Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка и исследование типовых инструментальных средств систем управления автотранспортными предприятиями

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Описаны особенности реализации программных блоков типовых инструментальных средств автоматизированной системы ИЛП и их функции. Показано, что она является сложнейшим программно-техническим комплексом, включающим десятки функционально-ориентированных модулей, которые в свое время состоят из большого количества блоков. Она может быть построена на основе стандартных технологий MRP-2, PDM, СПО… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Современное состояние информационных технологий в системах управления автотранспортными предприятиями
    • 1. 1. Задачи повышения эффективности автотранспортных предприятий
    • 1. 2. Информационные технологии в управлении предприятиями оказания автотранспортных услуг
    • 1. 3. Системы MRP/ERP, CSRP в решении задач управления автотранспортными предприятиями
    • 1. 4. Общие проблемы применения и развития систем информационной поддержки жизненного цикла изделий, продукции и услуг в России
    • 1. 5. Особенности решения транспортных задач
    • 1. 6. Оперативное планирование и ситуационно-вероятностное управление перевозками автомобильным транспортом в мультиагентных системах
    • 1. 7. Методы и подходы решения транспортных задач
    • 1. 8. Задачи развития технического и математического обеспечения систем управления автотранспортными предприятиями. Постановка задачи
  • Выводы
  • 2. Задачи совершенствования нормативно-правовой и организационно основы управления оказанием автотранспортных услуг
    • 2. 1. Роль, место, особенности малого предпринимательства и его значение для экономического развитие страны
    • 2. 2. Рынок автотранспортных услуг и его социально-экономическое значение
    • 2. 3. Законодательно — правовая основа экономического регулирования малого предпринимательства
    • 2. 4. Состояние и задачи совершенствования организационной и
  • I. нормативно-правовой основы управления автотранспортными предприятиями в регионе
  • Выводы
  • 3. Методы и модели решения многоцелевых оптимизационных транспортных задач
    • 3. 1. Модель выбора и распределения транспортных средств, обеспечивающая жизненный цикл технологических операций
    • 3. 2. Модели выбора и распределения транспортных средств по «дискретным» технологическим операциям
    • 3. 3. Выбор и распределение транспорта по «непрерывным» технологическим операциям
    • 3. 4. Модель управления работой транспорта по поставке скоропортящегося сырья
  • Выводы
  • 4. Вероятностные модели и алгоритмы управления автотранспортными перевозками
    • 4. 1. Решение задач поиска оптимального пути в транспортной сети, с учётом неопределённости времени движения
    • 4. 2. Структура подсистемы оперативного планирования и ситуационного управления перевозок грузовым транспортом
    • 4. 3. Вероятностная модель оперативного планирования и ситуационного управления грузовыми перевозками
    • 4. 4. Критерий оптимизации плана перевозок
    • 4. 5. Планирование грузоперевозок с помощью алгоритма работы колонии муравьев
  • Выводы
  • 5. Разработка математического обеспечения унифицированного программно-технического комплекса управления автотранспортными предприятиями
    • 5. 1. Общая постановка задачи. Принципы и модели формирования структуры математического обеспечения
    • 5. 2. Математическое обеспечение оптимального планирования технологических операций автотранспортного предприятия
    • 5. 3. Комплекс экономико-математических моделей оптимизации планирования работ
    • 5. 4. Модели и алгоритмы управления процессом реализации технологических операций
    • 5. 5. Моделирование задачи составления оперативного плана развоза продукции по заказам торговых организаций по оптимальным маршрутам и часовому графику
    • 5. 6. Планирования расписаний использования автотранспорта с учётом условий перевозки
    • 5. 7. Модели и алгоритмы распределения транспорта по видам перевозок
  • Выводы
  • 6. Особенности построения типовых средств интегрированной логистической поддержки
    • 6. 1. Основные задачи интегрированной логистической поддержки
    • 6. 2. Структура типовых инструментальных средств
    • 6. 3. Разработка моделей оптимального планирования ремонтных и профилактических работ автотранспорта
    • 6. 4. Модели оптимального использования трудовых ресурсов реализации ремонтных работ
  • Выводы
  • 7. Особенности реализации программно -технического комплекса управления автотранспортными предприятиями и результаты их внедрения
    • 7. 1. Методологическая основа системного единства программнотехнической платформы управления и реализации производственных процессов
    • 7. 2. Унификация лингвистического обеспечения и технологии формирования распределённой информационной среды
    • 7. 3. Комплексирование и особенности реализации типового программно-технического комплекса управления автотранспортными предприятиями
    • 7. 4. Примеры и особенности реализации основных модулей системы управления автотранспортным предприятием
    • 7. 5. Особенности программной реализации ситуационно-вероятностного модуля управления перевозками
    • 7. 6. Особенности внедрения разработанных средств
  • Выводы
  • Заключение
  • Литература
  • Приложение: Акты внедрения

Разработка и исследование типовых инструментальных средств систем управления автотранспортными предприятиями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В СССР была создана мощная инфраструктура автотранспортных предприятий (АТП), в том числе и обслуживания транспорта. Она явилась основой интенсивного развития малого предпринимательства в этой сфере в нашей стране при переходе на рыночные отношения. В настоящее время созданы и достаточно успешно функционируют тысячи малых частных АТП, а также зарегистрировано большое количество индивидуальных предпринимателей. В их собственности в Воронежской области в 2005 году находилось более 10 тысяч автомобилей. На их долю приходилось не менее 30% грузовых и пассажирских перевозок. Процесс вытеснения государственных предприятий с каждым годом увеличивается. Несмотря на наличие в регионе законодательных и исполнительных органов управления, малый бизнес в данной сфере развивается на региональном уровне в основном «стихийно». В результате государство теряет огромные финансовые средства за счет невыплаты налогов, так как основная часть предпринимателей предпочитает заниматься нелегальным бизнесом или выплачивать лишь «символическую» сумму налогов. Федеральные и региональные органы не уделяют достаточного внимания развитию данного направления малого бизнеса. В то же время, именно эта сфера может и. должна стать основой социально-экономического развития страны. Необходимо привести нормативно-законодательную и организационную базу в соответствие с современными требованиями, особенностями социально-экономических структур регионов, гармонизировать интересы государства и предпринимателей, уменьшить налоги, усилить уголовную ответственность за негативные проявления, мешающие нормальному функционированию малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Одной из наиболее актуальных задач является создание в регионах единой информационной транспортной системы (ИТС) управления и автоматизации всех этапов жизненного цикла (ЖЦ) оказания транспортных услуг. Она обеспечит сбор, обработку, проведение анализа, хранение и предоставление данных обо всех процессах — от регистрации предприятий и индивидуальных предпринимателей и аудита результатов их работы до уплаты налогов в реальном времени. Таким образом, будет обеспечена прозрачность бизнеса и его вывод из теневой экономики. Доступность и достоверность актуализированной информации позволит принимать оперативные решения по борьбе с негативными явлениями.

Базовыми компонентами такой системы могут являться средства информационной поддержки (ИП) АТП и ИТС. Они призваны обеспечить эффективные, комфортные и безопасные условия всем участникам движения, в том числе и при перевозке пассажиров и грузов.

Современные средства ИП АТП базируются на элементах CAE (Computer Aided Engineering), CAD (Computer Aided Design), CAM (Computer Aided Manufacturing), MRP (Manufacture Resource Planning), ERP (Enterprise Resource Planning), CSRP (Customer Synchronized Resources Planning) и PDM (Product Data Management) систем и их интеграции. Для более эффективного применения необходима их адаптация к конкретным условиям, развитие методов, моделей и алгоритмов оптимизации автотранспортных перевозок, в том числе с применением теоретико-вероятностных методов и экономико-математического планирования с учетом реализации технологических операций с использованием ситуационных способов в реальном времени.

В данной работе поставлена задача разработки и исследования эффективности применения типовых инструментальных средств и технического обеспечения системы управления (СУ) АТП. В ней особое внимание уделено развитию методов, моделей, алгоритмов и программ оптимизации принимаемых решений при реализации технологических процессов с использованием логистического подхода.

Диссертационная работа выполнена в соответствии с региональными программами развития систем ИП АТП и ИТС управления по постановлениям главы Администрации и Законодательного собрания Воронежской области, межвузовской научно-технической программой ИТ 601 «Перспективные информационные технологии в высшей школе» и научному направлению Воронежской государственной лесотехнической академии (ВГЛТА) -«Разработка средств автоматизации управления и проектирования (в промышленности)».

