Природные условия и ресурсы) Томск: Изд. Томск, ун-та, 2001. — 223 с.
- Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. Глобализация и российские регионы // Проблемы теории и практики управления. 2003. — № 1. — С. 98−105.
- Еллинек Г. Общее учение о государстве. Издание второе. С-ПЕТЕРБУРГЪ: Издание Юридическаго Книжнаго Магазина Н. К. Мартынова, 1908.-970 с.
- Ермакова Е.А. Финансовый потенциал региона основа финансирования социальной сферы. // Проблемы социального управления. Сборник научных трудов. — Саратов: Издательский центр Саратовского государственного социально-экономического университета, 2001.
- Зенченко C.B., Пащенко М. П. Финансовый потенциал региона и его экономическое содержание // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2008. — № 3 (16). — С.54−62.
- Золотарев B.C., Наливайский В. Ю., Чабанова Э. В., Невская Н. И., Бабаян H.A. Экономические условия развития федерализма в России: Монография. -Ростов-на-Дону, 1998. -226 с.
- Зыкова Т. От налога не уйти // Российская газета Столичный выпуск. -№ 5603 (227) от 11.10.2011.
- Иванов В.Н., Яровой O.A. Российский федерализм: становление и развитие. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2001.
- Иванова О.Б. Территориальные финансы России: теория, методология, практика. Автореф. дисс. д.э.н. Ростов на Дону: РГЭУ. 2004.
- Иорданский В.Б. О характере военных диктатур в Тропической Африке // Народы Азии и Африки. -1967. -№ 4. С.22−36.
- Казак А.Ю. Финансы, денежное обращение и кредит. Екб.: РИФ «Солярис», 2001. — 200 с.
- Каламкаров JI.B. Нефтегазоносные провинции и области России и сопредельных стран. М.: Издательство «Нефть и газ», 2005. — 576 с.
- Каменева Е.В. Финансовый потенциал субъекта РФ // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. -2006.-№ 14 (3).-С. 109−114.
- Карамзин Н.М. История государства Российскаго. 2-е изд., в 12-ти томах, т. 1. СПб.: Типография П. Греча, 1818.-470 с.
- Карапетян, JI.M. К вопросу о «моделях федерализма» (критический обзор некоторых публикаций) // Государство и право. 1996. — № 12. — С.58.
- Карапетян JI. Международная практика федерализма и проблемы Российской Федерации // Федерализм. 2001. — № 1. — С.68.
- Кашин, В. А. Налоговая доктрина и налоговое право // Финансы. 2001. -№ 7. -С.29.
- Кенжегузин М.Б. Стратегия развития Казахстана и реформирование национальных производительных сил. Алматы: Гылым, 1998. — 272 с.
- Ким Ю.В. В чем смысл российского федерализма? // Право и политика. -2008. № 7. — С.92−99.
- Ким Ю. В. Федеративная идея и федеративный принцип // Федерализм. -2008. № 2. — С.53−58.
- Клименко М.С. Основные инструменты государственного стимулирования инвестиционной активности на примере регионов ЮФО // Современные проблемы науки и образования. 2008. — № 1 — С.80−85-
- Коба Сталин. Против федерализма // Газета «Правда». № 19 от 28.03.1917.
- Ковалева Т.М. Организация бюджетного менеджмента в субъекте Российской Федерации // Финансы и кредит. 2003. — № 6 (120). — С.41−47.
- Колосовский Н. Н. Теория экономического районирования. М.: «Мысль», 1969. — 336 с.
- Коньков А.Е. Проблемы и тенденции моделирования федерализма в России // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2009. — N 4, том 2. — С. 24−37.
- Копысов С.Г. Оптимальная заболоченность лесоболотной зоны Западной Сибири // Вестник ТГПУ. 2009. — № 3 (81). — С.143−144.
- Коркунов Н.М. Русское государственное право. Том 1. Введение и общая часть. СПб.: Типография Стасюлевича, 1893. 392 с.
- Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 2. СПб.: Типография Стасюлевича, 1899. 480 с.
- Корчагин Ю. А. Региональная финансовая политика и экономика. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 298 с.
- Кравец И.А. Бюджетный процесс и бюджетные права Государственной Думы и Государственного Совета в начале XX века // Правоведение. 2006. -№ 2. — С.4−25.
- Кретинин В.А. Региональная экономика и управление: переход к устойчивому развитию. Владимир: Собор, 2007. — 251 с.
- Крохина Ю.А. Актуальные проблемы становления бюджетного федерализма в России // Вестник Саратовской государственной академии права. 1998. — N 2. — С.75−85.
- Кузнецова О.В. Межбюджетные отношения: параллели между Россией и Германией // Казанский федералист. 2006. — № 3(19). — С.56.
- Лавров A.M. Бюджетная реформа 2001−2007 годов: от управления затратами к управлению результатами. Принципы управления общественными финансами на субнациональном уровне: Сборник докладов / Под ред. A.M. Лаврова. -М.: КомКнига, 2005. 176 с.
- Лавров A.M. Бюджетная реформа 2001 2008 гг.: от управления затратами к управлению результатами // Финансы. — 2005. — № 9. — С. 3−12.
- Лавров А., Сазерлэнд Д., Литвак Дж. Реформа межбюджетных отношений в России: «федерализм, создающий рынок» // Вопросы экономики. -2001.-№ 4.-С. 12−21.
- Лавровский Б.Л., Постникова Е. А. О новой парадигме регионального выравнивания в России // Казанский федералист. 2006. — № 3(19). — С.68−88.
- Лежебокова A.A. Некоторые особенности бюджетных правоотношений // Финансовое право. 2007. — № 10. — С.65−70.
- Лексин В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 2000.
- Лексин В.Н., Швецов А. Н. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики. 1998. — № 3. — С.11.
- Лексин В.Н., Швецов А. Н. Стереотипы и реалии российского бюджетного федерализма // Вопросы экономики. 2000. — № 1. — С.75.
- Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 25−33. М.: Политиздат, 1974.
- Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 41−48. М.: Политиздат, 1978.
- Литовка О.П., Новиков Э. А. Природно-ресурсный потенциал региональных социально-экономических комплексов. Л.: Наука, 1991. — 237 с.
- Лопатников Д.Л. Экономическая география и регионалистика: Учеб. пособие. М.: Гардарики. — 2006. — 224 с.
- Лукьянов А.И. Это была отчаянная попытка спасти Союз // «Независимая газета» приложение «НГ-политика». -2010.-18 мая.
- Лушин С. И. «План финансов» М. М. Сперанского // Финансы. 2004. -№ 1. — С.70−74.
- Любимцев Ю.И. Противоречия в сфере бюджетного федерализма // Власть. 2006. — № 5. — С. 14−18.
- Любимцев Ю.И. Финансовые кругообороты в системе федеративных отношений // Федерализм. 1998. — № 2. — С.97.
- Маркина Е.В. Проблемы совершенствования планирования и финансирования расходов государственного бюджета СССР на здравоохранение. Автореф. дисс. к.э.н. М.: Московский финансовый институт. 1985.
- Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. М.: Политиздат, 1986. — 639 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М.: Партиздат, 1933. — 619 с.
- Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2-е изд., в 50-ти томах, Т. 7−25. М.: Партиздат, 1955- 1981.
- Масгрейв P.A., Масгрейв П. Б. Государственные финансы: теория и практика. М.: Бизнес Атлас, 2009. — 716 с.
- Материалы XXVI съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. — 223 с.
- Мещерякова, JI.A. Экономика регионов: тенденции развития: монография / А. М. Анипкин, Д. В. Булгаков, С. М. Васин, JI. А. Мещерякова и др., Книга 4. — Воронеж: ВГПУ, 2007.
