Обоснование выпуска нового вида продукта на действующем предприятии
В мороженом молочный жир находится в виде мельчайших жировых шариков, окруженных липопротеиновыми оболочками. Белки оболочек жировых шариков отличаются повышенным содержанием таких незаменимых аминокислот, как аргинин, фенилаланин и треотин. Благодаря тонкодисперсному состоянию жира облегчается его усвояемость, что увеличивает пищевую ценность мороженого. Белки в мороженом на молочной основе… Читать ещё >
Обоснование выпуска нового вида продукта на действующем предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Резюме Мороженое — один из самых популярных лакомств, которое любят как дети, так и взрослые. Наверное, невозможно встретить человека, ни разу в жизни не пробовавшего мороженого Для реализации бизнес идеи предлагаем на действующем предприятии ООО «Атлантик» производить мороженое в вафельном стаканчике 100 г.
Плановый годовой объем производства мороженого в вафельном стаканчике 100 г — 250 т.
Цель бизнес идеи — изготавливается из натурального экологически чистого сырья, без химических консервантов и стабилизаторов для удовлетворения потребностей покупателей и получения прибыли .
Для того чтобы обеспечить высокое качество продукции, выпускаемой предприятием, будет закуплена высокотехнологичная импортное оборудование, обеспечивает отличное качество продукции. Сырье для изготовления мороженого в вафельном стаканчике планируется закупать у проверенных украинских поставщиков, чтобы она была доброкачественная и свежая.
Продукция будет реализовываться в Херсоне и в Херсонской области, где расположено предприятие. Позже возможно расширение рынка сбыта на ближайшие области Украины. Продукция будет размещена для продажи в больших и малых торговых точках города .
Для реализации проекта необходимы инвестиции в размере 1 115 416,03грн .
Расчет финансовых показателей экономической привлекательности инвестиционного проекта показал, что проект является выгодным .
Чистый приведенный доход положителен 8 574 127,48 грн это означает что в результате реализации этого проекта доходность предприятия увеличится.
Показатель индекса доходности больше единицы и равен 8,69 грн. Значит каждая гривна инвестиций принесет 8,69 гривен дохода.
Срок окупаемости инвестиций составляет 2 года. Сейчас на рынке много производителей такой же продукции, это свидетельствует о большой конкуренции, поэтому следует делать акцент на качестве продукции и совершенствования технологии и оборудования.
1. ПЛАН МАРКЕТИНГА
1.1 Характеристика предлагаемого продукта Мороженое сливочное — сладкий освежающий продукт, получаемый путем взбивания и замораживания молочных или фруктово-ягодных смесей с сахаром и стабилизаторами, а для некоторых видов — с добавлением вкусовых и ароматических наполнителей.
Мороженоеодно из наиболее популярных и любимых потребителем кондитерских изделий. Мороженое представляет собой сладкий продукт, получаемый взбиванием и замораживанием специально приготовленных смесей. Оно подразделяется на основные и любительские виды. Каждый из видов включает ряд разновидностей продукта, отмечающихся по составу, оргалептическим показателям, используемым сырьевыми компонентами.
Для мороженого характерна высокая пищевая ценность и хорошая усвояемость организмом человека. В этом продукте, выработанном на молочной основе, содержатся молочный жир, белки, углеводы, минеральные вещества, витамины A, группы B, D, E, P.
Технология мороженого включает подготовку сырья, приготовление смеси, фильтрование, пастеризацию, гомогенизацию (для смесей на молочной основе), охлаждение, хранение, фризерование смеси, фасование, закаливание, дозакаливание мороженого и хранение готового продукта.
Основным сырьем для молочного мороженого служит натуральное свежее молоко с кислотностью не выше 22°Т, сливки различной жирности кислотностью не более 20°Т и сухое молоко (цельное и обезжиренное).
Сахаробязательный компонент всех видов мороженого, он не только придает ему сладкий вкус, но и способствует понижению температуры замерзания мороженого, образовании нежной консистенции продукта.
В мороженом, в состав которого входят плоды или ягоды, богатые витамином C, содержится значительное количество этого витамина.
Молочный жир, как известно, по сравнению с другими пищевыми жирами является наиболее ценным. Он отличается приятным вкусом, высокой усвояемостью, уникален по составу, включающему несколько десятков жирных кислот, в том числе незаменимых. В рецептуры некоторых видов мороженого входят также растительные жиры (как самостоятельно, так и в сочетании с молочным жиром), полезные для организма человека.
В мороженом молочный жир находится в виде мельчайших жировых шариков, окруженных липопротеиновыми оболочками. Белки оболочек жировых шариков отличаются повышенным содержанием таких незаменимых аминокислот, как аргинин, фенилаланин и треотин. Благодаря тонкодисперсному состоянию жира облегчается его усвояемость, что увеличивает пищевую ценность мороженого. Белки в мороженом на молочной основе представлены в основном казеином; сывороточные белки — альбумин и глобулин — частично коагулируют при пастеризации смесей мороженого. Кроме этих белков, как уже указывалось, в мороженом находятся белки оболочек жировых шариков. Белки мороженого являются полноценными белками и усваиваются лучше других пищевых белков.
Углеводы в мороженом представлены сахарозой и молочным сахаром (лактозой). В мороженом, содержащем фруктовое сырье, обычно присутствуют и простые сахара — глюкоза и фруктоза. Углеводы являются существенными источниками энергии для организма человека.
Мороженое содержит такие важные минеральные вещества, как натрий, калий, кальций, фосфор, магний, железо и многие другие.
При расчетах пищевой и энергетической ценности мороженого, которое расфасовывают в вафельные изделия: стаканчики, сахарные рожки, сахарные трубочки и конусы, учитывают также пищевую и энергетическую ценность этих изделий, содержащихся в порции продукта.
С учетом усвояемости человеческим организмом принято считать, что энергетическая ценность 1 грамма белка, а также 1 грамма углеводов составляет 16,74 кДж или 4 ккал. Энергетическая ценность 1 грамма жира равна 37,66 кДж или 9 ккал.