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является разработка и исследование типовых инструментальных средств и технического обеспечения СУ АТП и эффективности их применения.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

— провести анализ состояния и определить направления развития методов, моделей и алгоритмов оптимизации принятия решений в задачах управления процессами АТП;

— определить задачи совершенствования нормативно-правовой и организационной основы управления малого предпринимательства оказания автотранспортных услуг;

— обосновать методологический и теоретический подходы к развитию методов, моделей и алгоритмов оптимизации принятия решений в СУ АТП;

— разработать математическое обеспечение решения многоцелевых оптимизационных транспортных задач (ТЗ), вероятностные модели и алгоритмы управления автотранспортными перевозками, экономико-математического планирования и оперативной реализации технологических операций (ТО) с учётом требуемого графика и оптимизации маршрутов доставки;

— определить особенности формирования и разработать типовые элементы средств интегрированной логистической поддержки (ИЛП) АТП;

— обосновать принципы и методику формирования типовой единой лингвистической, информационной и технической среды СУ АТП;

— провести исследование эффективности типовых инструментальных и технических средств СУ АТП и разработать методическое обеспечение их рационального применения;

— внедрить разработанные инструментальные и технические средства.

Методы исследования основываются на системном анализе, теории управления, теории множеств, методах оптимизации, аппарате вычислительной математики, прикладной статистики, а также имитационном, структурном и параметрическом моделировании, экспертных оценках, на экспериментальных исследованиях.

Научная новизна. В диссертации получены следующие основные результаты, характеризующиеся научной новизной:

— определены направления развития инструментальных и технических средств и совершенствования нормативно-правовой и организационной основы СУ АТП, обеспечивающие оказание более полного набора услуг и повышение их качества, отличающиеся учетом закономерностей рыночных отношений, тенденций их развития и уровня социально-экономического развития экономики региона и универсальностью;

— развитие методов принятия решений на основе предложенных моделей и алгоритмов многоцелевой оптимизации автотранспортных перевозок, экономико-математического планирования и оперативной реализации технологических операций с учётом требуемого графика и оптимизации маршрутов доставки, отличительной чертой которых является более адекватное описание процессов ЖЦ оказания услуг с их взаимодействием с внешней средой на основе ситуационного подхода;

— вероятностные методы, математические модели и алгоритмы оптимизации автотранспортных перевозок, отличающиеся учетом условий неопределённости времени движения, поиска рациональных маршрутов на основе предложенного критерия максимальной доходности в реальном времени и использования ситуационного метода;

— принципы построения, архитектура и методика формирования единой лингвистической, информационной и технической среды распределенной обработки данных, обеспечивающей унификацию основных базовых программных и аппаратных элементов, внешнюю и внутреннюю интеграцию, возможность применения на всех этапах ЖЦ управления и отличающиеся высокой эффективностью решения задач управления в реальном времени;

— типовые инструментальные средства принятия решений, базирующиеся на едином ситуационном методе управления и отличающиеся применением оптимальных решений в диалоговом режиме в реальном времени со снижением стоимости их реализации;

— методика рационального применения программно-технического комплекса управления АТП.

Достоверность научных результатов. Научные положения, теоретические выводы и практически рекомендации, включенные в диссертацию, обоснованы математическими доказательствами. Они подтверждены результатами успешного внедрения разработанных средств для управления АТП.

Практическая значимость и результаты внедрения. Практическая ценность работы заключается в использовании предложенных методов, математических моделей и алгоритмов для разработки инструментального обеспечения и других средств базовой системы ИП управления АТП, объединенных в программно-технический комплекс, который интегрирован в единую вычислительную сеть. Разработанные средства являются базовым унифицированным звеном управления автомобильным транспортом региона.

Предложенные решения носят универсальный характер. Они положены в основу плана мероприятий по реализации программы разработки региональной ИТС (РИТС), как основы создания единого информационного пространства Министерства транспорта (МТ) РФ и единой методологии формирования аппаратно-программной платформы, принципов внутренней и внешней интеграции, унификации методов сбора, систематизации, обработки и представления данных и доступа к информации.

Разработанные базовые инструментальные средства и технический комплекс СУ АТП внедрен в ЗАО «ЛОТ». Результаты работы использованы при создании РИТС. Получен годовой экономический эффект в несколько миллионов рублей, подтвержденный актами внедрения.

Предложенные методические, математические и программные средства управления явились основой создания электронных обучающих программноаппаратных комплексов на основе ПЭВМ. Они внедрены в учебный процесс ВГЛТА и применяются при проведении всех видов занятий.

Основные предложения и выводы работы использованы для подготовки текущих и долгосрочных программ развития систем ИП АТП и ИТС Воронежской области.

Выносятся на защиту:

— методы, модели и алгоритмы многоцелевых оптимизационных транспортных задач;

— вероятностные модели и алгоритмы управления автотранспортными перевозками;

— математическое обеспечение унифицированного программно-технического комплекса управления автотранспортным предприятием;

— результаты создания и внедрения унифицированного программно-технического комплекса управления автотранспортными предприятиями.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на ежегодных научных конференциях ВГЛТА, на совещаниях Администрации и Законодательного собрания Воронежской области. Автор выступал с докладами на всероссийских конференциях «Интеллектуализация управления в социальных и экономических системах» (Воронеж, 2001, 2002, 2005), международной научной конференции «Системные проблемы качества, математического моделирования и информационных технологий» (Москва, 2002), VII всероссийской научно-технической конференции «Повышение эффективности средств обработки информации на базе математического моделирования» (Тамбов, 2004), всероссийской научно-практической конференции «Экономическое прогнозирование: модели и методы — 2004» (Воронеж, 2004), всероссийской научно-практической конференции «Системное моделирование и высокие технологии» (Воронеж, 2004), 5 и 6 международных конференциях «Кибернетика и технологии XXI века» (Воронеж, 2004, 2005), международных научных конференциях «Математические методы в технике и технологии — ММТТ-18 и ММТ-19» (Казань, 2005; Воронеж, 2006), всероссийских научно-технических конференциях «Повышение эффективности средств обработки информации на базе математического моделирования» (Тамбов, 2005, 2006), российских научно-технических конференциях «Информационные технологии» (Воронеж, 2005 — 2007), «Теория конфликтов и ее приложение» (Воронеж, 2006).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 58 работ, включая 3 монографии и учебное пособие, 22 статьи в изданиях, определенных ВАК, общим объемом 1179 страниц (лично автором выполнены 833 страницы).

Личный вклад автора в работах, опубликованных в соавторстве, заключается в определении целей и задач работы, разработке моделей и алгоритмов, в выполнении научно-технических исследований и анализе их результатов, в разработке основных элементов информационной СУ АТП и ее внедрении.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, семи глав, заключения, списка литературы и приложения. Общее количество страниц диссертации 332, в том числе 292 страницы машинописного текста, 26 рисунков, 7 таблиц и 1 приложение. Библиография включает 230 наименований.

Выводы.

1 Методологическая основа системного единства средств автоматизации управления базируется на общей технической платформе СУ АТП. Они строятся на однородных локальных вычислительных системах во всех звеньях комплекса и их объединения в систему для совместной реализации всех задач с использованием единой лингвистической и информационной среды для сбора, ввода, обработки, хранения и представления данных.

Данная среда создана на основе базовых принципов систем ИП и PDM технологий, основанных на стандартизированных методах представления всей совокупности данных и информационных моделей для обеспечения сквозной комплексной автоматизации этапов ЖЦ оказания автотранспортных услуг.

2 Единая лингвистическая и интегрированная информационная среда в СУ АТП сформирована по строго регламентированным правилам в соответствии с международными стандартами ISO 10 303 (русифицированная версия ГОСТ Р ИСО 10 303), входящих в группу стандартов получивших названия STEP.

Стандарты ISO 10 303 определяют средства описания данных на всех этапах оказания услуг. Для этих целей применяется язык EXPRESS, инвариантный к приложениям. В рамках STEP стандартов используются единые информационные модели различных приложений и правил-протоколов обмена между ними.

3 В соответствии с предложенными принципами проведено комплексирование программно-технического комплекса управления АТП. Он построен в соответствии с организационной структурой управления МТ как многоуровневая система и интегрируется с ИС управления МТ и федеральных округов и реализован с использованием технологии распределенного выполнения вычислительных процедур — сервер-сервер-клиент. На верхнем уровне используется сервер ведения распределенной БД. Нижний уровень (всех подсистем) реализован на базе однотипных ЛВС на ПЭВМ с единой операционной и информационной платформой Windows NT и СУБД Линтер соответственно. Подсистема включает сервер приложений и несколько ПЭВМ (в зависимости от количества решаемых задач). Все подсистемы объединены через стандартный концентратор и интегрированы в единую систему с помощью физической магистрали (все подсистемы, в том числе, и обучающего центра (ОЦ)) или через среду Интернет.

Программно-технический комплекс управления охватывает все основные производственные звенья АТП и интегрирован в сеть Интернет.

4 Проведена программная реализация основных ПМ СУ АТП и адаптация дополнительных программ и их интеграция в систему.

