Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и использование фондов экологически устойчивого развития урбанизированных территорий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные научные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на: XVI Международных Плехановских чтениях (г. Москва, 2003 г.), на Международной научно-практической конференции «Современные проблемы региональной экологии, экономики и эколого-географического образования» (г. Сергиев Посад, 2003 г.), на П-й Всероссийской научно-практической конференции… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
    • 1. 1. Анализ отечественного и зарубежного опыта в области экономического регулирования экологически устойчивого развития предприятия
    • 1. 2. Методологические аспекты экологически устойчивого развития. ЗО
    • 1. 3. Экологические фонды в период реструктуризации системы природоохранных органов (2000−2003 гг.)
  • ГЛАВА 2. ЭКОЛОГИЧЕСКИ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ
    • 2. 1. Экономико-социальная характеристика урбанизированных территорий
    • 2. 2. Методология экологически устойчивого развития городов
    • 2. 3. Сравнительный анализ принципов деятельности зарубежных и российских экологических фондов
    • 2. 4. Формирование и использование фондов экологически устойчивого развития
  • ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСОВОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ТЕРРИТОРИИ
    • 3. 1. Природоохранный облигационный заем как источник формирования фондов экологически устойчивого развития предприятия и территории
    • 3. 2. Определение приоритетов при расходовании средств природоохранного назначения
    • 3. 3. Согласование финансовых инструментов обеспечения экологически устойчивого развития со стратегиями социально-экономического развития предприятия в условиях рыночных отношений

Формирование и использование фондов экологически устойчивого развития урбанизированных территорий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В Экологической доктрине Российской Федерации (2002 г.) в качестве одного из приоритетных направлений развития экономических и финансовых механизмов рационального природопользования и охраны окружающей среды указывается на необходимость обеспечения прямой зависимости финансирования природоохранных мероприятий от уровня воздействия на природные системы, в том числе через специализированные фонды.

В связи с подготовкой новой редакции Налогового кодекса России, совершенствованием экологического налогообложения как на уровне предприятий, так и отдельных территорий усиливается интерес к введению фондов экологически устойчивого развития предприятия.

Актуальность и недостаточная изученность данной проблемы, необходимость научного обоснования методологии и практики совершенствования управления системой экологического и финансового обеспечения устойчивого развития на уровне муниципальных образований и урбанизированных территорий в условиях рыночных отношений обусловили выбор темы диссертационной работы, определили цель, задачи, структуру и содержание исследования.

Изученность проблемы. Экономическим проблемам теории и практики управления природопользованием и охраны окружающей среды посвящены исследования Экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, РЭА им. Г. В. Плеханова, Института проблем рынка РАН, ЦЭМИ РАН, Всероссийского научно-исследовательского института экономики минерального сырья и недропользования (ВИЭМС) Министерства природных ресурсов РФ, Сумского государственного университета, других отечественных и зарубежных организаций.

Хотя отдельные публикации по проблемам экологических фондов имеются, они касались отдельных положений нашего исследования. В такой постановке вопроса — формирование фондов экологически устойчивого развития урбанизированных территорий нет достаточных проработок и публикаций.

Вместе с тем, многие вопросы теории и практики экономического и финансового обеспечения устойчивого развития в рыночных условиях хозяйствования не решены, что обусловило выбор темы исследования, определило содержание и структуру исследования.

Цель исследования состоит в разработке методических подходов и практических рекомендаций по формированию и использованию фондов экологически устойчивого развития для урбанизированных территорий и предприятий муниципального уровня.

В ходе исследования предполагается решение следующих взаимосвязанных задач, к которым относятся:

• анализ отечественного и зарубежного опыта по формированию источников финансирования природоохранной деятельности предприятия и региона;

• анализ действующих экономических инструментов по обеспечению устойчивого развития предприятияразработка методических и практических рекомендаций по формированию фондов экологически устойчивого развития на муниципальном уровне;

• исследование методологии устойчивого развития предприятия в контексте обеспечения экологической безопасности производства и потребления продукции;

• определение тенденций и закономерностей формирования и использования фондов экологически устойчивого развития;

• изучение возможности использования природоохранного облигационного заема как источника формирования фондов экологически устойчивого развития предприятия и территории.

Новизна работысостоит в разработке организационно-экономического механизма и процедуры по формированию и использованию фондов экологически устойчивого развития предприятия, основываясь на опыте функционирования системы экологических фондов.