В среднем энергетическая ценность молочных и фруктовых видов мороженого составляет 560,7 — 616,2 кДж/кг, сливочного — до 836,0 кДж/кг, пломбира — до 1010 кДж/кг. Содержание углеводов в мороженом составляет от 14 до 25%, жира — 3,5 — 15%, белков — 3,5 — 4,5%, минеральных веществ — до 0,7%. Мороженое усваивается организмом на 95 — 98%.
Мороженое должно обладать высокими вкусовыми достоинствами, достигаемыми за счет удачно подбираемого количественного сочетания составных частей смеси, содержащихся в определенных рекомендованных формулой сбалансированного питания соотношениях. Мороженое должно характеризоваться достаточной взбитостью, гомогенностью структуры, не слишком сильно охлаждать полость рта, медленно таять.
1.2 Исследование рынка сбыта Мороженое это товар постоянного ежедневного спроса, одним из наиболее дешевых и популярных кондитерских изделий. Однако, спрос на него носит ярко выраженный сезонный характер: в зимнее время он составляет около 40% от летнего уровня (рис.1). Поэтому по поводу частоты покупок можно сделать следующие наблюдения:
— в летнее время мороженое покупается средним потребителем практически каждый день, причем чаще всего по несколько раз;
— в зимнее время покупки происходят, в среднем, в 2,5 раз реже.
В табл. 1 представлены индексы сезонности по месяцам.
Индексы сезонности Таблица 1.1
Период | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | |
Индекс сезонности | 0,135 | 0,146 | 0,195 | 0,585 | 1,014 | 2,627 | 3,531 | 2,759 | 0,985 | 0,219 | 0,141 | 0,112 | |
Сегментация рынка мороженого в основном проводится по цене.
Рынок делиться на низкий средний, высокий сегменты (табл. 2).
Сегментация рынка мороженого Украини за 2007;2008 года Таблица 1.2
Сегментная группа | Емкость групп, тыс. т | Доля рынка, % | Наименование компаний | |||
Низкий | 52,65 | «Ажур», «Мушкетер», «Троянда», | ||||
Средний | 52,65 | 62,5 | «Ласунка», «Рудь», «Ласка», «Геркулес» «Атлантик» | |||
Высокий | 11,7 | 12,5 | Nestle, Sholler, Mars, «Basking-Robbins» | |||
Всего | ; | |||||
В результате исследования рынка мороженого можно выделить следующих конкурентов предприятия работающих в одном ценовом сегменте (табл. 3)
Анализ и оценка конкурентов Таблица 1.3
№ п/п | Характеристика конкурирующей продукции | Основные конкуренты | |||
«Ласунка» | «Геркулес» | «Атлантик» | |||
Доля рынка,% | |||||
Цена продукции, грн. | 2,5 | 2,5 | |||
Уровень качества продукции | высокий | седний | Высокий | ||
Привлекательность упаковки | средняя | низкая | Высокая | ||
ООО «Атлантик» предоставляет доступный для большинства потребителей уровень цен, который занимает промежуточное положение между ценами на импортную продукцию и мороженым местного производства (с тяготением в сторону последних).
Потребители также обращают внимание на натуральность компонентов, вкусовые качества, яркость упаковки.
Продукция, планированная ООО ''Атлантик" к выпуску имеет следующие свойства, которые выгодно отличают ее от продукции других производителей и реализаторов мороженого в Херсонской области.
Высокий уровень вкусовых качеств, в т. ч. одна из специфических характеристик качества, которое хочет иметь большая часть потребителей, — мягкость вкуса.
Качество и привлекательность упаковки. Продукция упаковывается в поставленном производителем оборудования высококачественная упаковочная бумага из пропилену. Такая упаковка используется известнейшими в мире производителями мороженого: «BOUNTY», «МАRS», «Snikers» и т. п.
При этом вид упаковки (ее привлекательность и дизайн) выступят одним из факторов неценовой конкуренции.
Определение и разработка рынков сбыта продукции является важнейшей составляющей маркетинговой стратегии. Сбыт произведенной продукции проводится в нескольких направлениях: через оптовых торговцев, дилеров и розницу (табл.4).
Каналы сбыта продукции Таблица 1.4
КАНАЛЫ СБЫТА | ОБЬЕМ РЕАЛИЗАЦИИ (в % к об щему обьему производства) | |
Предприятия оптовой торговки | 35% | |
Предприятия розничной торговки | 50% | |
Предприятия общественного питания | 15% | |
Вего | ||
Процесс доставки продукции в розничные торговые точки, а также оптовым покупателям будет осуществляться собственными транспортными средствами, что разрешит существенно снизить общие накладные затраты сбыта продукции.
На украинском рынке мороженого 99% продукции поставляется отечественными производителями. То есть, импорт весьма незначителен. Но динамика отечественного производства весьма неоднозначна, так как за период с 2007 г. по 2012 г. наблюдался как рост производства, так и его спады. Так, в 2011 г. производство мороженого уменьшилось на 13,4 тыс. тонн или на 11,7%, а в 2012 г. увеличилось на 7,6 тыс. тонн или 7,5%. По прогнозам экспертов, в ближайшие несколько лет будет наблюдаться дальнейший рост украинского рынка мороженого.
Рис. 1. Производство мороженного Динамика экспорта мороженого из Украины имеет положительную тенденцию. Объемы экспорта растут с каждым годом: в 2011 г. экспорт увеличился на 0,2 тыс. тонн или на 10% по сравнению с предыдущим годом, а в 2012 г. увеличился на 12% и составил 2,7 тыс. тонн. В основном мороженое экспортируется в страны СНГ (Молдова, Россия, Казахстан, Азербайджан), в страны Азии (Израиль, Грузия) и в Европу (Германия, Литва). При этом, главными импортерами украинского мороженого являются Молдова и Россия.
Рис 2. Экспорт мороженого Что касается импорта, динамика за последние 5 лет показывает постоянное снижение его объемов. Это связано с тем, что на импорт мороженого наложена высокая пошлина и ввозить сладкий продукт в Украину очень не выгодно.
Рис 3. Импорт мороженого Главными поставщиками мороженого в Украину из-за рубежа являются крупные международные компании, такие как Nestle и Mars. Импортное мороженое ввозится, главным образом, из России, Франции, Беларуси и Германии.
