Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Налоговая политика как инструмент управления социально-экономическим развитием Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важным итогом работы стало формулирование системы базовых теоретических положений в отношении налоговой политики хозяйствующих субъектов. Необходимость решения подобной частной задачи была продиктована отсутствием в настоящее время реальных экономических концепций формирования и реализации этого крайне важного, по нашему мнению, направления общего управления экономической деятельностью на уровне… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Роль и значение налоговой политики в современной системе экономических отношений
    • 1. 1. Налоги в экономической системе общества на современном этапе
    • 1. 2. Роль системы налогов и сборов в решении актуальных задач социально-экономического развития современной России
    • 1. 3. Система обобщающих показателей, характеризующих роль налогов в экономических процессах
  • Глава 2. Налоговая политика в системе управления экономическими отношениями
    • 2. 1. Современное состояние налоговой политики в Российской Федерации
    • 2. 2. Перспективные направления эволюции налоговой системы Российской Федерации
    • 2. 3. Налоговая политика как механизм согласования экономических интересов субъектов экономических отношений
  • Глава 3. Методологические основы формирования целевых ориентиров налоговой политики на различных уровнях экономической агрегации
    • 3. 1. Методология формирования системы целей и задач налоговой политики на федеральном уровне
    • 3. 2. Цели, задачи и виды регионально-муниципальной налоговой политики
    • 3. 3. Механизм адаптации хозяйствующих субъектов к налоговой системе
  • Глава 4. Методология финансово-экономического обоснования при разработке мероприятий налоговой политики
    • 4. 1. Финансово-экономическое обоснование решений, принимаемых в сфере налоговой политики
    • 4. 2. Система коэффициентов налоговой лояльности для оценки социально-экономического эффекта от мероприятий налоговой политики на различных уровнях экономической агрегации
  • Глава 5. Методология формирования и реализации налоговой политики
    • 5. 1. Методика оценки степени экономической адаптации хозяйствующего субъекта к существующим условиям налогообложения
    • 5. 2. Инструментарий реализации налоговой политики на регионально-муниципальном уровне
    • 5. 3. Методические основы оценки эффективности налоговой политики при выработке стратегии экономического развития регионов и страны в целом

Налоговая политика как инструмент управления социально-экономическим развитием Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Важным фактором, обуславливающим требования к современной эффективной системе управления экономическими отношениями, является значительное ускорение социально-экономических процессов в обществе. На протяжении последних десятилетий прогресс в первую очередь ориентирован на усложнение экономических отношений и условий хозяйствования. В современном мире уже практически не применимы методики и приемы управления экономическими процессами и экономическим развитием, которые считались эффективными еще три-четыре десятилетия назад.

В современных условиях существенно повышаются требования к качеству управления социально-экономическими процессами как на уровне отдельных субъектов хозяйствования, так и, в гораздо большей степени, на уровне государственного управления экономикой. Проблема повышения качества управления не может обойти стороной и управление налоговыми отношениями, выражающееся посредством налоговой политики.

В настоящее время в России налоговая политика имеет преимущественно фискальную ориентацию — основу государственных решений, принимаемых в области налогообложения, составляет соблюдение фискальных интересов федерального центра и, в несколько меньшей степени, регионов. Подобная ориентация налоговой политики приводит к тому, что при разработке и принятии государственных решений в области налогообложения не уделяется должного внимания таким факторам, как: оценка воздействия совокупности взимаемых налогов на экономическое положение хозяйствующих субъектов и перспективы их устойчивого развитияоценка возможной реакции налогоплательщиков на изменения, вводимые в налоговую системувоздействие принимаемых решений на экономическое развитие отдельных хозяйствующих субъектов, муниципального и регионального хозяйственных комплексов, хозяйственного комплекса страны в целом.

Видимым следствием этого является распространенное мнение о низкой эффективности налоговой системы и чрезмерности налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов. Недостаточная лояльность хозяйствующих субъектов к налоговой системе, обусловленная отсутствием учета их хозяйственных интересов при разработке системы государственных мероприятий в области налогообложения, приводит к большим объемам занижения налоговой базы, увеличению недоимок, необходимости ужесточения налогового контроля. Можно утверждать, что недостаточная реализация регулирующей функции налогов приводит к снижению эффективности реализации остальных их функций (прежде всего — фискальной), и, как следствие, к общему снижению эффективности налоговой системы.

Вопросы управления экономическим и социально-экономическим развитием раскрыты в работах целого ряда отечественных ученых: Л. И. Абалкина, А. Г. Аганбегяна, Л. А. Аносовой, И. И. Бабленковой, О. Т. Богомолова, А. Г. Гранберга, P.C. Гринберга, А. Г. Грязновой, В. В. Ивантера, Д. С. Львова, В. Н. Незамайкина, Н. Я. Петракова, Е. В. Рюминой, В. К. Сенчагова, Д. Е. Сорокина, Н. П. Федоренко и других.

К основным трудам зарубежных ученых в данной области относятся работы К. Arrow, R. Coase, J.M. Keynes, W.W. Leontief, D. North, W. Sombart, J.E. Stiglitz, J. Tinbergen и других.

Отметим, что в этих исследованиях в основном рассматривается национальная (или региональная) экономика в целом, без дезинтеграции ее до отдельных хозяйствующих субъектов. Кроме того, при рассмотрении вопросов управления социально-экономическим развитием не выделяются отдельно конкретные инструменты этого управления, такие, как налоговая политика.

Исследованием частных вопросов и проблем налоговой политики занимается целый ряд отечественных и зарубежных экономистов и юристов, в числе которых можно отметить Ф. Х. Банхаеву, A.B. Брызгалина, И. В. Горского, В. А. Кашина, Л. С. Кирину, В. Г. Князева, Л. Н. Лыкову, Л. П. Павлову,.

А.Б. Паскачева, В. Г. Панскова, М. В. Романовского, Р. А. Чванова, Д. Г. Черника, С. Д. Шаталова, М. Р. Беуегеих и других. При этом в большинстве исследований основное внимание уделяется не вопросам управления социально-экономическим развитием посредством налогообложения, а проблемам совершенствования и развития налоговой системы.

Таким образом, разработанность теоретических, методологических и практических вопросов управления экономическими отношениями, а также теоретико-практических вопросов налоговой политики не дает оснований утверждать об отсутствии объективной необходимости эволюции научных взглядов на налоговую политику как инструмент научно обоснованного управления социально-экономическим развитием.

В настоящее время в рамках совершенствования системы государственного управления представляется актуальной трансформация сложившейся системы взглядов на налоговую политику как на инструмент управления социально-экономическим развитием, отвечающий современному состоянию социально-экономических отношений в Российской Федерации, что и обусловило выбор направления данного диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методологических положений налоговой политики, позволяющей обеспечить решение задач увеличения национального экономического потенциала и обеспечения социально-экономического развития, в том числе — в условиях экономического кризиса. В соответствии с указанной целью в диссертационной работе были поставлены следующие задачи:

1) исследовать современную роль налогов и налоговых отношений в системе экономических отношений с целью формирования базисных условий функционирования налоговой политики;

2) выявить специфические особенности и возможности компромисса в конфликте экономических интересов различных участников налоговых отношений в Российской Федерации;

3) разработать систему теоретических положений формирования налоговой политики, основывающуюся на приоритете учета экономических закономерностей развития общества;

4) разработать теоретические, методологические и методические положения формирования целевых функций налоговой политики для различных ее субъектов (федеральной власти, регионально-муниципальных властей, хозяйствующих субъектов);

5) предложить методологию оценки экономической эффективности мероприятий по реализации налоговой политики, осуществляемой на этапе подготовки их финансово-экономического обоснования;

6) разработать методические положения оценки экономической эффективности мероприятий по реализации налоговой политики для различных субъектов налоговой политики: федеральной власти, регионально-муниципальных властей, хозяйствующих субъектов;

7) разработать методические основы комплексных мероприятий по реализации налоговой политики, обеспечивающих повышение экономического потенциала и социально-экономическое развитие на регионально-муниципальном уровне субъектов налоговой политики.

Объект и предмет исследования.

В качестве предмета исследования выбрана налоговая политика как элемент системы государственного регулирования экономики.

