Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление брендом высших учебных заведений на основе оценки его рыночной силы и эластичности конкурентной реакции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании анализа факторов, влияющих на формирование предпочтений при выборе образовательных учреждений высшего профессионального образования в целом по России, сделан вывод о престижности вуза, как об одном из существенных мотивирующих факторов. В связи с вышеизложенным, вузам необходимо выстраивать свое предложение с учетом наиболее значимых для потребителя атрибутов, и поддерживать… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БРЕНДОМ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
    • 1. 1. Современное состояние и тенденции развития высших учебных заведений России
    • 1. 2. Анализ состояния высших учебных заведений Орловской области
    • 1. 3. Предпочтения потребителей и мотивы выбора бренда высших учебных заведений
  • ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БРЕНДОМ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ МАРКЕТИНГА
    • 2. 1. Оценка состояния бренда высшего учебного заведения на основе анализа типологии брендов и национальной специфики использования мировых подходов к управлению брендами
    • 2. 2. Система управления брендом высшего учебного заведения на основе брендообразующих факторов
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАНЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ БРЕНДОМ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЗЛ Сравнительный анализ существующих методик оценки бренда
    • 3. 2. Методика сравнительной оценки рыночной силы бренда ОрелГТУ на основе метода Бостонской консультационной группы
    • 3. 3. Методика выбора стратегии поведения вуза на основе определения эластичности реакции конкурентов

Управление брендом высших учебных заведений на основе оценки его рыночной силы и эластичности конкурентной реакции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется необходимостью развития эффективных способов и форм управления брендом образовательных учреждений высшего профессионального образования в условиях динамичного изменения рыночной ситуации в образовательной среде, связанной с ростом числа вузов-конкурентов и последствиями демографического кризиса.

Ситуация в сфере образования России становится все более напряженной. На рынок выходит все больше коммерческих вузов, уступающих пока в брендовом отношении государственным вузам, но, благодаря своей мобильности, постепенно увеличивающих рыночную долю. С другой стороны, дисбаланс финансирования в экономике привел к резкому переходу квалифицированных, особенно молодых, кадров в другие, более оплачиваемые отрасли экономики. Кроме того, требования Болонской декларации предполагают системные изменения в российской сфере образования. Это порождает проблему поиска новых источников повышения конкурентоспособности вуза.

Для выживания в постоянно усложняющейся конкурентной среде вузам необходимо формировать и управлять брендом как маркетинговым инструментом по завоеванию своей целевой аудитории и ее удержанию.

Рост внимания к проблеме формирования и управления брендом со стороны российских вузов определяется тем, что известные бренды становятся необходимым условием устойчивого положения вуза на рынке, фактором его конкурентоспособности. Создание сильного бренда дает вузу преимущества — создает естественные барьеры для новых конкурентов, облегчает вывод на рынок новых образовательных программ и позволяет занимать новые ниши рынка.

Российские вузы не имеют достаточного опыта управления брендом. В силу этого необходимы разработки теоретико-методического характера, позволяющие оценивать рыночную силу бренда вуза и реализовывать прогнозировать адекватное действиям вузов-конкурентов поведение.

В работах отечественных и зарубежных ученых недостаточно внимания уделено вопросам брендинга высших учебных заведений. В этой связи научные исследования, направленные на формирование и последующую оценку успешного конкурентоспособного бренда являются актуальными.

Состояние изученности проблемы. Проблемы брендов находятся в центре внимания как ученых-экономистов, так и специалистов по управлению брендами. В зарубежной и отечественной научной литературе проблемы формирования бренда занимают значительное место, при этом исследования опираются на богатый эмпирический опыт западных фирм в области управления брендом. Это работы таких авторов, как Аакер Д., Багиев Г. Л., Бил А., Гэд Т., Голубков Е. П., Дробо К., Егоршин А. П., Капферер Ж.-Н., Келлер К., Левин Дж., Лесли Л., Маргинсон С., Найт Дж., Никандров Н. Д., Питере Р., Сколт Дж., Смит М., Слотер С., Сэндидж Ч., Траут Дж., Фокс К., Хелд Д., Хаттон У. и другие. В этих работах не четко выделена проблема формирования и управления брендами для России.

