Закономерности и особенности развития сферы образовательных услуг в регионе (на материалах Северо-Кавказского федерального округа)
Сверхактуальной задачей научного обеспечения модернизационного пути развития Российской Федерации становится вектор перманентного образования на протяжении всей трудовой жизни индивида. Успех подобной работы, какую бы форму она не принимала на различных этапах деятельности человека (традиционное образование, самообразование, повышение квалификации, переобучение и др.), напрямую зависит… Читать ещё >
Содержание
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ И РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕЙ ЕЕ СТРУКТУРЕ
- 1. 1. Исследование социально-экономической роли и значения образовательных услуг
- 1. 2. Выявление тенденций и закономерностей развития сферы образовательных услуг за рубежом
- 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕГИОНЕ
- 2. 1. Исследование показателей развития сферы образования в Российской Федерации и Северо-Кавказском федеральном округе
- 2. 2. Оценка влияния социально-экономических факторов на развитие сферы образовательных услуг в регионе
- 3. РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РЕГИОНА
- 3. 1. Анализ проблем, существующих в сфере образования
- 3. 2. Совершенствование региональной системы управления учреждениями сферы образовательных услуг
Закономерности и особенности развития сферы образовательных услуг в регионе (на материалах Северо-Кавказского федерального округа) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Требования всё более глобализирующейся отечественной, как и любой иной национальной экономики диктуют необходимость подготовки кадров высокопрофессионального уровня, вооруженных самыми последними методическими и практическими приемами и знаниями, которые, в свою очередь, базируются на наиболее актуальных теоретических и методологических концепциях и воззрениях.
Сверхактуальной задачей научного обеспечения модернизационного пути развития Российской Федерации становится вектор перманентного образования на протяжении всей трудовой жизни индивида. Успех подобной работы, какую бы форму она не принимала на различных этапах деятельности человека (традиционное образование, самообразование, повышение квалификации, переобучение и др.), напрямую зависит от эффективной деятельности учреждений сферы образовательных услуг. Последнее только заостряет требование актуальности используемых методик, приемов, теоретических и практических приёмов образования в реальной прикладной деятельности* обучающихся. Только подобное преломление образовательных технологий способно обеспечить растущие потребности современной экономики, обеспечивая ее конкурентные преимущества и нивелируя многочисленные реальные и потенциальные риски различной природы.
Инновационная парадигма процесса экономического развития нашей страны объективно выдвигает потребность поисков новых современных подходов к постоянному совершенствованию услуг образовательных учреждений различного уровня, в том числе высших учебных заведений в рамках модернизации, а по существу кардинального реформирования системы отечественного образования. Последнее по существу может быть представлено как системная интеграция сферы образования, науки, бизнеса и производства.
Специфика каждого отдельно взятого образовательного учреждения определяет образовательный ландшафт региональной и национальной экономики. Именно поэтому локальные особенности сферы образовательных услуг подлежат глубокому аналитическому научному исследованию. Образовательный ландшафт, в данном случае, является, с одной стороны, отражением спектра региональных социально-экономических особенностей, с другой стороны, — сам во многом выступает в качестве инициатора новых магистральных векторов развития региональной экономики.
Общефедеральные тренды, интересные сами по себе в эпоху смены образовательных парадигм, крайне значимы и не всегда однозначно преломляются в уникальном по своим особенностям (демографическим, этническим, интеллектуальным, социально-экономическим и др.) Северо-Кавказком федеральном округе.
Все вышеуказанное и определило необходимость исследований в области текущих и перспективных трендов развития сферы образовательных услуг в региональном разрезе.
Степень изученности проблемы. Актуализация вопросов формирования и развития сферы образовательных услуг нашла свое отражение в многочисленности и многоаспектности исследований по данной тематике.
Мощная теоретическая база и обоснование методологических подходов к изучению сферы образовательных услуг стали результатом научных изысканий А. Бравермана, Н. Восколович, Е. Жильцова, С. Мамонтова, О. Сагановой и др.
Сущность, значение, социальные и экономические функции образовательных услуг, особенности динамики, трендовая динамика рынка образовательных услуг в региональном и глобализационном разрезах стали 4 предметом глубокого рассмотрения А. Алексеева, В. Бондаренко, В. Зотова, В. Колесова, Н. Литвиновой, М. Лукашенко, С. Мохначева, А. Панкрухина, Е. Скрипак, С. Филатова, Л. Шаховской и др.
Аналогичную проблематику в своих исследованиях поднимают зарубежные специалисты: Э. Брукинг, Т. Коллер, Т. Коупленд, Ф. Махлуп, М. Миллер, Ф. Модильяни, Дж. Муррин, Дж. Стиглиц.
Говоря об услуговой направленности сферы образования нельзя не упомянуть работы наших соотечественников: Е. Голубкова, С. Давидюка, У. Зинурова, А. Егоршина, Д. Минаева, О. Митасова, А. Михайлушкина, А. Немчинова, О. Сагинова, В. Щетинина и др.
Рассмотрению вопросов сущности, содержания и значения образовательного пространства посвящены работы целого ряда отечественных (В.Агафонова, М. Агранович, И. Андреева, В. Атоян,.
A.Барановский, О. Белаш, Е. Белый, И. Березин, Л. Бойко, П. Владиславлев,-.
B.Взятышев, Е. Геворкян, Б. Гершунский, В. Глухов, А. Дусавицкий, Е. Деев, В. Демин, Е. Заборова, А. Запесоцкий, И. Иванова, И. Ильинский, Н. Кельчевский, В. Кожухар, О. Крухмалева, Л. Кухтинова, Г. Лазарев, Л. Лесли, А. Ливандовская, Е. Морозова, О. Мартыненко, А. Новиков,.
B.Онушкин, Ф. Перегудов, Л. Романков, И. Романова, Л. Савельева, Н. Селезнева, Л. Сосунова, С. Струмилина, В. Тамбовцев,. М. Удальцова,.
C.Хаирова, В. Чекмарев, В. Шукшунов) и зарубежных (Д. Белл, А. Гершун, М. Гордон, Дж. Гэлбрейт, У. Дайдзард П. Ф. Дракер, Р. Каплан, Р. Нельсон Ричард, Д. Нортон, У. Ростоу, Р. Томсоп, Дж. Уинтер Сидней, Т. Стоуньер, О. Тоффлер и др.) ученых.
В работах этих и других авторов исследуются различные аспекты функционирования сферы образовательных услуг. Вместе с тем, тематика региональных образовательных ландшафтов по-прежнему обладает огромным исследовательским потенциалом, который в максимальной степени может быть реализован с учетом специфики каждого субъекта.