Объектом исследования является совокупность взаимосвязей и взаимоотношений государства и хозяйствующих субъектов, возникающих в налогообложении как одном из центральных звеньев финансовой системы Российской Федерации.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Теоретико-методологическую основу диссертации составили работы:

— в области экономической теории: C.-L. Montesquieu, A. Smith, D. Ricardo, W. Sombart, J.M. Keynes, W.W. Leontief, и других ученых;

— в области теории налогообложения: Н. И. Тургенева, С. Ю. Витте, И. И. Янжула, A.B. Laffer, И. В. Горского, В. А. Кашина, В. Г. Князева, JI.H. Лыковой, Л. П. Павловой, А. Б. Паскачева, Д. Г. Черника, М.Р. Devereux и ряда других ученых;

— в области юриспруденции: A.B. Брызгалина и других ученых;

— в области менеджмента М. Porter, А. Г. Грязновой и других ученых;

— в области теории государственного управления J. Tinbergen, D. Bell, J.E. Stiglitz, Л. А. Аносовой, И. И. Бабленковой, и ряда других ученых;

— в области кибернетики и теории информации N. Wiener, С.Е. Shannon, George В. Dantzig, А. Н. Колмогорова, В. В. Лидовского и других ученых.

Информационная база исследования.

В состав информационной базы настоящего исследования входят: научные публикации — статьи, материалы конференций, монографии и др.- статистические и информационные материалы — данные Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России), Федеральной службы государственной статистики (Росстат), Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономики России), Федеральной налоговой службы Российской Федерации (ФНС России), данные зарубежных источниковзаконодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие различные аспекты налоговых и бюджетных взаимоотношений, а также национального, регионального и муниципального развитияэлектронные средства массовой информации, данные электронных справочных и справочно-правовых систем.

В работе применялись следующие методы исследования: системный и функциональный подходы, диалектический подход, методы дедукции и индукции, методы сравнительного и экономического анализа, метод обобщений, методы имитационного моделирования, метод экспертных оценокматематические, статистические и другие методы.

Научная новизна диссертационного исследования.

Разработана концепция налоговой политики как компромисса экономических интересов различных субъектов налоговых отношений, достигаемого посредством механизма согласования экономических интересов ключевых субъектов национальных экономических отношений, основанного на экономических закономерностях развития общества и направленного на обеспечение социально-экономического развития Российской Федерации (далее — механизм налоговой политики). В ходе исследования автором получены следующие результаты, обладающие научной новизной:

1) раскрыта сущность налоговой политики как значимого фактора формирования экономических отношений, направленного на повышение социально-экономического потенциала экономики Российской Федерации: предложено рассматривать налоговую политику в системе государственного регулирования экономики не как инструмент только государственного управления, а как государственную систему принципов и условий формирования налоговых отношений, накладывающую ограничения на разработку налоговых политик различных участников налоговых отношений;

2) определены основные экономически самостоятельные стороны конфликта экономических интересов, существующего в сфере налогообложения в Российской Федерации (федеральная власть, регионально-муниципальные власти и совокупность хозяйствующих субъектов1) и обоснована направленность их экономических интересов в данном конфликте;

3) разработаны теоретические положения концепции налоговой политики как компромисса экономических интересов различных субъектов налоговой политики, включающие в себя: цели и задачи налоговой политикисущность, принципы разработки и функционирования, организационную структуру механизма налоговой политики, а также общие требования к информационному обеспечению его функционирования;

1 Далее — субъекты налоговой политики.

4) предложены и обоснованы целевая функция федеральной налоговой политики, структура которой сформирована на основе применения системно-целевого подхода, а также методические основы формирования системы управленческих решений по ее реализации;

5) на основе применения системно-целевого подхода разработаны целевая функция налоговой политики регионально-муниципального уровня с выделением различных типов налоговой политики (адаптационная и компенсационная политика) и принципы формирования системы мероприятий по реализации налоговой политики на регионально-муниципальном уровне;

6) разработаны теория налоговой политики хозяйствующего субъекта как целенаправленной адаптации к существующей налоговой системе (цель, задачи, принципы разработки и реализации налоговой политики хозяйствующего субъекта) и методические основы оценки степени адаптации хозяйствующего субъекта к существующей налоговой системе;

7) предложена методология экономического обоснования эффективности мероприятий по реализации налоговой политики, в основу которой положены критерий экономической оценки и принципы формирования системы социально-экономических показателей, позволяющие производить комплексную оценку перспектив изменения экономического потенциала хозяйствующих субъектов, отрасли, отдельного региона, национальной экономики в целом;

8) разработаны методические основы формирования налоговой политики на регионально-муниципальном уровне, в том числе — налоговой политики адаптационного и компенсационного типов, позволяющих обеспечить сохранение или увеличение экономического потенциала региональной экономики, и механизм априорной оценки экономической эффективности их реализации (посредством применения коэффициентов налоговой лояльности и построения многомерных моделей налоговой лояльности).

Основные положения, выносгшые на защиту.

1. В современных экономических условиях Российской Федерации налоговая политика как инструмент управления социально-экономическим развитием должна представлять собой компромисс экономических интересов трех субъектов налоговой политики: федеральной власти, регионально-муниципальных властей и хозяйствующих субъектов. Необходимость в подобной трактовке налоговой политики вытекает: во-первых, из анализа той роли, которую играют налоги в системе экономических отношенийво-вторых, из анализа актуальных задач социально-экономического развития страны.

2. Разработанные и выдвинутые автором теоретические положения концепции налоговой политики как компромисса экономических интересов различных субъектов налоговых отношений: цель и задачи налоговой политики, сущность, принципы разработки и функционирования, организационная структура механизма налоговой политики, а также общие требования к информационному обеспечению его функционирования.

3. Целевые функции федеральной налоговой политики и регионально-муниципальной налоговой политики, сформулированные на основе применения системно-целевого подхода исходя из необходимости достижения компромисса экономических интересов различных субъектов налоговой политики.

4. Теория налоговой политики хозяйствующих субъектов как их целенаправленной адаптации к существующей налоговой системе.

5. Методология экономического обоснования эффективности мероприятий по реализации налоговой политики, разрабатываемых на различных уровнях субъектов налоговой политики.

6. Методические основы разработки мероприятий по реализации регионально-муниципальной налоговой политики (в том числе — комплексных мероприятий по реализации налоговой политики адаптационного и компенсационного типов) и механизм априорной оценки их экономической эффективности.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что в диссертационной работе решена крупная научная проблема, имеющая важное экономическое значение — разработана целостная система теоретических, методологических и методических положений налоговой политики. Разработанный автором подход к управлению налоговыми отношениями посредством предложенного механизма налоговой политики может быть внедрен как элемент общей системы государственного управления социально-экономическим развитием, реализуемой органами государственной власти Российской Федерации, а также отдельных регионов. Научная обоснованность и логика построения предлагаемого подхода позволяет перейти от доминирующей в настоящее время идеи ситуационно-адаптивного формирования налоговой политики к управлению налоговыми отношениями на основе системно-стратегического анализа.

Важным практическим преимуществом данного подхода является обязательная априорная оценка экономической эффективности принимаемых управленческих решений, которая позволит существенно снизить трансакционные издержки государственного управления налоговыми отношениями, повысить экономическую эффективность принимаемых государственных решений, повысить лояльность хозяйствующих субъектов к налоговой системе.

Помимо этого разработанные методологические, методические и практические основы к адаптации хозяйствующих субъектов к существующей налоговой системе целесообразно применять в практике хозяйствования отдельных микроэкономических субъектов — с целью достижения максимальной эффективности экономической деятельности в условиях действия ограничений, накладываемых существующей системой налоговых отношений.

Апробация результатов исследования.

Основные научные результаты проведенных исследований неоднократно докладывались на межвузовских научных и научно-практических конференциях:

— региональной научно-практической конференции «Государственное регулирование экономики на региональном уровне» (Рязань, Рязанская торгово-промышленная палата совместно с Всероссийской государственной налоговой академией (ВГНА МНС России), 2004 год);

— межвузовской конференции «Повышение конкурентоспособности экономики России» (Москва, ВГНА МНС России, 2004 год);

— межвузовской конференции «Повышение конкурентоспособности промышленности региона» (Москва, ВГНА Минфина России, 2005 год);

— межвузовской научно-практической конференции «Государственное регулирование рыночной экономики XXI века: проблемы и перспективы» (Москва, ВГНА Минфина России, 2005 год);

— 10-ой Международной межвузовской научно-практической конференции «Проблемы модернизации экономики России в XXI веке» (Москва, ВГНА Минфина России, 2008 год).

Часть научных предложений была использована при выполнении научно-исследовательской работы по заказу ФНС России «Разработка системы комплексной оценки налоговых рисков», выполненной кафедрой «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации (2007 г.).

