Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль органов Федерального казначейства в исполнении Федерального бюджета

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Зачисление доходов на лицевые счета органа федерального казначейства осуществляется ежедневно, что подтверждается выпиской банка по каждому лицевому счету с копиями платежных документов к ней. Задача казначейства состоит в учете всех поступивших сумм по видам налогов и платежей. По каждому платежному документу учитывается вид и сумма налога. Все виды налогов, платежей и иных неналоговых… Читать ещё >

Роль органов Федерального казначейства в исполнении Федерального бюджета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Роль органов Федерального казначейства в исполнении Федерального бюджета

федеральный бюджет управление казначейство

Роль Федерального казначейства в бюджетном процессе довольно значительна, так как на него возложено исполнение бюджета, а также осуществляет управления доходами и расходами федерального бюджета, и иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства, распоряжение средствами, числящимися на соответствующих счетах в банках.

Федеральное казначейство организует исполнение и исполняет федеральный бюджет, а при наличии соответствующих соглашений — также бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Оно осуществляет операции со средствами бюджета, открывает и закрывает счета для зачисления и выдачи бюджетных средств в Центральном банке и уполномоченных кредитных организациях, ведет лицевые счета распорядителей средств и бюджетополучателей.

Федеральное казначейство играет большую роль в организации и осуществления контроля за исполнением бюджета. Представляя интересы государства, органы Федерального Казначейства берут под контроль действия участников процесса исполнения бюджета. Они следят за целевым использованием бюджетных средств, выясняют обоснованность предназначаемых объемов финансирования. Поэтому исполнение бюджета через казначейскую систему, сегодня является важным.

Этим обуславливается актуальность темы исследования.

Предметом исследования является изучение исполнения бюджета органами федерального казначейства.

Для изучения данной темы были рассмотрены:

— задачи органов Федерального Казначейства РФ;

— функции органов Федерального Казначейства РФ;

— структура организации Федерального Казначейства;

— организация исполнения федерального бюджета казначейскими органами.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Теоретическую базу курсового исследования составляют работы отечественных специалистов в области вопросов бюджетной системы, нормативно-правовые источники бюджетного права РФ и электронные ресурсы.

1. Теоретические основы казначейского исполнения бюджета

1.1 Исполнение федерального бюджета и необходимость организации Федерального казначейства

Правительство Российской Федерации должно обеспечивать исполнение федерального бюджета и, следовательно, нести ответственность за его исполнением. В тоже время, ЦБ РФ согласно закону о Центральном банке Российской Федерации не имеет права осуществлять кассовое исполнение бюджетов РФ.

Международная практика и практика работы национальной финансовой системы в сложившемся положении приняли решение об организации в Минфине РФ системы федерального казначейства, и переводе федерального бюджета на казначейскую систему исполнения, в качестве первых шагов по установлению контроля Правительства РФ за госфинансами.

Оказание содействия эффективному и целесообразному управлению государственными финансовыми ресурсами является основным предназначением казначейства.

Ежегодно управления Федерального казначейства представляют контрольно-ревизионным управлениям текущую информацию о присутствии на территории субъекта РФ таких организаций, чья деятельность финансируется за счет федерального бюджета или получивших в течение прошедшего года средства из федерального бюджета. Эта информация представляется по состоянию на начало года. На основании запросов контрольно-ревизионных управлений управления Федерального казначейства представляют данные по объему финансирования по перечню предприятий, подлежащих проверке.

Принципы Бюджетной системы РФ на которых базируется деятельность Федерального казначейства:

— единства бюджетной системы РФ;

— дифференциация доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

— самостоятельности бюджетов;

— полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

— сбалансированности бюджета;

— эффективности и экономности использования бюджетных средств;

— совокупного покрытия расходов бюджетов;

— гласности;

— достоверности бюджета;

— адресности и целевого характера бюджетных средств.

1.2 Задачи и функции органов федерального казначейства

Главными задачами органов Федерального казначейства являются:

— управление доходами и расходами бюджета на счетах Казначейства, исходя из принципа единства кассы, а также организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ,

— урегулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и внебюджетными фондами, исполнение этих фондов, контроль поступления и расходования этих фондов;

— реализация краткосрочного прогнозирования количества финансовых ресурсов, и управление ими;

— сбор, обработка и анализ информации о состоянии финансов, составление и предоставление соответствующим органам отчета о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету РФ о государственных внебюджетных фондах, о состоянии бюджетной системы РФ;

— обслуживание и оперативное управление совместно с ЦБ России и другими уполномоченными банками внутренних и внешних долгов России;

— составление методик и инструкций по ведению учета операций, находящиеся в компетенции Казначейства;

— разработка бюджетной классификации и учет операций государственной казны.