- Минакир П.А., Гранберг П. А. Экономика регионов: Дальний Восток. -М.: «Экономика», 2006. 848 с.
- Мнацаканян А.Г., Карлов А. М. Реформирование государственных финансов субъектов РФ. Монография. Калининград: БИЭФ, 2005.
- Мнацаканян А.Г. Теория и практика бюджетной реформы на субфедеральном уровне. Автореф. дисс. д.э.н. СПб.: СПбГУЭФ. 2004.
- Моргунов A.B. Распределение налоговых доходов как инструмент эффективного функционирования бюджетного федерализма. Автореф. дисс. к.э.н. Иркутск: Иркут. гос. эконом, акад. 2002.
- Морозова Е.А. Глобализация и локализация: тенденции и результаты децентрализации в системе межбюджетных отношений национальных экономических систем // Труд и социальные отношения. -2008. № 5(47). -С.101−104.
- Морозова Е.А. Модели бюджетного федерализма в развитых странах и особенности их применения в Российской Федерации. Автореф. дисс. д.э.н. М.: МГУ им. Ломоносова. 2009.
- Морозова Е.А. Централизация и децентрализация в моделях бюджетного федерализма: некоторые тенденции // Труд и социальные отношения. 2008. -№ 3(45). — С.33−39.
- Мурадова С.Г. Фискальная децентрализация и ее роль в стимулировании экономического роста: вопросы теории и практики // Вестник СевероКавказского государственного технического университета. 2010. — № 2(23). -С.98−101.
- Никитский A.A. Основы финансовой науки и политики. М.: Книгоиздательство «Польза», 1910.-472 с.
- Николаева А., Иваницкая Н. Революция Козака // Ведомости. -Выпуск № 16(2038), от 30.01.2008.
- Не идут в разведку // Коммерсант Business Guide. 2010. — № 47(47). -С.10.
- Неелов Ю.В. Основа экономики и социального развития региона // Информационно-аналитический каталог «Топливно-энергетический комплекс Уральского федерального округа». Екатеринбург: «Реал-Медиа», 2006.
- Новиков A.B. Комментарий к проекту закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ». М.: Институт экономики города, 2004. URL: http://www.urbaneconomics.ru/ (дата обращения 26.09.2011).
- Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель // Вопросы истории. 1991. — № 2−3. — С. 15.
- Петров Н.В. Федерализм в России в 2005 году // Казанский федералист. -2006. -№ 1−2(17−18). -С.65.
- Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики. М.: ВЛАДОС, 1999. — 232 с.
- Перевезенцев C.B. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — 391 с.
- Перов A.B., Толкушкин A.B. Налоги и налогообложение: учебное пособие. М.: Юрайт, 2007. 719 с.
- Печеневский В. Перспективы развития сельского хозяйства ЦентральноЧерноземного района // АПК: Экономика, управление. 2008. — № 2. — С.26−29.
- Пищулов В.М. Нужен ли бухгалтерский баланс бюджету? // Журнал «Технологии качества жизни». 2007. — № 1. — С. 19−28.
- Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. — 509 с.
- Платон. Сочинения. М.: Мысль, 1964. — 824 с.
- Подольский Ю.В. Возможное развитие нефтегазового комплекса России до 2030 года// Нефтегазовая геология. 2008. — № 3. — С. 120−126.
- Подпорина И.В. Бюджетный федерализм. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. / Под общ. ред. И. Д. Мацкуляка. — М.: Изд-во РАГС, 2007. — 640 с.
- Подпорина И. В. Межбюджетные отношения и бюджетное регулирование // Финансы. 1999. -№ 10. -С.17−24.
- Аристотель. Сочинения: В 4-х томах. Т.4. М., 1984. — 343 с.
- Полищук И.С. Правовая категория «налоговое обязательство»: возможность и необходимость использования в российском праве // Налоги. -2008. -№ 24. С.17−18.