Основные положения диссертационного исследования внедрены в практику работы отдельных субъектов Российской Федерации (Еврейская автономная область), налоговых органов (Управление ФНС по Московской области, Департамент по работе с крупнейшими налогоплательщиками УФНС по Московской области, ИФНС № 21 по г. Москве), ЦК профсоюза работников малого и среднего бизнеса, отдельных хозяйствующих субъектов (ФГУП ММПП «Салют», ОАО «Аэрофлот», ОАО «Коломенский завод»).

Отдельные теоретические положения используются в учебной практике во Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации и в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации.

Помимо этого основные научные положения диссертации были опубликованы в 27 печатных работах, в том числе: 3 монографии и 12 статей в рецензируемых научных журналах по перечню, утвержденному ВАК Министерства образования Российской Федерации. Общий объем публикаций составляет более 125 печатных листов, из которых лично автором написано более 96 печатных листов.

Результаты исследования возможного диапазона изменений в величине оплаты труда (ОТ) для случаев, когда обобщенный хозяйствующий субъект имеет право на применение регрессивной налоговой ставки по ЕСН и не имеет такого права, приведены в таблицах соответственно 41 и 40.

Заключение

.

Задача государственного управления, адекватного современному состоянию социально-экономических отношений, требует, по нашему мнению, определенной смысловой трансформации: от обеспечения удовлетворения общественных потребностей до обеспечения решения системы задач социально-экономического развития общества при условии сохранения и роста экономического потенциала хозяйствующих субъектов. Следует отметить, что указанное, по нашему мнению, возможно достичь только путем применения в системе государственного регулирования экономики экономических механизмов и инструментария, позволяющих дезинтегрировать показатели экономического эффекта государственного регулирования до уровня хозяйствующих субъектов.

На констатации данного факта основывается принципиальное отличие нашей концепции налоговой политики от существующих научных взглядов на это направление государственного регулирования экономики. Мы предлагаем трактовать налоговую политику как компромисс экономических интересов трех уровней субъектов налоговой политики: федеральной власти, регионально-муниципальных властей и хозяйствующих субъектов. Таким образом, в нашей научной трактовке налоговая политика приобретает специфические черты, отличающие ее от ранее разработанных научных подходов и концепций: целью функционирования налоговой политики является поиск компромисса экономических интересов всех субъектов налоговой политики, характеризующегося максимально возможным в конкретных социально-экономических условиях соблюдением разнонаправленных экономических интересов всех заинтересованных сторонналоговая политика перестает быть прерогативой государства и распространяется на все уровни агрегации экономических субъектов, чьи экономические интересы затрагиваются сферой налоговых отношенийреализация налоговой политики представляет собой упорядоченную последовательность отдельных управленческих мероприятий, формируемую на.

361 основе системного подхода, и с этой точки зрения приобретает все свойства и характерные черты процессаналоговая политика рассматривается как исключительно экономический инструмент управления при формальном соблюдении установленных юридических правил налоговых отношений.

Основываясь на принципах системного подхода мы получили целый ряд результатов теоретического и методологического характера, совокупность которых является методологическим базисом предлагаемой нами концепции налоговой политики. В числе важнейших результатов следует указать формулировку цели и задач налоговой политикиформулировку и обоснование основных характеристик механизма налоговой политики.

Важным теоретическим итогом работы явилось обоснование методологических основ формирования целевых ориентиров налоговой политики на всех рассматриваемых уровнях агрегации экономических субъектов. Проведенный анализ позволил следующим образом распределить общие целевые функции налоговой политики в зависимости от уровня агрегации: основная цель налоговой политики федерального уровня должна быть сформулирована как обеспечение задач, решаемых на регионально-муниципальном уровне, необходимыми финансовыми ресурсами. решение задачи обеспечения экономического роста и социально-экономического развития в силу объективно сложившихся условий должно быть отнесено к компетенции налоговой политики регионально-муниципального уровня и, в основном, уровня субъектов хозяйствования;

Несмотря на то, что в соответствии с вышеизложенным, задача обеспечения экономического роста и социально-экономического развития страны решается сразу на двух уровнях агрегации — на регионально-муниципальном уровне и на уровне хозяйствующих субъектов, решать ее в силу специфики налоговых отношений на каждом из этих уровней необходимо по-разному. Принципиальное отличие в пределах компетенции между данными субъектами налоговой политики заключается в законодательно установленной возможности для регионально-муниципального уровня самостоятельно устанавливать отдельные правила налоговых отношений, в то время, как хозяйствующие субъекты обязаны принимать установленные правила как данность. Компетенция последних ограничивается только возможностями использования различных способов расчета отдельные элементов налога (там, где это допустимо), а также использованием налоговых льгот.

Вместе с тем именно хозяйствующие субъекты должны решать задачу обеспечения экономического роста и социально-экономического развития страны, что прямо вытекает из самой ее формулировки. Таким образом, существует противоречие: ключевой субъект налоговой политики, действия которого способны обеспечить достижение обоснованной нами ранее цели налоговой политики, обладает самыми узкими правами в части формирования собственного компонента общей налоговой политики и не имеет права выступать в качестве лица, формирующего и устанавливающего правила налоговых отношений.

По нашему мнению, разрешать указанное противоречие необходимо следующим образом. В качестве адекватной компенсации ущемления прав и свобод хозяйствующих субъектов в налоговых отношениях выступает широта доступного этому субъекту налоговой политики финансово-экономического инструментария — по сути всю хозяйственную деятельность этого субъекта при определенных допущениях можно трактовать как мероприятия налоговой политики. Широта фактических инструментальных возможностей хозяйствующих субъектов в части формирования и реализации собственной налоговой политики делает возможным сформулировать цель этой налоговой политики как адаптацию экономической деятельности к установленным условиям налоговых отношений.

Важным итогом работы стало формулирование системы базовых теоретических положений в отношении налоговой политики хозяйствующих субъектов. Необходимость решения подобной частной задачи была продиктована отсутствием в настоящее время реальных экономических концепций формирования и реализации этого крайне важного, по нашему мнению, направления общего управления экономической деятельностью на уровне хозяйствующих субъектов. В данной связи нами были выявлены основные ограничительные условий формирования и функционирования налоговой политики хозяйствующих субъектов, обоснована ее целевая функция, разработана и обоснована система базовых принципов, на которых должна основываться налоговая политика субъектов хозяйствования, разработана методология оценки степени экономической адаптации хозяйствующих субъектов к существующим условиям налоговых отношений.

Одной из существенных специфических черт сложившейся социально-экономической ситуации является то, что ни государство, ни хозяйствующие субъекты не могут позволить себе принимать неэффективные решения в сфере налоговых отношений — принятие и реализация подобных решений попросту не позволит решить те актуальные задачи социально-экономического развития, которые стоят в настоящее время и перед государственной властью и перед национальным хозяйственным комплексом. Указанное послужило обоснованием необходимости разработки механизма качественного оценивания эффекта от реализации мероприятий налоговой политики, который возможно было бы применить на этапе разработки соответствующих управленческих решений, а точнее — в рамках подготовки их финансово-экономического обоснования. Поскольку системное решение данной задачи в объеме всей совокупности субъектов налоговой политики производится впервые, нами было признано целесообразным разработать методологию качественного априорного оценивания наиболее вероятного эффекта от реализации мероприятий в области налоговой политики.

В рамках разработки указанной методологии были развиты теоретические положения идеи качественного априорного оценивания, предложен критерий подобной оценки, разработана система взаимосвязанных показателей, на основании которых должна фактически производиться обсуждаемая оценка, исследованы основные вопросы формирования информационной основы оценки, а также практического применения теоретических научных разработок.

Отметим важную специфическую черту предложенной нами методологии качественной априорной оценки — по сути она представляет собой оценку того влияния, которое окажет разрабатываемое решение на перспективы экономического развития всех субъектов налоговой политики. На этом основании в качестве оцениваемого показателя нами было признано необходимым рассматривать экономический потенциал экономического субъекта. На уровне хозяйствующих субъектов для оценки экономического потенциала представляется допустимым использовать систему показателей финансового состояния, элементы которой ранжируются в зависимости от особенностей организации экономической деятельности, установленных самим хозяйствующим субъектом, а также в зависимости от того, что для данного хозяйствующего субъекта целесообразно считать индикаторами изменения его экономического потенциала.

