Управление формированием и развитием производственной инфраструктуры промышленного узла
Исследования определяется произошедшими переменами в экономике, которые значительно повлияли на все стороны жизни общества. Формирование адекватной рынку инфраструктуры является одним из необходимых условий преобразований экономических отношений в России. Эффективность экономической реформы во многом зависит от развития инфраструктуры различных типов. ^ Производственная инфраструктура играет… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА1. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОСНОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА
- 1. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
- 1. 2. РОЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РАЗВИТИИ ОСНОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА
- 1. 3. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
- ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРОМЫШЛЕННОГО УЗЛА «¦"¦"¦"¦""¦"¦¦¦¦¦с
- 2. 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ БЕЖИЦКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО УЗЛА
- 2. 2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ БЕЖИЦКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО УЗЛА
- 2. 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ БЕЖИЦКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО УЗЛА
- ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ РАВЗИТИЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРОМЫШЛЕННОГО УЗЛА
- 3. 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРОМЫШЛЕННОГО УЗЛА
- 3. 2. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ БЕЖИЦКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО УЗЛА
Управление формированием и развитием производственной инфраструктуры промышленного узла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
т.
Актуальность темы
исследования определяется произошедшими переменами в экономике, которые значительно повлияли на все стороны жизни общества. Формирование адекватной рынку инфраструктуры является одним из необходимых условий преобразований экономических отношений в России. Эффективность экономической реформы во многом зависит от развития инфраструктуры различных типов. ^ Производственная инфраструктура играет особую роль в экономической системе, решая текущие и перспективные социально-экономические проблемы региона, промышленного узла. Развитие производственной инфраструктуры происходит в соответствии с изменениями в сфере материального производства. Она создает эффективную основу для роста инвестиционного потенциала и способствует углублению интеграции российских регионов и промышленных узлов. В России создан значительный инвестиционный потенциал, учитывающий основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показа-^ тели. Однако в силу объективных и субъективных причин этот потенциал используется недостаточно эффективно, в силу чего не удовлетворяются постоянно возрастающие потребности национальной экономики. Во многом неэффективность использования потенциала определяется несовершенством форм организации производства. Одной из прогрессивных форм интеграции промышленного производства является промышленный узел, представляющий собой совокупность предприятий расположенных на компактной территории и имеющих единую инфраструктуру. I Ш Основополагающими, базовыми в развитии производственной инфраструктуры должны являться следующие принципы:
— использование методов индикативного планирования ключевых параметров развития производственной инфраструктуры промышленного узла;
— приоритетные общеузловые цели и ориентиры устанавливаются после всестороннего научного исследования;
— реализация экономической политики промышленного узла осуществляется с использованием системы рыночных инструментов и стимулов, при минимальном прямом участии государственного бюджета в финансировании проектов развития производственной инфраструктуры.
В связи с вышеизложенным имеет значительную актуальность проведение комплексного исследования, включающего в себя всесторонний анализ состояния отраслей производственной инфраструктуры промышленного узла, прогнозирование и оценку возможных вариантов развития отдельных отраслей производственной инфраструктуры промышленного узла. Кроме того, несмотря на активные разработки вопросов производственной инфраструктуры в последние десятилетия, эта тема требует дальнейшего всестороннего научного анализа, поскольку до сих пор преобладали в отдельности отраслевой, технический и эмпирический подходы к ее рассмотрению.
В теоретико-методологическом плане интересными явились работы Власова В. В., Волощука Г. А., Игнатьева A.M., Игнатьевой С. И., Терентьева В .Г., Тимофеева Г. В., Титова А. Б., Чернявского И. Ф., Яременко Г. Н. и др. Особенности формирования инфраструктуры освещены и в трудах зарубежных экономистов: Х. Зингера, Р. Иохимсена, П. Розенштейн-Родана, П. Самуэльсона, А. Хирмана, А Янгсона. Для методологической разработки вопросов производственной инфраструктуры особый интерес представляют работы по теории трансакционных издержек, общетеоретические положения которых изложены в работах зарубежных и отечественных авторов (Д.Норта, Р. Коуза, А. Шититко, С. Малахова, В. Кокорева и др.).
Несмотря на большое количество работ, посвященных производственной инфраструктуре, существует потребность в научной разработке комплекса методологических, теоретических и практических проблем ее функционирования на уровне промышленного узла. В теоретическом плане интерес представляет исследование производственной инфраструктуры во взаимосвязи с трансакци-онными издержками. Использование в отдельности функционального, структурного, отраслевого подходов к анализу производственной инфраструктуры недостаточно полно отражает ее функционирование как подсистема рыночной экономики, не позволяет всесторонне обосновать элементы, структуру, организацию, функции и механизмы ее регулирования, что негативно отражается на решении практических задач развития экономики промышленного узла.
Недостаточная изученность, актуальность, теоретическая и практическая значимость поиска эффективных методов формирования и регулирования производственной инфраструктуры промышленного узла определили выбор темы диссертации, цель исследования, его задачи.
Объектом исследования является производственная инфраструктура Бежиц-кого промышленного узла, представленная отдельными объектами и сооружениями.
Предметом диссертационного исследования является процесс управления формированием и развитием производственной инфраструктуры промышленного узла.
