Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методология формирования стратегии развития региона на основе концепции интеграционного маркетинга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты анализа теорий и школ регионального развития, изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта в области развития регионов, методологии стратегического планирования, дают основание утверждать, что формированию эффективной стратегии развития региона будет способствовать дополнение «национального ромба» М. Портера новым элементом, представляющим органы управления… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ В РОССИИ
    • 1. 1. Концептуальные подходы к развитию региональных социально-экономических систем
    • 1. 2. Выявление и использование конкурентных преимуществ региона на основе эффекта мультипликации
    • 1. 3. Методология стратегического планирования развития региона
  • 2. АНАЛИЗ ОПЫТА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
    • 2. 1. Особенности формирования стратегии регионального развития за рубежом
    • 2. 2. Стратегическое планирование развития регионов в России
    • 2. 3. Влияние стратегии развития на результаты деятельности региона
  • 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 3. 1. Диагностика проблем развития региона
    • 3. 2. Функционально-стоимостной анализ стратегии развития
    • 3. 3. Совершенствование методики выбора эффективной стратегии развития
  • 4. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ИНТЕГРАЦИОННОГО МАРКЕТИНГА РЕГИОНА
    • 4. 1. Интеграционный подход к региональному маркетингу
    • 4. 2. Система интеграционного маркетинга региона
    • 4. 3. Стратегии развития в системе интеграционного маркетинга
  • 5. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ ИНТЕГРАЦИОННОГО МАРКЕТИНГА
    • 5. 1. Маркетинг стратегии развития региона
    • 5. 2. Маркетинговый механизм управления процессом формирования и реализации стратегии
    • 5. 3. Институциональный механизм обеспечения процесса формирования и реализации стратегии развития
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Методология формирования стратегии развития региона на основе концепции интеграционного маркетинга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Происходящие в российском обществе сложные процессы, связанные с трансформацией административно-командной экономики в рыночную, ставят перед руководством субъектов Федерации принципиально новые задачи по обеспечению оптимального развития и функционирования регионов. Решение этих задач в рамках полномочий, предоставленных регионам, связано, прежде всего, со стратегическим планированием, ведущим звеном которого является четкое обозначение направления развития региональной социально-экономической системы (РСЭС), позволяющего каждому ее элементу найти свое место в общем векторе поступательного движения, увязать с ним собственные интересы, цели и возможности.

Несомненно, что стратегическое планирование социально-экономического развития регионов остается объектом пристального внимания в мировой и отечественной науке и практике. Так, в рамках регионалистики — сформированного в Европейском сообществе самостоятельного направления экономической и управленческой науки — разрабатываются и реализуются стратегии развития регионов не только национальных, но и включающих территории сопредельных государств (в частности, проект «Маас-Рейн»).

Зарубежный опыт управления региональной экономикой, адаптированный к российским условиям, особо ценен, поскольку субъекты Федерации поставлены перед необходимостью опоры на собственные силы.

В России идет накопления опыта создания интеграционных механизмов управления на уровне ассоциаций экономического взаимодействия регионов, в рамках федеральных округов, при формировании целевых Федеральных программ, вертикально интегрированных структур управления, и т. п. Так, в 1994 году группой ученых под руководством академика Е. С. Строева разработан стратегический план превращения Центра России в регион обеспечения гарантированной продовольственной безопасности страны на основе развития АПК, нашедший отражение в Указе Президента и соответствующем постановлении Правительства.

РФ.

Система рыночных отношений формирует требования к использованию ряда положений концепции маркетинга как методологической базы для изучения проблем стратегического развития регионов и разработки путей их решения. Это проявляется в подходах к разработке программ создания благоприятного инвестиционного климата, к обоснованию стратегических направлений развития и планов их финансированияк выявлению и реализации возможностей взаимодействия на разных уровнях управления и хозяйствования.

Объективные процессы глобализации, растущая неустойчивость внешней среды, переход страны к стратегии стабилизации и далее к стратегии устойчивого развития и другие факторы, обозначенные в Послании Президента РФ Федеральному Собранию весной 2002 года, требуют усиления регулирующей роли государства и региональных органов власти в становлении российской экономики.

Определение стратегии развития представляет собой необходимое условие для достижения взаимопонимания и социального согласия между разными слоями населения, которое проживает на территории конкретного региона и консолидируется во имя достижения единой цели. Созданная при участии всех конструктивных сил, представляющих различные партии, объединения и группы, стратегия развития стабилизирует политическую обстановку в регионе, является основой экономического созидания, определяя направления трансформации РСЭС в целях повышения качества жизни населения и обеспечения для субъектов хозяйствования благоприятных условий функционирования и развития.

Указанные обстоятельства предопределяют непреходящую теоретическую и практическую значимость проблемы формирования стратегии регионального развития и актуальность настоящего исследования.

Степень научной разработанности темы. У истоков исследования проблемы стратегического планирования народного хозяйства стояли крупные советские ученые И. Г. Александров, Н. Е. Колосовский, Н. Н. Некрасов, С. В. Славин и другие.

А.Г.Аганбегян, А. М. Алексеев, А. Г. Гранберг, Л. А. Козлов, В. В. Кулешов,.

Р.И.Шнипер и другие советские и российские ученые внесли неоспоримый вклад в теорию и практику развития региональных систем различного уровняЛ.В.Канторович, В. С. Немчинов, В. В. Новожилов — теорию оптимального планированияА.А.Богданов, Н. Д. Кондратьев, Э. Хансен, А. Л. Чижевский, Й. Шумпетер и другие — общую теорию кризисов и концепций циклического развития.

Несомненную ценность имеют разработки по созданию современной методологии прогнозирования, программирования, стратегического управления на государственном и региональном уровне, авторами которых являются такие известные ученые, как Л. И. Абалкин, И. Ансофф, С. Ю. Глазьев, Д. С. Львов, В. И. Кушлин, Б. Г. Преображенский, М. Портер, В. Л. Тамбовцев, С. С. Шаталин, Б. М. Штульберг и другие. В научных центрах страны изучаются различные аспекты управления развитием краев и областей России, в частности, такими учеными, как И. В. Арженовский, Ю. Н. Гладкий, А. Д. Кисельников, Н. И. Ларина, В. Н. Лексин, А. А. Литвинюк, А. Н. Осипов, В. Г. Садков, Е. С. Строев, В. М. Репникова,.

A.И.Чистобаев, А. И. Швецов.

Многие российские и зарубежные авторы, в том числе А. Л. Гапоненко, Е. П. Голубков, П. Дойль, И. Г. Кетова, Ф. Котлер, A.M. Лавров, А. Л. Панкрухин,.

B.С.Сурнин, Э. А. Уткин, Р. А. Фатхутдинов и другие рассматривают проблемы развития регионов с позиций маркетинга.

И все же, несмотря на то, что различным аспектам проблемы формирования и реализации стратегии регионального развития посвящены исследования многих ученых и существует большое количество научных трудов по обозначенной тематике, эта проблема требует дополнительного изучения и нового научного осмысления в связи с происходящими в экономике изменениями, принципиально новыми задачами, стоящими перед органами управления современной России.

Так, изучение концепций и программ, разработанных на основе официальной доктрины стратегического планирования территориального развития, а также результаты их внедрения в практику свидетельствуют о наличии целого ряда просчетов, в числе причин которых можно назвать методологические недоработки.

Результаты этих просчетов проявились, к примеру, при решении проблем развития автомобильной, авиационной промышленности, а также регионов, на территории которых расположено большое количество оборонных предприятий, или специализирующихся на производстве сельскохозяйственной продукции.

При формировании стратегий развития не всегда обеспечиваются их непрерывность и преемственность, реализация стратегий сопровождается неоправданными потерями, о необходимости предотвращения которых говорил Президент РФ в выступлении по Центральному телевидению 18 октября 2002 года [277]- нерешенной проблемой является также обеспечение эффективного использования средств бюджетов развития страны и регионов.