Российской Федерации. Вышеизложенные обстоятельства и определили 5 выбор темы диссертационной работы, определили ее цели и задачи, а также логику и архитектонику работы.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационного исследования является определение императивов и формирование направлений развития учреждений сферы образовательных услуг в регионе, реализациякоторых предполагает решение комплекса взаимосвязанных задач: обосновать роль и значение сферы образовательных услуг на современном этапе развития общественной жизниисследовать содержание и специфику образовательной услугивыявить проблемы и закономерности развития сферы образовательных услугосуществить оценку развития учреждений сферы образования в.
Северо-Кавказском федеральном округеисследовать влияние ряда социально-экономических факторов на «число студентов в высших учебных заведениях регионапредложить, направления повышения эффективности управления учреждениями сферы образования с учетом специфики региона.
Объектом исследования являются учреждения сферы образовательных услуг региона, в данном конкретном случае, — субъектов.
Северо-Кавказского федерального округа.
Предметом исследования являются социально-экономические отношения, связанные с формированием и развитием сферы образовательных услуг в Северо-Кавказском федеральном округе.
Соответствие темы диссертационного исследования требованиям.
Паспорта специальностей ВАК (по экономическим наукам).
Исследование выполнено в соответствии с п. 1.6.109. «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка», п. 1.6.116.
Механизм повышения эффективности и качества услуг" и п. 1.6.125.
Повышение эффективности использования рыночных инструментов в сфере услуг" Паспорта специальностей ВАК РФ по экономическим наукам 6.
08.00.05. — Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг).
Теоретическая и эмпирическая база исследования. Теоретическую и методологическую базу сформировали труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам формирования и развития сферы образовательных услуг в условиях рынка.
Информационно-документальным фундаментом исследования послужили нормативно-правовые акты, отражающие и регулирующие различные аспекты функционирования и развития сферы образованияуказы Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ и Северо-Кавказского федерального округа по развитию учреждений сферы образованиярезультаты практических разработок автора.
Методы исследования. При написании диссертационной работы применение получили различные методы и приёмы экономических исследований: аналитический, сравнительный, анализа и синтеза, монографический, дедукции и индукции, расчётно-конструктивный, экономико-статистические методы (наблюдение, сводка, группировка, абсолютных и относительных величин, табличный, графический).
Научная новизна исследования заключается в определении императивов и обосновании теоретических и методических положений концепции формирования и развития сферы образовательных услуг в регионе.
Наиболее существенные результаты, характеризующие научную новизну, заключаются в следующем:
— выделены особенности сферы образовательных услуг на современном этапе развития экономики (активное применение информационных, медиаи интерактивных технологий и систем получения, преобразования и передачи информационных данныхстимулирование процессов развития личности путем передачи инновационных знаний, накопленного опыта и др.), что 7 позволило определить роль и значение сферы образовательных услуг в структуре общественной жизни и активизации личностного и интеллектуального потенциала населения страны;
— расширено содержание образовательной услуги как блага, предоставляющего возможность развития, самореализации и самоактуализации индивида, обеспечения карьерного и профессионального роста, а также повышения уровня его благосостояния и качества жизни, что позволило выделить ее специфические характеристики (неотделимость от источника ее предоставленияподверженность влиянию факторов различной природыневозможность длительного и достоверного сохранения первоначальных свойствобязательное участие потребителя в процессе приобретения услуги и др.);
— определены отраслевые проблемы формирования и развития сферы образования (отсутствие политической и экономической стабильности, ухудшение кадровой составляющей, снижение общего уровня образования среди населения и др.), что позволило выявить основные закономерности развития сферы образовательных услуг (транформация прав собственности в ходе реализации процессов приватизации на управление учреждениями сферы образованияформирование нового сегмента образовательных услуг, включающего ускоренное, дистанционное, деловое образование и др.- стимулирование развития конкурентных преимуществ, ориентированных на предоставление возможности выбора у потребителей образовательных услуг);
— осуществлен ситуационный анализ развития сферы образовательных услуг Северо-Кавказского федерального округа, что позволило установить наличие у подавляющего большинства населения исследуемого региона высокого образовательного потенциала и традиционного стремления к получению высшего профессионального образования, что служит позитивным фактором с позиции занятости населения и противодействия вовлечения молодежи в противоправную (террористическую) деятельность и 8 является мощной стабилизирующей предпосылкой устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития исследуемого региона;
— разработаны на основе использования метода полигональной регрессии, посубъектные статистические модели влияния ряда социально-экономических факторов (численность населения, среднегодовая численность занятых ¦ в экономике, удельный вес населения моложе трудоспособного возраста, среднедушевые денежные доходы, потребительские расходы на душу населения, валовой региональный продукт на душу населения, объем основных фондов в региональной экономике, инвестиции в основной капитал на душу населения) на число студентов в высших учебных заведениях региона, что позволило дифференцировать подходы к планированию и управлению сферой образовательных услуг по субъектам Северо-Кавказского федерального1 округа со сходными динамическими трендамипредложена система управления учреждениями сферы образовательных услуг в регионе и сформулированы ее базовые принципы, являющиеся ключевыми векторами развития исследуемой отрасли (интеграция в общеевропейскую систему образованияперманентность образования на протяжении всей трудовой жизни индивидаинновационность. образования, проявляющаяся’в стимулировании, развития науки-с целью обеспечения высоких конкурентных преимуществ учреждений сферы образовательных услугсистемная интеграция сферы образования, науки, бизнеса и производства и т. д.), применение и следование которым позволяет ускорить процесс перехода учреждений сферы образовательных услуг Северо-Кавказского федерального округа на качественно новый уровень развития.
Теоретическая значимость исследования. Теоретические положения представленной диссертации могут быть применены с целью обогащения научного знания и принятий обоснованных управленческих решений по 9 проблемам повышения эффективности и результативности функционирования учреждений сферы образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в диссертации положения, выводы и рекомендации могут быть использованы при разработке и последующей реализации целевых программ и проектов обеспечения устойчивого развития сферы образовательных услуг в регионе.
Результаты диссертационной работы получили отражение и используются в учебном процессе при изучении курсов «Экономика сферы услуг», «Экономика знаний», «Инновационный менеджмент», «Менеджмент в отраслях и сферах деятельности», «Маркетинг услуг».
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались автором на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях (гг. Москва, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Сочи, Шахты, Пятигорск, Кисловодск), в 2008;2011гг.
Публикации. По теме исследования опубликовано 12 научных работ, общим объемом 3,6 п.л. (доля автора 3,4 п.л.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех, глав, выводов и рекомендаций, библиографии.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.
1. Инновационная парадигма процесса экономического развития нашей страны объективно выдвигает потребность поисков: новых современных подходов к постоянному совершенствованию услуг образовательных учреждений различного уровня, в том числе высших учебных заведений в рамках модернизации, а по существу кардинального реформирования системыотечественного образования. Последнее по существу может быть представлено как системная интеграция сферы образования, науки, бизнеса и производства;
2. Специфика каждого отдельно взятого образовательного учреждения определяет образовательный: ландшафт. региональной и национальной? экономики. Именно поэтому локальные особенности сферы образовательных услуг, подлежат глубокому аналитическому научному.: исследованию-. Образовательный ландшафт, ве данном: случае, является, с одной стороны, отражением спектра региональных социально-экономических особенностей, с другош стороны, — самво многом выступает в качестве: инициатора новых магистральных векторов развития региональной экономики.