В части разработки практического инструментария для формирования экономически обоснованных мероприятий налоговой политики на регионально-муниципальном уровне наиболее сложным этапом является получение адекватного финансово-экономического обоснования возможных мероприятий. Поэтому нами было принято решение в первую очередь сосредоточиться на практических вопросах решения именно этой частной задачи. В ходе проведенных исследований нами был предложен механизм априорной оценки ожидаемых экономических последствий от реализации мероприятий регионально-муниципальной налоговой политики. При этом исследование проводилось в двух направлениях: отдельно исследовались перспективы разработки и реализации мероприятий региональной налоговой политики, использующих исключительно налоговый инструментарий, а также мероприятий, использующих неналоговые инструменты налоговой политикиисследовались перспективы разработки и реализации «одиночных» мероприятий и «комплексных» мероприятий, состоящих их нескольких одновременно принимаемых государственных решений.

В рамках первого направления проведенные исследования убедительно доказали правоту выдвинутого нами тезиса о том, что начиная с регионального уровня субъектов налоговой политики экономически целесообразно использовать неналоговые инструменты налоговой политики. Применение более широкого спектра экономических инструментов, включающего в себя инструменты, не оказывающие прямого воздействия на налоговую систему, налоговые отношения и суммы налоговых доходов, мобилизуемых в бюджетную систему, тем не менее оказывает на перечисленные результирующие показатели значимое косвенное воздействие, существенным образом увеличивая степень свободы регионально-муниципального уровня в решении задач обеспечения социально-экономического развития в рамках налоговой политики.

Значительное увеличение степени свободы регионально-муниципального уровня может быть отмечено и в ходе сравнительного анализа результатов применения разработанного нами механизма многомерных моделей налоговой лояльности. Необходимость фактического проведения многомерных экономических исследований объективно возникает в случаях, когда одновременно планируется реализация нескольких различных мероприятий налоговой политики.

Поскольку эффект одновременного воздействия нескольких решений на один и тот же объект исследования приводит к необходимости учета не только воздействия самих решений, но и воздействия функционально-корреляционных связей между ними, нам потребовалось разработать специальную методику оценки ожидаемых экономических последствий воздействия комплекса мероприятий на региональную экономику, С целью увеличения простоты интерпретации и наглядности получаемых аналитических результатов в данном случае было принято решение использовать графическое представление результирующих показателей — в виде полей налоговой лояльности.

Исследование полей налоговой лояльности также подтвердило целесообразность и эффективность использования неналоговых инструментов в рамках регионально-муниципальной налоговой политики.

Важным практическим результатом исследований, проведенных в работе при помощи полей налоговой лояльности, можно считать объективное доказательство реальной возможности увеличения фактических размеров оплаты труда наемных работников в существующих условиях налогообложения единым социальным налогом. Особо отметим, что, как показали результаты модельных исследований, подобное увеличение не снижает перспектив экономического развития хозяйствующих субъектов, то есть фактически может производиться не за счет снижения экономического потенциала отдельных секторов региональной экономики (как это зачастую декларируется в настоящее время), а путем грамотного перераспределения региональными властями удельных весов различных налоговых источников регионального бюджета.