Невысок уровень использования потенциала регионального маркетинга, представляющего собой системообразующее звено в процессах формирования и реализации стратегии развития территории, обеспечения инвестиционной привлекательности, создания перспективных рынков будущего, отбора и поддержки инвестиционных проектов, которые в наибольшей степени отвечают текущим и будущим потребностям регионануждается в обосновании политика интервенций в стратегические направления развития, замыкающаяся на формирование системы стратегий и положенных в ее основу приоритетовне принимается в расчет многообразие существующих и формирующихся взаимосвязей, обусловливающих необходимость использования интеграционного подхода к региональному маркетингу.

По данным опроса ЦЭК при Правительстве РФ, многие из руководителей социальных и экономических ведомств субъектов Федерации напрямую не связывают отсутствие внятно сформулированной стратегии развития с причинами, осложняющими проведение реформ.

Таким образом, предпринимаемое исследование является актуальным не только в силу практической значимости затронутых проблем, но и по причине недостаточности их научной проработки.

Объектом исследования являются регионы России как целостные социально-экономические комплексы, а также системы управления их функционированием и развитием.

Предмет исследования — экономические и управленческие отношения, складывающиеся в регионах страны по поводу формирования и реализации стратегии развития регионов на основе интеграционного маркетинга.

Цель исследования состоит в разработке теории и методов формирования стратегии развития регионов России на основе концепции интеграционного маркетинга.

Для достижения намеченной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

— исследовать теоретико-методологические подходы к развитию региональных социально-экономических систем;

— оценить важнейшие тенденции и закономерности формирования и реализации стратегии региона, на основе выполненного анализа сформулировать исходные концептуальные положения по проблемам исследования;

— обобщить отечественный и зарубежный опыт, теоретические исследования, выделить и систематизировать эффективные подходы к созданию конкурентных преимуществ на региональном уровне;

— разработать предложения по совершенствованию методологии и методики формирования и реализации стратегии развития региона;

— обосновать концепцию интеграционного маркетинга региона;

— разработать концепцию маркетинга стратегии развития региона;

— предложить механизм управления процессами формирования и реализации стратегии развития на региональном уровне.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В основу диссертационной работы положены неоинституциональная теория, системный подход к исследованию сложных проблем, методология программно-целевого и оптимального планирования, современная концепция маркетинга и теория жизненного цикла продукта, интеграционный подход к управлению сложными экономическими системами. При выполнении исследования наряду с качественными применялись методы экономико-математического моделирования и количественного анализа.

Теоретические разработки автора основаны на анализе научных статей, монографий отечественных и зарубежных авторов, а также диссертаций по различным аспектам управления развитием социально-экономических систем.

Нормативно-правовой базой работы явились законодательство РФ и ее субъектов, указы и нормативные акты Президента и Правительства России, регулирующие вопросы регионального развития.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили методические и справочные материалы, статистические данные Госкомстата России, Орловского областного комитета государственной статистики, опубликованные аналитические материалы, сведения, полученные через Internet, а также результаты исследований автора.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке целостной методологии формирования стратегии развития региона на основе концепции интеграционного маркетинга, обеспечивающей устойчивость и преемственность развития региональных социально-экономических систем, которая базируется на следующих теоретических положениях:

— первое конг^ептуальное положение, определяющее новизну исследования: о совершенствовании методологии стратегического планирования на основе построения моделей функционирования и рыночного потенциала РСЭС, разработки иерархии стратегических приоритетов, стратегий и ее составляющих, выделения в качестве системообразующего элемента макромодели стратегии, что устанавливает требования к логике и процедурам формирования стратегии развития;

— второе концептуальное положение, определяющее новизну исследования: об использовании интеграционного подхода к региональному маркетингу, обеспечивающего максимальную реализацию его потенциала, формирование единой стратегии развития региона, усиление взаимосвязей между отдельными подсистемами и элементами системы регионального маркетинга, стадиями жизненного цикла стратегии развития региона и ее составляющих, между уровнями управления по вертикали и субъектами управления по горизонтали в целях достижения синергического эффекта;

— третье концептуальное положение, определяющее новизну исследования: о создании базирующейся на теоретической посылке «стратегия развития региона есть экономический товар» концепции маркетинга стратегии развития региона, которая включает в себя совокупность теорий, общих и специальных принципов, технологий и инструментов маркетинга, используемых в целях разработки эффективных механизмов управления процессами формирования и реализации стратегии развития региона.

Представленные основные теоретические положения образуют общую концептуальную схему, через призму которой рассматриваются все частные аспекты управления формированием и реализацией стратегии развития региона.

Как совокупный результат выполненного исследования на защиту выносятся следующие научные положения.

1. Результаты анализа теорий и школ регионального развития, изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта в области развития регионов, методологии стратегического планирования, дают основание утверждать, что формированию эффективной стратегии развития региона будет способствовать дополнение «национального ромба» М. Портера новым элементом, представляющим органы управления регионарассмотрение стратегии развития региона как одной из составляющих его потенциаларазграничение трех составных частей стратегии развития региона: концепции, макромодели стратегии и комплексных целевых программвнесение соответствующих изменений в нормативно-правовые акты на федеральном и региональном уровняхдополнение официальной статистической отчетности формами, отражающими реализацию макромодели стратегии развития.

Данные положения подтверждаются проведенным исследованием степени влияния стратегии на качественные показатели развития региона.

2. Усложнение взаимосвязей между элементами РСЭС, повышение требований к технологии и результативности применения инструментов регионального маркетинга обусловливают объективную необходимость использования интеграционного подхода к процессу управления региональным развитием. Система интеграционного маркетинга региона и предложенные методические разработки обеспечивают целенаправленное усиление взаимосвязей между отдельными ее подсистемами и элементами, субъектами и объектами управления, уровнями и субъектами управления, стадиями жизненного цикла объектов управления, начиная с такого важнейшего, каким является стратегия развития региона.

3. Стратегия развития региона представляет собой целостную совокупность стратегий разного уровня управления, содержащих разные и меняющиеся целевые установки, рассчитанных на реализацию в течение разных периодов времени, различающихся по степени важности для развития РСЭС. Систематизация стратегий, устанавливающая иерархическую зависимость и определяющая взаимосвязи между ними, обеспечивает возможности использования синергического эффекта взаимодействия как различных стратегий, так и составляющих их элементов. Повышение качества жизни населения региона положено в основу предложенных принципов и методики построения системы стратегий развития региона.

4. Признание за стратегией статуса экономического товара в условиях рыночных отношений позволяет повышать эффективность процессов формирования и реализации специфического товара «стратегия развития» на основе принципов маркетинга. В разработанной концепции маркетинга стратегии развития региона определены субъектно-объектные отношения, принципы и функции, инструменты и механизмы их использования.

5. Стратегия развития региона, рассматриваемая в качестве экономического товара, развивается во времени, в связи с чем может быть исследована с помощью категорий теории жизненного цикла продукта (ЖЦП). Использование предложенных методов и инструментов из арсенала ЖЦП, обеспечивает возможность эффективного управления процессом ее формирования, продвижения и реализации стратегии развития.

6. Стратегия развития региона рассматривается как система, базирующаяся на приоритетах новаторских, ключевых и стабильного функционирования. Основанная на предложенном подходе методика формирования стратегии развития региона позволяет обеспечить ее преемственность, возможность совершенствования в процессе реализации и повышает способность адаптации к условиям изменяющейся внешней среды.

7. Стратегия развития обладает разнообразными свойствами, потребительская ценность которых не одинакова и меняется во времени. Методика определения оптимальной стратегии развития учитывает указанные особенности и позволяет свести к минимуму уровень цены ее потребления.

8. Изучение отечественного опыта управления на региональном уровне свидетельствует о необходимости повышения ответственности органов управления за качество разрабатываемой стратегии развития. Достижению этой цели будет способствовать использование стратегии развития в качестве критерия обязательств и ответственности органов управления региона, а также разработанный механизм реализации данного подхода.