3 Общефедеральные тренды, интересные сами по себе в эпоху смены образовательных: парадигм-,/крайнезначимы и не всегда однозначно преломляются: в уникальном по своимособенностям- (демографическим, этническиминтеллектуальным, социально-экономическими др.) Северо-Кавказком федеральном, округе.
4. В диссертации выделены особенности сферы образовательных услуг:
— усиления и расширения роли и значения сферыобразовательных услуг в современной экономической системе;
— активного применения' информационных, медиаи. интерактивных технологий и систем получения, преобразования и передачи информационных данных;
— стимулирования процессов развития личности путем передачи инновационных знаний, накопленного опыта и т. д.;
— реализации отдельными организациями, институтами, органами управления социальных функций, свойственных учреждениям сферы образовательных услуг;
— интеграции и глобализации системы образования;
— формирования-системы непрерывного образования — на протяжении всего жизненного цикла-работника;
— активизации применения рыночных инструментов с целью обеспеченияустойчивого развития учреждений сферы образовательных услуг и др.
5. Представлено авторское: видение, согласно которому-образовательная услугапредставляет собой благо* предоставляющее возможность, развитиясамореализации и самоактуализации индивида, обеспечения* карьерного и профессионального роста, а также повышенияуровня его благосостояния и качества жизни в целом.
6: Исследование существующих подходов к определению сущности образовательной услуги, позволило отметить наличие не только общеизвестных* характеристик, но и специфических, присущих только ей:
— невозможность полученияпредварительных данных об итогах процесса обучения;
— неотделимость образовательной услуги — от источника ее предоставления;
— подверженность образовательных услуг влиянию факторов различной природы (изменение конъюнктуры рынка труда, требований к уровню подготовки персонала, износ материально-технической базы, появление новых специальностей и т. д.) — невозможностьдлительного и достоверного сохранения первоначальных свойств образовательной услуги в силу недолговечности памяти человека и постепенная утрата ее актуальности;
— ненакапливаемость образовательных услуг;
— продолжительность процесса обучения;
— наличие рейтинговой оценки квалиметрических характеристик образовательной услуги в процессе приобретения знаний;
— наличие выбора образовательной услуги не только у самого непосредственного потребителя образовательных услуг;
— обязательное участие потребителя образовательных услуг в процессе ее приобретения;
— сопровождение образовательных услуг дополнительными услугами социальной направленностиобразовательные учреждения являются как источников предоставления соответствующих услуг, так и участником рынка труда;
— получение отдачи от приобретенных образовательных услуг (карьерный рост, увеличение заработной платы, социальное и общественное признание и др.);
— воспитание и укрепление нравственно-духовных ценностей и гражданских ориентиров у потребителей образовательных услугреализация функции контроля качества предоставления образовательных услуг со стороны государства и т. д.
7. Услуга в сфере образования представляет собой социально-экономическое благо в виде информационного продукта, направленного на удовлетворение потребностей личности в приобретении и (или) углублении знаний, умений и навыков по конкретной специальности.
8. Результаты анализа процессов формирования и развития сферы образовательных услуг позволили выделить следующие отраслевые проблемы:
1. Отсутствие политической и экономической стабильности, оказывающее негативное воздействие на настроения в обществе в целом и сфере образовательных услуг, в частности.
2. Ухудшение кадровой составляющей учреждений сферы образовательных услуг, проявляющееся в старении работников, отток молодых специалистов в другие отрасли вследствие недостачного уровня оплаты труда и низкого социального признания результатов работы.
3. Сокращение капитальных вложений, высокая степень износа материально-технической базы большинства образовательных учреждений.
4. Несовершенство нормативно-правовойбазы, недостаточный контроль за исполнением норм законодательства всфере образования, низкий уровень. гарантий по обеспечению защиты прав индивида и субъектов образовательного процесса.
5. Снижение общего уровня образования среди населения и др.
9. Выявлены закономерности развития сферы образовательных услуг:
— сфера образовательных услуг является одной из главнейших отраслей, ориентированных на повышение качества жизни населения;
— транформация прав собственности в ходе реализации процессов приватизации на управление учреждениями сферы образования;
— формирование нового сегмента образовательных услуг, включающего ускоренное, дистанционное, деловое образование и др.-,.
— стимулирование развитияконкурентных' преимуществ, ~ ориентированных на предоставление возможности выбора у потребителей образовательных услуг.
10. Проведенный1 ситуационныйанализ позволил сформулировать выводы, что последние годы удельный вес, приходящийся на услуги сферы образования в Российской Федерации и: Северо-Кавказском федеральном округе (в 2009 г. 4504,5 и 167,8 млрд руб. соответственно), характеризируется относительной, устойчивостью и равняется 7,0% с незначительным варьированием по годам. В абсолютном измерении эти показатели составили в целом по стране 310,2 млрд руб., а по анализируемому округу — 8,8 млрд руб.
Высокий образовательный: потенциал населения Северо-Кавказского федерального округа является мощной стабилизирующей предпосылкой устойчивого социально-экономического развития этого уникального региона.
11. С целью выявлениявлияния социально-экономических факторов мезоуровня на показатели выпускаспециалистов с высшим образованием в диссертации был использованметод множественной: (полигональной) регрессии. В качестве факторов, оказывающих влияние, на результирующую функции У (число студентов в высших учебных заведениях региона), были определены, следующие: численность населения^ тыс. чел.- среднегодовая: численность занятых в экономике, тыс.: чел.- удельный вес населения моложе ' трудоспособного возраста,%- среднедушевые денежные доходы, руб.- в месяцпотребительские расходы на душу населения, руб. в> месяцваловой-региональный продукт на душу населениятыс. руб.- основные фонды в экономике (по полной учетной стоимостина конец года)-, млн'. руб.- инвестиции? к основной капитал на душу населения, тыс, рубАнализ уравнений-' регрессиипозволил выделитьряд субъектовсо схожими динамическими трендами, что в свою очередь, необходимо? учитывать при планировании и управлении сферой образовательных услуг в регионах.
Схожую между собой динамику проявляют следующие субъекты:
Кабардино-Балкарская. Республика,. Карачаево-Черкесская Республика и.
Республика Северная Осетия-Алания: Уравнение показываетсущественное влияние на количествостудентов врегионелишь демографических показателейКрайне слабую зависимость мезоэкономических показателей вышеперечисленных регионов на число студентов следует объяснить традиционно высоким: и даже приоритетным стремлением местного населения получить высшее образование на фоне крайне неоднозначного экономического положения в целом в названных регионах. Ставропольский край в целом повторяет общефедеральные тренды, подтверждая: лидирующее положение в округе по экономическим показателям., Так, количество студентов в крае напрямую определяется общей численностью населения.