Рассмотрены особенности реализации основных ПМ выбора и распределения транспортных средств по «дискретным» технологическим операциям, при календарном и оперативном планировании перевозок сырья на пункты доставки и в системе учета и анализа производственной деятельности автотранспортного предприятия.

5 Описаны особенности программной реализации ситуационно-вероятностного модуля управления перевозок, результаты внедрения программ, анализ их эффективности и методика рационального применения.

6 Рассмотрены особенности внедрения разработанных средств.

Заключение

.

1 Определены задачи повышения эффективности СУ АТП. Они должны решаться за счет автоматизации всех звеньев производственного процесса с использованием новых ИТ. При этом определяющими факторами высокой эффективности работы является применение современных методов управления, передовых технологических приемов работы, внедрения современных компьютерных технологий, высокопроизводительной техники — машин, механизмов, автоматизированных технологических участков, всесторонний учет требований потребителей и многое другое.

Процесс организации работы с ЭВМ позволяет специалисту в реальном времени получать информацию в наглядном, ориентированном на его профессиональную деятельность виде, предоставляет широкие возможности для применения индивидуальных методов анализа и принятия решения по всей совокупности решаемых задач.

Рассмотрены вопросы применения современных ИТ в системах управления предприятиями оказания автотранспортных услуг населению и их значение для повышения экономической эффективности принятия решений;

Проведен анализ известных зарубежных и отечественных систем MRP/ERP, CSRP и их возможностей в решении задач управления АТП. Рассмотрены общие проблемы применения и развития систем ИП ЖЦ изделий, продукции и услуг в России.

Описаны особенности развития моделей и алгоритмов решения транспортных задач и оперативного планирования и ситуационно-вероятностного управления перевозками автомобильным транспортом в мультиагентных системах.

Рассмотрены задачи развития технического и математического обеспечения систем управления АТП.

2 Проведен анализ роли, места, особенности малого предпринимательства и его значение для экономического развития страны.

Показано, что он характеризуется высокой степенью инициативы и динамизмаспециализации, приспособлением к производственным формам, способам распределения и обслуживаниягибкостью, заключающейся в несложной структуре, быстрой коммуникацией, как во внутренних, так и во внешних отношенияхнепрерывным совершенствованием всех методов организации и производстваболее низкими управленческими и эксплутационными расходамиболее быстрой оборачиваемостью капитала и т. д. В развитых капиталистических странах на его долю приходится не менее 50% валового национального продукта и в этой сфере работают десятки миллионов человек.

Сделан вывод о его высоком социально-экономическом значении в нашей стране и необходимости ускоренного развития малого бизнеса.

Рынок оказания автотранспортных услуг и связанного с ним малого бизнеса обслуживания транспорта доказывает их большое социально-экономическое значение. Малое предпринимательство в данной сфере характеризуется большой емкостью и непрерывным ростом, сравнительно небольшими начальными капитальными вложениями, быстрой окупаемостью и поэтому оно является очень привлекательным.

Развитие данного направления позволяет решать основные задачи социально-экономической стабильности страны: занятости населения, молодежной политики, регионального развития, способствования ускоренному развитию смежных отраслей промышленности.

Анализ принятого законодательства показал, что в качестве приоритетных определены следующие направления поддержки и развития малого предпринимательства: формирование нормативно-правовой, финансово-кредитной, инвестиционной, производственной и инновационной базы, формирование инфраструктуры, информационного и научно-методического обеспечения, социальной защищенности и безопасности, формирование государственных и общественных структур.

На законодательном уровне приняты необходимые нормативно-правовые акты и сформированы соответствующие структуры поддержки малого бизнеса, в том числе, и в сфере оказания автотранспортных услуг.

К основным можно отнести задачу совершенствования нормативно-правовой основы управления малым предпринимательством. Необходимо развитие законодательства с учетом накопленного опыта рыночных отношений в экономике: сбалансированности интересов государства и его субъектовоперативное преодоления негативных явлений, учет региональных условий и особенностей состояния социально-экономических структурстимулирование инновационного и инвестиционного процессовсовершенствование налогового законодательства и усиление административной и уголовной ответственности за его нарушение.

В организационном плане необходимо создать РИТС для сбора, переработки, хранения и предоставления информации всем заинтересованным юридическим лицам и населению, связанной с оказанием автотранспортных услуг, на всех этапах управления малым предпринимательством от регистрации предприятий до аудита их работы и уплаты налогов. При этом необходимо проводить тщательный анализ состояния и развития данного рынканегативных проявлений при открытии и функционировании малых предприятий, их причин, мероприятий и результатов устранения. Очень важным фактором нормального функционирования и развития малого бизнеса является гласность, которая обеспечит его прозрачность и легальность.

3 Разработанная математическая модель общей ТЗ отражает основные особенности её- реализации, характеризуя при этом последовательность этапов осуществления данного процесса, обеспечивающих ЖЦ технологических операций. Она построена таким образом, что позволяет настраивать её- на решение ТЗ, разной степени сложности. Например, задач скалярной и векторной оптимизации, в том числе, связанных с необходимостью выбора и распределения АТС по «дискретным» и «непрерывным» ТО, функционирующих на различных уровнях и условиях. Например, замещения.

АТС и ресурсного конфликта между ними. Другим важным свойством представленной модели является то, что в ней дополнительно с основными частными моделям (синтеза и функционирования АТС) присутствует и третья модель — получения окончательного результата общей ТЗ. Она требуется для формирования общего множества согласованных решений, учитывающих все аспекты распределения АТС по ТО, а также позволяющая выбирать лучший вариант решения задачи.

Рассмотрена реализация процесса выбора и распределения АТС по «дискретным» ТО — ВКСиР. Было показано, что он может осуществляться в рамках использования общей ресурсной модели.

Предложены модели решения задачи на этапах синтеза и функционирования транспортной системы. Для реализации модели на первом этапе предлагается использовать разработанный модифицированный МНФ (с расчётом критического пути), который можно эффективно применять при выборе и распределении АТС для транспортных систем, характеризующихся сложной сетевой структурой. Для использования на втором этапе предложен алгоритм учета структурных особенностей системы с целью синхронизации перевозок изделий на разных ТО. Разработаны алгоритмы согласования решений частных моделей задачи. Рассмотрена одна из разновидностей задачи выбора и распределения АТС по «непрерывным» ТО — ППС. Было показано, что её- реализация может осуществляться в рамках использования общей ресурсной модели.

Предложены статическая и динамическая модели решения задачи на этапах синтеза и функционирования транспортной системы. Для реализации модели на первом этапе предлагается использовать алгоритм, в основе которого лежит метод покоординатного подъёма, отличительной чертой которого является постепенный переход от ситуации, когда общий объём поставляемого сырья равен нулю, к ситуации полной их доставки, соответствующей получению согласованного решения задачи ППС. Это достигается путём последовательной модификации ограничений модели оптимизации. Для реализации модели на втором этапе предложен алгоритм, основанный на выделении групп ТО каждой перевозки сырья, что позволяет значительно сокращать время получения отдельного расписания функционирования исследуемого объекта. Вместе с тем, в рамках реализации данного алгоритма описаны процедуры по согласованию интересов заказчиков на перевозку сырья и АТП, которые преследуются ими в процессе поставок сырья.

Рассмотрена одна из разновидностей задач выбора и распределения АТС при доставке скоропортящегося молочного сырья — ОПУ (комбинированные ТО АТП). Было показано, что её- реализация может осуществляться в рамках использования общей ресурсной модели. Предложена единая многокритериальная оптимизационная модель решения задачи ОПУ, которая построена на основе анализа ресурсного взаимодействия участников этого процесса. Предложен метод декомпозиции задачи. Разработан алгоритм декомпозиции задачи ОПУ, основанный на методах дискретного и линейного программирования, имитационного моделирования и случайного поиска.

4 Разработана модель транспортной сети, являющаяся основой для алгоритма поиска пути в условиях неопределённости времени движения. Она обеспечивает: адекватное представление структуры дорожной сети и вероятностные характеристики времени движениявозможность обновления данных о структуре дорожной сети и вероятностных характеристиках времени движенияучёт суточных, недельных и сезонных колебаний загруженности дорог.

Предложен критерий выбора пути в транспортной сети, основанный на вычислении дохода от перевозки груза. Каждый маршрут характеризуется парой значений первое из которых тем больше, чем большая ожидается прибыль при следовании по маршруту W, а второе тем больше, чем больший возможен убыток. Для выбора из множества маршрутов можно строить множество Парето-оптимальных решений.

