Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие экономической основы местного самоуправления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современную российскую практику управления процессами развития местного самоуправления, его экономической основы отличают следующие позитивные моменты: разработка стратегий и среднесрочных программ развития муниципальных образований, позволяющих определить стратегические векторы развития их социально-экономической системывнедрение системы бюджетирования, позволяющей перейти от управления… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
    • 1. 1. Особенности формирования структуры экономической основы местного самоуправления
    • 1. 2. Ключевые проблемы и векторы развития экономической основы местного самоуправления в условиях его реформирования
  • Глава 2. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ
    • 2. 1. Опыт муниципальных образований России по развитию экономической основы местного самоуправления
    • 2. 2. Общее и особенное в зарубежной практике формирования и развития экономической основы местных органов власти
  • Глава 3. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 3. 1. Современное состояние и динамика изменений в экономической основе местного самоуправления
    • 3. 2. Совершенствование форм и методов управления процессами развития экономической основы местного самоуправления

Развитие экономической основы местного самоуправления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях возрастающее значение приобретает выбор наиболее эффективных для нашей страны форм самоорганизации и самоуправления населения на местах. От этого во многом зависит настоящее и будущее страны, так как именно в недрах местного самоуправления, непосредственно опирающегося на инициативу и активность граждан в решении актуальных для конкретной территории социально-экономических, политических, демографических, экологических проблем, кроется потенциал, способный обеспечить устранение многих кризисных явлений в жизни российского общества, придать ему дополнительные стимулы для развития.

В свою очередь само местное самоуправление может стать по настоящему действенным инструментом разрешения местных проблем только в том случае, если имеет прочную экономическую основу. Она служит материальным обеспечением всех реализуемых на муниципальном уровне проектов, является по своей сути тем первичным звеном в системе взаимосвязанных условий и средств улучшения качества жизни населения местных сообществ, источником развития и повышения эффективности самой муниципальной экономики.

Именно поэтому проблема развития экономической основы местного самоуправления со всей очевидностью превращается в первоочередную. Актуальность ее решения обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, существующая в России экономическая основа местного самоуправления заметно ограничивает возможности реализации закрепленных за ним полномочий. О ее неразвитости свидетельствует ограниченность налоговой базы, преимущественно затратный характер объектов муниципальной собственности, преобладание регулирующих доходных источников в структуре местных бюджетов.

Подавляющее большинство муниципальных образований России не располагает достаточной экономической базой для формирования самодостаточных бюджетов и, как следствие, органы местного самоуправления не в состоянии полномасштабно выполнять свои функциональные задачи в жилищно-коммунальном хозяйстве, образовании, здравоохранении и т. д.

Во-вторых, осуществляемые ныне процессы реформирования местного самоуправления, разграничения прав собственности, построения новой системы бюджетного федерализма, в том числе формирования межбюджетных отношений в системе «органы государственной власти — органы местного самоуправления», существенно корректируют объем и структуру экономических ресурсов, которыми распоряжаются местные органы власти.

В-третьих, несмотря на принимаемые меры разрыв в уровнях социально-экономического развития муниципальных образований, функционирующих даже в рамках одного субъекта РФ остается значительным, а зачастую и возрастает. В этих условиях актуализируется потребность в продуктивной финансовой поддержке государством местных сообществ.

В-четвертых, Россия приступила к масштабной реформе местного самоуправления, реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Оценка происходящих при этом изменениях в экономической основе местного самоуправления становится необходимым условием эффективного управления процессами ее развития.

Диссертационное исследование проведено в рамках основного научного направления Воронежского государственного университета «Научные основы социально-экономической политики и практики хозяйствования» .

Степень разработанности проблемы. Вопросам материально-финансового обеспечения деятельности. местных органов власти уже давно отводится серьезное внимание в экономической науке. К основоположникам теоретического анализа проблем муниципальной экономики и местных финансов можно отнести таких выдающихся ученых первой половины XX века, как Л. Велихов, П. Гензель, Р. Кауфман, М. Курчинский, П. Сытин, В. Твер-дохлебов и др.

В более поздний период (70−80-е годы XX в.) данное направление научных исследований в качестве одного из аспектов проблемы управления городами получило развитие в работах А. Аганбегяна, Н. Аитова, Е. Хорева и др. Функционировавшая в тот период социалистическая система хозяйствования, предопределила основную направленность работ — обоснование преимуществ планово-централизованного обеспечения территориальных сообществ необходимыми материально-финансовыми ресурсами.

С началом рыночных преобразований положение органов местной власти в системе экономических отношений кардинально изменилось, что обусловило необходимость критического переосмысления традиционных теоретических положений и вызвало потребность в осуществлении новых исследований в сфере муниципальной экоомики.

Проблемы формирования и рационального использования муниципальной собственности и местных финансов в новых институциональных условиях нашли отражение в работах Г. Алимурзаева, О. Богачевой, С. Зин-ченко, Т. Игнатовой, А. Игу дина, И. Карнилина, В. Кирпичникова, Н. Львова, И. Склярова, В. Фадеева, И. Харченко и др.

Процессы перераспределения тяжести государственных расходов по местному самоуправлению между уровнями власти, формирования доходов местных бюджетов в объеме, необходимом для финансирования их деятельности, вызвали большой интерес ученых и практиков: Ю. Агибалова, А. Алексеенко, Г. Алимурзаева, А. Бабича, А. Багрова, В. Болотина, Н. Большакова, Е. Борескова, Д. Бутакова, В. Глазьева, В. Горегляд, И. Горского, Л. Игонину, А. Игудина, А. Колесова, А. Лаврова, В. Лексина, С. Мирошникова, В. Мокрого, И. Подпориной, Б. Преображенского, Л. Прониной, И. Рисина, Л. Рокецкого, Ю. Трещевского, В. Христенко, Д. Черника, А. Швецова, А. Широкова, С. Юрковой, М. Яндиева и др.