Научная новизна работы состоит в следующем:

1. выявлены особенности функционирования и развития предприятий и муниципальных образований в контексте обеспечения устойчивого природопользования и экологической безопасности;

2. обоснованы экономические предпосылки и направления формирования и развития фондов экологически устойчивого развития предприятия и муниципальных образований. В диссертации разработано Примерное положение о фонде экологически устойчивого развития муниципального образования;

3. уточнены функции и задачи фондов экологически устойчивого развития урбанизированных территорий, муниципальных образований и предприятий;

4. разработаны методические подходы и практические рекомендации по созданию фондов поддержки экологически устойчивого развития предприятия и территории;

5. сформулированы предложения по источникам формирования и направлениям использования фондов экологически устойчивого развития урбанизированных территорий и муниципальных образований;

6. предложен методический подход по использованию природоохранного облигационного займа как источника формирования фондов.

Предметом исследования являются совокупность экономических отношений и методов управления, обеспечивающих совершенствование и эффективное функционирование системы управления природопользованием на основе фондов экологически устойчивого развития муниципальных образований.

В качестве объекта исследования рассматривается система урбанизированных территорий и муниципальных образований Российской Федерации.

Методология и методика исследования. Научной базой диссертационного исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам экономики и управления природопользованием, устойчивого развития, охраны окружающей природной среды, теории системного анализа и др.

В ходе исследования использовались материалы федеральных и региональных природоохранных, природоресурсных и статистических органов, методические и нормативные документы МПР России, Госкомстата России, Государственные доклады о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации и субъектах Федерации.

Обоснованность и достоверность научных положений и выводов подтверждается использованием метода статистики, нормативов, финансового и системного анализа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. На основе анализа экономических отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды для решения экологических проблем урбанизированных территорий обосновывается необходимость формирования фондов экологически устойчивого развития.

2. Фонд экологически устойчивого развития на уровне муниципального образования может быть создан как эколого — финансовая группа, которой на коммерческих началах объединяются граждане, предприятия, организации, инвестиционные учреждения независимо от видов и форм собственности.

3. Основными источниками формирования фонда являются плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов с расчетом массы загрязнений, депонированных на территории города (района), плата за природные ресурсы в зависимости от степени социальной заинтересованности местного населенияв качестве одного из новых источников формирования данного фонда предлагается использовать природоохранный облигационный заем.

Практическая значимость работы. Научные результаты, методические положения и выводы диссертации использованы: в учебном процессе Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова по курсам «Экономика и экология», «Методы анализа и управления эколого-экономическими рисками» — в НИЦ «Экобезопасность» МПР России при подготовке экологов-аудиторов в Россиской Федерациив Центре «Кадастр», г. Ярославль при разработке по внедрению системы мер по экономическому и финансосовму обеспечения экологически устойчивого развития в Ярославской областив ОГУ «Облкомприрода» Администрации Томской области при разработке нормативно-методических документов по совершенствованию управления природопользованием на муниципальном уровне.

Апробация работы. Основные научные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на: XVI Международных Плехановских чтениях (г. Москва, 2003 г.), на Международной научно-практической конференции «Современные проблемы региональной экологии, экономики и эколого-географического образования» (г. Сергиев Посад, 2003 г.), на П-й Всероссийской научно-практической конференции «Региональные и муниципальные проблемы экологической безопасности» (п. Непецино Московской области, 2003 г.), на III-й международной научно-практической конференции «Экономические проблемы производства и потребления экологически чистой агропромышленной продукции» (г. Сумы, Украина, 2003 г.).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 научных работ общим объемом 2,0 п.л.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Содержит 150 страниц машинописного текста, включая 17 таблиц, 6 рисунков, список.

Ф Выводы и рекомендации:

1. Формирование государственной политики устойчивого развития в сфере экологической безопасности может состоять из научно-прикладных задач трех уровней: национальный, региональный (областной, краевой, республиканский) и муниципальный.

2. Гармонизацию социально-экологического развития страны, региона или города (муниципального образования) целесообразно осуществлять, исходя из наличия и структуры природных ресурсов на исследуемой территории, а также ассимиляционного потенциала окружающей среды.

3. Принципы и методы устойчивого развития, включая критерии и ф индексы устойчивого развития, разрабатываются в экономической, экологической и социальной сферах. Степень нарушенности экосистем определяются в зависимости от глубины пораженности территории по критериям нормы (Н), риска (Р), кризиса (К), бедствия (Б).

