Региональные особенности реформирования жилищно-коммунального комплекса: На примере Республики Татарстан
Важнейшим условием обеспечения эффективности функционирования ЖКК в период его реформирования является необходимость своевременного проведения мероприятий по совершенствованию механизма регулирования тарифов и цен в этой отрасли, достижению его устойчивого финансирования. В диссертации на основе анализа динамики стоимости жилищно-коммунальных услуг рассмотрены проблемы тарифного регулирования… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Системно-структурный анализ действующего организационно-экономического механизма функционирования жилищно-коммунального комплекса
- 1. 1. Анализ эффективности системы управления жилищно-коммунальным комплексом
- 1. 2. Анализ финансово-экономического состояния предприятий жилищно-коммунального комплекса
- 1. 3. Зарубежный опыт функционирования жилищнокоммунального комплекса
- 1. 4. Отечественный опыт реформирования жилищнокоммунального комплекса (на примере Великого Новгорода)
- Глава 2. Теоретические и методологические аспекты реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса
- 2. 1. Основные целевые ориентиры и принципы реформирования жилищно-коммунального комплекса в регионе
- 2. 2. Методические принципы проведения инвестиционной политики модернизации жилищно-коммунального комплекса
- 2. 3. Методологические аспекты формирования конкурентных отношений в жилищной сфере
- Глава 3. Методические основы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан
- 3. 1. Методические основы формирования ценовой и тарифной политики, ориентированной на модернизацию жилищно-коммунального комплекса
- 3. 2. Методические положения реализации новой экономической модели функционирования жилищно-коммунального комплекса с использованием персонифицированных социальных счетов граждан
- 3. 3. Стратегия реформирования и модернизации жилищнокоммунального комплекса Республики Татарстан на основе нового организационно-экономического механизма
Региональные особенности реформирования жилищно-коммунального комплекса: На примере Республики Татарстан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Реформа жилищно-коммунального комплекса, начатая в Российской Федерации в начале 1990;х годов, является одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики государства. Ее значимость и необходимость определяются реальным состоянием данного сектора, весомым вкладом и влиянием на ход реформы в России в целом, возможными негативными социально-экономическими последствиями при отсутствии достаточно жесткого мониторинга за параметрами и происходящими изменениями в жилищно-коммунальном комплексе (далее — ЖКК) регионов и своевременного реагирования на возникающие отклонения.
В последние годы проблемы, связанные с функционированием этого сектора экономики, стали предметом большого политического внимания, однако серьезных позитивных изменений в этой сфере к настоящему времени не произошло. Более того, многие параметры говорят об ухудшении как технического, так и финансового положения отрасли.
За 2003 год убытки предприятий жилищно-коммунального комплекса превысили 90 млрд руб. На конец 2003 года кредиторская задолженность предприятий ЖКК достигла 285 млрд руб. При этом дебиторская задолженность этих предприятий составила 105 млрд руб.
Затраты на ЖКК достигают 70% расходной части местных бюджетов. Но и этих средств хронически не хватает. В результате растет степень изношенности основных фондов ЖКК — во многих регионах России она составляет более 60%. Уровень надежности инженерных коммуникации в России в десятки раз ниже, чем в европейских странах.
Низкий уровень жилищно-коммунального обслуживания населения обусловлен как кризисным состоянием отрасли в целом, так и рядом специфических особенностей функционирования предприятий и организаций этого сектора экономики.
Так, по состоянию на 01.01.2004 г. более 60% предприятий и организаций ЖКК, фактически являются банкротами, продолжает увеличиваться задолженность по заработной плате его работникам. Все еще высока зависимость ЖКК от бюджетных ресурсов, что препятствует привлечению частного бизнеса и развитию рыночных механизмов в данном секторе экономики.
В этих условиях возникает необходимость формирования комплексного подхода к управлению жилищным фондом и коммунальным хозяйством на региональном уровне, постоянного поиска новых возможностей, резервов в финансово-экономической и производственной деятельности ресурсоснабжающих предприятий и организаций, а также управляющих жилищных компаний — как головного хозяйствующего субъекта в воспроизводственном цикле жилищной сферы.
Степень разработанности проблемы.
Существенный вклад в решение обозначенных выше проблем внесли такие российские ученые как С. Н. Абрамов, В. В. Андрианов, А. Н. Асаул,.
Э.Н.Аскеров, В. В. Бузырев, Б. С. Бушуев, В. С. Боголюбов, Н. В. Васильева, Е. В. Егоров, А. В. Карасев, М. И. Каменецкий, Г. Ф. Кузнецова, Б. Н. Нефедов,.