Несмотря на повышенный интерес ученых к названной предметной области, многие принципиальные вопросы пока только обозначены, но не решены, в том числе, связанные с разработкой и апробацией новых инструментов эффективного использования муниципальной собственности, форм взаимодействия государственных и муниципальных органов в деятельности, обеспечивающей развитие экономической основы местного самоуправления.

Актуальность названных проблем, возрастающая потребность их практического решения определили выбор темы, объекта и предмета исследования, обусловили постановку цели и задач диссертационной работы.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических положений, раскрывающих особенности и направления развития экономической основы местного самоуправления в условиях его реформирования, научно-практических мер по совершенствованию управления этим процессом.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

— установить особенности формирования и основные векторы развития экономической основы местного самоуправления в современных условиях;

— обобщить опыт субъектов Российской Федерации по формированию и развитию экономической основы местного самоуправления;

— выявить продуктивные компоненты зарубежного опыта развития экономической базы местных органов власти, пригодные для использования в современной российской практике;

— оценить современное состояние и динамику изменений в экономической основе местного самоуправления в Воронежской области;

— разработать экономико-организационные меры, обеспечивающие развитие экономической основы местного самоуправления.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в обосновании научного предположения, что развитие экономической основы местного самоуправления сопряжено с совершенствованием имущественных и межбюджетных отношений, управления муниципальной собственностью.

Область исследования включает: 5.16 — Управление экономикой регионов на национальном, региональном и муниципальном уровнях, функции и механизм управления- 5.17 — Экономические проблемы местного самоуправления.

Объект исследования — муниципальные образования и органы местного самоуправления.

Предмет исследования — отношения, процессы и инструменты муниципального управления, обеспечивающие развитие экономической базы местного самоуправления в субъектах Российской Федерации.

Теоретической и методологической базой исследования послужили положения, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых по проблемам формирования и развития экономической основы местного самоуправления, совершенствования механизмов управления местным хозяйством, муниципальной собственностью, доходами муниципальных образований.

Методологическую основу исследования образуют общенаучные методы познания, в первую очередь, диалектический и историко-логический, а также методы системного, компаративного, структурно-функционального, экономико-статистического анализа.

Важную роль в исследовании сыграла реализация принципа единства экономической теории, политики и практики.

Информационную базу исследования составили программные и прогнозные разработки органов государственной власти Российской Федерации, федеральные директивные и нормативные документы, законодательные (правовые) акты федерального, регионального и местного уровня, данные муниципальной статистики, текущая отчетность органов местного самоуправления городов и районов Воронежской области, фондовые материалы администрации Воронежской области, определяющие направления современной практики формирования и развития экономической основы местного самоуправления, материалы, полученные автором в региональных и местных органах власти, ресурсы сети Интернет.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

— выявлены особенности формирования и векторы развития экономической основы местного самоуправления, учитывающие изменения в институциональных условиях, механизмах формирования и использования ресурсной базы местных сообществ;

— обобщен и систематизирован опыт муниципальных образований разных субъектов РФ по развитию экономической основы местного самоуправления, отличающихся применением инновационных подходов, разнообразием применяемого инструментария;

— осуществлена селекция продуктивных компонентов зарубежного опыта развития экономической базы местных органов власти, пригодных для использования в современной российской практике;

— установлены основные тенденции изменений в экономической основе муниципальных образований Воронежской области и факторы их детерминирующие;

— обоснованы научно-практические меры, обеспечивающие совершенствование управления муниципальной собственностью, межбюджетных отношений в системе «регион — муниципальное образование», повышение эффективности государственной поддержки развития экономической основы местного самоуправления.

Теоретическая значимость исследования состоит в развитии концептуальных основ управления процессами формирования и использования экономической основы местного самоуправления, что позволяет углубить теоретические представления о направлениях и экономико-организационном обеспечении ее развития.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе выводы и рекомендации, адресованные органам государственной власти и местного самоуправления, могут быть использованы при разработке социально-экономической политики муниципальных образований, целевых программ развития местного самоуправления.

Отдельные положения работы, раскрывающие содержание процессов реформирования и развития экономической основы местного самоуправления применимы в преподавании и изучении курсов «Региональная экономика и управление», «Система государственного и муниципального управления», а также в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были доложены и обсуждались на международных научно-практических конференциях: «Механизмы развития социально-экономических систем региона» (Воронеж 2003 г.), «Управление изменениями в социально-экономических системах» (Воронеж, 2003 г.), «Компаративный анализ отечественного и зарубежного опыта стратегического планирования развития регионов» (Воронеж, 2004 г.), «Управление изменениями в социально-экономических системах» (Воронеж, 2004 г.), «Актуальные проблемы развития территорий и систем регионального и муниципального управления» (Воронеж, 2004 г.), Актуальные проблемы развития территорий и систем регионального и муниципального управления" (Воронеж, 2006 г.).

Результаты исследования, связанные с обоснованием направлений и экономико-организационного обеспечения развития экономической основы местного самоуправления приняты к использованию администрацией Воронежской области (подтверждено документом).

Обоснованные автором положения, раскрывающие особенности формирования и развития экономической основы местного самоуправления в условиях его реформы внедрены в учебный процесс экономического факультета Воронежского государственного университета (подтверждено документом). По теме диссертации опубликовано 12 работ общим объемом 3,45 п.л.