9. Стратегия развития региона обладает потенциалом, который реализуется в течение ее жизненного цикла. Предложенная модель позволяет определить потенциал стратегии развития, а разработанные методические рекомендации направлены на повышение эффективности его использования.

10. Исследование разнообразных существующих и формирующихся на региональном уровне институтов требует прогнозирования их развития. На основе прогнозов взаимосвязей и взаимоотношений между субъектами управления в системе интеграционного маркетинга предлагается создавать системы обеспечения эффективного воспроизводства в регионе.

Теоретическое значение исследования состоит в разработке совокупности новых теоретических положений, представляющих целостную концепцию формирования стратегии развития региона на основе использования интеграционного подхода к региональному маркетингу, а также в развитии понятийного и категориального аппаратов предметной области исследования.

Практическое значение исследования состоит в обосновании теории и методов формирования и реализации стратегии развития, предназначенных для использования органами власти в целях повышения эффективности развития и функционирования регионов, а также для разработки правовых и нормативных актов. Разработанный проект Федерального закона, регламентирующий процесс стратегического планирования на региональном и общероссийском уровнях, направлен для рассмотрения профильным комитетам Государственной Думы и Совета Федерации РФ.

Рекомендации по совершенствованию методологии формирования стратегии развития, разработанные в диссертации, приняты к использованию органами исполнительной власти Брянской, Курской, Орловской, Смоленской, Тамбовской областей, Орловским областным советом народных депутатов и Орловским областным комитетом государственной статистики.

Результаты исследования используются в учебном процессе Орловской региональной академии государственной службы и Орловском государственном техническом университете при изучении студентами и слушателями дисциплин «Региональная экономика и управление», «Региональный маркетинг», «Государственное регулирование рыночной экономики». Разработанный автором спецкурс «Интеграционный маркетинг региона» опубликован в виде учебного пособия и включен в учебный план по специальности «Маркетинг».

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались: на международных научно-практических конференциях: «Использование местных ресурсов и потенциала кооперации в реализации Продовольственной программы СССР» (Новосибирск, 1989 г.) — «Устойчивое развитие сельской местности: концепции н механизмы» (Москва, 2001 г.) — «Управление качеством жизни, образования, продукции и окружающей среды в регионах России» (Орел, 2001 г.) — «Стратегия повышения качества и продуктивности работы на предприятиях» (Самара, 2001 г.) — «Управление инновационно-инвестиционными процессами на основе вовлечения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности и качества подготовки специалистов в регионах России» (Орел, 2002 г.) — «Организация и управление производительностью производственных систем» (Новочеркасск, 2002 г.) — «Проблемы современной экономики и институциональная теория» (Донецк, 2003 г.) — «Россия и регионы: социальные ориентиры политического и экономического развития (Челябинск, 2003 г.), «Российская государственность: истоки, становление, развитие, проблемы» (Орел, 2003 г.) и др.- на всероссийских, региональных научно-практических конференциях, симпозиумах и семинарах «Уровень жизни населения и социальная политика в регионах» (Пенза, 2000 г.) — «Стратегия трансформации экономики и проблемы развития менеджмента» (Барнаул, 2001 г.) — «Человек. Патриотизм. Культура. Безопасность» (Круглый стол с участием Центра социологии национальной безопасности института социально-политических исследований, Центра стратегических исследований ВНИИВС Минэкономразвития РФ, Института стратегических исследований международного общественного фонда «Фонд национальной и международной безопасности», Орел, 2002 г.) — «Актуальные проблемы государственного управления» (Совещание-семинар федеральных инспекторов аппарата Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО, Орел, 2002 г.), «Россия в глобальном мире» (Санкт-Петербург, 2003 г.) и др.

По результатам исследования опубликовано 48 печатных работ общим объемом авторского текста 69 пл., из них две авторские и две коллективные монографии, а также две учебно-методические работы, связанные с предметом научного исследования.

В рамках проведенного исследования под научным руководством автора выполнены две кандидатские диссертации.

Выводы по пятой главе.

1. В предложенной концепции маркетинга стратегии развития категория «стратегия развития» получает статус рыночной со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями, что обеспечивает создание прочного фундамента отношений между субъектами данного рынка в процессе осуществления товарообменных операций в сфере регионального управления и будет способствовать успешному решению его проблем.

2. Стратегия развития является ключевой доминантой потенциала региона, поскольку привлекательность региона, имеющего сильную стратегию развития, инвесторы оценивают в четыре раза дороже стоимости активов. Стоимость марочного капитала стратегии развития предлагается рассчитывать с помощью модели, представляющей собой произведение качества, имиджа и цены стратегии.

3. Для оценки эффективности управления процессом формирования стратегии развития на региональном уровне целесообразно использовать показатели, характеризующие завершенность и абсолютную величину реализации потенциала стратегии.

4. Использование механизма управления, основанного на предложенной в четвертой главе работы системы стратегий, позволяет формировать и организовывать реализацию стратегии развития, обеспечивая ее преемственность, иннова-ционность, а также возможность эффективного мониторинга процесса реализации стратегии на любом уровне управления. Для обеспечения высокого качества формирования стратегии развития региона целесообразно использовать концепцию бенчмаркинга.

5. Институционализация формируемых в сфере регионального управления отношений требует создания нормативных актов, регулирующих процессе купли-продажи стратегии развития региона. Появление подобного института на законодательном поле страны позволит создать условия для формирования эффективных стратегий развития государственными служащими, истинно заинтересованными в повышении благоденствия всех и каждого, и способными полностью реализовать потенциал предложенных стратегий.

6. Осуществление всей совокупности работ, связанных с формированием стратегии развития региона, требует подготовки высококвалифицированных специалистов на уровне экспертов, что возможно при использовании в системе РАГС при Президенте РФ методики обучения, внедренной и апробированной группой под руководством академика О. И. Ларичева (Институт системного анализа РАН).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результатом проведенного исследования являются следующие теоретико-методологические и научно-практические выводы и предложения.

Теоретико-методологические положения:

1. Проведенное исследование позволяют сделать вывод о том, что в будущем нельзя уповать на принципы либерализма в управлении социально-эколого-экономическими процессами. Конкурентный успех РСЭС в современном понимании этого слова зависит от совместной заинтересованной деятельности населения и всех субъектов хозяйствования, функционирующих на территории региона. Поэтому методология управления на региональном уровне должна основываться на парадигме отношений, представляющей собой точку зрения, способ мышления, понимание того, как следует осуществлять деятельность в системе интеграционного маркетинга: обеспечение взаимопонимания, взаимовыгодных отношений, взаимодействия в процессе формирования и реализации планов регионального развития между органами управления, населением и всеми субъектами хозяйствования, функционирующими на территории региона. Координирующее начало в системе отношений должно принадлежать органам управления региона.

2. Исследованием установлена целесообразность включения в разработанную М. Портером систему детерминант «национального ромба» еще одного элемента, представляющего органы управления субъектов Федерации как равноправного условия формирования конкурентных преимуществ страны и ее регионов, что будет способствовать систематизированной разработке мер, направленных на эффективное решение социально-эколого-экономических проблем развития регионов.

3. Анализ современных подходов к обеспечению конкурентного успеха позволил сделать вывод о том, что одной из главных задач органов управления регионами является разработка и реализация стратегии развития на основе проведения маркетинговых исследований потребностей и нужд населения, перспективных планов субъектов хозяйствования, изучение тенденций развития науки и техники, возможностей региона, выявление точек экономического роста, способствование получению мультипликационного эффекта посредством создания рынков будущего и обеспечение доминирующего положения на них.