Ассортимент мороженого в вафельном стаканчике в Украине Таблица 1.5
№ | Наименовання | Ціна, грн. | |
Ажур | 3,35 | ||
Три медведя | 4,46 | ||
Геркулес | 3,15 | ||
Рудь | 2,45 | ||
Ласунка | 3,26 | ||
Хладник | 4,13 | ||
Ласка | 2,75 | ||
По проведенному анализу рынка мороженого в вафельном стаканчике 100 г по ценам конкурентов выбираем среднюю цену 3,26 грн для расчёта выпуска нашего продукта.
Ёмкость рынка мороженого в вафельном стаканчике составило 47,36%
1 096 500*9*12%/2500=47,36%
Численность г. Херсон на1 августа 2013 года составила 1 млн 96 тыс. человек. За год в среднем один человек сделает 9 кг мороженого.
1.3 Программа производства и сбыта продукции Ожидаемый объем сбыта предлагаемого нового продукта в натуральном и денежном выражении по годам реализации инвестиционного проекта определяем в соответствии с заданием .
Годовой объем производствамороженого предприятием составляет по исходным данным — 250 т.
Определим объем продаж продукции, предлагаемой к производству в натуральном и стоимостном выражении по срокам реализации проекта. Проект рассчитан на 5 лет эксплуатации. Так, производственную деятельность по проекту планируется осуществлять, начиная с 3 — го квартала:
Объем сбыта за третий кв. = 250/ 4 * 0,4 = 25 т Объем сбыта за IV кв. = 250/ 4 * 0,6 = 3,5 т Объем сбыта за 2-й и последующие годы = 250 т Метод ценообразования — на основе текущих цен. Средняя рыночная цена на мороженое в вафельном стаканчике в Украине 3,26 грн за 100гр .
3,26 * 10 =32,6 грн / кг. 32,6 * 1000 = 32 600 тыс. грн. / Т
32 600 * 0,65 = 21 190 грн. (год) — цена без начисления НДС Выручка находится путем умножения оптовой цены на объем сбыта:
Выручка от реализации за третий кв. = 21 190 * 25 = 529 750 .грн.
Выручка от реализации за IV кв. = 21 190* 37,5 = 794 625 .грн.
Выручка от реализации за 2-й и последующие годы = 21 190* 250 = 5 297 500 грн.
Программа производства и сбыта мороженого Таблица 1.6
Сегмент целенаправленно рынка | Прогнозная оптовая цена предприятия, грн / т | 1-й год | 2-й и предшествующие года | |||||
ІІІ кв-л | ІV кв-л | |||||||
Обьем сбыта т | Выручка от реализации грн. | Обьем сбыта т | Выручка от реализации грн. | Обьем сбыта т | Выручка от реализации грн. | |||
Мороженое | 37,5 | |||||||
Успешное продвижение товара на рынок и разработка эффективной рекламы составляет основу роста объемов продаж.
К основным видам рекламы относятся:
ѕ реклама в местах реализации (морозильные камеры, прайс-листы, плакаты с логотипом ООО «Атлантик»)
ѕ реклама на билбордах;
ѕ реклама в транспорте;
ѕ реклама в прессе.
Стратегия рекламной компании ООО «Атлантик»: за две недели до начала выпуска продукции необходимо начинать распространение информации о товаре среди потенциальных покупателей и потребителей. На протяжении 1 месяца планируется сформировать у потенциальных покупателей и потребителей мысль о товаре, в связи с чем в этот период целесообразна наиболее интенсивная реклама в средствах массовой информации, то есть рекламные объявления будут выходить в этот период чаще. Вместе с тем начнется работа по изготовление рекламных вывесок, которые будут находиться в витринах магазинов и кафе с целью обращения внимания прохожих.
Потом на продолжение всего года необходимо постоянно поддерживать в сознании потребителей заинтересованность в данном продукте, в связи, с чем реклама будет появляться в газетах постоянно, но намного реже.
Биллборды будут размещаться на центральных улицах, где поток людей наибольший. Количество размещаемых рекламных щитов — 3.
Стоимость рекламы в месяц: 3*500=1500 грн.
Также планируется разместить информацию о продукции на общественном транспорте г. Херсона: троллейбусах и автобусах центральных маршрутов.
Затраты на размещение рекламы в 25 маршрутных такси и 25 троллейбусах (различных направлений) на 1 месяц (Формат А5+):
Изготовление — 50 шт.* 5 грн. = 250 грн.
Ламинирование — 50 шт. * 2 грн. = 100 грн.
Размещение — маршрутки: 25*13 =325 грн.
троллейбусы: 25 шт. *15грн. = 375 грн.
Ожидаемый размер затрат- 1050 грн.
Мороженое относится к товарам массового спроса. Поэтому, если ориентироваться именно на конечного потребителя, очевидна целесообразность размещения рекламы также и в газетах «Гривна» и «Новый день».
Подсчет стоимости размещения рекламы в прессе на 1 месяц:
Газета «Гривна»:
4*27*15= 1620 грн.
Газета «Новый день»:
4*8,8*15= 528 грн.
Годовые затраты на рекламу, учитывая рекламную стратегию, составят 86 тыс. грн.
Бюджет маркетингових расходов на продвижение мороженого в вафельном стаканчике 100 г Таблица 1.7
Мероприятия | Расходы, грн. | |
1Информационные сообщения (телевидение, радио, журналы, газеты). | 60 000 | |
2. Внешняя реклама. | 20 000 | |
3. Бумажная рекламная продукция (проспекты, буклеты, открытки, наклейки). | 6 000 | |
Всего | ? 86 000 | |
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Сертификация представляет собой деятельность, направленную на установление и подтверждение соответствия данного объекта определенным требованиям Применение сертификации продукции дает следующие преимущества:
* Обеспечивает доверие потребителей к качеству продукции ;
* Облегчает и упрощает выбор необходимой продукции потребителям ;
* Обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве продукции ;
* Способствует более длительном успеха и защиты в конкуренции с изготовителями не сертифицированной продукции ;
* Предотвращает поступление в страну импортной продукции не соответствующего уровня качества;
* Способствует повышению организационнотехнического уровня производства ;
Мороженое — это десерт, который употребляется в замороженном виде. Как и все продукты, употребляемые человеком в пищу, для него предусмотрен контроль со стороны законодательства. Сертификация мороженного проводится для предоставления гарантий потребителям относительно качества, а также безопасности десерта.