Структура и объем диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, трех приложений, списка использованных источников, насчитывающего 214 наименований. Работа изложена на 202 страницах, содержит 15 таблиц, 10 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. К особенностям формирования экономической основы местного самоуправления следует отнести: превращение земли в значимый объект отношений муниципальной собственности, неотъемлемый элемент экономической основы местного самоуправлениясужение налоговой базы, являющейся источником собственных доходов местных бюджетовустойчиво воспроизводимый дисбаланс между расходными обязательствами органов муниципального управления и доходными возможностями местных бюджетовсохранение значительного разрыва в обеспеченности собственными доходами муниципальных образований разных видов.

2. Развитие экономической основы местного самоуправления в условиях его реформирования должно осуществляться по следующим основным направлениям: повышение роли неналоговых источников в формировании доходов местных бюджетовсоздание муниципальных предприятий в наиболее конкурентоспособных и прибыльных отраслях муниципальной экономикиэкономико-организационные преобразования в управлении муниципальными предприятиями, связанные с их передачей в концессию, трастовое управление частным лицам, реинжинирингом бизнес процессовучастие муниципалитетов в качестве соучредителя при создании предприятий с долевой собственностьюпродажа убыточных объектов муниципальной собственности, способных эффективно действовать в частном секторестимулирование предпринимательской активности на территории муниципальных образований.

3. Современную российскую практику управления процессами развития местного самоуправления, его экономической основы отличают следующие позитивные моменты: разработка стратегий и среднесрочных программ развития муниципальных образований, позволяющих определить стратегические векторы развития их социально-экономической системывнедрение системы бюджетирования, позволяющей перейти от управления затратами к управлению результатамивнедрение экономико-математических методов и современных информационных технологий в процессы анализа и прогнозирования показателей наличия и использования финансовых ресурсов местного самоуправленияформирование партнерства государства, местного самоуправления и бизнеса в деятельности, связанной с развитием муниципальной экономики.

4. К продуктивным компонентам современного зарубежного опыта управления развитием экономической базы местных сообществ, пригодным для использования в российской практике, следует отнести: применение развитой практики кооперации муниципалитетовукрупнение муниципалитетовзакрепление за органами местного самоуправления законодательно установленных бюджетных обязательств на базе государственных нормативных правовых актовувеличение доли собственных (прямых) источников налогообложения в бюджетах органов местного самоуправленияосуществление государством финансовой помощи на базе территориальных программ экономического и социального развития.

5. К основным тенденциям изменений в экономической основе местного самоуправления Воронежской области относятся: рост налоговых поступлений в местные бюджеты при одновременном снижении доли местных налогов в консолидированном бюджете субъекта РФподдержание устойчивой зависимости основного объема ресурсов местных бюджетов от государственной финансовой поддержкисохранение высокого уровня дифференциации муниципальных образований по собственным доходам районных бюджетов на душу населенияопережающий рост неналоговых доходов по сравнению с налоговымиопережающий рост доходов, полученных от продажи муниципального имущества по сравнению с доходами, полученными от его аренды.

6. К основным мерам, способным обеспечить совершенствование управления процессами развития экономической основы местного самоуправления, относятся: внедрение концессионных и трастовых соглашений в практику муниципального управленияформирование региональных фондов муниципального развитияотбор реципиентов этого фонда по специальной методике, оценивающей уровень комплексного социально-экономического развития муниципальных образований разных видовсоздание единой региональной информационной системы с внедрением паспортизации муниципальных образований всех видов, позволяющей повысить эффективность планирования, координации, мониторинга и контроля деятельности государственных и местных органов по достижению приоритетных целей социально-экономического развития муниципальных образований.

