Развитие инновационной политики Российской Федерации
Рисунок 2 — приоритеты научной политики Еще одно значимое условие кроется в укреплении международного партнерства в области инноваций и научных исследований. Оказывая хорошее влияние на будущие исследования и инновационное сотрудничество между Россией и другими странами. Основные цели совместной работы включают в себя прогрессирование молодых ученых и увеличение сотрудничества в области… Читать ещё >
Развитие инновационной политики Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие инновационной политики РФ
Регулирование государством инновационных процессов и эффективная инновационная политика, как отмечают многие исследователи, является одним из значимых условий перевода функционирования экономики на рыночный курс.
Таким образом, тема курсовой работы является ценной и актуальной. Так как современные ориентации мирового экономического развития, когда конкурентоспособность национальной экономики основывается в первую очередь уровнем технологического развития, диктуют необходимость принятия национальной промышленной политики России с опорой на научно-промышленный сектор.
Цель научной статьи — анализ современного состояния инновационного комплекса России, выявление проблем и поиск методов их решения. инновационный государственный поддержка Научная полемика в области данной проблематики занимаются следующие ученые:
МАТКОВСКАЯ Я.А. «Эффективное функционирование национальной инновационной системы нуждается в формировании инновационной инфраструктуры и инновационных отношений в обществе. Она требует специальной методологии и реализуется в рамках социальной политики. Эта сфера социальной политики определяет проблемы, связанные с формированием инновационно-активных кластеров, которые разрабатывают и реализуют инновационные технологии.».
ЖУРКО В.И. «Молодежная политика России в сфере образования характеризуется наличием ряда проблем, образующих барьер на пути инновационного развития страны. Для их решения необходимы разнообразные многолетние усилия общества и, прежде всего, повышение уровня самосознания и самоактуализации молодого поколения как основы инновационной политики на модернизацию российской экономики. Высшие учебные заведения должны оказывать существенно большее, чем сейчас, влияние на молодежную политику в стране.».
РЫБАЛЬЧЕНКО И.Е. «Важность развития высокотехнологичной медицинской помощи в России была осознана в начале 1990;х гг., однако целенаправленная политика по формированию соответствующей системы начала формироваться только на рубеже веков. В настоящее время можно говорить о том, что основные элементы национальной системы высокотехнологичной медицинской помощи уже существуют, но система еще не сформирована полностью.».
А также АГЕЕВ Н.В., ТАРАНЕНКО О.Н., СУВОРОВА А.В., НИКОНОВА Я.И., ТОПСАХАЛОВА Ф. М.-Г. НИРОВ М.Ч., ФАДЕЕВА Е.А.
Методы исследования научного материала. В статье были использованы следующие методы научного познания: анализ и синтез, метод дедукции и индукции, метод моделирования и другие.
Экономическое приращение в значимой мере обусловлено влияньем на него большого количества факторов, в числе и таких как например, уровень технологий, качественные параметры основного капитала и его объем, сообразительность к новым технологическим системам, как качество и количество природных ресурсов, их достигаемость для потребления, наличие трудовых источников, их образовательные и квалификационные показатели, спрос на производимые продукты и способность к полному использованию расширяющегося объема ресурсов, склонность распределения в национальном хозяйстве ресурсов которые имеются в наличии для получения наибольшего количества качественной продукции и др. Для действующего воздействия каждого из этих факторов необходимо усвоение достижений научно-технического прогресса при внедрении инноваций, которые обеспечивают создание новшеств и их практичную продажу в виде нового продукта, вложения средств, обеспечивающих замену поколений технологий и техники, эффективное использование этих новшеств, экономический рост.
Главным определяющим фактором является государственная инновационная политика, характеризующая направления и приоритеты инновационного развития общества, процессы стимулирования и ограничения технологий, степень соотношения рыночной и нерыночной образующих экономическое регулирование этой сфере и т. д., выступая основанием для правового регулирования инновационных отношений.
Для того чтобы увеличить наукоемкость компаний производимых ими продуктов и услуг, необходима системная целенаправленная работа в сфере инноваций, включающая в себя: разработку, формирование процедур и средств оценки инновационной возможности; разработку и опору подходящего инвестиционного климата и прочих объектов инновационной деятельности (образовательных и научно-исследовательских заведений, наукоградов, технологических парков, бизнес-инкубаторов, инновационных центров и т. п.); хорошее взаимодействие с государственными фондами и органами поддержки инноваций и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
В России инновационная инфраструктура не является чем-то новым. Её отдельные компоненты были созданы задолго до того, как был объявлен курс на реконструкцию экономики. Например, первые бизнес-инкубаторы и технопарки были организованы еще в начале 90-х [4]. Первыми, кто формировал структуры инновационного типа явились такие города как Москва, Томск, Зеленоград. Основные направления государственной поддержки можно увидеть на рисунке 1. Технопарки стали открываться в каждом крупном городе, имеющем значимую научно-исследовательскую базу. В конце 90-х годов появляются первые бизнес-инкубаторы на базе основных ВУЗов. Позже к процессу присоединились региональные власти и были образованы первые технопарки регионального значения.