Исследования проблем управления брендом образовательных учреждений проводились как в России, так и за рубежом. Значительный вклад в изучение данных проблем внесли такие российские и зарубежные исследователи, как: Д. А. Шевченко, А. П. Панкрухин, А. Н. Лавров, Д. В. Минаев,.

B.Афанасьев, В. Черкасов, В. В. Азарьева, Е. Бурлюкина, В. Секерин,.

C.Мамонтов, Н. Моисеева, Н. Пискунова, Г. Костина, О. В. Сагинова, Г. Л. Багиев, Н. Дьячкова, В. Иевлева, И. Качалов, И. Крылов, В. М. Тарасевич, И. Муромкина и другие.

Авторы, в тоже время, недостаточно внимания уделяют оценке брендов не только с финансовой, но и с коммуникативной стороны маркетинговой политики.

Указанным определяется актуальность и своевременность диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических положений и научно-методических рекомендаций по формированию и управлению брендом вуза с учетом силы его рыночной позиции и конкурентной реакции других игроков рынка.

В соответствии с целью в диссертационной работе потребовалось решить следующие задачи:

— обосновать необходимость совершенствования подходов к управлению брендом вуза;

— систематизировать существующие классификации брендов и моделей управления брендами;

— выявить основные брендообразующие факторы, влияющие на процесс его формирования и управления;

— на основе комплексного анализа преимуществ и недостатков и систематизации методов оценки брендов, разработать методику оценки рыночной силы бренда образовательного учреждения высшего профессионального образования;

— обосновать выбор стратегии поведения вуза на основе оценки эластичности реакции конкурентов на его коммуникативные действия.

Объектом исследования является маркетинговая деятельность образовательных учреждений высшего профессионального образования Орловской области.

Предметом исследования является процесс формирования и управления брендом образовательного учреждения высшего профессионального образования.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили результаты фундаментальных и прикладных научных работ в области различных направлений маркетинга. В качестве научных заделов использовались труды учёных отечественных школ маркетинга по проблемам формирования и управления брендом, методам его оценки, работы отечественных и зарубежных авторов, освещающих научно-практический опыт разработки указанных проблем, в том числе и в сфере образования.

Решение исследовательских задач проводилось с использованием отечественных законодательных норм, программных документов государственных органов власти, Администрации Орловской области, постановлений Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ, законодательных и нормативных актов по вопросам управления деятельностью государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования РФ.

В процессе исследования использовались методы: индукции, дедукции, обобщения, сравнения, научной адаптации, маркетинговых исследований, статистического анализа и др.

Эмпирическая база исследования формировалась на основе официальных данных федеральных, региональных и местных органов Росстата России, статистических сборников, ежегодников, ведомственных справочников, содержащих материалы о тенденциях развития сферы образования в России и Орловской области, результатов маркетинговых исследований абитуриентов и их родителей, материалов ряда маркетинговых агентств, периодических изданий, монографий отечественных и зарубежных ученых, а также данных, собранных автором. Кроме того, использована электронная информация с дуеЬ-сайтов сети Интернет.

Научная новизна выводов и результатов диссертационного исследования заключается в разработке теоретических положений и научно-методических рекомендаций по формированию и управлению брендом образовательных учреждений высшего профессионального образования путем сравнительной оценки рыночной силы брендов вузов-конкурентов и выбора стратегии поведения в зависимости от эластичности реакции на коммуникативные действия на рынке.