7. В целях дальнейшего совершенствования экономической основы местного самоуправления должны быть востребованы и активно проводиться мероприятия по рационализации территориальной организации муниципальных образований на основе принципов и факторов экономического райниро-вания с использованием возможностей объединения экономического потенциала сопредельных муниципалитетов и создания условий для последующего их укрупнения. Основой для реализации такой модели являются положения Ф3−131 о возможности передачи полномочий с одного уровня местного самоуправления на другой, а также создание ассоциаций муниципальных образований для решения общих экономических задач, которые могут рассматриваться в качестве этапа для последующего объединения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Политики межбюджетных отношений как инструмент экономического развития федерализма/ И.В.Абросимова// Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2001. № 4.-С.35−37.
  2. Авеков В. В, Баранова Т. В., Райзберг Б. А. Аренда объектов государственной и муниципальной собственности. М. — 2001. — 164с.
  3. Т.Т. Социально-экономическое развитие местного сообщества: теоретико-методологические основы / Т. Т. Авдеева // Автореф. дисс.. докт. экон. наук. Краснодар. — 2001. — С. 25.
  4. Ю.В. Основные цели совершенствования государственной политики в области местного самоуправления. Становление гражданского общества: Личность, самоуправление, власть: монография Воронеж. — 2002. -С.116−124.
  5. Ю.В., Подолина О. В. Организационно правовые проблемы оптимизации органов местного самоуправления // Региональный научный вестник. выпуск 2., — 2000. — С.66−71.
  6. Ю.В. Проблемы развития местного самоуправления в Воронежской области / Ю. В. Агибалов, Л. В. Чернышова // Становление гражданского общества: Личность, самоуправление, власть: монография — Воронеж. 2002. — С.133−141.
  7. Ю.В. Финансово-экономическое основы местного самоуправления и основные направления их совершенствования / Ю.В.Агибалов
  8. Механизмы развития социально-экономических систем региона: сб. статей международной научно-практической конференции/ под ред. И. Е. Рисина, Ю. И. Трещевского. Воронеж: Воронеж, гос. ун-т. — 2005. — С. 16−21.
  9. Ю.В. Экономико-организационные основы местного самоуправления и основные направления их развития : автореф. дис.. канд. экон. наук / Ю. В. Агибалов. Воронеж. — 2003. — 20с.
  10. Е.М. Особенности трансфертной модели финансирования субфедеральных бюджетов в Италии. М. — 2001. — 250с.
  11. Г. Местное самоуправление и местные финансы: модель «муниципальной общины"/ Г. Алимурзаев //Российский экономический журнал. -1998. № 5. — С.28−32.
  12. Г. Местное самоуправление: к концептуальному обоснованию главных задач в сфере экономики/ Г. Алимурзаев // Российский экономический журнал. 1999. — № 3. — С.19−25.
  13. Г., Хижняков В. Новые доктринальные подходы к межбюджетным отношениям и бюджетная политика федерального правительства. / Г. Алимурзаев, в. Хижняков// Российский экономический журнал. 2001 — № 9. — С. 17−25.
  14. А.Г. Современные проблемы взаимоотношений бюджетов в Российской Федерации/ А.Г. Андреев// Федерализм.- 2001. № 1. — С.43−66.
  15. А.С. Проблемы развития российской государственности в к. XX Века/ А. С. Арнин // Федерализм власти и власть федерализма. 1997. -№ 2.-С.11−15.
  16. Г. Б. Из опыта определения трансфертов местным бюджетам/ Г. Б. Аронова // Финансы. 2000. — № 7. — С.23−25.
  17. Р.В. и др. Муниципальные предпиятия: проблемы и решения. Кемерово. 2002. — 162с.
  18. Р.В. Экономика и финансы российских городов в 2002 году / Р.В. Бабун// Муниципальная экономика. 2003. — № 2. — С.2−20.
  19. Г. В. Муниципальные органы США и Великобритании.- М. 1999.-228с.
  20. И.В. Практическая реализация ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в переходный период / И. В. Бабичев // Местное самоуправление. 2004. — № 9. — С.8−11.
  21. А. Н., Данков А. П., Микулин М. П. Финансовая база местного самоуправления/ А. Н. Барский, А. П. Данков, М. П. Минкулин // Вопросы экономики. 1999. — № 3. — С.33−41.
  22. А., Дмитришина Е., Климанов В. Инструменты реформирования бюджетной системы на муниципальном уровне/ А. Барховский, Е. Дмитришина// Федерализм. 2003. — № 3. — С.143−160.
  23. И.И., Основы учения об экономическом районировании: Размещение и районирование производительных сил. М. — 1976 г. — 320с.
  24. О.В. О некоторых сложных вопросах правового регулирования финансовых основ местного самоуправления/О.В. Берг// Конституционное и муниципальное право. 2002. — № 3. — С.27−32.
  25. О.В. Проблемы формирования бюджетов муниципальных обра-зований/О.В. Берг // Финансы. 2001. — № 6. — С.72−74.
  26. О. И. Преображенский Б.Г. Механизмы государственного межбюджетного регулирования. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета. — 2001. — 200с.
  27. В.В. О минимальных муниципальных бюджетах/В.В. Болотин// Финансы. 2001. — № 7. — С.12−15.
  28. В.В. О минимальных муниципальных бюджетах/В.В. Болотин//. Финансы. 2001. — № 6. — С.12−15
  29. JI.H. Асимметричность Федерации/ JI.H. Болтенкова // Ре-гионология. 1997. — № 1. — С.74−78.
  30. Е.В., Китова Е. Н. Некоторые особенности межбюджетных отношений на субфедеральном и местнов уровнях / Е. В. Борескова, Е. Н Китова//Финансы. -2000. -№ 5.-С.12−15.
  31. В.П. Государственная современность в экономике страны и региона: роль, тенденции развития, механизм управления. Монография. М.: МГУ.-2004 -.216с.