Проведено доказательство, позволяющее определение оптимальных по (Sn, Sn) маршрутов свести к задаче поиска путей, оптимальных по их характеристикам и исключению из них не оптимальных по (s^s^). Это открывает возможности для использования результатов предварительных расчётов, сделанных ещё- до того, как стала известна информация о конкретном заказе от конкретного клиента. Фактически, получена возможность на практике использовать критерий (sn'Sn) ПрИ поиске пути.

Разработан мультиагентный динамический алгоритм поиска пути, использующий данный критерий. Полученный алгоритм способен эффективно использовать способность современных вычислительных машин к параллельному выполнению фрагментов программ, для ускорения вычислений.

Сформулирована и формализована задача оперативного планирования и ситуационного управления грузовыми автомобильными перевозками в условиях неопределённости. Получена формулировка в виде нелинейной целочисленной задачи математического программирования.

Получен критерий оптимизации плана перевозок в условиях неопределённости, а также предложен эффективный по быстродействию алгоритм его вычисления.

Предложен алгоритм оптимизации плана перевозок, основанный на метаэвристике, иммитирующей поведение колонии Муравьёв во время поиска пищи. Метаэвристика отличается устойчивостью к изменению условий во время работы алгоритмаспособностью выдавать первые результаты в самые кратчайшие сроки и использовать всё- предоставленное время для улучшения качества решения.

5 В качестве концептуального принципа управления ТО АТП на всех этапах их ЖЦ предлагается использовать сетевой график, построенный на основе оптимального решения экономико-математических моделей. График, построенный на основе сетевой модели с привязкой к календарным срокам, в наглядной форме отражает процесс выполнения комплекса мероприятий по реализации ТО АТП и его конечные цели, являясь рабочим материалом в руках исполнителей.

Для формирования структуры математического обеспечения системы управления АТП использован логистический подход. Предложенные показатели реализуемости ТО в заданный срок на всех этапах их жизненного цикла являются, по оценкам экспертов, наиболее важными критериями эффективности управления АТП.

Разработанный комплекс экономико-математических моделей планирования ТО и работ АТП отражает различные этапы их ЖЦ. Предложена логическая схема взаимодействия комплекса моделей оптимального планирования работ реализации ТО АТП в заданный срок.

Разработаны модели построения функции полезности ЛПР при выборе оптимального решения в случае двух критериев, используя метод декомпозиции многомерных функций при независимости по полезности двух критериев. Суть модернизации предлагаемого метода, в отличие от известного, заключается в использовании для формирования решения интервальных оценок.

Построены модели и алгоритмы управления процессом реализации ТО АТП в заданный срок.

Разработана модель составления оперативного плана развоза продукции по заказам торговых организаций по оптимальным маршрутам и часовому графику, направленная на сокращение транспортных расходов, обеспечение заказов торговли в заданном ассортименте и объёме в установленные интервалы времени. В основу алгоритма решения задачи положен принцип пространственного объединения в группы с одним и тем же временем обслуживания, что значительно снижает размерность задачи, так как она разбивается на блоки, каждый из которых соответствует заданному интервалу времени.

Разработанная модель планирования расписания использования автотранспорта при транспортировке грузов отличается от известных учётом условий перевозки, максимальной загруженности транспорта и минимизацией последних под загрузкой (разгрузкой).

Решена задача оптимальной организации системы распределения транспорта по видам перевозок (плановые перевозки по долгосрочным договорам и перевозки «по вызову»), что позволило на множестве транспорта определить оптимальный вариант состава и количества резервного транспорта.

6 Рассмотрены значение системы автоматизации ИЛП для снижения затрат на стадиях ТОиР, МТО и ведения ЭТД машин, механизмов и технологического оборудования АТП и целевые задачи данных систем на каждом из этих этапов.

Описаны особенности реализации программных блоков типовых инструментальных средств автоматизированной системы ИЛП и их функции. Показано, что она является сложнейшим программно-техническим комплексом, включающим десятки функционально-ориентированных модулей, которые в свое время состоят из большого количества блоков. Она может быть построена на основе стандартных технологий MRP-2, PDM, СПО и стандартных блоков графических и мульти — media систем. Применение таких систем требует перестройки организационной структуры внедряющих предприятий, системы управления, наличия или подготовки обслуживающего высококвалифицированного персонала по различным направлениям разработки и применения программного и технического обеспечения и больших затрат. Однако, как показала практика, их внедрения в зарубежных странах все затраты быстро окупаются. Системы ИЛП становятся важнейшим фактором прозрачности, прогнозируемости, надежности и безаварийности эксплуатации современной сложнейшей техники во всех областях деятельности человека.

Делается вывод о целесообразности поэтапной разработки и внедрения таких систем.

В качестве положительного примера успешной реализации отмечен отечественный универсальный программно-технический комплекс автоматизации ТОиР, созданный по результатам разработок Института проблем управления РАН,.

Разработаны модели оптимального планирования ремонтных работ автотранспорта. В качестве критерия оптимальности выбран минимум простоев или количество исправных АТС. Практические расчеты показали, что применение предложенных моделей позволяет сократить затраты на проведение ремонтных работ АТС по сравнению с существующими до 15%.

Предложены математические модели использования трудовых ресурсов реализации ремонтных работ АТС с учётом разнообразия их типов, видов ремонта, различия в сроках эксплуатации машин, состава ремонтных бригад, как в количественном отношении, так и в отношении квалификации рабочих, занятых ремонтом и отличающихся высокой эффективностью.

7 Методологическая основа системного единства средств автоматизации управления базируется на общей технической платформе СУ АТП. Они строятся на однородных локальных вычислительных системах во всех звеньях комплекса и их объединения в систему для совместной реализации всех задач с использованием единой лингвистической и информационной среды для сбора, ввода, обработки, хранения и представления данных.

Данная среда создана на основе базовых принципов систем ИП и PDM технологий, основанных на стандартизированных методах представления всей совокупности данных и информационных моделей для обеспечения сквозной комплексной автоматизации этапов ЖЦ оказания автотранспортных услуг.

Единая лингвистическая и интегрированная информационная среда в СУ АТП сформирована по строго регламентированным правилам в соответствии с международными стандартами ISO 10 303 (версия, принятая в России — ГОСТ Р ИСО 10 303), входящих в группу стандартов получивших названия STEP.