4. В работе показано, что стратегии развития является динамическим элементом потенциала региона, объединяющим элементы структуры рыночного потенциала региона и соответствующие элементы потенциалов всех субъектов управления, функционирующих на территории региона, включая не только предприятия, но и организации, партии, общественные объединения, органы управления и население, обеспечивающим использование синергического эффекта, рост инвестиционной привлекательности региона и выступающим в роли его марочного капитала.

5. Анализ показал, что в поисках конкурентных преимуществ регионы России сейчас идут путем, пройденным ранее другими странами. В привлечении фирм на территорию региона ориентация должна быть произведена не на бизнес как таковой, а на приток экономических ресурсов, которые должны содействовать развитию местной экономической базы, устранив имеющиеся недостатки или отсутствие ресурсов. Главными направлениями региональной экономической политики должны являться мониторинг природных и интеллектуальных ресурсов, развитие системы общего и профессионального образования, инвестиционная, инновационная и структурная политика. Внимание разработчиков и исполнителей региональных целевых программ должно быть акцентировано на необходимость укрепления существующих в них взаимосвязей и взаимозависимостей.

6. Анализ опыта стратегического планирования в России показал, что объединение в рамках одной стадии концепции развития и стратегии, закрепленное в Федеральном законе, методологически ошибочно, поскольку на практике приводит к замене стратегии как на уровне страны в целом, так и на региональном уровне общими положениями. В результате разрабатываемые целевые программы лишаются стратегической направленности, что противоречит интересам государства, его регионов, отраслей, сфер бизнеса и отдельных предпринимательских структур, в разработанном в диссертации проекте Федерального закона «О государственном прогнозировании и стратегическом программировании развития Российской Федерации» стратегия развития рассматривается как единое целое, состоящее из трех взаимосвязанных элементов: концепции, макромодели стратегии, комплексных целевых программ, — а также предусмотрен этап формирования макромодели стратегии развития.

7. Многообразие факторов, взаимодействующих между собой и влияющих на процесс формирования альтернативных вариантов стратегии развития и выбора из них наилучшего, приводит к выводу о необходимости использования интеграционного подхода, основанного на учете взаимосвязей и взаимозависимостей между параметрами внешней и внутренней среды, субъектами управления по горизонтали и вертикали. В диссертации сделан вывод о необходимости расширения предмета регионального маркетинга: предлагается распространить маркетинговые исследования на изучение сложившихся и формирующихся институтов, прогнозирование их развития, изучение потребностей в них РСЭС с тем, чтобы способствовать созданию систем обеспечения эффективного воспроизводства на региональном уровне.

8. Предложенная дифференциация стратегий развития региона с учетом выделенных приоритетов (новаторских, ключевых и стабильности функционирования), а также их ранжирование по степени важности, позволили разработать механизм управления формированием и реализацией стратегии развития, позволяющий усилить логику стратегического планирования и обеспечить преемственность стратегий, а также организовать эффективный мониторинг за ходом реализации стратегии на любом уровне управления.

9. Предложенные в работе методы выбора лучшего варианта из имеющихся стратегических альтернатив развития дифференцированы в зависимости от ситуации, в которой приходится принимать управленческие решения.

10. Предложенная классификация регионального маркетинга по степени использования его потенциала и глубине взаимодействия между элементами маркетинга позволяет углубить исследование эволюции и выделить направления развития регионального маркетинга. Разработанная концепция интеграционного маркетинга региона представляет собой деятельность, направленную на удовлетворение экономических, социальных и экологических нужд и потребностей населения и субъектов хозяйствования, включая органы управления региона, посредством обмена потребительскими ценностями, основанную на учете, исследовании и использовании взаимосвязей между отдельными подсистемами и элементами системы маркетинга, стадиями жизненного цикла объекта управления, уровнями и субъектами управления по вертикали и горизонтали на основе формирования стратегии развития и создания систем обеспечения эффективного воспроизводства.

11. Использование разработанной концепции маркетинга стратегии развития, в которой категория «стратегия развития» получает статус рыночной со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями, обеспечит создание прочного фундамента отношений между субъектами данного рынка в процессе осуществления товарообменных операций в сфере государственного, регионального и муниципального управления.

12. Предложенные в диссертации квалификационные признаки потенциала стратегии развития и формулы для их количественного и качественного выражения, механизм его взаимодействия с основными категориями, характеризующими социальное развитие региона, обоснование содержательного перечня важнейших компонентов потенциала стратегии развития, в том числе эффективность, завершенность стратегии, абсолютная величина реализации потенциала регионамодель определения стоимости марочного капитала стратегии развития как произведения функциональных, психологических и экономических преимуществ стратегии в глазах существующих и потенциальных потребителей, позволят не только оценивать инвестиционную привлекательность региона, но и увеличить возможности ее продвижения на рынке.

Научно-прикладные положения и рекомендации:

13. Институционализация формируемых в сфере регионального управления отношений требует создания нормативных актов, регулирующих процессе купли-продажи стратегии развития региона. Появление подобного института на законодательном поле страны позволит создать условия для формирования эффективных стратегий развития государственными служащими, истинно заинтересованными в повышении благоденствия всех и каждого, и способными полностью реализовать потенциал предложенных стратегий.

Осуществление всей совокупности работ, связанных с формированием стратегии развития региона, требует подготовки высококвалифицированных специалистов на уровне экспертов, что возможно при использовании в системе РАГС при Президенте РФ методики обучения, внедренной и апробированной группой ученых РАН под руководством академика О. И. Ларичева.

14. В диссертации доказана необходимость использования в процессе формирования стратегии развития региона функционально-стоимостного анализа, обеспечивающего выбор стратегии, наилучшим образом отвечающей заданным целям с учетом имеющихся ограничений. Для обеспечения высокого качества формирования стратегии развития региона целесообразно использовать концепцию бенчмаркинга.