Научная новизна подтверждается следующими научными результатами исследования, выносимыми на защиту:

— обоснована необходимость развития способов и форм управления брендом вузов как коммуникативным ресурсом, выявленная в результате анализа рынка образовательных учреждений и предпочтительных мотивов выбора потребителем вуза (п. 3.27 Паспорта специальностей ВАК);

— на основе классификаций типологии брендов произведена оценка преимуществ и недостатков существующих моделей управления брендами, позволяющая обосновать выбор подхода к управлению брендом вуза (п. 3.27 Паспорта специальностей ВАК);

— обосновано содержание брендообразующих факторов на основе результатов экспертной оценки бренда вуза и результатов контент-анализа региональных СМИ, позволяющее увязать их содержание с ценностями потребителей (п. 3.27 Паспорта специальностей ВАК);

— предложена методика оценки рыночной силы бренда вуза, основанная на методе Бостонской консультационной группы, позволяющая получить величину текущей конкурентоспособности бренда (п. 3.26 Паспорта специальностей ВАК);

— предложена методика выбора стратегии поведения вуза на основе оценки эластичности реакции конкурентов и перекрестной эластичности спроса по цене, позволяющая оценить степень взаимозависимости предложения вузов на региональном рынке (п. 3.8 Паспорта специальностей ВАК).

Практическая значимость работы. Полученные теоретические и научно-методические результаты исследования доведены до конкретных практических рекомендаций по повышению конкурентоспособности вузов с учетом особенностей управления брендом на основе оценки рыночной силы и эластичности реакции вузов-конкурентов. В частности, реализация рекомендаций по оценке рыночной силы и определению эластичности реакции могут быть использованы при разработке управленческих решений в области стратегического маркетинга, освоения новых рыночных ниш высшими учебными заведениями.

Результаты работы используются в учебном процессе при чтении курсов «Основы маркетинга», «Управление маркетингом», «Маркетинг операций», «Брендинг» студентам и слушателям экономических специальностей вузов.

Апробация и реализация результатов работы. Основные теоретические положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на 6-й всероссийской научно-практической молодежной конференции «Антикризисное управление в России в современных условиях» (Москва 2004 г.), 16-й международной конференции «Компьютерные технологии при моделировании в управлении и экономике» (Харьков — Рыбачье, 2006 г.), 4 всероссийской научно-практической конференции «Государственное и муниципальное управление в условиях формирования гражданского общества и рыночной экономики: опыт, проблемы, перспективы» (Челябинск, 2006 г.), международной научно-практической Интернет-конференции «Менталь-ность, общество, экономика: проблемы развития России» (Орел, 2006 г.), международной научно-практической Интернет-конференции «Модели взаимодействия бухгалтерского учета, анализа, аудита и налогообложения с учетом перехода на международные стандарты финансовой отчетности для предприятий промышленности, торговли и сельского хозяйства» (Орел: Орел-ГТУ, 2007 г.), Международной научно-практической конференции «Современные проблемы экономики, управления и юриспруденции» (Мурманск 2008 г.) и других.

По результатам исследования опубликовано 11 научных работ, отражающих основное содержание диссертации общим объемом 2,1 п.л., в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК Министерством образования и науки России 2 статьи.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 147 источников. Рукопись содержит 167 страниц основного текста, в том числе 55 таблиц, 22 рисунка и 9 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Сложившаяся ситуация на рынке учреждений высшего профессионального образования требует от регионального вуза серьезных маркетинговых шагов, которые должны привести к совершенствованию управления образовательным процессом, методов поиска и набора абитуриентов, качественному изменению образовательных технологий.

В связи с вышеизложенным сделаны выводы, определяющие ряд новых научных задач, возникших в связи с проведением диссертационного исследования, разработаны научно-обоснованные рекомендации по управлению брендом вуза.

Системное исследование сложившейся в современный период рыночной ситуации в сфере образования, анализ статистических данных с учетом последствий демографического кризиса, мотивов потребительского выбора позволяет утверждать, что на рынке образовательных учреждений высшего профессионального образования происходит рост предложения с одной стороны, а с другой, сокращается целевая аудитория. В частности, выявлены особенности и современные тенденции развития сферы образования, оказывающих влияние на будущее развитие страны, среди которых обострение конкуренции, значительное повышение интереса к техническим специальностям, смещение позиционирования образовательных услуг в сторону увеличения количества коммерческих мест и негосударственных вузов.