Главное управление федерального казначейства Минфина РФ выполняет следующие функции:

— создание условий для бюджетного и финансового исполнения государственного бюджета;

— финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов, основываясь на принципе единства кассы;

— организация и управление территориальными органами Федерального казначейства;

— доставление объема ассигнований из государственного бюджета до территориальных органов Федерального казначейства;

— вести сводный реестр распорядителей средств государственного бюджета, внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;

— распределение дохода между бюджетами различного уровня, в частности, от федерального до бюджетов субъектов РФ;

— передавать отчисления по государственным налогам и доходам в местные бюджеты;

— управлять доходами и расходами государственного бюджета, и другими денежными ресурсами, которые находятся в подчинения правительства;

— распоряжаться денежными средствами на счетах в банках, за исключением тех средств, которые находятся у государственных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств, реализация операций с этими средствами;

— осуществление взаимных расчетов между бюджетами различных уровней;

— осуществление: краткосрочного прогнозирования и кассового планирования средств государственного бюджета и направления их расходования;

— организация и ведение учета операций по движению средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств на счетах казначейства;

— организация сбора, обработки и анализа информации о состоянии федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;

— осуществление по поручениям Правительства РФ и Минфина РФ других операций со средствами, находящимися в ведении Правительства РФ;

— организация работы территориальных органов Казначейства по контролю за исполнением федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов, поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств;

— управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга совместно с Банком России и другими уполномоченными банками, организация и осуществление размещения на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Правительства РФ;

— организация и ведение операций по учету государственной казны.

1.3 Права и обязанности органов Федерального казначейства

В перечень прав, которыми наделены органы федерального казначейства входят:

— для зачисления и выдачи средств в ЦБ РФ и его учреждениях, а также в других кредитных организациях органы казначейства могут открывать счета;

— органы казначейства могут временно замораживать прохождение каких бы то ни было операций по счетам предприятий и банков, которые используют денежные средства внебюджетных фондов и федеральные внебюджетные средства, если они отказались или не представили соответствующих документов по использованию этих средств органам Казначейства и их должностным лицам;

— отдавать распоряжения о взыскании с предприятий в бесспорном порядке средств, выделенных из федерального бюджета, используемых не по целевому назначению, с наложением на предприятия штрафа в размере ставки рефинансирования ЦБ России;

— при несвоевременном исполнении ими платежных документов на перечисление и зачисление средств в доход федерального бюджета налагать на кредитные организации штраф.

1.4 Организационная структура Федерального казначейства РФ

Органы федерального казначейства РФ — это единая централизованная система. Она создана по территориальному принципу и входит состав Минфина РФ. Сама структура органов казначейства в нашей стране имеет три уровня:

1 уровень — Главное управление Федерального казначейства (ГУФК). Во главе ГУФКа стоит начальник, который находится в ранге заместителя Министра финансов. ГУФК осуществляет консолидированный учет доходов и расходов бюджета и управляет движением средств на счетах казначейства. В функции ГУФКа входит информировать исполнительные и законодательные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета; управлять деятельностью нижестоящих органов казначейства, получать от них необходимую информацию и выходные отчетные данные о доходах и средствах государственного бюджета, а также обеспечивать исполнение бюджета.

2 уровень — Управление федерального казначейства (УФК) по административно-территориальным делениям в составе РФ. УФК возглавляет начальником, который назначается и увольняется руководителем ГУФК. УФК должен обеспечить исполнение всех решений о формировании доходов и расходов государственного бюджета, на территории страны через нижестоящие органы казначейства.

3 уровень — Отделения федерального казначейства по городам, районам и районам в городах (кроме городов районного подчинения) (ОФК). ОФК возглавляют начальники, которые назначаются и освобождаются от должности начальником УФК. УФК должны осуществлять формирование доходной части федерального бюджета на территории страны и обеспечивать целевое финансирование расходов по получателям бюджетных средств. УФК должны обеспечить учет операций по движению средств на счетах казначейства и представлять вышестоящим органам казначейства необходимую информацию об исполнении доходов и расходов бюджета по вверенной им территории.

Органы федерального казначейства — это юридические лица. Они относятся к органам исполнительной власти. В своей деятельности они опираются на законодательные и нормативные документы, которые утвержденны Президентом, Правительством, Министерством финансов РФ или по согласованию с ним.

Также органы Федерального казначейства имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций, печати с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.

Структура органов федерального казначейства представлена на рис. 1.1

Рис. 1.1 Структура органов федерального казначейства

Отделения Федерального казначейства по городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах возглавляются руководителями, назначенными на должность и освобождаемыми от должности руководителя УФК.

2. Осуществление Федеральным казначейством управления исполнением федерального бюджета

2.1 Лицевые счета органов казначейства в банках

Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке РФ и его учреждениях (главных управлениях или расчетно-кассовых центрах). В отдельных случаях счета казначейства могут быть открыты в других кредитных организациях, уполномоченных Правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики и определенных на конкурсной основе. Такие банки называются уполномоченными. В настоящее время уполномоченным банком является Сберегательный банк Российской Федерации.

Между банком и органом федерального казначейства заключается договор на обслуживание счета. Банки несут ответственность за своевременное и правильное зачисление и списание средств на основании расчетно-денежных документов по счетам казначейства в пределах остатка средств на них. Банки не отвечают по обязательствам органов казначейства, а также не могут осуществлять списание средств со счетов в бесспорном порядке без акцепта казначейства. Количество счетов, открываемых органом федерального казначейства, определяется нормативными документами.