15. В целях обеспечения демонстрации инвестиционного потенциала регионов, повышения обоснованности формируемых стратегий и оценки эффективности их реализации, мониторинга влияния на социально-эколого-экономические показатели необходимо дополнить официальную статистическую отчетность разделом «Стратегия социально-экономического развития региона».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации //Российская газета. 1993. — 25 декабря-
  2. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации. Федеральный Закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ //Референт-
  3. Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годах. Программа Правительства РФ (вторая) /Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. № 360 //Собрание Законодательства РФ. -1997 г. № 19. — с. 2230.
  4. Указ Президента РФ № 803 от 3.06.96 г. «Об основных положениях региональной политики в Российской федерации» //Референт-
  5. Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» № 440, 1 апреля 1996 //Референт-
  6. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998−2000 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 //Референт-
  7. Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 19 962 000 годов /Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222 //Референт-
  8. Реформы и развитие российской экономики в 1995—1997 гг. Программа Правительства РФ (первая) /Постановление Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. № 439 //Референт-
  9. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 года «О совершенствовании механизма государственной поддержки развития регионов РФ» //Референт-
  10. Постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г № 717 Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002−2010 годы и до 2015 года)» //Референт-
  11. Федеральный Конституционный закон от 17.12.1997 г. «О Правительстве РФ» //Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, № 51, ст. 5712-
  12. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях //Референт-
  13. Гражданский кодекс РФ (часть первая) //Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301-
  14. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3 (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) //Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
  15. Закон РФ от 9.07.1993 № 5351-Ф3 «Об авторском праве и смежных правах» //Российская газета, № 147, 03.08.1993.
  16. Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-Ф3 (ред. от 04.08.2001) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы» //Российская газета, № 88, 12.05.1994.
  17. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ, 31.07.1995, № 31, ст. 2990.
  18. Федеральный закон от 24.06.1999 № 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания РФ» //Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, № 26, ст. 3178.
  19. Федеральный закон от 31.12.1999 № 228-ФЗ «О выборах Президента РФ» //Собрание законодательства РФ, 03.01.2000, № 1 (ч.2), ст. 11.
  20. Указ Президента РФ от 11.01.1995 № 33 «О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» //Собрание законодательства РФ, 16.01.1995, № 3, ст. 174.
  21. Закон Орловской области от 6.06.2001 г. № 200−03 «О Правительстве Орловской области» //Собрание нормативных правовых актов Орловской области, Выпуск 10, 2001.
  22. Абалкин J1. Стратегия развития российской экономики и программа первоочередных шагов. М.: ИЭ, 1996-
  23. А.Г. Управление социалистическими предприятиями: Вопросы теории и практики. М.: Экономика, 1979. — 448 е.-
  24. А., Кистанов В. Региональные программы: перспективные вопросы. Экономист, 1997. — № 3-
  25. A.M., Самостроенко Г. М., Туманова А. А. и др. Муниципальный менеджмент: Учебное пособие /Под ред. проф. А. А. Мерцалова. Орел: Издательство ОРАГС, 1998. — 182 е.-
  26. Н.А. О дальнейшем совершенствовании социального планирования и управления // Социологические исследования, 1981. № 1. — С.43 — 48-
  27. Н.А. Социальное развитие регионов. М.: Прогресс, 1985. — 214 е.-
  28. И.М., Пациорковский В. В. Непроизводственная инфраструктура регионального центра // Социологические исследования, 1984. № 3.- С. 75−81-
  29. Академия рынка: маркетинг: Пер. с фр./ А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др. М.: Экономика, 1993. — 572 е.-
  30. В., Рудаков М. К характеристике субъекта стратегического менеджмента// Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 4-
  31. А.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический справочник. М.: Экономика, 1983. — 385 е.-
  32. Ю.П. Формирование нового качества управления экономикой регионов: Дисс. д. э. н. М.: 2000. — 319 е.-
  33. Т. Практический маркетинг. СПб: Издательство «Питер», 1999. -400 е.-
  34. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. — 416 е.-
  35. В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. -М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. 662 е.-
  36. А.И. Прогнозирование роста социалистической экономики. -М.: Экономика, 1973. 294 е.-
  37. И.В. Региональный рынок: воспроизводственный аспект. -Нижний Новгород: Фонд «Экономическая культура», 1997. 226 е.-
  38. Г. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов. М.: ИФРД-М, 1999. — 804 е.-
  39. В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация// Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 5-
  40. С. Среднесрочная модель экономического развития страны // РЭЖ, 1992,-№ 11.-С. 74−82-
  41. B.C., Захаров В. Ф. Региональная экономика: Монография /Под ред. B.C. Бильчака. Калининград: Янтарный сказ, 1998. — 316 е.-
  42. Р. Теория регуляции: Критический анализ /Пер. с фр. М.: Наука для общества. Российский государственный гуманитарный университет, 1997. — 213 е.-
  43. В.Б. Управление региональной экономикой: источники и механизмы развития: Дисс. к.э.н. М.: 2000. — 141 е.-
  44. В.П., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики: Учебное пособие. М.- Р н/Д: Книжный дом «Универсал», 2000. — 448 е.-
  45. А.Р., Рутгайзер В. М., Сыроежин И. М. Динамический норматив -обобщающая оценка развития социальной инфраструктуры //Социологические исследования, 1982. № 4. — С. 83 -90-
  46. X. Менеджмент в подразделениях фирмы. Пер. с англ.- М.: ИНФРА-М, 1996.-288 е.-
  47. Вон Р. Дж. Стратегия маркетинга (привлечение капитала) //США: Экономика. Политика. Идеология. 1994. — № 11-
  48. Вопросы методики регионального прогнозирования /Отв. ред. А.А.Арбатов). М.: Комиссия по изучению производительных сил и природных ресурсов, 1990. — 352 е.-
  49. А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 239 е.-
  50. А.Л., Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город: Учебное пособие. М.: РАГС, 2001. — 224 е.-
  51. А.Л., Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М.: Изд-во РАГС. — 1999. — 135 е.-
  52. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики: Учебник. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 659 е.-
  53. С. Очередной установочный документ прежнего реформационного курса (о президентском послании-2002 Федеральному Собранию РФ) //Российский экономический журнал. 2002. — № 4-
  54. С., Петров Ю. Бюджет-2002: выбор социально-экономической политики //Российский экономический журнал. 2001. — № 9-
  55. Н. Экономический анализ региональных систем. М.: Экономика, 1980-
  56. Е.П. Основы маркетинга: Учебник. М.: Издательство «Фин-пресс», 1999. — 656 е.-
  57. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. -М.: Издательство «Финпресс», 1998. 416 е.-
  58. Е.П. Программно-целевой метод планирования: Учеб. пособие. -М.: МИНХ, 1979, — 80 с.-
  59. Н.П., Перерва П. Г. и др. Маркетинг инновационного процесса: Учебное пособие. К.: Киевский институт инновационного менеджмента, 1998. — 267 е.-
  60. Е.В. Социально-экономическое состояние региона. Тверь, ТГСХАД999, — 146 с.-
  61. Е.В. Приоритеты, механизмы и модели экономического развития региона: Докторская диссертация. Тверь, 2000. — 426 е.-
  62. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000.-432 е.-
  63. А., Хисамова 3. Рыночная ересь капитализма //Эксперт. 2002. — № 26.-С. 58−63-
  64. О., Хазин М., Добьется ли Америка апокалипсиса 11 //Эксперт. -2002. -№ 28. С. 30−33-