A.М.Платонов, М. В. Потапова, В. М. Серов, С. Б. Сиваев, Е. Б. Смирнов,.
B.С.Чекалин, И. Чернова, О. И. Шостак, а также ряд зарубежных исследователей, занимающихся различными аспектами функционирования жилищно-коммунального комплекса (Раймонд Страйк, И. Ансофф, П. Друкер, М. Портер и др.). Серьезные аналитические исследования практики реформирования ЖКК проводятся специалистами Фонда «Институт экономики города» .
Многие вопросы, связанные с обеспечением устойчивого экономического развития предприятий ЖКК, остаются малоизученными и дискуссионными как в экономической науке, так и в хозяйственной практике.
Организационно-экономические и правовые механизмы, являющиеся существенным резервом и условием экономического развития требуют также проведения дальнейших исследований и апробации.
Результаты развернувшихся на настоящий момент времени отечественных исследований в данной области пока еще не представляют собой единой научной концепции, комплексно охватывающей различные направления, методы оценки, критерии и факторы экономического развития.
Решение поставленных задач предопределяет актуальность темы диссертации как в теоретическом, так и в практическом плане.
Целью диссертационного исследования является развитие теоретических и методических принципов и положений, разработка практических рекомендаций по формированию механизма устойчивого экономического развития жилищно-коммунального комплекса на основе его реформирования и модернизации с учетом региональных особенностей.
В соответствии с поставленной целью в работе были решены следующие основные задачи:
1.1. Проведен анализ финансово-экономического состояния предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса, рассмотрены особенности финансового оздоровления предприятий ЖКК региона.
1.2. Проведена оценка эффективности системы управления жилищно-коммунальным комплексом в регионе.
1.3. Рассмотрен зарубежный опыт реформирования жилищно-коммунального комплекса.
1.4. Проведен ретроспективный анализ закономерностей и тенденций в развитии жилищно-коммунального комплекса региона.
1.5. Рассмотрены методологические аспекты формирования конкурентных отношений в жилищной сфере.
1.6. Разработаны методические принципы проведения инвестиционной политики модернизации жилищно-коммунального комплекса.
1.7. Предложены методические основы формирования ценовой и тарифной политики, ориентированной на модернизацию ЖКК.
1.8. Проведена оценка эффективности применения новой экономической модели функционирования жилищно-коммунального комплекса с использованием персонифицированных социальных счетов граждан в Республике Татарстан.
1.9. Исследованы стратегические направления реформирования и модернизации ЖКК Республики Татарстан на основе нового организационно-экономического механизма.
Объектом исследования являются предприятия и организации жилищно-коммунального комплекса региона.
Предметом исследования является процесс формирования, функционирования и развития объектов жилищно-коммунального комплекса в системе экономических отношений, складывающихся в условиях рынка.
Теоретической и методологической основой исследования послужили:
— диалектический метод познания, обеспечивающий комплексный и объективный характер изучения;
— основополагающие экономические законы и фундаментальные труды классиков экономических теорий;
— отечественные и зарубежные труды по проблемам экономического развития жилщно-коммунального комплекса;
— законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Республики Татарстан;
В процессе исследований использованы методы экономико-математического моделирования, логического анализа количественных признаков, экспертных оценок, корреляционно-регресионного анализа.
Достоверность полученных результатов основывается на применении репрезентативной статистической и бухгалтерской отчетности предприятий ЖКК за период 1998;2003 г., использовании статистических и аналитических материалов Госкомстата РФ и РТ, Госстроя РФ, Минстроя РТ, и подтверждается апробацией результатов исследования.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке и обосновании научных принципов и положений, обеспечивающих экономический механизм формирования устойчивого экономического развития предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса на основе его реформирования и модернизации с учетом региональных особенностей.
Новые научные результаты, полученные автором в ходе исследования, состоят в следующем:
1.На значительном массиве источников информации исследованы причины ухудшения экономического развития предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса, спада воспроизводственных процессов в жилищной сфере, обоснована необходимость реформирования ЖКК с учетом региональных особенностей и повышения роли муниципальных образований.
2. На основе мониторинга статистического материала обоснованы тенденции изменения платежеспособного состояния, исследованы и определены основные причины экономической несостоятельности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса. Разработана методика недопущения ситуации банкротства, позволяющая предприятиям ЖКК обосновать стратегические меры антикризисного управления.
3. На основе анализа динамики стоимости жилищно-коммунальных услуг систематизированы и рассмотрены особенности тарифного регулирования услуг ЖКК на региональном уровне.
4. Выявлены факторы, способствующие развитию конкурентных отношений в жилищной сфере, учитывающие как внутренний (эндогенный) эффект саморазвития предприятий, так и внешний (экзогенный) эффект устойчивых колебаний, возникающих объективно в социально-экономической сфере жилищно-коммунального комплекса региона.
5. Разработаны методические рекомендации по функционированию сервейинговых компаний в жилищно-коммунальном комплексе.
6. Сформулированы стратегические направления по укреплению конкурентных позиций предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса в регионе.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что применение разработанных научных положений, методологических подходов и методических рекомендаций будет способствовать реформированию системы управления жилищно-коммунального комплекса региона, а также обеспечит достаточный запас экономической прочности и устойчивости для развития предприятий и организаций ЖКК в сложных динамичных и стохастических условиях рыночной среды.
Главные теоретические выводы исследования доведены до возможности реализации предлагаемых рекомендаций в практике функционирования ЖКК.
На основе теоретических исследований и экспериментальных расчетов создана система рекомендаций по обеспечению эффективного функционирования предприятий ЖКК в условиях развития рыночных отношений.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и практические результаты исследования доведены до возможности реализации в муниципальных образованиях. Результаты диссертации были приняты к внедрению Госстроем России и использованы при выработке региональной стратегии развития ЖКК Республики Татарстан.
Сформулированные автором предложения по реформированию ЖКК вошли в Подпрограмму «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002;2010 годы.
Основные теоретические и практические рекомендации докладывались и получили одобрение на российских и международных конференциях.
Публикации. По теме диссертации автором было опубликовано 6 научных работ общим объемом 14,55 печатных листа.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, содержащего 106 наименований и приложений. Объем диссертационной работы составляет 167 страниц, в т. ч. 15 рисунков и 27 таблиц.
Заключение
.
1. Реформа жилищно-коммунального комплекса, начатая в Российской Федерации в начале 1990;х годов, является одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики государства.
Низкий уровень жилищно-коммунального обслуживания населения обусловлен как кризисным состоянием отрасли в целом, так и рядом специфических особенностей функционирования предприятий и организаций этого сектора экономики.
Многие экономические показатели свидетельствуют об ухудшении как технического, так и финансового положения в этой сфере. Так, износ основных фондов (жилищного фонда и инженерной инфраструктуры) достигает в ряде регионов России критического уровня. В частности, износ инженерных сетей в Республике Татарстан составляет: водопроводных — 63% (1228 км сетей подлежит замене), канализационных — 49% (313,2 км), тепловых — 62% (171 км). (Рис.1) Планово-предупредительный ремонт объектов ЖКК полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5−3 раза выше нормативного уровня.
Чрезвычайно низкими темпами происходит развитие конкуренции на рынке услуг из-за концентрации подавляющего объема работ по предоставлению ЖКУ муниципальными предприятиями. Преобладают административные, а не экономические формы воздействия на эти предприятия, что в условиях бюджетного дефицита обусловливает низкую привлекательность данной сферы для предприятий других форм собственности.
Во многих регионах имеет место дублирование ряда функций по управлению муниципальным имуществом органами исполнительной власти субъекта РФ и муниципального образования, вследствие отсутствия четкого разделения зон ответственности: органов местного самоуправления — за содержание и использование жилищного фонда, функционирование и развитие объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ муниципальной собственности, проведение в этой сфере экономических преобразований, реформорганов субъекта Федерации — за координацию деятельности администраций муниципальных образований при проведении преобразований в сфере ЖКХ, их соответствия принятой субъектом Федерации концепции.
2. В ходе диссертационного исследования автором проведен ретроспективный анализ стоимости жилищно-коммунальных услуг. В работе проанализирована полная структура жилищно-коммунальных услуг. При этом выделена стоимость электроэнергии и газа,, поскольку их стоимость регулируется в отличие от стоимости собственно жилищно-коммунальных услуг федеральными органами.
В диссертации исследована динамика темпов роста собственных расходов жилищно-коммунального комплекса в сравнении с индексом потребительских цен, а также темпами роста цен на электроэнергию и газ. Проведенный анализ стоимости жилищно-коммунальных услуг позволил в значительной степени объяснить тяжелое финансовое и техническое состояние отрасли.
3. Важнейшим условием обеспечения эффективности функционирования ЖКК в период его реформирования является необходимость своевременного проведения мероприятий по совершенствованию механизма регулирования тарифов и цен в этой отрасли, достижению его устойчивого финансирования. В диссертации на основе анализа динамики стоимости жилищно-коммунальных услуг рассмотрены проблемы тарифного регулирования Республики Татарстан. По ряду предприятий были проведены экспертизы экономически обоснованных затрат при определении тарифов на жилищно-коммунальные услуги. По результатам экспертизы сделан вывод о том, что большинство предприятий имеет достаточно большой резерв для снижения уровня затрат при предоставлении услуг потребителю. Существующая система, основанная на затратных принципах формирования тарифов, никоим образом не стимулирует коммунальные предприятия снижать себестоимость. Более того, существующая система тарифного регулирования не стимулирует приток внебюджетных средств для финансирования инвестиционных проектов в области коммунальной инфраструктуры.
На основе анализа динамики стоимости жилищно-коммунальных услуг в работе систематизированы и рассмотрены особенности тарифного регулирования услуг жилищно-коммунального комплекса на региональном уровне. Показано, что воздействие на формирование тарифов предприятий жилищно-коммунального комплекса оказывается на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В соответствии с действующим российским законодательством за каждым из уровней регулирования, закреплены свои полномочия, реализуемые в процессе тарифного регулирования. В работе автором предложена схема и составляющие процесса тарифного регулирования в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг.
4. Развитие конкурентной среды и систематическое проведение конкурсов в сфере обслуживания жилищного фонда — один из наиболее действенных инструментов демонополизации, способствующий постепенному переходу от формирования тарифов на основе административно установленных нормативов к рыночной системе ценообразования. Наличие конкуренции является необходимым элементом в создании противозатратного механизма, стимулирующего снижение себестоимости предоставления услуг и повышение их качества, так как именно конкуренция заставляет различные предприятия искать пути снижения затрат и систематически устраняет из этой сферы деятельности наименее эффективно работающие организации, заменяя их другими — более перспективными.
Создание рыночных механизмов функционирования жилищного хозяйства, обусловливает необходимость разделения функций и формирования договорных отношений между собственниками жилищного фонда, управляющими компаниями и подрядными жилищными организациями.
5. Практика проведения с участием автора диссертационного исследования преобразований в ЖКК Великого Новгорода, а также анализ проведения реформы ЖКК в муниципальных образованиях других регионов России выявили различные подходы к организации и механизмам ее проведения и в совокупности с теоретическими исследованиями позволили автору сделать ряд обобщений и отработать рекомендации Администрациям муниципальных образований (которые только приступают к реформированию ЖКК) по выбору типовых оптимальных вариантов структур управления с целью упрощения реализации стоящих перед ним задач и, в частности, разработать основные положения стратегии реформирования ЖКХ такого крупного субъекта Российской Федерации, как республика Татарстан.
6. Теоретические положения и практический опыт показывают, что формирование системы управления жилищным фондом и коммунальной инфраструктурой на уровне муниципального образования должно осуществляться с учетом их величины, характеризующейся общей площадью жилищного фонда, особенностей существующих муниципальных предприятий ЖКХ, структурных подразделений администрации муниципального образования и удаленности населенных пунктов от районного центра в пределах муниципального образования.
Автором показано, что в процессе реформирования муниципальные образования целесообразно подразделить условно на три основных типа:
I тип — крупные города с общей площадью многоквартирного жилого фонда более 2,5 млн.кв.м;
II тип — средние города с общей площадью многоквартирного жилого фонда от 600 тыс.кв.м до 2,5 млн.кв.м;
III тип — муниципальные образования (малые города и районы) многоквартирного жилого фонда до 600 тыс.кв.м.
В работе рассмотрены все типы муниципальных образований и их особенности в организации управления их муниципальным жилищным фондом применительно к Республике Татарстан.
Важнейшей задачей органов местного самоуправления муниципальных образований I типа является формирование конкурентной среды в сфере управления жилищным фондом. Разделение функций управления и обслуживания в муниципальных образованиях данного типа является экономически оправданным. При этом задачей органов местного самоуправления должно являться проведение конкурсов на управление жилищным фондом. Конкуренция среди управляющих организаций должна понудить последних к поиску современных и эффективных методов управления, к конкурсному отбору подрядчиков и поставщиков услуг.
Монополизация сферы управления приводит к повышению стоимости услуг, появлению необоснованных затрат, поэтому управляющих организаций должно быть несколько с целью развития конкуренции в сфере управления жильем и сравнения результатов их деятельности. Авторская оценка показала, что наибольшая эффективность управления жилищным фондом достигается, когда в управлении находится более 800 тыс. кв. м общей площади жилья.
Разделение управления и обслуживания в муниципальных образованиях II типа, как правило, приводит к монополизации сферы управления жильем. В этих условиях важнее демонополизировать управление, чем разделить управление и обслуживание. Поэтому управление и обслуживание жилья в муниципальном образовании II типа целесообразно совместить в рамках одной управляющей организации.
Авторская оценка показала, что оптимальным для такой управляющей организации является управление и обслуживание жилищного фонда в объеме 200−300 тыс.кв.м общей площади жилья. В значительной степени эффективность работы малых управляющих организаций зависит от эффективности договорных отношений и системы контроля за исполнением работ по обслуживанию жилищного фонда и его коммунального обеспечения. Поэтому в качестве важнейшей задачей органа администрации муниципального образования П типа, отвечающего за ЖКХ, рекомендовано привлечение населения к контролю за выполнением работ по текущему содержанию жилищного фонда и предоставлению проживающим в нем гражданам коммунальных услуг. При этом количество и содержание жалоб и заявлений граждан может стать одним из критериев в оценке качества управления жилищным фондом.
В муниципальных образованиях Ш типа управление и обслуживание жилья в рамках одной организации также оправданно из-за малых объемов жилищного фонда, недостаточных для формирования интереса хозяйствующих субъектов только к управлению жилищным фондом как самостоятельному виду деятельности. В данном случае целесообразно, чтобы ЖКУ предоставлялось одним многоотраслевым предприятием, в которое входят по цеховому признаку структуры, отвечающие за содержание жилищного фонда, и структуры, обеспечивающие жилищный фонд коммунальными услугами.
Ввиду относительной территориальной удаленности сел и поселков районных муниципальных образований от районного центра обеспечить текущий контроль выполнения управляющими организациями работ в них администрации муниципального образования весьма сложно. В связи с этим, эту функцию в рамках договора на управление жилищным фондом рекомендуется поручать сельским (поселковым) администрациям.
7. Существующая до настоящего времени система управления жилищным фондом и его финансирования была обусловлена государственной формой собственности на жилье. С появлением частной формы собственности на жилье законодательством закреплены обязанности собственника жилья по его надлежащему содержанию и ремонту. Однако пока еще не создана необходимая нормативно-правовая и организационная инфраструктура для полноценной реализации прав и обязанностей собственников жилья и их объединений. Не разработана типовая методика составления хозяйственно-финансового плана (бизнес-плана) технической эксплуатации земельно-имущественного комплекса в составе кондоминиума необходимого как инициативной группе по созданию ТСЖ в целях определения экономической целесообразности создания товарищества, так и товариществу для планирования своей деятельности.
Для развития самоуправления в жилищной сфере, повышения эффективности и качества жилищно-коммунального обслуживания, создания условий, стимулирующих развитие рациональных форм управления жилищным фондом, вовлечения домовладельцев в процесс пообъектного управления собственностью в жилищной сфере, автором рекомендуется:
— разработать и реализовать комплекс мер по формированию кондоминиумов и созданию условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья;
— упростить процедуру формирования и передачи кондоминиума в управлении товариществ собственников жилья со снижением финансовых затрат со стороны домовладельцев;
— провести межевание территорий до уровня домовладений, определить границы земельного участка кондоминиума;
— сформировать институт представителей государственной и муниципальной собственности в кондоминиумах, в руководящих органах соответствующих товариществ собственников жилья.
8. На основе мониторинга статистического материала в диссертационном исследовании обоснованы тенденции изменения платежеспособного состояния, исследованы и определены основные причины экономической несостоятельности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса. Разработана методика недопущения ситуации банкротства, позволяющая предприятиям жилищно-коммунального комплекса обосновать стратегические меры антикризисного управления.
Преимуществом использования в практической деятельности разработанной автором методики является то, что она позволяет осуществить диагностику риска банкротства предприятий жилищно-коммунального комплекса.
9. В составе региональных программ стратегии реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса автором рекомендовано выделить следующие основные задачи:
• финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации их задолженности и доведения тарифов до экономически обоснованного уровня, ликвидация перекрестного субсидирования;
• введение эффективной системы управления жилищным фондом, создание благоприятных условий и государственных гарантий по образованию объединений собственников жилья с целью передачи им в эксплуатацию жилищного фонда;
• формирование инвестиционной привлекательности коммунальной инфраструктуры путем приватизации государственных предприятий, создания эффективных и прозрачных процедур тарифного регулирования естественных локальных монополистов, экономически заинтересовывающих их в сокращении затрат;
• адресная социальная помощь малообеспеченным категориям населения при переходе к экономически обоснованным тарифам.
Список литературы
- Закон от 24.12.1992 N 4218−1 (ред. от 06.05.2003) «Об основах федеральной жилищной политики».
- Закон РТ 21.10.1998 г. № 1816 (ред. от 26.12.2002 г.) «Об энергосбережении».
- Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541−1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 1997 года № 1613 «О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998−1999 годы»
- Постановление КМ РТ от 17.10.2003 г. № 549 «О республиканских стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг населением на 2004 год».
- Постановление КМ РТ от 19.08.2003 г. N 438 (ред. от 15.12.2003 г.) «О предоставлении адресных жилищно-коммунальных субсидий в Республике Татарстан».
- Постановление КМ РТ от 28.12.2002 г. № 763 (ред. от 21.02.2003 г.) «О мерах по организации и проведению эксперимента Российской Федерацией по применению экономической модели реформированию жилищно-коммунального хозяйства в г. Казани».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 г. № 89 «Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства».
- Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
- Постановление Госстроя России от 23 февраля 1999 года № 9 «Об утверждении методика планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 года № 1223 «Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения».
- Постановление КМ РТ от 03.07.2000 г. № 468 «О республиканской целевой программе «Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000 — 2005 годы V
- Постановление Правительства РФ от 17.11.2001 № 797 «О Подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации «Федеральной целевой Программы «Жилище» на 2002 2010 годы».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 г. № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 г. № 621 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября2001 г. № 804 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на2002год».
- Постановление Правительства Российской Федерации «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» № 498 от 20 марта 1994 г.
- Приказ Министерства строительства и ЖКХ РТ от 02.03.2000 г. № 73/1 «О технологической и финансовой экспертизе деятельности предприятий ЖКХ».
- Приказ Госстроя России от 26 декабря 1997 года № 17−139 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
- Приказ Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ от 31.01.2003 г. № 28 «Об утверждении методики расчета предельного экономически обоснованного тарифа на набор жилищных услуг».
- Проект Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004 -2010 годы.
- Указ Президента РФ от 28.04.1997 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации».
- Указ Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 года № 432 «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов».
- Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- Федеральный Закон от 15.06.1996 № 72-ФЗ (ред. от 21.03.2002 г.) «О товариществах собственников жилья».
- Федеральный Закон от 03.04.1996 г. № 28-ФЗ (ред. от 05.04.2003 г.) «Об энергосбережении».
- Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998 г. № 6-ФЗ (с изменениями от 21 марта, 25 апреля 2002 г.).
- Аванесян В.Р. О формировании двухставочного тарифа. Журнал «ЖКХ» часть I,№ 3,2003. С. 17−21.
- Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1989.-519с.
- Антикризисное управление. /Под ред. Короткова Э. М. М.: Инфра-М, 2000.-432с.
- Антикризисный менеджмент. / Под ред.А. Г. Грязновой.- М.: Ассоциация авторов издат. «Тандем», 1999 233 с.
- Андрианов В.В., Ананькина Е. А., Хомченко Д. Ю., Щеголев А. В., под ред. С. Б. Сиваева. Принципы эффективного тарифного регулирования коммунальных предприятий. М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. -92с.
- Андрианов. В.В. Мировой опыт государственной поддержки инвестиций в объекты инфраструктуры. Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ, № 1, ч. 1, 2003.
- Аронов. А.А. Пути реального улучшения состояния жилищного фонда. Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ, № 1, ч. 1, 2004.
- Акуленкова И.В. Эффективность реконструкции жилых зданий (на примере Санкт-Петербурга). Автореф.дисс.канд.экон.наук. СПб. 2004 — 25с.
- Бежаев О. Г. Проблемы финансового обеспечения реформы ЖКХ // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2002. — № 9. часть П, С.
- Бочаров Н.П. Интегрированная система управления работой служб жилищно-коммунального хозяйства. Автореф.дисс.канд.экон.наук. — М.2002. -23с.
- Бузырев В.В. Региональная инвестиционная стратегия в России. «Вестник ИНжЭКОНА», серия: Экономика, выпуск 1,2003.
- Бабенко Р.В. Организационно-экономический механизм взаимодействия участников сферы управления объектами жилой недвижимости. Автореф.дисс.канд.экон.наук. Ростов-на-Дону.2003 — 23с.
- Бузырев В.В., Чекалин В. С. Экономика жилищной сферы: Учеб. Пособие. М.:ИНФРА-М, 2001. — 256 с. — (Серия «Высшее образование»).
- Н.В.Васильева. Методические аспекты управления жилищной сферой крупного города. Сб. научных трудов. Актуальные проблемы экономического развития региона, «Изд-во Буковского», СПб-2002.
- Васильева. Н.В. Управление развитием ЖКХ на муниципальном уровне: дифференцированный подход к моделированию процесса. Научный журнал «Вестник ИНЖЭКОНА», выпуск 2(3)-2004, СПб. ГИЭУ.
- Грабовый П.Г. Экономика и управление недвижимостью: Учебник для вузов. Смоленск: Изд-во «Смолин Плюс», М.: Изд-во «АСВ», 1999.
- Договорные отношения товариществ собственников жилья /М.: Фонд «Институт экономики города, 1998. 148с.
- Организация и управление жилищно-коммунальным комплексом. Учебник по общей ред. Грабового П. Г. М.2004.
- Доклад Председателя Госстроя России Н. П. Кошмана на заседании Правительства Российской Федерации 26 сентября 2003 г. по вопросу «О ходе реформирования жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации».
- Доступность услуг, социальная защита и участие общественности в процессе реформирования сектора водоснабжения и канализации в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии: Ключевые аспекты и рекомендации/ОЕСЕ), 2003.
- Дулич В.А. Положительные тенденции развития экономики России. // Журнал «Экономика строительства», № 2, 2002. 46−53 с.
- Егоров Е.В., Потапова М. В. Экономика жилищного хозяйства России/ М.: ТЕИС, 2002.- 171с.
- Жилищно-коммунальный комплекс России: Завершение перехода к рыночной экономике. Итоговый отчет. /Всемирный Банк: Департамент инфраструктуры и энергетики. Регион Европы и Центральной Азии, январь2003.
- Жилищная реформа частного строительного сектора в России // Жилищное строительство. 2000. — № 5. — С.2−5.
- Жуков Д.М. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства города: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во В ЛАДО-ПРЕСС, 2003. — 96 с.
- Кириллов. В.М. Многоуровневая стратегия энергоресурсосбережения в ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера жКл, № 2, ч. 2, 2003.
- Ключевые аспекты реформы тарифов городского водного хозяйства в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии/ OECD, 2003. -51с.
- Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. М.: Финансы и статистики, 1996. — 244с.
- Контракты и издержки в ресурсоснабжающих подотраслях жилищно-коммунального хозяйства /К. Менар, П. В. Крючкова, E.H. Кудряшова, O.A. Пороховская, Д. М. Сорк, А. Е. Шаститко. Под ред. А. Е. Шаститко. Бюро экономического анализа. М.: ТЕИС. 2000.- 174с.
- Квачадзе Р.Г. Методические проблемы экономического развития предприятий и орназаций жилищно-коммунального комплекса в условиях конкурентной среды. Автореф.дисс.докт.экон.наук. М. 2004. — 38с
- Косовских А. Пути эффективного управления жилищным фондом // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2002. — № 6. -С. 50−53.
- Костецкий Н.Ф., Янковский Е. Я. Реструктуризация как инструмент экономического оздоровления предприятий и организаций строительного комплекса. // Журнал «Экономика строительства», № 8, 2000.-33−44с.
- Кочегаров. А. Д. Новые законодательные акты на этапе реформирования ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ, j ч* 2003»
- Круглик. С. ЖКХ идет в рынок. Журнал «Экономика России XXI век», № 12, 2003.
- Кутакова Т.Б. Товарищество собственников жилья Ваш выбор. /М.: Фонд «Институт экономики города», 1997. — 27с.
- Людковский A.M. Практические задачи надстройки домов первых массовых серий // Жилищное строительство. 1999. — № 5. — С.5−7.
- Маклакова Т.Г. О «Пятиэтажках» беспристрастно // Жилищное строительство. — 1999. — № 3. — С.23−26.
- Механик. А. Коммунальный узел. Журнал «Эксперт», № 29, 2003. 11 августа.
- Макконелл Кемпбелл Р, Брю Стенли Л. Экономика: принципы, проблемы и политика. В 2т/ Пер. с англ. М., Прогресс, 1993.
- Мухаметзянов. А. Взрывоопасное ЖКХ. Журнал «Татарстан», № 9,2003.
- Обозов С.А. Инвестиционные механизмы развития жилищно-коммунальной инфраструктуры крупного города. Сер. «Инвестиции». -Нижний Новгород, НИСОЦ — Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 1998. 27с.
- Петрова Е.Ф., Шапиро М. Д. Развитие конкуренции в сфере обслуживания жилищного фонда / М.: Фонд «Института экономики города», 2002.-92с.
- Платонов A.M. Управление жилищной сферой. — Екатеринбург: Издательство АМБ, 2004. 6/4 с.
- Платонов A.M. Теоретические и методологические проблемы управления жилищной сферой как социально-производственным кластером. Автореф.дисс.докт. экон.наук. Спб.2004. — 36с.
- Попова.Е. Б. Возможности реструктуризации задолженности предприятий ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ, № 1,
- Рыночная экономика строительства в терминах и определениях. Учебное пособие/АГСА им. В. В. Куйбышева Новосибирск, 1993.
- Реформа системы управления городской экономики в России в 1998—2000 годах / Под ред. Н. Б. Косаревой, Р.Дж.Страйка. М.: Фонд «Институт экономики города», 2001. — 204с.
- Реформирование жилищно-коммунального комплекса на современном этапе. / Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2002. 208с.
- Рекомендации по организации товариществ собственников жилья во вновь создаваемых кондоминицмах / М.: Фонд «Института экономики города», 1999. 56 с.
- Румянцева A.B. Реформирование экономического механизма реконструкции жилищного фонда промышленных предприятий: Автореф.дис. .канд.экон.наук.Екатеринбург:УГТУ-УПИ, 2001.
- Рязанский. В.Б. Реформа жилищно-коммунального хозяйства и проблемы ее реализации. Журнал «Вестник ЖКХ», № 2, 2004.- С. 14−18.
- Семаков И.К. О тарифной политике в ЖКХ. Журнал «ЖКХ» часть I, № 12, 2003.-С. 15−19.
- Серов В.М. Управление строительством в России. Каким ему быть? //Журнал «Экономика строительства», № 10, 2001.
- Сиваев С.Б. Как эффективно управлять жилищным фондом: теория и практика/ М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. 142с.
- Семенов В.П. Проблемы и методологические аспекты управления инновационно-инвестиционным процессом в предпринимательстве. Вестник ИНЖЭКОНА, Серия: Экономика, Выпуск 1, 2003.
- Соколов В.К. Реконструкция жилых зданий. M.: Стройиздат, 1986.248 с.
- Соловьева. Л.Д. Вопросы финансового оздоровления предприятий ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ, № 1, ч. 1, 2003.
- Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой: Учебник/Под ред. А. П. Градова.М.: ИНФРА M., 1996. — 256с.
- Талалыкин В.М., Л.П. Нефедова. Перспективы привлечения инвестиций в ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ, № 3, ч. 2, 2003.
- Теория и практика реформы жилищно-коммунального комплекса: Аналитический доклад / Под общ. ред. С. Б. Сиваева. М.: Фонд «Институт экономики города», 2003.
- Финансирование создания и модернизации инфраструктур и объектов коммунального хозяйства. (Французский опыт)/Под ред. Ж-И Перро, Г. Шателю. Издательство Французского Национального Института Мостов и Дорог, 2001. — 382с.
- Химченко О.В. Создание системы персонифицированных социальных счетов: взгляд с мест. Журнал «ЖКХ» часть I, № 3, 2003.
- Хихлуха Л.В. Реконструкция — эффективный путь решения жилищной проблемы //Строительные материалы.-1996.-№ 9.С.2−3.
- Шеремет А.Д., Сайфуллин P.C. Методика финансового анализа. -М.: ИНФРА М., 1996. — 364с.
- Чернышов. Л.Н. О ходе и перспективах реализации реформы ЖКХ. Журнал «ЭКСКО», № 9, 2003.
- Ульянова О.Ю. Формирование методических основ лизинговых операций в жилищной сфере (на примере Волгоградской области). Автореф.дисс.канд.экон.наук. — СПо.2003 25 стр.
- Чекалин B.C., Зарукина Е. В. Цели развития городского хозяйства в системе местного самоуправления. Сб.научн.трудов: Повышение эффективности управления городским хозяйством в условиях реформы. ИНЖЭКОН. СПб-2004.
- Чирков. В.Н. Опыт реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Республике Казахстан. Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ, № 11, ч. 1, 2003.