Для учета операций, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, Федеральным казначейством и органами Федерального казначейства открываются следующие виды лицевых счетов:

· лицевой счет главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (предназначен для отражения операций по доведению и распределению бюджетных данных по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств);

· лицевой счет бюджета (предназначен для учета операций по кассовым поступлениям в бюджеты субъектов РФ (местные бюджеты) и кассовым выплатам из бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), а также операций, осуществляемых бюджетными учреждениями субъектов РФ (муниципальных образований) со средствами от приносящей доход деятельности);

· лицевой счет получателя бюджетных средств. Этому виду счета мы хотим уделить особое внимание. На лицевом счете получателя бюджетных средств отражаются не только операции со средствами федерального бюджета, то есть бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, но и предельные объемы финансирования, полученных получателем бюджетных средств. Этот счет предназначен также для учета следующих операций:

— для отражения операций по распределению лимитов бюджетных обязательств по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (при наличии соответствующих полномочий);

— для учета принятых бюджетных обязательств и оплаты денежных обязательств, осуществления операций за счет средств бюджета (в том числе в пределах источника дополнительного бюджетного финансирования-то есть средства от аренды);

— для отражения сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности, принятия обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности и осуществления операций со средствами от приносящей доход деятельности;

· лицевой счет администратора доходов бюджета (предназначен для отражения операций по администрированию поступлений в бюджет);

· лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федерального бюджетного учреждения (предназначен для отражения операций со средствами, поступающими в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете, а также иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации во временное распоряжение получателя средств федерального бюджета, а также подразделения исполнительного производства);

· лицевой счет главного администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета (администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора) (предназначен для отражения операций по доведению и распределению бюджетных ассигнований по подведомственным администраторам источников внутреннего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора и (или) администраторам источников внутреннего финансирования дефицита бюджета);

· лицевой счет главного администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета (администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора) (предназначен для отражения операций по доведению и распределению бюджетных ассигнований по подведомственным администраторам источников внешнего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора и (или) администраторам источников внешнего финансирования дефицита бюджета);

· лицевой счет администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета (предназначен для учета бюджетных ассигнований, полученных администратором источников внутреннего финансирования дефицита бюджета, а также для отражения операций по привлечению и погашению источников внутреннего финансирования дефицита бюджета);

· лицевой счет администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета (предназначен для учета бюджетных ассигнований, полученных администратором источников внешнего финансирования дефицита бюджета, а также для отражения операций по привлечению и погашению источников внешнего финансирования дефицита бюджета);

· лицевой счет иного получателя бюджетных средств (предназначен для учета бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования, полученных иным получателем бюджетных средств, а также для отражения операций по перечислению (возврату) средств федерального бюджета на счет иного получателя бюджетных средств, открытый ему в банке);

· лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств (предназначен для отражения операций в соответствии с переданными полномочиями получателя бюджетных средств.

2.2 Порядок исполнения федерального бюджета по доходам

Источники поступления налогов, платежей и других видов неналоговых поступлений в бюджеты всех уровней, в том числе и федеральный, — отчисления юридических и физических лиц, которые выступают налогоплательщиками.

Законом о бюджете на соответствующий год за каждым уровнем бюджета закрепляются налоги, полностью перечисляемые в доход федерального или регионального бюджета, — это т.н. закрепленные налоги. Кроме того, определяется перечень налогов, по которым устанавливается размер отчислений по уровням бюджетов — это регулирующие налоги. Получатели закрепленных и регулирующих налогов — органы федерального казначейства на территории. Каждый налогоплательщик должен перечислять налоги и платежи тому органу казначейства, с которым работает территориальный орган государственной налоговой инспекции, зарегистрировавшей самого налогоплательщика. Это связано с тем, что органы федерального казначейства решают все вопросы по учету, возврату и перезачету налогов по уровням бюджетов с соответствующим территориальным органом налоговой инспекции.

Таким образом, участники процесса формирования доходной части федерального бюджета:

— налогоплательщики — обеспечивают перечисление налогов и платежей;

— коммерческие банки и учреждения Центрального банка РФ — осуществляют безналичные расчеты между плательщиком и получателем средств;

— органы федерального казначейства — обеспечивают получение и учет поступивших налогов и платежей;

— органы государственной налоговой инспекции — регулируют отношения между плательщиком и получателем по возврату и зачету налогов и платежей из федерального бюджета.

Все участники процесса имеют свои права и обязанности по отношению к бюджету. Налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме перечислить налоги и платежи в доход бюджета, представив в банк до наступления срока платежа соответствующие платежные документы. Налогоплательщики имеют право обратиться в органы налоговой инспекции с заявлением о возврате или зачете в уплату других налогов ошибочно или излишне уплаченных сумм.

Коммерческие банки или учреждения Центрального банка РФ независимо от состояния расчетного счета плательщика и корреспондентского счета самого банка должны принять платежные документы к исполнению. Банки имеют право не принять расчетно-платежные документы в случае ненадлежащего их оформления. Банки обязаны соблюдать сроки списания средств с лицевых счетов плательщиков. Списание средств с корреспондентских счетов банков-плательщиков и зачисление их на корреспондентские счета банков-получателей осуществляется учреждениями Центрального банка РФ. Сроки прохождения платежа от плательщика до получателя находятся под контролем органов федерального казначейства.

Как было сказано выше, получатели доходов федерального бюджета и регулирующих налогов на территории органы федерального казначейства, которым открыты лицевые счета в банках. Закрепленные налоги зачисляются на лицевые счета территориальных ОФК балансового счета № 40 102 «Доходы федерального бюджета», регулирующие налоги — на лицевые счета балансового счета № 40 101 «Налоги, распределяемые органами федерального казначейства».

Каждый налогоплательщик может узнать реквизиты органа казначейства для зачисления налогов и платежей в территориальном органе налоговой инспекции по месту регистрации, в банке или непосредственно в ОФК.