В настоящее время сертификационный контроль проводится на основе российского тех регламента № 88 (1206.2008 г.), который устанавливает критерии оценки всех молочных изделий. В нормативном акте конкретизировано, что сертификат соответствия на мороженое — необязательный документ. Для изготовления, продажи, а также применения такой продукции непременно получить декларацию. Сертификат можно оформить для расширения предоставляемых гарантий по инициативе изготовителя.
В скором времени получить сертификат на мороженое и декларацию можно будет на основе нового тех регламента Таможенного союза. С момента введения этого документа критерии оценки станут еще строже, а значит, повысится результативность контроля.
Помочь в оформлении всех предусмотренных для мороженого разрешительных документов сможет наш сертификационный центр Интергост.
Приемка сырья. Все сырье, необходимое для выработки мороженого, хранится в камерах, в которых поддерживаются соответствующие для каждой группы продуктов температура и влажность воздуха. Молоко цельное, обезжиренное, сливки, пахта и сыворотка до переработки находятся в охлажденном виде в емкостях для хранения молока.
Необходимое количество сырья для составления смеси определяют по соответствующим рецептурам. Однако в ряде случаев, когда нет полного набора сырья или сырье имеет иной состав, чем в рецептурах, необходимо провести перерасчеты на имеющееся сырье.
Все рассчитанные компоненты смеси взвешивают и отмеривают в необходимых количествах, для чего крупные фабрики мороженого оснащены электронными тензометрическими взвешивающими системами или механическими машинами для взвешивания.
Подготовка сырья. Перед составлением смеси все ее компоненты должны быть соответствующим образом подготовлены. Для этого жидкое сырье (молоко цельное, обезжиренное, сливки и др.) фильтруют для того, чтобы очистить его от возможных механических примесей. Все сыпучие виды сырья (сахар, какао-порошок, мука и др.) просеивают через сито с ячейками не более 2 миллиметров. Сухие молочные продукты в случае необходимости дробят, растирают и просеивают через такое же сито.
Сухое молоко для лучшего растворения тщательно перемешивают с сахарным песком из расчета 2:1 и растворяют в не-большом количестве теплого молока до получения однородной массы. Молоко сгущенное цельное и обезжиренное очищают от частиц древесины, попавших при вскрытии тары. Сгущенные молочные продукты можно вносить в смесь без предварительного их растворения.
Мороженое может быть с вафлями и без них, покрыто глазурью и без нее, упаковано в этикетку или пакетик, в виде эскимо, в бумажных или полистироловых стаканчиках, в коробочках из бумаги или фольги, в вафельных стаканчиках, рожках, трубочках и конусах.
Для придания мороженому большей прочности его подвергают закаливанию. Этот процесс более длительный, чем фризерование.
Поверхность сливочного масла освобождают от пергамента, зачищают, разрезают при помощи маслорезок на небольшие куски и расплавляют их на змеевиковых плавителях.
Рис 4. Схема технологической линии производства мороженного Мягкое мороженое — продукт кремообразной консистенции, температурой -5°С -7°С и взбитостью 40 — 60%. Это мороженое сразу готово после выхода из фрезера. Оно не подвергается дальнейшему замораживанию и содержит 45 — 55% воды в замороженном состоянии. Консистенция его нежная, кремо образная. Такое мороженое по вкусовым достоинствам превосходит закаленное.
Мягкое мороженое вырабатывают на предприятиях общественного питания и торговли из специальных сухих смесей, содержащих все составные части мороженого в заданном соотношении. Разрешено использовать для этой цели и жидкие низкокалорийные смеси, которые изготавливают в цехах мороженого молочных заводов и хладокомбинатов и доставляют к местам изготвления мягкого мороженого охлаждаемым или изотермическим транспортом.
Для изготовления мягкого мороженого используют однои двухцилиндровые фрезеры специальной конструкции.
Технологический процесс приготовления сухой смеси состоит из следующих операций: приемки и отбора молока, подогрева, очистки и охлаждения молока, получения сливок (или обезжиренного молока — при выработке сухих смесей для молочного мороженого) сепарированием части молока и их охлаждением; смешивания молока со сливками или обезжиренным молоком в заданном соотношении; пастеризация смеси; добавления водного раствора солей-стабилизаторов; сгущения смеси; внесения сахарного сиропа в смесь в конце сгущения; приготовления и внесения в сгущенную смесь желирующего картофельного крахмала и аскорбиновой кислоты (антиокислитель); гомогенизации сгущенной смеси; сушки; охлаждения сухой смеси и упаковки.
Сухие смеси выпускают для приготовления сливочного, сливочно-белкового, сливочно-шоколадного, сливочно-кофейного, молочного, молочно-фруктового мороженого.
Технология выработки мягкого мороженого из сухих смесей происходит в следующем порядке. Сухие смеси растворяют в питьевой воде, температурой не выше 25 °C. Для растворения в емкость наливают рассчитанное количество воды и высыпают на ее поверхность нужное количество смеси, дают постоять 2−3 минуты. Затем смесь периодически перемешивают в течение 15−20 минут, процеживают через металлическое сито с размером ячеек 1,5−2,0 миллиметра. По окончании растворения восстановленную смесь фильтруют через сито с размером ячеек от 1,0 до 1,5 миллиметра.
Устройство и принцип действия линии.
В процессе приемки молоко цельное и обезжиренное, сливки взвешиваются, оценивается их качество и хранятся в охлаждаемых резервуарах 1 при температуре не выше 6 °C.
Смеси для мороженого приготавливают из подготовленного сырья в соответствии с рецептурами, рассчитанными исходя из фактического наличия сырья, его состава и качества. Сырье для получения смеси на молочной основе загружают в смесительные ванны 2 в такой последовательности: жидкие продукты (молоко, сливки, вода), сгущенные молочные продукты, затем сухие молочные продукты, сахар, вкусовые наполнители и стабилизаторы.