4. Устойчивое развитие городов (муниципальных образований) должно базироваться на эколого-экономических оценках качества окружающей среды, учитываемых в системе городских кадастров.

5. Города и другие муниципальные образования в Российской Федерации являются органами местного самоуправления, важную роль в которых играет финансово-экономическая сфера. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством страны обязаны обеспечивать экологически устойчивое развитие муниципальных образований с целью сохранения и воспроизводства природных ресурсов и качества окружающей среды, воздействующей на здоровье местного населения.

6. Методология экологически устойчивого развития муниципальных образований предполагает реализацию нескольких основных направлений в ходе дальнейшего экономико-промышленного развития городов и прилегающих территорий, таких как экологическая градостроительная политикиэкологизация промышленно-энергетического развитияреализация мероприятий по экологической безопасности и охране окружающей среды на основе финансовых средств фондов экологически устойчивого развития.

7. Формирование фондов экологически устойчивого развития муниципальных образований происходит за счет платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов с расчетом массы загрязнений, депонированных на территории города (района). Адаптация размеров платежей к местным природно-климатическим и экологическим условиях может производиться с помощью коэффициента экологической ситуации муниципального образования (города, района).

Плата за использование природных ресурсов в фонды экологически устойчивого развития целесообразно производить в зависимости от степени социальной заинтересованности местного населения.

8. Формирование фондов экологически устойчивого развития рассматривается как один из важнейших элементов механизма финансового и экономического обеспечения устойчивого природопользования предприятия и территории. В качестве одного из новых источников формирования фондов экологически устойчивого развития предприятия и территории предлагается рассматривать природоохранный облигационный займ. Показаны процедуры и порядок его применения в современных условиях хозяйствования.

9. С целью формирования у инвесторов экологической мотивации в принятии управленческих решений сформулированы предложения по предоставлению льготных условий деятельности инвесторам-владельцам экооблигаций, включая льготные цены и условия поставки природоохранного оборудования, экологически благоприятных продуктов, льготные условия получения прав на проживание и получение жилья в регионах с благоприятной экологической обстановкой и др.

10. Разработаны методические и практические рекомендации по определению приоритетов при расходовании средств природоохранного назначения, включая требования при реализации природоохранных проектов, проектов и программ из фондов экологически устойчивого развития.

11. Разработаны рекомендации по согласованию финансовых инструментов обеспечения экологически устойчивого развития со стратегиями социально-экономического развития предприятия в условиях рыночных отношений, направленные на реализацию основных положений «Экологической доктрины Российской Федерации (2002 г.), в части обеспечения устойчивого природопользования.

12. Разработано примерное положение о фонде экологически устойчивого развития, показана его роль и место в системе экономических инструментов регулирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Переход Российской Федерации в 90-х годах к новым видам социально-экономических отношений отразился и на способах и методах управления охраной окружающей среды. Впервые в практике природопользования в 1990;1992 гг. на территории страны были задействованы экономические механизмы управления природопользованием, введена плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов. На базе платежей за природопользование была создана и успешно функционировала система экологических фондов на различных иерархических уровнях управления.

Однако динамика эколого-экономических процессов, происходивших в стране в 1992;2003 гг. доказывает, что экономический механизм управления природопользованием обладает отдельными недостатками и несовершенством его элементов. В настоящее время необходимо продолжить поиск совершенствования управления системой экономического регулирования и финансового обеспечения экологически устойчивого развития на уровне предприятия и муниципальных образований, определить пути формирования финансовых потоков для реализации природоохранных программ, проектов и мероприятий с целью уменьшения воздействия на окружающую среду.

В создавшейся ситуации значительное внимание государственных органов управления, органов местного самоуправления, природоохранных служб, должно быть обращено на принципы и методы совершенствования управления системой формирования природоохранных фондов, как одного из постоянных источников финансирования природоохранных мероприятий, программ и проектов регионального и местного уровней.

Расходование средств природоохранных фондов может осуществляться при реализации мер по обеспечению экологической безопасности на уровне предприятия, муниципального образования, однако не выработано научных способов и механизмов определения приоритетности реализуемых программ, проектов и мероприятий на региональном и муниципальном уровне.