136 региона и в определенной степени среднедушевыми денежными доходами граждан.
12. Сформулирован вывод, что в подавляющем большинстве население национальных республик Северо-Кавказского федерального округа традиционно тяготеет к получению высшего профессионального образования, что является важным стабилизирующим фактором будущего социально-экономического развития-регионов. Отчасти этому способствует больший удельный вес в структуре населения граждан до 25 лет, что также служит позитивным фактором с позиции занятости населения и противодействия вовлечения молодежи в противоправную (террористическую) деятельность.
13. Анализ и оценка современного состояния^ сферы образовательных услуг в Российской Федерации и Северо-Кавказском федеральном округе, проведенные в работе, позволили осуществить Б^ЛЮТ-анализ отраслевых проблем, существующих в округе. Отмеченные проблемы получили отражение в следующих блоках: сильные и слабые стороны сферы образования СКФО, угрозы и перспективы развития отрасли, являющиеся основой, для разработки направлений обеспечения устойчивого развития образовательных услуг учреждений, баризующихся на повышении эффективности управления образовательными учреждениями.
14. Отмечая значительно возросшую роль государственных органов и аппарата управления сферой образовательных услуг, выделены их основные функции:
— обеспечение различного рода поддержки (материальной, финансовой, кадровой и др.) учреждениям сферы образования;
— разработка, поддержание и продвижение благоприятного имиджа учреждений сферы образовательных услуг региона;
— обеспечение единства образовательного пространства на всей территории СКФО;
— предоставление гарантий в рамках реализации целевых программ и проектовстимулирование интеграционных процессов в сфере образования;
— проведение мониторинга рынка труда и стимулирование развития приоритетных и востребованных специальностей, форм подготовки специалистов;
— осуществление процессов лицензирования и аттестации учреждений сферы образования с целью определения качества и ассортимента предоставляемых услуг;
— разработка и реализация целевых программ по развитию учреждений сферы образования;
— обеспечение соответствия между возможностями развития рынка образовательных услуг региона и. актуальными направлениями развития региональной экономики;
— внедрение инновационно-информационных методов и технологий .в деятельность учреждений сферы’образования и др.
15. На основе использования рыночных инструментов, предложена система управления учреждениями сферы образовательных услуг в регионе, базирующаяся на ряде принципов, которые являются основными векторами развития исследуемой>отрасли:
— интеграция в общеевропейскую систему образования;
— усиление конкуренции’на рынке образовательных услуг;
— переход нач международные нормы, предоставления образовательных услуг, что предполагает наличие нескольких уровней (ступеней) получения образования" и способоствует удовлетворению потребностей отраслей экономики в квалифицированных специалистах;
— перманентность образования на протяжении всей трудовой жизни индивида, выстраиваемого с учётом его потребностей и карьерного. роста;
— актуальность используемых методик, приемов, теоретических и практических приёмов образования в реальной прикладной деятельности обучающихся;
— инновационность образования, проявляющаяся в стимулировании развития науки с целью обеспечения высоких конкурентных преимуществ учреждений сферы образовательных услуг;
— географическая доступность учреждений сферы образования, которая достигается стремлением и приближенностью к местам проживания потенциальных и существующих потребителей посредством создания сети филиалов, представительств и т. д.;
— системная интеграция сферы образования, науки, бизнеса и производства;
— разработка новых направлений и спектра образовательных услуг в соответствии с социально-экономической спецификой округа и др.
16. Отмечено, что процесс перехода учреждений сферы образовательных услуг в Северо-Кавказской федеральном округе на качественно новыйуровень развития возможен на основе применения комплекса мероприятий, включающего:
— применение инновационных технологий в процессе предоставления образовательных услуг;
— повышение качественного содержания образовательных услуг;
— обеспечение перспективного развития конккурентных преимуществ ВУЗов;
— разработка и' реализация конкурентных стратегий в учреждениях сферы образования;
— формирование единой инновационной информационной среды на уровне учебных заведений СКФО;
— активизация фундаментальных и прикладных научных исследований и организационного управления;
— повышение эффективности мотивационной политики в ВУЗах;
— совершенствование методологического и ресурсного обеспечения;
— внедрение методов маркетинга в деятельность учреждений сферы образования и др.
Список литературы
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов// http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3 993
- О внесении изменений в статью 53 Закона Российской Федерации «Об образовании» и статью 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании"// http://mon.gov.ru/ dok/fz/obr/4654
- Об образовании: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г.
- Айрапетов, А. В- Обеспечение конкурентоспособности и развития предприятий и орі анизаций сферы торговли (на материалах Ставропольского края)/ А. В:Айрапетов: Дйсс. канд. экон: наук. — Шахты, 2009г- 152с:
- Акопян, К.А. Обеспечение развития сферы образовательных услуг на основе использования рыночных инструментов (на материалах Ставропольского края)/К.А. Акопян: Автореферат дисс. .канд.экон.наук. -Шахты: ЮРГУЭС, 2010.- 27с.
- Аппаратная реформа. / URL: // Официальный сайт Группы „Эксперт“, http://www.expert.ru/. .
- Лупанов В.Н. Инновационные технологии в модернизации системы российского образования // Проблемы современной экономики. 2007. № 2. С.381−386.
- Арефьев, О.Н. Факторы эффективности учреждения профобразования//Профессиональное образование.- 2006.- № 8.- с.31−32.
- Арутюнова, А.Е. Рыночные инструменты развития сферы образовательных услуг / А. Е. Арутюнова: Автореферат дисс. .канд.экон.наук. Майкоп: АГУ, 2009.- 28с. http://www.adygnet.ru/nauchrab/uchrabnew/nauchres/docs/avtoreferatarutunova .doc
- Багиев, Г. Л. Маркетинг / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн- под общ. ред. Г. Л. Багиева М.: Экономика, 2008.- 736с.
- Балалова, Е.И. Сервисная деятельность: учет, экономический анализ и контроль Текст./ Е. И. Балалова, О. В. Каурова: — М.: Дело и сервис, 2005.- 267с.
- Балаш, О.Ю. О маркетинговой деятельности в государственном техническом вузе // Маркетинг в России и за рубежом.- 2006. № 1. — с. 2237.
- Баринов, В.А. Стратегический менеджмент Текст./ В. А. Баринов, В. Л. Харченко. М.: ИНФРА-М, 2005. — 236 с.
- Баринов, В.А. Экономика фирмы: стратегическое планирование Текст./ В. А. Баринов. М.: Кнорус, 2005. — 230 с.
- Бассет, P.M. Значение торговли образовательными услугами в 1 системе высшего образования Текст./ Р.М.Бассет// Экономика образования.2007.-№ 1.- С. 54а-56.