  65. Государственное индикативное планирование (региональный аспект): Учебное пособие / Э. Н. Кузьбожев Курск: КГТУ, 1996. — 80 е.-
  66. Государственное регулирование рыночной экономики- Учебник для вузов /Под общ. ред. Кушлина В. И., Волгина Н. А. М.: ОАО «Изд. «Экономика», 2001. — 735 е.-
  67. Государственное регулирование рыночной экономики: Реферативный бюллетень № 2 (2.7)/ Отв. редактор Г. И. Иванов. М.: РАГС, 1999. — 99 е.-
  68. Г. В., Мироедов А. А., Федин С. В. Управление региональной экономикой /Под ред. Проф. Г. В. Гутмана М.: Финансы и статистика, 2001. — 176 е.-
  69. Данилов-Данильян В. И. Целевые программы и оптимальное перспективное планирование //Экономика и математические методы. 1977. — выпуск 6-
  70. А.А. Регион в едином рыночном хозяйстве. Ростов н/Д: «Феникс», 1995.-184 е.-
  71. А.И. Региональные пропорции воспроизводства.- JL: Изд-во ЛГУ, 1977. -127 е.-
  72. П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб.: Питер, 1999. — 560 е.-
  73. В.А. Зарубежный опыт комплексного развития регионов //Регионология. 1994. — № 2−3-
  74. П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. Пер. с англ.: Учебное пособие. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. — 272 е.-
  75. П., Мартин Дж. Все возможные миры. М.: Наука, 1988. — 412 е.-
  76. В.Б., Старцев Я. Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. -М.: Спарк, 2001. 251 е.-
  77. П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2001.-496 е.-
  78. Л.К. Экономические районы США. М.: Наука, 1959. — 227 е.-
  79. В.Г., Бутов В. И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право). Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 1998. — 320 е.-
  80. JT.А. Проблемы и перспективы реализации научно-технической и инновационной политики в регионе //Регионология. 2002. — № 3. — С.114−124-
  81. У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. -М.: Экономика, 1966-
  82. Имитационный анализ регионального воспроизводственного процесса /С.М. Лавлинский, В. Л. Макаров, А. И. Певницкий, С. Б. Перминов. Новосибирск: Наука, 1987. — 560 е.-
  83. Итоги опроса руководителей социально-экономических ведомств субъектов РФ. М.: Изд-во ЦЭК при Правительстве РФ, 2001. — 44 е.-
  84. Инвестиции в России и зарубежных странах /Под ред. И. К. Комарова. М.: «РАУ-Университет», 2001. — 360 е.-
  85. Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента //Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 2-
  86. Л. В. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов. М.: Изд-во АН СССР, 1960-
  87. Н. П. Региональный маркетинг: стратегии и технологии //Региональные стратегии и технологии экономического развития. Ростов н/Д, 1999.
  88. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика: Пер. с англ./Общ. ред с предисл. Г. Б. Кочеткова. М.: Прогресс, 1982. — 399 е.-
  89. И.К. Теоретические аспекты геомаркетинга //Маркетинг в России и за рубежом. 2002. — № 4. С. 8 -12-
  90. В. Государственное и местное регулирование территориального развития // Экономист, 1994. № 8. — С. 63−74-
  91. А.А. Исследование процессов управления на уровне субъекта федерации и районов нового освоения: Дисс. д.э.н. Новосибирск, 1999. — 362 е.-
  92. А.С. Самородок русской деловитости //Русский вестник. 1993. -№ 3-
  93. В.И. Теория, практика и искусство управления. М.: Норма-Инфра, 1999, — е.-
  94. Ф.Д. Совершенствование регионального управления. М.: Экономика, 1990. — 122 е.-
  95. В. Экономическая политика региона в аспекте реформ // Экономист, 1996, — № 7-
  96. Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2000. — 240 е.-
  97. Н.Е. Теория экономического районирования. М.: 1968. — 152 е.-
  98. И. Федеральные целевые программы: опыт разработки и осуществления //Экономист. 1998. — № 1-
  99. Н.Д. Большой цикл конъюнктуры. Проблемы предвидения. Избранные сочинения. М.: Экономика, 1993-
  100. А.А. Становление регионального маркетинга в российских уеловиях: Автореф. дисс.. канд.экон.наук. М., 1998. — 23 е.-
  101. Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж. и др. Основы маркетинга. 2-е европейское издание. М., СПб., К.: Издательский дом «Вильяме», 1999. — 1152 е.-
  102. Ф. Маркетинг менеджмент. 10-е международное изд. СПб.: Питер Ком, 2002.-752 е.-
  103. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1991. — 736 е.-
  104. И.И. Маркетинг на предприятии: Практическое пособие. М.: АО «Финстатинформ», 1994, — 181 е.-
  105. М.Д. Разработка корпоративных стратегий компании // ЭКО. 2001. -№ 6.-с. 1 12−117-
  106. А.И., Шуметов В.Г. Expert Diside 2.2 для Windows 95, 98, NT, 2000, Me. Версия 2.2. Руководство пользователя. Орел: ОРАГС, 2001. — 44 е.-
  107. Э.Н., Кичев С. С. Стратегическое планирование региональной логистической системы: Учеб. пособие. Курск: КГТУ, 1998. — 87 е.-
  108. Э. Региональное развитие начало поворотного этапа. //Региональное развитие и сотрудничество. — 1997. — № 6. — С. 2−9-1 10. Кульман А. Экономические механизмы. Пер. с франц. М.: АО «Прогресс», 1993. — 251 е.-
  109. A.M., Сурнин B.C. Формирование рыночной экономики: региональный аспект. 4.2 Региональный маркетинг и тенденции его развития. Кемерово: Кузбасвузиздат. 1994. — 164 е.-
  110. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. -СПб.: Наука, 1996. 589 е.-
  111. А. Проблемы региональной экономики: состояние и политики //Экономист. 2002. — № 8. — С. 52−58-
  112. О.И. и др. Новые возможности компьютерного обучения // Вестник Российской академии наук. 1999.- Том 69. — № 2. — С. 106−119-
  113. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997. -218 с.-
  114. В., Швецов А. Общероссийские реформы и региональное развитие. Статья 5. Распределение социальных обязательств между федеральным, региональным и местным управлением //Российский экономический журнал. 2001.2-
  115. А.А. Менеджмент. М.: МГУК, 1999. — 193 е.-
  116. А.А. и др. Развитие торговли Орловской области на период до 2005 года: Региональная комплексная целевая программа. Орел: 2000. — 210 е.-
  117. В.В. Стабильность общества и система предельно-критических показателей его развития // Социологические исследования. 1998. — № 9. — С. 86−94-
  118. Л.И. Экономико-математический словарь /Словарь современной экономической науки. Издание 4-е, переработанное и дополненное. М.: Издательство «АВС», 1996. — 704 е.-
  119. Д.С. Региональная экономика как фактор экономического роста //Проблемы теории и практики управления. -2000. № 1. — С. 21−24-
  120. Д. Будущее российской экономики //Экономист. 2001. — № 1, с. 8−9-
  121. В. Холодный душ //Эксперт. 2002. — № 26. — С. 43-
  122. Малхотра, Нереш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. — 960 е.-
  123. К. Капитал: Т. 1. М.: Политиздат, 1960-
  124. Г., Мачульская О. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты //Вопросы экономики. 1998. — № 9-
  125. Маркетинг /Под ред. проф. Э. А. Уткина. М.: «Тандем», изд-во ЭКМОС, 2001.-320 с-
  126. А.С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства. М.: Экономика, 1998. — 264 с-
  127. Л.Н. Эволюция маркетингового управления: основные этапы и современные тенденции //Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 5. — С. 3 -17-
  128. Методические положения подготовки региональных программ различного уровня. /Научный руководитель Р. И. Шнипер. АН СССР. Сибирское отделение. Институт экономики и организации промышленного производства. — Новосибирск, 1989. -142 е.-
  129. Методические рекомендации по прогнозированию развития региона / Под ред. Н. Н. Некрасова. Л.: СЗФ ЦЭНИИ при Госплане РСФСР, 1984. — 273 е.-
  130. Методические указания к разработке государственных планов экономического и социального развития СССР.- М.: Экономика, 1980, — 776 е.-
  131. Методические указания к разработке планов экономического и социального развития автономных республик, краев, областей и отраслей республиканского (РСФСР) подчинения. М.: Экономика, 1978. — 350 е.-
  132. Методологические положения разработки крупных территориальных программ /Под ред. А. Г. Аганбегяна, Р. И. Шнипер. Новосибирск: «Наука». Сибирское отделение, 1986. — 173 е.-
  133. Г., Альстрэнд Б., Лэмпэл Дж. Школы стратегий /Пер. с англ. под. ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 336 е.-