Рисунок 1 — основные направления государственной поддержки инноваций Задачи формирования инновационной политики и эффективности государства в методах стимулирования инноваций, инновационном процессе, представляют в настоящее время значимую задачу научных исследований во всем мире.
В июне 2011 г. совместный труд Министерство образования России и организация экономического сотрудничества и развития приготовила разбор инновационной политики Российской Федерации. В нем замечается, что «недостаточно просто наращивать прямые государственные инвестиции в науку и инновации, если необходимому улучшению более широкого экономического контекста уделяется слишком мало внимания». В отчете Всемирного экономического форума о конкурентоспособности стран мира за 2015 год (The Global Competitiveness Report 2015) [1] Россия заняла 45 место, уступив Казахстану, Латвии, Польше и прочим.
Причины замедления названы неэффективная и слабая институциональная среда, фаворитизм и коррупция, подверженная, внешнему вмешательству, судебная власть, неразвитость малого и среднего предпринимательства. В качестве благоприятных первопричин отмечены высокий образовательный уровень населения и широкая распространенность передовых коммуникационных и информационных технологий. Меткая политика в области науки и образования может стать сердцем инновационного развития России.
Наряду с перечисленными выше принятыми границами работают и некоторые новейшие механизмы, необходимые для поддержания высоких темпов социально-экономического роста. Начали свою работу отдельные институты развития, в числе: особые экономические зоны, Российский фонд прямых инвестиций, Российская венчурная компания, и другие вкладывательные фонды, складывается нормативная база, требуемая для их успешного движения.
Анализ российского статистического ежегодника [5] показало, что государство вкладывает в развитие инновационной инфраструктуры с каждым годом все больше средств. Результаты в таблице 1.
Таблица 1 — финансирование науки из средств федерального бюджета.
ГОД. | |||||||
Цели финансирования. | 2000 год. | 2005 год. | 2010 год. | 2011 год. | 2012 год. | 2013 год. | 2014 год. |
расходы федерального бюджета, млн. руб. | 17 396,4. | 76 909,3. | 237 644,0. | 313 899,3. | 355 920,1. | 425 301,7. | 437 273,3. |
в том числе: | |||||||
на фундаментальные исследования. | 8219,3. | 32 025,1. | 82 172,0. | 91 684,5. | 86 623,2. | 112 230,9. | 121 599,5. |
на прикладные научные исследования. | 9177,1. | 44 884,2. | 155 472,0. | 222 214,8. | 269 296,9. | 313 070,8. | 315 673,8. |
в процентах: | |||||||
к расходам федерального бюджета. | 1,69. | 2,19. | 2,35. | 2,87. | 2,76. | 3,19. | 2,95. |
к валовому внутреннему продукту. | 0,24. | 0,36. | 0,51. | 0,56. | 0,57. | 0,64. | 0,61. |
Так же возросло использование запатентованных научных разработок.
Таблица 2 — использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в России (единиц).
Использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности — всего. | ГОД. | ||||||
2000 год. | 2005 год. | 2010 год. | 2011 год. | 2012 год. | 2013 год. | 2014 год. | |
в том числе: | |||||||
изобретений. | |||||||
полезных моделей. | |||||||
промышленных образцов. | |||||||
программ для ЭВМ. | |||||||
баз данных. | … | ||||||
типологий интегральных микросхем. |
Снижение количества рабочих в сфере науки и техники в период с 2005;2012 было снижено по ряду экономических и неэкономических причин. Данные в таблице 3.
Таблица 3 — численность персонала, занятого исследованиями и разработками (человек).
Занятый персонал исследованиями и разработками. | ГОД. | ||||||
2000 год. | 2005 год. | 2010 год. | 2011 год. | 2012 год. | 2013 год. | 2014 год. | |
Численность персонала — всего. | |||||||
в том числе: | |||||||
исследователи. | |||||||
техники. | |||||||
вспомогательный персонал. | |||||||
прочий персонал. |
Главными документами, определяющими политику в сфере образования, стали принятые в 2012 г. Государственная программа «Развитие образования» на 2013;2020 гг. [2], Закон «Об образовании в Российской Федерации» [3], указы Президента РФ [6]. Значимые направления государственной политики, назначенные в государственной программе «Развитие образования», это повышение эффективности реализации молодежной политики и обеспечение высочайшего качества российского образования. Основные показатели программы носят количественный характер и включают такие задачи:
- — повысить к 2020 г. количество детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, до 70−75%" ;
- — повысить к 2020 г. долю образовательных заведений среднего профессионального образования и образовательных заведений ВПО, корпуса которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями, с 3% до 25%" .