Зачисление доходов на лицевые счета органа федерального казначейства осуществляется ежедневно, что подтверждается выпиской банка по каждому лицевому счету с копиями платежных документов к ней. Задача казначейства состоит в учете всех поступивших сумм по видам налогов и платежей. По каждому платежному документу учитывается вид и сумма налога. Все виды налогов, платежей и иных неналоговых поступлений систематизированы и имеют код в соответствии с Бюджетной классификацией РФ. Согласно коду, присвоенному налогу или платежу, осуществляется учет и формируется ежедневный отчет о суммах поступивших доходов в федеральный бюджет. Регулирующие налоги учитываются отдельно, т.к. требуют распределения. Распределение регулирующих налогов строго регламентировано законом о бюджете на соответствующий год. Например, в 1997 финансовом году, распределяемыми налогами являлись:

— налог на добавленную стоимость;

— специальный налог, уплаченный за прошлый период;

— подоходный налог с физических лиц, уплаченный за прошлый период.

Если органы казначейства исполняют кроме федерального еще бюджет субъекта РФ или местный бюджет, то перечень распределяемых налогов может быть расширен. Все поступившие налоги должны быть распределены согласно утвержденным нормативам. Итогом распределения за каждый день являются суммы, предназначенные к перечислению в бюджеты соответствующего уровня. Орган федерального казначейства готовит платежные поручения, в которых плательщиком средств выступает само казначейство, а получателем — финансовый орган от лица исполняемого бюджета или казначейство от лица федерального бюджета.

Следует отметить, что органы казначейства при исполнении бюджета по регулирующим налогам являются плательщиком и получателем средств одновременно, отличаются лишь лицевые счета: сумма списывается с лицевого счета балансового счета № 40 101, а зачисляется на лицевой счет балансового счета № 40 102. Однако органы казначейства не могут осуществить эту операцию по внутреннему бухгалтерскому учету, т.к. исполнение федерального бюджета осуществляется на счетах казначейства в банках. Органы казначейства обязаны представить платежные поручения на перечисление средств по уровням бюджетов не позднее дня, следующего за днем получения выписки банка на зачисление регулирующих налогов.

Банк принимает платежные поручения органа казначейства и осуществляет списание средств в пределах остатка по лицевому счету. Поступления регулирующих налогов не равномерны по дням месяца, кроме того, в установленном порядке осуществляются возвраты ранее зачисленных сумм, поэтому возникают ситуации, когда по отдельным видам налогов образуется отрицательное сальдо. Однако в целом по лицевому счету такой ситуации быть не может.

Сумма поступивших налогов и платежей на территории не всегда пропорциональна количеству платежных документов. Размер доходов зависит главным образом от объемов финансово-хозяйственной деятельности предприятий-налогоплательщиков. По территориям субъектов Российской Федерации доходы собираются неравномерно, и их количество зависит от уровня научно-производственного потенциала региона. Несмотря на то, что сеть предприятий малого и среднего бизнеса на территориях уже достаточно многочисленна, их доля в доходной части федерального бюджета составляет чуть более 10%. Основной источник доходов федерального бюджета — поступления от крупных и средних промышленных предприятий. Этот момент принципиален при понимания процесса исполнения федерального бюджета по расходам, когда доходов, собранных на территории, недостаточно для финансирования всех бюджетополучателей.

Еще одна обязанность органов федерального казначейства при исполнении федерального бюджета по доходам — подготовка и передача территориальной налоговой инспекции сводного реестра поступлений доходов по закрепленным и регулирующим налогам. Реестр заполняется по форме и к нему прилагаются копии платежных документов, полученных из банка. При этом выписка банка остается у органа казначейства и подшивается к документам дня по правилам бухгалтерского учета.

Государственные налоговые инспекции (ГНИ) учитывают правильность и своевременность уплаты по видам налогов по каждому налогоплательщику. В случае переплаты одного вида налога и недоимки по другим или при переплате по всем видам налогов ГНИ уполномочены принять решение о зачете или возврате сумм налогов, для чего оформляется заключение, которое передается для исполнения органу федерального казначейства. Казначейство обязано исполнить заключение и оформить в установленном порядке чек на возврат или зачет налога. Операции по возврату и зачету налогов юридическим лицам осуществляются в порядке безналичных расчетов. Возврат налога физическому лицу осуществляется путем оформления денежного чека на имя физического лица и получения им наличных денежных средств в банке, где открыт лицевой счет доходов органа федерального казначейства. Все операции по возврату и зачету осуществляются банком в пределах остатка средств на счете казначейства и отражаются в выписке по лицевому счету.

Территориальные органы федерального казначейства ежедневно отчитываются перед вышестоящим органом казначейства о суммах, поступивших в федеральный бюджет, и один раз в пять дней — о суммах, поступивших на счет распределяемых налогов. Порядок и сроки отчетности определяет вышестоящий орган федерального казначейства. Кроме того, осуществляется учет доходов нарастающим итогом и представляется в установленном порядке месячная, квартальная и годовая отчетность. Доходы, собранные на территории, с лицевых счетов отделений федерального казначейства в установленном порядке поступают на лицевой счет управления федерального казначейства, открытый на балансовом счете № 40 103 «Доходы федерального бюджета, предназначенные для финансирования расходов».