Стандарты ISO 10 303 определяют средства описания данных на всех этапах оказания услуг. Для этих целей применяется язык EXPRESS, инвариантный к.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н. А. Выбор вариантов: основы теории Текст. / Н. А. Айзерман, Ф. Т. Алескеров- Наука. — М., 1990. — 240 с.
  2. , P. JI. Планирование в больших экономических системах Текст. / Р. JI. Акофф- пер. с англ. М.: Сов. радио, 1972. — 223 с.
  3. , А. В. Лингвистические модели принятия решений в нечетких ситуационных системах управления Текст. / А. В. Алексеев // Методы принятия решений в условиях неопределенности: межвуз. сб. науч. тр./ Рижск. гос. ун-т. Рига, 1980. — С. 17−23.
  4. , В.Н. Геоинформационное моделирование к новой методологической парадигме Текст. / В. Н. Андерсон // Изв. РАН. сер. геогр. — 1996.-№−2.-С. 124−130.
  5. , А.С. О моделях взаимодействия предприятий—производителей, предприятий-потребителей и транспортной системы Текст. /А.С. Антикин // Автоматика и телемеханика, 1989. — № 10. — С. 105−113.
  6. , К. А. Интеллектная система в отраслевом планировании Текст. / К. А. Багриновский, В. В. Логвинец- Наука. М., 1989. — 136 с.
  7. , М. Нелинейное программирование.Теория и алгоритмы Текст./ М. Базара, К. Шетти- Мир, — М., 1982.- 583 с.
  8. А.Д. Математическая биофизика взаимодействующих популяций Текст. / А. Д. Базыкин.- М.: Наука, 1985.- 184 с.
  9. , Д.И. Методы оптимального проектирования Текст. / Д. И. Батищев.- М.: Радио и связь, 1981.- 248 с.
  10. , В.И. Международные автомобильные перевозки. Анализ и перспективы развития Текст. / В. И. Бережной, И.И. Заметалин- Интеллект-Сервис. Ставрополь, 1997. — 112 с.
  11. , Е. А. Оптимальное распределение ресурсов и теория игр Текст. / Е. А. Берзин. М.: Радио и связь, 1983. — 216 с.
  12. , A.M. Геоинформационное картографирование Текст. / A.M. Берлянт.- М.: Геоизд., 1997. 64 с.
  13. , A.M. Виртуальные геоизображения Текст. / A.M. Берлянт.- М.: Научный мир, 2001. — 52 с.
  14. , П. Факторный анализ с обобщениями Текст. / П. Благуш. — М.: Финансы и статистика, 1988. 264 с.
  15. , И. В. Становление и сущность системного подхода Текст. / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин- Наука. М., 1973. — 270 с.
  16. , В.М. Системы контроля управления и связи в дорожном хозяйстве Текст.: учеб. / В. М. Богачев [и др.]. М.: МАДИ, 1997. — 142 с.
  17. , А. Н. Обработка нечеткой информации в системах принятия решения Текст. / А. Н. Борисов, А. В. Алексеев- Риж. политехи, ин-т. М., 1989.-304 с.
  18. , А. Н. Принятие решений на основе нечетких моделей: Примеры использования Текст. / А. Н. Борисов, О. А. Крумберг, И. П. Федоров- Зинатне .-Рига, 1990.- 184 с.
  19. , А. Н. Системы управления с ЭВМ: Информационное, математическое и программное обеспечение Текст. / А. Н. Борисов, Э. Р. Вилюмс, Л. Я. Сукур- Зинатне. Рига, 1986. — 198 с.
  20. , Т.Р. Многокритериальность и выбор альтернативы в технике Текст. / Т. Р. Брахман. М.: Радио и связь, 1984. — 288 с.
  21. , В. Н. Механизмы функционирования организационных систем Текст. / В. Н. Бурков, В. В. Кондратьев- Наука. М., 1981. — 383 с.
  22. , Н.П. Моделирование сложных систем Текст. / Н. П. Бусленко. -М.: Наука, 1978.-400 с.
  23. , Н. Интегрированная информационная система ФДС России: создание и развитие Текст. / Н. Важенин, Н. Диканский, А. Ляпин // Connect! Мир связи, 1999, № 5. С. 106−108.
  24. , Н. Принципы построения информационно! телекоммуникационных систем обеспечения безопасности дорожногодвижения Текст. / Н. Важенин, Н. Диканский, А. Ляпин // Connect! Мир связи, 1999, №−5.-С. 120−123.
  25. , А. И. Согласование решений в транспортных системах Текст. / А. И. Васильченко, А. В. Пупышев, В. В. Скалецкий. — М.: Наука, 1988.-94 с.
  26. , А.В. Технология организации и управление грузовыми автомобильными перевозками Текст.: учеб. для вузов / А. В. Вельможин, В. А. Гудков, Л.Б. Миротин- Волгоград, гос. техн. ун-т. Волгоград, 1999. — 296 с.
  27. , Е. С. Теория вероятностей Текст.: учебник для студентов вузов / Е. С. Вентцель. -М.: Академия, 2005. 576 с.
  28. , А.А. Определение степеней принадлежности на основе совокупности матриц Саати для нечетких множеств Текст. / А. А. Вересков, В. Б. Кузькин, В. В. Федоров // Сборник трудов ВНИИСИ: сб. науч. тр. / ВНИИСИ.-М., 1982,-№−10.-С. 117−124.
  29. , Н. Н. Методы обобщения и классификация ярусных структур специального вида Текст. / Н. Н. Викторова // Известия АН СССР. Техническая кибернетика. 1981. — № 5. — С. 34−42.
  30. , В.М. Автоматизированные спутниковые радионавигационные системы на наземном транспорте системы Текст. / В. М. Власов // Connect! Мир связи. 1999. — № 4. — С. 42- 44.
  31. , В.М. Общая теория решения задач (рациология) Текст. / В. М. Власов.- М.: Статистика 1983.- 187 с.
  32. , В.М. Применение телекоммуникационных технологий в системе оперативного управления транспортом Текст. / В. М. Власов // Актуальные проблемы дорожно-строительного комплекса России: мат. всерос. науч-техн. конф./ КубГТУ. Краснодар, 1999. — С. 53−54
  33. , Б.Н. Современные информационные технологии. СИНТЕГ Текст. / Б. Н. Гайфклин, Г. С. Антипина- Интерфейс Пресс.- М., 2000.- 179 с.
  34. , М. Г. Принятие решений при многих критериях Текст. / М. Г. Гафт. -М.: Знание, 1979.-64 с.
  35. Гиг, Дж. Прикладная общая теория систем Текст. / Дж. Гиг- пер. с англ. -М.: Мир, 1981.-733 с.
  36. В.М. Системы оптимизации Текст. / В. М. Глушков // Кибернетика.-1980.- № 5.- С. 89−90.
  37. , А. Э. Грузовые автомобильные перевозки Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / А. Э. Горев. М.: Академия, 2004. — 288 с.
  38. , О.Г. Экспертное оценивание Текст. /О.Г. Гохман.- Воронеж: Ворон, гос. ун-т., 1991.- 152 с.
  39. , В.П. Организация поддержки малого бизнеса Текст. / В. П. Грошев [и др.]. — М.: Акад. менеджмента и рынка, 1996.- 128 с.
  40. , Л. С. Задачи и методы оптимального распределения ресурсов Текст. / Л. С. Гурин, Я. С. Дымарский, А. Д. Меркулов- Сов. радио. М., 1968. — 463 с.
  41. Давыдов, А.Н. CALS-технологии или информационная поддержка жизненного цикла продукта Текст. / А. Н. Давыдов, В. В. Барабанов, Е.В.
  42. , В.Г. Подколзин // «Проблемы продвижения продукций и технологий на внешний рынок». Специальный выпуск. — 1998. С. 27−31.
  43. , Д. Линейное программирование Текст. / Д. Данциг. М.: Прогресс, 1966. — 600 с.
  44. , С. Оптимальное распределение для двух- и трехступенчатых процессов с учетом времени наладки Текст. / С. Джонсон // Календарное планирование. -М., 1966. С. 33−41.
  45. Дмитров, В.И. CALS-стандарты Текст. / В. И. Дмитров Ю.М. Макаренков // Автоматизация проектирования. — 1997. — № 2−4.
  46. , В.И. Опыт внедрения CALS за рубежом Текст. / В. И. Дмитров // Автоматизация проектирования. 1997. — № 1.
  47. , Ю. Я. Многокритериальные модели формирования и выбора вариантов систем Текст. / Ю. Я. Дубов, С. И. Травкин, В. Н. Якимец- Наука. -М., 1986.-296 с.
  48. , И. И. Противоречивые модели оптимального планирования Текст. / И. И. Еремин. М.: Наука, 1988. — 160 с.
  49. Жак, С. В. Математические модели менеджмента и маркетинга. Текст./ С. В. Жак.-Ростов-на-Дону: ЛаПО, 1997.- 320 с.
  50. Жаке-Лагрез, Э. Применение размытых отношений при оценке предпочтительности распределенных величин Текст. / Э. Жаке-Лагрез // Статистические методы и многокритериальные задачи принятия решений. — М.: Статистика, 1973. С. 168−183.
  51. , Л. А. Понятия лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений Текст. / Л. А. Заде. М.: Мир, 1976. — 165 с.
  52. , А. П. Алгоритм оценки экономической эффективности плана перевозок с учётом неопределённости времени доставки и обслуживания Текст. / А. П. Затворницкий // Системы управления и информационные технологии.-2006.-№−2.1 (24).-С. 141−144.