  32. Д.Д. Местные бюджеты и межбюджетные отношения в странах Восточной Европы / Д. Д. Бутаков // Финансы. 2001. — № 1. -С.59−61.
  33. Бюджетный кодекс Российской Федерации: официальный текст, действующая редакция. М.: Изд-во «Экзамен». — 2005. — 195с.
  34. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 17 июля 1998 года № 145-ФЗ // Полный сборник кодексов Российской Федерации. -М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 784с.
  35. Бюллетень Госкомитета Российской Федерации по статистике. М. -2002. — С.10 -15.
  36. А.С. Аренда жилых и нежилых помещений. Бизнес -Информ, Сирин. М. — 2001. — 222с.
  37. Вопросы разграничения имущества и повышение эффективности его использования. Формирование управления муниципальной собственностью // Муниципальная экономика. 2005. — № 3. — С.52−54.
  38. А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики / А. Г. Воронин. М., Финансы и статистика, — 2003. -176с.
  39. Е.В. Государственное регулирование налоговых доходов муниципальных образований: Автореф. дис. к.э.н. Ростов-на-Дону. — 2002, — 26с.
  40. И.В. Муниципальное право России. Учебник для вузов / И. В. Выдрин, А. Н. Кокотев. М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М.- 2000. 368с.
  41. Выравнивание бюджетной обеспеченности: цели, результаты, перспективы / Муниципальная экономика. 2005. — № 2. — С.12−36.
  42. Германия. Коммунальное самоуправление / http://www.tatsachen-ueberdeutschland.de/1968.0.html/. 2c.
  43. H. Земельно-имущественные отношения в городе / Н. Гловацкая, С. Лазуренко, И. Новицкий // Вопросы экономики. 2001. -№ 8. — С.98−107.
  44. М. Муниципальный производственно-социальный комплекс и механизмы его саморазвития / М. Глазырин // Экономист. 2002. — № 2. -С.68−74.
  45. В. Бюджетная система и экономический потенциал страны/ В. Горегляд// Вопросы экономики. 2002. — № 4. — С.67−77.
  46. В.А. Экономика недвижимости: Учебник. 3-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Издательство — торговая корпорация «Дашков и К». — 2003.- 836с.
  47. Гражданский кодекс Российской Федерации: федер. закон от 21 октября 1994 года № 18-ФЗ // Полный сборник кодексов Российской Федерации. М: Изд-во ЭКСМО-Пресс. — 2002. — 784с.
  48. А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ. -2001−492с.
  49. А.Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации / А.Г. Гранберг// Вопросы экономики.- 2001. № 9. — С. 15−27.
  50. И.Ю. К вопросу о формировании доходной базы местного са-моуправления/И.Ю. Динес// Финансы. 2003. — № 7. — С.26−27.
  51. Ю.А. Социально-экономическая политика Мурманской области / Ю. А. Евдокимов // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2005. — № 9. — С.29−43.
  52. Европейская Хартия местного самоуправления -http://www.consultant.ru/
  53. JI. Проблемы регулирования отношений по поводу муниципального имущества (часть II) / Л. Еремеева // Муниципальная экономика. -2004.- № 1.-С.59−66.
  54. Л., Централизация: продолжение следует. / Л. Еремеева, Н. Казюкова//Муниципальная власть. 2005.-№ 5.- С.17−24.
  55. Л.Н. Стратегия Российских экономических реформ до 2005 года и бюджетный Федерализм/Л.Н. Жжелезнова// Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2001. — № 4. — С.4−12.
  56. Е.А. Мобилизация муниципальных финансовых ресурсов как условие формирования инвестиций: Автореф. дис. к.э.н. Краснодар. -2003.-25с.
  57. Закон Воронежской области «О методике межбюджетных отношений в Воронежской области». Законодательство Воронежской области 1999 -№ 4 — С.20−26.
  58. Закон Воронежской области от 24.15.2005 г. № 135−03 «Об областном бюджете Воронежской области на 2007 год». Законодательство Воронежской области.
  59. Р.Б. Актуальные проблемы совершенствования социально-экономического развития города Самары / Р. Б. Залесинский // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2004. -№ 9−10. -С.45−55.
  60. Зарубежный опыт местного самоуправления// ФОНД Институт экономики города / http://www.midural.ru/activity/nevs/2005/02/03/3988-upravliaemoe?print-1 /- 5с.
  61. B.C. Финансы муниципальных образований /B.C. Золотарев// Финансы. 2002. — № 12. — С.72−77.
  62. А.И. Реформирование органов местного самоуправления и построение межбюджетных отношений /А.И. Иванов// Финансы.- 2002. № 12. — С.16−19.
  63. Е. Факторы социально-экономического развития муниципального образования как объект управления инвестициями/ Е. Иванов// Муниципальная экономика. 2004. — № 1. — С.2−9
  64. В.Н., Гузова Ю. Н., Безденежных Т. И. Технологии муниципального управления: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика. — 2005. -396с.
  65. А. Местное самоуправление в Российской Федерации. Особенности формирования / А. Иванченко // Право и экономика. 1998. -№ 6. — С.4−7.
  66. Игонина Л. Л, Принципы организации местных финансов /Л.Л. Игонина// Финансы. 2003. — № 8. — С. 15−19.
  67. А.Г. Некоторые проблемы межбюджетных отношений /А.Г. Игудин// Финансы. 2000. — № 7. — С.28−30.
  68. А.Г. Некоторые проблемы межбюджетных отношений /А.Г. Игудин// Финансы. 2003. — № 5. — С.8−12.
  69. А.Г. Проблемы укрепления доходной базы местных бюдже-тов/А.Г. Игудин // Финансы. 2000. — № 12. — С. 15−17.
  70. Информационно-аналитический бюллетень 24 Банка России по Воронежской области, Воронеж. 2001. — 56с.
  71. Итоги социально-экономического развития Воронежской области в 2001 году, Воронеж.