Управлениям федерального казначейства (УФК) дано право за счет доходов, собранных на территории, осуществлять финансирование расходов. Порядок финансирования определен совместно Министерством финансов РФ, Госналогслужбой РФ и Центральным банком РФ. Для этого управлениям федерального казначейства открыты лицевые счета на балансовом счете № 40 103 «Доходы федерального бюджета, предназначенные для финансирования расходов». Средства на этом счете не могут накапливаться и оставаться постоянно. Как уже отмечалось выше, поступления доходов в федеральный бюджет неравномерны не только по времени поступления, но и по территориям. Именно по этому исполнение федерального бюджета должно осуществляться по принципу единства кассы. Это значит, что доходы должны зачисляться на единый счет Главного управления федерального казначейства и расходоваться по назначению на всем бюджетном пространстве Российской Федерации.

Предусмотрен следующий механизм использования доходов: Центральный банк РФ зачисляет на счет Главного управления федерального казначейства суммы с транзитных счетов доходов федерального бюджета каждые пять дней — на 3-е, 8-е, 13-е, 18-е, 23-е, 28-е число каждого месяца и отчитывается по установленной форме (ф. 746). Территориальные органы федерального казначейства отчитываются и с их счетов списываются суммы также один раз в пять дней — на 5-е, 10-е, 15-е, 20-е, 25-е, 30-е число каждого месяца. Таким образом, на финансирование расходов на территории предназначаются суммы доходов, поступившие между отчетными датами банка и казначейства. Каждое управление федерального казначейства рассчитывает сумму, которую можно перечислить на финансирование расходов по определенной форме.

УФК готовит платежное поручение и вместе с формой расчета представляет его в учреждение Центрального банка РФ, где после проверки и согласования осуществляется списание средств с лицевого счета УФК на балансовом счете № 40 103 и зачисление на лицевой счет УФК на балансовом счете № 40 105 «Средства федерального бюджета». Таким образом, исполнение федерального бюджета органами федерального казначейства по доходам переходит в следующую стадию — исполнение федерального бюджета по расходам.

2.3 Порядок исполнения федерального бюджета по расходам

Основание для расходов — закон о бюджете на соответствующий год. При этом если доходная часть бюджета — величина планируемая, то расходная часть формируется расчетно и при использовании полностью зависит от доходов. Расходы федерального бюджета сформированы исходя из потребностей содержания и развития экономических структурных образований по нескольким принципам:

— территориальный — расходы для субъектов Российской Федерации;

— отраслевой — расходы министерств и ведомств;

— функциональный — расходы на социальные, научные, конверсионные, экологические и другие целевые программы.

Совершенно очевидно, что все расходы бюджета так или иначе предназначены для достижения цели на конкретном предприятии, в учреждении, организации или органе исполнительной, законодательной, судебной власти. Получатели средств федерального бюджета расположены на территориях, т. е. там, где созданы органы федерального казначейства. Именно поэтому казначейская система исполнения федерального бюджета обеспечивает максимально возможное приближение к распорядителю средств и контроль за целевым использованием средств бюджета.

Как уже отмечалось, органы федерального казначейства не имеют права самостоятельно принимать решения об объемах и назначении расходов, определять получателей, они обязаны исполнять закон о бюджете. Министерством финансов РФ и Главным управлением федерального казначейства осуществляется роспись бюджета по распорядителям и формируется реестр к перечислению бюджетных средств по управлениям федерального казначейства. Все расходы бюджета систематизированы и имеют коды бюджетной классификации: глава, раздел и подраздел, целевая статья, вид расходов, статья экономической классификации. Реестры формируются, как правило, по подведомственной сети министерств, поступают в УФК ежемесячно и содержат информацию о суммах лимитов финансирования по всем распорядителям, расположенным на территории субъекта Федерации.

Практика работы органов казначейства предполагает финансирование главных распорядителей и их подведомственной сети, находящейся на территориях других субъектов Российской Федерации, а также отдельных наиболее важных бюджетополучателей непосредственно через УФК. На остальных получателей УФК готовит реестр на перечисление бюджетных средств по отделениям федерального казначейства. Назначение платежа и сумма лимита финансирования по получателям соответствуют реестру Главного управления. Одновременно УФК получает реестры по нескольким министерствам, а отделению федерального казначейства формируется сводный реестр по получателям из разных министерств. Формы реестров по территориям могут различаться, но все должны содержать набор необходимой информации по получателю и назначению финансирования.

Полученный органами казначейства реестр еще не означает факта финансирования, для этого необходимо зачисление средств на лицевые счета расходов органов федерального казначейства. Если собранных на территории субъекта Федерации доходов достаточно для финансирования расходов, то ГУФК присылает безденежные реестры, если доходов на территории недостаточно, то платежным поручением ГУФК перечисляет на лицевой счет УФК сумму финансирования и тогда реестр считается денежным.

На практике, в связи с дефицитом финансовых ресурсов и напряженным исполнением бюджета, для оперативного контроля и финансирования неотложных расходов финансовыми органами кроме росписи доходов и расходов могут составляться кассовые планы исполнения бюджета — на месяц с распределением на пятии десятидневки; со сроками поступления платежей и сроками финансирования первоочередных расходов. Кроме того, достаточно широко практикуется лимитирование расходов, когда финансирование осуществляется в пределах установленных лимитов, зачастую в суммах реально поступающих доходов.