Таким образом, в настоящей диссертационной работе решена крупная научная проблема, имеющая важное экономическое значение — разработана целостная система теоретических, методологических и методических положений налоговой политики, трактуемой как компромисс экономических интересов федерального, регионально-муниципального и микроэкономического ровней субъектов налоговой политики. При этом нами был получен ряд результатов, имеющих как теоретическую ценность, так и практическое значение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации Электронный ресурс.: принята 12.12.1993 г. //СПС «КонсультантПлюс».
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации Электронный ресурс.: федеральный закон от 31.07.1998 г., № 145-ФЗ //СПС «КонсультантПлюс».
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть I Электронный ресурс.: федеральный закон от 31.07.1998 г., № 146-ФЗ //СПС «КонсультантПлюс».
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть II Электронный ресурс.: федеральный закон от 15.08.2000 г., № 117-ФЗ //СПС «КонсультантПлюс».
  5. Об основах налоговой системы в Российской Федерации Электронный ресурс.: федеральный закон от 27.12.1991 г., № 2118−1 //СПС «КонсультантПлюс».
  6. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Электронный ресурс.: федеральный закон от 6.10.1999г., № 184-ФЗ //СПС «КонсультантПлюс».
  7. О федеральном бюджете на 2005 г. Электронный ресурс.: федеральный закон от 23.12.2004 г., № 173-Ф3 //СПС «КонсультантПлюс».
  8. Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации Электронный ресурс.: Указ Президента РФ от 03.06.1996 № 803 //СПС «КонсультантПлюс»
  9. Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года. Электронный ресурс.: одобрена Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 № 584 //СПС «КонсультантПлюс»
  10. Программа социально экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 — 2004 годы) Электронный ресурс.: утверждена Распоряжением Правительства РФ от 10.07.2001 № 910-р //СПС «КонсультантПлюс»
  11. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003−2005 годы) Электронный ресурс.: (проект) //СПС «КонсультантПлюс»
  12. Послание Президента РФ Федеральному Собранию «России надо быть сильной и конкурентоспособной» (2002 год) Электронный ресурс. //СПС «КонсультантПлюс»
  13. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (2003 год) Электронный ресурс. //СПС «КонсультантПлюс»
  14. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (2004 год) Электронный ресурс. //СПС «КонсультантПлюс»
  15. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (2005 год) Электронный ресурс. //СПС «КонсультантПлюс»
  16. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (2006 год) Элеюронный ресурс. //СПС «КонсультантПлюс»
  17. Бюджетное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2004 году» Электронный ресурс. //СПС «КонсультантПлюс»
  18. Бюджетное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2005 году» Электронный ресурс. //СПС «КонсультантПлюс»
  19. Бюджетное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2006 году» Электронный ресурс. //СПС «КонсультантПлюс»
  20. Бюджетное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2007 году» Электронный ресурс. //СПС «КонсультантПлюс»
  21. Бюджетное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2008 2010 годах» Электронный ресурс. //СПС «КонсультантПлюс»
  22. Бюджетное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2009 2011 годах» Электронный ресурс. //СПС «КонсультантПлюс»
  23. О формах бухгалтерской отчетности организаций Электронный ресурс.: Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н //СПС «КонсультантПлюс»
  24. г. Москвы от 10.12.2008 № 65 «О бюджете города Москвы на 2009 год и плановый период 2010—2011 годов»
  25. О прогнозе социально экономического развития города Москвы до 2010 года Электронный ресурс.: Постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 № 449-ПП //СПС «КонсультантПлюс»
  26. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации на 2006−2008 годы Электронный ресурс.: (проект)
  27. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) электронный ресурс. // http://www.economy.gov.ru
  28. Л.И. Российская экономическая мысль : история и современность: сборник. Москва: [Ин-т экономики РАН], 2008
  29. М.Д., Кашин В. А. О налоговой системе России // «Налоги и налогообложение». 2006. — № 3.
  30. А.Г. Социально-экономическое развитие России Москва: Дело, 2006
  31. С.А., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика. Основы моделирования и первичной обработки данных. М.: Финансы и статистика, 1983.
  32. Айвазян С. А,. Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика. Исследование зависимостей. — М.: Финансы и статистика, 1985
  33. Л. А., Диденко В. Ю., Морозко Н. И. Финансовый менеджмент в малом бизнесе : монография Москва: Дашков и К0, 2009.
  34. A.B., Кашин В. А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. М.: Магистр, 2007.
  35. К.Л. Новые тенденции в бюджетной и налоговой // «Финансы», 2002, № 10
  36. С. Структурные характеристики предприятий и их налоговое поведение // Вопр. экономики. № 9. М., 2001. — С. 82−100
  37. И.И. Методология управления государственным сектором экономики регионов : Дис. д-ра экон. наук:08.00.05. СПб, 2004.
  38. И.И. Роль государственного регулирования экономики М.: Налоговый вестник, 2002
  39. E.B. Воспроизводственный цикл и налоговое бремя // Экономика и мат. методы. Т. 36, вып 1. М., 2000- С. 3−16
  40. Ф.Х. Налоговое планирование : (регион, аспект): Дис.. д-ра наук- Экономические науки: 08.00.10. СПб., 1999
  41. Ф.Х. Финансовое планирование и моделирование налогового процесса региона М.: Финансы, 1999
  42. Е.В. Методика управления налогами на предприятии // Финансы. № 4. М., 2003. — С. 30−33
  43. Е.В. Налоги, частный бизнес и реформы Е.Ф. Канкрина // Финансы. № 2. М., 2002. — С. 71−72
  44. Е.В. Налоговое планирование в организации : Дис.. канд. экон. наук: 08.00.10.-М., 2002.
  45. Е.В. О координации и гармонизации налоговых отношений // Финансы. -№ 2. 2004. — С. 27−29
  46. Т.С. Налоги в системе государственного регулирования предпринимательства дисс.. канд. экон. наук. -М., 1999
  47. А.Н. Способы определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты // Регион: экономика и социол. № 2. Новосибирск, 2001- С. 38−46
  48. Д.Е. Развитие социально-экономического потенциала регионов в условиях рыночной экономики: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05. М.: 2001.
  49. Н.П. Эволюция государственного управления экономикой: налогово-бюджетный аспект // Весн. Беларус. дзяр. экан. ун-та = Вестн. Белорус, гос. экон. ун-та. № 2. Мшск, 1998- С. 16−30
  50. М.И. Налоговая политика как средство стимулирования региональной экономики : На материалах Республики Северная Осетия-Алания: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. Москва: 2003.
  51. М.И. Налоговая политика как средство стимулирования региональной экономики. Владикавказ: ИР, 2000.
  52. О.Т. Анатомия глобальной экономики : Учеб. пособие М.: Академкнига, 2004.
  53. В.И. Основы регионоведения. Ростов-на-Дону, 1998
  54. Бюджетная политика на 2007 год и среднесрочную перспективу (аналитические материалы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации) электронный ресурс. / VAvw.economy.gov.ru
  55. Введение в экономико-математические модели налогообложения / Д. Г. Черник и др.- Под ред. Д. Г. Черника М.: Финансы и статистика, 2000
  56. А.Б. Теория государства и права. М.: «Юриспруденция», 2000
  57. С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. СПб., 1912
  58. С.Ю. Собрание сочинений и документальных материалов : В 5 т. М., 2002
  59. В. Оценка возможностей снижения налогового бремени в переходной экономике // Вопр. экономики. № 2. М., 2000- с. 107−116
  60. A.B. Трансформация функциональной направленности налоговой политики России в условиях становления рыночной экономики на рубеже XX XXI веков: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.01 Москва, 2003.
  61. Д.А. Налоговое планирование как механизм рационализации налоговой нагрузки предприятия : Дис. канд. экон. наук: 08.00.10 / Д.А.Воробьев- С.-Петерб.гос.ун-т СПб., 2003.
  62. Е.С. Налоговое планирование в коммерческих банках СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2000
  63. Е.С. Налоговое планирование в системе управления финансами хозяйствующих субъектов СПб., 2002
  64. Е.С. Налоговое планирование в системе управления финансами хозяйствующих субъектов : Дис. д-ра экон. наук: 08.00.10. Санкт-Петербург, 2002.
  65. Е.С., Романовский М. В. Налоговое планирование: Учеб. для студентов вузов М. и др.: Питер, 2004.
  66. Е.С. Расчет налогового бремени в современных российских условиях // Налоговый Вестник. 2002. — № 12. — 2003. — № 1
  67. А.И. Региональная экономика и управление. М.: ЮНИТИ, 2002
  68. Г. А., Пепеляев С. Г. Предприниматель. Налогоплательщик. Государство. -М.: ФБК-Пресс, 1998
  69. Д.Д. Устойчивое развитие экономической системы: потенциал, сущность, факторы (региональный аспект) дис. канд. экон. наук / 08.00.05. — СПб, 2003
  70. И.В. Налоги в экономической стратегии государства // Финансы. № 8. М., 2001- С. 36−39
  71. И.В. Налоговая политика и экономический рост // Финансы. 1999. — № 1.
  72. И.В. Налоговый потенциал в механизме бюджетных отношений // Финансы. № 6. М., 1999- С. 27−30
  73. А.П., Кузин Б. И., Медников М. Д., Соколицын A.C. Региональная экономика (принципы и модели управления предпринимательским климатом региона). СПб.: ПИТЕР, 2003
  74. А.Г. Экономическое пространство России : проблемы целостности и эффективного функционирования Москва: Гос. ун-т упр., 2006
  75. P.C. В мире перемен. Москва: Ин-т экономики РАН, 2006.
  76. P.C. Среди рисков и шансов Москва : Ин-т экономики РАН, 2008.
  77. Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля Дис.. д-ра юрид. наук. — М., 2000
  78. Т.В. Государственное регулирование экономического развития регионов: проблемы и стратегия // Финансы и кредит. 2003. — №№ 18,19
  79. Т.В. Моделирование процессов регионального развития // Финансы и кредит. 2002. — № 23
  80. Т.В. Системные механизмы управления межбюджетными отношениями : Рос. и зарубеж.опыт М.: УРСС, 2003
  81. Т.В. Трансформация налоговой системы Российской Федерации и субнациональные отношения // Финансы и кредит. 2002. — № 24
  82. Т.В. Фискальная децентрализация и взаимодействие различных уровней власти // Финансы и кредит. — 2002. № 17
  83. М.М., Василенко В. Н., Плякин A.B. Управление природно-хозяйственными системами территории: стратегия, принципы, механизмы. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2002.
  84. Данилов-Данильян В. И. Бегство к рынку: десять лет спустя М.: МНЭПУ, 2001.
  85. И.Н. Налоговая нагрузка организации: показатели и методика оценки: На материалах Чувашской Республики: Дис. канд. экон. наук: 08.00.10. М., 2005.
  86. C.B. Развитие экономики регионов путем перераспределения финансовых потоков // «Менеджмент: теория и практика», 2002, № ¾
  87. О.Д. Взаимоотношения бюджетов в области распределения налогов // Современные аспекты экономики. 2002. — № 9
  88. Д.В. Реализация социальной функции налоговой политики в странах с постсоциалистической экономикой: На примере России и Чехии: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.10.-Москва, 2003.
  89. Ю.С. Региональная политика и управление М.: РАГС, 1998.
  90. М., Фокс К. А. Методы анализа корреляций и регрессий линейных и криволинейных.-М.: Статистика, 1966
  91. И.Г., Кузьбожев Э. Н. Теория и практика разработки концепции регионального развития Курск: Кур. гос. тех. ун-т, 2003
  92. Ю.С. Региональная налоговая политика: границы самостоятельности и механизм реализации: Дис. .канд. экон. наук. -Ростов н/Д, 2001.
  93. Зябриков, В. В. Налоговое планирование как способ согласования интересов фирмы и государства: Дис.канд.экон.наук: 05.13.10 СПб., 1997.
  94. Ф.А. Негативные экстерналии и проблемы государственного регулирования // Вестник МГУ. сер. 6. Экономика. 1998. — № 3.
  95. Н.Г. Тенденции и особенности формирования доходов бюджетов регионов в условиях налоговой реформы // Финансы и кредит. 2002. — № 15
  96. В.В. Проблемы экономического роста России Москва : Изд. центр ГОУВПО ТУУ", 2006.
  97. С.Ж. Методы определения налоговой нагрузки: зарубежная и отечественная практика // Современные аспекты экономики, 2002, № 11
  98. К программе социально-экономического развития России. 2008−2016: научный доклад / Р. С. Гринберг и др. — Российская акад. наук. Москва: Ин-т экономики РАН, 2008.
  99. Е.А. Влияние налоговой политики на экономический рост : Дис. канд. экон. наук: 08.00.01. Омск, 2002.
  100. И.К. Налоговое регулирование рыночной экономики. М., 2000
  101. М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России М.: «Вершина», 2004
  102. В.А. Налоговая политика России на современном этапе // Финансы. 2002. — № 9
  103. В.А. Налоговая доктрина и налоговое право электронный ресурс. // СПС КонсультантПлюс
  104. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ. H.H.Любимова под ред. Л.П. Куракова- М.: Гелиос АРВ, 1999.
  105. Е.А. Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты // Финансы. № 9. — М., 1998 — С. 30−32
  106. Е.А. Налоги и предпринимательство в России М.: Изд.-консультац. ко. «Статус-КВО 97», 1998
  107. Е.А. Система налогов и ее влияние на развитие предпринимательской деятельности в России : Дис. д-ра наук: 08.00.10. М., 1998
  108. В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2003
  109. В.В. Региональные системы и региональное развитие в России М.: УРСС, 2003
  110. П.И. Экономические и административные формы реализации налоговой политики : Дис.канд. экон. наук: 08.00.05, 08.00.10. Ростов н/Д, 2006.
  111. А.Н. Три подхода к определению понятия «Количество информации» // Новое в жизни, науке, технике Сер, «Математика, кибернетика». 1991. — № 1.
  112. С.И. Теория и методы прогнозирования рынка земли и иной недвижимости объективными методами в системе управления земельными ресурсами (на материалах Московской области). Дисканд. экон. наук: 08.00.05. — М., 2006.
  113. Л.А. Налоги как инструмент обеспечения экономической безопасности России : Дис. канд. экон. наук: 08.00.05. Москва, 2004.
  114. Г. В. Экономика региона: проблемы и перспективы развития // Деньги и кредит. 2002. — № 11
  115. О.В. Экономическое развитие регионов : Теорет. и практ. аспекты гос. Регулирования. M: URSS, 2005
  116. И.Н. Налоговая политика России : Теорет. и ист.-правовой анализ: Дис.. д-ра юрид. наук: 12.00.01. СПб., 1998
  117. П.И. О направлениях адаптации налогов в странах ЦВЕ к условиям ЕС // Вестн. науч. информ. / Ин-т междунар. экон. и полит, исслед. РАН. № 9. М., 2000- С. 47−63
  118. А.Г. Графический метод расчета ВВП и поступления налогов в бюджет // Финансы. № 5. М., 2000- С. 36−40
  119. Ю.В. Налоговая политика как инструмент интеграции в Европейском Союзе : Дис. канд. экон. наук: 08.00.14. Москва, 2004.
  120. Курс экономической теории: учебник / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. -4 изд. перераб. и доп. Киров: «АСА», 1999.
  121. Д.В. Налоговая нагрузка и методы её расчета : Дис.. канд. экон. наук: 08.00.10.-Тюмень, 2005.
  122. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. 3-е изд. — М.: УРСС, 2000.
  123. В.В. Теория информации М., 2002.
  124. М.И. Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий // Финансы. 1998. — № 5. — С. 29−31
  125. Ю.А. Оптимизация налогов. Методы и схемы: все возмолшости законной экономии. М.: ГроссМедиа, 2005
  126. Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002.
  127. Л.Н. Налоговая система России. Общее и особенное. Москва: Наука, 2006
  128. Л.В. Формирование концепции государственного управления региональным экономическим развитием : Дис.канд. экон. наук. М., 2003.
  129. К., Брю С. Экономикс М.: ИНФРА-М, 2001.
  130. Е.В. Направления совершенствования налоговой политики РФ // Вестн. Фин. акад. № 1. М., 1999- С. 57−63
  131. Материалы официального сайта Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru
  132. Материалы официального сайта Института социально-политических исследований РАН // http://www.ispr.ru
  133. Материалы официального сайта Министерства регионального развития Российской Федерации // http://vsww.minregion.ru
  134. Материалы официального сайта Министерства финансов Российской Федерации // http://www.minfin.ru
  135. Материалы официального сайта Министерства экономического развития Российской Федерации // http://www.economy.gov.ru
  136. Материалы официального сайта Правительства Российской' Федерации // http://www.government.gov.ru
  137. Материалы официального сайта Федеральной налоговой службы Российской Федерации // http://www.nalog.ru
  138. Материалы СПС «КонсультантПлюс»
  139. Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. -М.: Наука, 1995.
  140. М.А. Фискальный федерализм и проблемы региональной налоговой политики : Дис. канд. экон. наук: 08.00.10,08.00.05. Ставрополь, 2004.
  141. М., Альберт М., Хедоури Ф.Основы менеджмента: пер с англ. М.: Дело, 1992.
  142. Минфин России, «Официальная информация» от 27.08.2008: интернет-интервью С. Д. Шаталова СПС «КонсультантПлюс» «Основные направления налоговой политики на 2009−2011 годы» // http://www.minfin.ru
  143. Минэкономразвития России «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2007 году» Электронный ресурс. // http://www.economy.gov.ru
  144. Минэкономразвития России «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2008 году» Электронный ресурс. // http://www.economy.gov.ru
  145. Минэкономразвития России «О текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам января 2009 года» Электронный ресурс. // http://www.economy.gov.ru
  146. Мир на рубеже тысячелетий. Прогноз развития мировой экономики до 2015 года. -М.: Издательский дом «Новый век», 2001.
  147. Моделирование социо-эколого-экономической системы региона / под ред. В. И. Гурмана, Е. В. Рюминой. М.: Наука, 2001.
  148. , Ш. Л. О духе законов Сост., пер. и коммент. примеч авт. A.B. Матешук. М.: Мысль, 1999.
  149. Налоги и их роль в экономическом и социальном развитии России: науч. зап. / Финансовая акад. при Правительстве Рос. Федерации, Каф. налогов и налогообложения- под рук. Грязновой А. Г., Павловой Л. П. М.: 0ргсервис-2000,2004
  150. Налоги и налоговое право: учебное пособие / под ред. А. В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1998
  151. Налоги и налогообложение / под ред. М. В. Романовского, О.В. Врублевской- СПб, Питер, 2000
  152. Налоги и налогообложение: учебник / Д. Г. Черник и др. М.: ИНФРА-М, 2003
  153. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитраж, практика: с учетом ч. 1 и ч. 2 Налогового кодекса РФ / Брызгалин А. В. и др. Изд. 2-е, перераб. и доп. — Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2005
  154. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / под ред. И. В. Горского. -М., Финансы и статистика, 2003
  155. Налоговое право России / под ред. Крохиной Ю. А. М.: «Норма», 2003
