Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Механизм оценки эффективности затрат в системе менеджмента качества промышленного предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения диссертационной работы докладывались, обсуждались и получили одобрение на Всероссийских и Международных научно-практических конференциях и семинарах, в том числе на: Международном научно-практическом семинаре «Тенденции становления и развития информационного бизнеса в России. Проблемы качества информационных услуг» (Тамбов, 2005 г.) — Международной конференции «Достижения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические подходы к оценке эффективности затрат в рамках системы менеджмента качества
    • 1. 1. Современные тенденции развития систем менеджмента качества
    • 1. 2. Концептуальные подходы к определению и классификации затрат на качество
    • 1. 3. Оценка эффективности системы менеджмента качества на базе процессного подхода к учету затрат
  • Глава 2. Разработка механизма оценки эффективности затрат в системе менеджмента качества промышленного предприятия
    • 2. 1. Методические основы идентификации затрат на процессы системы менеджмента качества
    • 2. 2. Особенности формирования системы учета, анализа и оценки затрат в рамках системы менеджмента качества промышленного предприятия
    • 2. 3. Сущность организационно-экономического механизма оценки эффективности затрат
  • Глава 3. Организационные и информационные аспекты реализации механизма оценки эффективности затрат в системе менеджмента качества
    • 3. 1. Информационное и организационное обеспечение экономической составляющей системы менеджмента качества
    • 3. 2. Экономический анализ результатов внедрения механизма оценки эффективности затрат

Механизм оценки эффективности затрат в системе менеджмента качества промышленного предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Промышленные предприятия (ГШ) оказались не готовы к переходу от существовавшей ранее системы хозяйствования к рыночным отношениям, что привело к падению производства, разрушению межхозяйственных связей и усилению конкуренции со стороны иностранных производителей. В условиях наполнения российского рынка недорогими качественными товарами импортного производства перед отечественными производителями возникла проблема выпуска продукции, не уступающей зарубежным аналогам по качеству и имеющей более низкую цену. Для решения проблемы повышения качества продукции многие отечественные предприятия приняли решение о внедрении системы менеджмента качества (СМК), основанной на процессном подходе, регламентированном стандартами серии ИСО 9000:2000. Однако зачастую внедрение СМК не приносило желаемых результатов, поскольку все внимание концентрировалось на повышении качества продукции без учета экономических аспектов менеджмента качества.

В рамках современных концепций качества определение, анализ и оценка затрат являются первоочередными задачами. Затраты выступают как внутренняя экономическая основа СМК, позволяющая определить экономические последствия любых управленческих решений. Информация о затратах служит основой для принятия стратегических, тактических и оперативных управленческих решений с учётом потребностей всех заинтересованных лиц, что способствует росту эффективности производства, повышению рентабельности и возрастанию конкурентоспособности продукции и собственно ПП. Оценка эффективности затрат является одной из ключевых составляющих процесса управления в рамках СМК предприятия, направленных на снижение себестоимости продукции. В целом объединение на предприятии СМК и механизма оценки эффективности затрат приводит к принципиально новой концепции управления предприятием, направленной на выпуск продукции высокого качества по востребованной потребителем цене.

Недостаточность научной проработки этих проблем определяет актуальность и значимость их исследования.

Степень разработанности проблемы. Исследование теоретических, методологических и практических вопросов оценки эффективности затрат в СМК проводились многими российскими и зарубежными «учеными по различным направлениям. т.

Вопросы становления понятия качества как экономической категории и объекта управления нашли отражение в работах Аристотеля, JI. Вальраса, Г. Гегеля, Дж. Локка, К. Маркса, К. Менгера, В. Парето, П. Самуэльсона, Ф. Эджуорта.

При разработке проблем управления качеством и систем менеджмента качества большую роль сыграли труды зарубежных ученых: В. Деминга, Д. Джурана, К. Исикавы, Ф. Кросби, Г. Тагути, А. Фейгенбаума, Дж. Харрингтона, У. Шухарта.

Значительный вклад в исследование экономических аспектов менеджмента качества внесли работы авторов: Г. Г. Азгальдова, Р. Я. Белобрагина, A.A. Богданова, Б. И. Герасимова, A.B. Гличева, Д. С. Демиденко, Н. Д. Ильенковой, Дж. Кампанеллы, Ю. А. Куликова, В. А. Лапидуса, В. В. Окрепилова, C.B. Пономарева, А. Е. Хачатурова, В. Е. Швец, Дж. Ч. Шоттмиллера и др. В этой связи особо следует выделить публикации академика Д. С. Львова и его научной школы, посвященные созданию теоретической концепции применения экономико-математического инструментария оценки качества продукции ПП.

Разработкой проблемы взаимосвязи менеджмента качества и менеджмента затрат занимались такие исследователи, как Ю. П. Адлер, М. Брун, В. Г. Версан, Д. Георги, Е. М. Карлик, Т.Н.- Леонова, K.M. Рахлин, Л. Е. Скрипко, С. Е. Щепетова. В этой связи следует особо выделить работы Д. Н. Бабенкова, Е. Т. Гребнева, Э. А. Краевского и др., посвященные проблеме оценки эффективности затрат с точки зрения менеджмента качества.

Научные труды и разработки перечисленных авторов имеют важное теоретическое и практическое значение. Однако, в большинстве из них менеджмент затрат рассматривается обособленно от СМК, что не позволяет в полной мере реализовать принцип системного подхода к управлению ПП.