Важный момент казначейской системы исполнения бюджета — работа с защищенными статьями, т. е. со средствами на выплату заработной платы и начислений по ней, денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, пособий, стипендий, компенсаций и иных социальных выплат. Всем органам федерального казначейства, распорядителям и получателям средств федерального и местного бюджетов открыты лицевые счета с отличительным признаком «7». Средства бюджетов, поступившие на указанные счета, не могут быть перечислены на расчетные или иные счета, списаны в безакцептном порядке или использованы на иные цели. Целевое расходование средств федерального бюджета по защищенным статьям находится под контролем органов казначейства.

Казначейская система исполнения бюджета приобрела новое качество с переходом на финансирование распорядителей через лицевые счета, открытые им в органах казначейства. Переход осуществлялся директивным порядком, сроки открытия лицевых счетов по территориям субъектов Федерации определялись Министерством финансов РФ.

Процесс перехода на работу по лицевым счетам сопровождается обязательным закрытием всех бюджетных счетов распорядителей в любых учреждениях банков. Порядок закрытия бюджетных счетов регламентирован, также, как и порядок расчетно-кассового обслуживания счетов органов казначейства в банках.

2.4 Порядок открытия и обслуживания лицевых счетов в органах Федерального казначейства

Порядок открытия и ведения счетов разработан на основании статей 166.1 и 220.1 Бюджетного кодекса РФ. Для открытия лицевого счета любого вида клиент должен представить следующие документы:

а) заявление на открытие лицевого счета;

б) карточку образцов подписей;

в) заверенный подписями руководителя и главного бухгалтера главного распорядителя средств.

Перечень остальных представляемых документов зависит от вида открываемого лицевого счета. Учредительные документы и документы о государственной регистрации не предоставляются при открытии лицевых счетов: участникам бюджетного процесса, являющимся федеральными органами государственной власти Российской Федерации или их территориальными органами, государственными органами, входящими в судебную систему и систему органов прокуратуры Российской Федерации, которые не являются юридическими лицами; участникам бюджетного процесса, являющимся федеральными бюджетными учреждениями с условным наименованием — войсковая часть, не имеющим собственного положения (устава) и действующим на основании общего положения (устава), утвержденного в установленном порядке, а также для открытия лицевых счетов Центральному банку России.

Для открытия лицевого счета распорядителю или получателю средств федерального бюджета по месту временной дислокации представляется также разрешение главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого находится распорядитель или получатель средств федерального бюджета с указанием срока временной дислокации.

Если документы из указанных выше представлялись в Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства при включении (изменении) реквизитов участника бюджетного процесса в Сводный реестр, повторное их представление не требуется.

Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства передают (при необходимости) заверенную Федеральным казначейством или органом Федерального казначейства копию такого документа в соответствующий орган Федерального казначейства по месту обслуживания клиента для включения в дело клиента.

Дополнительно обособленное подразделение представляет ходатайство участника бюджетного процесса, создавшего обособленное подразделение, об открытии лицевых счетов обособленному подразделению, заверенное подписями руководителя и главного бухгалтера (уполномоченных руководителем лицами) участника бюджетного процесса, создавшего обособленное подразделение. При этом обособленному подразделению открываются только те виды лицевых счетов, которые открыты создавшему его участнику бюджетного процесса.

Документы, необходимые для открытия лицевых счетов, клиентам, являющимся участниками бюджетного процесса федерального уровня, представляются по месту нахождения клиента. Документы, необходимые для открытия лицевых счетов Федеральным казначейством, представляются непосредственно в Федеральное казначейство.

На основании документов, представленных для открытия лицевых счетов и соответствующих установленным настоящим Порядком требованиям, при наличии сформированного (полученного от Федерального казначейства) Извещения о включении (изменении) реквизитов участников бюджетного процесса в Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (код формы по КФД 531 667) Федеральным казначейством или органом Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после завершения проверки указанных документов осуществляется открытие участнику бюджетного процесса соответствующего лицевого счета.

Лицевой счет считается открытым с внесением уполномоченным работником Федерального казначейства или органа Федерального казначейства записи о его открытии в Книгу регистрации лицевых счетов по форме согласно приложению № 16 к Порядку (код формы по КФД 531 755), установленному Приказом Минфина РФ от 7 октября 2008 г. № 7 н.

Операции со средствами на лицевых счетах отражаются нарастающим итогом в пределах текущего финансового года. Показатели отражаются на лицевых счетах в структуре кодов бюджетной классификации. Операции отражаются на лицевых счетах в валюте Российской Федерации (в иностранной валюте) на основании документов клиента и иных документов, определенных в установленном порядке.

2.5 Заключительные обороты по счетам Федерального казначейства

Процесс исполнения федерального бюджета осуществляется в рамках финансового года и завершается ежегодно заключительными оборотами, после чего формируется отчет за год. Все юридические лица, не связанные со средствами бюджета, осуществляют учет и отчетность по календарному году — с 1 января по 31 декабря. Банки не осуществляют заключительных оборотов по расчетным счетам юридических лиц. Для всех участников бюджетного процесса порядок окончания финансового года устанавливается Центральным банком РФ и Министерством финансов. Органы федерального казначейства — непосредственные участники и исполнители операций по заключительным оборотам. Суть их состоит в том, что операции по счетам органов казначейства и всех бюджетных учреждений и организаций осуществляются в новом году, но подлежат учету и включаются в отчетность как операции прошлого года.

