Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические возможности освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, наблюдение за деятельностью данной организации, анализ ее результатов и опросы участников показывают, что, несмотря на регулярную концертно-просветительскую деятельность Филармонии концертмейстеров и преподавателей, её эффективность все еще недостаточна и сегодня у большинства школьников по-прежнему отсутствует та музыкальная среда, которая необходима для «погружения» в мир… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. «Теоретические основы освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования»
    • 1. 1. Приобщение современных учащихся к классической музыке как актуальная проблема педагогической науки
    • 1. 2. Особенности эффективного освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования
    • 1. 3. Педагогическая модель освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования (Педагогическая филармония)
  • Выводы I Главы
  • ГЛАВА II. «Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации педагогической модели освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования»
    • 2. 1. Педагогические условия реализации модели в экспериментальной работе по освоению классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования
    • 2. 2. Содержание и методы освоения классической музыки учащимися в процессе деятельности Педагогической филармонии
    • 2. 3. Анализ и интерпретация результатов реализации педагогической модели освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования
  • Выводы II Главы

Педагогические возможности освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Культурное наследие — великое достояние человечества. Это то, что создает «зримую» связь веков, что помогает узнать прошлое и понять настоящее, то, что не должно «затеряться» в будущем.

Современные исследования показывают, что общество все глубже погружается в пространство массовой культуры, которая, являясь результатом общего движения культуры и бурного развития средств массовой информации в XX веке, оказывает огромное влияние на развитие человека — на его когнитивную, эмоциональную, эстетическую и этическую сферы.

Музыка, занимающая в массовой культуре значительное место, носит, в основном, развлекательный характер. В то же время серьезная музыкамузыка концертных залов с трудом становится достоянием широкого слушателя. Так, исследование, посвященное культурным потребностям москвичей, проведенное Институтом экономики РАН показало, что только 0,39% молодых людей 18−29 лет посещают филармонические концерты (данные на 2008 год), а основной контингент посещающих концерты классической музыки составляют люди пенсионного возраста и музыканты-профессионалы [71, 49].

Массовый слушатель все дальше отходит от истинных художественных ценностей и становится приверженцем навязываемой средствами массовой информации музыкальной моды. Тем более это относится к школьникам, особенно с учетом их все более раннего освоения компьютера и постоянного общения с другими средствами массовой информации — телевидением, радио, интернетом. От обилия беспорядочно получаемой информации мышление современных детей напоминает мозаику, которая не складывается в какой-либо осмысленный рисунок. Психологи называют такое мышление «клиповым» по аналогии с формой краткого, но предельно эмоционально насыщенного аудиовизуального сообщения, характерной особенностью которого является набор разнородных, иногда не связанных друг с другом фрагментов, оказывающих угнетающее когнитивную и деформирующее эмоциональную сферу человека воздействие. Как показывают исследования последних лет, обращение к искусству, к художественному творчеству, к занятиям музыкой, хореографией, живописью и рисунком способствует преодолению «клипового мышления» и формированию у ребенка более целостной картины мира (Л.Г. Савенкова, Л.И. Уколова).

Педагогика искусства и художественного творчества была предметом интереса исследователей на протяжении многих веков. Её вопросам уделяли внимание крупнейшие европейские философы (Аристотель, Гераклит, И. Кант, Ф. Ницше, Пифагор, Платон, и др). Проблемы воспитания и развития личности рассматривались в XIX — XX веках в нашей стране такими педагогами-исследователями, как Ш. А. Амонашвили, П. Ф. Каптерев, A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др. Воздействие эстетической (в том числе, музыкально-эстетической) среды на становление личности учащихся становится ядром исследований С. Т. Шацкого и его сподвижников.

О свойствах музыки, о ее влиянии на формирование личности человека много писали музыканты и ученые, такие как Б. В. Асафьев, JI.A. Баренбойм, В. В. Горностаева, Я. И. Мильштейн, Г. Г. Нейгауз, К. Орф, С .Я. Фейнберг, Ф. И. Шаляпин. Проблему совершенствования процесса музыкально-эстетического воспитания детей на основе развивающего потенциала искусства исследовали O.A. Апраксина, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский. Проблемы современной музыкальной педагогики, освещающие вопросы организации учебно-воспитательного процесса, исследованы в трудах A.C. Базикова, Е. А. Бодиной, Т. Г. Мариупольской, Г. М. Цыпина, J1.B. Школяр и др.

Психологический аспект развития творческих и музыкальных способностей изучали JI.JI. Бочкарев, J1.C. Выготский, Д. К. Кирнарская, Б.М.

Теплов. Способность к познанию и творческая активность учащегося рассмотрены в психолого-педагогических исследованиях Ю. К. Бабанского, Б. С. Гершунского, В. А. Сластенина. В русле данной диссертации особое внимание было уделено исследованиям развития интереса к музыкально-творческой деятельности, мотивационной сферы личности в целом, так как именно эта область определяет творческую активность учащихся (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, В. М. Коган, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, H.A. Менчинская, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков, П.М. Якобсон). Интерес как важнейшая психологическая категория рассматривается в исследованиях В. Б. Бондаревского, А. Е. Голомштока, Н. Г. Морозовой, А. И. Щербакова и др. Роль интереса в общем развитии ребенка изучали A.A. Люблинская, М. В. Матюхина, С. П. Манукян, С. Л. Рубинштейн.

Вышеизложенное показывает, что вопросы эстетического воспитания детей волнуют и философов, и психологов, и педагогов, причем на современном этапе пристальное внимание уделяется проблеме освоения учащимися классического наследия, развития у них интереса к достоянию художественной культуры. В данной работе понятие «освоение классического наследия» интерпретируется с позиций приобщения школьников к музыкальной культуре и включает в себя ряд результативных шагов — приобщение, развитие интереса, погружение, собственную творческую деятельность, сотворчество с педагогом. Классическая музыка, являясь существенной частью культурного наследия человечества, предоставляет широкие возможности для развития и саморазвития подрастающего поколения.