На основании анализа факторов, влияющих на формирование предпочтений при выборе образовательных учреждений высшего профессионального образования в целом по России, сделан вывод о престижности вуза, как об одном из существенных мотивирующих факторов. В связи с вышеизложенным, вузам необходимо выстраивать свое предложение с учетом наиболее значимых для потребителя атрибутов, и поддерживать устойчивое качество, отслеживая изменения в запросах потребителей и в предложениях конкурентов. С учетом этого, возникает необходимость управления брендом вуза с привлечением комплекса маркетинговых коммуникаций для обеспечения эффективного позиционирования продвижения бренда высшего учебного заведения на рынке учреждений высшего профессионального образования области.

Обобщены и проанализированы существующие определения бренда. На основе анализа существующих типов управления брендами произведена оценка преимуществ и недостатков англо-американской и восточно-азиатской моделей управления брендами на основе классификаций типологии брендов по критериям: выполняемых функций, ценностей стиля жизни и стиля потребленияархетипов потребителей. Сделан вывод о системе ценностей, закладываемых в бренд, как об основном стратегическом факторе, определяющем выбор потребителя. Каждому мотивационному типу индивида соответствуют цели, определяющие выбор бренда, которые могут быть совместимыми или противоречащими ценностям, закладываемым в бренд вуза. Отношения между данными ценностями задают схему поведения личности при осуществлении выбора и определяют, в конечном счете, линию его поведения. Данная модель системы ценностей является основой формирования бренда вуза. В результате анализа системы ценностей, закладываемых в бренд высшего учебного заведения, выделены брендообразующие факторы — функциональный, социальный и коммуникативный. Использование брендообразующих факторов, спланированных и выделенных на основе разработанной идентификации и использования выделенных ценностей, присущих данному целевому сегменту, необходимо в качестве важного коммуникативного инструмента управления брендом на олигопольных рынках образовательных учреждений высшего профессионального образования.

На основе анализа составляющих элементов данных факторов, результатов контент-анализа и сравнительной оценки фирменного стиля высших учебных заведений сделан вывод о важности коммуникативного фактора, отражающего процессы, происходящие внутри системы вуза.

Определены основные группы потребителей внешней и внутренней среды бренда вуза. С точки зрения привлечения большего числа абитуриентов и увеличения прибыли бренд вуза представляет определенную ценность для каждой из групп потребителей. В связи с вышеизложенным, а также наличием международных стандартов, предъявляемых к образовательной среде, обоснована необходимость оценки бренда вуза, как инструмента конкурентной борьбы. Осуществлена классификация и систематизация существующих в современном маркетинге методов оценки брендов, что позволило выбрать метод Бостонской консультационной группы, обладающий лучшими возможностями для оценки бренда вуза.

Разработана методика оценки рыночной силы бренда, позволяющая оценить его конкурентоспособность в сравнении с вузами-конкурентами, основанная на количественных измерениях эффекта предпринятых коммуникативных усилий с учетом удовлетворенности социальной инфраструктурой студентов вуза. Подход к оценке бренда, учитывающий его конкурентоспособность, отражает его неосязаемый характер для потребителя, а также все стороны деятельности образовательного учреждения высшего профессионального образования.