В современных условиях экономических реформ, в период децентрализации органов управления и сокращения финансирования природоохранных проектов, программ и мероприятий повышается роль фондов экологически устойчивого развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.M., Мамин Р. Г. Природные ресурсы и экологическая безопасность Западной Сибири. М.: НИА-Природа, 2001. 172 с.
  2. H.H., Шевчук A.B. Экономика природопользования и охраны окружающей среды. Учебное пособие. М.: Классика плюс, 1999. 287 с.
  3. Т.А., Хаскин В. В. Основы экоразвития: Учебное пособие. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1994. 312 с.
  4. Т.А., Хаскин В. В. Экология. М.: ЮНИТИ, 1998.- 455 с. щ 5. Арский Ю. М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М. Ч., Кондартьев
  5. К.Я., Котляков В. М., Лосев К. С. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. -194 с.
  6. Т.Д. Прогресс бизнеса в процессе устойчивого развития. В сб. «Стратегия развития России в третьем тысячелетии». Дубна: 1997. С.48−51.
  7. . Экологизация налоговой системы в России. М.: Русский щ университет, 2002. 116 с.
  8. С.Н., Ходжаев А. Ш. Экономика природопользования: Учебное пособие. М.: ТЕИС, 1997. 272 с.
  9. Н.М. Фонд экологически устойчивого развития предприятия: предпосылки формирования и задачи. Межвузовский сборник. М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 2003.
  10. Н.М. Создание фондов поддержки экологически устойчивого развития предприятия и территории// Региональные и муниципальные проблемы экологической безопасности. Бронницы, 2003, с. 47−49.
  11. Н.А. Нормирование и стандартизация в природопользовании. Киров: 1996. 27 с.
  12. А.В., Хисматулов О. Т., Левин Б. Г. Земельный кадастр ® субъекта Федерации. Пермь, 1997. 272 с.
  13. Г. С. Современные проблемы экогеологии //Минеральные ресурсы России. 1993, № 2. С. 33−36.
  14. В.И. Живое вещество и биосфера. М.: Наука, 1994. С. 315−401.ф 20. Возмещение экологического ущерба (правовые и экономическиеаспекты проблемы прошлого экологического ущерба). М.: Изд-во Научного и учебно-методического центра, 2001. 144 с.
  15. Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды. М.: Экономика, 1986. 96 с.
  16. Временное руководство по оперативной деятельности Российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды. М.: Минприроды России, 1997. 167 с.
  17. E.JI., Садыков О. Ф., Фарафонтов М. Г. Экологическое нормирование техногенных загрязнений наземных экосистем. Екатеринбург: Наука, 1994. 176 с.
  18. А.Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М.:. Дело, 1998. 127 с.
  19. А.И. Региональная экономика и управление. М.: ЮНИТИ, 2002. 239 с.
  20. Э.В. и др. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998. 455 с.
  21. С.Н. Методические аспекты формирования экологической культуры. В сб. «Стратегия развития России в третьем тысячелетии». Дубна, 1997. С. 143−153.
  22. И.П. Природный капитал в экономике переходного периода. М.: НИА-Природа, РЭФИА, 2001. 204 с.
  23. A.A., Струкова Е. Б. Экономические методы управления природопользованием. М.: Наука, 1993. -137 с.
  24. A.A., Струкова Е. Б. Экономика природопользования. М.: Аспект-Пресс, 1995. 188 с.
  25. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1999 г.» М., 2000. 579 с.
  26. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 2000 г.» М., 2001. 335 с.
  27. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2001 г.» М., 2002. 451 с.
  28. А. Исторические аспекты идеи устойчивого развития. В сб. «Стратегия устойчивого развития России в третьем тысячелетии». Дубна, 1997. С. 128−131.
  29. A.A., Гусева И. Г. Эколого-экономические проблемы устойчивого развития//Экономика природопользования, 1996, № 1, с. 4−17.
  30. Данилов-Данильян В. И. Устойчивое развитие: выбранныйпуть или предопределение? В сб. «Стратегия развитич России в третьем тысячелетии». Дубна, 1997. С.52−67.
  31. Данилов-Данильян В.И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 416 с.