Еще в 1920;е годы в нашей стране педагоги, работавшие под руководством С. Т. Шацкого, стремились при помощи искусства пробудить у школьников желание учиться, узнавать новое, старались создать наполненную искусством среду, которая способствовала бы саморазвитию учащихся. «Воспитывать в том смысле, как мы понимаем — значит создавать в данной среде благоприятные условия для детей, черпающих и мотивы, и материалы из этой же среды. Нельзя говорить о педагогическом процессе, который протекает только в специальных школьных зданиях» [142, 29]. Эта плодотворная мысль нашла отклик в деятельности А. Д. Артоболевской, впервые организовавшей специальные концерты-лекции классической музыки в Киеве, а затем была широко развита Д. Б. Кабалевским, который стал инициатором детских филармонических лекций-концертов в Москве, успешно функционирующих до настоящего времени. Таким образом, исследователи отмечают, что область дополнительного образования предоставляет разнообразные педагогические возможности для успешного развития учащихся.

Обращает на себя внимание такая форма музыкального просвещения и развития учащихся как Филармония преподавателей и концертмейстеров детских школ искусств Москвы, созданная более 20 лет назад в системе дополнительного художественного образования на базе детских музыкальных школ и школ искусств. Ежегодно она проводит серию концертов для детей и подростков, направленных на развитие их музыкальной культуры. Концерты проходят в лучших залах Москвы: в Рахманиновском зале МГК им. П. И. Чайковского, в концертном зале центра П. Слободкина, в ГММК им. М. И. Глинки. В них принимают участие преподаватели и концертмейстеры образовательных учреждений Департамента культуры города Москвы — специалисты, в полной мере осознающие потребности своей аудитории и особенности ее восприятия. В 2010 году в филармонии была создана секция молодых преподавателей и концертмейстеров (возраст участников — до 35 лет), руководителем которой является автор данного исследования.

Вместе с тем, наблюдение за деятельностью данной организации, анализ ее результатов и опросы участников показывают, что, несмотря на регулярную концертно-просветительскую деятельность Филармонии концертмейстеров и преподавателей, её эффективность все еще недостаточна и сегодня у большинства школьников по-прежнему отсутствует та музыкальная среда, которая необходима для «погружения» в мир классической музыки. Неслучайно даже те дети, которые получают дополнительное образование в детских музыкальных школах, в своем большинстве остаются чуждыми классическому наследию. Парадоксально, что за время обучения в музыкальной школе учащиеся в большинстве своем так и не приобретают устойчивого интереса к классике, на которой, как известно, базируется музыкальное образование. Закончив обучение, они не продолжают активное общение с серьезным искусством. Такое индифферентное отношение к классической музыкальной культуре еще в большей степени характеризует учащихся общеобразовательных школ, которые не обучаются в детских музыкальных школах и школах искусств. Это говорит о том, что широкие педагогические возможности, имеющиеся в области дополнительного художественного образования детей, пока еще недостаточно осмыслены и освоены, что определяет направление работы по их изучению.

В данной работе исследуется наиболее результативный вариант развития Филармонии педагогов и концертмейстеров в форме Педагогической филармонии, к активной исполнительской и организационной деятельности которой привлекаются и сами учащиеся. Основной спецификой работы Педагогической филармонии является то, что творческая деятельность учащихся протекает в сотворчестве с педагогами. Как показало данное исследование, это способствует активизации интереса учеников к музыкальному искусству, что, в свою очередь, создает условия эффективного развития их творческого потенциала в процессе продуктивного и жизненно необходимого обращения учащихся к области музыкальной классики.

Противоречия между необходимостью активного приобщения учащихся к неувядающей классике, музыке концертных залов и недостаточной результативностью существующих методов, сложившихся в системе дополнительного образования, в частности, методов Филармонии педагогов и концертмейстеров в современных условиях, обусловили проблему исследования, которая заключается в необходимости выявления в общем массиве педагогических возможностей, имеющихся в области дополнительного художественного образования детей, наиболее эффективных форм приобщения учащихся к классической музыке. Указанная проблема определила тему исследования: «Педагогические возможности освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования».

Объект исследования: процесс освоения учащимися классической музыки в учреждениях дополнительного художественного образования.

Предмет исследования: педагогические возможности освоения классической музыки в условиях деятельности Педагогической филармонии.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические возможности освоения классической музыки учащимися в условиях деятельности Педагогической филармонии.

Гипотеза исследования. Педагогические возможности освоения классической музыки в дополнительном художественном образовании будут раскрыты наиболее эффективно, если:

— в учебном заведении будет организована работа по более полному освоению педагогических возможностей, предоставляемых учреждением дополнительного художественного образования детей в рамках деятельности Педагогической филармонии;

— учебно-воспитательный процесс на занятиях будет выстроен с опорой на инновационные методы и педагогические приемы организации Педагогической филармонии, базирующиеся на активизации самостоятельной творческой деятельности учащихся;

— при включении каждого учащегося в различные направления работы Педагогической филармонии в соответствии с его способностями и индивидуальными особенностями в соответствии с индивидуальной траекторией развития каждого ученика;

— в образовательной среде учебного учреждения будут созданы условия для а) целенаправленного развития интереса учащихся к классической музыкеб) активной сотворческой (исполнительской и организационной) деятельности учащихся и педагогов на протяжении всего периода обучения, включая работу в Педагогической филармонии.

Задачи исследования:

1. На основе системного анализа трудов по проблемам освоения учащимися классической музыки в условиях дополнительного образования определить теоретические позиции совершенствования данного процесса на современном этапе развития образования.

2. Определить факторы эффективного освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования.

3. Описать содержание, структуру и формы деятельности Педагогической филармонии как учебной концертно-просветительской организации, основанной на творческом сотрудничестве педагогов и учащихся.