  53. , А.П. Критерий оценки экономической эффективности плана перевозок с учётом неопределённости времени доставки и обслуживания Текст. / А. П. Затворницкий, О. Н. Черкасов // Транспортное дело России.- 2006. Спец. вып. № 7. — С. 48 — 51.
  54. , Е.З. Бизнес-реинжиниринг и технологии системного проектирования Текст.: учеб. пособие./ Е. З. Зиндер. — М., Центр информационных технологий. — 1996.- 247 с.
  55. Кабанов, А.Г. CALS-технологии для военной продукции Текст. / А. Г. Кабанов, А. Н. Давыдов, В. В. Барабанов, Е. В. Судов // Стандарты и качество. -2000. -№ 3.- С. 33−38.
  56. , В. В. Сложные системы и методы их анализа Текст. / В. В. Калашников. — М.: Знание, 1980. 312 с.
  57. , JI. В. Математические методы организации и планирования Текст. / JI. В. Канторович. Ленинград: Ленин, гос. ун-т., 1939. — 68 с.
  58. , С.А. Декомпозиционный подход к решению задач теории расписания и большой размерности Текст. / С. А. Канцедал // Автоматика и телемеханика. 1983. -№ 10. — С. 144−151.
  59. , В. В. Системный анализ процессов химической технологии. Применение метода нечетких множеств Текст. / В. В. Кафаров, И. Н. Дорохов, Е. П. Марков- Наука. М., 1986. — 359 с.
  60. , Р.Л. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения Текст. / Р. Л. Кини, Г. Райфа- Радио и связь — М., 1981 560 с.
  61. , Н. Н. Групповые экспертные оценки Текст. / Н. Н. Китаев. М.: Знание, 1985.-64 с.
  62. Компьютерно-интегрированные производства и CALS-технологии в машиностроении Текст. / под ред. д-ра техн. наук, проф. Б. И. Черпакова. М.: ГУП «ВИМИ», 1999. — 512 с.
  63. , Р. В. Теория расписаний Текст. / Р. В. Конвей, В. Л. Максвелл, Л. В. Миллер- Наука. М., 1975. — 360 с.
  64. Н.И. Логический словарь-справочник Текст. / Н. Н. Кондаков И Мл Наука, 1975.-720 с.
  65. , В. В. Задачи согласования, координации, оптимизации в активных системах Текст. / В. В. Кондратьев // Автоматика и телемеханика. — 1987.-№−5.-С. 3−28.
  66. , В.И. Системы информатизации в дорожном движении Текст. / В. И. Коноплянко, А. Ф. Мельников, А.В. Косолапов- Моск. авто-мех. институт.- М., 1991. 59 с.
  67. , А. Введение в теорию нечетких множеств Текст. / А. Кофман- пер. с фр. М.: Радио и связь, 1982. — 432 с.
  68. , А. Методы и модели исследования операций. Целочисленное программирование Текст. / А. Кофман, А. Анри-Лабордер / пер. с фр. М.: Мир, 1977.-432 с.
  69. , В.Г. Исследование транспортных потоков с помощью динамической пространственно-временной сетевой модели Текст. / В.Г.
  70. , В.В. Зырянов // «Строительство 2000»: мат. междун. науч. прак. конф. / Рост. гос. стр. ун-т. — Ростов на Дону, 2000. — С. 15−16.
  71. , Л.Г. Автоматизированная система управления на молочном предприятии Текст. / Л. Г. Кошелев. -М.: Агрономиздат. 1989. -240 с.
  72. Ю.Н. Математическое программирование Текст. / Ю. Н. Кузнецов, В.И., Кузубов, А.В. Волощенко- Мир М., 1985 — 479 с.
  73. , В. М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров Текст.: учебно-практическое пособие / В. М. Курганов. М.: Книжный мир, 2005.-432 с.
  74. , О. И. Наука и искусство принятия решений Текст. / О. И. Ларичев. М.: Наука, 1979. — 200 с.
  75. , О.И. Выявление экспертных знаний Текст. / О. И. Ларичев [и др.]. — М.: Наука, 1989.- 128 с.
  76. Левин, А.И. CALS — сопровождение жизненного цикла Текст. / А. И. Левин, Е. В. Судов // Открытые системы. 2001. — № 5. — С. 12−19.
  77. , В. С. Алгебраический подход к теории выбора Текст. / В. С. Левченков. -М.: Наука, 1990. 167 с.
  78. , А. В. Конфликт в задаче замещения ресурсов Текст. / А. В. Лемешкин, Ю. С. Сербулов // Матер. XLI отчетной науч. конф. за 2002 год. в 3 ч.: сб. научн. тр. конф. / Воронеж, гос. технол. акад. Воронеж, 2003. Ч. 2. С. 2526.
  79. , Э.В. Реорганизация системы технического обслуживания и ремонта оборудования предприятий Текст. / Э. В. Ловчиновский.- М.: Инст. проб, управ. РАН.- 2004.- 385с.
  80. , А. В. О предварительном распределении ресурсов между программами в программно-целевом подходе к планированию народного хозяйства Текст. / А. В. Лотов, С. В. Огнивцев- ВЦ АН СССР. М., 1980. — 48 с.
  81. , В.Н. Автотранспортные потоки и окружающая среда Текст. / В. Н. Луканин, А.П. Буслаев- ИНФА.- М., 2001. 646 с.
  82. , B.C. Логистика автомобильного транспорта: концепция, методы, модели Текст. / B.C. Лукинский [и др.]. М.: Финансы и статистика, 2000, — 280с.
  83. , И.П. Системные принципы создания гибких автоматизированных производств Текст.: уч. пособие для вузов кн. 1 / И. П. Макаров.- М.: Высш. шк., 1986.- 175 с.
  84. , И.М. Теория выбора и принятия решений Текст. / И. М. Макаров [и др.]. М.: Наука, 1982. — 327 с.
  85. , Ю.П. Автоматизированная система управления предприятиями молочной промышленности. (Основы проектирования и экономико-математические модели) / Ю. П. Маркин и др. М.: Пищ. пром.-сть, 1977. — 211 с.
  86. , А. И. Основы ГИС. Теория и практика Текст. / А. И. Мартыненко, Ю. Л. Бугаевский, С.Н. Шибалов- Наука.- М., 1995. 232 с.
  87. , В.Е. Алгоритм поиска оптимального пути в дорожной сети, в условиях неопределённости Текст. / В. Е. Межов, А. П. Затворницкий, О. Н. Черкасов // Транспортное дело России.- 2006. — Спец. вып. № 7. С. 32 — 35.
  88. , В.Е. Модель пассажирских транспортных потоков Текст. / В. Е. Межов, О. Н. Черкасов // Управление в социальных и экономических системах: межвуз. сб. науч. тр. / Воронеж, гос. технич. ун-т. — Воронеж, 2002. С. 36−37.
  89. , Н.Н. Программный метод планирования и управления Текст. / Н. Н. Моисеев // Современные проблемы кибернетики. — М., 1970. С.37−45.
  90. , Г. Е. Модель планирования перевозок на уровне транспортного предприятия Текст. / Г. Е. Моисеенко // Моделирование и оптимизация сложных систем управления. — М., 1981. — С. 153−160.
  91. , Г. Е. Оптимизация графика работы транспортных средств Текст. / Г. Е. Моисеенко // Автоматика и телемеханика. 1991. — № 4. — С. 157−164.
  92. , А. И. Курс теории систем Текст. / А. И. Мороз. М.: Высш. шк., 1987.-412 с.
  93. , В.А. Системы связи между персональным компьютером и УЧПУ Текст. / В. А. Мыльников // САПР и Графика. 1998. — № 7.
  94. , В. И. Систематехника: методы и приложения Текст. / В. И. Николаев, В. М. Брук- Машиностроение. Ленинград, 1985. — 199 с.
  95. , И. П. Основы теории и проектирования САПР Текст. / И. П. Норенков, В. Б. Маничев. — М.: Высш. шк., 1990. — 335 с.
  96. , И.П. Информационная поддержка наукоемких изделий. CALS-технологий Текст. / И. П. Норенков, П.К. Кузмик- МГТУ им. Н. Э. Баумана. М., 2002. — 320 с.
  97. Ф.И. Введение в системный анализ Текст. / Ф. И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко- Высш.шк.- М., 1989.- 367 е.
  98. , В. В. Метода многокритериальной оптимизации Текст. / В. В. Подиновский // Эффективные планы. — М.: Знание, 1971. Вып. 1. — 138 с.
  99. , В. В. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач Текст. / В. В. Подиновский, В. Д. Ногин- Наука. М., 1982. — 254 с.
  100. , В.В. Оптимизация по последовательно применяемым критериям Текст. / В. В. Подиновский, В.М. Гаврилов- Сов.радио.- М., 1975. 192 с.
  101. , Г. С. Процедуры и алгоритмы формирования комплексных программ Текст. / Г. С. Поспелов, В. А. Ириков, А. Е. Курилов- Наука. М., 1985.-425 с.
  102. , А.В. КАС: управление автомобильными дорогами области Текст. / А. В. Приискалов // Connect! Мир связи. 1999. — № 5. — С.35−43.
  103. , Г. Анализ решений Текст. / Г. Райфа. М.: Наука, 1977. — 402 с.
  104. , JT. А. Адаптивные методы многокритериальной оптимизации Текст. / JI. А. Растригин, Я. Ю. Эйдук //Автоматика и телемеханика. — 1985. — № 1.-С. 5−26.
  105. , С.А. Автоматизация планирования ремонта и профилактики автотранспорта и использования трудовых ресурсов Текст. / Редкозубов С. А., Черкасов О. Н. // Системы управления и информационные технологии.- 2006. — №−1.1(23).-С. 174−176.