Имеют значительные перспективы работы по теоретическому обоснованию оценки эффективности затрат на процесс СМК как базового инструмента управления ПП. Недостаточно изучены и систематизированы проблемы организации системы сбора и анализа первичной информации по затратам на процессы СМК и принятия управленческих решений на основе оценки их эффективности с учетом специфики, присущей СМК.

В большинстве исследований формирование подсистемы учета и анализа затрат на качество рассматривается только с теоретической точки зрения, без обоснования конкурентоспособного механизма оценки эффективности затрат на качество, использование которого принесло бы результаты в практической деятельности российского ПП в условиях рыночных отношений.

Из вышесказанного вытекает необходимость разработки теоретического и методического подходов к повышению эффективности деятельности ПП на основе базового механизма оценки эффективности затрат в СМК, что предопределило выбор темы, цель, задачи и основные направления исследования.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является теоретико-методическое обоснование и разработка механизма оценки эффективности затрат в СМК ПП.

В соответствии с целью в ходе диссертационного исследования выделены и решены следующие задачи:

1 Обоснование взаимосвязи менеджмента качества с менеджментом затрат в рамках современного подхода к управлению ПП;

2 Доказательство значимости оценки эффективности затрат в СМК промышленного предприятия;

3 Разработка теоретических подходов к формированию механизма оценки эффективности затрат в СМК предприятия;

4 Формирование процедуры оценки эффективности затрат в процессах СМК.

Объект исследования. Объектом диссертационного исследования являются промышленные предприятия, внедрившие систему менеджмента качества, основанную на процессном подходе.

Предмет исследования. Предметом исследования данной работы является совокупность теоретических, методических и практических подходов взаимовлияния механизма оценки эффективности затрат и процессов СМК предприятия.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической базой диссертационного исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента качества, управления затратами, истории экономических учений, статистики. При рассмотрении предметной области исследования использовались нормативно-правовые и методические документы в области управления качеством, а также материалы международных, всероссийских и региональных конференций и семинаров.

Методологическую основу диссертационного исследования составили диалектические принципы, позволяющие обосновать основные свойства исследуемых концепций, механизмов и процессов в их взаимосвязи, выявить тенденции их формирования и развития.

При проведении научного исследования использовались такие методы как анализ и синтез, дедукция и индукция, выявление причинно-следственных связей, а также статистический инструментарий.

Содержание диссертационного исследования соответствует п. 9.5 «Анализ и оценка эффективности систем качества предприятия» Паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика и управление качеством.

Научная новизна исследования. Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретико-методического подхода к формированию механизма оценки эффективности затрат в СМК промышленного предприятия.

Элементы научной новизны содержат следующие результаты исследования:

1 Предложено теоретическое обоснование взаимосвязи менеджмента качества и менеджмента затрат на базе процессного подхода. Процессно-ориентированное управление качеством рассмотрено посредством поиска оптимального соотношения эффекта к затратам, связанным с организацией и осуществлением процессов, а также с соблюдением требуемых параметров их качества. Это позволило отождествить затраты, на качество и затраты на процессы СМК;

2 Разработана классификация затрат на процессы СМК по системному объединению следующих базовых признаков: целевое назначение (этап планирования затрат) — вид затрат (этап проведения сравнительного анализа отдельных категорий затрат на качество) — степень полезности (этап оценки эффективности затрат).

Это обеспечило возможность проведения всестороннего анализа затрат в рамках процессов СМК и выработки рациональных управленческих решений;

3 Доказана значимость оценки эффективности затрат на процессы СМК как одной из определяющих компонент процесса управления в рамках СМК ПП, являющейся основой для принятия стратегических, тактических и оперативных управленческих решений и позволяющей ранжировать работы по совершенствованию качества с позиций ожидаемых вкладов в снижение себестоимости продукции. Это дало возможность оперативно и эффективно реализовывать функции управленческого цикла по отношению к затратам;

4 Разработан и практически апробирован организационно-экономический механизм оценки эффективности затрат в СМК, базирующийся на процессном подходе. Механизм организован посредством последовательно-параллельного выполнения следующих процедур: бюджетирование затрат на процесс, определение отклонений фактических величин затрат от плановых, оценка эффективности затрат на процесс, оценка результативности затрат на процесс, анализ и оценка затрат на качество процесса, оценка эффективности и результативности затрат в целом по СМК. Механизм позволяет осуществлять мониторинг функционирования процессов производственно-хозяйственной деятельности ПП и разрабатывать корректирующие и предупреждающие действия, направленные на их улучшение и снижение затрат на качество продукции.

Практическая значимость исследования. Положения, рекомендации и выводы диссертационного исследования имеют прикладной характер и ориентированы на широкое использование при проведении мероприятий, связанных с повышением эффективности функционирования СМК ПП, основанной на принципе процессного подхода.

Самостоятельное практическое значение имеют:

1 Методика анализа эффективности и результативности затрат на процесс СМК, базирующаяся на определении доли ресурсов, направленной на создание результата функционирования процесса, а также на выявлении отклонения фактических затрат от плановых. Методика служит основой для разработки корректирующих и предупреждающих действий по улучшению процессов СМК;

2 Методика анализа эффективности затрат на корректирующие и предупреждающие действия в рамках процесса СМК с точки зрения экономического эффекта и качества продукции, основанная на расчёте прибыльности и изменения количества несоответствий. Методика реализуется посредством оценки предупредительных действий, поскольку согласно идеологии процессного подхода система считается эффективной только в том случае, если она предупреждает возможные проблемы, а не просто реагирует на уже имеющиеся несоответствия;

3 Методика бюджетирования затрат, позволяющая осуществлять планирование затрат на процессы СМК и мониторинг отклонений фактических величин от плановых и реализуемая посредством составления бюджетов затрат на процессы СМК на основе текущих и перспективных планов ПП. Методика позволяет осуществить переход от традиционного способа к бюджетной форме планирования и учета затрат на процессы СМК.