Для более полного и быстрого растворения сухих продуктов смесь нагревают до 35…40°С и тщательно перемешивают. Затем для удаления не растворившихся частиц и примесей ее фильтруют на дисковых, плоских, пластинчатых фильтрах.
Для смешения компонентов сырья используют сливкосозревательные ванны 7 и ванны длительной пастеризации, а также аппараты для выработки сырного зерна.
Стабилизаторы вносят в смесь до пастеризации, в процессе пастеризации или после охлаждения пастеризованной смеси.
Желатин и агар вводят из емкости 8 в смесь в виде 10%-ного водного раствора, метилцеллюлозу — в виде 1%-ного раствора, а другие стабилизаторы используют в сухом виде.
Пектин заливают холодной водой в соотношении 1: 20 и нагревают до полного растворения при постоянном перемешивании, а затем кипятят в течение 1…2 мин. Приготовленный раствор фильтруется и вводится в смесь до пастеризации.
При взбитости 100% в 1 г мороженого содержится около 8,3 млн. воздушных пузырьков с общей площадью поверхности 0,1 м².
Начальная температура замораживания смеси мороженого составляет -2,0. -3,5 °С, Температура смеси при выходе из фрезера обычно устанавливается −5…−1 °С.
Вымороженная вода образует кристаллы, средний размер которых в мороженом составляет 50… 100 мкм. Получение более крупных кристаллов нежелательно, так как они ощущаются на вкус и ухудшают структуру продукта. Главными условиями получения мелких кристаллов являются хорошее перемешивание смеси в процессе замораживания и высокая скорость охлаждения.
Мороженое, вышедшее из фрезера, по консистенции и внешнему виду напоминает крем. После фрезерования мороженое фасуется и замораживается (закаливается) до −15…−18 С. Закаливание следует осуществлять интенсивно, чтобы не допустить увеличения размеров кристаллов льда более чем до 60…80 мкм.
Мороженое фасуется в брикеты на вафлях по 100 г, стаканчики из вафель и бумажные по 100 г. Готовое мороженое хранится в холодильных камерах при температуре воздуха -20. -23 °С. Допуст и т. д.
3. РАСЧЕТ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РАСХОДОВ Инвестиции, необходимые для внедрения бизнес-плана включают следующие расходы:
— На разработку проекта на компоновку и размещение оборудования, приспособления к промайданчика и инженерным сетям;
— На создание производственных фондов (табл. 3.1);
— На подготовку рабочих участка по производству нового продукта;
— Внедрение маркетинговых средств по продвижению и стимулированию сбыта продукции (см. раздел 1.4);
— Сертификацию продукции;
— Создание оборотных средств.
Структура и сумма инвестиций Таблица 3.1
Структура инвестиций | Порядок расчета | Сума, | |
тыс грн. | |||
1.Майновой вклад предприятия | S ПРОММАЙДАНЧИКА*Стоимость 1 м² | 123,5 | |
2. Приобретение и монтаж технологического оборудования | Іовф = ВБР + Іоб | 692,25 | |
де ВБР — стоимость строительно — монтажных работ | |||
Іоб = Цо + Тр + Мо | 17,25 | ||
Іоб — инвестиции на приобретение оборудования. | |||
де Цо — цена приобретения нового оборудования (оптово — отпускная цена) | |||
Тр — транспортно — складские расходы, принимаем равными до 5% от Цо | 0,75 | ||
Мо — - стоимость монтажных работ, определяем, укрупненно в размере до 10% от Цо | 1,5 | ||
3. Подготовка промплощадки и инженерных сетей до установки оборудования. | Определяем укрупненно в размере 20% от имущественного взноса предприятия. | 24,7 | |
4. Приобретение и установка дополнительного оборудования во вспомогательных производствах и лаборатории | Определяем укрупненно в размере 40% от оптовой цены нового оборудования. | ||
5. Создание склада хранения продукции | Определяем укрупненно в размере 10% от оптовой цены нового оборудования | 1,5 | |
6. Приобретение дополнительных транспортных средств | Определяем укрупненно в размере 35% от оптовой цены нового оборудования | 5,25 | |
Всего | 870,45 | ||
Расчет необходимого объема инвестиций осуществляется по формуле.
Для внедрения в производство новой продукции, предприятие должно иметь определенную сумму оборотных средств.
ИОС = НПЗ + ННП + НГП где НОС — норматив оборотных средств в производственных запасах (на сырье, материалы, топливо); ННП — норматив оборотных средств по незавершенному производству; Нгп — норматив оборотных средств на остатки готовой продукции на складе.
ИОС = 1 115 416,03 грн Норматив оборотных средств в производственных запасах (на сырье, материалы) определяемый по формуле :
НВ.З.и = Вмри * NМРи где Вмри — затраты i-го вида материальных ресурсов (в денежном выражении) на суточный выпуск продукции, руб. NМРи — норма запаса i-го вида материальных ресурсов, дней Норма запаса i-го вида материальных ресурсов (NМРи) рассчитывают по формуле :
NМРи = 0,75 * tПости где tПости — планируемый интервал времени между двумя следующими поставками i-го вида материальных ресурсов, дней .
Расчет обороне средств для создания запасов и материалов целесообразно выполняем в табл. 3.2 .