  134. Е.А. Основы бенчмаркинга //Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 1. — С. 134−139-
  135. Моделирование социально-экономического развития территориальных систем (опыт исследований в социалистических странах) /Отв. ред. А. Г. Гранберг, Г. М. Мкртчян. Новосибирск: Наука, 1983-
  136. Н.К., Карпунин М. Г. Основы теории и практики функционально-стоимостного анализа: Учебное пособие. -М.: ВШ, 1988. 192 е.-
  137. А.П. Инвестиции в человеческий капитал и социальную инфраструктуру //Социологические исследования. 1998. — № 9. — С. 72−77.
  138. Мяо Хуашоу. Использование иностранного капитала, а Китае //Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 1. — С. 10−17-
  139. Н.Н. Региональная экономика: Теория, проблемы, методы. М.: Экономика, 1978. — 343 е.-
  140. А.Н. Экономика и институциональная теория /Отв. ред. акад. Л. И. Абалкин. М.: Эдиториал УРСС, 2002. — 416 е.-
  141. Р., Сорокин Д. Стратегия для России: проблема выбора //Экономика и управление. 2002. — № 5. — С. 3−12-
  142. Н., Махотеева М. Выбор стратегии регионального экономического развития //Экономист. 2000. — № 3. — С. 54−60-
  143. А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. М.: «Статут», 1999.-
  144. Д. Институциональные изменения: рамки анализа //Вопросы экономики. 1997. -№ 3-
  145. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997-
  146. Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. //Правда. -1979. 13 июля-
  147. Общий и специальный менеджмент: Учебник /Общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. М.: Изд-во РАГС, 2001 — 568 е.-
  148. Я. Факторный анализ. М.: Статистика, 1974. — 200 с.
  149. В.П. Государственное регулирование национальной экономики (в вопросах и ответах): Учебное пособие. М.: ИФРА-М, 2000. — 124 е.-
  150. А.И. Стратегия комплексного социально-экономического развития региона: Дисс. д.э.н. Екатеринбург, 1997. — 370 е.-
  151. Основные методические положения оптимизации развития и размещения производства/А.Г. Аганбегян и др. М.: Наука, 1978. — 271 е.-1 56. Панкрухин А. П. Территориальный маркетинг //Маркетинг в России и за рубежом. 1997. — № 7. — С. 83−96-
  152. А.П. Маркетинг /Учебник для вузов. М.: Институт МПиЭ им. А. С. Грибоедова, 1999.-411 е.-
  153. .Г. Основы маркетинга: Учебное пособие. Воронеж: Издательство ВГТУ, 1996. — 84 е.-
  154. .Г. Стратегия устойчивого социально-экономического развития России: региональный аспект. Воронеж: Издательство ВГТУ, 1999. — 192 е.-
  155. Р. Региональный менеджмент: Учебник. Краснодар: Сов. Кубань, 2000.-384 е.-
  156. А.П., Хайниш С. В. Консультационные услуги в России: Практ. пособие. -М.: Финстатинформ, 1995. 176 е.-
  157. М. Конкуренция: Учебное пособие. М., 2000. — 495 е.-
  158. Проблемы социально-экономического развития регионов. — Уфа: Гилем, 2001.-328 е.-
  159. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов / Т. Г. Морозова, А. В. Пикулькин, В. Ф. Тихонов и др.- Под ред. Т.Г. — Морозовой, А. В. Пикулькина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 318 е.-
  160. С.В. Управление стабилизацией и развитием экономики региона. — Дисс. д.э.н. М.: 2000. — 349 е.-
  161. Размещение производительных сил /Под редакцией В. Кистанова и Н. Ко-пылова. М.: Экономика, 1994. — 236 е.-
  162. Регионализация в развитии России: географические процессы и проблемы /Под ред. А. И. Трейвиша и С. С. Артоболевского. М.: Эдиториал УРСС, 2001. -296 е.-
  163. Региональная экономика: Новые подходы. /Л.А. Козлов, И. А. Ильин, В.Г., Чистякова и др. М.: Наука, 1993. — 1 27 е.-
  164. Регионы России: Стат. сб. В 2 т. T.I. / Госкомстат России.- М., 2002. 614 е.-
  165. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики / Б. М. Штульберг, В. В. Котилко, А.0. Полынов, Е. Н. Левитская. М.: Наука, 1993. -127 е.-
  166. Рейтинг регионов России //Эксперт. 2002. — № 45. — С. 89−114-
  167. С. Спасение мира, эпизод II. Иоганесбург //Эксперт. 2002. — № 32. -С. 14−16-
  168. В.М. Развитие корпоративных форм хозяйствования в смешанной экономике России. М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 1998. — 234 е.-
  169. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. — М.: Институт экономики РАН, 1997. 205 е.-
  170. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 2002. — 813 е.-
  171. Рюэгг-Штюрм Й., Янг М. Значение новых сетеобразных организационно-управленческих форм для динамизации предприятий //Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 6. — С. 106 -111-
  172. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий /Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1993. — 320 е.-
  173. В.Г. Системные основы формирования общества XXI века и модельосновного закона России. М.: Изд. Группа «Прогресс», 2002. — 135 е.-
  174. В.Г. Россия на рубеже веков. М.: Изд. группа «Прогресс», 2000. -176 е.-
  175. В.Г. Программно-целевой метод в автоматизированной системе плановых расчетов административной области. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1986. — 161 е.-
  176. В.Г., Измалкова С. А., Молоканов В. Д. и др. Многоцелевая интегрированная система мониторинга и моделирования развития регионов //Вопросы статистики. 2000. — № 2. — С.48−54-
  177. Г. М. Жизненный цикл стратегии развития региона //Инновации. 2002. — № 9−10. — С. 74−76 (0,3 пл.) —
  178. Г. Стратегия развития региона как товар //Регионология. -2002. № 4. — С. 31- 40 (0,6 пл.) —
  179. Г. Стратегия развития мерило обязательств и ответственности //Экономика и управление. — 2002. — № 5. — С. 75−78-
  180. Г. М. Маркетинг стратегии развития //Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 1. — с. 98−106-
  181. Г. М. Стратегия развития основа политической стабильности, социального согласия и экономического созидания //Безопасность Евразии. -2002, — № 2.-С. 343−350-
  182. Г. М. Профессионалами не рождаются, ими становятся //Образование и общество. 2001. — № 4. — С. 67−70-
  183. Г. Сокращение потерь: двойная экономия //Коммерческий вестник. 1982. — № 17. — С. 26−27-
  184. А.В. Обоснование перспектив развития экономики региона // Экономико-математическое моделирование развития региона: Сб. науч. трудов. -Свердловск: УрО АН СССР, 1989. С. 24−31-
  185. П., Штульберг Б. Новая региональная стратегия. Экономист. -1994,-№ 6.-С.72−76-
  186. А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. Издание второе, перераб. и доп. М.:ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2001-
  187. М., Пыхова И., Деменев А. Региональная экономика и закономерности ее развития. М.: Экономика, 1985. — 238 е.-
  188. М., Капицын В. Экспортный потенциал российских регионов в условиях глобализации мировой экономики // Маркетинг.- 2001.- № 1.- С. 3−13-
  189. М.Э. Маркетинговая составляющая регионального развития //Маркетинг в России и за рубежом. 2002. — № 5. — С. 67−76-
  190. А.В., Башкатов Б. И., Матвеева В. М. Международная статистика: Учебник. М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999. — 272 е.-
  191. В.А. О концепции научно-инновационной политики Ассоциации «Большая Волга» //Регионология. 2002. — № 3. — С. 125−132-
  192. О.В. Формирование стратегии эффективного социально-экономического развития территориальных систем. Дисс. к.э.н., М.: РАГС, 2001-
  193. Ю., Соколов А., Горст М. Стали федеральные целевые программыинструментами государственной промышленной политики? //Российский экономический журнал. 2002. — № 8. — С. 91−94-
  194. Н.Н. Стратегический менеджмент. СПб.: Питер, 2002. — 128 е.-
  195. Е.Э., Курлов В. Ф., Матюшкина М. Д. Социальная норма и возможности ее измерения //Социологические исследования. 1999. — № 1.- С. 97 101-
  196. П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга /Пер. с англ. под ред. проф. Л. Ф. Никулина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-415 е.-
  197. Социально-экономическое положение Центрального федерального округа в 2001 году. М.: Госкомстат, 2002. — 70 е.-
  198. А.В. Формирование коммуникаций регионального маркетинга в условиях реформируемой экономики: Дисс. к.э.н. Кемерово, 2000. — 205 е.-
  199. М. Регионализм в Европе и в Российской Федерации //Международная жизнь. 1997. — № 9-
  200. Стратегическое планирование /Под ред. Уткина Э. А. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд. ЭКМОС, 1998. — 440 е.-