- Полищук И.С. Понятие и признаки налогового обязательства // Современное право. 2007. — № 4. — С.73−75.
- Природные ресурсы и природопользование Волго-Вятского района. -Горький: Изд-во Горьков. ун-та, 1983. 100 с.
- Проблемы регионального развития 2007−2010 (монография) / В. А. Ильин, К. А. Гулин, М. Ф. Сычев и др. // Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2007. -184 с.
- Пчелинчев О.С., Минченко М. М. Направления развития финансового федерализма и проблема трансфертов // Проблемы прогнозирования. 2000. -№ 3. — С.89.
- Путилов В. А., Горохов А. В. Системная динамика регионального развития: монография. Мурманск: НИЦ «Пазори». 2002. — 306 с.
- Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М.: Финансы и статистика, 2005. — 256 с.
- Развитие регионов значимый фактор экономического роста // Газета Якутия. — № 20(31 288) от 02.02.2008.
- Растяжимое удвоение// Коммерсантъ Деньги. 2004. — № 44(499). — С. 24.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2006. — 495 с.
- Региональная экономика: Учебник для вузов / Под. ред. М. В. Степанова. -М.: Инфра-М, 2000. 463 с.
- Региональная экономика: учебник для вузов / Под ред. проф. Т. Г, Морозовой, 2-е изд, перераб. и доп., М.: ЮНИТИ, 1998. — 472 с.
- Родионова В.М. Финансы: учебник / В. М. Родионова, Ю. Я. Вавилов, Л. И. Гончаренко и др. / Под ред. Родионовой В. М. М.: Финансы и статистика, 1997. -537 с.
- Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб./Росстат. Р76 М., 2010.-813 с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2011. — 990 с.
- Россия федеративная: проблемы и перспективы / Иванов В. Н., Назаров М. М., Сосунова И. А., Рубан Л. С., Яровой O.A. и др.- Под общ. ред. чл.-корр. РАН В. Н. Иванова. М: РИЦ ИСПИ РАН, 2002. — 528 с.
- Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. СПб., 1907. 630 с.
- Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. А. Д. Хаютина и B.C. Алексеева-Попова. М.: «КАНОН-пресс», 1998. — 416 с.
- Сабанти Б.М. Модель финансов социалистического государства. -Нальчик: Эльбрус, 1989. 168 с.
- Савельев А.Н. Федерализм европейский и федерализм российский // Журнал «РФ сегодня». 1998. — № 4. — С. 30−33.
- Садыкова Э.Ц. Подходы, критерии и принципы формирования систем индикаторов устойчивого развития региона // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2009. — № 2−1(75). -С.31−35.
- Саликов М.С. Основы теории федерализма в трудах российских ученых // Федерализм. 2001. — № 1. — С.227.
- Саликов М.С. Федерализм в России и США: сравнительно-правовое исследование // Рос. юрид. журнал 1995. — № 4. — С.60−68.
- Соболев О.Н., Губченко A.B. Калининградский регион и национальная безопасность России: Монография. М.: Вузовская книга, 2007. — 104 с.
- Столяров М.И. Особенности бюджетного федерализма в Российской Федерации // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2008. -№ 5(85). — С.138−143.
- Столяров М.В. Россия в пути. Новая Федерация и Западная Европа. Сравнительное исследование по проблемам федерализма и регионализма в Российской Федерации и странах Западной Европы / Казань: Изд. «Фэн», 1998. 250 с.
- Страна сама создает свой имидж // Российская газета Столичный выпуск. — № 5000 от 21.09.2009.
- Татаркин Д.А. Формирование институциональных условий повышения эффективности российской бюджетной системы // Материалы 3-й Всероссийской конференции молодых ученых по институциональной экономике. Екатеринбург ИЭ УрО РАН. 27.10.2005.
- Тархов С.А. Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет // Газета «География». 2001. — № 15. — С. 25−28.
- Теория государства и права: Учебник / С. С. Алексеев, С. И. Архипов и др.- Под ред. С. С. Алексеева. М.: Норма, 2005. — 496 с.