Целью диссертационного исследования являются разработка общих принципов и практических рекомендаций формирования производственной инфраструктуры промышленного узла на основе обобщения теоретических положений и современного опыта развития этой сферы.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач: Проанализировать известные теоретические подходы к проблеме формирования и развития производственной инфраструктуры промышленного узлаОбосновать необходимость развития производственной инфраструктуры, в качестве важного фактора развития основного производства предприятий промышленного узла.
Составить классификацию производственной инфраструктуры в соответствии с мировым и отечественным опытом.
Проанализировать систему факторов, влияющих на развитие производственной инфраструктуры промышленного узла.
Проанализировать существующие отечественные и зарубежные методы оценки современного состояния производственной инфраструктуры. Разработать методику оценки производственной инфраструктуры в зависимости от изменений общих и средних трансакционных издержек. Разработать стратегический план развития производственной инфраструктуры Бежицкого промышленного узла.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются теоретические положения, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных экономистов по данной проблеме, официальные документы, нормативно-законодательные акты России и материалы научно-практических конференций.
Диссертационное исследование базируется на общенаучной методике, предусматривающей системный подход к решению проблем, на использовании методов экономического анализа.
Информационной основой исследования явилась систематическая отчетность и материалы Госкомстата Российской Федерации, Брянского областного комитета государственной статистики, данные отчетности предприятий, данные Центра исследования экономической конъюктуры при Правительстве РФ, материалы, опубликованные в периодической печати, а также материалы семинаров и научно-практических конференций.
Научная новизна заключается в разработке и обосновании нового теоретико-методического подхода к формированию системы развития производственной инфраструктуры промышленного узла, что подтверждается следующими научными результатами, которые выносятся на защиту:
Определены понятие и сущность производственной инфраструктуры промышленного узла, ее роль в развитии промышленного узла.
Выявлены общие тенденции развития производственной инфраструктуры и установлен возможный характер их проявления на уровне промышленного узла.
Предложена система критериев для оценки вариантов развития производственной инфраструктуры промышленного узла. Уточнена классификация производственной инфраструктуры. Определен критерий эффективности потребления услуг производственной инфраструктуры, состоящий в снижении трансакционных издержек субъектов основного производства.
Предложена методика оценки производственной инфраструктуры в зависимости от изменений общих и средних трансакционных издержек, которая позволила выявить несколько вариантов, характеризующих качественные различия изменений в объемах произведенной продукции материального производства под воздействием производственной инфраструктуры.
Предложен стратегический план развития производственной инфраструктуры промышленного узла.
Практическая значимость результатов работы состоит в том, что разработанные научно-методические рекомендации по управлению формированием и развитием производственной инфраструктуры промышленного узла доведены до конкретных результатов, реализация которых позволит повысить эффективность функционирования предприятий промышленного узла, выработать стратегию их развития. Апробация результатов работы.
Основные положения и результаты диссертационного исследования, апробированы в следующих формах:
— Результаты обсуждались и были одобрены на международных научно-практических конференциях проходивших в Брянской государственной инженерно-технологической академии (Брянск, 2000;2002г.г.), Санкт-Петербургском государственном техническом университете (Санкт-Петербург, 2001;2002г.г.), Орловском техническом университете (Орел, 2001;2002 г. г.), Алтайском государственном университете (Барнаул, 2001 г.), а также региональных научно-практических конференциях и региональных информационно-аналитических журналах.
— Результаты исследования использованы в учебно-методической работе Брянской государственной инженерно-технологической академии по курсам: «Международные экономические отношения», «Региональная экономика», «Экономическая теория», «Маркетинговые исследования и анализ», «Стратегический маркетинг», «Стратегическое планирование», «Ценообразование», «Инфраструктура муниципальных образований».
— Результаты работы одобрены Комитетом по природным ресурсам Брянской области, руководством предприятий Бежицкого промышленного узла (Брянского молочного комбината, Брянского машиностроительного завода).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 16печатных работ общим объемом 3,4 пл., в том числе авторских 2,78 пл.
Структура и объем диссертации
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Основная часть содержит 171 страницу основного текста, включает 35 таблиц, 37 рисунков. Библиография включает 168 источников.
Выводы по первой главе:
1. В современных условиях производственная инфраструктура — важная характеристика степени экономической и производственной развитости общества, показатель широты и глубины использования материальных возможностей для рациональной жизнедеятельности людей. Как единый комплекс, выполняющий определенные функции в процессе общественного воспроизводства, производственная инфраструктура — комплекс вспомогательных отраслей, обслуживающих и обеспечивающих нормальную деятельность социопроизводственной системы промышленного узла. Производственная инфраструктура обеспечивает условия соединения и функционирования факторов основного производства.
2. В результате макроэкономических преобразований отечественной экономики выделились новые подотрасли производственной инфраструктуры: инжиниринговые услуги, рекламное и маркетинговое обслуживание, информационное обслуживание и т. д. При этом новые подотрасли производственной инфраструктуры имеют двойное функциональное назначение: создают общие условия для общественного производства в целом и удовлетворяют потребности населения промышленного узла, региона.