  72. В.А. Межбюджетные отношения здравого смысла/В.А. Казаков// Финансы. 2001. — № 8. — С.6−7.
  73. А.Ю., Соловьева О. В., Сорокин С. П. Местное самоуправление в современной России: вопросы истории, теории, практики / под ред. С. А. Комарова. СПб: Изд-во юридического института. — 2005.-. 348с.
  74. Г. Г. Нужно ли отказываться от регулирующих налогов?/Г.Г. Кальван// Финансы. 2000. — № 10. — С.14−16
  75. В.А., Патрикеев В. П. Собственность в XXI столетии М.: ЗАО «Издательство «Экономика». — 2004. — 315с.
  76. И. О разграничении имущества между муниципальными образованиями / И. Кокон // Муниципальное право. 2004. — № 2. — С. 12−15.
  77. А.С. Межбюджетные отношения: сущность и пути совершен-ствования/А.С. Колесов // Финансы. 2002. — № 2. — С.3−6.
  78. Н.Н., Основы экономического районирования М.: Госполитиздат. — 1972. — 248с.
  79. Конституция Российской Федерации М.: Издательский дом «ИНФРА-М». — 2001.-64с.
  80. В.И. Государственная и муниципальная собственность / В. И. Кошкин // Управление государственной собственностью/ под ред. д.э.н., профессора В. И. Кошкина, к.э.н., доцента В. М. Шупыро. Москва. -2000. — С.10−53.
  81. Крылов JI.3. Федеральная помощь провинциям и землям в Канаде / Л. З. Крылов // Финансы. 2001. — № 1. — С.62−64.
  82. О. Некоторых проблемах федерального регулирования экономического развития регионов в России/О. Кузнецова// Федерализм. 2002. — № 4. — С.87−122.
  83. Г. В. Реформа местного самоуправления: межбюджетный аспект / Г. В. Курляндская // Материалы Совета законодателей. М. — 2003. -С.16−21.
  84. A.M. Программа развития бюджетного федерализма в России на период до 2005г. /A.M. Лавров// Финансы. 2003. — № 11 — С. 12−16.
  85. A.M. Вопросы оптимизации расходов региональных бюджетов / A.M. Лавров, А. Бараховский, Л. Дмитришина, В. Климанов // Экономист. -2002. -№ П.- С.56−66.
  86. .И. Компетенция коммун во Франции/ Ж.И. Лавуар/ http://www.dialogvn.ru/uk/2003/n03−04/s-3−3-4−05.htm/
  87. В.Н., Швецов А. Н. Муниципальная Россия: социально-экономическая ситуация, право, статистика: в 5 т. 12 кн. М. — 2001. — т.1. -324с.
  88. В.Н., Швецов А. Н. Бюджетные отношения в Российской Федерации: новые подходы к анализу и правовому регулированию. М. — 2001. -352с.
  89. В.Н., Шевцов А. Н. Бюджетный федерализм: диалектика, централизация и децентрализация /В.Н. Лексин, А.Н. Шевцов// Российский экономический журнал. 2002. — № 7. — С.53−77.
  90. Ю. Муниципальный менеджмент: работа над ошибками / Ю. Маленков // Муниципальная власть. 2000. — № 5. — С.8−12.
  91. Г. М. Региональные проблемы становления новой российской государственности. М. — 1996. -208с.
  92. В.И. О бюджетах муниципальных образований сельских городских поселений / Матеюк В. И. // Финансы. 2004. — № 6. — С. 14−15.
  93. В.И. Проблемы формирования местных бюджетов./В.И. Ма-тенюк// Местное самоуправление в России. Сборник статей/ под ред. д.э.н., проф. Зотова. М.- 1999. — С.130−150.
  94. В.И. Бюджетные отношения: регионы и местное самоуправление / В.И. Матенюк// Финансы. 2000. — № 11. — С.18−20.
  95. В.И. Основы самостоятельности и сбалансированности местных бюджетов / В.И. Матенюк// Финансы. 2000. — № 3. — С.7−9.
  96. Местное самоуправление в современной России: Основы муниципальной экономики. М., Санкт-Петербургский гуманитарно-политологический центр «Стратегия». — Изд-во «Весь Мир». — 2000. — 236с.
  97. Местное самоуправление в зарубежных странах. Информационный обзор.-М.- 2001.-80с.
  98. Местное финансирование в Европе. Русская версия // Местные и региональные органы власти в Европе. 2002. -№ 61. — С.40−51.
  99. И.В. Особенности реформирования налогообложения в условиях становления местного самоуправления: Автореф. дис к.э.н. М. -2004.-31с.
  100. С.В. Институт местных финансов в зеркале российского законодательства /С.В. Митрохин// Федеративные отношения. 2001. — № 5. -С.30−31.
  101. С. Местное самоуправление: аргументы, проблемы, мифы/ http://www.pchela.ru/podshiv/18msu.htm/
  102. B.C. Межбюджетные отношения и финансовая основа местного самоуправления / B.C. Мокрый// Финансы. 2001. — № 6. — С.17−20.
  103. B.C. Проблемы реформирования межбюджетных отношений как основа местного самоуправления /B.C. Мокрый// Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2001. — № 10. -С.10−11.
  104. B.C. Новая политики. Интернет-журнал/ http://www.novopol.ru/print.2246.htm/ ,-Зс.
  105. B.C. Бюджетная обеспеченность органов местного самоуправления оценивается необъективно/В.С. Мокрый// Муниципальная власть -2006.-№ 5.-С.11−15
  106. Муниципалитеты в Европе/ http://lgs.iatp.by/other countries. html/. Зс.
  107. Муниципальная собственность в России: проблемы становления и развития. Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та. 1994. — 54с.
  108. Муниципальные финансы: 2004−2005−2006 // Муниципальная экономика.-2005.-№ 1.-С. 10−21.
  109. Налоговый кодекс Российской Федерации М.: Изд-во «Новая волна». — 2002.-354с.
  110. Налоговый кодекс Российской Федерации. М: Изд-во ОМЕГА-Л. -2005.-648с.117. «Ноу-Хау»: Санкт-Петербургская СКИБ -http://www.fincom.ru/arch na/isp budgZcf45r. htm/.
  111. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ (ред. от 08.12.2003)// Сборник законодательных актов РФ. 1995. — № 35. — Ст. 3506.
  112. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный Закон от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 // Российская газета. 2003. — № 5. — С. 1−6.