Заключительные обороты по счетам доходов федерального бюджета осуществляются в новом году до установленной даты. Все платежные документы на перечисление налогов и платежей с датой начальной проводки до 31 декабря прошедшего года зачисляются на счета доходов федерального казначейства прошлым годом. Доходы по платежным документам, принятые в новом году, подлежат зачислению на лицевые счета казначейства и учету уже новым годом. Таким образом, у казначейства одновременно осуществляются поступление и учет доходов по прошлому и новому финансовому году. На установленную дату все банки и органы федерального казначейства обязаны завершить операции по зачислению доходов прошлого года. Все их лицевые счета «обнуляются», и доходы зачисляются на один счет Главного управления Федерального казначейства в Центральном банке РФ. В отчет о доходах за прошедший финансовый год включаются все суммы, прошедшие по заключительным оборотам.

Заключительные обороты по счетам расходов органов федерального казначейства устанавливают следующие этапы исполнения:

Неиспользованные остатки средств федерального бюджета на лицевых счетах распорядителей и соответственно на лицевых счетах органов федерального казначейства зачисляются на отдельный счет балансового счета № 40 112 «Средства федерального бюджета прошлого года».

Устанавливается порядок учета, отчетности и расходования средств прошлого года в текущем году.

Устанавливается дата окончания заключительных оборотов по счетам расходов федерального бюджета.

В период заключительных оборотов операции по лицевым счетам со средствами прошлого года осуществляются до установленной даты. Эти операции и органами казначейства, и бюджетными организациями учитываются в отчете за прошлый год. Могут быть приняты разные решения по использованию остатков средств прошлого года:

— перечислить в федеральный бюджет на счет доходов;

— зачислить в счет финансирования текущего года;

— зачислить на текущий счет «Суммы по поручениям»;

— оставить на счете до полного их расходования.

В последний день заключительных оборотов по принятому решению осуществляется операция по перечислению средств прошлого года. На лицевых счетах, как распорядителей, так и органов федерального казначейства образуются нулевые остатки. Финансовый год считается завершенным.

Итак, рассмотрен процесс исполнения федерального бюджета органами федерального казначейства.

3. Роль Федерального Казначейства Российской Федерации в оптимизации процесса исполнения бюджета

3.1 Совершенствование технологии казначейского исполнения бюджета

Безотлагательного решения требует определение путей, по которым пойдет развитие казначейской системы в регионах и муниципальных образованиях, а также принципов взаимодействия Федерального казначейства с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено, что региональные и местные бюджеты формируются и исполняются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно. С точки зрения экономии денег налогоплательщиков и достижения тех целей, ради которых создается казначейская система, желательно использование единой организационно-правовой основы, стандартов и бюджетных технологий на всех уровнях бюджетной системы. Целесообразным было бы создание единой системы казначейских органов во главе с ГУФК. Это не ущемляло бы права принятия решений региональными и муниципальными финансовыми органами, но исключило бы конфликт интересов, который неизбежен, когда один и тот же орган власти и принимает решение, и исполняет его, и контролирует исполнение. Создание такой системы должно базироваться на необходимом правовом фундаменте.

В законе «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» есть положение, дающее возможность местным органам власти создавать муниципальное казначейство. Однако целесообразность этого вызывает большие сомнения, поскольку объем бюджетных средств во многих местах не столь уж велик, чтобы наряду с финансовым органом иметь еще отдельный орган управления финансами.

Система для передачи информации с жестким мониторингом всех доходов и расходов, с возможностью передачи конфиденциальной информации — слишком дорогая система, чтобы каждый город или район создавал такую же свою. Но если работа Федерального казначейства будет бесперебойной, эффективной, качественной, с максимумом соответствия закону о бюджете и удобств для бюджетополучателей, то местные органы власти и органы власти субъектов Федерации сами обратятся к органам Федерального казначейства с просьбой взять их бюджеты на исполнение

Открывая лицевые счета для федеральных бюджетополучателей в региональном отделении казначейства, казначейство по добровольным соглашениям с областями вправе открыть такие же счета получателям из региональных бюджетов.

При этом необходимо подчеркнуть, что казначейство не претендует на какие-либо распорядительные функции в отношении самих средств в регионе на его счетах, и в состоянии ежедневно предоставлять администрации любого региона справку о том, какие налоги собраны, какие расходы предстоят, причем с разбивкой на региональные и федеральные. И готово выполнить любое указание об отправке этих средств адресатам.

Актуальной остается и задача соединения ГУФК и УФК, т. е. центра с субъектами Федерации. В этой области у Казначейства работает Федеральное агентство правительственной связи, которое создает систему передачи информации. Дальнейшая задача — соединение УФК и ОФК, т. е. дойти до уровня районов. Все это делается для выполнения главной функции Казначейства — оперативного управления финансовыми ресурсами государства.

3.2 Пути повышения эффективности казначейского исполнения бюджета в РФ

Контроль обеспечения правильного, в соответствии с законом, исполнения бюджета является основной задачей Федерального казначейства. Здесь необходимо опираться на основополагающий документ — качественный бюджет государства, бюджет каждого министерства, бюджет, детально расписанный по всем позициям, по всем ступеням классификации бюджетных расходов. При наличии качественного документа, где все регламентировано законом, исполнять его очень легко, легко предотвратить любые попытки незаконного использования бюджетных средств. Поэтому закон о бюджете должен быть разработан до такой степени детализации, которая необходима для исполнения бюджета, и конечно, необходимо, чтобы закон о бюджете принимался до начала бюджетного года.