3. Многоплановый характер элементов производственной инфраструктуры предопределил ее классификацию по десяти признакам: форме собственности на средства производства, в соответствии с данным признаком выделены государственные, коллективные и индивидуальные предприятия производственной инфраструктурыспособу управления их деятельностью — рыночный, административно-командный и рыночно-административныйорганизационной специфике основного производства — внешняя, внутренняя и смешаннаяпространственной принадлежности — магистральная, районная и локальная производственные инфраструктурыэтапам возникновения — действующая, развивающаяся и регрессирующаяфактору времени — своевременная, опережающая, запаздывающаяотраслевой специфике основного производства — промышленная, сельскохозяйственная и строительнаяназначению субъектов производственной инфраструктуры по уровням потребления услуг межотраслевое, внутриотраслевое, внутрипроизводственноефункциям на различных стадиях производства — субъекты производственной инфраструктуры, обеспечивающие условия непосредственно технологического процесса, формирующие условия для производства и реализации продукции. Такая классификация производственной инфраструктуры позволяет характеризовать ее как комплексную составляющую региональной экономики, что имеет значение для регулирования процесса ее функционирования и воспроиз-Щ водства.
4. Системный анализ позволяет определить производственную инфраструктуру с точки зрения отраслевого подхода как совокупность элементов, функционального подхода (по наличию целевой функции) и структурного подхода (по наличию иерархии среди элементов).
5. Система производственной инфраструктуры всегда непосредственно связана с внешней средой хозяйствующего субъекта, на обслуживание которого направлены ее действия. Оценку эффективности развития производственной инфраструктуры промышленного узла целесообразно осуществлять, на основе системного подхода, охватывающего отношения, возникающие в процессе развития и функционирования инфраструктуры:
— конечная эффективность инфраструктуры, отражающая степень и качество удовлетворения интересов внешней среды для инфраструктурного комплекса (потребителей и услуг инфраструктуры);
— внутрикомплексная эффективность, отражающая эффективность саморазви-* * тия инфраструктурного комплекса как целостной системы;
— внутрифирменная эффективность, отражающая деятельность конкретных структурных подразделений инфраструктурного комплекса.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРОМЫШЛЕННОГО УЗЛА.
2.1 Характеристика производственной инфраструктуры.
Бежицкого промышленного узла.
Следует отметить, что единство в научном определении понятия «производственная инфраструктура» до сих пор отсутствует, а понятийно-терминологический аппарат этого явления окончательно не сформирован. Поэтому задачей данного параграфа является выделение и систематизация некоторых особенностей производственной инфраструктуры с целью последующей формулировки определения производственной инфраструктуры промышленного узла, установления ее состава, критериев оценки ее развития и эффективности.
В отечественной практике наиболее широкое распространение получили две основные концепции, определяющие состав инфраструктуры:
— ограничительная, согласно которой в состав инфраструктуры входят лишь те компоненты, которые непосредственно обеспечивают функционирование экономики и прямо влияю на эффективность ее деятельности;
— расширительная, включающая в инфраструктуру практически все отрасли производственной сферы.
Однако, в последнее время некоторыми авторами [65] отстаивается подход, согласно которому и в России при определении состава инфраструктурных отраслей следует руководствоваться общепринятыми международными стандартами. В рамках этого подхода, состав производственной инфраструктуры определяется на основании разделов международной стандартной отраслевой классификации, в которые сгруппированы отрасли, обладающие близкими наиболее типичными особенностями производственной деятельности (так, например, раздел Е данной классификации включает: электрои теплоэнергетику, газоснабжение, водоснабжение и канализацию и ряд других отраслей производственной инфраструктуры).
Сформулируем определение производственной инфраструктуры промышленного узла.
Производственную инфраструктуру промышленного узла образует совокупность производственных отраслей и объектов, составляющих основу экономической деятельности и обеспечивающих оптимальную реализацию на территории данного промышленного узла общественных и на территории данного промышленного узла общественных и государственных интересов.
Известно, что развитие мировой экономики носит циклический характер. Многими экономистами отмечается наличие тесной взаимосвязи между т.н. «длинноволновым» экономическим циклом и процессами развития отраслей производственной инфраструктуры. Эта взаимосвязь настолько отчетливо выражена, что именно прогресс в инфраструктурных отраслях на отдельных этапах определял направления и темпы развития всей мировой экономики10.
Влияние долговременных тенденций в мировой экономике особенно отчетливо проявляется в процессах обновления и развития производственной инфраструктуры. Поскольку инфраструктура является с одной стороны основой, а с другой — результатом эффективного развития современной экономики, переход от одного технологического уклада к другому означает, прежде всего, смену преобладающих технологий в ее подразделениях. Те отрасли и элементы производственной инфраструктуры, которые не отвечают требованиям доминирующей технологии, либо сворачиваются, либо претерпевают коренную перестройку. Одновременно возникают и стремительно растут новые ее направления. Смена технологических укладов, таким образом, сопровождается последовательным чередованием приоритетов развития в сфере инфраструктуры — расцветом одних ее направлений и отраслей и снижением роли или даже угасанием других. Неизбежность этого процесса объективно обусловлена рыночными механизмами, лежащими в основе циклического развития экономики, а влияние неэкономических факторов (например, целенаправленная деятельность государства) способно лишь затормозить или ускорить это развитие.
Основные особенности этапов развития производственной инфраструктуры (согласно периодизации развития экономики, предложенной С. Ю. Глазьевым [18]) приведены в таблице 3.