Расчет оборотных средств для создания запасов и материалов Таблица 3.2
Статьи затрат | Расходы материальных ресурсов на 1 т продукции, грн. | Периодичность поставки, дней | Норматив оборотных средств в запасах, | |
1. Сырье и основные материалы для производства смеси | ||||
молоко цельное свежее | 2160,00 | 1,50 | 3240,00 | |
молоко сухое цельное | 3854,00 | 2,25 | 8671,50 | |
молоко сухое обезжиренное | 700,00 | 2,25 | 1575,00 | |
масло сливочное | 41 325,00 | 3,00 | 123 975,00 | |
сахар | 1488,00 | 3,00 | 4464,00 | |
ванилин | 500,00 | 5,25 | 2625,00 | |
мука пшеничная в/с | 1890,00 | 5,25 | 9922,50 | |
Сырье и основные материалы для производства вафельных стаканчиков | ||||
Мука пшеничная В/с | 202,99 | 2,25 | 456,72 | |
мука пшеничная 1с | 99,61 | 2,25 | 224,13 | |
крахмал | 12,60 | 5,25 | 66,15 | |
масло растительное | 18,48 | 3,00 | 55,44 | |
Меланж | 8,82 | 2,25 | 19,85 | |
сахар | 5,87 | 3,00 | 17,61 | |
фосфатиды | 0,53 | 5,25 | 2,76 | |
соль | 0,32 | 3,75 | 1,18 | |
сода | 0,38 | 5,25 | 1,98 | |
2. Вспомогательные материалы | ||||
этикетки | 141,40 | 15,75 | 2227,05 | |
сертификаты | 26,26 | 10,50 | 275,73 | |
липкая лента | 69,36 | 16,50 | 1144,44 | |
ВСЕГО | 158 966,03 | |||
4. РАЗРАБОТКА ПЛАНА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ, ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ Конечной целью расчета себестоимости является определение полной себестоимости продукции, которая производится по кварталам первого года и за каждым последующим годом. Алгоритм расчета себестоимости продукции такой :
1. Определение полной годовой себестоимости продукции на основе калькулирования себестоимости единицы продукции ;
2. Выделение годовых условно — постоянных расходов ;
3. Деление условно — постоянных расходов по кварталам первого года ;
4. Расчет переменных издержек по кварталам первого года ;
5. Определение полной себестоимости продукции по кварталам первого года.
Полная себестоимость рассчитывается по статьям :
— Сырье и основные материалы ;
— Вспомогательные материалы ;
— Топливо и электроэнергия на технологические цели ;
— Основная и дополнительная заработная плата ;
— Отчисления на социальные мероприятия ;
— Амортизация оборудования основного производства;
— Общепроизводственные расходы ;
— Административные расходы ;
— Расходы на сбыт;
— Прочие операционные расходы .
Расчет затрат по первым трем статьям сводим в табл. 4.1 и выполняем на основе нормативов, цен и тарифов, которые заданы во входных данных к курсовой работе .
Расчет затрат на сырье и вспомогательные материалы, топливо и электроэнергию на технологические цели Таблица 4.1
Статьи затрат | ед. изм. | Норма затрат на ед. прод. | Цена (тариф) ед. прод-ии | Расходы на ед. продукции, грн. | Полные затраты на годовой выпуск продукции, тыс. грн | |
5 = 3х4 | 6 = 5*QРІЧ1 | |||||
1.Сырье и основные материалы для производства смеси | ||||||
молоко цельное свежее | т | 0,72 | 3000,00 | 2160,00 | 540,00 | |
молоко сухое цельное | —-; | 0,82 | 4700,00 | 3854,00 | 963,50 | |
молоко обезжиренное | —-; | 0,25 | 2800,00 | 700,00 | 175,00 | |
масло сливочное | —-; | 0,87 | 47 500,00 | 41 325,00 | 10 331,25 | |
сахар | —-; | 0,16 | 9300,00 | 1488,00 | 372,00 | |
ванилин | —-; | 0,10 | 5000,00 | 500,00 | 125,00 | |
мука пшеничная в/с | —-; | 0,21 | 9000,00 | 1890,00 | 472,50 | |
Разом | 51 917,00 | 12 979,25 | ||||
Сырье и основные материалы для производства вафельных стаканчиков | ||||||
Мука пшеничная В/с | кг | 37,59 | 5,40 | 202,99 | 50,75 | |
мука пшеничная 1с | —; | 37,59 | 2,65 | 99,61 | 24,90 | |
крахмал | —; | 7,00 | 1,80 | 12,60 | 3,15 | |
масло растительное | —; | 1,68 | 11,00 | 18,48 | 4,62 | |
Меланж | —; | 2,94 | 3,00 | 8,82 | 2,21 | |
сахар | —; | 0,91 | 6,45 | 5,87 | 1,47 | |
фосфатиды | —-; | 0,35 | 1,50 | 0,53 | 0,13 | |
соль | —; | 0,21 | 1,50 | 0,32 | 0,08 | |
сода | —; | 0,42 | 0,90 | 0,38 | 0,09 | |
Разом | Х | Х | Х | 349,59 | 87,40 | |
2. Вспомогательные материалы | ||||||
этикетки | тыс шт. | 10,10 | 14,00 | 141,40 | 35,35 | |
сертификаты | шт | 202,00 | 0,13 | 26,26 | 6,57 | |
липкая лента | м | 204,00 | 0,34 | 69,36 | 17,34 | |
Разом | Х | Х | Х | 237,02 | 59,26 | |
3. Топливо и энергия на технологические цели | ||||||
На производство смеси Электроэнергия | кВт ч | 61,10 | 0,86 | 52,55 | 13,14 | |
Холод | тыс. Ккал/т | 240,00 | 2,10 | 504,00 | 126,00 | |
На пр-во вафельных стаканчиков Электроэнергия | кВт ч | 0,25 | 0,86 | 0,22 | 0,05 | |
Разом | Х | Х | Х | 556,76 | 139,19 | |
Далее проводится расчет затрат (сырье и Основина Материалы и вспомогательные материалы, топлива и электроэнергия на технологические цели) по кварталам первого года. Данные расчета заносим в табл. 4.2.
Расчет расходов по кварталам первого года, грн. Таблица 4.2
Статья расходов | 1-й год | ||
3 кв. | 4 кв. | ||
1. Сырье и основные материалы | 1 306 664,68 | 1 959 997,01 | |
2. вспомогательные материалы | 5925,50 | 8888,25 | |
3. Топливо и электроэнергия на технологические цели | 13 919,03 | 20 878,54 | |
Расчет расходов по последним статьям себестоимости выполняется исходя из расчета на годовой объем продукции .
Основная и дополнительная заработная плата .
Расчет годовой основной и дополнительной заработной платы основных производственных рабочих производится по формуле:
ОДЗ = Ч * СЗП * 12 * 1,5
где Ч — численность рабочих; СЗП — средняя заработная плата, 12 — количество месяцев работы за год, 50% - дополнительная заработная плата.