4. Создать и апробировать педагогическую модель, отражающую специфику деятельности Педагогической филармонии, направленную на освоение учащимися классической музыки. На этой основе создать методические рекомендации по ее реализации в дополнительном художественном образовании.

Методологическую основу исследования составляют научные труды, освещающие:

— фундаментальные проблемы воспитания и развития личности (Ш.А. Амонашвили, A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.);

— эстетико-педагогические и искусствоведческие концепции о ведущей роли искусства в развитии творческой личности (А.И. Буров, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, А.Ф. Лосев);

— разработки проблем музыкального просвещения и теории музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Б. В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский,.

А.Луначарский, Г. М. Цыпин, Л. В. Школяр и др.);

— вопросы психологии развития интереса (В.Б. Бондаревский, А. Е. Голомшток, Л. А. Гордон, A.A. Люблинская, С. П. Манукян, М. В. Манохина, Н. Г. Морозова, С. Л. Рубинштейн, А. И. Щербаков и др.);

— концепции художественного образования и творческого развития на основе погружения в пространство искусства и сотворчества педагога и учащихся (В.П. Зинченко, Д. Б. Кабалевский, Д. С. Лихачев, Л.П. Печко).

— вопросы музыкальной педагогики, связанные с практикой исполнительства (Л.А. Баренбойм, А. Б. Гольденвейзер, В. В. Горностаева, И. Гофман, Г. М. Коган, А. Корто, Б. Л. Кременштейн, Я. С. Мильштейн, Г. Г. Нейгауз, С. И. Савшинский, Е. М. Тимакин и др.).

Методы исследования:

В процессе исследовательской работы были использованы следующие методы: теоретические — изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, программ музыкального образования, моделированиеэмпирические — педагогическое наблюдение за процессом воспитания учащихся в период их участия в деятельности Педагогической филармонии, беседа, тестирование, опроспедагогический эксперимент, количественный и качественный анализ и педагогическая интерпретация его данных.

Опытно-экспериментальная база исследования включает в себя Детскую музыкальную школу им. С. И. Танеева (гор. Москва), а также ряд Детских музыкальных школ и Детских школ искусств, которые принимают активное участие в деятельности Педагогической филармонии. В общей сложности педагогическим экспериментом было охвачено более 200 учащихся и 15 педагогов-музыкантов, в том числе, классы педагогов: П. А. Бакановой (вокал, 15 человек), А. Н. Громогласовой (фортепиано, 8 человек), Н. П. Злобиной (фортепиано, 12 человек), Ю. А. Маевской (хор, сольфеджио, музыкальная литература, 40 человек), С. А. Мунинкина (кларнет, 11 человек), С. Н. Пантелеева (виолончель, 7 человек), A.A. Решетовой (ударные, 14 человек), Т. С. Фроловой (скрипка, 12 человек), A.A. Щербаковой (вокал, 15 человек).

Этапы исследования.

Первый этап — поисково-теоретический (2006;2008 гг.) был направлен на изучение и анализ педагогической, психологической и искусствоведческой литературы, ознакомление с инновационным педагогическим опытом, соответствующим проблеме исследования, происходила первичная апробация исследуемых педагогических условий, происходило накопление опытных данных, выполнялись необходимые срезы констатирующего этапа эксперимента.

Второй этап — аналитический (2009;2010 гг.). На этом этапе осуществлялись структурирование и анализ полученных в результате экспериментальных действий данных, характеризующих педагогические условия развития интереса учащихся Детских музыкальных школ к классической музыке в условиях деятельности Педагогической филармонии.

Третий этап — обобщающий (2011 г.), который характеризовался обобщением и заключительной оценкой полученных экспериментальных данных, оформлением текста диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены пути реализации педагогических возможностей освоения учащимися классической музыки, обусловленные развитием у учащихся интереса к занятиям музыкой, а также созданием условий для проявления способностей и индивидуальных особенностей каждого учащегося в процессе сотворческой деятельности в Педагогической филармонии.

Деятельность Педагогической филармонии рассматривается в данной работе с новых исследовательских позиций, базирующихся на взаимосвязи развития интереса и результативности деятельности, что позволило выявить инновационные возможности Педагогической филармонии как эффективной формы концертно-просветительской и учебной деятельности в учреждениях дополнительного художественного образования.

Определены уровни развития интереса к музыкальному искусству и критерии, определяющие тот или иной уровень (интерес к музыке вообщемузыкальный кругозоринтерес к музыкальным занятиямнаправленность музыкально-вкусовых предпочтений), а также факторы эффективного освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования.

Выявлены педагогические направления сотворческой (как сольной, так и коллективной) деятельности в Педагогической филармонии.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были описаны и систематизированы педагогические возможности освоения классической музыки учащимися в процессе концертно-просветительской и учебной деятельности Педагогической филармонии — эффективной формы работы в сфере дополнительного художественного образования детей.

Разработана педагогическая модель деятельности Педагогической филармонии в условиях дополнительного музыкального образования.

В соответствии с исследовательским аспектом данной работы были с новых позиций сформулированы понятия «интерес к музыке», трактуемый как направленное продуктивное внимание к каким-либо явлениям искусства и жизни, сопровождаемое положительным эмоциональным фоном, «музыкальный кругозор», определяемый как информационное поле в области музыки, «музыкально-вкусовые предпочтения», которые определяются в исследовании как направленность к изменяющемуся в процессе образования и развития учащихся корпусу музыкальных произведений, к общению с которыми учащиеся стремятся самостоятельно.

Определены и теоретически обоснованы методы, расширяющие и систематизирующие представления учащихся о классической музыке, среди которых: а) метод соотнесения разучиваемого произведения с другими по принципу подобия для работы с учеником в классе, б) метод привлечения медиа-средств для занятий ребенка в домашних условиях, в) метод активизации интереса к классным и домашним музыкальным занятиям, что в целом способствует не только глубокому и осознанному освоению учащимися классической музыки, но и сохранению их интереса к серьезной музыке в дальнейшем.

Практическая значимость исследования заключается в практической реализации разработанной модели деятельности Педагогической филармонии в условиях дополнительного образования, что расширяет педагогические возможности освоения учащимися классической музыки, а также может способствовать созданию аналогичной организации в системе дополнительного музыкального образования в других городах и регионах России. Результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах теории и методики музыкального образования, а также в области переподготовки и повышения квалификации педагогов системы дополнительного музыкального образования, в работе методических кабинетов с целью повышения уровня музыкального воспитания учащихся.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на научно-методологические положения и практическую базу, а также совокупными методами исследования, его продолжительностью, практической проверкой основных положений на экспериментальной базе. Практическая часть работы проводилась лично соискателем в качестве участника мероприятий Филармонии педагогов и концертмейстеров (9 лет), а также руководителя ее молодежной секции (2 года).

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялись в процессе работы в инструментальных и теоретических классах ДМШ им. Танеева (лично соискателем в классе специального фортепиано), а также в классах других педагогов ряда учреждений дополнительного образования гор. Москвы: ДШИ им. М. А. Балакирева, ДШИ им. H.A. Римского-Корсакова, ДМШ им. В. В. Стасова, ДМШ им. А. Ф. Гедике. Результаты апробировались также в концертах, организованных Педагогической филармонией на классном, школьном и городском уровнях. Результаты исследования были апробированы в процессе участия в международных научно-практических конференциях: «Вокально-хоровое образование и исполнительство в XXI веке» (Москва, 16 марта 2011), «Современные методы и технологии музыкального образования» (Москва, 2012), «Музыкальное искусство и педагогика на современном этапе развития» (Москва, 2011).

Положения, выносимые на защиту:

1. Освоение учащимися классической музыки является действенной альтернативой негативному воздействию массовой культуры, значительной частью которой является развлекательная музыка низкого качества, оказывающая угнетающее влияние на когнитивную, эмоциональную и этическую сферы слушателей. Деятельность учреждений дополнительного образования должна совершенствоваться в соответствии с требованиями социума и обеспечивать развитие активного интереса учащихся к классической музыке, являющегося одним из этапов процесса ее освоения. Такой результат может быть достигнут в процессе деятельности Педагогической филармонии, активное участие в которой могут принимать не только педагоги и концертмейстеры, но и сами ученики, реализуя свой творческий потенциал в различной форме — как исполнительской, так и организационной.

2. Педагогические возможности освоения учащимися классической музыки в условиях дополнительного образования заключаются в следующем: плодотворное созидательное общение педагога и учащихся на уровне сотворчестваразвитие интереса к занятиям музыкой через интерес к классической музыкевключенность всех учащихся учреждения дополнительного образования в деятельность Педагогической филармониисоздание особой педагогически организованной музыкальной среды, способствующей не только систематическому пополнению знаний и умений учащихся в области музыки, но и постоянному закреплению их в процессе деятельности Педагогической филармонии.

3. Педагогическая модель освоения классической музыки учащимися, которая включает в себя структурно-целевой блок, отражающий основную цель, ее задачи и направления деятельности, пространственно-смысловой блок, представляющий виды и уровни связей с социальной и культурной средой, прогностический блок, дающий представление о направлениях и качественном содержании деятельности Педагогической филармонии в ближайшем будущем, реализованная в экспериментальной работе, дает основания для успешного освоения классической музыки учащимися в условиях дополнительного образования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.

Выводы II Главы.

Проведенное опытно-экспериментальное исследование выявило педагогические возможности освоения классической музыки в условиях дополнительного образования, показало особую эффективность Педагогической филармонии в процессе приобщения учащихся к музыкальной культуре, а именно: у учащихся повысился уровень интереса к музыке и музыкальным занятиям, расширился кругозор, изменились музыкально-вкусовые предпочтения в сторону классической музыки. Из всех учащихся (218 человек), прошедших опытно-экспериментальное обучение, 88 детей (40%) перешло в группы с более высоким уровнем интереса к музыке и музыкальным занятиям: из группы со средним уровнем интереса в группу с высоким уровнем интереса перешли 48 детей (44%), а из группы с низким уровнем интереса в группу со средним уровнем интереса перешло 40 человек (67%).

Всем детям очень понравилось участие в активной коллективной деятельности Педагогической филармонии, всем хочется продолжить и расширить эту деятельность в последующие годы обучения в музыкальной школе. Все дети выступали на концертах, многие из них приняли участие в концертах за пределами школы. Дети и их родители стали серьезнее относится к занятиям на инструментекак следствие, повысился уровень профессионального мастерства учащихся.

В результате экспериментальной работы по реализации модели освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного образования были выявлены наиболее эффективные педагогические условия: 1. индивидуальный подход в обучении — умение педагога подстроить методы обучения под индивидуальные особенности каждого ребенка- 2. плодотворное, созидательное общение между педагогом и учеником, заключающееся в духовной общности, взаимном доверии, откровенности, доброжелательности- 3. сотрудничество, характеризующееся следующими признаками: единство цели, наличие позитивных межличностных отношений, пространственное и временное соприсутствие, совместная организация и управление деятельностью, разделение действий и функций между участниками педагогического процессасотворчество учителя и ученикаобъединенность общей идеей или каким-либо совместным проектом.

В экспериментальной работе были применены методы расширения музыкального кругозора и развития интереса к музыке: метод соотнесения разучиваемого произведения с другими по принципу подобия, метод привлечения медиа-средств для занятий ребенка в домашних условиях, метод активизации интереса к классным и домашним музыкальным занятиям, а также методические приемы, базирующиеся на активизации сотворчества педагога и учащихся. Все участники эксперимента были включены в различные направления работы Педагогической филармонии в соответствии с их способностями и индивидуальными особенностями.

Совместная деятельность педагогов с детьми способствовала лучшему взаимопониманию между ними, получению навыков совместного творчества, а также помогла детям в формировании другого отношения и к себе, и к одноклассникам, и к педагогам, и к музыке. Сотрудничество, совместная творческая деятельность учеников с преподавателями заставляет детей максимально мобилизовать свои возможности, открыть в себе те способности, которые до этого не проявлялись, и тем самым наиболее интенсивно пройти путь к реализации своего личностного потенциала.

Таким образом, было выявлена тесная взаимосвязь между развитием интереса к музыке и музыкальным занятиям и освоением классической музыки учащимися в условиях дополнительного образования.

Исследование подтвердило, что педагогические возможности освоения классической музыки в дополнительном художественном образовании базируются на совместной музыкально-творческой деятельности учащихся и педагогов в процессе осуществления проектов.

Педагогической филармонии — общественной ведомственной музыкально-просветительской организации нового типа, основными задачами которой стали: развитие у детей и подростков интереса к классической музыке, расширение музыкального кругозора, формирование музыкальных предпочтений.

Результаты эксперимента показали действенность избранного направления освоения классической музыки учащимися в условиях дополнительного образования эффективность выявленных в ходе работы педагогических возможностей данного процесса.

Теоретическая разработка изучаемой проблемы и опытно-экспериментальная работа подтвердили правомерность выдвинутой гипотезы и позволили в заключение сделать следующие общие выводы:

1. В современных условиях, когда дети и подростки оказываются в сфере влияния тоталитарно господствующей массовой культуры, действенным методом противостояния ее негативному влиянию становится освоение учащимися классической музыки — носителя высоких эстетических и этических идеалов. Развитие активного интереса учащихся к классической музыке, что является одним из этапов ее освоения, может быть достигнуто в процессе деятельности Педагогической филармонииинновационной эффективной формы концертно-просветительской и учебной деятельности в учреждениях дополнительного художественного образования.

2. Педагогические возможности освоения классической музыки учащимися в условиях дополнительного образования наиболее полно.

170 представлены в деятельности общественной ведомственной музыкально-просветительской организации нового типа (Педагогическая филармония) и заключаются в осуществлении плодотворного сотворчества педагогов и учащихся, развитии устойчивого интереса к занятиям музыкой через интерес к классической музыке, создание музыкальной среды, обеспечивающей обращение к классическому музыкальному наследию на протяжении всей жизни.

3. Педагогическая модель освоения классической музыки учащимися в условиях дополнительного образования, включающая в себя теоретически разработанные и экспериментально апробированные методы расширения музыкального кругозора — метод соотнесения разучиваемого произведения с другими по принципу подобия, метод подключения к домашней работе медиа-средств, метод активизации интереса к классным и домашним музыкальным занятиям, может служить основанием для успешного освоения классической музыки учащимися в условиях дополнительного образования, что помогает им максимально реализовать свой творческий потенциал, обеспечивая тем самым их личностное развитие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Э. Б. Методологическая подготовка учителя музыки Текст.: учеб. пособие /Э. Б. Абдуллин. -М.: Мирос, 1992. — 67 с.
  2. Абулъханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. /К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  3. , Ш. А. Созидая человека Текст. / Ш. А. Амонашвили. -М.: Знание, 1982. 96 с.
  4. , А. Д. Первая встреча с музыкой Текст. / А. Д. Артоболевская. М.: Композитор, 1992. — 63 с.
  5. , Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании Текст. / Б. В. Асафьев. М.: Музыка, 1973. — 239 с.
  6. , Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства Текст. / Л. А. Баренбойм. Л.: Музыка, 1969. -288 с.
  7. , Г. С. Особенности культуры глубинного общения Текст. / Г. С. Батищев // Вопросы философии 1995. — № 3. — С. 109−129.
  8. , В. С. Школа диалога культур Текст. / В. С. Библер // Частная школа 1994.- № 1.
  9. , П. П. Избранные психологические произведения Текст. / П. П. Блонский. -М.: Просвещение, 1964. 547 с.
  10. , А. А. Восприятие и понимание человека человеком Текст. / А. А. Бодалев. М.: изд.-во Моск. ун-та, 1982. — 200 с.
  11. , А. А. Личность и общение. Избранные труды Текст. / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983. — 271 с.
  12. , Л. И. Избранные психологические труды Текст. / Л. И. Божович. М.: Международная педагогическая академия, 1995. -212 с.
  13. , Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  14. , В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Книга для учителя Текст. /В. Б. Бондаревский. М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
  15. , Ю. В. Эстетика Текст. /Ю. В. Борев. М.: Высшая школа, 2002. — 511 с.
  16. , Ю. А. По направлению к Рихтеру Текст. /Ю. А. Борисов. М.: Рутена, 2003. — 256 с.
  17. , А. В. Психология мышления и проблемное обучение Текст. / А. В. Брушлинский. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  18. , Н. Е. Сотворчество учителя и ученика в образовательном процессе современной школы Электронный ресурс. / Н. Е. Буланкина. Режим доступа: http://www.superidea.ru/intel/obuch/sotvorch.htm.
  19. , А. И. Эстетика: проблемы и споры Текст. / А. И. Буров. -М.: Искусство, 1975. 175 с.
  20. , И. А. Эмоции и мышление Текст. / И. А. Васильев, В. Л. Поплужный, О. К. Тихомиров. М.: изд. МГУ, 1980. — 192 с.
  21. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся Текст. / под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  22. Восприятие и деятельность Текст. / под ред. А. Н. Леонтьева. М.: изд. МГУ, 1976. — 320 с.
  23. , Л. С. Избранные психологические исследования Текст. / Л. С. Выготский. М.: изд. АПН РСФСР, 1956. — 620 с.
  24. , Г. В. Ф. Сочинения Текст.: в 14 т. Т. 7 / Г. В. Ф. Гегель. -М.: Соцэкгиз, 1946.
  25. , И. А. Музыка и духовное творчество Текст. / И.
  26. A.Герасимова //Вопросы философии 1995.- № 6. — с. 87−97.
  27. , М. В. Творчество и решение задач духовного развития личности в образовании Текст. / М. В. Гореликова // Инновации и образование. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — с. 46−53.
  28. , Н. А. Педагогика личности. Концепция личностного подхода в дошкольном и начальном школьном образовании Текст. / Н. А. Горлова. М.: МГПУ, 2004. — 240 с.
  29. , В. В. Два часа после концерта Текст. /D/ В. Горностаева. Дубна: Свента, 1995. — 223 с.
  30. , Л. В. Наука о развивающемся ребенке Текст. / JI.
  31. B. Горюнова, О. А. Горюнова, О. J1. Литвина. М.: Прометей, 1990. -213 с.
  32. , Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре Текст. / И. Гофман. М.: Классика — XXI, 2002. — 192 с.
  33. , В. Ю. Исполнитель и эстрада Текст. / В. Ю. Григорьев. М.: Классика — XXI, 2006. — 151 с.
  34. , В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанная на содержательном обобщении Текст. / В. В. Давыдов. Томск: Пеленг, 1992. — 111 с.
  35. , В. В. Развитие мышления в школьном возрасте. Принцип развития в психологии Текст. / В. В. Давыдов, А. К. Маркова. М.: Наука, 1978. — с. 295−315.
  36. , Д. Н. Эстетическое отношение и приобщение личности к эстетической культуре Текст. / Д. Н. Джола // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе.-М.: Педагогика, 1991. 109 с.
  37. , А. К. Развитие личности в учебной деятельности Текст. /А. К. Дусавицкий. М.: Дом педагогики, 1996. — 208 с.
  38. , Г. Развитие детской эмоциональности Текст. // Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров Психология саморазвития. М.: Психология, 1995. — с. 47−49.
  39. , Г. А. Музыка в системе культур Текст. /Г. А. Ермаков. Л.: Наука, 1987. — 178 с.
  40. , И. А. Педагогическая психология Текст. /П. А. Зимняя. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 480 с.
  41. , В. 77. О целях и ценностях педагогики Электронный ресурс. /В. П. Зинченко. Режим доступа: http://www.eidos.rn.
  42. , В. 77. Психологическая педагогика. Часть I. Живое знание Текст. / В. П. Зинченко. Самара, 1998. — 216 с.
  43. , Э. В. К беседе об эстетическом воспитании Текст. / Э. В. Ильенков // Школа должна учить мыслить. М.-Воронеж, 2002.-С. 91−94.
  44. , Е. П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. -СПб.: Питер, 2000. 512 с.
  45. Искусство и духовный мир человека Текст. М.: Знание, 1982.-112 с.
  46. , Д. Б. Воспитание ума и сердца Текст. /Д. Б. Кабалевский. — М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  47. , Д. Б. Как рассказать детям о музыке? Текст. / Д. Б. Кабалевский. М.: Педагогика, 1986. — 192 с.
  48. , М. С. О перспективах развития эстетики как философской науки Текст. / М. С. Каган //Эстетика в интерпарадигмальном пространстве- перспективы нового века. -СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 4−5.
  49. , М. С. Общее представление о культуре Текст. / М. С. Каган // Введение в культурологию / под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. СПб.: Искусство, 2003. — С. 6−14.
  50. Как научить играть на рояле Текст.: сб. науч. тр. /сост. С. В. Грохотов. М.: Классика-ХХ1, 2009. — 220 с.
  51. , С. Музыкальная эстетика в античной философии и раннем христианстве Электронный ресурс. / С. Калмыкова. -Режим доступа: http://www.plato.spbu.ru/CQNFERENCES/2001/13.htm.