  113. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 года (с изменениями от 15 февраля 2006 г.) № 131-Ф3 http://www.consultant.ru/.
  114. И.И. Финансово-экономическая основа местного самоуправления. Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования. М. — 1998. — 178с.
  115. Т. Эффективность функционирования муниципальных предприятий/Т. Огнивова// Муниципальная экономика. 2005 — № 1. — С. 1218.
  116. Основные принципы формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2006 год и на среднесрочную перспективу -http://www.minfin.ru/. 2с.
  117. В.Г. Финансовые основы местного самоуправления. М. -1998.-240с.
  118. В.Г. О некоторых проблемах финансовой самостоятельности местного самоуправления / В.Г. Пансков// Финансы. 1999. — № 3. — С.6−9.
  119. Показатели социально-экономического и социального развития городов и районов Воронежской области: стат. Сб./ Госкомстат России. Воронежский областной комитете государственной статистики. Воронеж. 2002. -176с.
  120. О.А. Состав финансовых ресурсов местного самоуправления /О.А. Полякова// Финансы и кредит. 1999. — № 4. — С. 11−16.
  121. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 г. № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года"// Собрание законодательства РФ .- 2001. № 19.-Ст. 3503.
  122. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов"// Российская Газета № 20 — С. 13−17
  123. Постановление администрации Воронежской области от 20.03.1998 г. № 232 «Об организации системы региональной и муниципальной статистики в Воронежской области"// автоматизированная информационно-поисковая система «Консультант Плюс».
  124. Преображенский Б. Г» Рисин И. Е., Трещевский Ю. И. Межбюджетные отношения в мировой и российской практике. Воронеж: Издательство Воронежского Государственного Университета. — 2003. — 158с.
  125. Программа экономического и социального развития Воронежской области на 2002−2006 годы: Закон Воронежской области от 10 июля 2002 года № 44−03 http://www.investvrn.ru/ - 23с.
  126. Л.И. О разграничении налоговых поступлений и увеличении налоговых доходов местных бюджетов/Л.И. Пронина// Финансы. 2001. -№ 5. — С.30−33.
  127. Л.И. Пути укрепления финансовых основ местного самоуправления и совершенствования межбюджетных отношений /Л.И. Пронина// Российский экономический журнал. 2002. — № 7. — С. 14−22.
  128. Л.И. Реформирование межбюджетных отношений и интересы местного самоуправления /Л.И. Пронина// Финансы. 2001. — № 11. — С. 1417.
  129. Л.И. Местное самоуправление и межбюджетные отношения. / Л. И. Пронина /Л.И. Пронина// Финансы. 2003. — № 8. — С.10−14.
  130. Л.И. Совершенствование межбюджетных отношений гарантия укрепления местного самоуправления /Л.И. Пронина// Финансы. -2000. — № 5. — С. 16−21.
  131. Примеры лучших практик финансового менеджмента региональных и местных властей // Муниципальная экономика. 2004. — № 1. — С. 10−27.
  132. Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов. 2005. — № 7. — С.74−75.
  133. JI. О проблемах регулирования отношений по поводу муниципального имущества при осуществлении реформы федеральных отношений и местного самоуправления / Л. Пронина // Местное самоуправление-2004.-№ 3.- С.8−10.
  134. Л. Пути укрепления финансовых основ местного самоуправления и совершенствования межбюджетных отношений / Л. Пронина // Российский экономический журнал. 2004. — № 7. — С. 15−17.
  135. М. Эффективное управление собственностью как ключ к повышению качества муниципального управления/М. Рабинович/Муниципальная экономика. 2005. — № 4 — С. 12−19
  136. А.Д. Реформа собственности в России: на пути из прошлого в будущее. М.: Республика. — 1994. — 159с.
  137. Районы Воронежской области: стат. Сб. в 2 частях Часть 1/ Госкомстат России. Воронежский областной комитет государственной статистики. Воронеж. 2004. — 160с.
  138. Районы Воронежской области: стат. Сб. в 2 частях Часть 2/ Госкомстат России. Воронежский областной комитет государственной статистики. Воронеж. 2004. -165с.
  139. Российский статистический ежегодник. Стат. Сб./Госкомстат России. -М.-2005.-725с.
  140. Н.В. Муниципальное образование «город Южно-Сахалинск» и его роль в укреплении экономики Сахалинской области / Н. В. Розанова // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2005. — № 10. — С.43−45.
  141. Российский статистический ежегодник. Госкомстат России. М. -2001.-420с.
  142. В.В. Экономические основы местного самоуправления в условия перехода к рынку: Автореф. дис. к.э.н. Ростов-на- Дону. — 1999. — 27с.
  143. В.А. Финансовые проблемы местного самоуправления/В.А. Рыжков// Финансы. 2001. — № 2. — С.6−9.
  144. В. А. Финансовые проблемы местного самоуправления/В .А. Рыжков// Финансы. 2001. — № 2. — С.8−11.
  145. О. Уроки формирования экономической базы местного самоуправления/О. Салов// Федерализм. 2001. — № 1. — С.127−148.
  146. О.А. Местное самоуправление: историческая практика и современность / О. А. Салов, Т.И.Королёва-Конопляная. М.: Экономика. — 2003. -117с.
  147. Е., Муниципальная собственность как экономическая основа самоуправления/ Е. Семенова, В. Степанова//Экономист. 1997. — № 7-С.46−51.
  148. А. Пермская область на пути к бюджетированию, ориентированному на результат / А. Серпилин // Проблемы теории и практики управления. 2005. — № 3. — С.72−78.