Апробация результатов исследования. Исследование выполнено в рамках НИР института «Экономика и управление производствами» Тамбовского государственного технического университета, проводимых в соответствии с Единым заказ-нарядом на тему: «Качество объектов микро-, мезои макроэкономики, бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита и финансово-кредитной деятельности».

Предложенный механизм оценки эффективности затрат в системе менеджмента качества промышленного предприятия апробирован и принят к использованию на ОАО «Тамбовполимермаш» и ОАО «Тамбовский завод „Комсомолец“ им. Н.С. Артёмова», что подтверждено соответствующими справками.

Основные положения диссертационной работы докладывались, обсуждались и получили одобрение на Всероссийских и Международных научно-практических конференциях и семинарах, в том числе на: Международном научно-практическом семинаре «Тенденции становления и развития информационного бизнеса в России. Проблемы качества информационных услуг» (Тамбов, 2005 г.) — Международной конференции «Достижения ученых XXI века» (Тамбов, 2005) — X научной конференции Тамбовского государственного технического университета (Тамбов, 2005), а также ежегодных научных конференциях института «Экономика и управление производствами» Тамбовского государственного технического университета (2002;2005).

Результаты исследования использованы в учебном процессе института «Экономика и управление производствами» Тамбовского государственного технического университета для подготовки экономистов по специальностям: 08.01.05 «Финансы и кредит», 08.05.02 «Экономика и управление», 08.05.07 «Менеджмент организации», 08.01.11 «Маркетинг», что подтверждено соответствующими справками.

Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в девяти научных работах общим объемом 10,47 печ. л (авт. объем 6,1 печ.л.).

Объем и структура диссертации. Структура работы отражает логику, порядок исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 164 наименований и изложена на 154 листах машинописного текста, не включая приложения. Работа содержит 8 таблиц, 17 рисунков и 6 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе проведения диссертационного исследования были получены следующие результаты.

1 Предложено теоретическое обоснование взаимосвязи менеджмента качества и менеджмента затрат на базе процессного подхода. Процессно-ориентированное управление качеством рассмотрено посредством поиска оптимального соотношения эффекта к затратам, связанным с организацией и осуществлением процессов, а также с соблюдением требуемых параметров их качества. Это позволило отождествить затраты на качество и затраты на процессы СМК;

2 Разработана классификация затрат на процессы СМК по системному объединению следующих базовых признаков: целевое назначение (этап планирования затрат) — вид затрат (этап проведения сравнительного анализа отдельных категорий затрат на качество) — степень полезности (этап оценки эффективности затрат).

Это обеспечило возможность проведения всестороннего анализа затрат в рамках процессов СМК и выработки рациональных управленческих решений;

3 Доказана значимость оценки эффективности затрат на процессы СМК как одной из определяющих компонент процесса управления в рамках СМК ПП, являющейся основой для принятия стратегических, тактических и оперативных управленческих решений и позволяющей ранжировать работы по совершенствованию качества с позиций ожидаемых вкладов в снижение себестоимости продукции. Это дало возможность оперативно и эффективно реализовывать функции управленческого цикла по отношению к затратам;

4 Разработан и практически апробирован организационно-экономический механизм оценки эффективности затрат в СМК, базирующийся на процессном подходе. Механизм организован посредством последовательно-параллельного выполнения следующих процедур: бюджетирование затрат на процесс, определение отклонений фактических величин затрат от плановых, оценка эффективности затрат на процесс, оценка результативности затрат на процесс, анализ и оценка затрат на качество процесса, оценка эффективности и результативности затрат в целом по СМК. Механизм позволяет осуществлять мониторинг функционирования процессов производственно-хозяйственной деятельности ПП и разрабатывать корректирующие и предупреждающие действия, направленные на их улучшение и снижение затрат на процессы в рамках СМК ПП.

5 Разработана методика анализа эффективности и результативности затрат на процесс СМК, базирующаяся на определении доли ресурсов, направленной на создание результата функционирования процесса, а также на выявлении отклонения фактических затрат от плановых. Методика служит основой для разработки корректирующих и предупреждающих действий по улучшению процессов СМК;

6 Разработана методика анализа эффективности затрат на корректирующие и предупреждающие действия в рамках процесса СМК с точки зрения экономического эффекта и качества продукции, основанная на расчёте прибыльности и изменения количества несоответствий. Методика реализуется посредством оценки предупредительных действий, поскольку согласно идеологии процессного подхода система считается эффективной только в том случае, если она предупреждает возможные проблемы, а не просто реагирует на уже имеющиеся несоответствия;

7 Разработанный механизм оценки эффективности затрат в СМК ПП был внедрен в практику хозяйствования ОАО «Тамбовполимермаш». Применение механизма оценки эффективности затрат в СМК ОАО «Тамбовполимермаш» за период с ноября 2004 года по май 2005 года привело к повышению эффективности затрат в СМК с 66,06% до 73,89%, результативности затрат в СМК с 70,18% до 81,23%, а общий экономический эффект составил 681 323,00 руб.