  52. , В. В. О духовном в искусстве Текст. / В. В. Кандинский. Л.: Ленинградская галерея, 1990. — 65 с.
  53. , И. Собрание сочинений в 6 томах. Т.4. текст. /И. Кант.- М.: Мысль. 630 с.
  54. , И. Э. Моделирование образовательного пространства школы средствами искусства Текст. / И. Э. Кашекова.- М.: изд. Дом РАО, 2007. 168 с.
  55. , Д. К Музыкальные способности Текст. / Д. К. Кирнарская. М.: Таланты-ХХ1 век, 2004. — 451 с.
  56. , Л. И. Индивидуальность и творческое мышление Текст. / Л. И. Кирнос. М.: Просвещение, 1992. — 171 с.
  57. , Н. И. Общество знания и философия культуры Текст. / Н. И. Киященко // Проблемы философии культуры. М.: ИФРАН, 2012. — С. 592.
  58. , Н. И. Эстетика философская наука Текст. / Н. И. Киященко. — М.: Вильяме, 2005. — 592 с.
  59. , Н. И. Искусство и духовный мир человека Текст. / Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров. М.: Знание, 1983. — 63 с.
  60. , В. И. Мотивы поведения и деятельности Текст. / В. И. Ковалев. М.: Наука, 1988. — 193 с.
  61. , Г. М. Работа пианиста Текст. / Г. М. Коган. М.: Музгиз, 1963. — 200 с.
  62. , Г. М. Педагогический словарь Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Изд. Центр Академия, 2004. — 176 с.
  63. , Д. В. Учителю о психологии и физиологии подростка Текст. / Д. В. Колесов, И. Ф. Мягков. М.: Просвещение, 1986. -80 с.
  64. Кон И. С. Хрестоматия по возрастной психологии Текст. / И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн. М.: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.
  65. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года Текст. //Народное образование.-2005. № 2. — С. 248−252.
  66. , А. О фортепианном искусстве Текст. / А. Корто. — М.: Классика XXI, 2005. 252 с.
  67. , А. О фортепианном искусстве. Статьи, материалы, документы Текст. / А. Корто. М.: Музыка, 1965. — 383 с.
  68. , Г. С. Избранные психологические труды Текст. / Г. С. Костюк. М.: Педагогика, 1988. — 304 с.
  69. , А. 77. О подростках Текст. / А. П. Краковский. — М.: Педагогика, 1970. 271 с.
  70. , Б. Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано Текст. /Б. Л. Кременштейн. М.: Классика XXI, 2009. — 132 с.
  71. , В. Т. Культуросообразное образование: концептуальные основания Текст. /В. Т. Кудрявцев, В. И. Слободчиков, Л. В. Школяр //Известия РАО. 2001.- № 4. — С. 446.
  72. Культура и культурные потребности москвичей Текст. /отв. редактор А. Я. Рубинштейн. М.: Экономика, 2010. — 240 с.
  73. , Н. Н. Музыкальная культура XX века Текст. / Н. Н. Курчан // Мировая художественная культура, XX век. М.: Питер, 2009. — 426 с.
  74. , А. 77. Генезис эстетических переживаний Текст. /А. П. Ларьков. Автореф. дисс. канд. философских наук. — Киев, 1986. — 25 с.
  75. , Н. С. Умственные способности и возраст Текст. / Н. С. Лейтес. М. '.Педагогика, 1971. — 211 с.
  76. , А. А. Психология общения Текст. / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2005. — 368 с.
  77. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  78. , А. Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах. Т. 1 Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. -320 с.
  79. , Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников Текст. / Б. Т. Лихачев. М.: Просвещение, 1985. — 175 с.
  80. , А. Ф. Основной вопрос философии музыки Текст. / А. Ф. Лосев // Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991, — С. 315−335.
  81. , А. В. В мире музыки Текст. /А. В. Луначарский. -М.: Советский композитор, 1971. 539 с.
  82. , А. А. Детская психология Текст. /А. А. Любинская. -М.: Просвещение, 1971. С. 130. — 375 с.
  83. , А. Н. Теоретические основы формирования художественной культуры подростков Текст. / А. Н. Малюков. М.: Прометей, 1993. — 144 с.
  84. , А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности Текст. / А. Н. Малюков. Дубна: Феникс, 1999. — 256 с.
  85. , С. П. Актуальные проблемы современной педагогики Текст. /С/ П. Манукян. М.: Педагогика, 2003. — 65 с.
  86. , А. К. Психология обучения подростка Текст. / А. К. Маркова. М.: Знание, 1975. — 64 с.
  87. , М. В. Мотивация учения младших школьников Текст. / М. В. Матюхина. М.: Педагогика, 1989. — 150 с.
  88. , В. В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки Текст. / В. В. Медушевский // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. — С. 178−195.
  89. , В. В. Интонационная форма музыки Текст. / В. В. Медушевский. М.: Композитор, 1993. — 193 с.
  90. , В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки Текст. / В. В. Медушевский. -М.: Музыка, 1976. 254 с.
  91. , М. Мой метод Текст. / М. Монтессори. — М.: Центрполиграф, 2010. — 414 с.
  92. , Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье Текст. / Н. Г. Морозова. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961. — 224 с.
  93. , Н. Г. Учителю о познавательном интересе Текст. / Н. Г. Морозова. М.: Знание, 1979. — 48 с.
  94. , Е. В. О психологии музыкального восприятия Текст. /Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. — 389 с.
  95. , Г. Г. Об искусстве фортепианной игры Текст. / Г. Г. Нейгауз. М.: Госмузиздательство, 1961. — 318 с.
  96. , Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога Текст. / Г. Г. Нейгауз. М.: Музыка, 1988. — 240 с.
  97. , Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям Текст. / Г. Г. Нейгауз. М.: Искусство, 1983. — 528 с.
  98. , Е. И. Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования. Автореф. дисс. канд. Наук Текст. / Е. И. Никитина. -М., 2007. 24 с.
  99. Общая психология Текст. / под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
  100. , В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии Текст. / В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев. Санкт-Петербург, Воронеж, 1995. — 232 с.
  101. , В. И. Музыкальная психология Текст. / В. И. Петрушин. М.: Пассим, 1994. — 303 с.
  102. , А. Я. Психология творчества Текст. / А. Я. Пономарев. М.: Наука, 1976. — 303 с.
  103. Проблемы эстетического воспитания подростков Текст. / под ред. Л. В. Богомоловой. М.: Новая школа, 1994. — 95 с.
  104. Программы дополнительного художественного образования детей Текст. / ред.-сост. Н. И. Кучер, Е. П. Кабкова. М.: Просвещение, 2005. — 238 с.
  105. Психологический словарь Текст. / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 672 с.
  106. Психология. Словарь Текст. / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М. ¡-Политиздат, 1990. — 494 с.
  107. , Д. А. Играет Иосиф Гофман Текст. / Д. А. Рабинович //Советская музыка. -1961.- № 7. С. 84−87.
  108. , К. Психология творчества Электронный ресурс. /К. Роджерс. Режим доступа: http://vikent.ru/enc/2194/.