Так, например, влияние железнодорожного строительства на развитие других отраслей в середине — конце XIX века было столь велико, что позволило многим экономистам (Шумпетер, Виксель и др.) напрямую связать с ним стремительный рост, наблюдавшийся в мировой экономике в тот период. Когда же в конце XIX века началось сокращение масштабов строительства новых дорог, угнетающее действие этого фактора распространилось на всю экономику и стало основной причиной последовавшей затем стагнации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Во всех экономических системах проблема развития инфраструктуры относится к числу наиболее важных. Представленные в диссертации исследования являются одним из этапов поиска путей исследования организации производственной инфраструктуры промышленного узла. В современных условиях деятельность промышленного узла является одной из самых уязвимых. С одной стороны, это вызвано сложностью организационной структуры, а с другойконцентрацией конкурентов. В данном случае необходимо внедрять в практику новые способы управления, основанные на стратегическом разделении информации. Проведенные обобщения и сформированные выводы позволили выработать ряд практических предложений.
В результате исследования достигнута поставленная цель и вытекающие из нее основные задачи, направленные на выявление тенденций развития современной производственной инфраструктуры, установление их возможных проявлений на уровне промышленного узла.
Для решения этих проблем в диссертации проделано следующее:
В 1 главе проведен комплексный анализ понятия инфраструктуры. В результате рассмотрения и критического осмысления различных точек зрения автором сделана попытка обобщить накопленные предложения и сформулировать ряд основополагающих принципов формирования производственной инфраструктуры промышленного узла. Также в 1 главе исследованы предлагаемые в настоящее время основные подходы к анализу производственной инфраструктуры. В результате анализа было выявлено, что существующие методики не носят комплексного характера — отдельные методики используют отраслевой подход, другие позволяют изучать производственную инфраструктуру только со стороны эмпирического подхода. В работе на основе синтеза нескольких методик были рассмотрены проблемы функционирования производственной инфраструктуры на уровне промышленного узла.
Во 2 главе диссертации автором определен состав производственной инфраструктуры промышленного узла, проведен экономический анализ состояний предприятий Бежицкого промышленного узла, предложена методика оценки производственной инфраструктуры в зависимости от изменений общих и средних трансакционных издержек.
В 3 главе представлены методические основы инвестирования промышленного узла, проведены расчеты по предложенной методике. Разработана рекомендация по развитию инвестиционной стратегии Бежицкого промышленного узла. Согласно данной стратегии, предложено строительство на уже сформировавшейся территории Бежицкого промышленного узла, завода по переработке твердых бытовых и промышленных отходов, что позволит продолжить развитие производственной инфраструктуры Бежицкого промышленного узла.
На основании проведенных в работе исследований можно сделать следующие выводы:
1. Исследование производственной инфраструктуры на основе применения исторического системного и воспроизводственного подходов, позволило определить производственную инфраструктуру как сферу деятельности, возникающую в процессе взаимодействия субъектов основного и вспомогательного производства по поводу создания условий, во-первых, соединение факторов основного производства, во-вторых, для поддержания нормального их функционирования и, в — третьих, формирование полезности и рациональных затрат при производстве основного продукта.
2. Производственная инфраструктура подразделяется на традиционные и новые отрасли производственной инфраструктуры. В состав новых отраслей входят: инжиниринг, реклама и маркетинговые исследования, информационное обслуживание и т.т.
3. Производственная инфраструктура классифицируется по следующим признакам: форме собственности на средства производства, в соответствие с данным признаком выделены государственные, коллективные и индивидуальные предприятия производственной инфраструктурыспособу управления их деятельностью — рыночный, административно-командный и рыночно-административныйорганизационной специфике основного производства — внешняя, внутренняя и смешаннаяпространственной принадлежности — магистральная, районная и локальная производственные инфраструктурыэтапам возникновения — действующая, развивающаяся и регрессирующаяфактору времени — своевременная, опережающая, запаздывающаяотраслевой специфике основного производства — промышленная, сельскохозяйственная и строительнаяназначению субъектов производственной инфраструктуры по уровням потребления услуг — межотраслевое, внутриотраслевое, внутрипроизводственноефункциям на различных стадиях производства — субъекты производственной инфраструктуры, обеспечивающие условия непосредственно технологического процесса, формирующие условия для производства и реализации продукции. Такая классификация производственной инфраструктуры позволяет характеризовать ее как комплексную составляющую региональной экономики, что имеет значение для регулирования процесса ее функционирования и воспроизводства.
4. Определен критерий эффективности потребления услуг производственной инфраструктуры, состоящий в снижении средних трансакционных издержек субъектов основного производства. Трансакционные издержки основного производства по поводу взаимодействия с субъектами производственной инфраструктуры определены как суммарные издержки, связанные с приобретением производственных услуг сторонних организаций и содержанием собственных подразделений, способствующих продвижению товара на рынке, с заключением контрактов и защитой своих прав при покупке производственных услуг.
5. Предложена методика оценки произведенной продукции в материальном секторе экономики в зависимости от изменения общих и средних трансакционных издержек, позволила выявить варианты, характеризующие качественно различные области изменений в объемах произведенной продукции. На основании данной методики было определено, что в условиях промышленного спада производственная инфраструктура Бежицкого промышленного узла не способствует стабилизации и дальнейшему росту основного производства.
6. В условиях уже сформировавшей производственной инфраструктуры Бежицкого промышленного узла, одним из вариантов дальнейшего развития и совершенствования производственной инфраструктуры промышленного узла является строительство завода по переработке твердых бытовых и промышленных отходов.
Список литературы
- Авдеенко В.Н., Котлов В. А. Производственный потенциал промышленного предприятия. — М.: Экономика, 1989. — 240 с.