Представляется, что основные выводы, рекомендации и положения данного диссертационного исследования могут быть могут быть полезны специалистам в области экономики и менеджмента качества промышленных предприятий при решении задач повышения эффективности СМК ПП, основанной на процессном подходе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.К. Аудит, добавляющий ценность / Е. К. Аванесов // Методы менеджмента качества. — 2001. — № 8.
  2. Ю.П. Анатомия организации с точки зрения физиологии / Ю. П. Адлер // Стандарты и качество. 2001. — № 2.
  3. Ю.П. Восемь принципов, которые меняют мир / Ю. П. Адлер // Стандарты и качество. 2001. — № 6.
  4. Ю.П. Качество и рынок / Ю. П. Адлер // Методы менеджмента качества. 1999. — № 12.
  5. Ю.П., Аронов И. З., Шпер В. Л. Что век грядущий нам готовит? / Ю. П. Адлер, И. З. Аронов, В. Л. Шпер // Стандарты и качество. — 1999. — № 3.
  6. Ю.П., Щепетова С. Е. АВС-АВВ-АВМ / Ю. П. Адлер, С. Е. Щепетова // Стандарты и качество. 2002. — № 5.
  7. Ю.П., Щепетова С. Е. Бюджет ради плана или ради жизни? / Ю. П. Адлер, С. Е. Щепетова // Стандарты и качество. 2002. — № 6.
  8. Ю.П., Щепетова С. Е. Бюджетные системы — инструмент управления качеством / Ю. П. Адлер, С. Е. Щепетова // Финансовые и бухгалтерские консультации. — 2001.-№ 6.
  9. Ю.П., Щепетова С. Е. Нужна ли нам «система экономики качества»? Неужели да? / Ю. П. Адлер, С. Е. Щепетова // Стандарты и качество. 2001. — № 12.
  10. Ю.П., Щепетова С. Е. От затрат на качество к управлению затратами / Ю. П. Адлер, С. Е. Щепетова // Методы менеджмента качества. — 2002. — № 4.
  11. Ю.П., Щепетова С. Е. Процессное описание бизнеса основа основ и для системы экономики качества / Ю. П. Адлер, С. Е. Щепетова // Стандарты и качество. — 2002.-№ 2.
  12. Ю.П., Щепетова С. Е. Проекты, команды, люди в системе экономики качества / Ю. П. Адлер, С. Е. Щепетова // Стандарты и качество. 2002. — № 3.
  13. Ю.П., Щепетова С. Е. Экономика качества как система / Ю. П. Адлер, С. Е. Щепетова // Методы менеджмента качества. — 2002. № 5.
  14. Г. Г. Общие сведения о методологии квалиметрии / Г. Г. Азгальдов // Стандарты и качество. — 1994. № 11.
  15. Р. Планирование будущего корпорации / Р. Акофф. М.: Прогресс, 1985.
  16. .В. Теория качества в науке и практике: методологический анализ / Б. В. Ахлибинский, Н. И. Храменко — Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1989.
  17. М. И. Теория экономического анализа: Учебник для вузов / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. М.: Финансы и статистика, 1999.
  18. В.Я. Современные проблемы теории управления эффективностью производства и качеством продукции в условиях современного рынка / В. Я. Белобрагин. — М.: Изд-во стандартов, 1994.
  19. Т. Наставники по качеству. Сборник кратких очерков о самых знаменитых зарубежных деятелях в области качества / Т. Бенделл- Пер. с англ. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2000.
  20. A.M. Обеспечение качества продукции / A.M. Бендерский. — М.: Изд-во стандартов, 1988.
  21. Д.П., Попова Т. Д. Учет в системе управления качеством / Д. П. Бердникова, Т. Д. Попова // Бухгалтерский учет. 1978. — № 9.
  22. К. Миссия возможного, или Как стать компанией мирового класса / Бланчард К., Вэгхорн Т. — Челябинск: Урал LTD, 1998.
  23. Британский стандарт BS 6143:1992 «Руководство по экономике качества». Часть 1. Модель затрат на процесс. / Перевод с англ. М.: НТК «Трек», 1999.
  24. Британский стандарт BS 6143:1992 «Руководство по экономике качества». Часть 2. Модель предупреждения, оценки и отказов. / Перевод с англ. — М.: НТК «Трек», 1999.
  25. М. Управление качеством: затраты и выгоды / М. Брун, Д. Георги // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 1.
  26. С.А. Управление качеством продукции: Учеб. пособие / С. А. Варакута. М.: ИНФРА-М, 2002.
  27. В.Г. Сильные и слабые стороны стандартов ИСО серии 9000 новой версии: стратегия введения в действие / В. Г. Версан // Стандарты и качество. — 2001. № 12.
  28. A.B. Системы менеджмента качества и процессный подход / A.B. Владимирцев, О. А Марцынковский., Ю. Ф. Шеханов // Методы менеджмента качества. — 2001.-№ 2.
  29. В. Я. Как не напрасно тратить деньги / В. Я. Воробьев // Методы менеджмента качества. — 2001. — № 4.
  30. Дж. Бережливое производство / Дж. Вумек, Д. Джонс.— М.: Альпина-Паблишер, 2004.
  31. Л.П. Совершенствование учета затрат на обеспечение качества продукции: автореферат на соиск. уч. степени канд. экон. наук / Гайжаускас Л.П.— Вильнюс, 1987.
  32. В.В. Вопрос о единстве принципов оценки экономической эффективности затрат и перспективы его разрешения / В. В. Галасюк. — Днепропетровск, 1986.
  33. В.В. К вопросу о сферах применения принципов абсолютной эффективности и интегрального эффекта при оценке экономической эффективности хозяйственных мероприятий / В. В. Галасюк. Днепропетровск, 1986.