  32. Д., Скура Л., Карпентер Р., Шерман П. Экономический анализ воздействий на окружающую среду/Пер. с англ. Науч. ред. С. Н. Бобылев, Т. Г. Леонова, М. И. Сметанина. М.: Изд-во «Вита-Пресс», 2000 -272 с.
  33. И.Ф. Основные тактические пути определения допустимой антропогенной нагрузки на ландшафты //Нормирование антропогенных нагрузок. М.: ИГ АН СССР, 1988. С. 26−28.
  34. Я.Н. Устойчивое развитие России как составляющая общемирового процесса технологического совершенствования. В сб. «Цивилизованный бизнес как фактор устойчивого развития России». М.: Ноосфера, 1998. С. 70−77.
  35. И.И. Социально-экономические основы управления природопользованием в регионе. Новосибирск: Наука, 1996. 162 с.
  36. А., Потравный И. Экологические затраты: проблемы сопоставления и анализа//Вопросы экономики, 1998, № 6, с. 122−132.
  37. Е.М., Заславская Т. А. Устойчивое развитие и рынок научно-технической продукции экологической направленности. М., 1998. 172 с.
  38. Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты). Под ред. С. Н. Бобылева, П. А. Макеенко. М.: ЦПРП, 2001. 219 с.
  39. А.Г. Оптимизация природной среды (географический аспект). М.: Мысль, 1980. 264 с.
  40. П.В. Обоснование экологической политики, направленной на переход России к устойчивому типу развития//Экономика природопользования, 1996, № 4, с. 1−34.
  41. A.B. Экологические факторы в экономике региона. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1995. 74 с.
  42. А.Э., Коржубаев А. Г. Стратегия устойчивого развития мирового сообщества и мировая энергетика. В сб. «Научное наследие В. И. Вернадского в контексте глобальных проблем цивилизации». М.: Ноосфера, 2001. С. 365−379.
  43. В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де- Жанейро, 1992 г.) Информационный обзор. Новосибирск: СО РАН, 1992. 62 с.
  44. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.04.96 г. № 440.//На пути к устойчивому развитию России. Бюллетень Центра экологической политики России, 1996, № 3, с. 4−9.
  45. А.Г. Проблемы формирования экономического механизма управления природопользованием. Чебоксары: Изд-во «КЛИО», 1997. 183 с.
  46. И.В. Вопросы разграничения государственной собственности на поверхностные водные объекты/ТРегиональные и муниципальные проблемы природопользования. Киров, 2002, с. 114−115.
  47. H.H., Улитин A.A. Стратегия управления природопользованием. М.: Эльзевир, 2001. 359 с.
  48. H.H., Потравный И. М. Экономика и организация природопользования: Учебник для вузов. М.: ЮНИШ-ДАНА, 2002, 456 с.
  49. Д.С. Земельные отношения: необходимость смены курса. В сб. «Природные ресурсы национальное богатство России». М.: Госдума, 1999. С. 14−17.
  50. A.A. Экономика, экология, затраты. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1997. 96 с.
  51. A.A. Природный фактор в национальном достоянии страны. М.: МИРЭА, 2002. 172 с.
  52. М.Я. Пока не поздно. Размышление экономиста-эколога. М.: Молодая гвардия, 1991. 239 с.
  53. Р.Г., Щеповских А. И. Природопользование и охрана окружающей среды: федеральные, региональные и муниципальные аспекты. Казань: Татполиграф, 1999. 140 с.
  54. Л. Б.-Ж., Потравный И. М., Сагитов Р. В. Применение факторного анализа и Q-методологии для исследования эколого-экономических проблем предприятий и регионов// Экономика природопользования, 2003, № 2, с. 35−49.
  55. А. Механизмы природоохранной деятельности и управления природными ресурсами. В сб. «Управление природопользованием для устойчивого развития». Ярославль: Кадастр, 1997. С.40−48.
  56. Н. Хроника погрязшей платы// Расчет, 2003, № 3, с. 14−17.
  57. Н. Погрязшая плата. Конституционный суд возродил плату за загрязнение окружающей среды// Расчет, 2003, № 1, с. 19.
  58. В.М. Структура системы моделей ноосферы и стратегии устойчивого развития России. В сб. «Стратегия развития России в третьем тысячелетии». Дубна, 1997. С. 81−97.
  59. Методика определения предотвращенного экологического ущерба. М.: Госкомэкологии России, 1999. 71 с.