- Авилова В. Холдинги как реальность нашей экономики// Российский экономический журнал. — 1994. — № 2. — С.24−30
- Агапова Т.Н. Методы статистического изучения структуры сложных систем и ее измерения. — М.: Финансы и статистика, 1996. — 198 с.
- Акопопов И.А., Анашин Ю. А., Павлов И. А., Малинин B.J1. О реструктуризации управления на российских предприятиях в современных условиях// Менеджмент в России и за рубежом. — 1998. — № 1 — С.25−30.
- Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. — Новосибирск: ТОО «ЮКЭА», НПК «Модус», 1996. — 416 с.
- Барр Р. Политическая экономия: в 2-х тт. — Т.2: Пер. с фр. — М.:
- Международные отношения, 1995. — 752 с.
- Белоусова И.И., Васильева Е. М. Методы оценки уровня обеспеченности производственной инфраструктурой народного хозяйства// Проблемы развития производственной инфраструктуры: Тез. докл. первого Всесоюзного семинара.1. М.: 1981. — С.49−50.
- Беркович Л.А. Холдинговая приватизация: плюсы и минусы // ЭКО. — 1992.—№ 9—С.77−87.
- Ю.Бобылев С. И. Экологические аспекты развития инфраструктуры// Проблемы развития производственной инфраструктуры: Тез. докл. первого Всесоюзного семинара. — М.: 1981. —С.81−83.
- Бункина М.К., Семенова В. А. «Макроэкономика (основы экономической политики)». — М.: АО «ДИС», 1996. — 320 с.
- В Волгограде изобрели приворотное зелье для инвесторов // Деловое Поволжье. —1998. — № 3. — С. 1
- Васина В.А. Исследование взаимосвязей региональной производственной инфраструктуры// Проблемы функционирования и развития инфраструктуры народного хозяйства. — М.:ВНИИСИ, 1986. — 137 с.
- Волощук Г. А. Инфраструктура торговли. — Киев: Выща шк., 1989.—222с.
- Громов Г. В. Очерки информационной технологии. М., 1992.
- Господин Великий Новгород// Автомобильный транспорт. — 1998. — № 7.1. С. 29−35
- Глазьев С. Центральный банк против промышленности России // Вопросы экономики. — 1998. — № 1. —С.16−32
- Грушенко В.Л., Фомченкова Л. В. Кризисное состояние предприятия:21.поиск причин и способов его преодоления// Менеджмент в России и за рубежом.— 1998.—№ 1—С.31−38.
- Джаббаров Р.Т. Моделирование развития производственной инфраструктуры региона// Проблемы функционирования и развития инфраструктуры | народного хозяйства. — М.:ВНИИСИ, 1983. — 124 с.
- Джаббаров Р.Т. О некоторых особенностях производственной инфраструктуры региона и принципах ее планирования и моделирования// Проблемы I функционирования и развития инфраструктуры народного хозяйства. — М.:ВНИИСИ, 1982. — 141 с.
- Дубова М.Д. Экономика региона: (учебное пособие). В АТС. — Волгоград: ИПК «Царицын». 1997. — 224 с.
- Загорулько М.М. и др. Основы экономической теории и практики:Учебно-методическое пособие. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1994. — 342 с.
- Игнатьев А.М., Игнатьев С. И., Крутик А. Б. Госпредприятие:регулирование деятельности и инфраструктура/Под науч. ред. проф. Крутика А. Б. — СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1995. — 161с.
- Иншаков О.В. Механизм социально-рыночной трансформации и устойчивого развития АПК России. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1995. — 450 с.
- Капелюшников Р. Категория трансакционных издержек// Сб. науч. тр. Как это делается: финансовые, социальные и информационные технологии. — 1994. — Вып.З.
- Кокорев В. Институциональные преобразования в современной России: ЗО. анализ динамики трансакционных издержек // Вопросы экономики. — 1996.—№ 12.—С.61−72
- Киперман Г. Я., Сурганов Б. С. Популярный экономический словарь. — М.: Экономика, 1993. — 252 с.
- Кириллова О.Ю. Эффективность фирмы и ее инфраструктуры// Управление персоналом. — 1997. — № 4. — С.30−36
- Косенков Р.А. Диагностика качества экономического роста и развития предприятий.: Учебное пособие. — Волгоград: Издательство ВолгПИ, 1988.— 112с.
- Котилко В.В. Современное состояние и проблемы комплексного территориального планирования производственной инфраструктуры// Проблемы развития производственной инфраструктуры: Тез. докл. первого Всесоюзного семинара.—М.: 1981. —С.214−217.
- Коуз Р. Фирма, рынок и право. — Пер. с англ. — М.: «Дело ЛТД» при участии изд-ва «Catallaxy», 1993, — 192 с.
- Крылова И. Формирование инфраструктуры приватизации// Вопросы экономики. — 1993. — № 4. — С.87−92
- Лившиц В.Н., Тараканова И. А. Системный анализ эффективности капитальных вложений в развитие и функционирование производственной инфраструктуры// Сб.: Эффективность развития инфраструктуры народного хозяйства. М., 1990
- Ломовцева О.А. Планирование и прогнозирование региональной социо-природохозяйственной системы. — Волгоград: Волгоградский государственный университет, 1998. — 342 с.
- Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. — Спб.: ГМП «Формика», 1992—383с.