  34. .И. Качество в системе управления предприятием / Б. И. Герасимов, А. Ю. Сизикин. — М.: Машиностроение, 2000.
  35. .И. Экономические теории качества: генезис теории и практики системного подхода / Б. И. Герасимов, С. П. Спиридонов, М. В. Смагин. Под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2001.
  36. И.Н. Менеджмент: учебник. 2-е изд. перераб. и доп. / И. Н. Герчикова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  37. В.И. Управление качеством продукции: учеб. пособие / В. И. Гиссин. — Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  38. A.B. Современное представление о механизме управления ксчеством / A.B. Гличев // Стандарты и качество. — 1995, -№ 3.
  39. A.B. Основы управления качеством продукции / A.B. Гличев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.
  40. Е.А. Определение затрат на качество при выполнении инновационных проектов: Метод. Рекомендации / Е. А. Горбашко, Т. И. Леонова, С. Н. Кузьмина / Министерство образования Российской Федерации. М.: 2002.
  41. О.П. Всеобщее управление качеством: Учеб. для вузов / О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю.В. Зорин- Под ред. О. П. Глудкина. М.: Горячая линия — Телеком, 2001.
  42. О.А. Создание систем менеджмента качества в организации: Монография / О. А. Горленко, В. В. Мирошников. -М.: Машиностроение, 2000.
  43. ГОСТ Р ИСО 9000−2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
  44. ГОСТ Р ИСО 9001−2001. Системы менеджмента качества. Требования.
  45. ГОСТ Р ИСО 9004−2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению.
  46. В.П. Учет и анализ затрат на качество на предприятии ГУП НПЦ «СПУРТ» / В. П. Граб, Т. В. Граб // Вестник Военного Регистра. 2001. — № 7.
  47. А.Н. Затраты на качество: история развития и основные подходы / А. Н. Грачев // Материалы конференции «МС ИСО серии 9000 и статистические методы (новая версия и процессный подход)», Нижний Новгород, 22−24 мая 2001 г.
  48. Ф.Ж. Преобразование организации / Ф. Ж. Гуияр, Дж.Н. Келли. Пер. с англ. — М.: Дело, 2000.
  49. Д.С. Управление затратами при формировании качества промышленной продукции / Д. С. Демиденко. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  50. . Э. Выход из кризиса / Деминг. Э. Тверь: Альба, 1994.
  51. А.К. Открытые системы и функциональные стандарты / А. К. Джинчарадзе, С. А. Подлепа // Стандарты и качество. 1998. -№ 4.
  52. П. Задачи менеджмента в XXI веке / П. Друкер. — М.: Вильяме, 2000.
  53. К. Введение в управленческий и производственный учет / К. Друри. — М.: Аудит, 1997.
  54. К. Учет затрат методом стандарт-костс / К. Друри. — М.: НИТИ, 1998
  55. Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий / Ю. Я. Еленева. М.: Янус-К, 2001.
  56. Ю.Я. Стоимостной подход как основа современного управления бизнесом / Ю. Я. Еленева // Проблемы теории и практики управления. — 2002. № 3.
  57. Г. В. Определение затрат на качество при процессном подходе в менеджменте качества / Г. В. Ефимова // Молодежная науч.-техн. конф. вузов приграничных регионов славянских государств. Брянск, 23−24 окт. 2001 г. — Брянск, 2001. -С. 153−154.
  58. С.А. Методы и рыночная технология экономического управления / С. А. Жданов. М.: Дело и сервис, 1999.
  59. С.А. Основы теории экономического управления предприятием: Учебник / С. А. Жданов. М.: Изд-во «Финпресс», 2000.
  60. В.В. Задачи и организационные основы менеджмента / В. В. Зотов, Е. В. Ленский. М.: Изд-во ИНФРА-М, 1996.
  61. В.А. Что такое функционально-стоимостной анализ процессов и систем / В. А. Ивлев, Т. В. Попова // TQM-XXI. Проблемы, опыт, перспективы: Сборник. Вып. 4 / Под ред. В. А. Качалова и В. Л. Рождественского. М.: ИздАТ, 2000.
  62. Т.Н. Управление качеством информационных систем / Т. Н. Исаев. — М.: МИРЭА, 2003.
  63. К. Японские методы управления качеством / К. Исикава- Сокр. пер. с англ.- науч. ред. и авт. предисл. A.B. Гличев. М.: Экономика, 1988.
  64. P.A. Как создать эффективную систему менеджмента качества / P.A. Искандарян // Методы менеджмента качества. 2003. — № 7.
  65. ИСО 8402−94. Управление качеством и обеспечение качества Словарь — Пер. с англ.
  66. П. От процессов управления качеством — к целостной технологии непрерывного совершенствования организации / П. Калита // Стандарты и качество. — 2001.-№ 1.
  67. Р. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действиям / Р. Каплан, Д. Нортон. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.
  68. Е.М. Затраты на обеспечение и повышение качества продукции, их классификация / Е. М. Карлик, Д. С. Демиденко // Стандарты и качество. 1977. — № 8.
  69. Е.М. Затраты на повышение качества продукции на машиностроительных предприятиях / Е. М. Карлик, Д. С. Демиденко, В. М. Шкловский. — Л: ЛДНТП, 1979.
  70. A.M. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / A.M. Карминский, Н. И. Оленев, А. Г. Примак. М.: Финансы и статистика, 1998.
  71. В.И. Как оценить эффективность функционирования системы качества? / В. И. Карпиков // Век качества. -2001. -№ 3.
  72. Т.П. Управленческий учёт: Учебник для вузов / Т. П. Карпова. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
  73. В.А. Сравнение стандартов ИСО 9001:1994 и ИСО 9001:2000 / В. А. Качалов // TQM-XXI. Проблемы, опыт, перспективы. Сборник. Вып. 4 / Под ред. В. А. Качалова и B.JI. Рождественского. М.: ИздАТ, 2000.
  74. В. А. Энциклопедия ошибок в менеджменте качества / В. А. Качалов // Стандарты и качество. 2003. — № 2.
  75. С.Ф. Новое это хорошо улучшенное старое / С. Ф. Кириллова // Стандарты и качество. — 1999. — № 12.
  76. А. П. Управление затратами с помощью стоимостного анализа / А. П. Ковалев // Финансы. -№ 9. 1997.
  77. Г. Учебник по методологии функционального учета затрат. Activity based costing / Г. Кокинс, А. Страттон, Д. Хелблинг. М.: ВИП Анатех, 2000.
  78. П.А. Структура затрат на обеспечение качества продукции и услуг в компаниях стран с развитой рыночной экономикой / П. А. Конарева // Методы менеджмента качества. 2001. — № 10.
  79. Ё. Хосин канри один из подходов японского менеджмента качества / Ё. Кондо // Методы менеджмента качества. — 2001. — № 5.
  80. Н.В. Автоматизация управления качеством продукции на предприятии / Н. В. Кондратьев, Е. К. Родников. JI: Машиностроение, 1980.
  81. Т. Самооценка в организациях. / Т. Конти- Пер. с англ. М.: РИА «Стандарты и качество», 2000.
  82. Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс и др. -М.: Вильяме, 2004.
  83. И.Б. МС ИСО серии 9000. Оценка экономической эффективности внедрения / И. Б. Корокин, О. А. Родина // Методы менеджмента качества. — 2002. № 7.
  84. Э. А. Калькулирование затрат на качество как инструмент оценки эффективности системы качества по МС ИСО 9000 / Э. А. Краевский // НИСОНГ. 2001. -№ 3.
  85. Ю.В. Образ качества / Ю. В. Крянев, М. А. Кузнецов // Стандарты и качество. 1997. — № 4.
  86. Е.А. Функционально-стоимостный анализ. Концепция и перспективы / Е. А. Кузьмина, A.M. Кузьмин // Методы менеджмента качества. — 2002. -№ 8.
  87. A.M. История возникновения и развития функционально-стоимостного анализа / A.M. Кузьмин, А. А. Барышников // Машиностроитель. 2001. — № 1.
  88. Ю.А. Экономические аспекты систем качества / Ю. А. Куликов, А. Е. Хачатуров // Методы менеджмента качества. — 2001. № 5.
  89. В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / В. А. Лапидус М.: ОАО «Типография «Новости», 2000.
  90. В.А. Менеджмент ошибок (Имеют ли люди право на ошибку) / В. А. Лапидус. Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2002.
  91. В.А. Принципы менеджмента качества МС ИСО серии 9000:2000 и их проекция на российский менеджмент / В. А. Лапидус // Материалы конференции «МС ИСО серии 9000 и статистические методы (новая версия и процессный подход)». — Нижний Новгород, 2001.
  92. В.А. Диалог консультанта с руководителем компании / В. А. Лапидус, А. Н. Рекшинский. Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2000.
  93. В.А., Серов М. Е. Как внедрять стандарты ИСО серии 9000 / В. А. Лапидус, М. Е. Серов. Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 1998.
  94. Т.И. Управление затратами на качество продукции / Т. И. Леонова. — С.-Петербург: Издательство СПбГУЭФ, 2000.
  95. Д.С. Единство методов экономического обоснования планово-проектных решений и оценки хозрасчетной эффективности производства / Д. С. Львов // Изв. АН СССР. Сер. Экономика. 1986. -№ 1.
  96. Д.С. Качество и эффективность производства / Д. С. Львов. — М: Знание, 1974.
  97. Д.С. Об исходных принципах комплексной методики оценки эффективности общественного производства и отдельных хозяйственных мероприятий / Д. С. Львов // Стандарты и качество. 1983. — № 7.
  98. И.И. Управление качеством: Учеб. пособие / И. И. Мазур. М.: Высшая школа, 2003.
  99. Р. А. От учета и контроля к системному построению производственных процессов / Р. А. Мартынов // Методы менеджмента качества. — 2001. — № 5.
  100. Дж. Справочник по методам непрерывного улучшения: Практикум для достижения организационного превосходства / Дж. Марш. Нижний Новгород, 2002.
  101. М.Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури- Пер. с англ. М.: Дело, 2004.
  102. C.B. Экспертные оценки затрат на качества на предприятиях Тамбовской области / C.B. Мищенко, C.B. Пономарев, Б. И. Герасимов, О. С. Пономарева // Стандарты и качество. 2001. — № 7.
  103. В.И. Исследование систем управления / В. И. Мухин. М.: Экзамен, 2002.
  104. Т. Внедрение системы расчета затрат на обеспечение качества продукции / Т. Накамура. М: Издательство стандартов, 1970.