  156. Налоговый менеджмент: Учеб. / Д. Г. Черник, Б. И. Замятин, Е. А. Кирова и др.- Под ред. А. Г. Поршнева. М.: Инфра-М, 2003
  157. Национальная экономика. 2-е изд. / под ред. П. В. Савченко. М.: Экономисте, 2007.
  158. В.Н. Комплексное управление природными ресурсами территорий. -М.: Издательство «Экзамен», 2006.
  159. В.Н. Стратегия устойчивого развития РФ // Финансы и кредит. 2005. -№ 17(185).
  160. В.Н. Теоретико-методологические положения управления природно-экономическими комплексами регионов Российской Федерации : Дис.. д-ра. экон. наук: 08.00.05. М.: 2007.
  161. В.Н., Гладух С. А., Петрова B.J1. Инвестиционная политика государства как фактор развития экономики страны: в сб. «Повышение конкурентоспособности промышленности региона» М.: ВГНА МНС России, 2005.
  162. В.Н., Юрзинова И. Л. Актуальные факторы повышения конкурентоспособности региональной экономики: в сб. «Повышение конкурентоспособности экономики России» М.: ВГНА МНС России, 2004.
  163. В.Н., Юрзинова И. Л. Диагностика состояния структуры управления и повышение эффективности деятельности административно-управленческого аппарата // Вестник ВГНА МНС России. 2003. — № 3.
  164. В.H., Юрзинова И. Л. Доходы от использования природных ресурсов в РФ: в сб. «Социально-экономические и правовые аспекты рыночных отношений в России» -М.: МИПП, 2006.
  165. В.Н., Юрзинова И. Л. Качественная оценка эффективности государственных решений в области налогообложения // Налоговая политика и практика. -2004. № 5.
  166. В.Н., Юрзинова И. Л. Критерии оценки эффективности управления природно-ресурсными комплексами территорий // Финансы и кредит. 2006. — № 19 (223).
  167. В.Н., Юрзинова И. Л. Оценка эффективности управления природно-ресурсным комплексом территорий: в сб. «Государственное регулирование рыночной экономики XXI века» М.: ВГНА МНС России, 2005.
  168. В.Н., Юрзинова И. Л. Перспективные направления развития налогового контроля и планирования в условиях налоговой реформы // «Налоговая политика и практика», 2003, № 2
  169. В.Н., Юрзинова, И.Л. Стратегия развития Российской Федерации: основные требования, предъявляемые к региональной экономике // Социальные, экологические и правовые проблемы развития территорий: Юбил. сб. науч. трудов ГУЗ. М.: ГУЗ, 2004.
  170. В.Н., Юрзинова, И.Л. Финансы организаций: менеджмент и анализ: Учебное пособие 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Эксмо, 2007.
  171. В.Г. Социально-экономическая направленность налоговой политики России : Дис. канд. экон. наук: 08.00.01, 08.00.10. Ростов н/Д, 2003.
  172. A.A. Основы финансовой науки и политики. -М., 1909.
  173. Ф. Основные начала финансовой науки. М., 1904.
  174. Р.Б. Малое предпринимательство: состояние, проблемы, перспективы: монография М.: ВГНА, 2004
  175. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОФП) OK 028−99 Электронный ресурс.: утвержден Постановлением Госкомстата РФ от 30.03.1999 № 97 // СПС «КонсультантПлюс»
  176. Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС) OK 027−99 Электронный ресурс.: утвержден Постановлением Госкомстата РФ от 30.03.1999 № 97 //СПС «КонсультантПлюс»
  177. С. Анализ некоторых параметров налоговой системы: реалии и преувеличения // Налоги. № 1. М., 2000- С. 55−61
  178. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2007 год (аналитические материалы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации) электронный ресурс. // http://www.economy.gov.ru
  179. Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов электронный ресурс. // http://www.minfin.ru
  180. Особенности воспроизводства национального богатства в начале XXI века: монография. / [Абалкин Л. И. и др. — отв. ред. Л. И. Нестеров]. Москва: Наука, 2006.
  181. М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997
  182. Пансков, В. Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. М.: МЦФЭР, 2003
  183. А.Б. Налоговый потенциал экономики России М.: ИД «МЕЛАП», 2001
  184. А.Б., Кашин В. А. Обзор фискальной политики в Российской Федерации и за рубежом в 2004 году М.: Изд-во экон.-правовой лит., 2005
  185. О.Ф. Определение налоговой нагрузки на организацию // Налоговый вестник. 2004. — № 6.
  186. Дж. Практическая энциклопедия международного налогового и финансового планирования. М.: ИНФРА-М, 1999
  187. Е.В. Законодательство субъектов Федерации как источник налогового права : Дне. канд. юрид. наук. Саратов, 1998
  188. Н.Я. Инвестиционные возможности российской экономики. Москва: ГОУВПО «Гос. уп-т упр.», 2006.
  189. Н.Я. Развитие отношений собственности в России. М.: ГУУ, 2004.
  190. М. Международная конкуренция: пер. с англ. / под ред. и с предисловием Щетинина В. Д. М.: Международные отношения, 1993.
  191. Прикладное прогнозирование национальной экономики: учебное пособие / под ред. В. В. Ивантера и др. Москва: Экономисту 2007.
  192. Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики) / под ред. Д. С. Львова. М.: Экономика, 1999.
  193. Региональные кризисные ситуации и экономическая безопасность России. М.: СОПСиЭС, 1998.
  194. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации: Стат.сб.: 2002 / Гос.ком.Рос.Федерации по статистике (Госкомстат России) М., 2002
  195. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации: Стат.сб.: 2003 / Гос.ком.Рос.Федерации по статистике (Госкомстат России) М., 2003
  196. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики / Отв. ред. Б. М. Штульберг, В. В. Котилко. М.: Наука, 1993.
  197. Д. Начала политической экономии и податного обложения. М.-Л., 1929
  198. К.В. Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран: учебное пособие. М.: «ИНФРА-М», 2004.
  199. И.П. Социально-экономические отношения «Регион-центр»: теория, методология, анализ: Дис. д-ра экон. наук. М., 2000
  200. Н.М. Распределение полномочий органов власти по формированию доходов бюджетов // Финансы и кредит. 2003. — № 19
  201. P.P. Экономические проблемы согласования системы налогообложения с интересами товаропроизводителей Дис.канд. экон. наук. — Уфа, 1999
  202. C.B. Математическое моделирование процесса влияния налоговой системы на прибыль и накопление основного капитала- Дис.канд. экон. наук. М.: 2002
  203. В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. М.: Финстатинформ, 2002
  204. Н. Налоговое регулирование на уровне субъектов РФ: приоритеты, технологии, методы // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 6
  205. В.И. Корреляционный анализ в экономических исследованиях.- М.: Статистика, 1975
  206. О.В. Налоговая политика и ее влияние на прибыль организаций : Дис.. канд. экон. наук: 08.00.10. Москва, 2001.
  207. Д.А. Модель оптимизации налогов — дисс. канд. технич. Наук. М., 1999
  208. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1935, т.2.
  209. К.А. Современная налоговая политика и система налогообложения. -СПб.: «Инфо-да», 2002
  210. Д.Е. Россия перед вызовом = A challenge for Russia : Полит, экономия ответа. М.: Наука, 2003
  211. М.М. Оптимизация налога на прибыль : учет, политика, гражд.-правовые договоры, совокуп. налоговая нагрузка. Москва: Налог-Инфо: Статус-Кво 97, 2006
  212. Стратегический ответ России на вызовы нового века: монография / Абалкин Л. И. и др. — под общ. ред. Л. И. Абалкина — Рос. акад. наук, Ин-т экономики. М.: Экзамен, 2004.
  213. Теория статистики: Учебник / P.A. Шмойлова, В. Г. Минашкин, H.A. Садовникова, Е.Б. Шувалова- Под ред. P.A. Шмойловой. М.: Финансы и статистика, 2004
  214. , Я. Математические модели экономического роста / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1967
  215. М.С. Налоговая политика фактор формирования социально ориентированной рыночной экономики в России : Дис.. канд. экон. наук: 08.00.01. -Красноярск, 2005.
  216. A.A. Налоги как орудие экономической политики. — Баку, 1925
  217. A.B. Налоговое бремя и его экономическое воздействие на хозяйствующих субъектов. М.: ПАИМС, 2001
  218. A.B. Сравнительный анализ методик определения налоговой нагрузки на предприятия // Финансы. 2000. — № 5. — С. 44−47
  219. Н.И. Опыт теории налогов / «У истоков финансового права». М.: Статут, 1998
  220. Н.П. Гуманитарная экономика. М.: Экономика, 2006
  221. Н.П. О целевых ориентирах модернизации (развития) российской экономики. Москва: Центр экон.-мат. ин-т, 2004.
  222. Н.П. Россия на рубеже веков / Н.П.Федоренко-Отд-ние экономики Рос. акад. наук, Науч.-ред. совет Изд-ва «Экономика». М.: Экономика, 2003.
  223. Э., Ренц Б. Методы корреляционного и регрессионного анализа. — М.: Финансы и статистика, 1983
  224. Филипович, А. В. Моделирование воздействия налоговой системы на развитие предприятий в условиях становления рьшочных отношений: Дис.канд. экон. наук. М., 2002
  225. Финансы, налоги и кредит: учебник. Изд-е 2-е. / Под общ. ред. И. Д. Мацкуляка. — М.: Изд-во РАГС, 2007
  226. JI.B. Основы государственного хозяйства: Курс финансовой науки. — СПб., 1913
  227. П. Ловинс Э., Ловинс X. Естественный капитализм. Грядущая промышленная революция / пер. с англ. В. Д. Новикова. -М.: Наука, 2002.
  228. В.В. Использование инструментов налогового планирования на промышленном предприятии : Дис. канд. экон. наук: 08.00.05. Владимир, 2002.
  229. Хурсевич С. О некоторых условиях реформы межбюджетных отношений. // Вопросы экономики. 1998. — № 10
  230. Д.Г. Налоговая модель и российская действительность // Экономика и жизнь. № 29. М., 1997 — С. 3
  231. Д.Г. Налоговая реформа на рубеже веков. М.: МЦФЭР, 2000
  232. Д.Г. Налоговая система России на пороге второго десятилетия реформирования экономики // Экон. веста. № 4. — М., 2001- С. 95−100