- Малахов С. Некоторые аспекты теории несовершенного конкурентного равновесия (двухфакторная модель трансакционных издержек)// Вопросы экономики.— 1996.—№ 10.—С.89−102
- Малахов С. Трансакционные издержки в российской экономике// Вопросы экономики. — 1997. — № 7. — С.77−86
- Малое предпринимательство // Экономика и жизнь. — 1997. — № 40. — С.4 45. Малый бизнес: между Сциллой налогов и Харибдой бюрократии // Экономика и жизнь. — 1998. —№ 7. —C.I
- Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. T.I. Процесс производства капитала. — М.: Политиздат, 1983. — 905 с.
- Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.2. Процесс обращения капитала. — М.: Политиздат, 1984. — 650 с. 48. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т.26,4.1, С. 413.
- Маршалл А. Принципы экономической науки., т.1. Пер. с англ. — М.:Прогресс, 1993 — 357 с.
- Маршалл А. Принципы экономической науки., т.2. Пер. с англ. — М. -.Прогресс, 1993—310с.
- Маршалова А. С. Новоселов А.С. Основы теории регионального воспроизводства: Курс лекций/ НГАЭиУ. — М.: ОАО Издательство «Экономика», 1998.192 с.
- Масличенко Ю. Перспективы неформального партнерства, или оценка эффективности вхождения в состав холдинга // Экономика и жизнь.— 1995.— № 35.— С. 7.50. Медведев В. А. Общественное воспроизводство и сфера услуг.
- М.:Экономика, 1968. — 206 с.
- Мильчакова И. К проблеме холдингового контроля над промышленным капиталом // Российский экономический журнал.- 1997.— № 2.— 19−26 с.
- Милюков А. Десятки маленьких монополистов// Деловое Поволжье. — № 7.—1997.—С.4
- Милюков А. Утром деньги — вечером телефон. Так будет?// Деловое Поволжье. — 1997. — JSfe6. — С.4
- Михайлов Д. Финансово-промышленные группы: специфика России // Мировая экономика и международные отношения.- 1997.—№ 4.— 120−130 с.
- Моргунов В. Новое в порядке определения амортизационных отчислений// Экономика и жизнь. Бухгалтерское приложение. — 1998. — № 4. — С.458."На гребнях рыночных волн"// Экономика и жизнь. — 1998. — № 6. — С.2
- На пороге сотового бума//Профиль. — 1998. — № 1. — С.41
- Настольная книга работника местного самоуправления. — Волгоград:61.В АГС, 1997.—250с.
- Никеле У., Макхью Д., Макхью С. Постижение бизнеса: пер. с англ. — Тольятти: «Издательский дом ДОВГАНЬ», 1996. — 928 с.
- Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Мировые цены: особенности формирования// Мировая экономика и международные отношения. — 1997.—№ 3—С. 5−18
- Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики/ Пер. с англ. Нестеренко А. Н. — М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. — 180 с.
- Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики — 1997. — № 3. с. 6−17
- Носова С.С. Инфраструктура в системе общественного производства. — М.: Наука, 1982.—81 с.
- Программа государственной поддержки и развития предпринимательства в Брянской области на 1998−2000 годы от 23.12.97 г. № 721.7573. Развитие форм обобществления сельскохозяйственного производства. М.: Экономика, 1977. — 170 с.
- Региональное развитие и географическая среда. М.: Изд. АН СССР, 1971.243 с.
- Регионоведение: Учебник для вузов/ Т. Г. Морозова, М. П. Победина, С. С. Шишов, Р.А. Исляев- Под ред. проф. Т. Г. Морозовой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. —424 с.
- Регионы России: Информ.-стат. сб. В 2 т. Т. Г /Госкомстат России. — М., 1997.—666с.
- Регионы России: Информ.-стат. сб. В 2 т. Т.2 /Госкомстат России. — М., 1997.—648с.
- Русскова Е.Г. Становление рыночной инфраструктуры: методологический аспект// Вестник Волгоградского университета. Серия 3. Экономика. Право. Часть 1. Экономика. Волгоград.: Издательство Волгоградского государственного университета, 1997. — С. 18−24
- Реут А. Волгоградские акции прирастали энергией, связью и нефтью //Деловое Поволжье. —1998. — № 33 — С. 10
- Садовский В.И. Основания общей теории систем: Логико-методолигический анализ. М.: Наука, 1974— 276 с.
- Самостоятельность и управление производственным профилем предприятия/ А. П. Градов, А. П. Вещунов, И. Л. Вещунова и др.- Рук. авт. колл. А. П. Градов. — М.: Экономика, 1990. — 237 с.
- Самуэльсон П. Экономика. — Т.2 — М.: МПО «Алгон», 1992. — 415 с. 87. Селезнев А. Инфраструктура рынка и конкурентоспособность России (методологические вопросы анализа и интегральной оценки)// Экономист. — 1996. —№ 2. —С. 9−18
- Селезнев А. Становление рынка и его инфраструктуры// Экономист. — 1993.—№ 9.—С.72−77
- Серков А.Ф. Формирование рыночных отношений в агропромышленном комплексе России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 1994. — № 6. — С. 2−9
- Серова Е.В. Некоторые методические вопросы планирования региональной инфраструктуры// Проблемы развития производственной инфраструктуры: Тез. докл. первого Всесоюзного семинара. — М.: 1981. —С.211−214.
- Сидорович А.В. О содержании и месте производственной инфраструктуры в общественном воспроизводстве// Проблемы развития производственной инфраструктуры: Тез. докл. первого Всесоюзного семинара.—М.: 1981.—С.6−8.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Кн. 1 — 3. М.:Наука, 1992. T.I. С. 132.