Для прогнозирования состояния бренда вуза в будущем и разработки стратегий его развития необходимо рассматривать стратегии конкурирующих организаций на рынке в аспекте коммуникативной политики. В связи с этим предложена методика выбора стратегии поведения вуза на основе оценки эластичности реакции конкурентов на комплекс коммуникативных мероприятий вуза, занимающего доминирующие позиции на рынке учреждений высшего профессионального образования, и перекрестной эластичности изменения спроса на предложение ОрелГТУ по изменению цены вузов-конкурентов. В результате анализа данных, полученных после применения данных методик необходимо сделать вывод, что реакция конкурентов ОрелГТУ по основным коммуникативным параметрам его деятельности носит агрессивный характер за исключением ресурсов Интернет-представительства вуза и поддержания его веб-сайта. В этой связи рекомендуется поддерживать достигнутый уровень коммуникативной политики и осуществлять развитие конкурентных преимуществ через функциональный фактор бренда. Данный фактор должен стать определяющим в стратегии конкурентного поведения ОрелГТУ.

Ценность работы в прикладном аспекте заключается в простоте, гибкости и универсальности предлагаемых методик для любых субъектов образовательных рынков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. Л. Маркетинг: словарь / Г. Л. Азоев. М.: ОАО НПО Экономика, 2000. — 362 с.
  2. , С. Н. Маркетинг некоммерческих субъектов / С. Н. Андреев .М.: «Финпресс», 2002.
  3. , Г. Л. Маркетинг / Г. Л. Багиев. В. М. Тарасевич, X. Анн / под общ. ред. Г. Л. Багиева. М.: Экономика, 2004. — 702 с.
  4. , И. Методы оценки стоимости бренда // Практический маркетинг 2002 -№ 3.- С. 8−10.
  5. , И. С. Маркетинг и исследования рынков / И. С. Березин. М., 1999.-560 с.
  6. , А. О. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности / А. О. Блинов, В. Я. Захаров // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. -№ 4. — С. 35−44.
  7. Большой коммерческий словарь / Под ред. Т. Ф. Рябовой, — М., 1996
  8. , Г. С. Микроэкономика / Г. С. Вечканов. СПб.: Питер Пресс, 2007.- 256 с.
  9. , О. С. Менеджмент / О. С. Виханский, А. И. Наумов.- М.: Гардарики, 2002. 528 с.
  10. Ю.Галицкий, Е. Б. Затраты домохозяйств на образование детей / Е. Б. Галицкий, М. И. Левин // Мониторинг экономики образования: Информационный бюллетень. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. — № 5 (13).
  11. , Е. Б. Коррупция в системе образования: Информационный бюллетень / Е. Б. Галицкий, М. И. Левин. М.: ГУ-ВШЭ, 2004. — № 4 (6).
  12. , И. Н. Менеджмент / И. Н. Герчикова. М.: ЮНИТИ, 2006.
  13. А. М. Брендинг / А. М. Годин, А. А. Дмитриев, И. Б. Бабленков.-М.: Дашков и Ко, 2004. 424 с.
  14. Н.Голдобин, Н. Д. Особенности маркетинга в организации дистанционного обучения / Н. Д. Голдобин // Дистанционное образование. 1999. — № 1.
  15. , Е. В. Управление продвижением бренда товара российских предприятий-производителей: автореф. дисс.. канд. эк. наук / Е. В. Голикова. М., 2002. — 21 с.
  16. , Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е. П. Голубков. М.: Финпресс, 2000. — 511 с.
  17. , Е. П. Основы маркетинга / Е. П. Голубков. М.: Финпресс, 2003.
  18. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 / Вступит, статья, проф. В. Ф. Яковлева. М.: Кодекс, 1995. — 240 с.
  19. , Е. Психологические портреты жителей Москвы и Санкт-Петербурга / Е. Громова, М. Герасимова // Рекламные Идеи, 2004. № 4.