  105. Нив Г. Р. Пространство доктора Деминга. / Г. Р.Нив- Пер. с англ. — Тольятти: Городской общественный фонд «Развитие через качество», 1998.
  106. В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000 / В. А. Никитин. СПб.: Питер, 2002.
  107. В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учеб. пособие / В. Ю. Огвоздин. М.: Дело и Сервис, 2002.
  108. ПООкрепилов В. В. Управление качеством: Учеб. для вузов: 2-е изд., доп. и перераб. / / В. В. Окрепилов. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998.
  109. Ф.И. Экономические методы управления качеством продукции / Ф. И. Палицын, В. М. Пролейко. М: Машиностроение, 1981.
  110. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний) / Т. Питере, Р. Уотермен- Пер. с англ. — М., 1986.
  111. М. Конкуренция / М. Портер. М.: Издательский дом «Вильяме». 2001.
  112. А.Н. Интеллектуальные информационные технологии / А. Н. Райков. — М.: МИРЭА, 2000.115Рахлин K.M. MC ИСО серии 9000 версии 2000 г.: сущность и содержание процессного подхода / K.M. Рахлин // Стандарты и качество. 2001. — № 1.
  113. НбРахлин K.M. Методология классификации затрат на качество / K.M. Рахлин, JI.E. Скрипко // Стандарты и качество. 1997. — № 3.
  114. K.M. Принципы планирования и учета затрат на качество / K.M. Рахлин, JI.E. Скрипко // Стандарты и качество. 2000. — № 3.
  115. K.M. Состав затрат на обеспечение качества / K.M. Рахлин, JI.E. Скрипко // Стандарты и качество. 1998. — № 8.
  116. Д. Сочинения / Д. Рикардо. М., 1965. Т. 1.
  117. Н.К. Управление качеством / Н. К. Розова. СПб.: Питер, 2002.
  118. А. Управление качеством / А. Робертсон- Пер. с англ. М.: Прогресс, 1974.
  119. М. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов / М. Робсон, Ф. Уллах- Пер. с англ. — М.: Аудит- Юнити, 1997.
  120. М.З. Обеспечение качества продукции на основе MC ИСО серии 9000 / М. З. Свиткин, В. Д. Мацута, K.M. Рахлин. СПб.: СПГУ, 1997.
  121. М.З. От семейства стандартов ИСО 9000 к всеобщему менеджменту качества / М. З. Свиткин // Стандарты и качество. — 1997. № 9.
  122. М.Е. Расходы на качество / М. Е. Серов. Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2000.
  123. Д. Как стать собственником (Американский опыт участия работников в собственности и управлении) / Д. Симоне, У. Мэре. М.: Аргументы и факты, 1993.
  124. В.И. Проблемы экономики качества продукции / В. И. Синько. — М.: Экономика, 1971.
  125. H.H. Организация функционально-стоимостного анализа на машиностроительных предприятиях / H.H. Скворцов, Л. И. Омельченко. — Киев: Техника, 1987.
  126. Т. Управленческий учет / Т. Скоун. М.: Аудит- Юнити, 1997.
  127. Л.Е. Методология оценивания затрат на качество / Л. Е. Скрипко // Методы менеджмента качества. — 2001. — № 1.
  128. Л.Е. Финансовый менеджмент качества: мифы и реальность / Л. Е. Скрипко // Методы менеджмента качества. — 2002. № 10.
  129. М.С. К единству социального и технического: проблемы и тенденции развития научных подходов к управлению / М. С. Солодкая. — Оренбург: Печатный дом «Димур», 1997.
  130. Ф.У. Принципы научного менеджмента / Ф.У. Тейлор- Пер. с англ. А. И. Зак. М.: Контроллинг, 1991.
  131. В.И., Кузнецова В. В., Гнесина М. К. Методика формирования подсистемы оценки затрат на качество / В. И. Тобис, В. В. Кузнецова, М. К. Гнесина. — М.: ВНИИС, 1995.
  132. Управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  133. Управленческий учет: Учеб. пособие / Под ред. А. Д. Шеремета. — М.: ФБК-ПРЕСС, 1999.
  134. P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / P.A. Фатхутдинов. М: ИНФРА-М. 2000.
  135. P.A. Система обеспечения конкурентоспособности / P.A. Фатхутдинов / Стандарты и качество. — 1995. № 1.
  136. A.B. Контроль качества продукции / A.B. Фейгенбаум- Пер. с англ. -М.: Экономика, 1986.
  137. П. Аудит. Контроль затрат и финансовых результатов при анализе качества продукции / П. Фридман. — М.: ЮНИТИ, 1994.
  138. М. Реинжениринг корпорации: Манифест революции в бизнесе / М. Хаммер, Дж. Чампи- Пер. с англ. Под ред. B.C. Катькало. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997.
  139. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Д. Хан. М.: Финансы и статистика, 1997.
  140. Дж. Управление качеством в американских корпорациях / Дж. Харрингтон- Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1990.
  141. Р. Организации: структуры, процессы, результаты / Р. Холл- Пер. с англ. Под ред. И. В. Андреевой. СПб: ПИТЕР, 2001.
  142. Дж. Бездефектность. Новый подход к проблеме качества./Дж. Холпин- Пер. с англ. Под ред. Я. М. Сорина. М.: Мир, 1968.
  143. Ч.Т. Бухгалтерский учёт: управленческий аспект / Ч. Т. Хорнгрен, Дж. Фостер. — М.: Финансы и статистика, 1995.