  106. , С.А. Оптимизации планирования технологических операций автотранспортного предприятий Текст. / Редкозубов С. А., Черкасов О. Н. // Сис-темы управления и информационные технологии.- 2006. № 2.1(24). — С. 178−181.
  107. , С.А. Планирование расписания использования автотранспорта при перевозке грузов — пункт загрузки-пункты перегрузки Текст. / Редкозубов С. А., Черкасов О. Н. // Системы управления и информационные технологии.- 2006. № 2.1(24). — С. 181−184.
  108. С. А. Инструментальные средства управления автотранспортными предприятиями Текст.: монография / С. А. Редкозубов, Н. Черкасов- Воронеж, гос. ун-та —Воронеж —2007−375 с.
  109. , Ю. С. Модель активной двухуровневой системы по планированию поставок молочного сырья Текст. / Ю. С. Сербулов, С. П. Арбузов, А. Н. Пономарев // Математическое моделирование в САПР и АСУ: межвуз. сб. науч. тр. Воронеж, 1991. — С. 41−46.
  110. , Ю.С. Геоинформационные технологии Текст.: учеб. пособие / Ю. С. Сербулов [и др.]. Воронеж: Ворон, гос. универ, 2005. — 140 с.
  111. , Ю.С. Модель оптимизации трехуровневой системы управления поставки молочного сырья Текст. / Ю. С. Сербулов // Понтрягинские чтения-IV: тез.докл.школы. / Воронеж, гос. ун.-т. Воронеж, 1993.- 169 с.
  112. , Ю.С. Особенности принятия решений при оперативном управлении процессом поставки сырья молочных производств Текст. / Ю.С.318
  113. , С.П. Арбузов, А.Н. Пономарев, А. А. Аникеев // Выбор и принятие решений в САПР: межвуз. сб. науч.тр. / Воронеж, технол. институт, Воронеж, 1989. — С. 122−124.
  114. , Ю.С. Проблемные вопросы принятия решения и управления в задачах выбора и распределения ресурсов технологических систем Текст. / Ю. С. Сербулов // Информационные технологии и системы. Воронеж, 1998. -Вып.2.-с. 143−144.
  115. Системное проектирование интегрированных производственных комплексов Текст. / под общ. ред. В. М. Пономарева. Ленинград: Машиностроение,!986. — 319 с.
  116. , О. ФДС России: информатизация и связь в дорожной отрасли Текст./ О. Скворцов, Н. Важенин, А. Волковский // Connect! Мир связи. 1999. -№−5.-С. 102−105.
  117. , А. А. Логистика Текст. / А. А. Смехов. М.: Знание, 1990. — 64 с.
  118. , И. М. Выбор оптимальных параметров в задачах со многими критериями Текст. / И. М. Соболь, Р. В. Статников- Наука. М., 1981. — 111 с.
  119. , Е.В. Интегрированная поддержка жизненного цикла машиностроительной продукции. Принципы. Технологии. Методы. Текст.: моногр. / Е. В. Судов.- М.: Издательский дом «МВМ», 2003. 264с.
  120. , В. В. Автоматизированное проектирование линий и комплексов оборудования полупроводникового и микроэлектронного производства Текст. / В. В. Сысоев. М.: Радио и связь, 1982. — 120 с.
  121. , В. В. Многоцелевой подход оптимального проектирования технологических систем Текст. / В. В. Сысоев, С. Д. Андреещев // Математическое моделирование в САПР и АСУ: межвуз. сб. науч. тр. / Ворон, гос. техн. ун-т. Воронеж, 1991. — С. 4−12.
  122. , В. В. Системное моделирование Текст.: учеб. пособие / В. В. Сысоев. Воронеж: Ворон, технол. институт, 1991. — 80 с.
  123. , В. В. Системное моделирование многоцелевых объектов Текст. / В. В. Сысоев // Методы анализа и оптимизации сложных систем. — Институт физико-технических проблем.- М., 1993. С. 80−88.
  124. , В. В. Структурные и алгоритмические модели автоматизированного проектирования производства изделий электроннойтехники Текст. / В. В. Сысоев. — Воронеж: Ворон, технол. институт, 1993. -207 с.
  125. , В.В. Теоретико-игровые модели принятия решений многоцелевого управления в задачах выбора и распределения ресурсов Текст. / В. В. Сысоев, Ю. С. Сербулов, В.В. Сибко- Воронеж: Ворон, гос. технол. акад.-2000.- 60 с.
  126. , X. Введение в исследование операций Текст. / X. Таха- пер. с англ. М.: Мир, 1985.- 479 с.
  127. , И. Система оперативного управления состоянием автодорог ФДС России Текст. / И. Урманов, Н. Секачева, А. Ткаченко, В. Шигаров, В. Анисименко // Connect! Мир связи, 1999. — № 5. — С. 114−116.
  128. , Е. А. Маршрутизация автотранспорта (VRP-Vehicle Routing Problem). 1. Постановка и классификация задач Текст. / Е. А. Филин, Р. Дюпа // 9 Нижегородская сессия молодых ученых: сб. научн. тр./ Нижег. гос. ун-т, 2004.-С. 56−63.
  129. , П. С. Теория полезности для принятия решений Текст. / П. С. Фишберн. М.: Наука, 1978.-352 с.
  130. , В.Н. Проектирование компонентов защиты данных в реляционной СУБД на основе CASE технологий Текст. / В. Н. Харин, И. А. Бойченко, В.Г. Сарайкин- Московский гос. университет леса. — М., 2002. -132с.
  131. , В.Я. Геоинформационное моделирование Текст. / В. Я. Цветков // Информационные технологии. — 1999. Вып. 3. — С. 23−34.
  132. , В.Я. Геоинформационные системы и технологии Текст. / В. Я. Цветков // Финансы и статистика. 1998. — С. 230−263.
  133. , А.Д. Имитационное моделирование в задачах синтеза структуры сложных систем (оптимизационно-имитационный подход) Текст. / А. Д. Цвиркун, В. К. Акинфиев, В.А. Филиппов- Наука.- М., 1985. 174 с.
  134. , Ю.А. Информационная модель данных Текст. / Ю. А. Чевычелов, О. Н. Черкасов // Интеллектуальные информационные системы: матер, научн. тр. всерос. конф. 4 2/ Воронеж, гос. технич. ун-т. -Воронеж, 2001. С.43−45.
  135. Черкасов, О. Н Модель выбора и распределения транспортных средств, обеспечивающая жизненный цикл технологических операций Текст. / О. Н. Черкасов // Транспортное дело России.- 2005. Спец. вып. № 4. — С. 54 -55.
  136. , О.Н. Унификация лингвистического обеспечения и технологии формирования распределённой информационной среды Текст. /О.Н.Черкасов // Транспортное дело России.- 2006. Спец. вып. № 6. — С.21 -23.
  137. , О.Н. Алгоритм распределения автотранспорта по видам перевозок Текст. / Черкасов О. Н. // Системы управления и информационные технологии.- 2006. № 1.1(23). — С. 200−201.
  138. , О.Н. Задачи повышения эффективности АТП Текст. / О. Н. Черкасов // Транспортное дело России.- 2006. — Спец. вып. № 6. С. 20 — 21.
  139. , О.Н. Информационная система управления автотранспортными предприятиями Текст./ О. Н. Черкасов, Г. Е. Ковалев // Кибернетика и технологии 21 века: мат. научн. тр. междунар. конф. — Москва, 2005.- С. 104−108.
  140. , О.Н. Информационные системы управления транспортными потоками в региональных центрах Текст./ О. Н. Черкасов, Г. Е. Ковалев // Приводная техника. 2005. — № 4(56) — С. 48 — 53.
  141. , О.Н. Комплекс экономико-математических моделей оптимального планирования технологических операций в АТП Текст. / О. Н. Черкасов, Сербулов Ю. С. // Транспортное дело Росии.- 2006. Спец. вып. № 5.- С. 64 — 66.
  142. , О.Н. Методы моделирования перевозок грузов Текст. / О. Н. Черкасов // Системные проблемы качества, математического моделирования и информационных технологии: мат. научн. тр. между нар. конф. Ч. 2 / Радио и связь.-М., 2002.- С. 135.
  143. , О.Н. Моделирование перевозок пассажиров Текст. / О. Н. Черкасов, В. Е. Межов // Системные проблемы качества, математического моделирования и информационных технологий: мат. научн тр. междунар. конф. Ч. 2 / Радио и связь.- М., 2002. С. 100−101.
  144. , О.Н. Моделирование таксомоторных перевозок в транспортной сети региона Текст. / О. Н. Черкасов // Интеллектуальные информационные системы: матер, научн. тр. всероссийск. конф. Ч. 2 / Воронеж, гос. технич. ун-т. Воронеж, 2002. — С. 29−30.
  145. , О.Н. Моделирование транспортных потоков в транспортной сети региона Текст. / О. Н. Черкасов // Оптимизация и моделирование в автоматизированных системах: межвуз. сб. науч. тр. / Воронеж, гос. технич. ун-т. Воронеж, 2002. — С. 17−19.
  146. , О.Н. Моделирование функционирования предприятий Текст./О.Н Черкасов, Г. Е. Ковалев, Ю.К. Фортинский// Приводная техника.2005.- № 2(54). С.56−59.