  60. Методы экологической и экономической регламентации хозяйственной деятельности. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1994. 90 с.
  61. Методические и нормативно-аналитические основы экологического аудирования в Российской Федерации//Руководство по экологическому аудированию. Т. 2. М.: Тройка, 1999. 776 с.
  62. H.H. Грядущие десятилетия. Трудности и перспективы. М., 1992. 26 с.
  63. Национальная программа политики в отношении окружающей среды. М.: Экопресс-ЗМ, 1996. 63 с.
  64. Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999−2001 годы. М.: Государственный центр экологических программ., 2000. 107 с.
  65. Новые финансовые механизмы сохранения биоразнообразия (к итогам проекта ГЭФ «Сохранение биоразнообразия» в Российской Федерации. М.: ИПР РАН, 2002. 204 с.
  66. В.П. Проблемы управления природными ресурсами. М.:1. Геоинформмарк, 1998.42 с.
  67. Охрана окружающей природной среды. Сб. нормативных актов. М.: МНЭПУ, 1995. Вып. 3. 203 с.
  68. Оценка и регулирование качества окружающей природной среды. ф Учеб. Пособие. М.: Издат. Дом «Прибой», 1996. 350 с.
  69. К.В. Экономика природопользования. М: Изд-во МГУ, 1997. 240 с.
  70. Н.В., Рихтер К. К. Экономика природопользования и экологический менеджмент: Учебник для вузов. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1999. 488 с.
  71. Н.В., Эндрес Э, Рихтер К. Экологический менджметн. СПб.: Питер, 2003. 544 с.
  72. P.A. Подходы к пониманию устойчивого развития и экономика. В сб. «Управление природопользованием для устойчивого развития» Ярославль: Кадастр, 1997. С. 9 23.
  73. P.A., Сергеев Г. С. Технологический риск и обеспечение безопасности производства. М.: Знание, 1998. 64 с.
  74. И.М., Петрова E.H., Прозоров В. М. Опыт муниципального экологического аудита в г. Дзержинске Нижегородской области// Экономика природопользования, 2002, № 6, с. 33−53.
  75. Природные ресурсы и окружающая среда Российской Федерации /Под ред. Н. Г. Рыбальского. М.: НИА-Природа, 2001. 567 с.
  76. Практические рекомендации по привлечению инвестиций в территориальные природоохранные органы, экологические фонды и ассоциацию экологических фондов. М., 1999. -157 с.
  77. Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие документы Конференции в Рио-де-Жанейро. Женева: Центр за наше общее будущее, 1993. 70 с.
  78. В.Ф. Экология, здоровье и природопользование в России. М.: Финансы и статистика, 2002. 528 с.
  79. Прошлый экологический ущерб (правовые и экономические аспекты решения проблемы). М.: Изд-во Научного и учебно-методического центра, 2001.- 136 с.
  80. Т.Г. Природопользование. М.: Финстанинформ, 1997. -144с.
  81. Н.Ф. Экология. Теория, законы, правила, принципы и гипотезы. М.: Россия молодая, 1994. 367 с.
  82. Региональные и муниципальные проблемы экологической безопасности. Материалы Всеросс. конф. Бронницы, 2002. 122 с.
  83. Реформы России с позиций концепции устойчивого развития. Труды науч. конф. Новосибирск: Гражданский мир, 1995. 62 с.
  84. Российская Федерация. ОЭСР. Обзор деятельности по охране окружающей среды. Париж, 1999. 212 с.
  85. В.В. Экология и охрана природы. Словарь-справочник. М.: Академия, 1999. 384 с.
  86. Состояние окружающей природной среды Томской области в 1998 г. Томск: 1999. -231 с.
  87. Г. А. Региональное планирование природопользования в современных условиях. В сб. «Управление природопользованием для устойчивого развития». Ярославль: Кадастр, 1997. С. 69−79.
  88. Г. А. Движение к устойчивости единственно возможный путь развития. В сб. «Управление природопользованием для устойчивого развития». Ярославль: Кадастр. 1997. С. 1−6.
  89. Г. П. Основы экологической безопасности. М.: Изд-во МНЭПУ, 1993.- 104 с.
  90. Н.П. Социально-экономические проблемы защиты природы. М.: Экология, 1992. 240 с.
  91. Н.П., Потравный И. М., Тихомирова Т. М. Методы анализа и управления эколого-экономическими рисками: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. проф. Н. П. Тихомирова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -350 с.