  144. X. Развитие менеджмента качества в промышленности Японии / X. Цубаки- Пер. с англ. Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2000.
  145. АД. Качество и информация / АД. Шадрин // Стандарты и качество. -1996.- № 5.
  146. А.Д. Пять потребностей, восемь принципов, десять заповедей / А. Д. Шадрин // Стандарты и качество. 2002. — № 2.
  147. Дж. Стратегическое управление затратами / Дж. Шанк, В. Говиндароджан- Пер. с англ. Под ред. E.H. Бондаревской. СПб.: ЗАО «Бизнес Микро», 1999.
  148. В.Е. Измерение процессов в системе менеджмента качества: Опора на стратегию и структуру / В. Е. Швец // Сертификация. — 2003. — № 1.
  149. В.Е. Измерение процессов в современной системе менеджмента качества / В. Е. Швец // Методы менеджмента качества. 2001. — № 1.
  150. В.Е. К вопросу определения результативности и эффективности СМК / В. Е. Швец // Методы менеджмента качества. 2004. — № 6.
  151. В.Е. «Менеджмент качества» в системе современного менеджмента / В. Е. Швец // Стандарты и качество. 1997. — № 6.
  152. В.Е. Универсальный цикл менеджмента качества / В. Е. Швец // Стандарты и качество. -1999. -№ 10.
  153. В.Е. О некоторых направлениях совершенствования внутрифирменных систем качества / В. Е. Швец, Ю. Ф. Шеханов // Стандарты и качество. 1997. — № 2.
  154. С.Н. Системы качества и конкурентоспособности продукции / С. Н. Шепелев. М.: РИЦ «Татьянин день», 1993.
  155. А.Л. Особенности национального менеджмента / А. Л. Шестаков // Стандарты и качество. — 1999. — № 10.
  156. А.Л. Процессы и финансы / А. Л. Шестаков // Методы менеджмента качества. — 2002.- № 11.
  157. М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решения / М. Эддоус, Р. Стэнсфилд. — М.: ЮНИТИ, 1997.
  158. Экономика предприятия: Учеб. для вузов. 3-е изд., пераб. и доп. / Под ред. проф. В .Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  159. Г. Двенадцать принципов эффективности // Г. Эмерсон М.: Республика, 1993.
  160. Перечень процессов СМК ОАО «Тамбовполимермаш»
  161. Наименование процесса СМК Ответственный руководитель Паспорт процесса Обозначение нормативного документа1 2 3 4
  162. Управление производственной средой Технический директор ПП 6.4 СТПСМКЯБИР 06−04
  163. Поддержание связи с потребителями Начальник управления маркетинга ПП 7.2.2 СТП СМК ЖИР 07−02
  164. Проектирование и разработка продукции Директор по маркетингу и техническому развитию ПП 7.3.1 СТП СМК ЯБИР 07−03
  165. Постановка на производство новой продукции Начальник производственно-диспетчерского отдела ПП 7.3.2 СТП СМК ЯБИР 07−03
  166. Закупки Коммерческий директор ПП 7.4 СТП СМК ЯБИР 07−04
  167. Управление производством Директор по производству ПП 7.5 СТПСМКЯБИР 07−05
  168. Техническое обслуживание и ремонт оборудования Заместитель технического директора по эксплуатации ПП 7.5.1 СТПСМКЯБИР 07−05−01
  169. Валидация процессов Технический директор ПП 7.5.2 СТП СМК ЯБИР 07−05−02
  170. Поставка продукции заказчику Начальник управления маркетинга ПП 7.5.3 СТПСМКЯБИР 07−05
  171. Управление устройствами для мониторинга и измерений Начальник центральной заводской лаборатории ПП 7.6 СТПСМКЯБИР 07−061. Продолжение приложения А1 2 3 4
  172. Мониторинг и измерение удовлетворенности потребителей Директор по маркетингу и техническому развитию ПП 8.1.1 СТПСМК ЯБИР 08−01−01
  173. Мониторинг и измерение продукции Начальник отдела технического контроля ПП 8.3.1 СТПСМКЯБИР 08−03
  174. Проведение приемо-сдаточных испытаний Технический директор ПП 8.3.2 СТПСМК ЯБИР 08−03
  175. Управление несоответствующей продукцией Директор по качеству и сертификации ПП 8.4 СТПСМКЯБИР 08−04
  176. Матрица взаимодействия процессов СМК ОАО Тамбовполимермаш»
  177. Наименование процесса Номер паспорта процесса ПП 6.4 ПП 7.2.2 ПП 7.3.1 ПП 7.3.2 ПП 7.4 ПП 7.5 ПП 7.5.1 ПП 7.5.2 ПП 7.5.3 ПП 7.6 ПП 8.1.1 ПП 8.3.1 ПП 8.3.2 ПП 8.4
  178. Управление производственной средой ПП 6.4 X + +
  179. Поддержание связи с потребителями ПП 7.2.2 X + + + +
  180. Проектирование и разработка продукции ПП 7.3.1 + + X + + + + +
  181. Постановка на производство новой продукции ПП 7.3.2 + + X + + + + + + + +
  182. Закупки ПП 7.4 + + + X + + + +
  183. Управление производством ПП 7.5 + + + X + + + + + + +
  184. Техническое обслуживание и ремонт оборудования ПП 7.5.1 + + + X + + +
  185. Валидация процессов ПП 7.5.2 + + + + + X + + +
  186. Поставка продукции заказчику ПП 7.5.3 + X + + +
  187. Управление устройствами для мониторинга и измерений ПП 7.6 + + + + + + X + +
  188. Мониторинг и измерение удовлетворенности потребителей ПП 8.1.1 + + + + X +
  189. Мониторинг и измерение продукции ПП 8.3.1 + + + + X + +
  190. Проведение приемо-сдаточных испытаний ПП 8.3.2 + + + + + + + + + X +
  191. Управление несоответствующей продукцией ПП 8.4 + + + + + X
Заполнить форму текущей работой