  147. , О.Н. Модель расчета транспортных потоков Текст. / О. Н. Черкасов // Системные проблемы качества, математического моделирования и информационных технологий: мат. научн тр. междунар. конф. Ч. 2 / Радио и связь.-М., 2002.-С. 102.
  148. , О.Н. Оптимизация выбора и распределения автотранспорта при синтезе транспортной системы Текст. / О. Н. Черкасов // Транспортное дело России.- 2005. — Спец. вып. № 4. С. 56 — 57.
  149. , О.Н. Оптимизация эффективности работы автотранспортного предприятия Текст. / О. Н. Черкасов // Управление в социальных и экономических системах: межвуз. сб. науч. тр. / Воронеж, гос. технич. ун-т. -Воронеж, 2002. С. 160−164.
  150. , О.Н. Разработка математической и алгоритмической основы типовой информационной системы управления АТП Текст. / О. Н. Черкасов,
  151. Ю.С. // Транспортное дело России.- 2006. — Спец. вып. № 5. — С.61−64.
  152. , О.Н. Современное решение задач повышения эффективности управления автотранспортом Текст. / О. Н. Черкасов, Г. Е. Ковалев // Транспортное дело России.- 2005. Спец. вып. № 4. — С. 42 — 43.
  153. , О.Н. Комплексирование и особенности реализации типового программно-технического комплекса управления автотранспортными перевозками Текст. / О. Н. Черкасов, А. П. Затворницкий // Транспортное дело России.- 2006. Спец. вып. № 6. — С. 18 — 20.
  154. Черкасов, О. Н. Общие проблемы применения и развития информационных технологий в России Текст. /О.Н. Черкасов// Информационные технологии и системы: сб. науч. тр. / Воронеж, гос. технол. акад.- Воронеж, 2006. Вып. XX.- С. 95−101.
  155. Черкасов, О.Н.. Математическое и программное обеспечение управления автотранспортными предприятиями Текст.: монография / О. Н. Черкасов [и др.]. — Воронеж: Воронеж, гос. ун-та, 2007 234 с.
  156. , О.Н. Средства автоматизации управления автотранспортными предприятиями и информационные транспортные системы Текст. / О. Н. Черкасов [и др.]. — Воронеж: Воронеж, гос. ун-та, 2006.-257 с.
  157. , С.В. Обзор технологий создания геоинформационной продукции Текст. / С. В. Шайтура // Информационные технологии. — 2001. -Вып. 9. С. 27−32.
  158. , А.С. Введение в CALS-технологии Текст.: учеб. пособие / А. С. Шалумов, С. И. Никишкин, В.Н. Носков- Ковр. гос. технол. акад. Ковров, 2002. — 137 с.
  159. П.С., Овсянников М. В. Система электронной документации CALS реальное воплощение виртуального мира Текст. / П. С. Шильников, М. В. Овсянников // САПР и Графика, — 1997. — № 8.
  160. , П.С. Глава семьи информационных CALS-стандартов ISO 10 303 STEP Текст. / П. С. Шильников, М. В. Овсянников // САПР и Графика, -1997.-№ 11.
  161. , П.С. Как нам реализовать STEP Текст. / П. С. Шильников, М. В. Овсянников // САПР и Графика, 1998. — № 7.
  162. , С. Д. Муравьиные алгоритмы: Мастерская решений Текст. / С. Д. Штовба // Exponenta Pro. 2003. — № 4 (4). — С. 70−75.
  163. , Ж. Автоматизированное проектирование. Основы понятия и архитектура систем Текст. / Ж. Энкарначчо, Э. Шлехтендаль. М.: Радио и связь, 1986.-288 с.
  164. , Д. Б. Вычислительные методы теории принятия решений Текст. / Д. Б. Юдин. М.: Наука, 1989. — 317 с.
  165. , Р. Р. Множества уровня для оценки принадлежности нечетких подмножеств Текст. / Р. Р. Ягер- пер. с англ. // Нечеткие множества и теория возможностей: Последние достижения. — М.: Радио и связь, 1986. — С. 71−77.
  166. A partnership for progress. Kwachon field operation test Text. // Traffic technology international. 1998. — № Ю-11. — P. 21−23.
  167. Armour, M. Effect of police presence on driving speeds Text. / M. Armour // Australian Road Re-search. 1984. — Vol. 14, № 3. — P. 142 — 148.
  168. Bergan, A. T. Keep on trucking. Safer commercial traffic with ITS Text. / Bergan А. Т., Taylor W. В., Bushman R. // Traffic technology international. 1998. -P. 239−242.
  169. Chin-Ping Chang, E. Integrated freeway management in Taiwan Text. / Chin-Ping Chang E., Но К. K., Lin Kuo-Wei // Traffic technology international. 1996. -№ 10−11.-P. 42−46.
  170. Czuchra, W. Iterative among dependent operations Text. / W. Czuchra // Found. Contr. Eng. 1985. — № 10. — P. 113−122.
  171. Dempsey, P. Making a market. First steps to driver information ser-vices Text. / Dempsey P., Nuttal I. // Traffic technology international. 1998. — № 4−5. P. 64−69.
  172. Dynamic and Stochastic Aspects in Vehicle Routing A Literature Survey Text. / T. Flatberg, G. Hasle, O. Kloster, E. J. Nilssen, A. Riise // SINTEF Applied Mathematics Report, Department of Optimization. — Norway, 2005.
  173. Harrington, E. C. The Desirability Function Text. / E. C. Harrington // Industrial Quality control. 1965. -№ 10. — P. 21.
  174. Hellwing, Z. Approkymacja stochastyczna Text. / Z. Hellwing. Warszawa: PWN, 1965. -302 p.
  175. Herremans, R. Hide and speak. Using communication to improve enforcement the Dutch approach Text. / R. Herremans, E. Stelt // Traffic technology international. — 1998. -№ 2−3. — P. 99−104.
  176. Logistic mid Wirtschflicher Aufbruck Text. // 23 Forum, Dresden, 27 april 1990.-Dresden.-42 p.
  177. Lu, Q. A New Insertion-based Construction Heuristic for Solving the Pickup and Delivery Problem with Hard Time Windows Text. / Q. Lu, M. M. Dessouky // European Journal of Operational Research. 2006. — № 175. — P. 672−687.
  178. Miles, J. Urban traffic control meets Intelligent Transportation System Text. / J. Miles // Traffic technology international. Annual Review. 1998. — P. 44−48.
  179. Mitrovic-Mitnic, S. Pickup and delivery problem with time windows: A survey Text. / S. Mitrovic-Mitnic // Technical Report SFU CMPT. 1998. — № 12.
  180. Montemanni, L. Gambardella. A new algorithm for a dynamic vehicle routing problem based on ant colony system Text. / L. Gambardella Montemanni, A. Rizzoli, A. Donati // Second International Workshop on Freight Transportation and Logistics. — 2003.
  181. Narus, J. A. Rethinking distribution: Adaptive channels Text. / Narus J. A., Anderson J. C. // Harvard Business Review. 1996. — Vol. 74, № 4. — P. 112−120.
  182. Navigating to growth Text. // Traffic technology international. 1999. — № 4−5.-P. 7.
  183. Nutall, I. In search of harmonious exchange Text. / I. Nutall // Traffic technology international. 1997. — № 2−3. — P. 41−43.
  184. Nutall, I. Will the tigers roar. ITS market potential in ASEAN region Text. / I. Nutall // Traffic technology international. Dec97/Jan98. — P. 60−64.
  185. Nuttal, I. Open for business Text. / I. Nutall // Traffic technology international. Dec98/Jan99. — P. 32−36.
  186. Ojala, T. Fulfilling traveller’s PROMISE Text. / T. Ojala, P. Decker // Traffic technology inter-national. Annual Review. 1998. — P. 219−222.
  187. Reichart, G. Driver assistance. Concepts for the future of individual mobility Text. / G. Reichart // Annual Review. 1997. — P. 86−89.
  188. Savelsbergh, M. W. P. The general pickup and delivery problem Text. / M. W. P. Savelsbergh, M. Sol // Transportation Science. 1995. — № 29. — P. 17−29.
  189. Schatz, P. COMPANION for the road Text. / P. Schatz // Traffic technology international. 1998. -№ 4−5. — P. 103−106.
  190. Stanton, W. J. Fundamentals of marketing Text. / W. J. Stanton. New York: McGraw-Hill, Inc., 1971. — 728 p.
  191. Talking map coming soon Text. // Motor. 1985. — № 4322. — P. 7.
  192. Wittus, G. Decision support for planning and resource allocation in hierarchical organizations Text. / G. Wittus // IEEE Trans. Sys., Man. And Cybern. 1986. — 16, № 6. — P. 927−942.
  193. Yeh, R. T. Fuzzy Relations, Fuzzy Graphs and their Applications to Clustering Analysis Text. / Yeh R. Т., Bang S. Y. // Academic Press. New-York, 1975. — P. 125−149.
  194. Zadeh, L. A. Fuzzy Sets Text. / L. A. Zadeh // Inform.a.Control. 1985. -Vol. 8, № 3. — P. 338−353.
Заполнить форму текущей работой