- Белова, С.Н. Управление качеством образовательного процесса в вузе на основе мониторинга удовлетворенности потребителей образовательными услугами Текст./ С.Н.Белова// Стандарты и мониторинг в образовании.- 2008.- № 1.- С. 22−29.
- Бизнес-образование / Под. ред. С. Р. Филоновича. М., 2004. С. 133.
- Борисова, Н. Российское образование в системе рыночных отношений Текст./ Н. Борисова// Труды российских ученых.- 2008.- № 3.- С. 7−11.
- Боумэн, К. Основы стратегического менеджмента Текст./ К. Боумэн- пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. 209с.
- Браверманн, A.A. Маркетинговые стратегии роста прибыльности и стоимости бизнеса. Практика крупных российских компаний Текст./ А. А. Браверман. -М.: Экономика, 2006.- 319с.
- Браймер, P.A. Основы управления в индустрии гостеприимства Текст./ P.A. Браймер- пер. с англ. — М.: Аспект Пресс, 2005. 245с.
- Бреусова, Е.А. Сервисное направление реформирования российской экономики Текст./ Е. А. Бреусова, — Шахты: ЮРГУЭС, 2007.- 69с.
- Бурменко, Т.Д. Сфера услуг: экономика Текст./ Т. Д. Бурменко, Н. Н. Даниленко, Т.А.Туренко- под ред.Т. Д. Бурменко.- М.: Кнорус, 2008.-328с.
- Вартанова, В.О., Максанова, Л.Б.-Ж. Устойчивое развитие туризма: направления, тенденции, технологии: Материалы I Международ, науч.-практ. конф. 25−27 мая 2005 г., г. Улан-Удэ. Улан-Удэ, 2005. — С. 223 231. http://www.nbrb.ru/books/element.php?ID=3 525 143
- Васильева, O.E. Эффективность сервисного обслуживания продукции Текст./ О. Е. Васильева.- М.: Экономика, 2007.- 175с.
- Вестник образования. 2000. № 12. С. 11−12. http://ucpr.arbicon.ru/bzhv00.html
- Вирабова М.Р. Повышение конкурентоспособности и качества услуг учреждений сферы образования (на материалах Ставропольского края)/М.Р. Вирабова: Автореферат дисс. .канд.экон.наук. Шахты: ЮРГУЭС, 2011.-25с.
- Волков А.Э. Анализ развития системы Образования с помощью регрессионных моделей//Электронное научное издание „Труды МЭЛИ: электронный журнал“ // http://e-magazine.meli.ru/vipusk2/162v volkov. doc
- Воробьёв Н. Е., Бессарабова И. С. Особенности системы образования в Финляндии //Педагогика. 2006. № 2. С. 112—117.
- Восколович, H.A. Маркетинг туристских услуг Текст./ H.A. Восколович- М.: Юнити, 2009.- 207с.
- Восколович, H.A. Экономика платных услуг Текст./ Н. А. Восколович.- М.: Юнити-Дана, 2009.- 399с.
- Вульфсон Б. J1. Мировое образовательное пространство на рубеже XX и XXI веков // Педагогика. 2002. № 10. С. 3 14.
- Высшие и средние специальные учебные заведения в крае: Стат.сб.- Ставрополь: Ставропольстат, 2009. — 35с.
- Гаганова О. К. Американская высшая школа сегодня // Педагогика. 2006. № 4. С. 112 114.
- Гвозденко, А.Н. Российские экономические вузы: имидж или доля рынка? // Маркетинг в России и за рубежом.-2006.-№ 2. с. 116−119.
- Гельвановский, М. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях Текст./ М. Гельвановский, В. Жуковская, И. Трофимова//Российский экономический журнал. 2005. — № 3. — С. 67−77.
- Герасимов, Б.И. Экономический анализ рынка платных услуг в сфере бытового обслуживания региона Текст./ Б. И. Герасимов, Л. Г. Гурова. Тамбов: .Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004.- 164 с.
- Голубицкая, М.В. Сфера услуг в экономике регионов России: современное положение и перспективы. Текст./ М. В. Голубицкая.- М.: СОПС, 2005.- 120с. V
- Голубков, Е.П. Маркетинговые. исследования: теория, методология и практика Текст. / Е. ГІ.Г'олубков. — М.: Финпресс, 2008.- 496с.
- Гольдштейн, Г. Я. Маркетинг Текст./ Г. Я. Гольдштейн,
- A.В.Катаева.—Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. — 107 с.
- Грибов, В. Д. Экономика предприятия сервиса Текст./
- B.Д:Грибов, А. Л. Леонов.-М.: Кнорус, 2006.-280с:
- Гукова, ОН. Предпринимательство в сфере сервиса Текст./ 0-Н.Гукова, А.МПетрова.- М.: Форум, 2009.- 176с.
- Гущин, В.В. Сервисное право Текст./ В. В. Гущин, В. Д. Пахомов.-М.: Дело и сервис, 2005.- 340с. .
- Датаяшева К.К. Методологические проблемы платного образования в России Текст./ К.К.Датаяшева// Региональные проблемы преобразования экономики.-2010.-№ 4.-С. 364−370:
- Джангуразова, Е.А. Маркетинг. в индустрии гостеприимства Текст./.Е-А Джангуразова.-Мї: Академия, 2003.- 224с.
- Джапарова Р. Маркетинг услуг профессионального образования. // Маркетинг. 2005, — № 4. — С. 55−65.
- Долбунов, А. Маркетинговая . концепция управления предприятием Текст./ А. Долбунов// Маркетинг, в России и за рубежом — 2005.- № 2.- С. 17−22. .»
- Дурович, А.П. Маркетинг в туризме Текст./ А.П.Дурович-Минск: Новое знание, 2001.-345с.
- Евенко Л.И. Системы, стандарты, практика подготовки профессиональных менеджеров в зарубежных странах (программы МВА). М.: Книжный мир, 1998. 198 с.
- Егоршин А.П., Кучеренко В. И., Ванькина И. В. Маркетинг образования/http://fictionbook.ru/author/aleksandrjpetrovichegorshin/marketingobrazovaniy a/readonline.html?page=4)
- Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг Текст./ Н. В. Еремеева, С. Л. Калачев. М.: КолосС, 2006. -191 с.
- Ерохина, Л.И. Предприятия в сфере сервиса. Управление прогнозируемыми процессами (теория и практика) Текст./ Л. И. Ерохина.-М.: Флинта: МПСИ, 2005.- 371с.
- Железов, Б.В., Кудюкин, П.М., Шувалова, О. Р. Эффективность системы образования: взгляд потребителя образовательных услуг // Вопросы образования. 2009. — № 2. — с. 187−210.
- Жильцов, E.H. Экономика сферы платных услуг Текст./ Е. Н. Жильцов, Н. А. Восколович, В. Н. Казаков.-Казань, 1996.-204с.
- Зайчикова, С.А., Маяцкая, И.Н. Стратегия маркетинга высшего учебного заведения в системе открытого образования: Монография. М.: Изд-во РГСУ, 2006. — 115 с.
- Залялова, Л.Р. Базовые факторы конкуренции и конкурентоспособности в сфере услуг Текст./ Л.Р.Залялова// Вестник ТИСБИ. 2006. — № 2. — С. 15−20.
- Зелепухин, Ю.В. Управление профессиональным образованием в условиях рынка Текст./ Ю. В. Зелепухин [и др.]// Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО.- 2009.- № 4.- С. 34−43.
- Зиновьева, И.В. Рынок услуг и управление им в условиях становления Текст./ И. В. Зиновьева, К.В.Кутуков// Маркетинг услуг.- 2005.-№ 1.-С.45−49.
- Зотов, В.H. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции: Автореф. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 1997. — 21 с.
- Иванова- М. В. Совершенствование организационно-экономического механизма управления образовательными услугами в регионе Текст./ М.В.Иванова// Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика.-2009.- Т. 29.- № 2.- С. 242−246.
- Каплин, B.JI. Закономерности функционирования и развития предпринимательских структур в сфере услуг (на материалах Ростовской области)/B.JI. Каплин: Дисс.. канд. экон. наук. Шахты, 2009.- 165с.
- Квартальнов, В: А. Теория и практика туризма Текст./ В. А. Квартальнов.- М.: Финансы и статистика, 2003. 672 с.
- Кираева, Г. Г. Управление образовательными услугами в Республике Башкортостан Текст./ Г. Г.Кираева// Труд и социальные отношения.-2010.-№ 2.- С. 115−118.
- Кириллова, А.Т. Маркетинг в туризме Текст./ А. Т. Кириллова.-СПб.: Прогресс, 2005.-76с.
- Кистанов, В.В. Региональная экономика России Текст./ В. В. Кистанов, Н. В. Копылов. М.: Финансы и статистика, 2009- - 584с.
- Козырев, В.М. Менеджмент туризма. Экономика туризма Текст./
- B.М.Козырев.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 313с.
- Колесникова, Г. А. Особенности' спроса на образовательные услуги Текст./ Г. А.Колесникова// Вестник Челябинского государственного университета.- 2009.- № 3.- С. 16−18.
- Коробкова, С.Н. Сервисная деятельность Текст./
- C.Н.Коробкова, В. И. Кравченко, С. В. Орлов, И.П.Павлова- под общ. ред. В. К. Романовича.- Спб.: Питер, 2006.- 156с.
- Котилко, В.В. Стратегия развития сферы услуг Текст./
- В.В.Коти л ко, И. И. Санин.- М.: Сатурн-С, 2003.- 389с.147
- Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент Текст./ Ф.Котлер. — СПб.: Питер Ком, 1998.-816с.
- Котлер, Ф. Маркетинг: гостеприимство и туризм Текст./ Ф. Котлер, Д. Боуэн, Д.Мейкенз. М.: Юнити-Дана, 2007, — 1071с.
- Котлер, Ф. Основы маркетинга: М.: Прогресс, 2009- - 736 с.
- Кунц, Г. Управление: системный' и ситуационный анализ управленческих функций Текст./ Г. Кунц, С. О'Доннел.- М.: Прогресс, 1981.-496с.
- Лазарева, М. От экономики к мотивации / http://upr. 1 september.ru/2006/11/5 .htm
- Ламбен, Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива Текст./ Ж. Ж. Ламбен.-СПб.: Наука, 1996.- 589с.
- Липкина, Е.Д. Конкурентоспособность вузов на современном рынке образовательных услуг: Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. — 136 с.
- Лифиц, И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг Текст./ И. М. Лифиц. М.: Юрайт, 2004. — 335 с.
- Логинова, И.В. Рыночные регуляторы в развитии предприятий сферы услуг (на примере предприятий гражданской авиации) / И. В. Логинова: Автореферат дисс. .канд.экон.наук. Екатеринбург: УГЭУ, 2004.- 22с. http://www.dissland.com/catalog/152 723.html
- Лойко, О.Т. Сервисная деятельность Текст./ О. Т. Лойко.- М.: Академия, 2008, — 304с.
- Ломакин А.Л. Конкурентоспособность негосударственного гуманитарного ВУЗа в сфере образовательной деятельности. М.: «Диалог-МИФИ», 2004.
- Лукашенко, М. А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. М.: Маркет ДС, 2003. — 356 с. — (Академическая серия).
- Майбуров И. Высшее образование в развитых странах // Высшее образование в России. 2003. № 2. С. 131 144.
- Мальцева, Г. И. Выявление механизмов обеспечения эффективности^ управления финансами вуза на принципах прозрачности Текст./ Г. И. Мальцева, Т.Г.Уварова// Проблемы современной экономики.2008.-№ 2.- С. 348−352.
- Мамсиров, А.Х. Совершенствование рыночных инструментов в управлении сферой туристских услуг (на материалах Ставропольского края)/ А. Х. Мамсиров: Автореферат дисс. .канд.экон.наук. Шахты: ЮРГУЭС, 2009.- 19с.
- Манчук, Е.П. Образовательная деятельность и образовательная услуга Текст./ Е.П.Манчук// Вопросы экономических наук.- 2006.- № 6.-С. 168−171.
- Маркетинг: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г. А. Васильева. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 208 с.
- Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Р. Б. Ноздрева, Г. Д, Крылова, М. И. Соколова, В. Ю. Гренков. -М.: Экономист, 2003. 5.68 с.
- Медынская, И.В. Управление образовательными услугами российских вузов в условиях формирования общеевропейского пространства высшего образования Текст./ И. В ¿-Медынская// Экономика-'образования.^ 2008.-№ 1.-С. 95−111.
- Милкович, Д. Система вознаграждений и методы стимулирования персонала Текст./ Джордж Т. Милкович- Джерри М. Ныоман- пер., с англ.-М: Вершина, 2005. 759 с. .
- Мйляева, Л.Г. Маркетинговый подход- к обоснованию: стоимости платных образовательных услуг // Маркетинг в, России- и за рубежом^ 2006. -№ 4: -с. 116−121.100- Мини-путеводитель по обучению, за рубежом: // Спецвыпуск «Образование без границ».-2002.
- Молев, М.Д. Сфера сервиса, региональная стратегия развития Текст./ М. Д. Молев, — Шахты: ЮРГУЭС, 2008.- 104с.
- Мурадов М.М., Мурадов С. М., Мирземагомедова М. М. Регрессионная- модель процесса развития и анализа услуг высшего образования в Республике Дагестан//Транспортное дело России.- 2009.-№ 11.- С. 17−21.