  233. Д.Г. Налоговый кодекс : реформы продолжаются // Налоговый вестник. -М, 2000
  234. Д.Г. Налоговый кодекс должен решить ключевые вопросы налоговой реформы // Финансы. № 11. — М., 1997- С. 20−22
  235. Д.Г. Опыт социально-экономических реформ : Региональный аспект: (На прим. г. Москвы) М.: МЦФЭР, 1998
  236. Д.Г. Экономическое развитие и налоги / Финансы. № 5. -М., 2000.
  237. Чиркин, В. Е. Федерация и ее субъекты: модели разграничения полномочий // Политика и право. 2002. — № 1
  238. Е.А. Налоговое планирование как основа проектирования доходов бюджета региона : Дис. канд. экон. наук: 08.00.10. Ростов-на-Дону, 2003.
  239. С.Д. Методология формирования и развития налоговой системы Российской Федерации : Дис. д-ра экономических наук: 08.00.10. Москва, 2003.
  240. .М., Введенский В. Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации М.: Гелиос АРВ, 2000.
  241. Экономика: учебник / А. Г. Грязнова и др. — под ред. А. Г. Грязновой и H. Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2005.
  242. Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние: научные записки и очерки / Ин-т экономики РАН, Ин-т экономических стратегий — науч. ред. О. Т. Богомолов. -Москва: Ин-т экономических стратегий, 2008.
  243. Экономическая безопасность Российской Федерации: Учеб. для вузов: 4.1. / Балакина А. П., Кваша Ю. Ф., Цыпин И. С. и др.- Под общ. ред. Степашина C.B. СПб., 2001
  244. Экономическая безопасность Российской Федерации: Учеб. для вузов: 4.2. / Балакина А. П., Кваша Ю. Ф., Цыпин И. С. и др.- Под общ. ред. Степашина C.B. СПб.: Лань, 2001
  245. И.Л. Моделирование деятельности предприятий как способ выявления налоговых нарушений. // Вестник налоговой академии. 2001.
  246. И.Л. Налоговая политика как фактор экономического развития регионов Российской Федерации. в сб. «Государственное регулирование экономики на региональном уровне». — М.: ВГНА МНС России. — 2004.
  247. И.Л. Влияние налоговой политики на экономическое развитие регионов : Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05, 08.00.10. М., 2004.
  248. И.Л. Проблемы качественной оценки последствий решений, принимаемых в области налогообложения // Экономический анализ: теория и практика. 2002. — № 2.
  249. И.Л. К вопросу о качественных критериях оценки последствий решений, принимаемых в области налогообложения // Вестник ВГНА МНС России. 2003. — № 1.
  250. И.Л., Незамайкин В. Н. Налог на добавленную стоимость. М.: ЭКСМО, 2004
  251. И.Л. Налогообложение юридических и физических лиц, 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Экзамен», 2006.
  252. И.Л. Современная налоговая политика: баланс интересов федерального центра и регионов // Региональная политика: теория и практика. 2004. — № 7 (10).
  253. И.Л. Налоговая политика и оценка ее влияния на экономическое развитие регионов Российской Федерации : монография. М., 2006.
  254. И.Л. Новые подходы к диагностике финансового состояния хозяйствующих субъектов. // Экономический анализ: теория и практика. 2005 — № 14 (47)
  255. И.Л. Общие вопросы регионального развития и региональная налоговая политика. в сб. «Социально-экономические и правовые аспекты рыночных отношений в России». -М.: МИПП.-2006.
  256. И.Л. Управление налоговым бременем на уровне субъектов хозяйствования: цели, принципы, подходы. // Налоговая политика и практика. 2007 — № 5.
  257. И.Л. Концепция налоговой политики как механизма согласования экономических интересов государства и хозяйствующих субъектов. // Финансы и кредит. -2007. № 37 (277).
  258. И.Л. Методология формирования системы целей и задач налоговой политики на федеральном уровне. // Финансы и кредит. 2007. — № 38 (278).
  259. И.Л. Трансформация роли и места налоговых отношений в современной экономической системе. // Финансы и кредит. 2007. — № 39 (279).
  260. И.Л. Теоретические основы экономической концепции налоговой политики : монография. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». — 2007.
  261. И.Л. Теоретические аспекты финансово-экономического обоснования решений, принимаемых в сфере налоговой политики. // Экономика. Налоги. Право. 2008. — № 2(3).
  262. И.Л. Об адаптации хозяйствующего субъекта к существующим условиям налогообложения. // Налоговая политика и практика. 2008. — № 11.
  263. И.Л. Современные принципы налоговой политики. в сб. «Проблемы модернизации экономики России в XXI веке». — М.: 2008.
  264. И.Л. Экономическая оценка последствий реализации мероприятий налоговой политики : монография. М., 2008.
  265. И.Л. Стимулирование регионального экономического развития путем изменения отдельных характеристик налога на имущество организаций. // Региональная экономика: теория и практика. 2009. — № 4 (97).
  266. И.Л. Совершенствование методов оценки социально-экономического эффекта от мероприятий налоговой политики на различных уровнях экономической агрегации. // Экономический анализ: теория и практика. 2009. — № 8 (137).
  267. И.Л. Методические основы оценки эффективности налоговой политики при выработке стратегии экономического развития регионов и страны в целом. // Финансы и кредит. 2009. — № 10.
  268. И.Л. Возможности применения неналоговых инструментов региональной налоговой политики. // Региональная экономика: теория и практика. 2009. — № 6 (99).
  269. Ю.В. Методология ценообразования в горнодобывающей промышленности. М., 1964.
  270. И.И. Основные начала финансовой науки. СПб., 1890
  271. Coase R. The Problem of Social Cost // Journal of Law and Economics, v. 3, n°l pp. 144. University of Chicago Press, 1960.
  272. Dantzig George B. Linear programming and extensions. The Rand Corporation and University of California, Berkeley. Princeton University Press, Princeton, New Jersey, 1963.
  273. Devereux M.P., Griffith R. Evaluating tax policy for location decisions. London, Centre of Economic Policy Researh, 2002
  274. Dye R.F. A model of tax increment financing adoption incentives 11 Growth a. change. -Vol. 29, № 1. P. 90−110 Lexington, 1998
  275. Eastaugh Steven R. Facing tough choices: Balancing fiscal and social deficits -Westport, CT: Praeger, 1994
  276. Esteve V. Convergence in fiscal pressure across EU countries // Appl. economics letters. -Vol. 7, № 2.-P. 117−123 L., 2000
  277. Evaluating projects and assessing sustainable development in imperfect economics Электронный ресурс. / Kenneth Arrow, Partha Dasgupta, and Karl-Goran Maler. Stockholm: Beijer International Institute of Ecological Economics, 2002.
  278. Gilpin Robert Global political economy: Understanding the international economic order Princeton- Oxford: Princeton university press, cop.2001
  279. Haller Restauration der Staatswissenschaft. Baden. 1816. LVI
  280. Handbook of social choice and welfare.: Vol. 1 Elektronisk resurs. / edited by Kenneth J. Arrow, Amartya K. Sen, and Kotaro Suzumura. Amsterdam — Boston: Elsevier, 2002.
  281. Lane D. Competition gains a foothold // Banker. Vol. 150, № 894. — P. 17−19 L., 2000
  282. Leontief W.W. The structure of American economy, 1919−1939, New York, Oxford Univ. Press, 1951.
  283. Luski I. A dinamic analysis of fiscal pressure and demographic transition // Appl. economics. Vol. 30, № 11. — P. 1431−1442 L., 1998
  284. Mathieu Jean Luc La politique fiscale Paris: Economica, 1999
  285. North D. Institutions, Institutional Change and Economic Performance Cambridge University Press, 1990
  286. O’Connor James. The fiscal crisis of the state. New York: St. Martin’s press, 1973
  287. Public finance and fiscal policy: Selected readings / Ed. by J. Scherer, J.A.Papke. Boston etc.: Houghton Mifflin, 1966
  288. Roeger W. Growth and employment effects of fiscal regimes // Oxford econ. papers. N. S. Vol. 51, № 1. — P. 200−222 Oxford, 1999
  289. Schumpeter Joseph A. The theory of economic development: An inquiry into profits, capital, credit, interest, and the business cycle / Transl. by R.Opie. New York: Oxford university press, 1961
  290. Shannon C.E. A Mathematical Theory of Communication: The Bell System Technical Journal, Vol. 27, pp. 379−423, 623−656, July, October, 1948.
  291. Smith A. An inquiry into the nature and causes of the wealth of nations / Ed., with an introd., notes, marginal summary and an enlarged index by E. Cannan- With an introduction by M.Lerner. New York: Random house, 1937
  292. Sombart W. Ideal der socialpolitik. Braun’s Arch, 1897
  293. Stiglitz J. E. Formal and informal institutions // Social capital: a multifaceted perspective. cop. 2000. — S. 59−68.
  294. Stiglitz J. E., Griffith-Jones S. Growth with responsibility in a globalized world Электронный ресурс.: findings of the Shadow G-8. Friedrich-Ebert-Stiftung. Berlin- Geneva- New York: FriedrichEbert-Stiftung, 2007
  295. The economics of tax policy / edited by Michael P. Devereux. Oxford: Oxford Sity Press, 1996
  296. The economics of the tax revolt: a reader / compiled by. Arthur B. Laffer, Jan P. Seymour. New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1979.
  297. The goal of economic growth: Sources. Costs. Benefits / Ed. with an introduction by E.S.Phelps. New York: Norton, 1962
  298. The Phenomenon of worldwide inflation / edited by David I. Meiselman and Arthur B. Laffer. Washington: American Enterprise Institute for Public Policy Research, 1975.
  299. Tinbergen J. Economic Policy: Principles and Design Amsterdam: North-Holland, 1956
  300. Tinbergen J. On the theory of Economic Policy Amsterdam: North-Holland, 1952
Заполнить форму текущей работой