- — повысить к 2015 г. объем занятого населения в возрасте от 25 до 60 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, до 37%"
Гос. политика в сфере науки в настоящее время вышла на первый план, обозначив стимулирование технологического развития и инновационном процессе (см. рис. 2). Изменение преимуществ нашло отражение в упразднении Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизированнию и технологическому развитию экономики и Правительственном совету по инновациям и высоким технологиям. Организационные изменения были объяснены необходимостью исключения дублирования, однако повлекли и снижение внимания к данной сфере деятельности.
Рисунок 2 — приоритеты научной политики Еще одно значимое условие кроется в укреплении международного партнерства в области инноваций и научных исследований. Оказывая хорошее влияние на будущие исследования и инновационное сотрудничество между Россией и другими странами. Основные цели совместной работы включают в себя прогрессирование молодых ученых и увеличение сотрудничества в области профессионального обучения, развитие сотрудничества в области инноваций, расширение взаимодействия при совместных передовых исследованиях. Содействие наиболее благоприятных условий, разрушение преград, с которыми сходятся российские предприятия в настоящее время во внешне экономической деятельности, содействие при продвижении на международные рынки в том числе, сверхтехнологичные, окажет положительное влияние на инновационное поднятие.
Лишь своевременные и требуемые изменения в образовании, культуре, технике, инновационной сфере и др. помогут нарастить и увеличить уровень жизни, а также конкурировать с другими странами.
Библиографический список
[1] The Global Competitiveness Report // URL: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2015;2016/competitiveness-rankings/ (дата обращения 25,02,2016 г.).
[2] Государственная программа «Развитие образования» на 2013;2020 // URL: http://xn—80abucjiibhv9a.xn—p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3409 (дата обращения 25,02,2016 г.).
[3] Закон «Об образовании в Российской Федерации» // URL: http://xn—80abucjiibhv9a.xn—p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974 (дата обращения 24,02,2016 г.).
[4] Инновации в малом бизнесе //URL: http://www.innovbusiness.ru/content/document_r_A6B0F472-FCD5−48C8-AF8F-5F0DD243D6CA.html (дата обращения 24,02,2016 г.).
[5] Российский статистический ежегодник 2013 //URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2013/year/year13.rar#1 (дата обращения 13.03.2016 г.).
[6] Российский статистический ежегодник 2015 // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1 135 087 342 078 (дата обращения 24,02,2016 г.).
[7] Указ Президента РФ О Совете при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35 550 (дата обращения 23,02,2016 г.).
[8] Управление экономическими системами: электронный научный журнал //URL: http://www.uecs.ru/uecs-47−112 012/item/1694−2012;11−23−07−21−19 (дата обращения 13.03.2016 г.).
[9] Урсу, Инна Викторовна Человеческий капитал как фактор инновационного развития //URL: http://dlib.rsl.ru/rsl01006000000/rsl01006748000/rsl01006748726/rsl01006748726.pdf (дата обращения 13.03.2016 г.).
[10] Вопросы формирования эффективной национальной инновационной системы России //URL: http://www.moluch.ru/archive/37/4215/ (дата обращения 13.03.2016 г.).
[11] Механизмы реализации инновационной политики государства //URL: http://transfer.eltech.ru/innov/archive.nsf/0d592545e5d69ff3c32568fe00319ec1/f94a946d73a2830dc32570de0032f9d6?OpenDocument (дата обращения 13.03.2016 г.).
[12] Рыбальченко И. Е. Инновационное направление социальной политики //Прикаспийский журнал: управление и технологии № 4 (16) 2011 год стр.: 111 (дата обращения 13.03.2016 г.).
[13] Журко В. И. Модернизации Инновации Развитие //научно-практический журнал МИРБИС № 1 (5) 2011 с 69 (дата обращения 13.03.2016 г.).
[14] Лопатин В //Право интеллектуальной собственности стр.: 11−16 (дата обращения 13.03.2016 г.).
[15] Оболенский В. //Мировая экономика и международные отношения Стр.: 31−39 (дата обращения 13.03.2016 г.).
[16] Вострикова О. А., Агафонова М. С. //Успехи современного естествознания стр.: 134 (дата обращения 13.03.2016 г.).
[17] Ануфриева Е. М., БЛОХИНЦЕВА О. Н. //Вестник волжского университета им. В. Н. Татищева стр.: 273−277 (дата обращения 13.03.2016 г.).
[18] Сухинин В. Г. /Sochi journal of economy стр.: 111−115.
[19] Шмарион Ю. В.//Вестник тамбовского университета стр.: 13−23 (дата обращения 13.03.2016 г.).
[20] Кудина О. В.// В мире научных открытий стр: 295 (дата обращения 13.03.2016 г.).