  20. , О. В. Брэндинг / О. В. Гусева. СПб., 2003 год
  21. Гэд, Т. 4D брэндинг: взламывая корпоративный код сетевой экономики / Т. Гэд. СПб., 2003. — 228 с.
  22. Д’Алессандро, Д. Войны брендов / Д. Д’Алессандро. СПб: Питер, 2002. — 224 с.
  23. , И.А. Преимущества инженерного образования: оценка отдачи на образовательные специальности в России / И. А. Денисова, М. А. Карцева. // Прикладная эконометрика. 2007. № 1.
  24. , Б. Практический маркетинг / Б. Дихтль, X. Хершген. М., 1995. -235 с.
  25. , П. Маркетинг, ориентированный на стоимость / П. Дойль. СПб.: Питер, 2001.-С. 335.
  26. , П. Менеджмент: стратегия и тактика / П. Дойль. СПб.: Питер, 1999.-560 с.
  27. Доклад о развитии человека за 1999 год. Нью-Йорк: ПРООН, 1999. — 277 с.
  28. , С. М. Управление активами торговой марки / С. М. Дэвис СПб.: Питер, 2001.
  29. , А. П. Перспективы развития образования России в XXI веке / А. П. Егоршин // Право и образование. М., 2000, № 5. — С. 31−41
  30. , А. П. Прогноз (о перспективах образования в России) / А. П. Егоршин // Высшее образование в России, 2000. № 4. — С. 18−25
  31. , А. П. Россия: Путь в XXI век: Конспект монографии / А. П. Егоршин. Н. Новгород: НИМБ, 1999. — 43 с.
  32. , А. П. Управление персоналом / 2-е изд. / А. П. Егоршин. Н. Новгород: НИМБ, 1999. — 624 с.
  33. , Ж. Н. Открытое образование объективная парадигма XXI века / Под общей редакцией Тихомирова В. П. / Ж. Н. Зайцева, Ю. Б. Рубин, Л. Г. Титарев, В. П. Тихомиров, А. В. Хорошилов, В. Л. Усков. — М.: МЭСИ, 2000.- 178 с.
  34. Затраты домохозяйств на образование и социальная мобильность. Информационный бюллетень.- М.: ГУ ВШЭ, 2006. 56 с.
  35. , С. М. Интеллектуальные ресурсы организации / С. М. Климов -СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2000
  36. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе): Проект. М., 2000. — 13 с.
  37. , С. Человечный маркетинг / С. Коптев Н. Кларк и др. М.: Медиадом, 2003
  38. , А. Н. Маркетинговая концепция развития Кубанского государственного университета // Университетское управление, 2003. -№ 1(24). С. 35−41.
  39. , Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер. СПб.: Питер, 2006. — 816 с.
  40. , С. Брэнды, которые изменили бизнес: Полная коллекция величайших брэндов мира / С. Крейнер, Д. Дирлав. СПб.: Крылов, 2004.- 320 с.
  41. , И. В. Маркетинг / И. В. Крылов. М.: Центр, 1996. — 104 с.
  42. , И. В. Теория и практика рекламы в России / И. В. Крылов. М.: Центр, 1996.-86 с.
  43. , С. Брэндинг / С. Кумбер. М.: Вильяме, 2004. — 56 с.
  44. , Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива пер. с фр. / Ж. Ж. Ламбен. СПб.: Наука, 1996. — 589 с.
  45. , Д. С. Экономический манифест будущее российской экономики / Д. С. Львов. — М.: Экономика, 2000. — 54 с.
  46. , Д. Л. Управление предпринимательской деятельностью государственных вузов: автореф. дис.. канд. наук- Экономические науки: 08. 00.05/ Д. Л. Майсаков / Тюменский государственный университет. -Тюмень, 2002. 20 с.
  47. , М. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипа / М. Марк, К. Пирсон. СПб. Литер, 2005
  48. Маркетинг / Под ред. А. Н. Романова. М.: ЮНИТИ, 1995. — 234 с.
  49. Менеджмент, маркетинг и экономика образования / Под ред. А. П. Егоршина. Н. Новгород: НИМБ, 2004. — 525 с.
  50. , Г. Принципы экономике / Г. Мэнкью. СПб: Питер Ком, 1999. -560 с.
  51. , А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учебное пособие / А. П. Панкрухин. М.: Интерпракс, 1995.