По расходам Казначейство должно перейти на предварительный и текущий контроль. Последующий контроль — после факта совершения сделки — это проблема скорее Контрольно-ревизионного управления Минфина РФ и других контрольных органов. Контрольная функция же Казначейства во многом именно в предварительном контроле, т. е. на стадии заключения договоров, утверждения сметы учреждений, вот здесь оно должно смотреть очень жестко на полнейшее соответствие бюджету; и в текущем контроле, когда оплата производится уже по факту выполненных работ. В этом случае должны быть представлены все необходимые документы о том, что работа на самом деле выполнена и ее оплата предусмотрена бюджетом.

Есть разные точки зрения и на принадлежность Федерального казначейства: сохранить в составе Минфина, или вывести и выделить в независимое ведомство. Если рассуждать чисто теоретически, исходя, например, из принципа конфликта интересов, то орган, который составляет бюджет, не должен быть органом, который его исполняет. Для безупречного исполнения необходимо исключить любую возможность вмешательства в процесс исполнения. Ведь бюджет принимается Парламентом, подписывается Президентом России, поэтому федеральный бюджет — это не детище Минфина, с которым можно делать, что захочется. Если говорить о перспективе, о логике развития событий, то было бы более правильно выделить Федеральное казначейство в отдельное независимое ведомство.

Государству необходимо самому управлять бюджетными средствами и самому определять, где, когда, кому, сколько нужно денег, кого необходимо финансировать, а где можно попридержать, чтобы в конечном счете суммарный эффект был максимальным. Умение управлять — это умение обходиться минимальными ресурсами с тем, чтобы меньше заимствовать, и как можно меньше потом за эти заимствования платить.

Нет сомнения, что система правильного, профессионально грамотного управления финансовыми ресурсами бюджета приведет в итоге к необходимости уменьшения кассы бюджета. А это в свою очередь приведет к тем желательным последствиям, к которым мы все стремимся, — уменьшению налогообложения. Ведь главная задача любого государства — создавать эффективную налоговую систему и эффективно управлять государственными финансами.

Заключение

Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управлениями ими. Правительство Российской Федерации должно знать сколько у него денег, сколько оно должно из них отдать, когда и кому, а также прогнозировать сколько оно и когда получит доходов. Основным поставщиком этой информации для Правительства Российской Федерации выступает федеральное казначейство.

Собранная казначейством информация позволяет правительству оценить работу органов государственного управления и получить более ясное представление об экономических последствиях проводимой ими бюджетной политики. Правительство Российской Федерации может увидеть кто и как тратит бюджетные средства, в системе какого министерства есть неиспользованные средства, а кто испытывает затруднения. Осуществляя контроль за всеми поступлениями и выплатами правительства, в структуре государственной исполнительной власти федеральное казначейство выполняет роль «кассира» и «главного бухгалтера». Причем эта роль не должна ограничиваться только работой с бюджетными деньгами, речь идет и о государственных внебюджетных средствах, а в конечном итоге — о всех государственных финансовых ресурсах.

Зная, когда и какие расходы будут осуществлять бюджетные учреждения, казначейство, оперативно управляя свободными остатками средств, может вносить предложения по сокращению привлечения краткосрочных источников погашения внутрикассовых разрывов, что, в конечном счете, приведет к экономии бюджетных средств, направляемых на обслуживание государственного долга.

Задачей на перспективу является необходимость обеспечить профессионально грамотное управление финансовыми ресурсами государства, обеспечить бесперебойное в полном соответствии с законом исполнение бюджета и контроль за целевым использованием получателями бюджетных средств. Исходя из этих главных задач, и строится вся работа Федерального казначейства.

Список использованной работы

1. Акперов И. Г., Коноплева И. А, Головач С. П. «Казначейская система исполнения бюджета в РФ» Учебное пособие — М.: Финансы и статистика, 2011.

2. Артемьева С. С. Совершенствование в системе межбюджетных отношений в современных условиях. / С. Артемьева. // Вопросы экономики. — 2012. № 5. — с. 137−143.

3. Бюджетная система России: учебник: рек. М-вом образования РФ в качестве учебника для студентов вузов / Под ред. Поляка Г. Б. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

4. Дементьев, Д. В. Бюджетная система РФ: учеб. пособие: рек. УМО по образованию для студентов / Дементьев Д. В., Щербаков В. А. — 2-е изд. стереотип. — М.: КноРус, 2009.

5. Король Е. А. Отражение операций по расходам на лицевых счетах Федерального казначейства // Бюджетный учет. — 2008. — № 7.

6. Назарова Е. А. Ведение лицевых казначейских счетов в 2009 г. // Советник бухгалтера. — 2009. — № 1.

7. Новая инструкция по бюджетному учету // Бюджетный учет. — 2009. — № 3−4 (31−32).

8. Письмо Казначейства России от 04.12.2008 № 42−7.1−15/1.1−550 «Об открытии участникам бюджетного процесса новых лицевых счетов и отражении на них операций по доведению бюджетных данных на 2009, 2010, 2011 годы» // Система Гарант, 2008.

9. Приказ Министерства финансов РФ Федеральное казначейство (Казначейство России) от 28 июля 2009 г. № 4 н «О внесении изменений в приказ Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. № 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами» // Система Гарант, 2009.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой