Коррекция фонетико-фонематического недоразвития и нерезко выраженного общего недоразвития речи у детей младшего школьного возраста имеющие нарушения письменной речи
Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей школьного возраста. Дети, у которых нарушения произношения (смешения фонем) сочетаются с недостаточностью фонемного восприятия, составляют 20−25% от общего числа детей, зачисленных на логопедические занятия. В связи с этим у них возникают трудности в овладении звуковым анализом и синтезом слова, а как результат — неуспеваемость по письму… Читать ещё >
Коррекция фонетико-фонематического недоразвития и нерезко выраженного общего недоразвития речи у детей младшего школьного возраста имеющие нарушения письменной речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Общие признаки: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.
Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей школьного возраста. Дети, у которых нарушения произношения (смешения фонем) сочетаются с недостаточностью фонемного восприятия, составляют 20−25% от общего числа детей, зачисленных на логопедические занятия. В связи с этим у них возникают трудности в овладении звуковым анализом и синтезом слова, а как результат — неуспеваемость по письму.
Характер ошибок, связанных с неправильным произношением и нарушением фонематического восприятия, у учащихся разнообразен: замены, пропуски согласных и гласных, пропуски слогов и частей слов, перестановки, добавления, раздельное написание частей слова.
Прямое соответствие между нарушениями произношения, письма и чтения, обнаруживаются не всегда. В ряде случаев одна и та же степень нарушения произношения сочетается с различной тяжестью нарушения чтения и письма, и наоборот.
В других случаях при сравнительно незначительных сглаженных нарушениях произношения на первый план выступают недостатки письма и чтения. У отдельных детей, наоборот, отмечается при наличии многих фонетических дефектов незначительные недостатки письма и чтения.
Правомерно рассмотреть у учащихся младшего школьного возраста нарушение произношения и восприятия звуков как фонетико-фонематическое недоразвитие лишь до момента овладения грамотой, т. е. в течение 1 полугодия 1 класса. Далее следует квалифицировать этот вид речевой недостаточностим как нарушение письма и чтения обусловленное фонетико-фонематическим нарушением.
Система коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим нарушением в условиях школьного логопедического пункта предусматривает единство основных направлений в работе: постановку отсутствующих и неправильно произносимых звуков, введение поставленных звуков в речь и развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов.
Постановка звуков проводится общепринятыми в логопедии методами. При этом большое внимание уделяется сознательному закреплению артикуляции звука, что имеет большое значение в развитии аналитико-синтетической деятельности учащихся. Поставленные звуки вводятся в самостоятельную речь. Чтобы лучше отдефференцировать смешиваемые звуки внутри одной группы и создать более прочные связи между слуховым и артикуляционным образом, необходимо сначала научить детей произносить, и различать каждый звук в пределах одной группы и создать более прочные связи между слуховым и артикуляционным образом, необходимо сначала научить детей произносить, и различать каждый звук в пределах одной фонетической группы. Упражнения подбираются так, чтобы последовательно отработать каждый смешиваемый звук.
Работа ведется над несколькими звуками из разных групп (например, ш, р). Упражнения в правильном произношении и различении звуков сочетается с обучением выделению звуков в словах, определении их последовательности. При этом создается определенная основа для более глубокой работы по анализу и синтезу звуко-буквенного состава слов.
Проводится направленная работа по выработке у детей прочных связей между звуками и буквами. Систематическое использование серии упражнений для выработки умений соотносить определенную артикуляцию с соответствующим звучанием и затем акустико-артикуляционный образ звука с буквой предупреждает ошибки на замены сходных букв на письме.
Итак, раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников и своевременно предупреждать учащихся общеобразовательной школы.
Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи школьного возраста осуществляется в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Дети с общим недоразвитием речи 3 уровня могут обучатся в общеобразовательной школе.
Разговорная речь детей малословна, тесно связана с определенной ситуацией. Связная речь значительно отстает от возрастной нормы по уровню развития и имеет специфические дефекты, наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике.
Речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, поэтому часто у детей с общим недоразвитием речи наблюдается задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций. Дефицит речевых средств создает проблемы и при адаптации детей к началу школьного периода. Поэтому нельзя пренебрегать той коррекционной помощью, которую оказывают специалисты детям с общим недоразвитием речи еще в дошкольном возрасте.