  201. Стратегия развития государства на период до 2010 года: Доклад, подготовленный рабочей группой Госсовета РФ под руководством В. И. Ишаева //РЭЖ. -2001. -№ 1.-С. 17−28-
  202. Е.С., Бляхман Л. С., Кротов М. И. Экономика Содружества Независимых государств накануне третьего тысячелетия. СПб.: Наука, 1998. — 580 е.-
  203. Е.С. Самоопределение России и глобальная модернизация. М.: Экономика, 2001. — 351 е.-
  204. Е. Инвестиционная политика государства: российская действительность и зарубежный опыт// ЭКО. 1998. — № 1-
  205. В.Л. Институциональная динамика в переходной экономике //Вопросы экономики. 1998. — № 5. — С.29−40-
  206. В.Л. Федеральные программы переходного периода: варианты эволюции //Реформа. 1995. — № 12. — С. 12−13-
  207. В., Клейнер Г., Качалов Р., Забелин А. Стратегическое планирование в работе промышленных предприятий //Экономическое развитие России. 1998. Т.5. № 2. С. 48−50-
  208. В., Клейнер Г., Качалов Р. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 1997. — 142 е.-
  209. И.А. Формирование регионального маркетинга: Автореф. дисс.. канд.экон.наук. М.: РАГС, 1998.-24 е.-
  210. Управление социально-экономическими процессами региона /Новоселов А.С., Маршалова А. С., Кисельников А. А. и др.- Под ред. А. С. Новоселова. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. — 299 е.-
  211. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы /Рук. авт. колл. Д. С. Львов и А. З. Поршнев. М.: Экономика, 2002.702 е.-
  212. Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие. 2-е изд. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2000. — 352 с.-
  213. Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. М.: ЗАО «Бизнесшкола «Интел-синтез», 2000. 640 е.-
  214. А., Димитров Д. Развитие интеграционных процессов в АТР: роль и приоритеты Южной Кореи //Мировая экономика и международные отношения. -2002. № 6. — С. 15−23-
  215. В., Попов Е. Структура рыночного потенциала предприятия //Проблемы теории и практики управления. -2001. № 6. — С. 118−122-
  216. Ф.А. Дорога к рабству. Новый мир. — 1991. №№ 7−8.
  217. X. Пространственное планирование в Нидерландах: Много актеров на небольшой сцене /Региональные исследования и территориальное развитие в Нидерландах. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1995. — С. 7−20-
  218. Д. Предпринимательству поддержку администрации //Экономика и управление. — 2002. — № 5. — С. 81−83-
  219. Хисамова 3. Весенний привод //Эксперт. 2002. — № 17. — С. 61−63-
  220. В.П. Основы маркетинга. М.: «Издательство ПРИОР», 1999. — 160 е.-
  221. П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием //Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 4-
  222. И.П. Маркетинг имиджа как стратегическое направление территориального маркетинга //Маркетинг в России и за рубежом. 2002. — № 4. — С. 1318-
  223. Г. В. Региональные проблемы социальной политики. Свердловск: «Автокомп», 1991. — 214 е.-
  224. А.П. Стратегия развития регионов //ЭКО. 2000. — № 9.- С.52−60-
  225. А.П. Стратегия развития региона: структурный аспект. Новосибирск: Иркутский научный центр, 2000. — 171 е.-
  226. ЕА. и др. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: Приор, 1999-
  227. С.Р. Применение финансовых критериев при оценке положения продукта на кривой жизненного цикла //Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 3. — С. 15−23-
  228. С.С. Функционирование экономики развитого социализма: Теория, методы и проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 384 е.-
  229. М. Татарстан на пути реформ: опыт государственного управления// Проблемы теории и практики управления, 1996. № 4-
  230. Р.И., Новоселов А. С. Региональные проблемы рынковедения: Экономический аспект. Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1993, — 443 е.-
  231. . О современных теориях конкурентных преимуществ и отраслевого лидирования //Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 3. — С. 50−55-
  232. У.Е. Стратегические приоритеты рыночной трансформации экономики и ее региональных комплексов: Автореф. дисс. .доктора экон. наук. М.: 2002.-45 е.-
  233. В.Г., Шуметова Л. В., Факторный анализ: подход с применением ЭВМ: Учебное пособие. Орел: ОрелГТУ, 2000, — 88 е.-
  234. Т. Экономическое поведение и институты /Пер. с англ. М.: Дело, 2001.-408 е.-
  235. Экономическая оценка проектов и направлений политики в области окружающей среды: Практическое руководство. М.: Организация экономического сотрудничества и развития, 1998. — 174 е.-
  236. Andersen J.R., Corbett А.Т., Koedinger K.R., Pelletier R. Cognitive Tutors: Lessons Learned //The Journal of the Learning Sciences. 1995. — V. 4. — № 2. — P. 167−207-
  237. Baker, Michael J. Macmillan Dictionary of Marketing and Advertising. 2nd ed.- London: Macmillan, 1990-
  238. Ben-Chien-Liu. Quality of life //American journal of economics and sociology, N. Y, 1975, Vol. 34, № 1, P. 1−13-
  239. Branclenburger A.M., Nalebuff B.M. Co-operation. N.Y.: Doubleday, 1996-
  240. Daly, H.E. and Cobb, J.B. For the common good. Green Print. London, 1990-
  241. Deutschland. -2001. № 4. — C. 17-
  242. Hamel G., Prahalad C.K. Competing for the Future. Boston: Harvard Business School Press, 1996-
  243. Hamel G. Leading the Revolution. Boston: Harvard Business School Press, 2000-
  244. Holl G. Subjective measure of quality of life in Britain: 1976, P. 47−60-
  245. Human Development Report. United Nations Development Program, 1995. -N.Y.: Oxford University Press, 1995-
  246. Kanter P.M. Evolve Succeeding in the Digital Culture of Tomorrow. Boston: Harvard Business School Press, 2001-
  247. Kotler P., Heider D., Rein I. Standort Marketing. Dusseldorf, Econ Verlag, 1994-
  248. Lanzenauer C.H., Sprang M.R. Developing inflation scenarios //Long Range Plan- 1982, — № 4, — P. 37−44-
  249. Levitt Theodore. Marketing Myopia //Harvard Business Review, 38 (July-August, 1960-
  250. Levitt Theodore. Export the product life cycle //Harvard Business Review, November, 1965, P. 81−94-
  251. Marketing Enziclopedie. Verlag Moderne Industrie, 1974, Bd. 2-
  252. Marsh A. The «silent revolution», value priorities and the quality of life in Britain //American political science review. 1975. — vol. 69, № 1. — P. 21−30-
  253. Moore J.F. The Death of Competition. N.Y.: Harper Business, 1996-
  254. Ott W.R. Environmental indices: Theory and practice. Michigan: Ann Arbor Science Publishers Inc., 1978-
  255. Repetto R., Magrath W., Wells M., Beer, C., and Rossini, F. Wasting Assets /Natural Resources in the National Accounts. Washington, D.C. /World Resources Institute, 1989-
  256. Porter M. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. N.Y.: Free Press. — 1980-
  257. Porter M. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. N.Y.: Free Press. — 1985-
  258. Price to book of brand name stocks //Financial Times. 1991. — November-
  259. Regionenmarketing in Deutschland. Aktion Munsterland e.V. — Munster, 1995-
  260. Silber J. Ell (The Equivalent Length of Life) — or. Another Attempt at Measuring Development //The Society of Economics: The International Journal, 1982, T. 9, № 6−7.-P. 155−166-
  261. Stewart, A.Thomas. A satisfied customer isn’t enough //Fortune. 1997. — 21 July. — P. 112−113-
  262. Tool M. Institutional Adjustment and Instrumental Value //Review of International Political Economy. Autumn 1994-
  263. Treacy M., Wiersema F. The Discipline of Market Leaders. Reading (Mass.), 1995-
  264. Thurow L. Heard to heard: the coming economic battle among Japan, Europe and America.- New York: Warmer Books td, 1993-
  265. Veblen T. The Place of Science in Modern Civilization and Other Essays. New York, 1919-
  266. Население Качество жизни в
  267. Органы управления региона н1. W
  268. Социальная инфраструктура региона
  269. Отрасли, обеспечивающие стабильность функциониро-ования региона
  270. Отрасли, обеспечивающие конкурентные преимущества региона
  271. Отрасли, обеспечивающие конкурентные преимущества в будущем1. Природные ресурсы
  272. Модель функционирования региональной социально-экономической системы1. Экономический рост1. Качество окружающей средыеш н я яс ре д аЯа и о Ыи Я Кя >
Заполнить форму текущей работой