  109. , С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. J1. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
  110. , Ю. А. Воспитание воображения школьника Текст. /Ю. А. Самарин. Л.: Лениздат, 1947. — 80 с.
  111. , Ю. В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося Электронный ресурс. / Ю. В. Сенько. Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article.
  112. , В. И. Психология человека Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Владос, 1995. — 291 с.
  113. Словарь иностранных слов Текст. / под ред. Ф. Н. Петрова, Л. С. Шаумяна. М.: Русск. яз., 1984. — С. 318.
  114. Словарь практического психолога Текст. / ред.-сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997. — 799 с.
  115. , Г. В., Меськов B.C. Логика в системе культуры Текст. / Г. В. Сорина, В. С. Меськов // Вопросы философии. 1996. -№ 2. — С. 93.
  116. , А. Н. Эстетическая природа жанра в музыке Текст. / А. Н. Сохор // Вопросы социологии и эстетики музыки. — Л.: Советский композитор, 1981. 286 с.
  117. , А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия Текст. / А. Н. Сохор // Проблемымузыкального мышления / под ред М. Г. Арановского. М.: Музыка, 1994. — 331 с.
  118. , М. С. Выразительный человек (о внешнем и внутреннем в музыкально-сценическом высказывании) Текст. / М. С. Старчеус // Музыка. Миф. Бытие. Сборник статей. М.: Изд.-во Московской гос. консерватории, 1995. — 455 с.
  119. , Л. Музыка для всех нас Текст. / Л. Стоковский.- М.: Музыка, 2003. 425 с.
  120. , В. А. О воспитании Текст. / В. А. Сухомлинский. М.: Политиздат, 1988. — 269 с.
  121. , В. А. Сердце отдаю детям Текст. / В. А. Сухомлинский. Киев: Радянська школа, 1974. — 288 с.
  122. , М. Д. Эстетическое воспитание школьников Текст. /М. Д. Таборидзе. М.: Педагогика, 1988. — 101 с.
  123. , Б. М. Психология музыкальных способностей Текст. / Б. М. Теплов. М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. — 355 с.
  124. , Л. И. Музыкальная среда как средство становления духовной культуры подрастающего поколения Текст. / Л. И. Уколова. М.: АС-Траст, 2007. — 194 с.
  125. , Л. И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека Текст. / К/В/ Уколова. Автореф. дисс. доктора пед. наук.- М., 2008. 55 с.
  126. , К. Д. Проблемы педагогики Текст. / К. Д. Ушинский М.: УРАО, 2002. — 591 с.
  127. , К. Д. Проблемы педагогики Текст. / К. Д. Ушинский. М.: Дрофа, 2005. — 498 с.
  128. Федеральный закон о дополнительном образовании Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.dop-obrazowanie.narod.ru.
  129. Формирование интереса к учению у школьников Текст. /под ред. А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1986. — 191 с.
  130. , Ю. Н. О формах постижения музыкального бытия Текст. / Ю. Н. Холопов //Вопросы философии 1993. — № 4. — С. 106−114.
  131. , В. Н. Музыка как вид искусства Текст. / В. Н. Холопова. М.: НТЦ Консерватория, 1994. — 261 с.
  132. Художественное творчество и ребенок Текст. / под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1982. — 285 с.
  133. , Г. А. Виды общения в обучении Текст. / Г. А. Цукерман. -Томск: Пеленг, 1993. 268 с.
  134. , Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться Электронный ресурс. / Г. А. Цукерман. Режим доступа: http://www.childpsy.ru.
  135. , С. В. Педагогические условия воспитания эстетической культуры школьников в учреждениях дополнительного образования детей Текст. / С. В. Цурюмова //Вопросы гуманитарных наук 2006. — № 6. — С. 393−406.
  136. , Г. М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества Текст. / Г. М. Цыпин. М.: Просвещение, 1999. — 249 с.
  137. , Г. М. Обучение игре на фортепиано Текст. / Г. М. Цыпин. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  138. , Т. В. Музыка в истории культуры Текст. / Т. В. Чередниченко. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. — 218 с.
  139. , С. Т. Изучение жизни и участие в ней Текст. / С. Т. шацкий // Революция-Искусство-Дети Т.2 /ред.-составитель Н. П. Старосельцева. М.: Просвещение, 1988. — 367 с.
  140. , В. А. Восприятие музыкальной классики как психолого-педагогическая проблема Текст. / В. А. Школяр. Москва: ИХО РАО, 2011. — 195 с.
  141. , Л. В. Музыка и духовный мир школьника Текст. / J1. В. Школяр//Искусство в школе 1990. — № 2. — С. 64−71.
  142. Шор, Ю. М. Искусство и эстетическая культура Текст. /Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. М.: НИИХВ, 1991. — 109 с.
  143. , Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Текст. / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  144. , Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении Текст. / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1984. — 192 с.
  145. , Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся Текст. / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. — 318 с.
  146. , Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике Текст. / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1971. — 352 с.
  147. , Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах Текст. / Д. Б. Эльконин /под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: изд. Института практической психологии, 1997. — 416 с. Якобсон П. М. Чувства, их развитие и воспитание. — М.: Знание, 1976. — 64 с.
  148. Эстетическая среда и развитие культуры личности Текст. // Межвузовский сборник научных трудов /под ред. J1. П. Печко, Н. П. Гвоздевой. М.-Луганск, 2000.
  149. , Б. 77. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» Текст. / Б. П. Юсов. М.: Спутник, 2004. — 252 с.
  150. , С. Г. Психологические проблемы эстетического развития детей Текст. / С. Г. Якобсон. М.: Педагогика, 1984. -184 с.
  151. , Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста Текст. / Е. JI. Яковлева //Вопросы психологии -1994. № 5. — с. 37−42.
  152. , Ю. В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося Электронный ресурс. / Ю. В. Сенько. Режим доступа: www. bim-bad.ru/biblioteka/article full.
  153. ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
  154. МЕТОДИЧЕСКИМ КАБИНЕТ ПО УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЯМискусств и культурыксмомафЯ. 1 I 1 м? ' г —, 11. ЖУлии (Викторовнеу 1) —, / ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ГОУ ГОРОДА’МОСКВЫ «Детская музыкальная ппсола имени С.И. Танеева"ч 1 г ^» * ¦* «ь ^}5<
  155. ЗА АКТИВНУЮ ИСПОЛНИТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ¿- > ' и
  156. Ч? «¿-{СВЯЗИ С 20-ЛЕТИЕМ СОЗДАНИЯ? Л» -Г' >
  157. ФИЛАРМОНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДЕТСКЩС’МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ
  158. И ШКОЛ ИдаШта ДЕПАР ГА МЕНТА КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ1. Х^Ж **л у. «^'1. Директор-!^ V1. VM «I.V- А? к *1. X * I Ч> * W V > *, ts
Заполнить форму текущей работой