- Норенков И.П., Зимин A.M. Информационные технологии в образовании./ И. П. Норенков. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004.-С. 352.
- О рекомендациях по проведению августовских педсовещаний. / URL: Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации, http://www.mon.gov.ru/.109: Образование в Ставропольском крае: Стат.сб.- Ставрополь: Ставропольстат, 20 091 76с.
- Павлюченко, Е.И. Основные свойства эффективного управления образовательными услугами вуза Текст./ Е.И.Павлюченко// Транспортное дело России.- 2008.- № 1.- С. 82−84.
- Панкрухин, А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пособие. М.: Интерпракс, 1995, 240с.
- Петрова, С.Б. Процессный подход в формировании системы стратегического управления образовательными услугами в негосударственном вузе Текст./ С.Б.Петрова// Вестник Екатерининского института.- 2008.- № 2.- С. 14−16.
- Платное обслуживание населения в России. 2009 Текст.: Стат. сб. М.: Росстат, 2009. — 367 с.
- Покровский Н.Е. Туризм: от социальной теории к практике управления Текст./ Н. Е. Покровский, Т. И. Черняева.- М.: Университетская книга, Логос, 2009.- 400с.
- Полещук О. М. Прогнозная модель показателей качества образовательных услуг на основе успеваемости
- Половова, Т.А., Баталова О. С. Образовательная услуга как ключевой момент рынка образования / http://www.nsuem.ru/science/ publications/science notes/2009 2/article.php?ELEMENT ID=819
- Полозов, Ю.Е. Управление качеством продукции Текст./ Ю. Е. Полозов. М.: Знание, 2000. — 63с.
- Портер, М. Конкурентное преимущество: как достичь. высокого результата и обеспечить его устойчивость Текст./ Майкл Е. Портер- пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 714 с.
- Портер, Ml Международная конкуренция Текст./ М. Портер- пер. с англ.- под.ред.В. Д. Щетинина.- М. Международные отношения, 2006 — 784 с.
- Потолицина, Л.Ф. Социально ориентированный маркетинг образовательных услуг // Профессиональное образование.- 2006.- № 6.- с. 23.
- Радина, О.И. Методы оценки эффективности объектов бытовой инфраструктуры региона Текст./ О. И. Радина.- Ростов н/Д: Терра, 2003.-120с.
- Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ. 2008 Текст.: Стат.сб./Росстат.- М., 2009.- 654с.
- Родионова, Л.Н. Оценка конкурентоспособности продукции Текст./ Л. Н. Родионова, О. Г. Кантор, Ю.Р.Хакимова// Маркетинг в России и за рубежом. 2005. — № 1. — С. 63−77.
- Романова, И.Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения. Ульяновск: Средневолжский научный центр, 2005. -140 с.
- Романович, Ж.А. Сервисная деятельность Текст./ Ж. А. Романович, С. Л. Калачев.- М.: Дашков и К, 2006.- 268с.
- Российский статистический ежегодник. 2009 Текст.: Стат.сб./ Росстат.- М., 2009. 795 с.
- Сагинова, О. В. Природа и характеристики образовательных услуг : // Маркетинг. 2005. — № 3 (82). — С. 53−63.
- Скоробогатова, Ю.А. Экономика знаний: теоретические и прикладные аспекты прогнозирования спроса на образовательные услуги Текст./ Ю.А.Скоробогатова// Известия Иркутской государственной экономической академии.- 2009.- № 3.- С. 128−134.
- Скрынникова, И.А. Маркетинговые исследования на рынке услуг: монография Текст. / И. А. Скрынникова, О. В. Матковская. — Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2007.- 135 с.
- Соколов, К.А. Повышение эффективности использования рыночных инструментов в гостиничном хозяйстве / К. А. Соколов: Автореферат дисс. .канд.экон.наук. Санкт-Петербург: СПбГУ, 2009.- 21с.
- Сон, Т. А. Формирование рынка образовательных услуг //www.marketing.spb.ru.
- Социально-экономическое положение федеральных округов Электронный ресурс.// http:// www.gks.ru/doc/2009/fed-okr/sev-kav4.zip
- Ставропольский край в цифрах 2008 Текст.: Стат.сб./ Ставрополь: Ставстат, 2009. 346с.
- Столярова Н.Д. Особенности развития образования на региональном уровне)/ Н. Д. Столярова: Дисс.. канд. экон. наук. — М.: РАГС, 2007.- 27с.
- Стрижов, A.M. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений. // Стандарты и мониторинг в образовании. — 1999.-№ 3.-С. 47−50.
- Судас, А. Г. Маркетинговые исследования в социальной сфере
- Текст. / А. Г. Судас, М. В. Юрасова. М.: Инфра-М, 2004.- 272с.153
- Супян В. Профессиональное образование в США: тенденции развития // Человек и труд. № 2. 2000. С .16- 80.
- Сфера услуг: менеджмент Текст./ Коллектив авторов- под ред. Т. Д. Бурменко.- М.: Кнорус, 2007.- 416с.
- Сфера услуг: проблемы и перспективы развития.- Т.1. Формирование сферы услуг Текст./ Под ред. Ю. П. Свириденко.- М.: Вега Интел XXI, 2001.- 448с.
- Сфера услуг: проблемы и перспективы развития.- Т.2. Экономика предприятий сферы услуг Текст./ Под ред. Ю. П. Свириденко.- М.: Кандид, 2001.-410с.
- Сфера услуг: проблемы и перспективы развития.- Т.З. особенности функционирования отдельных отраслевых групп услуг Текст./ Под ред. Ю. П. Свириденко.- М.: Кандид, 2001.- 632с.
- Сфера услуг: проблемы и перспективы развития.- Т.4. Туризм: методология, проблемы, перспективы Текст./ Под ред. Ю. П. Свириденко.-М.: Кандид, 2001.-360с.
- Терещенко, H.H. Исследование рынка образовательных услуг высшей школы: Монография. Красноярск, Краснояр. гос. ун-т, 2005. — 267 с.
- Третьякова, Т.Н. Сервисная деятельность Текст./ Т. Н. Третьякова.- М.: Академия, 2008.-304с.
- Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / А. Н. Тихонов, А. Е. «Абрамешин, Т. П. Воронина, А. Д. Иванников, О. П. Молчанова- Под ред. А. Н. Тихонова. М.: Вита-Пресс, 1998.-256 с.
- Факаева, Р.Я. Региональный механизм регулирования, развития общественно-значимых услуг: на примере Республики Марий Эл: Автореф. канд. экон.н.- М., 2008.- 22с.
- Фатхутдинов, P.A. Управление конкурентоспособностьюорганизации: эксклюзивные технологии формирования стратегии повышения154конкурентоспособности орг.: теория, методика, практика Текст./ P.A. Фатхутдинов. М: Эксмо, 2004. — 54 Г с.