  52. , В. Анатомия бренда / В. Перция, Л. Мамлеева. М.: Ваклер, 2001. — 324 с.
  53. , Р. Бренд как основа маркетинга / Р. Петренко // Практ. маркетинг. 2000. — № 6. — С. 15 — 21.
  54. , Н. А. Маркетинговые подходы к изучению потребностей в товарах и услугах в вузах / H.A. Платонова, И. В. Христофорова // Маркетинг в России и за рубежом. 2003, № 5. — С. 18−24
  55. , Е. В. Сегментация рынка / Е. В. Попов // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 2. — С. 34−38
  56. , М. Международная конкуренция: пер. с англ / М. Портер. М., 2004
  57. , Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов / Г. Г. Поцепцов. -М.: Ваклер, 2001.-56 с.
  58. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. кол. Д. С. Львов / М.: Экономика, 1999. 793 с.
  59. , Э. Маркетинговые войны / Э. Райз, Д. Траут. М., 2005
  60. , Б. А. Словарь современных экономических терминов / Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. М.: Айрис Пресс, 2006.-479 с.
  61. , Р. Реальность в рекламе / Р. Ривз.- Москва, 1994.
  62. , Е.В. Реклама: Учебник для студентов специальности «Маркетинг». 3-е изд., перераб. и доп. / Е. В. Ромат. — Киев: Харьков: НВФ Студцентр. -2000.
  63. , Н. Рыночная стоимость торговой марки: ее значение для построения маркетинговой стратегии / Н. Россидес // Корпоративный менеджмент. 2005. — № 3. С. 20−22.
  64. Российская Федерация. Законы. О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров: федер. закон от 23.09.1992 г. -№ 3520−1 //Российская газета. 1992. — № 228. — С. 3−6
  65. Российский статистический ежегодник: Стат. сборник / Госкомитет России. М., 1998. 813 с.
  66. , Я. Почему выбирают то или иное учебное заведение и для чего получают образование? / Я. Рощина // Народное образование. 2005. -№ 10.-С. 47−53.
  67. , Т. Н. Управление процессом маркетинга на предприятиях: теоретико-методические аспекты / Т. Н. Рыжикова. М.: Бином. 2001.
  68. , И. В. Товарный знак как способ защиты прав, торговая марка как средство продвижения. История и перспективы развития / И. В. Рыкова // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. — № 3. — С. 29−33.
  69. Рыночная экономика: словарь/ под общ. ред. Г. Я. Кипермана М.: Республика, 1993. — 524 с.
  70. , О. В. Маркетинг образовательных услуг/ О. В. Сагинова // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 1. — С.3−6.
  71. , В. Г. Управление качеством образования в регионах России /
  72. В. Г. Садков, В. А. Голенков, Д. В. Аронов, Т. Б. Брехова, Т. Г. Вайдерова, Ю. С. Степанов, П. Н. Машегов / Монография / Изд 2-е, перераб., доп. -М.: Прогресс, 2007. 262 с.
  73. , Ч. Реклама: теория и практика: пер. с англ. / Ч. Сендидж. М.: Сирин, 2001.-449 с.
  74. , И. М. Паблик рилэйшнз в коммерческой деятельности / И. М. Синяева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998. — 328 с.
  75. , М. Где учиться дешевле: в России или за рубежом? / М. Скоробогатов, О. Нищенко // Обучение за рубежом. 2003. — № 5
  76. , И. И. Сравнительный анализ существующих методик оценки стоимости торговых марок / И. И. Скоробогатых, Д. А. Чиняева // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 4−6.
  77. , Н. Д. Управление активами торговой марки / Н. Дэвис Скотт. -СПб.: Питер. 2001.-354с.
  78. , Б. А. Стратегический план маркетинга / Б. А. Соловьев // Бизнес. 1992. — № 6. — С. 16−17.
  79. Социальное положение и уровень жизни населения России-2003. М.: Госкомстат, 2003