- Соловьев Н.С. К вопросу об обеспечении народного хозяйства производственной инфраструктуры и определении перспектив ее развития// Проблемы развития производственной инфраструктуры: Тез. докл. первого Всесоюзного семинара. — М.: 1981. —С. 9−11.
- Справочник директора предприятия / Под ред. М. Г. Лапусты. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1998. — 784 с.
- Статистический бюллетень. Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятий и организаций области за январь -июнь 2001 года// Госкомстат РФ. Брянский областной комитет государственной статистики, 16 с.
- Статистический бюллетень. Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятий и организаций области за 2001 год// Госкомстат РФ. Брянский областной комитет государственной статистики, 29с.
- Статистический бюллетень. Инвестиционная деятельность в отраслях экономики за 2001 год// Госкомстат РФ. Брянский областной комитет государственной статистики, 62 с.
- Статистический сборник, область в цифрах в 2001 году// Госкомстат РФ. Брянский областной комитете государственной статистики, 135с.
- Статистический сборник. Внешнеэкономическая деятельность в сфере услуг за январь-сентябрь 2001 года// Госкомстат РФ. Брянский областной комитете государственной статистики, 22 с.
- Статистический сборник. Себестоимость и рентабельность промышленной продукции в 1991 — 2001 годах// Госкомстат РФ. Брянский областной комитете государственной статистики
- Статистический сборник. Совместные предприятия Брянской области за 2001 год// Госкомстат России. Брянский областной комитет государственной статистики, 39 с.
- Статистический сборник. Социально-экономическое положение Брянской области (январь-декабрь 2001 года) // Госкомстат РФ. Брянский областной комитете государственной статистики, 35 с.
- Статистический сборник. Социально-экономическое положение России // Госкомстат РФ. Москва, 2001
- Сухова Л.Ф. Совершенствование управления и хозяйственного механизма в отраслях производственной инфраструктуры// Проблемы развития производственной инфраструктуры: Тез. докл. первого Всесоюзного семинара. — М.: 1981. —С. 50−53.
- Таранчев В. Саморегулируемые организации: принципы и практика их воплощения// Рынок ценных бумаг. — 1996. — № 15. — С. 55−58
- Тенденции экономического развития России // ЭКО — 1996. — № 5 — С.47−73
- Терентьев В.Г. Предпосылки развития производственной инфраструктуры в условиях интенсификации// Проблемы развития производственной инфраструктуры: Тез. докл. первого Всесоюзного семинара. — М.: 1981.—C.I 1−14.
- Территориальные системы производства, расселения, инфраструктуры ! Урала. Вып.2. Пермский ун-т, 1976, C. ISO
- Тимофеева Г. В. Роль кооперации в формировании производственной инфраструктуры АПК рыночного типа: Дис. канд. экон. наук. — Волгоград, 1993. —168 с.
- Титов А.Б., Горенбургов М. А., Ивчук Е. В., Крутик А. Б. Малый бизнес и инфраструктура: Уч. пособие/Под науч. ред. Крутика А. Б. — СПб.:Изд-во СПбУЭФ, 1995. — 161 с.
- Учебник по основам экономической теории (экономика)/ Камаев В. Д. и др. — М.: «ВЛАДОС», 1997 — 384 с.
- Фадеев Г. Железнодорожный транспорт России: состояние, проблемы, возможности//Экономист. — 1995. —№ 12. —С.3−11
- Финансы российских регионов// Еженедельный обзор средств массовой информации для первых лиц. — 1997. — Вып.2. — С. 12−21
- Фрейнкман Л. Финансовый капитал и формирование новой промышленной структуры вРоссии // ЭКО — 1994. — № 10 — С. З-13
- Холдинги. Сборник нормативных актов с комментариями и схемами.— М.: ЮРист, 1994.—256с.
- Чернявский И.Ф. Инфраструктура сельскохозяйственного производст-ва:(Вопросы, теории и практики). — М.: Экономика, 1979. — 232 с.
- Шабунина И.В. и др. Теория и практика региональной экономики:Учебное j пособие/И.М. Шабунина, О. А. Ломовцева, М. Ю. Трубин. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1996. — 184 с.
- Шаститко А. Трансакционные издержки (содержание, оценка и взаимосвязь с проблемами трансформации) // Вопросы экономики — 1997.—№ 7—С. 65−76
- Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков: Пер. с англ. — М.:ИНФРА-М, 1997.—698с.
- Шульцева В. Телекоммуникации мира и России // Мировая экономика и международные отношения. — 1996. — № 11. — С. 118−126 131. Шумаев В. Инфраструктура товарных рынков// Экономист. — 1997. — № 10.—С. 43−47
- Экономика переходного периода: Учеб. пособие/ Под ред. Радаева В. В., Бузгалина А. В. — М.: Издательство МГУ, 1995. — 410 с.
- Adams, С. 1994 Spatial Variation in Canada’s Socio-Economic Weil-Being: Analyzing 1991 Census Data to Determine Trends in Regionalism and Provincialism in Canada. Geography Department thesis, Wilfrid Laurier University.
- Berglund S., Hallin В., Lindstrom U., Ricknell L. «Alternative methods of re-gionalization». Umea, 1979
- Berry B. Growth Centers in American Urban Systems. Vol 1. Cabridge, 1973
- Bigelow B. Rootstand regions: A summary definition of metropolitan America. New York, 1977
- Boots, B.N. and A. Hecht, 1889, «Spatial perspectives on Canadian Provincialism and Regionalism», Canadian Journal of Regional Science, Vol. 12, No. 2, 187 204.