- Федосов, Ю.А. Формирование рынка финансовых интернет-услуг в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. экон. н.- Ml, 2004!- 24с.
- Федулин, A.A. Маркетинговое исследование4 цен . на образовательные услуги в- конкурентной среде вуза (на примере «РГУТиС») Текст./ А. А. Федулин, А.В.Колгушкина// Сервис plus.- 2009.- № 2.- С. 57−64.
- Филиппова, М.Н. Методические основы обеспечения инвестиционной привлекательности предприятий сферы услуг с. учетом влияния конкуренции: Автореф.дис.канд.экон. н.- М., 2009.- 25с.
- Филлипов Л^ Д: Высшая школа США. —М., 1981. 328 с.
- Фирсова, И.А. Сфера услуг образования в развитии, российского предпринимательства- Текст./ И.А.Фирсова//Экономика и управление.-2008.- № 1,-С. 184−187.
- Хайкин, М: М. Сфера услуг в системе воспроизводства-: человеческого- капитала Текст./ М.М.Хайкин// Известия- Санкт-Петербургского университета экономики и финансов.- 2007.- № 3.- С. 48−58.
- Харитонова, T.B. Основные подходы к проведению маркетингового анализа на предприятиях сферы услуг Текст./ Т.В.Харитонова// Маркетинг услуг.- 2005.- № 4.- G. 37−49.
- Хижняк, О.Б. Рынок рекреационных услуг как механизм обеспечения занятости населения: Автореф. дис:. канд. экон. н. Краснодар, 2009.- 24с.
- Хлебович, Д.И. Сфера услуг: маркетинг Текст./ Д.И.Хлебович- под ред.Т. Д. Бурменко.- М.: Кнорус, 2007.- 240с.
- Хорошавина, Н.С. Тенденции, развития лизинга в сфере услуг малого- предпринимательства Текст./ Н.С.Хорошавина// Вестник Тамбовского университета.- Серия: Гуманитарные науки.- 2006.- № 4.- С. 321−326., •.'-•
- Цветкова, Н.В. Современные маркетинговые- коммуникации: на предприятиях сферы: услуг Текст./ Н: В. Цветкова// Теоретические и-приктадные проблемьг сервиса^ 2006.-Ж4.-С. 237−240:
- Цветкова, С.Ii. Методические основы — оценки конкурентоспособности- в, малом бизнесе с целью ее повышения: монография^ Текст./ С.Н. Цветкова- E.H. Мелешко, ВШ: Дощечникова и др.- под общей ред. В: А. Романова — Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. 159 с.
- Цибриенко, Р.Я. Рыночные механизмы универсализации-образования- и их последствия* | Текст./ Р.Я.Цибриенко// Вестник Челябинского: государственного университета: — 2008.- № 11.- С. 127−133.
- Цоколаева, Т.В. Развитие рынка/ услуг, предоставляемых кадровыми компаниями, по обеспечению- потребностей организаций в персонале: Автореф. дисканд- экон. н.- М'., 2003.- 26с.
- Цурелин, А. Государственная поддержка малого предпринимательства Текст./ А. Цурелин // Экономист. -2006-№ 12-с. 89−90.168- Цыремпилон- Д. О. Общественные услуги в системеэкономических отношений: Автореф. дис.канд. экон. н.- Улан-Удэ- 2009.24с.
- Ченцов, А. О бизнесе образовательных услуг // Высшее образование в России. 1999. — № 2 — С. 120−123.
- Чиркина, H.H. Государственная поддержка региональной системы кооперативных услуг: Автореф. дис.. канд. экон: н.- Саратов, 2008.- 25с.
- Чубаков, Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия Текст./ Г. Н. Чубаков.- М.: Инфра- М- 2002. 139 с.
- Чупров, C.B. Цель, условия и принципы разработки управленческих решений Текст./ С.В.Чупров- под ред. Т.Д.Бурменко// Сфера услуг: менеджмент.- Гл. 10.- М.: Кнорус, 2007.- 416с.
- Чхиквадзе, H.A. Бизнес-центры и бизнес-инкубаторы как элементы рыночной инфраструктуры предприятий сферы услуг Текст./ Н: А. Чхиквадзе// Теоретические и прикладные проблемы сервиса.- 2006.- № 4, — С. 244−250.
- Шапкин A.C. Актуальные направления развития, сферы услуг Текст./ А.С.Шапкин- В.А.Шапкин// Теоретические и прикладные проблемы сервиса.- 2006.- № 4. с. 58−64.
- Шаповаленко З.И. Особенности университетского образования за рубежом/ Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2010. № 8.
- Шаповалов, В.А. Прогнозирование спроса на услуги: .(На примере услуг по ремонту бытовой радиоэлектронной аппаратуры): Автореф. дис. канд. экон. н.- СПб., 1992.- 25с.
- Шапошников, В.А. Формирование рынка услуг маркетинговых исследований: Автореф. дис.. канд. экон. н.- Екатеринбург, 2002.- 24с.
- Шеменева, О.В. Некоммерческие организации как форма ведения бизнеса в сфере услуг Текст./ О.В.Шеменева// Сервис в России и за рубежом.- 2007.- № 2.- С. 210−213.
- Щурина, М.А. Профессиональные консалтинговые услуги как сфера предпринимательства: Автореф. дис.. канд. экон. н.- М., 2006.- 24с.
- Юдин, Б.А. Совершенствование менеджмента процессов реализации высокотехнологических услуг в условиях рынка: Автореф. дис.. канд. экон. н.- М., 2004.-25с.
- Яне, И. С. Развитие рынка аудиторских услуг на основе использования инструментов операционного маркетинга: Автореф. дис.. канд. экон. наук. Оренбург, 2008.- 24с.
- Яненко, Е.М. Формирование механизма организационно-экономического обеспечения качества оказываемых комплексных ритейлерских услуг: Автореф. дис.. канд. экон. н, — СПб., 2009.- 26с.
- Янкевич, B.C. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт Текст./ B.C. Янкевич, Н. Л. Безрукова.— М.: Финансы и статистика, 2002. — 416с.
- Ярных, Э.А. Становление и развитие рынка товаров и услуг Текст./ Э.А.Ярных// Вопросы статистики.- 2003.- № 7.- С. 17−23.
- Яровая, Н.С. Образовательные услуги в контексте структурно-функционального анализа Текст./ Н: С. Яровая// Вестник Ростовского государственного экономического университета РИНХ.- 2009.- № 27.- С. 270 276.
- Яскевич, E. Bi Исследование потребителей как основа маркетингового управления высшим учебным заведением // Маркетинг в России и за рубежом.- 2007.- № 2. — с. 46−58.
- Яценко, A.B. Прикладные аспекты оценки' бизнеса в процессе трансформации собственности (на примере малых предприятий сферы услуг) i
- Текст./ A.B.Яценко, Г. И.Хотинская// Сервис plus.- 2007.- № 2.- С. 54−60.