ОДЗ = 9 * 1350 * 12 * 1,5 = 218 700 грн Отчисления на социальное страхование определяется в соответствии с установленными процентов от величины основной и дополнительной заработной платы — 38,3%
Ссоц.видр = ОДЗ х 0,383
Ссоц.видр = 218 700×0,383 = 83 762,1грн.
Амортизационные отчисления 24% от стоимости оборудования основного производства .
АО = 0,24 *12 000= 2880 грн.
Общепроизводственные расходы распределяются пропорционально ОДЗ и составляют % от ОДЗ (процент заданный во входных данных к курсовой работе) .
ЗагВит = 0,35 * 218 700 = 76 545,00грн Производственная себестоимость определяется как сумма расходов на сырье и материалы, вспомогательные материалы, топливо и электроэнергию, ОДЗ, Соц. видр, амортизационные отчисления, общепроизводственные расходы .
Св = 13 066,65 + 59,26+139,19+218 700+83762,1+2880+76 545 = =395 152,19 грн Расходы по статьям «Административные расходы», «Расходы на сбыт », «Прочие операционные расходы» распределяются пропорционально производственной себестоимости .
Административные расходы = 0,045 * 395 152,19 = 17 781,85грн.
Расходы на сбыт = 0,0798 * 395 152,19 = 31 533,14грн.
Прочие операционные расходы = 0,111 * 395 152,19 = 43 861,89грн.)
В табл. 4.3 приведен расчет общепроизводственных, административных расходов, расходов на сбыт и прочих операционных расходов.
Расчет общепроизводственных, административных расходов, расходов на сбыт и других операционных расходов Таблица 4.3
Статьи затрат | На объем производства тыс. грн | Постоянные затраты | Переменные затраты | |||
удельный вес,% | тыс. грн. | удельный вес,% | тыс. грн. | |||
Общепроизводственные расходы | 76,55 | 0,90 | 68,89 | 0,10 | 7,65 | |
Административные расходы | 17,78 | 0,85 | 15,11 | 0,15 | 2,67 | |
Расходы на сбыт | 31,53 | 0,10 | 3,15 | 0,90 | 28,38 | |
Прочие операционные расходы | 43,86 | 0,70 | 30,70 | 0,30 | 13,16 | |
В табл. 4.4 приводится расчет общепроизводственных, административных расходов, расходов на сбыт и других операционных расходов по кварталам первого года.
Расчет общепроизводственных, административных расходов, расходов на сбыт и других операционных расходов по кварталам первого года, тыс. грн Таблица 4.4
Статьи затрат | ІІІ кв-л 1-го года | ІV кв-л 1-го года | |||||
постоянные расходы | переменные расходы | общие расходы | постоянные расходы | переменные расходы | общие расходы | ||
Общепроизводственные расходы | 6,89 | 0,77 | 7,65 | 10,33 | 1,15 | 11,48 | |
Административные расходы | 1,51 | 0,27 | 1,78 | 1,51 | 0,40 | 1,91 | |
Расходы на сбыт | 0,32 | 2,84 | 3,15 | 0,47 | 4,26 | 4,73 | |
Прочие операционные расходы | 3,07 | 1,32 | 4,39 | 4,61 | 1,97 | 6,58 | |
Постоянные затраты за один квартал определяются, как этих расходов за первый год. Расходы за первый год составляют расходов за второй год. Переменные затраты определяются пропорционально объемам производства (см. образец выполнения курсовой работы). Результаты расчетов табл.4.4 по 3 кВ и 4 апреля графа «Общие расходы» переносятся, соответственно, в табл. 4.5.
Расчет себестоимости продукции по калькуляционным статьям Таблица 4.5
Статьи калькуляции | Сумма, грн | |||
1 год | 2-й и последующие годы | |||
ІІІ кв | ІV кв | |||
Плановый объем производства, т | 25,00 | 37,50 | 250,00 | |
Сырья и основные материалы | 1306,66 | 1960,00 | 13 066,65 | |
Вспомогательные материалы | 5,93 | 8,89 | 59,26 | |
Топливо и электроэнергия на технологические цели | 13,92 | 20,88 | 139,19 | |
Основная и дополнительная заработная плата | 21 870,00 | 32 805,00 | 218 700,00 | |
Отчисления на социальные мероприятия | 14 658,37 | 20 940,53 | 83 762,10 | |
Амортизация оборудования основного производства | 288,00 | 432,00 | 2880,00 | |
Общепроизводственные расходы | 7654,50 | 11 481,75 | 76 545,00 | |
Производственная себестоимость | 45 797,38 | 67 649,04 | 395 152,19 | |
Административные расходы | 1778,18 | 1911,55 | 17 781,85 | |
Расходы на сбыт | 3153,31 | 4729,97 | 31 533,14 | |
Прочие операционные расходынші операційні витрати | 4386,19 | 6579,28 | 43 861,89 | |
Полная себестоимость | 55 115,07 | 80 869,84 | 488 329,08 | |
Расчет прибыли приводим в табл. 4.6.
Расчет прибыли Таблица 4.6
Показатель | 1-й рік | 2-й и последующие годы | ||
ІІІ кв | ІV кв | |||
Выручка от реализации продукции, тыс. грн. | 529 750 | 794 625 | 5 297 500 | |
Полная себестоимость, тыс. грн. | 55 115,07 | 80 869,84 | 488 329,08 | |
Прибыль, тыс. грн. | 474 634,93 | 713 755,16 | 4 809 170,92 | |
Рентабельность продукции,% | 8,61% | 8,83% | 9,85% | |
Расчет эксплуатационных расходов .
Эксплуатационные расходы определяются как разница полной себестоимости и общими амортизационными отчислениями .
Эксплуатационные расходы = 488 329,08−2880,00= 485 449,08 грн
5. ФИНАНСОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА.
В этом разделе проводят расчеты: прибыли от внедрения выпуска новой продукции, налога на прибыль, свободных денежных средств предприятия, сроков окупаемости инвестиций и чистой приведенной стоимости.
Ставку дисконтирования, используемой при расчетах ЧТС, принимают на уровне 0,18.