- Терехин В.И., Шумаков Е. С. Макроэкономическая модель экономики региона // Вестник РГРТА. 1998. — № 4. — С. 127−133.
- Тишутина О.И. Методология анализа бюджета приграничного региона (на примере субъектов РФ Дальневосточного федерального округа) // Аудит и финансовый анализ. -2008. -№ 2. С. И0−116.
- Томас Джефферсон. Автобиография. Заметки о штате Виргиния: Пер. с англ. / Отв. ред. А. А. Фурсенко. Л.: Издательство «Наука». 1990. — 393 с.
- Троцкий Л.Д. Перед историческим рубежом. Политическая хроника / Л. Троцкий. Сочинения. Том 4. Москва-Ленинград, 1926.
- Тэпс Д. Концептуальные основы федерализма. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002.-204 с.
- Усс A.B. России имперскую федерацию // «Независимая газета» -приложение «Идеи и люди». — Выпуск 62 (2124) от 06.04.2000
- Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея: Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Литера», 1994. -Федералист № 15. — 423 с.
- Финансы и кредит: Учебник / А. Ю. Казак и др.- Под ред. А. Ю. Казака. -Екб. 1994.-470 с.
- Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Под ред. М. В. Карасевой. М., 2002. — 443 с.
- Финансы: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. С. И. Лушина, В. А. Слепова. — М.: Экономистъ, 2007. — 381 с.
- Ходорович М.И. Бюджетный федерализм и развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации. СПб., 1999. — 256 с.
- Ходорович М.И. Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы. 1995. -№ 10. — С. 15−20.
- Христенко В.Б., Лавров A.M. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. М.: Дело, 2002. -272 с.
- Чепалыга А.Л., Чепалыга Г. И. Регионы России: Справочник.- 2-е изд. -М.: «Дашков и К0», 2004. 100 с.
- Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М.: Изд-во МНИМП, 1997.-232 с.
- Чистяков О.И. Национально-государственное строительство РСФСР в годы гражданской войны (1918 1920). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964. — 382 с.
- Чистяков О.И. Становление «Российской Федерации» (1917−1922). Издание 2-е, репринтное. М.: ИКД «Зерцало-М», 2003. — 411 с.
- Шугаев А.А. Бюджетно-налоговый федерализм в Российской Федерации и США: сравнительно правовой аспект. Монография. — М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2008.-150 с.
- Шугаев А.А., Федерализм как часть американского образа жизни // Наука, политика, предпринимательство. 2004. — № 3. — С. 54−58.
- Экономическая география / В. П. Желтиков, Н. Г. Кузнецов, С. Г. Тяглов. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 384 с.
- Эксклюзивное интервью’Президента РФ Медведева Д. А., посвященное 65-летию Победы // Газета «Известия». -2010.-7 мая.
- Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Политиздат, 1982. — 240 с.
- Южный экспресс для российского бизнеса // Российская газета -Столичный выпуск. № 4578 от 01.02.2008.
- Ялбулганов А.А. Неналоговые доходы в Российской Федерации: вопросы правового регулирования // Финансовое право. 2007. — № 5. — С.27.
- Ялбулганов А.А., У истоков финансового права. Под ред.: Козырина А. Н. / Сперанский М. М. План финансов. М.: Статут, 1998. — 277 с.
- Яшина Н.И. Теоретические и методические основы управления бюджетом: риски доходной части бюджета // Финансы и кредит. 2004. — № 8(146).-С.16.
- Brennan G. The Power to Tax: Analytical Foundations of a Fiscal Constitution / G. Brennan, J. Buchanan // Cambridge: Cambridge University Press. 1980. — Pp. 159−160.
- Breton A. Competitive Governments. An Economic Theory of Politics and Public Finance. Cambridge University Press. 1998. — Pp. 228.