  80. , А. Архитектура брендов компании / А. Стась // Альманах «Комплекс маркетинга», 2002. № 1. — С. 91−98
  81. , А. Десять заповедей успешного бренд-менеджмента / А. Стась // Бренд-менеджмент, 2001. № 1.
  82. Статистический ежегодник «Орловская область в цифрах», 2007 г.
  83. Стратегии семей в сфере образования. Информационный бюллетень. Минобразования РФ. М:. ГУ-ВШЭ, ФОМ, 2004. — № 2. — С. 13.
  84. Стратегии учреждений профессионального образования: проблемы качетва. Информационный бюллетень.- М.: ГУ-ВШЭ, 2006. 96 с.
  85. , Ю. Олег Дерипаска хочет получить высшее образование / Ю. Таратута // Коммерсантъ, 23.03.2006. № 50 (3381)
  86. , В. М. Маркетинг: новые технологии в России / В. М. Терещенко. СПб.: Питер, 2001. — 234 с.
  87. , В. П. ВУЗ в рыночных условиях. Стратегическая конкурентоспособность МЭСИ / В. П. Тихомиров Материалы конференции Консорциума «Открытое образование» «2003/2004 учебный год: готовность и особенности. М, 2003.
  88. , Т. Депозит доверия / Т. Ткачук, М. Семенова // Секрет фирмы. -2004.-№ 7.-С. 28−35.
  89. , М. В. Модель имиджа организации / М. В. Томилова // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. — № 1.- С. 34−39.
  90. , А. А. Стратегический менеджмент — искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. М.: ЮНИТИ, 1998. — 576 с.
  91. , Б. Э. Словарь маркетинговых терминов / Б. Э. Тоффлер, Дж. Имбер. М., 2000.
  92. , Д. Позиционирование: битва за умы / Д. Траут, Э. Райе М., 1996.
  93. , X. А. Анализ состояния проблемы управления конкурентоспособностью организации сферы услуг / X. А. Фасхиев, И. М. Гараев // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 4. — С. 14−21
  94. P.A. Стратегический менеджмент: Учебник. М.: Дело, 2001.-448 с.
  95. , Ю. В чем отличия раскрутки национального и международного брэндов в России? / Ю. Федутинов // Профиль. — 1999. -№ 41
  96. , П. Анализ характера, или Типология по Майерс-Бриггс / П. Хеджес.- М.: Эксмо, 2003
  97. , В. Е. Современный маркетинг / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева, Е. Э. Автухова М., Финансы и статистика, 2002. — 528 с.
  98. , Г. Как создать имя, которое приносит миллионы / Г. Чармэссон. Спб.: Питер, 1999
  99. Чернатони, JL От видения бренда к оценке бренда / 2-е издание / JI. Чернатони. -М.: Технологии, 2007. 310 с. ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 156 с.
  100. , В. Д. Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия / В. Д. Шкардун // Маркетинг в России и за рубежом, 2001. -№ 3. С. 28−35.
  101. , А. Как оценить деловую репутацию / А. Школин // Репутационный капитал. -2004. № 3. — С. 17−19.
  102. , JI. Н. Формирование механизма управления интеллектуальным капиталом промышленного предприятия: автореф. дис.. канд. эк. наук / JL Н. Щербакова. Белгород, 2005. — 21 с.
  103. Aaker, D. Bilding Strong Brends. The Free Press, 1995. — 400 p.
  104. Keller, K. L. Strategic Brand Manadgment. Bilding, Mesuring and Manadging Brand Equity.- Prentice Hall, 1998
  105. Keller, K. L. Building Customer-Based Brand Equity//Marketing Management, 2001. C. 15−19
  106. Koch, R. The Dictionary of Financial Management, 1992
  107. Lambin, J. J. Strategic Marketing: a European Approach. McGraw-Hill Marketing for Professionals Series, London et al., McGraw-Hill Book Company 1993
  108. Martin, D. N. Romansing the Brend: The Power of Advertisting and How to Use It. -New York: AMACON, 1989. 288 p.
Заполнить форму текущей работой