Расчет прибыли, налогов и свободных денежных средств, тыс. грн. Таблица 5.1
Показатели | Года | ||||||
1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | |||
ІІІ кв | ІVкв | ||||||
Выручка от реализации | 529 750,00 | 794 625,00 | 5 297 500,00 | 5 297 500,00 | 5 297 500,00 | 5 297 500,00 | |
Текущие затраты | 54 827,07 | 80 437,84 | 488 326,20 | 488 326,20 | 488 326,20 | 488 326,20 | |
Амортизационные отчисления | 288,00 | 432,00 | 2880,00 | 2880,00 | 2880,00 | 2880,00 | |
Налооблагаемая прибыль | 474 922,93 | 714 187,16 | 4 809 173,80 | 4 809 173,80 | 4 809 173,80 | 4 809 173,80 | |
Налог на прибыль | 90 235,36 | 135 695,56 | 913 743,02 | 913 743,02 | 913 743,02 | 913 743,02 | |
Чистая прибыль | 384 687,58 | 578 491,60 | 3 895 430,78 | 3 895 430,78 | 3 895 430,78 | 3 895 430,78 | |
Всвободные деньги | 384 399,58 | 578 059,60 | 3 892 550,78 | 3 892 550,78 | 3 892 550,78 | 3 892 550,78 | |
Расчет чистой приведенной стоимости и срока окупаемости инвестиционного проекта осуществляется с помощью табл. 5.3.
Расчет чистой приведенной стоимости и срока окупаемости проекта, тыс. грн Таблица 5.2
Показатели | Года | ||||||
ІІІ кв-л | ІV кв-л | ||||||
(1 + 0,18)і | 1,18 | 1,18 | 1,39 | 1,64 | 1,94 | 2,29 | |
В свободные деньги, тыс. грн. | 384 399,58 | 578 059,60 | 3 892 550,78 | 3 892 550,78 | 3 892 550,78 | 3 892 550,78 | |
Дисконтированная величина свободных денежных средств, тыс. грн. | 325 762,35 | 489 881,01 | 2 795 569,36 | 2 369 126,58 | 2 007 734,39 | 1 701 469,82 | |
Сумма дисконтованых средств, грн. | 325 762,35 | 815 643,37 | 3 611 212,73 | 5 980 339,31 | 7 988 073,69 | 9 689 543,51 | |
Дисконтированную величину свободных денежных средств определяется делением суммы свободных денежных средств на соответствующий показатель дисконтирования — 1 / (1 + 0,15) и .
Чистая приведенная стоимость проекта рассчитывается по формуле :
ЧПВи = Кдис, и — ЧПВи -1
где ЧПВи -1, ЧПВи — накопленная чистая приведенная стоимость проекта, соответственно, в предыдущем и текущем (им) году, тыс. грн. в первый год ЧПВи -1 равна сумме инвестиций; Кдис, и — дисконтированная величина свободных денежных средств в текущем (им) году, тыс. грн .
Приведенная формула является модернизацией известной классической формулы определения чистой приведенной стоимости проекта :
где и — текущий год с момента начала осуществления инвестиций;
Т — срок, за который проводится финансовая оценка проекта, года;
ВКИ — свободные денежные средства в и-м году; ИС — сумма инвестиций проекта;
d — ставка дисконтирования.
Инвестиции на маркетинг составляют 86 000 грн. Инвестиции в основные фонды составляют 158 966,03 грн. Инвестиции оборотных средств равны 870 450 грн.
ИС = ИС об. + ИС ос. + ИС маркетинг ИС = 86 000 +158 966,03 +870 450= 1 115 416,03грн.
ЧПВ=9 689 543,51−1 115 416,03=8 574 127,48 грн.
Следующий показатель, используемый при оценке экономической эффективности инвестиций — индекс доходности (ИД):
ІД =
где ИС — начальные инвестиции; ГНИ — чистые денежные поступления в году i, которые будут получены благодаря этим инвестициям.
Если в результате расчета ИД больше 1, то такие инвестиции приемлемы.
Индекс доходности (ИД) — показатель, позволяющий определить, насколько возрастает ценность фирмы, в расчете на 1 грн. инвестиций благодаря внедрению и эксплуатации проекта .
ИД = 9 689 543,51/ 1 115 416,03= 8,69 грн .
Одним из наиболее используемых показателей для анализа привлекательность инвестиционного проекта является показатель — срок окупаемости инвестиций (ПО) .
Расчет этого показателя можно произвести по формуле ПО =
ПО=роки Полученные результаты расчетов свидетельствуют об инвестиционной привлекательности проекта. Каждая гривна инвестиций принесет 8,69 грн. дохода. Инвестиционный проект окупится через 2 года.
сбыт прибыль рентабельность инвестиция Вывод Наверное, невозможно встретить человека, ни разу в жизни не пробовавшего мороженого. Общеизвестно, что этот продукт наибольшей популярностью пользуется у детей, однако и взрослые зачастую любят полакомиться мороженым.
И, а ходе проведенной работы можно смело сделать вывод, что бизнес — план будет успешным. Об этом свидетельствуют данные расчетов Поскольку при расчете показателя чистый приведенный доход, оказался положительным ЧДВ = 8 574 127,48 грн проект можно считать эффективным .
При расчете показателя индекса доходности, мы определили, что он больше единицы и равен ИД = 8,69 грн. Значит каждая гривна инвестиций принесет 8,69 гривен дохода.
Можно считать, что реализация проекта целесообразна, потому срок окупаемости инвестиций в пределах принятого срока финансовой оценки проекта .
После всех расчетов можно сделать вывод, что проект является выгодным и его следует реализовать. Нам прибыльное дело, клиентам любимое лакомство.
Список литературных источников
1. Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Основы бизнеса» Шевченко З. И., Седикова И.А.
2. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика.-М.: Финпресс, 1998. — 416 с
3. Арсеньева Т. П. Справочник технолога молочного производства. Том 4 Мороженое. Санкт-Петербург: ГИОРД, 2002.
4. Оленев Ю. А. Справочник по производству мороженого. М.: ДеЛи, 2004.
5. Енготлер П. Рыночная экономика для бизнесменов — початковцив. — К: Возраст, 1992
6. Бизнес: энциклопедия, пер. с англ. М.: Эксмо. 2012. 1664 с.
.ur