- Grotius H. Mare Liberum (The Free Sea). N.Y., 2004. 570 p.
- Hooker R. Of the laws of ecclesiastical polity. L., 1907. 322 p.
- Lee D.R. Reverse revenue sharing: A return to Fiscal Federalism // The Cato journal. 1994. — Vol.14. № 1. — Pp. 77.
- Loren R. Graham. Science and Philosophy in the Soviet Union. N-Y.: Knopf. -1972.-275 p.
- Montinola G., Qian Y. Y., Weingast B.R. Federalism, Chinese Style. The Political Basis for Economic Success in China / G. Montinola, Y. Y. Qian, B.R. Weingast. // World Politics. 1995. — Volume 48, Number 1. — Pp 50−81.
- Musgrave, R.A. The Theory of Public Finance. N.Y.: McGraw Hill, 1959. -440 p.
- Musgrave R. and Peacock A. (eds.). Classics in the Theory of Public Finance. London: Macmillan, 1958. 297 p.
- Oates W.E. An Essay on Fiscal Federalism // Journal of Economic Literature. 1999. — Vol.37. — Pp. 1120−1149.
- Oates W.E. Fiscal Federalism. N.Y.: HBJ, 1972. 484 p.
- S.L. Paulson, M.Schulte. Georg Jellinek Beitrage zu Leben und Werk. Tubingen: Mohr Siebeck, 2000. — 248 p.
- Russian Federation. Regional Development and Growth Agglomerations Washington, D.C.: World Bank. January. 2009.
- Riker, W. H. Federalism: Origin, Operation, Significance / W. H. Riker. -Boston, Little, Brown, 1964. 620 p.
- Samuelson P.A., Economics / P.A. Samuelson, W.D. Nordhaus. N.Y.: McGraw-Hill/Irwin. Edition 18. 2004. Pp.570.
- Shah A. Fiscal Federalism in Pakistan: Challenges and Opportunities. Washington, D.C.: South Asia Country Department, World Bank. February. 1996.
- Shah, A. Fiscal Decentralization in Developing and Transition Economies: Progress, Problems and the Promise. Washington, D.C.: World Bank. April. 2004. Pp.31−32.
- J.Stotsky, E.M.Sunley «United States"// «Fiscal Federalism in Theory and Practice» — Papers, prepared by the staff of the IMF. — Washington: IMF, 1997.
- Tanzi V. Fiscal Federalism and Decentralization: A Review of Some Efficiency and Macroeconomic Aspects. Annual World Bank Conference on Development Economics, 1995. Pp. 295−316
- Volden C. Origin, Operation, and Significance: The Federalism of William H. Riker // Publius: The Journal of Federalism. 2004. — Vol.34. № 4. — Pp. 89−107.
- Weingast B.R. Federalism as a Commitment to Preserve Market Incentives / B.R. Weingast, Y. Qian // Journal of Economic Prospectives. Fall 1997. — Vol. 11, № 4.-Pp. 81−93.
- Weingast B. The Economic Role of Political Institutions: Market-Preserving Federalism and Economic Development / B. Weingast // Journal of Law, Economics, and Organization. 1995. — Vol. 11. — Pp. 1 -31.
- Weingast B. Constitutions and Governance Struktures: the Political Foundations of Secure Markets // Journal of Institutional and Theoretical Economics.- 1993.-Vol. 149, No l.-Pp. 286−311.
- Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учебное пособие / Т. М. Ковалёва, С. В. Барулин. М.: КНОРУС, 2005. — 208 с.
- Куцури Г. Н., Кушхов О. И. Программно-целевой подход к управлению региональным бюджетом // Вестник Владикавказского научного центра. 2003.- № 4. С. 17−24.
- Межбюджетные отношения: теория и практика реформирования / Под ред. д.э.н. М. А. Яхъяева М.: Экзамен, 2001. — 128 с.4a. u> to r i?
- Волго-Вятский район Центральный район Северо-Западный район Северный район Наименование района