  92. В.Т., Зилинг Д. Г. и др. Экологические функции литосферы. М.: МГУ, 2000. 432 с.
  93. Н.Г. Эколого-экономическая оценка инвестиционных проектов//Экономика природопользования, 2003, № 1, с. 21−32.
  94. Управление природоохранной деятельности в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: ЛА-Варяг, 1996. 268 с.
  95. Управление окружающей средой. М.: Информационный бюллетень, № 7, 1998. -127 с.
  96. Управление природопользованием для устойчивого развития. Ярославль: НЛП Кадастр, 1997. -187 с.
  97. А.Д. Переход России к устойчивому развитию: ноосферная стратегия. М.: Ноосфера, 1998. 500 с.
  98. В.В. Нужно ли организациям платить за загрязнение окружающей природной среды?// Главбух: отраслевое приложение. 2003, № 1, с. 49−51.
  99. Ю7.Хайрутдинов А. Ф. Человек в концепции устойчивого развития. В сб. «Биологические ресурсы и устойчивое развитие». М.: НИА-Природа, 2001. С. 234−235.
  100. Т.С. Экономика природопользования. М.: Наука, 1987. -255 с.
  101. Д.С., Бабина Ю. В., Хаймин В. А., Кашина Е. Г., Четвериков В. А. Анализ деятельности экологических фондов в современных условиях//Экономическая и финансовая политика в сфере охраны окружающей среды. М., 1999, с. 124−138.
  102. Д.С. Основные направления консолидации финансовых средств в экологических фондах для осуществления природоохранной деятельности//Проблемы региональной экологии, 1999, № 1, с. 90−104.
  103. Д.С. Эколоигческие фонды в системе экономического механизма природопользования в Российской Федерации. М.: ПОЛТЕКС, 2000. 97 с.
  104. А.И. Устойчивое развитие: глобальный контекст и местная специфика. //Изв. РГО. 2001. Т. 133. Вып. 4. С. 22−27.
  105. A.B. Экономика природопользования (теория и практика). 2-е изд., испр. и доп. М.: НИА-Природа, 2000. 327 с.
  106. Цивилизованный бизнес как фактор устойчивого развития. Сб. докладов и выступлений. М.: Ноосфера, 1999. 470 с.
  107. К.Н. Совершенствование экологического налогообложения в свете реализации Экологической доктрины Российской Федерации//Экономика природопользования, 2002, № 4, с. 13−24.
  108. Экологическое оздоровление экономики/УВозняк В .Я., Фейтельман Н. Г., Арбатов A.A. и др. М.: Наука, 1994. 224 с.
  109. Экологические фонды в странах с переходной экономикой. Париж, Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой ОЭСР, 1997.
  110. Экологическая экономика. М.: Евразия, 1994, т.1. -103 е., т.2. 90 с.
  111. Экологические проблемы регионов России. Кировская область. М.: ВИНИТИ, 1995.
  112. Экологические фонды: теория и практика /Под ред. A.A. Аверченкова. М.: РИКЕЛ, 1995. 208 с.
  113. Экологический словарь. М.: Конкорд-Экопром, 1993. 202 с.
  114. Экология, охрана природы и экологическая безопасность. Книги 1, 2. М.: МНЭПУ, 1997. 741 с.
  115. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов/Под ред. проф. Э. В. Гирусова, проф. В. Н. Лопатина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 519 с.
  116. Экономика природопользования//Под ред. Т. С. Хачатурова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 271 с.
  117. Экономическая и финансовая политика в сфере охраны окружающей среды: Сборник аналитических материалов, нормативно-правовых актов. М.: Госкомэкологии России, 1999. 512 с.
  118. Экономика природопользования. Под ред. Л. Хенса, Л. Мельника, Э. Буна. Киев: Наукова думка, 1998. 481 с.
  119. Э. Экономика окружающей среды. Перевод с нем. Кшв: Либщь, 1995. 168 с.
  120. Costanza R. Einfiierung in die oekologische Oekonomok/An Introduction to Ecological Economics. Stattgart: Lucius&Lucius, 2001. -355 S.
  121. Handbuch Umweltcontrolling/hrsg. vom Bimdesimiweltministerium und Umweltbundesamt.- Muenchen: Vahlen, 1995. 663 S.
  122. Liesegang D.G. Umweltwirtschafl. Heidelberg: Univ. Verlag, 1997. 1691. S.
  123. Siebert H. Economics of the Environment. Theory and Policy. Berlin: Springer-Verlag, 1992.
  124. Wicke L. Umweltoekonomie. Muenchen: Vahlen, 1989.
Заполнить форму текущей работой