- Bouge D., Beale C. Economic Eras of the United States. Glencoe, 1961
- Boyer R., Savageau D. «Places rated almanac. Your guide to finding best places to live in America». N.Y., 1989
- Caldwell J.C. Noward a restament of demographic transition theory, Population and development review, 1976, v. 2, N3−4.
- Campbell, R. 1985 Towards the Measurement of Regional Inequities Through Patterns of Ideally Generated Socio-Economic Indicators. Geography Department thesis, Wilfrid Laurier University.
- Chapman, K. 1995 Canadian Regionalism and Provincialism: An Evaluation of the Socio-Economic Weil-Being of Canada., Geography Department thesis, Wilfrid Laurier University.
- Christaller, W. 1933. Central places in southern Germany, (C.W. Baskin, 1966, trans.) Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall.
- Coale A.J. The demographic transition. In: International Population Conference, v. l, Liege, 1973.
- DeBardeleben J. «Public attitudes toward regional governance in five regions of the Russian Federation»
- Dogan M. «Parties and strata in France and Italy». Glencoe, 1967
- Editorial essay: Political geography research agendas for the nineteen eighties. Political Geography Quaterly, Vol.1, № 1, 1982
- Friedmann, J. 1966, Regional Development Policies: A Case Study of Venezuela, MA: The MIT Press.
- Galkin A., Kazakov А. «А typology of Russia’s regions and the case study approach». Ch.2,1998
- Gastil R. «The cultural geography of the United States of America». Seattle, 1975
- Hecht, A. and E. Giese, 1983,"Regional Variation of Development in the Soviet Union", in A. Hecht (ed.) Regional Development in the Peripheries of Canada and Europe. Winnipeg: Manitoba Geographical Studies, Vol. 8,205−244.
- Hecht, A., 1988, «The Socio-Economic Core-Periphery Structures in Canada: A Present Analysis», Zeitschrift der Gesellschaft fur Kanada-Studien, Vol. 13,23−51.
- Heidenreich M. «The Changing System of European Cities and Regions». (http://www.f0rtunecity.c0m/vict0rian/h0rnt0n/l 17/regionew.htm)
- Hirschman, 1958, The strategy of economic Development. New Haven, Conn: Yale University Press.157.1nnis H. A., 1930, The Fur trade in Canada: An introduction to Canadian Economic History. New Haven: Yale University Press.
- Innis, H. A, 1923, The History of the Canadian Pacific Railroad. London: P. S. King.
- Johnston R.J. «Political, Electoral and Spatial Systems». Oxford, 1979
- Lander, J. В. and A. Hecht, 1980, Regional Development in Ontario Federal and Provincial Involvement. Heft, 81, Marburger Geographische Schriften, Marburg: Geographisches Institute der Universitat Marburg, 169 pp.
- Landry A. La Revolution demographique, P., 1934.
- Les regions de la Russie: guide et classement des opportunites. Paris, Centre Francais du Commerce Exterieur, 1995
- Liu Ben-Chieh «Quality of life indicators in US metropolitan areas. 1970: a comprehensive assessment». Washington, 1975
- McCarty H. «The geographic basis of american economican life». New-York, 1940
- Morgan M. «Values in Political Geography. Processes in Physical and Human Geography». London, 1975
- Myrdal, G. 1957, Rich Lands and Poor. New York: Harper and Row.
- Nagaev S., Woergoetter A. Regional Risk Rating in Russia. Vienna, Bank Austria, 1995
- Notestein F.W. Population: the long view. In: Food for the world. Chi., 19 451 995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
- Бежицкий ПУ 5,5 5,7 4,8 3,9 4,2 4,5 4,75
- Калужский ПУ 9,4 9,21 8,5 6,5 5,5 3,8 3,5
- Орловский ПУ 4,9 4,7 4,1 3,4 2,5 1,5 1,3
- Смоленский ПУ 13,4 13,4 10,3 9,3 7,5 7,2 7,1 997 г.1998г.1999г.2000г.2001г.1. Бежицкий5,55,74,83,94,24,51 995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г, 1999 г. 2000 г. 2001 г.
- Бежицкий ПУ 24,5 43,6 42,1 37,8 40,4 40,8 41,2
- Калужский ПУ 58,8 70,5 68,3 81,2 50,8 47,6 32,5
- Орловский ПУ 59,7 77,3 73 61,1 55 66,6 67,8
- Смоленский ПУ 105,1 126,5 122,4 83,0 66,6 41,6 26,84,758,56,55,53,83,54,13,42,51,51,31. Смоленский ПУ13,413,410,39,37,57,27,0 км террито. рии)* 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
- Бежицкий ПУ 150 153 153 153 153 153 154
- Калужский ПУ 290 290 289 287 287 287 286
- Орловский ПУ 240 240 239 240 240 240 239
- Смоленский ПУ 253 253 252 253 253 253 253млн.тн)11997г.1998г.1999г.2000г.2001г.42,137,840,440,81. ПУ41,21. Калужский ПУ58,870,568,381,250,847,632,51. Орловский ПУ59,777,37 361,15566,667,81. Смоленский ПУ105,1126,5122,483,066,641,626,8
- Составлено по данным Госкомстата85.