  149. Собственность в системе социально-экономических отношений: Теоретико-методические и институциональные аспекты. Монография/ под. ред. чл.-корр. РАН В. И. Жукова. М.: Российский государственный социальный университет. — 2005. — 408с.
  150. М.А. Формирование механизма результативного управления муниципальной собственностью: Автореф. дис. к.э.н Ижевск. — 2005. -22с.
  151. Социально ориентированное местное управление: опыт городов Германии для России / под ред. Б. М. Гринчеля, Н. Е. Костылевой. СПб.: Наука. -1999.-388с.
  152. Структура и функции местных коллективов во Франции. Издание Посольства Франции в России. М. — 1993. — 21с.
  153. Субъекты права собственности: (Электронный документ). http://law-uchebn.by.ru/gkuchebn/serg/191 .html 1.12.2003/. — lc.
  154. Е.И. Основы методологии анализа рынка недвижимо-сти/Е.И. Тарасович// Проблемы недвижимости: науч. электрон, журнал. -1999. № 3. -С.3−28.
  155. С.А. Финансы местного самоуправления/С.А. Телепнев// Финансы. 2000. — № 2. — С.8−9.
  156. В.В. Моделирование экономического базиса управления муниципальной собственностью: Автореф. дис. к.э.н Ижевск. — 2005. — 22с.
  157. Э.А., Денисов А. Ф. Государственное и региональное управление. М.: ИКФ «ЭКМОС». — 2002. — 320с.
  158. Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления на 2000−2014 годы. Материалы Государственной Думы РФ. — СЛ 4−15.
  159. Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Местное самоуправление: Сборник нормативных правовых актов. Воронеж. — 2002. — С. 16−54.
  160. Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений"// СЗ РФ. 2004. — № 34. — Ст. 3535.
  161. Дж., Ордуэй Ник. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости. Пер. с англ. М. — 1997. — 480с.
  162. Ю.И. Диалектика форм собственности: Монография/ Ю. И. Хаустов, Т. В. Радзневская, В. П. Бочаров, Воронеж, гос. ун-т. Воронеж: Воронежский государственный университет. — 2005. — 144с.
  163. Т.В. Приоритеты проведения реформ в регионах / Т. В. Храмова //Финансы. 2005. — № 12. — С. 17−20.
  164. В.Б. Новый этап реформы межбюджетных отношений / В. Б. Христенко, A.M. Лавров// Финансы. 1999. — № 2. — С.6−9
  165. С.Д. Методические вопросы формирования межбюджетных отношений /С.Д. Хурсевич// Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2001. — № 4. — С. 74−77.
  166. С.Н., Сибиряков С. В. Активная региональная финансовая политика: проблемы формирования и инструменты реализации. М. — 1998. -235с.
  167. Г. Экономические проблемы в деятельности местных органов власти / Г. Цветкова // Экономист. 2002. — № 2. — С.60−67.
  168. Р.С., Сергеев С. А. История государственного и муниципального самоуправления в России. Учебное пособие. М.: Омега — Л. — 2003. -120с.
  169. П.Г. Проблемы устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и пути их решения / П. Г. Цицин. М.: «Издательский дом «НОВЫЙ ВЕК». — 2002. — 364с.
  170. М.Г., Глазырин М. П. Вопросы местного самоуправле-ния/М.Г. Чемоданов, М. П. Глазырин // Экономист. 2001. — № 3. — С.12−15.
  171. И.Д. Некоторые вопросы правового регулирования местных налогов в европейских странах / И. Д. Черник // Налоговый вестник. -2002.-№ 2.-С. 16−20.
  172. И.Д. Платежи и сборы как источник местных бюджетов в европейских странах / И. Д. Черник // Финансы. 2002. — № 7. — С.73−78.
  173. И.Д. Некоторые вопросы организации местных финансов в Финляндии / И.Д. Черник// Финансы.- 2004.- № 2. С.75−76.
  174. А. Реформа: проверено на себе / А. Черногоров // Муниципальная власть. 2005. — № 3. — С.42−47.
  175. А. Финансовая децентрализация и местное самоуправление в период реформ/А. Чернявский, К. Вартапетов// вопросы экономики. -2002. № 10. — С.94−107.
  176. А.В. Подготовка бюджетов поселений на 2006 год: проблемы и пути решения / А. В. Чернявский, К. С. Вартепетов // Финансы. 2005. -№ 7. — С.11−14.
  177. А.Н. Экономические ресурсы муниципального развития: финансы имущество, земля. Изд. 2-е, испр. М.: Едиториал ЦРСС. — 2002. -200с.
  178. А. А. Потребности муниципальных образований в финансовых средствах и бюджетно-налоговые возможности их удовлетворения / А.А. Шевцов// Российский экономический журнал. 2001. — № 7. — С.17−39.
  179. А.Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации (введение в муниципальное управление) / А. Н. Широков. М.: Редак-ционно-издательский центр «Муниципальная власть». — 2000. — 304с.
  180. А. Управление муниципальным имуществом / А. Широков, С. Юркова // Муниципальная власть. 2004. — № 3. — С.64−67.
  181. Е. Определение ставок арендной платы за пользование земельными участками в черте населенных пунктов./Е. Ширяев, С. Богомолов, JI. Тамендарова, Т. Вербина, А. Селезнев// Муниципальная экономика. -2005.-№ 1 -С.15−20.
  182. .М., Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. М. — 1993. — 125с.
  183. Б. Г. Введенский B.C. Региональная политика России. М. — 2001.-240с.
  184. .М. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации / Б. М. Штцльберг, В. Г. Введенский. М.: Гелиос АРВ — 2000.- 17с.
  185. А.С. Малый бизнес и местные бюджеты / А. С. Шуткин // Финансы. -2005. № 5. — С.34−36.
  186. Н.В. Муниципальное управление: учеб. пособие / Н. В. Щумякова. М.: Изд-во «Экзамен». — 2004. — 640с
  187. Bierman Н. Strategic financial planning/ Н. Bierman/- The free press -1989.-520p.
  188. Kirkow P. Local Self-Government in Russia: Awakening from Slumber? Europa-Asia Studies. 1997. vol.49. — N1 -P.43−58
  189. Skott R. Gender Budgeting // World Dank Institute 2002. — P.7−15
Заполнить форму текущей работой